Блок А.А. в своем творческом процессе всегда сохранял устои символизма, впрочем его первые стихи несли в себе сильно демонстративный, мятежный, патриотичный, коммунистический, мятежный характер.

В 1905 году А.А. Блоком был начертан стих «Девушка пела в церковном хоре» во время грядущей братоубийственной войны и русского переворота. Излучатели русской литературы говорят, что эпоха данного стихотворения была связана с действиями японско-русской войны.

По основам противоположности написано стихотворение. Голос прекрасной девушки в белом убранстве похожа, как две капли воды на ангела, спокойствие и благодать -все это антагонистичность циничной реальности страха, беспощадности, варварства и бессердечия в период гражданских переворотов и войн. Лик девушки, которая поет в стихотворении сообщается с ликом напевающего пения "уносящийся в купол», а белый наряд в стихотворении -это облик луча надеж, который пробуждает в душе надежду, веру в завтрашнюю тишь и благодать. Печаль жизни представляющий мглу церкви. Под влиянием прекрасной музыки мгла мало-помалу рассыпается под звуки пленительно сказочной музыки. Лёгкий луч света, который попадает на белое одеяние девушки представляет собой надежду, веру в светлую и спокойную жизнь.

Вторая часть стихотворения оказывается гранью, что разделяет надежду, музыку, песню и действительностью. Поэт вещает о том, что бренное существование безгранично жестоко в нем есть место для печали, беды, смерти, несчастья; развертывая при этом библейские выражения " Глаголет истину устами младенца"

После смертной казни у Зимнего дворца в последствии несчетных преград, показов, манифестаций Блок А.А. написал -это стихотворение. Самому поэту данная литература несла беспредельно высокую цену, данное писательское старание не увенчалась успехом, после чего Блок А.А. целиком отказался от написания коммунистических стихов. "Девушка пела в церковном хоре..." особенно этим стихом поэт финишировал каждое общедоступное выступление.

Анализ стихотворения Блока Девушка пела в церковном хоре №2

Александр Блок - знаменитый русский поэт-символист. Он вырос и воспитывался в интеллигентной семье. В своих ранних стихах поэт часто выражал свои патриотические и революционные мысли. Блок был восхищен идей равенства всех людей, идеалистично верил в нее. Во время юношеского максимализма он еще не осознавал что любые движения, революции не обходятся без тысяч жертв, а то и намного больше.

Данное стихотворение поэт написал в 1905 году. Именно тогда произошли кровавые события. Россией прокатилась волна восстаний обычных рабочих, крестьян против своих угнетателей. Но бунты были беспощадно подавленны, утопленные в крови. Блок был свидетелем всего этого и был отрезвлен, начал задумываться, о том стоит ли какая-то даже благая идея многих человеческих жизней. Кроме революции на него также повлияли и события русско-японской войны, а именно Цусимское сражение.

Стихотворение, которое мы рассматриваем насквозь проникнуто антитезой. Грубости, жестокости и крови поэт приставляет прекрасную девушку, которая прекрасно поет и похожа на ангела. Условно стих можно разделить на две части. В первую входят три первых строфы. Они описают то прекрасное, что поэт увидел в храме. Пение девушки ассоциируется с молитвой. Корабль который ушел в море должен вернуться, это предполагается в мотиве. Пение девушки также символизирует силу искусства, которое дает надежду, веру в будущее. В церкви стоит мрак, поэт использовал этот символ чтоб показать что вся человеческая жизнь часто похожа на мрак. Но под воздействием музыки, прекрасного искусства мрак рассеивается. Тонки луч на плече девушке символизирует возрождающиеся веру в светлую жизнь.

Вторая часть стиха начинается с четвертой строфы. Блок показал как мечты, надежда, вера в прекрасное отличаются от реальной жизни. Плачущий ребенок есть тем, кто быстро отрезвляет нас, показывая реальную жестокую действительность.

Это был любимый стих Александра Блока. Он всегда, читая перед публикой заканчивал выступление именно этим стихотворением.

Анализ стихотворения Девушка пела в церковном хоре по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Утес Лермонтова 6 класс

    Утес - это стихотворение написанное в 1841 году. Это стихотворение написал Михаил Юрьевич Лермонтов. В этом стихотворении мы можем встретить очень много литературного приёма олицетворения.

