Стихотворение в прозе «Порог» Иван Тургенев написал в 1883 году. Его впечатлил поступок участницы революционного движения Веры Засулич, которая трижды стреляла в петербургского градоначальника Трепова и тяжело его ранила. Засулич, возмущенная приказом Трепова высечь розгами народника-революционера, переступила порог - пришла к градоначальнику на прием и выстрелила в него три раза в присутствии свидетелей. Впоследствии присяжные оправдали женщину, а процесс получил самую широкую общественную огласку.

Полагают, что произведение «Порог» навеяно реальной личностью - революционеркой Верой Засулич. Она совершила покушение на петербургского градоначальника Трепова и была судима. Тургенев присутствовал на одном из судебных заседаний.
Героиня стихотворения не имеет имени. Она просто «русская девушка», из числа тех убеждённых и бесстрашных, которые ради идеи готовы были переступить «порог». Это слово употребляется в символическом значении. Под «порогом» подразумеваются все те трудности, жизненные осложнения, непредсказуемые последствия - всё то, с чем может столкнуться в своей жизни революционер.


Стихотворение построено в форме диалога «глухого голоса», может быть, он принадлежит самой судьбе и девушки. «Глухой голос» спрашивает, а девушка отвечает. Её ответы лаконичны, в них слышится готовность к избранной миссии. Эта уверенность подчёркивается и чётким ритмом строк.
Вывод неоднозначный: «Дура!» и «Святая!». Так уж устроен мир - в нём всегда и во все времена было и есть два полюса.

Порог


Я вижу громадное здание.
В передней стене узкая дверь раскрыта настежь, за дверью -
угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка... Русская девушка.
Морозом дышит та непроглядная мгла, и вместе с леденящей струей
выносится из глубины здания медленный, глухой голос.
- О ты, что желаешь переступить этот порог,- знаешь ли ты, что
тебя ожидает?
- Знаю,- отвечает девушка.
- Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма,
болезнь и самая смерть?
- Знаю.
- Отчуждение полное, одиночество?
- Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.
- Не только от врагов - но и от родных, от друзей?
- Да... и от них.
- Хорошо... Ты готова на жертву?
- Да.
- На безымянную жертву? Ты погибнешь - и никто... никто не будет
даже знать, чью память почтить!
- Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.
- Готова ли ты на преступление?
Девушка потупила голову.
- И на преступление готова.
Голос не тотчас возобновил свои вопросы. Знаешь ли ты,- заговорил
он наконец, - что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь,
можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?
- Знаю и это. И все-таки я хочу войти.
- Войди!
Девушка перешагнула порог - и тяжелая завеса упала за нею.
- Дура!- проскрежетал кто-то сзади.
- Святая! - принеслось откуда-то в ответ.

Анализ стихотворения «Порог»

Тургенев удачно облек в поэтическую форму линии реальности, делающие ситуацию узнаваемой, вывел их в образе философии выбора революционного самоотречения, жертвенности. Тогда, да и многими годами позже, критики в анализе произведения в большинстве своем не шли дальше описания собирательного образа женщины-революционерки. Идеологическая подоплека в образовании и искусстве не нуждалась в поисках иного смысла. Но для современного читателя ветер революционных событий того времени приглушен вековой толщей. Сегодня важен скорее фундаментальный смысл стихотворения – проблема выбора , конфликт между внутренним идеалистом и мещанином, обывателем.

В самом стихотворении Тургенев определение поступка героини произведения отдает скорее на суд общества. «Дура» и «святая» - эти эпитеты приносятся извне. Но тому, кто хоть однажды стоял на пороге выбора между выгодой и самоотверженностью, приходится вести борьбу со своим внутренним «Я». Ветры революций здесь уже ни при чем. Бороться приходится за победу таких абстрактных понятий, как честь, совесть, благородство, самопожертвование. Абстрактными их делает современность, воспевая и вкладывая в сознание каждого социально активного члена общества иные идеалы, для достижения которых необходимы предприимчивость, рациональность, эгоизм.

Свой порог может быть в ситуации, сопряженной со сферами человеческих взаимоотношений: любовь, сотрудничество, дружба. Может быть он у политического деятеля, решающего, что ему дороже: судьба вверенного государства или личная выгода. У человека, который должен пожертвовать жизнью, чтобы спасти других. В любой незначительной ситуации, для которой характерен конфликт между «себе» и «ради чего-то».

