На отдельные факты и явления, на все, что нас окружа­ет, мы реагируем не бесстрастно, а относимся ко всему определенным образом. Радость, печаль, гнев, грусть, страх, удивление - все это разнообразные эмоции, выражающие наше отношение к действительности. Даже отдельные ощу­щения - цвет, вкус, запах - не бывают для нас безразлич­ными. Ощущая, мы испытываем удовольствие или неудо­вольствие. Все мы в различные моменты своей жизни то радуемся, то огорчаемся, то негодуем или восхищаемся, кого-то любим, кого-то ненавидим и пр. К.Д. Ушинский подчеркивал: «Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже по­ступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования... В мыс­лях наших мы можем сами себя обманывать, но чувствова-ния наши скажут нам, что мы такое: не то, чем бы мы хотели быть, но то, что мы такое на самом деле» 1 .

Термин «эмоция» (от лат. emovere - потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение к различным событи­ям и ситуациям в жизни.

Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляют как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга. Эмоции -более простое, непосредственное переживание в данный момент. Говорят о разных эмоциональных состояниях че­ловека в различных ситуациях. Чувство - более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение че­ловека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда пред­метны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную зна­чимость. Чувства и эмоции - это переживаемые человеком отношения к миру и к самому себе. Такие отношения прида­ют эмоциональную окраску всему, что человек делает или воспринимает, о чем он думает.

Эмоции не возникают сами собой, без причины, их истоки - в потребностях человека, как простейших, орга­нических, так и социальных. Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетво­рение его потребностей.

Чувства человека отличаются большим разнообразием качеств, свойств и оттенков. Одной из особенностей чувств является их полярность или противоположность: радость -грусть, любовь - ненависть, удовольствие - страдание, страх - смелость, благодарность - неблагодарность и т.п. Эта полярность дает основание для деления чувств на положи­тельные и отрицательные. Если наши потребности удов­летворяются, то это вызывает у нас положительные эмо­ции; то, что препятствует удовлетворению потребностей, вызывает у нас отрицательные эмоции. Таким образом, положительные эмоции - это приятные для человека чув­ства, отрицательные - неприятные.

Но некоторые переживания настолько сложны, много­гранны, что трудно понять, относятся они к приятным или неприятным, например, у А.С. Пушкина: «Мне грустно и легко, печаль моя светла». В таких случаях говорят о двой­ственности чувств. Так, один и тот же человек может од­новременно любить и ненавидеть, если испытывает чув­ство ревности.

1 Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1953.-Т.1.-С. 389.Перед реальной или мнимой опасностью у человека воз­никает состояние напряжения. Проявляется оно в особой переключаемое™ внимания, в скованности движений. Пе­реход от состояния напряжения к его разрешению при­ятен. Эту особенность чувств используют в литературе, те­атре, кино: события показывают так, чтобы вызвать все более нарастающее напряжение у зрителей или читателей. Тогда развязка событий приводит к возникновению силь­ных положительных эмоциональных состояний.

При ожидании какого-либо значимого события чело­век переживает возбуждение. Первый выход на сцену, сви­дание с дорогим нам человеком, ожидание ребенком Деда Мороза с подарками и пр. вызывают это чувство.

Эмоциональный шок - своеобразное потрясение, выра­жается часто в кратковременной дезорганизации поведе­ния. Например, неожиданно обрадованный человек как бы «теряется», не знает, что сделать. Особенно ярко это про­является при внезапном испуге, вспышке гнева и пр.

Стенические и астенические эмоции различаются тем, что вызывают активное или пассивное состояние, повы­шают или угнетают жизнедеятельность человека. Стени­ческие (от греческого слова «стенос» - сила) эмоции вы­зывают подъем сил, возбуждение, бодрость, напряжение. Астенические (от греч. «астенос» - слабость, бессилие) -уменьшают активность, энергию человека: это тоска, пе­чаль, уныние, подавленность. Однако одни и те же чув­ства в зависимости от индивидуальных особенностей че­ловека могут проявляться как в стенической, так и асте­нической форме. Например, одного человека страх парализует, другого делает находчивым, быстрым; радость У одного бурная, возбуждающая энергию, у другого - ти­хая, расслабляющая.

Чувства человека выполняют в жизни различные функ­ции: оценивающую - положительные и отрицательные эмо-Ции показывают, как человек относится к чему-либо и оценивает это (недовольство, стыд и др. содержат те или иные оценки); побуждающую - чувства могут побуждать человека к действию, а могут препятствовать этому; на­правление внимания - то, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно.

Люди существенно отличаются друг от друга эмоцио­нальным развитием. Основные различия в эмоциональной с фере людей определяются следующим: 1) на что направ­лены^ чувства и какое отношение они выражают. Гнев мо­жет быть благороден, а радость презренна в зависимостиот того, на кого и на что они направлены; 2) каковы лег­кость возникновения и сила протекания эмоциональных состояний. Например, В. Солоухин: «Назвать остров или пролив именем любимой женщины - и взять женщину, не поинтересовавшись, как ее зовут. Посвятить женщине по­эму и дать ей рубль. Преодолевать ради нее тысячеверст­ные расстояния - и не проводить до троллейбусной оста­новки»; 3) устойчивость и глубина чувства. Так, любовь от­личается от увлечения прежде всего не интенсивностью чувства, а его глубиной, т.е. как глубоко в личность про­никает это чувство, заполняет ли все сферы психической деятельности человека. О. Бальзак писал: «Любят сильнее или же слабее в зависимости от большего или меньшего числа струн, затрагиваемых у нас в сердце», или К. Паус­товский: «... у любви тысячи аспектов, и в каждом из них-свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание».

Эмоциональная сфера прошла длительный путь раз­вития - от примитивной чувственной реакции у живот­ных к высшим чувствам человека. У животных эмоции -ярость, страх, удовольствие находятся в теснейшей свя­зи с их интенсивной деятельностью, с удовлетворением органических (естественных) потребностей (самосохра­нения, питания, размножения). И у человека эти эмоции возникают как непосредственная реакция на предметы и явления окружающего мира при удовлетворении или не­удовлетворении органических потребностей в еде, жили­ще, одежде, половых потребностей, потребности во сне и пр. Однако социальный образ жизни человека, особен­ности его деятельности, специфические человеческие формы сотрудничества и отношений человека к человеку перестроили и усложнили его эмоциональную сферу, со­здали основу для формирования специфически челове­ческих чувств. Новые эмоции и чувства возникают у че­ловека в связи с появлением новых потребностей. Куль­турные или социальные потребности постепенно порождают сложнейший мир специфических человечес­ких чувств, прежде всего чувств человека к человеку и другим людям.

