Ростовская обл, Ремонтненский район, пос.Денисовский Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Денисовская средняя школа

Сценарий развлечения «Вечер поэзии»

Подготовила учитель

Белоконь Ирина Ивановна

Март 2016г

Цели конкурса

1.Речевое развитие и формирование интереса к художественному слову с целью развития умения чувствовать красоту и выразительность поэтичного слова.

2. Привлечение внимания родителей к проблеме декларирования стихов, как к одному из условий совершенствования речевой деятельности.

Задачи конкурса:

1Создание условий для познавательно-речевого развития ребёнка.

2 Воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям.

3Выявлять лучших чтецов среди детей, предоставление им возможности для самовыражения.

Требования и критерии оценки.

Знание текста произведения

Интонационная выразительность речи

Правильное литературное произношение

Использование выразительных средств театра (мимики, жестов, поз, движений)

Подбор костюма, атрибутов, соответствующих содержанию исполняемого произведения

Каждый критерий оценивается от 0 до 5 баллов.

Жюри конкурса определяет по одному победителю в номинациях:

«Самый обаятельный исполнитель

«За искренность исполнения»,

«Самый эмоциональный исполнитель»,

«Самый юный исполнитель»,

«За оригинальное прочтение стихотворения»,

«Лучший образ»,

«Самое жизнерадостное исполнение»,

«Самое проникновенное исполнение»,

«Самое яркое исполнение»,

«Самое лирическое исполнение»,

«Самый задорный исполнитель»,

«За артистизм исполнения

Ход : Под музыку «В гостях у сказки» дети входят в зал и рассаживаются. Мальчик - дворецкий вносит свечи и зажигает их.

дети под музыку входят в зал, проходят кругом и садятся на стульчики.

Ведущий :

- Поэзии чудесная страница

Для нас сегодня открывает дверь,

И чудо пусть любое сотворится!

Ты, главное, в него всем сердцем верь!

Любовь и красота природы,

Дорога сказок, мир - любой,-

Подвластно все Поэзии ,- Попробуй!

И дверь в ее страну открой!

Шорох листьев под ногами, капелька дождя,

Радуга на небе, трели соловья,-

Вот мороз рисует на стекле узор.

Мир вокруг прекрасен! И каждый в нем актер.

(Е. Некрасова)

Ведущий :

Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на наше мероприятие, посвященное поэзии . Как вы уже успели догадаться, хозяйкой сегодняшнего праздника будет поэзия .

Кстати, ребята, а вы знаете, кто пишет стихи? Мне кажется, что это композиторы!

Дети - нет.

Ведущий :- Ну, тогда - художник!

Дети - нет.

Ведущий :- Ну, подскажите, как их называют?

Дети - Поэты.

Ведущий : - Правильно, ребята, стихи пишут поэты. И у нас в гостях сегодня поэты

Ведущий:6 июня 1799 года родился удивительно талантливый человек, А.С.Пушкин. Его называли «солнцем русской поэзии». Нет человека, который бы не знал и не любил замечательных произведений Пушкина.

Ведущий :- Ребята, отгадайте загадку.

Раскрыла снежные объятья,

Деревья все одела в платья.

Стоит холодная погода

Какое это время года? (Зима)

Дети читают стихи о зиме: «Вот север, тучи нагоняя» ; «Зимнее утро».

Ведущий: Мы послушали стихи о зиме,а сейчас дети прочтут стихи о весне: «Гонимы вешними лучами»; « За весной, красой природы»; следом за весной идет лето:

« Румяной зарею»; « Улыбкой ясною природа»; и еще стихи о золотой осени: « Уж небо осенью дышало,» ; « Унылая пора! Очей очарованье!».

Мы открыли наш вечер с замечательных стихов А.С.Пушкина. Строчки его стихотворений словно тропинки, ведут нас в страну поэзии. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках! И гордого Гвидона и белую царевну Лебедь. И бойкого Балду, и чародея Черномора и славного Руслана

Стихотворение «У лукоморья»

Ведущий : - Дети отгадайте следующую загадку :

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы :

Одним словом это -. (птицы)

(Ю. Светлова)

Ведущий :- Молодцы дети! Скажите, пожалуйста, а вы любите трудиться? Сейчас я предлагаю послушать стихотворение про одно доброе дело.

Я надеюсь, что здесь сегодня собрались любители поэзии.

Поэзия – это творческое творение, в котором можно черпать ответы на самые главные вопросы в этой жизни. Но самое главное предназначение поэзии возможнсть самореализоваться, выливая собственные мысли на бумагу.Ведь бумага- самый внимательный слушатель и самый обязательный хранитель секретов.

Конкурс «Сказочная поэзия»

Вам нужно записать ответы на листочках. Учитывается быстрота и правильность ответов.

1. Сильный, гордый, благородный,

Через вьюгу и мороз

По Лапландии холодной

На себе он Герду нес (олень)

2. На ветвях сидит не птица,

А сидит краса девица.

Над рекою в чаще:

Околдует, зазовет

И на дно утащит (русалочка)

3. Он стойко беды перенес,

Никто не видел его слез (оловянный солдатик)

4. В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рожден (гадкий утенок)

5. Чуть женой крота не стала

И усатого жука!

