Пояснительная записка к мультимедийному продукту.

Преподаватель : Климантова О. А.

Предмет : русский язык

(учебник русского языка Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова Москва «Просвещение 2000г.).

Тема: Изменение имён прилагательных по числам и родам.

Родовые окончания имён прилагательных.

Цель: ознакомить с изменением имён прилагательных по родам и числам;

Развивать умение определять род и число имён прилагательных;

Развивать познавательную активность, наблюдательность; развитие умения различать прилагательные в единственном и множественном числе, правильно писать окончания прилагательных.

Задачи: 1). сформировать умение определять род имён прилагательных;

2). совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи;

3). воспитать чувство красоты, гармонии к русскому языку .

Продолжительность : 40 мин.

Класс : 2 класс.

Образовательное учреждение : МОУ Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1.

Тип урока: урок объяснения нового материала .

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, Macromedia Flach Player,сигнальные картинки к рефлексии, учебник для 2 класса,2 часть Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова Просвещение, 2006, презентация к уроку.

Ход урока.

1.Организационный момент.

– Ребята, сегодня наш урок будет необычным – сказочным: мы продолжим изучать тему “Имена прилагательные”, посмотрим, как вы подружились с этой частью речи.

2. Психологический настрой. Отрывок из учебного фильма «Сказка о художнике и море» (2 мин.). Приложение 1 .


Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте: море, волны плещут, откройте глаза – (Слайд 3).

Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.

3. Работа с тестом

– Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. А поскольку урок у нас сказочный, он сможет отправиться в путь только тогда, когда вы расскажите всё, что вы знаете, об имени прилагательном. (Слайд 4).

Чтобы очутиться в этом волшебном замке, надо правильно выполнить тестовую работу.

Ну что ж поплыли? (Слайд 5).

Тест.

  1. Имя прилагательное обозначает:

а). предмет;

б).признак предмета;

в).действие предмета;

2. Имя прилагательное связано по смыслу:

А). с прилагательным;

Б). с глаголом;

В). с существительным;

3. имя прилагательное отвечает на вопросы:

А). что делает? что сделает?;

Б). какой?, какая?, какое?, какие?

В). кто? что?

4. Имена прилагательные подчёркиваем:

А). волнистой линией;

Б). одной чертой;

В). двумя чертами.

5. Имена прилагательные:

А). не изменяются по числам;

Б). изменяются по числам;

В) никак не изменяются.)

Тест раздаётся каждому на отдельном листе. Проверка по эталону. (Слайд 6).

Ученики меняются и проверяют тест соседа. (2-3 работы проверяются учителем на оценку).

Вывод : (Слайд 7).

Имя прилагательное
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Называешь ты.
Зима снежная.
Мама нежная.
Плывёт корабль
В невидимую даль.

4. Объяснение нового материала. (Слайд 8).

– Вот нас встречает гномик Всезнайка, который поможет нам сегодня на уроке. Он предлагает вам найти прилагательные в словосочетаниях: синее море, синяя лента, синий карандаш, синие облака.

Что происходит с прилагательным? (изменяется по родам и числам).

От чего зависит род и число прилагательного? (от имени существительного).

И по взмаху волшебной палочки, гномик выделил имена существительные. Докажите, что это имена существительные. Что их объединяет? (Неодушевленные, нарицательные.)

Подберите к каждому имени существительному подходящее имя прилагательное.

Прочитайте слова, которые он подобрал. (Погода, ветер, море, паруса).

Давайте составим и запишем словосочетания с вопросами.

Погода (какая?) тёплая. Ветер (какой?) резкий. Море (какое?) тихое. Паруса (какие?) раздутые.

Почему мы каждый раз задавали разные вопросы? От чего это зависело?

Найдите прилагательное во множественном числе. От чего зависит число имени прилагательного? (от имён существительных).

Можно ли определить род имён прилагательных? От чего он будет зависеть?

Окончания прилагательных тоже разные. (М.р. – ый, -ий, -ой; Ж.р. – ая,-яя; Ср.р.- ое,-ее; мн.ч.- ые, - ие).