  • Анализ стихотворения Игра Зинаиды Гиппиус

    На самом деле многие исследователи человеческой культуры ставят игру в основу всего человеческого существования. Дело даже не в пафосных сравнения всего мира с театром или рассмотрение людей как актеров какой-то божественной комедии

  • Анализ стихотворения Тютчева Неохотно и несмело 6 класс

    Федор Тютчев – человек, тонко чувствующий ту еле ощущаемую грань между прекрасным и всем бытовым в нашей жизни. Мир полон красоты – просто нужно уметь замечать все ее проявления в нашем крошечном мире.

  • Анализ стихотворения Кинжал Брюсова 11 класс

    Произведение относится к гражданской лирике поэта и является одной из частей поэтического цикла «Венок», написанного в переломный для автора период времени.

  • Анализ стихотворения Мне осталась одна забава Есенина

    Поздний этап творчества Есенина по большей части характеризуется ощущением фатализма и приближающейся гибели. Конечно, довольно часто поэты вообще поднимают тему бренности бытия и возможности собственной кончины

«Девушка пела в церковном хоре…» Александр Блок

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

Анализ стихотворения Блока «Девушка пела в церковном хоре…»

Александр Блок в своем творчестве придерживался традиций символизма, однако его ранние стихи носили ярко выраженные революционный и патриотический характер. Поэт вырос в интеллигентной семье с передовыми взглядами и с самого детства понимал, что мир устроен несправедливо. Идея равенства людей стала заветной мечтой Блока, и с присущим юности максимализмом поэт культивировал ее в своих произведениях, еще не осознавая того простого факта, что смена власти – это смерть, страдания и боль десятков тысяч людей, ценой жизни которых и достигается революция.

Первое отрезвление пришло к поэту в 1905 году, когда по всей России прокатилась волна восстаний рабочих и крестьян, жестоких, кровавых и беспощадных. Именно тогда Александр Блок стал задаваться вопросом о том, стоит ли даже самая благая и здравая идея того, чтобы жертвовать ради нее человеческими жизнями. Именно в этот период поэтом было создано очень волнующее и трогательное стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…», в котором автор попытался показать всю бесперспективность силовых методов захвата власти, которые влекут за собой лишь смерть и разрушения .

Следует отметить, что летом 1905 года Россия была охвачена самой настоящей революционной агонией. Фактически назревала гражданская война, когда люди озверели уже настолько, что готовы были убивать своих соотечественников только за то, что те придерживаются иных политических взглядов. В российских храмах непрерывно шли службы во спасение Отечества, и на одной из них, судя по всему, побывал Александр Блок.

Самым ярким впечатлением, которое вынес из посещения храма поэт, стало пение девушки в церковном хоре, чей голос, «летящий в купол», дарил надежду всем, кто находился рядом. Девушка пела о «кораблях, ушедших в море» и обо всех «усталых в чужом краю». За этими расплывчатыми и завуалированными определениями явно угадываются образы простых русских крестьян и рабочих, которые вынуждены отстаивать свои интересы с оружием в руках . О том, какое будущее ждет страну, в тот момент не знал никто. Однако массовые митинги и демонстрации, которые нещадно подавлялись властью, вселяли в простых обывателей неподдельный ужас. Мир, такой привычный, обустроенный и надежный, готовы был рухнуть в одно мгновение, погребя под своими обломками тысячи ни в чем не повинных людей. Поэтому в песне девушки из церковного хора многие услышали обещание того, что «радость будет», и люди, выступившие в защиту своих прав, сложат оружие. Конфликт между правящей элитой и низшими сословиями будет урегулирован, и жизнь войдет в привычное, безмятежное русло.

Однако Александр Блок понимает, что прошлого уже не вернуть, и революция 1905 года является своеобразной «генеральной репетицией» перед кровавой и беспощадной бойней, которая неизбежна когда простым людям нечего терять, кроме собственной жизни. Поэтому автор убежден, что не стоит тешить себя несбыточными надеждами и верить сказки о светлом будущем, которое невозможно построить на костях убитых . Поэтому поэт заканчивает свое стихотворение пугающей и лишающей надежды строчкой — «у Царских Врат, причастный Тайнам, — плакал ребенок о том, что никто не придет назад».

Именно после неудавшейся революции 1905 года, сопровождавшейся еврейскими погромами, во время которых погибли десятки тысяч человек, Александр Блок отказался от своих идей о смене власти насильственным путем. Поэт хорошо представлял себе, во что выльется подобный переворот, и пытался предостеречь от него общество. Но эти литературные попытки не увенчались успехом, и тогда Блок полностью отказался от революционных стихов, посвятив себя символизму.

