МКОУ « Нихнегридинская средняя общеобразовательная школа»

Конспект открытого урока по русскому языку

в 3 классе

«Изменение глаголов по числам»

Подготовила и провела учитель начальных классов первой категории Евдокимова Дина Алексеевна

Март 2016г

Тема: « Изменение глаголов по числам».

Учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Подготовила: учитель начальных классов Евдокимова Дина Алексеевна, первая квалификационная категория.

Тема урока «Число глаголов. Изменение глаголов по числам»

Тип урока. Изучение нового материала.

Методы урока. Словесные, наглядные, практические, ч- поисковые.

Технология: информационная

Элементы технологий:

1). Работа в парах;

2).здоровье сберегающие технологии;

3).технология проблемного диалога.

Цель: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.

научиться изменять глаголы по числам;

правильно ставить вопросы к глаголам;

научить различать глаголы в единственном и множественном числе;

сотрудничать с другими учащимися в решении учебных задач;

воспитывать чувство коллективизма, ответственности;

развивать речь учащихся;

формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль;

воспитывать любовь к русскому языку, к родной природе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

ПРЕДМЕТНЫЕ

1). Уметь правильно ставить вопросы к глаголам и определять число;

2). Выполнять операции анализа, синтеза и сравнения;

3). Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Познавательные УУД:

1). Извлекать информацию из схем и текстов;

2). Выявлять сущность особенности объектов;

3). На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД:

1). Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

2). Умение прогнозировать предстоящую работу (планирование);

3). Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1). Слушать и понимать других;

2). Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

3). Оформлять свои мысли в устной форме;

4). Работать в коллективе

ЛИЧНОСТНЫЕ

1). Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2). Уметь проводить самооценку на основе успешной учебной деятельности.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ:

1). Воспитание трудолюбия и способности к познанию;

2). Воспитание нравственного чувства, эстетического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

3). Формирование интереса к русскому языку;

4). Эстетическое воспитание;

5). Воспитание здорового образа жизни

6). Экологическое воспитание.

Оборудование:

Учебник «Русский язык» 3 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, созданная учителем, дидактический и раздаточный материал для работы в парах, группах.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности .

а) Проверка готовности рабочих мест.

Ребята посмотрите всё ли у вас готово к работе на уроке. Сели правильно.

Руки? – на месте

Ноги? – на месте

Локти? – у края

Спинка? –прямая

б) Настрой на работу.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Все пиши, не отставая,

Слушай не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно,

Если друг стал отвечать

Не спеши перебивать.

Сегодня на уроке присутствуют гости.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти.

Посмотрите пожалуйста на экран (Слайд 1). Внимательно прочитайте предложение и попробуйте его продолжить.

(Я пришёл на урок русского языка чтобы, …) (научиться правильно говорить, грамотно писать, участвовать в диалоге, развивать свою речь, мышление, воображение, а это всё показатель общей культуры человека и тд.)

в) Вступительное слово учителя о русском языке.

Изучая русский язык, мы во многом становимся богаче. Мы начинаем понимать чрезвычайно тонкие оттенки и нюансы, получаем возможность знакомиться с произведениями величайших мастеров слова.

«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой

Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» Конечно это не все высказывания о русском языке. Дома вы должны были найти высказывания великих людей о русском языке. Пожалуйста, если кто нашёл, прочтите нам.

Узбекский поэт Сабир Абдулла написал замечательное стихотворение о русском языке «Учите русский – годы кряду, с душой, с усердием, с умом. Вас ждёт великая награда, и та награда в нём самом». С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Без языка не возможно развитие ни науки, ни техники, ни ремесел. Поэтому, мы и изучаем с вами свой родной русский язык.

Итак, начнём свою работу по изучению нашего родного русского языка.

Послушайте, пожалуйста, загадку.

Она приходит с лаской.

Волшебной палочкой взмахнёт

В лесу подснежник расцветёт. (Весна)

Правильно ребята, наступило самое прекрасное время года, когда вся природа просыпается от зимнего сна. В течении урока мы ещё будем говорить об этом времени года.

II . Минутка чистописания.

А сейчас откроем тетради

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу

Я, друзья от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь

За работу я возьмусь.

Какая сегодня дата?

Запишем число, классная работа.

Проверьте правильно ли, вы написали?

Какую букву мы будем писать, вы узнаете расшифровав запись. (Слайд 2)

Пишем заглавную и строчную буквы Тт.(Слайд 3)

Что вы можете рассказать о букве Т? (Буква Т обозначает согласные звуки [т],[т ])

Дайте характеристику звуку? ([т ]- согласный, глухой, может быть твёрдым и мягким, парный звонкому [д ]

Посмотрите на слайд. Что вы, видите? (слоги) (Слайд 4)

Запомните последовательность, в которой записаны слоги. ЕТ ТА ИТ УТ ТЫ

Запишите слоги в тетрадь по памяти

Зелёный - всё правильно

Жёлтый – 1 ошибка

Красный – 2 ошибки и более.

III Словарная работа.

Картинный диктант

Заяц, молоток, морковь, машина, помидор, собака, карандаш.

Взаимопроверка (Слайд 5) Поменялись тетрадями и проверьте друг у друга написание слов.

IV . Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

Что объединяет все эти слова?

Что вы знаете об имени существительном?

Как изменяются имена существительные?

Ребята, я хочу загадать вам загадку, а вы попробуйте узнать, о какай части речи в ней говориться. Только, пожалуйста, не выкрикивайте, если догадались. Умейте дослушать до конца.

Интересная часть речи

В русском языке живёт

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет или поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

Всё расскажет нам… ( глагол )

Что такое глагол?

Что обозначает глагол?

На какие вопросы отвечает?

Каким бывает членом предложения?

