Формирование Советской государственно-политической системы. Придя к власти, большевики ликвидировали старый государственный аппарат и создали принципиально новую политическую систему - диктатуру пролетариата - политическую власть рабочих.
Высшим представительным органом стал Съезд Советов. В перерывах между съездами действовал постоянный орган - Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК). Первым председателем ВЦИКа стал Л.Б. Каменев, но вскоре его сменил Я.М. Свердлов . Правительством являлся Совет Народных Комиссаров. Председателем СНК стал В.И. Ленин. СНК стал осуществлять как исполнительную, так и законодательную власть. Четкого разделения властей между ВЦИК и СНК не существовало. Местное управление сосредоточилось в губернских и уездных Советах.
До Октября 1917 г. представления большевиков о государстве диктатуры пролетариата были пронизаны духом романтизма. В частности, В.И. Ленин предполагал распустить армию и полицию и заменить их всеобщим вооружением народа. Но действительность опровергла представления большевиков о пролетарском государстве. Чтобы удержать власть, необходимо было создавать аппарат насилия.
11 ноября (по новому стилю) 1917 г. для охраны общественного порядка была организованна рабоче-крестьянская милиция. Декретом СНК учреждались народные суды. В декабре 1917 г. был создан карательный орган новой власти - Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) , возглавил которую Ф.Э. Дзержинский . ВЧК была выведена из-под государственного контроля и согласовывала свои действия лишь с высшим партийным руководством. ВЧК обладала неограниченными правами: от ареста и следствия до вынесения приговора и приведения его в исполнение. В ноябре - декабре 1917 г. СНК подчинил себе руководство армией и уволил более тысячи генералов и офицеров, не принявших Советскую власть. Старая армия демобилизовывалась. В 1918 г. приняты декреты о создании Рабоче - Крестьянской Красной Армии и Рабоче - Крестьянского Флота на добровольной основе.
До октября страна жила по юлианскому календарю, который в ХХ в. отставал от европейского на 13 суток. 1 февраля 1918 г. большевики объявили 14 февраля 1918 г.
Деятельность большевистского правительства вызвала сопротивление многих социальных слоев (помещиков, буржуазии, чиновничества, офицерства, духовенства). В Петрограде и других городах зрели антибольшевистские заговоры. Левые эсеры заняли выжидательную позицию, так как не хотели порывать с социалистическими партиями и в то же время боялись потерять поддержку народных масс. Левые эсеры поддержали идею Всероссийского исполнительного комитета профсоюза железнодорожников (Викжель) создать многопартийное социалистическое правительство и сместить В.И. Ленина с поста Председателя СНК. Это предложение вызвало серьезные разногласия среди большевистского руководства. Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев, А.И. Рыков, В.П. Милютин, В.П. Ногин в первых числах ноября вышли из состава ЦК, часть наркомов - из правительства. Возникший конфликт В.И. Ленину удалось разрешить: Л.Б. Каменева на посту председателя ВЦИК заменили Я.М. Свердловым, в СНК ввели Г.И. Петровского, П.И. Стучку, А.И. Цюрупу и др. В середине ноября было достигнуто соглашение с левыми эсерами, и в декабре их представители вошли в СНК.

Роспуск Учредительного собрания. 5 января 1918 г. открылось Учредительное собрание, к которому столько стремилась российская интеллигенция. Его заседание длилось всего 12 часов, но значение этого события выходит далеко за рамки этого недолгого срока.
Писатель М. Горький замечал в январе 1918 г.: "Лучшие русские люди почти сто лет жили идеей Учредительного собрания. В борьбе за эту идею погибли в тюрьмах, в ссылке и каторге, на виселицах и под пулями солдат тысячи интеллигентов. На жертвенник этой священной идеи пролиты реки крови". После Февраля 1917 г. Учредительное собрание стало символом наступления новой, справедливой жизни. С ним связывали наступление новой жизни - получение земли, конец войне, прекращение всех неоправданных страданий. Люди понимали его как наступление царства справедливости. Все крупные партии летом 1917 г. выступали под лозунгом "Вся власть Учредительному собранию!". До Октября 1917 г. идея созыва учредительного собрания не подвергалась сомнению. Но уже в первый день Октябрьской революции Советская власть в своих первых документах "Декрет о мире", "Декрет о земле" решила те вопросы, которые откладывались до Учредительного собрания. После этого в глазах многих солдат и крестьян идея Учредительного собрания потеряла смысл. Выборы в Учредительное собрание состоялись в ноябре 1917 г. В стране в связи с выборами царило приподнятое настроение. Эсеровская газета "Воля народа" писала: "Выборы в Учредительное собрание прошли с необычайным энтузиазмом. К урнам на руках приносили больных стариков, старух, слепых". Это были первые всеобщие, равные, тайные и прямые выборы в России. В них приняли участие 44 млн. 433 тыс. чел. Были сняты все ограничения по образованию, национальности, оседлости.
Победу на выборах одержала партия эсеров - более 40% голосов, на втором месте оказались большевики - более 23% голосов. Полностью провались на выборах кадеты - 5%, меньшевики - менее 3%. Конфликт между Учредительным собранием и Советской властью был неизбежен.
5 (18) января 1918 г. в Таврическом дворце состоялось открытие Учредительного собрания. Председателем был избран правый эсер В.М. Чернов. Уже в своей большой вступительной речи председатель бросил вызов большевикам, заявив, что "ни донские казаки", "ни сторонники самостийной Украины" с "Советской властью не примирятся". Далее представитель большевиков Я.М. Свердлов предложил утвердить внесенную большевиками "Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого народа", которая подтверждала первые законодательные акты Советской власти, провозглашала эксплуатацию человека и курс на построение социализма. Собрание решило отложить обсуждение декларации. Большевики потребовали перерыва и ушли на совещание фракции. После перерыва представитель большевиков Ф.Ф. Раскольников зачитал резкую декларацию фракции большевиков, в которой большевики правых эсеров назвали "врагами народа", которые "кормят народ посулами". Около 2 часов ночи большевики и левые эсеры покинули заседание.
Около 4 часов утра начальник охраны Таврического дворца 22 - летний матрос А. Железняков приказал присутствующим покинуть зал заседания под предлогом того, что "караул устал". Депутаты успели поставить на голосование подготовленные эсерами проекты законов о мире, земле и республике. Заседание длилось уже более 12 час. Депутаты устали, решили сделать перерыв и возобновить работу в 17 часов того же дня.
Вечером того же дня депутаты пришли на очередное заседание. Двери Таврического дворца оказались запертыми, у входа стоял вооруженный пулеметами караул.
На следующий день ВЦИК принял декрет о роспуске Учредительного собрания, одобренный III Всероссийским съездом Советов.
Учредительное собрание давало возможность для развития страны в сторону парламентаризма, многопартийности и общественного согласия, эта возможность была упущена. Депутат эсер Н. Святицкий с горечью писал позднее, что Учредительное собрание погибло не от матросского окрика, а от "того равнодушия, с каким отнесся народ к нашему разгону и которое позволило Ленину махнуть на нас рукой: "Пусть себе расходятся по домам!".
Тем не менее, разгон большевиками законно избранного представительного органа обострил ситуацию в стране. Началась борьба за Учредительное собрание, она продолжалась весь 1918 г. Депутаты Учредительного собрания переехали в Самару и создали Народную армию Учредительного собрания. Но постепенно они теряли опору в обществе.

