), поставьте запятые. Попробуйте определить, на какие смысловые отношения между частями сложного предложения указывает союз и .

1) Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит. (А. Пушкин.) 2) Ливень шумел за окнами и стало темно. (К Паустовский.) 3) Мне не хотелось расставаться с ним и мы пошли вместе. (В. Каверин.) 4) Тут тоже теснились подстриженные акации у деревянной ограды и сирени переплетали жгуты своих стволов напоминавшие обнаженные мышцы и росли вязы и старились липы. (К. Федин.) 5) По обочинам маленьких полей свежо зеленели чинары и прозрачные струи воды переливались на дне ущелья. (К. Паустовский.) 6) Река сплошь была занесена плавняком - следовательно всюду можно было свободно перейти с одного берега на другой. (В. Арсеньев.) 7) Котомки наши были тяжелы и поэтому мы устали. (В. Арсеньев.) 8) Он засмеялся и от этого его лицо сразу помолодело на несколько лет. (К. Паустовский.)

Упражнение 2.

Определите, в каком предложении вместо союза да может быть использован союз и , а в каком - но .
1) Поросла-убралась ты травой-ковылем, да песками ты, степь, позасыпалась. (И. Суриков.) 2) Села бы баба за стол, да стол за ворота ушел. Сварила бы баба щи, да кастрюлю поди поищи. (К. Чуковский.)

Упражнение 3.
Сопоставьте данные предикативные конструкции при помощи союзов тоже или также . Сделайте вывод: какие отношения привносят в сложносочиненное предложение данные союзы?
1) От голоса Ласточки теплело на душе - голос Дюймовочки согревал своей нежностью. 2) В траве что-то тревожно зашуршало - треск со стороны куста заставил насторожиться. 3) Больше всего на свете Писатель любил сочинять романы - правда, рассказы у него получались неплохо.

Упражнение 4.

Перепишите, раскрывая скобки. Подчеркните союзы тоже и также одним цветом, а сочетания то и так с частицей же - другим.
1. Толстый ковер лежал на полу, стены то(же) были увешаны коврами. (М. Горький.) 2. Я снова жил с бабушкой, и каждый вечер перед сном она рассказывала мне сказки и свою жизнь, то(же) подобную сказке. (М. Горький.) 3. Все белится Лукерья Львовна, все то(же) лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так(же) глуп, Семен Петрович так(же) скуп. (А Пушкин.) 4. И завтра то(же), что вчера. (А. Пушкин.) 5. Людям Павла Ивановича деревня то(же) понравилась. Они так(же), как и он сам, обживались в ней. {г/. Гоголь.) 6. Секунду он молчал, мать смотрела на него то(же) молча. (М. Горький.) 7. Это было очень страшно, но в то(же) время интересно (М Горький) 8 Эта безлунная ночь казалось была все так(же) великолепна, как и прежде. (И. Тургенев.) 9. Снега в эту зиму было мало снежных буранов то(же) 10 Сестра учится в университете, я то(же) хочу поступить туда.

Упражнение 5.
Из простого распространенного предложения образуйте сложносочиненное.
Образец : Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать пение птиц. - Время было позднее, но в лесу еще можно было слышать пение птиц.

1) Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось. 2) Вследствие продолжительных дождей болота стали совсем непроходимы. 3) По окончании доклада слушатели задали докладчику много вопросов. 4) После подробного обсуждения плана предстоящей экскурсии учащиеся отправились в путь.

Упражнение 6.
Соедините предложенные предикативные конструкции подходящими по смыслу разделительными союзами. Объясните, какие значения (и стилистические оттенки) привносят в предложение разные союзы. Любые ли союзы подходят к каждому предложению, то есть взаимозаменяемы ли они?

1) Мы будем противостоять неудачами – неудачи погубят нас. 2) Ночная птица вскрикнула – колодезный ворот скрипнул. 3) Глаза волка в темноте светятся – горят огоньки долгожданного постоялого двора. 4) Ребенок утомился и заснул – он притворяется спящим.

Упражнение 7.

Определите, в каких сложносочиненных предложениях с союзом а сопоставительные отношения, а в каких - противительные.

1) Он принялся работать, а ленивые, домашние мысли еще долго бродили в его голове. (А Чехов) 2) Плоты сползают по воде быстро и бесшумно, а навстречу им из тьмы выдвигается пароход. (М. Горький) 3. Опять-таки все это требует нудных разъяснений, а разъяснения приятно читать только тогда (что, боюсь, вас не устраивает), когда в примерах выявляются ошибки. (В. Набоков.)

Упражнение 8.
В предикативных конструкциях, соединенных противительными союзами, часто употребляются антонимы - слова с противоположным значением: Ты глупа, а он умен. (А. Островский.) Придумайте такие сложносочиненные предложения, в которых были бы антонимы: друзья - враги, хорошо – плохо, чистый - грязный.

Упражнение 9.

В следующих сложносочиненных предложениях найдите противительные союзы. Если вам трудно отыскать их, то определите, какие слова в этих предложениях можно заменить хорошо известными вам союзами а или но, - это и будут нужные вам другие противительные союзы.
1) Я проснулся, да лень одолела. (Л. Толстой.) 2) Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство. (И. Тургенев.) 3) Канонада стала слабее, однако трескотня ружей сзади и справа слышалась все чаще и чаще. (Л. Толстой.)

Упражнение 10.

Перепишите, раскрывая скобки, определите, в каких предложениях зато является союзом.
1) Много поработали и устали, за(то) все сделали. 2) Поблагодари Диму за(то), что он для тебя сделал. 3) Приют наш мал, за(то) спокоен. (М. Лермонтов) 4) Кукушка хвалит петуха за(то), что хвалит он кукушку. (И. Крылов.) 5) Небо стало очищаться от туч, за(то) ветер еще усилился. 6) Песня над домом смолкла, за(то) над прудом соловей заводил свою. (В. Короленко.) 7) Яркая роскошь южной природы не трогала старика, но за(то) многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые. (А Куприн.) 8) Видна на боках твоих впалых кнута не одна полоса, за(то) на дворах постоялых покушал ты вволю овса. (Н. Некрасов.) 9) Что волки жадны, всякий знает: волк, евши, никогда костей не разбирает. За(то) на одного из них пришла беда: он костью чуть не подавился. (И. Крылов.)

Упражнение 11.
Перепишите предложения. Вводное слово однако обведите кружком, а в сложносочиненных предложениях с союзом однако подчеркните подлежащее и сказуемое.
1) Погода была ветреная, ветер, однако, не совсем попутный. (И. Гончаров.) 2) Страстно преданный барину, он, однако ж, редкий день в чем-нибудь не солжет ему. (И. Гончаров.) 3) Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились. (М. Лермонтов.) 4) Раздался сильный взрыв, однако ребята не растерялись. 5) Погода вначале была хорошая, тихая, однако вскоре налетел холодный ветер.

Упражнение 12.
Придумайте сами вторую часть предложения, присоединив ее союзом же.
1) Самым мудрым и сильным в стае был орел Белоголов, ...
2) За креслом прятался Великий и Ужасный Гудвин,...
3) Месяц среди ярких и тяжеловесных южных звезд казался слишком хрупким,...
4) Доктор осмотрел пациента,...

Упражнение 13.