Как изменяются глаголы? (Слайд 6)

Мы затруднились ответить на этот вопрос. Вот именно на него мы постараемся ответить в конце нашего урока.

А сейчас вернёмся к нашим словарным словам и подберём к ним подходящие по смыслу глаголы

V . Самоопределение к деятельности

Посмотрите, кто изображён, на левой части слайда? (Слайд 7) Птица

На правой? Птицы

Запишите в тетради каждое слово с большой буквы и с новой строчки

Какой частью речи являются слова? (Существительные)

Что изменилось в записи слов? (окончание) (выделипе окончания в этих словах)

Почему?(изображен 1 предмет, значит сущ-е ед.числа, справа два предмета- мн.число).

Составьте нераспространенное предложение к левой части. (Птица летит)

К правой части? (Птицы летят).

Запишите их в тетрадь.

Что изменилось в записи глаголов? (окончание) выделите.

Почему? (летит - обозначает действие одного предмета и отвечают на вопрос что делает?- это форма глагола ед. числа ),

летят - глагол обозначает действия нескольких предметов и отвечают на вопрос что делают? – это форма мн.числа ) -Укажите у себя в тетрадях.

От какой части речи вы задаете вопрос? (от имени существительного) Подпишите часть речи – сущ-е.

Как вы думаете, от чего зависит, в каком числе стоят глаголы в предложении?

(число глаголов зависит от числа имени существительного с которым глагол связан)

VI Тема и цель урока

Сформулируйте тему урока (Слайд 8)

Какие цели вы поставите на урок. Что мы должны узнать и чему научиться? (Слайд 9)

Узнать на какие вопросы отвечают глаголы единственного и множественного числа.

Научиться различать глаголы единственного и множественного числа.

VII Физкультминутка

А уж ясно солнышко (Встали на носочки, поднимают руки вверх.)

Припекло, припекло.

И повсюду золото (Опустились, руки на пояс.)

Разлило, разлило.

Ручейки по улице (Бег на носочках.)

Все журчат и журчат.

Журавли курлыкают (Идут, высоко поднимая колени,

И летят, и летят. взмахивают руками)

Скажите, о каком времени года говориться в нашей физкультминутке?

Посмотрите в окно и скажите, какие изменения произошли в природе с приходом весны?

В каком числе стоят глаголы во втором четверостишии?

Поставьте эти глаголы в единственном числе и прочитайте четверостишие, изменяя текст.

(Ручеёк по улице

Всё журчит и журчит.

Журавль курлыкает

И летит, и летит).

Обобщение: глагол изменяется по числам

VIII Первичное закрепление.

На доске записаны столбики слов

девочка
девочки
подснежник
подснежники

цветут
собирает
собирают
цветёт

Из двух столбиков подберите, составьте и запишите пары так, чтобы поучилось верное сочетание слов.

Проверяем .

девочка (сущ., ед.ч.) собирает (глагол, ед.ч.),
девочки (сущ., мн.ч.) собирают (глагол, мн.ч.),
подснежник(сущ., ед.ч.)цветёт (глагол, ед.ч.),
подснежники (сущ., мн.ч.) цветут (глагол, мн.ч.).

Работа с каждой парой слов. (Кто?) девочка (что делает?) собирает. Можно сказать девочка собирают? (Нет, «девочка - в ед.ч., собирают- во мн.ч.»).

Можно сказать «девочки собирает»?

Глаголы «собирает» и „собирают» имеют одинаковое значение. Чем они отличаются? («собирает» - в ед.ч., «собирают» - во мн.ч.).

Как определили, в каком числе стоит глагол? (Посмотрели на число существительного).

Глагол «собирает» изменяется по числам? (Да).

Быть может, только этот глагол изменяется по числам? (Нет, «цветёт» - «цветут», «поёт» - «поют» и т. п.).

Итак, глаголы изменяются по числам? (Да).

Глаголы изменяются по числам, что это значит. Это значит, что у глагола есть форма единственного и множественного числа

Как правильно определить число глагола?

Откроем учебник и проверим, совпало ли наше открытие с правилом учебника. С.109.

Правильный вывод, вы сделали? (Да)

Какие ещё новые вопросы, вы прочитали к глаголам единственного и множественного числа? (что сделает? что делал? что сделаю? что делали?)

Теперь вернёмся к нашему затруднению. Как изменяются глаголы? Слайд 11)

IX Закрепление

А сейчас мы проверим как вы поняли тему нашего урока. Работа с учебником.

А сейчас выполним упражнение № 189 (Самостоятельная работа)

На распознавание в тексте глаголов.

Прочитайте, напишите первое четверостишие, над глаголами укажите число. (один ребёнок работает у доски)

А сейчас выполним задание на слайде. (слайд 12)

Найдите лишнее слово в строке и объясните свой выбор. (

1. Играют, смотрят, пишет , рисуют.

2. Поливает , цветут, растут, пахнут.

(Глаголы ед. ч, все остальные стоят во мн. ч.)

Задание 2.

Ребята у вас на партах лежат карточки. Работая в парах, распределите глаголы на две группы.

(Живет, шумят, светит, бежит, плывут, журчат, зеленеет, думает, наступает, играют)

А теперь немножко поиграем и отдохнем, выполним задание на внимание: «Услышав глагол единственного числа, хлопайте в ладоши».

Чтение учителем отрывка из книги Т. Рик «Здравствуй Дядюшка Глагол»:

«…Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вымпел, зажёг, обжёг, флажок, дружок».

Поднимите руку, кто ни разу не ошибся. Молодцы, самые внимательные!

2. Работа в группах

Я подготовила для вас задание, в котором вы поработаете вместе, исследуете текст, всё ли там верно написано, на ваш взгляд, мы потом обсудим с вами. (Повторить правила работы в группах). (Слайд

Ребятам выдаются карточки с текстом.

В лесу очень шумно, один родничок тихо журчали.

