Карта готовности ребенка к школьному обучению

Цели заполнения карты готовности ребёнка к школьному обучению

Основной целью составления карты готовности ребёнка к школьному обучению является развитие преемственности в работе педагогов государственных образовательных учреждений:детского сада и школы. В настоящее время очень остро встала задача психолого-педагогической подготовки ребёнка к школе. Большое количество детей посещают курсы по подготовке к школе. Но кто может дать полную картину развития ребёнка, как ни педагог, ведущий ребёнка с младшего возраста. Очень важным является дальнейшая совместная работа по развитию ребёнка в школе. Карта даёт первичные знания о ребёнке специалистам школы: завучам, учителям, логопедам, психологам.

^ Основное содержание Карты готовности ребёнка к школьному обучению.

В Карте отражены наиболее значимые линии развития ребёнка, значимые с точки зрения готовности ребёнка к школьному обучению.

Мотивационная готовность является первичным показателем готовности ребёнка к обучению в школе и свидетельствует о желании учиться.

Эмоциональный фон развития ребёнка также является значимым показателем в развитии ребёнка. Положительный эмоциональный фон свидетельствует о благополучном усвоении знаний и комфорта в обучении.

Социальное развитие показывает возможности ребёнка в общении. Социально развитый ребёнок чувствует своё место в обществе других людей, управляет своим поведением и способами общения.

Показатели развития речи и речевого общения характеризуют способность ребёнка использовать язык для взаимодействия с окружающими. Показатели дают первичные знания о развитии речи ребёнка.

Познавательное развитие ребёнка информирует о сформированности его знаний об окружающем, о способности работать по правилам, в едином темпе с другими, о сформированности математических знаний, об уровне сформированности произвольности, умении обобщать и классифицировать.

Важными показателями готовности ребёнка к школьному обучению является определение уровня сформированности моторных навыков.

Вазомоторная активность показывает соотнесение зрительного восприятия и двигательного навыка, пространственной координации.

^ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 6-7 лет


^ Показатели готовности

к школьному обучению


Достижения ребенка

1. Мотивационная готовность

Подчеркнуть уровень:

высокий, средний, низкий


Примечание

^ 2. Эмоциональный фон

Нужное подчеркнуть

  1. Уравновешенность, отсутствие перепадов настроения, дружелюбность, оптимизм, преобладание позитивного фона настроения, плачет редко.

  2. Резких колебаний настроения нет, способен к естественному веселью, иногда возбужден или плачет, но быстро успокаивается.

  3. Капризность, истеричность, часто плачет, кричит; может быть озлобленным, или иметь длительно пониженный фон настроения; наблюдаются сильные перепады настроения.

Примечание

^ 3. Социальное развитие

  1. Способен вступить в общение со взрослым
а) со знакомым взрослым

Б) с незнакомым взрослым


  1. Избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми (входит в разнообразные объединения детей по интересам)

  2. Чувствует настроение близких взрослых и сверстников

  3. Может оказать эмоциональную поддержку и помощь в случае затруднения

  4. Регулирует свое поведение усвоенными нормами и правилами

  5. Имеет представление о себе и своих возможностях

Нужное подчеркнуть

1а. Да, не всегда, нет.

1б. Да, не всегда, нет.

2. Да, не всегда, нет.

3. Да, не всегда, нет.

4. Да, не всегда, нет.

5. Да, не всегда, нет.

6. Да, не всегда, нет.


Примечание

^ 4. Развитие речи и речевого общения

  1. Правильно произносит все звуки русского языка

  2. Умеет выделять звуки в слове

  3. Грамматически правильно строит сложные предложения

  4. Строит связный рассказ по сюжетной картинке

  5. В диалоге инициативно высказывается. Умеет привлечь внимание своими высказываниями

  6. Использует обобщающие слова, антонимы, сравнения

Нужное подчеркнуть

  1. Да, нет.
2. Да, недостаточно, нет

3. Да, нет

4. Да, недостаточно, нет.


  1. Да, недостаточно, нет.

