Тема : Родственные слова.

Цель: Научить определять родственные слова, выделять общую часть слова.

Задачи : 1) сформировать представление о родственных словах, общей частью родственных слов;

2)закрепить знание изученных шагов учебной деятельности и умение их выполнять под руководством учителя;

3)тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, умение действовать по алгоритму;

развивать внимание, память, речь, мышление, воспитывать коммуникативные умения, познавательный

интерес, веру в свои силы; воспитывать культуру общения, аккуратность.

Оборудование: учебник « Русский язык» С.В.Иванова;

напечатанные слова;
карточки с рисунками домиков, карточки с заданиями для работы в парах; мультимедиа;

елка с разноцветными игрушками (красные, желтые,зеленые);

набор блока алгоритма « Родственные слова»; эталон для проверки работы;

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Прозвенел для нас звонок-

Начинается урок.

К нам без опоздания

Приходи старание.

Помоги нам потрудиться

Мы пришли сюда- учиться.

Открыли тетради, записываем число, классная работа.

Проверяют готовность к уроку.

Записывают в тетрадях число, классная работа.

Пробное действие.

С чего мы обычно начинаем урок русского языка?

Как мы готовимся к минутке чистописания?

Приготовили пальчики.

Минутка чистописания.

На доске карточки с буквами.

П С Т Я М Л

Найдите лишнюю букву в этом ряду. Почему?

Продолжи закономерность. Объясни свой выбор

На доске открывается карточка с ребусом.

Расшифруйте ребус:

Ребята, а что такое семья?

У каждого из вас дружные, крепкие семьи, есть

родственники. У одних большая семья, у других маленькая. Но если внимательно присмотреться к каждой семье, то можно увидеть сходства между родственниками. Какие?

Как вы считаете, а у слов есть родственники?

А есть ли в этом рассказе « родственники»?

- Вы кто такие?

- А ты кто?

- Права ли Гусеница, считающая себя родственницей гусей?

Почему её нельзя принять в эту «семью» родственных слов?

Какие слова из сценки являются родственными? Почему? Запишите их. (карточка со словом «гусеница» убирается)

С минутки чистописания.

Делаем пальчиковую гимнастику.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

Лишняя буква Я. Она гласная.

Дети прописывают в тетрадях букву Я.

Каждое следующее написание буквы Я увеличивается на одну букву.

Это мама, папа, братья, сестры.

Похожи по цвету глаз, волос, внешность…

Чтение текста учеником.

Нет. Гусь, гусыня, гусята - это птицы, а ГУСЕНИЦА относится к насекомым.

ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЯТА. (Имеют одинаковое значение, общую часть гус)

Пишут в тетради. 1 ученик у доски.

3.Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке:

- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

Сформулируйте тему нашего урока? (Открывается окошко Родственные слова , когда дети назовут тему урока.)

- Будем учится находить и подбирать родственные слова, выделять общую часть.

Какие слова являются родственными.

Родственные слова.

4.Открытие нового знания.

(Построение пректа выхода из затруднения)

Что нам поможет ответить на поставленные вопросы?

Открываем учебник на странице79, читаем задание:

«Давай подумаем»

Сравните слова по смыслу: одинаковые или разные? Докажите

Чем еще похожи слова с похожим значением?

(общую часть выделяю дугой)

Можете ли ещё дополнить ряд слов? Докажите.

Если слова имеют одинаковое значение и общую часть, то они могут быть кем?

Как будем выделять общую часть?

Давайте попробуем сделать вывод:

(Алгоритм выставляется на доске)

А теперь сравним ваш вывод с правилом в учебнике. Обоснуйте свое мнение.

Молодцы, хорошо поработали, теперь отдохнем.

Учебник русского языка

Коллективное выполнение

(1 ученик у доски)

Одинаковые. В них одинаковое значение. Снег.

В словах общая часть снег и снеж. Это объясняет одинаковое значение слова.

Дети пишут слова. Читают написанное. Доказывают свой выбор.

Родственниками.

Родственные слова:

1) Сходны по смыслу;

Ученик читает правило.

Мнения совпадают т. к. совпадают с нашим алгоритмом

Физкультминутка

Музыкальная пауза с показом движений на экране.