Значение эмоций в психической деятельности челове­ка и становлении его личности огромно. Они обогащают психику человека, яркость и разнообразие чувств делают его более интересным и для окружающих, и для самого себя. Богатство собственных переживаний помогает более глубоко и тонко понять происходящее, будь то произведе-ния искусства - стихи, музыка, театр, или переживания других людей, или события, происходящие в мире.

Чувства оказывают различное влияние на деятельность. Хорошее настроение усиливает желание работать, при большой радости, кажется, можно горы сдвинуть. При рав­нодушии, безразличии ко всему человек вряд ли способен ставить и решать жизненно важные задачи. Колоссально значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Если ребенок испытывает на уроке приятные чувства - ему ин­тересно, не страшно, он увлечен предметом познания, он будет хорошо учиться; если ребенку на уроке скучно или у него возникает чувство страха из-за возможной ошибки, он не уверен в себе и пр., проблем в его учебной деятель­ности будет много.

Л.С. Выготский писал: «Хотим ли мы достигнуть луч­шего запоминания со стороны учеников или более успеш­ной работы мысли - все равно мы должны позаботиться о том, чтобы и та и другая деятельность стимулировалась эмоционально. Опыт и исследование показали, что эмо­ционально окрашенный факт запоминается крепче и проч­нее, чем безразличный...

Прежде чем сообщать то или иное знание, учитель дол­жен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позабо­титься о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знани­ем. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика. Все остальное есть мертвое знание, убивающее всякое живое отношение к миру» 1 .

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

От авторов
Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой учебник по курсу «Психоло­гия» и предназначена прежде всего для студен­тов факультетов начальных классов средних спе­циальных учебных заведе

Психология теоретическая и практическая
1.1. Чтоизучает психология Слово «психология» образовано из двух греческих: «psyche» - душа и «logos» - слово, учение. Оно имеет два значения: психология как наука

Изучение сущности и закономерностей развития психики человека и животных и составляет предмет научной психо­логии
В этом учебном курсе мы будем говорить о психологии человека.Исследованием психики животных занимается специальная отрасль психологии - зоопсихология. Психология изучает

Основные направления западной психологии
Бихевиоризм.Название этого направления происходит от английского слова behavior - поведение. Его разраба­тывали американские психологи Э.Л. Торндайк (1874-1949), Дж.

Психокоррекционной работы
Как вы уже знаете, психология - это и наука, и прак­тика. Методы психологии, первоначально разработанные в научных исследованиях, переходят затем к психологу-практику и служат целям диагностики, ра

Эксперимент
Основным методом исследовательской работы психо­лога является эксперимент.Известный отечественный пси­холог С.Л.Рубинштейн(1889-1960) выделял следующие качества эк

Обработка и интерпретация результатов теста Изарда
1.Подсчитывается сумма баллов по каждой из 10 строк и за­писывается в графу «Сумма баллов» соответствующей строки. При интерпретации учитывается, какие эмоции выражают понятия в ка

Строение и функции нервной системы
Нервная система включает центральную и периферичес­кую. Центральнуюнервную систему образуют головной мозг и находящийся в позвоночнике спинной мозг. Она является важнейшим органом

Чувствительность
Первые признаки психики в животном мире возника­ют уже у низших животных и проявляются в форме чув­ствительности. Физиологической основой чувствительно­сти является раздражимость - сп

Интеллектуальное поведение животных
Интеллектуальное поведениесвойственно уже многим видам животных. Особенностью этой стадии является спо­собность животного найти, «придумать» новый способ ре­шения и более того - пе

Сознание как высшая форма психики
Мы уже неоднократно говорили о том, что психика че­ловека - высший уровень эволюционного развития психи­ки. Конечно, человеческой психике присуще многое из того, что характеризует психику животных.

Развитие ощущений
Простейшими, но очень важными психическими по­знавательными процессами являются ощущения.Они сиг­нализируют нам о том, что происходит в данный момент вокруг нас и в нашем собственн

Что такое восприятие
Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощуще­ния, но и через восприятия. Иощущения и восприятия -звенья единого процесса чув

Основные свойства восприятия
Воспринимает окружающую действительность не тот или иной орган чувств, а человек определенного пола и возра­ста, со своими интересами, взглядами, направленностью личности, жизненным опытом и пр. Гл

Индивидуальные особенности восприятия
Особенности восприятия зависят не только от жизнен­ного опыта, направленности личности, интересов, богат-ства духовного мира и т.п., но и от индивидуальных осо­бенностей. Какие это особенности?

Б. Особенности восприятия младших школьников
Ученикам первого класса дали задачу с так называемыми лишними данными: «Я вошел в магазин в 9 ч утра и пробыл в нем до 10 ч утра. Я купил там 6 м ситца по 1 р. 10 к. за метр и 3 м шелка по 6 р. за

Что такое память
То, что нами ощущается и воспринимается, не исче­зает бесследно, все запоминается в той или иной степе­ни. Возбуждения, идущие в мозг от внешних и внутрен-них раздражителей, оставляют в нем «следы»

Виды памяти
Формы проявления памяти весьма многообразны, так как она связана с различными сферами жизни человека, с его особенностями. Все виды памяти можно условно разделить на три груп­пы: 1) что

Представление
Одним из основных проявлений памяти является вос­произведение образов.Образы предметов и явлений, кото­рых мы в данный момент не воспринимаем, называют пред­ставлениями.

Индивидуальные различия памяти
У каждого человека есть свои особенности памяти. Па­мять может быть хорошей по отношению к одним объек­там и плохой по отношению к другим. Выделяют различ­ные типы памяти в зависимости от того, что

Что такое внимание
Вкаждый момент своего бодрствования человек что-то слышит, видит, чувствует, о чем-то думает или с кем-то говорит, что-то делает. Сознание человека не в состо­янии охватить одновре

Внимание и личность
Внимание развивается постепенно и на определенном уровне своего развития становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внима­тельностью.Внимательный

Виды внимания
Внимание может быть непроизвольным (непреднаме­ренным) и произвольным (преднамеренным). Термин «про­извольный» образован не от слова «произвол», а от слова «изволение», означающее волю, желание.