Чаще побеждает внутренний обыватель. Потому что голос поэтики жертвенности слаб. Его еле слышно в современном информационном хаосе. Но поступки, которые влекут переступившего порог к страданиям и забвению, продолжают менять мир. И освещают дорогу, по которой идет человечество.

История создания стихотворения «Порог»

Стихотворение было написано под революционным воздействием, Тургенев, как и другие писатели, обсуждал значение революции в жизни русского народа, ее правильность и необходимость. Девушка в этом случае является революционеркой которая должна пойти на преступления, ради светлого будущего своей страны.

Но автор сомневается, что выход только один и он есть правильный. Ведь девушка может пожалеть о нем, а исправлять что-либо будет уже поздно. А вдруг ее взгляды, которыми сейчас руководствуются все ее действия окажутся ошибочными и все полетит крахом.

Это необычное стихотворение было написано, как обращение к народу. Оно призывает людей еще раз подумать. Ведь после того, как они перейдут эту чету, этот невидимый порог, назад пути не будет. Люди не должны слепо верить во всё, что говорят им другие.

И готовым отдать себя как эта девушка, пусть ею и руководствуются благородные мотивы, ее жертва, скорее всего, окажется лишней, ничего незначащей.

Творческий рассвет Ивана Тургенева

Начало творческого рассвета в авторской карьере Ивана Сергеевича Тургенева приходится на 1847 год. В этот период, писатель стал участником знаменитого «Современника», где произошло знакомство и последующая дружба с Анненковым и Некрасовым. В этом журнале состоялись его первые публикации:

✔ «Записки охотника»;
✔ «Современные заметки»;
✔ «Хорь и Калиныч».


Большой успех и признание автор получил благодаря рассказу «Записки охотника», именно это произведение спровоцировало желание автора продолжить написание рассказов в подобном стиле. Основной сюжет заключается в борьбе с крепостным правом, автор считал его лютым врагом, для уничтожения которого, нужно использовать любые способы. Из-за ненависти к этой установке в стране, Тургеневу вновь пришлось уехать из России. Писатель так обосновал свое решение: «удалившись от своего врага, я могу набраться сил для последующего нападения на него».

1. Первая любовь

В юности Тургенев был страстно влюблен в дочь известной княгини Шаховской – Екатерину. Она была старше классика на четыре года. Красавица Катя Шаховская кружила головы многим аристократам. Кстати, перед чарами кокетки не устоял отец писателя – Сергей Тургенев. Девушка ответила ему взаимностью. А сердце Ивана Тургенева было разбито. Позже писатель наделил некоторыми чертами Кати Шаховской героиню своей повести «Первая любовь».

2. Путешествие по морю

Примечательный случай вышел с Тургеневым в 1838 году во время своего первого путешествия в Германию. На корабле произошел пожар. Как потом рассказывали очевидцы, писатель начал метаться по палубе, восклицая, что не хочет и не может умирать молодым. Когда спасательные шлюпки спустили на воду, Тургенев ринулся к ним, расталкивая по пути остальных пассажиров, в том числе женщин и детей. Так это или нет, мы этого никогда не узнаем. Но легенда распространилась, об этом случае узнали в кругу Тургенева, и его стали считать трусом. Позже классик описал это событие в новелле «Пожар на море».

3. Внебрачная дочь

В молодости Иван Тургенев считался ловеласом и не обходил вниманием как знатных девиц, так и крестьянок. Одна из мимолетных увлечений писателя стала белошвейка Дуня, через год она родила ему дочь Полину. Тургенев не признал ребенка официально, но заботился о девочке и возил ее с собой за границу. Позже девочку взялась воспитывать возлюбленная писателя Полина Виардо, знаменитая оперная певица, за которой Тургенев ездил по всему свету.