Я подошли к нему. Он были чистый-чистый. Вокруг пела птицы, и он вместе с ними пел.

Зачитывается новый текст по одному предложению.

Что мы сделали с глаголами, чтобы текст стал верным? Для чего мы это сделали?.

Запишите текст, подчеркните глаголы, определите число.

Задание

Угадайте предметы по их действию.

Сияет, свети, греет. Что?

Бегают, прыгают, лают. Кто?

Течёт, журчит, льётся. Что?

Вывод. Глагол связан с именем существительным, стоит в том же числе, что и имя существительное.

X . Итог урока .

Какой итог можем подвести? Что вы узнали нового о глаголах?

X I . Домашнее задание . (Слайд 13)

.По выбору:

    Составить и записать 2 предложения с глаголами в разных числах.

    Записать 4 глагола единственного числа и 4 глагола множественного числа

X II . Рефлексия .

Мы сегодня много писали, думали, говорили, а теперь я вам предлагаю оценить свою работу необычным способом, созданием картины «Весна».

Если у тебя все получилось, то приклей к дереву зеленый листочек

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то приклей к солнышку желтый лучик.

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то приклей к ручейку голубую льдинку.

Вывод по рефлексии.

Посмотрите, какая весенняя картина у нас получилась. На дереве распустились зелёные листочки, ярко светит солнышко. Будем надеяться, что очень скоро такую картину мы сможем увидеть и в окошко.

– Природа весной просыпается и набирается сил, а вы на уроках набираетесь знаний!

– А я радуюсь вашим успехам! Слайд 14) МОЛОДЦЫ!

Самоанализ

1. Тема урока: Изменение глагола по числам

2. Место в учебном курсе: урок в 3 классе, раздел «Части речи», учебник по русскому языку 3 класс / В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

3. Тип урока: урок открытия нового знания

4. Цель: формировать умения определять число глаголов, изменять глаголы по числам, развивать умения определять число глаголов.

5.Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу; формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать свои мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем, договариваться и приходить к общему решению в ходе индивидуальной и групповой работы; отвечать на вопросы, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.

Предметные: распознавать глаголы единственного и множественного числа, применять правила определения формы глогола; самостоятельно различать форму глагола

6. Основные понятия: глагол, единственное число глагола, множественное число глагола

7. Межпредметные связи:

8. Организация пространства: групповая, парная, фронтальная работа.

9.Технологии: здоровьесбережения, развивающего обучения, проблемно-диалогического обучения, проектной методики, информационно- коммуникативные.

Урок открытия новых знаний из раздела «Части речи» разработан в соответствии с ФГОС, рабочей программой по русскому языку для 3 класса В Канакиной с опорой на программу авторов УМК «Школа России», построен с использованием элементов технологии здоровьесбережения, развивающего обучения, проблемного обучения, проектного обучения и информационно- коммуникативной.

Мотивация обучающихся на учебную деятельность позволяет заинтересовать познавательным процессом, настроить на успешное выполнение задания, сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности. Дидактическая игра «Шифровщик» активизирует познавательную деятельность обучающихся. Работа с предложением на этапе актуализации знаний выполняет пропедевтическую функцию для последующих этапов урока. Этап постановки темы и целей урока осуществляется посредством подводящего диалога. Групповая работа на этапе открытия новых знаний позволяет обучающимся самостоятельно сформулировать выводы, дать определение изменения глаголов. Алгоритм на этапе первичного закрепления направлен на практическое применение полученных знаний. Рефлексия содержания учебного материала и деятельности позволяет ученикам оценить свою работу по заданным критериям, весь урок в целом и быть успешными.

Методы, используемые на уроке: метод постановки проблемных вопросов, частично-поисковый метод, побуждающего и подводящего диалога, проектный метод, дидактическая игра, метод работы с книгой.

Методические приемы: прием «зашифрованных» букв, выдвижения гипотез, выявления и продолжения закономерности, «обратной» связи с использованием сигнальных карточек, консультирования, самооценки по заданным критериям, оценки урока с помощью сигнальных карт.

11. Оборудование и материально-техническое обеспечение: презентация, карточки для групповой работы, оценочные листы, сигнальные карточки, алгоритм, учебники, тетради.

В ходе урока совместно с учащимися было организовано целеполагание, дети сами определили тему урока и цели. На данном этапе использовался приём - постановка проблемной задачи. Для активизации познавательной деятельности обучающихся и развития УУДе в урок я вводила научно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый методы, проектный метод обучения.

На мой взгляд, я оптимально использовала парную, фронтальную, групповую формы работы.

Достаточно эффективными были приёмы: дидактическая игра "шифровщик", выдвижение гипотез, работа в парах, мини-проект в группе, которые позволили развивать умения:

Сотрудничества (договариваться, обсуждать, распределять роли, эффективно использовать время урока);

Высказывать и обосновывать своё мнение, убеждать, сравнивать, делать выводы.

Приём "алгоритм" позволил проектировать маршрут преодоления затруднений, систематизировать знания.

На этапе "Рефлексия" через создания картины «Весна», я формировала способность обучающихся к самооценке, что позволило:

Подвести итог урока;

Проанализировать усвоенное детьми;

Скорректировать дальнейшую работу.

