Цель: закрепить правописание приставок на з-; с-.

  1. Упражнять учащихся в образовании новых слов, закрепить правило написания приставок на з (с), учиться находить слова с данными приставками, уметь употреблять их в речи.
  2. Формировать умение объяснять свой выбор, высказывать суждение. Корригировать и развивать фонетический слух, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, умение анализировать и обобщать.
  3. Воспитывать чувство ответственности за окружающую среду, прививать любовь к природе, вызвать интерес к урокам русского языка.

Тип урока: урок, развивающий совершенствования и применения знаний, умений и навыков.

Методы и приёмы: словесные – беседа, рассказ, постановка проблемного вопроса.

Оборудование: карточки, опорная таблица для воспроизведения правила, таблица с речевым материалом для рассуждения, перфокарты.

План урока

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащегося к уроку.

Учитель: Здравствуйте. Я рада вас видеть на уроке. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

Психологический настрой на работу.

Учитель: Сегодня мы продолжим путешествие по стране “Словария”, будем преодолевать трудности. А трудности легко преодолевать, когда человек всё делает с хорошим настроением. У вас хорошее настроение, я это вижу. Тогда, в добрый путь, удачи.

2. Сообщение темы урока и постановка цели.

Учитель: Мы уже несколько уроков работаем по теме: “Состав слова” и сегодня мы уточним, когда в приставках можно писать согласную З- , а когда – С-.

И подумаем, с какими можно обратиться словами к человеку XXI века, чтобы планета наша сохранила свой многовековой зелёный наряд. Запишите число и тему.

3. Словарная работа.

Учитель: Запиши правильно через запятую словарные слова. (Кроссворд).

Проходить курс наук, получать образование где-либо, в школе. (обучение )

Распространение политических идей и лозунгов среди населения. (агитация )

Род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющий источником существования. (профессия )

Должностное лицо, которое заведует чем-либо. (заведующий ).

Разобрать слова по составу: заведующий, восстание, объединённый. (Можно использовать ножницы, разрезать слова и разложить части слов в таблицу.)

приставка корень суффикс окончание

Учитель: Для чего служат в русском языке приставка и суффикс? Какое значение имеет в слове окончание?

Учитель: Познакомимся со значением ещё трёх слов. Работа с толковым словарём.

Малодушие - отсутствие стойкости, мужества, твёрдости духа. Презирать за малодушие.

Обязанность - то, что входит в круг действий, поступков, обязательных для выполнения (согласно закону, общественным требованиям, внутреннему побуждению). Права и обязанности граждан.

Отчизна - (высокое) Отечество, родина.

Учитель: Придумай предложения или словосочетания с новыми словами. (Устная форма работы.) Правильно составленное словосочетание или предложение записываем в тетрадь.

4. Объяснение новой темы.

Учитель: Посмотри. На столе находятся пословицы. Прочитайте их.

Безделье до добра не доводит.

У сильного всегда бессильный виноват.

Учитель: А следующую пословицу вы должны сами составить. Перед вами находятся карточки со словами. Составь правильно пословицу. Обрати внимание на заглавную букву и точку, что они тебе подсказывают?

От безделья собака лает.

Учитель: Как вы понимаете эти пословицы? Объясните.

Учитель: Какие здесь выделены слова во всех трёх пословицах? Запиши эти слова в тетрадь, выдели приставку.

Учитель: Как мы произносим приставки? Все ли отчётливо буквы мы слышим?

Подчеркни первую согласную в корне.

З-?

Повторим буквы, обозначающие согласный звук.

Учитель: Воспользуемся карточкой – подсказкой.

В приставках на З - - С- согласная пишется так, как слышится. (опорная таблица)

Учитель: Образуй слова с помощью приставки по образцу и запиши их через запятую.

Учитель: Проверим. Перед вами две корзины. Прочитайте сначала слова с приставкой без-, а потом с приставкой бес-. Игра. Сколько “очков” набрано?

Учитель: Слова, которые оказались в левой корзине, какой звук слышится в приставках – З или С?

На какую согласную оканчиваются приставки?

Перед звонкой или глухой согласной пишется З ?

Слова, которые оказались в правой корзине, какой звук слышится в приставках – З или С?

На какую согласную оканчиваются приставки? Перед звонкой или глухой согласной пишется С ?

Вывод. (с. 33)

5. Творческий диктант.

Учитель: Замените существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес- . Слова находятся в перфокарте, учащиеся правильно записывают приставку и раскладывают их в два столбика. Затем самостоятельно записывают эти слова в тетрадь.

  1. Ребенок без забот (беззаботный)
  2. Небо без звёзд (беззвёздное)
  3. Вход без платы (бесплатный)
  4. Пустыня без воды (безводная)
  5. Дорога без конца (бесконечная)
  6. Ребенок без помощи (беспомощный)
  7. Жидкость без цвета (бесцветная)
  8. Плач без звука (беззвучный)
  9. Движение без шума (бесшумное)
  10. Шоколад без вкуса (безвкусный)

6. Физминутка для улучшения мозгового кровообращения.

И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – повернуть голову направо. 2 – и. п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный

И. п. – сидя, руки на плечи, кисти сжать в кулаки. 1 – наклонить голову назад. 2 – и. п. То же вперед. Повторить 6-8 раз.

