Реферат

Выполнила: Абдулова Джюме Сиражутдиновна

1. Предмет логики

2. Возникновение и развитие логики

3. Язык логики

4. Формы и законы мышления

Предмет логики

Логика (от греч.: logos - слово, понятие, разум) - наука о формах и законах правильного мышления. Сферой логики является интеллектуальная познавательная деятельность или процесс мышления. С учетом этого можно дать следующее определение науки логики: логика - . Мышление не может существовать без языка. Язык придает нашим мыслям определенность, с его помощью мысль обретает форму слова, предложения, и таким образом она становится доступной другим людям. Язык выступает как непосредственная действительность мысли; благодаря языку мысль предстает как информация, которая накапливается из поколения в поколение и передается ими в целях дальнейшего использования. Язык, таким образом, выступает важнейшим связующим звеном исторических поколений. Что же касается мышления (рассуждения), то каждый из нас знает из собственного опыта, как трудно бывает порой выразить свои мысли, если мы не владеем языком. Язык может быть препятствием мышления, и может быть его стимулом. Кроме того, язык обладает тем свойством, что он позволяет нам выразить мысли о предметах в обобщенной, абстрактной форме.

Способность человека к абстрактному мышлению заложена в нем от рождения, но по мере его взросления, а также обучения, воспитания, общения с другими людьми, овладения культурными ценностями, она развивается и затем реализуется в его жизнедеятельности. Несмотря на столь тесную связь языка и мышления, они представляют собой разные явления и исследуются разными науками: язык является предметом языкознания, мышление изучается формальной логикой. Каждая наука использует естественный язык, но в то же время не может обойтись без искусственного языка. Особенно это касается математики, физики и др. наук, но и логики тоже. Так называемый формализованный язык здесь применяется очень широко. Но этот язык выступает лишь средством изучения мышления. В мышлении формальная логика изучает логические формы и формально-логические законы.

Следовательно, психология учитывает конкретные стороны действительности, тогда как логика отвлекается от них. Логику не интересует вопрос о том, кто мыслит – юноша или старец, женщина или мужчина, здоровый или больной человек и т.д., но для психологии этот вопрос очень важен. Логика не касается вопроса о побудительных мотивах мыслительной деятельности, тогда как психология исследует эти мотивы, ибо они важны для характеристики личности в целом. Законы мышления, которые изучает психология, это те законы, которые характеризуют мышление как результат воздействия всех компонентов психики индивида, т.е. здесь четко просматривается причинная связь. Что касается логики, то она в своих законах и формах раскрывает мышление таким, каким оно должно быть, чтобы не отклоняться от истины в результате познания. В этой связи логические законы выступают как логические нормы, принципы. Они, однако, не зависят от воли людей, ибо не устанавливаются ими, как нормы права, морали и т.д.

Значение логики в познании вытекает из возможностей выведения достоверного знания не только формально-логическим путем, но и диалектическим.

Задача логического действия заключается, в первую очередь, в обнаружении таких правил и форм мышления, которые безотносительно к конкретным смыслам будут всегда приводить к истинным выводам. Логика изучает структуры мышления, приводящие к последовательному переходу от одних суждений к другим и образующие непротиворечивую систему рассуждений. Она выполняет при этом важную методологическую функцию. Суть ее состоит в разработке исследовательских программ и технологий, пригодных для получения объективного знания. Это способствует вооружению человека основными средствами, методами и способами научно-теоретического познания.

Второй основной функцией логики является аналитико-критическая, реализуя которую, она выступает средством обнаружения ошибок в рассуждениях и контроля над правильностью построения мысли.

Логика способна выполнять и теоретико-познавательные задачи. Не останавливаясь на построении формальных связей и элементов мышления, логическое знание способно адекватно объяснить смысл и значения выражений языка, выражать отношения между познающим субъектом и познавательным объектом, а также обнаруживать логико-диалектическое развитие объективного мира.

Причины и условия зарождения логики. Важнейшей причиной зарождения логики является высокое развитие интеллектуальной культуры уже в древнем мире. Общество на той стадии развития не удовлетворяется существующим мифологическим истолкованием реальности, стремится рационально интерпретировать суть явлений природы. Постепенно складывается система умозрительного, но вместе с тем доказательного и последовательного знания.

Особая роль в процессе становления логического мышления и его теоретического изложения принадлежит научному знанию, которое к тому времени достигает значительных высот. В частности, успехи в математике, астрономии приводят ученых к мысли о необходимости изучения природы самого мышления, установления закономерностей его протекания.

Важнейшими факторами становления логики была потребность в распространении в социальной практике активных и убеждающих средств выражения взглядов в политической сфере, судебном деле, торговых отношениях, воспитании, обучающей деятельности и пр.

Символическая (математическая) логика может быть представлена как формальная, как ее формализованная часть. Основной своей задачей она видит построение логических исчислений путем математических формул, аксиом и следствий. Она излагает формы мышления в системе знаков и специальных символов.

Современная формальная логика предусматривает изучение мыслительных операций и перенесение логических форм на общие образцы теоретического знания. Современная символическая логика является самостоятельным направлением логического знания, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Так, помимо сложных вычислительных операций, она широко используется в лингвистике (при переводах с одного языка на другой), технической сфере (при управлении приборами), в компьютерном программировании и пр.

Формальная и диалектическая логика. Формально-логические схемы, так сказать, безразличны (нерелевантные) к сущности познаваемых предметов. Сущность - совокупность внутренних качеств и признаков предмета, выражающих его содержание. Важнейшими способами проникновения в сущность вещей является обнаружение противоречивого единства их признаков, рассмотрение их в развитии и взаимосвязи с другими предметами. В процессе такого познания важно абстрагироваться от несущественного, случайного, концентрируя познания на атрибутивных признаках. В отличие от формальной, логика диалектическая своим предметом имеет исследование возникновения и развития фрагментов действительности, в том числе и логических форм и законов.

3. Язык логики

Язык как знаковая система. Предмет логики - законы и формы мышления. Мышление - идеальная реальность. Все, происходящее в сознании человека, не поддается непосредственному опредмечиванию, материализации. Оно не может быть изучено адекватно без подключения специальных средств выражения мысли. Мы часто задаем вопрос: с помощью каких процессов возможно познание мыслительной деятельности человека? Это, в первую очередь, и в конечном итоге - через язык и посредством языка. Мышление человека реализуется в неразрывной связи с языком, речью, передается другим с помощью языковых выражений. Вот почему логика исследует мышление, опираясь на его конкретную фиксацию в языке.

Язык - это (в наиболее общем виде) любая знаковая информационная система, используемая человеком для общения и познания. Язык функционально способен хранить, перерабатывать и транслировать информацию. Кроме этого, язык является необходимым средством отображения человеком объективного мира, его фрагментов, а также субъективной реальности, эмоций, впечатлений и пр., что позволяет человеку адекватно построить процесс их изучения.

В исследовании языковых выражений мысли логика видит свою одну из основных и непосредственных задач. Изучением языка как знаковой системы занимается семиотика, выявляющая специфику его построения и употребления.

Прагматика как раздел семиотики изучает отношения между знаками системы и их потребителями, практически значимые отношения. Они могут быть вызваны экономическими, эстетическими, духовно-психическими потребностями и т.д. и меньше всего задействованы в логике. Например, построение языковых выражений с наибольшими допустимыми сокращениями либо упрощениями с целью эффективного применения с конкретной речевой ситуации (управление, приказ, телефонный разговор и пр.).

Существует еще один тип отношений, без которого немыслимо ни построение языка, ни его практическая реализация. Это - семантическое отношение: отношение между знаками системы и обозначаемыми ими объектами, предметом и его именем (теория референции), отношение знаков и содержания ими замещаемого, смыслового выражения языка (теория смысла). Этот раздел называется семантикой. Естественный и искусственный языки. Логика не только изучает, но и использует языковую знаковую систему. В обществе язык существует в двух формах. Это, во-первых, естественный язык как исторически и национально сложившиеся звуковые (речь) и графические (письмо) знаки-сигналы, позволяющие удовлетворить потребности в получении, накоплении, передаче и хранении информации.

