Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Упражнения для развития мелкой моторики -Переливание из одного сосуда в другой; - Прищепки в корзине; - Раскопки; - Выжимание губки; - Перекладывание бус пинцетом; - Складывание мозаики; - Завязывание и развязывание бантиков или шнурков
На первых этапах речевого развития перед ребенком ставятся следующие задачи: Понимание смысла сказанного; Использование того или иного грамматического средства в собственной речи; Самостоятельное образование формы нового слова по аналогии со знакомыми; Оценивание правильности речи, умение определить, можно так говорить или нет.
Дидактические игры по развитию речи "Закончи предложение" (употребление сложноподчинённых предложений) · Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу) · Брат насыпал сахар... куда? (в сахарницу) · Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (в салатницу) · Папа принёс конфеты и положил их... куда? (в конфетницу) · Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела) · Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно) · Я не хочу спать, потому что... (ещё рано) · Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода) · Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты) · Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись от собаки) "Подбери рифму" (развивает фонематический слух). Воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово. По дороге шёл жучок, Песню пел в траве... (сверчок). Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.
"Назови три слова" (активизация словаря) Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы. · Что можно купить? (платье, костюм, брюки) · Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.
«Какая кукла» Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта. Взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и все рассказать о ней, какая она красивая. - Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Взрослый начинает: «Наша Таня... (самая красивая). У нее... (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)». От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно, а какой апельсин?»; «Сравните апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?»).
Касимова Лидия Александровна, воспитатель комбинированной группы МАДОУ № 29 д. Лесная
«Мудрость предков – зеркало для потомков» К.Д. Ушинский
С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком
Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
С. Скачко
На сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа.
К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты»
Цель:
Использование произведений народного фольклора как возможность развития речи детей, сделать их жизнь интересной и содержательной, наполнить яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.
Приемы:
- приём инсценирования с помощью специально отобранных средств;
- рассказ воспитателя с использованием иллюстрации, картинок, показ слайдов, видеофильмов;
- приём действенного соучастия рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие;
- приём речевого образца – правильная речевая деятельность воспитателя;
- хоровые и индивидуальные повторения, которые обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей;
- заучивание наизусть по ролям, сочинение загадок, сказок;
- приём оценки ответа или действия и исправление;
- показ способов действий.
Сказки являются прекрасным материалом для обучения детей дошкольного возраста развитию речи.
Язык сказок очень красив: певуч и поэтичен, содержит много метафор, образных сравнений, метких и поучительных пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей разных возрастов.
Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к желанию пересказывать ее, инсценировать и даже попробовать свои силы в сочинительстве сказок.
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.) , наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".
Вывод:
Детей с малого возраста следует учить восприятию фольклорных текстов, воспитывать интерес к языковому богатству, формировать у них умение слушать и слышать устное народное творчество. Целенаправленная работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством разовьет у детей познавательный интерес к познанию русской культуры. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.
В процессе работы были замечены такие изменения:
У детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх - потешки, самостоятельно организовывают народные игры - забавы с помощью считалок.
После проведённой работы у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.
В ходе проведённой работы, видно насколько выросли знания детей малых форм фольклора.
Анна Филатова
Презентация «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством знакомства с художественной литературой»
Развитие речи детей дошкольного возраста через знакомство с художественной литературой .
«Литературе так же нужны
талантливые читатели,
как и писатели».
С. Я. Маршак
Каждый год в детский сад приходят разные дети : смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны : машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе , к поэтическому русскому слову.
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации : телевидение, видеопродукцию, компьютер, поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников , побудить в них интерес к литературным произведениям , привить любовь к художественному слову , уважение книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность , творческие способности, умение думать самостоятельно.
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка . Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка , без чего невозможно успешное обучение в школе. Поэтому целью своей педагогической деятельности определила развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой .
Для достижения цели поставила следующие задачи :
Сформировать интерес к художественной литературе .
Расширять и активизировать словарный запас детей .
Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
Совершенствовать художественно -речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;
Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения) ; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
Развивать творческие способности у детей .
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников , определила основные направления деятельности :
Создание предметно-развивающей среды .
В группе создала предметно-развивающую среду в виде книжного уголка, куда вошли портреты с изображением отечественных писателей, книги, сказки рассказы.
В театральном уголке обновились разные виды театров : «Пальчиковый театр» , «Деревянный театр» , маски с изображением героев сказок, медальоны с героями сказок, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей .
Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас ("Отгадай сказку по картинке","Расскажи сказку»", «Чья это тень» , «Пазлы – сказки» , «Магнитные сказки» совершенствующие звуковую культуру речи ("Звуковое домино", "Найди звук", "Кто так кричит?", "Слушаем звуки улицы", развивающие связную речь , память, мышление, воображение у дошкольников ("Представь себе", "Скажи какой :", "Шиворот - навыворот" «Перепутанные сказки» , "Говорим о многозначных словах", "Волшебник", "Великий Нехочуха", "Цирк", "Животные и их детеныши ", "Поэты" и др.).
Во всех видах занятий, где от ребенка требуется связно пересказать прочитанное, или составить собственный рассказ, я использую наглядный план - мнемотаблицы. На плане изображаю последовательность основных эпизодов (3-4 ключевых эпизода рассказа) к каждому из которых нарисованны условно (схематически) главные персонажи или объекты (человек, животное, дерево и т. д.) . Такой план помогает детям соблюсти логику пересказываемого произведения и научиться самостоятельно, рассказывать в дальнейшем.
Создала нестандартное оборудование, игры на развитие дыхания «Отгадай героя сказки» , «Волшебный ветерок» , «Мимика и лица» .
Оформила альбом с иллюстрациями к сказкам.
Работа с детьми.
Для работы с детьми по данному направлению разработала перспективный план по ознакомлению с художественной литературой . Приложением к перспективному плану является подборка занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой .
В группе у нас работает детская организация "Книжные защитники", в которой мои воспитанники чинят книги из своей группы. Мною разработано и проведено занятие "Путь создания книги", на котором, дети узнали, что для издания одной книги необходим труд многих людей.
Знакомя детей с художественной литературой , использую следующие формы :
Беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;
Придумывание однокоренных слов;
Использование фразеологизмов и пословиц в речи детей ;
Пересказ сказки по ролям.
Чтение народных сказок «Лисичка со скалочкой» , «Морозко» , «Лиса и журавль» и др. ;
Беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким?» , «Правильно ли поступил герой» и др. ;
Игры-драматизации – упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений.
Игры с геометрическими фигурами «Составь фигуру» (например, Заяц, Лиса, Колобок) ;
Игра со счётными палочками «Изобрази героев сказки» .
Беседы на тему «Всё в природе взаимосвязано и всё находится в развитии »;
Дидактические игры, направленные развитие логического мышления «А если бы пропал ветер?» или «А если бы исчезла вода?» , «Вред – польза» и др.
Трудовая деятельность (процесс изготовления книжек-сказок своими руками в совместной деятельности с о специалистом по художественному творчеству «Колобок» ).
Работа с родителями.
Успешным фактором работы с детьми является повышение знаний родителей о применении художественной литературы для развития речи детей , с этой целью была организована следующая работа :
Разработан перспективный план работы с родителями. Организованы консультации : «Что и как читать детям» , «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи » .
В период с декабря по январь, в группе действовала выставка дидактических игр для речевого развития детей . Совместно с родителями в группе проведён конкурс чтецов, где родители учили с детьми любимые стихотворения,а дети читали свои любимые стихи. Данное мероприятие повысило интерес к художественной литературе , вызвало интерес к поэзии.
Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой .
Публикации по теме:
Презентация «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством художественной литературы» Нравственное воспитание - очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными,.
Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой. «Литературе так же нужны талантливые читатели,.
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе знакомства с художественной литературой Духовное чтение нам необходимо каждый день, подобно молитве. Без чтения душно и душа голодает. святой Феофан ЗатворникСовременное российское.
Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством знакомства с родным краем Воспитание любви к Родине - важная задача нравственного воспитания дошкольников. Одним из средств воспитания у детей нравственно-патриотических.
Развитие образной речи детей через знакомство с русской фразеологией Русский язык - один из самых богатых языков мира. Для того чтобы ребенок.
Методическая разработка по ознакомлению с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста Произведения детской литературы как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста отзывчивости и взаимопомощи. При чтении художественной.
Программа по ознакомлению с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста «Юный книголюб» Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр… Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников.
Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр АктуальностьРечь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая.
Библиотека изображений:
Первый период (1 – 2 года), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон. Второй период (3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной. Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т.д. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых. Третий период (6 – 7 лет) – начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении завышенных требований могут происходить "срывы" нервной деятельности.