5 наших чувств для здоровой и долгой жизни. Практическое руководство Геннадий Михайлович Кибардин

Вкусовые пристрастия и характер человека

Американский психолог Ивлин Канн уверен, что вкусовые пристрастия человека могут многое рассказать о его характере. О своих исследованиях он поведал в книге «1001 способ раскрытия индивидуальности». Чтобы изучить этот вопрос, норвежский университет выделил профессору Олафу Линдстрему около полумиллиона крон (свыше 200 000 долларов). Результаты своих психолого-кулинарных исследований Линдстрем представил на суд ученого совета, и тот признал научную ценность его выводов.

Результаты проведенных исследований показали следующее.

Любители яблок усердны и немного старомодны.

У людей, обожающих клубнику, утонченный вкус и желание окружать себя красивыми вещами.

Земляника – любимая ягода тех, кому свойственно раскладывать свои чувства и мысли по полочкам.

Зеленый салат предпочитают те из нас, кто щедро одарен музыкальными способностями.

Кисленькое часто предпочитают эгоисты. Однако кислое организм требует и в преддепрессивные моменты. Переутомление ведет к снижению кислотности желудочного сока, а кислые продукты помогают восстановить баланс.

Лук-порей является пищей интеллектуалов, у них развито логическое мышление.

Люди, неравнодушные к морковке и шпинату, меланхоличны.

Ежедневное употребление любого вида капусты говорит о расчетливости человека: он уступчив в спорах, но крайне редко дает деньги в долг.

Баклажаны и сладкий перец часто любят целеустремленные люди.

Люди, обожающие блюда из репы, принципиальны и решительны.

Мясо – главная еда на столе лидеров.

Любители картошки уравновешенны и терпимы к чужому мнению.

Люди, предпочитающие помидоры, скорее всего, смыслом своей жизни считают семью и детей.

Сладкоежки – неисправимые романтики и способны на самопожертвование.

Желание соленого сопровождается приливом гордости и счастья.

Жидкие блюда – супы, соки и молоко – обычно выбирают люди одинокие.

Люди, мучимые тревогами, отдают предпочтение пище холодной и твердой.

Из книги Как преодолеть вредные привычки автора Дипак Чопра

КРИТЕРИИ ПРИСТРАСТИЯ ПО ДСР-IV Проявление повышенного интереса к препарату в промежутках между периодами потребленияВне зависимости от того, идет ли речь о пристрастии к азартным играм, героину, рафинированному сахару или кокаину, такого рода опыт сродни катанию на

Из книги НИЧЕГО ОБЫЧНОГО автора Дэн Миллмэн

Из книги Странности нашего мозга автора Стивен Джуан

Из книги Странности нашего тела – 2 автора Стивен Джуан

Вкусовые галлюцинации Вкусовые галлюцинации нередко бывают связаны с обонятельными. Пациенты жалуются на то, что чувствуют в пище яд или что их рот заполнен неприятными веществами - например, обжигающей кислотой.Все типы галлюцинаций возникают при параноидной

Из книги Система снижения веса «25 за 5». Открыть матрешку автора Оксана Филонова

Из книги Пять шагов к бессмертию автора Борис Васильевич Болотов

Шаг 5. Майонез отдай врагу! Очистим вкусовые рецепторы Поскольку на первых порах оздоровления организма нам нужно добиться снижения веса, очень важно соблюдать умеренность в использовании любых специй. Многие современные женщины привыкли обильно сдабривать свои блюда

Из книги Мой малыш родится счастливым автора Анастасия Такки

Вкусовые нервы Потеря вкусовых качеств, вкусовые галлюцинации.Исходный растительный материал: перец, кориандр, тмин, лаванда горная, хрен, петрушка, укроп, мускатное дерево, лавровое дерево (лист), лен, морковь (семена), мак (семена), конопля (семена), горчица, рябина, лук,

