Вспомните тот момент, те последние минуты перед выходом на сцену.

Говорят, все волнуются перед выходом, и это нормально. У кого-то подкашиваются коленки, у кого-то дрожит голос, кто-то храбрится и подскакивает, а кто-то делает вид, что спокоен. Большинство из нас играли эту роль начинающего ещё неопытного артиста и играли безупречно, во всех тонкостях, подключив физиологию. Мы играли её так, что сводило живот, проникновенно, до самого нутра отдавались этой роли. И в этой самобытности была красота жизни, красота человеческого, чисто человеческого.

Или вспомните моменты неудач, провалов, когда ничего не клеится, всё падает из рук, это ужасно раздражает, злит. Всё клокочет внутри. Как вы могли бы назвать эту роль?

Что такое роль?

Роль — в широком смысле, это описание ограниченного множества действий, выполняемых кем-то или чем-то в рамках определённого процесса.

Роль несёт с собой процесс, она в него вписана, она, в том числе, им формируется. Процесс — это сюжет, который состоит из фактов в определённой последовательности и определённого отношения к ним.

Каждая роль несёт в себе атмосферу, которая воздействует на ощущения, чувства, мысли, поступки и ценности героя.

Определение роли в искусстве.

Роль — игра актёра, воспроизводящая героя произведения.

Сейчас я предлагаю задуматься и представить вам две ваши основные роли. Попробуйте рассмотреть их во всех подробностях. Как они ведут себя, как относятся к вам, как вы относитесь к ним?

Роль полна переживаний, самых разных. Душа вливается в неё и начинает проявляться множеством граней.

Каждая роль имеет свои рамки и законы. Она обуславливает актёра, диктует свои правила. Драматическая роль не может иметь героических черт, это будет уже другая роль. Чаще всего мы чтим эти рамки и законы. Для роли они не видимы, естественны как дыхание или сила притяжения земли. Может быть только так, а не иначе. Всё в роли прописано. Если ты меланхоличный доктор, потерявший смысл жизни, ты им и должен оставаться до конца спектакля. Я, конечно, тут упрощаю. В жизни всё сложней.

Роль обуславливает. Часто актёр не может попрощаться или снять с себя роль тогда, когда не доиграл на полную глубину своих способностей. Она просится, лезет, захватывает взгляд актёра, его жесты, слова, диктует ему тот способ, которым нужно говорить и как нужно относиться к самым разным вещам.

Например, образ непризнанного гения.

Первая его особенность, которая бросается в глаза, это отсутствие признания. Актёр, будучи в этой роли, везде её видит, а те моменты, когда его признают, он не замечает, не верит и игнорирует. Признание находится за рамками мира, в котором может существовать, жить непризнанный гений.

Актёр поглощён ролью, когда не до конца её осознаёт. Осознав же, он может творчески подходить к проявлению роли, увеличивая её глубину, делая её более объёмной и индивидуальной. У каждого свой Гамлет и своя Сонечка Мармеладова.

Предвещая некоторые вопросы, хочется выделить две разновидности ролей:

  1. Роль, как защита. В этом случае истинная цель роли всегда скрыта. Данная роль находится на службе вторичных выгод актёра. Такая роль отчасти похожа на архетип "Персона" из учения Юнга. Она скрывает истинное желание той роли, которая не проявлена, сокрыта, но которая руководит процессом. В этом случае актёр обусловлен как раз этой непроявленной ролью, а не той, которая выставляется на передний план. Как уже становиться видно, в этой роли есть расщепление. Такую роль играют фальшиво, хотя и профессионально. У зрителя остаётся какой-то осадок, что-то неясное. "Как-то он мутно себя ведёт", "С ним нужно быть настороже", "Я не понимаю, чего он хочет на самом деле. Говорит одно, а делает совсем другое ". Под ролью как защитой скрывается роль хитреца, манипулятора, контролёра. О таких ролях написано много в разного рода психологической литературе. Я хотел бы сосредоточить ваше внимание на другом.
  2. Роль, как созидание души. Тут всё совсем наоборот.

Во-первых, роль эта не полностью контролируется актёром, она выходит из его нутра. С ней нужно договариваться, чтобы войти в творческое взаимодействие, иначе она захватит актёра целиком. Данная роль даёт ощущение сопричастности, она, в отличии от предыдущей роли как защиты, налаживает связи, разворачивает миры, творит и верит. Её желание не ограничивается контролем, в таких ролях раскрывается возможность широчайшего спектра переживаний.

Но переходим к главному действующему лицу.

Главные черты актёра — это кураж и эстетическое чувство. У актёра есть только одно желание — играть. И чем больше ролей, тем интересней. С помощью игры он познаёт этот мир.

Актёру тяжело без эстетического чувства. Если его нет, то он будет плохим актёром, может совсем уйти со сцены или запереться в рамки одной роли, так и не увидев богатство души. Что я подразумеваю под эстетическим чувством? Способность видеть красоту во всём. Во всей этой противоречивости, неоднозначности, конфликтности и сложности жизни. Чем она сложней и противоречивей, тем сильнее актёр чувствует себя сопричастным своему спектаклю жизни. Есть такое сленговое выражение в среде психоаналитиков "аналитическое ухо". Это такой способ слушать речь другого. Его можно включать на работе и выключать, когда выходишь из кабинета. Если это не делать, то могут возникать курьёзы или даже конфликты. А у актёра есть особый Эстетический Взгляд на всё происходящее. И это не просто "наблюдающее эго", о котором говорил Фрейд. Наблюдающее эго пытается понять, разобраться и овладеть. Эстетический Взгляд актёра скорее схож с имагинальным эго Хиллмана (о нём можно почитать в книге Хиллмана "Миф анализа"). Имагианльное эго это посредник между миром образов и реальностью, в его компетенции не входит власть и рациональное понимание происходящего, а восприятие красоты жизни и трансляция внутренних образов. В плане красоты есть тонкий момент, имеется в виду не красивая сторона реальности, а восприятие реальности самой по себе как красивой, прямо такой, какая она есть.

