Тема : Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го, 3 –го склонения

Тип урока : урок актуализации знаний и умений.

Дидактическая цель : воспроизведение в памяти учащихся системы опорных знаний и умений, стимулирование поисковой деятельности.

Цели по содержанию :

Отработка правописания безударных падежных окончаний имён существительных;

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти, речи и самооценки;

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; чувство ответственности; уверенность в себе.

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения : учебник, тетрадь на печатной основе, раздаточный материал, технические средства обучения.

Этап урока

- Над изучением какой темы мы работали последнее время? (правописания безударных окончаний имён существительных)

Сегодня мы продолжим работу по этой теме. Прочитайте тему сегодняшнего урока на доске.

Так что же мы будем сегодня делать? (повторять основные правила правописания падежных окончаний и применять их на практике

- 1. Фронтальный опрос.
    Какие знания вы должны применить, чтобы правильно выбрать окончание? (мы должны уметь определять род, склонение, падеж существительного, знать опорные слова) А сейчас вспомним опорные знания по теме. (вопросы по теме задают группы друг другу)
2. – Я предлагаю вам поработать над красотой письменной речи, вспомнить ранее изученные орфограммы:

Объяснительный диктант.

Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости. - Какие задания вы предложите для выполнения к данной пословице? - Назовите существительные из пословицы. - Укажите склонение, выделите окончания.

- Какие задачи будем решать в ходе урока?

Физминутка.

    Повторим алгоритм определения безударных гласных падежных окончаний имён существительных.

- Вспомнили все способы проверки, теперь приступаем к работе.

    Работать вы сегодня будете по группам. «Одна голова хорошо, а много лучше».

1 группа : Списать в тетрадь существительные, раскрыв скобки, поставить их в нужную форму. Выделить окончания у этих существительных и определить падеж.

к (речка), на (верхушка), с (обложка), на (лошадь), в (тетрадь), о (бабушка)

Что такое падеж? Сколько падежей в русском языке?

2 группа : У вас будет другое задание, посложнее: Расположить словосочетания в порядке следования падежей, указать склонение и падеж.

Играл на дудочке, подошёл к осине, отрезал для юбки, увидал мышь, шёл рощей, прилежный ученик. - Что такое склонение?

3 группа : Р аспределить существительные на 3 группы по склонениям, вставить окончания, указать падеж.

На ветк…, сердце дочер…, по тропинк…, на окошк…, на огород…, у черёмух..

Как проверить написание безударного окончания имени существительного 1 склонения?

Работать надо дружно и быстро, на работу даю 5 минут.

Давайте проверим вашу работу.

2 задание:

На верхушк… сосн… дятел долбит клюв… шишк… .

1 группа: Списать предложение, вставить окончания, доказать их.

2 группа: Списать предложение, вставить окончания, указать падежи всех существительных, выделить главные члены.

3 группа: Списать предложение, вставить окончания, указать падежи всех существительных, определить и подчеркнуть все члены предложения.

(на работу дать 7 минут) Вывод:

Как проверить написание безударных окончаний имён существительных? -Закончите фразу.
В первом склонении,
Помню даже во сне,
В предложном и дательном
Пишется… - е.
И во втором склонении
В предложном падеже
Пишу я без сомнения,
Окончание… - е.
А в третьем склонении
Не ошибись, смотри,
В родительном, дательном,
Даже в предложном
Всегда пишу я
Окончание… - и.

Физминутка. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1–ому склонению, вы хлопаете в ладоши, ко 2-ому – приседаете, к 3 склонению – прыгаете на месте.

Лошадь, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.

Тест. Скоро контрольный диктант, поэтому сейчас вы проверите себя, как вы к нему готовы. Для этого проведём небольшой тест. Работать каждый будет индивидуально. Ваша задача выбрать правильные ответы и поставить около выбранного ответа с буквой «+».

    Найти словосочетание с ошибкой.
Р –мечтать о собаке Т – ехать на машине С – найти в коробки Ч – слова из песни
    Найти словосочетание с пропущенной буквой О .
Д – пшениц…й Ж – зайц…м Э - куриц…й М – нож…м
    Найти слово с пропущенной буквой И.
О – гусен…ца Л – брат…ц Х – пал…ц Б - стар…ц
    Найти слово с раздельным написанием.
П – (на)певать Ц – (у)летать Г – (на)берегу Ю – (не)жный
    Найти слово, где в приставке пишется О.
Т – н…летать У – п…бежать Ш – з…крыть Ф – н…дрезать Проверка: Поднимите руку те, у кого получилось слово. Прочитайте его.(СМОГУ) Значит вы сможете написать итоговый диктант.