6. Да, недостаточно, нет


Примечание

^ 5. Развитие мелкой моторики

«Дорожка»


Нужное подчеркнуть (уровень)

Высокий, средний, низкий


Примечание

^ 6. Вазомоторная активность

Нужное подчеркнуть (уровень)

Высокий, средний, низкий


Примечание

^ 7. Познавательное развитие

  1. Сформированность знаний об окружающем

  2. Деятельность по образцам и правилам (дидактическая игра)

  3. Математические представления

    1. *Соотнесение количества предметов с цифрой

    2. *Раскладывание по величине 10 предметов одинаковой формы

    3. *Решение простых задач с опорой на наглядность

    4. *Знание геометрических фигур

    5. *Умение ориентироваться в пространстве

  1. Графический узор

  2. Обобщения

Нужное подчеркнуть (уровень)

Высокий, средний, низкий

Высокий, средний, низкий.

Высокий, средний, низкий.

Высокий, средний, низкий.

Высокий, средний, низкий.

Высокий, средний, низкий.

Высокий, средний, низкий.

Высокий, средний, низкий.

Высокий, средний, низкий.

Высокий, средний, низкий.


Примечание

Первое обследование детей проводится в октябре и по его результатам составляется программа коррекционной работы с ребёнком.

Второе (заключительное) обследование проводится в марте .

К 1 апреля все Карты должны быть оформлены и подписаны (заведующая проверяет оформление Карты, подписывает и ставит печать учреждения) и выдаётся родителю под роспись.


(по Овчаровой Р.В.)

1. Психологическая и социальная готовность к школе:

а) желание учиться в школе;

б) учебная мотивация;

в) умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию;

г) организованность поведения.

2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:

а) фонематический слух, артикуляционный аппарат;

б) мелкие мышцы руки;

в) пространственная ориентация, координация движений, телесная лов­

г) координация в системе «глаз - рука»;

д) объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в

картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров).

3. Развитие познавательной деятельности:

а) кругозор;

б) развитие речи;

в) развитие познавательной активности, самостоятельности;

г) сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения,

обобщения, установления закономерностей);

д) произвольность деятельности;

е) контроль деятельности;

ж) темп деятельности.

4. Состояние здоровья.

Педагогами используется и другой подход к определению готовности детей к обучению в школе. В основе его лежит принцип достаточного минимума: оцениваются только те психические свойства (качества) ребенка, без знания которых невозможно определить степень его готовности к школьному старту, а, следовательно, и наиболее благоприятный для него маршрут обучения.

Такими показателями являются:

Способность ребенка к умственной активности (инициативность и настойчивость в умственной деятельности);

Способность к саморегуляции учебной деятельности (осознание цели, умение планировать действия по достижению целей, контролировать результаты, ориентироваться на образец);

Способность удерживать в памяти небольшие порции информации, указания

педагога, необходимые для выполнения задания (кратковременная память);

Способность осуществлять элементарные умозаключения, рассуждать;

Словарное развитие и способность фонематического восприятия (слуха).

Личностноориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности его.

Психологическое исследование процесса адаптации ребёнка в школе проводит школьный психолог в середине октября. С результатами исследования знакомит классного руководителя и родителей даёт рекомендации, консультации по коррекции признаков дезадаптации (разработана карта адаптации первоклассника ПРИЛОЖЕНИЕ №3).

Педагоги используют следующие способы изучения течения адаптации первоклассников к школьному обучению:

· рисунки на тему «Что мне нравится в школе»;

· анкетирование родителей

· карта адаптации первоклассника (заполняется в середине октябре - конце первой четверти педагогами, с учётом наблюдений психолога, логопеда, медицинского работника) тестирование умственной работоспособности первоклассников, всего классного коллектива в начале и конце учебных занятий (в качестве корректурного теста используется таблица Анфимова) с целью выделения учащихся, заканчивающих школьные занятия с сильным и выраженным утомлением («группа риска»), с целью снижения и профилактики нарушений нервно-психического здоровья у первоклассников;

· минутки рефлексии в конце урока.

Планируемый результат работы по данной программе адаптации:

Ребёнок – успешная адаптация при переходе в школу, сведение к минимуму проблем дезадаптации.

Педагог – умение обеспечить весь комплекс условий для успешной адаптации.

Родители – осознание того, что успешная адаптация во многом зависит от родительской поддержки и понимания.