Начало формирования однопартийной политической системы. Стремясь сохранить власть в своих руках и рассчитывая на помощь мировой революции, большевики не стремились сохранить союз с другими левыми политическими силами.
В январе 1918 г. состоялся III Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов. Он поддержал большевиков. Съезд утвердил "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа" , одобрил проект закона о социализации земли, провозгласил федеративный принцип государственного устройства Российской Советской Социалистической республики (РСФСР) и поручил ВЦИК разработать основные положения Конституции страны. (См. хрестоматийный материал)
10 июля 1918 г. V Съезд Советов утвердил первую Конституцию РСФСР . Конституция провозглашала пролетарский характер Советского государства, федеративный принцип государственного устройства РСФСР и курс на построение социализма. Избирательного права лишались представители бывших эксплуататорских классов, священнослужители, офицеры и агенты полиции. Вводилось преимущество рабочих по сравнению с крестьянами в нормах представительства при выборах в органы власти (1 голос рабочего приравнивался к 5 голосам крестьян). Выборы были не всеобщими, не прямыми, не тайными и не равными. Конституция закрепляла систему центральных и местных органов власти.
Конституция декларировала введение политических свобод (слова, печати, собраний, митингов, шествий). Однако на практике это не имело реального подтверждения. Более того, первая советская Конституция не предусматривала возможность участия имущих классов и их партий в политической борьбе.
До Октября 1918 г. В.И. Ленин выражал твердую уверенность в том, что народные массы через Советы способные управлять государством. Но очень скоро оказалось, что практика расходится с прогнозом. В 1919 г. В.И. Ленин из-за российской специфики, т.е. бескультурья, массы вовсе не могут управлять государством. "Диктатура пролетариата" в нашей стране с самого начала стала означать власть узкого слоя компартии. Выборы в Советы проводились все более формально, отобранные кандидатуры заранее назначались на депутатские должности. На практике "Советская власть" и "большевистская власть" все более сливались. В РСФСР начала складываться однопартийная политическая система.

Экономические преобразования. Временное правительство за короткий срок своего пребывания у власти не могло решить основные социально-экономические, политические и национальные проблемы страны. Все эти нерешенные проблемы теперь встали перед Советской властью.
До прихода к власти большевики представляли себе социалистическую экономику, как экономику без частной собственности, директивную, где государство должно взять в свои руки все товары и выдавать их населению по мере необходимости.
Это была марксистская модель экономики. Поэтому сразу же после Октября 1917 г. большевики стали проводить линию на уничтожение частной собственности. Уже с ноября 1917 г. власть организовала "красногвардейскую атаку на капитал" Был национализирован ряд крупных предприятий и отраслей промышленности. Затем были приняты декреты о национализации банков, железнодорожного транспорта, введена монополия на внешнюю торговлю. Было положено начало создания государственного сектора в экономике. В декабре 1917 г. для руководства государственным сектором в экономике был создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) . Переход предприятий под контроль государства закладывал основы "государственного социализма".
Весной 1918 г. началась реализация Декрета о земле. Крестьяне безвозмездно должны были получить 150 млн. десятин земли, принадлежавшей помещикам, буржуазии, церкви, монастырям. Был аннулирован 3- млрд. долг крестьян банкам. Проведение в жизнь Декрета о земле бедное крестьяне встретило одобрительно. Земля делилась поровну между всеми группами крестьян, сохранялось индивидуальное мелкое хозяйство крестьян. В стране уничтожалась помещичья собственность на землю, и вместе с ней прекращал существование и класс помещиков.
Аграрная политика большевиков вызвала социальную напряженность в деревне, так как Советская власть поддерживала бедноту. Это вызвало недовольство зажиточных крестьян-кулаков. Кулаки стали придерживать товарный (на продажу) хлеб. В городах возникла угроза голода. В связи с этим СНК перешел к политике жесткого давления на деревню. В мае 1918 г. была введена продовольственная диктатура . Это означало запрещение хлебной торговли и изымание запасов продовольствия у зажиточных крестьян. В деревню посылались продовольственные отряды (продотряды) . Они опирались на помощь комитетов бедноты (комбеды) , созданных в июне 1918 г. вместо местных Советов. "Черный передел" земли наносил удар по крупным хозяйствам помещиков, зажиточных крестьян (отрубников, хуторян), т.е. уничтожались положительные стороны аграрной реформы П.А. Столыпина. Уравнительное распределение вело к падению производительности труда и товарности сельского хозяйства, к худшему использованию земли.
Продовольственная диктатура не оправдала себя и потерпела неудачу, т.к. вместо запланированных 144 млн. пудов хлеба собрано было всего 13, а также привела к выступлениям крестьян против власти большевиков.

