Акростих

Акростих - это стихотворение, при написании которого первые слова строк подобраны таким образом, чтобы их начальные буквы, сложенные по порядку сверху вниз, образовывали какое-либо слово, реже - короткую фразу. Этот вариант стихосложения впервые начал применяться в Древней Греции, и только затем - в поэзии других стран. В русском стихосложении первые акростихи появились в 17 в.

Сложение таких стихотворений - довольно сложная задача. Многие авторы любят этот способ - с помощью первых букв можно передать некое послание или намекнуть на скрытый смысл всего стихотворения, хотя чаще всего из первых букв складывается имя человека, которому посвящен акростих. Для начинающих поэтов написание таких стихов может стать прекрасной тренировкой. Менее распространены мезостих и телестих - более сложные формы акростиха, когда слово или фраза составляется из средних или последних букв каждой строки.

Вольный стих

Вольный стих несколько отличается от привычных стихотворений, где соблюдены все требования ритмики и употребляется рифма. При написании вольного стиха количество стоп в строфах не должно быть одинаковым, важно только соблюдение ритма и рифмы. В результате получается поэтическое произведение, звучащее совершенно по-иному, нежели традиционные стихи.

Чаще всего вольный стих используется в баснях, раньше он был распространен в лирических стихах, эпиграммах и эпитафиях. Интересно, что рифма в вольном стихе появляется не в соответствии с некой закономерностью, а произвольно, то есть чередования групп рифмованных друг с другом строк могут быть абсолютно любыми, при этом их последовательность может изменяться в разных частях стихотворения.

При написании вольного стиха в распоряжении автора оказывается больше выразительных средств, ведь он оказывается почти свободен от рамок ритмики. Именно поэтому многие поэты очень любят писать именно в жанре вольного стиха.

Белый стих

Белый стих характеризуется полным отсутствием рифмы, окончания его строк не имеют созвучия, однако сами строфы пишутся с учетом требований метрики, то есть они имеют одинаковое количество стоп и выдержаны в одном размере. По сравнению с вольными стихами белый стих легче воспринимается на слух. Автор при написании белого стиха имеет большую свободу в использовании выразительных средств, поэтому такие стихотворения, как правило, очень эмоциональны.

Смешанный стих

Смешанный стих представляет собой поэтическое произведение, при сложении которого может варьироваться количество стоп (ритмических групп) в строфах, а также может изменяться сам размер стиха (например, ямб может чередоваться с хореем). При написании смешанных стихов автору проще передать настроение и скрытый смысл стиха. Именно поэтому вольные стихи обычно несут в себе сильную эмоциональную нагрузку.

Верлибр

Поэзия во все времена являлась наиболее емкой и точной формой выражения чувств, мыслей и эмоций. Вместе с тем, любой стих подпадает под определенные каноны как по форме, так и по содержанию. Техника стихосложения полна условностей, придерживаться которых обязан каждый автор, соблюдая при этом размер, рифму и определенное количество строк. Исключение составляет лишь верлибр – стих, который неподвластен литературным канонам.

Впервые этот термин появился в европейской поэзии 20 века благодаря сторонникам такого литературного течения, как имажизм. Его авторство принадлежит английскому писателю, поэту и литературному критику Ричарду Олдингтону, который в 1914 году охарактеризовал этим емким словом творчество таких европейских имажистов, как Хильда Дулитл, Фрэнсис Стюарт Флинт, Эзра Паунд и Томас Эрнст Хьюм. В частности, Ричард Олдингтон отметил, что верлибр (от французского vers libre – свободный стих) является одной из наивысших форм поэзии, так как позволяет автору максимально точно передать словами свои ощущения. Справедливости ради стоит отметить, что в сборник имажистов, к которому Ричард Олдингтон написал предисловие, также вошло и его 10 «свободных стихов». Поэтому европейские критики весьма прохладно приняли поэтическую антологию, а термин верлибр на многие годы стал синонимом безвкусицы и отсутствия поэтического дара. В частности, английский критик и поэт-модернист Томас Элиот охарактеризовал приверженцев этого поэтического жанра следующим образом: «Автор верлибра свободен во всем, если не считать необходимости создавать хорошие стихи».

К середине 20 века литературный мир фактически был разделен на два противоборствующих лагеря, в которых находились сторонники и противники верлибра. Примечательно, что даже маститые поэты этого времени, строго придерживающиеся поэтических канонов, в конце концов, прибегали к помощи верлибра для того, чтобы более полно и емко донести до читателей свои идеи. При этом такие авторы, как Гийом Аполлинер, Поль Элюар, Мария Луиза Кашниц, Нелли Закс и Юрген Беккер апеллировали к тому, что верлибры – отнюдь не новая форма поэзии, и подобные стихи можно найти у авторов различных эпох. Классикой же верлибра по праву можно считать библейские заповеди , которые с детства хорошо известны каждому христианину:

«Не пожелай дома ближнего твоего;

Не желай жены ближнего твоего,

Ни поля его,

Ни раба его,

Ни рабыни его,

Ни вола его,

Ни осла его,

Ни всякого скота его,

Ничего, что у ближнего твоего».