В течение ряда лет в ГОУ СОШ №299 при переходе воспитанников детских садов в первый класс администрация, педагоги, психологи организуют работу по вопросу адаптации по следующему плану:

Перечень основных нормативно-правовых документов, регулирующих образовательный процесс в первых классах:

1. Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) //

Начальная школа, 2000, № 29.

2. О сроках обучения в начальной школе. Письмо от 26.06.1997 г. № 818/14-12.

3. О нарушении при приеме детей в первые классы общеобразовательных

учреждений. Письмо МОПО РФ от 19.06.1998 г. № 06-51-138 ин/14-06.

4. Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо МО РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 //Завуч начальной школы, 2001,

период (дополнение к письму от 25.09.2000).

6. О подготовке детей к школе. Письмо МОПО РФ от 22.07.1997 г. № 990/14-15.

совершенствованию структуры и содержания образования (1-й класс четырехлетней начальной школы) // Завуч начальной школы, 2002, № 5. - С. 5-18.


На выпускников ДОУ педагогический коллектив заполняет карту готовности ребёнка к школьному обучению, которая выдаётся родителям детей. При поступлении в 1-ый класс родителям передается данный документ в школу. С содержанием карты обязательно знакомятся учитель 1-ого класса и педагог-психолог. Роль психолога в данном случае заключается в анализе психолого-педагогического статуса ребёнка, поступившего в 1-ый класс, проводимого по данным карты готовности к школьному обучению. Ориентируясь на результаты анализа карты и результаты индивидуальной психодиагностики уровня готовности к обучению в школе (которая проводится в 1-ом классе ежегодно в сентябре), педагог-психолог даёт классному руководителю и родителям учащегося рекомендации, которые призваны способствовать успешной адаптации ребёнка.


Карта готовности ребёнка к школьному обучению как психолого-педагогический инструмент преемственности между ДОУ и начальной школой

Поскольку результатом образования в начальной школе во многом является сформированность у выпускников универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных, логично и целесообразно проанализировать уровень развития предпосылок к формированию данных УУД у ребёнка, поступающего в 1-ый класс. Именно поэтому параметры развития ребёнка в карте готовности к школьному обучению рассматриваются нами с позиций соотнесения их с группами УУД.

На следующих слайдах представлена карта готовности ребёнка к школьному обучению, заполняемая ДОУ, где практически каждый параметр развития ребёнка отнесён к соответствующей группе УУД.


Группы целевых ориентиров

Личностные

Достижения ребёнка

1.Мотивационная готовность

Примечание

Подчеркнуть уровень: высокий средний низкий

Регулятив.

2. Эмоциональный фон (нужное подчеркнуть)

1. Уравновешенность, отсутствие перепадов настроения, дружелюбность, оптимизм, преобладание позитивного фона настроения, плачет редко.

2. Резких колебаний настроения нет, способен к естественному веселью, иногда возбуждён или плачет, но быстро успокаивается.

3. Капризность, истеричность, часто плачет, кричит, может быть озлобленным или иметь длительно пониженный фон настроения, сильные перепады настроения.

Примечание


Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования УУД

Группы целевых ориентиров

Показатели готовности к школьному обучению

Достижения ребёнка

3. Социальное развитие

Коммуникат.

Нужное подчеркнуть

Способен вступить в общение со знакомым взрослым

Коммуникат.

Коммуникат.

Да не всегда нет

Способен вступить в общение с незнакомым взрослым

Коммуникат.

Избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми (входит в разнообразные объединения детей по интересам)

Да не всегда нет

Коммуникат.

Да не всегда нет

Чувствует настроение близких взрослых и сверстников

Да не всегда нет

Может оказать эмоциональную поддержку и помощь в случае затруднения

Регулятив

Да не всегда нет

Личностные

Регулирует своё поведение усвоенными нормами и правилами

Примечание

Да не всегда нет

Имеет представление о себе и своих возможностях

Да не всегда нет


Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования УУД

Группы целевых ориентиров

Показатели готовности к школьному обучению

Достижения ребёнка

4. Развитие речи и речевого общения

Коммуникат.

Нужное подчеркнуть

Правильно произносит все звуки русского языка

Да недостаточно нет

Коммуникат.