Социальные преобразования. Демократические преобразования были проведены в социальной сфере. Советская власть окончательно уничтожила сословную систему, отменила дореволюционные чины и титулы. Устанавливалось бесплатное образование и медицинское обслуживание. Женщины уравнивались в правах с мужчинами. Декрет о браке и семье вводил институт гражданского брака. Был принят Декрет о 8-часовом рабочем дне, кодекс законов о труде, который запрещал эксплуатацию детского труда, гарантировал систему охраны труда женщин и подростков, выплату пособий по безработице и болезни. Провозглашалась свобода совести. Церковь отделялась от государства и от системы образования. Большая часть церковного имущества была конфискована.

Национальная политика Советского государства определялась "Декларацией прав народов России", принятой Совнаркомом 2 ноября 1917 г. В ней провозглашалось равенство и суверенность народов России, их право на самоопределение и образование самостоятельных государств. (См. Дополнительный хрестоматийный материал 1 и 2) В декабре 1917 г. Советское правительство признало независимость Украины и Финляндии, в августе 1918 г. - Польши, в декабре - Латвии, Литвы, Эстонии, в феврале 1919 г. - Белоруссии. Самоопределение народов становилось реальностью. Национальные движения возглавлялись интеллигенцией, предпринимателями, духовенством, буржуазными и умеренными партиями, которые выдвигали ярких политических лидеров. Свою независимость провозгласила и Закавказская демократическая федеративная республика; после ее распада (в июне) возникли Азербайджанская, Армянская и Грузинская буржуазные республики.
В мае 1918 г. националистическое правительство Северного Кавказа ("Союз Объединенных горцев Кавказа"), возникшее до Октябрьских событий, заявило о независимости Северо-Кавказского государства и отделения его от России. В сентябре 1919 г. было создано независимое "Северо-Кавказское эмиратство" в Нагорной Чечне. Осенью 1918 г. из земель, входивших в состав Германии, Австро-Венгрии и России была восстановлена польская государственность.
Первая Советская Конституция РСФСР (принята 10 июля 1918 г.) закрепила принцип унитарности нового государства, но народы России получили право на областную автономию. Народы Российского государства в рамках автономии могли реализовать свои национальные интересы.
В 1918 г. первыми национальными областными объединениями были: Туркестанская Советская республика, Трудовая Коммуна немцев Поволжья, Советская социалистическая республика Тавриды (Крыма). В марте 1919 г. была провозглашена Башкирская Автономная Советская республика, а в 1920 г. автономными республиками стали Татарская, Киргизская. К автономным областям присоединились Калмыцкая, Марийская, Вотская, Карачаево-Черкесская, Чувашская. Трудовой Коммуной стала Карелия. В 1921-1922 годах создаются Казахская, Горская, Дагестанская, Крымская автономные республики, Коми-зырянская, Кабардинская, Монголо-Бурятская, Ойротская, Черкесская, Чеченская автономные области.
Право на автономию было лишено казачество, формировавшееся в течении нескольких веков за счет русского, украинского, калмыцкого, башкирского, якутского и других народов России и проживавшее компактно. В данном случае центральная власть проявила опасение по отношению к казачеству как "социально-опасному элементу". Не учтены были и интересы русского населения. Так, еще в 1918 г. выдвигалось предложение о создании русской автономии за счет объединения вокруг Москвы 14 европейских губерний с преобладающим русским населением, но этот проект был отвергнут Народным комиссариатом по делам национальностей (Наркомнацем).
Однако в своей практической деятельности большевистское руководство стремилось преодолеть дальнейший распад России. Используя местные партийные организации, оно способствовало установлению Советской власти в национальных районах, оказывало финансовую и материальную помощь советским республикам Прибалтики.

Брестский мир. 26 ноября 1917 г. большевики приняли "Декрет о мире", в котором в числе прочего содержался призыв к народам и правительствам воюющих стран заключить демократический мир без аннексий и контрибуций. Тогда Советское государство не признало ни одно государство в мире. Лишь Германия находилась на грани поражения и откликнулась на Декрет о мире.
2 декабря с Германий было подписано перемирие. После этого в г. Брест-Литовске (ныне г. Брест) начались переговоры о мире. Советская делегация предложила заключить мир без аннексий и контрибуций. Но Германия стремилась воспользоваться слабостью и изолированностью Советского правительства. 1 января 1918 г. Германия предъявила России жесткий ультиматум: требуя передать ей огромную территорию - Польшу, часть Прибалтики, Украины, Белоруссии - площадью в 150 тыс. кв. км. В связи с этим переговоры были прерваны.
В большевистском государстве ультиматум вызвал острые разногласия. Так, меньшинство членов ЦК вместе с В.И. Лениным настаивало на безоговорочном принятии немецких условий, т.к. на продолжение войны сил у большевиков не было. Но большинство членов ЦК считало, что подписывать мир на таких унизительных условиях нельзя, так как это отодвинуло бы мировую революцию на неопределенный срок. Нарком иностранных дел Л.Д. Троцкий и его сторонники выступили за отказ от подписания мира на переговорах, предлагая сделать это лишь после того, как немецкие войска перейдут в наступление, и возникнет прямая угроза гибели Советской власти. Они предложили для Брест-Литовска следующую формулу: "Ни мира, ни войны". Н.И. Бухарин и его сторонники (получили название "левые коммунисты") считали, что Советское государство, заключив сепаратный мир с Германией, станет "пособником" германского империализма. Они требовали прекратить переговоры и объявить революционную войну международному империализму и спровоцировать революционный кризис в Европе.
Большевики решили затянуть мирные переговоры. Л.Д. Троцкий в феврале 1918 г. возглавил делегацию в Брест - Литовске. Он выступил со знаменитой формулой: "Мир не подписываем, войну не ведем, а армию распускаем". В ответ 18 февраля германские войска перешли в наступление по всему фронту. (См. хрестоматийный материал)
Возникла прямая угроза Советскому государству. Большевики приняли условия германского ультиматума, но немцы ужесточили свои требования. Теперь они хотели отторгнуть от России территорию в 750 тыс. кв. км. С населением в 50 млн. чел.: всю Прибалтику, Белоруссию и часть Закавказья (Ардаган, Карс, Батум) в пользу Турции. Будущую судьбу отторгнутых от России территорий, по мирному договору, будет "определять" Германия. Россия должна была выплатить контрибуцию в 3 млрд. руб. (сумма могла быть увеличена Германией в одностороннем порядке), прекратить революционную пропаганду в центрально - европейских странах.
Никакой военной угрозы для Германии со стороны России на тот момент не существовало. Дело в том, что теоретическое обоснование необходимости уничтожения России Германией было подготовлено для руководства рейха еще в 1915 - 1916 гг. Программа германской экспансии на восток за счет России стала к тому времени неотъемлемой составной частью политического мышления германской элиты. Выдвигая "разбойничьи" условия мирного договора, германский рейх приступил к первой ступени по уничтожению независимого российского государства.
3 марта 1918 г. российская делегация без дискуссий подписала договор о прекращении состояния войны с кайзеровской Германией и ее союзников. (См. хрестоматийный материал)
Спасти независимое Советское государство могла только полная победа стран Антанты над Германией.
Ноябрьская революция в Германии 1918 г. привела к крушению кайзеровской Германии. 11 ноября 1919 г. германские войска капитулировали на Западном фронте. Это позволило Москве в тот же день аннулировать Брестский мир и вернуть большую часть утраченных по нему территорий. Немецкие войска ушли с территории Украины. В Литве, Латвии, Эстонии устанавливалась советская власть. Предпосылки сохранения российской государственности были восстановлены. ("Разбойничий" характер Брестского мирного диктата во многом определил жесткость условий Версальского мирного договора, который большинство немцев восприняло как национальное унижение, хотя условия Версальского мирного договора были намного цивилизованнее, чем условия Брестского).