Наиболее распространенной разновидностью естественного языка является национальный (народный) язык. Второй формой языка выступает искусственный язык. Под ним понимается определенная знаковая система, специально созданная для обслуживания и удобного использования и передачи научной и другой информации. Среди искусственных языков - формализованные языки математики, физики, химии, языки программирования для ЭВМ и т.д., располагающие своей собственной терминологией и символикой.

Следует помнить, что естественный язык имеет ряд черт, мешающих адекватно, четко и однозначно передать форму мысли (полисемия, аморфность, метаязык и пр.). Поэтому для точного отражения структуры мысли слова обычного языка заменяются специфическими терминами-символами. В логике, таким образом, используется как естественный язык (способ описания логических выражений, теоретического построения логического знания), так и искусственный (совокупность знаков, формул и их сочетаний для обозначения мыслительных операций).

Логические термины и символы. Для описания свойств изучаемых предметов, отношений между ними и установлению логической формы не достаточно использовать только естественный язык. Необходимо разработать специальную терминологию (термин - слово, имеющее строго однозначный смысл), установить метаязыковые взаимодействия, а также придать им единую символику и знаковое соответствие. Например, в языке математики существует 5 основных категорий: число, действие, отношение, скобка левая и скобка правая (как операционные последовательности и завершенности действий). Среди логических терминов выделяют ряд терминов:

4. Формы и законы мышления

Основные формы логического мышления. Логической формой мысли называется строение этой мысли с точки зрения способа соединения ее составных частей, образования общих структурных связей (схемы изложения мыслей). Выявить логическую форму значит построить ее схему, формализовать ее содержание, поскольку логической формой является та сторона рассуждения, которая не зависит от содержания данной мысли. Различные понятия, суждения и умозаключения можно представить как специфические формы мыслительной деятельности. На основании одного из основных принципов формальной логики правильность мысли (рассуждения, вывода) зависит только от правильности ее оформления, т.е. от правильного соединения, связывания составных частей мысли. Более сложной формой мышления, приводящей к установлению нового знания, благодаря тому или иному способу соединения предыдущих суждений-оснований, выступает умозаключение. В этом случае устанавливается четкая однозначная логическая связь между суждениями-основаниями (посылками), соблюдение которой приводит всегда к новому истинному выводу-следствию. Например, какое знание можно получить, располагая двумя суждениями (предложениями): «Всякое научное знание имеет свой предмет изучения» и «Культурология является научным знанием»? Заключение (вывод) здесь очевидно - «Культурология имеет свой предмет изучения». Какие бы высказывания не подставлялись в структуру такого правильного рассуждения, если посылки истинны, соблюдены правила вывода, значит и заключение (новое знание) также будет истинным.

Таким образом, логическая форма, во-первых, - это своеобразная языковая структура, в чистом виде отражающая присущие предмету мысли признаки, свойства и отношения.

Во-вторых, для ее фиксации используется специфический формализованный язык, основные термины и символы которого были представлены выше.

В-третьих, изучение этих и иных структур мысли (логических форм) безотносительно к их содержательному выражению составляет одну из важнейших задач логики как науки и позволяет устанавливать законы образования и протекания мыслительных процессов.

Логический закон и логическое следование. С понятием логической формы связаны понятия логического закона и логического следствия. Правильная связь элементов мыслей в ходе рассуждения определяется законами мышления - логическими законами. Логическим законом называется выражение, сохраняющее свою истинность, независимо от его конкретного содержания. Так, высказывание «Если для всех х верно, что х есть Р, то ни существует ни одного х не являющегося Р» будет истинным (являться законом) в любом случае, какое бы конкретное содержание оно не имело. Например, подставив в эту языковую формулу имена, получим: «Если для всех людей верно, что они обладают сознанием, то не существует ни одного человека, у которого оно отсутствует».

Закон выражает внутреннюю, устойчивую, существенную и необходимую связь элементов мышления. Благодаря наличию законов логики выведение нового знания из уже имеющихся и проверенных, истинных суждений с достоверностью приведет к истине.

Законы логики следует разделять на 1) формально-логические и 2) диалектические. Первые отражают формальную правильность рассуждений, вторые - закономерности объективно изменяющейся реальности. Формально-логические законы утверждают, что правильно построенная схема мыслей является необходимым условием для истинности выводов. В противном случае, если не соблюдается это правило, то ложный вывод (неистинное следствие) возможен даже из истинных суждений.

Структура логики

В свою очередь, общая логика объектов .

Первый раздел является учением об основных формах (элементах) мышления, без которых невозможно ни обыденное, ни научное мышление. К основным формам мышления относятся . В этот раздел включается учение об основных формально-логических законах.

Второй раздел включает систематические формы, без которых невозможно научное мышление. Сюда входят определения, классификация, доказательства, логические методы, связанные с анализом данных опыта.

Математическая логика имеет много разветвлений. Она применяет табличное построение логики высказываний, использует специальный язык символов и формулы логики высказываний.

Понятие «общая логика» в некоторых случаях употребляется для обозначения той части логики, которая отличается от прикладной логики . В прикладной логике исследуются логические формы в отношении к содержанию предмета мышления. Различают в этой связи временную логику, техническую логику и др., в которых строятся специальные системы исчислений.

Что же изучает логика как наука и почему она называется формальной?

Слово «логика» происходит от греческого logos, что означает «мысль», «слово», «разум», «закономерность». В современном языке это слово используется, как правило, в трех значениях:

1)для обозначения закономерностей и взаимосвязей между событиями или поступками людей в объективном мире; в этом смысле довольно часто говорят о «логике фактов», «логике вещей», «логике событий», «логике международных отношений», «логике политической борьбы» и т.д.;

2)для обозначения строгости, последовательности, закономерности процесса мышления; при этом употребляются выражения: «логика мышления», «логика рассуждения», «железная логика рассуждений», «в выводе отсутствует логика» и др.

3)для обозначения особой науки, которая изучает логические формы, операции с ними и законы мышления.

Объектом логики как науки является мышление человека. Но мышление - сложный, многосторонний процесс обобщенного отражения человеком вещей, их свойств и отношений окружающего его мира. Этот процесс изучается многими науками, например такими, как философия, психология, генетика, языкознание, кибернетика и др. Философия изучает происхождение и сущность мышления, его отношение к материальному миру и познанию. Психология изучает условия нормального (в соотношении с патологией) функционирования и развития мышления, влияние на него социально-психологической среды. Генетика стремится раскрыть механизм наследования людьми способностей к мыслительной деятельности. Языкознание интересуется взаимосвязью мышления с языком. Ученые-кибернетики пытаются сконструировать технические модели мозга и человеческого мышления. Логика же изучает процесс мышления с точки зрения его структуры мыслей, правильности и неправильности рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и их развития.

Предметом логики являются логические формы, операции с ними и законы мышления.

Чтобы лучше понять предмет изучения логики, рассмотрим коротко процесс познания человеком окружающего его мира. Познание - процесс получения знаний о мире. Существуют два способа (источника) получения знаний:

1)чувственное познание - с помощью органов чувств и приборов;

2)рациональное (ratio - разум) - познание с помощью абстрактного мышления.

Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение (отражение отдельных свойств предметов), восприятие (отражение предмета в целом, это целостный образ предмета) и представление (сохранившийся образ предметов).

В абстрактном мышлении познание мира происходит не явно, а опосредованно - без обращения к наблюдению, практике, а с помощью дополнительных рассуждений о свойствах и взаимосвязи предметов и явлений. Например, по термометру можно узнать о погоде; по следам, оставленным преступником на месте преступления, можно воссоздать картину преступления и найти преступника и т. п.

Одной из важнейших особенностей абстрактного мышления яв­ляются его взаимосвязь с языком: каждая мысль оформляется посредством слов и словосочетаний - «проговаривается» с помощью внутренней или внешней речи.

В процессе мышления человек не только отражает существующий мир, но может создавать новые идеи, абстракции, прогнозировать и предвидеть.

Рациональное или абстрактное мышление протекает в трех основных формах - понятия, суждения, умозаключения.

Понятие - форма мышления, с помощью которой создаются мысленные образы о предметах, их свойствах и отношениях. Понятия играют большую роль в познавательной деятельности человека. С их помощью он может обобщать, соединять мысленно то, что в жизни существует раздельно, обособленно. В объективном мире не существует студента, ученика, человека вообще, эти обобщенные образы могут существовать только в идеальном мире, в голове человека.