Основные свойства внимания
Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Все перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания - в непроизвольно

Особенности внимания младших школьников
Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала можно говорить о непроизвольном внимании.С возрастом ребенка оно разви­вается, увеличивается

Что такое воображение
Наряду с образами памяти, которые являются копия­ми восприятия, человек может создавать м совершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и

Виды воображения
Психологи выделяют виды воображения по следующим основаниям. 1. Степень активностисоздания человеком новых обра­зов и осознанности этих образов: Непроизвольное

Психологические механизмы воображения
В образах, возникающих в воображении, всегда есть чер­ты уже известных человеку образов. Но в новом образе онипреображены, изменены, соединены в необычные соче­тания. Сущность воображения

Мышление - опосредованное и обобщенное познание окружающего мира
Ощущения и восприятие дают возможность непосред­ственно познать отдельные предметы и явления реального мира. С помощью органов чувств мы воспринимаем дей-ствительность непосредственно. Например, мы

Понятия и их формирование
Обобщения, которые человек делает в процессе мышле-1 ния, закрепляются в понятиях. Понятие- это форма мыш­ления, в которой отражаются общие и существенные свой­ства пред

Решение мыслительных задач
Всякая мыслительная деятельность целенаправленна. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинает­ся с проблемы или вопроса, с уди

Виды мышления
Мышление - сложнейшая и многосторонняя психичес­кая деятельность, поэтому выделение его видов осуществ­ляется по разным основаниям. Во-первых, в зависимости от того, в какой степени

Психологический кроссворд
По горизонтали: 1. Неповторимость, своеобразие психики и личности человека. 2. Тонкий наблюдатель, знаток человеческой психологии. 3. Прошлое. 4. Отражение свойств предметов об

Эмоциональные состояния и высшие чувства
Эмоциональные состояния.Различные эмоции окрашива­ют наше поведение и наши отношения, создавая более или менее продолжительные, иногда устойчивые переживания. Иными словами, мы все


2.1. Общая характеристика воли С волей мы познакомились в предыдущих разделах учеб­ника, когда узнали, что существенной особенностью всех психических процессов

Ступени волевого действия
Свои потребности человек удовлетворяет с помощью определенной деятельности, которая состоит из разнооб­разных действий. Воля проявляется в действиях и поступках человека. Однако не каждое действие

Взаимосвязь воли с другими сторонами психики
Воля тесно связана со всеми сторонами психики: с по­требностями, интересами, способностями, мировоззрени­ем, убеждениями, процессами мышления, чувствами. Если человек, например, глубоко уб

Развитие воли у младших школьников
Воля воспитывается в условиях реальной жизни челове­ка, и начинается этот процесс с момента нашего рождения. Развитие воли ребенка связано с выполнением требований взрослых, за которыми стоят потре

Что такое темперамент
Все люди отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие мед­лительны, спокойны, невозмутимы, кто-то замкнут, скры­тен, печален. В скорости возникновения,

Физиологические основы темперамента
И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий голов­ного мозга, установил, что все черты темперамента зави­сят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представ

Темперамент и общение
Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими людьми, а следовательно, в зна­чительной степени определяет психологическую совмес­тимость или несовместимость людей.

Темперамент и характер
Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим». Темперамент придает своеобразие поведению человека, но ни в коей мере не определяет ни мотивов, ни поступков, ни убеждений, ни моральных устоев

Темперамент и способности
Исследования психологов показали, что представители разных темпераментов могут добиваться одинаково высо­ких успехов в деятельности, но идут они к этим успехам разными путями. B.C. Мерлин и Е.А. Кл

Взгляд на младших школьников сквозь призму их темпераментов
Наиболее простое, естественное проявление темпера­мента можно наблюдать в детском возрасте. Темперамент дает о себе знать очень рано, уже на первом году жизни, ибо в основе темперамента, как мы зна

Что такое характер
Люди по-разному относятся к окружающему миру - к другим людям, к природе, к труду, к самим себе. Различ­ные отношения выражаются в поведении, в поступках че­ловека. Свойства личности, выра

Черты характера
Черты характера выражают отношение человека к дру­гим людям, к самому себе, к окружающему миру и дея­тельности. Черты характера- это индивидуальные привычные формы поведен

Формирование характера у младших школьников
Характер не является врожденным, он формируется под воздействием условий жизни и целенаправленного воспи­тания. Кое-что в характере является и врожденным - именно те черты, которые связаны с темпер

Что такое способности
Одной из самых сложных и интересных проблем пси­хологии является проблема индивидуальных различий. Трудно назвать хоть одно свойство, качество, черту чело­века, которое не входило бы в круг этой пр

Развитие способностей у младших школьников
Ни к чему не способных детей нет. Все дети способны кобучению, каждый нормальный ребенок способен полу­чить среднее образование, способен овладеть материалом школьной программы.

Основные виды деятельности
1. /. Общее понятие о деятельности Деятельность человека - сложное явление. Различные стороны ее изучаются разными науками. Психология и

Виды потребностей
Потребности человека разнообразны. Выделяют потреб­ности естественные (природные) и социальные. Естественные потребностиявляются врожденными, но к моменту рождения они еще

Движение и действие
Любой вид деятельности связан с движениями. Это и мускульно-мышечные движения руки при письме, а также при выполнении любой трудовой операции, и движения речевого аппарата при произнесении слов.

Знания, умения, навыки
Какими бы прекрасными целями ни руководствовались мы в своей деятельности, ее осуществление и успешностьнаходятся в зависимости от тех знаний, умений, навыков, которыми мы обладаем.

Психологическая характеристика деятельности
Человек в деятельности выступает как личность, дви­жимая определенными мотивами и преследующая какие-то цели. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что существенно важным для воспитания является то, какие и

Уровень притязаний и уровень достижений личности
С возрастом у каждого из нас появляется какая-то оп­ределенная область знания или практики, наиболее для нас существенная, интересная, соответствующая, как мы считаем, нашим потребностям, склонност

Основные виды деятельности
Основным, исторически первым видом деятельности человека является труд. В процессе онтогенеза возникают игровая и учебная деятельности, связанные с трудом и про­изводные от него. Каждый из этих вид

Личность, индивид, индивидуальность
Вопрос о том, что такое личность, какого человека мож­но назвать личностью - один из центральных не только для психологии, но и для философии, литературы, религии -практически для всех отраслей гум

Понятие о группах и коллективах
Человек в течение жизни постоянно общается с дру­гими людьми. В результате такого взаимодействия у него весьма значительно меняются настроение, восприятие ок­ружающей действительности. Например, мы

Взаимоотношения людей в группах
Человек в группе, коллективе вступает в отношения двоякого рода: деловые (официальные) и личные (неофи- 1 Обуховский К. Психология влечений человека. - М.,

