Цели: проверить написание безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; вырабатывать орфографическую зоркость; расширять знания о жителях морских глубин; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок! Зима нам друг большой и умный

Начинается урок. Не даст скучать и унывать.

Нас солнца луч смешит и дразнит, Затеет спор веселый, звонкий,

Нам нынче весело с утра. Поможет новое узнать. Г. Мохначева

II. Сообщение темы и целей урока

- Сегодня на уроке мы «опустимся» на дно океана и узнаем много нового и интересного о жизни обитателей глубин, а также будем учиться проверять безударные окончания имен существительных 2-го склонения.

III. Проверка домашнего задания

IV. Орфографическая разминка

Сколько вырвем мы сокровищ Сколько тайн я разгадаю,

из подво.ной т.мноты! сколько сказок я сл..жу!

Я увижу всех ч.довищ, Эти тайны, эти ска.ки

все растен..я, все цв..ты? всей з..мле переск..жу.

Объясните написание пропущенных орфограмм.

Назовите слова с безударными гласными, не проверяемые ударением.

Подберите синонимы к словам лелею, экспедиция,

Назовите имена существительные 2-го склонения. Как проверить безударную гласную в окончании слова подводником!

V. Чистописание

океан краб медуза

Составьте со словами словосочетания.

Под водой в прозрачных блузах

Важно плавают медузы.

Вот какие модницы,

Модницы-подводницы. И. Махонина

Подчеркните известные вам орфограммы, объясните их написание.

VI. Работа с учебником

1. Упр. 183, с. 113. Выполнение упражнения согласно заданиям учебника.

2 . Работа с правилом (с. 113).

Физкультминутка

3 . Составьте из слов предложения.

1) У, а(п, пп)арат, д..льфина, г..л..совой, отлич..ный. 2) Он, лаять, хрюкать, умеет, св.стеть, фыркать. 3) Под, щелкает, в..дой, д..льфин, оглуш..тельно. 4) Выстрел, как, звучит, это.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Объясните постановку знаков препинания в предложении с однородными членами.

Что вы еще знаете о дельфинах?

4 . Письмо по памяти.

Через море-ок..ан

Плывет ч..до-в..л..кан,

Прячет ус во рту,

Раст..нулся на в..тру. (Кит.)

Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

Подчеркните имена существительные 2-го склонения.

Что вы знаете о китах?

5. Упр.185 , с. 114.

Что произошло ночью? Чем занимались дети все утро?

Как называются юные друзья природы? (Юннаты - юные натуралисты.) Чем они занимаются?

Что происходит с рыбой весной во время разлива рек? Как мы можем помочь природе? (Собрать мальков рыб, застрявших в траве на заливных лугах, и выпустить их в водоем.)

Физкультминутка

6. Работа с деформированным текстом:

1) Не беда, вырастет новая н..га. 2) Остановился, задумался. 3) Пора ее сбросить. 4) Б..жал кра.. по песчаному дну. 5) Ведь за новым панцирем в М..Г..ЗИН не идти. 6) Что-то неудобно стало в старой одс.де. 7) Сам вырастет. 8) Дернулся неосторо..но, идлиннаян..гасл..малась. 9) Напрягся кра.., приподнял жесткую крышку, подвинул в у..кую щель тело.

Расположите предложения в нужном порядке, чтобы получился связный текст.

Вставьте пропущенные орфограммы, объясните их написание.

Подчеркните имена существительные 2-го склонения.

О каком удивительном свойстве краба вы узнали?

Что вы еще знаете о крабе?

7. Самостоятельная работа:

1) Хорошо бродить с (лукошко) вдоль опушек и полян. (Болонский.) 2) Листья сыплются (дождь). 3) Сыплют (золото) березы, (серебро) звенят дубы. (В. Леваковский.) 4) Листик за (листик) падают с липы на крышу, какой листик летит (парашютик), какой (мотылек), какой (винтик). (М. Пришвин.)

Цели и задачи урока:

Предметные:

  • закрепить и обобщить знания о правописании безударных падежных окончаний имен существительных 1 и 2 склонения, учиться применять их на практике, пользуясь алгоритмом
  • повторить правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова, способ проверки проверяемых безударных гласных в корне слова
  • познакомиться с новым словарным словом ДОРОГА, с пословицами и фразеологическими оборотами с этим словом
  • повторить три склонения имен существительных.