Современные литературные критики едины во мнении, что сочинять по-настоящему образные и чувственные верлибры способны лишь люди, наделенные несомненным поэтическим даром . Именно поэтому рано или поздно приверженцы классического ямба и хорея обращаются к стихам в прозе. Но при этом работа над верлибром является гораздо более сложной, чем над обычным стихотворением. Все дело в том, что ставшие уже привычными рамки стихосложения в этом случае отсутствуют. Нет нужды тщательно рифмовать слова и соблюдать размер каждой строфы. Но при этом необходимо обладать поистине колоссальной внутренней свободой, чтобы из привычных слов создать тонкое поэтическое полотно, наполненное смыслов, чувствами и личными переживаниями.

«я смотрю на

один и тот же

абажур

уже

5 лет.

Он собрал

Пыль холостяка

И девушек, входивших сюда -

Слишком занятых,

Чтобы почистить его.

Но я не против:

Я был слишком занят,

Чтобы написать

Об этом раньше

Что лампочка светит паршиво

Все эти 5 лет» (Чарльз Буковский).

Благодаря тому, что верлибр начисто лишен каких-либо условностей и канонов, каждый автор вправе использовать те средства выражения мыслей, который в каждом конкретном случае кажутся для него наиболее приемлемыми. Поэтому в верлибрах нередко встречается рифма, которая применяется исключительно для того, чтобы правильно расставить акценты в поэтическом произведении. Данным приемом нередко пользовались русские поэты начала 20 века , среди которых – Марина Цветаева, Анна Ахматова, Александр Блок, Лев Гумилев.

«Приключилась с ним странная хворь,

И сладчайшая на него нашла оторопь.

Все стоит и смотрит ввысь,

И не видит ни звезд, ни зорь

Зорким оком своим - отрок.

А задремлет - к нему орлы

Шумнокрылые слетаются с клекотом,

И ведут о нем дивный спор.

И один - властелин скалы -

Клювом кудри ему треплет.

Но дремучие очи сомкнув,

Но уста полураскрыв - спит себе.

И не слышит ночных гостей,

И не видит, как зоркий клюв

Златоокая вострит птица» (Марина Цветаева).

Современным же идеологом российского верлибра по праву считается Арво Метс , который теоретически обосновал необходимость использование подобной поэтической формы для более емкого и полного создания образов. «Свободный стих представляет собой качественный скачок - переход от слогового стиля речи к новой стихии - к стихии полнозначного слова. Основой, единицей в свободном стихе становится любое значимое слово».

Квантемы, пунктиры, версеты, зномы

Искусство поэзии, знакомое человечеству с еще до библейских времен, постоянно развивается. Цель поэзии максимально полно осветить состояния человеческой души, не выходя при этом из строгих форм стихотворного жанра. Однако многие поэты ищут новые стихотворные формы, которые могли бы с неожиданной стороны раскрыть и их поэтический дар, и сам язык.

Классические стихотворные формы, такие как, например, сонеты, чаще всего определяются способом рифмования (чередования мужских и женских рифм) и их расстановкой (через строку, из строки в строку и т.д.). Новые же стихотворные формы не опираются только на рифму, они становятся более «концептуальными», то есть их формальность уступает место содержательной наполняемости.

Возьмем, к примеру, новую стихотворную форму «зном», которую ввел в поэтический оборот белорусский поэт Алесь Рязанов.

«Облака плывут над землей… Не принадлежат ей, не зависят от нее. Но вдруг проливаются на землю дождем и обрушиваются молнией.
Высотный житель - орел - величественно парит в небесах. Он не знает равных себе. Но вдруг срывается вниз, к добыче - в поле зрения все, что совершается на земле.
Такова поэзия, таково искусство, такова философия: должны парить высоко и заниматься «высокими» вещами, но в то же время должны соединяться с землей - дождем, молнией, хищностью орла».

(перевод В.И. Липневич)

Как отмечают критики и сам поэт, эти поэтические отрывки (зномы - слово придуманное автором) являются не только эстетическими, но и гносеологическими единицами, раскрывающими взгляд поэта на познание мира. Теперь творец не только тот, кто может выразить свое интимное ощущение мира, но и дать читателю способ понимания, с помощью которого он сам может придти к творческому озарению.

Иногда новая стихотворная форма появляется из переосмысления того, что уже когда-то было. Такой формой, например, является версет. В форме версета были написаны, наверное, самые первые стихи человечества - библейские вирши. Современные версеты - это вариация белых стихов, когда в одной строке умещается целый абзац смысла. Возьмем, к примеру версет Мальвины Марьяновой, поэтессы писавшей в 20-е годы прошлого века.

«Тоненькие, хрупкие ниточки наших сердец оборвались.
Мы бредем разными дорогами.
Если бы кто-нибудь соединил их, мы были бы вместе…
Мимо идут люди, не слыша твоего стона, моей жалобы.
И плачут разделенные души…»

В более современном образе версеты обнаруживают себя в поэзии того же Рязанова.

«ТАБЛИЧКИ

На деревьях – таблички.
На них написано, сколько каждому дереву лет, как оно называется, каковы его толщина и высота.
Люди проходят мимо деревьев, не замечая их, – они читают таблички.
А голоса деревьев так и остаются неуслышанными,
а письмена деревьев так и остаются непрочитанными».