Дети выполняют зарядку вместе с лесными жителями под веселую ритмичную музыку.

5.Первичное закрепление

Над словами родственными

Держит власть.

Выясним умело линию родства-

Родственные запишем мы слова.

Упр.3 стр.79

Что будем делать?

Проверка

Докажите, что эти слова родственные. Как выделяем общую часть?

Какие слова являются родственными?

Нам надо потренироваться записывать родственные слова, находить и выделять общую часть.

1 ученик работает у доски.

Применяем алгоритм:1.Имеют общее значение ЛЕС.

2. Имеют общую часть ЛЕС. Значит слова являются родственными.Выделяем дугой.

Слова у которых есть общая часть с одинаковым лексическим значением.

Физкультминутка.

если разное - хлопаем в ладоши внизу.

Дом – дым Кот- котик

Сад- садовник Стена- стеночка

Река- лодка обед- стол

Сила- силач

Дети выполняют движения.

Молодцы! Вместе хорошо поработали! А как проверить хорошо ли вы усвоили новую тему?

Правильно!

А сейчас делаем работу самостоятельно:

У вас листок с рисунками домиков. У домиков записаны слова. Соберите семью родственных слов в свой домик. Пользуясь простым карандашом. Соедините слова с домиками.

1. Смешной, смех, смешить.

2. Вода, наводнение, водный.

3. Летун, летать, вылет.

Проверьте по эталону на доске. Если правильно выполнили – поставьте + , если неверно - -Кто выполнил все правильно? У кого были ошибки? Где ошиблись?

Почему возникла ошибка?

Молодцы! Поняли свои ошибки!Отлично!

Написать самостоятельную работу!

Каждый проверяет свою работу по эталону на доске.

(включил слово ВОДИТЬ) Забыл про алгоритм выполнения.

А теперь поработайте в парах.

Найдите лишнее слово в каждой строчке, докажите.

Запишите только родственные слова, выделите общую часть.

Лед, след, ледник.

Горка, горный, горит.

Сосна, сосняк, соснул.

Проверка

Ученики работают в парах.

Ученики читают, доказывают свой выбор.

Какую задачу ставили?

Удалось решить задачу?


Какие признаки имеют родственные слова?

Какие же трудности у вас еще встречаются? Мы с вами будем еще тренироваться и все у вас получится

Кто усвоил тему, может объяснить товарищу маме, повесьте красную игрушку.

Кто понял, но не может пока объяснить – желтую;

Если у вас есть сомнения - зеленую.

Вы хорошо поработали! Спасибо!

Научиться находить родственные слова и выделять у них общую часть.

Родственные слова:

1) Сходны по смыслу;

Затрудняемся в нахождении общей части.

Дети вешают свои игрушки на елочку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык. 1 класс. Учитель начальных классов Сериченко Гульнара Темиргалиевна

Тема : Родственные слова.

Цель: Научить определять родственные слова, выделять общую часть слова.

Задачи : 1) сформировать представление о родственных словах, общей частью родственных слов;

2)закрепить знание изученных шагов учебной деятельности и умение их выполнять под руководством учителя;

3)тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, умение действовать по алгоритму;

Развивать внимание, память, речь, мышление, воспитывать коммуникативные умения, познавательный

Интерес, веру в свои силы; воспитывать культуру общения, аккуратность.

Оборудование: учебник « Русский язык» С.В.Иванова;

Напечатанные слова;
карточки с рисунками домиков, карточки с заданиями для работы в парах; мультимедиа;

Елка с разноцветными игрушками (красные, желтые,зеленые);

Набор блока алгоритма « Родственные слова»; эталон для проверки работы;

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Самоопределение к деятельности

Прозвенел для нас звонок-

Начинается урок.

К нам без опоздания

Приходи старание.

Помоги нам потрудиться

Мы пришли сюда- учиться.

Открыли тетради, записываем число, классная работа.

Проверяют готовность к уроку.

Записывают в тетрадях число, классная работа.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Пробное действие.

С чего мы обычно начинаем урок русского языка?

Как мы готовимся к минутке чистописания?

Приготовили пальчики.

