Орфоэпические словари призваны дать ответы на те вопросы, которые могут возникнуть у говорящего в связи с произношением слова, с постановкой в нём ударения. Особенно часто возникают вопросы в связи с постановкой ударения в тех или иных грамматических формах, что объясняется подвижностью русского ударения. Акцентологическая характеристика является обязательным компонентом всех орфоэпических словарей. Орфоэпические словари, отмечая предпочтительность того или иного варианта в определённых типах речи, отражают вариантность произносительных норм современного русского литературного языка. Внимание общества к проблемам культуры речи объясняет чрезвычайное расширение этого типа словарей, в том числе учебных.

Первым специальным орфоэпическим словарём можно считать словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р.И. Аванесова и С. И. Ожегова, содержащий слова, которые нуждаются в характеристике со стороны произношения, ударения, а также образования форм, подвергаются колебаниям в живом произношении, проявляют тенденцию к отступлению от литературных норм. В словаре даются указания, предостерегающие от ненормативного произношения тех или иных слов и форм.

Авторитетным и широким по охвату материала остаётся «Орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Р.И. Аванесова. Принципиально важным является отражение в словаре современных тенденций в развитии произносительных и акцентологических норм. Для полноты сведений о реальном звучании каждой словоформы в словаре приводятся своего рода «фонетические парадигмы» (отмечаются те парадигмы, в которых встречаются определённые сочетания звуков, например у слова артист специально даётся форма предложного падежа об артисте , чтобы показать ассимилятивное смягчение). Составителями разработана система нормативных указаний с чёткой дифференциацией по сферам употребления, а также введены запретительные пометы. Оценка вариантов представлена в словаре системой нормативных помет: 1) равноправные варианты соединяются союзом и, 2) допустимые варианты сопровождаются пометой доп. («допустимо») или доп. устар. («допустимо устаревающее»), 3) варианты, находящиеся за пределами литературной нормы, представлены с так называемыми запретительными пометами: не рек. («не рекомендуется»), неправ, («неправильно»). «Граница между неправильными и нерекомендуемыми вариантами не является абсолютной, - пишут в предисловии составители словаря. - Пометы не рек. и неправ, должны восприниматься просто как „менее неправильно 44 и „более неправильно 44 (варианты, оцениваемые первой пометой, так сказать, меньше компрометируют речь носителя языка, хотя, если он хочет, чтобы его речь считалась образцовой, он должен их избегать)». Приведём несколько примеров:

гренадер, не рек. гренадёр; зубчатый, не рек. зубчатый; избалованный, не рек. избалованный; иконопись, не рек. иконопись; недоуменный, не рек. недоумённый; опошление, не рек. опошление; осведомить, не рек. осведомить; осведомиться, не рек. осведомйться; страховщик, не рек. страховщйк; страховшица, не рек. страховщйца; тигровый, не рек. тйгровый; хвоя, не рек. хвоя; выговоры, неправ, выговора; дуршлаг, неправ. друшлаг; закупорить, неправ, закупорить; инсульт, неправ, йнсульт; исконй, неправ, йскони; корысть, неправ, корысть; кухонный, неправ. кухонный.

Отвергается то, что противоречит законам языка или не принимается общественным вкусом. Словарь даёт детальные указания по всем сложным вопросам русского формообразования. Необходимые обобщения содержит ёмкий очерк Н.А. Еськовой «Сведения о грамматических формах», помещённый в конце словаря. В нём представлен новый по сравнению с предшествующими словарями подход к нормализации, в соответствии с которым вариантность признана закономерным явлением языка; разработана шкала вариантности (равноправные варианты, допустимые варианты, допустимые устаревающие варианты). Словарь является ценнейшим справочным пособием, необходимым для совершенствования речевой культуры, хотя отдельные его рекомендации специалисты признают устаревшими.

«Большой орфоэпический словарь русского языка: литературное произношение и ударение начала XXI века: норма и её варианты» М.Л. Каленчук, Л.Л. Касаткина, Р.Ф. Касаткиной призван не только ответить на вопросы о произношении возникших в последние два десятилетия слов, но и показать динамику орфоэпической нормы. Авторы работали над словарём 15 лет и исходили из того, что каждые 25 лет происходит смена «языкового поколения», что обязательно должны учитывать составители новых словарей. В словаре приводится много неологизмов; он отличается демократизмом в представлении орфоэпической нормы. Составители вводят понятие беглой речи, исходя из того, что нормы устной разговорной речи отличаются от норм устной публичной речи.