Правило: чтобы определить род имени прилагательного, достаточно определить род имени существительного, с которым оно связано.

Приложение 1. Флеш – родовые окончания.

Образуй от существительных прилагательные: (устно). (Слайд 9).

Солнце - …………………………………………..солнечный

Ночь -…………………………………………… ..ночной

Холод -…………………………………………….холодная

5.Разминка для глаз. (Слайд 10).

6. Работа с текстом. (Слайд11).

На стене висит большая картина. На ней светит яркое солнце. Длинная дорога ведёт к старинному замку. Рядом с замком растёт могучий дуб. Над замком летают белогрудые ласточки. Талантливый художник изобразил красивый пейзаж.

Выписать словосочетание имён прилагательных с существительными, в скобочках указать род и число. (Один ученик выполняет задание за доской, один – на планшете, один на оценку в тетради).

7. Работа с учебником.

Найдите упр..71 на с.35.

Прочитайте слова. В каком числе они употреблены? Можно ли определить у них род? Запишите их парами. Сначала в единственном, а потом во множественном числе.

Упр. 68 – устно.

8. Физминутка. (Слайды 12 - 13).

  1. Оранжев ое небо,
    Оранжев ое море,
    Оранжев ая зелень,
    Оранжев
    ый верблюд.
    Оранжев
    ые мамы,
    Оранжев ым ребятам,
    Оранжев
    ые песни,
    Оранжев о поют.

Что изменилось?

Что происходит с прилагательным оранжевый? (Изменяется окончание)

С чем это связано? (существительные зависят от прилагательных)

9. Игра «Соединяй –ка». (Слайд 14).

Семья Мелкое

Озеро Маленькая

Лодка Дружная

Друзья Песчаный

Берег Высокое

Дерево Верные

10. Распределить прилагательные по родам. (Слайд 15).

Добрый, холодная, весёлая,

глубокое, белый, тёмное.

Последнее задание в нашем сказочном путешествии устное. Распределите слова в 3 столбика. Запишите в тетрадь. (1 ученик выполняет задание на планшете).

Как вы догадались? Объясните.

11. Обобщение об имени прилагательном. (Слайд 16).

Давайте повторим всё, что мы знаем об имени прилагательном.

12. Итог урока . Рефлексия (Слайды17- 18).

Поднимите карточки те, у кого хорошее настроение. А у кого плохое?

13. Домашнее задание.

С.35 № 71. (Слайд 17).

Литература:

1.Тесты. Начальная школа. 2 класс. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.

2. Интегрированные уроки 2 класс. Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А.

3.Уроки русского языка в начальной школе. Самохвалова Е.И., Полянина Н.Б.

4. Нестандартные уроки в начальной школе. Исаенко А.В, Руденко А.Я.


Предмет: русский язык
(учебник русского языка Л.М. Зеленина, Т. Е. Хохлова 3 класс, Москва «Просвещение 2000г.).
Тема: Изменение имён прилагательных по числам и родам.
Родовые окончания имён прилагательных.

Цель: ознакомить с изменением имён прилагательных по родам и числам;
развивать умение определять род и число имён прилагательных;
развивать познавательную активность, наблюдательность; развитие умения различать прилагательные в единственном и множественном числе, правильно писать окончания прилагательных.

УУД: 1). сформировать умение определять род имён прилагательных;
2). совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи;
3). воспитать чувство красоты, гармонии к русскому языку.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска,сигнальные картинки к рефлексии, учебник для 2 класса,2 часть Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова Просвещение, 2006, презентация к уроку.

Ход урока.
1.Орг. Момент.

Встали, подравнялись. Присаживайтесь.

2. Актуализация знаний.

  • Открываем тетради, записываем число, классная работа. Пропускаем место для темы урока.

Чтобы узнать тему нашего урока, надо правильно выполнить тестовую работу.