Имея понятия о предметах, человек может судить о них (высказывать суждения) и делать умозаключения. Например, имея понятие о человеке и зная, что все живое рано или поздно умирает, мы мо­жем высказать суждение: «Всякий человек - смертен».

Суждение - форма мышления, в которой о предмете мысли что-то утверждается или отрицается. Суждениями являются также следующие высказывания: «Всякий ученик сдает экзамен», «Если студент не сдаст экзамены за первый курс, то не будет переведен на второй курс» и т. д.

Из суждений мы можем получать новые суждения.

В процессе построения понятий, суждений и умозаключений че­ловек может допускать сознательные и бессознательные ошибки. Чтобы избежать ошибок, необходимо знать правила мышления. Построенное по правилам (и законам) мышление называется правильным.

Правильное мышление - такое, в котором из исходных истинных знаний (понятий, суждений и умозаключений) всегда с необходимостью получаются новые истинные знания (новые понятия, суждения, умозаключения). В неправильном мышлении из истинных знаний могут получаться как истинные, так и ложные новые знания.

Вопрос об истинности (ложности) суждений - это вопрос о соответствии (Чтобы лучше понять предмет изучения логики и ее роль в познании и мышлении человека, необходимо остановиться более подробно на рассмотрении логической формы и законов мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реферат

«Логика как наука, ее предмет и структура»

Выполнила: Абдулова Джюме Сиражутдиновна

1. Предмет логики

2. Возникновение и развитие логики

3. Язык логики

4. Формы и законы мышления

Предмет логики

Логика (от греч.: logos - слово, понятие, разум) - наука о формах и законах правильного мышления. Сферой логики является интеллектуальная познавательная деятельность или процесс мышления. С учетом этого можно дать следующее определение науки логики: логика - есть наука о законах, формах и приемах мышления, осуществляемого с помощью языка . Мышление не может существовать без языка. Язык придает нашим мыслям определенность, с его помощью мысль обретает форму слова, предложения, и таким образом она становится доступной другим людям. Язык выступает как непосредственная действительность мысли; благодаря языку мысль предстает как информация, которая накапливается из поколения в поколение и передается ими в целях дальнейшего использования. Язык, таким образом, выступает важнейшим связующим звеном исторических поколений. Что же касается мышления (рассуждения), то каждый из нас знает из собственного опыта, как трудно бывает порой выразить свои мысли, если мы не владеем языком. Язык может быть препятствием мышления, и может быть его стимулом. Кроме того, язык обладает тем свойством, что он позволяет нам выразить мысли о предметах в обобщенной, абстрактной форме.

Способность человека к абстрактному мышлению заложена в нем от рождения, но по мере его взросления, а также обучения, воспитания, общения с другими людьми, овладения культурными ценностями, она развивается и затем реализуется в его жизнедеятельности. Несмотря на столь тесную связь языка и мышления, они представляют собой разные явления и исследуются разными науками: язык является предметом языкознания, мышление изучается формальной логикой. Каждая наука использует естественный язык, но в то же время не может обойтись без искусственного языка. Особенно это касается математики, физики и др. наук, но и логики тоже. Так называемый формализованный язык здесь применяется очень широко. Но этот язык выступает лишь средством изучения мышления. В мышлении формальная логика изучает логические формы и формально-логические законы.

Следовательно, психология учитывает конкретные стороны действительности, тогда как логика отвлекается от них. Логику не интересует вопрос о том, кто мыслит – юноша или старец, женщина или мужчина, здоровый или больной человек и т.д., но для психологии этот вопрос очень важен. Логика не касается вопроса о побудительных мотивах мыслительной деятельности, тогда как психология исследует эти мотивы, ибо они важны для характеристики личности в целом. Законы мышления, которые изучает психология, это те законы, которые характеризуют мышление как результат воздействия всех компонентов психики индивида, т.е. здесь четко просматривается причинная связь. Что касается логики, то она в своих законах и формах раскрывает мышление таким, каким оно должно быть, чтобы не отклоняться от истины в результате познания. В этой связи логические законы выступают как логические нормы, принципы. Они, однако, не зависят от воли людей, ибо не устанавливаются ими, как нормы права, морали и т.д.

Значение логики в познании вытекает из возможностей выведения достоверного знания не только формально-логическим путем, но и диалектическим.

Задача логического действия заключается, в первую очередь, в обнаружении таких правил и форм мышления, которые безотносительно к конкретным смыслам будут всегда приводить к истинным выводам. Логика изучает структуры мышления, приводящие к последовательному переходу от одних суждений к другим и образующие непротиворечивую систему рассуждений. Она выполняет при этом важную методологическую функцию. Суть ее состоит в разработке исследовательских программ и технологий, пригодных для получения объективного знания. Это способствует вооружению человека основными средствами, методами и способами научно-теоретического познания.

Второй основной функцией логики является аналитико-критическая, реализуя которую, она выступает средством обнаружения ошибок в рассуждениях и контроля над правильностью построения мысли.

Логика способна выполнять и теоретико-познавательные задачи. Не останавливаясь на построении формальных связей и элементов мышления, логическое знание способно адекватно объяснить смысл и значения выражений языка, выражать отношения между познающим субъектом и познавательным объектом, а также обнаруживать логико-диалектическое развитие объективного мира.

2. Возникновение и развитие логики

Причины и условия зарождения логики. Важнейшей причиной зарождения логики является высокое развитие интеллектуальной культуры уже в древнем мире. Общество на той стадии развития не удовлетворяется существующим мифологическим истолкованием реальности, стремится рационально интерпретировать суть явлений природы. Постепенно складывается система умозрительного, но вместе с тем доказательного и последовательного знания.

Особая роль в процессе становления логического мышления и его теоретического изложения принадлежит научному знанию, которое к тому времени достигает значительных высот. В частности, успехи в математике, астрономии приводят ученых к мысли о необходимости изучения природы самого мышления, установления закономерностей его протекания.

Важнейшими факторами становления логики была потребность в распространении в социальной практике активных и убеждающих средств выражения взглядов в политической сфере, судебном деле, торговых отношениях, воспитании, обучающей деятельности и пр.

Символическая (математическая) логика может быть представлена как формальная, как ее формализованная часть. Основной своей задачей она видит построение логических исчислений путем математических формул, аксиом и следствий. Она излагает формы мышления в системе знаков и специальных символов.

Современная формальная логика предусматривает изучение мыслительных операций и перенесение логических форм на общие образцы теоретического знания. Современная символическая логика является самостоятельным направлением логического знания, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Так, помимо сложных вычислительных операций, она широко используется в лингвистике (при переводах с одного языка на другой), технической сфере (при управлении приборами), в компьютерном программировании и пр.

Формальная и диалектическая логика. Формально-логические схемы, так сказать, безразличны (нерелевантные) к сущности познаваемых предметов. Сущность - совокупность внутренних качеств и признаков предмета, выражающих его содержание. Важнейшими способами проникновения в сущность вещей является обнаружение противоречивого единства их признаков, рассмотрение их в развитии и взаимосвязи с другими предметами. В процессе такого познания важно абстрагироваться от несущественного, случайного, концентрируя познания на атрибутивных признаках. В отличие от формальной, логика диалектическая своим предметом имеет исследование возникновения и развития фрагментов действительности, в том числе и логических форм и законов.

3. Язык логики

Язык как знаковая система. Предмет логики - законы и формы мышления. Мышление - идеальная реальность. Все, происходящее в сознании человека, не поддается непосредственному опредмечиванию, материализации. Оно не может быть изучено адекватно без подключения специальных средств выражения мысли. Мы часто задаем вопрос: с помощью каких процессов возможно познание мыслительной деятельности человека? Это, в первую очередь, и в конечном итоге - через язык и посредством языка. Мышление человека реализуется в неразрывной связи с языком, речью, передается другим с помощью языковых выражений. Вот почему логика исследует мышление, опираясь на его конкретную фиксацию в языке.