В августе 1905 года Александр Блок написал стихотворение «Девушка пела в церковном хоре»:

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

Речь в этом стихотворении идет о гибели русской эскадры в Цусимском сражении 1905 года. Первая строфа отсылает нас к ектенье — молитве о плавающих и путешествующих. Царские врата — это вход в алтарь православной церкви, а ребенок, причастный Тайнам, — по-видимому, изображение Спасителя.

Цусимское сражение для Блока — злободневная тема, факт современной ему реальности, неслучайно он пишет об этих событиях, используя дольник — стихотворный размер, ставший популярным уже в XX веке (в XIX веке мало кто решался им пользоваться).

В дольнике нарушается правильное чередование ударных и безударных слогов, и звук создает особый, индивидуальный ритм. Блок однажды признался: «Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов». Эти ключевые слова — слова-символы, в данном стихотворении — «пел» или «пела», «белый». Расстояние между ключевыми словами заполняется звуком, музыкой. «Белое платье пело в луче», — Блоку важно на протяжении всего стихотворения сохранить сочетание губного [б] или [п] и звука [л]: «пело», «белое», «платье». Этот звуковой поток и создает музыку стихотворения.

«Радость будет» — это цитата из Евангелия от Иоанна, глава 15, стих 11: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна». «Радость будет» — слова Христа, но у Блока они обрамлены словами «И всем казалось…» А сам Спаситель, младенец, знает, что никто не придет назад. Ушедшие и не вернувшиеся корабли — очень устойчивый мотив в поэзии Блока 1905-1907 годов, он есть в стихотворении «Взморье», есть в «Старость мертвая бродит вокруг», есть в драме «Король на площади», где прямо сказано: «Корабли не придут. Их уничтожит буря. Горячий ветер разносит смерть».

Таким образом мы оказываемся перед вопросом, как реальный факт — гибель эскадры в Цусимском сражении — осмыслен в поэзии Блока, которую не зря называют поэзией символистской. Для Блока символ — это всегда земной знак иного, неземного мира, всегда знак какой-то высокой ценности, которую мы на Земле можем угадать, а можем и не заметить. Символом может стать луч, буря, снежная метель — все может стать символом и обрести обобщенный историософский смысл.

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

И только высоко, у Царских Врат,

Причастный Тайнам, - плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Композиция стихотворения

Но пение преображает все вокруг, девушка освещает темный мир:

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

Можно было закончить стихотворение на этом, но слово «казалось» сеет сомнение, что конец будет счастливым. И действительно, концовка оставляет читателя в замешательстве: появляется плачущий ребенок, который, на мой взгляд, является ангелом.

И этот ангел проливает слезы о том, что души становится все меньше, она не спит, а просто испаряется, не находя себе применения; а человек без души никогда не обретет вечную жизнь, никогда не вернется туда, откуда пришел:

И только высоко, у царских врат,

Причастный тайнам, - плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

И мне кажется, этим Блок хотел сказать, что ничто не может вернуть эти души: ни молитва девушки, ни свет, который она несет.

В этом стихотворении поэт передает взаимодействие Вечной Женственности, красоты с реальностью жизни, то есть связь земного и Божественного.

В начале стихотворения – покой, умиротворение. Изображена церковь, поющая девушка, а на втором плане - уплывающие в море корабли, люди, забывшие радость свою. Девушка в церковной песне сопереживает «...усталым в чужом краю, кораблям, ушедшим в море, забывшим радость свою». Ее песня – молитва об отторгнутых от родного крова, о заброшенных на чужбину. Умиротворенное пение побуждало каждого из мрака смотреть на ее белое платье и слушать скорбящую песнь. Мрак и ее белое платье символизируют грешное и святое среди этого жестокого мира. Своим пением она вселяла в людей частичку искренней доброты, надежды на лучшее, светлое будущее: «…И всем казалось, что радость будет, что в тихой заводи все корабли, что на чужбине усталые люди светлую жизнь себе обрели».

Мы видим единение присутствующих в церкви в одном духовном порыве. Еще в начале стихотворения не было надежды на счастье, светлую жизнь. Но когда из мрака слышался ее нежный голос и появлялось белое платье, освещенное лучом, то приходила уверенность, что мир прекрасен, стоит жить ради прекрасного на Земле, несмотря на все беды, несчастья. Но среди всеобщего счастья кто-то будет обделен и несчастен - тот, кто ушел на войну. И теперь воин будет жить только лишь воспоминаниями, надеясь на лучшее.