(перевод В. Козаровецкого)

Версеты позволяют сегодняшним поэтам говорить языком притч, обращаясь к очень древним струнам нашей души.

Пунктиры - это краткие (4-6 строк), но емкие стихотворные формы, чем-то напоминающие традиционные японские хокку, но не имеющие строгих правил составления.

«Вербы
склонились над речкой:
как это -
на бегущей воде
неподвижные отражения?»

(перевод В. Липневича)

Квантемы же отличаются недосказанностью, обрывочностью, когда читатель должен сам домыслить за автором ход его образов и выстроить картину происходящего. Приведем стихотворение еще молодого поэта Антона Летова, который осваивает квантемы.

«Рай,
Ад.
Май, не зима.
Трава растет,
Трава не знает,
Кто посадил ее.
«Сама».

Стихи в прозе

На грани между прозой и поэзией расположился промежуточный стиль написания стихотворных произведений, а именно стихи в прозе. Еще в начале 20-го века их без колебаний причисляли к поэзии, однако сегодня стихи в прозе занимают пограничное положение. Этот жанр характеризуется поэтическим содержанием, часто выдержанным размером, однако сам способ их написания крайне близок к прозаической манере изложения - здесь нет ни рифмы, ни ритма, ни четкого деления на строфы.

Поклонники поэзии зачастую спорят, к какому жанру отнести то или иное стихотворение. В самом деле, разновидностей в том числе лирических, существует великое множество. Разобраться в них подчас по плечу лишь специалистам-филологам. Тут и элегии, и оды, и сатирические стихи, и стихотворения в прозе - всего не перечислишь. Многие жанры в наше время "сошли со сцены" и в почти не встречаются.

Рассмотрим же вкратце, какие бывают жанры. Как известно, лирические формы могут различаться по объему (малые - стихи, сонеты, эпиграммы, оды и т. д., более крупные - поэмы, баллады), по жанрам, по содержанию (любовная лирика, дружеское послание, торжественное восхваление, сатирическая эпиграмма и пр.). Стихотворные произведения могут быть строго канонизированы по форме (иметь строго определенное число строчек или строф) или же написаны в свободной форме, порой без соблюдения размера и рифмы ("белые" стихи). Впрочем, впечатление "полной свободы" стихосложения в данном случае обманчиво - любое произведение создается по определенным канонам.

Итак, основные жанры стихотворений. Классическим стихотворением считается небольшое (в отличие, например, от поэмы) литературное произведение в стихотворной форме. Начиная с 19 века является наиболее распространенной формой лирики. Ода - патетическое, торжественное произведение, прославляющее кого- или что-либо, часто исполнялась под музыку. В переводе с греческого означает "песня". Элегия - под этим названием в античной поэзии понималось написанное в форме элегического дистиха стихотворение, позже (в западноевропейской поэзии) элегиями стали называть произведения романтически-сентиментальные, повествующие о несчастной любви, разочарованиях, бренности бытия.

Баллада - это стихотворное произведение, имеющее сюжет, обычно фольклорного или исторического характера, часто на основе какой-либо легенды. Баллады часто имели таинственный, иногда мрачноватый колорит. Песня относится к словесно-музыкальному искусству. По форме обычно состоит из строф или куплетов. По содержанию может быть от лирической до сатирической, по составу исполнителей - сольной или хоровой, с музыкальным сопровождением или без такового. Песня может быть народной или профессиональной, может быть авторской (например, романс).

Многие жанры стихотворений в наши дни уже не встречаются. Это послание - произведение, обращенное к конкретному или вымышленному лицу (было популярно с античных времен примерно до середины 19 века), мадригал - стихотворение-комплимент, обращенный, чаще всего, к женщине, аполог - стихотворение нравоучительного характера.

Буколика (пастораль) - общее название двух отдельных жанров, которые часто путают - эклоги и идиллии. Эклога изображает бытовые сельские сценки, диалоги между пастухами и пастушками. Идиллия повествует о мирной и беззаботной жизни на лоне природы (часто это понятие употребляется с иронией). Обе эти разновидности зародились в античной Греции и существовали до начала 19 века.

Существуют жанры стихотворений, четко структурированных, с заданной классическими канонами формой. Это сонет, состоящий из 14 строк, включающий 2 четверостишия на 2 рифмы (называемых катренами) и 2 трехстишия (т. н. терцета) на 3 или на 2 рифмы. Сонеты появились в Италии в 13 веке и были необычайно популярны в эпоху Возрождения, нашли отражение в поэзии стилей барокко, романтизма и отчасти модернизма.

К твердым формам можно также отнести жанр разновидность стихотворения из 15 строк, причем 9-я и 15-я строки являются нерифмующимся рефреном, повторявшим начало первой строки. Кроме рондо, к твердым формам относятся триолет, ритурнель, стансы, октава, сицилиана, рондель.

Всегда популярны были и есть жанры стихотворений комического характера. - короткое нравоучительное произведение с непременной моралью в конце, героями которого обычно являлись животные и сказочные персонажи. Эпиграмма -небольшое сатирическое стихотворение, часто резко высмеивающее кого-либо. Бурлеска - разновидность комического жанра.