Тест.
а). предмет;
б).признак предмета;
в).действие предмета;
а). с прилагательным;
б). с глаголом;
в). с существительным;

в). кто? что?
а). волнистой линией;
б). одной чертой;
в). двумя чертами.
5. Имена прилагательные:
а). не изменяются по числам;
б). изменяются по числам;
в) никак не изменяются.

3. Постановка учебной задачи.

На какой вопрос теста у вас возникли трудности и вы сомневались в решении своего выбора? (На последний 5 вопрос)

Кто сможет сформулировать тему нашего урока.(Число имен прилагательных)

Какие же цели урока мы поставим перед собой? (Повторить, что такое прилагательное, узнать, как оно изменяется по числам)

А сейчас послушайте стихотворение и отгадайте, о чем оно:

Пришла, улыбнулась- утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

О чем это стихотворение? (о весне).

Назовите первый звук в слове «весна» (в)

Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)

Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания. Пропишите ее, пожалуйста.

4. Работа с тестом.
– Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. А поскольку урок у нас сказочный, он сможет отправиться в путь только тогда, когда вы расскажите всё, что вы знаете, об имени прилагательном. (Слайд 4).
- Чтобы очутиться в этом волшебном замке, надо правильно выполнить тестовую работу.
Ну что ж поплыли? (Слайд 5).
Тест.
1. Имя прилагательное обозначает:
а). предмет;
б).признак предмета;
в).действие предмета;
2. Имя прилагательное связано по смыслу:
а). с прилагательным;
б). с глаголом;
в). с существительным;
3. имя прилагательное отвечает на вопросы:
а). что делает? что сделает?;
б). какой?, какая?, какое?, какие?
в). кто? что?
4. Имена прилагательные подчёркиваем:
а). волнистой линией;
б). одной чертой;
в). двумя чертами.
5. Имена прилагательные:
а). не изменяются по числам;
б). изменяются по числам;
в) никак не изменяются.)
Тест раздаётся каждому на отдельном листе. Проверка по эталону. (Слайд 6).
Ученики меняются и проверяют тест соседа. (2-3 работы проверяются учителем на оценку).
Вывод: (Слайд 7).
Имя прилагательное
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Называешь ты.
Зима снежная.
Мама нежная.
Плывёт корабль
В невидимую даль.
4. Объяснение нового материала. (Слайд 8).
– Вот нас встречает гномик Всезнайка, который поможет нам сегодня на уроке. Он предлагает вам найти прилагательные в словосочетаниях: синее море, синяя лента, синий карандаш, синие облака.
- Что происходит с прилагательным? (изменяется по родам и числам).
- От чего зависит род и число прилагательного? (от имени существительного).
И по взмаху волшебной палочки, гномик выделил имена существительные. Докажите, что это имена существительные. Что их объединяет? (Неодушевленные, нарицательные.)
Подберите к каждому имени существительному подходящее имя прилагательное.
Прочитайте слова, которые он подобрал. (Погода, ветер, море, паруса).
- Давайте составим и запишем словосочетания с вопросами.
Погода (какая?) тёплая. Ветер (какой?) резкий. Море (какое?) тихое. Паруса (какие?) раздутые.
- Почему мы каждый раз задавали разные вопросы? От чего это зависело?
Найдите прилагательное во множественном числе. От чего зависит число имени прилагательного? (от имён существительных).
- Можно ли определить род имён прилагательных? От чего он будет зависеть?
Окончания прилагательных тоже разные. (М.р. – ый, -ий, -ой; Ж.р. – ая,-яя; Ср.р.- ое,-ее; мн.ч.- ые, - ие).
Правило: чтобы определить род имени прилагательного, достаточно определить род имени существительного, с которым оно связано.
Приложение 1. Флеш – родовые окончания.
Образуй от существительных прилагательные: (устно). (Слайд 9).
Солнце - …………………………………………..солнечный
Ночь -…………………………………………… ..ночной
Холод -…………………………………………….холодная