Вместе с ласточкой летала

Высоко под облака (Дюймовочка)

Конкурс «Вспомни стихотворение»

Совсем недавно мы отметили 100-летний юбилей Агнии Львовны Барто. С ее замечательными стихами мы все знакомы с самого раннего детства.

(Ученик читает стихотворение «Мишка»).

Ведущий:
- Вот уже много поколений испытывают неподдельную радость при встрече с её забавными, весёлыми и неизменно поучительными
.

Вам сейчас раздадут карточки с окончанием стихотворных строк, а вы должны вспомнить их начало и записать все четверостишие. А также надо вспомнить автора.

1. на пол;

лапу;

не брошу;

он хороший.

2. качается;

на ходу;

кончается;

упаду.

3. лошадку;

гладко;

хвостик;

в гости.

4. хозяйка;

зайка;

не мог;

промок.

5. плачет;

мячик;

не плачь;

в речке мяч.

6. построим сами;

над лесами;

над лесами;

1. Мишка

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишки лапу.

Дети ( из зала):

Все равно его не брошу-

Потому что он хороший.

2. Бычок

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу,

Дети ( из зала):

Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду.

3. СЛОН

Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает сон,
Он слонихе шлет поклон .

4. Самолёт

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами.

Дети ( из зала):

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

5. Лошадка

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Дети ( из зала):

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

6. Грузовик

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Дети ( из зала):

Кот кататься не привык-

Опрокинул грузовик.

7. Мячик

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Дети ( из зала):

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч

8. ЗАЙКА

Зайку бросила хозяйка -

Под дождем остался зайка.

Дети ( из зала):

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Конкурс «Цитаты из стихотворений »

Нужно вспомнить из каких стихов эти строчки. Команды отвечают поочереди.

1. «Мамы разные нужны,

Мамы всякие важны».

«А что у вас?» С. Михалков

2. «Вместо шапки на ходу

Он надул сковороду.

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки».

«Вот какой рассеянный» С. Маршак

3. «Красота! Красота!

Мы везем с собой кота!»

«Песенка друзей» С. Михалков

4. «Да здравствует мыло душистое

И полотенце пушистое...»

«Мойдодыр» К. Чуковский

5. «Вам, при вашей вышине,

Нужно ехать на слоне!»

«Дядя Степа» С. Михалков

6. «Крошка сын

пришел к отцу,

и спросила кроха:

«Что такое

хорошо

и что такое

плохо?»

В. Маяковский

Конкурс «Детские поэты»

Свою любовь к детским произведениям Валентин Дмитриевич Берестов принёс из раннего детства. В четырехлетнем возрасте в его жизни произошло очень важное событие – он научился читать. С тех пор маленький Валентин постоянно бегал встречать почтальона, с нетерпением ожидая свои любимые журналы «Дружные ребята» и «Чиж».

(стихотворение В.Берестова «Про машину»).

Каждой команде на листочках записать известных детских поэтов и вспомнить хотя бы одно стихотворение.

Конкурс «Раскрой свой талант» Итак, последнее задание для всех. Те, кто приготовил и выучил стихотворение дома, получат отдельно приз. Все остальные могут взять приготовленные книги и выразительно прочитать понравившиеся стихи.

Марина Колесникова
Сценарий литературного вечера «Поэты - детям» (подготовительная группа)

Сценарий литературного вечера поэзии "поэты - детям " подготовительная группа

ЗАДАЧИ :

Углублять и расширять знания о творчестве детских поэтов .

Воспитывать любовь к художественному слову.

Предварительна работа :

Чтение и заучивание наизусть стихотворений А. С. Пушкина, С. Есенина, К. И. Чуковского, С. В. Михалкова, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, Е. А. Благининой, рассматривание иллюстраций, рисование любимых сюжетов к этим произведениям.

Ход мероприятия

Ведущая : Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня мы собрались в нашей литературной гостиной чтобы поговорить о поэзии. А что такое поэзия (ответы детей) . Правильно, поэзия - это стихи. Кто пишет стихи? (ответы детей) . Поэты . Что такое стихи - это написанные в рифму произведения. Сегодня мы познакомимся с детскими поэтами разных лет , узнаем о них много интересного, почитаем стихи. Ой, ребята вы слышите кто - то шуршит. Пойду посмотрю кто это.

Появляется сверчок

Сверчок : Здравствуйте, ребята! Я сверчок - хранитель самых интересных, самых старинных книг. Сейчас мы с вами отправимся в прошлое столетие, когда дамы ходили в длинных, пышных платьях, а кавалеры в париках и фраках (показывают на экране балы 18 - 19 века) . В эти времена родился и жил великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Родился он 26 мая 1799 года в Москве. Он проводил много времени со своей няней Ариной Родионовной. Именно она привила ему любовь к литературе , напевая песенки, рассказывая сказки, легенды, присказки и прибаутки. Многие сюжеты и мотивы сказочных историй, рассказанных ею поэт использовал в своем творчестве. Какие произведения А. С. Пушкина вы знаете (ответы детей) . И в наши дни люди не забыли поэта , ему ставят памятники, приносят цветы, есть музей Пушкина, улицы Пушкина, в школах изучают его произведения. И мы с вами прочитаем его стихи (дети читают стихи) .

Следующий поэт - Сергей Есенин (портрет на экране, который родился в 1895 году в Рязанской губернии в крестьянской семье. Он был знатоком народного языка и русской души. Его поэзия пропитана любовью к Родине и русской природе. Он не писал специально для детей, но детям нравились его стихи . И с удовольствием их читают и сейчас. Послушаем его стихи (дети читают стихи) .

Ведущая :

А сейчас я приглашаю вас на танец тех времен "полонез", чтобы прочувствовать ту эпоху в которой творил великий А. С. Пушкин.

Танец "Полонез"

Сверчок : Продолжим наше путешествие. И познакомимся с Корнеем Ивановичем Чуковским (портрет на экране) .Он родился в Санкт - Петербурге. Детство провел в Одессе и Николаеве. Занимался самообразованием, изучил английский язык. Интересоваться поэзией Чуковский начал с ранних лет, писал стихотворения и даже поэмы. Он много написал произведений для детей. Какие вы знаете (ответы детей) . Давайте их почитаем (дети читают)

Следующий поэт - Сергей Владимирович Михалков (портрет на экране) . Родился в Москве в семье служащего. Отец привил ему любовь к русской литературе , он много ему читал разных книг, помогал понимать их смысл. Михалков воевал на фронте. Во время войны также писал для детей. Поэт писал не только для детей, но и для взрослых, Он написал гимн России. Какие произведения вы знаете (дети читают стихи) .

Следующий поэт - Самуил Яковлевич Маршак (портрет на экране) родился в Воронеже. Стихи начал писать еще в школе, потом закончил университет и продолжал писать для детей. Маршак хорошо понимал детей, их проблемы. Он создал живые узнаваемые образы взрослых и маленьких, зверей и птиц, и даже вещей, которые попадали в разные ситуации, вызывающие смех, сочувствие, сопереживание. Какие вы знаете произведения Маршака (дети отвечают) . А сейчас прочитаем его стихи.

Ведущая : Что - то ребята мы засиделись. Пора на зарядку становиться

Танец "Зарядка"

Агния Львовна Барто (портрет на экране) родилась в Москве в семье ветеринара. Получила хорошее домашнее воспитание, которым занимался отец. Затем она училась в гимназии где начала писать стихи и одновременно занималась танцами. Сначала она написала цикл стихов для самых маленьких "Игрушки". Далее были написаны стихи "Девочка рёвушка", "Девочка чумазая". Стихи Барто переведены на многие языки мира.

Елена Александровна Благинина (портрет на экране) родилась в Орловской деревне. Сначала она училась в пединституте и хотела стать учительницей, но поняла, что хочет писать стихи и закончила литературный институт . Дети ее любили и любили ее стихи. Стихи о том, что близко и дорого детям : про дождик и радугу, про ветер и березки, про сад и огород и конечно про самих детей. Послушаем ее стихи (дети читают стихи) .

Сверчок : Ребята! Вы молодцы! Вы выучили и прекрасно прочитали стихи. Познакомились с известными детскими поэтами . Я надеюсь, что вы будете читать книги, запишитесь в библиотеку и может быть сами начнете писать стихи. А сейчас я хотел бы вам вручить подарки. Дарит подарки.

Публикации по теме:

Сценарий к 23 февраля подготовительная группа День защитника Отечества (подготовительная группа) Ход праздника Дети входят в зал с шарами, флажками, с салютиками, выполняют упражнения.

Дети в зал входят с шарами в правой руке, под музыку, делают перестроение и упражнения, отдают шары мамам и встают в полукруг. 1-С праздником.

Сценарий литературного вечера, посвящённого Н. Носову Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством Николая Носова. Вызывать у детей интерес к книгам и чтению. Предварительная работа: Слушание.

Сценарий литературного вечера, посвященный С. В. Михалкову «Вот теперь мы точно знаем, кто такой он - Михалков!» Цель: Закрепление знаний детей о творчестве С. В. Михалкова. Задачи: -продолжать учить детей рассказывать стихотворения наизусть; -развивать.

Сценарий мероприятия в рамках литературного клуба «Сладкая сказка» (старшая группа) СЛАДКАЯ СКАЗКА. Дети проходят в музыкальный зал. Ведущий: Огромное лицо луны С небес на землю смотрит строго. И утопает в серебре В простор.

Взрослые собираются вместе.

Звучит музыка из айфона («Крылатые качели»). Потом она звучит из старого проигрывателя.

Словосочетания – ассоциации с детством.

Реплика про секретик.

Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

Выдали даме на станции
Четыре зелёных квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Вещи везут на перрон,
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.

Хватились на станции Дно –
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка…
– Товарищи! Где собачонка?

Вдруг видят: стоит у колёс
Огромный взъерошенный пёс.
Поймали его – и в багаж,
Туда, где лежал саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка,
Где прежде была собачонка.

Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер
Везёт на тележке багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку.
А сзади ведут собачонку.

Собака-то как зарычит,
А барыня как закричит:
– Разбойники! Воры! Уроды!
Собака – не той породы!

Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку…
– Отдайте мою собачонку!

– Позвольте, мамаша! На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!

Отрывок из Лагерлёф

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу –

Потому что он хороший.

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

– Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Отец рассмеялся, и на этом окончился завтрак; они вновь двинулись в лесные тени собирать дикий виноград и крошечные ягоды земляники. Все трое наклонялись к самой земле, руки быстро и ловко делали свое дело, ведра все тяжелели, а Дуглас прислушивался и думал: вот, вот оно, опять близко, прямо у меня за спиной. Не оглядывайся! Работай, собирай ягоды, кидай в ведро. Оглянешься - спугнешь. Нет уж, на этот раз не упущу! Но как бы его заманить поближе, чтобы поглядеть на него, глянуть прямо в глаза? Как?

А у меня в спичечном коробке есть снежинка, - сказал Том и улыбнулся, глядя на свою руку, - она была вся красная от ягод, как в перчатке.

Замолчи! - чуть не завопил Дуглас, но нет, кричать нельзя: всполошится эхо и все спугнет…

Постой-ка… Том болтает, а оно подходит все ближе! Значит, оно не боится Тома, Том только притягивает его, Том тоже немножко оно…

Дело было еще в феврале, валил снег, а я подставил коробок, - Том хихикнул, - поймал одну снежинку побольше и - раз! - захлопнул, скорей побежал домой и сунул в холодильник!

Близко, совсем близко. Том трещал без умолку, а Дуглас не сводил с него глаз. Может, отскочить, удрать - ведь из-за леса накатывается какая-то грозная волна. Вот сейчас обрушится и раздавит… <…>

Точно огромный зрачок исполинского глаза, который тоже только что раскрылся и глядит в изумлении, на него в упор смотрел весь мир.

И он понял: вот что нежданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет.

Я ЖИВОЙ, - подумал он.

А в черствой обстановке торговой комнаты стеклянный книжный шкапчик, задернутый зеленой тафтой. Вот об этом книгохранилище хочется мне поговорить. Книжный шкап раннего детства - спутник человека на всю жизнь. Расположение его полок, подбор книг, цвет корешков воспринимаются как цвет, высота, расположение самой мировой литературы. Да, уж тем книгам, что не стояли в первом книжном шкапу, никогда не протиснуться в мировую литературу, как в мирозданье. Волей-неволей, а в первом книжном шкапу всякая книга классична, и не выкинуть ни одного корешка.

Том окликнул этого романтического бродягу:
– Здравствуй, Гекльберри!
– Здравствуй и ты, коли не шутишь.
– Что это у тебя?
– Дохлая кошка.
– Дай-ка поглядеть, Гек. Вот здорово окоченела! Где ты ее взял?
– Купил у одного мальчишки.
– А что дал?
– Синий билетик и бычий пузырь; а пузырь я достал на бойне.
– Откуда у тебя синий билетик?
– Купил у Бена Роджерса за палку для обруча.
– Слушай, Гек, а на что годится дохлая кошка?
– На что годится? Сводить бородавки.
– Ну вот еще! Я знаю средство получше.
– Знаешь ты, как же! Говори, какое?
– А гнилая вода.
– Гнилая вода! Ни черта не стоит твоя гнилая вода.
– Не стоит, по-твоему? А ты пробовал?
– Нет, я не пробовал. А вот Боб Таннер пробовал.
– Кто это тебе сказал?
– Как кто? Он сказал Джефу Тэтчеру, а Джеф сказал Джонни Бэккеру, а
Джонни сказал Джиму Холлису, а Джим сказал Бену Роджерсу, а Бен сказал
одному негру, а негр сказал мне. Вот как было дело!
– Так что же из этого? Все они врут. То есть все, кроме негра. Его я
не знаю, только я в жизни не видывал такого негра, чтобы не врал. Чушь!
Ты лучше расскажи, как Боб Таннер это делал.
– Известно как: взял да и засунул руки в гнилой пень, где набралась
дождевая вода.
– Днем?
– А то когда же еще.
– И ЛИЦОМ К ПНЮ?
– Ну да. То есть я так думаю.
– Он говорил что-нибудь?
– Нет, кажется, ничего не говорил. Не знаю.
– Ага! Ну какой же дурак сводит так бородавки! Ничего не выйдет. Надо
пойти совсем одному в самую чащу леса, где есть гнилой пень, и ровно в
полночь стать к нему спиной, засунуть руку в воду и сказать:
Ячмень, ячмень, рассыпься, индейская еда,
Сведи мне бородавки, гнилая вода… – йотом быстро отойти на одиннад-
цать шагов с закрытыми глазами, повернуться три раза на месте, а после
того идти домой и ни с кем не разговаривать: если с кем-нибудь загово-
ришь, то ничего не подействует.
– Да, вот это похоже на дело. Только Боб Таннер сводил не так.
– Ну еще бы, конечно, не так: то-то у него и бородавок уйма, как ни у
кого другого во всем городе; а если б он знал, как обращаться с гнилой
водой, то ни одной не было бы. Я и сам свел, пропасть бородавок таким
способом, Гек. Я ведь много вожусь с лягушками, оттого у меня всегда бо-
родавки. А то еще я свожу их гороховым стручком.
– Верно, стручком тоже хорошо. Я тоже так делал.
– Да ну? А как же ты сводил стручком?
– Берешь стручок, лущишь зерна, потом режешь бородавку, чтоб показа-
лась кровь, капаешь кровью на половину стручка, роешь ямку и зарываешь
стручок на перекрестке в новолуние, ровно в полночь, а другую половинку
надо сжечь.

Понимаешь, та половинка, на которой кровь, будет все время
притягивать другую, а кровь тянет к себе бородавку, оттого она исходит
очень скоро.
– Да, Гек, что верно, то верно; только когда зарываешь, надо еще го-
ворить: “Стручок в яму, бородавка прочь с руки, возвращаться не моги!” –
так будет крепче. Джо Гарпер тоже так делает, а он, знаешь, где только
не был! Даже до самого Кунвилля доезжал. Ну, а как же это их сводят дох-
лой кошкой?
– Как? Очень просто: берешь кошку и идешь на кладбище в полночь, пос-
ле того как там похоронили какого-нибудь большого грешника; ровно в пол-
ночь явится черт, а может, два или три; ты их, конечно, не увидишь, ус-
лышишь только, – будто ветер шумит, а может, услышишь, как они разгова-
ривают; вот когда они потащат грешника, тогда и надо бросить кошку им
вслед и сказать: “Черт за мертвецом, кошка за чертом, бородавка за кош-
кой, я не я, и бородавка не моя!” Ни одной бородавки не останется!
– Похоже на дело. Ты сам когда-нибудь пробовал, Гек?
– Нет, а слыхал от старухи Гопкинс.
– Ну, тогда это так и есть. Все говорят, что она ведьма.
– Говорят! Я наверно знаю, что она ведьма. Она околдовала отца. Он
мне сам сказал. Идет он как-то и видит, что она на него напускает порчу,
тогда он схватил камень, да как пустит в нее, – и попал бы, если б она
не увернулась. И что же ты думаешь, в ту же ночь он забрался пьяный на
крышу сарая, и свалился оттуда, и сломал себе руку.
– Страсть какая! А почем же он узнал, что она на него порчу напуска-
ет?
– Господи, отец это мигом узнает. Он говорит: когда ведьма глядит на
тебя в упор – значит, околдовывает. Особенно если что-нибудь бормочет.
Потому что если ведьмы бормочут, так это они читают “Отче наш” задом на-
перед.
– Слушай, Гек, ты когда думаешь пробовать кошку?
– Нынче ночью. По-моему, черти должны нынче прийти за старым хрычом
Вильямсом.
– А ведь его похоронили в субботу. Разве они не забрали его в субботу
ночью?
– Чепуху ты говоришь! Да разве колдовство может подействовать до по-
луночи? А там уж и воскресенье. Не думаю, чтобы чертям можно было везде
шляться по воскресеньям.
– Я как-то не подумал. Это верно. А меня возьмешь?
– Возьму, если не боишься.
– Боюсь! Еще чего! Ты мне мяукнешь?
– Да, и ты мне тоже мяукни, если можно будет. А то прошлый раз я тебе
мяукал-мяукал, пока старик Гэйс не начал швырять в меня камнями, да еще
говорит: “Черт бы драл эту кошку!” А я ему запустил кирпичом в окно, –
только ты не говори никому.
– Ладно, не скажу. Тогда мне нельзя было мяукать, за мной тетя следи-
ла, а сегодня я мяукну. Послушай, а это что у тебя?
– Ничего особенного, клещ.
– Где ты его взял?
– Там, в лесу.
– Что ты за него просишь?
– Не знаю. Не хочется продавать.
– Не хочешь – не надо. Да и клещ какой-то уже очень маленький.
– Конечно, чужого клеща охаять ничего не стоит. А я своим клещом до-
волен. По мне, и этот хорош.
– Клещей везде сколько хочешь. Я сам хоть тысячу наберу, если взду-
маю.
– Так чего же не наберешь? Отлично знаешь, что не найдешь ни одного.
Это самый ранний клещ. Первого в этом году вижу.
– Слушай, Гек, я тебе отдам за него свой зуб.
– Ну-ка, покажи.
Том вытащил и осторожно развернул бумажку с зубом. Гекльберри с за-
вистью стал его разглядывать. Искушение было слишком велико. Наконец он
сказал:
– А он настоящий?
Том приподнял губу и показал пустое место.
– Ну ладно, – сказал Гекльберри, – по рукам!


Вот и я, моя душа,
помаленьку затихаю,
потихоньку умолкаю,
светлой грустью осенен
в точности, как этот клен.
И почти как эта лужа,
только, к сожаленью, хуже,
отражаю я листву,
нас с тобою, синеву,
старика, который тащит
жердь из заповедной чащи,
не страшася лесника,
кучевые облака,
солнце Визбора лесное,
и, конечно, под сосною
разложившийся пикник,
блеск стекла в руках у них,
завтрак на траве туристов,
неопрятных гитаристов,
дребезжание струны,
выделение слюны
от шашлычного дымочка,
запоздалые цветочки,
твой вопрос и мой ответ:
“Можно, пап?” – “Конечно, нет!”,
куст (особенно рябину),
свежевырытую глину
на кладбище и т.п.,
и т.д…

А вот теперь
успокойся. На погосте
пращуров усопших кости
под крестом иль под звездой
вечный обрели покой.
Здесь твоя прабабка Шура
и соседка тетя Нюра
с фотокарточек глядят…
Нет, конечно, не едят
эту землянику, Саша!
Здесь же предки с мамой ваши
спят в земле сырой. Потом
ты узнаешь обо всем.
Ты узнаешь, что вначале
было Слово, но распяли
Немота и Глухота
Агнца Божьего Христа
(агнец – то же, что барашек),
ты узнаешь скоро, Саша,
как Он нас с тобою спас…
– Кто, барашек? – Ладно, Саш.
Это сложно. Просто надо
верить в то, что за оградой,
под кладбищенской травой
мы не кончимся с тобой.

Новый год

С Новым годом! С Новым годом!
Ёлка пахнет спиртом, йодом –
Я в компрессе, я в кровати,
Я, как ёлка, в белой вате.
Тихо крутится пластинка,
Вот тебе и праздник: свинка.
Свинка в самый Новый год –
Не везёт!

Грустно смотрятся с подушки
Новогодние игрушки.
Робко делает попытки
Мандарин сорваться с нитки.
Птица крылышком картонным
Машет в сумраке зелёном.
И горит совсем ничей
Свет свечей.

Но зато за дверью самой
Ходят-бродят папа с мамой,
И звенят бокалы тонко,
И спешит ко мне сестрёнка…
Всё спокойно. Всё знакомо.
Возле. Близко. Рядом. Дома.
И в кроватке кот со мной.
Всё в порядке:
Я – больной!

Из детства

Я - маленький, горло в ангине.
За окнами падает снег.
И папа поёт мне: «Как ныне
Сбирается вещий Олег…»

Я слушаю песню и пла́чу,
Рыданье в подушке душу́,
И слёзы постыдные прячу,
И дальше, и дальше прошу.

Осеннею мухой квартира
Дремо́тно жужжит за стеной.
И плачу над бренностью мира
Я - маленький, глупый, больной.

Контрольные. Мрак за окном фиолетов,
Не хуже чернил. И на два варианта
Поделенный класс. И не знаешь ответов.
Ни мужества нету еще, ни таланта.
Ни взрослой усмешки, ни опыта жизни.
Учебник достать пристыдят и отнимут.
Бывал ли кто либо в огромной отчизне,
Как маленький школьник, так грозно покинут!
Быть может, те годы сказались в особой
Тоске и ознобе? Не думаю, впрочем.
Ах, детства во все времена крутолобый
Вид вылеплен строгостью и заморочен.
И я просыпаюсь во тьме полуночной
От смертной тоски и слепящего света
Тех ламп на шнурах, белизны их молочной,
И сердце сжимает оставленность эта.
И все неприятности взрослые наши:
Проверки и промахи, трепет невольный,
Любовная дрожь и свидание даже
Всё это не стоит той детской контрольной.
Мы просто забыли. Но маленький школьник
За нас расплатился, покуда не вырос,
И в пальцах дрожал у него треугольник.
Сегодня бы, взрослый, он это не вынес.

СЧИТАЛКА

Тазик с дыркой для гвоздя,

фотография вождя,

старый дворик, новый дом,

утром – солнце за окном,

звон резиновых мячей,

запах елочных свечей,

Левитана грозный бас,

«А у нас в квартире газ!»,

россыпь кашки по лугам,

«Ба-ка-ле-я» по слогам,

шум, гудки, курантов бой,

линза с пробкой и водой,

промокашка, пресс-папье,

Пушкин, «Сказка о попе»,

Михалков, Жидков, Маршак,

школа, парта, красный флаг,

«Рио-рита», патефон…

Детство, детство, – выйди вон!

Детство

Огромные глаза, как у нарядной куклы, Раскрыты широко. Под стрелами ресниц, Доверчиво-ясны и правильно округлы, Мерцают ободки младенческих зениц. На что она глядит? И чем необычаен И сельский этот дом, и сад, и огород, Где, наклонясь к кустам, хлопочет их хозяин, И что-то вяжет там, и режет, и поет? Два тощих петуха дерутся на заборе, Шершавый хмель ползет по столбику крыльца. А девочка глядит. И в этом чистом взоре Отображен весь мир до самого конца. Он, этот дивный мир, поистине впервые Очаровал ее, как чудо из чудес, И в глубь души ее, как спутники живые, Вошли и этот дом, и этот сад, и лес. И много минет дней. И боль сердечной смуты, И счастье к ней придет. Но и жена и мать, Она блаженный смысл короткой той минуты Вплоть до седых волос все будет вспоминать.

Реплика про секретик (он найден, и находится внутри, а не вне).

Все вместе поют «Крылатые качели».

(чтение стихов о дружбе поэтов XIX-XX вв.)

Действующие лица:
Книголюб

Реквизит
+ два текста, написанные на отдельных листах (на одном — стихи, на другом — проза),
+ книги, в которых есть стихи или песни о дружбе,
+ листочки с рифмами: «знаю» — «читаю», «книжка» — «слишком».

С помощью поэзии на заданную тематику у детей будет формироваться представление о дружбе.
В цилиндре и фраке в комнату входит папа. Он играет роль Книголюба.

Книголюб:
Добрый вечер, мои дорогие! На улице так холодно, зябко и сыро. Я увидел свет в вашем окне и решил заглянуть на огонек.

Мама: А кто ты?
Книголюб: Я — книголюб! Я очень люблю читать книги. А вы?
Дети: Мы тоже.
Книголюб: А какие ваши любимые книги?

Дети отвечают.