Минутка чистописания.

На доске карточки с буквами.

П С Т Я М Л

Найдите лишнюю букву в этом ряду. Почему?

Продолжи закономерность. Объясни свой выбор

я яя яяя

На доске открывается карточка с ребусом.

Расшифруйте ребус:

7 Я

Ребята, а что такое семья?

У каждого из вас дружные, крепкие семьи, есть

родственники. У одних большая семья, у других маленькая. Но если внимательно присмотреться к каждой семье, то можно увидеть сходства между родственниками. Какие?

Как вы считаете, а у слов есть родственники?

А есть ли в этом рассказе « родственники»?

Вы кто такие?

Я Гусь, это Гусыня, а это наши гусята.

А ты кто?

А я ваша тётка – Гусеница.

- Права ли Гусеница, считающая себя родственницей гусей?

(на доске выставляются карточки со словами: гусь, гусыня, гусята)

Почему её нельзя принять в эту «семью» родственных слов?

Какие слова из сценки являются родственными? Почему? Запишите их. (карточка со словом « гусеница» убирается)

С минутки чистописания.

Делаем пальчиковую гимнастику.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

Лишняя буква Я. Она гласная.

Дети прописывают в тетрадях букву Я.

Каждое следующее написание буквы Я увеличивается на одну букву.

СЕМЬЯ.

Это мама, папа, братья, сестры.

Похожи по цвету глаз, волос, внешность…

Есть.

Чтение текста учеником.

Нет. Гусь, гусыня, гусята - это птицы, а ГУСЕНИЦА относится к насекомым.

ГУСЬ, ГУСЫНЯ, ГУСЯТА. (Имеют одинаковое значение, общую часть гус)

Пишут в тетради. 1 ученик у доски.

3.Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке:

- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

Сформулируйте тему нашего урока? (Открывается окошко Родственные слова , когда дети назовут тему урока.)

- Будем учится находить и подбирать родственные слова, выделять общую часть.

Какие слова являются родственными.

Родственные слова.

4 .Открытие нового знания.

(Построение пректа выхода из затруднения)

Что нам поможет ответить на поставленные вопросы?

Открываем учебник на странице79, читаем задание:

«Давай подумаем»

Сравните слова по смыслу: одинаковые или разные? Докажите

Чем еще похожи слова с похожим значением?

(общую часть выделяю дугой)

Можете ли ещё дополнить ряд слов? Докажите.

Если слова имеют одинаковое значение и общую часть, то они могут быть кем?

Как будем выделять общую часть?

Давайте попробуем сделать вывод:

Какие слова в русском называются родственными?

(Алгоритм выставляется на доске)

А теперь сравним ваш вывод с правилом в учебнике. Обоснуйте свое мнение.

Молодцы, хорошо поработали, теперь отдохнем.

Учебник русского языка

Коллективное выполнение

(1 ученик у доски)

Одинаковые. В них одинаковое значение. Снег.

В словах общая часть снег и снеж. Это объясняет одинаковое значение слова.

Дети пишут слова. Читают написанное. Доказывают свой выбор.

Родственниками.

Дугой.

Родственные слова:

1) Сходны по смыслу;

2) Имеют общую часть с одинаковым лексическим значением

Ученик читает правило.

Мнения совпадают т. к. совпадают с нашим алгоритмом

Физкультминутка

Музыкальная пауза с показом движений на экране.

Дети выполняют зарядку вместе с лесными жителями под веселую ритмичную музыку.

5.Первичное закрепление

Над словами родственными

Держит власть.

Выясним умело линию родства-

Родственные запишем мы слова.

Упр.3 стр.79

Что будем делать?

Лесок, лесной, лесник, лесоруб.

Проверка

Докажите, что эти слова родственные. Как выделяем общую часть?

Какие слова являются родственными?

Нам надо потренироваться записывать родственные слова, находить и выделять общую часть.

1 ученик работает у доски.

Применяем алгоритм:1.Имеют общее значение ЛЕС.

2. Имеют общую часть ЛЕС. Значит слова являются родственными.Выделяем дугой.

Слова у которых есть общая часть с одинаковым лексическим значением.

Физкультминутка.

