Начните с оценки взаимосвязи. Конечно, очень грустно наблюдать за разрывом любых отношений – будь то друг или любимый человек – но иногда измена призывает к пробуждению и служит признаком того, что в море есть еще много рыбы. Глядя на отношения в целом, вы можете решить, хотите ли вы восстановить доверие к человеку или же нужно двигаться дальше.

  • Какие у вас были отношения до этого случая? Было ли вам весело и часто ли вы смеялись? Может, вы чувствуете, что это была постоянная тяжелая работа, а вы делали большую ее часть, если не всю.
  • Вы чувствовали, что вас слушали? Было ваше слово так же важно, как и слово этого человека? Ваше общение было свободным и открытым или закрытым и стесненным?
  • Вы чувствуете, что могли рассчитывать на этого человека?
  • Были ли эти отношения сбалансированы? Или все было односторонним и не в вашу пользу?
  • Возможно, это предательство было частью характера человека, или раньше вы видели, что к этому идет? Слышали ли вы истории об этом человеке, связанные с нарушением доверия к друзьям или любимым?
  • Подумайте, почему вы были в этих отношениях. Это еще одно важное упражнение в самопознании – попытаться покончить с прошлым, прежде чем решить доверять человеку, который вас предал. В конце концов, если вы ищете правильные вещи там, где их нет, лучше завершить общение с этим человеком и найти кого-то другого. Это жесткие меры, но они действуют.

    • Вы в отношениях, потому что вам нужен кто-то для чувства завершенности? Это может стать проблемой. Попросить кого-то стать одним целым с вами – практически невыполнимая задача. Только вы можете это сделать. Если вы находитесь в отношениях, потому что хотите чувствовать себя "целым", вам нужно сделать небольшой перерыв в знакомствах.
    • Вы сами ищите себе неприятностей? Всегда ли вы встречаетесь с одинаковыми людьми – теми, кто в конечном итоге, причиняет вам боль феерично и по-театральному? Вы можете подсознательно желать быть обиженным, потому что не считаете, что заслуживаете лучшего. Но это не так. Поработайте над самоуважением и повышением самооценки, и обходите стороной людей, для которых привычно причинять вам боль.
  • Поставьте оценку своим отношениям. Конечно, оценивание чего-то звучит черство, но это эффективный и честный способ оценить, отвечает ли этот человек вашим потребностям. Кроме того, мы заслуживаем идеальные отношения, поэтому убедитесь, что это именно то, что у вас есть.

    • Определите 3-5 вещей, которые вы больше всего цените в отношениях. Для некоторых людей смех и эмоциональная поддержка будут находиться на вершине этого списка. По мнению других, приоритетной задачей стоит интеллектуальная стимуляция.
    • Используйте систему классификации, определите, действительно ли этот человек отвечает вашим потребностям и совместим с вашими ценностями. Например, если человек разделяет все ваши ценности и превосходно подходит под все ваши критерии потребностей, но допустил предательство, то дать ему второй шанс может иметь смысл. С другой стороны, если человек не разделяет с вами ни одной ценности, но в целом он – хороший, предательство может означать, что вам пора двигаться дальше.
  • Проанализируйте предательство самостоятельно. В самом деле, некоторые люди не заслуживают вашего доверия. Но иногда ошибка делает больно, потому что это напоминает нам о предыдущей ране. А просчитанная или рожденная от злого умысла измена – четкий признаком того, что этому человеку нельзя доверять. Но ошибки, которые происходят случайно и не связаны с характером, возможно, заслуживают прощения. Рассмотрим следующий пример:

    • Был ли это преднамеренный обман, например, измена одного из супругов, злые сплетни или причинение вреда сотрудником?
    • Это была случайность: кто-то сломал вашу машину или выдал секрет?
    • Было ли это одноразовым упущением, или же инцидент представляет собой давнюю модель поведения?
    • Рассмотрите обстоятельства: переживает ли ваш друг или любимый человек какой-то мучительный период и могло ли это сыграть свою роль в обиде?
    • Легким предательством может стать выбалтывание чужого секрета, "белая" ложь (ложь, которую говорят, чтобы не ранить ваши чувства, в отличие от лжи ради обмана) и комплименты вашему партнеру, которые могут показаться кокетством. Они имеют тенденцию быть случайными и разовыми. Как правило, если вы выражаете свое мнение по этому поводу, то за эти обиды немедленно и искренне вам принесут извинения и пообещают быть более внимательными в будущем.
    • Умеренное предательство включает в себя сплетни о вас, регулярный заем денег без погашения долга и постоянное неуважение. Такие действия отражают необдуманность и эгоизм. Будет трудно предпринять разговор с тем, кто равнодушен к вашим чувствам, но иногда люди просто замечают, что они делают. Такие недостатки поведения иногда можно обсудить и решить.
    • Тяжелое предательство – это кража значительной суммы денег, неверность, распространение вредоносных сплетен или лжи, саботирование вас на работе или в какой-то другой деятельности. Это преднамеренные предательства, преступник осознает обиду, которую вызывает и делает это в любом случае. В таких ситуациях, возможно, потребуется обращение за профессиональной помощью, чтобы спасти отношения, если, конечно, вы решили простить обидчика.
  • Здравствуйте, дорогие друзья!

    Доверительные отношения в семье - основа крепкого тандема! Без него невозможно выстроить ни семейные узы, ни дружеские. Когда между партнерами возникают подозрения - жизнь превращается в кошмар и систематические выяснения отношений.

