Данный урок является вводным в рамках курса "Экология и мы". В ходе урока решаются следующие задачи:

Образовательная: дать первоначальное представление об экологии. Ввести понятия и способствовать усвоению терминов “экология”, "экосистема", “методы экологических исследований”, экологических “законов” Б. Коммонера учащимися.

Воспитательная: сформировать активную экологическую позицию учащихся по охране окружающей среды.

Развивающая: развитие мышления, воображения, эмоциональной сферы, наблюдательности, любознательности; расширение кругозора учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Экология как наука"»

ЭКОЛОГИЯ КАК НАУКА ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИИ



14 сентября 1866 год, немецкий биолог Эрнст Геккель «Экология - это биология окружающей среды», «Среда обитания определяет эволюцию»

Экология – наука о взаимоотношении организмов друг с другом и с окружающей средой.


  • Экология – одна из биологических наук, изучающая живые системы в их взаимодействии со средой обитания.
  • Экология – комплексная наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии ее и общества.
  • Экология – особый научный подход к исследованию проблем взаимодействия организмов, биосистем и среды (экологический подход).
  • Экология – совокупность научных и практических проблем взаимоотношений человека и природы (экологические проблемы).
  • Экология – наука о взаимодействии трех систем: природы, человеческого общества, порожденной человеком техники (глобальная экология).

ПРЕДМЕТ ЭКОЛОГИИ

ОСОБИ

ПОПУЛЯЦИИ

СООБЩЕСТВА

ЭКОСИСТЕМЫ


Задачи экологии :

  • изучение влияния окружающей среды на живые организмы,
  • выявление проблем взаимодействия человека и природы,
  • предложение рациональных путей выхода из экологического кризиса.

Конституция Российской Федерации Статья 58.Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.


28 января 1969 года из нефтяной платформы в канале Санта-Барбара (штат Калифорния, США) произошел выброс нефти. За 11 дней в море вылилось около миллиона литров углеводородов.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • 1) Что ожидает природу в будущем?
  • 2) Сможет ли человек сохранить Землю?
  • 3) Что вы можете сделать для охраны окружающей природы?

Экология как наука.

Цели урока: дать представление об экологии как науке; познакомить с историей развития экологии; показать роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей;


  • Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. – М., 2014.
  • Миркин Ю.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология (базовый уровень). 10-11 классы. – М., 2014
  • Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (базовый уровень). 10-11 классы. – М., 2014.
  • Интернет-ресурсы

Экология – ( oikos – дом, жилище и logos – знание, учение) - это наука, изучающая взаимоотношения между живыми организмами и средой их обитания.

Термин предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 г.

«Это познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно неантогонические и антогонические взаимоотношения животных и растений контактирующих друг с другом. Одним словом, экология – это наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование».


  • Эрнст Геккель (1834 - 1919) разработал теорию происхождения многоклеточных (так называемая теория гаструлы) (1866), сформулировал биогенетический закон, согласно которому в индивидуальном развитии организма как бы воспроизводятся основные этапы его эволюции, построил первое генеалогическое древо животного царства.

Объект изучения экологии

Живые организмы и их взаимоотношения со средой обитания.


Задачи экологии


Методы экологии

Метод – путь познания

Наблюдение и описание

Метод – путь познания

Наблюдение и описание


Структура экологии

Экология

Общая экология

Экология

Общая экология


  • Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) описал свыше 500 видов известных ему животных и рассказал об их поведении: миграции, зимней спячке, способах самозащиты и т. д.
  • Теофраст Эрезийский (371 – 280 гг. до н.э.), ученик и друг Аристотеля, «отец ботаники», привёл сведения о зависимости формы и роста живых организмов и растений от разных условий, почвы и климата.

  • А. Чезальпино, Д. Рэй, Ж. Турнефф исследовали зависимость развития растений от условий произрастания и возделывания. Аналогичные сведения накапливались и о поведении, повадках, образе жизни животных.
  • Описание жизни животных и растений получило название «естественной истории» организмов. В 19 веке известный французский естествоиспытатель Ж. Бюффон выпустил 44 тома «Естественной истории», где он впервые утверждал, что влияние условий может стать причиной изменения «вырождения» самих видов.