Метапредметные:

  • применить на практике знания, полученные на уроке математики по теме «Доли»
  • учиться работать с таблицей
  • учиться классифицировать слова по определенным признакам

Личностные:

  • учиться осуществлять самооценку, работать в паре, осуществлять взаимопроверку
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
  • развивать мышление, речь, кругозор, умение высказываться и аргументировать свою точку зрения

Оборудование :

  • интерактивная доска (проектор),
  • компьютер,
  • распечатанные алгоритмы (индивидуальные),
  • распечатанный текст «Ягодные адреса» и таблица (на парту),
  • сигнальные карточки красного, желтого, зеленого цвета
  • тетрадь, черновик.

Ход урока

Минутка чистописания .

Слайд 1 (К рощ…, на л…це, ст…лица, на бумаг…, с…бака, до н…зины, в неб…, о з…ме,ур…жай).

У . Назовите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. С их помощью можно разделить данные слова на равные группы.

Какие это буквы? По какому принципу вы разделили слова на группы?

Д . Сегодня мы будем писать буквы Е, И, О. Буква О является непроверяемой безударной гласной в словах «столица», «урожай», «собака». Буква И – безударная гласная в корнях слов «лицо», «низина», «зима». Буква Е – безударное окончание в словах «к роще», «на бумаге», «в небе». Мы разделили слова на три группы по орфограммам.

Слайд 2. Проверка .

У . Словарные слова надо запоминать.

Как проверить безударную гласную в корне слова?

Д . Надо подобрать проверочное слово, чтобы безударная гласная стала ударной.

У . Как проверить безударное окончание существительного? Тема урока «Правописание падежных окончаний существительных 1 и 2 склонения. Сегодня на уроке мы будем закреплять знания по этой теме.

Слайд 3 Тема урока. Правописание падежных окончаний существительных 1 и 2 склонения.

Определите порядок написания слов в ряду и продолжите: ЕИ ЕОИ ИОЕ ЕИ и т.д. Напишите этот ряд до конца строки в указанной последовательности. Одна из этих букв встретится нам в словарной работе.(Учитель пишет на доске).

Словарно-орфографическая работа.

Слайд 4 . Словарь.

У . Новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если сможете вместо каждого квадрата поставить соответствующую ему букву. При это исходите из того, что букве О соответствует квадрат, у которого заштрихована ½ часть, букве Д – ¼ часть, букве Р – ¾ части, буква Г – полностью заштрихованный квадрат. Какое слово вы составили?

Что означает слово ДОРОГА?

Дорога – это полоса земли со специальным покрытием, например, асфальтовым, или без него, предназначенная для движения.

Ученые утверждают, что слово ДОРОГА происходит от общеславянского ДОРГА, которое является однокоренным словам ДЕРГАТЬ, ДРАТЬ. Поэтому дорогой мог быть назван проход, расчищенный в лесу от деревьев, просека с вывороченными, выдранными деревьями. Другие ученые утверждают, что на открытых местах любая тропа или колея быстро превращалась в размытые водами лощины – ДОРОГИ. До сих пор происхождение слова ДОРОГА остается неясным.

Напишите слово ДОРОГА в тетради, поставьте ударение. Что можно сказать о написании слова?

Д . в слове ДОРОГА непроверяемая безударная гласная О.

Слайд 5 . Прочитайте пословицы и фразеологические обороты . Объясните смысл пословиц и значение фразеологических оборотов.

  • По плохой дорог… далеко не уедешь.
  • Дорогу осилит идущий.
  • В дорог… сумка с хлебом тяжелой не бывает.
  • Пробить себе дорогу.
  • Идти по плохой дорожк… .
  • Дома спи, а в дорог… не дремли.

(Дети объясняют смысл и значение пословиц и фразеологических оборотов)

Сгруппируйте их в зависимости от того, в каком падеже стоит существительное ДОРОГА.

Д . В винительном падеже: ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ и фразеологизм ПРОБИТЬ СЕБЕ ДОРОГУ, в дательном падеже: ПО ПЛОХОЙ ДОРОГЕ ДАЛЕКО НЕ УЕДЕШЬ и фразеологизм ИДТИ ПО ПЛОХОЙ ДОРОЖКЕ, в предложном падеже: ДОМА СПИ, А В ДОРОГЕ НЕ ДРЕМЛИ и В ДОРОГЕ СУМКА С ХЛЕБОМ ТЯЖЕЛОЙ НЕ БЫВАЕТ.