Давайте вспомним, какие задачи ставились на уроке?

(показать умеем ли мы определять склонение, род, падеж у существительных;

проверить навыки правописания падежных окончаний имен существительных.)


Л: формирование мотивационной основы учебной деятельностиМ: формирование умения ставить учебную задачу.

Л: формирование мотивационной основы учебной деятельности, формирование способности к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.П: актуализация имеющихся знаний.

Л:формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу.П: формирование творческого мышления, умения работать в группах.К: формирование коммуникативных умений.

К: полное и точное выражение своих мыслей.

Л:Формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.Р: формирование умения адекватно оценивать результаты своих действий.П: вывод о написании окончаний существительных.

Л: формирование умения понимать причины успешности и неуспешности учебной деятельности.Р: формирование способности критично и содержательно оценивать ход своей работы
































































































Цели: проверить написание безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; вырабатывать орфографическую зоркость; расширять знания о жителях морских глубин; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок! Зима нам друг большой и умный

Начинается урок. Не даст скучать и унывать.

Нас солнца луч смешит и дразнит, Затеет спор веселый, звонкий,

Нам нынче весело с утра. Поможет новое узнать. Г. Мохначева

II. Сообщение темы и целей урока

- Сегодня на уроке мы «опустимся» на дно океана и узнаем много нового и интересного о жизни обитателей глубин, а также будем учиться проверять безударные окончания имен существительных 2-го склонения.

III. Проверка домашнего задания

IV. Орфографическая разминка

Сколько вырвем мы сокровищ Сколько тайн я разгадаю,

из подво.ной т.мноты! сколько сказок я сл..жу!

Я увижу всех ч.довищ, Эти тайны, эти ска.ки

все растен..я, все цв..ты? всей з..мле переск..жу.

Объясните написание пропущенных орфограмм.

Назовите слова с безударными гласными, не проверяемые ударением.

Подберите синонимы к словам лелею, экспедиция,

Назовите имена существительные 2-го склонения. Как проверить безударную гласную в окончании слова подводником!

V. Чистописание

океан краб медуза

Составьте со словами словосочетания.

Под водой в прозрачных блузах

Важно плавают медузы.

Вот какие модницы,

Модницы-подводницы. И. Махонина

Подчеркните известные вам орфограммы, объясните их написание.

VI. Работа с учебником

1. Упр. 183, с. 113. Выполнение упражнения согласно заданиям учебника.

2 . Работа с правилом (с. 113).

Физкультминутка

3 . Составьте из слов предложения.

1) У, а(п, пп)арат, д..льфина, г..л..совой, отлич..ный. 2) Он, лаять, хрюкать, умеет, св.стеть, фыркать. 3) Под, щелкает, в..дой, д..льфин, оглуш..тельно. 4) Выстрел, как, звучит, это.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Объясните постановку знаков препинания в предложении с однородными членами.

Что вы еще знаете о дельфинах?

4 . Письмо по памяти.

Через море-ок..ан

Плывет ч..до-в..л..кан,

Прячет ус во рту,

Раст..нулся на в..тру. (Кит.)

Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

Подчеркните имена существительные 2-го склонения.

Что вы знаете о китах?

5. Упр.185 , с. 114.

Что произошло ночью? Чем занимались дети все утро?

Как называются юные друзья природы? (Юннаты - юные натуралисты.) Чем они занимаются?

Что происходит с рыбой весной во время разлива рек? Как мы можем помочь природе? (Собрать мальков рыб, застрявших в траве на заливных лугах, и выпустить их в водоем.)

Физкультминутка

6. Работа с деформированным текстом:

1) Не беда, вырастет новая н..га. 2) Остановился, задумался. 3) Пора ее сбросить. 4) Б..жал кра.. по песчаному дну. 5) Ведь за новым панцирем в М..Г..ЗИН не идти. 6) Что-то неудобно стало в старой одс.де. 7) Сам вырастет. 8) Дернулся неосторо..но, идлиннаян..гасл..малась. 9) Напрягся кра.., приподнял жесткую крышку, подвинул в у..кую щель тело.