Ведущая деятельность в контексте возрастного развития
Основным условием психического развития ребенка является его собственная активная деятельность. А.Н. Ле­онтьев ввел в психологию развития понятие ведущей де­ятельности. Он подчеркивал, что «...глав

Сотрудничество и общение ребенка со взрослым
Овладение ребенком любой деятельностью возможно только в общении со взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством. Поэтому общение со взрослыми - необходимое условие психичес

Возрастная периодизация психического развития
Ребенок на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода. Задача системы образова­ния и всех взрослых, воспитывающих ребенка, - содей­ствовать полноценному его развитию на

Единство возрастных и индивидуальных особенностей развития
Психическое развитие и становление личности в онто­генезе предполагают, что возрастные особенности суще­ствуют лишь в единстве с особенностями индивидуальны- 1 См.: Дубровина

П. Монографии и научно-популярные издания
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977.Берн Э. Введение в психотерапию и психоанализ для непос­вященных. - СПб., 1991. Берне Р. Развитие «Я-к

Физическое, психическое и психофизиологическое развитие ребенка
Начало младшего школьного возраста определяется мо­ментом поступления ребенка в школу.В последние годы всвязи с переходом к обучению с 6 лет и введением четы­рехле

Своеобразие младшего школьного возраста как этапа развития
В отечественной психологии специфика каждого возра­ста, каждого возрастного этапа раскрывается через анализ ведущей деятельности, особенности социальной ситуации развития, характеристику основных в


2.1. Кризис 7 лет Переходный период от дошкольного в младшему школь­ному возрасту знаменуется наступлением возрастного кри­зиса 7 лет.

Психологическая готовность к школьному обучению
Проблема готовности к школе включает педагогичес­кий и психологический аспекты. В этой связи выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе. Педагогическая готовность

Формирование у ребенка позиции учащегося
3.1. Специфика учебной деятельности в младшем школьном возрасте Итак, напомним, что в младшем школьном возрасте ведущей становится учеб

Мотивы учения
Учебная деятельность младших школьников регулиру­ется и поддерживается сложной многоуровневой системой мотивов. Мотивы учебной деятельности показывают, ради чего школьники учатся. У детей,

Умение выделять учебную задачу
Освоение учебной деятельности происходит в процессе решения школьником системы учебных задач. Учебная за­дача по своей сути отличается от множества частных задач тем, что при решении последних учен

Учебные действия
Выполнение учебной задачи осуществляется с помо­щью учебных действий,посредством которых школьники воспроизводят и усваивают образцы общих способов дей­ствия3.

Овладение основными мыслительными действиями
Напомним, что анализкак мыслительное действие пред­полагает разложение целого на части, выделение путем срав­ненияобщего и частного, различение

Развитие восприятия
Способность ребенка успешно включиться в процесс школьного обучения во многом зависит от уровня разви­тия его восприятия, или сенсорного развития. Восприятие является осно

Развитие моторики
В младшем школьном возрасте продолжается интенсив­ный процесс развития двигательных функций ребенка. Наиболее важный прирост по многим показателям мотор­ного развития (мышечной выносливости, простр

Формирование произвольного поведения у младших школьников
Как уже отмечалось, младший школьный возраст свя­зан со значительными изменениями в психологическом облике ребенка. Важнейшим моментом этих преобразова­ний является переход от непосредствен

Отношений у младших школьников
Как уже указывалось, при поступлении ребенка вшко­лу решающим фактором социализации становится овла­дение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных умений и навыков. П

Отношения со сверстниками
В период адаптации к школе общение с одноклас­сниками, как правило, отступает у первоклассников на второй план перед обилием новых школьных впечатлений. Дети настолько поглощены своим новым статусо

Роль учителя в становлении межличностных отношений у младших школьников
В формировании возникающих у младших школьников межличностных отношений решающая роль принадлежит педагогу. В начале школьного обучения, пока еще у детей " См.: Божович Л.И. Личност

Возрасте
9.1. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные) Детей с нарушениями такого типа невозможно не заме­тить, поскольку они резко выделяются

Монографии, научно-популярные издания
Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М., 1984. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избр. пси-хол. труды. - М., 19

Первая основы общей психологии
Раздел I. Введение в психологию...........................5 Тема 1. Предмет психологии. История психологии......5 1.1. Что изуча

Вторая психология младшего школьника
Тема 1. Психическое развитие в младшем школьном возрасте....................................354 1.1. Физическое

Эмоции и чувства – это то, без чего наша жизнь не была бы такой интересной и наполненной впечатлениями. Функции чувств в психологии весьма разнообразны, и чтобы разобраться в них более детально, можно обратиться к простым классификациям.

Эмоциями называют конкретные ощущения, которые человек переживает здесь и сейчас. Это ощущения связаны с положительным или отрицательным отношением человека к различным объектам. У эмоций есть свои основные функции:

  1. Сигнальная. Мы испытываем эмоции в те моменты, когда у нас есть какая-либо потребность.
  2. Регуляторная. Эмоции позволяют человеку вести себя сообразно ситуации, исходя из норм, свойственных для общества, в котором живет человек. Кроме этого, эмоции позволяют оценивать ситуации.
  3. Мотивационная. Чтобы человек начал действовать, ему нужны эмоции. Все мы по сути своей склонны к тому, чтобы переживать как можно больше различных ощущений, и отрицательных, и положительных.

Не смотря на то, что эмоции играют очень важную роль в жизни человека, мало кто из нас умеет или хотя бы стремится научиться понимать чужие впечатления. Кроме того, даже своими собственными чувствами и эмоциями умеет управлять отнюдь не каждый человек.

Психология разграничивает эмоции, чувства и волю. И каждое из этих направлений получает массу своих отдельных видов и ответвлений. Например, существует несколько видов эмоций:

  1. Возбуждение – успокоение.
  2. Удовольствие – неудовольствие.
  3. Напряжение – разрешение.
  4. Стенические (активность) и астенические (уныние, бессилие).

Так постепенно мы подобрались к определению чувств в психологии, ведь это – ни что иное, как устойчивые эмоциональные реакции на объекты. Чувства могут расцениваться как свойство характера, и указывает на определенные пристрастия и .

