ЕГИПЕТ И СОПРЕДЕЛЬНЫЕ СТРАНЫ EGYPT AND NEIGHBOURING COUNTRIES

Электронный журнал / Online Journal Выпуск 1, 2016 Issue 1, 2016

А. А. Войтенко

КРУГЛЫЙ СТОЛ: «ПОЧЕМУ УДАЛИСЬ АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ? АНАЛИЗ ВОЕННЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ОБУСЛОВИВШИХ УСПЕХ МУСУЛЬМАНСКОЙ ЭКСПАНСИИ VII ВЕКА», ИСАА МГУ, 25 АПРЕЛЯ 2013 Г.

25 апреля 2013 г. в рамках «Ломоносовских чтений» в ИСАА МГУ (секция востоковедения, подсекция: «Религия стран Азии и Африки: история и современность») состоялось заседание, посвященное проблематике христианского Востока. Отдельное заседание по данному вопросу впервые прошло почти 10 лет назад и впоследствии стало традиционным. Однако на этот раз организаторы предприняли новый эксперимент - был проведен круглый стол на тему арабских завоеваний VII в., к участию в котором были приглашены не только арабисты и исламоведы, но и византинисты, а также специалисты по истории Ирана и различных регионов христианского Востока. Это позволило рассмотреть проблему с разных культурно-циви-лизационных ракурсов.

Актуальность данного вопроса для изучения истории стран ближневосточного региона, Северной и Северо-Восточной Африки была сформулирована организаторами следующим образом:

Едва ли какой сюжет может сильнее задеть византинистов и знатоков христианского Востока, чем эпический VII век, осевое время в судьбах Евразии, эпоха Великих арабских завоеваний. Она представляет собой один из самых удивительных эпизодов мировой истории. Границы цивилизаций, незыблемо стоявшие семь веков, были сметены за десятилетие. Сложилась нынешняя культурно-цивилизационная конфигурация Восточного Средиземноморья и Передней Азии. <...> Арабские завоевания отличаются поразительной, неправдоподобной легкостью. <...> Военно-демографический потенциал соседних империй превосходил возможности арабов на порядок: тяжелая конница катафрактариев, боевые слоны, неприступные крепости. Исход сражений при Ярмуке и Кадисии противоестественен. Что естественно - так это результат битвы при Муте 629 года, когда маргинальный гассанидский царек разметал трехтысячное войско мусульман, огромное по хиджазским меркам. Почему через несколько лет всё так изменилось?

В качестве конкретных вопросов для обсуждения было предложено рассмотреть военно-техническую составляющую арабских завоеваний (численность, вооружение, тактику,

А. А. ВойтЕнко Круглый стол: «Почему удались арабские завоевания?..»

дисциплину, мотивацию противоборствующих армий), процессы, свидетельствующие о социально-политическом и моральном кризисе, который переживали противники мусульманской Аравии - Византия и Сасанидский Иран.

К. и. н. К. А. Панченко 1 в своем сообщении «Военный потенциал Аравии в эпоху Великих завоеваний», открывшем круглый стол, рассмотрел численность, вооружение и тактику арабской армии в этот период. Было отмечено, что к моменту начала завоеваний население Северной Аравии составляло примерно 3 млн кочевников и 300 тыс. жителей оазисов, а соотношение сил воюющих армий можно оценивать как 3:2 или 2:1 в пользу противников арабов. По качеству вооружения арабы в начале завоеваний сильно отставали от Византии и Ирана, но через четыре года войны, после побед при Ярмуке и Кадисии, за счет трофейного оружия смогли сравняться с ними. В сражениях арабы, как правило, предпочитали оборонительную тактику, выгодно используя рельеф местности, и, уступая в численности, превосходили противника в мобильности и скорости передвижения. Им, в отличие от многих их противников, был свойственен агрессивный наступательный порыв, а их полководцы не страдали нерешительностью. Новая религия, объединившая арабские племена накануне вторжения, привнесла в их армию гораздо больше жертвенности, дисциплины и сплоченности, чем то было свойственно бедуинам доисламской Аравии. Если до принятия ислама арабы являлись игрушкой в геополитических замыслах своих соседей и не имели никаких экспансионистских амбиций, то с момента обретения ими новой религии в их сознании произошел значительный ментальный сдвиг, который в конечном итоге перекроил культурно-политическую карту всего Ближнего Востока и Средиземноморья.