И. п. – сидя, руки поднять вверх, кисти произвольно. Прогнуть спину, сгруппироваться, обняв правой рукой левое плечо, левой рукой правое плечо. Потянуться и продолжить работу.

7. Работа с текстом. Работа в рабочей тетради с. 12 №34.

Учитель: Прочитайте открытое письмо к молодёжи писателя Леонида Леонова.

Дорогие юные друзья!

Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы.

Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга.

Учитель: В каком предложении содержится основная мысль? Какие предложения употреблены в переносном значении? Как вы понимаете слова этого текста?

Ученик: Мы берём у земли её богатства. Не даём ей за это даже расписки. Но долги надо отдавать. Каждый сорванный цветок, сломанную ветку надо возмещать посадкой цветов и деревьев. Леса – наше богатство. Они наши зелёные друзья.

8. Самостоятельная работа.

Учитель: Вставь самостоятельно пропущенные буквы в текст. Устно объясняем выбор написания приставок.

9. Составление суждения о письме Л. Леонова.

Учитель: Согласны ли вы с мыслями, высказанными в письме Л. Леонова? Давайте подтвердим своё согласие или несогласие, т. е. выскажем суждение. В этом нам помогут следующие выражения:

Учитель: Одно из этих предложений будет начинать твоё суждение. После этого вы объясните, почему согласны или не согласны с точкой зрения писателя.

10. Выполнение письменной работы. Учащиеся составляют текст и записывают в классную тетрадь.

11. Проверка выполненного задания.

Чтение учащимися своего суждения. Обобщение.

Я разделяю точку зрения писателя о том, что надо беречь леса. Их гибель несёт страшные бедствия. Без зелёного наряда планеты высохнут реки. Сухие ветры погубят урожаи. Будут исчезать животные и люди. А виноваты в этом будем мы сами.

Учитель: А что надо сделать, чтобы сберечь лес? Зависит ли от человека будущее Земли в 21 веке? Какой твой вклад может быть полезным для природы?

12. Задание на дом.

Устно составьте открытое письмо своим сверстникам, где напомните, как надо беречь лес. Учащиеся получают карточку:

Ребята! От нас зависит, какой будет Земля в 21 веке. Давайте беречь зелёный наряд планеты.

В лесу………(не ра…жигайте, может во…пламениться, ра…цветающие растения, не оставляйте бе…порядок, не бе…различными; не допустим, чтобы исчезли).

Письменно по учебнику с. 36 №50. Списать словосочетания, вставляя подходящие по смыслу приставки.

13. Итог урока.

Учитель: Назовите тему сегоднечного урока.

Какие моменты урока вам лучше запомнились?

В каких случаях пишется приставка на з -; с- ?

С какими словами из словаря вы познакомились?

Какие слова вы скажете человеку XXI века?

Какая новая страница для вас открылась в огромной стране “Словария”?

Оценка за работу на уроке.

Литература

  1. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания., М. :Просвещение, 2004.
  2. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык 9 кл., М.: Просвещение, 2006.
  3. Ладыженская Т. А., Никольская Р. И. Речевые уроки., М.: Просвещение, 1995.
  4. Семёнова Е. Е. Занимательная грамматика., “Омега” Москва 1996.
  5. Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением! АРД Екатеринбург 1997.
  6. Фестиваль педагогических идей. Открытый урок 2006-2007 учебного года.

Написание при­ста­вок, закан­чи­ва­ю­щих­ся на «з» и «с» , зави­сит от того, с како­го соглас­но­го, глу­хо­го или звон­ко­го, начи­на­ет­ся корень сло­ва.

В рус­ской орфо­гра­фии есть пра­ви­ло, кото­рое свя­за­но с фоне­ти­кой, - это напи­са­ние при­ста­вок, закан­чи­ва­ю­щих­ся на бук­вы «з» или «с» .

Перечислим эти при­став­ки:

  • бе з -/бе с -;
  • во з -(в з -)/во с -(в с -);
  • и з -/и с -;
  • ни з -/ни с -;
  • о-бе з -/о-бе с -;
  • ра з -/ра с -;
  • ро з -/ро с -;
  • чре з -/чере с -.
  • Чтобы сде­лать пра­виль­ный выбор в напи­са­нии при­ста­вок, закан­чи­ва­ю­щих­ся на «з» или «с» , обра­тим самое при­сталь­ное вни­ма­ние на соглас­ный, с кото­ро­го начи­на­ет­ся корень сло­ва. Если это глу­хой соглас­ный («к», «п», «с», «т», «ф», «х», «ц», «ч», «ш», «щ» ), то в при­став­ке пишет­ся бук­ва «с».

    Примеры:

  • бес к онеч­ный
  • вос п ламе­нить­ся
  • вс п ыхнуть
  • ис с ледо­ва­тель
  • нис х одить
  • о бес ц ветить
  • рас ш ипеть­ся
  • рос п ись
  • черес п оло­си­ца.
  • Глухие соглас­ные помо­жет запом­нить вол­шеб­ная фра­за:

    Ф о к а, х о ч е ш ь п ое ст ь щ е ц?

    В осталь­ных слу­ча­ях, то есть перед звон­ким соглас­ным кор­ня сло­ва, пишут­ся при­став­ки с конеч­ным соглас­ным «з».