5.Разминка для глаз. (Слайд 10).
6. Работа с текстом. (Слайд11).
На стене висит большая картина. На ней светит яркое солнце. Длинная дорога ведёт к старинному замку. Рядом с замком растёт могучий дуб. Над замком летают белогрудые ласточки. Талантливый художник изобразил красивый пейзаж.
- Выписать словосочетание имён прилагательных с существительными, в скобочках указать род и число. (Один ученик выполняет задание за доской, один – на планшете, один на оценку в тетради).
7. Работа с учебником.
Найдите упр..71 на с.35.
- Прочитайте слова. В каком числе они употреблены? Можно ли определить у них род? Запишите их парами. Сначала в единственном, а потом во множественном числе.
Упр. 68 – устно.
8. Физминутка. (Слайды 12 - 13).
Оранжевое небо,
Оранжевое море,
Оранжевая зелень,
Оранжевый верблюд.
Оранжевые мамы,
Оранжевым ребятам,
Оранжевые песни,
Оранжево поют.
- Что изменилось?
-Что происходит с прилагательным оранжевый? (Изменяется окончание)
- С чем это связано? (существительные зависят от прилагательных)
9. Игра «Соединяй –ка». (Слайд 14).
Семья Мелкое
Озеро Маленькая
Лодка Дружная
Друзья Песчаный
Берег Высокое
Дерево Верные

10. Распределить прилагательные по родам. (Слайд 15).
Добрый, холодная, весёлая,
глубокое, белый, тёмное.
- Последнее задание в нашем сказочном путешествии устное. Распределите слова в 3 столбика. Запишите в тетрадь. (1 ученик выполняет задание на планшете).
- Как вы догадались? Объясните.
11. Обобщение об имени прилагательном. (Слайд 16).
- Давайте повторим всё, что мы знаем об имени прилагательном.
12. Итог урока.Рефлексия (Слайды17- 18).
Поднимите карточки те, у кого хорошее настроение. А у кого плохое?

  1. Домашнее задание.
    С.35 № 71. (Слайд 17).

Русский язык
Тема: Изменение имён прилагательных по родам
Цель: познакомить с изменением имён прилагательных по родам
Задачи: 1. Формировать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь
имен прилагательных с именами существительными, определять род и число имен прилагательных,
правильно писать родовые окончания, умения разбирать прилагательные по составу.
2. Развивать умение видеть орфограммы в именах прилагательных и находить способы
проверки их написания.
3. Воспитывать аккуратность
Тип урока: урок усвоения навыков и умений
Оборудование: карточки с заданием, изображение предметов (платье, лента, дом) синего цвета
Ход урока
I. Организационный момент
- Над какой темой работали на предыдущем уроке?
- Что для вас осталось непонятным, над чем нам нужно еще поработать на уроке?
II. Чистописание
Хх хэ эх
- Что вы знаете о букве Х?
- Какие орфограммы встретились в предложении? Запишите на свободных точках предложение.
Наш сосед Худяков Христофор Харитонович часто бывает то грустным, то
веселым, то добрым, то злым, то ленивым, то усердным, то молчаливым, то
разговорчивым.
III. Актуализация знаний
Назовите имена прилагательные, которые встретились в предложении.
- Что вы можете о них сказать? (Они стоят в единственном числе мужского рода. Каждая
пара слов является антонимами по отношению друг к другу.)
- А какую роль играют прилагательные в речи?
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Вот громкий стук,
Вот злющий лук,
Вот легкий пар,
Вот летний жар,
Вот яркое солнце глядит нам в оконце.
- С какой частью речи связаны имена прилагательные в этом стихотворении?
IV. Постановка темы урока
Мы продолжим расширять ваши знания об имени прилагательном. И будем учиться изменять
прилагательное по числам и родам, ставить к ним вопросы.
Разберите предложения по частям речи и членам предложения. Объясните написание орфограмм.
С выс..ты птич...его п...лета оз...ро Селигер принимают за д...ковенный цв...ток.
­ Выпишите из предложения словосочетания с прилагательным. Поставьте вопрос от главного
слова к зависимому.
полета (какого?) птичьего,
за цветок (какой?) диковинный.
- Определите число и род существительных. (Оба существительных стоят в мужском роде.)