Акцентологическая норма в наиболее устоявшемся виде отражена в «Словаре ударений для работников радио и телевидения» Ф.Л. Агеенко и М.В. Зарва. Этот словарь в своих рекомендациях, в отличие от рассмотренного выше, старается уйти от наблюдаемой в речевой практике вариантности ударений. В нём представлены два раздела трудных с точки зрения произношения и частично словоизменения слов: 1) имена нарицательные; 2) имена собственные (географические названия, фамилии и имена государственных, политических деятелей, учёных, писателей, художников, названия зарубежных органов печати и т.д.).

Краткий словарь-справочник Л.А. Вербицкой, Н.В. Богдановой, Г. Н. Скляревской «Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения» призван дать ответы на наиболее часто возникающие вопросы о правильном ударении и произношении, предупредить и исправить типичные орфоэпические ошибки. Большое место в словаре занимают иноязычные заимствования, вызывающие трудности в произношении или стойкие акцентологические ошибки, а также формы употребительных существительных, прилагательных и глаголов (особые трудности связаны с подвижностью русского ударения). Примеры распространённых ошибок читатель практически ежедневно слышит из уст политиков, чиновников, телеведущих, деятелей культуры. Неслучайно именно в этом словаре особое место занимают слова с запретительной пометой неправильно ! (инцидент - неправильно ! инциНдёнт; чрезвычайно - неправильно ! чЕрезвычайно; заём - непра-

вилъно займ; коллапс - неправильно ! коллапс; ходатайство - неправильно ! ходатайство; эксперт - неправильно ! эксперт). Ошибочное употребление выделяется в рамке в конце словарной статьи и подтверждается типовыми примерами, извлечёнными из текстов СМИ, выступлений политиков, журналистов, общественных деятелей. Максимальная доступность метаязыка словаря делает его справочным пособием, актуальным для широкого читателя.

Весьма популярным является «Орфоэпический словарь русского языка» И.Л. Резниченко, однако состав словника этого словаря и некоторые практические рекомендации не являются безупречными [Козырев, Черняк 2009].

Практическим запросам широкого круга пользователей отвечают «Словарь ударений русского языка для краснослова» Е.А. Окунцовой, «Словарь образцового русского ударения» М.А. Штудинера.

«Словарь трудностей произношения и ударения» К. С. Горбачевича представляет слова, существующие в современном русском языке в двух произносительных или акцентологических вариантах. Словарные указания «допустимо», «не рекомендуется», «в просторечии», «устарелое», «устаревающее» дают ориентиры для выбора нужной формы. Откликаясь на динамические процессы в русской речи, словарь предлагает в качестве допустимых те варианты произношения и ударения, которые предшествующими лексикографическими изданиями не рекомендовались (например, по средам и допустимо по средам).

Книга Ф.Л. Агеенко «Собственные имена в русском языке» представляет нормативное ударение в именах и фамилиях известных людей (от античности до наших дней) и географических названиях.

В последние годы появилось немало орфоэпических словарей разного объёма, адресованных школьникам. Например, «Орфоэпический словарь русского языка для школьников», составленный О. А. Михайловой, охватывает наиболее употребительную лексику литературного языка и некоторые буквенные аббревиатуры; в нём отражены литературные нормы ударения и произношения, содержатся сведения об образовании грамматических форм в современном русском языке, а также приведён перечень склоняемых и несклоняемых имён существительных, определение рода которых вызывает особые трудности.

Агеенко Ф.Л. Словарь собственных имён русского языка: ударение, произношение, словоизменение [около 16 000 личных имён и фамилий, более 21 000 географических названий, более 1000 других собственных имён]. М.: Мир и образование, 2010. 880 с.

Агеенко Ф.Л. Собственные имена в русском языке: словарь ударений [около 15 000 имён и фамилий известных людей (от античности до наших дней), около 20 000 географических названий]. М. : ЭНАС, 2001.373 с.