  • без р адост­ный
  • воз д аяние
  • вз г лянуть
  • из д елие
  • низ в ерже­ние
  • о без г лавить
  • раз д елоч­ный
  • роз д анный
  • чрез м ерность.
  • Только при­став­ка с- не под­чи­ня­ет­ся это­му пра­ви­лу. Она все­гда пишет­ся в сло­ве, неза­ви­си­мо от того, с како­го соглас­но­го начи­на­ет­ся корень.

    с брод, с валить­ся, с губить, с дача, с жатие, с резать.

    Запомним, что при­став­ки з- не суще­ству­ет в рус­ском язы­ке, а есть сло­ва с началь­ным кор­не­вым соглас­ным «з» :

    • здрав­ствуй
    • зда­ни е
    • здо­ровь е
    • здрав ица
    • здрав ница
    • здо­ров як
    • здесь
    • здеш ний.
    • Существует, образ­но гово­ря, «под­вод­ный камень» в напи­са­нии вот этих слов:

      не с быточ­ный, не с гиба­е­мый, не с говор­чи­вый, не с гора­е­мый, не с дан­ный, не с доб­ро­вать.

      Обратим вни­ма­ние сно­ва на пере­чень при­ста­вок, дан­ных выше, и убе­дим­ся, что сре­ди них нет при­став­ки нес- , а суще­ству­ет при­став­ка низ-/нис- . Значит, в мор­фем­ном соста­ве при­ве­ден­ных слов не одна, а две при­став­ки:

    • не с быточ­ный
    • не с гиба­е­мый
    • не с говор­чи­вый
    • не с гора­е­мый
    • не с дан­ный
    • не с доб­ро­вать.
    • Вот так спря­та­лась при­став­ка с- в сере­дине слов. Хотя слы­шит­ся звук [з ] перед звон­ким соглас­ным кор­ня, все же напи­шем при­став­ку с-.


      russkiiyazyk.ru

      Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
      А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

      § 2. Правописание приставок

      Приставка , префикс (от лат. praefixus «прикрепленный впереди») - часть слова перед корнем. В русских словах перед корнем может быть от 1 до 3 приставок: вз-дрогнуть, при-со-единиться, по-при-от-крыватъ. Большинство русских приставок совпадают по форме и отчасти по значению с предлогами (бездорожный - без дороги, отглагольный - от глагола, исподнизу, исподлобья - из-подо лба), частицами (неявившийся - не явиться). Среди приставок русского языка имеется некоторое количество заимствованных: а в значении «не», анти -»против», архи - «очень», контр - «против», пан -»весь», суб - «под», транс - «через» и др.

      2.1. Правописание неизменяемых приставок
      Большинство приставок в русском языке являются неизменяемыми, т.е. вне зависимости от звучания в той или иной позиции они пишутся единообразно. Правописание таких приставок следует запоминать. Список неизменяемых приставок смотрите в таблице:

      окликнул, остановка, осадок, онеметь

      добраться, дойти, догадка

      поверье, подворье, порезать, полагаться

      проварить, пробел, проделка, произрастать

      В особом значении: (значение родства) прабабушка, праязык

      нападение, накрыть, нагнать

      задаваться, заключенный, забрать, забить

      НАД- (НАДО-)

      надкусить, надтреснуть, надписать, надорваться

      ПОД- (ПОДО-)

      подтаять, подточить, подсказать, подождать

      ОТ- (ОТО-)

      отдать, отдых, отодвинуть, открыть

      ОБ-(ОБО-)

      обстричь, обточить, обтереть, обойти

      В- (ВО-)

      всласть, вшить, вцепиться, вовлечь

      ПРЕД-

      председатель, предшественник, предрешать

      ПЕРЕ-

      перегной, перелить, перекос

      С- (СО-)

      сдвинуть
      сбиться
      сберечь
      сдаться
      сдружиться
      сделать
      согнуться

      Нет приставки в словах:
      здесь,
      здешний,
      здание,
      здоровье,
      ни зги
      и однокоренных.

      2.2. Правописание приставок на. з — . с
      В русском языке есть приставки, в которых происходит чередований букв З и С :
      БЕЗ- / БЕС- , РАЗ- / РАС-, ВОЗ- / ВОС- (ВЗ- / ВС-), ИЗ- / ИС-, НИЗ- / НИС-, ЧЕРЕЗ- / ЧЕРЕС- (ЧРЕЗ- / ЧРЕС-)

      Во..кликнуть; по ни..ходящей; ..делать; ра..жигать.

      Выбор согласной осуществляется по следующему правилу:

      Чрезмерный.
      Разделить.

      Исчисления.
      Ниспадать.

      Обратите внимание!
      Правило не применяется к словам с неизменяемой приставкой С- :
      Сдаться.
      Сгруппировать.
      Запомните слова с буквой З в корне:
      Здесь, здание, здоровье, не видно ни зги.

      2.3. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

      Слова, начинающиеся на пре- и при- , имеют в русском языке разное происхождение.
      Одни пришли из латыни. В таких словах латинская приставка prae- стала частью русского корня (президент, президиум, презумпция, предикат, премировать, претензия, претендент, префект, прецедент, препарат, презентация). Русский язык заимствовал и латинские слова с корнем, начинающимся на при (приоритет, привилегия, приватный).
      Другие имеют старославянское происхождение. Для них характерна славянская приставка пре- , которую часто включают в современный корень (препятствие, преставиться, преимущество, прекрасный). В языке эти слова сохраняют книжный характер.
      Наконец многие слова с пре- и при- имеют собственно русское происхождение.