4. Дуэль с Толстым

Интересно, что из-за дочки Полины, Тургенев чуть не сразился на дуэли. И не с кем-нибудь, а с близким другом, Львом Николаевичем Толстым. Однажды Толстой пожурил Тургенева за то, что Полина за границей вынуждена зарабатывать себе на хлеб шитьем. Иван Сергеевич принял это близко к сердцу. Слово за слово, спор едва не перерос в драку. По рассказу жены Толстого Софьи, оба уже собирались пустить в ход кулаки. В итоге Толстой вызвал противника на дуэль на пистолетах, которая, к счастью, так и не состоялась. Спорщики успели остыть, но помирились они намного позже.

Отличительной чертой Тургенева была большая голова. Но самое удивительное, что анатомы уже после смерти писателя взвесили его мозг. Он «потянул» аж на 2 килограмма, а это намного тяжелее, чем у многих других знаменитых людей.

На такую большую голову у творца просто не хватило материала, - говорил о Тургеневе Боткин.

Еще одна анатомическая особенность классика – кость на темени у его была очень тонкая. Из-за этого при ударе по голове Тургенев терял сознание. Из-за этого в школе писателю пришлось вытерпеть немало издевательств от сверстников. Тургенева не раз обвиняли в мягкотелости, на что он находчиво отвечал:

Да и какой ждать от меня силы воли, когда до сих пор даже череп мой срастись не мог. Не мешало бы мне завещать его в музей академии... Чего тут ждать, когда на самом темени провал!

6. Белинский называл Тургенева мальчишкой

В молодости Иван Сергеевич Тургенев был довольно легкомыслен. Он мог, например, пригласить к себе гостей, а потом «случайно» об этом забыть. Он, конечно, извинялся перед гостями, снова приглашал их на обед, чтобы как-то загладить свою оплошность, но когда люди приезжали в назначенный час, хозяина снова не оказывалось дома. За это Белинский называл Тургенева не иначе как «мальчишкой».

Сейчас трудно представить, но будущий классик в пору молодости хотел быть настоящим денди, но, похоже, у него мало получалось. По крайне мере, Александр Герцен назвал Тургенева Хлестковым, за то, что ему нравилось щеголять в синем фраке с золотыми пуговицами, изображающими львиные головы, в светлых клетчатых панта­лонах, в белом жилете и цветном галстуке.

7. Из воспоминаний современников

Личность Тургенева состояла сплошь из противоречий. Например, несмотря на большой рост и борцовское телосложение, Тургенев был удивительно мягким, неконфликтным человеком.

Были у Тургенева и свои странности. По словам Фета, смеялся он самым заразительнейшим образом: «Валился на пол и, стоя на четвереньках, продолжал хохотать и трястись всем телом». Когда на него нападала хандра, надевал на голову высоченный колпак и ставил себя в угол. И стоял там до тех пор, пока тоска не проходила.

Между тем, писатель был весьма чистоплотен и любил порядок во всем. Два раза в день он менял белье и вытирался губкой с одеколоном, садясь писать, приводил в порядок комнату и бумаги на столе. По свидетельствам современников, он не мог писать, если хотя бы одна вещь на письменном столе лежала не на своем месте.

Иван Сергеевич Тургенев

Я вижу громадное здание.

В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью — угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка… Русская девушка.

Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный, глухой голос.

— О ты, что желаешь переступить этот порог, — знаешь ли ты, что тебя ожидает?

— Знаю, — отвечает девушка.

— Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть?

— Знаю.

— Отчуждение полное, одиночество?

— Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.

— Не только от врагов — но и от родных, от друзей?

— Да… и от них.

— Хорошо. Ты готова на жертву?

— Да.

— На безымянную жертву? Ты погибнешь — и никто… никто не будет даже знать, чью память почтить!

— Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.

— Готова ли ты на преступление?

Девушка потупила голову…

— И на преступление готова.

— Знаешь ли ты, — заговорил он наконец, — что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?

— Знаю и это. И все-таки я хочу войти.

— Войди!

Девушка перешагнула порог — и тяжелая завеса упала за нею.

— Дура! — проскрежетал кто-то сзади.

— Святая! — принеслось откуда-то в ответ.

Иван Сергеевич Тургенев для своего времени был достаточно интересной и всесторонне развитой личностью. Лирика в написанных им произведениях была самой разнообразной. Его произведения чаще всего открывали и рассматривали проблемы, волнующие людей и сегодня. Автор писал обо всем, будь то чувства предательства или же чувства любви. Любовь к Родине так же оказалась в строчках многих его произведений. Тургенев не признавал того факта, что человек спокойно может жить вдали от родной земли, не вспоминая о ней. Его душа в такие моменты, должна просто переполняться терзаниями и муками.