Расположите предложения в нужном порядке, чтобы получился связный текст.

Вставьте пропущенные орфограммы, объясните их написание.

Подчеркните имена существительные 2-го склонения.

О каком удивительном свойстве краба вы узнали?

Что вы еще знаете о крабе?

7. Самостоятельная работа:

1) Хорошо бродить с (лукошко) вдоль опушек и полян. (Болонский.) 2) Листья сыплются (дождь). 3) Сыплют (золото) березы, (серебро) звенят дубы. (В. Леваковский.) 4) Листик за (листик) падают с липы на крышу, какой листик летит (парашютик), какой (мотылек), какой (винтик). (М. Пришвин.)

Правописание падежных окончаний имен существительных

Правописание окончаний имен существительных зависит от того, к какому типу склонения они относятся. Ошибки в выборе окончаний или -и возникают обычно не во всех падежных формах, а только в формах трех падежей : родительного, дательного и предложного.

Существительные I склонения (страна, земля, аллея) в формах родительного падежа имеют окончание -ы (-и) , а в формах дательного и предложного :

Род. п. (кого? чего?) страныземли аллеи

Дат. п. (кому? чему?) странеземле аллее

Предл. п. (о ком? о чем?)(о) стране (о) земле(об) аллее

Существительные II склонения в форме предложного падежа имеют окончание : (в) доме, (на) коне, (на) окне, (о) зное, (в) инее. Здесь обычно ошибок не допускают.

Существительные III склонения (степь, ночь, тишь) в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание :

Род. п. (кого? чего?) степи ночи тиши

Дат. п. (кому? чему?)степи ночи тиши

Предл. п. (о ком? о чем?)(о) степи(о) ночи(в) тиши

Рекомендация. Чтобы проверить правописание безударного окончания в существительном, достаточно вспомнить ключевое слово с ударным окончанием в этой же форме (согласно морфологическому принципу русской орфографии). Для I склонения это может быть слово земля , для II -го - окно , для III -го - степь .

Разносклоняемые существительные

Слово путь , а также десять существительных на -мя (знамя, пламя, племя, стремя и др. ) являются разносклоняемыми и в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание :

Род. п. (кого? чего?) путизнаменипламени

Дат. п. (кому? чему?)путизнаменипламени

Предл. п. (о ком? о чем?)(в) пути(на) знамени(в) племени

Падежные формы существительных на -ий, -ие, -ия

1. Существительные с неодносложной основой мужского и среднего рода на -ий и -ие в предложном падеже женского рода на -ия в дательном и предложном падежах единственного числа имеют в безударном положении окончание (а не по общему правилу), например:
гений – о гении, натрий – о натрии, радий – о радии, Василий – о Василии, Юрий – о Юрии;
отделение – в отделении, возвращение – по возвращении, содействие – при содействии;
армия – к армии, об армии, линия – по линии, на линии, станция – к станции, на станции; Болгария – по Болгарии, в Болгарии; Мария – к Марии, о Марии
.

Примечание. При наличии вариантов на -ие и -ье , -ия и -ья указанные падежные формы имеют разные окончания. Существительными на –ья и -ье склоняются по общему правилу и имеют в формах дательного и предложного падежей окончание :
об умении – об уменье, в цветении – в цветенье, о многословии – о многословье, о Наталии – о Наталье, к Марии – к Марье .

2. Немногочисленные существительные на -ий, -ия с односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание –е: змий – о змие, кий – о кие, Кий (легендарный основатель Киева) – о Кие, чий (растение) – о чие, «Вий» – в «Bue», Пий – о Пие, при папе Пие; Бия (река) – по Бие, на Бие; Ия, Лия, Вия (женские имена) – к Ие, о Лие, о Bиe; Гия (мужское имя) – к Гие, о Гие. (§ 40 Свода правил 1956 года)

3. У немногих существительных на -ие , -ия , имеющих ударение на окончании, указанные падежные формы оканчиваются на -и либо на -е , напр.: судия – к судии, о судии, лития – в литии-, ектения – в ектении, бытие – о бытии, житие – о житии, в житии, но: остриё – на острие, об острие, Алия, Зульфия (личные имена) – об Алие, к Зульфие .

Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях

Существительные с суффиксом -ищ- , если они мужского или среднего рода, оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: домище, верблюдище, удилище, болотище . Если же они женского рода, то оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: коровища, ручища, грязища .

Существительные мужского рода с суффиксами -yшк-, -юшк-, ишк-, ышк- , обозначающие предметы одушевленные, а также все существительные женского рода с теми же суффиксами оканчиваются в им. пад. ед. ч. на , например: дедушка, батюшка, мальчишка, старичишка, человечишка, соловушка, нянюшкa, ручишка .

Существительные мужского рода, обозначающие предметы неодушевленные, а также все существительные среднего рода имеют в им. пад. ед. ч. после этих суффиксов окончание , например: хлебушко, дворишко, перышко, пальтишко .

В окончании им. пад. ед. ч. одушевленных существительных мужского рода после суффиксов -к- и -л- пишется а , например: гуляка, запевала, верзила, объедала ; так же пишутся просторечные собственные имена типа Гаврила, Кирила, Михайла (употребляющиеся наряду с Гавриил, Кирилл, Михаил).

Исключение составляют древнерусские и украинские имена и фамилии на -ко , например: Михалко, Шевченко , а также старинные и областные собственные имена на -ло , например: Ярилo, Михайло Ломоносов .

В род. пад. множ. ч. от существительных, оканчивающихся в ед. ч. на неударяемые -ья и -ье , пишется -ий , а от существительных, оканчивающихся на -ья и -ье под ударением, пишется -ей , например: шалу нья – шалу ний, уще лье – уще лий , но: скамья – скаме й, ружье – ру жей .

Склонение имен собственных

В фамилиях на -ин (-ын) и на -ов (-ев) пишется в твор. пад. ед. ч. -ым (согласно склонению прилагательных), напримеp: Павел Лисицын – Павлом Лисицыным, Иван Тургенев – Иваном Тургеневым .

Примечание. В иностранных фамилиях на -ин и -ов пишется в твор. пад. ед. ч. -oм (согласно склонению существительных), например: Грин – Грином, Дарвин – Дарвином, Бюлов – Бюловом .

В названиях населенных пунктов на -ин (-ын), -ов (-ев), -ино (-ыно), -ово (-ево) пишется в твор. пад. ед. ч. -ом , например:

город Псков – городом Псковом
город Львов – городом Львовом
город Саратов – городом Саратовом
город Канев – городом Каневом
город Калинин – городом Калинином
город Киров – городом Кировом
село Марьино – селом Марьином
село Лисицыно – селом Лисицыном
село Крюково – селом Крюковом

Ход урока.

1. Орг. момент.

Как вы ее понимаете?

У. Вы знаете, что наши знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня вам понадобятся эти знания т.к. на этом уроке мы будем повторять «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-3 склонений в единственном числе”. Начнем с проверки домашнего задания.

Просмотр содержимого документа
«: Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го, 3 –го склонения»

Тема: Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го, 3 –го склонения

Цель:

    обобщить знания учащихся правописания безударных окончаний имён

существительных трёх склонений;

    совершенствовать умение правильно писать окончания существительных 1, 2, 3 склонения;

    развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся.

    воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к природе.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:

"Знание собирается по каплям".

Как вы ее понимаете?

У. Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня вам понадобятся эти знания т.к. на этом уроке мы будем повторять «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-3 склонений в единственном числе”. Начнем с проверки домашнего задания.

Кто и какие трудности испытывал при выполнении домашнего задания? Что вам помогло?

2. Проверка домашнего задания.

1 группа - уч. стр. 64 упр 5

2 группа – тетрадь УПБО стр. 46 упр 109

Откройте тетради, запишите число, классная работа.- с комментированием .

II. Минутка чистописания

На доске. АНИМИРОВА. . АЛФАВИТ

Нам нужно отгадать ключевое слово.