Найдите союзы , определите, какие отношения они выражают в приведенных предложениях.
1) Как мелкие битые стекляшки, мерцали в небе звезды, но за деревней уже обозначилась лиловая заря. (В. Белов) 2) О жаренном на вертеле мясе и яичнице он мечтал давно, но бестолковая хозяйка не понимала его идеалов, оправдываясь непитательностью такого меню. (А Аверченко.) 3) Отец и мать оба любили меня беззаветно, но от этого мне не было легче. (И. Тургенев.) 4) Прелесть русской природы раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно. (К. Паустовский.) 5) Подъехав к подножию горы, мы увидели толпившихся здесь десятка два-три горцев и грузин, а также караван верблюдов, который располагался поблизости от них на ночлег. (М. Лермонтов.)

Упражнение 14.
В сложносочинённых предложениях укажите средства связи их частей. Определите синтаксические отношения между ними (соединительные, разделительные и т. д.).
1) Римский постарался изобразить на лице улыбку, и от этого оно сделалось кислым и злым. 2) В окно хлестал дождь, а здесь было тепло и уютно. 3) Светило солнце, и как сумасшедшие кричали дрозды. 4) Она приходила ко мне каждый день, а ждать я начинал её с утра. 5) Дышать стало гораздо легче, и голоса под липами звучали мягче. 6) Грач ли хорошо знал своё дело, машина ли была хороша, но только вскоре Маргарита, открыв глаза, увидела… дрожащее озеро московских огней. 7) «Или вы соглашаетесь, или я немедленно ухожу!» - прошипел Азазелло. 8) След Варенухи так и не удалось поймать, то есть известный решительно всей Москве театральный администратор канул как в воду. 9) Пропали чёрные кони, и мастер с Маргаритой увидели обещанный рассвет…
(М. Булгаков)

Упражнение 15.
Перепишите предложения, подчеркните грамматические основы и составьте схемы.
1) За окном медленно падал снежок, и снежный, ясный свет лежал на стенах комнаты (А. Толстой). 2) Месячный свет падал из окон бледно-голубыми, бледно-серебристыми арками, и в каждой из них был дымчатый теневой крест, мягко ломавшийся по озаренным креслам и стульям (Бунин). 3) Солнце закатилось, и над городом стояла золотистая пыль (А. Толстой). 4) Поезд тронулся, и она остановилась, глядя широко раскрытыми синими глазами на мелькающие вдоль платформы вагоны (Бунин). 5) В саду было тихо, только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях, да нежно охали древесные лягушки, да плескалась рыба в пруду (А. Н. Толстой).

Упражнение 16.

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. В сложносочиненных предложениях выделите грамматические основы. Составьте схему 5-го предложения.
Была с..редина марта. В..сна в этом году выд..лась ровная, дружная. Изр..дка вып..дали обильные, но короткие д..жди. Уже ездили на к..лесах по дорогам, п..крытым густой грязью. Снег еще лежал сугробами в глубоких лесах и в т..нистых..врагах, но на п..лях осел, стал рыхлым и темным, и из(под) него (кое)где больш..ми плеш..нами пок..залась ч..рная, жирная, парившаяся на со..нце земля. Б..резовые почки набухли, а барашки на вербах из белых стали ж..лтыми, пушистыми и огромными. Зацвела ива.
Пч..лы выл..тели из ул..ев за первым взятком, а на лесных п..лянах ро..ко пок..зались первые подснежники.
Мы с (не)т..рпением ждали пр..лета старых зн..комых скв..рцов - этих первых пер..летных г..стей, радос..ных вес..ников в..сны.

(По А. Куприну.)

Упражнение 17.
Выпишите из текста сложносочиненные предложения; определите средства синтаксической связи в них, укажите, какое значение привносят в предложение сочинительные союзы. Сделайте схемы выписанных предложений; выполните их синтаксический разбор.
Первая послевоенная весна на Дону была на редкость дружная. В конце марта подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья. В степи, взломав лед, бешено взыграли речки, и дороги стали почти непроездны. В эту недобрую пору бездорожья пришлось мне ехать в соседнюю станицу. И расстояние небольшое, всего около шестидесяти километров, но одолеть их оказалось не так-то просто. Пара лошадей еле-еле тащила тяжелую бричку. Колеса проваливались в перемешанный со снегом песок, и там, где было особенно трудно лошадям, мы слезали с брички, шли пеш¬ком, с трудом вытаскивая ноги из наезженной колеи. Кожаные ботинки тотчас промокли. По обочинам дороги еще держался блестевший на солнце ледок, и там пробираться было еще труднее. Наконец-то мы добрались до переправы через речку. Небольшая, местами пересыхающая летом речонка разлилась на целый километр. Хутор раскинулся в стороне, и возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухой осенью и в самом начале весны. От воды тянуло сыростью, а из степей, потонувших в сиренево-сизой дымке тумана, легкий ветерок нес извечно юный аромат недавно освободившейся из-под снега земли. Неподалеку, на прибрежном песке, лежал поваленный плетень, я присел на него. (М. Шолохов.)

Тест на тему «Сложносочинённое предложение»

1. Какое утверждение является неверным?
1) Сложносочинённые предложения – это такие предложения, в которых простые связываются сочинительными союзами.
2) В сложносочинённых предложениях с союзом и указывается на чередование явлений.
3) Если простые предложения соединены союзами и, да (в значении и ), ни – ни, тоже, также , в них перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим.
4) В сложносочинённых предложениях с союзами а, но, д а (в значении но) одно явление противопоставлено другому.

2. Какое утверждение является неверным?
1) Если два простых предложения соединены в одно сложное союзом зато, это предложение сложносочинённое.
2) В сложносочинённых предложениях с разделительным союзом то - то обычно указывается на чередование явлений.
3) Сложносочинённые предложения бывают союзными и бессоюзными.
4) В сложносочинённых предложениях с союзами однако, зато, же одно явление противопоставляется другому.

3. Какое утверждение является неверным?
1) Простые предложения не могут соединяться в сложносочинённое только при помощи интонации.
2) В сложносочинённых предложениях с союзами или (иль), то ли - то ли указывается на возможность одного явления из двух или нескольких.
3) Если два простых предложения соединены в одно сложное союзом однако, это предложение сложносочинённое.
4) В сложносочинённом предложении простые предложения связываются сочинительными или подчинительными союзами.

4. Определите тип предложения.
Ветер лизнул огромные серые валуны, раскиданные древним ураганом и за столетия неподвижности обросшие переплетением сцепившихся кустов.
1) простое предложение с обособленными однородными членами


5. Определите тип предложения.
Небо совсем выцвело от зноя, пыльные листья на полях чуть съёжились и пожелтели по краям.

2) сложносочинённое предложение
3) сложноподчинённое предложение
4) бессоюзное сложное предложение

6. Определите тип предложения.
В комнаты ворвался упоительный свежий ветер, который принёс запах сырой травы и мокрых елей.
1) простое предложение с однородными членами
2) сложносочинённое предложение
3) сложноподчинённое предложение
4) бессоюзное сложное предложение

7. Как надо продолжить предложение, чтобы оно получилось сложносочинённым?
Цветут липы…
1) и привлекают своим запахом пчёл.
2) и кругом пахнет липовым мёдом.
3) распространяя вокруг удивительный запах.
4) тесным полукругом окружающие дом.

8. Как надо продолжить предложение, чтобы оно получилось сложносочинённым?
Поднялся сильный ветер…
1) и сорвал с деревьев последние листья.
2) и захотелось поскорее укрыться от него куда-нибудь в тёплый дом.
3) разнося по дорожкам сада упавшие листья.
4) от которого захотелось поскорее куда-нибудь укрыться.