В отдельную группу можно выделить жанры стихотворных произведений, так или иначе основанных на варьировании грамматических форм или просто игре слов. Это акростих, из начальных букв которого можно сложить слово или фразу, анациклический стих (читаемый от начала к концу и наоборот), буриме (стихи на заранее заданную рифму), палиндром (одинаково читающееся справа налево и наоборот) и т.п.

Каждый литературный род делится на жанры, которые характеризуются общими для группы произведений признаками. Различают эпические, лирические, лироэпические жанры, жанры драматургии.

Эпические жанры

Сказка (литературная) — произведение в прозаической или стихотворной форме, опирающееся на фольклорные традиции народной сказки (одна сюжетная линия, вымысел, изображение борьбы добра и зла, антитеза и повтор как ведущие принципы композиции). Например, сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Притча (от греческого parabole — «находящийся (помещенный) позади») — малый жанр эпоса, небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее нравственное или религиозное поучение, основанное на широком обобщении и использовании аллегорий. Русские писатели часто использовали притчу как вставной эпизод в своих произведениях, чтобы наполнить повествование глубоким смыслом. Вспомним калмыцкую сказку, рассказанную Пугачёвым Петру Гринёву (А. Пушкин «Капитанская дочка») — по сути, это кульминация в раскрытии образа Емельяна Пугачёва: «Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!». Сюжет притчи о воскрешении Лазаря, которую читала Сонечка Мармеладова Родиону Раскольникову, подсказывает читателю мысль о возможном духовном возрождении главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В пьесе М. Горького «На дне» странник Лука рассказывает притчу «о земле праведной», чтобы показать, как опасна бывает правда для слабых и отчаявшихся людей.
Басня — малый жанр эпоса; сюжетно законченная, имеющая аллегорический смысл, басня является иллюстрацией к известному житейскому или нравственному правилу. От притчи басня отличается законченностью сюжета, для басни характерны единство действия, сжатость изложения, отсутствие детальных характеристик и других элементов неповествовательного характера, тормозящих развитие фабулы. Обычно басня состоит из 2 частей: 1) рассказ о событии, конкретном, но легко поддающемся обобщению, 2) нравоучение, следующее за рассказом или ему предшествующее.
Очерк — жанр, отличительным признаком которого является «писание с натуры». В очерке ослаблена роль сюжета, т.к. вымысел здесь имеет несущественное значение. Автор очерка, как правило, ведёт повествование от первого лица, что позволяет ему включать в текст свои размышления, проводить сравнения и аналогии — т.е. пользоваться средствами публицистики и науки. Образцом использования в литературе жанра очерка являются «Записки охотника» И.С. Тургенева.
Новелла (итал. novella — новость) — это разновидность рассказа, эпическое остросюжетное произведение с неожиданной развязкой, отличающееся краткостью, нейтральным стилем изложения, отсутствием психологизма. Большую роль в развитии действия новеллы играет случай, вмешательство судьбы. Типичным примером русской новеллы является цикл рассказов И.А. Бунина «Тёмные аллеи»: автор психологически не прорисовывает характеры своих героев; прихоть судьбы, слепой случай сводит их на время и разлучает навсегда.
Рассказ — эпический жанр небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий. В центре повествования — изображение какого-либо события или жизненного явления. В русской классической литературе признанными мастерами рассказа были А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин, М. Горький, А.И. Куприн и др.
Повесть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. От рассказа и романа повесть отличается объёмом текста, количеством героев и поднятых проблем, сложностью конфликта и т.д. В повести важно не столько движение сюжета, сколько описания: героев, места действия, психологического состояния человека. Например: «Очарованный странник» Н.С. Лескова, «Степь» А.П. Чехова, «Деревня» И.А. Бунина. В повести эпизоды часто следуют один за другим по принципу хроники, внутренней связи между ними нет, или она ослаблена, поэтому повесть часто строится как биография или автобиография: «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н. Толстого, «Жизнь Арсеньева» И.А. Бунина и т.д. (Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / под ред. проф. А.П. Горкина. — М.: Росмэн, 2006.)
Роман (франц. roman — произведение, написанное на одном из «живых» романских языков, а не на «мёртвой» латыни) — эпический жанр, предметом изображения в котором является определённый период или целая жизнь человека; Роман что это? — роман характеризуется длительностью описываемых событий, наличием нескольких сюжетных линий и системы действующих лиц, в которую входят группы равнозначных персонажей (например: главные герои, второстепенные, эпизодические); произведение этого жанра охватывает большой круг жизненных явлений и широкий спектр общественно-значимых проблем. Существуют разные подходы к классификации романов: 1) по структурным особенностям (роман-притча, роман-миф, роман-антиутопия, роман-путешествие, роман в стихах и др.); 2) по проблематике (семейно-бытовой, социально-бытовой, социально-психологический, психологический, философский, исторический, авантюрный, фантастический, сентиментальный, сатирический и др.); 3) по эпохе, в которую господствовал тот или иной тип романа (рыцарский, просветительский, викторианский, готический, модернистский и др.). Следует отметить, что точная классификация жанровых разновидностей романа ещё не установлена. Существуют произведения, идейно-художественное своеобразие которых не укладывается в рамки какого-либо одного способа классификации. Например, произведение М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» содержит как остро-социальную, так и философскую проблематику, в нём параллельно развиваются события библейской истории (в авторской интерпретации) и современной автору московской жизни 20—30-х годов XX в., сцены, полные драматизма, перемежаются сатирическими. Исходя из этих особенностей произведения, его можно классифицировать как социально-философский сатирический роман-миф.
Роман-эпопея — это произведение, в котором предметом изображения является не история частной жизни, а судьба всего народа или целой социальной группы; сюжет строится на основе узлов — ключевых, переломных исторических событий. При этом в судьбах героев, как в капле воды, отражается судьба народа и, с другой стороны, картина народной жизни складывается из отдельных судеб, частных жизненных историй. Неотъемлемой принадлежностью эпопеи являются массовые сцены, благодаря которым автор создаёт обобщенную картину потока народной жизни, движения истории. При создании эпопеи от художника требуется высочайшее мастерство в сцеплении эпизодов (сцен частной жизни и массовых сцен), психологической достоверности в прорисовке характеров, историзма художественного мышления — всё это делает эпопею вершиной литературного творчества, на которую может взойти не каждый писатель. Именно поэтому в русской литературе известны всего два произведения, созданных в жанре эпопеи: «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий Дон» М.А. Шолохова.