  • Карл Линней (1707–1778 г.г.) – ввел понятие «биологический вид»
  • Жан Батист Ламарк (1744–1829 г.г.) - первым высказал мысль о том, что все живое и неживое на планете составляет единое целое - биосферу
  • Томас Мальтус (1766–1834 г.г.) - автор теории, согласно которой, неконтролируемый рост народонаселения должен привести к голоду на Земле

Чарльз Дарвин (1809–1882 г.г.) определил основные факторы эволюции органического мира:

  • 1859 г. – «Происхождение видов путем естественного отбора…» 1871 г. – «Происхождение человека»
  • 1859 г. – «Происхождение видов путем естественного отбора…»
  • 1871 г. – «Происхождение человека»

Карл Август Мёбиус (1825 - 1098) – выдвинул концепцию биоценоза – природного сообщества


  • Александр фон Гумбольдт (1769 - 1859) – положил начало развитию биогеографии
  • Карл Францевич Рулье (1814 - 1858) – положил начало изучению жизненных форм в животном мире, первый обратил внимание на сходство внешнего строения у разных видов ведущих сходный образ жизни в той или иной среде («водные», «воздушные» и т.д.)

Степан Петрович Крашенинников (1711 -1755),

Иван Иванович Лепехин (1740 - 1802),

Петер Симон Паллас (1741 - 1811) –

В трудах этих исследователей живой природы указывалось на связь изменения климата, растительности и животного мира на обширных пространствах страны.


  • Василий Васильевич Докучаев (1846–1903 г.г.) – основоположник почвоведения, создал теорию почвообразовательного процесса
  • Владимир Иванович Вернадский (1864 – 1945) – развил идеи Ламарка и создал целостное учение о биосфере.
  • Биосфера – это глобальная экосистема, стабильность и функционирование которой основаны на экологических законах обеспечения баланса веществ и энергии.

  • Артур Тенсли (1871 - 1955) – ввел понятие «экосистема»
  • Владимир Николаевич Сукачёв (1908 - 1967) – создал учение о биогеоценозах – однородных наземных экосистемах
  • Георгий Францевич Гаузе (1910 - 1986) – сформулировал основные положения экологической ниши

  • Юджин Одум (1913 - 2002), автор классичес-кого труда «Экология», который до сих пор является актуальным по теории экологии
  • Никита Николаевич Моисеев (1917 - 2000), книге "Быть или не быть человечеству?"он придавал исключительно важное значение. Академик был убежден: если не принять срочных - в масштабе всей планеты - мер, то уже в середине будущего века может разразиться глобальная экологическая катастрофа, чреватая гибелью всего рода человеческого.
  • Николай Федорович Реймерс (1931 - 1993), советский зоолог, эколог, один из главных участников становления заповедного дела в СССР. Доктор биологических наук, профессор

Домашнее задание

1. Знать основные понятия темы:

  • Экология
  • Объект изучения экологии
  • Методы экологии
  • Структура экологии

Презентация подготовлена по материалу учебника "Экология" 10(11) класс, авторы: Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. В презентации раскрываются этапы развития экологии как науки, дается информация о вкладе ученых в становление и развитие экологии как науки, о методах исследования в экологии, о научных отраслях и дисциплинах экологии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1 этап. Зарождение и становление экологии как науки До 60-х г.г. XIX века На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения.

С первых шагов своего развития человек неразрывно связан с природой. Представления древнего человека об окружающей среде не носили научного характера и не были осознанными, но с течением времени они послужили источником накопления экологических знаний. Уже в самых древних из известных нам письменных источниках не только упоминаются различные названия животных и растений, но сообщаются некоторые сведения об их образе жизни.

Аристотель (384-322 до н.э.) В «Истории животных» различал водных и сухопутных животных, плавающих, летающих, ползающих. Интересовали такие вопросы, как приуроченность организмов к местообитаниям, одиночная или стайная жизнь, различия питании и т. д.

Вопросы строения и жизни организмов рассматривались в трудах таких античных мыслителей и философов, как Теофраст (372–287 гг. до н.э.) «История растений» Плиний Старший 923-79 н.э.) « Е стественная история»

Удивительные открытия, которые принесли с собой путешествия в отдаленные страны и великие географические открытия эпохи Возрождения, послужили толчком для развития биологии. Описание животных сопровождалось сведениями об их поведении, повадках, местах обитания.