9. Как надо продолжить предложение, чтобы оно получилось сложносочинённым?
Внезапно набежали тучи…
1) и вылили на землю обильный дождь.
2) вскоре закрывшие солнце.
3) и стало темно.
4) не предвещавшие хорошей погоды.

10. Какие отношения выражаются с помощью союза и в данном сложносочинённом предложении?
Золотилась и краснела листва в подмосковных лесах, и над убегающей вдаль извилистой речушкой медленно плыла голубая дымка, и свежий ветер был напоён острыми запахами увядающих трав.
1) последовательность явлений
2) чередование явлений
3) противопоставление явлений
4) одновременность явлений

11. Какие отношения выражаются с помощью союза и в данном сложносочинённом предложении?
И вот уже косые дожди сбивают последнюю листву с деревьев, и вот уже среди рыжей листвы под ногой хрустнет первая тонкая льдинка, и вот однажды утром первый иней посеребрит голые макушки камней.
1) последовательность явлений
2) чередование явлений
3) противопоставление явлений
4) одновременность явлений

12. В каком варианте ответа указаны сложносочинённые предложения? (Знаки препинания не расставлены.)
А. Кругом по-прежнему сонное царство только кое-где поблизости стрекочут кузнечики.
Б. Я был когда-то ротным запевалой да и теперь я изредка пою.
В. Солнце греет по-прежнему однако трава кое-где уже почернела.
Г. Над долиной где мы ехали сгустились тучи.

1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Г

13. В каком варианте ответа указаны сложносочинённые предложения? (Знаки препинания не расставлены.)
А. В саду было тихо только иногда где-то ворочалась какая-то птица.
Б. Обоз тронулся с места когда село солнце.
В. Страшно выли провода на столбах да грохотали вывески.
Г. В течение долгого времени дни стоят невыносимо жаркие однако в небольшой рощице веет живительной свежестью.

1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) Б, Г

14. В каком варианте ответа указаны сложносочинённые предложения? (Знаки препинания не расставлены.)
А. На дворе стоял первый день нового года да и он уж клонился к закату.
Б. Мы подождали пока с парома выгрузили машины.
В. Монолитная стена на фоне осеннего леса производила удручающее однако сильное впечатление.
Г. Молодой месяц низко висел над лесом и нежный свет его блестел в дождевых каплях.
1) А, В 2) Б, Г 3) Б, В 4) А, Г

15. В каком случае даны союзы, которые могут связывать части сложносочиненного предложения?
1) что, если, когда
2) зато, однако
3) потому что, в связи с тем что, оттого что
4) как, хотя

16. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны соединительным союзом?
1) Митя спал с незавешенными окнами, и сад и луна всю ночь смотрели в них.
2) С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась.
3) То за соседним кустом начнет кричать коростель, то с пушечным выстрелом ударит пудовая рыба.
4) Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, смутные, неясные, как сон.

17. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны разделительным союзом?
1) Блестело море, все в ярком свете, и грозно волны о камень бились.
2) Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна.
3) Ни калина не растет между ними, ни трава не зеленеет.
4) Ты либо слушай, либо пускай другие слушают.

18. В каком случае части сложносочиненного предложения связаны противительным союзом?
1) Корень учения горек, зато плоды его сладки.
2) Не то птица летит, не то дождь шумит.
3) Лицо ее было бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели.
4) Этот художник талантлив, и тем не менее картины его тебя не трогают.

Иван Бунин


Маленький роман

В этот вечер мы встретились на станции.

Она кого-то ждала и была рассеянна.

Поезд пришел и затопил платформу народом. Пахло лесом после дождя, каменным углем. Знакомых было так много, что мы едва успевали раскланиваться. Но того, кого она тревожно искала глазами, не было.

Поезд тронулся, и она остановилась, глядя широко раскрытыми синими глазами на мелькающие вдоль платформы вагоны. В окнах, на площадках – всюду были лица, лица. Но того лица, что было нужно, не было.

Наконец стена вагонов оборвалась, мелькнул задний буфер, поезд стал уменьшаться, сокращаться в пролете между зелеными лесами. На опустевшей платформе тонко блестели длинные полоски дождевой воды, голубой от неба.

Платформа была в тени, – солнце скрылось за ее навесом, сзади нас, но дачи в лесу, напротив, были еще озарены и весело горели стеклами. Где-то страстно и отчаянно, в нос, заливался граммофон; где-то щелкали шары крокета и раздавались мальчишеские крики… Даже не взглянув на меня, она коротко сказала: «Пройдемтесь немного», – и я пошел.

За станцией в глаза ударило яркое вечернее солнце, но дальше стоял тенистый лес. И мы долго шли его прохладной просекой, по корням и утоптанным, упругим тропинкам, возле грязной дороги, среди зеленых лимов, осин и густого орешника, задевавшего нас бархатистой листвой. Она шла впереди, и я глядел на ее юбку, подолом которой она обвила себе ноги, на клетчатую кофточку, на тяжелый узел ее кос. Она ловко выбирала места посуше, наклоняясь от веток.

– О чем вы думаете? – спросила она раз, не оборачиваясь.

– О ваших ботинках, – сказал я. – О том, что они не на французских каблуках. Не верю женщинам на французских каблуках.

– А мне верите?

Но вот просека кончилась, мы очутились на солнце, на открытом зеленом бугре, и она остановилась и обернулась.

– Какой вы милый! – сказала она. – Идет себе и молчит… У меня неожиданный прилив нежности к вам.

Я ответил сдержанно:

– Спасибо. Это в горе бывает.

Она широко раскрыла глаза.

– В горе? В каком горе?

– Но ведь я знаю, что вы кого-то напрасно ждали. Знаю и то, что сейчас вы предложите мне догонять вас.

– Угадали. Хотите?

Я подошел к ней и, взяв за руки, слегка притянул к себе. Она отклонилась.

– Нет, – пробормотала она. – Нет… Ради бога…

И, помолчав, ловким движением выдернула руки, подхватила юбки и побежала с бугра в разлужье.

Направо и налево были овраги, заросшие лесом, впереди – широкая лощина, покрытая рядами скошенного сена, почти вся в тени. Сбежав в разлужье, она остановилась на границе этой тени, в блеске низкого солнца. Но, подпустив меня на шаг, прыгнула через канаву и пустилась по лощине. Я прыгнул за нею – и вдруг с неба посыпался легкий, быстрый, сухой шорох, а на взгорье налево пала легкая, чуть дымящаяся радуга.

– Дождь! – звонко крикнула она и еще быстрее побежала по сверкавшему под ливнем лугу.

Половина его, еще озаренная солнцем, дрожала и сияла в стеклянной, переливающейся золотом сети, – редкий крупный дождь сыпался торопливо и шумно. Видно было, как длинными иглами неслись с веселого голубого неба, из высокой дымчатой тучки, капли… Потом они замелькали реже, радуга на взгорье стала меркнуть – и шорох сразу замер.

Добежав до стога, она упала в него и засмеялась. Грудь ее дышала порывисто, в волосах мерцали капельки.

– Попробуйте, как бьется сердце, – сказала она, взяв мою руку.

Я обнял ее, наклонился к ее полуоткрытым губам. Она не сопротивлялась.