Стихотворение "Порог" Иван Сергеевич написал после одного случая. Мотивом для написания произведения стала история девушки революционерки, которая стреляла в градоначальника в знак протеста и несправедливости. Несмотря на то, что девушка была оправдана судом, ее история была вынесена на всеобщее обозрение. Под впечатлением от происходящего Тургенев создал свой шедевр. Он, как и многие другие поэты, много обсуждал тему революции, а так же ее влияние на жизнь простого народа.

Главная героиня стихотворения простая девушка, она так сильно борется за права и справедливость, что готова, бросив все, пойти на самопожертвование лишь бы наказать угнетателя и обидчика. За основу темы писатель решает взять описание жертвенной души девушки, ее страдания. Самоотверженная душа готова идти до конца, готова переносить и терпеть боль и страдания, лишь бы в итоге народ обрел покой и счастье. Автор выводит все к тому, что человек должен подумать и для себя решить, переступать порог или нет. Сам порог - это некий барьер, переступив который обратного пути не будет. Главная героиня все же решается переступить злополучный порог, в надежде на то, что кто-то вскоре обретет счастье и свободу. Девушка совсем не боится тюремного заключения и даже смерти, которые последуют за ее поступком, она верит в свою идею, хотя в душе понимает, боли и страдания не избежать.

Благодаря выразительности используемой автором в написании стихотворения, образ главной героини предстает перед нами достаточно четко. Можно тонко прочувствовать всю грусть и смятение, лежащие камнем на душе героини. Девушка словно слышит голос, он спрашивает, готова ли она пройти этот сложный путь, переступив порог? Девушка настроена решительно, ее уже ничто не может остановить. Собравшись с силами, она делает то, что предначертано ей судьбой. Порог - символ выбора, на котором со временем оказывается каждый из нас и главная героиня не исключение. Ее поступок, та жертва принесенная девушкой, по мнению автора, скорее всего, будет лишней, многие этого не оценят. Именно в такие моменты рождаются чувства благородства и чести, а это самое главное.

Стихотворение, название которого «Порог», написано в 1883 году. Написал это произведение Тургенев, великий писатель и поэт. Именно он был так удивлен одним поступком, который совершил одна женщина, ведь именно из-за нее и был придуман такой сюжет.

Сюжет и сделал стихотворение таким интересным и необычным. Ведь в стихотворении идется речь о пороге, то есть о том, что его можно преступить, и так часто бывает. Бывает, что кто-то сможет переступить порог неопределенности, или же мнений людей. Революция – вот еще главный сюжет стихотворения, которое, кстати, было написано не в форме стихотворения, а в форме прозы. Но, тем не менее, оно было прекрасно даже в такой форме. Женщина-революционерка – именно ее образ подвиг его вообще написать что-либо подобное.

Ведь именно одна женщина из многих, сделала то, на что никто бы наверно не решился. Отважность этой женщины, ум и смелость, а также, большой риск – просто поразили его до глубины души. Вера Засулич которая очень была возмущена тем, что градоначальник приказал высечь одного революционера, народника.

И именно потому, она пришла на прием, и стреляла в него три раза подряд. После этого ее судили, но процесс победил ее адвокат, а потому, Тургенев был восхищен еще больше. Эта женщина вдохновила его на такое произведение. Потому что он еще не видал не только таких женщин, но и революционеров в общем – тоже.

Тургенев показал, что бывают самые разные ситуации, когда переступить порог – это важно. Так же, как и у политиков, так и у других простых людей, бывают такие ситуации. И только сам человек может решить, нужно ли ему это – переступить в определенном месте свой порог – порог трудностей, чего-то нового, или же – нет. Например, автор хорошо описал мини-ситуации, в которых люди показаны особенно в рискованных ситуациях. Когда нужно кого-то спасти, но ты понимаешь, что ты можешь пожертвовать своей жизнь, и это только ради другого.

То же самое, любовь, выгода собственная, или же дружба. Что дороже – собственное «Я», иди же другой человек, и даже не друг или брат, а просто – человек.