    Попытка склеить чашку после того, как она разбилась — не всегда проходит успешно. Очень сложно простить оплошности близкому человеку и вмиг забыть о причиненной боли. Это касается не только измен, вранья или неоправданных ожиданий.

    Доверие - обоюдный процесс, возникающий благодаря общению. Иногда оно выдается в кредит, но частенько проигрывает бой, поскольку границы обязанностей не были оговорены. Так рождается недовольство, нервозность и «игры в шпиона».

    Можно ли вернуть доверие в отношениях и рассчитывать на счастливую жизнь? Или это придуманный миф, в который хочется верить каждому, любящему человеку? Об этом и не только в сегодняшней статье!

    Этап зарождения доверительных чувств

    Процесс трансформации из обычного знакомого в статус друга или партнера по жизни - очень длительный. Человек, при первом же знакомстве, не может позволить себе испытывать доверительные отношения к чужой личности.

    Во-первых, это защитный механизм, а во-вторых - аккуратный способ взаимодействия с окружающей средой и любой новизной. Чем отличается близкий человек от простого знакомого? Как работает психология?

    Связывают отношения людей не только эмоции, но и доверие! Добавьте любви, преданности или привязанности - вы получаете полноценный союз. Для того, чтобы атмосфера доверия появилась, человеку нужно пройти небольшие тесты и «доказать» свое право на глубокий, душевный контакт.

    Человек приглядывается, слушает, задает вопросы и знакомится со списком ценностей. После этого, слова проверяются на прочность с помощью действия. И только потом, возникает настоящая симпатия, а она перерастает в крепкие отношения, что занимают в жизни особое место. Но что делать, когда необходимого доверия не было или оно было нарушено?

    Основные причины недоверия

    Люди, что живут с подозрениями к своему парню, подруге, жене или мужу - попросту врут себе! Когда доверие потеряно по вине одной из сторон, нужно предпринять любые попытки все починить. Если такого желания у провинившейся стороны не возникает - смело вычеркиваете личность из списка близких гостей в доме. Как выглядят провокаторы антидоверия?

    • Измена - наиболее распространенная причина разрыва отношений! Она бывает физической по факту контакта и эмоциональной. При этом, понять, что хуже - довольно сложно. Но после измены, перешагнуть рубеж недоверия также не просто, ведь чувства и Эго партнера были задеты;
    • вранье - на первый взгляд не такое коварное или страшное явление, как измена. В среднем, человек в течение дня врет от 50 раз и больше! Но иногда это пристрастие переходит все допустимые рамки дозволенного и приобретает оттенок патологии. Жить или общаться вруном - опасно и не комфортно. Поэтому, перед тем, как пускать в ход очередную порцию «неправды», задумайтесь, это укрепит доверие между вами или похоронит?;
    • предательство/нарушенные обещания - наиболее болезненные поступки, что встречаются в дружеских и семейных отношениях. Ты доверял человеку, но получил кол в спину! Обиды, злость и агрессия по отношению к предателю - обеспечены и не всегда поступок можно оправдать в будущем, делая попытки вернуть доверие. Предательство - продуманный шаг и его не делают по зову эмоций, как в случае с изменой;
    • неоправданные ожидания - распространенная зона для конфликтов в паре. С девушкой и с парнем, в момент зарождения отношений, происходит не вербальная фиксация договоренностей и ожиданий. Доверие страдает в той ситуации, где обязательства не были озвучены конкретно! В итоге, она считает фактом измены инцидент, где он пригласил на дружеский танец ее подругу.

    Преграды на пути возвращения доверия

    • Отношения уже находились в критическом состоянии, а измена, предательство или ложь послужили банальным катализатором;
    • «неподходящая» к ситуации модель поведения «виновного»;
    • отказ или неумение понять и простить человека;
    • рецидивы преступления минимизируют шансы восстановить доверие между людьми;
    • отказ общаться и полная закрытость оппонентов;
    • излишняя эмоциональность;
    • месть, желание делать больно назло;
    • игнорирование случившегося;
    • накопление гнева и негатива.

    Как вернуть доверие?

    Взятие ответственности за случившееся

    Если вы допустили ошибку и причинили боль - признайте свою вину! Возьмите ответственность за содеянное, и искренне попросите прощение. Перекладывание своей вины за глупость на чужие плечи не приведет к хорошему.

    Даже если вы изменили мужу по причине того, что он не устраивает вас в интимных вопросах, даже если вы соврали жене, поскольку были уверены, что она войдет в ваше положение - предательство совершили вы!

    Учитывайте, что пострадавший человек проявит весь спектр негодования. Позвольте ему высказаться и оголить эмоции. В этот момент происходит очищение, приводящее к улучшению состояния.



    Не оправдывайтесь

    Длительный рассказ о причинно-следственной нити событий, не упростит ситуацию с мужем в случае недоверия. Попытки найти виноватых, истерика, обратные обвинения или перечень разнокалиберных оправданий только усугубят положение дел. Расскажите все начистоту, минуя неважные подробности. Оставьте суть и честное признание в ошибке.

    Единственное, что вам нужно сделать потом - это выразить искреннее раскаяние в содеянном! Эмоциональная открытость в данном случае играет важную роль. Если возможности поговорить нет, используйте дополнительные методы, чтобы донести слова-извинения:

    • напишите письмо (электронное, бумажное);
    • оставьте сообщение на автоответчике;
    • расскажите о своих чувствах с помощью цветов, подарка;
    • используйте действие - совершите нечто важное для партнера, то о чем он долго мечтал;
    • извинитесь привселюдно, запишите видео с извинениями.