    Назовите букву, которая стоит в алфавите перед буквой р ;

    Безударная гласная в словах: земля, лесок;

    Назовите букву, которая стоит в алфавите после буквы п ;

    Безударная гласная в словах: река, печёт;

    13-я буква алфавита;

    6-я буква алфавита;

    Парная согласная букве з ;

    Безударная гласная в словах: окно, вода;

    Назовите букву, которая стоит в алфавите между буквами й , л .

Мы с вами собрали слово: перелесок . – картина Левитана « Март».

Что такое перелесок? (Небольшой лес, отдалённый полянами от других лесных участков ).

    Какие слова спрятались в слове перелесок? (Лес, лесок ).

    Запишите слова в тетрадь, обратите внимание на нижнее и верхнее соединение букв.

    Что объединяет все эти слова?? (Имена существительны е).

    Докажите. (Они отвечают на вопрос "Что?" ).

    Разбор слов по состав. 1 ученик у доски.

Что вы вспомнили при выполнении этих заданий?

III. Закрепление и совершенствование приобретённых ЗУН.

2. Словарная работа.

Скажите, для чего мы каждый день повторяем словарные слова.

А теперь слушаем внимательно задание, записать слова, выделить окончание и указать падеж. Сколько падежей в русском языке? Назовите их. Как мы определяем падеж? А если одинаковые вопросы, тогда, что вам помогает? Значит, о чем мы с вами вспомнили?

(деревня, около дороге, к березе, осину.… погодой…,о ветре.)

Что вы заметили?

- 3. Работа по картине . А теперь еще раз посмотрим на нашу репродукцию.

А что вы еще видите на этой картинке.

(снег, деревья, лошадь, дом, дорога…)

Определите склонение этих слов.

Так что такое склонение?

– Какого склонения бывают существительные?

– Какие существительные относятся к 1? 2? 3 склонению? А как вы определяете склонение? А если слова стоит во множественном числе? А существуют несклоняемые существительные? Какие? А теперь давайте еще раз повторим алгоритм определения склонений имен существительных. АЛГОРИТМ. СЛАЙД

VI . ФИЗМИНУТКА

4. Работа в паре. слайд

А теперь пользуясь нашим алгоритмом? Определите склонение имен существительных объясняя друг другу, как вы действуете.

А теперь посмотрим, что у вас получилось. У каждого на столе лежит солнышко и туча.

Если ваша пара справилась без затруднений, то возьмите солнышко, но если были трудности, хоть у кого- либо, то тучка. Давайте посмотрим, что у вас получилось?

Какой можно сделать вывод?

VII. ФИЗМИНУТКА

Дифференцированное задание.

Теперь переходим к последнему заданию

На столах у вас лежат карточки по уровням. Прочитайте задания. Что непонятно.

1 й уровень.

Задание: Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных. Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч..

К околиц… деревн… по тропинк… бежит хохлатый жаворонок. С первым снег… появляется он на деревенской улиц… . Весь день жаворонок проводит в поисках пищ… на окраин… деревн… На мороз… жаворонок не зябнет.

2 й уровень.

Задание: Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания.

    тропинка, из деревн…, узкая, детей, привела, к рощ…, еловой;

    висели, высокой, шишки, на ветк…, ел…;

    белка, с ветк…, прыгала, на ветк…;

    недалеко, от, остановились, дети, полянк…;

    трухлявый, на полянк…, пень, стоял.

3 й уровень.

Задание: По опорным словам составить мини - сочинение “Лес”. У существительных ед. ч. определить склонение и падеж:

в лесу, деревья, красиво, птицы, тихо, ветка, снег, звери, скрипит

Что у вас получилось? Проверка от каждой группы.

IX . Обобщение по теме.

Мы завершаем наш урок. И мне бы хотелось, что бы вы ответили, с какими знаниями вы его заканчиваете. Если вы все хорошо поняли все, то поднимите солнышко, если необходимо подучить что- то, то тучка.

И в конце урока мне бы хотелось, чтобы вы ответили

Сегодня на уроке - узнал, открыл для себя…

- научился, смог..

- могу похвалить себя и своих одноклассников за…

X . Домашнее задание.

Конспект урока «Повторяем правописание безударных окончания имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения»

Дата публикации: 19.10.2015

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Русский язык 3а класс Башарова Э.Р . 14.03 2015г.