      Понятно, что составить ясное правило для всех случаев невозможно. Поэтому предлагаемое ниже орфографическое правило подходит преимущественно для слов, в которых значение приставки ясно угадывается.

      Пишем пре- в значении «очень», «весьма», «через», «по-иному» (близка к пере-).

      Пишем при- в значении близости, присоединения, приближения,
      неполного действия, доведения действия до конца, сопутствующего действия.

      престранный
      преувеличивать
      преступать
      преображать

      прибрежный
      приделать
      пригибать
      пригрозить
      придумать
      припевать

      Запомним некоторые случаи:

      придать форму, блеск
      не придавать значения
      приданое невесты
      придел храма
      радиоприемник
      восприимчивый
      привратник
      притворить окно
      прибывать к поезду
      прибытие
      припирать дверь палкой
      приклонить голову к плечу
      приклониться в дверях
      призреть сироту
      приступить к делам
      неприступный бастион
      приходящий врач
      приложить усилия
      приуменьшить (немного уменьшить)
      приставить стул
      приткнуться
      неприменимый прием
      притерпеться к трудностям
      приставать с расспросами
      присутствовать на собрании

      предать друга, мечты
      предавать земле
      старинное предание
      предел терпения
      преемник руководителя
      преемственность поколений
      превратное представление, превратности судьбы
      претворить идеи в жизнь
      пребывать на отдыхе
      пребывание
      препираться по пустякам
      преклонить голову в знак почтения,
      непреклонный человек, преклонный возраст,
      преклоняться перед талантом
      презирать трусов
      преступить закон
      преступник
      имеет непреходящее значение
      непреложный закон
      преуменьшить (значительно уменьшить)
      преставиться (умереть)
      камень преткновения
      непременное условие
      претерпеть лишения, изменения
      беспрестанный, непрестанный

      2.4. Правописание гласных в приставках НЕ- и НИ- в
      неопределенных и отрицательных местоимениях,
      местоименных отрицательных наречиях.

      НЕ-
      под ударением

      НИ-
      без ударения

      Азбучные истины

      Интерактивный диктант

      Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

      Имена и названия. Интерактивный тренажер

      Полезные ссылки

      Летнее чтение

      Запоминалки

      Цитаты о языке

      Скороговорки

      Пословицы и поговорки

      Учебник ГРАМОТЫ: орфография

      Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

      Правописание приставок, оканчивающихся на буквы З и С

      1. В приставках, оканчивающихся на З и С, написание конечной согласной зависит от произношения: перед глухими согласными произносят [с] и пишут «с», а перед звонкими согласными и гласными произносят [з] и пишут «з».
      Рассмотрите примеры:
      РАС-ПИЛИТЬ, РАЗ-УЧИТЬ, РАЗ-БУДИТЬ.
      Точно так же, как приставка РАЗ-(РАС-), проверяется написание приставок ИЗ- (ИС-), ВОЗ- (ВОС-), БЕЗ- (БЕС-), НИЗ- (НИС-), ВЗ- (ВС-), ВОЗ- (ВОС-) и др.

      2. Обратите внимание: приставка С- принадлежит к той группе приставок, которые всегда пишутся одинаково, она не меняется в зависимости от стоящих после нее звуков.
      Сравните: С-ДЕЛАТЬ, С-КИНУТЬ.

      3. Кроме этого, нужно помнить, что слова ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДРАВСТВУЙ всегда начинаются с буквы «З».