    Простите самого себя

    Жить в статусе «предатель» - самобичевание, что приведет к проблемам со здоровьем. Все мы люди и никто не застрахован от глупостей! Раскаяние является важнейшей частью возвращения доверия в отношениях. Но вы должны простить себя даже в том случае, если наладить узы с женой или супругом не получится.

    Примите поражение и двигайтесь дальше, не наступая на одни и те же грабли более 1 раза,
    систематическое возвращение к оплошности приведет только к саморазрушению Делайте все возможное, чтобы объяснить свою мотивацию поступка, примите ответственность, выразите извинения и живите дальше, простив!

    На этом точка!

    Подписывайтесь на обновления, а в комментариях поделитесь мнением, нужно ли возвращать доверие и как это лучше всего делать?

    В статье вы узнаете:

    Как восстановить доверие в отношениях

    Всем привет! Недоверие – это меч, который уничтожит любое семейное счастье! Поэтому предлагаю вложить его в ножны и обсудить, как восстановить доверие в отношениях , что для этого нужно делать, а чего делать нельзя.

    Соблюдение обязательств

    А вообще, что такое доверие? Помните Ежика в тумане?

    Я обязательно, ты слышишь? Я обязательно, - сказал Медвежонок. Ежик кивнул. - Я обязательно приду к тебе, что бы ни случилось. Я буду возле тебя всегда. Ежик глядел на Медвежонка тихими глазами и молчал. - Ну что ты молчишь? - Я верю, - сказал Ежик.

    Так вот, доверие, это уверенность в своем партнере, отсутствие сомнений в его чувствах, постоянство в сохранении отношений. Если в семье родителей была доверительная атмосфера , с самооценкой все в порядке и пара не поддается дурному влиянию окружения, то я за них спокойна. У такого союза все будет хорошо , в отличие от тех пар, в которых люди никогда друг другу не доверяли. Но, к сожалению, способность доверять конкретному человеку – это непостоянная константа.

    Почему мы перестаем доверять

    Взаимодоверие – это очень хрупкое, нежное, требующее бережливости, свойство взаимодействия двух людей, которое может измениться в худшую сторону или утратиться вовсе по многим причинам:


    Также способность верить человеку часто теряется в суете обыденности и порой эти моменты проходят для нас неосознаваемо. Например, признаемся в любви, а сами в какой-то ситуации пренебрегли мужем или любимым человеком . И даже объясниться забыли. Пообещали что-то сделать, а потом технично «съехали» с обещанного. Не придали значения важному, не учли, были равнодушны. Это типичные ошибки, которые мы часто допускаем. Поэтому, как видите, мы, люди, сами все ломаем. Значит, нам и строить!

    Обоюдное стремление

    Первое правило: учиться заново друг другу доверять должны двое . Очень распространенная ошибка заключается в том, что один признается виноватым, ищет прощения и ждет снисхождения. Другой, находясь в роли «судьи» и «наблюдателя», ничего не делает, либо подстегивает: «старайся больше!». А иногда и вовсе не хочет общаться.

    Ведь простить, еще не значит быть уверенным в партнере сейчас и потом, в будущем. И наоборот, можно хранить старую обиду, но знать, что в будущем любимый человек больше такого не допустит, потому что он любит и ценит. Поэтому доверие можно восстановить только в том случае, если это будет двустороннее движение , как и в любых человеческих взаимоотношениях.

    Причем такие сильные эмоции, как вина, злость, обида, ощущение своей греховности, они разрушительны и в высшей степени вредны для любого союза . И даже номинальное прощение не принесет спасительной энергии и вдохновения. Следовательно, такое партнерство рано или поздно распадется.

    Честное общение

    Поэтому второе правило, искренность и открытость . Когда «судья» не карает, а также не скрывает своих страданий и переживаний другому. Ведь нельзя вернуть доверительные отношения или заслужить их.

    Почувствуйте разницу: они заново создаются двумя открытыми друг к другу душами, когда сердцам нечего скрывать. И это поистине прекрасный процесс. Если партнеры смогут постичь его, они станут еще крепче, чем раньше.

    Чтобы быть искренним, нужно говорить с человеком так, как с самим собой. Если из глубины души прорываются те или иные мысли и эмоции, не нужно их прикрывать и притворствовать.

    Вот оно, доверие в отношениях!

    Вспомните, как мы были непосредственны в детстве: не задумывались как, зачем и что мы говорим, даже если нас одергивали взрослые. Но теперь мы еще и осознаем свои эмоции, и потребности, поэтому побыть ребенком сейчас самое время.

    Достижение договоренностей

    Но одной искренности мало, поэтому третье правило – это готовность меняться, слышать своего парня , убедиться, что слышат тебя. То есть не пытаться подстроить друг друга под себя, а найти возможности что-то изменить в себе. Таким образом, достичь договоренностей и решений, которые удовлетворят обоих.

    К сожалению, это один из самых сложных этапов, потому что гордыня, ощущение собственной правоты мешают пойти навстречу другому, особенно если это он был уличен во лжи, в измене, в неподобающем поведении и т. д. И станет все как в фильме:

    Ты веришь мне? - В теории!