У . Что пропущено у существительных? (Окончание). Безударные падежные окончания существительных представляют трудность для написания.

Слайд 6. Проверка пословиц .

Как правильно написать падежное окончание существительно?

Слайд 7. Перед вами алгоритм написания падежных окончаний существительных 1 и 2 склонения. (учитель раздает алгоритмы детям)

  1. Определи склонение.
  2. Определи падеж.
  3. Выбери нужное окончание.

Физминутка

Я буду называть слова:
1 склонение – потянулись,
2 склонение – наклон вперед,
3 склонение – приседание.

Слова: Класс, комната, молодежь, суббота, ночь, плащ, ночка, местность, озеро, дочка, сын.

Слайд 8 Напишите существительные, которых нет в правом столбике. Укажите склонение и падеж, выделите окончание.

  • В огород…
  • Над пол…
  • К бригад…
  • Без бумаг…
  • К берез…
  • За почт…
  • На вырубк…
  • В болот…
  • На бархат…
  • До рек…
  • О петух…
  • На бархат…
  • К сестр…
  • На цветк…
  • К берез…
  • На кон….
  • О дожд…
  • К доске…

Для проверки поменяйтесь тетрадями и проверьте работу товарища. На доске верно выполненное задание.

Слайд 9 . Проверка .

  • В ОГОРОДЕ – 2 СКЛ. П.П.
  • ЗА ПОЧТОЙ – 1 СКЛ., Т.П.
  • НАД ПОЛЕМ – 2 СКЛ. Т.П.
  • НА ВЫРУБКЕ – 1 СКЛ., П.П.
  • К БРИГАДЕ – 1 СКЛ.Д.П.
  • В БОЛОТЕ – 2 СКЛ., П.П.
  • БЕЗ БУМАГИ – 1 СКЛ. Р.П.

Слайд 10 . Прочитайте предложения. Ориентируясь на таблицу, определите порядок их записи . Напишите. Выделите окончания существительных. Работаем в паре. При проверке соседние парты меняются работами. На доске верно выполненное задание.

«Ягодные адреса»
Кислую клюкву вы найдете на болот… .
За брусник… надо идти к ельнику.
Каждая ягодка лежит яркой бусинк… .
Малину можно чаще увидеть на вырубк… или в овраг… .
На низком кустик… висит эта поздняя ягода.
Душистая земляника созревает на лесной опушк…. или на солнечном пригорк… .

предл. Количество слов в данном падеже
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.
1 1 - - - - 2
2 - - - 1 - 2
3 - - - 1 - 1
4 1 - - - 1 -
5 - - 1 - 1 -
6 1 - - - - 1

Слайд 11 . Ягодные адреса. Проверка.

Душистая земляника созревает на лесной опушке или на солнечном пригорке.
Малину можно чаще увидеть на вырубке или в овраге.
Кислую клюкву вы найдете на болоте.
Каждая ягодка лежит яркой бусинкой.
За брусникой надо идти к ельнику.
На низком кустике висит эта поздняя ягода.

Слайд 12. Раздели на группы .

О топол…, от редьк…, о рябин…, от фиалк…, о ясен…, от морковк …, о дуб…, от лили…, о гвоздик…, от ромашк… ..

На какие группы можно разделить эти существительные?

Напишите существительные с предлогами в родительном падеже.

Напишите существительные с предлогами в предложном падеже.

Слайд 13 . Проверка

Родительный падеж.

ОТ РЕДЬКИ, ОТ МОРКОВКИ, ОТ РОМАШКИ, ОТ ФИАЛКИ, ОТ ЛИЛИИ,

Предложный падеж.

О ТОПОЛЕ, О РЯБИНЕ, О ЯСЕНЕ, О ДУБЕ, О ГВОЗДИКЕ.

Рефлексия . Дети сами оценивают свои работы.

Итог урока

У . Что интересного, нового было на уроке?

Как правильно написать падежные окончания существительных?

Д . Надо воспользоваться алгоритмом.

Дети оценивают свою работу на уроке с помощью карточек красного (не усвоил), желтого (сомневаюсь) и зеленого (уверен) цветов.

Конспект урока «Повторяем правописание безударных окончания имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения»

Дата публикации: 19.10.2015

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Русский язык 3а класс Башарова Э.Р . 14.03 2015г.

Тема урока: « Повторяем правописание безударных окончания имён существительных 1-го, 2-го,3-го склонения»

Дидактическая цель : закрепление и коррекция изученных действий-понятий

Задачи: Обучающая : совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имён существительных 1-го,2-го,3-го склонения, умение применять 2 способа определения падежных окончаний имён существительных.

