Начнем мы наш интернет — урок со сказки…
«Один мальчик нарисовал лесного зверька с длинными ушами, с большими задними ногами и маленьким хвостиком. И написал, как зовут зверька, чтобы никто не сомневался. Вот тут-то и начались чудеса…. Зверек вдруг заговорил!…
Бе – бе — безобразие! — сказал он.
Почему безобразие?
-Ко – ко — конечно! — рассердился зверек.
Мальчик удивился:
-В чем дело? То ты бараном блеешь, то курицей квохчешь…
-Му – му – му — читель ты, вот кто! — замычал зверек. – Что ты со мной сделал?
-Ничего. Разве я плохо тебя нарисовал?
-Нет, узнать можно.
-Так в чем же дело?
-З – зачем меня за – за –заикой сделал? Я не заика.Спохватился мальчик и еще один хвостик пририсовал, но уже к букве И. И зверек перестал заикаться.
-Cпасибо, — сказал он. – Теперь каждый знает, что я — ….
— Догадались, кого нарисовал мальчик? Какие буквы перепутал мальчик?
Вот и мы сегодня познакомимся с этими звуками и буквами. Звуки-то разные. Сравните: иголка и йогурт.
Какой первый звук в слове «иголка»? Какой это звук?… Да, звук [и] — гласный звук
Какой первый звук в слове «йогурт»? Каковы особенности звука [й’] ? (согласный, мягкий, звонкий).
Запомни! Звук [й’] ВСЕГДА МЯГКИЙ и звонкий!
1. Придумайте слова со звуком [й’] в начале (йод, йог, йота), в середине (майка, лейка, змейка), в конце слова (май, чай, край).
2. Измените слова так, чтобы они обозначали просьбу, приказание, побуждение к действию: стоит (стой ), моет (мой ), строит (строй ), поёт (пой ), решает (решай ), играет (играй ), повторяет (повторяй ), плавает (плавай ), думает (думай ).
3. Послушайте слова , скажите, где, в какой позиции стоит звук [й’] : сильный, жокей, шайба, йод, линейка.
4. Хлопните в ладоши один раз, если услышите звук [й’] в словах: лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, имя, чай.
Как странно, звуки разные, а вот буквы почти по написанию очень — очень похожи. Не перепутай! Очень важно правильно читать слова, замена одной буквы повлечёт за собой изменение смысла слова. Чтобы зай ка не превратился в заи ку….
5. Доскажи словечко
Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай.
Отправляется… (трамвай).
Врач живет в стеклянной банке.
Лечит он болячки, ранки.
«Ай, как щиплет!»,
«Ой, как жжет!».
Узнаете? Это… (йод)
Зимой уснули комары,
Спит медведь в берлоге,
А где-то в джунглях от жары
Изнывают… (йоги)
Что мы пели, угадай?
«Кара…» (вай).
Что нам пели, угадай?
«Баю…» (бай).
Что за месяц, угадай?
Месяц… (май).
Что в стакане, угадай?
Сладкий… (чай)
Знакомьтесь, буква И
и буква Й
!
1. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.
2. Найди спрятанные буквы И и Й . Обведи их.
3. Определи букву в неправильном положении.
4
5 . Выдели знакомую букву.
6. Раскрась только те кубики, на которых написана буква Й .
7. Раскрась обе буквы И красным цветом с правой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу в середине рисунка. Найди и раскрась букву И с правой стороны рисунка.
8. Раскрась обе буквы зелёным цветом. Заштрихуй. Найди и раскрась букву Й .
9 . Соедини с буквой И только те предметы, названия которых начинаются со звука [и] .
10 . Соедини с буквой Й только те предметы, названия которых начинаются со звука [й’] .
11. Подчеркни такую же букву, как внизу на рисунке слева. Обведи в кружок все буквы И на рисунке справа.
12.
Букву Й
зовут «И кратким»
Й
как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й
не путать с И,
Сверху галочку пиши.
Возьми зелёный карандаш и закрась все части рисунка, в которых ты видишь буквы Й .
13. Пишем…
14.
- Иллюзия — вымысел, фантазия
- Иллюзионист — фокусник
- Имидж — «образ» товара, услуги, предприятия, человека
- Иммунитет — защитная реакция организма
- Империя — могущественная держава, объединяющая разные народы и территории в единое государство
- Интеллект — ум
- Ипподром — спортивный комплекс для соревнований по конному спорту.