    Драка для дурака, для умного – победа

    Чтобы научиться идти на компромиссы и доверять на практике, хорошо помогают духовные упражнения. Они усмиряют эго и воспитывают дух. Идеальная ситуация, если духовно развиваться вместе – посещать семинары, курсы или дома выполнять практики.

    Существуют основные виды техник:


    Таких практик много. У каждого человека есть и свои, забытые когда-то или активно применяемые. Например, молитва в храме, ритуалы, поездки в места силы, чтение специальных книг или просмотр фильмов о развитии духа (читайте мою статью «Фильмы о саморазвитии и самосовершенствовании »). Также существует техника аффирмаций , повторяемых фраз, о которых я расскажу в ближайшее время.

    Если подвести итог, то, как видим, существует три основополагающих правила, без соблюдения которых восстановить доверие невозможно: заново вместе учиться, говорить искренне и договариваться. А самое утешительное в этом то, что многое в наших силах и наших руках! Поэтому дерзайте, любите и верьте друг другу!

    Надеюсь, моя статья была вам полезна. Если да, то поделитесь с друзьями!

    Также я буду рада вашим комментариям.

    С любовью, Джун. Всем пока!

    P.S.: не забудьте оформить подписку!

    Мрачные перспективы, ожидающие библиотеки в эпоху интернета и в целом новых информационных технологий, — одна из самых обсуждаемых тем в профессиональной библиотечной сфере последнего десятилетия. Библиотека будущего - какая она? Три специалиста рассказали нам о том, как они видят перспективы развития библиотек и книжной культуры в XXI веке.

    По мнению Светланы Викторовны Анищенко, которая уже 12 лет возглавляет Централизованную библиотечную систему Челябинска, библиотекам ничего не угрожает. Мы спросили Светлану Викторовну, откуда у нее такая уверенность, и как челябинские библиотекари планируют конкурировать с интернетом .


    - Как давно вы работаете в сфере библиотечного дела?

    34 года. После окончания Алтайского государственного института культуры в 1980 году была принята на работу в Центральную библиотеку им. А.С.Пушкина.

    - Чтобы выбрать эту профессию, нужно, наверное, очень любить читать. Любовь к книгам у вас с детства?

    В моём детстве первоклассников, научившихся читать лучше и быстрее всех, награждали походом в школьную библиотеку и позволяли взять домойпонравившуюся книгу. Это произвело на меня сильное впечатление. С тех пор читала я всегда,много и разное.

    Профессию библиотекаря я выбрала по совету своего классного руководителя. Определяющим при выборе, кроме любви к чтению было и желание живого общения с людьми, возможность постоянного творческого роста. Профессиябиблиотекаря разноплановая и творческая.

    - Какая книга оказала на вассамое сильное влияние, возможно перевернула ваше мировоззрение?

    Меня просто ошеломила книга В. Гюго «Человек, который смеётся».

    Если говорить о книге, впечатление о которой я пронеслачерез всю жизнь,то это «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Перечитывала её не раз и каждый раз открывала для себя что-то новое.

    - Как вам кажется, сейчас, в век информационных технологий, библиотеки не теряют своей актуальности?

    Ежегодно услугами только 48 муниципальных библиотек города пользуется более 200 тысяч жителей, среди них 37% дети в возрасте до 14 лет.

    Да, действительно, есть Интернет. В Интернете есть много информации, но она не структурирована, и ее приходится выбирать. Но только еслиу вас есть время и знаете как вести поиск. В библиотеке же работают консультанты, которые помогут осуществить быстрый поиск. Действительно есть книжные магазины, где можно купить книги. Но многие ли могут позволитьсебепокупать книги по все возрастающей цене? Хорошо, если это новинки. А если Вам нужна книга, изданная 10 лет назад, особенно узкой тематики. Ко мне недавно обратился директор крупного книжного магазина с просьбой найти нужную литературу, потому что не смогли найти в Интернете и купить в магазине - и это не единственный случай.

    - Можете примерно сказать, сколько у вас появилось новых читателей за последнее время?

    На этот вопрос ответить однозначно сложно. Если говорить о регистрационной картотеке читателей, то только в Центральную библиотеку им. А.С.Пушкина с начала года записалось более 1,5 тысяч новых читателей.

    Еще осуществляется информационно-библиографическое обслуживание удалённых пользователей по телефону или электронной почте. А пользователи сайта библиотеки, так называемые виртуальные читатели? Сколько из них новые, мы не можем ответить. А читатели «Мобильной библиотеки», которая работала на Кировке с мая по октябрь?

    - Вы сказали о «Мобильной библиотеке». Все-таки это нетрадиционный подход к библиотечному делу. Боитесь ли вы наступления электронной книги на бумажную?

    Нет. Электронные книги - новый носитель информации. И они не заменят бумажные книги.

    Традиционная книга живёт своей жизнью, электронная - своей. У каждого есть право выбора, на каком носителе, традиционном или электронном, читать. У каждой книги, электронной и бумажной, есть свои преимущества и недостатки. Печатные тексты легче запоминаются, развивают грамотность написания. Ратовать за цифровые технологии и отказываться от печатных книг - это всё равно, что рубить сук, на котором сидишь.

    - Что вам кажется, будет с бумажной книгойлет через 20?

    Слухи о скорой кончине бумажных книг сильно преувеличены. Традиционные книги, конечно, сохранятся, особенно детские.

    Опыт зарубежных библиотек, в которых электронные технологии стали развиваться много раньше, свидетельствует о том, что в составе фондов библиотек только 20-30% книг на электронных носителях, остальные - бумажные.