Агеенко Ф.Л. Ударения в названиях улиц Москвы и в географических названиях Московской области: словарь-справочник / под ред. Д.Э. Розенталя. 2-е изд., доп. М. [б. и.], 1983. 111 с. .

Агеенко Ф.Л ., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения [около 75 000 словарных единиц] / под ред. Д.Э. Розенталя. 6-е изд., стер. М. : Русский язык, 1985. 808 с. .

Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка: 82 500 словарных единиц. М.: Айрис пресс: Рольф, 2000. 807 с.

Большой орфоэпический словарь: 100 000 слов, словоформ и словосочетаний / сост. Е.Н. Зубова. М. : Дом славянской книги, 2011. 927 с.

Бугаева И. В. Словарь ударений религиозной лексики. Словарь сокращений религиозной лексики: русский язык, православие [учебно-справочное пособие по русскому языку и культуре речи]. М.: Кругъ, 2009. 224 с.

Бурцева В. В. Новый орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы [около 40 000 слов].

3-е изд., стер. М.: Русский язык - Медиа, 2006.

Вербицкая Л.А., Богданова Н.В ., Скляревская Г.Н. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения: краткий словарь-справочник. 6-е изд., стер. СПб. : Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2008. 146 с. .

Введенская Л.А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. 3-е изд. М.: МарТ; Ростов н/Д., 2006. 351 с. .

Гайбарян О.Е. Школьный словарь ударений. Ростов н/Д. : Феникс,

2010. 222 с. (Учебные словари).

Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке . СПб. : Норинт, 2000. 304 с.

Горбачевич К.С. Современный орфоэпический словарь русского языка: все трудности произношения и ударения [около 12 000 заголовочных единиц]. М.: ACT: Астрель, 2010. 476 с.

Гридина Г.А., Коновалова Н.И. Школьный орфоэпический словарь русского языка [более 4000 слов]. М.: ACT и [др.], 2011. 414 с.

Гридина Т.А., Коновалова И. И ., Бурцева В. В. Новый орфоэпический словарь русского языка. М.: ACT, 2013. 639 с.

Зарва М.В. Русское словесное ударение: словарь [около 50 000 слов]. М. :ЭНАС, 2001.594 с.

Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка [около 40 000 слов]. 7-е изд., стер. М. : Дрофа: Русский язык - Медиа,

2011. 892 с. .

Иванова Т.Ф ., Черкасова Т.А. Русская речь в эфире: комплексный справочник. 6-е изд., стер. М.: Русский язык, 2007. 345 с. .

Каленчук М. Л., Касаткин Л.Л., Касаткина Р.Ф. Большой орфоэпический словарь русского языка: литературное произношение и ударение начала XXI века: норма и её варианты / под ред. Л.Л. Касаткина; Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. М. : АСТ-Пресс Книга, 2012. 1001 с. (Фундаментальные словари).

Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения [около 15 000 слов современного русского языка]. . М. : Астрель [и др.], 2006. 485 с. .

Карманный словарь правильных ударений [более 33 000 слов] / авт.- сост. О.И. Дружбинский. 2-е изд., доп. М. : Народное образование: НИИ школьных технологий, 2011. 210 с. .

Лекант ПА.,Леденёва В В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. 5-е изд. М. : Просвещение, 2013. 167 с. [То же в 1998 г. с подзаг.: произношение слов].

Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. 7-е изд., стер. М. : Дрофа, 2010. 270 с. (Школьные словари русского языка).

Михайлова О А. Карманный орфоэпический словарь русского языка: 20 000 слов. М.: Астрель, 2012. 314 с. (Lingua).

Новейший школьный орфоэпический словарь русского языка / сост. Е.Н. Зубова. М.: Дом славянской книги, 2012. 639 с.

Новинская И И. Орфоэпический словарь русского языка [около 18 000 слов]. 5-е изд. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 329 с.

Окунцова Е.А. Ударение. Диктору, лектору, оратору, учителю, школьнику: словарь-справочник. 2-е изд. М.: Изд-во Моек, ун-та, 2013. 118 с. .