если разное - хлопаем в ладоши внизу.

Дом – дым Кот- котик

Сад- садовник Стена- стеночка

Река- лодка обед- стол

Сила- силач

Дети выполняют движения.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Молодцы! Вместе хорошо поработали! А как проверить хорошо ли вы усвоили новую тему?

Правильно!

А сейчас делаем работу самостоятельно:

У вас листок с рисунками домиков. У домиков записаны слова. Соберите семью родственных слов в свой домик. Пользуясь простым карандашом. Соедините слова с домиками.

  1. Смешной, смех, смешить.
  2. Вода, наводнение, водный.
  3. Летун, летать, вылет.

Проверьте по эталону на доске. Если правильно выполнили – поставьте + , если неверно - -Кто выполнил все правильно? У кого были ошибки? Где ошиблись?

Почему возникла ошибка?

Молодцы! Поняли свои ошибки!Отлично!

Написать самостоятельную работу!

Каждый проверяет свою работу по эталону на доске.

(включил слово ВОДИТЬ) Забыл про алгоритм выполнения.

7.Включение нового знания в систему знаний повторения .

А теперь поработайте в парах.

Найдите лишнее слово в каждой строчке, докажите.

Запишите только родственные слова, выделите общую часть.

Лед, след, ледник.

Горка, горный, горит.

Сосна, сосняк, соснул.

Проверка

Ученики работают в парах.

Ученики читают, доказывают свой выбор.

8 Рефлексия учебной деятельности на уроке .

Какую задачу ставили?

Удалось решить задачу?

Какие слова называются родственными?
Какие признаки имеют родственные слова?

Какие же трудности у вас еще встречаются? Мы с вами будем еще тренироваться и все у вас получится

Кто усвоил тему, может объяснить товарищу маме, повесьте красную игрушку.

Кто понял, но не может пока объяснить – желтую;

Если у вас есть сомнения - зеленую.

Вы хорошо поработали! Спасибо!

Научиться находить родственные слова и выделять у них общую часть.

Да.

Родственные слова:

  1. Сходны по смыслу;
  2. имеют общую часть с одинаковым лексическим значением

Затрудняемся в нахождении общей части.

Дети вешают свои игрушки на елочку.


Язык - наш учитель. А каждое слово - урок. Особенно интересны уроки однокоренных слов. Вот тракторист. Он водит трактор. Трава подорожник растёт у дороги. Зимовьем называют место, где зимуют. Однокоренные слова помогают понять, как образовалось слово, что оно обозначает. Об этом в уроке «Корень слова. Однокоренные слова». В ходе урока вы понаблюдаете за семьями слов, узнаете, что такое однокоренные слова, что называют корнем слова, убедитесь, что корень в родственных словах пишется одинаково, а ещё понаблюдаете за чередованием согласных в корне.

Учёные подсчитали, что в русском языке примерно 4500 корней. Автор М.А.Рыбникова считала: «Найти корень слова - это значит найти его внутренний, затаённый смысл - то же, что зажечь внутри фонаря огонёк». Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах».

О некоторых словах говорят, что они родственные. Вспомним, что означает это название?

Родственные - это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живёт во всех словах-родственниках. Поэтому у родственных слов есть общая часть и общее значение.

Например, сахарница, сахар, конфета - родственные слова?

1. Посмотрим, есть ли в словах общая часть? (У слов сахарница, сахар есть общая часть сахар)

2. Есть общее значение? (Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова?)

Сахарница - предмет чайной посуды для сахара. Значит, сахарница, сахар - родственные слова. Конфета - не родственное слово.

Даны слова: рыба, рыбачить, ловить, рыбка, рыбный, окунь, рыбак.

Соберём семью родственных слов.

Как их узнать? Во-первых, в словах есть общая часть (рыб), во-вторых, есть общее значение. Можно объяснить слова с помощью одного и того же слова.

Рыбачить - заниматься ловлей рыбы. Рыбка - это маленькая рыба. Рыбный - сваренный из рыбы. Рыбак - тот, кто ловит рыбу.

Значит, рыба, рыбачить, рыбка, рыбный, рыбак - родственные слова.

У нас остались слова ловить и окунь .