Какие еще роды знаете?
- Какие предметы у меня изображены на рисунке? (Платье, лента, дом.)
- Что у них общего? (Они синего цвета.) Запишем словосочетания.
платье (какое?) синее; лента (какая?) синяя; дом (какой?) синий. Выделите окончание и основу у
прилагательных.
- Что заметили? (Основа одна, а окончание изменялось.)
- Почему изменялась основа? (Потому, что взяты имена существительные разного рода.)
Обратите внимание! У существительных род постоянный, а прилагательное изменяется по
родам.
- На какой вопрос отвечает прилагательное мужского рода?
- Женского?
- Среднего?
Работа с правилом стр. 113
V. Работа по теме урока
1. Само название имени прилагательного говорит о том, что оно к чему­то прилагается,
присоединяется. Предлагаю вам слово мягкий присоединить к словам полотенце, диван, кровать.
Поставьте вопрос от главного слова к зависимому.
полотенце (какое?) мягкое, диван (какой?) мягкий, кровать (какая?) мягкая.
- Обратите внимание на окончание вопроса и имени прилагательного. Что интересное
заметим?
Имейте в виду: если основа прилагательного заканчивается на мягкий согласный звук, то
окончание начинаем писать с буквы, обозначающей мягкость звука.
Голубой, низкий, прежняя, святая, соленое, синее.
- Какой вопрос имеет мужской род имен прилагательных? Женский род? Средний род?
- Можно ли во множественном числе определить род прилагательных?
2. Упр. 303 на стр. 113.
Записывая словосочетания существительного с прилагательным, обязательно ставьте вопрос и
укажите род.
- От чего зависит род имени прилагательного?
Свой ответ сравните с определением рода прилагательного на стр. 113.
3. Упр. 304
Все задания выполняются коллективно.
4. Упр. 306­ устно
5. Упр. 302- самостоятельная работа. Проверка – фронтально.
V. Физкультминутка
VI. Повторение
Разберите слова сирень, кабинет, молоко как часть речи. Вспомните памятку разбора имен
существительных.
Определите род и падеж имен существительных в стихотворении А. Ахундиновой.
Почему на голове
Не растут цветочки?
Ведь растут они в траве
И на всякой кочке!
Если волосы растут,
Значит их сажают...
И сажать цветочки тут
Мне не разрешают!
Итог урока
- На какие вопросы отвечает мужской род имен прилагательных, и какие имеет родовые
окончания?

Кислицына Марина Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Сайгинская СОШ"
Населённый пункт: п. Сайга, Верхнекетского района, Томской области
Наименование материала: методическая разработка урока русского языка
Тема:
Дата публикации: 11.02.2018
Раздел: начальное образование

Тема: Изменение имён прилагательных по родам и числам

Цель.

Формирование

представлений

учащихся

основных

грамматических

признаках имен прилагательных (роде); о том, что род и число прилагательного

совпадает с родом и числом существительного, к которому данное прилагательное

относится.

Задачи.

Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как

самостоятельную часть речи, показать его речевую функцию.

Развивающие:

проблемную

ситуацию,

активизировать

творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные

формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса

учащихся к языку и учебной деятельности.

Воспитательные:

подготовить

разноуровневые

повышения

самооценки учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку,

организовать работу в парах и группах для формирования коммуникативных

компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач

Тип урока – усвоение новых знаний

По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, групповая,

фронтальная, самостоятельная)

По видам деятельности – поисково-исследовательский

По результатам выполнения – практический

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные результаты:

уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным;

изменять прилагательные по родам, числам;

определять

прилагательных

находить

прилагательное с заданными грамматическими признаками.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать

действия

следовать

установленным

правилам

соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета

Познавательные УУД:

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение;

задавать вопросы;

договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам

решения новой задачи;

способность к самооценке.

Ход урока

1. Орг. момент. Мотивация.

Открываем тетради. Записываем число, классная работа (Слайд 1)

2. Словарная работа. Послушайте, пожалуйста, стихотворение

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

О чём говорится в стихотворение? (Слайд 2)

По каким признакам вы определили это?