Анализ стихотворения Порог по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Уж верба вся пушистая Фета

    Произведение было сочинено в 1844 году и не имеет отдельного названия. Названием считается главная строка рукописи. Главной мыслью творения считается канун весны.

  • Анализ стихотворения Маяковского О дряни

    Начиная с вступительных строк стихотворения, Маяковский намекает на то, что к людям низшего сословия он не имеет отвращения. Описывая мещанство поэт имеет в виду людей, которые думают только о себе

  • Анализ стихотворения Никитина Русь 4, 6, 7 класс

    Восхищение собственной страной – вполне естественное чувство, которое проявляется и в сердцах простых людей и в сердцах поэтов. Безусловно, если разобраться, практически каждая страна имеет нечто

  • Анализ стихотворения Ленинград Мандельштама

    Стихотворение «Ленинград» Мандельштам написал в 1930 году. Он вернулся с Кавказа в родной город Санкт-Петербург, который в 1924 году переименовали в Ленинград. Стихотворение он написал в ожидании этой поездки

  • Анализ стихотворения Цветаевой Моим стихам, написанным так рано...

    Марина Ивановна Цветаева, грустный и интеллектуальный поэт Серебряной эпохи в литературе и раннего социализма в государстве, написала «Моим стихам…» еще до революции, в 1913 году.

Стихотворение в прозе «Порог» Иван Тургенев написал в 1883 году. Его впечатлил поступок участницы революционного движения Веры Засулич, которая трижды стреляла в петербургского градоначальника Трепова и тяжело его ранила. Засулич, возмущенная приказом Трепова высечь розгами народника-революционера, переступила порог - пришла к градоначальнику на прием и выстрелила в него три раза в присутствии свидетелей. Впоследствии присяжные оправдали женщину, а процесс получил самую широкую общественную огласку.

Тургенев удачно облек в поэтическую форму линии реальности, делающие ситуацию узнаваемой, вывел их в образе философии выбора революционного самоотречения, жертвенности. Тогда, да и многими годами позже, критики в анализе произведения в большинстве своем не шли дальше описания собирательного образа женщины-революционерки . Идеологическая подоплека в образовании и искусстве не нуждалась в поисках иного смысла. Но для современного читателя ветер революционных событий того времени приглушен вековой толщей. Сегодня важен скорее фундаментальный смысл стихотворения – проблема выбора, конфликт между внутренним идеалистом и мещанином, обывателем.

В самом стихотворении Тургенев определение поступка героини произведения отдает скорее на суд общества. «Дура» и «святая» - эти эпитеты приносятся извне. Но тому, кто хоть однажды стоял на пороге выбора между выгодой и самоотверженностью, приходится вести борьбу со своим внутренним «Я». Ветры революций здесь уже ни при чем. Бороться приходится за победу таких абстрактных понятий как честь, совесть, благородство, самопожертвование. Абстрактными их делает современность, воспевая и вкладывая в сознание каждого социально активного члена общества иные идеалы, для достижения которых необходимы предприимчивость, рациональность, эгоизм .

Свой порог может быть в ситуации, сопряженной со сферами человеческих взаимоотношений: любовь, сотрудничество, дружба. Может быть он у политического деятеля, решающего, что ему дороже: судьба вверенного государства или личная выгода. У человека, который должен пожертвовать жизнью, чтобы спасти других. В любой незначительной ситуации, для которой характерен конфликт между «себе» и «ради чего-то».

Чаще побеждает внутренний обыватель. Потому что голос поэтики жертвенности слаб. Его еле слышно в современном информационном хаосе. Но поступки, которые влекут переступившего порог к страданиям и забвению, продолжают менять мир. И освещают дорогу, по которой идет человечество.

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • Тургенев Иван Сергеевич, краткая биография

Лирика Тургенева очень разнообразна. Он всегда поднимал в своих произведениях проблемы, которые волнуют людей и по сей день. Он писал о любви, предательстве, чувствах, родине и долге перед ней.

Родине он уделял особое внимание, потому что считал ее главной составляющей жизни любого человека. Он не мог себе приставить, что можно жить в дали от своей отчизны и даже не вспоминать о ней, не поддаваться мукам и терзаниям.