Роберт Бойль (1627-1691) Первым осуществил экологический эксперимент Изучал влияние низкого атмосферного давления на различных животных

Карл Линней (1707-1778 гг.) «Экономия природы» «Общественное устройство природы » Под «Экономией » Линней понимал взаимные отношения всех естественных тел. С равнивал природу с человеческой общиной, живущих по определенным законам.

Важные наблюдения, оказавшие влияния на развитие экологии, были выполнены учеными Российской академии наук в ходе экспедиционных исследований, проводимых со второй половины 18 века.: Степан Петрович Крашенинников (1713-1755) – «Описание земли Камчатки», Иван Иванович Лепёхин (1740-1802) – «Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адьюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Р оссийского государства» Петр Симон Паллас (1741-1811) – «Описание животных российско-азиатских»

Карл Францевич Рулье (1814-1858) Профессор Московского университета В своих трудах и публичных лекциях настоятельно подчеркивал необходимость изучения эволюции живых организмов и объяснения жизни, развития и строения животных в зависимости от изменений их среды.

2 этап. Оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний 60-е гг. XIX в. – 50-е гг. XX в.

Чарльз Дарвин (1809-1882) Основатель учения об эволюции органического мира. Вывод Ч. Дарвина о существующей в природе постоянной борьбе за существование принадлежит к числу центральных проблем экологии.

Эрнст Геккель (1834-1919) Предложил термин «экология» Дал определение науки «экологии» Экология - познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно неантогонические и антогонические взаимоотношения животных и растений контактирующих друг с другом. Одним словом, экология – это наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование».

В XX в. большой вклад в развитие экологии внесли такие всемирно известные ученые, как Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920) Василий Васильевич Докучаев (1846-1903) Владимир Николаевич Сукачев (1880-1967)

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) Создавал учение о биосфере. П оказал, какую огромную роль играют живые организмы в геохимических процессах на нашей планете. П риходит к выводу, что биосфера тесно связана с деятельностью человека; от этой деятельности зависит сохранность равновесия состава биосферы. Вводит новое понятие – ноосфера, что означает «мыслящая оболочка», т.е. сфера разума.

3 этап. Превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды 50-е гг. XX в. – до настоящего времени

П рогрессирующее загрязнение окружающей среды и резкое усиление воздействия человека на природу Осознание роли экологических знаний Понимание того, что деятельность человека угрожает самому существованию человечества. Экология становится теоретической основой для рационального использования природных ресурсов.

Методы исследования в экологии Натуральные наблюдения Эксперименты в естественных условиях Лабораторные опыты Математический анализ (моделирование)

В период своего возникновения экология была составной частью биологии. Современная экология тесно переплетается с целым рядом смежных наук (биология, география, геология, физика, химия, генетика, математика, медицина, агрономия, архитектура и т.д.)

Научные отрасли и дисциплины экологии Популяционная экология Географическая экология Химическая экология Промышленная экология Экология растений Экология животных Экология человека

Вывод: 1. Современная экология – универсальная, бурно развивающая, комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей планеты. 2. Экология – наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Экология – наука о взаимоотношении организмов друг с другом и с окружающей средой. 14 сентября 1866 год, немецкий биолог Эрнст Геккель « Экология - это биология окружающей среды» «Среда обитания определяет эволюцию»

3 слайд

Описание слайда:

* Еще древние охотники знали о зависимости распространения животных от кормовой базы. Древние земледельцы использовали экологический севооборот. Аристотель классифицировал животных с кровью и без крови. Теофраст писал о зависимости роста растения от почвы и климата. Карл Линней ввел бинарную номенклатуру. Джон Рей – изучал зависимость роста растений от условий окружающей среды. Трабле – разделил науку на экологию и эволюционные идеи. На территории России конкретные сообщества начали изучать с начала XVIII века.

4 слайд

Описание слайда:

Экология: изучает, наблюдает, исследует, прогнозирует, моделирует состояние живой и неживой природы, человеческого общества и помогает сохранить богатства Земли. *Каждый человек, бережно и разумно использующий богатства природы, помогает сохранить окружающую среду для себя и будущих поколений

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Экологию делят на: Аутэкологию – изучение отдельных организмов. Денэкологию – экологию популяций. Синэкологию – биоценозы. Учение о биосфере (В. И. Вернадский) Популяция – это совокупность особей одного вида, способная к самовоспроизведению, более или менее изолированная в пространстве и во времени от других аналогичных совокупностей того же вида. Биоценоз - это исторически сложившиеся группировки растений, животных, грибов и микроорганизмов, населяющие относительно однородное жизненное пространство (участок суши или водоема).