Развивающая : активизация познавательной деятельности через проблемную ситуацию, развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления на основе упражнений

Воспитательная: развитие коммуникативных качеств учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.

Тип урока: Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

умение применять орфографические правила,умение проверять написанное, умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать языковые единицы

способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач

осознание языка как основного средства человеческого общения; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Формы организации познавательной деятельности учащихся :

Индивидуальная, фронтальная. парная

Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной и групповой работы, конверты с заданиями, рабочая тетрадь №2 М.И.Кузнецовой.

Технологическая карта занятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самоопределение к деятельности

(орг.момент)

Цель: Осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности

Настрой на работу в стихотворной форме

Встаньте, подтянитесь,

Друг другу улыбнитесь, Здравствуйте, садитесь.

Подготовка класса к работе

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные:

2.Актуализация знаний и пробного учебного действия

Цель: Актуализация изученных способов действий, мыслительных операций и познавательных процессов.

Подготовка мышления учащихся

Организует наблюдение детей за подобранным заданием, направленным на повторение необходимого материала для дальнейшей работы на уроке

Чтение стихотворения учителем

Может быть, из вас кто слышал:

Как листок из почки вышел,

Снег растаял на опушке.

И проснулись все зверюшки

Звонко капает капель

Посмотрите поскорей!

Здесь зелёная трава: птицы прилетели

Вот как весело весна к нам стучится в двери!

Я выписала несколько слов из этого стихотворения

Какой частью речи являются данные слова?

Какую работу надо выполнить с данными словами?

В каких случаях возникает сложность в написании окончаний у имен существительных?

Воспринимают задание, наблюдают, анализируют

Из почк…

На опушк…

Имена существительные

Написать окончания

Когда окончание безударное

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические-анализ объектов с целью выделения признаков

3.Этап локализации индивидуальных затруднений

Организует и управляет ситуацией целеполагания. Мотивирует учащихся на дальнейшую работу.

А вы умеете писать безударные окончания у имен существительных?

Возьмите карточки со шкалой самооценки и оцените свое умение писать безударные окончания имен существительных?

(опрос кто как оценил свое умение)

Нам нужно чтобы все умели писать, как вы думаете какая тема урока у нас сегодня?

Какие задачи вы можете поставить для работы на уроке?

Для чего нужно уметь писать безударные окончания имён существительных 1-го,2-го,3-го склонения»

Что вы знаете об имени существительном?

Шкала самооценки

«Повторяем правописание безударных окончания имён существительных 1-го,2-го,3-го склонения»

    совершенствовать навыки правописания падежных окончаний имён существительных сразу 3-х склонений.

Выполнение работы со словами (1 ученик у доски)

Из почки (1 скл., Р.п)

На опушке (1 скл., П.п)

в двери (3 скл., П.п)

Проверка

Регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;

Познавательные (Логические) : анализ с целью выделения признаков

4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

Постановка целей коррекционной деятельности- выбор и способ их реализации.

Какие способы правописания падежных окончаний имен существительных вы знаете?

Умение определять склонение, падеж

знание способов

Чтобы правильно писать безударное окончание имени существительного в ед. числе надо:

1.Определить склонение.

2. По опорному слову определи окончание существительного

1 скл- весна,земля

2скл- слон,колесо

3 скл- рожь

По таблице окончаний имён существительных 1, 2,3 склонения.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Логические - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Этап реализации построенного проекта

Умение изменять по падежам опорные слова

Организация учащихся на реализацию проблемной ситуации

По опорным словам заполним таблицу падежных окончаний имен существительных 3х склонений в рабочей тетради на стр. 22 упражнение 1

По цепочке заполняют таблицу с комментированием

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция.

6. Физминутка

Цель: снятие усталости и напряжения, создание условий для психоэмоциональной раз-грузки учащихся.

Именительный - подпрыгнул,

А родительный летал.

Дательный полез на горку,

А винительный- устал.

Наш творительный поплавал,

А предложный - убежал.

Падежи нам всем нужны

И при этом все важны!

7.Самостоятельная работа

Применение алгоритма «Как нужно действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного

Дифференцированная работа Упражнение 2 . Каким способом вам удобнее пользоваться? Вставь пропущенные окончания, в скобках записывай доказательство правильности выбора

по тому способу, который вам удобнее.