Язык - это (в наиболее общем виде) любая знаковая информационная система, используемая человеком для общения и познания. Язык функционально способен хранить, перерабатывать и транслировать информацию. Кроме этого, язык является необходимым средством отображения человеком объективного мира, его фрагментов, а также субъективной реальности, эмоций, впечатлений и пр., что позволяет человеку адекватно построить процесс их изучения.

В исследовании языковых выражений мысли логика видит свою одну из основных и непосредственных задач. Изучением языка как знаковой системы занимается семиотика, выявляющая специфику его построения и употребления.

Прагматика как раздел семиотики изучает отношения между знаками системы и их потребителями, практически значимые отношения. Они могут быть вызваны экономическими, эстетическими, духовно-психическими потребностями и т.д. и меньше всего задействованы в логике. Например, построение языковых выражений с наибольшими допустимыми сокращениями либо упрощениями с целью эффективного применения с конкретной речевой ситуации (управление, приказ, телефонный разговор и пр.).

Существует еще один тип отношений, без которого немыслимо ни построение языка, ни его практическая реализация. Это - семантическое отношение: отношение между знаками системы и обозначаемыми ими объектами, предметом и его именем (теория референции), отношение знаков и содержания ими замещаемого, смыслового выражения языка (теория смысла). Этот раздел называется семантикой. Естественный и искусственный языки. Логика не только изучает, но и использует языковую знаковую систему. В обществе язык существует в двух формах. Это, во-первых, естественный язык как исторически и национально сложившиеся звуковые (речь) и графические (письмо) знаки-сигналы, позволяющие удовлетворить потребности в получении, накоплении, передаче и хранении информации.

Наиболее распространенной разновидностью естественного языка является национальный (народный) язык. Второй формой языка выступает искусственный язык. Под ним понимается определенная знаковая система, специально созданная для обслуживания и удобного использования и передачи научной и другой информации. Среди искусственных языков - формализованные языки математики, физики, химии, языки программирования для ЭВМ и т.д., располагающие своей собственной терминологией и символикой.

Следует помнить, что естественный язык имеет ряд черт, мешающих адекватно, четко и однозначно передать форму мысли (полисемия, аморфность, метаязык и пр.). Поэтому для точного отражения структуры мысли слова обычного языка заменяются специфическими терминами-символами. В логике, таким образом, используется как естественный язык (способ описания логических выражений, теоретического построения логического знания), так и искусственный (совокупность знаков, формул и их сочетаний для обозначения мыслительных операций).

Логические термины и символы. Для описания свойств изучаемых предметов, отношений между ними и установлению логической формы не достаточно использовать только естественный язык. Необходимо разработать специальную терминологию (термин - слово, имеющее строго однозначный смысл), установить метаязыковые взаимодействия, а также придать им единую символику и знаковое соответствие. Например, в языке математики существует 5 основных категорий: число, действие, отношение, скобка левая и скобка правая (как операционные последовательности и завершенности действий). Среди логических терминов выделяют ряд терминов:

4. Формы и законы мышления

Основные формы логического мышления. Логической формой мысли называется строение этой мысли с точки зрения способа соединения ее составных частей, образования общих структурных связей (схемы изложения мыслей). Выявить логическую форму значит построить ее схему, формализовать ее содержание, поскольку логической формой является та сторона рассуждения, которая не зависит от содержания данной мысли. Различные понятия, суждения и умозаключения можно представить как специфические формы мыслительной деятельности. На основании одного из основных принципов формальной логики правильность мысли (рассуждения, вывода) зависит только от правильности ее оформления, т.е. от правильного соединения, связывания составных частей мысли. Более сложной формой мышления, приводящей к установлению нового знания, благодаря тому или иному способу соединения предыдущих суждений-оснований, выступает умозаключение. В этом случае устанавливается четкая однозначная логическая связь между суждениями-основаниями (посылками), соблюдение которой приводит всегда к новому истинному выводу-следствию. Например, какое знание можно получить, располагая двумя суждениями (предложениями): «Всякое научное знание имеет свой предмет изучения» и «Культурология является научным знанием»? Заключение (вывод) здесь очевидно - «Культурология имеет свой предмет изучения». Какие бы высказывания не подставлялись в структуру такого правильного рассуждения, если посылки истинны, соблюдены правила вывода, значит и заключение (новое знание) также будет истинным.

Таким образом, логическая форма, во-первых, - это своеобразная языковая структура, в чистом виде отражающая присущие предмету мысли признаки, свойства и отношения.

Во-вторых, для ее фиксации используется специфический формализованный язык, основные термины и символы которого были представлены выше.

В-третьих, изучение этих и иных структур мысли (логических форм) безотносительно к их содержательному выражению составляет одну из важнейших задач логики как науки и позволяет устанавливать законы образования и протекания мыслительных процессов.

Логический закон и логическое следование. С понятием логической формы связаны понятия логического закона и логического следствия. Правильная связь элементов мыслей в ходе рассуждения определяется законами мышления - логическими законами. Логическим законом называется выражение, сохраняющее свою истинность, независимо от его конкретного содержания. Так, высказывание «Если для всех х верно, что х есть Р, то ни существует ни одного х не являющегося Р» будет истинным (являться законом) в любом случае, какое бы конкретное содержание оно не имело. Например, подставив в эту языковую формулу имена, получим: «Если для всех людей верно, что они обладают сознанием, то не существует ни одного человека, у которого оно отсутствует».

Закон выражает внутреннюю, устойчивую, существенную и необходимую связь элементов мышления. Благодаря наличию законов логики выведение нового знания из уже имеющихся и проверенных, истинных суждений с достоверностью приведет к истине.

Законы логики следует разделять на 1) формально-логические и 2) диалектические. Первые отражают формальную правильность рассуждений, вторые - закономерности объективно изменяющейся реальности. Формально-логические законы утверждают, что правильно построенная схема мыслей является необходимым условием для истинности выводов. В противном случае, если не соблюдается это правило, то ложный вывод (неистинное следствие) возможен даже из истинных суждений.

Структура логики

Современная формальная логика является очень разветвленной наукой и может быть разделена на части по различным основаниям. В зависимости от того, применяется ли математический аппарат (логические исчисления) или изучаются общие формы мысли без его применения, в ней выделяются две части: 1) общая (несимволическая) логика и 2) символическая (математическая) логика.

В свою очередь, общая логика подразделяется на два раздела по различию изучаемых объектов .

Первый раздел является учением об основных формах (элементах) мышления, без которых невозможно ни обыденное, ни научное мышление. К основным формам мышления относятся понятия, суждения и умозаключения . В этот раздел включается учение об основных формально-логических законах.

Второй раздел включает систематические формы, без которых невозможно научное мышление. Сюда входят определения, классификация, доказательства, логические методы, связанные с анализом данных опыта.

Математическая логика имеет много разветвлений. Она применяет табличное построение логики высказываний, использует специальный язык символов и формулы логики высказываний.

Понятие «общая логика» в некоторых случаях употребляется для обозначения той части логики, которая отличается от прикладной логики . В прикладной логике исследуются логические формы в отношении к содержанию предмета мышления. Различают в этой связи временную логику, техническую логику и др., в которых строятся специальные системы исчислений.

Что же изучает логика как наука и почему она называется формальной?

Слово «логика» происходит от греческого logos, что означает «мысль», «слово», «разум», «закономерность». В современном языке это слово используется, как правило, в трех значениях:

1)для обозначения закономерностей и взаимосвязей между событиями или поступками людей в объективном мире; в этом смысле довольно часто говорят о «логике фактов», «логике вещей», «логике событий», «логике международных отношений», «логике политической борьбы» и т.д.;

2)для обозначения строгости, последовательности, закономерности процесса мышления; при этом употребляются выражения: «логика мышления», «логика рассуждения», «железная логика рассуждений», «в выводе отсутствует логика» и др.

3)для обозначения особой науки, которая изучает логические формы, операции с ними и законы мышления.

Объектом логики как науки является мышление человека. Но мышление - сложный, многосторонний процесс обобщенного отражения человеком вещей, их свойств и отношений окружающего его мира. Этот процесс изучается многими науками, например такими, как философия, психология, генетика, языкознание, кибернетика и др. Философия изучает происхождение и сущность мышления, его отношение к материальному миру и познанию. Психология изучает условия нормального (в соотношении с патологией) функционирования и развития мышления, влияние на него социально-психологической среды. Генетика стремится раскрыть механизм наследования людьми способностей к мыслительной деятельности. Языкознание интересуется взаимосвязью мышления с языком. Ученые- кибернетики пытаются сконструировать технические модели мозга и человеческого мышления. Л огика же изучает процесс мышления с точки зрения его структуры мыслей, правильности и неправильности рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и их развития.