    И ещё. Для людей важно тактильное общение с книгой. Поэтому в этом смысле за будущее бумажной книги бояться не надо.

    - Как вам кажется, как меняется роль библиотеки с изменением книги?

    Библиотека превращаетсяв многофункциональный социокультурный центр. Читатель приходит сегодня в библиотеку не только за книгой, но и за общением,удовлетворением и реализациейсвоих способностей, талантов, общественных амбиций, за интеллектуальнымдосугом и информацией!

    В этом, на мой взгляд, основное изменение и предназначение библиотеки на современном этапе.

    - Расскажите о новых формах взаимодействия с читателями

    Образ современной библиотеки - это образ меняющейся и мобильной библиотеки, способной удивлять посетителя. Это качество - удивлять, вызывать интерес, любопытство - становится основным мотивом нашей деятельности.

    Приметой последнего времени стало использование нетипичных для насформатов работы, которые находят позитивный общественный резонанс. Читатели всё чаще становятся инициаторами и активными участниками новых библиотечных проектов.Это книжные фримаркеты (свободный, бесплатный обмен книгами) и фестиваль экологической культуры, «Библионочь» и летний читальный зал в парке, буккросинг и мастер-классы по изготовлению кукол, эко-сумок, Маяковские чтения и Пушкинские сезоны, молодежные квартирники.

    - В вашей библиотеке работают клубы, реализуются тематические проекты, расскажите о них поподробнее.

    Библиотека стремится позиционировать себя в городскомпространстве с помощью самых различных проектов. Один из известных культурно-просветительских проектов библиотеки - фестиваль книги и чтения«Челябинск Читающий», который проходит в нашем городе уже 9 лет, при активном участии областных библиотек, челябинского отделения Союза писателей,книгоиздателей и партнеров библиотек.Большой интерес у молодежи летом 2014 года вызвал проект «Мобильная библиотека» на Кировке, реализованный совместно с МТС при поддержке Управления культуры администрации города Челябинска. Более 3-х лет мы реализуем популярный социальный проект«Мир новых возможностей» по обучениюлюдей старшего поколения компьютерной грамотности.

    В преддверии 2015 Года литературы планируем еще несколько тематических проектов. Один из них начали совсем недавно. Проект называется «Вернем поэзию в библиотеки» - по продвижению книг и творчества поэтов уральской поэтической школы совместно с издательством М. Волковой.

    Что касается клубов, количество любительскихклубов и объединений по интересам в библиотеках сегодня растет. И это не удивительно. Реализация творческих способностей, общение, комфортная и уютная обстановка - это то, чего сегодня не хватает многим людям и то, что могут предоставить наши библиотеки.

    Всего не сегодняшний день в библиотеках 58 клубов, в т.ч.в Центральной библиотеке им.А. С. Пушкина - 13.

    Центральная библиотека стала концертной площадкой для клуба любителей романса «Лира» и клуба авторской песни «Паруса надежды», поэтической площадкой для начинающих поэтов молодежного квартирника, любителей поэзии и профессиональных поэтов в рамках клуба «Поэтическая среда», выставочной площадкой и местом встречи клубов декоративно-прикладного творчества «Берегиня». Клуб «Берегиня» в этом году отпраздновал своё 15-летие.

    - Как вы видите будущее библиотеки?

    Библиотека будущего -это реальное и виртуальное пространство, обеспечивающее беспрепятственный доступ к информации. При этом реальное пространство библиотекиэто место, где человеку приятно находиться, местодля самообразования, место для встреч и досуга. Библиотека как виртуальное пространство - это своего родауникальный информационный центр, предоставляющий пользователю необходимые базы данных и медиа-продукты.

    Хотелось, чтобы именно библиотека стала таким гармоничным местом или точкой пересечения реального и виртуального.

    Также мы решили побеседовать с руководителем крупнейшей в городе библиотеки. Директор Челябинской областной научной библиотеки Наталья Ивановна Диская ответила на наши вопросы.

    - В сфере культуры библиотечное дело занимает совершенно особое место. Как давно вы работаете на этом поприще?

    Директором ЧОУНБ я работаю с апреля 2014 года. До этого по роду прежней деятельности курировала областные и муниципальные библиотеки.

    - И какие первоочередные задачи вы ставили для себя, когда начинали свою работу в качестве руководителя?

    С большим уважением отношусь к своему коллективу. Это профессионалы своего дела, большинство из которых не один год работает в библиотеке.Моя задача - создать условия для их деятельности. Сегодня очень важно завершить ремонт основного здания, начать работу по приведению в порядок помещения отдела иностранной литературы.Кроме того, депозитарий находится в аварийном здании. Как видите, проблем много, и многие из них смог бы решить второй корпус, строительство которого нам пообещалГубернатор Челябинской области Б.А.Дубровский в августе этого года.

    - Сейчас становится заметна тенденция к сближению различных видов культурной деятельности, размываются профессиональные стандарты, связанныес давно сформировавшимися отраслями, такими как музейное дело, библиотечное дело, клубное дело и так далее. В чемже, все-таки существенное отличие библиотеки от других культурных институций?

    Хотим мы или не хотим, библиотеки относятся к сфере обслуживания. Главная библиотечная услуга - удовлетворение информационных потребностей пользователей. Но сегодня мы оказываем не только информационные, но и образовательные, культурные и досуговые услуги. Хотя для библиотеки, прежде всего, важно помочь читателю найти необходимую ему информацию, тот или иной документ. Именно в этом отличие библиотеки от других учреждений культуры.