Своим ослепительным сиянием, нежным голосом девушка давала людям возможность забыть на мгновение о том, что происходит за пределами церкви. В образе девушки они видели тот лучик жизни, который им был так необходим. В ней видели не простую девушку, а Божество, спустившееся с небес на грешную землю для спасения их душ. В последнем столбике стихотворения плач ребенка – предвестник войны. Ведь стихотворение было написано в 1905 году (окончание русско-японской войны).

Понять глубже смысл стихотворения нам помогает цветовой фон. Если еще в начале стихотворения люди поглощены мраком, то уже в конце стихотворения темные тона переходят в светлые. Им казалось, что они «…светлую жизнь обрели».

В четвертой строфе, в третьей строке – «…причастный тайнам,- плакал ребенок» – этот ребенок вещий, ему открыто будущее, он знал наперед трагический исход для России в войне летом 1905 года. Ребенок олицетворяет возрождение, обновление, все самое светлое и невинное. И в данном случае – он ребенок-пророк, предвидящий тяжёлое будущее России.

Основные образы

Девушка – символ душевной чистоты, света, и находится она в необычном месте – в церкви. И ее пение – это не развлечение, а молитва за всех несчастных:

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Поэтический синтаксис

Неслучайно используется анафора: она показывает значительность пения, его важность, ведь девушка поет «о всех».

Во втором четверостишии ярко проявляется прием антитезы. Свет противопоставляется тьме: девушка и все жизнелюбивые, счастливые люди – все, кто потерял смысл, кто существует, а не живет. Эпитет «белым» обозначает цвет жизни; а во «мраке» находятся те, кто не хочет жить, радоваться жизни.

Эмоции вызванные при прочтении

Я думаю, это очень необычное стихотворение; оно вызывает такое неуловимое ощущение, как легкий ветерок.

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам,- плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.
1905
из первого сборника А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме»

Стихотворение Александра Блока «Девушка пела в церковном хоре» было написано в августе 1905 года. Поводом к созданию стихотворения послужили: 1) расстрел правительственными войсками мирного шествия петербургских рабочих к Зимнему дворцу для подачи петиции царю Николаю II в январе 1905 года, вошедшее в историю как «Кровавое воскресенье»; и 2) воспоминанием о Цусимском сражении (май 1905 года) и гибели русской эскадры во время войны с Японией.

Стихотворение противопоставляет иллюзии, связанные с верой в счастливое будущее; надежду, подаренную молитвой и весь настоящий ужас, боль, безысходную правду войны. Стихотворение построено на антитезе двух композиционных и смысловых частей: в первой Александр Блок рисует храм, где в полумраке девушка, прекрасная, как ангел, поёт о всех, кого война заставила уйти в чужие края и забыть радость мирной жизни: корабль символизирует ушедших в море; а молитва - надежду на светлое и радостное будущее; скорбь тех, кто остался в отчаянном и тревожном ожидании. Святость храма, песни и красота девушки дарят иллюзию того, что всё будет хорошо; поющая настолько прекрасна, что кажется, будто в мире не может быть ничего плохого. Вторая же часть: "И только высоко, у Царских Врат, /Причастный Тайнам,- плакал ребенок /О том, что никто не придет назад", - раскрывает всю безысходную правду. В этом плаче нет места иллюзиям; маленький ребёнок символизирует божественную истину, скорбь самого Бога. Плач младенца оставляет ощущение незамутнённой иллюзиями, голой боли и правды. Понимая окружающих мир по – своему, не умея объяснить то, что чувствуют, дети способны предугадывать события. И ребенку дано знание, "что никто не придет назад". В первой части, в сочетании с алитерацией на "л" и "р", на тихие шипящие и тишиной, которая является частью атмосферы храма, акцентный стих вызывает чувство вечности, мелодичной напевности. В последней же части ясно чувствуется алитериция на звонкие согласные, что создаёт ощущение надрывности. В стихотворении "девушка пела в церковном хоре…” А. Блок раскрывает мир во всей его противоречивости. С одной стороны, мы видим святость молитвы и великую скорбь. С другой, люди способны на такое кровавое и жестокое действо, как война. И это противоречие невозможно разрешить, его можно лишь охватить единым взглядом.