7 слайд

Описание слайда:

Экосистема - сложная самоорганизующаяся, саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система. Основной характеристикой экосистемы является наличие относительно замкнутых, стабильных в пространстве и времени потоков вещества и энергии между биотической и абиотической частями экосистемы. Из этого следует, что не всякая биологическая система может назваться экосистемой, например, таковыми не являются аквариум или трухлявый пень.

8 слайд

Описание слайда:

Какие экологические проблемы вы знаете? Обезлесение Нефтяное загрязнение Мирового океана Выпадение кислотных осадков Промышленно-городское загрязнение атмосферы Захоронение радиоактивных отходов в Мировом океане и на суше Проведение испытаний ядерного оружия Техногенные катастрофы Загрязнение рек

9 слайд

Описание слайда:

Промышленная экология Понятие «промышленная экология» появилось в начале 80-х годов прошлого века, а уже в 1983 г. в МХТИ им. Д. И. Менделеева была организована кафедра под таким названием и начал читаться специальный лекционный курс с тем же наименованием для студентов химиков-экологов. Промышленная экология рассматривает (изучает) взаимосвязь (и взаимозависимость) материального, в первую очередь промышленного, производства, человека и других живых организмов со средой их обитания, т.е. предметом изучения промышленной экологии являются эколого-экономические системы.

10 слайд

Описание слайда:

Промышленность и экология в историческом аспекте За последние 100 лет человечество увеличило производство почти в 100 раз, а энергопотребление – почти в 1000 раз. Вследствие этого в столь относительно короткий промежуток времени в атмосферу было внесено громадное число химических веществ, около 4 млн из них признаны потенциально опасными для человека, а свыше 180 тыс. обладают выраженными токсическими и/или мутагенными эффектами. Столь краткий срок, в течение которого произошло загрязнение окружающей среды, пришелся на период жизни лишь нескольких поколений людей, что относительно 3-3,5 млн лет, прошедших со времени появления человека, составляет лишь краткий миг.

11 слайд

Описание слайда:

Пути промышленного загрязнения окружающей среды и неблагоприятного воздействия на здоровья человека Вредные выбросы в атмосферу и воду Твёрдые отходы производства Радиация Шум, вибрация Продукция содержащая вредные вещества Психотропное воздействие

12 слайд

Описание слайда:

Экологически обусловленные заболевания (ЭОЗ) - это заболевания, развившиеся среди населения какой-либо территории под воздействием на людей вредных факторов среды обитания (химических веществ или физических факторов) и проявляющиеся характерными для действия этого причинного фактора симптомами и синдромами или иными неспецифическими отклонениями - ЭОЗ, связанные с действием природно-обусловленных причин (или так называемых эндемичных заболеваний) - ЭОЗ, связанные с деятельностью человека (или техногенные). Более 2000 лет назад Гиппократ и другие мыслители высказывали идею, что факторы окружающей среды могут влиять на возникновение болезней.

13 слайд

Описание слайда:

Категории лиц подвергающихся негативному воздействию промышленности на здоровье человека Сотрудники предприятия (профболезни) Население близко расположенных территорий Системное воздействие на биосферу

14 слайд

Описание слайда:

22% утраченных лет здоровой жизни приходится на воздействие экологических факторов. Более 5 млн детей умирают ежегодно в мире от причин, связанных с нездоровой средой обитания. На неблагоприятные экологические факторы приходится 1/3 всего глобального бремени болезней Наиболее подвержены дети до 5 лет За последние 10 лет в Европе астма у детей увеличилась более чем в 2 раза

15 слайд

Описание слайда:

Характеристика экологически неблагоприятных зон в РФ 15-18 % территории РФ, 40-60 % населения страны 80-85% городов Уровень младенческой смертности на 25% выше, чем в зонах с удовлетворительной экологической обстановкой В экологически неблагоприятных районах России здоровые дети – лишь 13-15 % Повышена региональная частота врождённых пороков развития (достигает 13-14%)

16 слайд

Описание слайда:

Заключение Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены, так что изолированное решение их практически невозможно. Так, обеспечение дальнейшего экономического развития человечества природными ресурсами заведомо предполагает предотвращение нарастающего загрязнения окружающей среды, иначе это уже в обозримом будущем приведет к экологической катастрофе в планетарных масштабах. Именно поэтому обе эти глобальные проблемы справедливо называют экологическими и даже с определенным основанием рассматривают как две стороны единой экологической проблемы. В свою очередь, эту экологическую проблему может решить лишь на пути нового типа экологического развития, плодотворно используя потенциал научно- технической революции, одновременно предотвращая ее отрицательные последствия.