    - Как вы относитесь к платным услугам в библиотеках?

    Библиотека - одно из общедоступных учреждений культуры.Большинство услуг,которые мы оказываем - бесплатны. Сегодня вход в наш выставочный зал открыт для всех, кто хочет увидеть экспозицию. Каждый желающий может свободно прийти навстречу, презентацию. У людей должна быть возможность не только выбора, но и возможность этим выбором воспользоваться. Но оставаясь доступной, библиотека все- таки должна определенные средства зарабатывать сама.

    - Расскажите поподробнее о выставках в библиотеке.

    Наша библиотека сегодня - крупный информационный, образовательный центр. «Выставочный зал Публички» -один из интересных проектов, привлекающих внимание посетителей библиотеки. Темы выставок разнообразны. В июле мы открыли первую выставку «Право на образование». Это была выставка работ-победителейМеждународного конкурса плакатов, участникам которого стали художники из 80 стран мира. Выставку «Мысли на ночь глядя» мы посвятили дню рождения Челябинска. Этоарт-проект подготовил замечательный художник, фотограф Владимир Витлиф.Большое внимание посетителей библиотеки привлекла историко-документальная выставка«Атомный проект СССР». В общей сложностиее посетили около 1500 человек. А сейчас мы готовим новый проект Рождественскую народную выставку

    - Недавно начальник столичного департамента культуры Сергей Капков заявил, что в библиотеки никто не записывается, потому что они не нужны - есть интернет и книжные магазины. Это правда?

    Для меня лучший аргумент - это цифры. За последние 10 месяцев мы зарегистрировали больше пяти тысяч новых читателей. Сегодня к нам приходят семьями, студенческими группами, классами. В библиотеку дверь почти никогда не закрывается. Это лучшее подтверждение того, что библиотека абсолютно востребована.

    - Зачем вообще нужны библиотеки в XXI веке, в век информационных технологий, принципиально новых средств хранения и передачи информации?

    Библиотека участвует в воспитании человека, в его социализации. Она помогает человеку, особенно молодому, выбрать правильный путь. Всегда полезно читать хорошие книги, общаться с умными знающими людьми.

    - Бытует мнение, что молодые люди чаще обращаются к электронным книгам, чем к бумажным. Будет ли в будущем существовать формат бумажной книги?

    Бумажная книга будет существовать, потому что книгу в ее традиционном исполнении заменить нельзя. Она обладает особой магией. Другое дело, как она должна выглядеть. Приятно читать книгу, напечатанную на качественной бумаге, с хорошей полиграфией. К сожалению, сейчас рынок наводнен разной по исполнениюи содержанию книжнойпродукцией, но я думаю, что читатель уже понял, на что стоит обращать внимание.Никакой электронный ресурс не сможет заменить книгу в полном объеме. У человека должна быть возможность держать книгу в руках, возвращаться к строкам, которые ему запомнились, к мыслям, которые его зацепили, к биографиям, которые не оставили его равнодушным. Электронный ресурс порой не дает такой возможности, но он, безусловно, должен быть.

    - Но сейчас даже библиотеки пропагандируют электронные носители, примером тому может служить проект «Мобильные библиотеки», который был реализован в Челябинске.

    Библиотеки пропагандируют не электронные книги, а прививают любовь к чтению,Конечно, мы используем этот вариант работы. У любого читателя должен быть доступ к авторам, к изданиям, на любых носителях. Но это не умаляет достоинства книги в ее традиционном понимании.

    - Раз мы уже коснулись темы книжности и технического прогресса, расскажите, как современные технологии коснулись библиотечного обслуживания?

    Да, действительно компьютерные технологии медленно, но верно, меняют формат взаимодействия читателя и библиотекаря. Это замечательно, что современные технологии стали частью библиотечного процесса. И электронный каталог, и онлайн бронирование, и электронные ресурсы - все это упрощает систему и экономит читателю и библиотекарю время. Чем дальше мы работаем с этими технологиями, тем отчетливее понимаем безусловную пользу этой тенденции.

    - Чаще пользуются электронными каталогами или традиционной картотекой?

    В основном, электронным. Но у нас есть и электронный каталог, и обычный - алфавитный и предметный. Пользуются ими студенты, которые приходят, научные сотрудники, которые занимаются предметными темами. Такие способы поиска дополняют друг друга.

    - Как вы можете описать современных читателей, их запросы?

    Все наши читатели - разные, но все они очень интересные, активные, любознательные. Каждый из них приходит в библиотеку с определенной целью. Один - чтобы просто написать курсовую работу, второй - чтобы готовить себя к дипломной работе, кто-то приходит посмотреть выставку, кто-то - пообщаться. Мы говорим с каждым из наших читателей в разных форматах, в зависимости от их запросов. Глядя на них, мы сверяем свой шаг. Мы понимаем, что для читателя важно, сколько времени он затратит на поиск книги - значит, мы работаем над этим, для него важно, какую книгу он получит - мы работаем над пополнением фондов, мы создаем комфортную среду, чтобы читателям было приятно у нас находиться.

    - Расскажите о том, как вы планируете организовать сотрудничество библиотек и литераторов в Год литературы.

    Для авторов Публичная библиотека является прекрасной площадкой презентации их изданий. Мы всегда собираем интересную аудиторию. Кроме того, мы ежегодно организуем конкурс среди южноуральских изданий. В будущем год планируем провести этот конкурс в рамках Книжной ярмарки. Это тоже повод поговорить о том, что сейчас происходит в литературном процессе.