Самостоятельно с последующей проверкой по ЭТАЛОНУ

1.по лестнице(весне)

Другом (слоном, колесом)

Кристофером (слоном, колесом)

Робином (слоном, колесом)

Затылком (слоном, колесом)

Способа (слона, колеса)

С лестницы (весны)

2.по лестнице(1-е скл., Д.п.)

Другом (2-е скл.,Т.п.)

Кристофером (2-е скл.,Т.п)

Робином (2-е скл.,Т.п)

Затылком (2-е скл.,Т.п)

Способа (2-е скл.,Р.п)

С лестницы (1-е скл.,Р.п)

Регулятивные:

Личностные: самоопределение

8.Включение в систему знаний и повторения

Домашнее задание.

Цель : обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Организация деятельности по применению ранее изученных знаний

Вспомните, в каких падежах вы испытывали наибольшую трудность в написании безударных окончаний у имен сущ.?

Сейчас мы выполним исследование, которое поможет вам лучше запомнить в каких случаях пишется -е, в каких- и, также полученные знания пригодятся при выполнении д.з. с 24 упр.4

Работа в группах:

У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача: прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -.

А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность.

Какой вывод сделала 1 группа, 2 группа, 3 группа

Информация о д.з. с 24 упр. 4 и по желанию с 24 упр.5

Подразумевается возможность выбора заданий для отработки тех или иных умений.

- и, -е

1 группа.

Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание - и, в дательном и предложном падеже окончание -е.

Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание, в дательном и предложном падеже окончание - е.

Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что ______________

Воспользуемся для доказательства опорными словами

Д.п. _____________________окончание

Следовательно утверждение, что имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание - …., в дательном и предложном падеже окончание -…. является верным..

2 группа.

Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание - е.

Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание - и.

Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что ___________________

П.п. _____________________окончание

Следовательно утверждение, что имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание -…. является верным, а второе утверждение будет неверным.

3 группа.

Имена существительные 3 склонения имеют в родительном падеже окончание - и, в дательном и предложном падеже окончание -е.

Имена существительные 3 склонения имеют в имеют в родительном, дательном и предложном падежах окончание -и.

Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что _________________

Воспользуемся для доказательства опорными словами__________________________

Р.п._____________________окончание

Д.п______________________окончание

П.п. _____________________окончание

Следовательно утверждение, что имена существительные 3 склонения имеют в родительном, дательном и предложном

падеже окончание -…. является верным.

Проверка.

9.Физкульминутка

Вы немного устали, весенняя физкультминутка поможет вам.

Дождик песенку поёт - кап-кап.

Только кто её поймёт - кап-кап?

Не пойму ни я, ни ты - кап-кап,

Да зато поймут цветы - капкап,

И весенняя листва - кап-кап,

И зелёная трава - кап-кап.

10. Итоговая проверка. Цель: самостоя

тельно выполнить задание, провести самопроверку, корректировка возможных ошибок.

Организация деятельности по применению ранее изученных знаний

Работа в парах: Найди свою пару(соедини стрелками). Вставь окончания, определите склонение, падеж

На карточках задание:

Один в пол. потех… час.

Делу время, не воин.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того.что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

11. Рефлексия деятельности

(итог урока)

Цель: самооценкаучениками собственной учебной деятельностии деятельности одноклассников во время урока, соотнесение цели урока и его результатов

Организация рефлексии

Давайте вспомним какие задачи мы ставили вначале урока.

Достигли мы на уроке желаемых результатов?

Какое умение мы оценивали в начале урока?

Давайте оценим умение писать безударные окончания имен существительных еще раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.

Кому стало легче определять безударные окончания имен существительных?

Кто остался на том же уровне.

Как вы оцениваете свою работу по схеме

Оценки за работу на уроке.

Вспомнить задачи урока.

    Самооценка результатов деятельности по шкале

Сегодня на уроке

узнал, открыл для себя…

научился, смог…

могу похвалить себя и своих одноклассников за …

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование

1 по опорным слова

по лестнице (весне)

другом (слоном, колесом)

Кристофером (слоном, колесом)

Робином (слоном, колесом)

затылком (слоном, колесом)

способа (слона, колеса)

с лестницы (весны)

2. падежным окончаниям

по лестнице(1-е скл., Д.п.)

другом (2-е скл.,Т.п.)