Свойства чувств в психологии

Как и в случае с эмоциями, понятие чувства в психологии позволяет создать определенную классификацию. Они могут быть:

  1. Интеллектуальные чувства. Они связаны с познанием и возникают в ходе научной или учебной работы - это удивление, уверенность, любопытство, неуверенность, сомнение, любознательность, недоумение.
  2. Нравственные чувства. Они связаны с отношением человека к общественной морали. Сюда относят долг, совесть, уважение и презрение, симпатию и антипатию, патриотизм и прочее.
  3. Эстетические чувства. Они связаны с эстетическими потребностями. Это чувства прекрасного, возвышенного, безобразного, низменного и т.д.
  4. Чувства справедливости. Люди болезненно реагируют на любую несправедливость, и стремятся выглядеть достойно и независимо в любой, даже самой угнетающей ситуации.

Психология человека различает чувства по силе, скорости возникновения и продолжительности. Одни возникают быстро и также быстро улетучиваются, другие медленны и стабильны. В зависимости оттого, насколько сильны и продолжительны чувства, их можно отнести к разным видам эмоциональных состояний человека.

Эмоции и чувства: проблема психологических различий. Функции эмоций: коммуникативно-экспрессивная, сигнальная, регулирующая, оценочная, защитная. Основные виды эмоций. Качества эмоций: полярность, активность (стенические, астенические), интенсивность, продолжительность. Феномен амбивалентных переживаний. Эмоциональные состояния индивида (настроение, депрессия, фрустрация, аффект, страсть и др.). Физиологические механизмы эмоций. Виды чувств: моральные, интеллектуальные, эстетические, праксические. Развитие чувств в онтогенезе.

Эмоции – это психические процессы, которые существуют в форме переживаний, что отображают личностное значение и оценку внешних и внутренних ситуаций в жизнедеятельности человека. Зачастую они возникают неосознанно и спонтанно, что напрямую связано с биологическими процессами, которые происходят в организме человека. Поэтому чаще всего, их относят к сфере неосознанного или подсознательного поведения.

Чувства – это отображение в сознании человека его отношения к действительности, которое возникает при удовлетворении или неудовлетворении его высших потребностей. В отличие от эмоций, чувства проявляются более осознанно, поэтому связаны с сознательными действиями и осознанными проявлениями. Это говорит о предметном и более конкретном проявлении чувств и их неразрывной связи с социальной сферой в жизнедеятельности человека.

эмоции являются мгновенной реакцией человека на предмет раздражения, его удовлетворенность или неудовлетворенность от внешних условий, в то время, когда чувствами можно назвать состояние, более продолжительное во времени.

Различия:

· эмоции – мгновенные и краткосрочные, а чувства – постепенные (продолжительные) и долгосрочные.

· эмоции переходят в чувства или выражают их.

· Чувства проявляются внутри, а эмоции – снаружи.

· эмоции имеют свойство проявляться бессознательно или неосознанно, а чувства - более осознанное (сознательное) проявление.

· эмоции ведут к изменению настроения, а чувства – к изменению ощущения.

· эмоции являют собой реакцию, а чувства – состояние

· эмоции проявление физиологическое, а чувства – психологическое.

Точное разграничение между чувствами и эмоциями сделать сложно. Часто одна и та же эмоция может выражать разные чувства и наоборот – одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях

Функции эмоций:.

коммуникативная– проявляется в различных выразительных движениях, формирующихся под влиянием социума. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. С помощью эмоций человек общается тоньше и глубже, чем с помощью языка. Существуют люди тактичные и бестактные. Сущность бестактности – у человека заторможен эмоциональный язык, эмоциональная чуткость.

сигнальная –Эмоции сигнализируют о значимости происходящего для человека: более значимое вызывает более сильные эмоции; поставляют нам информацию «зачем и ради чего мы это делаем?» (отношение результата и мотива).

регулирующая – заключается в способности эмоций оказывать влияние на состояние организма и поведение человека;

Речь идет о влиянии эмоций на накопление и актуализацию индивидуального опыта, значимые события вызывают сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти

оценочная – состоит в определении значимости для субъекта того или иного объекта или ситуации, состояний организма и внешних воздействий; В зависимости от того, какую оценку человек присваивает ситуации, он будет либо избегать ее, либо старать ся в ней находиться, действовать

защитная - Эмоциональные состояния вызывают либо мобилизацию органов действия, энергетических ресурсов и защитных процессов организма, либо, в благоприятных ситуациях, его демобилизацию, настройку на внутренние процессы и накопление энергии.

Виды эмоций

Видов эмоций огромное кол-во, они способны создавать комбинации, грани между которыми иногда практически неощутимы.

Условно эмоции можно поделить на положительные, нейтральные и отрицательные

К положительным эмоциям принадлежат:

удовольствие, восторг, радость,уверенность, симпатия, любовь,нежность,блаженство.

К негативным эмоциям принадлежат:

злорадство, месть, горе, тревога, тоска, страх, отчаянье, гнев.

Нейтральными можно назвать:

любопытство,изумление, безразличие.

к любой положительной эмоции, которая переживается нами как приятная, можно подобрать соответствующую противоположную эмоцию, что и составляет так называемую полярность чувств и эмоций.

Сила эмоции называется ее активностью

В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические и астенические.

Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (чувства радости, вдохновения. заинтересованности и т. п.). Астенические чувства расслабляют и парализуют силы (чувство подавленности, чувство униженности и т. п.).

Классификация эмоций

Продолжительность

Обычно сложные эмоции более продолжительны.

Интенсивность эмоции

Слабая - появляется редко и случайно, легко подавляется другими чувствами. С трудом поддается управлению сознанием. (стеснительность)

Средняя - Обычно управляется сознанием, может влиять на другие чувства.

Сильная - С трудом поддается управлению сознанием. Подавляет другие чувства. (гнев, любовь, счастье)

Более сильная эмоция вызывает большие изменения в психике.

амбивалентность человеческих переживаний - это двойственность внутренне противоречивых чувств. Термин введен Блейлером применительно к шизофрении,но двойственность чувств проявляют и нормальные люди. Это вообще свойство психики, которое можно назвать базовым.(Пример - сплетение любви и ненависти.) В состоянии амбивалентности каждая установка «выправляется» собственной противоположностью. Амбивалентность выражает глубинную взаимосвязь самых разных переживаний. З. Фрейд полагал, что это понятие удачно выражает противоположность влечений.(двойственность обнаруживается в одновременном сочетании у ребенка пассивных и активных стремлений.)

Настроение - Наиболее общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение является эмоциональной реакцией на значение тех или иных событий в жизни человека, в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Настроение имеет личностный характер и тесно связано с темпераментом.

Аффект -быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние, отрицательно влияющее на психику и поведение человека.

Аффект полностью захватывает психику человека. Это влечет за собой сужение, а порой и отключение сознания, изменения в мышлении и, как следствие неадекватное поведение. И если на конечных этапах, когда человек полностью теряет контроль над собой, остановиться практически невозможно, то в начале это может сделать любой нормальный человек.

Стресс - это состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия. С

тресс возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организма для выхода из экстремальной ситуации.

Тяжелые жизненные потери, неудачи, испытания, конфликты, напряжение при выполнении тяжелой или ответственной работы время от времени переживает каждый, но одни справляются со стрессами легче, чем другие, т.е. являются стрессоустойчивыми. Эмоциональным состоянием, близким к стрессу, является синдром “эмоционального выгорания”. Виды стресса:

1) физиологический: реакция организма на стресс – выброс в кровь адреналина, гормонов щитовидной железы и т.д. Длительное пребывание в состоянии стресса сокращает жизнь, вызывает болезни.

2) психологический: информационный (высокая степень ответственности при недостатке времени) и эмоциональный (угроза, опасность, обида, человек длительное время остается один на один со своими проблемами).

Депре́ссия - психическое расстройство, характеризующееся снижением настроения и утратой способности переживать радость, нарушениями мышления (негативные суждения, пессимизм,)двигательной заторможенностью, снижением самооценки, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. Как психическое расстройство является нарушением аффекта. Депрессии поддаются лечению, однако в настоящее время именно депрессия - наиболее распространённое психическое расстройство.

Фрустрация (“обман”, “расстройство”, “разрушение планов”) – глубоко переживаемое эмоциональное состояние, возникшее под влиянием неудач, имевших место при завышенном уровне притязаний личности. Она может проявляться в форме отрицательных переживаний, таких как: озлобленность, досада, апатия и т.п.

Выход из фрустрации возможен двумя путями. Либо личность развивает активную деятельность и добивается успеха, либо снижает уровень притязаний и довольствуется теми результатами, которые может максимально достигнуть.

Страсть – глубокое, интенсивное и очень устойчивое эмоциональное состояние, захватывающее человека целиком и полностью и определяющее все его помыслы, стремления и поступки. Страсть может быть связана с удовлетворением материальных и духовных потребностей. В зависимости от потребности и объекта, посредством которого она удовлетворяется она может характеризоваться как положительная или как отрицательная.

Воодушевление как эмоциональное состояние проявляется в различных видах деятельности. Оно характеризуется большой силой и устремленностью к определенной деятельности. Воодушевление возникает в тех случаях, когда цель деятельности ясна и результаты ярко представляются, при этом как нужные, ценные. Воодушевление - это своеобразная мобилизация всех лучших душевных сил человека.

Мы злимся на коллег за то, что они отлынивают от работы и взваливают на нас дополнительные задачи... Мы испытываем большую радость, когда видим чистое небо и яркое солнышко... Мы гордимся своими детьми, любим родителей, грустим за школьными годами... Все эти переживания - эмоции и чувства. В психологии они рассматриваются всегда как две половинки одного целого, так как взаимосвязаны и часто дополняют друг друга.

Сущность эмоций

Определение данного понятия даёт практическая психология. Эмоции человека - это его внутренние переживания по отношению к тому или иному человеку, предмету, явлению или действию. Они могут быть окрашены в позитивные или негативные тона. Обычно тесно связаны с внутренними потребностями индивида, поэтому психологическое состояние, называющееся эмоциями, возникает у человека в зависимости от того, насколько хорошо или плохо удовлетворены его нужды, соблюдены интересы. Например, мы можем испытывать гнев, если нас обижают, то есть ущемляют наше "я", идут вразрез с нашими желаниями, ведь мы всегда ждём похвалы.

Объяснить, что такое эмоции и чувства в психологии, кратко не получается. Так как они охватывают очень широкий спектр жизни, деятельности, человеческих отношений. Только самих эмоций может быть сотни, причём каждая из них окрашена в новые оттенки, значит, и характеризуется всегда по-другому. Например, удовольствие. Это ощущение всегда бывает разным: если мы получаем его от работы, то оно с примесью чувства гордости; если от хобби, то тут отмечается налёт релаксации и лёгкости; от общения с подругой - близость и доверие. Одним словом, каждая эмоция всегда выглядит по-новому в зависимости от конкретной ситуации.

Чувства: чем они отличаются от эмоций

Часто эти два явления путают. И это неудивительно: они очень похожи, часто даже идентичны. Несмотря на это, различия всё-таки существуют. Чем же отличаются эмоции и чувства человека? Психология характеризует первые как временное состояние, возникшее в виде ответной реакции на события, происходящие в данный момент. Эмоции ситуативные: если мы хотим есть, то испытываем голод. Но стоит нам перекусить, как потребность и связанная с ней эмоция исчезают. Всё зависит от конкретных обстоятельств, времени, места и даже компании людей.

Чувства же, наоборот, вторичны. Они основаны на эмоциях, только время их действия более длительное. Например, вы испытываете временную симпатию при знакомстве с молодым человеком. Это эмоция. Через какое-то время она трансформируется и перевоплощается в любовь, которая уже является чувством. Оно уже не зависит от перемены ситуации и будет сопутствовать нам всю жизнь (или какой-то отрезок жизненного пути). Эмоции и чувства в психологии разделяет тонкая грань, часто мы долго не можем понять, что именно испытываем и ощущаем.

Демонстрация эмоций и чувств

Итак, с характеристикой этих двух явлений мы разобрались. Теперь давайте определим, как проявляются эмоции и чувства. В психологии первые всегда осознанны, но могут быть и латентными. Например, мы злимся на супругу за то, что она не успела приготовить ужин. Мы ясно понимаем, что гневаемся, но тем не менее скрываем свою эмоцию: не хотим портить себе нервы после тяжёлого рабочего дня, избегаем распространять негатив в присутствии детей или сами провинились по какой-либо причине. Взрослые люди привыкли маскировать свои истинные ощущения, чтобы не обидеть, не разочаровать других людей, не потерять их доверие и так далее. Что касается проявления эмоций, то обычно мы это делаем путём крика, плача, смеха, жестикуляций или движений. Если же они латентные, то выдаём себя мимикой или интонацией голоса.

Если индивид легко может объяснить, почему испытывает ту или иную эмоцию, то чувства нельзя описать словами. Часто мы сами не понимаем, за что любим того или иного человека. Чувства мы не всегда умеем скрывать, так как они находятся глубоко в сердце: не мы влияем на них, а они на нас. Демонстрируем с помощью поступков, выражения лица, вербальных знаков.