Орфоэпический словарь / под ред. Т.Н. Гурьевой. М. : Мир книги, 2003. 399 с.

Орфоэпический словарь русского языка / ред.-сост. Е.Д. Гончарова. М.: Дрофа: Русский язык - Медиа, 2009. 622 с.

Орфоэпический словарь русского языка / сост. В.И. Круковер. СПб.: Victory: Виктория плюс, 2008. 318 с.

Орфоэпический словарь русского языка для школьников [около 10 000 слов] / сост. О.А. Михайлова. Екатеринбург: У-Фактория, 2002. 416 с.

Орфоэпический словарь русского языка [около 40 000 слов] / под ред. Б.А. Зильберта. М. : Мир книги, 2004. 399 с. (Энциклопедия русского языка).

Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы [около 63 500 слов] / сост. С.Н. Боруно- ва, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; под ред. Р.И. Аванесова. 8-е изд., стер. М. : Русский язык, 2000. 684 с. .

Педчак Е.П. Орфоэпический словарь. Ростов н/Д. : Феникс, 2001. 351 с. (Словари XXI века).

Пихутина В.И. Акцентологическая вариантность в русском языке: (на примере имён существительных): опыт словаря-справочника: в 2-х т. / под общ. рук. Л.Г. Самотик. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т, 2006. Т. 1-2.

Пишите и говорите грамотно: словарь-справочник. М. : Астрея - 2000, 2003. 255 с.

Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка [около 25 000 слов]. 2-е изд., испр. М.: Астрель: ACT, 2009. 1182 с. (Карманная библиотека словарей). .

Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка [около 10 000 слов] / Рос. акад. наук. М. : АСТ-Пресс, 2010. 943 с. (Словари XXI века) (Настольные словари русского языка). [То же в 2004, 2007,2008 гг.].

Резниченко И.Л. Современный словарь русского языка: ударения, произношение орфоэпический [около 25 000 слов]. М. : ACT: Астрель, 2010. 832 с. (Современный словарь).

Русское литературное произношение и ударение: словарь-справочник [около 52 000 слов] / под ред. Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова. М.: Гос. изд-во словарей, 1959. 709 с. .

Сёмушкина Л.Н. Культура русской устной речи: словарь-справочник. 2-е изд. М.: Айрис-пресс, 2007. 346 с.

Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке [около 43 000 слов] / сост. А.Ю. Юрьева. М. : Центр- полиграф, 2009. 525 с.

Соловьёва Н.Н. Как сказать правильно? : орфоэпические нормы русского литературного языка [словарь-справочник]. М. : Оникс: Мир и образование, 2008. 94 с. (Говорим и пишем грамотно). Ударение в русском языке: (трудные случаи): словарь [около 5000 слов] / сост. И.С. Лицов. М. : Изд-во Ун-та Рос. акад. образования, 2000. 140 с.

Фёдорова Т.Л., Щеглова О.А. Орфоэпический словарь русского языка: 60 000 слов. М.: ЛадКом, 2013. 575 с. [То же в 2009, 2012 гг.]. Фонетический разбор. Правильное произношение [более 10 000 слов] / сост. С.М. Снарская; под ред. И.А. Богданова. СПб.: Но- ринт, 2003. 283 с. (Словарь-шпаргалка).

Штудинер М.А. Словарь образцового русского ударения: 17 000 слов. 6-е изд. М.: Айрис-пресс, 2009. 568 с. .

Нормы и варианты. Причины появления вариантов произношения.

Произносительная система языка изменяется медленно, постепенно накапливая черты нового качества, постепенно утрачивая черты старого качества; она совершенствуется, становится более последовательной и цельной. Особенно медленно развивается фонетическая система, являющаяся ядром, основой произношения.

Следует отметить две основные тенденции современного этапа развития орфоэпических норм:

· стремление к упрощению трудных орфоэпических правил;

· сближение произношения с написанием (разумеется, это не относится к основным произносительным нормам, но касается только некоторых случаев).

В наше время появилось достаточно много словарей и справочников, помогающих уточнить фонетический облик слова или словоформы.