      1. Посреди леса, на ра _ чищенной и ра _ работанной поляне, во _ вышалась одинокая усадьба Хоря. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
      2. Дверь совершенно бе _ шумно ра _ пахнулась, и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколочке предстала перед псом и господином. (М. А. Булгаков, «Собачье сердце»)
      3. Офицер, ра _ горяченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешенстве _ хватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио… (А. С. Пушкин, «Выстрел»)
      4. Я _ хватил бумаги и поскорее унес их, боясь, чтоб штабс-капитан не ра _ каялся. (М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)
      5. Попробуй в _ глянуть на молнию, когда, ра _ кроивши черные, как уголь, тучи, не _ терпимо затрепещет она целым потопом блеска. (Н. В. Гоголь, «Рим»)
      6. Во _ вратясь в гостиную, они уселись втроем: старики в _ помнили прежнее время и анекдоты своей службы, а Алексей ра _ мышлял о том, какую роль играть ему в присутствии Лизы. (А.С. Пушкин, «Барышня-крестьянка»)
      7. Сотник сидел почти неподвижен в своей светлице; та же самая бе _ надежная печаль, какую он встретил прежде на его лице, сохранялась в нем и доныне. (Н. В. Гоголь, «Вий»)
      8. Крестясь и что-то бормоча, пролетел печальный человечек, без шляпы, с совершенно бе _ умным лицом, и _ царапанной лысиной и в совершенно мокрых штанах. (М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»)
      9. … Как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет наконец во _ торжествует и последние волны согретого тумана то _ катываются и ра _ стилаются скатертями, то и _ виваются и и _ чезают в голубой, нежно сияющей вышине… (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
      10. Мы сели за стол; хозяин был чре _ вычайно в духе, и скоро веселость его соделалась общею; пробки хлопали поминутно, стаканы пенились и шипели бе _ престанно, и мы со всево _ можным усердием желали отъезжающему доброго пути и всякого блага. (А. С. Пушкин, «Выстрел»)
      11. Он осекся и опять уставился на меня с теми же вытаращенными глазами и с тою же длинною, судорожною, бе _ смысленно-вопрошающей улыбкой, ра _ двигающейся все более и более. (Ф. М. Достоевский, «Подросток»)
      12. Вид своего ра _ рушающегося двора, вид сильно и _ менившийся, высохшей и странно-тихой, слегка шальной матери, не прои _ вел на него никакого впечатления. (И. А. Бунин, «Веселый двор»)
      13. Любопытство начинало меня бе _ покоить, и я надеялся, что пунш ра _ решит язык моего старого знакомца. (А. С. Пушкин, «Станционный смотритель»)
      14. Целый день гробовщик ра _ ъезжал с Разгуляя к Никитским воротам и обратно; к вечеру все сладил и пошел домой пешком, отпустив своего и _ возчика. (А. С. Пушкин, «Гробовщик»)
      15. Как скоро графиня уедет, ее люди, вероятно, ра _ ойдутся, в сенях останется швейцар, но и он обыкновенно уходит в свою каморку. (А. С. Пушкин, «Пиковая дама»)
      16. Елена была одна и поэтому не _ держивала себя и беседовала то вполголоса, то молча, едва шевеля губами… (М. А. Булгаков, «Белая гвардия»)
      17. Чьи-то глаза, черные, черные, и родинки на правой щеке, матовой, смутно _ веркнули в сонной тьме. (М. А. Булгаков, «Белая гвардия»)
      18. Многие жители Петербурга, проведшие детство в другом климате, подвержены странному влиянию _ дешнего неба. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
      19. Какие были его намерения, опасения и надежды, и _ вестно только богу, но, по-видимому, он готов был _ делать решительный шаг, дать новое направление своей жизни. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
      20. Наконец, дверь отворилась, и он медленно в _ ошел по широкой лестнице. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
      21. Один только кабинет иногда может ра _ облачить домашние тайны, но кабинет так же непроницаем для посторонних посетителей, как сердце… (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
      22. Странно, – подумал Печорин, садясь в сани, – было время, когда я читал на лице ее все движенья мысли так же бе _ ошибочно, как собственную рукопись, а теперь я ее не понимаю, совершенно не понимаю. (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
      23. Эти _ дания, которые с первого взгляда вас только удивляют как все великое, со временем _ делаются для вас бе _ ценны, когда вы в _ помните, что _ десь ра _ вилось и выросло наше просвещение… (М. Ю. Лермонтов, «Княгиня Лиговская»)
      24. У _ рубленного дерева, на земле, копошился лесник; он держал под собою вора и закручивал ему кушаком руки за спину. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)
      25. Бирюк одним поворотом _ дернул с локтей мужика кушак, схватил его за шиворот, нахлобучил ему шапку на глаза, ра _ творил дверь и вытолкнул его вон. (И. С. Тургенев, «Записки охотника»)

      Упражнение подготовили Н. В. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).

      Наша территория

      Блог 10 А класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 99 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Омска

      суббота, 19 декабря 2009 г.

      Правописание приставок, оканчивающихся на З-С

      С правописанием приставок, оканчивающихся на З-С, связано задание В3 экзаменационного теста.

      Звучит оно так: «Из данных предложений (указаны номера) выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости согласного звука, обозначенного последующей буквой».

      Сначала повторяем правило на Грамота.РУ. Здесь же выполняем тренировочное упражнение .

      А теперь рассмотрим, какие ошибки можно допустить при выполнении задания В3:

      Ошибка 1. Если после приставки, оканчивающейся на З-С, стоит гласная или Ъ, то на правописание данной приставки ни гласная, ни Ъ не влияют, т.к. З или С слышится в этом случае отчётливо. Примером этого могут служить слова РАЗузнать и БЕЗъядерный.

      Ошибка 2. Не путай приставку с частью корня или корнем. Например, в слове РАСТение нет приставки РАС-, в нём корень -РАСТ-. Или в слове ВОЗница ВОЗ — это не приставка, а корень.

      Ошибка 3. Правописание приставки С- в словах не зависит от звонкости или глухости следующего за ней согласного. Например, в словах СДЕЛАТЬ и СПРЫГНУТЬ пишется одна и та же приставка С-, несмотря на то что в первом слове после приставки стоит звонкая согласная, а во втором — глухая.

      Ошибка 4. Приставку на З-С можно не заметить, если слово имеет две приставки. Например, в слове НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ после приставки НЕ- стоит приставка ВОС-, написание которой зависит от глухости следующего после неё согласного.

      Для профилактики указанных ошибок, попробуйте выполнить следующее несложное задание.

      В каждой группе слов найди лишнее:

      а) безобразие, бездельник, безграмотность
      б) разговаривать, разбить, разъяриться
      в) возглас, возня, возраст
      г) бескровный, беспокойство, беситься
      д) разбить, разузнать, раздуть
      е) низвергнуть, низвести, низкорослый

      Выполняем задание в формате ГИА:

      В данных предложениях найдите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости согласного звука, обозначенного последующей буквой.

      Внимание! В данных предложениях может быть не одно, а два и более слов на указанную орфограмму.

      а) Офицер, разгоряченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешенстве схватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио…

      б) Попробуй взглянуть на молнию, когда, раскроивши черные, как уголь, тучи, нестерпимо затрепещет она целым потопом блеска.