Предметом логики являются логические формы, операции с ними и законы мышления.

Чтобы лучше понять предмет изучения логики, рассмотрим коротко процесс познания человеком окружающего его мира. Познание - процесс получения знаний о мире. Существуют два способа (источника) получения знаний:

1)чувственное познание - с помощью органов чувств и приборов;

2)рациональное (ratio - разум) - познание с помощью абстрактного мышления.

Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение (отражение отдельных свойств предметов), восприятие (отражение предмета в целом, это целостный образ предмета) и представление (сохранившийся образ предметов).

В абстрактном мышлении познание мира происходит не явно, а опосредованно - без обращения к наблюдению, практике, а с помощью дополнительных рассуждений о свойствах и взаимосвязи предметов и явлений. Например, по термометру можно узнать о погоде; по следам, оставленным преступником на месте преступления, можно воссоздать картину преступления и найти преступника и т. п.

Одной из важнейших особенностей абстрактного мышления являются его взаимосвязь с языком: каждая мысль оформляется посредством слов и словосочетаний - «проговаривается» с помощью внутренней или внешней речи.

В процессе мышления человек не только отражает существующий мир, но может создавать новые идеи, абстракции, прогнозировать и предвидеть.

Рациональное или абстрактное мышление протекает в трех основных формах - понятия, суждения, умозаключения.

Понятие - форма мышления, с помощью которой создаются мысленные образы о предметах, их свойствах и отношениях. Понятия играют большую роль в познавательной деятельности человека. С их помощью он может обобщать, соединять мысленно то, что в жизни существует раздельно, обособленно. В объективном мире не существует студента, ученика, человека вообще, эти обобщенные образы могут существовать только в идеальном мире, в голове человека.

Имея понятия о предметах, человек может судить о них (высказывать суждения) и делать умозаключения. Например, имея понятие о человеке и зная, что все живое рано или поздно умирает, мы можем высказать суждение: «Всякий человек - смертен».

Суждение - форма мышления, в которой о предмете мысли что-то утверждается или отрицается. Суждениями являются также следующие высказывания: «Всякий ученик сдает экзамен», «Если студент не сдаст экзамены за первый курс, то не будет переведен на второй курс» и т. д.

Из суждений мы можем получать новые суждения.

В процессе построения понятий, суждений и умозаключений человек может допускать сознательные и бессознательные ошибки. Чтобы избежать ошибок, необходимо знать правила мышления. Построенное по правилам (и законам) мышление называется правильным.

Правильное мышление - такое, в котором из исходных истинных знаний (понятий, суждений и умозаключений) всегда с необходимостью получаются новые истинные знания (новые понятия, суждения, умозаключения). В неправильном мышлении из истинных знаний могут получаться как истинные, так и ложные новые знания.

Вопрос об истинности (ложности) суждений - это вопрос о соответствии (Чтобы лучше понять предмет изучения логики и ее роль в познании и мышлении человека, необходимо остановиться более подробно на рассмотрении логической формы и законов мышления.



Этимологически термин «логика» восходит к древнегречес­кому слову «λογοσ» (logos), означающему «мысль», «слово», «учение». Он многозначен: логикой могут отличаться не только мысли, но и поступки, и действия человека, развитие общества и культуры, связь знаков языка и т. д.

Логика – это философская наука о законах и формах теоретического мышления, о взаимосвязи указанных форм, об ошибках в процессе мышления и способах их преодоления.

Статус и роль любой науки в познании характеризуются, пре­жде всего, ее объектно-предметной областью.

Объектом науки в широком смысле является область действительности, на ко­торую направлены исследовательские усилия ученых.

Предмет науки, в свою очередь, - это определенная сторона объекта, способствующая его качественно-количественному уточнению.

Предмет науки уточняет ее объект, выделяет ее в ряду других наук, иссле­дующих данный объект.

Объект логики – человеческое мышление. Мышление является объектом и других разделов философии и наук: онтологии, физиология, психологии, генетика, кибернетика и др.

Сущность мышления, его происхождение, отношение его к ма­териальному миру и его познавательные возможности изучает онтология. Физиология интересуется тем, как зависит мышление от состояния мозга, материального субстрата мысли. Психология изучает условия нормального развития и функционирования мышления, влияние на него социально-психологической среды. Генетика старается раскрыть тайны наследования детьми от родителей способностей к какой-либо деятельности. Ученые-кибернетики изучают технические возможности моделирования мышления на машинах.

Из всех сторон мышления прямое отношение к логике имеет его опо-средованность, т.е. способность переходить от старых знаний к новым, не обращаясь каждый раз непосредственно к опыту. Логика интересуется формой построения мыслей и отвлекается при этом от конкретной информации. Поэтому она называется формальной ло­гикой. Основательную и систематическую разработку формальной логики впервые осуществил Аристотель. Его работы объединены под названием «Органон» (орудие знания). В конце 16 - начале 17 века английский ученый Фрэнсис Бэкон создал «Новый Органон» - учение об индукции, обнаруже­ние причинных связей между явлениями окружающего мира посредством наблюдений и экспериментов.

Таким образом, предмет логики – это сложная система, объ­единяющая всеобщие, обеспечивающие истинность мышления условия, которые необходимо соблюдать независимо от содержа­ния мыслей.

Предмет логики составляют:

1) формы теоретического мышления– понятие, суждение, умозаключение;

2) общие законы мышления, или принципы логики, называе­мые ее основными законами (к ним относятся законы тождества, исключенного третьего, противоположности и достаточного ос­нования);

3) всеобщие методы науки, теоретического мышления в целом, такие как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и др.;

4) структурные законы и правила отдельных форм мысли, на­пример, закон обратного отношения объема и содержания поня­тия, правила посылок и терминов, специальные правила фигур простого категорического силлогизма и т. д.;

5) язык логики как система специализированных символов для обозначения форм мысли и их связей;

6) обосновываемые в логике теоремы и определения;

7) логические ошибки, возможные в процессе мыслительной деятельности.

Любая наука о мышлении различает два уровня познания: эмпирический и теоретический .

Предметом эмпирического познания является непосредственно данная в восприятии реальность, которую можно на­блюдать, над которой можно экспериментировать. Формами эмпирического познания являются: ощущение, восприятие и представление. Эмпирическое познание даёт представление о внешних отдельных свойствах и качествах мышления. Человек же стремиться к познанию глубинных свойств и сущностей вещей, закономерностей мира. Поэтому он прибегает к исследованию интересующих его проблем на абстрактно-теоретическом уровне. На этом уровне складываются такие формы теоретического познания как понятие, суждение и рассуждение (умозаключение) .

Относительно каждой из форм теоретического познания в логике определен конкретный круг специфических логических проблем.

Для анализа понятия как логической формы теоретического познания такими проблемами являются правила и способы их определения и классификации, а также прояснение логических отношений между понятиями.

Анализ суждения как логической формы теоретического познания предполагает уточнение его логической структуры, прояснение логических условий его истинности в различных логически возможных ситуациях, а также определение логических отношений между суждениями.

Анализ рассуждения как логической формы теоретического познания сводится к выработке методов и средств контроля за логической корректностью доказательственных процедур в процессе интеллектуального общения и познания.

Особую роль в логике играет язык, поскольку это единственный инструмент, позволяющий в лаконичной, предельно краткой символической форме отобразить логическую структуру мысли и тем самым сделать возможной формализацию последующих логических операций– действий с рациональными формами мысли. Следовательно, язык обеспечивает главную научную цель логики – вывод одних логических форм из других согласно установленным в ней правилам и законам.

Тема 1. Предмет и значение логики.

Предмет логики

Отрасли логической науки

Значение логики

Дополнительная литература:

1. Асмус В.Ф. Лекции по истории логики. Авиценна, Бэкон, Гоббс, Декарт, Паскаль. ЛКИ, 2007. - 240с.