Подберём к ним только те слова, которые считаем родственными. Окунёк, окунул, улов, ловкий - родственные слова?

Есть ли в словах общая часть? (Окун, лов)

Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова? Окунёк - это маленький окунь. Значит, окунёк и окунь - это родственные слова.

Окунул - погрузил в жидкость. Окунь, окунул - у этих слов нет общего значения.

Улов - количество рыбы, которую выловили. Значит, ловить, улов - это родственные слова.

Ловкий - искусный, обладающий физической сноровкой. Ловить, ловкий - у этих слов нет общего значения.

Как называется общая часть родственных слов?

Общая часть родственных слов называется корнем.

Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение.

Отметим корень в родственных словах. В словах окунь, окунёк корень окун-. В словах ловить, улов корень лов-.

Родственные слова называют однокоренными, потому что в них один и тот же корень.

Вывод: гласные и согласные звуки разные.

А одинаковые ли буквы? Буквы одинаковые.

Помни секрет корней! Корни родственных слов пишутся одинаково .

Чтобы найти в слове корень, нужно:

1. Подобрать родственные слова. 2. Выделить одинаковую часть.

Найдём корень в словах подарок, выкрикнуть, серебристый .

Подарок - вещь, которую дарят, приносят в дар. Общая часть -дар.

Выкрикнуть - громко крикнуть, издать крик. Корень - крик.

Серебристый - цвета серебра, с серебряным оттенком. Корень - серебр.

К слову снег подберём родственные слова. Узнаем их по описанию значения.

1. Ласковое название снега (снежок).

2. Кристаллик снега (снежинка).

3. Снежная баба (снеговик).

4. Обильная снегом (снежная).

5. Небольшие, плотно скатанные комки снега (снежки).

У этих слов есть общее значение. Понаблюдаем за корнем.

Представьте, что во всех этих словах корень снег. Произнесите каждое слово с таким корнем. Удобно ли вам было произносить «снегный», «снегки» ?

Вы наблюдали закон языка: в корне однокоренных слов одни согласные звуки могут заменяться другими. Такая замена называется чередованием согласных.

В данных словах корень снег-снеж, в корне - чередование букв согласных г-ж.

Какие ещё буквы согласных чередуются в корне однокоренных слов?

Посмотрите на последнюю букву согласного в корне.

пух-пуш ок

ух о-уш ко х-ш

вод ить-вож ак

гляд еть-гляж у д-ж

рек а-реч ка

мук а-муч ной к-ч

вес ы-взвеш ивал

кос а-кош у с-ш

воз ить-вож у

сказ -скаж и з-ж

А в словах лёд-лед яной, ёл очка-ель буква ё заменяет букву е .

Обратите внимание! Корень считают одним и тем же, а слова родственными, если буквы е и ё , г и ж, д-ж, к-ч, х-ш и другие заменяют друг друга.

Как-то

Много лет назад

Посадили странный сад .

Не был он фруктовым,

Был он только словом.

Это слово,

Слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло -

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада ,

Вот ещё посадки рядом.

А вот

Садовод .

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном!

(Е. Измайлов)

Однокоренные слова: сад, посадили, рассада, посадки, садовод (специалист по разведению садов), садовник (работник, который ухаживает за садом).

Можно ли добавить слова садовый, сажать, сажа, саженцы?

Садовый - имеющий отношение к саду.

Сажать - то же, что садить.

Саженцы - растения, пересаженные из другого места. В корне однокоренных слов происходит чередование согласных д-ж.

А вот сажа не имеет общего значения. Сажа - это чёрный налет от сгорания.

Назовём семью однокоренных слов с корнем УЧ- : учитель, ученик, обучение, учёный, переучивать, заучивать, учительница, учебный, учительская, завуч, научить, учёба.

На уроке вы узнали, что общая часть родственных слов называется корнем. Корни родственных слов пишутся одинаково. Однокоренными называются слова, которые имеют одинаковый корень и общее значение. Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них одинаковую часть.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  3. Padabum.com ().
  • Запиши слово соль и припиши к нему однокоренные слова. Узнай их по описанию значения.