Захватив власть в результате победы Октябрьской революции, большевики сразу же приступили к переустройству России. Реализацию своих идей они осуществляли под лозунгом диктатуры пролетариата, государственной формой которой явились Советы. Они стали основными органами центрального и местного управления. На II Всероссийском съезде Советов был образован Совет народных комиссаров (СНК).

Председателем его стал В. И. Ленин. Попытки ряда партий и организаций вытеснить Ленина и его сторонников из правительства, создать коалиционное (или однородное) социалистическое правительство были решительно пресечены. Декретом об образовании СНК определялся список народных комиссариатов (наркоматов) и возглавлявших их комиссаров. Поначалу наркоматы представляли собой, по сути, прежние министерства Временного правительства. В их задачи входило обеспечить преемственность в управлении, подавить саботаж служащих старых учреждений, а также привлечь в аппарат рабочих и революционно настроенных специалистов.

Но постепенно большевики приступают и к созданию «своих» органов управления. Один из них - Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), «главный штаб социалистической промышленности». ВСНХ был учрежден декретом ВЦИК 2 декабря 1917 г. и формировался как выборный коллегиальный орган, предназначенный для организации всего народного хозяйства и финансового дела Советской Республики. В его состав вошли представители Всероссийского совета рабочего контроля, Центрального совета фабрично- заводских комитетов, отраслевых профсоюзов; возглавил Президиум ВСНХ Н. Н. Осинский (Оболенский), затем (с февраля 1918 г.) - А. И. Рыков. Аппарат ВСНХ включал прежние государственно-регулирующие органы, правления крупнейших трестов и синдикатов. На местах возникла сеть территориальных СНХ (областных, губернских и т. д.), обладавших относительной самостоятельностью. Высшим органом, решения которого были обязательными для всех субъектов хозяйственной деятельности, стал съезд Советов народного хозяйства. Таким образом, система хозяйственных органов создавалась в соответствии с представлениями большевиков о демократии в сфере производства.

Первоначально большевики не планировали создания каких-либо карательных органов. Они полагали, что в случае возникновения внутренней угрозы Советы, выборные суды, народная милиция вполне справятся с этой задачей. Их надежды не сбылись. Тогда постановлением СНК от 20 декабря 1917 г. при нем была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией (ВЧК).

Возглавлял коллегию ВЧК Ф. Э. Дзержинский. Однако по мере обострения обстановки в республике ВЧК стала превращаться в «карающий меч диктатуры пролетариата», не признававший никаких законов. 15 января 1918 г. специальным декретом СНК была создана Рабоче-Крестьянская Красная Армия (РККА) на добровольных началах; к маю РККА насчитывала в своих рядах около 300 тыс. бойцов. Ее классовый революционный характер обеспечивался институтом политкомиссаров. Управляла военным ведомством коллегия Народного комиссариата по военным и морским делам (Наркомвоена) и Революционного военного совета (Реввоенсовета, РВС). Возглавлял их человек сугубо гражданский, но чрезвычайно популярный в те годы - Л. Д. Троцкий. С ним связан дальнейший процесс профессионализации РККА: отмена принципа выборности командиров, привлечение военных специалистов, учреждение и преобразование системы военно-учебных заведений, отказ от принципа добровольности в формировании армии и переход на всеобщую воинскую обязанность, введенную летом 1918 г.

Вопросами культуры и народного образования занималась государственная комиссия по просвещению при ЦИК, куда входили представители советских органов, профессиональных объединений работников культуры и народного образования, учащихся, культурно-просветительских организаций, национальных объединений, ВСНХ. Она выработала общий план организации народного образования и культурных мероприятий, их финансирования и материального обеспечения. Руководил работой Наркомат просвещения (Наркомпрос) во главе с А. В. Луначарским.

Рабочий контроль. С рисунка С. С. Бойма.

Одним из новых органов советской власти был Наркомат национальностей (Наркомнац), ведавший вопросами национально-государственного строительства в Советской России. Во главе его был поставлен И. В. Сталин, считавшийся в партии специалистом по национальному вопросу. Революция в России произошла в момент подъема национальных движений, нарастания тенденций к распаду единого государства. Декларация прав народов России, принятая в начале ноября 1917 г., провозглашала право народов на самоопределение вплоть до образования собственного государства.