Кристофером (2-е скл.,Т.п)

Робином (2-е скл.,Т.п)

затылком (2-е скл.,Т.п)

способа (2-е скл.,Р.п)

с лестницы (1-е скл.,Р.п)

1. по опорным слова

по лестнице (весне)

другом (слоном, колесом)

Кристофером (слоном, колесом)

Робином (слоном, колесом)

затылком (слоном, колесом)

способа (слона, колеса)

с лестницы (весны)

2. падежным окончаниям

по лестнице(1-е скл., Д.п.)

другом (2-е скл.,Т.п.)

Кристофером (2-е скл.,Т.п)

Робином (2-е скл.,Т.п)

затылком (2-е скл.,Т.п)

способа (2-е скл.,Р.п)

с лестницы (1-е скл.,Р.п)

1 по опорным слова

по лестнице (весне)

другом (слоном, колесом)

Кристофером (слоном, колесом)

Робином (слоном, колесом)

затылком (слоном, колесом)

способа (слона, колеса)

с лестницы (весны)

2. падежным окончаниям

по лестнице(1-е скл., Д.п.)

другом (2-е скл.,Т.п.)

Кристофером (2-е скл.,Т.п)

Робином (2-е скл.,Т.п)

затылком (2-е скл.,Т.п)

способа (2-е скл.,Р.п)

с лестницы (1-е скл.,Р.п)

1. по опорным слова

по лестнице (весне)

другом (слоном, колесом)

Кристофером (слоном, колесом)

Робином (слоном, колесом)

затылком (слоном, колесом)

способа (слона, колеса)

с лестницы (весны)

2. падежным окончаниям

по лестнице(1-е скл., Д.п.)

другом (2-е скл.,Т.п.)

Кристофером (2-е скл.,Т.п)

Робином (2-е скл.,Т.п)

затылком (2-е скл.,Т.п)

способа (2-е скл.,Р.п)

с лестницы (1-е скл.,Р.п)

1 по опорным слова

по лестнице (весне)

другом (слоном, колесом)

Кристофером (слоном, колесом)

Робином (слоном, колесом)

затылком (слоном, колесом)

способа (слона, колеса)с лестницы (весны)

2. падежным окончаниям

по лестнице(1-е скл., Д.п.)

другом (2-е скл.,Т.п.)

Кристофером (2-е скл.,Т.п)

Робином (2-е скл.,Т.п)

затылком (2-е скл.,Т.п)

способа (2-е скл.,Р.п)

с лестницы (1-е скл.,Р.п)

1. по опорным слова

по лестнице (весне)

другом (слоном, колесом)

Кристофером (слоном, колесом)

Робином (слоном, колесом)

затылком (слоном, колесом)

способа (слона, колеса)

с лестницы (весны)

2. падежным окончаниям

по лестнице(1-е скл., Д.п.)

другом (2-е скл.,Т.п.)

Кристофером (2-е скл.,Т.п)

Робином (2-е скл.,Т.п)

затылком (2-е скл.,Т.п)

способа (2-е скл.,Р.п)

с лестницы (1-е скл.,Р.п)

Один в пол… потех… час.

Делу время, не воин.

Один в пол… потех… час.

Делу время, не воин.

Один в пол… потех… час.

Делу время, не воин.

Один в пол… потех… час.

Делу время, не воин.

Один в пол… потех… час.

Делу время, не воин.

Один в пол… потех… час.

Делу время, не воин.

Один в пол… потех… час.

Делу время, не воин.

Один в пол… потех… час.

Делу время, не воин.

Один в пол… потех… час.

Делу время, не воин.

Один в пол… потех… час.

Делу время, не воин.

Шкала самооценки Шкала самооценки Шкала самооценки Шкала самооценки

Шкала самооценки Шкала самооценки Шкала самооценки Шкала самооценки

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Ермекеево»

2-ГО СКЛОНЕНИЯ»

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ с.Ермекеево Тазиева Айгуль Фаузановна

Ермекеево

Урок.

ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

2-ГО СКЛОНЕНИЯ

Ход урока:

    Организационный момент.

    Введение в тему урока.

Назовите одним словом:

а) человек, управляющий оркестром /дирижёр/

б) тот, кто едет верхом /всадник/

в) тот, кто беседует с кем-нибудь /собеседник/

г) человек, борющийся за что-либо /борец/

д) тот, кто работает вместе с кем-нибудь /сотрудник/

Какой частью речи являются слова, которые вы мне назвали? Что ещё мы можем сказать об этих существительных? (относятся ко 2 скл.)