Одно из самых необычных и уникальных стихотворений в его большой «литературной полке» можно назвать «Порог». Главной его особенность является то, что стихотворение написано в виде диалога, между мужчиной и молодой девушкой. Такой необычный подход, позволяет читателям взглянуть на мир с ругой стороны, со стороны главного героя, в этом случае ей является молодая девушка.

Своим стихотворением Тургенев хотел заставить читателя думать, размышлять о правильности своей жизни. Ведь мы, как и все остальные люди постоянно находимся перед выбором, который может изменить всю нашу жизнь. Главная героиня стихотворения так же находиться на пороге, один шаг и отделяет ее от правильного пути, но выбирать его она не торопиться.

Мужчина спрашивает ее о том, готова ли она отдать свою жизнь на растерзание, тем самым спасти свой народ. Он предупреждает ее о пытках, которые возможно выпадут на ее волю, о тюрьме, которая будет ждать ее в будущем и смерти, которая придет за ней очень рано.

Стихотворение было написано под революционным воздействием, Тургенев как и другие писатели, обсуждал значение революции в жизни русского народа, ее правильность и необходимость. Девушка в этом случае является революционеркой которая должна пойти на преступления, ради светлого будущего своей страны.

Но автор сомневается, что выход только один и он есть правильны. Ведь девушка может пожалеть о нем, а исправлять что либо будет уже поздно. А вдруг ее взгляды, которыми сейчас руководствуются все ее действия окажутся ошибочными и все полетит крахом.

Это необычное стихотворение было написано, как обращение к народу. Он призывает людей еще раз подумать, ведь после того, как они перейдут эту чету, этот порог, назад пути не будет. Они не должны слепо верить во все, что говорят им другие.

И готовым отдать себя как эта девушка, пусть ею и руководствуются благородные мотивы, ее жертва скорее всего окажется лишней, ничего не значащей.

Анализ стихотворения Тургенева «Порог»

Стихотворение в прозе «Порог» Иван Тургенев написал в 1883 году. Его впечатлил поступок участницы революционного движения Веры Засулич, которая трижды стреляла в петербургского градоначальника Трепова и тяжело его ранила. Засулич, возмущенная приказом Трепова высечь розгами народника-революционера, переступила порог — пришла к градоначальнику на прием и выстрелила в него три раза в присутствии свидетелей. Впоследствии присяжные оправдали женщину, а процесс получил самую широкую общественную огласку.

Тургенев удачно облек в поэтическую форму линии реальности, делающие ситуацию узнаваемой, вывел их в образе философии выбора революционного самоотречения, жертвенности. Тогда, да и многими годами позже, критики в анализе произведения в большинстве своем не шли дальше описания собирательного образа женщины — революционерки. Идеологическая подоплека в образовании и искусстве не нуждалась в поисках иного смысла. Но для современного читателя ветер революционных событий того времени приглушен вековой толщей. Сегодня важен скорее фундаментальный смысл стихотворения — проблема выбора, конфликт между внутренним идеалистом и мещанином, обывателем.

В самом стихотворении Тургенев определение поступка героини произведения отдает скорее на суд общества. «Дура» и «святая» — эти эпитеты приносятся извне. Но тому, кто хоть однажды стоял на пороге выбора между выгодой и самоотверженностью, приходится вести борьбу со своим внутренним «Я». Ветры революций здесь уже ни при чем. Бороться приходится за победу таких абстрактных понятий как честь, совесть, благородство, самопожертвование. Абстрактными их делает современность, воспевая и вкладывая в сознание каждого социально активного члена общества иные идеалы, для достижения которых необходимы предприимчивость, рациональность, эгоизм.

Свой порог может быть в ситуации, сопряженной со сферами человеческих взаимоотношений: любовь, сотрудничество, дружба. Может быть он у политического деятеля, решающего, что ему дороже: судьба вверенного государства или личная выгода.

У человека, который должен пожертвовать жизнью, чтобы спасти других. В любой

незначительной ситуации, для которой характерен конфликт между «себе» и «ради чего — то».

Чаще побеждает внутренний обыватель. Потому что голос поэтики жертвенности слаб.