В орфоэпический словарь преимущественно включаются слова:

Произношение которых не может быть однозначно установлено на основании их письменного облика;

Имеющие подвижное ударение в грамматических формах;

Образующие некоторые грамматические формы нестандартными способами;

Слова, испытывающие колебание ударения во всей системе форм или в отдельных формах.

Словарь вводит шкалу нормативности: некоторые варианты рассматриваются как равноправные, в других случаях один из вариантов признается основным, а другой - допустимым. В словаре также даются пометы, указывающие на вариант произношения слова в поэтической и профессиональной речи.

В произносительных пометах отражаются следующие основные явления:

Смягчение согласных, т.е. мягкое произношение согласных под влиянием последующих мягких согласных, например, рецензия, -и [ньзь];

Изменения, происходящие в группах согласных, например, произношение стн как [сн] (местный);

Возможное произношение одного согласного звука (твердого или мягкого) на месте двух одинаковых букв, например, аппарат, -а [п]; эффект, -а [фь];

Твердое произношение согласных с последующим гласным э на месте орфографических сочетаний с е в словах иноязычного происхождения, например, отель, -я [тэ];

Отсутствие редукции в словах иноязычного происхождения, т.е. произношение неударных гласных звуков на месте букв о, е, а, не соответствующее правилам чтения, например, бонтон, -а [бо]; ноктюрн, -а [факульт. но];

Особенности в произношении согласных, связанные со слогоразделом в словах с побочным ударением, например, завлабораторией [заф/л], нескл., м. ж.

За последние десятилетия вместе с работой по упорядочению правописания проведена большая работа по упорядочению произношения. Сводка важнейших правил литературного произношения приложена к «Толковому словарю русского языка» Д.Н. Ушакова, а в самом словаре даются необходимые указания ко многим словам. Такие же указания находим в «Словаре русского языка», составленном С.И. Ожеговым. В 1951 г. была издана брошюра-словарь «В помощь диктору» под редакцией К.И. Былинского с указанием ударений в словах с неустойчивым произношением. На ее основе был создан «Словарь ударений для работников радио и телевидения» (1960, 6-е изд. М., 1985; около 75000 слов).



В 1955 г. был издан словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова, содержавший около 50000 слов (2-е изд. М., 1959; около 52000 слов). В 1983 г. вышел в свет «Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы» (авторы С.Н. Борунова и др., под ред. Р.И. Аванесова; 2-е изд. М., 1985). В словаре содержится около 63500 слов, разработаны системы нормативных указаний, введены запретительные пометы. Небольшой «Словарь произношения, ударения и формообразования» имеется в книге Л.И. Скворцова «Правильно ли мы говорим по-русски?». В нем дается нормативное ударение и произношение, отмечаются допустимые произносительные варианты, приводятся запретительные пометы.

В 1997 г. был издан «Словарь ударений русского языка» / Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва, а также «Словарь трудностей русского произношения» / М.Л. Каленчук, Р.Ф. Касаткина. В словаре даны варианты с пометами: допустимо, допустимо разговорное, допустимо устаревающее.

Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке: 1200 слов. СПб., 2000. В словарь включены слова, которые в результате исторических изменений существуют в нашей речи в двух вариантах: в старом и новом, а также новые слова, произношение которых ещё не устоялось.

Словарь ударений русского языка: 82500 словарных единиц / Под ред. М. А. Штудинера. М., 2000. В словарь включены трудные случаи постановки ударения как в нарицательных словах, так и в именах собственных. Из сосуществующих в современном русском литературном языке равноправных акцентных и произносительных вариантов всегда даёт только один вариант.

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1983; 5-е изд., испр. и доп. М., 1989; 8-е изд., испр. и доп. М., 2000. Словарь создан в результате коренной переработки книги «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова (М., 1955) - первого русского словаря орфоэпического типа. «Орфоэпическому словарю русского языка» предшествовала ещё раньше изданная книга «Русское литературное произношение» Р. И. Аванесова (5-е изд. М., 1972).

К. С. Горбачевич. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. СПб.: Норинт, 2000;

М. В. Зарва. Русское словесное ударение. Словарь нарицательных имён. М.: ЭНАС, 2001;

Ф.Л. Агеенко. Русское словесное ударение. Словарь имён собственных. М.: ЭНАС, 2001.