3. Сообщение темы урока.

    Чистописание.

- Запишите, продолжив закономерность.

Лл а Лл б

Запишите пословицу, объясните её значение, подчеркните орфограммы, опре –делите склонение существительных и падеж.

Минута час бережёт.

    Словарно-орфографическая работа.

Игра «Чей ряд быстрее».

зап_д в_гон м_газин

ул_ца косм_навт ра__каз

р_сунок м_рковь т_лефон

а_тобус инж_нер т_атр

в_сток автом_биль к_лендарь

к_лограмм сев_р адр_с

б_гаж д_кабрь т_традь

мес_ц кап_тан во_зал

Найдите в каждом ряду лишнее слово, объясните свой выбор.

    Работа по теме урока.

а) Упражнение «Кто быстрее определит падеж» (карточка №1).

Повернитесь друг к другу и по очереди перечислите падежи и падежные

А теперь положите перед собой листочки с заданием № 1.

Вы должны будете определить падеж существительного и, закончив задание,

перевернуть листочек и встать.

б) Упражнение «Собери в корзинку».

Сколько склонений у существительных? В тетради напишите названия для трёх столбиков: 1скл., 2скл., 3 скл.

Повернитесь друг к другу и назовите склонения и существительные, которые к ним относятся.

Задание : разложить урожай по корзинам. По какому принципу будем раскла-

На доске слова: репа, картофель, перец, редис, капуста, лук, малина, клюква, яблоко, рябина.

Два ученика работают у доски, а остальные в тетрадях.

в) Упражнение «Не ошибись».

Задание: записать в 3-й столбик только существительные 3 склонения.

Учитель диктует слова: автомобиль, лошадь , конь, пень, жизнь , тетрадь, ноль, степь , день, лень .

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

У медведя дом большой,

А у зайца – маленький.

Наш медведь пошёл домой,

А за ним и заинька.

Мы зверяток провожаем,

И урок наш продолжаем.

Назовите мне существительные 2 скл., которые встретились вам в нашей физкультминутке.

г) Упражнение «Допиши окончание» (карточка № 2).

Какие окончания вызывают трудность для написания? (безударные)

Как мы должны поступить, если окончание безударное?

1. определить склонение, 2. узнать его падеж, 3. вспомнить окончание для

данного склонения и падежа или вместо существительного с безудар –

ным окончанием вставить существительное того же склонения в том же падеже с ударным окончанием.

    Итог урока.

Над чем мы сегодня работали на уроке? Назовите окончания сущ. 2 скл.

7. Домашнее задание.

8. Дополнительное время.

Упражнение «Найди лишнее слово».

    Улыбка, юноша, болезнь, природа.

    Награда , крыло, боец, упрямство.

    Радость, болото, дедушка, описание.

    Степь, зелень, посёлок , горсть.

    Ладонь, ладошка , площадь, пыль.

Карточки с заданиями.

Источники материалов:

С.В. Иванов Русский язык. Программа, планирование, контроль.. 1-4 классы. М: ветана-Граф,2013.

Учебные пособия

1. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1, 2 / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова [и др.]. – 3-е изд., исправ. и дополн. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 176с.: ил. – (Начальная школа XXI века).

2. Пишем грамотно: 4 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1, 2 / М.И. Кузнецова. – 3-е изд., исправл. и дополн. – М.: Вентана-Граф, 2014. – (Начальная школа XXI века).

Методические пособия

Тема : Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го, 3 –го склонения

Тип урока : урок актуализации знаний и умений.

Дидактическая цель : воспроизведение в памяти учащихся системы опорных знаний и умений, стимулирование поисковой деятельности.

Цели по содержанию :

Отработка правописания безударных падежных окончаний имён существительных;

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти, речи и самооценки;

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; чувство ответственности; уверенность в себе.

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения : учебник, тетрадь на печатной основе, раздаточный материал, технические средства обучения.

Этап урока

- Над изучением какой темы мы работали последнее время? (правописания безударных окончаний имён существительных)

Сегодня мы продолжим работу по этой теме. Прочитайте тему сегодняшнего урока на доске.

Так что же мы будем сегодня делать? (повторять основные правила правописания падежных окончаний и применять их на практике

- 1. Фронтальный опрос.
    Какие знания вы должны применить, чтобы правильно выбрать окончание? (мы должны уметь определять род, склонение, падеж существительного, знать опорные слова) А сейчас вспомним опорные знания по теме. (вопросы по теме задают группы друг другу)
2. – Я предлагаю вам поработать над красотой письменной речи, вспомнить ранее изученные орфограммы:

Объяснительный диктант.

Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости. - Какие задания вы предложите для выполнения к данной пословице? - Назовите существительные из пословицы. - Укажите склонение, выделите окончания.

- Какие задачи будем решать в ходе урока?

Физминутка.

    Повторим алгоритм определения безударных гласных падежных окончаний имён существительных.

- Вспомнили все способы проверки, теперь приступаем к работе.

    Работать вы сегодня будете по группам. «Одна голова хорошо, а много лучше».

1 группа : Списать в тетрадь существительные, раскрыв скобки, поставить их в нужную форму. Выделить окончания у этих существительных и определить падеж.

к (речка), на (верхушка), с (обложка), на (лошадь), в (тетрадь), о (бабушка)

Что такое падеж? Сколько падежей в русском языке?

2 группа : У вас будет другое задание, посложнее: Расположить словосочетания в порядке следования падежей, указать склонение и падеж.

Играл на дудочке, подошёл к осине, отрезал для юбки, увидал мышь, шёл рощей, прилежный ученик. - Что такое склонение?

3 группа : Р аспределить существительные на 3 группы по склонениям, вставить окончания, указать падеж.

На ветк…, сердце дочер…, по тропинк…, на окошк…, на огород…, у черёмух..

Как проверить написание безударного окончания имени существительного 1 склонения?

Работать надо дружно и быстро, на работу даю 5 минут.

Давайте проверим вашу работу.

2 задание:

На верхушк… сосн… дятел долбит клюв… шишк… .

1 группа: Списать предложение, вставить окончания, доказать их.

2 группа: Списать предложение, вставить окончания, указать падежи всех существительных, выделить главные члены.

3 группа: Списать предложение, вставить окончания, указать падежи всех существительных, определить и подчеркнуть все члены предложения.

(на работу дать 7 минут) Вывод:

Как проверить написание безударных окончаний имён существительных? -Закончите фразу.
В первом склонении,
Помню даже во сне,
В предложном и дательном
Пишется… - е.
И во втором склонении
В предложном падеже
Пишу я без сомнения,
Окончание… - е.
А в третьем склонении
Не ошибись, смотри,
В родительном, дательном,
Даже в предложном
Всегда пишу я
Окончание… - и.

Физминутка. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1–ому склонению, вы хлопаете в ладоши, ко 2-ому – приседаете, к 3 склонению – прыгаете на месте.

Лошадь, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.

Тест. Скоро контрольный диктант, поэтому сейчас вы проверите себя, как вы к нему готовы. Для этого проведём небольшой тест. Работать каждый будет индивидуально. Ваша задача выбрать правильные ответы и поставить около выбранного ответа с буквой «+».

    Найти словосочетание с ошибкой.
Р –мечтать о собаке Т – ехать на машине С – найти в коробки Ч – слова из песни
    Найти словосочетание с пропущенной буквой О .
Д – пшениц…й Ж – зайц…м Э - куриц…й М – нож…м
    Найти слово с пропущенной буквой И.
О – гусен…ца Л – брат…ц Х – пал…ц Б - стар…ц
    Найти слово с раздельным написанием.
П – (на)певать Ц – (у)летать Г – (на)берегу Ю – (не)жный
    Найти слово, где в приставке пишется О.
Т – н…летать У – п…бежать Ш – з…крыть Ф – н…дрезать Проверка: Поднимите руку те, у кого получилось слово. Прочитайте его.(СМОГУ) Значит вы сможете написать итоговый диктант.

Давайте вспомним, какие задачи ставились на уроке?

(показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж у существительных;

проверить навыки правописания падежных окончаний имен существительных.)


Л: формирование мотивационной основы учебной деятельностиМ: формирование умения ставить учебную задачу.

Л: формирование мотивационной основы учебной деятельности, формирование способности к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.П: актуализация имеющихся знаний.

Л:формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу.П: формирование творческого мышления, умения работать в группах.К: формирование коммуникативных умений.

К: полное и точное выражение своих мыслей.

Л:Формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.Р: формирование умения адекватно оценивать результаты своих действий.П: вывод о написании окончаний существительных.

Л: формирование умения понимать причины успешности и неуспешности учебной деятельности.Р: формирование способности критично и содержательно оценивать ход своей работы