Основные виды

Чтобы легче понять разницу между этими двумя понятиями, нужно их классифицировать. Как утверждает общая психология, эмоции и чувства могут быть позитивными, негативными и нейтральными. Человек проявляет их в зависимости от жизненной ситуации. Например, к положительным эмоциям можно отнести радость, удовольствие, восторг, блаженство, к негативным - страх, грусть, печаль, горе, отчаянье, тревогу, к нейтральным - удивление, безразличие, любопытство. Что касается чувств, то положительными являются любовь, счастье, ответственность, к отрицательным относят ненависть, отчуждённость. Нейтральные тяжело выделить, так как человек обычно принимает ту или иную сторону, узеньким мостком между которыми служит только одно равнодушие.

Кроме того, чувства бывают:

  1. Нравственными или моральными. Возникают как взаимоотношение общественных правил и поведения человека. Имеют социальный характер, бывают позитивными и негативными: патриотизм, дружба, презрение, неуважение.
  2. Интеллектуальными. Основаны на познавательной деятельности. Например, самоудовлетворение, разочарование.
  3. Эстетическими. Умение создавать или воспринимать прекрасное.

Каждое чувство и эмоция легко переходят из одной категории в другую, так как способны трансформироваться и полностью менять свой "окрас".

Что формирует чувства и эмоции

Отправную точку человеческих реакций трудно определить. Поэтому часто остаются загадкой причины, по которым возникли эмоции и чувства. В психологии картинки, показанные разным людям во время эксперимента, провоцируют и разное поведение. Например, демонстрируя подопытным участникам фотографию с изображением огня, учёные видят абсолютно разную реакцию: у одних пламя вызывает раздражение, у других - страх, у третьих - ощущение тепла. Жизненный опыт, полученные знания формируют наше отношение к тому или иному явлению. Понятно, если мы пережили пожар или получили сильный ожог, то созерцание огня ни с чем радостным ассоциироваться не может.

Так как чувства и эмоции - явление социальное, то они возникают в процессе жизни. Мы приобретаем их, общаясь с родителями, друзьями, коллегами, читая литературу, просматривая кино. Уже в раннем детстве нам внушают, что хорошо, а что плохо. И если ты не испытываешь нежных чувств к тому или иному предмету, тебя считают странным или эгоистичным. Например, ещё в школе нам вбивают в голову чувство долга и любви к Родине. Но если человек не приемлет насилие и отказывается идти на войну, чтоб защитить страну от врага, его сразу называют не патриотом, жалким трусом и предателем.

Врождённые чувства и эмоции

Не все наши ощущения формируются под влиянием общества, некоторые мы впитываем с молоком матери. Врождённые эмоции и чувства в психологии - это те, которые возникают у младенца сразу после его появления на свет. Их очень мало, и граница между ними и приобретёнными достаточно размытая. Многие психологи утверждают, что интерес, возбуждение, радость, удивление, испуг, злость, отвращение заложены уже в генах. Остальным чувствам человека научили ему подобные. Но тут можно поспорить. Рассмотрим, например, испуг. Нельзя сказать, что младенец сразу всего боится. Скорее всего, он приобретает это чувство в зависимости от жизненных ситуаций: раскаты грома, лай собаки, отсутствие матери. С другой стороны, возможно, малыш уже при рождении склонен пугаться, просто определённый случай активирует эту эмоцию.

Эмоции и чувства наполняют нашу жизнь смыслом, окрашивают серые будни в яркие краски. Конечно, хотелось бы испытывать только положительные ощущения. Но, согласитесь, что без плохих нам также не обойтись. Ведь только ощутив горе и разочарование, мы умеем ценить любовь, жадно черпая от неё наслаждение и счастье.

Чувства - это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

амая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека - это чувства, которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.

Чувства формируются на протяжении жизни человека в условиях общества. Чувства, которые отвечают высшим социальным потребностям, называютсявысшими чувствами . Например, любовь к Родине, своему народу, своему городу, к другим людям. Они характеризуются сложностью строения, большой силой, продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретных ситуаций и от состояния организма. Таким примером является любовь матери к своему ребенку, мама может рассердится на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным.

Сложность высших чувств определяется их комплексным строением. То есть они складываются из нескольких разных, а иногда и противоположных эмоций, которые как бы кристаллизуются на определенном предмете. Например, влюбленность - менее сложное чувство, нежели любовь, так как кроме влюбленности последняя предполагает нежность, дружбу, привязанность, ревность и другие эмоции, производящие не передаваемое словами чувство любви.

В зависимости от характера отношения человека к различным объектам социальной среды выделены основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные, эстетические.

Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, такие как чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть, которые регулируют межличностные отношения.

Чувства, которые связаны с осуществлением человеком трудовой и других видов деятельности, называютсяпраксическими . Они возникают в процессе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью. К позитивным праксическим чувствам относятся трудолюбие, приятная усталость, чувство увлеченности работой, удовлетворенность от выполненного дела. При преобладании негативных праксических чувств человек воспринимает труд как каторгу.

Определенные виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной деятельности. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются как интеллектуальные чувства : любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение.

Чувства, которые испытывает человек при восприятии и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими. Эстетические чувства воспитываются через приобщение к природе, любование лесом, солнцем, рекой и т.п. Для того чтобы постичь законы красоты и гармонии детям полезно заниматься рисованием, танцами, музыкой и другими видами художественной деятельности.

На протяжении развития людей сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий - эмоции. Один и тот же объект или событие вызывает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого свое, специфическое отношение.

Маша Мальцева

Эмоции - это более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. В практической жизни под эмоциями мы обычно понимаем самые разнообразные реакции человека - от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений. В психологии под эмо­циями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и от­ражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жиз­недеятельности человека.

Эмоции - это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмо­циям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффек­ты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

Аффект - наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами на­зывают интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер, то эмоции - это более длительные состояния.

Чувства - это еще один вид эмоциональных состояний. Главное различие эмо­ций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориен­тировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избыт­ке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осо­знаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны.

Другим различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей сте­пени связаны с биологическими процессами, а чувства - с социальной сферой. Еще одним существенным различием эмоций и чувств, на которое необходимо обратить внимание, является то, что эмоции в большей степени связаны с обла­стью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Кроме этого, чувства человека всегда имеют определенное внешнее проявление, а эмоции чаще всего не имеют.