Таким образом вне России оказались Финляндия, Польша, Украина, Литва, Латвия, Эстония, Грузия, Армения, Азербайджан. Народы, оставшиеся в составе Советской России, объединились в автономные республики в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР).

Так выглядели «слом старой государственной машины и строительство нового советского аппарата» в первые месяцы после Октября. С марта 1918 г. столицей РСФСР стала Москва. Туда ввиду угрозы германского наступления после срыва переговоров о мире с Германией переехали главные государственные учреждения (см. Москва - столица России).

Первоначально большевики позволяли участвовать в политической жизни другим социалистическим партиям при условии признания ими советской власти, а левые эсеры некоторое время (с декабря 1917 г. по март 1918 г.) даже входили в СНК. Но из-за противодействия политике большевиков они были изгнаны из Советов. Сначала - меньшевики и эсеры, исключенные декретом ВЦИК от 14 июня 1918 г., затем - левые эсеры после мятежа 6 июля 1918 г. Таким образом, политическая власть приобрела черты однопартийной диктатуры большевиков. РКП(б) руководила деятельностью всех государственных органов, а также профсоюзов, общественными организациями. Переделку экономических отношений новая власть начала с национализации казенного имущества и передачи его в руки государства. Были национализированы банки, финансовые учреждения, железные дороги.

На этой основе возник государственный сектор экономики, названный социалистическим. Отождествление большевиками государственного и социалистического секторов вело к преувеличению роли государственного капитализма. В работе В. И. Ленина «Очередные задачи советской власти» (апрель 1918 г.), считающейся экономической программой большевиков на начальном этапе, государственный капитализм рассматривался как союзник социализма в деле налаживания учета и контроля. Левые коммунисты (самое мощное оппозиционное течение в партии большевиков за всю ее историю) возражали против использования вообще каких- либо форм госкапитализма, уповая на самих рабочих и рабочие организации в вопросах создания новой экономики.

В этой обстановке происходили наступление на частный сектор в промышленности и торговле, конфискация предприятий у прежних владельцев. Но процесс национализации оказался не простым: ни организовать производство, ни снабдить предприятия сырьем, топливом, полуфабрикатами рабочие, не знающие ни технологии, ни рынка, конечно, не могли. Там, где рабочие коллективы брали предприятия в свои руки, наблюдался полный разгул самодеятельности, прикрываемый пышными революционными фразами. Чтобы не допустить окончательного развала промышленности, государственные органы вынуждены были вмешиваться в управление национализированными предприятиями. На предприятия из центра высылались комиссары с особыми полномочиями. Очень непросто складывались отношения с предпринимателями. Противодействие национализации, как правило, влекло за собой увольнения директоров, управляющих, технического персонала и образование рабочего правления. Политика государства по отношению к специалистам была двойственной. С одной стороны - привлечение специалистов, назначение им высоких окладов, с другой - их третиро- вание, предпочтение им выдвиженцев из рабочего класса.

Национализация фабрики. С рисунка И. А Дайца.

К осени 1918 г. почти все крупные предприятия были национализированы и переданы в подчинение ВСНХ. Для управления ими были созданы отраслевые центры и главные управления (главки). Таким образом, за короткий срок на производстве произошла эволюция от рабочего контроля к рабочему самоуправлению, от него к рабочему управлению под государственным контролем и, наконец, к централизованному государственному управлению.

Преобразования в деревне исходили из Декрета о земле, принятом на II съезде Советов. Наркомату земледелия, возглавляемому левыми эсерами, было поручено разработать соответствующий закон и провести его в жизнь. В его задачи входило: раздел помещичьих земель, проведение нового землеустройства, обеспечение крестьянских хозяйств инвентарем, рабочим скотом на уравнительно-трудовых началах.

Постепенно большевистское руководство начало все больше вмешиваться в крестьянские дела, что привело к его столкновению с левыми эсерами. Поводом для энергичного вмешательства большевиков в деревенскую жизнь явилось ухудшение продовольственного положения в стране, угроза голода в крупных промышленных центрах. Накормить города возлагалось на Наркомат продовольствия (нарком А. Д. Цюрупа). Его комиссары, обладавшие огромными властными полномочиями, рассылались в деревни.

Поддерживать политику большевиков в деревне должны были комитеты бедноты (комбеды), где всем заправляли коммунисты и беднейшие элементы деревни. Официальное назначение комбедов - перераспределение хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий в пользу бедноты. Комбеды помогали продотрядам, участвовали в заготовительных кампаниях, реквизициях и конфискациях продовольствия. Введение комбедов вызвало повсеместное недовольство крестьян, послужило одним из факторов разжигания гражданской войны. Крестьяне отшатнулись от большевиков.

Осенью 1918 г. самые одиозные комбеды были распущены или слиты с сельскими Советами. Подтолкнул страну к войне разгон Учредительного собрания, а также Брестский мир. В отношении Учредительного собрания большевики вели себя непоследовательно. В течение всего 1917 года они выступали сторонниками его созыва, одновременно выдвигая лозунг: «Вся власть Советам!» После Октября большевики рассчитывали, что выборы в Учредительное собрание дадут им перевес и они законодательным путем передадут власть Советам. Однако они получили только 25% голосов избирателей.

Крестьянская Россия отдала предпочтение эсеровской партии, стоявшей в то время на позиции непризнания советской власти и ее декретов. Столкновение между Советами и Учредительным собранием становилось неизбежным. Открывшемуся в начале января Учредительному собранию большевики и левые эсеры предложили принять Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, где Россия провозглашалась Республикой Советов, а также утвердить декреты, принятые новой властью. Эсеровско-меныпевистское большинство собрания даже не стало обсуждать эти вопросы, а перешло к рассмотрению «Закона о земле». Тогда большевики и левые эсеры ушли с заседания. На следующий день Учредительное собрание декретом ВЦИК было распущено. Таким образом, был упущен последний шанс на согласие среди социалистических партий. Члены Учредительного собрания открыто перешли на сторону контрреволюции и начали активную борьбу против большевиков.