      в) Возвратясь в гостиную, они уселись втроем: старики вспомнили прежнее время и анекдоты своей службы, а Алексей размышлял о том, какую роль играть ему в присутствии Лизы.

      г) Сотник сидел почти неподвижен в своей светлице; та же самая безнадежная печаль, какую он встретил прежде на его лице, сохранялась в нем и доныне.

      д) Крестясь и что-то бормоча, пролетел печальный человечек, без шляпы, с совершенно безумным лицом, исцарапанной лысиной и в совершенно мокрых штанах.

      е) Мы сели за стол; хозяин был чрезвычайно в духе, и скоро веселость его сделалась общею; пробки хлопали поминутно, стаканы пенились и шипели беспрестанно, и мы со всевозможным усердием желали отъезжающему доброго пути и всякого блага.

      ж) Он осекся и опять уставился на меня с теми же вытаращенными глазами и с тою же длинною, судорожною, бессмысленно-вопрошающей улыбкой, раздвигающейся все более и более.

      з) Целый день гробовщик разъезжал с Разгуляя к Никитским воротам и обратно; к вечеру все сладил и пошел домой пешком, отпустив своего извозчика.

      Ответы к заданию «В каждой группе слов найди лишнее»
      а) БЕЗобразие
      б) РАЗъяриться
      в) возня (корень -ВОЗ-)
      г) беситься (корень -БЕС-)
      д) РАЗузнать
      е) низкорослый (корень -НИЗ-)

      Ответы к заданию в формате ГИА:
      а) РАЗгорячённый
      б) ВЗглянуть, РАСкроивши
      в) ВОЗвратясь, ВСпомнили, РАЗмышлял
      г) БЕЗнадёжная
      д) ИСцарапанной
      е) ЧРЕЗвычайно, БЕСпрестанно, всеВОЗможным
      ж) БЕСсмысленно-. РАЗдвигающейся
      з) РАЗгуляя, ИЗвозчика

      yaplusti.blogspot.com

      2.6. Правописание приставок

      Правописание приставок включает пять типов правил:

      1) слитное и дефисное правописание приставок (кроме слитного, дефисного и раздельного написания наречий);
      2) правописание безударных гласных в приставках;
      3) правописание конечных согласных в приставках;
      4) правописание двойных согласных на стыке приставки и корня;
      5) правописание разделительного ъ на стыке приставки и корня.

      Частично правила 2, 3 и 4 рассмотрены в п. 1.9. Правописание гласных, обусловленное их произношением, 1.11. Употребление букв Ь и Ъ, 1.15. Правописание согласных. В данном пункте обобщим эти правила и остановимся более подробно на тех, что не подвергались анализу.

      2.6.1. Слитное и дефисное правописание приставок

      1. Приставки (русские и заимствованные) пишутся слитно .

      По охотиться, за облачный, на солить, вне классный, меж планетный, анти циклон, контр революция, архи важный.

      2. После приставок ставится дефис в следующих случаях:

      после приставки кое- .

      Кое- кто, кое- кого, кое- как.

      Исключение: приставка кое- пишется отдельно, если между ней и местоимением стоит предлог;

      Кое у кого, кое с кем.

      после любой приставки идёт имя собственное;

      Анти- Дюринг, авиакомпания « Транс- Америка».

      в слове контр- адмирал контр- адмиральский ), но по общему правилу: контр наступление, контр марш .

      2.6.2. Правописание гласных в приставках

      1. Правописание безударных гласных в большинстве приставок, как и безударных гласных в корнях слов, проверяется ударным положением.

      Ср.: бе з дарный – б е́ здарь, з а морозить – з а́ морозки, пр а родина – пр а́ дед.

      Исключения: приставки раз-/рас-, роз-/рос- . Гласная о в этих приставках пишется только под ударением, в безударном положении пишется гласная а.

      Ср.: р о́ спись – р а списать, р о́ зыск – р а зыскать (кроме слова р о зыскной ).

      2. Правописание приставок пре- и при- определяется их значением.

      Приставка ПРЕ- имеет значения:

      обозначает высшую степень качества или действия (имеет значение «очень», «слишком»);

      Пре милый, пре высить, пре увеличить, пре забавный.

      соответствует по значению приставке пере- (значения «через», «повторно», «по-иному», «предел действия»).

      Пре градить (перегородить ), пре дание (то, что передаётся изустно от одного поколения к другому), пре образовать (образовать повторно, заново, по-иному).

      Ср.: пред дверье («часть пространства перед дверью»), пред стоящий («тот, что «стоит» впереди, в будущем»), пред местье («пространство перед местом, городом»).