Современные произносительные нормы складывались постепенно на базе вариантного столкновения произношения в разных территориальных диалектах, в разных социальных группах и отчасти в разных стилях.

Произносительные нормы фиксируются орфоэпическими словарями, в задачу которых входит и отражение норм ударения.

1)Усиление «буквенного» («графического») произношения - одна из наиболее сильных тенденций в современном русском языке. Об этом писал еще в 1936 г. Л.В. Щерба, указывая на явное сближение произношения с написанием.

2) Тенденцией в области произношения можно считать и фонетическую адаптацию иноязычных слов - процесс постоянно действующий в пределах групп слов, заимствованных в разные периоды истории языка, процесс усиливающийся или затухающий соответственно изменяющейся степени интенсивности самого процесса заимствования. Язык заимствующий всегда стремится подчинить заимствования своим правилам и законам, особенно язык сильный своей системой.

3) Тенденция в области произносительных норм - это нивелировка произношения в социальном плане, стирание особенностей территориального произношения и др. Объясняется это общими причинами - ростом общего образования, приближающего к единой литературной норме, а также влиянием средств массовой информации, особенно радио, телевидения.

4)Тенденция к ритмическому равновесию (Ё без точек, мешает определить ударение).

Фонема употребляется в двух разновидностях: - согласный средненёбный и <> - неслоговой гласный. Принято считать первую разновидность основным видом фонемы, а вторую - вариантом. Основной вид данной фонемы употребляется только перед ударными гласными, во всех прочих позициях выступает вариант фонемы <> (ср.: и [мa], [вΛна] и [мΛjу] - яд, май, война, мою).

Сводные сведения о согласных фонемах современного русского языка приведены в таблице.

Примечание. Звуки, данные в круглых скобках, являются разновидностями соответствующих фонем.

ОРФОЭПИЯ

Русское литературное произношение и его исторические основы

68. Понятие об орфоэпии

Орфоэпия (греч. orthos - прямой, правильный и epos - речь) - это совокупность правил устной речи, устанавливающих единообразное литературное произношение.

Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, т.е. состав различаемых в современном русском литературном языке фонем, их качество и изменения в определенных фонетических позициях. Кроме этого, в содержание орфоэпии входит произношение отдельных слов и групп слов, а также отдельных грамматических форм в тех случаях, когда произношение их не определяется фонетической системой, например произношение [шн] на месте сочетания чн (ску[ш]но) или [в] на месте г в окончании -ого - -его (того - то [в] о, его - е[в]о).

В обычном разговорном произношении наблюдается ряд отступлений от орфоэпических норм. Источниками таких отступлений нередко являются родной говор (произношение в том или ином диалекте говорящего) и письмо (неправильное, буквенное произношение, соответствующее правописанию). Так, например, для уроженцев севера устойчивой диалектной чертой является оканье, а для южан - произношение [г] фрикативного. Произношение на месте буквы г в окончании род. пад. прилагательных звука [г], а на месте ч (в словах конечно, что) звука [ч] объясняется «буквенным» произношением, которое в данном случае не совпадает со звуковым составом слова. Задача орфоэпии заключается в том, чтобы устранить отступления от литературного произношения.

Орфоэпия (от греч. orthos - прямой, правильный и epos - речь) - это совокупность правил устной речи, устанавливающих единообразное литературное произношение.
Орфоэпические правила охватывают область произношения отдельных звуков в определенных фонетических позициях или сочетаний звуков, а также особенности произношения звуков в тех или иных грамматических формах.

Орфоэпические нормы базируются прежде всего на основных фонетических закономерностях в области гласных и согласных звуков: аккомодации ударных гласных под влиянием соседних с ними мягких согласных, редукции двух видов (количественной и качественной), всех случаях ассимиляции и диссимиляции согласных, оглушении согласных в конце слова. Орфоэпию интересуют те случаи, когда возможно употребление двух вариантов произносительной нормы, когда возможна «вариантность звуковой реализации одних и тех же фонем и фонемного состава одних и тех же морфем при отсутствии позиционных различий». Такие варианты могут отличаться или стилистически (опека - общелитературное, опёка – разговорное;[пЛэ´т] – нейтральное, [поэ´т] – высокое), или семантически

Наибольшие затруднения возникают у говорящих на русском языке как родном в следующих случаях.