Доступ к эстетическому взгляду может дать кинематограф, особенно документалистика и фильмы в реалистическом жанре. В данном случае этот взгляд принадлежит камере оператора. Эстетический взгляд актёра является благоприятной площадкой позволения для всех возможных образов, возникающих в нашем воображении.

Архетипом, олицетворяющим актёра, является трикстер. У него есть способность перевоплощаться. Он занимает такую позицию, в которой может быть любым.

Этот архетип проявляется самым разным способом, и даже можно выделить уровни проявления архетипа, начиная с инфантильного ребёнка и заканчивая великим комбинатором. Трикстер имеет, как и любой архетип, свои светлые стороны и теневые стороны. Чем больше он вытесняется из сознания, тем больше растёт его теневая сторона. У чрезмерно серьёзных и властных людей в тени часто сидит маленький ребёнок, который хочет всё разрушить и начать, наконец, творить что-нибудь интересное и совсем бесполезное, ну, может, и полезное.

Трикстер находится на границе миров.

Трикстер — фигура неоднозначная, он может быть хорошей прививкой от заскорузлых жёстких убеждений и представлений о мире и о себе.

Одной из ипостасей Трикстера является Джокер. Этот архетип даёт ощущение "своей игры", он постоянно выводит систему из равновесия, проявляет на сцене самые неожиданные архетипы. Простую жизнь он делает сложной, чрезмерно сложную — простой, он сталкивает противоречия и ведёт своей утончённой дорогой к постижению тайны жизни. В большинстве карточных игр Джокер может исполнять роль любой другой карты, как и в простом ходу, так и при составлении комбинаций. Наглядное олицетворение позиции актёра.

Уровень мастерства актёра зависит от многих факторов.

Основной из них — это масштаб игры. Чем выше риск, тем больше азарт и включённость. То, насколько сильно готов актёр рисковать, показывает уровень его преданности Игре с большой буквы. В игре можно выиграть или проиграть. Тут мы прикасаемся к теме нарциссизма. В профессии актёра самолюбование и выставление себя напоказ является неотъемлемым бонусом.

Так вот для нарцисса проигрыш переживается очень тяжело, также как и потерять своё лицо, то есть тот образ (или роль), с которым он слился. Но если нет риска проиграть, то неоткуда взяться азарту. Роли застывают в нас благодаря нарциссу. Нарцисс находится на стороне наслаждения, Джокер же на стороне желания. У Нарцисса всё есть, и это нужно сохранить и сделать ещё совершеннее, Джокеру постоянно чего-то не хватает, поглощённый собственным куражом, он находится в постоянном поиске. Нарцисс же очарован собственной ролью! В этом смысле Джокер отстаивает реальность.

Поэтому проигрыш не выносим, он показывает Нарциссу его собственную нехватку. Напоминает ему то, что он не так уж и совершенен. Джокер, как способность посмеяться над собой, является прекрасным лекарством от нарциссизма.

Другой фактор — это глубина игры, способность вживаться в роль и проживать её на всю полноту собственных возможностей. Тут можно вспомнить, что роль несёт в себе сюжеты и атмосферы, которые имеют огромную глубину. А что нас ждёт на дне? Связь с общечеловеческим.

Используя метафору мастерства в исполнении роли, можно подойти к рассмотрению причин невроза. Человек приходит с каким-то запросом, потому что пора переходить на другой уровень взаимодействия с тем или иным архетипом, открыть для себя следующий сундук с ролями, которые по своей мощи и накалу намного сильнее, но структурно могут относиться всё к тому же архетипу, который и вызывает невротические симптомы.

Отставим пока в сторонку Джокера.

Пример. С другим архетипом.

Приходит человек с запросом и начинает говорить что-то очень сумбурное, невнятное, перескакивая с темы на тему, в основном говорит не о себе, а о других людях, о том, как он беспокоится за свою жену и за детей, и вот надо что-нибудь такое сделать, чтобы им всем стало легче. При этом о себе он толком сказать-то ничего не может: ни о своих желаниях, ни о том, что он любит делать, ничего, пусто. В процессе беседы он проговаривается о том, что ему этого ничего нельзя, раз рядом люди "страдают". Налицо Кронос в его детском варианте. С одной стороны, полнейшее несоблюдение и непонимание границ себя и других людей, с другой стороны, множество самоограничений. В процессе работы и прояснения отношений с данным архетипом уровень проявления основной жизненной роли человека изменился полностью. Он увидел, наконец, свои желания и получил к ним доступ, с одной стороны, и увидел границы собственной ответственности, с другой.