Подписанный в марте 1918 г. в Бресте мир между Германией и Советской Россией также не стабилизировал обстановку в стране. Подписанный на унизительных для России условиях, далеких от справедливого «мира без аннексий и контрибуций», он вызвал острое недовольство во многих слоях общества, даже среди самих большевиков. Только благодаря неимоверным усилиям В. И. Ленина, который любой ценой стремился сохранить советскую власть, мир был подписан. Но мирная передышка оказалась совсем короткой. С мая 1918 г. в различных районах страны начались военные действия, которые летом переросли в кровопролитную гражданскую воййу (см. Белое движение, Гражданская война и военная интервенция 1918 - 1922 гг.).

Советская власть приступила к строительству «нового мира» сразу после Октябрьской революции. Преобразования внедрялись с невиданным энтузиазмом и искореняли практически все, что ассоциировалось с обликом старой России.

Реформа образования

Одним из важнейших инструментов по внушению новой идеологии большевиков стала система образования. К школьной реформе были привлечены такие крупные деятели, как Луначарский, Крупская и Бонч-Бруевич. Первые кардинальные изменения появились с принятием декрета «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» (февраль 1918 г.), который не допускал преподавания Закона Божия в государственных, общественных и частных учебных заведениях, где изучались общеобразовательные дисциплины.

В июле 1918 года делается еще один важный шаг: все образовательные учреждения передаются в ведение Наркомата просвещения, то есть становятся государственными. Параллельно закрываются частные учебные заведения, отменяются все национальные, сословные и религиозные ограничения в образовании.

Однако наиболее значительным достижением реформы школьного образования принято считать создание в октябре 1918 года «единой трудовой школы». Отныне провозглашалось право всех граждан независимо от расовой и национальной принадлежности или социального статуса на получение бесплатного образования.

Новая орфография

Октябрь 1918 года отмечен также появлением декрета «О введении новой орфографии», который предусматривал, с одной стороны, упрощение правописания, а с другой – создание письменности для народов, прежде ее не имевших.

Справедливости ради следует сказать, что реформа правописания планировалась еще в 1904 году комиссией Императорской Академии наук под председательством А. А. Шахматова.

Среди нововведений выделим следующие: исключение из алфавита букв Ѣ (ять), Ѳ (фита), I («и десятеричное») и замена их соответственно на Е, Ф, И; упразднение твердого знака (Ъ) на конце слов и частей сложных слов, но сохранение его в качестве разделительного знака; замена в родительном и винительном падежах окончаний прилагательных и причастий с -аго, -яго на -ого, -его (например, полнаго – полного, синяго – синего).

Побочным эффектом реформы орфографии стала некоторая экономия при письме и типографском наборе. По оценке русского лингвиста Льва Успенского, текст при новом правописании стал короче примерно на 1/30.

Национализация

Одним из главнейших мероприятий советской власти стала «социалистическая национализация», проводимая в интересах трудящихся и «эксплуатируемых масс деревни». Так, национализация земли стала экономической основой кооперирования крестьянских хозяйств.

Захватив Государственный банк России, большевики получили контроль над всеми частными банками страны. В таком контроле Ленин видел переходную форму национализации, которая бы позволила трудящимся освоить управление финансами.

Но вследствие саботажа банкиров советская власть вынуждена была в кратчайшие сроки экспроприировать банковскую сферу.

Передача банков в собственность государства стала связующим звеном на пути к подготовке национализации промышленности. По данным промышленной и профессиональной переписи, в период с ноября 1917-го по март 1918 года (который получил название «Красногвардейской атаки на капитал») были национализированы 836 промышленных предприятий.

Земля – крестьянам

26 октября 1917 года на II Всероссийском съезде Советов был принят один из самых важных документов – Декрет о земле. Основным пунктом декрета была конфискация помещичьих земель и владений в пользу крестьянства.

Однако этот документ содержал и ряд других не менее важных положений: многообразие форм землепользования (подворное, хуторское, общинное, артельное), отмену права частной собственности на землю, запрет применения наемного труда.

Подсчитано, что после отмены частной собственности на землю в пользование крестьян перешло около 150 млн гектаров земли.

Впрочем, воплощение Декрета о земле в жизнь повлекло за собой неконтролируемые самозахваты помещичьей собственности. По мнению историка Ричарда Пайса, «крестьянское большинство населения страны на несколько месяцев полностью отошло от политической деятельности, с головой погрузившись в «чёрный передел» земли».

Мир – народам

«Декрет о мире» был разработан лично Лениным и единогласно принят на всё том же II Всероссийском съезде Советов. Советское правительство предлагало «всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом демократическом мире».

С нотой о начале мирных переговоров Ленин обратился к ряду европейских стран, однако предложение советской стороны было почти всеми проигнорировано. Более того, посол Испании после получения этого дипломатического обращения был немедленно отозван из России.

Французский историк Элен Карер д"Анкосс объясняет подобную реакцию Запада тем, что Декрет о мире был воспринят европейскими странами скорее как призыв к всемирной революции.

На предложение советского правительства отреагировали только Германия и ее союзники. Итогом сепаратных соглашений стал подписанный 3 марта 1918 года Брестский мирный договор, который означал выход России из Первой мировой войны и признание ее поражения.

Отделение церкви от государства

23 января 1918 года вступил в силу Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Документ лишал церковь всего имущества и юридических прав, по сути, ставил ее вне закона.

Декрет, в частности, устанавливал свободу «исповедовать любую религию или не исповедовать никакой», лишал религиозные организации каких-либо прав собственности, а все церковное имущество объявлял народным достоянием.

Реакция церкви после обнародования проекта декрета последовала незамедлительно. Митрополит Петроградский Вениамин обратился в Совнарком с письмом, где были следующие слова: «Осуществление этого проекта угрожает большим горем и страданиями православному русскому народу... Считаю своим нравственным долгом сказать людям, стоящим в настоящее время у власти, предупредить их, чтобы они не приводили в исполнение предполагаемого проекта декрета об отобрании церковного достояния».

Ответом на данное письмо стала лишь ускоренная подготовка к процедуре отделения церкви от государства.