1. Произнесение ударного гласного [˙о´] или [э] после мягких согласных. Ничем не оправданное отсутствие в письменной речи буквы Ё часто служит причиной неверного произношения слов. При подобных затруднениях приходится обращаться к «Орфоэпическому словарю», где указано, что со звуком [˙о] следует произносить слова безнадёжный, осётр, шёрстка, манёвры (дополнительный вариант – маневры), блёклый (и доп. блеклый). Ударный звук [э] должен сохраняться в словах гололедица, опека, гренадер, недоуменный, избег.

2. Трудности могут возникать при выборе гласного после твердых шипящих в первом предударном слоге на месте буквы А. По современным нормам в этой позиции должен произноситься гласный первой степени редукции нижнего подъема среднего ряда, нелабиализованный, т.е. [Л]. Однако действовавшие еще в середине нашего века нормы старомосковского произношения требовали, чтобы в этой позиции был употреблен звук [ы э ], т.е. считалось верным такое произношение слов:



жара - [жы э ра´], шары – [шы э ры´],

шалун – [шы э лу´н], шантаж – [шы э нташ].

3. В области согласных орфоэпические нормы регламентируют такие случаи произношения:

а) Замена в некоторых словах [г] взрывного на [Υ] фрикативное (как в украинском языке). Звук [ Υ ] рекомендуется произносить в словах

б)Произношение долгого твердого согласного [ж] на месте букв жж, зж.

в) Произношение сочетания ЧН как [шн] или [чн].

г) Произношение мягких согласных в конце слова, которые иногда под действием просторечия или диалектной речи неправомерно заменяются твердыми согласными:

д) Произношение согласных на месте удвоенных букв может быть долгим (касса – ка[с]а) или кратким

Долгий согласный должен произноситься в следующих случаях:

На месте интервокальной группы согласных после ударения:

На стыке приставки и корня, предлога и знаменательного слова: рассердился, беззлобный, с собакай.

Краткий согласный произносится:

В интервокальной группе перед ударением, кроме случаев, отмеченных выше: суббота, иллюминация, терраса, территория;

На месте удвоенной согласной в положении перед согласными:

Существует несколько источников отклонения от норм литературного произношения: влияние орфографии, влияние диалектных особенностей, влияние родного языка (акцент) – для нерусских.

Отклонения от литературного произношения под влиянием орфографии объясняются тем, что не всегда имеется соответствие между буквенным и звуковым видом слова. Например:

1. В русской речи произносятся чётко только гласные, которые стоят под ударением: с[а]д, в[о]лк, д[о]м . Гласные, находящиеся в безударном положении утрачивают чёткость и подвергаются редукции. Гласные а и о в начале слова без ударения в первом предударном слоге произносятся как [а] : алень, апаздать (произносят олень , опоздать ).

2. После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв а , е, я произносится звук средний между [е] и [и] : иэзык, пиэро,чиэсы (произносят язык, перо, часы ).

3. Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода имеет в написании окончание с буквой г , а произносится в этой форме звук [в]: большого (произносят больш[овъ] ).

4. Слова типа конечно, что пишутся с буквой ч , а в произношении соответствует ей звук [ш] : конешно, што. Под влиянием правописания произношение [шн] постепенно стало вытесняться произношением [чн] . В словах нового происхождения, особенно в словах, появившихся в советскую эпоху, произносится только [чн], ср.: многостаночный, поточный (метод) . В современном языке [шн] произносится в следующих словах: конечно, скучно, яичница, пустяшный, скворечник, прачечная, перечница, в женских отчествах на –ична: Савви[шн]а, Ильини[шн]а . В ряде слов произношение [шн] допускается наряду с [чн]: молочный и мол[шн]ый, пшени[шн]ый и пшеничный, лаво[шн]ик и лавочник, булочная и було[шн]ая .

5. Согласно норме сочетаниебукв -зж : уезжаю, вожжи произносятся как двойное мягкое жьжь :уежьжьаю, вожьжи . Буквосочетание -зж , если з относится к приставке , произносится как -жж (твердо): изжога- ижжога .