- Исследование — действие, при котором учёные изучают какое-либо явление.
- Йод — химический элемент.
- Йога — физический упражнений для поддержания формы. Это особый стиль жизни и образ мысли.
Крылатые выражения или фразеологизмы
- Играть первую скрипку — играть ведущую роль в каком-либо деле; являться руководителем, заводилой.
- Играть с огнём — рисковать.
- Идти по чьим-либо стопам — подражать кому-либо; следовать чьему-либо примеру.
- Идти против течения — делать что-либо наперекор окружающим.
- Излить душу — рассказать кому-либо о чём-то самом сокровенном, личном.
- Искать иголку в стоге сена — искать среди большого объёма; искать то, что найти заведомо невозможно.
- Искры из глаз посыпались — о последствии сильного удара.
Причастие – часть речи, являющаяся особой формой глагола, которая обозначает признаки действия. Отвечает на такие вопросы как «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».
Как глагольная форма причастия имеют такие грамматические признаки:
- Вид: совершенный и несовершенный (например: вечер (какой?) дремлющий (что делать? – дремать); кот спрыгнувший (что сделать? – спрыгнуть);
- Время: настоящее и прошедшее (дед (какой?) дремлющий, кот (какой?) сбежавший);
- Возвратность: возвратные и невозвратные.
Морфологические и синтаксические признаки причастий
Есть ученые, которые считают, что причастие – самостоятельная часть речи, потому что имеет признаки, которые не свойственны глаголу. В частности, причастия имеют некоторые признаки прилагательных, такие как
- обозначение признака предмета
- и согласованность с существительным (то есть тот же род, число и падеж).
Причастия бывают действительные и страдательные, некоторые имеют полную и краткую формы. Краткая форма причастия в предложении играет роль именной части составных сказуемых. Например: Учебник раскрыт на десятой странице.
Причастия способны склоняться по падежам, числам и родам, как прилагательные. Даже не смотря на то что причастия имеют глагольные признаки, в предложении они являются определениями. Например: Книга потерянная, портфель потерянный, панно потерянное.
Причастия имеют начальную форму, но она есть только у причастий, которые образованы от глаголов несовершенного вида. Причастия действительные и страдательные образуются при помощи суффиксов.
Виды причастий и их примеры.
Страдательные причастия.
Страдательные причастия – это те причастия, которыми обозначается признак, создающийся у одного предмета под действием другого. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов. Например: Картина,(какая?) нарисованная или рисуемая учеником.
Образуются от основ глагола в настоящем и прошедшем времени с помощью суффиксов:
- -ом- (-ем-) – для глаголов I спряжения
- -им- – для глаголов II спряжения
- -нн-, -енн-, -т- –от основ глаголов в прошедшем времени
Примеры: читаемый, несомый, зажигаемый, делимый, слышимый, посеянный, сломанный, испеченный. подстриженный, побитый, расколотый
Действительные причастия.
Действительное причастие – это причастие, которым обозначается признак, производимый самим субъектом/предметом. Например: Мальчик, рисующий картину.
Действительные причастия бывают образованы от глаголов в настоящем и прошедшем времени с помощью суффиксов
У лингвистов нет определенного мнения о том, считать ли деепричастие и причастие или это всего лишь особые Так или иначе, оба они накрепко связаны с глаголом по морфологическим признакам и по значению. Значение определяет, на какие вопросы отвечает причастие, а также деепричастие.
Причастие
Эта часть речи имеет не только глагольные характеристики, но и признаки прилагательного. Языковеды дают разные определения причастию. Профессор А. М. Пешковский называет его смешанной частью речи, В. В. Виноградов именует причастие гибридной глагольно-прилагательной формой, сочетающей в себе специфику глагола с чертами прилагательного. Причастие, как и прилагательное, указывает признак предмета, но не простой, а признак по действию, а это роднит его с глаголом.
На какие вопросы отвечает причастие
Поскольку речь идет о признаке предмета (хоть и по действию), причастие характеризуется вопросами: какой (-ая, -ое, -ие)? отвечает на вопросы: каков? каковы?
Теперь посмотрим, какие морфологические особенности причастие унаследовало от глагола, а какие - от прилагательного. Выясним, на какие вопросы отвечает причастие в разных грамматических формах.