1) Небольшой сосуд для столовой соли - …

2) Класть во что-нибудь соль для вкуса - …

3) Обладающий вкусом соли - …

  • Выпиши из пословиц и поговорок однокоренные слова. Выдели корень.

1) С ложью правда не дружит.

2) В дружном коллективе дела спорятся.

3) Прочёл книжку - с другом встретился.

4) Умей дорожить дружбой.

  • Раздели слова на две группы однокоренных слов.

Вода, водица, водитель, наводнение, проводы, проводница, водяной, водянистый, поводырь.

Написание корней с чередующимися гласными О/А, Е/И регулируется определёнными правилами.

1.В безударных позициях:

1)В корнях гор-/гар-, клон-/клан-, твор-/твар - пишется о . (загорать – загар, поклониться – кланяться, творить – тварь).

И с к л ю ч е н и я: выгарки, утварь, изгарь, пригарь.

2)В корнях зар-/зор- пишется а (зарница, зоря, озарение, но зорька, зарево). И с к л ю ч е н и я: зорянка, зоревать.

2.Перед суффиксом -а- :

1)в корнях лаг-/лож-, кас-/кос- пишется а (излагать – изложить, касаться – коснуться);

2)в корнях бир-/бер-, пир-/пер-, дир-/дер-, тир-/ тер-, жиг-/жёг-, мир-/мер-, чит-/чет-, блист-/блест-, стил/стел- пишется и (убирать, забирать, отдирать, но уберу, запереть, отдеру).

И с к л ю ч е н и я: сочетать, сочетания, чета.

3.Перед ст или щ в корнях раст-, ращ- пишется а , в корне рос- пишется о (растение, подрасти, но выросли, выросший).

И с к л ю ч е н и я: Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, вырост, отрасль.

4.Перед к в корне скак- пишется а , в корне скоч- пишется(прискакал, скакать, но вскочить, выскочить).

И с к л ю ч е н и я: скачок, скачу, скачи.

5.Правописание корней мок-/мак-, рови-/рави- зависит от их значения. Слова со значением «пропускать жидкость» имеют корень мок- , со значением «погружать в жидкость» - мак- (вымокнуть, но вымакать всю жидкость). Корень рови- имеет значение «ровный, гладкий, прямой», корень рави- - «равный, одинаковый» (ровнять с землёй, но уравнять в правах).

И с к л ю ч е н и я: ровесник, поровну, уровень, равнина.

Правописание о и е после шипящих в корнях слов

1.Регулируется ударением:

1)Под ударением пишется ё , если можно чередовать с е (жёлтый – желтеть, шёпот – шептать)

2)Если чередование с е отсутствует, пишется буква о (шов, шорох).

2.Определяется грамматикой в корнях жог-/жёг- : в именах существительных пишется корень жог- (изжога, поджог дома), в глаголах пишется корень жёг- (поджёг дрова).

3.В заимствованных словах пишется о (шорты, шоколад, шоссе, жокей, мажор).

Правописание префиксов

1.В префиксах без-/бес-, воз-/вос-, вз-/вс-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рос-, чрез-/чрес- перед гласными и звонкими или сонорными согласными пишется з , перед глухими – с (безоблачный, низложить, разбить, но бессловесный, испытывать).

Маленькая шпаргалка от Эсти

Русский язык имеет следующие сонорные согласные: л, м, н, р. К сонорным звукам также относится звук [j], присутствующий, например, в слове «йод»

Звонкими являются следующие буквы: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.

Глухие буквы: к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

2.В русском языке есть только префикс с- (списать, сбить). В словах: здесь, здание, здоровье з относится к корню.

3.Пре- пишется, если приставка имеет значение

1)«быть, находиться где-либо» (пребывать в санатории);

2)обозначает высокую степень качества(прехорошенькая=очень хорошенькая);

3)равнозначна -пере- (преграда, прервать).

4.При- пишется, если приставка обозначает:

1)пространственную близость, присоединение, добавление (пришкольный, приклеить);

2)неполноту действия (присесть, приоткрыть)

Надо запомнить написание заимствованных слов: президент, президиум, премьер, премьера, прелюдия, премировать, претензия, прецедент, привилегия, примадонна.