Домашнее задание я предложила на выбор, включая творческое задание, для формирования устойчивого интереса к предмету и для того, чтобы ученик мог чувствовать себя успешным.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования третьеклассников, соответствовал их жизненному опыту.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация была привлекательна для детей, за счет этого повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

На уроке я старалась создать комфортные условия, ситуацию успеха для каждого ребёнка, учитывая возрастные особенности и благоприятный эмоционально-психологический климат всего урока в целом, считаю, все запланированные цели и задачи выполнены

Русский язык (3-й класс)

Тема: «Определение числа глагола. Изменение глаголов по числам»

Учитель начальных классов:

Ямалеева Зухра Магфуровна

(высшая квалификационная категория)

МБОУ СОШ №3, г. Радужный ХМАО

Тип урока - комбинированный: урок с групповой работой постановки проблем и их решения. Целеполагание относительно педагога: вовлечь каждого ученика в активный познавательный творческий процесс; относительно учащихся: расширить имеющиеся знания об изменении глаголов по числам, формировать умение в определении и изменении числа глаголов; учить применять свои знания в новых условиях; воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе; развивать умение размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы. Главная проблема урока: От чего зависит число глаголов? Название компетенций: информационная, учебно-познавательная, коммуникативная. Круг реальных объектов действительности, по отношению к которым формируются компетенции. Части речи: существительное, глагол. Перечень знаний, составляющих компетенцию: теоретические знания: орфограммы корня, что такое глагол, главные члены предложения, связь слов в предложении, как определить число глагола; правила работы в группе, в парах и самостоятельно. Умения и навыки, относящиеся к компетенции: выполнение инструкций; элементарное обоснование высказанного суждения; учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности; умение находить недостающую информацию в справочнике по русскому языку. Личностная значимость компетенции (зачем ученику необходимо быть компетентным?). Эмоционально – ценностное отношение к языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты. Каким образом будет организована образовательная ситуация? (эвристическое задание, проблемный вопрос, эвристический вопрос) Проблемный вопрос (От чего зависит число глагола?) Какие способы деятельности по отношению к выбранному кругу реальных объектов будут применены? Способы решения поставленной задачи: анализ, сравнение, выявление особенностей (работа по разноуровневым карточкам: запись предложений, употребив глаголы в нужном числе). Каков минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции? В умении употреблять глаголы в нужном числе.

Оборудование: разноуровневые карточки, компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

    Организация детей на работу. Сообщение темы, постановка целей урока.
- Сегодня на уроке русского языка у нас присутствуют очень добрые гости – ваши родители и учителя. Давайте поздороваемся с ними по- доброму, посылая свои добрые улыбки. Садитесь. Ваши мысли в порядке? Молодцы! Тогда, не теряя ни минуты, начнём работать. Скажите, с каким царём большой страны «Частей речи» мы знакомились на предыдущих уроках? -С глаголом. (На интерактивной доске открывается «Глагол») - Какой вопрос мы исследовали вчера на уроке? - Изменяются ли глаголы по числам? (Открываю на интерактивной доске) - Что же мы выяснили? - Да, изменяются. - Сегодня продолжим изучать эту тему и узнаем, от чего же зависит число глаголов. Сформулируйте цели на урок. - Научимся определять число глаголов и изменять их по числам. (На интерактивной доске: «Научимся: 1) определять число глаголов; 2) изменять глаголы по числам») - Ваши пальчики послушны? (Пальчиковая гимнастика). II . Чистописание.- Откройте тетради и запишите число, классная работа. В минутку чистописания предлагаю написать строчные буквы (показ на доске) а и о в «ракушечках», чередуя: аоа, оао. - Какая орфограмма их объединяет? - Безударная гласная. - Какие гласные этой орфограммы ещё знаете? - и, е, я. - Вспомните и запишите 3 слова 1-й вариант: с безударной непроверяемой о , 2-й вариант – с непроверяемой а . (В это время на 2-й странице задания интерактивной доски 1 ученик вставляет буквы). - Задавайте вопросы по орфограммам вставленных букв на доске. (Выборочная проверка записанных слов). III . Словарная работа. Картинный диктант (с самопроверкой - стр. 3 на интерактивной доске)- Какие слова могут быть лишними? - «очки» с орфограммой –ЧК- и «циркуль»- после Ц пишется И , о чём должны помнить. IV . Актуализация опорных знаний.
    О глаголах с прямым и переносным значением.
- Запишите глаголы к словам в: 1-й ряд – яблоко – в прямом значении, 2-й ряд – очки – в прямом и переносном значении, 3-й ряд – облако – в переносном значении. - Прочитайте. Объясните. (Выборочная проверка). 2. О согласовании глаголов и существительных в числе. - Какая грамматическая особенность объединяет глаголы существительных «облако» и «яблоко»? Почему? - Все глаголы стоят в единственном числе, т.к. связаны с существительными единственного числа. -В каком числе употреблены глаголы существительного «очки»? Почему? Поставьте их в единственное число. - Существительное «очки» употребляется только во множественном числе, поэтому к нему нельзя подбирать глаголы в единственном числе. Речь тогда будет неправильная. V. Работа над новой темой. 1. Работа над определением числа глаголов и их орфограммами. (Фронтальная работа по заданиям стр. 4 на интерактивной доске: дети распределяют глаголы по числам, объясняя орфограммы пропущенных букв).
    Тематическая физминутка.
- Услышав глагол во множественном числе, встать на носочки, руки вверх. В единственном – присесть, руки на поясе. Если «ловушка» - затопать.- Наступил, завопил, спасите, умираю, извините, остался, ломит, перевязывали, заживает, кормят, поит, ловко, провёл, беспокоят, косой. - Из какой сказки были глаголы? Кто автор? - Сказка «Заяц – обманщик» С. В. Михалков.(Учебник О. В. Кубасова, 3- й класс) 3. Работа по дифференцированным заданиям. (Поиск ответа на проблемный вопрос : « От чего зависит число глагола?» с опорой на имеющиеся знания). (Дети рассажены по рядам так: 1-й ряд – с низким уровнем сформированности ключевых компетенций, 2-й ряд – с высоким, 3-й ряд – со средним).

(Поработаем в парах!) – 3-му ряду.