Посмотрите за окно. Можно ли сказать, что на дворе весна?

Зима не хочет уступать своё место весне.

3. Орфографическая минутка.

замечательное

прекрасное

просыпается и оживает после зимнего сна. Хотите увидеть, как это происходит?

составить

3)Запишите эти слова в столбик и объясните орфограммы.

(Дети называют слово,

записывают в тетрадь, объясняют орфограмму).

(Фронтальная работа)

ВЕТЕР сл. слово

Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Даже у нас в классе

повеяло весной (Слайд 4)

4. Введение в тему урока.

Обратите внимание на получившийся ряд слов.

Назовите «лишнее» слово (тёплый)

Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные)

Докажите (отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет)

Определите

существительных.

Фронтальный опрос)

План рассуждения (на доске)

опорные слова: слово, вопрос, род, число.

Ландыш – м.р., ед.ч.

Трава –,ж.р.,ед.ч.

Солнце – с.р.; ед.ч.

Ветер – м.р.; ед.ч.

Птицы – мн.ч.

5. Постановка проблемной ситуации.

А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним»: слово тёплый

Какой частью речи является это слово? (прилагательное)

А могут ли изменяться по родам и числам имена прилагательные?

Сегодня мы и попытаемся ответить на этот вопрос.

Сформулируем тему нашего урока. (Изменение имён прилагательных по

родам и числам) (Слайд 5)

Сформулируем

(Определение

прилагательных)

Составим план дальнейших действий для достижения поставленной цели на доске

1.Как определить род и число имён прилагательных?

2. Родовые окончания имён прилагательных.

3.Связь имён прилагательных с именами существительными.

4.Упражнение в определении рода и числа имён прилагательных.

6. «Открытие» нового знания.

Как вы уже сказали слово тёплый (Слайд 6) – это… (прилагательное)

Что мы уже знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначает

признак предмета, отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?, украшает нашу

речь, делает её более выразительной и точной.

7. Связь имён прилагательных с существительными.

У существительных подчас

не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас, ни запаха, ни звука!

Был просто звук, а стал вдруг громким.

Был просто лес, а стал вдруг хвойным.

прилагательное

пригласило

ДУШИСТЫЙ,

ПЕРЕЛЁТНЫЙ, ЗЕЛЁНЫЙ, ВЕСЕННИЙ (Слайд 7)

Составьте

словосочетания.

Подберите

существительным

подходящие по смыслу имена прилагательные. (Работа в парах)

1.Ландыш – м.р., ед.ч. – душистый

2.Трава –,ж.р.,ед.ч. - зелёная

3.Солнце – с.р.; ед.ч. - весеннее

4.Ветер – м.р.; ед.ч. - тёплый

5.Птицы – мн.ч. – перелётные (род можем определить только в ед.ч.)

План работы для каждой пары (на парте у каждой пары)

1. Прочитайте словосочетание.

существительного

определите

прилагательного.

3. Выделите у прилагательных окончания.

4. Мы узнали, что у имён прилагательных:

в мужском роде окончания ……….;

в женском роде окончания ………..;

в среднем роде окончания …………

Вывод записывается на доске:

Муж. р. Жен.р. Ср. р.

Ый - ая -ое

Ий - яя - ее

Составьте с любым из словосочетаний предложение.

8. Гимнастика для глаз. (Слайд 8)

9. Работа с учебником.

Откроем учебник на с. 101, упр. 113

Прочитайте задание.

Постоянные ли признаки рода у прилагательного «оранжевый»? (Признаки рода у

прилагательного непостоянные, т. к. одно и то

же прилагательное может быть в

форме ж.р., м.р., ср.р.)

ВЫВОД: Как же определить род и число имени прилагательного?

по роду и числу имени существительного, с которым оно согласуется;

по вопросу;

по окончанию прилагательного

Мы выяснили, что прилагательное тесно связано с существительным.

Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте

сказку «Скромные просители».

Родились

Прилагательные

покладистым

характером.

удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не

было у прилагательных собственных рода, числа.

А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, – мечтали

Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись

скромные

просители,

одолжили

Прилагательным

Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор

Прилагательные.

согласовываться

Существительными,

напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.

называется

согласованием.

прилагательное согласуется с существительным.

10. Весна приготовила для вас ещё одно задание. (Слайд 9)

(Работа в группах)

Распространите следующий текст и определите род имён прилагательных.

Пришла весна. Светит солнце. Тает снег. Висят сосульки.

Вспомните,

украшает

эмоциональной,

выразительной.

Проверка.

11. Тестовое задание (Слайд 10, 11) (Индивидуальная работа)

Проверим полученные знания на уроке.

Имя прилагательное

Имена прилагательные – это

а) слова, которые обозначают предметы;

б) слова, которые обозначают признаки предметов;

в) слова, которые обозначают действия предметов.

Имена прилагательные

а) бывают мужского, женского и среднего рода;

б) изменяются по родам.

Род имени прилагательного зависит

а) от рода имен существительных;

б) от глагола.

Выпишите прилагательные м.рода

а) голубое;

б) добрая;

в) красивый.

Выпишите прилагательные ср.рода

а) могучая;

в) весенний.

Выпишите прилагательные ж.рода

а) лесной;

б) пушистая;

в) раннее

Взаимопроверка. Результат. Дети оценивают работу. (Слайд 12)

12. Итог урока.

Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам

прилагательные

(прилагаются

существительному)

Как называется такая связь в русском языке, когда прилагательное связано с

существительным? (согласование)

Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам).

13. Рефлексия.

подарила

настроение

прилагательными.

14. Оценки

15. Домашнее задание: (Слайд 13)

16. Спасибо за урок! (Слайд 14)

МКОУ «ООШ №22 с.Будукан»

3 класс


Конспект урока по русскому языку

«Изменение имён прилагательных по родам и числам»

Учитель начальных классов: Федченко Юлия Николаевна,

Методический паспорт урока.

Тема : “Изменение имён прилагательных по родам и числам”

Цель. Формировать представления обучающихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе); о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом существительного, к которому данное прилагательное относиться.

Задачи.

Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть его семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.

Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса обучающихся к языку и учебной деятельности.

Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

Тип урока – усвоение новых знаний

Предмет – русский язык

Возраст детей – 9 -11лет, класс – 3

По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)

По видам деятельности – поисково-исследовательский

По результатам выполнения – практический

Оборудование: Пк, мультимедийный проэктор.

Материалы: Презентация «Изменение имён прилагательных по родам и числам», учебники, словари, индивидуальные карточки.

Учебник: Т.Г.Рамзаева, 4 класс

Структура урока

1. Орг. момент.

2. Минутка чистописания. Словарная работа.

3. Орфографическая минутка.

4. Введение в тему урока.

5. Постановка проблемной ситуации.

6. «Открытие» нового знания.

1)

Гимнастика для глаз

2) Связь имён прилагательных с существительными

3)

Физкультминутка.

7. Первичное закрепление.

8. Рефлексия. Итог урока. Оценки.


Ход урока.

1. Орг. момент.

-Приветствие гостей.

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Встаньте, дети, подтянитесь,

И друг другу улыбнитесь!

Солнце глянуло в кроватку

Вправо, влево- 2 раза

Все мы делаем зарядку

Раз, два, три, четыре, пять

Надо нам присесть и встать

Руки вытянуть пошире

Раз, два, три, четыре – 2 раза.

Наклониться три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку

Все мы сделали зарядку.

Присаживайтесь.

- Записываем число, классная работа.
2. Минутка чистописания. Словарная работа.

Отгадайте загадку.

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

Кто же пришёл? (весна) (рисунок Красавицы – ВЕСНЫ)

Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])

Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)

Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

Запишите по памяти словарные слова на букву в.

Взаимопроверка.

3. Орфографическая минутка.

Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.