В Архетипическом Театре тоже есть актёры, которые проживают определённые роли. Та или иная роль в АТ выбирается не случайно, а по резонансу с человеком, которого выбрали на неё. Находясь в роли, он может прожить её намного интенсивнее, чем делает это в повседневной жизни. Будучи прожитой, роль уходит, освобождая место для следующей. Актёр Архетипического Театра за один процесс может прожить и пять, и десять ролей, которые перетекают из одной в другую, показывая всё новые пласты, которые скрывались за ролью первоначальной. Например, фигура внутреннего мужчины в начале театра могла чувствовать себя забитым мальчикам, затем преобразиться в пьяного подростка, далее в агрессивного война, и под конец в умиротворённого монаха, а в итоге стать просто созревшей силой действовать.

Что хотелось бы сказать в завершении.

Карл Густав Юнг как-то сказал: "То, что мы не осознаём, становится нашей судьбой".

Достаточно распространён в наше время культ осознания. Мол, осознал и освободился от этой очередной роли, которая сковывала. Такие попытки выйти из игры, которые сами по себе являются ловушкой, идут не на пользу Душевной жизни. ИМХО, осознание той или иной роли даёт возможность сотворчества с миром, и важно делать на этом акцент, а не на освобождении.

Мы с Вами не живем на необитаемом острове. Нас окружает множество людей и нужно правильно и эффективно с ними взаимодействовать. У каждого в жизни — своя роль . Роли в жизни человека могут быть выбраны нами или же могут быть навязанные нам другими людьми. И у каждого человека для своих жизненных ролей есть свой, индивидуальный «комплект» масок, с помощью которых он общается с окружающим Миром. Есть даже такое выражение: жизнь — театр, а люди в нем — актеры.

И в этом жизненном театре — главное не заиграться и в этих масках не потерять себя.

С помощью масок человек искусно приспосабливается к окружающей действительности. Иногда с помощью маски можно самоутверждаться или использовать ее, например, как средство защиты от окружающего мира, можно скрывать свои комплексы или повысить свою самооценку. Маска, хоть и временно, но дает нам иллюзию о собственной личности, о самом себе.

Можно сказать, что маска — это некий образ, созданный человеком и «примерив» его, человек очень старается ему соответствовать.

Маска и определяет ту РОЛЬ в жизни человека, которую он будет играть в обществе.

Ролей или можно сказать по-другому — ипостасей у нас в жизни может быть множество. Давайте рассмотрим лишь некоторые из них.

«Я» в ипостаси : мужчины и женщины, мужа и жены, подруги и друга, дяди и тети, подчиненного и начальника, бизнесмена, продавец и покупатель, бабушка и внук, член клуба «Любителей бега» а также сотни других ролей и масок.

Так или иначе, маска — это некий образ, которому человек старается соответствовать и именно она определяет ту роль и ту ипостась, в которую будет играть человек .

Почему я говорю, что человек играет, когда проживает свои роли в жизни ? А потому, что изо дня в день человек живет через эту маску , реагирует через маску, меняет одну маску на другую… постепенно теряя себя, настоящего.

Из своей практики психолога я могу сказать, что особенно хорошо вживаются в свои роли женщины. Нося разнообразные маски они часто живут не своей жизнью, забывая о себе.

Знакомы ли вам такие состояния:

  • Вы ощущаете внутреннее опустошение , безразличие, хроническую усталость.
  • Вы часто чувствуете себя обесточенными , будто из вашей жизни «ушла вся энергия».
  • У вас постоянно напряжены плечи и верх спины.

Это признаки того, что вы живете для других и почти не умеете жить для себя. Но зато вы прекрасно умеете сделать так, чтобы людям, которые вас окружают — было хорошо и комфортно. Вы можете отложить все свои дела, чтобы помочь своим близким, друзьям, коллегам и знакомым. Вы можете взять на себя чужие проблемы и постараетесь их как можно быстрее решить. Вы готовы «жить ради детей» и отдавать им «все лучшее».

И отдавая так много — вы надеетесь получить хоть малую часть от того, что вы вложили в близких вам людей, в отношения, в работу… и наступает разочарование, когда этого не происходит. И чтобы скрыть эту боль надеваете очередную маску и продолжаете дальше играть свою роль .

Если быть уж совсем честным с самим собой, то можно признаться, что по большому счету сам по себе человек никому не нужен — всем нужны только маски, которые он надевает, чтобы продолжить играть свои роли в жизни .

В заключении хочется сказать следующее — Очень важно поставить СЕБЯ на первое место!

Каждому человеку просто необходимо вспомнить, что самый важный человек в вашей жизни — это ты сам!

Задача каждого из нас — найти себя настоящего, найти свое истинное лицо!

Оставьте свой комментарий и расскажите, что Вы думаете…

Важным показателем или критерием оценочного характера правосознания является тот факт, что права и свободы личности находятся в центре правовой идеологии государства. В первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина. Идея уважения прав и свобод человека и гражданина является конституционным принципом и получает всеобщую поддержку со стороны населения.

Содержание правосознания обусловлено его оценочным характером. Оно определяет прежде всего, какими должны быть действующие нормы права, и с этой целью соотносит их с реально существующими общественными отношениями, интересами личности, ее нравственными представлениями. Далее правосознание устанавливает, являются ли действующие нормы права должными нормами, то есть отвечают ли они тем или иным требованиям. И наконец, оно вырабатывает определенное отношение к соблюдению или несоблюдению действующих норм права. Результат оценки субъектом своих действий в дальнейшем выступает как мотив его поведения. Правосознание воплощает взгляды, представления, убеждения относительно сущности и характера правовых институтов в обществе.