Книголюб: Очень хорошо! В моем огромном чемодане много интересных книг. Я обязательно познакомлю вас с ними. Только сначала я хочу узнать, правда ли вы любите читать. Слушайте внимательно, я прочту вам два отрывка похожего содержания, а вы скажите, чем они отличаются друг От друга. Хорошо?
Первый отрывок:
Пришла весна, капель звенит, Бегут ручьи, сосулька тает, На родину скворец летит — А солнце землю согревает.
Второй отрывок:
Пришла весна, стало тепло. Растаял снег, побежали ручьи, закапали сосульки. Прилетели из дальних стран скворцы — вернулись на родину.
Ну что? В этих отрывках говорится об одном и том же. Чем же они отличаются?
Дети: Первый отрывок — это стихи! А второй — проза, в ней нет рифмы!
Книголюб: Молодцы! Стихи — это поэзия. {Достает из своего чемодана несколько томиков стихов?) Эти книги со стихотворениями. Мы будем читать стихи. Но не просто стихи! А стихи о дружбе!
Мама: А мы можем спеть тебе песню о дружбе.

Книголюб: Что ж, песня — это тоже стихи, положенные на музыку. Пойте! А я с удовольствием послушаю!

Дети с мамой поют песню «Настоящий друг» из м/ф «Тимка и Димка».

Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит —
Вот что значит настоящий,
Верный друг!

Мы поссоримся — и помиримся,
«Не разлить водой!» — шутят все вокруг.
В полдень или в полночь
Друг придет на помощь —
Вот что значит настоящий,
Верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то
В трудную минуту —
Вот что значит настоящий,
Верный друг.

Книголюб: Замечательная песня! А у вас есть друзья?

Дети рассказывают о своих друзьях.

Книголюб:
Это хорошо! Друзья очень нужны! Друзья помогут в беде, разделят с тобой радость! Без друзей скучно и неинтересно! Итак, я предлагаю начать вечер поэзии. Стихи, которые сегодня прозвучат, будут посвящены нашим друзьям и дружбе! А что такое дружба?

Дети отвечают.

Книголюб: У вас правильное представление о дружбе, а теперь мы с вами почитаем, какой видят дружбу поэты. В каждой книге, которую я вам дам, есть стихотворения или тексты песен о дружбе или друзьях. Слова «друг» и «дружба» встречаются и в названиях. Мама: Мы должны будем их прочесть? Книголюб: Да,но сначала найдите эти слова в текстах стихов, а потом прочитайте сами стихотворения! Только давайте договоримся: тот, кто читает стихотворение, выходит в центр комнаты. Я даже буду давать чтецу свой цилиндр. Тогда чтение будет получаться более выразительным. Итак, стихи о дружбе.

Песенка друзей
Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.

Нам весело живется,
Мы песенку поем,
И в песенке поется
О том, как мы живем.

Красота! Красота!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая —
Вот компания какая!

Когда живется дружно,
Что может лучше быть!
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.

Ты в дальнюю дорогу
Бери с собой друзей —
Они тебе помогут,
И с ними веселей.

Красота! Красота!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая —
Вот компания какая!

Мы ехали, мы пели,
И с песенкой смешной
Все вместе, как сумели,
Приехали домой.

Нам солнышко светило,
Нас ветер обвевал;
В пути не скучно было,
И каждый напевал:

— Красота! Красота!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая —
Вот компания какая!

Давайте дружить
Давайте, люди,
Дружить друг с другом,
Как птица — с небом,
Как травы — с лугом,
Как ветер — с морем,
Поля — с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!..
Давайте, люди,
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
Давайте, люди,
Беречь планету —
Во всей Вселенной
Похожей нету.
Во всей Вселенной
На всех одна,
Что будет делать
Без нас она?

Дружат дети всей земли
Шире круг, шире круг,
Музыка зовет
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!
Дружат птицы в вышине,
Дружат рыбы в глубине,
Дружит с небом океан,
Дружат дети разных стран.
Дружат солнце и весна,
Дружат звезды и луна,
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей Земли.

Книголюб: Сколько хороших строк о друзьях мы прочитали! А теперь я предлагаю вам самим превратиться в поэтов.

Игра «Сочини стихотворение»
Книголюб раздает всем участникам одинаковые листочки с рифмами: «знаю»—«читаю», «книжка» — «слишком».
В течение 5 минут игроки должны придумать стихотворение, используя заданные слова.

Книголюб:
Молодцы! Хорошие стихи получились! Вы меня очень порадовали.

День поэзии в подготовительной группе детского сада

Всемирный день поэзии. Конспект занятия в подготовительной группе.

Цель:
Речевое развитие и формирование интереса к художественному слову, умения чувствовать красоту и выразительность поэтичного слова.
Задачи :
Создать условия для познавательно-речевого развития ребёнка.
Воспитывать положительное эмоциональное отношение к литературным поэтическим произведениям.
Закрепить усвоенный ранее литературный материал.
Развивать у дошкольников художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений.
Формировать задатки стихосложения.
Интеграция образовательных областей : речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Ход занятия.