Жанры лирики

Песня — малый стихотворный лирический жанр, характеризующийся простотой музыкально-словесного построения.
Элегия (греч. elegeia, elegos — жалобная песня) — стихотворение медитативного или эмоционального содержания, посвящённое философским раздумьям, вызванным созерцанием природы или глубоко личными переживаниями о жизни и смерти, о неразделённой (как правило) любви; преобладающие настроения элегии — грусть, светлая печаль. Элегия — излюбленный жанр В.А. Жуковского («Море», «Вечер», «Певец» и др.).
Сонет (итал. sonetto, от итал. sonare — звучать) — лирическое стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы. Строки сонета могут располагаться двояко: два катрена и два терцета или же три катрена и дистих. В катренах может быть всего две рифмы, а в терцетах — две или три.
Итальянский (петрарковский) сонет состоит из двух катренов с рифмовкой abba abba или abab abab и двух терцетов с рифмовкой cdc dcd или cde cde, реже cde edc. Французская форма сонета: abba abba ccd eed. Английский (шекспировский) — со схемой рифмовки abab cdcd efef gg.
Классический сонет предполагает определенную последовательность развития мысли: тезис — антитезис — синтез — развязка. Судя по названию этого жанра, особое значение придается музыкальности сонета, которая достигается чередованием мужских и женских рифм.
Европейские поэты разработали много оригинальных видов сонета, а также венок сонетов — одну из наиболее трудных литературных форм.
К жанру сонета обращались русские поэты: А.С. Пушкин («Сонет», «Поэту», «Мадонна» и др.), А.А. Фет («Сонет», «Свидание в лесу»), поэты Серебряного века (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, И.А. Бунин).
Послание (греч. epistole — эпистола) — стихотворное письмо, во времена Горация — философского и дидактического содержания, позже — любого характера: повествовательного, сатирического, любовного, дружеского и т.д. Обязательный признак послания — наличие обращения к конкретному адресату, мотивы пожелания, просьбы. Например: «Мои пенаты» К.Н. Батюшкова, «Пущину», «Послание цензору» А.С.Пушкина и др.
Эпиграмма (греч. epgramma — надпись) — короткое сатирическое стихотворение, представляющее собой поучение, а также непосредственный отклик на злободневные события, часто политические. Например: эпиграммы А.С. Пушкина на А.А. Аракчеева, Ф.В. Булгарина, эпиграмма Саши Чёрного «В альбом Брюсову» и др.
Ода (от греч. ōdḗ, латин. ode, oda — песня) — торжественное, патетическое, прославляющее лирическое произведение, посвященное изображению крупных исторических событий или лиц, говорящее о значительных темах религиозно-философского содержания. Жанр оды был распространён в русской литературе XVIII — начала XIX вв. в творчестве М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, в раннем творчестве В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, но в конце 20-х годов XIX в. на смену оде пришли другие жанры. Отдельные попытки некоторых авторов создать оду не соответствуют канонам этого жанра («Ода революции» В.В. Маяковского и др.).
Лирическое стихотворение — небольшое поэтическое произведение, в котором отсутствует сюжет; в центре внимания автора — внутренний мир, интимные переживания, размышления, настроения лирического героя (автор лирического стихотворения и лирический герой — не одно и то же лицо).

Лироэпические жанры

Баллада (провансальское ballada, от ballar — плясать; итал. — ballata) — сюжетное стихотворение, то есть рассказ исторического, мифического или героического характера, изложенный в поэтической форме. Обычно баллада строится на основе диалога персонажей, при этом сюжет не имеет самостоятельного значения — это средство создания определённого настроения, подтекста. Так, «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина имеет философский подтекст, «Бородино» М.Ю. Лермонтова — социально-психологический.
Поэма (греч. poiein — "творить", "творение") — крупное или среднее стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом (например, «Медный всадник» А.С. Пушкина, «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Двенадцать» А.А. Блока и др.), в систему образов поэмы может входить лирический герой (например, «Реквием» А.А. Ахматовой).
Стихотворение в прозе — небольшое лирическое произведение в прозаической форме, отличающееся повышенной эмоциональностью, выражающее субъективные переживания, впечатления. Например: «Русский язык» И.С. Тургенева.