Регулятивная роль правосознания осуществляется и в процессе правотворческой деятельности, и в процессе реализации права. При правотворческой деятельности компетентных органов правосознание, будучи непосредственным источником права, находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результаты этой деятельности. В процессе реализации права значительная часть людей добросовестно и сознательно, в силу своего внутреннего убеждения, исполняют предписания правовых норм, что как раз и свидетельствует о регулирующей роли правосознания. Чем выше уровень правосознания, тем больше обеспеченность законности и правопорядка.

Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло и формируется на протяжении всей человеческой истории. На его содержание, как одну из форм общественного сознания, оказывает воздействие ряд факторов: социально-политические, экономические, культурные и, конечно же, правовые. Оно не только взаимосвязано, но и теснейшим образом взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.

Таким образом, можно определить основные функции правосознания::

1. Познавательная, ей соответствует определенная сумма юридических знаний.

2. Оценочная, суть ее в определенном отношении личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Это отношения к праву и законодательству, к правовому поведению окружающих, к правоохранительным органам, к своему правовому поведению.

3. Регулятивная. Эта функция осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций.

1.2 Структура и основные виды правосознания

Структура правосознания - это его внутреннее строение, его составные элементы. В нем можно выделить правовую идеологию и правовую психологию. Правовая идеология - это совокупность идей, теорий, концепций, в которых выражено отношение к праву. Примером теоретических концепций, являющихся ее составными частями, могут служить: теория о сущности и социальной ценности права, учение об индивидуальных правах личности, теория разделения властей и т.д.

В отличие от правовой идеологии, правовая психология складывается стихийно, в виде настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отношение к действующему праву (например, неприятие беззакония, чувства справедливости, страха перед уголовным наказанием и т.п.). Существование правовой психологии связано с присущей человеческой психике способностью эмоционально реагировать на внешние явления. Правовая психология личности связана с внутренней мотивацией поведения.

Правовые чувства, эмоции в значительной мере формируются под влиянием общения с другими людьми. Находясь в том или ином окружении, человек подчас думает и чувствует иначе, чем если бы он был изолирован от других людей. Поэтому определение социально-ценностных ориентаций соответствующих групп (коллективов) имеет большое значение для выявления уровня правосознания конкретных индивидов.

В правовой психологии есть более и менее стойкие компоненты. Первые из них реализуются через соблюдение обычаев, традиций и всего, что вошло в привычку людей. Например, сложившиеся в обществе нравственные ценности служат ориентиром поведения. Подвижной частью правовой психологии можно считать настроения. Они всегда активны, одобряют или, напротив, отрицают что-либо. Но настроениями можно сознательно руководить, поскольку они поддаются идейному воздействию.

Важнейшее звено правовой психологии - самооценка личности, то есть умение критически оценивать свое поведение с точки зрения его соответствия требованиям действующего права. Самооценка может выражаться в виде чувства удовлетворения своими поступками или, наоборот, отрицательного отношения к ним.

Следует особо подчеркнуть, что правовую психологию нельзя рассматривать как нечто второразрядное по отношению к правовой идеологии. Это - две взаимодействующие части правосознания, оказывающие друг на друга значительное воздействие. От характера и уровня идеологической подготовки личности зависит, например, в какой мере она стремится контролировать свои эмоции и чувства. С другой стороны, развитие правовой идеологии тесно связано с правовой психологией. Правовая психология индивида во многом предопределяет выдвигаемые им идеи, а также отношение к существующей правовой идеологии .

С учетом изложенного правосознание можно определить как совокупность настроений и чувств, представлений, взглядов и теоретических концепций относительно сущности и содержания права, а также действий по реализации правовых норм.

С точки зрения уровня правосознания в нем можно выделить обыденное и теоретическое (научное) правосознание. Содержание обыденного правосознания определяется правовым опытом субъекта (имеющейся у него информацией о правовых нормах, способах разрешения правовых ситуаций и т.д.), а также обычаями, традициями, стандартами поведения, которыми он руководствуется. Это правосознание нельзя отождествлять с правовой психологией, так как оно включает и некоторые идеологические компоненты. Обыденное правосознание устанавливает лишь внешние связи между правовыми явлениями, рассматривает только отдельные факты правовой действительности, а не всю их сумму. Оно не способно проникнуть в сущность права, это своего рода здравый смысл в правовой сфере. Вместе с тем, непосредственно определяя поступки множества людей, это правосознание имеет громадное социальное значение. В отдельных случаях оно раньше, чем юридическая теория, поднимается до осмысления необходимости соответствующих преобразований в сфере права. С развитием общества обыденное правосознание все более обогащается за счет распространения теоретических знаний, повышения уровня научного осознания явлений правовой действительности.

Правосознание на теоретическом уровне характеризуется, прежде всего, тем, что оно концептуализировано, т.е. выступает в виде различных теорий и концепций. Теоретическое правосознание включает концепции о сущности права и взаимодействии его с иными социальными явлениями, о роли механизма правового регулирования в обществе и т.д. Именно научное правосознание должно быть непосредственным источником правотворческой деятельности, служить совершенствованию юридической практики . Теоретическое правосознание складывается на основе глубоких правовых исследований и обобщений, знания закономерностей существования и развития механизмов социально-правовой действительности.

К теоретическому правосознанию можно отнести и профессиональное правосознание юристов, сущность и особенности которого конкретизируются в содержании правовой психологии и правовой идеологии этой группы населения. Профессиональная подготовленность для юриста имеет определяющее значение, так как от уровня его подготовки (компетентности) во многом зависит и применение правовых норм в юридической практике, и отношение населения к правоприменительной системе.