Умеет выделять звуки в слове

Познават.

Да недостаточно нет

Грамматически правильно строит сложные предложения

Коммуникат.

Да недостаточно нет

Строит связный рассказ по сюжетной картинке

Познават.

Да недостаточно нет

В диалоге инициативно высказывается. Умеет привлечь внимание своими высказываниями

Примечание

Да недостаточно нет

Использует обобщающие слова, антонимы, сравнения

Да недостаточно нет

5. Развитие мелкой моторики «Дорожка» подчеркнуть уровень: высокий средний низкий

Примечание

6. Вазомоторная активность подчеркнуть уровень: высокий средний низкий

Примечание


Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования УУД

Код группы целевых ориентиров

Показатели готовности к школьному обучению

Достижения ребёнка

7. Познавательное развитие

Познават.

Подчеркнуть уровень:

Сформированность знаний об окружающем

Регулятив.

высокий средний низкий

Регулятив.

Деятельность по образцам и правилам (дидактическая игра)

Познават.

высокий средний низкий

Познават.

высокий средний низкий

Графический узор

высокий средний низкий

Обобщения

Математические представления

высокий средний низкий

Познават.

Познават.

Соотнесение количества предметов с цифрой

Познават.

Раскладывание по величине 10 предметов одинаковой формы

высокий средний низкий

высокий средний низкий

Решение простых задач с опорой на наглядность

Познават.

высокий средний низкий

Познават.

Знание геометрических фигур

высокий средний низкий

Умение ориентироваться в пространстве

высокий средний низкий


Анализ карты готовности ребёнка к школьному обучению с позиций предпосылок формирования УУД

высокий уровень параметра – 2 балла; средний уровень параметра – 1 балл, низкий уровень параметра – 0 баллов.

Наибольшее количество параметров в карте относится к познавательным УУД (10 позиций), таким образом, максимальный балл по данной группе УУД может составить 20 баллов. Однако, в силу возрастных особенностей детей 6-7 летнего возраста, остальные блоки УУД представлены меньшим числом параметров. Именно поэтому нами были введены коэффициенты для блоков коммуникативных, регулятивных и личностных УУД. Исходя из максимума балльного значения = 20 баллам, коэффициенты составляют: коммуникативные УУД k=1,25 ; регулятивные УУД k= 2 ,5 ; личностные УУД k= 5.

Результаты фиксируются в таблице (см. следующий слайд)


Уровень развития основных универсальных учебных действий первоклассников по данным анализа карт готовности ребёнка к школьному обучению из ДОУ

Фамилия, имя учащегося

Сумма баллов по блокам УУД

Познавательные УУД

Коммуникатив-

ные УУД (k =1,25)

Регулятивные УУД (k =2,5)

Личност-ные УУД (k =5)

Распределение балльных значений по уровням развития:

0-6 баллов – низкий уровень развития УУД;

7-13 баллов – средний уровень развития УУД;

14-20 баллов – повышенный уровень развития УУД.


Индивидуальный психолого-педагогический статус ребёнка по данным анализа карты готовности к школьному обучению

По числовым данным таблицы строится графическое изображение индивидуального психолого-педагогического статуса ребёнка, представляющий собой лепестковую диаграмму в М S Office с обозначением числовых значений по каждому блоку УУД (см. следующий слайд)

Условные обозначения:

ПУУД – познавательные универсальные учебные действия;

КУУД – коммуникативные универсальные учебные действия;

РУУД – регулятивные универсальные учебные действия;

ЛУУД – личностные универсальные учебные действия.

Чем более лепестковая диаграмма приближается к форме ромба с равными сторонами, тем более гармоничен психолого-педагогический статус ребёнка, поскольку это означает, что у него одинаково развиты все блоки предпосылок УУД.


Индивидуальный психолого-педагогический статус ребёнка по данным анализа карты готовности к школьному обучению

Имеет место недостаточно гармоничный

психолого-педагогический статус:

повышенный уровень развития познавательных

и коммуникативных универсальных учебных

действий (познавательной сферы и сферы

общения) и средний уровень развития личностных

и регулятивных УУД (мотивационно-личностной и

поведенческой сферы).