Запишите стихотворение без ошибок, употребив глаголы, данные в скобках в единственном числе. Тёплый дожть (ворвались) в лес, Долго (топали) по трапинке, В чястый ельничек (пролегли) (Прошумели) в густой осинке. (Будь самостоятельным!) – 1-му ряду. Запишите предложения без ошибок, употребив глаголы, данные в скобках во множественном числе. Вкустах (защебетал, защебетали) птицы. В лесной глуши (прокуковала, прокуковали) кукушки. Наболоте (зашуршал, зашуршали) камыши. Подёлкой (проснулись, проснулся) ежи и (прислушался, прислушались).

(Поработаем вместе!) – 2-му ряду.

Запишите, вставляя пропущенные буквы, употребив глаголы, данные в скобках, в нужной форме. Последний снег (таять) на п…лях. (Звенеть) по дорогам ручейки. (Ломать) зимний лё… реки. Весной (оживать) з…мля. На д…ревьях (набухать) почки. Скоро (появиться) первые цветы.
    Самопроверка по «ключу» (1-й и 3-й ряды проверяют по 5-й стр. интерактивной доски). Формулировка ответов на проблемный вопрос.
- Какие трудности возникли при выполнении заданий? От чего же зависит число глагола? - От связанного с ним существительного. VI . Подведение итогов. (Одновременно работа ведётся на 7 стр. интерактивной доски с непрозрачным экраном). - Итак, подведём итоги. Царь – Глагол самостоятельно не может жить, хочет создать семью. Какую же из частей речи он возьмёт в царицы, чтобы зажить в мире и согласии? - Имя существительное. - Создав семью – предложение, как они начинают называться? - Подлежащее и сказуемое. - В чём же они должны соглашаться друг с другом? - В числе. VII . Рефлексия.- Удалось ли нам достигнуть поставленных целей? - Запишите (рядом с «Классной работой») букву, на которую вы усвоили тему урока: А – Мне не всё понятно, Б – Я всё усвоил, В – Хочу узнать ещё больше. VIII . Оценивание.I Х. Домашнее задание. Стр. 80, упр. 550 (* упр. 552 – по желанию, дополнительно)

Используемая литература

1. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Москва
    Русский язык (поурочные планы к учебнику Т. Г. Рамзаевой) Я. Ш. Гараева, Москва «ВАКО», 2005г. Русский язык (поурочные планы по учебнику Т. Г. Рамзаевой), Е. Е. Гугучкина, Волгоград «Учитель», 2003 г. Большой справочник по русскому языку О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова, Москва «Астрель», «Аквариум», 2000 г. Русский язык (учебник для 4 класса), Т. Г. Рамзаева.

Глагол, чаще всего выступающий в предложении сказуемым, является исключительно самостоятельной частью речи. Он обозначает действие или состояние подлежащего. Весна идёт, тепло несёт.

Правила глаголов

Все глаголы имеют начальную (инфинитив, неопределённую) форму. Отличить её можно по окончаниям -ть, -ться, также эти слова отвечают на вопросы «что делать», «что сделать». В предложении чаще всего выступает сказуемым или его частью и подлежащим, но может выполнять роли других членов.

Мы хотим увидеть новые учебники.

Видеть - это смотреть душой.

Она любила смотреть на звезды.

Если к глаголу можно задать вопрос «что делать», то он относится к совершенному виду (радоваться, молчать) . Когда к нему можно задать вопрос «что сделать» - это несовершенный глагол (обрадоваться, помолчать). Иногда встречаются также двувидовые глаголы, они могут относиться то к одному, то к другому виду, в зависимости от контекста.

Я исследовал подвал вчера. (совершенный вид).

Я уже исследовал подвал. (несовершенный вид).

Возвратные глаголы означают действие, которое направлено на себя. Они образуются с помощью постфиксов -ся, -ться (играться, кусаться). Невозвратными называются все остальные глаголы (играть, кусать).

Сказуемые, соединяющиеся с другими частями предложения в форме винительного падежа без использования предлога, относятся к переходным глаголам (вымыть кружку, позвать маму). В категорию переходных входят те, которые не могут сочетаться без дополнительных частей речи (лететь, лежать). В эту группу входят также все глаголы возвратной формы (умываться, убираться).

Правописание глаголов

В предложениях, по правилам глаголов, они могут относиться к одному из трёх наклонений. В форме изъявительного - глаголы можно менять по временам (жили, живём, будем жить), числам (моет, моют), лицам (я повторяю, ты повторяешь, он повторяет). Если для выполнения действия требуется соблюдение некоторых правил, то такие сказуемые относятся к условным (Если всем будет удобно, я подошёл бы). Данная форма образуется частичками бы, б (заглянул бы, смогла б) и может изменяться в родах и числах. Особенно следует отметить повелительный вид сказуемых, который может заставлять, побуждать, призывать к действию (Придите ко мне!). Глаголы такого наклонения могут меняться в лицах и числах.

По правилам глаголов, в прошедшем времени они означают уже произошедшее/происходившее действие (Я сам купил вещи). Также они не могут менять личную форму. К сказуемому настоящего времени можно подставить вопрос «что делает» (Он сам покупает вещи.). Совершенные глаголы не используются в настоящем времени. В правилах глаголов будущего времени существуют две формы: составная (с дополнительным словом будет ) и простая (однословная). Соответственно можно задавать разные вопросы: «что сделаешь» (Ты сам купишь вещи.); «что будешь делать» (Ты будешь покупать вещи сам).

Изменение глаголов

Перемена сказуемых в лице и числе объясняется их спряжениями. Они проявляется исключительно в изъявительной форме и несомненно в виде времени настоящего или будущего.

Для формы в единственном числе личные глаголы изменяются так :

  • 1 лицо - Я открываю. Я люблю.
  • 2 лицо - Ты открываешь. Ты любишь.
  • 3 лицо - Он открывает. Он любит.