1 этап. Мотивационно - побудительный.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня необыкновенный день! 21 Марта в 1999 году на 30-й сессии генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение - ежегодно отмечать Всемирный день поэзии.
А вы знаете что такое поэзия? (ответы детей)
Что значит слово – поэт? (ответы детей)
Каких поэтов вы знаете? (ответы детей)
Давайте мы с вами сегодня вспомним своих любимых поэтов, их произведения и попробуем себя в роли поэтов.

Воспитатель:
Поэзии чудесные страницы
Для нас сегодня открывают дверь,
И чудо пусть любое сотвориться
Ты главное в него всем сердцем верь.

Любовь и красота природы,
Дорога сказок, мир любой
Подвластно все ПОЭЗИИ, попробуй
И дверь в её страну открой.


2 этап. Основная часть.
Воспитатель : Ребята давайте вспомним с вами наших любимых поэтов. (дети называют имена знакомых поэтов)

А.С Пушкин


Я попрошу вас назвать знакомые вам произведения этого автора.
Дети называют знакомые стихи и сказки .

Воспитатель: Мы попросим Риту прочитать одно из стихотворений А.С. Пушкина.

Девочка читает стихотворение А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышало"



Воспитатель: Как красиво автор описывает красоту поздней осени.
Ребята какие впечатления производит на вас это стихотворение? (ответы детей)
Какие чувства вы испытываете, когда слышите эти строки?(ответы детей)
Назовите пожалуйста какие еще поэты писали свои стихи о красоте природы?Ответы детей.

Дети называют фамилии поэтов, в том числе фамилию С.Есенина.


Сергей Есенин воспевал в своих стихах красоту русской природы. Стихи этого автора очень мелодичны, многие из них, впоследствии стали песнями.
Мы попросим Женю прочитать стихотворение С. Есенина «Белая береза».



Воспитатель: Ребята, мы с вами читали и заучивали много стихотворений о природе, кто из вас сможет вспомнить и прочитать стихи, которые мы заучивали? Дети читают стихи по желанию.
Воспитатель: Скажите о чем и о ком еще пишут свои стихи поэты?
Ответы детей.
Воспитатель: Недавно мы с вами готовили праздничный концерт для наших мам. На нашем празднике прозвучало стихотворение Елены Благининой.


Давайте сегодня вспомним это стихотворение, я попрошу ребят прочитать нам стихотворение Е.Благининой "Посидим в тишине".



Воспитатель: Как вы думаете, о чем хотел сказать нам автор, когда писал эти стихи?
Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что есть поэты, которые пишут стихи адресованные особой категории людей?
Эти стихи бывают веселыми, бываю грустными, в них могут происходить необыкновенные чудеса и превращения. О каких стихах я говорю?
Ответы детей.

Воспитатель: Конечно я говорю о стихах для детей. Назовите авторов детских стихов.
Ответы детей.

Воспитатель. К.И. Чуковский, один из поэтов, который писал для детей. Мы с вами читали много произведений этого автора.


Давайте поиграем в игру "Отгадай-ка" Я буду показывать иллюстрации к стихам автора, а ваша задача назвать произведение. (воспитатель показывает иллюстрации дети дают ответы, все вместе вспоминают отрывки из произведений)


Дети: "Мойдодыр"


Дети: "Телефон"


Дети: "Айболит"


Дети: "Бармалей"


Дети: "Путаница"

Воспитатель: Агния Львовна Барто поэт, друг детей. Она писала свои стихи и для совсем маленьких детишек, и детей постарше.


Воспитатель: Какие произведения этого автора вы знаете?
Ответы детей.

Сейчас мы послушаем стихотворение «Жил на свете самосвал», которое прочитают наши ребята.
Дети читают стихотворение "Жил на свете самосвал".


Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами отдохнем и сделаем зарядку, но не простую, а зарядку в стихотворном сопровождении.

Физкультминутка


Воспитатель: Как вы думаете почему стих так приятно слушать, и легко выучить наизусть? Ответы детей.
Правильно, они очень складно читаются, потому что авторы подбирают слова с созвучным окончанием, то есть подбирают рифмы. Хотите узнать что такое рифма?

Я предлагаю вам послушать стихотворение американского поэта Джона Чиарди «Удивительные птицы»:


Воспитатель: Давайте мы с вами поиграем в поэтов и попробуем сочинить стихотворение. Главное помнить о том, что в каждом стихотворении должны быть не только рифмы но и смысл, то есть мы должны придумать какую – нибудь историю, и подобрать слова так чтобы они хорошо рифмовались.
В результате нашей игры в поэтов получился вот такой стих

Про моего кота
Подарили мне кота,
Ах, какая красота!
Буду я его любить,
И сосисками кормить.

Поиграем мы с котом,
Помурлыкаем, потом.
Я ему поглажу шерстку,
Сделаю ему прическу.

Его красиво наряжу,
На шею бантик повяжу.
Мы поиграем со скакалкой,
Пойдем на речку, на рыбалку.

Мы много рыбы там наловим,
Уху из рыбы приготовим.
Потом мы всю уху съедим,
И на песочке полежим.

А когда домой придем,
Поохотимся с котом.
Выйдет мышка погулять,
Кот за ней, скорей бежать.

Он её своею лапой,
Очень быстро, ловко цапнет.
А потом мы спать пойдем,
Вот так с котом мы и живем!


3 этап. Заключительный
Воспитатель хвалит детей, вручает детям медали начинающих поэтов.