Таким образом, возможно наличие трудностей

дисциплинарного характера, сложностей в

регуляции поведения, планировании

организующей помощи в планировании алгоритмов

действий по решению учебных задач (пошаговые

инструкции). Формирование познавательной мотива-

ции обучения и развитие познавательных интересов.

Анастасия Дергунова,
педагог-психолог МАДОУ детского сада «Радость» комбинированного типа, г. Нижний Тагил, Свердловская область

В статье - метод, который поможет скорректировать нежелательное поведение ребенка и взаимоотношения в детском коллективе. Он поможет педагогу-психологу выработать профессиональный подход к анализу случаев практики и их решению. Для этого нужно составить таблицу -«Матрицу силового анализа проблемы».

Чтобы решить проблему, которая возникла в группе, нужно указать причины ее возникновения, ресурсы, расстановку сил. Матрица силового анализа поможет увидеть ситуацию комплексно, с разных сторон, сделать акцент на ресурсных возможностях ребенка и свести к минимуму воздействие негативных факторов.

Тематический план игровых тренингов, которые подготовят детей к чтению и письму

Оксана Игнатьева, педагог-психолог дошкольного структурного подразделения ГБОУ «Школа № 1987»

В статье - тематический план игровых занятий для подготовительной группы детского сада, чтобы подготовить детей 6-7 лет к обучению в школе.

Чтобы сформировать у детей фонетические умения и графомоторные навыки, проведите комплекс занятий в форме игрового тренинга. Тематический план занятий составлен по авторской программе «Путешествие в страну Звукляндию». Он подготовит дошкольников к чтению и письму.

Перспектива и жизненный путь личности: виды и определения

2.1. Жизненный путь как общественно-исторический способ индивидуального развития

Для психологической науки XX века характерен принципиально новый взгляд на постановку научных теоретических и практических задач. В этот период происходит планомерное соединение многочисленных теоретических концепций, которые посвящены психологическим проблемам человеческого существования. Зарубежные и отечественные ученые сконцентрировали свое внимание на выявлении и объяснении психологически обусловленной совокупности состояний и процессов, последовательных и необычных фактов и явлений, которые обеспечивают выстраивание личностью индивидуального жизненного пути, а также прогнозируют ее развитие в качестве субъекта жизни. Перед исследователями обозначились практические задачи по психологической диагностике, развитию и коррекции психобиографических образований личности, профилактике и предупреждению психобиографических кризисов, а также по просвещению в области психологических проблем человеческой жизни.
Как раз в это время современная психологическая наука наметила поиск решений таких психологических проблем, как причастность человека ко времени, отношение к жизни и смерти; проблемы свободы, выбора судьбы; проблемы коммуникации, любви, веры и одиночества; проблемы осмысленного и бессмысленного бытия.

Личность воспитателя: история развития, важные качества, выполняемые функции

1.1. Становление отечественной науки дошкольного воспитания

Появление педагогики как науки и как профессии располагает объективным началом своего возникновения. Для каждого подрастающего поколения важно применять те знания, умения, навыки, которые уже имели место в предшествующей жизни и были испытаны на практике, те явления культуры, быта, оставшиеся от прежних деятелей.
Наука относит возникновение педагогической профессии к временам Древней Греции, когда в материально обеспеченных семьях раб осуществлял надзор за ходом, состоянием, развитием детей, сопровождал их в школу, принося с собой нужные, обязательные учебные принадлежности, старался уберечь от опасных, нежелательных, вредных ситуаций, тем самым непреднамеренно, непроизвольно воспитывая в ребёнке определенные качества, черты характера и вырабатывая характер его поступков, образ действий и жизни вообще. Именно такого раба именовали «педагог», который дословно с греческого языка переводится как «воспитатель, наставник». По прошествии определенного времени развитием и обучением детей уже занимался домашний воспитатель, а позднее, когда пропаганда образования, осуществляемого обществом и учитывающего его запросы и потребности, сделала его широко распространенным, возникла профессия «воспитатель».

КАРТА-ХАРАКТЕРИСТИКА 1.

ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Ф.И.ученика____________________________

Дата рождения_____________дата проведения______________________

I . СОЦИАЛЬНО -ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.

А.Эмоционально- волевая готовность.