      2) Во многих случаях в современном русском языке приставки пре- и пред- либо уже не выделяются в словах, а сливаются с корнем, либо их значение не столь очевидно. Однако их значение можно восстановить, если обратиться к этимологии (происхождению) слова, например:

    • пребывать где-то, в чём («пробыть какое-то время, срок где-либо; «перебыть, пережить» где-то какой-то срок»);
    • пре в ратить («придать иной вид; перевести в иное состояние, качество»);
    • пр е вратный («искажённый, ложный, по-иному представленный, перевёрнутый»); пр е вратность («злоключение, резкая перемена, поворот в событиях»);
    • пр е грешение («проступок, грех в высокой степени»);
    • пр е дать («передать» – предать земле ; «выдать, передать кому» – предать родину ); пр е датель («изменник; тот, кто передаёт кого-то кому-то»);
    • пр е дание (переходящий из поколения в поколение рассказ о ком-либо или о чём-либо);
    • пр е дварить (в древнерусском языке слово варити означало «опередить; прийти заранее; предсказать; предупредить»);
    • пр е дел («рубеж, граница; крайняя степень чего-либо», «страна, местность в каких-то границах»);
    • пр е дседатель («тот, что сидит впереди, во главе; главный»);
    • пр е дтеча («тот, что «течёт = идёт» впереди, опережает кого-то»);
    • пр е емник («чей-то продолжатель; тот, кто занял, «перенял» чьё-то место»);
    • пр е зирать («пренебрегать как недостойным внимания – смотреть поверх головы, через кого-то»);
    • пр е имущество («то, что имеется в избытке, в большем количестве по сравнению с другими»);
    • пр е клонный («о возрасте: склоняющийся к старости, переходящий в иное состояние»);
    • пр е клонить («склонить не до конца» – преклонить знамёна, преклонить колени ), пр е клоняться перед кем-либо («почувствовать глубокое уважение; перегибаться, склоняться в поясном поклоне, не до конца»);
    • пр е красный («очень красивый»);
    • не пр е минуть ответить («не пройти мимо, через что-либо, не миновать чего-либо»);
    • пр е исподняя («то, что находится в самом низу, очень низко»);
    • пр е кословить («говорить против чего-либо, наперекор кому-либо»);
    • пр е кратить («пересечь, рассечь» от кратити/коротити – «сокращать», ср.: короткий, краткий );
    • пр е льщать («обманывать» от лесть – «обман»);
    • пр е ображать («давать другой образ; делать повторно, вновь, по-иному»);
    • пр е пираться (« пере браниваться»);
    • пр е пятствие («то, что натянуто, растянуто; то, что пересекает что-либо, мешая движению» от пяти – «тянуть, растягивать»);
    • пр е словутый («очень известный» от словутый – «известный», ср.: слово, слава, слыть );
    • пр е смыкаться (от смыкатися – «ползать»);
    • пр е ставиться («умереть» – перейти, «переставиться» в иной мир); светопр е ставление;
    • пр е стол («самый высокий стол; трон»);
    • пр е ступить закон («переступить границу дозволенного»); пр е ступник;
    • пр е творять в жизнь («осуществлять задуманное; переводить что-либо из мечты в реальность»);
    • пр е терпеть («вытерпеть, выдержать; перенести, перетерпеть»);
    • пр е тить (слово было однокоренным со словом перечить – «говорить поперёк»);
    • пр е уменьшить («значительно, очень уменьшить»);
    • пр е ходящий («непостоянный; такой, который приходит и уходит» – преходящие радости );
    • беспр е станный («беспрерывный – такой, который не перестаёт двигаться, действовать и т.п.»);
    • непр е ложный («не подлежащий изменению, нерушимый; такой, который нельзя нарушать – перекладывать, откладывать в сторону»);
    • непр е менный («обязательный; такой, который нельзя переменять»).

    3) В иноязычных словах может также встречаться начальное пре- в значениях «впереди», «передний; первый; главный», однако в русском языке пре- входит в состав корня:

    пр е зидиум, пр е зидент, пр е людия, пр е мьер, пр е мьера.

    4) В ряде случаев правописание пре- следует просто запомнить.


    пишутся с буквой з перед гласными и перед звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н,р) и с буквой с перед глухими согласными {к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ). Например: безгласный - бесклассовый, возбуждение - воспоминание, взбежать - вскружить, изгнать - испортить, низводить - нисходить, раздать - растратить, чрезмерный - чересседельник.
    1. В приставке раз- {рас-) - роз- {рос-) без ударения пишете;; а, под ударением - о. Например: раздать - розданный.
    2. Приставка с- пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными. Например: спрятать - сбежать, столкнуть - сделать.
    Упражнение 158. Вставьте пропущенные буквы.
    Бе...голосый, бе...печный, бе...вкусный, бе...платный, бе...корыстный, бе...пощадный, бе...дорожный, бе...церемонный, бе...характерный, бе...мятежный, бе...нравственный, бе...толковый, безгрешный, бе...жизненный, бе...численный, бе...шумный, безропотный, бе...предельный, бе...лиственный.
    Упражнение 159. Образуйте слова со следующими приставками:
    воз вое- (препятствовать, славить, дать, требовать, гордиться, хвалить, стать, жечь);
    из ис- (жить, зябнуть, сохнуть, чахнуть, лить, царапать,
    шарить);
    раз рас- (думать, звонить, колоть, пороть, спросить, цвести,
    чесать, шевелить).
    Упражнение 160. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
    1. Как эта лампада бледнеет пред ясным во...ходом зари, так ложная мудрость мерцает и тлеет пред солнцем бе...смертным ума (П.). 2. В бе...людной улице за версту слышно, как разговаривают двое-трое между собой (Гонч.). 3. Наступила весна, все зазелейело, ра...пустилось, ра...цвело (Акс.). 4. Предра...светный ветер подул, и тихо в...плывает багровое солнце (Т.). 5. ...жатые губы Илюши не шевелились, ...двинутые брови не ра...ходились (Т.). 6. Хорь не все ра...сказывал, он сам меня о многом ра...спрашивал (Т.). 7. Я беспощадно погонял измученного коня (Л.). 8. Поглядев на звезды, Хаджи Мурат ра...читал, что было уже за полночь (Л. Т.). 9. Ни...- кие бе...конечные камыши тянулись до самых гор (Л. Т.). 10. Во сне даже сильный человек кажется бе...защитным и бе...помощным (М. Г.). И. Пламя колебалось, дрожало, точно бе...звучно ра...сказывало о чем-то (М. Г.). 12. Изредка в просвет ни...падали солнечные лучи, в...пыхивал по-летнему синий клочок неба (Шол.). 13. По- хорошему...дружился поваренок с черномазым кубовщиком (И.О.).
    1. Ра...судительный и серьезный матрос терпеливо выслушивал все ра...сказы о житье-бытье (Н. О.). 15. Рука Алексея бегала по ватману, выводя карандашом длинный ра...чет (Аж.).
    Для справок. Различие в написаниях расчет - рассчитать связано с правилом: перед -чет пишется одно с (кроме слова бессчетный), перед -чит два с.
    Упражнение 161. Перепишите, вставляя пропущенные буквы; поставьте ударение.
    Р...зыграть, р...зыгрыш, р...списание, р...спись, р...спустить, р...спуск, р...звальни, р...звалиться, р...зыск, р...зыскать, р...сказать, р...сказни, р...списка, р...списной, р...ссыпи, р...ссыпать.
    Упражнение 162. Перепишите, вставляя пропущенные буквы; выделите корни в приводимых ниже словах.
    Ни...кий, НИ...ШИЙ, ра...шить, ...делать, ...дание, ...дача, ...доба, ...дешний, ...гибать, не видно ни...ги, со...дать, ...дружиться, ра...дружиться, ...жечь, ...доровье, ...жать, ра...жать, ...двоить, ра...двоить, ...дравствовать.