Введение григорианского календаря

Декрет от 26 января 1918 года постановил «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени» введение в Российской республике западноевропейского календаря. В документе отмечалось, что «первый день после 31 января сего года считать не 1-м февраля, а 14 февраля, второй день – считать 15-м и т. д.»

Появление данного постановления было связано главным образом с тем, что юлианский календарь, использующийся православной церковью, создавал для России «неудобства при сношениях с Европой», ориентированной на григорианское летосчисление. После отделения церкви от государства уже ничто не удерживало советское правительство от введения «нового стиля».

Приступая к изучению темы, следует отметить, что большевики не повторили ошибки Временного правительства: свой приход к власти они сразу же закрепили неотложным решением самых насущных задач революции (Декреты о мире, о земле, Положение о рабочем контроле, Декларация прав народов России, принятая через неделю после октябрьского переворота, другие декреты октября - декабря 1917 г.

По социально-экономическим проблемам.).

Свержение Временного правительства стало исходным моментом слома прежнего государственного аппарата. Создание нового государственного аппарата шло параллельно со сломом разных звеньев старой государственной машины. Прежде всего, большевики приступили к конструированию системы центральных распорядительных органов (ВЦИК, СНК, наркоматы, ВСНХ и др.), где они имели большинство. Это позволяло осуществлять диктатуру сверху. Важно показать, как это происходило, в том числе и стремление “орабочить” госаппарат. Необходимо дать оценку конфликта с Викжелем как попытки умеренных социалистических партий вытеснить видных большевиков (Ленина, Троцкого) из правительства, создать коалиционное (однородно-социа­листическое) правительство, показать, как и почему эта попытка была решительно остановлена.

Следует учитывать, что большевики не имели разработанных планов будущего устройства общества и революционных преобразований. Об их направлении и смысле в общих чертах можно судить по работе Ленина “Государство и революция”. Будущее устройство общества виделось по образцу Парижской Коммуны. Предполагалось обойтись без бюрократии (органами народовластия должны были стать Советы, через которые постепенно все трудящиеся будут привлекаться к управлению государством); без армии (вместо нее предполагалось всеобщее вооружение трудящихся); без полиции и судов (их функции будут осуществляться самим народом); без тюрем (вместо них - воспитательные учреждения). Считалось, что в руки Советов и других рабочих и крестьянских организаций перейдут фабрики и заводы, земля, другая собственность, а для организации производства и распределения будет введен всеобщий учет и контроль (через Советы). Поначалу большевики действовали в соответствии с этими “чертежами”. Однако практика показала, что это чистая утопия. Очень скоро пришлось от этих замыслов отказаться: оставался и непомерно разрастался бюрократический аппарат, стали создаваться органы принуждения (ВЧК 6 дек. 1917 г., милиция, суды, оставались тюрьмы). Начались работы по созданию регулярной РККА, причем она формировалась на обломках старой армии и за счет ее кадрового состава.

Рушилась идея большевиков о диктатуре народа (народовластии) через Советы, в которых развернулась борьба. Под лозунгом диктатуры пролетариата, государственной формой которой объявлялись Советы, происходила их эволюция в диктатуру партии.

Рассматривая социально-экономические преобразования, следует отметить, что переделку экономических отношений большевики начали с национализации казенной промышленности (32 крупных предприятия), на этой основе создавался государственный сектор, названный социалистическим. Скоро последовала национализация частного сектора в промышленности и торговле, для хода которой был характерен хаос и энтузиазм. Важно проследить этапы национализации, ее итоги, влияние на состояние экономики, уяснить, что в результате национализации создавался не социалистический, а государственный сектор экономики, шло ее огосударствление.

Создание хозяйственных большевистских органов следует изучить на основе “Положения о рабочем контроле” (14 ноября 1917 г.) и Декрета о создании ВСНХ (2 декабря 1917 г.). Они создавались в соответствии с представлениями о демократии в сфере производства. Однако вскоре пришлось столкнуться с “кошмаром” рабочего контроля, дезорганизацией производства, ростом бюрократизма. В результате в сфере экономики очень быстро была проделана эволюция от рабочего контроля и рабочего самоуправления (быстро развеялись связанные с ними иллюзии) к рабочему управлению под государственным контролем (центр направлял на места лиц с диктаторскими полномочиями), наконец к централизованному государственному управлению.

Первые аграрные преобразования - важное направление политики новой власти. Они базировались на Декрете о земле и Законе “О социализации земли”, закрепившими крестьянские требования, - по сути, основные положения аграрной программы партии эсеров. Этот факт сыграл решающую роль в достижении коалиции большевиков с левыми эсерами. Важно изучить содержание этих документов, этапы и результаты аграрных преобразований (землепользование крестьян увеличилось на 70 %, но не в 2,5 р., как утверждалось ранее).

Получив землю, другие выгоды от ликвидации помещичьего землевладения, крестьянство поддержало Советскую власть. Однако очень скоро оно стало в оппозицию к ней, недовольное продовольственной диктатурой - решением силой взять хлеб у крестьянства. Важно разобраться, в силу каких причин аграрная политика советской власти в короткие сроки проделала эволюцию от Декрета о земле до продовольственной диктатуры, а потом и продразверстки. Политическое последствие политики в отношении деревни - распад коалиции с левыми эсерами, их мятеж 6 июля 1918 г.

Рассматривая социальную политику, следует охарактеризовать ее важнейшие мероприятия (ликвидацию сословного деления граждан, уравнение женщин в правах, свободу совести, 8-часовой рабочий день, социальное страхование, страхование на случай безработицы (впервые в мире), на случай болезни, охрану труда, повышение зарплаты, меры по улучшению жилищных условий рабочих (переселение из хижин в дворцы и др.)). Нужно отметить, что, несмотря на то, что многое предпринималось, материальное состояние трудового народа продолжало снижаться. В 1918 г. зарплата рабочих составляла 20 % от уровня 1913 г. В результате революции жизнь не улучшилась.

План 1-го занятия

1. Воззвание II Всероссийского съезда Советов “Рабочим, солдатам и крестьянам”. Слом старого государственного аппарата и формирование органов власти в центре и на местах. Замыслы и действительность.