Классификацию видов правосознания можно сделать, исходя из того, кто является носителем правосознания. Различают индивидуальное, групповое (коллективное) и общественное правосознание. Правосознание индивида складывается как под влиянием тех многообразных отношений, в которые он вступает, так и под воздействием присущих ему психофизиологических особенностей. Различное социальное положение, разные уровни культуры, образования и т.п. предопределяют и отличия в уровне правосознания индивидов. У одних лиц оно может быть передовым, у других, напротив, отсталым. Групповое правосознание отражает специфику соответствующей социальной группы. Общность интересов всех членов данного коллектива, особое влияние в нем отдельных лиц (лидеров) обусловливают единообразное восприятие действующих норм права, одинаковые представления о должных нормах. В результате складывается свойственное именно данному коллективу правосознание.

Общественное правосознание отражает характер отношения к праву, сложившегося в обществе в целом. Общественное правосознание рассматривает право как социальную ценность, которая должна служить и действительно служит интересам всех и каждого.

Взаимодействие права и правосознания имеет сложный характер. Сложившиеся правовые нормы, а также практика их применения влияют на формирование того или иного отношения к действующему праву. В свою очередь, тот или иной уровень правосознания сказывается на характере правотворческой и правоприменительной деятельности. Правовые идеи, взгляды, представления являются непосредственным источником и двигателем правотворческой деятельности в обществе. Принимая юридическую норму, законодатель не только руководствуется своим правосознанием, но и учитывает наличный уровень правосознания масс, их представления о должном, справедливом, законном. Вместе с тем от уровня правосознания субъекта зависит его восприятие законодательства, конкретной правовой нормы (то, как он понимает ее цели, конкретные требования и т.д.). Высокий уровень правосознания граждан - гарантия того, что цели, требования правовой нормы, законодательства в целом будут восприняты адекватно.

Человек - это очень сложное, многогранное существо и поэтому очень трудно создать некое "полное" его описание, "полную" модель, скорее всего практически невозможно. Но при этом иногда полезно просто взять некий образ, метафору и при ее помощи попробовать представить какую-то часть жизни. Например, один из способов описания нашей жизни, нашего поведения - это ввести понятие Роли.
Роль - это то, во что мы играем, она как бы имеет свою цель, свою направленность. С одной стороны, это очень удобно: Роль имеет более-менее подходящий для многих ситуаций набор вариантов поведения. Вернее, Роль - это шаблон, по которому строится поведение в данной ситуации. Плюс еще то, что Роль - это не мы. И ошибки сделанные при исполнении это не наши ошибки. Это виновата Роль.
Проблема Роли - ее узкая направленность и, очень часто, отсутствие гибкости и замкнутость. Обычно, наработки и достижения одной Роли не доступны другой.
Еще одно: обычный человек привык играть 3-4 Роли. Хороший актер имеет в своем репертуаре 7-9 типажей.
Но очень большой плюс Роли это то, что они хорошо известны. Их наборы правил поведения и цели регулярно рассказываются друзьями и знакомыми, обсуждаются в прессе и показываются по телевиденью. Огромное число писателей посвятили себя описанию наиболее часто встречающихся Ролей и их конфликтов между собой. (Как вы понимаете, в некоторых Ролях записано, что они совершенно не выносят некоторые другие Роли).
Итак, можно сказать, что Роль - это шаблон.

И я хочу сразу отметить, что лично я не считаю, что Роль - это что-то плохое и неправильное. Это очень удобная вещь, вопрос только в том, что бы научиться пользоваться ею с максимальной эффективностью.

И как у любого шаблона у нее есть свои достоинства и недостатки. И я ни в коей мере не предлагаю отказаться от Ролей (если вообще такое возможно).

Вопрос только в том, кто кем управляет: вы Ролью или она вами.

Роль-По-Жизни.

Среди множества Ролей которые мы играем часто, иногда, знаем понаслышке и имеем "некоторое представление" обычно есть одна, так сказать Роль-По-Жизни. Ее еще иногда называют СЦЕНАРИЕМ. Это так сказать основной типаж, основной шаблон, а все остальные Роли - только дополненение к ней. Говоря поэтически, Роль-По-Жизни - это основная тема, основная мелодия великой симфонии "Театр Жизни".

Это не означает, что Роль-По-Жизни одна на всю жизнь. Довольно часто люди меняют ее на какую-то другую. Хотя иногда эта смена бывает чисто символической. Поэтому здесь речь пойдет о Роль-По-Жизни на данный момент.

И одни люди регулярно играют Неудачника, роняя чашки на пол и попадая в самые различные неприятности и получая всевозможные травмы. Кто-то играет Спасателя, при чем обычно он сначала портит кому-то жизнь (совершенно бессознательно), а потом совершенно героически спасает того же самого человека. Часто встречается Роль Свободная Натура - человек активно доказывающий, что он свободен от всего подряд, правда обычно совершенно не понятно от чего конкретно и почему при этом он такой закомплексованный.

Естественно, вы можете сами придумать название своей Роли-По-Жизни:

    ВысокоНравственный Человек.

    Доктор.

    Психолог.

    Маменькин Сынок.

    Победитель.

    Игрок.

    Доказывающий Всем, Что Он Уверен В Себе (не путать с Уверенным В Себе).

    Разгильдяй.

    Импотент.