Жанры драматургии

Трагедия — драматическое произведение, основной конфликт которого вызван исключительными обстоятельствами и неразрешимыми противоречиями, приводящими героя к гибели.
Драма — пьеса, содержание которой связано с изображением обыденной жизни; несмотря на глубину и серьёзность, конфликт, как правило, касается частной жизни и может быть разрешён без трагического исхода.
Комедия — драматическое произведение, в котором действие и характеры представлены в смешных формах; комедия отличается стремительным развитием действия, наличием сложных, запутанных сюжетных ходов, благополучной концовкой и простотой стиля. Различают комедии положений, основанные на хитроумной интриге, особом стечении обстоятельств, и комедии нравов (характеров), основанные на осмеянии человеческих пороков и недостатков, высокую комедию, бытовую, сатирическую и т.д. Например, «Горе от ума» А.С. Грибоедова — высокая комедия, «Недоросль» Д.И. Фонвизина — сатирическая.

Одной из главных ошибок было отдать на откуп авторов ведение (добавление) жанров. Чего только не найдешь на сайте, а главное – трудно определиться проза это или стихи.

С недавних пор самостоятельный ввод жанров на сайте запрещен. А в этой статье делается попытка небольшого обзора материалов литературных сайтов и энциклопедий, посвященных поэзии.

Поэзия от греческого- означает творчество, сотворение.

В узком смысле под поэзией понимают стихотворную, ритмически организованную речь. В этом смысле поэзии противопоставляют прозу.

Дополнительной мерой речи является стих (стихотворная строка), а также рифмы, метр и проч. Нередко слово поэзия употребляется в переносном смысле, означая красоту изложения изображаемого объекта, и в этом смысле поэтичным может быть назван сугубо прозаический текст. Но в данной статье коснемся только жанров поэзии.

Вот примерно такую классификацию (с небольшими вариациями) поэзии дают интернет-издания и словари:

Лирическая поэзия служит для выражения сильных чувств, а так как они обыкновенно не бывают продолжительными, то и лирические произведения всегда бывают невелики. Тогда как эпические произведения составляют иногда целые тома (например, поэмы, романы), лирические в большинстве случаев состоят из нескольких строк. Выразил поэт свое чувство - и кладет перо. Если же он, несмотря на то что чувство его охладело, будет продолжать писать, то его лирическое произведение не вызовет у читателей соответствующего настроения: передается только искреннее чувство.

Эпическая поэзия , обычно длинная повествовательная поэма, рассказывающая о героических деяниях, другое ее название – героический эпос. Истоки эпической поэзии скорее всего коренятся в доисторических повествованиях о богах и других сверхъестественных существах. Эти повествования, или мифы, вероятно, декламировались по ходу сакральных ритуалов, призывающих покровительство высших сил в достижении земного благополучия.

Философская поэзия - это стихи о жизни. Это легко объяснить - ведь любого человека волнуют вопросы жизни, смерти, отношений с окружающим миром. Человек пишущий, редко доволен своей жизнью, рассуждает на темы добра, зла, правды и лжи, часто думает о роли Создателя в управлении людскими жизнями. Темой стихов - размышлений автора становится его собственная судьба.

Публицистическая поэзия - поэзия, посвящённая актуальным вопросам общественно-политической жизни.

Сатирическая поэзия - проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.

Юмористическая поэзия - Наверное. каждому человеку, если он не педант и сухарь, нравится хорошая шутка. Человек, у которого есть чувство юмора, который любит посмеяться, имеет гораздо больше причин любить жизнь и наслаждаться ею, чем угрюмый пессимист.

Детская поэзия - В поэзии для детей редко можно встретить лирику в чистом виде: предметом детской поэзии становится не содержание внутренней жизни поэта, а то, что происходит во внешнем мире, она направлена не на субъект, а на объект. Поэтому детская поэзия по преимуществу эпична, каждое стихотворение - это маленькая история со своим сюжетом.

Каждая из этих «поэзий» делится на жанры. Здесь я постараюсь дать в алфавитном порядке наиболее известные жанры поэзии (это лично мое мнение и этот список может быть продолжен и оспорен).

Баллада (от фр. ballade, итал. ballata от ballare - плясать) - жанр лирической поэзии, к которому относят произведения с повествовательным компонентом.

Развилась из народных плясовых песен любовного содержания, распространённых у южно-романских народов, первоначально в Провансе, а затем в Италии. Приблизительно с XII века балладой называлось небольшое лирическое стихотворение, состоявшее из трёх или четырёх строф, чаще же восьми, десяти или двенадцати строф, перемежающихся с припевом (рефреном), и обыкновенно имевшее содержанием любовную жалобу. Первоначально такое произведение пелось для сопровождения танцев.

Героиада (фр. heroide, греческого происхождения) - письмо в стихах от лица какого-нибудь известного героя истории или легенды; особого вида элегия, в которой выражение чувства неудовлетворенной и тоскующей любви влагаются в уста богов и героев; поэтический жанр, распространённый в литературе конца XVIII века; утратила значение с падением ложноклассицизма. (цитата из википедии)

Лимерик - форма короткого юмористического стихотворения, появившегося в Великобритании, основанного на обыгрывании бессмыслицы. Традиционно лимерик имеет пять строк, построенных по схеме AABBA, причём в каноническом виде конец последней строки повторяет конец первой. Сюжетно лимерик строится примерно так: в первой строке говорится, кто и откуда, во второй - что сделал, а далее - что из этого вышло.