Для формы во множественном числе личные глаголы изменяются так:

  • 1 лицо - Мы открываем. Мы любим.
  • 2 лицо - Вы открываете. Вы любите.
  • 3 лицо - Они открывают. Они любят.

Если есть возможность поставить под ударение, разновидность спряжения можно определить так:

  • -е меняется на -у(-ю) - 1 спряжение смотреть-смотрю ;
  • -и меняется на -а(-я) - 2 спряжение звонит-звонят.

В остальных случаях суффикс в начальной форме определяет спряжение:

  • 2 спряжение -и(ть) (красить) и особые исключения;
  • 1 спряжение включает в себя остальные глаголы на -а(ть), -я(ть), -у(ть), -е(ть), -ы(ть), -о(ть) (хотеть, знать );
  • Бывает 4 слова-исключения: зыбиться, зиждиться, брить и стелить и образованные от них.

Слова без упомянутых суффиксов - жить, бить.

Встречаются также такие глаголы, которые меняются и как первое спряжение, и как второе.

Ед. число:

  • 1 лицо - Я побегу. Я захочу.
  • 2 лицо - Ты побежишь. Ты захочешь.
  • 3 лицо - Он побежит. Он захочет.

Мн. число:

  • 1 лицо - Мы побежим. Мы захотим.
  • 2 лицо - Вы побежите. Вы захотите.
  • 3 лицо - Они побегут. Они захотят.

У глагола-исключения брезжить существуют только формы 3 лица в разделе единственного числа или множественного (брезжит - брезжат ).

Слова есть и дать и производные от них являются исключениями и образуют особенные личные формы.

Безличные глаголы

Местами попадаются безличные глаголы. К ним относятся слова, обозначающие пассивное сказуемое, которое происходит без участия подлежащего (вечереет, смеркается).

Основным признаком, с которым можно определить безличность правильного глагола, является его неизменность в числах и лицах. Чаще всего эти виды глаголов выступают в виде сказуемых в простых односоставных предложениях. Для формы настоящего времени применяются в качестве 3 лица и только единственного числа, а в прошлом - как единственное число и средний род.

Обычные глаголы иногда используются для замещения безличных, если появляются в виде единственного сказуемого предложения.

  • Небо посветлело - личный глагол.
  • За окном посветлело - безличный.

Несколько важных правил

Грамотное правописание глаголов и гласных в настоящем времени или формах простого будущего зависит от спряжения:

1 спряжение - в нем используются окончания -е, -у(-ю) забывает, забудут;

2 спряжение - стоит ставить окончания -и, -а(-я) красит, красят.

  • Для повелительного наклонения второго лица глаголов обоих спряжений употребляют суффикс -и (Мы идём домой. - Идите домой.);
  • В случае с прошедшим временем: перед суффиксом -л ставится такая же буква, как в инфинитиве перед -ть (красить - красил, свистеть - свистел );
  • Если есть обес-/обез-: переходные - пишется суффикс -и- (обеспечил «кого?» «что?» ); непереходные - используется -е- (обеспокоен );
  • Леденеть, оледенеть, окровенить и подобные глаголы, образованные от существительного, пишутся с гласной -е- после корня (в ;
  • В инфинитиве, в случае использования прошедших форм, пишутся -ова-, -ева-, в том же случае, когда выбирается настоящее или простое будущее время и единственное число, форма написания первого лица имеет суффиксы -у(ю), -ю(ю) (чередовать - чередую, завоевать - завоюю).

Если же чередования не происходит, употребляются суффиксы -ыва-, -ива-; (перечитывать - перечитываю, перекраивать - перекраиваю).

Если имеется окончание -вать, -ваю под ударением и суффикс -ва-, тогда по правилам русского языка у глагола перед суффиксом пишется такая же буква, что и в начальной форме (полить - поливать -поливаю).

Заключение

Эти несколько простых правил и примеров помогут запомнить, как нужно использовать глаголы при написании. Конечно, чтобы изучить все нормы и исключения, понадобятся более глубокие исследования. Однако для написания более-менее простых текстов, не претендующих на публикации в журналах и газетах, этого будет вполне достаточно.

Тема урока: Изменение глаголов по числам.

Цель урока: создать условия для:

Формирования умений определять на какие вопросы отвечают глаголы ед. и мн. ч;

Развития навыка различать глаголы по числам;

Формирования грамотного письма.

Задачи:

УУД:

Познавательные:

Делать логические выводы;

Регулятивные:

Учить действовать по плану, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат;

Коммуникативные:

Повышать культуру речи и грамотность, расширять словарный запас слов, вести диалог, понимать точку зрения другого, извлекать информацию, данную в неявном виде, учить формировать высказывания.

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Мы живем в одном краю

Всех я вас приветствую!

Проверка готовности класса к уроку

Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Повернитесь, поприветствуйте друг друга улыбкой, поприветствуйте гостей. Вы способные, умные и, конечно же, мне поможете вести урок. У нас много работы: нужно думать, запоминать. Желаю вам творческих удач! Пусть урок пролетит как одно мгновение, но оставит след в ваших головках.

Приветствуют друг друга и гостей

Актуализация опорных знаний.

Перед Вами лежат листы самооценки запишите свою Ф.И.

Психологический настрой на работу:

А чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать (слайд 3)

На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё (видят).

Ушки внимательно слушают и всё (слышат).

Голова хорошо (думает).

Молодцы!

О какой части речи здесь говорится?

С какими частями речи вы уже знакомы?

(стихотворение на слайде 4)

Что без меня предметы?

Лишь название

А я приду -

Всё в действие придёт:

Летит ракета,

Люди строят здания,

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт.

Вспомните, что вы знаете о глаголе?

(Устный фронтальный опрос)

Откройте тетради, запишите число и классная работа

- Зачем нам нужен этот этап работы?