Потом тихо отстранила меня и отвернула от меня зардевшееся лицо. Она перекусывала сухой стебелек и блестящими глазами рассеянно смотрела вдаль.

– Это первый и последний раз, – сказала она. – Хорошо?

– Хорошо, – ответил я.

Она пристально посмотрела на меня.

– А вы хоть немножко любите меня? Мне так хорошо с вами, я так счастлива! И не ревнуете меня ни к кому… То, что я ждала кого-то, право, не имеет ни малейшего отношения к нам… Ну да, он уже и официально мой жених, и скоро я стану графиней Эль-Маммуна… Почему? Не знаю… Просто потому, что я его боюсь…

Она протянула мне руки с намерением подняться. Я поцеловал сперва одну, потом другую.

– А теперь пойдем, – сказала она.

– Еще немного по лугу…

Я поднял ее – и она мельком, застенчиво улыбнулась. Потом милыми женскими движениями поправила волосы, глубоко вздохнула свежестью луга… В лесу, то там, то здесь, глухо куковала кукушка, оттеняя глубину и звучность его после дождя, высоко в небе плыли и таяли теплые дымчатые облака с золотисто-алыми краями…

А на обратном пути мы заблудились. Однако она быстро сообразила, что где. И уверенно повела меня.

Тут, уступая моей просьбе, кратко, намеками, волнуясь, она рассказала мне свою историю. Кончив, она долго шла молча.

В лесу стояли северные сумерки. А лес, молчаливый, темный, тянулся на много верст вокруг. И весь этот лесной край был погружен теперь в грустное и спокойное ожидание ночи. Зыбкий полусвет таял, задремывал. Мелкое болотистое озеро, по берегу которого мы пробирались, еще белело меж деревьев. Но и оно было тускло и печально, как в лесу. Надвинулись тучи, сливаясь с темнотою леса. И все цепенел теплый сонный воздух, напоенный пряным ароматом болотных трав и хвои. Светляки золотистыми изумрудами тлели под кустами, задремывающими под таинственный шепот кузнечиков… Чтобы сократить путь, мы повернули от озера в длинный и широкий коридор вековых сосен. И, уже с трудом различая дорогу, пошли по глубокому песку к поляне, как вдруг что-то зашуршало в сухой перепутанной хвое и оттуда колом вынырнула большая головастая сова. Она метнулась на нас – я даже успел разглядеть ее серые штаники – и взвилась на своих широких круглых крыльях. Она отшатнулась и стала. А сова, беззвучно описав дугу, снова пала вниз и плавно потонула в чаще ветвей, во мраке.

– Не к добру, – сказала она, покачав головой.

Я улыбнулся.

– Уверяю вас, не к добру, – повторила она просто и настойчиво.

– Что же будет?

– Ах, я не знаю! Впрочем, мне все равно. Эти дни с вами и особенно этот вечер я никогда не забуду. Дайте я на прощанье…

Не договорив, она обняла меня, грустно и нежно посмотрела в лицо, подумала и поцеловала один глаз, другой… И мы пошли через поляну на зеленый огонек семафора, мерцавший за деревьями. Совсем стемнело; тихо зашептался с лесом дождь. А когда мы вбежали на балкон дачи, под парусиновый навес, к чайному столу, освещенному свечами в колпачках, дождь уже лил как из ведра.

Мы отряхивались и притворно рассказывали, как мы заблудились, как искали дорогу. И вдруг смолкли: из темного угла балкона, с качалки, поднялся непомерно высокий, худой и широкоплечий человек лет тридцати, с голым черепом, чудесной черной бородой и блестящими глазами. Старики смутились, она побледнела. Я пожал его большую руку и шутливо сказал:

– Боже, какой вы высокий! Из вас вышел бы отличный средневековый латник.

– Да? – живо спросил он. – Что ж, могло быть. Меня зовут граф Маммуна…

Мне отыскали старый огромный зонт, надавали советов, где лучше пройти, и я спустился с мокрых ступеней балкона в непроглядную тьму.

Она стояла на пороге, в светлом треугольнике парусинового шатра. Когда я добрался до калитки, она, не повышая голоса, сказала:

– Прощайте.

И это было последнее слово, слышанное мною от нее.

«Дорогой мой, – писала она мне через четыре месяца после этого, – не вините меня, что я исчезла, даже не предупредив вас. Он был в тысячу раз сильнее меня. Я потеряла волю, упустила страшный момент, когда еще можно было все порвать. Теперь у меня нет уже почти никаких надежд на встречу с вами. Да и как бы мы встретились? Мне кажется, я нисколько, нисколько не обманываю себя насчет вашего чувства. Для вас это был неожиданный и маленький роман, только и всего. Но все равно: клянусь вам, – если я кого-нибудь любила за всю свою жизнь, то это вас…

Что такое эта мириады раз воспетая людьми любовь? Может быть, дело-то и не в самой любви. В письмах одного умершего писателя я недавно прочла: «Любовь – это когда хочется того, чего нет и не бывает». Да, да, никогда не бывает. Но все равно. Я вас любила и люблю…

Вспоминаю вас чаще всего в сумерки. В сумерки мы простились, в сумерки и пишу я вам это первое и, верно, последнее письмо. А пишу бог знает откуда: из Альп, из ледяного, пустого отеля за облаками, в октябрьский вечер. У него начинается чахотка, и я бессовестно издеваюсь над его жизнью. Я не только держу его в Альпах в самую нелепую пору – я еще таскаю его в самые скверные туманные дни по озерам, в горы. Теперь он покорен мне.

Он молчит по целым дням, блестит глазами, но покорен. Молча шел и нынче. Когда мы вошли сюда, прислуга отеля, доживающая здесь последние дни простой крестьянской жизнью в кухне, ахнула от изумления: вот так гости! Но, может быть, и потому, что он был бледен и огромен, как смерть.

Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кемеровский областной медицинский колледж»

Филиал в г. Анжеро-Судженске

Методическая разработка практического занятия, адаптированного для лиц с ОВЗ (слабослышащих)

по учебной дисциплине «Русский язык и литература»

Для специальности 34.02.01 «Сестринское дело»

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация.

Тема 7.3. Сложное предложение

Занятие № 36. Сложносочиненное предложение.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Составлена преподавателем

Наумкиной Юлией Александровной

2017 г.

Обучающая цель: углубить знания обучающихся о сложносочинённом предложении, средствах связи в нём; познакомить со смысловыми отношениями между простыми предложениями в составе сложносочинённого; сформировать умения и навыки полноценного восприятия звучащей речи.

Студент должен знать:

Понятие о сложном и сложносочиненном предложениях;

Классификацию сложносочинительных союзов;

Схему разбора сложносочиненного предложения.

Студент должен уметь:

- ставить знаки препинания в сложносочиненном предложении;

Производить синтаксический разбор сложносочинённого предложения;

Употреблять сложносочиненные предложения в речи;

- уточнять и расширять активный запас слов, который необходим для понимания социальных ситуаций, для обеспечения адекватного взаимодействия с окружающими.

Развивающая цель:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Воспитательная цель :

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Тип занятия: систематизация и обобщение знаний.

Вид занятия: практическое занятие.

Междисциплинарные связи: «Русский язык и литература» (теория).

Оснащение занятия: дидактический раздаточный материал, ТСО.

Литература:

Основная

1. Гольцова, Н.Г. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10-11 классы: в 2 ч. [Текст] / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. - М., 2014.

Дополнительная

2. Воителева, Т.М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. [Текст] / Т.М. Воителева. - М., 2014.

3. Львова, С.И. Таблицы по русскому языку. [Текст] / С.И. Львова - М., 2010.

Интернет-источники:

4. Захарьина, Е.А. Тест по русскому языку «Сложносочинённое предложение» / Е.А. Захарьина [Электронный ресурс]. URL: http://saharina.ru/tests/test.php?name=test254.xml (дата обращения: 10.06.2017).

Структура занятия:

    Организационный момент

    Проверка домашнего задания

    Мотивация

    Актуализация базовых знаний или контроль знаний по предыдущей теме:

А) словарная работа посредством метода аудирования;

Б) повторение ранее пройденного по заданной теме.

    Инструктаж к самостоятельной работе студентов/ демонстрация выполнения манипуляций

    Самостоятельная работа студентов

    Подведение итогов занятия, проверка дневников, выставление отметок (диагностика)

    Домашнее задание

Ход занятия

Время (мин)

Методы и приемы обучения

Организационный момент

3

    1. Приветствие студентов, проверка отсутствующих

      Освещение плана занятия

приветствие, восприятие фраз на слух, проговаривание фраз учащимися, проверка готовности обучающихся к занятию, отметка отсутствующих

Проверка домашнего задания

(Приложение 1)

10

индивидуальный опрос (устно), элементы фронтального опроса (устно)

Постановка целей и задач занятия

2

сообщение темы занятия, постановка целей и задач занятия учителем

Мотивация

Сложносочинённое предложение

Сегодня мы вспомним, какие сочинительные союзы соединяют простые предложения.

Послушаем тексты с такими предложениями, потренируемся их классифицировать.

10

слово учителя

Актуализация базовых знаний

(Приложение 2, 3)

15

аудирование, решение проблемных задач (устно), групповой опрос, резюмирование темы учителем

Самостоятельная работа:

А) Инструктаж по выполнению самостоятельной работы

3

инструктаж учителя

Б) Выполнение самостоятельной работы. Во время самостоятельной работы преподаватель контролирует работу студентов, исправляет ошибки, неточности, дает рекомендации, советы

(Приложение 4)

выполнение упражнений, онлайн-тестирование, индивидуальная самостоятельная работа обучающихся, устный фронтальный опрос

Подведение итогов занятия, выставление отметок

обобщение, выставление оценок, привлечение студентов к анализу занятия (проговаривание фраз)

Домашнее задание

(Приложение 5)

объяснение домашнего задания

Здоровьесбережение

проветривание аудитории, физминутка для глаз, отдых

Приложение 1

Проверка домашнего задания по теме: «Вводные слова и обращения» (дифференцированное)

Упражнение 1.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя запятые, подчеркнув вводные слова и объяснив пунктуацию при них. Выполните морфологический разбор указанных слов.

1. Вот собственно и повесть и не мудрен ее 3 сюжет. (Т.) 2. В лесах становилось 3 все тише 3 , и наконец пошел густой снег. (Пауст.) 3. После обеда Климент Иванович вн..запно 3 п..грузился в задумчивость или говоря прямо сле..ка 3 ос..вел. (Т.) 4. Я (не) знала, что ты с ним в такой дружбе … Смотри однако Вера будь осторожна. (Т.) 5. Автобус очевидно только что вышел на линию. (Хал.) 6. «Папа, это (по) моему достойно старого солдата»,- сказал я ставя вино на стол. (Хал.) 7. (По) видимому немцы совершенно уверены, что на них не осмелят(ь)ся напасть. (Бек) 8. Хочется выразиться красочно например так: да, он, наш батальон, становится булатом - прокаленным, заточенным 3 , узорчатым клинком. (Бек) 9. Видимо принимая 3 прибывшую 3 часть, Панфилов ходил на рубеж, много времени провел под дождем и быть может не спал всю ночь. (Бек) 10. Однажды я видел, как привыкнув 3 очевидно 3 к его постоянному: «Садитесь, пожалуйста, садитесь», штабной командир войдя к Панфилову сел без приглашения. (Бек) 11. В бою по нашим уставам такой участок велик даже для полка. Это однако (не) тревожило. (Бек)

Упражнение 2.

Перепишите, расставив недостающие знаки препинания.

1. Этот Бобов повадился ко мне ходить и как кажется полюбил меня. (Т.) 2. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанною корой. (Л. Т.) 3. Платок был отличный и наверно стоил копеек сорок. (М.-С.) 4. Родятся люди, женятся, умирают; значит так нужно значит так хорошо. (Остр.) 5. Лукерья Фоминична влюбилась извольте видеть в одного приезжего из столицы. (Григ.) 6. Михась опять рассматривает снимок, на котором тетка, закутанная в теплый платок, продает должно быть часы-ходики. (Нил.) 7. Инженер Ковшов считал важным то, что казалось маловажным инженеру Тополеву: например он мог часами заниматься с Петей Гудкиным. (Аж.) 8. Если бы товарищи по работе относились к Тане равнодушно, их бы вероятно не тревожила эта история. (Аж.) 9. Настал наконец день, когда я, попрощавшись с генералом, отправился принимать батальон. (Бек) 10. Линия, отмеренная нам, была как известно очень длинной: семь километров - батальону. (Бек) 11. Мелешин был более молчаливым и очевидно чувствовал себя старшим. (Хал.) 12. Казалось вся степь населена птицами. (Хал.) 13. Здесь вся биография моего отца и пожалуй моя. (Хал.) 14. Нашлись спички. Правда они подмокли, но одна, нерешительно подымив, зажглась. (Хал.)

Приложение 2

Актуализация базовых знаний

Словарный диктант (аудирование)

Записать слова под диктовку, пояснить их правописание:

Пессимизм, прогресс, процесс, панъевропейский, павильон, привратник, превратно (= неверно), преодолеть преграды, престарелый, пресекать (попытки), претерпеть (лишения) – притерпеться (к боли), приемлемый, перспектива, перрон, пеньюар, претензия, притязания, причудливый, преобразовать, превозмочь, пренебрегать, привередливый, привилегированный, престиж, приданое (невесты), презрительный, примитивный, принудительный, не преминуть, препираться (из-за пустяков), припереть (к стене), прерогатива, приноровиться, неприступная (крепость), пригожий, пол-ананаса, полбанана, пол-литра, поллитровка, пол-России, прима-балерина, подобру-поздорову, подчас, поистине, поодиночке, под ложечкой, под стать, под уздцы, не по нутру, пьедестал, резонанс, респиратор.

Приложение 3

Актуализация базовых знаний

Сложносочинённое предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу.

Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся между простыми предложениями и не входят ни в одно из них.

По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на шесть групп.

1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами: и, да (= и), ни - ни. В них говорится об:

а) одновременности событий и явлений, или б) об их следовании друг за другом, или в) об обусловленности одного события другим. Например: а) Ни [калина не растёт меж ними], ни [трава не зеленеет] (И. Тургенев) - Ни , ни ; И [метался ветер быстрый по бурьянам], и [снопами мчались искры по туманам]... (А. Блок) - И , и ; [Только ивол ги кричат], да [кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы] (М. Шолохов) - , да ;

б) [Упали две-три крупные капли дождя], и [вдруг блеснула молния]. (И. Гончаров) - [ ], и ; [Дверь через улицу в ярко освещенном магазине хлопнула], и [из нее показал ся гражданин]. (М. Булгаков) - , и .

в) [Жизнь даётся один раз], и [хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво] (А. Чехов) (второе предложение выражает результат, следствие, вывод из содержания первого) - , и ; [Скажи ты ей два слова], и [она спасена] (А. Чехов) (в первом предложении указывается на условие действия (состояния) во втором) - [ ], и ; [Становилось жарко], и [я поспешил домой] (М. Лермонтов) (в первом предложении указывается на причину действия во втором) - , и ; [Свободных мест не было], и [им пришлось стоять] (В. Распутин) - , и .

2. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами: или (иль), либо, ли - или, то - то, не то - не то, то ли - то ли. В них указывается на чередование явлений, на возможность (выбор) одного явления из двух или нескольких. Например: [Залает пёс домовый], иль [ ветерок заше лестит в листах темнеющей пролетит] (Н. Языков) [ ], иль , иль ; То [солнце тусклое блестит], то [туча чёрная висит ]. (Н. Некрасов)

То , то ; Не то [светало], не то [темнело] (Ю. Герман) - Не то , не то [ ] (в предложениях с союзами то ли - то ли, не то - не то взаимоисключение осложнено значением предположительности или указанием на затруднение в выборе точного обозначения ситуации).

3. Сложносочинённые предложения с противительными союзами: а, но, да (= но), однако, зато, же, только. В них одно явление противопоставляется другому или чем-то отличается от него. Например: [Чины людьми даются], а [люди могут обмануться] (А. Грибоедов) - , а ; [Убеждения внушаются теорией], [поведение же формируется примером] (А. Герцен) (союз же совмещает в себе два значения: противительного союза и усилительной частицы; поэтому он стоит не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения, выделяя это слово) - , [же ]; [Они, конечно, не знают меня], да \я-то их знаю] (Ф. Достоевский) - , да ; [Федя никогда не плакал], зато [ нахо дило на него временами дикоеупрямство] (И. Тургенев) - , зато ; [Она не двигалась], только [чуть-чуть шеве лились брови] (В. Распутин) - , только ; [Был уже весенний месяц март], однако [по ночам деревья трещали от холода, как в декабре] (А. Чехов) - , однако . (Противительный союз «однако» всегда стоит в начале простого предложения, он может быть заменён союзом «но», запятая после него не ставится. Омонимичное союзу вводное слово «однако» стоит не в начале (т.е. в середине или в конце) предложения и на письме выделяется запятыми. Ср.: Мы все его ждали, однако (но) он не пришёл. - Мы все его ждали, он, однако, не пришёл.)

4. Сложносочинённые предложения с градационно-сопоставительными союзами: не только... но и, не то чтобы... а (но), если не... то, не то что... но (а), не столько... сколько. В таких предложениях происходит сопоставление или противопоставление явлений по степени значимости: сообщаемое во втором предложении представлено как в том или ином отношении более значимое, действенное или убедительное по сравнению с тем, о чём говорится в первом (то, о чём говорится во втором предложении, обладает для говорящего большей степенью значимости). Например: (Л. Толстой) - не то что , но ; Не только [Соня без краски не могла выдержать этого взгляда], но и [старая графиня и Наташа покраснели, заметив этот взгляд] (Л. Толстой) - Не только , но и .

5. Сложносочинённые предложения с присоединительными союзами: да и, тоже, также, причём, притом. Второе предложение в них имеет характер добавочного или попутного замечания, часто неожиданного, как бы только что пришедшего в голову. [Он чувствовал себя перед нею ребёнком], да и [она считала его за ребёнка] (Ф. Достоевский) - , да и ; [Бедной Наденьке больше уже негде слышать тех слов], да и [некому произносить их] (А, Чехов) - , да и ; [Лицо её было бледно], [слегка раскрытые губы тоже по бледнели] (И. Тургенев) - ., [тоже ] (союзы тоже и так же по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между простыми предложениями, а внутри второго).

6. Сложносочинённые предложения с пояснительными союзами: то есть, а именно, В них указывается на тождество, равнозначность ситуаций, при этом второе предложение поясняет, конкретизирует мысль, высказанную в первом. Например: [Так же вот жилось в родных Лозищах и не коему Осипу Лозинскому], то есть [жилось, правду сказать, неважно] (В. Короленко) - , то есть ; [Мужская комнатная прислуга была доведена у нас до минимума], а именно: [для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев] (М. Салтыков-Щедрин) - , а именно .

Приложение 4

Выполнение самостоятельной работы

Упражнение 1.

Спишите. Найдите предикативные основы предложений (то есть подлежащее и ), поставьте запятые. Попробуйте определить, на какие смысловые отношения между частями сложного предложения указывает союз и .

1) Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит. (А. Пушкин.) 2) Ливень шумел за окнами и стало темно. (К Паустовский.) 3) Мне не хотелось расставаться с ним и мы пошли вместе. (В. Каверин.) 4) Тут тоже теснились подстриженные акации у деревянной ограды и сирени переплетали жгуты своих стволов напоминавшие обнаженные мышцы и росли вязы и старились липы. (К. Федин.) 5) По обочинам маленьких полей свежо зеленели чинары и прозрачные струи воды переливались на дне ущелья. (К. Паустовский.) 6) Река сплошь была занесена плавняком - следовательно всюду можно было свободно перейти с одного берега на другой. (В. Арсеньев.) 7) Котомки наши были тяжелы и поэтому мы устали. (В. Арсеньев.) 8) Он засмеялся и от этого его лицо сразу помолодело на несколько лет. (К. Паустовский.)

Упражнение 2.

Перепишите, раскрывая скобки, определите, в каких предложениях зато является союзом.

1) Много поработали и устали, за(то) все сделали. 2) Поблагодари Диму за(то), что он для тебя сделал. 3) Приют наш мал, за(то) спокоен. (М. Лермонтов) 4) Кукушка хвалит петуха за(то), что хвалит он кукушку. (И. Крылов.) 5) Небо стало очищаться от туч, за(то) ветер еще усилился. 6) Песня над домом смолкла, за(то) над прудом соловей заводил свою. (В. Короленко.) 7) Яркая роскошь южной природы не трогала старика, но за(то) многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые. (А Куприн.) 8) Видна на боках твоих впалых кнута не одна полоса, за(то) на дворах постоялых покушал ты вволю овса. (Н. Некрасов.) 9) Что волки жадны, всякий знает: волк, евши, никогда костей не разбирает. За(то) на одного из них пришла беда: он костью чуть не подавился. (И. Крылов.)

Упражнение 3.

Перепишите предложения, подчеркните грамматические основы и составьте схемы.

1) За окном медленно падал снежок, и снежный, ясный свет лежал на стенах комнаты (А. Толстой). 2) Месячный свет падал из окон бледно-голубыми, бледно-серебристыми арками, и в каждой из них был дымчатый теневой крест, мягко ломавшийся по озаренным креслам и стульям (Бунин). 3) Солнце закатилось, и над городом стояла золотистая пыль (А. Толстой). 4) Поезд тронулся, и она остановилась, глядя широко раскрытыми синими глазами на мелькающие вдоль платформы вагоны (Бунин). 5) В саду было тихо, только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях, да нежно охали древесные лягушки, да плескалась рыба в пруду (А.Н. Толстой).

Упражнение 4.

Внимательно изучите схему синтаксического разбора сложносочинённого предложения и образец его выполнения:

Схема разбора сложносочинённого предложения:

1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить количество простых предложений в составе сложного и найти их границы, выделить грамматические основы каждого простого предложения, входящего в состав сложного.