Лирика, лирическая поэзия (от греч. -«исполняемый под звуки лиры, чувствительный» «лирический; лирный») воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора. Лирика - поэзия, объектом которой являются личные или коллективные переживания человека в форме непосредственно выражаемых чувств.

Мадригал (фр. madrigal, итал. madrigale) - в классической поэзии небольшое по объёму лирическое стихотворение-комплимент, стихотворение хвалебного содержания. Песня на родном (материнском) языке - небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания; первоначально одноголосная песня на итальянском языке.В XIV-XVI веках поэтические мадригалы создавались, как правило, для музыкального воплощения. Позднее литературный мадригал не связывался с музыкой и представлял собой жанр салонной и альбомной поэзии.

Пастурель (фр. pastourelle)) - повествовательная песня о встрече лирического героя (как правило, рыцаря) с пастушкой (pastoure) и его заигрываниях, часто прерываемых агрессивным вмешательством друга пастушки.

Поэма - крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Поэмой называют также древнюю и средневековую эпопею, безымянную и авторскую.

Роман в стихах - литературный жанр, сочетающий присущие роману свойства композиции, системы персонажей со стихотворной формой.

Рубаи (во множественном числе «рубайат - четверостишие; форма лирической поэзии, широко распространённая на Ближнем и Среднем Востоке.

Рыцарская поэзия - одним из самых ярких выражений миросозерцания, выработанного рыцарством. Является поэзией провансальских трубадуров.

Стансы (фр. stance от итал. Stanza - помещение, комната, остановка) - лиро-эпическое произведение, состоящее из композиционно законченных строф, обособленных друг от друга. Это выражается в запрещении смысловых переносов из одной строфы в другую и в обязательности самостоятельных рифм, не повторяющихся в других строфах.

Стансы - в поэзии 18-19 вв. небольшое элегическое стихотворение (чаще медитативного содержания, реже любовного) с несложным строфическим строением (обычно 4-стишия 4-стопного ямба) (Большой энциклопедический словарь). Например, «Аул Бастунджи» Лермонтова, «Домик в Коломне» Пушкина.

Травести (от итал. travestire - переодевать) - род юмористической (иногда сатирической) поэзии, в которой поэтический сюжет серьёзного или возвышенного содержания представляется в комическом виде тем, что его содержание облекается в несоответствующую его характеру форму (отсюда и название), между тем как в пародии в тесном смысле, наоборот, сохраняется серьёзная форма, но содержание ей не соответствует. Смотря по роду поэзии, травести может быть эпической, лирической и драматической. (цитата из википедии).

Философская поэма - жанр философской литературы.

Хайку (ранее хокку) - жанр традиционной японской лирической поэзии.

Элегия - жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии - стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) - стихотворение с характером задумчивой грусти. В новоевропейской поэзии элегия сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма. (цитата из википедии). Эпиграмма (др.-греч. «надпись»)) - небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление

Уникальность лирики заключается в том, что в ней на первый план выходит внутренний мир лирического героя, его думы и переживания. Это ясно можно заметить в произведениях, где не только напрочь отсутствуют какие-либо наглядные образы внешнего мира, но также его описательная, повествовательная лирика. Переживание передается благодаря эмоциональной экспрессии речи, характеру тропов и прочему. Таким образом, чтобы определить жанр стихотворения, необходимо обратить внимание на сам характер переживаний.

В литературе, от античной до современной, существует традиция, согласно которой лирический жанр помогает выразить разнообразные чувства, которые часто могут достигать силы пафоса. Это сатира, элегии и оды. Изначально в них выражались чувства поэта, что были вызваны определенным внешним предметом, обстоятельством жизни или событиями. Отсюда берется описательно-медитативная композиция и получается очень большой объем текста большинства произведений. Жанрами стихотворений малой формы в основном являются мадригалы, эпиграммы и эпитафии.

Традиционные жанры


Ода – это жанр, который являет собой торжественное стихотворение. Она посвящается определенному событию или герою. Кроме того, так называлось отдельное произведение, написанное в той же манере.

Изначально в Древней Греции одой называлась любая форма лирики в стихах. Она предназначалась для музыкального сопровождения. Также одой считалось хоровое пение. В римской литературе самыми известными одами были работы Горация, что применял размеры элейской лирической поэзии, в первую очередь это была алкеева строфа, которую он успешно адаптировал для латинского языка. Сборник своих произведений на латыни он назвал Carmina.

С эпохи Возрождения одами начали именовать лирические произведения, что были написаны в высоком патетическом стиле и ориентированы на образцы античности. Классицизм сделал этот жанр каноническим для высокой лирики. Наиболее знаменитыми стихотворениями того периода можно считать элегии, что содержат в свободной стихотворной форме определенную жалобу, выражение тоски или эмоциональные переживания, основанные на философских раздумьях над сложными жизненными проблемами.