Отклонения от литературного произношения под влиянием диалектных особенностейобоснованно территориальными особенностями говоров. Например:

1. Допускается много отступлений от орфоэпических норм в употреблении гласных -е или -о после мягких согласных под ударением. Основным фонетическим законом, согласно которому в русском языке осуществлялось изменение -е в -о, является положение перед твердыми согласными. Поэтому неверным можно назвать произношение ударного гласного [ э] в таких словах, как расчесывать, дерн, черточка. Следует произносить: расч[о]сывать, д[о]рн, ч[о]рточка и т.п.

2. В конце слов в соответствии с написанием произносятся –сочетания мь, бь, вь - семь, восемь (голупь, любофь). Под влиянием говоров встречается ошибочное твердое произношение согласных (сем, восем) .

3. Внеопределенной форме глагола (улыбаться, заниматься, развиваться) на месте-ться по литературной норме произносится-цца (улыбацца, развивацца) . Под влиянием говоров часто ошибочно говорят так, как пишут (улыбаться, развиваться) .

4. Суффикс – ся употребляется в глаголах после согласных звуков: смеялся, умывался , после согласных же употребляется вариант –сь: смеялась, умывалась . Суффикс – ся, -сь по старой московской норме произносился твердо. В настоящее время господствующим стало произношение мягкого – сь: смеюсь, зажглась . Лишь на сцене культивируется архаичное для общего литературного языка твердое произношение звука [с] у возвратных глаголов. Однако – ся произносится твердо: смеялса .

5. Согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [к]: смог-смо[к], друг-дру[к]. Произнесение в этом случае звука [х] рассматривается как диалектное. Исключение составляет слово Бог – Бо[х] .

Еще одна тенденция в области произносительных норм - это стирание особенностей территориального произношения. Объясняется это общими причинами - ростом общего образования, приближающего к единой литературной норме, а также влиянием средств массовой информации, особенно радио, телевидения.

Отклонения от норм литературного произношения под влиянием родного языкачасто происходитпри параллельном изучении русского языка и родного. Учащиеся часто руководствуются орфоэпическими правилами украинского языка.До настоящего времени изучение русского языка в школах Крыма проводилось параллельно с изучением родного (украинского) языка в количественном соотношении уроков 1:2, что привело к отклонениям от норм литературного произношения среди учащихся. Например:

1.Безударные гласные[a],[o] в первом предударном слоге должны произноситься как [а] : в[а]да, с[а]рока (произносят в[о]да, с[о]рока).

2.Буква щ в русском языке обозначает долгий мягкий [ш]: шьшьука (произносят [шч]ука).

3. Согласный [ч] в русском языке в отличие от украинского всегда мягкий: ч[и]бис (произносят ч[ы]бис).

Отклонения от литературного произношения могут быть связаны с индивидуальными произносительными дефектами , которые затрагивают как произношение отдельных звуков, так и накладывающихся на всю речь говорящего, например диктора (монотонность, гнусавость и т. п.).

Орфоэпические ошибки (отклонения от литературного произношения) влияют на восприятие речи слушателем: они отвлекают его внимание от сути изложения, могут вызвать непонимание, негодование и раздражение. Произношение, которое соответствует орфоэпическим нормам, значительно облегчает и ускоряет процесс общения.

Агеенко Ф.Л. Словарь собственных имён русского языка. Ударение. Произношение. Словоизменение: Более 38 000 словарных единиц М.: Мир и Образование, 2010. - 880 с.

Белик Э.В. (сост.) Современный орфографический словарь русского языка Донецк: ООО "ПКФ "БАО", 2013. - 384 с.

Вербицкая Л.А., Богданова Н.В., Скляревская Г.Н. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения Краткий словарь-справочник. - 4-е изд. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Академия, 2003. - 160 с.

Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения. Около 15000 слов М.: Русский язык, 2001. - 468 с.

Окунцова Е.А. Ударение. Диктору, лектору, оратору, учителю, школьнику Словарь-справочник. - М.: Изд-во Московского ун-та, 2010. - 120 с.