2. Ильенков Э. В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории.-2-е изд., доп.-М.: Политиздат, 1984.-320 с.

3. Кедров Б.М. Единство диалектики, логики и теории познания. КомКнига, 2006. - 296с.

4. Кнапп В., Герлок А. Логика в правовом сознании. М.: Прогресс, 1987. - 310 с.

5. Кудрин А.К. Логика и истина. М.: Политиздат, 1980. - 144 с.

6. Кумпф Ф., Оруджев З. Диалектическая логика. Основные принципы и проблемы. М.: Политиздат, 1979. - 286 с.

7. Сырых В.М. - Логические основания общей теории права. Т.1. Элементарный состав. - М.: Юстицинформ, 2000. - 506 с.; Т.2. Логика правового исследования. - М.: Юстицинформ, 2004. - 548 с.

8. Формальная логика / Отв. ред. М.Я.Чупахин. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. - 357 с.

Предмет логики

Логика – наука о законах и формах правильного мышления.

Принято выделять два основных способа познания: живое созерцание и абстрактное мышление. В первом случае человек получает готовые сведения о предметах с помощью органов чувств о цвете, форме, размере, запахе, вкусе и др. свойствах предметов. Если бы человек был муравьем или лягушкой, ему хватило бы для организации поведения и этой информации. Но человек, в отличие от животного, не довольствуется непосредственно данной информацией. Ему обязательно надо выйти за ее пределы, поскольку человека волнуют самые разные вопросы микро- и макромира, далекого прошлого и отдаленное грядущее, социальные, психические, правовые и т.п. явления. Возможность получать новые знания на основе полученных ранее дает человеку мышление. Собственно, суть мышления и состоит в отыскании нового знания или нового способа деятельности, когда старые, хранящиеся в памяти, неприемлемы, не соответствуют условиям.

Мышление – неразрывно связанный с речью, социально обусловленный психический процесс поисков и открытия существенно нового, это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза… (А.В.Брушлинский).

Из указанных признаков для логики первостепенное значение имеют следующие:.

Связь с речью . Нельзя сказать, что связь эта неразрывна, ведь существуют виды мышления, которые не связаны или слабо связаны с речью: наглядно-действенное и наглядно-образное. Вместе с тем, для мышления взрослого человека, основу которого оставляет абстрактно-логическое мышление, такая связь действительно достаточно тесная и проявляется в следующем: исходный материал, средства и результат выражаются в речи. В юридической деятельности эта связь проявляется в том, что правовые нормы, сведения, которые сообщает человек, обратившийся за помощью к юристу и иные юридические сведения, необходимые для оказания юридической помощи, выражаются, прежде всего в речевой форме; юрист, решая задачу, оперирует юридическими фактами, выраженными в речи; результаты его деятельности будут выражены и переданы клиенту также в речевой форме.


Обобщенность . Органы чувств дают информацию о конкретных единичных объектах. Мышление может оперировать не только отдельными объектами, но и их классами. Когда мы говорим: «Преступление – общественно опасное деяние»,- мы имеем в виду миллионы разнообразных по составу противоправных деяний, совершенных людьми или тех, которые будут совершены через много лет. Любая правовая представляет собой обобщенное правило, применяемое ко многим, подчас весьма разнообразным правовым случаям.

Опосредованность . Правоприменительная деятельность предполагает применение общих правовых норм к конкретной правовой ситуации. Например, в юридическую консультацию обращается человек, разъяснить его права и обязанности. Некто А.Д. пишет в газету: «Я устроился на предприятие по договору подряда, который был заключен на неопределенный срок и расторгнут через полгода. Скажите, пожалуйста, полагается ли мне выплата компенсации за отпуск?». Ни в одном нормативном документе юрист не найдет сведений о том, полагается ли А.Д. компенсация за отпуск при этих условиях. Задачей юриста в этом случае будет отыскание в ситуации юридически значимых признаков, соотнесение их с более общими правовыми нормами и перенос на данную ситуацию общих норм посредством построения умозаключения.

Являясь очень сложным образованием, мышление может быть объектом исследования различных наук. Философия изучает общие особенности мышления, его взаимоотношения с миром и т.п. Психология – мышление как процесс, индивидуально психологические особенности, факторы, детерминирующие его и т.п. Педагогика – процесс становления, формирования. История – особенности его филогенетического развития. Право – формирование преступного умысла, мышление в деятельности юриста (выдвижение следственной версии, принятие решения судом). Кибернетика – моделирование мышления. Физиология ВНД – механизмы, лежание в его основе. Можно перечислять и далее, трудно найти науку, которая так или иначе не изучала бы мышление, но уже этого сверхбеглого перечисления достаточно, чтобы задать себе вопрос: «Что же остается на долю логики?».

На наш взгляд, вопрос сформулирован крайне неудачно. Дело в том, что перечисленные и неназванные науки либо сформированы достаточно поздно (кибернетика, физиология), либо изучение мышления составляло для них лишь малую часть предмета науки (философия). Логика возникла полторы тысячи лет назад (4 век до н.э.) как наука, изучающая только мышление, и существует вот уже 15 веков. Могла ли она в таких условиях взять в качестве предмета что-то второстепенное и быть востребованной в течение столь длительного времени?

Логика разрабатывалась, по сути, как нормативная дисциплина, которая была призвана не только изучить законы и формы мышления, но и разработать правила, соблюдение которых обеспечивало бы успешность доказательства мыслей и убеждения слушателей.

Итак, логика изучает мышление правильное. При этом, логику не интересует проблема правильности как соответствия генеральной линии правящей партии, правовым или морально-нравственным нормам. Ее интересует, позволяет ли такое рассуждение получать достоверные, убедительные рассуждения.

Принято выделять четыре основных свойства правильного мышления.

1. Определенность . Определенным будет мышление, в котором используемые мысли (понятия, суждения) будут четкими, ясными и неизменными в ходе рассуждений. Нарушения определенности мышления обычно бывает связано с использованием либо недостаточно определенных (неясных, размытых), либо многозначных мыслей. Нарушение определенности мыслей в юридической деятельности приводят к серьезным проблемам в обеспечении эффективности деятельности. Например, недостаточно четкое определение понятий «фашизм» или «порнография» приводило и продолжает приводит к трудностям в правоприменительной деятельности. В частности, статья о запрете пропаганды фашизма так и не нашла широкого применения, а статья о запрете распространения порнографии длительное время работала неэффективно, лишь относительно недавно законодатель смог сформулировать отличия порнографии от эротики, что позволило применять данный закон более корректно.

2. Последовательность . В последовательном мышлении вспомогательные мысли, раскрывающие основную мысль, располагаются в строго установленном порядке. Обычно последовательность мыслей диктуется целью рассуждения и зависит от особенности предмета мысли. Так исторические события часто раскрываются по хронологии, правовая норма составляется исходя из ее структуры: гипотеза, диспозиция и санкция.

3. Непротиворечивость . Противоречивое мышление использует взаимоисключающие мысли, то есть такие мысли, которые не могут быть одновременно истинными. Человек весьма чувствителен к противоречиям, поэтому явные противоречия в рассуждениях отдельного лица можно встретить достаточно редко. Обычно мы имеем дело с противоречиями в показаниях по делу разных лиц, или одного лица на разных этапах прохождения дела.

4. Доказательность. При доказательном мышлении используют обоснованные мысли, истинность которых подтверждена либо сопоставлением с действительностью, либо с необходимостью выведена из других мыслей. В качестве примеров доказательного и недоказательного рассуждения можно привести такие примеры умозаключений:

Правильное:

Все адвокаты являются юристами

Иванов является адвокатом

Иванов является юристом

Неправильное:

Некоторые студенты являются отличниками

Иванов является студентом

Иванов является отличником

Логика изучает формы правильного мышления и выделяет три основные формы: понятие, суждение и умозаключение. Понятие отражает предметы мысли в общих и существенных признаках, в суждении что-либо утверждают или отрицают о предмете мысли, в умозаключении из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Рассмотрим формы мышления на примере рассуждения:

Все студенты являются учащимися

Иванов – студент

Иванов – учащийся

Это умозаключение. Оно состоит из трех суждений: «Все студенты являются учащимися», «Иванов – студент», «Иванов – учащийся». В состав суждений входят следующие три понятия: «студенты», «учащиеся», «Иванов».