Тест «Весёлый – грустный» (М.Н.Ильина «Подготовка к школе»)

Цель: изучение уровня тревожности и страхов по отношению к школе и процессу обучения.

Инструкция: ребёнку предлагается рассмотреть картинки: « На рисунках изображены дети, у которых нет лиц (пустое место вместо лица). Опиши, какое должно быть выражение лица у этих детей - весёлое или грустное и почему».

Результат______________________________________________________________________________

Б. Самооценка, уверенность в себе.

Проективная методика «Лесенка» (В.Г.Щур)

Цель: определить особенности самооценки ребёнка и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже - просто хорошие, затем – средние, но ещё хорошие дети. Соответственно распределены и плохие дети, т.е. на самой нижней ступеньке – самые плохие дети и т.д.» После этого ребёнку даётся картинка мальчика или девочки, в зависимости от пола ребёнка.

КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.

Экспериментатор просит поставить эту картинку на ту ступеньку, которой 2.

сам ребёнок, по его мнению, соответствует: «Куда ты сам себя поставишь?». При этом обязательно выясняется, почему ребёнок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребёнку предлагают поместить картинку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, папа, бабушка, брат, сестра, учительница и т.д.

Результат________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II . РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

А. Память.

1.Слухоречевая память

Цель: выявить уровень кратковременной слухоречевой памяти.

Инструкция: послушай и повтори то, что я тебе скажу: «В аквариуме плавают рыбы, ползают раки и лежат красивые ракушки».

Если ребёнок повторил меньше 7 слов, ему предлагается послушать предложение ещё раз. Если необходимо, даётся третья попытка.

Шкала оценок :

Высокий уровень – если после первого раза повторено 7-9 слов.

Выше среднего – если после второго раза повторено 6-8 слов

Средний – если после третьего раза повторено 6-8 слов.

Низкий – после третьего раза повторено меньше 6 слов.

Результат_________________уровень

2. Зрительная память.

Цель: выявить уровень кратковременной зрительной памяти.

Инструкция: перед ребёнком положить таблицу с 9 картинками на 20-30 секунд, затем убрать и попросить ребёнка назвать всё, что он запомнил, в любом порядке. Правильным является любое смысловое соответствие и оценивается в 1 балл. Если встречается неточное или частичное воспроизведение информации, например, «которым гладят» вместо «утюг», то такой ответ оценивается 0,5 баллов.

КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.

А


Шкала оценок
:

Высокий уровень – 8 -9 баллов

Выше среднего – 6-7 баллов

Средний – 4-5 баллов

Ниже среднего – 2-3 балла

Низкий – 0-1 балл

Б. Речевое развитие.

1. Состояние звукопроизношения

Диагноз логопеда________________________________________________________

2. Словарный запас.

Цель: определить уровень словарного развития.

Инструкция: «Представь себе, что тебе встретился иностранец, человек из другой страны, который не знает некоторых слов. Он попросил тебя объяснить, что означает слово…(называем первое слово)». Если ребёнок затрудняется объяснить, то предлагаем нарисовать или показать жестами.

Велосипед, гвоздь, книжка, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

Шкала оценок :

2 балла – если ребёнок даёт описание близкое к научному.

1,5 балла – если ребёнок словесно описывает предмет, например: « Велосипед – на нём катаются, у него бывает два колеса, а бывает три». Или: «Это – чтобы на нём кататься». «Зонтик – чтобы прятаться от дождя».

1 балл – если ребёнок понимает слово, но не может объяснить его только с помощью жестов или рисунка.

0 баллов – если отсутствует понимание слова (ребёнок отказывается его объяснять или даёт неправильное объяснение)

КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.

Итоговая оценка: 4.

Высокий уровень – 20-18 баллов

Выше среднего – 17-12 баллов

Средний – 11-6 баллов

Низкий – 5-0 баллов

3.Составление рассказа о предмете.

Инструкция: послушай рассказ про любимую игрушку мальчика Васи. « Моя любимая игрушка – котёнок. У него пушистая коричневая шёрстка. У котёнка зелёные хитрые глазки, остренькие ушки и длинный пушистый хвост, на шее – красный бантик. Я люблю с ним играть». Составь рассказ о своей любимой игрушке.