Составьте слова из данных слогов. Запишите эти слова и объясните орфограммы. Дети называют слово, записывают в тетрадь, объясняют орфограмму)
ЛАНДЫШ

ТРАВА

СОЛНЦЕ

ВЕТЕРОК

ТЁПЛОЕ

ПТИЦЫ
4. Введение в тему урока.

Обратите внимание на получившийся ряд слов.

Назовите «лишнее» слово.(тёплое)

Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные) Докажите. (отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет)

Определите род и число имен существительных.

На доске опорные слова : слово, вопрос, часть речи, значение, род, число.


  • Ландыш – м.р., ед.ч.

  • Трава –,ж.р.,ед.ч.

  • Солнце – с.р.; ед.ч.

  • Ветерок – м.р.; ед.ч.

  • Птицы – мн.ч.
Давайте обобщим наши знания об имени существительном.

5. Постановка проблемной ситуации.

А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним»: слово тёплое

- Скажите, а сможем ли мы определить род и число этого слова?

- Почему возникло затруднение? (Другая часть речи).

А могут ли изменяться по родам и числам прилагательные?

Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.

Формулирование темы и целей урока

6. «Открытие» нового знания.

Какой частью речи является наше слово ТЕПЛЫЙ? (Имя прилагательное).

1) -Что мы уже знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь)

Гимнастика для глаз

(Чтобы нам проснуться, нужно дружно потянуться)

2) Связь имён прилагательных с существительными.

Работа по учебнику. Упражнение 490 (стр. 56)

Анализ процесса изменения имён прилагательных по родам.

Стр.56 упр. 490.

Прочитайте загадку. Отгадайте.

Найдите в тексте имена прилагательные. Назовите окончания имён прилагательных.

Что можно сказать об окончаниях имён прилагательных? (Окончания разные).

Спишите загадку, напишите отгадку. Выделите окончания прилагательных.

Почему окончания разные и отчего это зависит, вы узнаете, когда прочитаете правило на стр. 56 в учебнике.

!!! Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.

Почему же прилагательные связаны именно с существительными? Послушайте сказку «Скромные просители»

Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.

-А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.

Почему же прилагательные связаны именно с существительными?

Учитель: Послушайте, что о себе говорят существительные.


У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если к нам им приложить,

То веселее станут жить:

Вот громкий стук,

Вот синий шар,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий мяч,

Вот острый меч,

Весенний сад, родная речь.


Учитель: Кто из вас был очень внимательным и заметил, с какой частью речи связаны имена прилагательные.
Дети: С именами существительными.
Учитель: В самом названии – имя прилагательное – уже содержится намек на то, что слово должно к чему-то “прилагаться”, присоединяться. Имена прилагательные “прилагаются” к именам существительным. Во всем с ними согласуясь: в роде, числе, падеже, отображают их самые важные признаки, такие, как цвет, вкус, качество..и т.д.
3) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

Давайте понаблюдаем.

Подберите к нашему слову тёплый существительные женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа.(у доски).

Проверим

тёплый… день (м.р., ед.ч.)

тёплая …погода (ж,р., ед.ч.)

тёплое… солнце(ср.р., ед.ч.)

тёплые …лучи (мн.ч.) !!! У прилагательных множественного числа род не определяем.

У прилагательных выделить окончание и основу. Что заметили?
!!! Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р., и мн.ч.

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся (наклоны вправо, влево)

Больше спать не захотел(наклоны вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.(руки вверх, встать на носочки)

Солнце утром лишь проснётся (руки вверх. в стороны, вниз)

Бабочка кружит и вьётся. (покружится)
7. Первичное закрепление.

2) Чтение правила (с.)

Так как же определить род и число имени прилагательного?

3) Дополнительное задание.

Весна приготовила для нас ещё одно задание.


8. Рефлексия. Итог урока. Оценки.

Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы.

Понравился вам урок?

Научились ли вы чему- то новому?

Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному)

Как называется такая связь в русском языке, когда прилагательное связано с существительным? (согласование)

Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам и числам).

9. Домашнее задание:

Весна подарила нам свои тёплые лучики. А вы опишите своё весеннее настроение прилагательными.