Чувства - еще более длительные, чем эмоции, психические стояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Особую форму переживания представляют собой высшие чувства, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на нрав­ственные, эстетические, интеллектуальные.

Теории эмоций

Впервые эмоциональные проявления стали предметом изучения для Ч. Дарвина. Сравнив млекопитающих, он создал биологическую концепцию эмоций. Выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологически значимых сигналов для особей не только своего, но и других видов.

Результатом глубокой теоретической мысли является биологическая теория эмоций, выдвинутая П. К. Анохиным. Она рассматривает эмоции как продукт эволюции, фактор приспособления.

Рассматривая эмоции с биологической точки зрения, П. К. Анохин приходит к идее о том, что они закрепились в эволюции как механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка у определенного организма каких-либо жизненных факторов. Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает с ожидаемым полезным итогом или превышает его, и наоборот: недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым ведет к отрицательным эмоциям.

Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида.

Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиск новых, более успешных способов достижения цели.

Хотя наличие потребности - обязательное условие для возникновения эмоции, оно вряд ли является единственным и достаточным. Это положение стало отправной точкой для построения П. В. Симоновыминформационной теории эмоций. Согласно ей, эмоция у высших животных и человека есть отражение их мозгом степени потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент.

П. В. Симонов сформулировал правило, по которому отношение между эмоцией (Э), потребностью (77), информацией, прогностически необходимой для организации действий, направленных на удовлетворение этой потребности (Я), и имеющейся информацией, которая может быть использована для целенаправленного поведения (С), выражается формулой: Э = П(Н - С).

Из нее следует, что:

1. Эмоция не возникает, если потребность отсутствует или удовлетворена, а при наличии последней - если система вполне информирована.

2. При дефиците имеющейся информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации.

3. Положительная эмоция возникает, когда существующая информация превышает прогностически необходимую для удовлетворения данной потребности.

Таким образом, в формуле эмоций отражается количественная зависимость, складывающаяся между интенсивностью эмоциональной реакции и силой потребности и размерами дефицита или прироста прогностической информации, необходимой для достижения цели (удовлетворения потребности).

П. В. Симонов показал, что эмоции возникают при рассогласовании жизненной потребности и возможности ее удовлетворения, т. е. при недостатке или избытке актуальных сведений, необходимых для достижения цели, а степень эмоционального напряжения определяется потребностью и дефицитом информации, которая нужна для того, чтобы удовлетворить эту потребность. Таким образом, в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение человека.

Большая вероятность достичь цели, удовлетворить потребность как результат поступления новой информации порождает положительную эмоцию, а уменьшение вероятности - по сравнению с ранее имевшимся прогнозом - ведет к отрицательной эмоциональной реакции. Представления о том, достижима ли цель, субъективны, что определяет аналогичное свойство возникающих при этом эмоций. Однако в большинстве случаев субъективная оценка более или менее верно отражает объективную вероятность, иначе эмоции утратили бы свое адаптивное значение.

Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Так, эмоция страха развивается при недостатке сведений, важных для защиты, как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях. Очень часто страх, возникающий в неожиданных и неизвестных ситуациях, достигает такой силы, что приводит к гибели человека. Понимание того, что он порождается недостатком информации, позволяет его преодолеть.

Реакцию удивления можно рассматривать как своеобразную форму страха, которая прямо пропорциональна разнице между предвидимой и фактически полученной информацией. Тогда внимание сосредоточивается на причинах необычного, а при страхе - на предвосхищении угрозы. Понимание некоторой общности удивления и страха позволяет преодолеть последний, если перенести акцент с результатов события на анализ его причин.

Подобные наблюдения позволили Л. Фестингеру предложить теорию когнитивного диссонанса.

Выводы ученого таковы:

1. Положительные эмоции - это результат совпадения полученной информации с ожидаемой или превышения ее.

2. Отрицательные эмоции - результат недостатка, несовпадения полученной информации с исходной.

3. Если занизить уровень ожиданий, то вызываются более положительные эмоции.

Согласно теории американского психолога У. Джеймса, сам факт того, что эмоции характеризуются ярко выраженными изменениями в деятельности внутренних органов, мышечном состоянии (мимика), позволяет предположить, что они представляют собой сумму органических ощущений, вызываемых этими изменениями.

Джеймс и независимо от него немецкий психолог Г. Ланге предложилипериферическую теорию эмоций, по которой те являются вторичным явлением - осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах, когда реализуется акт поведения, вызванный раздражителем, вызывающим эмоцию.

Следовательно, человеку грустно, потому что он плачет, а никак не наоборот. Суть своей теории У. Джеймс выразил парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим». Если человек примет зажатую скованную позу, опустив плечи и голову, то вскоре у него появится и чувство неуверенности, подавленности, грусти. И наоборот, развернутые плечи, поднятая голова, улыбка вскоре вызовут уверенность, бодрость, хорошее настроение. В чем-то эти наблюдения справедливы, но все же физиологические проявления не исчерпывают существа эмоций.

Другие идеи отстаивал У. Кеннон. По его мнению, и эмоции, и органические процессы порождаются одновременно единым источником.

Благодаря электрофизиологической теории можно объяснить природу эмоций наличием особых образований нервной системы в структуре мозга.

♦ таламус;

♦ гипоталамус;

♦ лимбическая система;

♦ наличие мозговых центров наслаждения («рая») и страдания («ада»).

Э. Гельгорн пришел к заключению, что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма. Так, например, радость сопровождается усилением иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, она становится теплее. Ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и способствует улучшению физиологических процессов. Радость молодит, так как создаются оптимальные условия питания всех тканей тела. Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим мышечным действием. Движения в результате медленные и слабые, сосуды сжимаются, ткани обескровливаются, появляются озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди. Очень старит огорчение, поскольку они сопровождаются изменениями кожи, волос, ногтей, зубов и пр.

Интересна концепция А. Арнольда, согласно которой интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызывает стремление действовать, которое, будучи выраженным в различных телесных изменениях, переживается как эмоция и приводит к действию. Если Джеймс говорил: «Мы боимся потому, что дрожим», то из концепции Арнольда следует, что мы боимся, потому что решили, будто нам угрожают.

Д. Биндра, критически проанализировав существующие теории эмоций, пришел к выводу, что нельзя провести жесткое разграничение между эмоцией и мотивацией, между соответствующими типично видовыми действиями. Нет доказательств, что эмоция вызывается только стимулами внешней среды, а мотивация - изменениями во внутренней среде организма. Эмоция не может быть полностью отделена от ощущения, восприятия, мотивации и т. п.