Изначально в поэзии Древней Греции элегией было стихотворение, что писалось со строфой определенного размера - двустишием.

Послание


Это жанр стихотворения, который представляет собой письмо к кому либо.

Наиболее древними посланиями, которые упоминаются в восточной и классической литературе, являются работы индийского царя Стратобата, который писал к Семирамиде, а также письма Давида, адресованные Иоаву.

Классическая древность отличалась существенным развитием эпистолярного жанра. Сохранившиеся до наших времен греческие послания - это в основном фальсификации, что приписывали грандиозным историческим деятелям определенные риторические рассуждения.

От древних римлян до наших времен дошли преимущественно такие послания, которые изначально предназначались для большого круга читателей. Пожалуй, только у Цицерона встречаются подлинные частные письма, а вот работы Сенеки и Плиния отличаются своей эпистолярной формой изложения. Со второго столетия письмо является особым литературным жанром. По стилистической форме письма римлян и греков были похожи: подпись не ставилась, имя пишущего помещалось во главе письма, прежде чем имя получателя. В имперские времена, в частности, при дворе Византии, пропала классическая простота написания. Частные письма приблизились по важности своего стиля к официальным посланиям. Неизменным осталось обозначение, где и когда писалось послание. Христианские латинские писатели нуждались в письмах преимущественно для проповедей.

Эпиграмма


Это небольшие сатирические произведения, которые высмеивают определенного человека или общественное явление.

В эпоху Античности эпиграммами называли посвятительные надписи на алтарях, изваяниях, на предметах, которые посвящались богам. Также они размещались на надгробиях. Постепенно формируется тематическая разновидность эпиграмм. Они могли быть описательными, любовными, застольными, сатирическими, торжественными. От эпических форм эпиграмма отличается своей краткостью, а также ярко выраженным субъективным отношением касательно определенного факта или события. Эпиграмма писалась с использованием элегического дистиха, а позже уже начали применяться ямбы и прочие размеры.

В русской литературе эпиграмму в своем творчестве использовали Симеон Полоцкий и Феофан Прокопович. Многие поэты сочиняли разнообразные сатирические эпиграммы, а во времена Жуковского и Пушкина они получили салонный характер и оттенок альбомных стихов.

Песня

Это жанр стихотворений, что может выступать в качестве и эпического, и лирического. Эпические песни отличаются своей сюжетностью, например, «Песнь о вещем Олеге» Александра Сергеевича Пушкина. Основой лирической песни является переживание главного героя или автора.

Жанр берет свое начало в традиционном устном народном творчестве.

Романсы

Это небольшие эпические стихотворения, которые в кратких чертах излагают события, что помогает пробудить фантазию и чувства. Раньше всего этот жанр появился в южных странах, он отличается своей живостью, яркими красками. В то время как баллада, что появилась в северных странах, чаще всего рисует мрачные, таинственные и серьезные события в природе или в человеческой душе. Слово «романс» имеет испанские корни. В романских странах оно так называли «народный язык», а также стихотворение, написанное на нем.

Сонеты


Это лирический жанр стихотворений жесткой формы, ведь они состоят всего из 14 строк, которые особым образом организованы в строфы. Сонеты отличаются строгостью принципов рифмовки, а также стилистическими законами. Существует несколько их видов:

  • Итальянский, что может состоять из двух четверостиший или двух трехстиший.
  • Английские сонеты имеют в составе 3 катрена и одно двустишие.
  • Изредка выделяются французские сонеты. Их строфика похожа на итальянские, однако используется немного другая рифмовка.
  • Русский сонет. Он возник под влиянием французского, и первым его использовал Антон Дельвиг.

Сатира


Это лирический жанр стихотворений. Произведения, которые написаны в нем, выражают возмущение и негодование поэта касательно отрицательных сторон общественной жизни. Сатира отличается своей нравописательностью, поэтому автор служит рупором для общества, особенно той его части, которая озабочена отрицательным сторонами социальной жизни. Например, Кантемир в своих произведениях выступает защитником преобразований Петра I. Он клеймит невежд, злонравных дворян, которые кичатся своим происхождением, и всех тех, кто стремится жить по старым обычаям. Белинский заявлял, что кантемировская традиция в литературе России теснее всего связана с жизнью.

Несмотря на то что язвительной насмешкой было наполнено большое количество древнегреческих ямбов, как самостоятельный жанр, сатира формируется лишь в римской литературе. Она встречается в работах Горация, Ювенала и Персия. Теперь вы знаете несколько больше о том, какие жанры стихотворений существуют и в чем заключаются их отличия.

Как писали светила русской поэзии?


Можно кратко рассмотреть, какие жанры в своем творчестве любили использовать выдающиеся русские поэты.

Излюбленными жанрами стихотворений у Блока были поэмы, элегии и послания. Наиболее известными его произведениями являются «Стихи о прекрасной даме», «Лирические драмы», «Двенадцать».

Любимые жанры стихотворений у Пушкина – это сатира, оды, элегии, песни. У Александра Сергеевича так много известных работ, что перечисление их отняло бы много времени.

Самым часто используемым Лермонтовым жанром стихотворений была элегия. Это неудивительно, так как элегическое настроение больше всего подходит для лирических героев поэта. В его произведениях звучат мотивы одиночества, тоски и недовольства жизнью.