Тема урока: « Повторяем правописание безударных окончания имён существительных 1-го, 2-го,3-го склонения»

Дидактическая цель : закрепление и коррекция изученных действий-понятий

Задачи: Обучающая : совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имён существительных 1-го,2-го,3-го склонения, умение применять 2 способа определения падежных окончаний имён существительных.

Развивающая : активизация познавательной деятельности через проблемную ситуацию, развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления на основе упражнений

Воспитательная: развитие коммуникативных качеств учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.

Тип урока: Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

умение применять орфографические правила,умение проверять написанное, умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать языковые единицы

способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач

осознание языка как основного средства человеческого общения; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Формы организации познавательной деятельности учащихся :

Индивидуальная, фронтальная. парная

Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной и групповой работы, конверты с заданиями, рабочая тетрадь №2 М.И.Кузнецовой.

Технологическая карта занятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самоопределение к деятельности

(орг.момент)

Цель: Осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности

Настрой на работу в стихотворной форме

Встаньте, подтянитесь,

Друг другу улыбнитесь, Здравствуйте, садитесь.

Подготовка класса к работе

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные:

2.Актуализация знаний и пробного учебного действия

Цель: Актуализация изученных способов действий, мыслительных операций и познавательных процессов.

Подготовка мышления учащихся

Организует наблюдение детей за подобранным заданием, направленным на повторение необходимого материала для дальнейшей работы на уроке

Чтение стихотворения учителем

Может быть, из вас кто слышал:

Как листок из почки вышел,

Снег растаял на опушке.

И проснулись все зверюшки

Звонко капает капель

Посмотрите поскорей!

Здесь зелёная трава: птицы прилетели

Вот как весело весна к нам стучится в двери!

Я выписала несколько слов из этого стихотворения

Какой частью речи являются данные слова?

Какую работу надо выполнить с данными словами?

В каких случаях возникает сложность в написании окончаний у имен существительных?

Воспринимают задание, наблюдают, анализируют

Из почк…

На опушк…

Имена существительные

Написать окончания

Когда окончание безударное

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические-анализ объектов с целью выделения признаков

3.Этап локализации индивидуальных затруднений

Организует и управляет ситуацией целеполагания. Мотивирует учащихся на дальнейшую работу.

А вы умеете писать безударные окончания у имен существительных?

Возьмите карточки со шкалой самооценки и оцените свое умение писать безударные окончания имен существительных?

(опрос кто как оценил свое умение)

Нам нужно чтобы все умели писать, как вы думаете какая тема урока у нас сегодня?

Какие задачи вы можете поставить для работы на уроке?

Для чего нужно уметь писать безударные окончания имён существительных 1-го,2-го,3-го склонения»

Что вы знаете об имени существительном?

Шкала самооценки

«Повторяем правописание безударных окончания имён существительных 1-го,2-го,3-го склонения»

    совершенствовать навыки правописания падежных окончаний имён существительных сразу 3-х склонений.

Выполнение работы со словами (1 ученик у доски)

Из почки (1 скл., Р.п)

На опушке (1 скл., П.п)

в двери (3 скл., П.п)

Проверка

Регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;

Познавательные (Логические) : анализ с целью выделения признаков

4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

Постановка целей коррекционной деятельности- выбор и способ их реализации.

Какие способы правописания падежных окончаний имен существительных вы знаете?

Умение определять склонение, падеж

знание способов

Чтобы правильно писать безударное окончание имени существительного в ед. числе надо:

1.Определить склонение.

2. По опорному слову определи окончание существительного

1 скл- весна,земля

2скл- слон,колесо

3 скл- рожь

По таблице окончаний имён существительных 1, 2,3 склонения.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Логические - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Этап реализации построенного проекта

Умение изменять по падежам опорные слова

Организация учащихся на реализацию проблемной ситуации

По опорным словам заполним таблицу падежных окончаний имен существительных 3х склонений в рабочей тетради на стр. 22 упражнение 1

По цепочке заполняют таблицу с комментированием

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция.

6. Физминутка

Цель: снятие усталости и напряжения, создание условий для психоэмоциональной раз-грузки учащихся.

Именительный - подпрыгнул,

А родительный летал.

Дательный полез на горку,

А винительный- устал.

Наш творительный поплавал,

А предложный - убежал.

Падежи нам всем нужны

И при этом все важны!