    Сексуальный Террорист (в крайнем случае Сексуальный Терррррорррист)

И хотя большинство вышеперечисленных Ролей подходят и для прекрасной половины человечества (только нужно сменить род), несколько чисто женских Ролей:

    Хорошая Девочка.

    Ищущая Смысл Жизни.

    Джульетта (особенно забавна эта Роль для женщины этак лет 50).

    Потаскуха.

    Серая Шейка.

    Недоступная Красавица (как вариант - Снежная Королева).

    Лучший Друг.

    Я Вам Не Кто Попало...

    Независимая.

    Деловая Женщина.

Каждый сам может при желании вложить свой собственный смысл в каждую Роль и позабавиться, придумывая названия Ролей для друзей и знакомых. Это достаточно забавное задание я весьма рекомендую перед тем, как немного задуматься и попробовать определить свою собственную Роль-По-Жизни.

А какова ваша Роль-По-Жизни?

Вхождение в Роль.

То, чем мы сейчас будем заниматься, вы делаете постоянно. Особенно много вы это делали в детстве. ЭТО - вхождение в Роль. Дети обычно обучаются играя в игры и примеривая на себя то Роль родителей, то любимых кино- или теле- героев, то Роль персонажей книг. Они играют и обучаются одновременно.
И мы сейчас попробуем немного вспомнить этот способ и научиться им пользоваться в нашей повседневной жизни.
Это ведь только один из множества способов описать человека и то, что он делает в этой жизни. И я не предлагаю вам просто выбрать новую Роль вместо старой. Я предлагаю вам научиться соответствовать ситуации. Как к каждому замку требуется определенный ключ, так к каждой ситуации требуется свое поведение. А когда ключ не соотвествует, либо вы не можете войти в комнату, либо очень долго возитесь с замком и открываете его со скрипом.
А Роль - это только шаблон. И чем больше у вас этих шаблонов, тем к большему числу замков вы можете подобрать ключи.
И идеал здесь - это когда вы можете соответствовать любой ситуации. Как бы умение того, чтобы ситуация "делала" вас. Еще одна метафора - это когда вы становитесь текучими, как вода. И можете заполнить любую емкость.

0. Мета-Роль.

Подумайте о том, какую Роль вы играете по жизни. Придумайте или вспомните метафору к этой Роли.
Это может быть некий образ, фраза, плюс настроение.
"Вообще-то я замужем".
"Мне ТАК грустно".
"Никто МЕНЯ не любит".
"Я ТАК РАД вас всех видеть!"

1. Выбор новой Роли.

Мне бы хотелось, чтобы вы подумали и выбрали для себя такую Роль, которая вам интересна и которая вам может дать что-то новое, обучить чему-то интересному. Обычно, я предлагаю взять Роль противоположную той, которую вы обычно играете по жизни. Или ту, которую вообще никогда на себя не примеряли. Если вы по жизни Застенчивый, то попробуйте Роль Наглеца или Донжуана. Если же ваша обычная Роль - Шикарная Женщина, то возьмите на пробу Роль Скромной Девушки.
"Противоположности не противоречат, а дополняют друг друга".
И попробуйте придумать обозначение - фразу, действие, эмоцию для этой Роли. Как в упражнении, когда вы делали сценку. Может, это будет любвеобильный мужчина, который так вкрадчиво говорит: "А как вас зовут?". Или девушка, которая скромно потупясь и ковыряя землю, произносит "Я тут ни при чем".

2. Создание образа.

Представьте себе образ, который для вас обозначает эту Роль. Обычно я предлагаю три способа для этого:
1. Вы можете представить себя, играющего эту Роль. Как вы выглядите со стороны.
2. Вспомните человека, который прекрасно играет эту Роль. Это может быть ваш знакомый, киногерой, и даже герой книги.
3. Создайте как бы архетип Роли. Завистник, Герой, Супермен. Это как бы чистая Роль, без всяких нагрузок.
Естественно, для у каждого способа есть свои достоинства и недостатки. Когда вы выбираете образ самого себя, играющего эту Роль, то все зависит от того, хорошо ли вы ее умеете играть или не очень.
Если вы выбираете другого человека, то вместе с Ролью вы можете получить и его болезни и комплексы. Правда только на время игры. Но, если он играет хорошо, то и вы скорее всего будете это делать естественно и достоверно. Это можно назвать "Правило Жены и Тещи". Или "Правило Мужа и Свекрови".

"Когда вы женитесь, вместе с женой вы получаете в нагрузку всех ее родственников".

То же самое для того случая, когда вы выходите замуж.
Это для тех, кто в силу определенных причин не может жениться.
Архетип же не несет в себе никаких нагрузок, но он слишком неестественный. Как герой в мексиканском телесериале. Если это негодяй, то ничего человеческого в нем нет. А если она порядочная девушка, то все вокруг гады и делают подлости, а она всегда хорошая и тут не при чем. От архетипа хорошо обучаться Роли, но брать за образец я бы не особенно рекомендовал. Он требует еще человеческого наполнения.

3. Вхождение в образ.

А теперь войдите в этот образ. И отпустите свое тело. Разрешите ему делать то, что оно считает нужным. Если оно захочет как-то изогнуться, сменить позу, расслабиться или напрячься, то разрешите ему это сделать. Будьте просто сторонним наблюдателем. Разрешите Роли играть вас. Но не забывайте, что пульт управления находится у вас. И она вас играет только до тех пор, пока вы ей это разрешаете.
Обычно я говорю, что с одной стороны это чрезвычайно простая техника, а с другой стороны, чрезвычайно сложная. Простота в исполнении. Трудность в отказе от контроля. В том, что нужно "отпустить" себя, в пассивности.
Я не говорю о страхе перед чем-то новым. Это само собой.