    Обсуждая будущее библиотек, нельзя забывать об их главном «контенте» - книгах. Чтобы выяснить, будет ли существовать в XXI веке книга, и что станет с культурой чтения, мы обратились к профессионалу в области книжного производства - директору издательства «Взгляд» Евгению Владимировичу Дрибинскому.


    - В девяностые был популярен лозунг «россияне - самая читающая в мире нация». Соответствует ли это истине?

    У нас очень глубокие и качественные литературные традиции, и читать у нас любят. Другое дело, что активное развитие информационных технологий не могло не повлиять на читательское поведение. Мы стали потреблять тексты совсем иного рода, изменилось качество чтения. Сегодня взрослый человек воспринимает огромное количество информации, читая новостные ленты в Интернете, деловую и прикладную литературу, рекламные объявления и даже поток различных СМС-сообщений; мы постоянно погружены в процесс чтения. Возможно, мы стали меньше читать литературные тексты, но вообще читать мы стали гораздо больше. Я думаю, что это относится не только к России, но и к общемировым тенденциям.

    - И библиотека, и издатель работают для читателя и меняются вместе с ним. Поэтому логично начать наш диалог с оценки предпочтений, литературных пристрастий и запросов современного читателя.

    Я не психолог, мне трудно рассуждать о потребностях современного читателя. Что движет человеком, когда он делает выбор в пользу той или иной книги? У всех свои мотивы. Книга служит развлечением, расширяет кругозор, дает энциклопедические знания, выполняет воспитательную функцию, помогая установить читателю нравственные ориентиры. Но мне нравится и то, что книга развивает наше воображение, помогает сделать картину нашего мира цветной. Это очень важная ее функция.

    - Должны ли библиотеки и издательства идти за читателем, за его предпочтениями, или все-таки её долг - формировать читательский вкус?

    Если говорить об издателях, то, с одной стороны, мы относимся к той профессии, на которой лежит ответственность за формирование вкусов. От того, какую книгу и в каком исполнении ребенок или взрослый возьмет в руки - с каким содержанием и иллюстрациями, на какой бумаге и в каком переплете - во многом зависит, захочет ли он это сделать во второй раз или мы отобьем напрочь это желание. Даст ли эта книга культурное, эстетическое развитие или она удовлетворит исключительно потребность в развлечении?

    С другой стороны, мы включены в рыночные отношения, а рынок диктует свои запросы, поэтому многое зависит от личности конкретного редактора, от политики определенного издательства. Но я бы не рискнул заниматься книгой, в которую бы не верил.

    - Сейчас много говорят о том, что существование библиотек становится неактуальным - все теперь можно скачать в ридер, планшет и на компьютер. Нужны ли сейчас библиотеки?

    Роль библиотеки как хранилища уходит, и недалек тот день, когда библиотека в традиционном смысле уйдет совсем. Ей трудно конкурировать с Интернетом. Доступность книги все время растет. Если 30 лет назад мы шли в библиотеку просто потому, что книгу сложно было достать в другом месте, то сейчас такой проблемы нет. Можно найти практически любое произведение и прочитать.

    С другой стороны, среди людей накапливается колоссальный дефицит общения (отсюда и огромный успех социальных сетей). И если библиотека почувствует запрос общества, то сможет стать тем звеном, которая объединит по интересам не только читателей, но и просто желающих пообщаться.

    - Какой же должна быть библиотека в современных условиях?

    На мой взгляд, путь выживания библиотеки - это ее переформатирование из места, предоставляющего услуги хранения и выдачи книг в территорию общения. Двери библиотеки должны быть открыты круглосуточно, человек туда должен приходить как в храм - пообщаться со смотрителем (слово библиотекарь мне не нравится), с другими людьми, познакомиться с молодыми писателями и поэтами, обсудить за чашкой чая их творчество и то, что происходит за окном.

    Сеть должна расти, чтобы такие библиотеки были в шаговой доступности. Такую площадку можно организовать практически в каждом дворе. Во-первых, так библиотеке будет проще почувствовать потребности ее посетителя, а во-вторых, она станет истинным клубом для общения, для развития культуры местного сообщества. А у человека будет выбор и в плане досуга, и в плане интеллектуального развития. Образно говоря, если у меня есть свободный вечер, я могу пойти в кино, театр или в библиотеку. Но в последнем случае я должен быть уверен, что с пользой проведу время.

    - Как вы считаете, есть ли вообще будущее у бумажных книг в эпоху всевозможных электронных гаджетов?

    Статистика демонстрирует, что выпуск книг, и в количественном, и в тиражном выражении, растет. Есть проблема другая, она заключается в том, что не хватает торговых площадей, на которых выставлялись бы книги. К сожалению, при прочих равных условиях, книжным магазинам трудно конкурировать с продуктовыми, скажем.

    Может быть, чтение станет более элитарным занятием, например, если издания станут стоить дороже, но книга не исчезнет в своем вещественном воплощении. На мой взгляд, обращение к книге - это действие, без которого современный человек не может обойтись. Нужно предоставлять возможность людям читать, и это работа не только учителей, но издателей и библиотекарей в том числе.

    О том, как видят будущее библиотек студенты, которым предстоит работать в этой сфере и участвовать в ее развитии, нам ответили учащиеся кафедры библиотечного дела ЧГАКИ.