Глагольные признаки причастия
Как и глагол, причастие имеет вид, возвратность, время, краткую и полную формы в страдательном залоге.
Причастия способны быть совершенного и несовершенного вида: рубленая изба / срубленный сук.
Причастия бывают невозвратными и возвратными: несущий истину / несущийся во весь опор.
Причастия употребляются только двух временах - настоящем и прошедшем: играющий ребенок / игравший на скрипке.
Действительные причастия и страдательные
В зависимости от того, сам ли предмет совершает действие или же он принимает на себя действие другого предмета или лица, причастия делятся на две категории: действительные и страдательные.
Отвечает на вопросы: какой (-ая, -ое, -ие)? Смысл его - выразить признак предмета, который самостоятельно совершает действие. (Пример: Школьники, посадившие лиственницу, ухаживают за деревцем.)
У действительных причастий в настоящем времени пишутся следующие суффиксы: -ащ- (-ящ-), -ущ- (-ющ-) . В прошедшем времени эти причастия пишутся с суффиксами -вш-, -ш- . (Примеры: несущий, читающий, дышащий, зависящий, читавший, несший.)
Страдательные причастия откликаются на те же вопросы, что и действительные, и обозначают признак предмета, подвергшегося чужому действию. (Пример: Лиственница, посаженная ребятами, хорошо прижилась.)
Вот как пишутся суффиксы страдат. причастий: -нн-, -енн-, -ом- (-ем-), -им-, -т- . (Примеры: несомый, читаемый, зависимый, читанный, встроенный, мытый.)
В страдательном залоге встречается и полное, и краткое причастие. На какие вопросы отвечает оно? Это: каков? каково? какова? и каковы? (Примеры: дерево посажено школьниками, сок выпит вчера, рубашка вышита по вороту, овощи выращены на садовом участке.)
Признаки прилагательного у причастия
Как и прилагательное, причастие способно изменяться по числам, родам, а в полной форме - по падежам. Здесь не составит труда определить, на какие вопросы отвечает причастие, используемое в конкретном падеже. Примеры:
- Именительный падеж: человек (какой?) думающий, блокноты (какие?) исписанные.
- Родительный падеж: человека (какого?) думающего, блокнотов (каких?) исписанных.
- Дательный падеж: человеку (какому?) думающему, блокнотам (каким?) исписанным.
- человека (какого?) думающего, блокноты (какие?) исписанные.
- Творительный падеж: человеком (каким?) думающим, блокнотами (какими?) исписанными.
- Предложный падеж: о человеке (каком?) думающем, о блокнотах (каких?) исписанных.
Особенности пунктуации причастного оборота
Причастие, при котором есть зависимое слово, составляет причастный оборот. Он обособляется запятыми, если находится после слова, которое определяет. (Пример: Дуб, одиноко растущий на равнине, был для меня своеобразным маяком.)
Причастный оборот не требует запятых, если он располагается перед определяемым словом. (Пример: Одиноко растущий на равнине дуб был для меня своеобразным маяком.)
Синтаксическая характеристика причастия
Эта часть речи чаще всего выступает в предложении в качестве определения. "Родственные связи" с глаголом делают причастие способным быть в предложении частью составного сказуемого, правда, это доступно лишь кратким формам причастия. А причастный оборот, который является неделимой конструкцией и в предложении весь целиком является членом предложения, может вообще быть любым второстепенным членом.
Деепричастие
Эту часть речи можно образно растолковать как деятельное причастие (дее + причастие). Его вопросы больше напоминают вопросы к глаголам, нежели к прилагательным, как у причастия. Задача деепричастия - обозначать добавочное действие при имеющемся основном, которое выражено глаголом. Можно сказать, что деепричастие украшает глагол: "Она гуляла, рассматривая осенние деревья". В этой части речи соседствуют характеристики глагола и наречия. С глаголом деепричастие роднит то, что оно бывает возвратным, имеет совершенный и несовершенный виды. Сходство с наречием запечатлено в его неизменяемости.
Вопросы, которые задают к деепричастию
Деепричастия вида совершенного выражают законченное добавочное действие, а потому подразумевают вопрос "что сделав?". (Примеры: сыграв на рояле, произнеся тост, сорвав ветку.) Образуются они обычно от основы инфинитива совершенного вида, к которым добавляют суффиксальные морфемы -в, -вши, -ши . Иногда деепричастия сов. вида образуются от основы глаголов будущего времени, тогда используется суффикс -а, (-я) .