Его еле слышно в современном информационном хаосе. Но поступки, которые влекут переступившего порог к страданиям и забвению, продолжают менять мир. И освещают дорогу, по которой идет человечество.

Иван Сергеевич Тургенев Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) Анализ стихотворения в прозе «Порог» Синягина Ю.В. МОУ СОШ 25, г.Орска. - презентация

1 Иван Сергеевич Тургенев Иван Сергеевич Тургенев () Анализ стихотворения в прозе «Порог» Синягина Ю.В. МОУ СОШ 25, г.Орска

2 Тема стихотворения «Порог»: сострадание и жертвенность русской девушки, готовой идти на любые страдания и лишения ради счастья своего народа. Синягина Ю.В. МОУ СОШ 25, г.Орска

3 Идея стихотворения «Порог»: заставить каждого читателя задуматься над своей жизнью, осмыслить и понять, что у человека всегда есть право выбора – переступать этот «порог» или нет. Синягина Ю.В. МОУ СОШ 25, г.Орска

4 Главный герой стихотворения… честная и самоотверженная русская девушка- революционерка, которая переступает через символический порог ради счастья и свободы народа. Синягина Ю.В. МОУ СОШ 25, г.Орска

5 И.С.Тургенев использует в своем стихотворении такие тропы, как… Контрастность, сравнение. Тургенев передает отношение к одному и тому же факту, событию со стороны двух разных людей: человека из прошлого и из будущего. Автор это использует для того, чтобы показать два взгляда на жизнь, на мир, на людей. Синягина Ю.В. МОУ СОШ 25, г.Орска

6 И.С.Тургенев использует в своем стихотворении такие тропы, как… Само название стихотворения, как и все содержание, аллегоричное. Порог – это коренной перелом в жизни, когда главная героиня навсегда расстается с прошлым ради будущего. Синягина Ю.В. МОУ СОШ 25, г.Орска

7 И.С.Тургенев использует в своем стихотворении такие тропы, как… эпитеты для более четкого описания, характеристики события, явления, например: «угрюмая мгла», «леденящая струя» Синягина Ю.В. МОУ СОШ 25, г.Орска

8 И.С.Тургенев использует в своем стихотворении такие тропы, как… Пейзаж одно из главных средств характеристики, описания главного героя. (когда главная героиня еще не переступила символический порог, то мгла «непроглядная» и струя «леденящая», а когда главная героиня переступает «порог», то «тяжелая завеса упала за ней») Синягина Ю.В. МОУ СОШ 25, г.Орска

9 Вывод: И.С.Тургенев в стихотворении «Порог» выразил очень четко и подробно свое состояние души и чувства, которые испытывал при написании этого стихотворения. Он очень подробно описал главную героиню и её состояние. Синягина Ю.В. МОУ СОШ 25, г.Орска

«Порог», анализ произведения Тургенева, сочинение

Стихотворение в прозе «Порог» Иван Тургенев написал в 1883 году. Его впечатлил поступок участницы революционного движения Веры Засулич, которая трижды стреляла в петербургского градоначальника Трепова и тяжело его ранила. Засулич, возмущенная приказом Трепова высечь розгами народника-революционера, переступила порог - пришла к градоначальнику на прием и выстрелила в него три раза в присутствии свидетелей. Впоследствии присяжные оправдали женщину, а процесс получил самую широкую общественную огласку.

Тургенев удачно облек в поэтическую форму линии реальности, делающие ситуацию узнаваемой, вывел их в образе философии выбора революционного самоотречения, жертвенности. Тогда, да и многими годами позже, критики в анализе произведения в большинстве своем не шли дальше описания собирательного образа женщины-революционерки . Идеологическая подоплека в образовании и искусстве не нуждалась в поисках иного смысла. Но для современного читателя ветер революционных событий того времени приглушен вековой толщей. Сегодня важен скорее фундаментальный смысл стихотворения – проблема выбора, конфликт между внутренним идеалистом и мещанином, обывателем.