    Анна, 19 лет: «Для меня библиотека не является каким-то хранилищем книг, и даже местом получения информации. Все книги для личного пользования я обычно нахожу в интернете. И я уверенна, что так делает большинство студентов. Библиотека должна быть скорее местом, куда люди приходят пообщаться, провести время за чтением книги, таким своеобразным клубом. В библиотеках для этого должно быть приятно и уютно находиться».

    Дмитрий, 20 лет: «Самое главное в библиотеке - это ее содержание. Важно, чтобы библиотечный фонд был наполнен, соответственно запросам читателей, чтобы в библиотеке можно было найти самые редкие и самые свежие издание, которые даже пираты еще не успели оцифровать и выложить в интернет».

    Андрей, 20 лет: «Библиотека должна быть аналогом поисковика, типа Googl а в реальности. Не всегда у обычных читателей есть такие способности, которые позволяют им без труда находить нужные книги по нужной теме, например при написании научной работы. Самое важное в современной библиотеке - это сервисы для уточнения запроса - удобные каталоги, грамотные библиотекари, большая база данных хороших источников».

    МОУ УСТЬ – ЛАМЕНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

    Проект: «Библиотека будущего!».

    Александрова ЛарисаВикторовна

    1. ученица девятого класса МОУ

    Усть-Ламенской средней школы.

    2010– 2011 учебный год

    Библиотека будущего!

    1. Цель: Создать школьную библиотеку, отвечающую современным требованиям школьного и санитарного стандарта.

    2. Задачи:

    1. Оборудовать уютную, красивую библиотеку.
    2. Привлечь читателя в библиотеку.
    3. Привить интерес к чтению.
    4. Повысить успеваемость в школе и роль самообразования.

    3. Действия:

    Я бы для библиотеки отвела две комнаты. В одной – поставила шкафы со стеллажами. В них расположила книги по алфавиту и по темам. По средине поставила стол с компьютером. Здесь библиотекарь будет фиксировать поступление книг, вести учет книг, отслеживать спрос читателя. Для уюта на подоконниках расположить комнатные растения, на окнах жалюзи постельных тонов. Схема первой комнаты.

    №1. Шкафы со стеллажами для книг.

    №2. Окна с жалюзи.

    №3. Стол компьютерный с компьютером для библиотекаря.

    №4 – Офисный стул.

    В другой комнате поместила бы небольшие столики. Один ряд: компьютерные столы с компьютерами и настольными лампами, рядом офисные стулья для работы. Другой ряд: школьные столы с настольными лампами, рядом удобные стулья для работы. В читальном зале дети будут читать книги, искать информацию, работать по оформлению проектов и рефератов. Школьники смогут общаться, искать нужную информацию через интернет. В этой комнате будет стоять столик с видеодвойкой и карооке. Здесь можно слушать и смотреть художественные и документальные фильмы по произведениям русских и зарубежных авторов, а так же проводить коллективные творческие дела: часы чтения, дискуссии, викторины, игры и так далее.

    Схема второй комнаты.

    № 1 – компьютерные столы с компьютерами и настольными лампами для учащихся, рядом офисные стулья.

    № 2 – окна с жалюзи.

    № 3 – компьютерный стол с компьютером и настольной лампой для библиотекаря.

    № 4 –офисный стул.

    № 5 – школьные столы с настольными лампами и со стульями для учащихся.

    5. Оборудование:

    Компьютерные столы с компьютерами, настольные лампы, офисные стулья, жалюзи, школьные столы, стулья, шкафы со стеллажами для книг, цветочные горшки, комнатные растения.

    1. Финансовое обоснование:

    Материал.

    Цена.

    Количество.

    Всего:

    Шкафы со стеллажами

    2.000 руб.

    40.000 руб.

    Компьютерные столы

    1.300 руб.

    14.300 руб.

    Компьютерные

    стулья

    500 руб.

    6.000 руб.

    Простые стулья.

    200 руб.

    2.200 руб.

    Школьные столы

    1.000 руб.

    10.000 руб.

    Видеодвойка.

    15.000 руб.

    15.000 руб.

    Музыкальный центр.

    10.500 руб.

    10.500 руб.

    Компьютер.

    24.000 руб.

    264.000 руб.

    Настольная лампа.

    300 руб.

    6.300 руб.

    Жалюзи постельных тонов.

    700 руб.

    8.400 руб.

    Цветочные горшки

    45 руб.

    545 руб.

    Итого: 377.245 руб.

    7. Необходимая помощь.

    Нужны спонсоры, которые помогут приобрести оборудование для реализации проекта: «Библиотека будущего».

    8. Результат: Я думаю, что школьники смогут после уроков с пользой провести время в школьной библиотеке:

    1. отдохнуть,
    2. почитать,
    3. если не поняли материал, то дополнительно изучить;
    4. если материал, изученный на уроке, заинтересовал школьника, то поработать в ИНТЕРНЕТЕ;
    5. приготовить домашние задания по предметам: рефераты, проекты и другие.

    9. Вывод: В результате реализации проекта «Библиотека будущего» успеваемость и качество образования повысятся, станет больше детей, само реализующихся через раскрытие своих способностей и одаренности.

    Если хочешь ты получить «пять»

    Приходи в «Библиотеку – будущего» опять.

    Здесь ты сможешь с пользой отдохнуть,

    Реферат или проект создать.

    К вашим услугам современные ТСО

    Музыкальный центр, INTERNET и видео!