Логика изучает законы правильного мышления и выделяет четыре основных формально-логических закона: закон тождества, закон противоречия (закон непротиворечия), закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Под законами в традиционной логике понимаются предельно общие правила связывания мыслей в рассуждении. Например, закон тождества требует, чтобы в процессе рассуждения одним и тем же мыслям придавался один и тот же, строго определенный смысл, а малейшее изменение смысла строго оговаривалось.

Метод формализации в логике .

Попробуем сравнить два простых умозаключения.

1. Все студенты являются учащимися

Иванов – студент

Иванов – учащийся

2. Все психические процессы поддаются тренировке

Мышление – психический процесс

Мышление поддается тренировке

Сравнение позволяет нам обнаружить сходство и различие между этими умозаключениями. Различие состоит в содержании рассуждений: в одном речь идет о студентах, в другом о психических процессах, т.е. рассуждения различаются содержанием. Сходство этих умозаключений состоит в способе рассуждения, в его структуре. Выделенные нами особенности мысли являются двумя очень важными ее сторонами: содержанием и структурой.

Логика возникла в четвертом веке до нашей эры как наука, которая изучала мышление со стороны его формы, структуры, отвлекаясь от содержания мыслей, поэтому ее стали называть формальной логикой (в отличие от диалектической).

Формальная логика есть наука, изучающая наши мысли со стороны их структуры (при этом она отвлекается от их изменения и развития); формальная логика изучает законы и правила, которым подчиняется наша мысль в процессе получения выводного знания: формальная логика выявляет операции, применяемые ко всем формам нашей мысли, к предметам самого различного конкретного содержания (Д.П.Горский).

Для изучения структуры мысли ее надо уметь выделить. Формальная логика разработала для решения данной задачи специальный метод – метод формализации . Суть его заключается в замене элементов мысли определенными символами. При этом одинаковые элементы мысли обозначаются одинаковым образом, сходные - сходным, различные – различным. Так в примере 1 мы можем понятие «студент» обозначить символом М, «учащийся» - Р, «Иванов» - S. Тогда структура этого умозаключения примет следующий вид:

Все М есть Р

S есть М

В качестве элементов мысли можно использовать как отдельные понятия, так и суждения. Скажем, формула сложного соединительного суждения «Память и мышление – познавательные процессы» может быть записана разными способами:

В развернутой форме: S 1 есть Р и S 2 есть Р,

В полуразвернутой форме: S 1 и S 2 есть Р,

В сокращенной форме: А и В, где символами А и В обозначаются простые суждения.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Наука логика [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Логика является сложной дисциплиной, необходимой для специалистов различных профилей. Понимание особенностей логики и этапов ее становления позволит шире воспринимать понятийный аппарат в рамках юридических наук.

Понятие логики

Термин "логика" имеет несколько определений. Первую очередь следует отметить, что логика – это понятие, которое можно рассматривать как широком так и в узком смыслах.

Однако начнем с многозначности логики. Она используется не только для изображения закономерностей природы, но и для отражения законов общества, права, философии и т.д. Такая логика является объективной. Она направлена на выражение "логики фактов", "логики борьбы" или "логики политического противостояния".

Логика также часто понимается как закономерность мышления. Такая логика получила название "логика мышления". Логика мышления отражает ключевые аспекты восприятия мира и его законов. Она актуальная для правовых и психологических наук. Именно логика мышления является основой науки "логика".

В настоящее время бытует несколько трактовок термина "логика". Нам следует обратиться к определению, предложенному В.И. Кириловым и В.А. Старченко.

Логика – наука о законах и формах, приемах и операциях мышления, с помощью которой человек познает окружающий мир .

С.Н. Виноградов и А.Ф. Кузьмин приводят другое определение согласно которому:

Логика есть наука о законах и формах правильного построения мыслей .

Рассмотрев разные подходы к логике как к науке можно выделить единое зерно, объединяющее все подходы, а именно:

Логика – это наука о мышлении.

Логика интересуется главным образом не самим мышлением, а тем как человек должен мыслить, чтобы решать те или иные задачи, которые ставит перед ним, сознание, общество, государство и т.д. Однако решение задач должно быть таким, чтобы оно могло бы обеспечить достижение истинных результатов в процессе познания.

История логики как науки

Логика относится к числу древнейших наук. Логика упоминается в античности. Греческие философы говорили о логике как о величайшем явлении, на котором базируются многие науки.

Родиной логики принято считать Древнюю Грецию. Первые упоминания встречаются именно в трудах греческих философов в V-IV вв. до н.э. Логика поминается в работах Демокрита, Сократа и Платона. Родоначальником же логики по праву считается Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.).

Средневековая Европа долгое время считала логику проявлением ереси и мракобесия. Однако философы позднего средневековья рассматривали логику как один из инструментов церковной догматики и уделяли ей немало внимания.

Важным трудом, по окончании средневековой эпохи, является работа Френсиса Бэкона "Новый органон", который, по его мнению, должен был заменить аристотелевский "Органон" в качестве орудия познания. Идеи Бэкона были продолжены и усовершенствованы в работах Дж. Фр. Гершеля и Дж. Ст. Милля. Результаты этих разработок вошли в историю логики под названием "Индуктивные методы установления причинных связей" .

Позднее Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант и др. Лейбни выдвинули ряд важнейших положений, которые отражены в современной логике.

Новейший этап развития логика ознаменован трудами великих мыслителей Дж. Буля, О. де Моргана и русского логика П.С. Порецкого. В настоящее время логика является одно из важнейших областей знаний. К логике обращаются и естественные и гуманитарные науки.

Наука логика и мышление

Исходя из определения логики как науки, следует, что ее основой является мышление. Мышление термин широкий и многоаспектный. Оно является объектом логики. Доподлинно известно, что человек давно интересовался соотношением мысли и бытия. Этот интерес послужил базой для создания мышления, как термина. Само мышление своим возникновением обязано трудовой деятельности. Существует несколько основополагающих характеристик мышления в рамках логики:

  • Мышление – это свойство высокоорганизованной материи, а именно – свойство мозга.
  • Мышление не существует и не может существовать само по себе.
  • Мышление является отображением материального мира в человеческой голове .

Наука логика изучает формы мышления. К ним относят:

  • Понятие
  • Умозаключение
  • Суждение

Отдельно следует отметить, что суждения бывают общими, частными и единичными.

Умозаключение делятся на дедукцию и индукцию. Под индукций понимается такой способ рассуждения, который подразумевает переход от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.

Что касается дедукции , то это такой способ рассуждения, при котором имеет место переход от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании здания общих законов и правил.

Мышление в рамках науки лежит в основе законов логики. Существует четыре закона логики. Три закона были сформулированы Аристотелем:

  • закон тождества
  • закон противоречия
  • закон исключенного третьего

Г. Лейбниц ввел в логику четвертый закон, а именно закон достаточного основания. Данный закон есть также определенное требование, необходимое условие правильности нашего мышления .

В завершении следует отметить, что все логические законы являются общечеловеческими. В процессе эволюции меняется мышление, но логика и её законы на все времена. Это обусловлено тем, что логические законы обладают устойчивостью, постоянством.

Литература

  1. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: учебник для юридических вузов / под ред. проф. В. И. Кириллова. – М.: Изд-во Проспект, 2008
  2. Виноградов С.Н. Кузмин А.Ф. Логика – М.: Издательство "учпедгиз" 1954год
  3. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г.Логика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001

Введение

Что же изучает логика как наука и почему она называется формальной?

Слово «логика» происходит от греческого logos, что означает «мысль», «слово», «разум», «закономерность». В современном языке это слово используется, как правило, в трех значениях:

  • 1)для обозначения закономерностей и взаимосвязей между событиями или поступками людей в объективном мире; в этом смысле довольно часто говорят о «логике фактов», «логике вещей», «логике событий», «логике международных отношений», «логике политической борьбы» и т.д.;
  • 2)для обозначения строгости, последовательности, закономерности процесса мышления; при этом употребляются выражения: «логика мышления», «логика рассуждения», «железная логика рассуждений», «в выводе отсутствует логика» и др.
  • 3)для обозначения особой науки, которая изучает логические формы, операции с ними и законы мышления.