Минутка чистописания.

(на доске запись) Глагол

Назовите первую букву

Дайте характеристику этому звуку

Пропишите эту букву (слайд 5)

На слайде записана загадка (слайд 6)

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь.)

– Кто это? Как вы догадались?

– Сегодня на минутке чистописания мы составим цепочку из первых букв глаголов, которые встречаются в загадке. Какие буквы войдут в цепочку? (Глаголы: б родит, в ыходит, н осит, д арит . Цепочку составим из букв: б, в, н, д .)

Бвнд Дбвн Ндбв …( слайд 7)

– Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца.

Записывают свою Ф.И.

Заканчивают предложения

Отвечают на вопросы

Слушают стихотворение и отвечают на вопросы

Открывают тетради и делают запись

Отрабатывать каллиграфическое письмо букв.

Читают слово и называют первую букву (Г)

Дают характеристику этому звуку

Прописывают

Аналогично работают с глаголами

Мотивация познавательной деятельности

- Запишите слова под диктовку, определите орфограммы.

Прекрасный, звонит, бежит, светит

Ребята, живут, сочиняют, слагают

Какие слова лишние?

Прочитайте слова на слайде 8.

Работа с первой строкой:

Какое слово здесь лишнее? Почему? Докажите. Как вы определили?

Какие слова остались, что можно о них сказать?

Работа со второй строкой ведётся аналогично.

Прочитайте слова на слайде

Сравните слова первой и второй строки.

Что общего, чем различаются?

Давайте назовем тему нашего урока (слайд 9)

Записывают слова, определяют орфограммы

Работают в паре

Отвечают на вопросы. Обсуждают в парах какое слово лишнее и доказывают.

Читают слова, комментируют задание

1 строка – глаголы ед. ч., 2 строка – мн. ч.

Число глаголов

Тема и цель урока

Над чем мы сегодня будем работать (слайд 10)

1. Узнаем на какие вопросы отвечают глаголы ед. и мн. ч.

2. Научимся различать глаголы ед. и мн.ч.

.1. Наблюдение над изменением глаголов . ( Слайд 11 )

– Посмотрите, кто изображен на левой части слайда? (Птица.)

Давайте запишем.

– Кто изображен на правой части слайда? (Птицы.)

– Что изменилось в записи слов? (Окончание.)

– Почему?

- Составьте нераспространённое предложение к левой части слайда. - Составьте нераспространённое предложение к правой части слайда

Сравните глаголы. Что изменилось в записи глаголов?

– Почему?

Сформулируйте вывод по плану: (слайд 12)

1) Как изменяются глаголы?

2) В каком числе употребляются глаголы?

3) Что обозначают глаголы в единственном числе?

4) Что обозначают глаголы во множественном числе?

– Глаголы в единственном и множественном числе отвечают и на другие вопросы. Прочитайте о них на с. 109. (слайд 13)

Уточним тему урока. “Изменение глаголов по числам”.

Смотрят, записывают в тетради и отвечают на вопросы

На левой части изображен один предмет – значит, существительное единственного числа; на правой части две птицы – значит, множественное число.

Птица летит.

Птицы летят.

Окончание.

Летит обозначает действие одного предмета, значит глагол в единственном числе. Летят – обозначает действие двух предметов, значит глагол множественного числа.

Делают выводы

Глаголы изменяются по числам. Они употребляются в единственном и множественном числе. Глаголы в единственном числе обозначают действие одного предмета. Глаголы во множественном числе обозначают действия нескольких предметов

2. Работа в парах.

Я подготовила для вас задание, в котором вы поработаете корректорами, исследуете текст, всё ли там верно написано, на ваш взгляд, мы потом обсудим с вами.

Ребятам выдаются карточки с текстом. Задание на карточке.

В лесу очень шумно, один родничок тихо журчали .

Я подошли к нему. Он были чистый-чистый. Вокруг пела птицы, и он вместе с ними пел.

Зачитывается новый текст по одному предложению.

(слайд 14)

Учитель постепенно открывает каждое предложение.

Что мы сделали с глаголами, чтобы текст стал верным? Для чего мы это сделали? Определите тему текста. Озаглавьте его. Какой это текст?

Работают в парах, читают задание, составляют план работы, выполняют задание.

Зачитывают по одному предложению.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу в листах самооценки.

Физкультминутка

Презентация

Читают задание. Планируют действия. Выполняют задание по карточкам.

Самостоятельно проверяют выполненное задание по образцу.

Читают задание. Планируют действия. Комментируют порядок выполнения.

Выполняют задание.

Оценивают свою работу.

Организация познавательной деятельности

3. Работа по учебнику:

Самостоятельная работа по определению числа глаголов.

Сильные ученики работают по карточке, остальные по учебнику (упражнение № 190 стр. 109) (слайд 15)

КАРТОЧКА.

Задание. Составь из предложений текст, запиши его, определи число глаголов, вставь пропущенные буквы.

Они ждали прилета скв…рцов.
Птицы зан…ли свои новые дома.
Ребята повесили на д…ревья скв…речники.
Скв…рцы по…вились неожиданно.

Проверка работы по карточкам самостоятельной работы по образцу (слайд 16)

Проверка упражнения в учебнике.

– Прочитайте глаголы, назовите, в каком числе они записаны.

Вывод. В каком случае мы говорим, что глагол употреблен в единственном числе, а в каком – во множественном числе?

4. Первичная проверка знаний.

(эл. приложение к учебнику по теме «Неопределенная форма глагола. Число глагола». Упражнение «Помоги братьям Лосям спуститься на землю!)

Рефлексия

Слайд 17

- Как вы считаете, мы достигли тех целей, которые стояли перед нами в начале урока?

Проверьте лист самооценки

Кто доволен своей работой на уроке?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

Кому было трудно и ещё нужна помощь?