Моя любимая игрушка_____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Шкала оценок :

Высокий уровень – если ребёнок составил связный, последовательный описательный рассказ о любимой игрушке с использованием 2-3 простых и 1-2 сложных предложений.

Средний – если ребёнок составил рассказ только из простых предложений.

Низкий – ребёнок затруднялся в составлении рассказа, составил 1-2 простых предложения с помощью учителя.

Результат_____________________уровень

В. Мышление.

1.Наглядно-образное мышление.

Инструкция: Ребёнку в ряду из 4 картинок предлагается выбрать лишнюю и объяснить, почему он сделал именно этот выбор. За каждый правильный ответ начисляется по 2 балла. Если ребёнок говорит, что лишних картинок нет, но, подумав, даёт правильный ответ, то задание оценивается в 1 балл.

КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.

Шкала оценок : 5.

Высокий уровень – 8 баллов

Выше среднего – 6-7 баллов

Средний – 4-5 баллов

Ниже среднего – 2-3 балла

Низкий – 0-1 балл

Результат__________________уровень

2.Абстрактное мышление.

Инструкция: задать ребёнку вопрос: «Чем отличаются друг от друга…?»

Лужа и ручеёк

__________________________________________________________

Доска и стекло

__________________________________________________________

Девочка и кукла

__________________________________________________________

Птица и самолёт

__________________________________________________________

За каждый правильный научно - обоснованный ответ начисляется по 2 балла (правильным может считаться любой верный ответ, характеризующий различия предметов, например «доска – непрозрачная, а стекло – прозрачное» или «доску можно пилить пилой, стекло резать стеклорезом» и др.)

Шкала оценок :

Высокий уровень – 8 баллов

Выше среднего – 6 баллов

Средний – 4 балла

Ниже среднего – 2 балла

Низкий – 0 баллов

Результат__________________уровень

Г. Мелкая моторика руки.

1. Зрительно-моторная координация.

Цель: выявить уровень развития зрительно-мотрной координации дошкольников.

Инструкция: попросить ребёнка на свой чистый лист бумаги перенести рисунок изображённый на образце так, чтобы получилось очень похоже.

Шкала оценок :

Высокий уровень - всё выполнено абсолютно идентично образцу.

Выше среднего – зрительно-моторная координация развита хорошо. Все рисунки выполнены почти идентично образцу, можно прочитать все буквы.

Средний – у всех есть общее сходство с образцами, распознаётся 4 буквы, положение рисунков на листе относительно друг друга и их размеры не учитываются.

Ниже среднего – зрительно-моторная координация развита слабо. Распознаются не более трёх букв, рисунки, в общем, похожи на образцы, но хотя бы один из них имеет серьёзный дефект изображения, который не может быть объяснён просто неразвито- стью графических навыков ребёнка (количество кружков не соответствует образцу, вместо плавной линии–острый угол и т.д.)

Низкий – значительное нарушение зрительно - моторной координации,

рисунок грубо не соответствует образцу, вместо букв каракули.

КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.


Результат_______________уровень

2.Владение ножницами, ручкой.

Цель: выявить умение владеть ножницами, ручкой.

Задание: вырезать грибок, обвести рисунок по контуру.

Шкала оценок :

Высокий уровень - рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами, задание выполнено очень аккуратно.

Средний - рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами ребёнок работает с напряжением, о чём свидетельствуют недостаточно ровные контуры, зигзаги.

Низкий - рука развита плохо, карандашом, ножницами работает с большим трудом, контуры предметов серьёзно искажены, не соответствуют образцу.

Результат____________________уровень

КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска», Худякова О.Ю.

Итоговые показатели

Показатели развития

Уровни достижений ребёнка

высо-кий

выше среднего

сред-ний

ниже среднего

низкий

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.

Самооценка.

Эмоционально-волевая готовность.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Память.

Слухоречевая.

Зрительная.

Речевое развитие.

Состояние звукопроизношения.

Словарный запас.

Составление рассказа о предмете.

Мышление.

Наглядно-образное.

Абстрактное.

Мелкая моторика руки.

Зрительно-моторная координация.

Владение ножницами, ручкой.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________