Предмет дисциплины «Логика». Человеческое мышление как предмет изучения логики

Объектом логики как науки является мышление человека. Но мышление - сложный, многосторонний процесс обобщенного отражения человеком вещей, их свойств и отношений окружающего его мира. Этот процесс изучается многими науками, например такими, как философия, психология, генетика, языкознание, кибернетика и др. Философия изучает происхождение и сущность мышления, его отношение к материальному миру и познанию. Психология изучает условия нормального (в соотношении с патологией) функционирования и развития мышления, влияние на него социально-психологической среды. Генетика стремится раскрыть механизм наследования людьми способностей к мыслительной деятельности. Языкознание интересуется взаимосвязью мышления с языком. Ученые-кибернетики пытаются сконструировать технические модели мозга и человеческого мышления. Логика же изучает процесс мышления с точки зрения его структуры мыслей, правильности и неправильности рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и их развития.

Предметом логики являются логические формы, операции с ними и законы мышления.

Чтобы лучше понять предмет изучения логики, рассмотрим коротко процесс познания человеком окружающего его мира. Познание - процесс получения знаний о мире. Существуют два способа (источника) получения знаний: логика мышление

  • 1)чувственное познание - с помощью органов чувств и приборов;
  • 2)рациональное (ratio - разум) - познание с помощью абстрактного мышления.

В основе материалистической теории познания лежит теория отражения: вещи, явления объективного мира воздействуют на органы чувств человека, заставляют работать всю систему передачи информации в мозг (а также сам мозг), в результате чего у человека создаются образы этих вещей и явлений. Чувственные образы - это знания о внешних свойствах, сторонах вещей и явлений (видимых, слышимых, осязаемых и т.д.). Таковы, например, наши знания о том, что «сегодня дождливая погода»; «на моих часах половина четвертого»; «эта роза - красная»; «Петр сидит слева от Павла» и т. д. Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение (отражение отдельных свойств предметов), восприятие (отражение предмета в целом, это целостный образ предмета) и представление (сохранившийся образ предметов). Но на ступени чувственного познания человек не может познать сущность вещей и явлений, их внутренние свойства. Как говорил Маленький Принц из одноименной повести А. де Сент-Экзюпери, «самого главного глазами не увидишь». Поэтому на помощь органам чувств приходит разум, или абстрактное мышление, которое отражает действительность в главных и существенных свойствах и отношениях.

В абстрактном мышлении познание мира происходит не явно, а опосредованно - без обращения к наблюдению, практике, а с помощью дополнительных рассуждений о свойствах и взаимосвязи предметов и явлений. Например, по термометру можно узнать о погоде; по следам, оставленным преступником на месте преступления, можно воссоздать картину преступления и найти преступника и т. п. Одной из важнейших особенностей абстрактного мышления являются его взаимосвязь с языком: каждая мысль оформляется посредством слов и словосочетаний - «проговаривается» с помощью внутренней или внешней речи. В процессе мышления человек не только отражает существующий мир, но может создавать новые идеи, абстракции, прогнозировать и предвидеть. Рациональное или абстрактное мышление протекает в трех основных формах - понятия, суждения, умозаключения.

Понятие - форма мышления, с помощью которой создаются мысленные образы о предметах, их свойствах и отношениях. В процессе создания понятий человек анализирует интересующие его предметы, сравнивает их, выделяет существенные черты, синтезирует их, абстрагируется от несущественных, обобщает мысленно предметы по этим признакам. В результате создаются мысленные образы о предметах, их свойствах и отношениях. Например, отвлекаясь от многообразных индивидуальных свойств студентов, связанных с их национальностью, полом, возрастом и т.д., и выделяя главные свойства, можно сказать, что студент - это учащийся высших образовательных учреждений; ученик - тот, кто получает образование; а сам человек - тот, кто способен трудиться, мыслить, говорить.

Понятия играют большую роль в познавательной деятельности человека. С их помощью он может обобщать, соединять мысленно то, что в жизни существует раздельно, обособленно. В объективном мире не существует студента, ученика, человека вообще, эти обобщенные образы могут существовать только в идеальном мире, в голове человека.

Образование понятий дает возможность иметь знания о явлениях исходя из главных, существенных свойств класса подобных явлений. О том, что получилось бы, если бы люди не пользовались в общении между собой понятиями, красноречиво повествует Джонатан Свифт. Один мудрец, рассказывает автор «Путешествий Гулливера», предложил для выражения мыслей пользоваться в разговоре не понятиями о предметах, а самими предметами. Многие последовали этому «мудрому» совету. Правда, собеседникам приходилось таскать на плечах большие узлы с вещами. При встрече на улице они снимали с плеч мешки, открывали их и, достав оттуда необходимые вещи, вели таким образом беседу. Разумеется, такая «беседа» могла быть до крайности элементарной, если она вообще могла состояться. Имея понятия о предметах, человек может судить о них (высказывать суждения) и делать умозаключения. Например, имея понятие о человеке и зная, что все живое рано или поздно умирает, мы можем высказать суждение: «Всякий человек - смертен».

Суждение - форма мышления, в которой о предмете мысли что-то утверждается или отрицается. Суждениями являются также следующие высказывания: «Всякий ученик сдает экзамен», «Если студент не сдаст экзамены за первый курс, то не будет переведен на второй курс» и т. д. Из суждений мы можем получать новые суждения.

Например: исходя из суждения «Всякий человек смертен», можно утверждать, что «Некоторые смертные - люди» или отрицать: «Ни один человек не бессмертен». Если же мы свяжем суждение «Всякий человек смертен» с суждением «Сократ - человек», то можем чисто умственным путем получить новое суждение: «Сократ - смертен». Такая взаимосвязь суждений называется умозаключением:

Всякий человек - смертен

Сократ - человек

Сократ - смертен.

В процессе построения понятий, суждений и умозаключений человек может допускать сознательные и бессознательные ошибки. Чтобы избежать ошибок, необходимо знать правила мышления. Построенное по правилам (и законам) мышление называется правильным.

Правильное мышление - такое, в котором из исходных истинных знаний (понятий, суждений и умозаключений) всегда с необходимостью получаются новые истинные знания (новые понятия, суждения, умозаключения). В неправильном мышлении из истинных знаний могут получаться как истинные, так и ложные новые знания. Например, исходя из суждений «Если шел дождь, то дорога будет мокрая» и «Шел дождь», можно с уверенностью сказать, что «Дорога будет мокрая». Но неправильно делать вывод: «Если шел " дождь, то дорога будет мокрая» и «Дорога мокрая», следовательно, «Шел дождь», так как дорогу могли просто полить. Неправильным будет рассуждение, когда из двух суждений «Если человек совершил кражу, то он совершил - преступление» и «Человек не совершил кражу» делается заключение «Человек не совершал преступление», так как человек мог совершить какое-либо другое преступление. Вопрос о правильности умозаключений - это вопрос о правилах их построения, о правилах взаимосвязи отдельных мыслей (понятий, суждений, умозаключений). Именно этим интересуется логика как наука о мышлении.

Поэтому ее называют «формальной логикой». Формальная логика отвлекается от конкретного содержания мыслей и их развития. Но она учитывает истинность или ложность исследуемых мыслей (в двузначной формальной логике учитываются два значения всякой мысли - «истина» и «ложь»; в многозначной формальной логике вводятся другие значения, например «неопределенно»). Иногда правильное мышление называют логичным - по названию науки, которая изучает эту сторону процесса мышления. Вопрос об истинности (ложности) суждений - это вопрос о соответствии (несоответствии) того, что в нем утверждается или отрицается, объективному миру. Истинное суждение - такое, в котором верно отражается положение дел в объективной реальности (которое соответствует действительности). Например: «Москва - столица России», «Преступник - человек, который нарушает правовые и нравственные законы общества» и т. п. Ложное суждение такое, которое не соответствует действительности. Например: «Санкт-Петербург - столица России», «Преступник - праведный человек» и т. д. Вопросы о том, что такое истина вообще, как соотносится чувственное познание и абстрактное мышление в процессе достижения истины о предметах, изучает другая наука - философия.