7.Самостоятельная работа

Применение алгоритма «Как нужно действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного

Дифференцированная работа Упражнение 2 . Каким способом вам удобнее пользоваться? Вставь пропущенные окончания, в скобках записывай доказательство правильности выбора

по тому способу, который вам удобнее.

Самостоятельно с последующей проверкой по ЭТАЛОНУ

1.по лестнице(весне)

Другом (слоном, колесом)

Кристофером (слоном, колесом)

Робином (слоном, колесом)

Затылком (слоном, колесом)

Способа (слона, колеса)

С лестницы (весны)

2.по лестнице(1-е скл., Д.п.)

Другом (2-е скл.,Т.п.)

Кристофером (2-е скл.,Т.п)

Робином (2-е скл.,Т.п)

Затылком (2-е скл.,Т.п)

Способа (2-е скл.,Р.п)

С лестницы (1-е скл.,Р.п)

Регулятивные:

Личностные: самоопределение

8.Включение в систему знаний и повторения

Домашнее задание.

Цель : обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Организация деятельности по применению ранее изученных знаний

Вспомните, в каких падежах вы испытывали наибольшую трудность в написании безударных окончаний у имен сущ.?

Сейчас мы выполним исследование, которое поможет вам лучше запомнить в каких случаях пишется -е, в каких- и, также полученные знания пригодятся при выполнении д.з. с 24 упр.4

Работа в группах:

У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача: прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак -.

А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность.

Какой вывод сделала 1 группа, 2 группа, 3 группа

Информация о д.з. с 24 упр. 4 и по желанию с 24 упр.5

Подразумевается возможность выбора заданий для отработки тех или иных умений.

- и, -е

1 группа.

Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание - и, в дательном и предложном падеже окончание -е.

Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание, в дательном и предложном падеже окончание - е.

Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что ______________

Воспользуемся для доказательства опорными словами

Д.п. _____________________окончание

Следовательно утверждение, что имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание - …., в дательном и предложном падеже окончание -…. является верным..

2 группа.

Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание - е.

Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание - и.

Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что ___________________

П.п. _____________________окончание

Следовательно утверждение, что имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание -…. является верным, а второе утверждение будет неверным.

3 группа.

Имена существительные 3 склонения имеют в родительном падеже окончание - и, в дательном и предложном падеже окончание -е.

Имена существительные 3 склонения имеют в имеют в родительном, дательном и предложном падежах окончание -и.

Вывод: нам надо доказать верность утверждения, что _________________

Воспользуемся для доказательства опорными словами__________________________

Р.п._____________________окончание

Д.п______________________окончание

П.п. _____________________окончание

Следовательно утверждение, что имена существительные 3 склонения имеют в родительном, дательном и предложном

падеже окончание -…. является верным.

Проверка.

9.Физкульминутка

Вы немного устали, весенняя физкультминутка поможет вам.

Дождик песенку поёт - кап-кап.

Только кто её поймёт - кап-кап?

Не пойму ни я, ни ты - кап-кап,

Да зато поймут цветы - капкап,

И весенняя листва - кап-кап,

И зелёная трава - кап-кап.

10. Итоговая проверка. Цель: самостоя

тельно выполнить задание, провести самопроверку, корректировка возможных ошибок.

Организация деятельности по применению ранее изученных знаний

Работа в парах: Найди свою пару(соедини стрелками). Вставь окончания, определите склонение, падеж

На карточках задание:

Один в пол. потех… час.

Делу время, не воин.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того.что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

11. Рефлексия деятельности

(итог урока)

Цель: самооценкаучениками собственной учебной деятельностии деятельности одноклассников во время урока, соотнесение цели урока и его результатов

Организация рефлексии

Давайте вспомним какие задачи мы ставили вначале урока.

Достигли мы на уроке желаемых результатов?

Какое умение мы оценивали в начале урока?

Давайте оценим умение писать безударные окончания имен существительных еще раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.

Кому стало легче определять безударные окончания имен существительных?

Кто остался на том же уровне.

Как вы оцениваете свою работу по схеме

Оценки за работу на уроке.

Вспомнить задачи урока.