– В чём испытали затруднения?

Оценивают свою деятельность на уроке и результаты.

Выделяют причины успешности/неуспешности, делают выводы

Итог урока

Слайд 18

Над какой частью речи мы сегодня работали?

Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

Удалось достигнуть цель?

Как может изменяться глагол?

Какие глаголы называем глаголами единственного числа? Множественного числа?

На какие вопросы они отвечают в ед.числе., во множественном числе?

От чего зависит число глаголов?

Что сделали, чтобы научиться?

Где пригодятся нам эти знания?

Обобщают полученные на уроке сведения.

Слайд 19

Составить и записать два предложения с глаголами в разных числах.

Записывают домашнее задание.

Используемая литература:

    Русский язык часть 2, Москва «Просвещение» ,2011г. В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

    Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, Издательство «Просвещение», 2011 год.

Интернет – ресурсы:

а) Да; б) нет.

Сколько временных форм имеют глаголы?

а) 2; б) 3; в) 4.

Задача № 13

Продавец цветов сделал большой букет из 9 роз и несколько маленьких букетов, по 3 розы в каждом букете. Сколько маленьких букетов сделал продавец, если всего у него было 30 роз?

Задание № 14

Существуют памятники собакам, лошадям, даже лягушкам. Почему бы не поставить памятник червю? Тому самому, которого называют дождевым. Ведь благодаря ему мы получаем урожай. Если бы не черви, то вся земля была бы завалена прошлогодней листвой. А черви превращают её в почву. Большинство людей даже не представляет сколько червей живёт в земле. Так вот, на гектаре луга этих животных – около 3 тонн! Хоть живут они у нас под ногами, многого о них мы не знаем. В большинстве стран их называют дождевыми за то, что после дождя они вылезают на поверхность. Между тем, вода для червя не опасна. Червь может долгое время жить на дне аквариума. (105 слов)

1. .На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

а) Что делает? Что делают?

в) Что делал? Что делали?

Как изменяются глаголы прошедшего времени?

а) по числам; б) по падежам; в) по родам.

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы...

а) Что делал? Что сделал?

б) Что сделает? Что будет делать?

в) Что делать? Что сделать?

Какие глаголы изменяются по лицам?

а) Глаголы прошедшего времени;

б) Глаголы настоящего времени;

в) Глаголы будущего времени.

Задача № 14

Продавцы украсили большую витрину магазина 15 синими мячами, а остальные витрины украсили красными мячами, по 6 мячей в каждой витрине. Сколько витрин продавцы украсили красными мячами, если всего для украшения витрин они приготовили 39 мячей?

Задание № 15

Наша Земля внутри состоит из расплавленных горных пород. Иногда они вырываются на поверхность. Происходит извержение вулкана. Это красивое, но опасное природное явление. Оно напоминает кашу, которая вылезает из кастрюли. Расплавленные камни называются лавой. На поверхности лава застывает. Слои лавы накапливаются, и вулкан растёт. Вулканы, которые извергаются регулярно, называются действующими. Те, которые не действуют, называются потухшими. Очень трудно определить, погас вулкан или только притворяется спящим. Извержение спящего вулкана может застать людей врасплох. (71 слово)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Если глагол отвечает на вопросы: что он делает? что они делают? то какого он лица? а) 1-го лица; б) 2-го лица; в) 3-го лица.

Какие окончания имеют глаголы второго спряжения?

а) –у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют)?

б) –у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят)?

Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола?

а) Проспрягать его; б) изменить по лицам и числам; в) определить спряжение.

4.Какая буква пропущена в окончании глаголов: пролета...шь, сия...м, мечта...шь, бор...мся, тян...м ?

Задача № 15

Из двух городов одновременно навстречу друг другу выехали два поезда и встретились через 8 часов. Скорость первого поезда – 56 км/ч, а скорость второго поезда на 4 км/ч меньше скорости первого. Найди расстояние между городами.

Задание № 16

Извержение вулканов сопровождается землетрясениями, которые и сами обладают огромной разрушительной силой. Но, если извержение произошло на морском дне, образуется огромная волна – цунами. Со скоростью экспресса волна несётся через океан. В открытом море она почти не ощущается. Но когда волна приближается к берегу, её высота вырастает до 30 метров. Со страшной силой налетает она на сушу, сметая всё на своём пути. По – японски «цунами» - это «волна», которая заливает бухту. (67 слов)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Укажи глагол с Ь перед –СЯ :

а) убирает...ся; б) катают...ся; в) умыват...ся

2.Укажи предложение с глаголом 2-го лица единственного числа:

а) В наш дом часто приходят гости.

б) А вы делаете зарядку по утрам?

в) Высоко в небе плывут облака.

г) Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.

3.Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно узнать его... а) спряжение; б) время; в) лицо; г) число.

Задача № 16

Из двух городов одновременно навстречу друг другу выехали два мотоциклиста и встретились через 3 часа. Скорость первого мотоциклиста – 75 км/ч, а скорость второго мотоциклиста на 5 км/ч больше скорости первого. Найди расстояние между городами.

Задание № 17

На острове Ява много вулканов. На их склонах растёт необычный цветок – королевская примула. Она буйно цветёт перед извержением вулкана, как будто предупреждая об опасности. Другие растения и животные также чувствуют приближение стихийного бедствия. Во время последнего разрушительного цунами в Бирме ни один слон не погиб. Животные почувствовали приближение волны и ушли в джунгли. Было много случаев, когда собака вытягивала ребёнка из колыбели и выбегала с ним на улицу. За собакой, разумеется, выбегала вся семья. И тут же землетрясение превращало дом в кучу обломков. Ящерицы, змеи, грызуны за несколько часов до катастрофы покидают свои норы. Значит, живя в опасном районе, нужно быть внимательным. (101 слово)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________