4. Указать, каким сочинительным союзом соединены простые предложения в сложное, и определить смысловые отношения между ними.

5. Объяснить расстановку знаков препинания.

6. Составить графическую схему сложносочинённого предложения.

Образец разбора сложносочинённого предложения

[Ты опоздал на много лет], но [всё-таки тебе я рада]. (А. Ахматова).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, связанных сочинительным противительным союзом «но», отношения противопоставления (с оттенком уступительности); простые предложения в составе сложносочинённого на письме разделяются запятой.

Но .

Задание: произведите синтаксический разбор предложения:

То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь (Л. Толстой).

Упражнение 5.

Выполнение онлайн-тестирования по теме «Сложносочиненное предложение» .

Приложение 5

Домашнее задание

Упражнений 1.

Перепишите предложение, произведите его полный синтаксический разбор. Выполните морфологический разбор указанных слов:

Мелькают 3 женщины 3 в платках, и тявкают дворняжки шалые, и самоваров розы алые 3 горят в трактирах и домах. (О. Мандельштам).

Упражнение 2.

Подготовьте устный ответ на вопросы:

Какие предложения называют сложносочиненными?

Назовите основные группы сложносочиненных предложений по союзам и значению. Подберите предложения, иллюстрирующие ваш ответ.

В каких случаях между частями сложносочиненного предложения запятая не ставится?

В этот вечер мы встретились на станции.

Она кого-то ждала и была рассеянна.

Поезд пришел и затопил платформу народом. Пахло лесом после дождя, каменным углем. Знакомых было так много, что мы едва успевали раскланиваться. Но того, кого она тревожно искала глазами, не было.

Поезд тронулся, и она остановилась, глядя широко раскрытыми синими глазами на мелькающие вдоль платформы вагоны. В окнах, на площадках – всюду были лица, лица. Но того лица, что было нужно, не было.

Наконец стена вагонов оборвалась, мелькнул задний буфер, поезд стал уменьшаться, сокращаться в пролете между зелеными лесами. На опустевшей платформе тонко блестели длинные полоски дождевой воды, голубой от неба.

Платформа была в тени, – солнце скрылось за ее навесом, сзади нас, но дачи в лесу, напротив, были еще озарены и весело горели стеклами. Где-то страстно и отчаянно, в нос, заливался граммофон; где-то щелкали шары крокета и раздавались мальчишеские крики… Даже не взглянув на меня, она коротко сказала: «Пройдемтесь немного», – и я пошел.

За станцией в глаза ударило яркое вечернее солнце, но дальше стоял тенистый лес. И мы долго шли его прохладной просекой, по корням и утоптанным, упругим тропинкам, возле грязной дороги, среди зеленых лимов, осин и густого орешника, задевавшего нас бархатистой листвой. Она шла впереди, и я глядел на ее юбку, подолом которой она обвила себе ноги, на клетчатую кофточку, на тяжелый узел ее кос. Она ловко выбирала места посуше, наклоняясь от веток.

– О чем вы думаете? – спросила она раз, не оборачиваясь.

– О ваших ботинках, – сказал я. – О том, что они не на французских каблуках. Не верю женщинам на французских каблуках.

– А мне верите?

Но вот просека кончилась, мы очутились на солнце, на открытом зеленом бугре, и она остановилась и обернулась.

– Какой вы милый! – сказала она. – Идет себе и молчит… У меня неожиданный прилив нежности к вам.

Я ответил сдержанно:

– Спасибо. Это в горе бывает.

Она широко раскрыла глаза.

– В горе? В каком горе?

– Но ведь я знаю, что вы кого-то напрасно ждали. Знаю и то, что сейчас вы предложите мне догонять вас.

– Угадали. Хотите?

Я подошел к ней и, взяв за руки, слегка притянул к себе. Она отклонилась.

– Нет, – пробормотала она. – Нет… Ради бога…

И, помолчав, ловким движением выдернула руки, подхватила юбки и побежала с бугра в разлужье.

Направо и налево были овраги, заросшие лесом, впереди – широкая лощина, покрытая рядами скошенного сена, почти вся в тени. Сбежав в разлужье, она остановилась на границе этой тени, в блеске низкого солнца. Но, подпустив меня на шаг, прыгнула через канаву и пустилась по лощине. Я прыгнул за нею – и вдруг с неба посыпался легкий, быстрый, сухой шорох, а на взгорье налево пала легкая, чуть дымящаяся радуга.

– Дождь! – звонко крикнула она и еще быстрее побежала по сверкавшему под ливнем лугу.

Половина его, еще озаренная солнцем, дрожала и сияла в стеклянной, переливающейся золотом сети, – редкий крупный дождь сыпался торопливо и шумно. Видно было, как длинными иглами неслись с веселого голубого неба, из высокой дымчатой тучки, капли… Потом они замелькали реже, радуга на взгорье стала меркнуть – и шорох сразу замер.

Добежав до стога, она упала в него и засмеялась. Грудь ее дышала порывисто, в волосах мерцали капельки.

– Попробуйте, как бьется сердце, – сказала она, взяв мою руку.

Я обнял ее, наклонился к ее полуоткрытым губам. Она не сопротивлялась.

Потом тихо отстранила меня и отвернула от меня зардевшееся лицо. Она перекусывала сухой стебелек и блестящими глазами рассеянно смотрела вдаль.

– Это первый и последний раз, – сказала она. – Хорошо?

– Хорошо, – ответил я.

Она пристально посмотрела на меня.

– А вы хоть немножко любите меня? Мне так хорошо с вами, я так счастлива! И не ревнуете меня ни к кому… То, что я ждала кого-то, право, не имеет ни малейшего отношения к нам… Ну да, он уже и официально мой жених, и скоро я стану графиней Эль-Маммуна… Почему? Не знаю… Просто потому, что я его боюсь…

Она протянула мне руки с намерением подняться. Я поцеловал сперва одну, потом другую.

– А теперь пойдем, – сказала она.

– Еще немного по лугу…

Я поднял ее – и она мельком, застенчиво улыбнулась. Потом милыми женскими движениями поправила волосы, глубоко вздохнула свежестью луга… В лесу, то там, то здесь, глухо куковала кукушка, оттеняя глубину и звучность его после дождя, высоко в небе плыли и таяли теплые дымчатые облака с золотисто-алыми краями…

А на обратном пути мы заблудились. Однако она быстро сообразила, что где. И уверенно повела меня.

Тут, уступая моей просьбе, кратко, намеками, волнуясь, она рассказала мне свою историю. Кончив, она долго шла молча.

В лесу стояли северные сумерки. А лес, молчаливый, темный, тянулся на много верст вокруг. И весь этот лесной край был погружен теперь в грустное и спокойное ожидание ночи. Зыбкий полусвет таял, задремывал. Мелкое болотистое озеро, по берегу которого мы пробирались, еще белело меж деревьев. Но и оно было тускло и печально, как в лесу. Надвинулись тучи, сливаясь с темнотою леса. И все цепенел теплый сонный воздух, напоенный пряным ароматом болотных трав и хвои. Светляки золотистыми изумрудами тлели под кустами, задремывающими под таинственный шепот кузнечиков… Чтобы сократить путь, мы повернули от озера в длинный и широкий коридор вековых сосен. И, уже с трудом различая дорогу, пошли по глубокому песку к поляне, как вдруг что-то зашуршало в сухой перепутанной хвое и оттуда колом вынырнула большая головастая сова. Она метнулась на нас – я даже успел разглядеть ее серые штаники – и взвилась на своих широких круглых крыльях. Она отшатнулась и стала. А сова, беззвучно описав дугу, снова пала вниз и плавно потонула в чаще ветвей, во мраке.