    Самооценка результатов деятельности по шкале

Сегодня на уроке

узнал, открыл для себя…

научился, смог…

могу похвалить себя и своих одноклассников за …

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование

1 по опорным слова

по лестнице (весне)

другом (слоном, колесом)

Кристофером (слоном, колесом)

Робином (слоном, колесом)

затылком (слоном, колесом)

способа (слона, колеса)

с лестницы (весны)

2. падежным окончаниям

по лестнице(1-е скл., Д.п.)

другом (2-е скл.,Т.п.)

Кристофером (2-е скл.,Т.п)

Робином (2-е скл.,Т.п)

затылком (2-е скл.,Т.п)

способа (2-е скл.,Р.п)

с лестницы (1-е скл.,Р.п)

1. по опорным слова

по лестнице (весне)

другом (слоном, колесом)

Кристофером (слоном, колесом)

Робином (слоном, колесом)

затылком (слоном, колесом)

способа (слона, колеса)

с лестницы (весны)

2. падежным окончаниям

по лестнице(1-е скл., Д.п.)

другом (2-е скл.,Т.п.)

Кристофером (2-е скл.,Т.п)

Робином (2-е скл.,Т.п)

затылком (2-е скл.,Т.п)

способа (2-е скл.,Р.п)

с лестницы (1-е скл.,Р.п)

1 по опорным слова

по лестнице (весне)

другом (слоном, колесом)

Кристофером (слоном, колесом)

Робином (слоном, колесом)

затылком (слоном, колесом)

способа (слона, колеса)

с лестницы (весны)

2. падежным окончаниям

по лестнице(1-е скл., Д.п.)

другом (2-е скл.,Т.п.)

Кристофером (2-е скл.,Т.п)

Робином (2-е скл.,Т.п)

затылком (2-е скл.,Т.п)

способа (2-е скл.,Р.п)

с лестницы (1-е скл.,Р.п)

1. по опорным слова

по лестнице (весне)

другом (слоном, колесом)

Кристофером (слоном, колесом)

Робином (слоном, колесом)

затылком (слоном, колесом)

способа (слона, колеса)

с лестницы (весны)

2. падежным окончаниям

по лестнице(1-е скл., Д.п.)

другом (2-е скл.,Т.п.)

Кристофером (2-е скл.,Т.п)

Робином (2-е скл.,Т.п)

затылком (2-е скл.,Т.п)

способа (2-е скл.,Р.п)

с лестницы (1-е скл.,Р.п)

1 по опорным слова

по лестнице (весне)

другом (слоном, колесом)

Кристофером (слоном, колесом)

Робином (слоном, колесом)

затылком (слоном, колесом)

способа (слона, колеса)с лестницы (весны)

2. падежным окончаниям

по лестнице(1-е скл., Д.п.)

другом (2-е скл.,Т.п.)

Кристофером (2-е скл.,Т.п)

Робином (2-е скл.,Т.п)

затылком (2-е скл.,Т.п)

способа (2-е скл.,Р.п)

с лестницы (1-е скл.,Р.п)

1. по опорным слова

по лестнице (весне)

другом (слоном, колесом)

Кристофером (слоном, колесом)

Робином (слоном, колесом)

затылком (слоном, колесом)

способа (слона, колеса)

с лестницы (весны)

2. падежным окончаниям

по лестнице(1-е скл., Д.п.)

другом (2-е скл.,Т.п.)

Кристофером (2-е скл.,Т.п)

Робином (2-е скл.,Т.п)

затылком (2-е скл.,Т.п)

способа (2-е скл.,Р.п)

с лестницы (1-е скл.,Р.п)

Один в пол… потех… час.

Делу время, не воин.

Один в пол… потех… час.

Делу время, не воин.

Один в пол… потех… час.

Делу время, не воин.

Один в пол… потех… час.

Делу время, не воин.

Один в пол… потех… час.

Делу время, не воин.

Один в пол… потех… час.

Делу время, не воин.

Один в пол… потех… час.

Делу время, не воин.

Один в пол… потех… час.

Делу время, не воин.

Один в пол… потех… час.

Делу время, не воин.

Один в пол… потех… час.

Делу время, не воин.

Шкала самооценки Шкала самооценки Шкала самооценки Шкала самооценки

Шкала самооценки Шкала самооценки Шкала самооценки Шкала самооценки

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском