Среди немалого количества людей встречается такая проблема, как восприятие любых ситуаций близко к сердцу. Такие люди часто обижаются по мелочам, абсолютно не воспринимают критику, даже если она оправдана, повышенный тон принимается как грубость, а уж если доходит до оскорблений, то это вызывает настоящую панику и, возможно, слезы. Это угнетающее чувство, принимать все на свой счет, очень мешает нормально жить. Ведь человеку становится трудно построить отношения с людьми и находиться в обществе, которое является далеко не идеальным. Также сложно добиться карьерных успехов, ведь для этого необходимо обладать не только профессиональными качествами, но и иметь сильный характер. Поэтому, как бы сложно не казалось поначалу, необходимо узнать, как избавиться от этой проблемы и перестать принимать все близко к сердцу.

Как не принимать все близко к сердцу в отношениях?

Умение сопереживать является хорошим качеством, которое можно заметить не у каждого. Но стоит задуматься, когда после разговоров в сложных ситуациях выражаются не просто слова сочувствия, а перенимается все на свой счет и человек начинает переживать те же эмоции, что и собеседник, несмотря на то, что проблема не касается его лично. Конечно, это нормально, если речь идет об очень близком человеке. Но если все время принимать близко к сердцу чужие проблемы, то через некоторое время такие переживания могут навредить собственному здоровью, как психологическому, так и физическому.

В таком случае рекомендуется найти для себя интересные занятия, которые будут приносить положительные эмоции и помогут отвлечься от ненужных мыслей. Также следует больше общаться с позитивно настроенными людьми. Кроме того, необходимо перестать смотреть новости и фильмы с негативной окраской. Такие материалы больше рассчитаны для людей, у которых наоборот нужно развивать чувство сопереживания.

Как не принимать все близко к сердцу на работе?

В любой рабочей обстановке могут возникать неприятные ситуации. Следует научиться относиться к этому проще и не воспринимать все близко к сердцу, поскольку постоянные стрессы и могут привести к психическим расстройствам и другим проблемам со здоровьем. Поэтому необходимо выработать в себе стрессоустойчивость, а также после трудового дня забывать о работе и заняться чем-нибудь, что поможет отвлечься и расслабиться. Конечно, поначалу будет сложно это делать. Чтобы стать сильной личностью, порой требуется несколько лет таких тренировок.

С точки зрения психологии, для многих людей вопрос, как не принимать все близко к сердцу, остается актуальным, поэтому некоторые советы специалиста помогут справиться с данной проблемой:

Ваша самооценка основательно занижена из-за безосновательных заявлений окружающих? Вам трудно общаться из-за того, что в каждом сказанном кем-то слове вы подозреваете оскорбительный выпад против вас? Попробуйте изменить свое отношение к поведению окружающих, и перестать воспринимать их высказывания как личное оскорбление. Как не принимать все близко к сердцу? Об этом мы сегодня и поговорим.

Как научиться не принимать все близко к сердцу

Рассмотрим несколько возможных вариантов:

  1. Никогда не делайте поспешных выводов. Не всегда разговоры окружающих людей, даже если они ведутся вблизи от вас, можно относить на свой счет. Но даже если кто-то мимоходом позволил себе резкое замечание – это вовсе не означает, что вас хотели обидеть. Может, это была не совсем уместная шутка или у кого-то было плохое настроение – примите это за случайность, которая к вам не имеет никакого отношения, и не делайте каких-либо выводов.
  2. Сосредоточьте свое внимание на человеке, вызвавшем вашу негативную реакцию, вместо того чтобы носить в себе чувство обиды, непрерывно думать о происшедшем и переживать по этому поводу. Попробуйте оценить суть этого человека и его действия со своей точки зрения – и вам наверняка удастся найти его слабые стороны. А что если его выпад против вас – элементарное проявление слабости и неуверенности в себе, и его стоит пожалеть, вместо того чтобы мучиться от обиды. Вполне возможно, что он неуважительно относится абсолютно ко всем, и причиной этому является просто его дурной характер. Такие люди встречаются довольно часто.
  3. Представьте себе его слабые стороны. Почему он допускает подобные выходки – может, он почувствовал, насколько вы сильнее (или умнее) его, и решил уязвить вас как можно больнее – ведь в нем заговорила элементарная зависть к вашим достоинствам, внутренним или внешним! От этих мыслей вам обязательно станет легче.
  4. Человек, обидевший вас, явно страдает отсутствием воспитания – он не способен управлять своими эмоциями, как всякий нормальный взрослый человек. Проявите в таком случае терпение и сочувствие – этот человек явно в чем-то обделен и заслуживает сострадания.
  5. Вы не нуждаетесь в чьем-либо одобрении или сочувствии. Вы вполне контролируете свое поведение, находясь в обществе, и точно знаете, ничего предосудительного или смешного не совершили. Почему же вы позволяете себе принимать чье-то раздражение близко к сердцу? Ведь, скорее всего, ваш обидчик просто элементарно пытается перенести на вас недовольство собой, сам того не осознавая.
  6. Отвечайте ему, он должен знать, что вам неприятно его поведение, ведь, похоже, он не страдает особой чувствительностью, и свое агрессивное поведение воспринимает как норму. Начинайте предложения с местоимения «Я». Если ваш визави не реагирует и продолжает вести себя неправильно по отношению к вам, выразите ему свое недовольство, чтобы прекратить разговор и выяснить окончательно причины его неадекватного поведения.
  7. Не принимайте всерьез комплименты. Комплимент, как и негатив, прозвучавший по отношению к вам – это мнение людей, поддержавших или попытавшихся обидеть вас. Вы должны сами оценивать свои действия и помнить, что только вам судить о ваших достоинствах и недостатках. Ни отрицательное, ни положительное мнение окружающих о вас не должно служить поводом для завышенной или заниженной самооценки.
  • Не поддавайтесь влиянию плохого настроения и не переносите его на окружающих – у людей может сложиться о вас неправильное мнение.
  • Ваша откровенная отрицательная реакция на шутки может отпугнуть от вас людей. Не принимайте шутки близко к сердцу, если не хотите, чтобы окружающие вас избегали. Зная о вашей обидчивости и возможности неадекватной реакции с вашей стороны на вполне безобидные шутки, люди могут избегать общения с вами, боясь быть неправильно понятыми.
  • Попытайтесь оценить, насколько объективны критические замечания, прозвучавшие в ваш адрес – возможно, что критика пойдет вам на пользу, способствуя улучшению вашего характера и делая устойчивее к различным житейским обстоятельствам.
  • Ваша искренность в общении с оппонентами поможет избежать дальнейшего усугубления ситуации. Критические замечания и покровительственный тон – не лучший способ разрядить обстановку и снять агрессию в ваш адрес. Доброжелательное отношение к собеседнику часто дает возможность мирно разрешить конфликтную ситуацию и выйти из нее победителем.
  • Оценивайте свои действия, вызвавшие негатив, направленный против вас. Возможно, где-то вы повели себя неправильно, что повело за собой обострение отношений.

В заключение

Основная же идея этой статьи – вызвать понимание того, что плохое отношение к вам со стороны оппонентов вовсе не означает, что вы сделали какую-то ошибку. Однако следует проанализировать свои действия в конкретных обстоятельствах и дать им соответствующую оценку.

Всем спасибо за внимание!

Ох, сколько неудобств доставляет нам излишняя впечатлительность – уникальная способность принимать все близко к сердцу! Пытаемся предугадать исход беседы, который противоположен желаемому, и от этого «душа в пятки»… Поспорили с близкими, и не можем уснуть, вспоминая каждое слово, и пытаемся представить, что о нас теперь думает оппонент и еще те, кто, возможно, стал свидетелем дискуссии, и «пот прошибает»…

Хотим начать какое-то дело и начинаем рассуждать не о том, как его делать, а о том, «что обо мне скажут», и сами себе «ставим палки в колеса»… Разумеется, все это влияет на наше самочувствие – спокойствие, рассудительность, «трезвый взгляд» на вещи, уверенность и самооценку, и как итог – на результаты нашей личной или общественной жизни, а ведь так хочется быть успешным!

А что в интернете? Да то же самое! Только формы коммуникации, выражающие эмоции, там иные. Но от этого у неуверенных людей еще большие возникают сомнения – «а правильно ли я излагаю свои мысли или вообще мыслю, если мне никто не ставит «лайк»», «а если я выставлю вот это фото или напишу свое мнение в комментариях, что обо мне подумают», «у меня мало друзей, наверное, я не интересен другим»…

А на самом деле, в интернете все намного проще, чем в жизни. Просто надо знать некоторые факты про работу этого ресурса, и тогда даже самые впечатлительные вздохнут с облегчением потому, что перестанут принимать все происходящее близко к сердцу.

Устраняем излишнюю впечатлительность!

  • Вы, как и любой другой человек, имеете право на собственное мнение и его выражения. Разумеется, в корректной форме, не оскорбляя и не унижая ничьего достоинства. Так чего же тут бояться? Наоборот, кто не высказывает свою точку зрения, тот не уверен или чего-то не знает. На то нам и даны мозги, чтобы думать и действовать. Похвалите себя!
  • Если вдруг в ходе дискуссии выяснилось, что вы не правы, признайте свою ошибку. Если надо, извинитесь. И вам уже не надо будет мучиться вопросом, как это сделать, и бояться показаться глупым в глазах других. Признали, извинились и забыли – то, что случилось – это уже прошлое, оно не должно омрачать ваше настоящее и, тем более, будущее.
  • Если вы чего-то не знаете, не старайтесь «спрятать» свою неосведомленность. Лучше сразу об этом сообщить и попросить помощи, чем выглядеть глупо, и, что хуже всего, «поедать себя» потом изнутри, разжигая чувство неуверенности и стыда в себе.
  • Некоторые из нас, стараясь угодить всем, совершают поступки, несвойственные им, которые их же потом и расстраивают, нарушают внутреннее спокойствие и душевный комфорт. Не старайтесь угодить всем! Это просто невозможно, все мы разные – что для одного – «бальзам на душу», для другого – «капля дегтя в бочке меда»… Поступайте согласно своим ценностям, а кому что-то не нравится – это их проблемы, а не ваши.
  • Не берите на себя проблемы других. Если им дана такая жизненная ситуация, значит, им надо ее пройти, это их школа. Вы же, разумеется, не сможете за них это сделать, «накручивая» лишний раз себя, боясь потерять связь или уважение человека. Не «загоняйте сами себя в угол», не позволяйте себе влиять таким образом на уверенность в себе и занижать свою самооценку.

Выработайте у себя иммунитет на неприятные ситуации:

  • вспоминайте в неприятные вам моменты те жизненные обстоятельства или вещи, которые вызывают в вас чувство радости и счастья;
  • думайте об исходе предстоящего дела как о свершившемся именно так, как вам нужно;
  • если все-таки дело закончилось нежелательно, отнеситесь к этому, как к уроку-репетиции, проанализируйте произошедшее, выработайте иной план следующей подобной ситуации;
  • заранее анализируйте различные варианты исхода ситуации и простройте несколько вариантов реагирования на них, тогда то, что случится, уже не будет таким неожиданным, вы будете готовы отреагировать так, как запланировали, и это лишит вас лишних «угрызений совести» и переживаний;
  • делитесь с близкими вашими сомнениями и опасениями, они любят вас, помогут вам разобраться в обстоятельствах и способах решения проблемы, и у вас останется меньше шансов заниматься «самоедством»;
  • читайте нужную литературу или смотрите видео, помогающие настраиваться на позитив и верить в себя;
  • научитесь «входить» в состояние счастья уже от мысли о том, что вы имели уникальную возможность развиться и родиться от слияния яйцеклетки с одним из миллионов сперматозоидов, что этого могло не случиться, а вы живете и наслаждаетесь этим!

Случается, что почитаешь ленту новостей или посмотришь телевизор - и уже плохо: убийства, жестокость, безразличие окружающих к миру… И потом какое-то время еще переживаешь.

А вот можно ли так, чтобы не переживать? Как сохраняться в ситуации, когда слишком много напряжения? Почему мы включаемся на истории близких или в чужие проблемы, начинаем делать благие дела, а потом оказывается, что никто не просил…

Не включаться, это возможно?

С одной стороны, реагировать на события в мире и в близком окружении, - это нормально. Никто не железный и достаточно человечно - эмоционально включаться . Однако дальнейшую историю реакции можно разделить на две категории: ты реагируешь и тебя это не меняет, и ты реагируешь - и ситуация тебя поглощает. Мы рассмотрим второй вариант.

Почему сложно остановиться в своих эмоциях?

Ситуация, в которой ваш близкий человек принял какое-то неверное решение, а вы знаете, что это ошибка. Ситуация, в которой у родственников происходит какая-то беда и вы живете с этим, как будто вы внутри их истории. Ситуация, когда читаешь новости о жестокости в мире… Что за этим стоит?

Когда нужно кого-то спасти

Если ситуация, которая эмоционально затягивает, вызывает у вас три яркие реакции:

  • я спасу (своего мужа, ребенка, маму, подругу, знакомых, бездомных животных и т.д.);
  • меня опять унижают (не слушают, не уважают, оскорбляют, не ценят и т.д.);
  • я знаю, как лучше , а эти идиоты (слабаки, тупицы - все нелестные слова о людях) просто напрашиваются на мою реакцию.

Тогда вы - в треугольнике Карпмана . Данные три позиции просто поглощают здоровые стратегии человека. Из них невозможно конструктивно реагировать, поскольку все роли вытекают друг из друга. Это замкнутый круг, в котором кто-то обязательно виноват, кто-то обязательно страдает, кого-то нужно срочно спасти…

Если вы в треугольнике Карпмана - в нем нельзя остаться в одной из ролей, поскольку вы обязательно для кого-то такой же агрессор, как кто-то для вас, вы обязательно где-то кого-то спасаете, не решая свою ситуацию, и вы часто будете провоцировать ситуации "несправедливости".

Что с этим делать?

Из треугольника можно только выходить. Адаптация не поможет. Если вы поймали себя в какой-то одной роли - значит нужно найти еще две, запомнить триггерные зоны (ситуации, затягивающие в треугольник) а потом просто переставать реагировать привычным образом, задавая себе честные вопросы:

  • а зачем я в этой ситуации?
  • зачем я постоянно страдаю (злюсь, кого-то спасаю)?
  • в чем моя выгода?

И обнаруживая скрытую потребность в чем-то (во внимании, в повышении самооценки, в убегании от своих проблем) - находить другой способ реализации.

Почему люди безразличны?


За чувством, что рядом кто-то холодный и равнодушный, кто-то часто говорит нет, а вы всю (всего) себя отдаете стоит детская позиция и отсутствие личностных границ .

В данном случае важно утвердить для себя понятия, что:

  • другой человек имеет право вас не любить и не слушать (это касается и детей);
  • другой человек имеет право сказать нет , даже если вы ему в похожей ситуации; помогли (иначе это должен быть заранее оговоренный бартер "услуга за услугу");
  • другой человек имеет право не реагировать на ситуацию так, как вы от него ожидаете или вам хочется;
  • другой человек вам ничего не должен (это касается и детей: дети вам ничего не должны, они не стояли на космической кухне в очереди и просили вас срочно их родить в обмен на вечную любовь и тотальное уважение).

И самое главное - вы также имеете право :

  • не любить всех подряд,
  • не быть хорошей(ым),
  • не реагировать так, как кто-то хочет.

Именно в этой линии поведения рождаются здорОвые, целостные отношения со всеми: близкими, детьми, коллегами, миром.

Вы не можете контролировать мир и мир не обязан вас слушать. Но вы можете выстроить такие отношения и такой круг близких людей, в котором никто не будет жертвой и у каждого появится шанс быть вовремя услышанным и принятым.

Психолог

Ольга Голубицкая