2. Конфликт с Викжелем; “викжеляние”.

3. Советы и органы местного самоуправления. Развертывание борьбы внутри Советов.

4. Блок большевиков с левыми эсерами. Слияние Советов рабочих и крестьянских депутатов.

План 2-го занятия

1. Революционные преобразования в социально-экономической сфере:

а) Положение ВЦИК и СНК о рабочем контроле; осуществление рабочего контроля;

б) проведение национализации;

в) Декрет ВЦИК и СНК об учреждении ВСНХ; организация управления экономикой;

г) Декрет о земле и проведение его в жизнь; продовольственная диктатура;

д) социальная политика.

Темы рефератов

1. Формирование советских органов власти в провинции.

2. История созыва и разгона Всебелорусского конгресса.

4. Комбедовский период аграрной политики большевиков.

5. Этапы национализации промышленности в Советской России.

Источники

1. Второй Всероссийский съезд Советов: Сб. документов и материалов. М., 1997.

3. История Отечества в документах. 1917-1993: В 4 ч. Ч. 1. М., 1994.

4. История России. 1917-1940. Хрестоматия. Екатеринбург, 1993.

5. Первое Советское правительство (СНК). Окт. 1917 - июль 1918 гг. / Науч. рук. Н. Л. Ненароков. М., 1991.

6. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. Вып. 1. 1917-1920. М., 1978.

7. Хрестоматия по истории СССР. 1917-1940. М., 1991.

8. Хрестоматия по истории России. 1917-1940. М., 1995.

9. Хрестоматия по Отечественной истории. 1914-1945. М., 1996.

Исследования

1. Баева Л. К. Социальная политика Октябрьской революции, окт. 1917 - конец 1918. М., 1977.

2. Городецкий Е. Н. Рождение Советского государства. М., 1987.

3. Гимпельсон Г. Е. Формирование советской политической системы. 1917-1923. М., 1995.

4. Дробижев В. Г. Главный штаб социалистической промышленности. М., 1965.

5. Дробижев В. Г. Красногвардейская атака на капитал. М., 1976.

6. История Отечества: Люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. М., 1991.

7. История СССР с древнейших времен до наших дней: В 12 т. Т. 7. М., 1967.

8. Карр Э. История Советской России. Кн. 1: Большевистская революция. 1917-1923. М., 1990.

9. Коржухина Г. П. Советское государство и его учреждения, ноябрь 1917 - декабрь 1991. М., 1995.

10. Леонов С. В. Советская государственность: замыслы и действительность. 1917-1920 // Вопросы истории. 1990. № 12; Рождение советской империи. М., 1997.

11. Минц И. И. История Великого Октября: В 3 кн. М., 1961-1979.

12. Политическая история: Россия - СССР - Российская федерация: В 2 т. Т. 2. М., 1996.

1. Слом временного буржуазного государственного аппарата. Становление большевистской государственности Основная работа по строительству социалистического аппарата государственного управления началась незамедлительно после победы вооруженного восстания в Петрограде, Москве и других крупных промышленных центрах. В течение нескольких месяцев - с 25 октября 1917 г. до середины февраля 1918 г. - советская власть установилась почти на всей территории России. В результате октябрьского переворота советы из органов оппозиции превратились в органы новой формирующейся власти. Необходима была сильная централизованная власть и такую власть предложила партия большевиков. В короткий срок были упразднены старые центральные органы власти: Сенат, Государственная канцелярия, Синод, министерства, судебная система и карательные учреждения. Одновременно с ликвидацией старой государственной машины шло строительство нового советского аппарата в центре и на местах. Для советского государственного строительства было характерно абсолютное недопущение разрывов непрерывности в наличии власти. Высшим органом государственной власти являлся Всероссийский съезд Советов, а между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) . ВЦИК руководил деятельностью советов на местах. 26 октября (8 ноября) 1917 года II Всероссийский съезд Советов принял декрет «Об учреждении Совета Народных Комиссаров» , сформировав, таким образом, первое в мире рабоче-крестьянское правительство, председателем которого был избран В. И. Ленин. По декрету СНК от 22 ноября 1917 г. была создана система новых судебных учреждений. В качестве основной судебной инстанции был учреждён институт местных судей, избираемых Советами. Дела о контрреволюционной деятельности, мародёрстве, хищениях, саботаже и т. д. рассматривали революционные трибуналы, избираемые губернскими или городскими Советами. По постановлению Наркома внутренних дел от 28 октября 1917 года была создана рабоче-крестьянская милиция, а 7 декабря 1917 года для борьбы с контрреволюцией была создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК) . 15 января 1918 года Советское правительство приняло декрет о создании рабоче-крестьянской Красной Армии. На периферии были ликвидированы должности губернских и уездных комиссаров Временного правительства. Развернулось создание Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в деревнях и волостях. Городские и земские учреждения были упразднены. Их функции перешли к Советам. На периферии были ликвидированы должности губернских и уездных комиссаров Временного правительства. Развернулось создание Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в деревнях и волостях. Городские и земские учреждения были упразднены. Их функции перешли к Советам. 5 января 1918 г. было открыто учредительное собрание. Ему было предложено утвердить резолюции 2-го съезда советов, т. е. признать законным Октябрьский переворот, декреты о мире и земле, совет народных комиссаров и «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» . Но учредительное собрание большинством голосов не утвердило предложение большевиков. И 6 января оно было распущено. 10-12 января 1918г. состоялся 3-й Всероссийский съезд Советов, который принял решение «О федеральных учреждениях Российской Республики» , первый пункт, которого гласил: «Российская Социалистическая Советская Республика учреждается на основе добровольного союза народов России, как федерация советских республик этих народов» . Так была образована Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. К февралю 1918 г. процесс первоначального укрепления Советов был в основном закончен, что позволило в законодательном порядке оформить переход к ликвидации старых буржуазных органов управле-ния на местах. 2. Формирование и развитие советской правовой системы Советская правовая система начала формироваться с первого дня создания советского государства. Акты правительства по предложению Ленина было решено называть Декретами - по пример