– Не к добру, – сказала она, покачав головой.

Я улыбнулся.

– Уверяю вас, не к добру, – повторила она просто и настойчиво.

– Что же будет?

– Ах, я не знаю! Впрочем, мне все равно. Эти дни с вами и особенно этот вечер я никогда не забуду. Дайте я на прощанье…

Не договорив, она обняла меня, грустно и нежно посмотрела в лицо, подумала и поцеловала один глаз, другой… И мы пошли через поляну на зеленый огонек семафора, мерцавший за деревьями. Совсем стемнело; тихо зашептался с лесом дождь. А когда мы вбежали на балкон дачи, под парусиновый навес, к чайному столу, освещенному свечами в колпачках, дождь уже лил как из ведра.

Мы отряхивались и притворно рассказывали, как мы заблудились, как искали дорогу. И вдруг смолкли: из темного угла балкона, с качалки, поднялся непомерно высокий, худой и широкоплечий человек лет тридцати, с голым черепом, чудесной черной бородой и блестящими глазами. Старики смутились, она побледнела. Я пожал его большую руку и шутливо сказал:

– Боже, какой вы высокий! Из вас вышел бы отличный средневековый латник.

– Да? – живо спросил он. – Что ж, могло быть. Меня зовут граф Маммуна…

Мне отыскали старый огромный зонт, надавали советов, где лучше пройти, и я спустился с мокрых ступеней балкона в непроглядную тьму.

Она стояла на пороге, в светлом треугольнике парусинового шатра. Когда я добрался до калитки, она, не повышая голоса, сказала:

– Прощайте.

И это было последнее слово, слышанное мною от нее.

Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.

В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда: а) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни..., ни; тоже; также; не только..., но и; как..., так и); б) ССП с разделительными союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли); в) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же). Смысловая связь простых предложений, объединенных в сложное, различна. Они могут передавать: - явления, происходящие одновременно: И далеко на юге шел бой, и на севере вздрагивала земля от бомбовых ударов, явственно приближавшихся ночью (в таких предложениях изменение последовательности частей предложения не меняет смысла); - явления, происходящие последовательно: Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали (в этом случае перестановка предложений невозможна). В сложносочиненных предложениях с соединительными союзами могут выражаться: - временные отношения: Наступило утро, и наш пароход подошел к Астрахани (сравните: Когда наступило утро, наш пароход подошел к Астрахани); - причинно-следственные отношения: Несколько особенно мощно перекрытых блиндажей остались совсем целы, и иззябшие, измученные боем люди, валясь с ног от усталости и желания спать, всеми силами тянулись туда погреться; - действие и его результат: Пугачев дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили.

Примечание. Союзы тоже и также вносят в предложение значение уподобления. Например: И теперь я жил с бабушкой, она тоже перед сном рассказывала мне сказки. Союзы тоже и также стоят всегда внутри второй части сложносочиненного предложения. Союз тоже, как правило, употребляется в разговорной речи, союз также - в книжной.

Разговорный характер имеет также и союз да в значении и: Скрывать истину было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать. В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами указывается на такие явления, которые не могут происходить одновременно: они или чередуются, или одно исключает другое. Например: В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колеса тачек; На Пересыпи не то что-то горело, не то восходила луна; Только иногда мелькнет березка или мрачной тенью встанет перед тобой ель. В сложносочиненных предложениях с противительными союзами одно явление противопоставляется другому: Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце. С помощью союза однако передается оговорка к ранее сказанному. Например: Она едва могла принудить себя улыбнуться и скрыть свое торжество, однако ей удалось довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид. Союзы зато, но зато указывают на возмещение того, о чем говорилось в первом предложении: Лось ушел, зато рядом раздавался звук, издаваемый каким-то живым и, вероятно, слабым существом; Много труда предстоит ему, но зато зимой он отдохнет. В значении противительных союзов употребляются частицы же, только. Например: Голова еще болела, сознание же было ясное, отчетливое; Война ничего не отменила, только все чувства стали острей на войне. Сложносочиненное предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Сложносочиненные предложения Простые предложения с однородными членами предложения
Свистящим шепотом перекинулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей. , и . И вдруг еще один жук отвалил от танцевавшего в воздухе роя и, оставляя за собой большой, пышный хвост, пронесся прямо к поляне. [ и ].
Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. , но . Повинуясь этому могучему чувству, он вскочил на ноги, но тут же, застонав, присел на медвежью тушу. [ , но ].
Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод. , , а . В хорошую погоду лес клубился шапками сосновых вершин, а в непогодь, подернутый серым туманом, напоминал помрачневшую водную гладь. [ , а ].
Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная баба, или перебежит дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи. , или , или , и [ , ]. Приходилось стоять, закрыв глаза, прислонившись спиной к стволу дерева, или присаживаться на сугроб и отдыхать, чувствуя биение пульса в венах. [ или и ].

Упр. 52. Из простого распространенного предложения образуйте сложносочиненное.

Образец: Несмотря на позднее время, в лесу еще можно было слышать пение птиц. - Время было позднее, но в лесу еще можно было слышать пение птиц.

1. Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось. 2. Вследствие продолжительных дождей болота стали совсем непроходимы. 3. По окончании доклада слушатели задали докладчику много вопросов. 4. После подробного обсуждения плана предстоящей экскурсии учащиеся отправились в путь.

Упр. 53. Перепишите предложения, подчеркните грамматические основы и составьте схемы.

1. За окном медленно падал снежок, и снежный, ясный свет лежал на стенах комнаты (А. Толстой). 2. Месячный свет падал из окон бледно-голубыми, бледно-серебристыми арками, и в каждой из них был дымчатый теневой крест, мягко ломавшийся по озаренным креслам и стульям (Бунин). 3. Солнце закатилось, и над городом стояла золотистая пыль (А. Толстой). 4. Поезд тронулся, и она остановилась, глядя широко раскрытыми синими глазами на мелькающие вдоль платформы вагоны (Бунин). 5. В саду было тихо, только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях, да нежно охали древесные лягушки, да плескалась рыба в пруду (А. Н. Толстой).

Упр. 54. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. В сложносочиненных предложениях выделите грамматические основы. Составьте схему 5-го предложения.

Была с..редина марта. В..сна в этом году выд..лась ровная, дружная. Изр..дка вып..дали обильные, но короткие д..жди. Уже ездили на к..лесах по дорогам, п..крытым густой грязью. Снег еще лежал сугробами в глубоких лесах и в т..нистых..врагах, но на п..лях осел, стал рыхлым и темным, и из(под) него (кое)где больш..ми плеш..нами пок..залась ч..рная, жирная, парившаяся на со..нце земля. Б..резовые почки набухли, а барашки на вербах из белых стали ж..лтыми, пушистыми и огромными. Зацвела ива. Пч..лы выл..тели из ул..ев за первым взятком, а на лесных п..лянах ро..ко пок..зались первые подснежники. Мы с (не)т..рпением ждали пр..лета старых зн..комых скв..рцов - этих первых пер..летных г..стей, радос..ных вес..ников в..сны.