4. Вживание в Роль.

Для того, чтобы лучше вжиться и лучше осознать все те изменения которые произошли, немного поговорите, пройдитесь, поделайте разные дела и подумайте о разных вещах. Вживитесь в этот образ. Вернее разрешите этому образу на время вжиться в вас.
Попробуйте несколько раз войти и выйти из этой Роли. Прочувствуйте отличия между вашим обычным состоянием и этим новым. Вхождение в Роль напоминает примерку новой одежды. К ней нужно привыкнуть.

5. Взгляд со стороны.

А теперь отойдите в сторону и взгляните на обе ваши Роли - Мета-Роль и Новую. Чем они отличаются? Как меняется ваше восприятие и ваше мышление? Найдите и проговорите эти различия.
После этого подумайте о том, к каким ситуациям подходит ваша старая Роль, к каким новая. А где они не подходят обе и нужно что-то другое. Найдите то, что объединяет эти типы ситуаций и попробуйте это сформулировать.

Расширение Ролей.

В какой-то мере, вы уже тренировали первую часть этого упражнения: "Вхождение в Роль". Но теперь задача немного другая - сделать ваши Роли гораздо более гибкими. Впрочем, и вас тоже.
Здесь дано описание работы с Мета-Ролью. В случае работы с ситуативной Ролью просто на первом шаге работа ведется с нею, а не с Мета-Ролью.

1. Старая Роль.

Какую Роль вы играете по жизни. Какова ваша Мета-Роль. Дайте ей имя и придумайте метафору, характеризующую ее.

2. Новая Роль.

Подумайте, с какой Новой Ролью вы хотели бы поработать. Старайтесь, для начала, выбрать Роль противоположную той, которую вы больше всего играете по жизни. В этом случае нам будет проще работать.
Но выберите противоположную не формально, а качественно. Например, ваша обычная Роль - "Победитель". Формально противоположная тогда - "Проигравший". Ну, а качественно противоположная - "Свободный". Или "Спокойный". Это зависит только от вашего личного понимания этого качественного различия. И так же, как в первом шаге, дайте имя и придумайте метафору Новой Роли.

3. Образ Новой Роли.

Представьте себе образ наиболее, по вашим представлениям, соответствующий данному типажу. Либо вы в этом состоянии, либо человек, наиболее характерный в жизни в этой Роли, либо собирательный образ, как бы архетип: "Великая Мать", "Деловая Женщина", "Супергерой".
Поставьте этот образ на расстоянии шага от вас. И как только он станет достаточно четким, войдите в него. И отпустите свое тело. Разрешите ему действовать так, как оно сочтет нужным. Походите, прочувствуйте что изменилось в движениях, в восприятии мира. Поговорите. Послушайте, как меняется голос. Короче, вживитесь в эту Роль.

4. Выяснение отношений.

А .
А теперь обернитесь и посмотрите на образ своей старой Роли. Что вы о ней думаете? Что вы можете о ней сказать с позиции Новой Роли?
Б.
Вернитесь в Старую Роль. Что вы можете сказать о вашей Новой Роли? Что ей посоветовать или о чем спросить?

5. Внешняя позиция.

Выйдите за пределы этих двух Ролей. Посмотрите на них со стороны. Что хорошего в каждой из этих Ролей? Что может дать Старая Роль Новой Роли? Что может взять Старая Роль у Новой?

6. Расширение Ролей.

А теперь приблизьте эти образы друг к другу, чтобы они соприкасались. Пусть они обменяются тем наиболее полезным и ценным, что у них есть. И посмотрите, как изменятся образы. После чего позвольте этим образам раствориться в вас. Проинтегрируйтесь с ними.
Можно сделать это, посадив эти Роли себе на руки и медленно приблизив их так, чтобы ребра ладоней соприкасались. Но не сжимать их! А объединиться можно прижав руки к груди и "втолкнув" в себя образы изменившихся Ролей. А потом разрешите им раствориться в вас.

7. Проверка.

Подумайте, что изменится в вашей жизни после всех этих изменений. Что конкретно изменится. Попробуйте все это проговорить и представить.

Задумывалась ли вы о том, какие роли вы играете в жизни и, что не менее важно в постели. И сколько у вас этих ролей. Одна очень древняя техника «собирания и разбрасывания камней», помните фразу «время собирать камни, и время разбрасывать камни..» , иногда используется психотерапевтами в своей работе. По преданию, еще Александр Македонский применял ее, как способ получить ответы на вопросы, перед своими походами. Правда, тогда трактовали эти ответы не психологи, а мудрецы, что особенно приятно в сегодняшних ассоциациях. Эта древняя психотерапевтическая техника, состоит в том, чтобы собрать 108 камней, эта цифра имеет глубокий сакральный смысл, и придумать на эти 108 камней свои роли в жизни. А потом, осознав каждую из них, что они приносят в нашу жизнь и чего они ее лишают, разбросать камни так и там, где их ни кто не сможет собрать, и вы сами тоже.