В самом стихотворении Тургенев определение поступка героини произведения отдает скорее на суд общества. «Дура» и «святая» - эти эпитеты приносятся извне. Но тому, кто хоть однажды стоял на пороге выбора между выгодой и самоотверженностью, приходится вести борьбу со своим внутренним «Я». Ветры революций здесь уже ни при чем. Бороться приходится за победу таких абстрактных понятий как честь, совесть, благородство, самопожертвование. Абстрактными их делает современность, воспевая и вкладывая в сознание каждого социально активного члена общества иные идеалы, для достижения которых необходимы предприимчивость, рациональность, эгоизм.

Свой порог может быть в ситуации, сопряженной со сферами человеческих взаимоотношений: любовь, сотрудничество, дружба. Может быть он у политического деятеля, решающего, что ему дороже: судьба вверенного государства или личная выгода. У человека, который должен пожертвовать жизнью, чтобы спасти других. В любой незначительной ситуации, для которой характерен конфликт между «себе» и «ради чего-то».

Чаще побеждает внутренний обыватель. Потому что голос поэтики жертвенности слаб. Его еле слышно в современном информационном хаосе. Но поступки, которые влекут переступившего порог к страданиям и забвению, продолжают менять мир. И освещают дорогу, по которой идет человечество.

Стихотворение «Порог» Тургенева: краткое содержание, анализ

November 21, 2016

Стихотворение «Порог» Тургенева считается одним из самых уникальных и необычных произведений писателя. Лирика автора вообще отличается разнообразием с точки зрения тематики. Однако это произведение выделяется и своеобразием формы.

«Порог» Тургенева: описание

Это стихотворение в прозе было написано в 1883 году. За основу сюжета была взята история из жизни. Тургенева впечатлила Вера Засулич, участница революционного движения, которая в знак протеста трижды выстрелила в градоначальника Трепова и смогла серьезно его ранить. Женщина была возмущена приказом градоначальника высечь революционера-народника. Засулич пришла к Трепову на прием и при свидетелях выстрелила в него. На суде женщину оправдали, а само дело получило широкую огласку.

Писателю удалось мастерски облечь реальность в поэтическую форму и вывести философский смысл, заключавшийся в революционном самоотречении и жертвенности.

Стихотворение «Порог» Тургенева начинается с фразы «Я вижу громадное здание». То есть главный герой наблюдает за происходящим со стороны. В этом здании настежь распахнута дверь с высоким порогом, перед которым стоит «русская девушка». За этой дверью непроглядная тьма, которая «дышит морозом». Из глубины здания доносится глухой и медленный голос.

Этот голос спрашивает у девушки о том, действительно ли она хочет переступить порог и знает ли, что ее ожидает. В ответ героиня отвечает: «Знаю». Тем не менее голос продолжает предупреждать: «Голод, холод… насмешка… тюрьма… и сама смерть». И на это девушка отвечает: «Знаю». Героиня выражает готовность снести все удары, страдания и невзгоды.

«Порог» Тургенева призван показать мужество и самоотверженность девушки-революционерки. Поэтому продолжает ее уговаривать уйти неизвестный голос, ведь гонения будут не только от врагов, но и от друзей. Об этом уже знает героиня и готова ко всему. Но готова ли она к безымянной жертве? К тому, чтобы о ее гибели никто не вспомнил? Но не нужно девушке сожалений и благодарностей, ведь даже от имени своего она готова отречься.

Помолчал голос и спросил вновь о том, знает ли она, что и сама может разочароваться в своих идеалах и разувериться в правильности выбора. Но героиня и на это отвечает: «Знаю». Тогда голос произносит: «Войди». И вот она переступает порог. Вслед ей слышится: «Дура!» А затем другой голос произносит: «Святая».

«Порог» Тургенева: анализ

Современники писателя подходили к анализу произведения только с точки зрения описания подвига женщины-революционерки. Но современное литературоведение имеет и другие взгляды на это произведение. Они обращают особое внимание на проблему выбора, перед которым стоит героиня, на конфликт между идеалистами и обывателями.

При этом сам Тургенев не берется оценивать выбор героини, предоставляя выбор читателю. Не зря в конце звучат две оценки ее поступка - «святая» и «дура». Это происходит потому, что главной задачей писателя было показать сложность выбора и внутреннюю силу героини.

Таким образом, «Порог» Тургенева - это стихотворение, скорее, о внутренней борьбе человека, а не о революции и революционерах.

Послушать стихотворение Тургенева Порог

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Порог