    437. Выберите правильное написание и обозначьте условия выбора букв з или с.

    Без болезненный - приставка без- стоит перед звонким согласным б, поэтому на конце пишется буква з.
    Бес платный - приставка бес- стоит перед глухим согласным п, поэтому на конце пишется буква с.
    Бес козырка - приставка бес- стоит перед глухим согласным к, поэтому на конце пишется буква с.
    Воз наградить - приставка без- стоит перед звонким согласным н, поэтому на конце пишется буква з.
    Вос петь - приставка бес- стоит перед глухим согласным п, поэтому на конце пишется буква с.
    Вз махнуть - приставка вз- стоит перед звонким согласным м, поэтому на конце пишется буква з.
    Вс крикнуть - пристака вс- стоит перед глухим согласным к, поэтому на конце пишется буква с.
    Низ вергаться - приставка низ- стоит перед звонким согласным в, поэтому на конце пишется буква з.
    Из гибаться - приставка из- стоит перед звонким согласным г, поэтому на конце пишется буква з.
    Ис портить - приставка ис- стоит перед глухим согласным п, поэтому на конце пишется буква с.

    438. Запишите слова с приставками на -з/-с в две колонки, обозначьте изучаемую орфограмму.

    439. Запишите 7-8 слов с буквами з и с на конце приставок. Объясните правописание этих букв. Какими частями речи являются записанные вами слова?

    Разгром (сущ.), растопить (гл.), бездарный (прил.), бестолковый (прил.), излечить (гл.), исписать (гл.), издание (сущ.), ископаемые (сущ.).

    В приставках на -з и -с перед звонкими согласными пишется -з, перед глухими - -с.

    440. Запишите слова в две колонки: 1) с з в конце приставки; 2) с с в конце приставки. Сколько приставок в выделенном слове?

    441. Составьте предложения с данными словами и словосочетаниями.

    Сегодня в школе все уроки по рас п исанию. Учитель раз д ает ученикам тетради. Мы рас к рыли учебники на первой странице. Дежурные после уроков с т ерли все с доски. Нам нужно поработать над ис п равлением ошибок в самостоятельной работе. Писать нужно раз б орчиво. Петя никак не мог вс п омнить и рас с казать, что он делал вчера. Учитель математики попросил нас внимательно рас с мотреть таблицу. Чтобы правильно решить задачу, нужно вос п ользоваться правилом.

    442. Подберите к каждому из данных слов однокоренные с приставками раз- (рас-) и с-. Запишите их в две колонки.

    Жечь
    ж - [ж] - согл., зв., тв.
    е - [э] - гл., ударный.
    ч - [ч"] - согл., глух., мягк.
    ь - нет звука.
    4 б., 3 зв.

    443. Распределите слова на три группы: 1) с приставкой с-; 2) с приставкой на -з; 3) без приставки (в этих словах з входит в корень).

    444. Диктант. Обозначьте приставки.

    445. Подберите к данным словам однокоренные с указанными приставками. Обозначьте условия выбора согласных букв. В каких словах вы написали удвоенные согласные буквы? Почему? Составьте и запишите словосочетания со словами, помещенными в рамке.

    Мы написали удвоенные согласные буквы в словах: ввинтить, поддержать, оттаять, ссыпать, иззябнуть, рассчитать, расстроить, потому что в этих словах корень начинается на ту же согласную, на которую заканчивается приставка.

    446. Прочитайте. Докажите, что перед вами текст. Спишите на выбор любые три абзаца. Обозначьте приставки. Почему поставлены три в начале строк?