Мы порой даже не осознаем, что проживаем свою жизнь, часто просто играя в ней роль. Свои роли, или просто подыгрывая своим близким, поддерживая их игру. Вся жизнь театр , и семейная или совместная жизнь не исключение. В этом театре жизни, человек создает свой репертуар ролей и образов. Роль - это наша позиция, которая лежит в основе поведения, поступков и чувств.

Если мы начинаем играть определенную, выбранную нами роль, то всегда найдется человек, с кем мы сможем ее сыграть до конца. Или мы сами наделим его такой ролью, что по нашему мнению, идеально ему подходит. Роли это своего рода «программные оболочки», то, что формирует нашу жизнь на данный момент. Это и то как вы думаете, как чувствуете, и слышите, видите, то, как вы определяете весь свой мир. Вы можете ее даже не осознавать, но при этом с блеском исполнять не один год. Чтобы лучше понять свои роли, и в жизни и в постели , мы их просто попробуем наделить слоганом или метафорой, и посмотреть,как будут развиваться события, когда мы начинаем свой домашний театр.

Сцена первая: Отношения Мужчина-Женщина.

Это всегда парные роли, позиция, что вы занимаете, по отношению к своему партнеру по жизни. И то, каким вы воспринимаете его и, какую роль вы ему предлагаете по отношению к вам. Нам порой кажется, что все, что происходит в наших отношениях, складывается само по себе. При нашем небольшом участии, словно мы лишь вовлечены в эти отношения. В действительности же мы очень активно создаем эти отношения, прежде всего тем, какие роли начинаем исполнять в совместном дуэте.

Сегодня мы поговорим о некоторых деструктивных, асексуальных ролях, при которых семейная жизнь и сексуальная гармония, разрушаются. В этом случае гармония в паре пропадает, а сексуальная жизнь растворяется в воспоминаниях далекого прошлого. Роли начинают формироваться постепенно, « притирка» идет первый год, и со временем, роли, как бы дополняют друг друга. Роли не подходящие друг другу, долго существовать не смогут, и тогда пара чаще всего расстанется.

Есть отношения, в которых женщины и мужчины могут меняться ролями или спутывать роли . Женщина - "Мамочка" и мужчина – "Сынок", в таких парах чрезмерная забота и опека женщины способна превратить отношения из союза мужчины и женщины, в родительско –детский союз. А с мамами, как известно не спят, и тогда брак может развалиться, потому, что каждый из них по пришествие времени, будет искать Мужчину и Женщину, а не Маму и Сына.

Или когда женщина берет на себя активную позицию в социуме, оставляя мужчине пассивность в доме. Если это подходит паре, то прекрасно. Это союз сможет жить долго и счастливо, но часто женщине это надоедает и у нее появляется потребность в «сильном плече», что, кстати тоже не всегда гарантирует ей счастье. Смена ролей в отношениях, требует смены и ее активной социальной роли, на более гибкую и женственную в своем восприятии мира.

Это не всегда семейная идиллия, иногда жизнь пары может напоминать театр военных действий. Просто они так играют в семью, как в «войну», иногда играют в «больницу», иногда в «детский сад». Кому что нравится. У каждой роли свой набор требований и претензий, свой внешний вид и выражения лица, свои жалобы на жизнь, и даже одежда определенного стиля.

Например, представить женщину – "Дочь", рядом с «Папиком», уверенной бизнес леди в деловом костюме трудно, скорее это будет эфемерное существо, на которое просто приятно оглянуться. Или она - «Комиссар в юбке», успешная женщина, а он «Беззаботный бездельник» или просто хороший парень, что, как известно профессией не является. Представить, как он будет жестко вести переговоры, а она готовить пироги, тоже очень сложно.

Есть отношения в паре, когда Он - «Козел», а она – «Жена Козла». В таких ролевых позициях, мужчина и женщина всегда недовольны друг другом. Она тем, что он любит ее «как-то не так, не правильно», а он тем, что все его поступки и действия оцениваются, и что бы он не сделал все будет не так и не то. В таких парах, можно сказать есть полная гармония, но не та, что дарит счастье и покой, а гармония недовольства друг другом. Такие пары могут долго существовать в этой вечной партизанской борьбе. Периодически выступая в крупномасштабных военных операциях, с привлечением на свою сторону сочувствующих, одной или другой стороне, родственников, детей или друзей. И они оба жертвы: «Я отдала тебе лучшие годы, а ты никогда..», « Я все стараюсь делать, а ты вечно недовольна…».

Есть и другие ролевые отношения, но в любом случае, чтобы решить сложности, что возникли в вашей паре, нужно хоть на мгновенье выйти из этих ролей. Посмотреть на всю, полную картину, со стороны, как говорят, «лицом к лицу, лица не разглядеть». А если это не лицо, а маска – роль, то на уровне масок, проблемы вообще не решаются. Если вы в привычной роли, то все что вы будете воспринимать, все будет перевернуто, в соответствии той роли, что вы играете. И не важно, кто начал первый, а кто-то просто потом подыгрывал, и со временем, просто привык. Важно ваше решение изменить то, что есть, на то, что хочется.

В наших отношениях секс, словно лакмусовая бумажка способен показать все ли в порядке или пора бить тревогу и что-то менять. Часто он лишь следствие, а не причина, но изменения, что происходят в постели, замечают больше, чем перемены в чувствах друг к другу. Продолжая жить «по накатанной», мы не всегда сразу способны заметить, что в наших отношениях с любимыми что-то не так. Поэтому, будьте внимательны к любимым и к себе, и тогда ваши роли и в жизни и в постели , всегда будут только о любви и счастье.