Из книги Всё будет хорошо! автора Луиза Хей

Кровь. Какая стихия гуляет по венам? Как по группе крови определить характер человека. Астрологическое соответствие по группе крови. Существует четыре группы крови: I, II, III, IV. По мнению ученых, по крови можно определить не только состояние здоровья человека и

Из книги Большая защитная книга здоровья автора Наталья Ивановна Степанова

Болезненные пристрастия Люди, которые склонны к вредным привычкам, - а кто из нас к ним не склонен, верно? - часто испытывают сильное желание потрафить своему самолюбию. Им необходимы личная и творческая удовлетворенность, мир и ясность, но им подчас не хватает

Из книги Имя ему СПИД автора Вячеслав Залманович Тарантул

Заговор от пристрастия к спиртному Из письма:«Хотела бы попросить Вас помочь моей сестре: она недавно родила ребенка, а муж у нее начал выпивать. Домой он больше не стремится. Конечно, теперь она не может уделять ему столько внимания, как раньше, ведь у нее ребенок. Нельзя

Из книги Ваша жизнь в ваших руках. Как понять, победить и предотвратить рак груди и яичников автора Джейн Плант

Вредные пристрастия Давно известно, что курение и алкоголь не приносят пользы даже здоровому организму. Modus vivendi для людей с ВИЧ в принципе должен включать в себя полный отказ от этих вредных пристрастий. Но на практике дело обстоит не так просто, ведь стресс, связанный с

Из книги 5 наших чувств для здоровой и долгой жизни. Практическое руководство автора Геннадий Михайлович Кибардин

Пищевой фактор 5: заправки, ароматизаторы и вкусовые добавки Одной из наиболее заметных черт нашего питания по сравнению с характером питания времен конца Второй мировой войны является доступность быстрой и готовой еды. На рынке существует более 320 тысяч видов готовых

Из книги Биоритмы, или Как стать здоровым автора Валерий Анатольевич Доскин

Глава 11 Вкусовые ощущения После небольшой «вкусовой» разминки переходим к ознакомлению с материалом, повествующим об органах чувств и связанного с ними здоровьем человека.Начнем с языка, который является мышечным органом, находящимся в ротовой полости. Длина его около

Из книги автора

Вкусовые анализаторы и адаптация Одной из важнейших характеристик сенсорной системы вкусового анализатора является абсолютный порог чувствительности, то есть минимальная концентрация химического вещества, вызывающая у человека вкусовое ощущение. Для разных веществ

Из книги автора

От чего меняются вкусовые ощущения Научившись тренировать свой вкус, рассмотрим, как вкусовые ощущения связаны с обонятельными, осязательными и термическими состояниями.Многим людям известно, как ослабляются вкусовые ощущения при исключении обоняния, например при

Из книги автора

Индивидуальные ритмы и характер человека К «вечерним» типам, по мнению Ламперта, относятся лица с медленной и слабой реакцией на раздражители. Это спокойные, рассудительные люди, которые не спешат делать выводы и стараются достаточно все обдумать. Иногда педанты,

То, что желание съесть что-нибудь соленое или кислое, возникающее у девушки или женщины, в первую очередь ассоциируется с возможной беременностью, стало уже давно темой народного фольклора. Но, оказывается, и у женщин, и у мужчин, периодически возникает непреодолимая потребность съесть тот или иной продукт с определенным вкусом.

Не стоит игнорировать это желание. Наоборот, к нему стоит прислушаться, так как это – один из способов нашего организма сообщить о том, что в определенных органах или системе органов, происходят негативные изменения. Как правило, они вызваны возникшим дефицитом определенных : витаминов или минеральных веществ.

Молочные продукты – при дефиците кальция и триптофана.

Если у вас внезапно появилось желание продегустировать почти все молочные продукты, от «живых» йогуртов до кефира и ряженки, включая цельное молоко – это сообщение вашего организма о недостатке кальция. Обычно это происходит после травм, связанных с переломами костей, после приема курса антибиотиков, которые угнетают микрофлору кишечника и приводят к интенсивному выведению из организма некоторых микроэлементов, в том числе – кальция.

Такие вкусовые предпочтения могут появиться и в с вязи с , когда начинает разрушаться костная система. Дополнительными источниками кальция являются многие виды капусты: белокочанная, брокколи, особенно – китайская.

Еще одна причина желания включить в свое меню творог – недостаток одной из 10 жизненно необходимых нашему организму, аминокислот – триптофана. Продукты с содержанием триптофана, являются дополнительными натуральными антидепрессантами, так как эта аминокислота участвует в процессах, связанных с релаксацией и расслаблением. От ее синтеза в необходимых количествах, зависит и наше настроение.

Кроме того, триптофан, получаемый организмом из пищевых продуктов, участвует в процессе синтеза витамина B 3, а так же помогает повышать уровень серотонина, гормона, отвечающего за наше настроение, сон и аппетит.

Источниками триптофана являются не только молочные продукты, но и красное мясо (предпочтительно – мясо индейки), бобовые (особенно – соя и продукты из нее), моллюски и рыбы из семейства тунцовых, орехи и семечки.

Для того, чтобы триптофан мог полноценно участвовать в синтезе серотонина и ниацина, необходим в достаточном количестве витамин B 6, поэтому включите в свое меню настой льняного семени или 0,5 ч.л. льняного или соевого масла перед завтраком, или ч.л. натурального яблочного уксуса, разбавленного в стакане воды.

Почему хочется сладкого.

Уже все знают, что во время напряженной работы или в стрессовой ситуации, экспресс-методом уменьшить нервное напряжение и получить дополнительную энергию, является плитка качественного, черного горького шоколада.

И если вам хочется не просто торт или булочку со сладким вкусом, а именно шоколад, то это может быть симптомом дефицита в организме магния, необходимого для здоровья сердечно-сосудистой системы и отличной памяти.

Все продукты со сладким вкусом появляются в нашем меню, как правило, во время интенсивной умственной работы или в период эмоционального или физического напряжения. В это время синтезируется в организме гормон стресса – адреналин.

Поэтому необходимо повышенное количество глюкозы, а быстро и легко усваиваются простые углеводы, содержащиеся в мучных изделиях и шоколаде. Сложные углеводы, которые содержатся в цельнозерновом хлебе и крупах, усваиваются медленнее, но зато действуют более длительное время.

Для того, чтобы избежать дополнительных проблем с лишним весом, вместо торта и печенья, включите в свой рацион мед, фрукты и овощи со сладким вкусом, смесь из сухофруктов, которая, к тому же, поможет очистить кишечник и вывести токсины.

Сладкого хочется так же при недостатке в организме таких микроэлементов, как фосфор, сера, хром, магний, аминокислоты триптофан и витаминов группы B.

Поэтому ваше меню должно быть максимально разнообразным и включать морепродукты, гречку, творог, зеленый горошек или фасоль, куриную и говяжью печень.

Хочется кислого? Укрепляйте иммунитет и проверьте печень.

Прежде всего, продуктов с кислым вкусом наш организм просит в том случае, если вы увлеклись вредной для желудочно-кишечного тракта, пищей: жареными и жирными блюдами, если в меню много мучных продуктов или копченостей. Для ее переваривания требуется повысить кислотность желудочного сока.

В сезон гриппа и ОРЗ мы интуитивно пьем больше жидкости, чем обычно, в том числе – чай с лимоном и медом. Но если, дополнительно, вам хочется морса из клюквы, брусники, или съесть пару апельсинов, то это может быть симптомом начинающегося простудного заболевания. Стоит прислушаться к своему организму и принять все меры профилактики, а так же народными, проверенными средствами.

Потребность в повышенном количестве продуктов с кислым вкусом может возникнуть так же при заболеваниях печени и желчного пузыря. Поэтому лучше пройти незапланированную консультацию у гастроэнтеролога.

Соленого иногда хочется каждому.

Желание посолить блюдо больше, чем обычно, или включить в меню продукты с соленым вкусом: сельдь, орешки, соленые огурцы и помидоры, говорит о том, что снижен иммунитет, в организме есть очаг инфекции, часто – заболевания мочеполовой системы.

Так же соленых продуктов организм просит в том случае, если наблюдается обезвоживание вследствие тяжелой физической нагрузки. Иногда – эмоциональной. Такое вкусовое предпочтение может быть вызвано и недостатком хлоридов в организме, солей натрия или жирных кислот.

Поэтому включите в свое меню блюда из жирных сортов рыбы, орехи и семечки, оливковое, соевое или льняное масло, коктейль из морепродуктов. А обычную поваренную соль замените на пищевую морскую или розовую гималайскую. Можно использовать измельченные пряные травы вместо соли.

Горечь необходима при интоксикации организма.

Если вы были равнодушны к хрену и редьке, а теперь вам хочется продуктов и пряностей с горьким вкусом, то следует обратить внимание на состояние кишечника.

Скорее всего, ему необходимо очищение от накопившихся токсических веществ. Это можно сделать мягкими, щадящими .

Необходимо так же устроить несколько разгрузочных дней в течение двух недель, исключить все вредные продукты из меню, раз в 2-3 дня покупать био-йогурт или био-кефир, чтобы поддержать микрофлору кишечника.

Пряности со жгучим вкусом и душистый перец наш организм просит в том случае, если нарушен ритм работы желудка. Специи активизируют выработку желудочного сока и ускоряют процессы переваривания пищи. Но можно только в ограниченных количествах.

Такие специфические продукты, как лук и чеснок, необходимы нашему организму как эффективные источники не только микроэлементов, но и фитонцидов. Поэтому внезапное желание съесть дольку чеснока или добавить больше лука в салат, может быть сигналом о том, что в организме появилась инфекция. Особенно такой защиты «просят» легкие и бронхи.

Как видите, наш организм устроен очень мудро. И необходимо прислушиваться к тому, что он просит в данный период. Лучше на время изменить свое меню и вкусовые предпочтения в соответствии с его желанием, чем потом лечить серьезное заболевание.

Испытания никогда не приходят к нам в той форме, в которой мы предпочитаем.

На грани (The edge)

Любовь – это безусловное предпочтение одного человека всем остальным.
Философские афоризмы

Предпочтительность (Предпочтение) как качество личности – способность ума и разума признавать преимущества перед кем-либо, чем-либо другим; делать выбор в пользу того, кого ум или разум признал лучшим в сравнении с кем-либо, чем-либо другим.

Из числа женихов своей дочери Фемистокл отдал предпочтение хорошему человеку перед богатым, сказав: «Лучше человек без денег, чем деньги без человека».

Решил мужчина создать семью и покончить с холостяцкой жизнью. И было у него три возлюбленных, и долго думал он кого из них взять в жены. И решил он проверить их и дал каждой 5000 долларов.

Первая решила сделать все, чтобы выглядеть сногсшибательно: накупила дорогой и стильной одежды, посетила элитный салон красоты, приобрела самую лучшую косметику: - Я люблю тебя и хочу, чтобы ты всегда гордился своей красивой женой – сказала она ему.

Вторая потратила все деньги на возлюбленного: купила ему дорогой костюм, рубашку и галстук, заказала нужный инструмент для его автомобиля. — Ты – все, что есть у меня, я живу только тобой и потому истратила все деньги на тебя! – услышал мужчина от нее.

Третья пустила полученные деньги в оборот, удвоила их и отдала мужчине. — Я готова ради тебя на все. Я поступила так, чтобы ты знал, что я самостоятельна, умна и экономна! И задумался мужчина. Нелегок был его выбор. В итоге он отдал предпочтение той девушке, у которой грудь была больше!

Предпочтение – способность разума распознать преимущества одного объекта над другим. Реальные, психологические предпочтения тряпкой не сотрёшь. Их определяет сознание. Они идут из прошлых жизней. Один предпочитает быть воином, второй – врачом, а третий – кузнецом. Даже новорожденный младенец уже имеет предпочтения. Ему уже что-то нравится, что-то не нравится, он уже улыбается или плачет, уже имеет предпочтения.

Если мы уважаем предпочтения другого человека – значит, мы уважаем его ум. Личные предпочтения у всех индивидуальны. Предпочтение показывает, что нам ближе, понятнее и роднее. Всё познаётся в сравнении. Предпочтение основано на сравнении. Ум скажет, что ему нравится больше, чем всё остальное. Разум подскажет, что полезнее, эффективнее, безопаснее, выгоднее.

Когда предпочтения и личные желания соблюдены, человек радостен и доволен. Это правильно. Глупо отдавать предпочтение тому, что не нравится, что вредно и неэффективно. Мы не может долго заниматься самообманом и заставлять себя верить, что мне нравится то, что на самом деле не нравится. Энергия души будет нас неизбежно подталкивать отдавать предпочтение тому, кто нравится.

Предпочтения не терпят насилия. Невозможно по своему усмотрению менять предпочтения другого человека. Нравится другому что-то, вы не в силах это изменить. Кому-то не нравится манная каша, и вы хоть что ему говорите, всё бес толку. Его от неё тошнит. Поэтому навязанное предпочтение нежизнеспособно.

Даже на смертном одре предпочтение остаётся в сознании человека. Великий философ Чжуан-цзы лежал на смертном одре, и ученики собирались устроить ему пышные похороны. Чжуан-цзы сказал: - Небо и Земля будут мне внутренним и внешним гробом, солнце и луна - парой нефритовых дисков, звёзды - жемчужинами, а вся тьма вещей - посмертными подношениями. Разве чего-то не хватает для моих похорон? Что можно к этому добавить? - Но мы боимся, - ответили ученики, - что вас, учитель, склюют вороны и коршуны. Чжуан-цзы сказал: - На земле я достанусь воронам и коршунам, под землёй пойду на корм муравьям. За что же муравьям такое предпочтение?

На духовное предпочтение не влияет ни семья, ни нация, ни страна. У души нет национальности, а именно она определяет предпочтения. Философ Вячеслав Рузов говорит: «Ни семья, ни нация, ни страна не определяет духовное предпочтение. То есть, состояние души определяется именно предпочтениями души. Невозможно ни по нации, ни по стране, ни по семье определить духовное предназначение. Это называется, в общем-то, свободой вероисповедания, т.е. абсолютно спокойно может быть другое мировоззрение в одной и той же традиции, в одной и той же семье, в одной и той же нации, в одной и той же конфессии.

Могут быть разные мировосприятия. Поэтому, это именно свобода. Любовь – она не может быть по традиции. По традиции любовь не может быть. Еще призвание может быть по традиции, а вот любовь точно никак не может быть. Т.е. любовь – это всегда свободный выбор, всегда. Поэтому, нет никаких предварительных предпосылок, чтобы как-то ввести в рамки любовь человека. Ввести в какие-то рамки. Поэтому, в общем-то, на этом уровне и начинаются проблемы, потому что мы пытаемся обусловить духовную жизнь, обусловить любовь какими-то историческими фактами. Ну, тут начинаются проблемы. Нет, душа человека полностью свободна в своем выборе, и нельзя ее заставить, бесполезно. Можно, конечно, внешне заставить, в принципе, проблем нет, но это не изменит ситуацию.

Если, действительно у человека есть духовная жизнь, то он не сможет ее поменять. Если любовь есть, то ты ее не вышибешь из сердца. Он может вести себя так, чтобы на него не ругались, это да. Факт, почему нет, но это не уйдет из сердца, поэтому это не решит проблемы. Нужно быть аккуратным, поэтому мы должны понимать, что ни у кого нет никаких причин принимать нашу точку зрения. Они могут иметь свою точку зрения, это свобода. Когда мы принимаем чужую свободу, то другие принимают нашу свободу. Если мы не принимаем чужую свободу, то наша свобода тоже не принимается, так начинаются войны – внутрисемейные, межгосударственные, какие угодно, межрелигиозные. Нужно уметь принимать чужую свободу воли.

Анекдоты в тему.

В мединституте идет лекция. Профессор говорит: — Прежде чем назвать вам тему сегодняшней лекции, я вам расскажу случай из собственной жизни. Когда я был студентом, мне нравилась одна девушка. Нравилась она и еще одному студенту. Девушка отдала предпочтение тому студенту. Я остался с носом, а тот молодой человек — без носа. Теперь я вам объявлю тему сегодняшней лекции: «Сифилис и его последствия».

Дорогая, а что ты сделаешь, если я сегодня ночевать не приду? - Напишу на твоём надгробии: «У него было светлое будущее, но он предпочёл светлую память!»

Петр Ковалев

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие, функции и принципы досуга и свободного времени. Значение отдыха и рекреации в жизни человека. Досуговые предпочтения различных типов молодых людей. Социологическое исследование предпочтений молодёжи в городе Саратове. Досуг с помощью компьютера.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2009

    Факторы, влияющие на читательские предпочтения. Оценка значимости литературы в жизни студентов московских ВУЗов. Способы их студентов к книгам, повышения популярности чтения. Определение времени, отводимого на чтение и их отношение к различным жанрам.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2014

    Индивидуальные свойства, характеризующие индивида, их влияние на возможности перемены места приложения труда, проживания, социального положения. Предпочтения, побуждающие индивида к перемене своего статус-кво, их функции в социологическом исследовании.

    контрольная работа , добавлен 20.07.2009

    Реклама как социокультурный феномен: понятие, механизмы воздействия и функции. Потребительские предпочтения молодёжи как социально-демографической группы. Программа социологического исследования, результаты анкетирования и фокус-групповой дискуссии.

    дипломная работа , добавлен 03.11.2015

    Характеристика основных причин и предпосылок формирования ценностей городского жителя приграничного города. Критерии определения приграничных опорных городов, их перспективный потенциал. Социологическое исследование ценностных ориентаций у оренбуржцев.

    контрольная работа , добавлен 08.10.2014

    Определение степени влияния факторов подвижности населения на самодвижение. Проблемы, возникающие при оценивании уровня жизни в группах, качества жизни населения стран и регионов. Основные предположения и методика уточнения разновидности зависимости.

    реферат , добавлен 20.07.2009

    Телевидение в жизни ребёнка. Игра как часть досуга. Массовизация общества как "феномен стадности" по Ортега-и-Гассету. Коммуникативная деятельность на телевидении. Пути совершенствования социально-культурной деятельности. Телевизионная реклама в России.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2012

Адепты неоклассической экономики считают, что движущей силой поведения потребителей является гедонизм (hedonism, стремление получить удовольствие), но эта позиция противоречит результатам психологических тестов, которые говорят: конкретные действия не только раскрывают предпочтения человека, но и во многом формируют их.

Согласно этой точке зрения, наши предпочтения очень восприимчивы к воздействию внешних факторов. Проблема в том, что люди, как правило, не ощущают влияния этих факторов на свое поведение и не связывают их к возникающим предпочтением. Получается, что наше поведение детерминируется не гедонистическими устремлениями, а чем-то иным, ошибочно воспринятым как ценность, чем-то, что просто задержалось в памяти.

Ниже будут рассмотрен процесс формирования предпочтений, а также описано то, какие уникальные возможности предлагает нейровизуализация для ответа на вопрос: что же все-таки определяет потребительское поведение?

Введение

Экономисты и психологи солидарны в том, насколько важную роль в определении поведения человека играет фактор полезности. Хотя этот концепт трактуется по-разному в каждой дисциплине, идея того, что полезность является главной движущей силой в человеческой мотивации и деятельности никем не оспаривается.

Однако, несмотря на важность этого концепта, психологи и экономисты имеют существенные различия в понимании и определении самой природы полезности.

Центральным аспектом полезности для экономистов является гедонизм, гедонистическая ценность, то есть когда субъект оценивает все происходящее в мире как нечто, несущее либо боль и страдание, либо удовольствие и радость. В этой теории мозг играет роль своего рода барометра наслаждения, который прогнозирует последствия каждого действия и описывает его в рамках шкалы «боль-удовольствие». Эти гедонистические ожидания не обязательно оказываются точными (например, поход в кино на популярный фильм может оказаться самым скучным мероприятием в вашей жизни), но они по сути контролируют человеческое поведение, служат той базой, на основе которой и принимаются решения. Согласно этой позиции, все наши действия являются следствием оценки полезности поведения.

Хотя экономисты рассматривают полезность как сумму позитивного и негативного влияния какого-либо действия, психологи утверждают, что у человека нет заранее сформированных предпочтений, и что они формируются в конкретный момент времени.

По мнению Дэна Ариэли(Dan Ariely), профессора психологии и поведенческой экономики Университета Дьюка (Duke University), и Майкла И. Нортона (Michael I. Norton), профессора менеджмента в Гарвардской школе бизнеса, отсутствие устойчивых предпочтений может иметь для человека два ключевых последствия. Во-первых, его действия и решения могут быть очень чувствительны к влиянию ситуативных факторов, даже если такие факторы не имеют никакого отношения к реальной полезности этого поведения. Что еще хуже, люди не ощущают реального воздействия этих факторов на свое поведение и вместо того, чтобы нейтрализовать их влияние и предотвратить совершение действия, приходят к выводу, что предыдущие оценки являются хорошим индикатором их полезности.

То есть, когда люди оценивают полезность того или иного действия, они полагаются не только на гедонистические стремления, но и на воспоминания полезности их прошлого поведения. Иными словами, с психологической точки зрения наши действия часто создают, а не отражают предпочтения.

Психологические доказательства того, что действия формируют предпочтения

Классический эксперимент Фестингера и Карлсмита (Festinger, Carlsmith) является одной из самых известных демонстраций того, как действия могут повлиять на воспринимаемую ценность: участников эксперимента попросили выполнить несколько невероятно скучных заданий. Затем они должны были расписать выполнение этих заданий как очень интересное и увлекательное занятие другим людям. Одной группе за эту ложь полагалось вознаграждение в $20, другой — в $1. Таким образом исследователи сравнивали, что одержит вверх — установка на то, что выполняемое ими задание скучное, или вера в то, что задание все же интересное. После этого участники должны были выразить свое отношение к выполненной работе.

Фестингер и Карлсмит предположили, что плата в $1 не будет достаточным основанием для лжи, поэтому люди будут искать позитивную сторону в задании, чтобы оправдать ее, и, следовательно, оно им понравится. Тем участникам, которым заплатят $20, по мнению исследователей, не нужно будет искать объяснения своей лжи: они честно скажут, что задание было неинтересным. В результате так и получилось.

Еще один пример влияния действия на формирование предпочтений — так называемый эксперимент Coherent Arbitrariness (зависимые суждения). Участникам исследования предлагалось принять решение, стоит ли брать бутылку вина за цену, соответствующую двум последним номерам их социального страхового полиса. То есть у каждого участника была своя цена, с которой он мог согласиться и которую мог отвергнуть. Затем участников попросили оценить эту бутылку вина, попытаться угадать, какова ее реальная стоимость. Оказалось, что чем выше была случайная стоимость (набор цифр полиса), тем выше человек оценивал вино, и наоборот.

Примеров, когда ситуационные факторы оказывают влияние на предпочтения, очень и очень много. Другой вопрос, что большинство таких примеров взяты из опыта проведения лабораторных исследований. Критики указывают, что эти результаты не могут полноценно отразить реальность, поскольку они получены в искусственных условиях. Очевидно, что исследования в этой области должны продолжаться, но большее предпочтение должно отдаваться опытам не в лабораториях, а в реальной жизни.

Измерение полезности

Представление о том, что отношения между воспринимаемой полезностью чего-либо и действиями являются двунаправленными, поднимает проблему измерения полезности. Снова рассмотрим ситуацию, в которой цена на бутылку вина устанавливалась произвольно.

В стандартной экономической модели люди ориентируются на удовольствие, которое они планируют получить, выпив конкретную бутылку вина, что отражается на их действиях (например, той сумме, которую они готовы заплатить за эту бутылку).

Однако, как мы уже выяснили, кроме гедонистической полезности, которую учитывают люди при принятии решения о покупке, они также ориентируются и на свой предыдущий опыт, даже если их последние решения не имеют никакого отношения к их текущей ситуации. Готовность платить за бутылку вина больше просто потому, что номер полиса страхования оказался больше (обычная случайность, по сути), меняет оценку этого вина в данный момент и влияет на поведение в долгосрочной перспективе, создавая прецедент, на который человек ориентироваться в будущем: в дальнейшем это вино (бренд) он будет оценивать гораздо выше, как и вина, которые будут неким образом похожи на ту самую бутылку.

Ключевым моментом здесь является то, что хотя весь этот процесс может быть запущен в движение случайным образом, зависимость людей от их поведения в прошлом — и их чувствительность к воздействию ситуационных факторов — заставляет их вести себя так, как будто эти вина на самом деле представляют собой разную ценность.

Использование нейровизуализации для измерения полезности

Пример выше иллюстрирует две основные проблемы при измерении полезности объекта. Во-первых, если прошлый опыт изменил представление человека о полезности чего-либо, то действие не может быть рассмотрено как мера измерения полезности. Во-вторых, то, как именно прошлые действия влияют на восприятие полезности, пока не совсем ясно: тот ли это случай, когда заплаченная в прошлом высокая цена за бутылку вина повышает гедонистическую полезность этого вина в настоящем, или гедонистическая полезность вина остается прежней, просто оценка формируется несколько предвзято? Самое важное, как мы можем измерить эти потенциально различные — порой даже противоречиво — оценки полезности?

В жизни мы можем наблюдать только за действиями людей, которые (как было указано в предыдущем разделе) могут и не отражать истинное восприятие полезности; в экспериментах же возможно как наблюдать за действиями, так и опрашивать людей о причинах того или иного решения.

Нейромаркетинг предлагает определенные перспективы для оценки фактора полезности и выявления того, как именно наши действия формируют предпочтения. Многие исследователи в настоящий момент пытаются определить источник оценки полезности как работу специфических разделов мозга, связанных с вознаграждением. Нейровизуализация — это общее название нескольких методов, позволяющих визуализировать структуру, функции и биохимические характеристики мозга.

Заключение

Несмотря на то, что поведение человека во многом обусловлено стремлением получить гедонистическую ценность, полезность продукта, весомое влияние на поведение оказывает и прошлый опыт индивида, а также наличие ситуационных факторов, как, например, номер социального страхования. Но главное в том, что эти ориентиры люди воспринимают как отражение собственных, истинных предпочтений.

Методы нейровизуализации могут предложить понимание центральной дилеммы — роли различных оценок полезности в формировании предпочтений и последующего поведения.

А что, на ваш взгляд, определяет выбор того или иного действия? Как часто вы опираетесь в своих решениях на сложившееся ранее мнение, возможно случайное? Расскажите в комментариях.