17 слайд

Описание слайда:

Гибельно это не только для природы, но и для человека и его культуры, которая во все времена придавала гармонию отношениям человека с природой. Поэтому создать новую искусственную среду означало бы уничтожить и культуру. Человек не может существовать без природы не только физически (телесно), что само собой разумеется, но и духовно. Смысл современности экологической этики заключается в том, чтобы поставить над ценностью природопреобразовательной деятельности высшие нравственные ценности человека. При этом принцип ценностного равноправия всего живого (равноценности) предстает как основа экологической этики.

18 слайд

Описание слайда:

Домашнее задание. Написать эссе (5-7 минут) на тему одной из глобальных экологических проблем человечества. Записать в тетради термины: организм, вид, экосистема, биогеоценоз, биотоп, климатоп, гидротоп, эдафотоп, биосфера.






Определение экологии Экология – одна из биологических наук, изучающая живые системы в их взаимодействии со средой обитания. Экология – комплексная наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии ее и общества. Экология – особый научный подход к исследованию проблем взаимодействия организмов, биосистем и среды (экологический подход). Экология – совокупность научных и практических проблем взаимоотношений человека и природы (экологические проблемы). Экология – наука о взаимодействии трех систем: природы, человеческого общества, порожденной человеком техники (глобальная экология).


Предметом экологии являются отдельные особи, популяции, сообщества, экосистемы. Задачи экологии состоят в изучении влияния окружающей среды на живые организмы, выявление проблем взаимодействия человека и природы, предложение рациональных путей выхода из экологического кризиса.


Разделы экологии Аутэкология или экология организмов изучает действие различных факторов внешней среды на отдельные организмы и популяции. Демэкология или экология популяций исследует прямые и обратные связи популяций со средой и внутрипопуляционные процессы. Синэкология или экология сообществ исследует биотические существа и их взаимоотношения со средой обитания.



Метод – путь, способ познания Наблюде- ние Бинокль, лупа, микроскоп, космический спутник Экспери- мент Батискаф, аквариум, лабораторное оборудование Измере- ние Линейка, теодолит, эхолот, сканер Описа- ние Словари, энциклопедии, научные статьи Моделиро- вание Компьютер., компьютерная программа


Задачи экологии Искусственная регуляция численности видов - вредителей сельского хозяйства Изучение взаимоотношений организмов, популяций, видов между собой Изучение закономерностей действия факторов неживой природы на организмы Задачи современной экологии Решение проблемы охраны природы Создание эффективной агротехники выращивания сельскохозяйственных культур Изучение проявлений борьбы за существование в популяциях
















Действие факторов Ограничивающие факторы – факторы, выходящие за границы максимума и минимума. Биологический оптимум – интенсивность факторов, благоприятная для жизнедеятельности организмов. Комплексное действие факторов – экологические факторы обычно действуют не поодиночке, а целым комплексом. Действие одного какого-либо фактора зависит от уровня других.




Экологическая толерантность Tolerantia – (лат.) – терпение – способность выдерживать изменения условий обитания стенобионт ы эврибионты Организмы, обитающие в узком диапазоне фактора, Организмы, приспособившиеся существовать в широком диапазоне внешних условий


Три основных пути адаптации подчинение организма влиянию факторов с изменением интенсивности обмена веществ виды с переменными температурой тела (пойкилотермным), составом воды (пойкилогидрическим) активное сопротивление влиянию внешней среды. гомойотермные, гомойогидрические виды Поддержание постоянной температуры тела, обводненности, развитие способов поддержания гомеостаза. избегание неблагоприятных условий животные, способные к перемещению в пространстве. миграции, рытье нор, строительство гнезд, помогающие уйти от отрицательного влияния факторов.