Деепричастия вида несовершенного выражают добавочное действие, которое еще длится, оно не закончено. Соответственным является и вопрос: что делая?. (Примеры: играя на рояле, произнося тост, срывая ветку.) Эта категория деепричастий создается путем прибавления к основе глаголов настоящего времени и несовершенного вида суффикса -а (-я) . А суффикс -учи помогает создать деепричастие несов. вида от глагола "быть": будучи.
Особенностью пунктуации деепричастия является то, что оно в предложении всегда выделяется запятыми. Исключением можно называть только те деепричастия, которые перешли в наречия, они в этом случае располагаются после глагола и подразумевают вопрос: как?. (Пример: Люди смотрели молча.)
Деепричастный оборот
Деепричастие плюс зависимое слово - это деепричастный оборот. На письме он, как и одиночное деепричастие, всегда выделяется запятыми. Исключением являются деепричастные обороты, ставшие фразеологизмами. (Пример: Работать засучив рукава.)
Синтаксическая роль у деепричастий всегда одна - обстоятельство.
Мы выяснили, на какие вопросы отвечает причастие и деепричастие, а также увидели, особенности каких частей речи несут в себе эти особые формы глагола.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
- Что такое части речи, как их определяют? Какая часть речи отвечает на вопрос ";какой?";
Причастие как часть речи.
Причастие
- самостоятельная часть речи, которая
обозначает признак предмета по действию,
объединяет в тебе свойства прилагательного
и глагола.
Причастие отвечает на вопрос
какой? Возможны также вопросы
что делающий? что
сделавший?
Начальная форма -
действительное причастие, м р„, им. п.,
ед. ч.
Общее грамматическое значение
причастий - признак предмета по его
действию.
Морфологические признаки
причастий сочетание и одном слове
свойств прилагательного и глагола.
Ярким
морфемным признаком; причастий являются
суффиксы ущ {ющ), -ащ-
{~ящ-), -ей-, -ш-, -нн-, ш-,
-ем-, -иж.~, -енн-. Краткие причастия
суффиксов -анн,-, ни полных
причастий имеют суффиксы ен, -и-;
поетроенный - построен.
Синтаксические
признаки причастий - в предложении
причастия обычно бывают определениями
или сказуемыми.
Признаки
прилагательного у причастия
Причастие,
как и прилагательное, изменяется по
родам (летящий, летящая, летящее;
прочитанный, прочитанная, прочитанное),
по числам {летящий, прочитанный,
прочитанные) и падежам (летящий, летящего,
летящему), то есть склоняется.
Причастия
согласуются с существительными в роде,
числе и падеже в ед. ч. и в числе и падеже
во мн. ч.: прочитанный журнал, прочитанная
книга, прочитанное стихотворение,
прочитанные книги, прочитанных книг и
т. д.
Некоторые причастия, как и
прилагательные, могут иметь две формы
– полную и краткую (прочитанный –
прочитан; выученный –выучен). Краткие
причастия не склоняются.
Полные
причастия обычно выполняют в предложении
определения, краткие – сказуемого.
Признаки
глагола у причастия
Причастия
образуются от глаголов и сохраняют
некоторые их признаки.
Причастия, как
и глаголы, могут быть невозвратными и
возвратными: одевающий - одевающийся,
умывающий - умывающейся.
Причастия,
как и глаголы, имеют вид (бывают
совершенного и несовершенного вида):
прыгавший (несов. в.) и прыгнувший (сов,
в.). Причастия сохраняют вид того глагола,
от которого образовались: прыгать
(несов. в.) - прыгавший (несов. в.), прыгнуть
(сов. в.) - прыгнувший (сов. в.).
Причастия,
как и глаголы, имеют время - настоящее
и прошедшее: толкающий (наст, вр,),
толкавший (прош. вр,). В отличие от
глаголов, причастия не имеют форм
будущего времени.
Причастия могут
быть действительными и
страдательными.
Действительные
причастия обозначают признак, который
создается действием самого предмета:
летящий самолет – это тот самолет,
который летит; упавший мяч – это тот
мяч, который упал.
Страдательные
причастия обозначают признак, который
создается у одного предмета: выученный
учеником урок – это урок, который выучил
ученик.