К. и. н. П. В. Кузенков сделал сообщение о состоянии византийской армии в начале VII в. Как отметил выступавший, при скудном состоянии источников по данной теме всё же можно утверждать, что в указанное время византийцы обладали лучшим войском в регионе, сочетавшим в себе традиционные черты римской армии и новые элементы (например, значительное усиление роли конницы). Важную роль играл религиозно-идеологический компонент - идео-логемы благочестивого воинства и справедливой («священной») войны. К сильным сторонам византийской армии докладчик отнес передовые вооружение и снаряжение, взятые у разных народов (аваров, готов и т. д.); к слабым - формирование армии по национальному признаку и почти полное отсутствие в ней греков (структурообразующего на тот момент этноса), уклонение от генеральных сражений (что можно расценивать как серьезный стратегический недочет), отсутствие в армии, вследствие ее идеологизации, представителей христианских общин, находившихся в оппозиции к официальной Церкви (исключение составляли только ариа-не-германцы), а также рекрутский характер формирования войска. Одной из основных причин поражения византийцев был назван морально-психологический фактор: император Ираклий расценивал военные провалы как личное поражение и наказание за грехи. Результатом такого отношения стала деморализация армии. Докладчик подробно рассмотрел ход битвы при Яр-муке, во время которой арабы выгодно использовали преимущества легкой кавалерии со стременами против тяжелой кавалерии византийцев (после этого сражения тяжеловооруженная конница в византийской армии почти полностью исчезла).

Выступавший также обратил внимание аудитории на тот факт, что в «Стратегиконе» Маврикия, источнике, рассматривающем сильные и слабые стороны народов, которых империя считала своими противниками, арабы не упоминаются, из чего можно сделать вывод: в начале VII в. византийские элиты не считали их потенциальными врагами 2.

Сообщение к. и. н. И. Н. Попова, посвященное «темным векам» в истории Византии, носило ярко выраженный полемический характер. По мнению докладчика, весь корпус нарративных источников, освещающих проблему арабских завоеваний как с византийской, так и с араб-

1 В настоящее время д. и. н.

2 По материалам докладов К. А. Панченко и П. В. Ку-зенкова вышла совместная статья. См.: Кузенков П. В.,

Панченко К. А. "Почему удались арабские завоевания?", Восточная коллекция 3 (2015): 66-78.

ской стороны, не заслуживает доверия. Источники были написаны довольно поздно, в среднем через 150-200 лет после завоеваний, а до тех пор сведения о них сохранялись исключительно в устной традиции и могли в значительной степени превратиться в легенды, утратить историческое ядро. Они также характеризуются схематизмом, обусловленным традициями средневекового историописания, и в целом не отражают реальной картины VII в. Кроме того, позднейшие арабские историки смотрели на произошедшее с позиций уже сложившейся религиозной традиции, тогда как в VII в. ислам еще находился в стадии формирования и, соответственно, мотивы завоеваний и их идеологическая подоплека могли быть иными.

Наименее правдоподобной докладчику показалась содержащаяся в источниках информация о численности армий и конкретном ходе сражений. Он призвал сконцентрироваться на более, с его точки зрения, перспективных для изучения данной темы вопросах - проблеме распада крупных обществ, их социальной деградации и архаизации накануне вторжения арабов, а также проблеме идентичности на разных социокультурных уровнях этих обществ.

Следующий докладчик, к. и. н. М. В. Грацианский, в начале своего сообщения «Этно-ре-лигиозные трансграничные сетевые структуры на Ближнем Востоке в начале VII в.» в порядке полемики с предыдущим выступавшим указал на своего рода «презумпцию невиновности» источника - содержащиеся в нем сведения верны, пока не приведено четких, ясных и конкретных аргументов, доказывающих обратное. Он отметил опасность гиперкритического подхода, который, наряду с излишним доверием к источнику, может сильно исказить реконструкцию исторических событий. По его мнению, источники необходимо исследовать комплексно, привлекать весь их массив и внимательно сопоставлять их данные между собой.

Переходя непосредственно к теме своего сообщения, М. В. Грацианский отметил сложность ситуации в Византийской империи УЕ-УП вв., представлявшей собой полиэтническое, поликонфессиональное и поликультурное образование, где интеграционные процессы часто вступали в довольно сложные отношения с культурным своеобразием и особой идентичностью населения некоторых регионов. Основное место в выступлении было отведено анализу иудейских общин Византийской империи как особой «сетевой группы» и их возможной роли в ходе арабских завоеваний. Согласившись с мнением некоторых израильских ученых о том, что проживавшие в империи иудеи в этническом отношении не представляли собой целого, докладчик отметил их четкую религиозную идентичность. Основываясь на изучении ряда источников, он предположил, что иудеи могли быть единственной значимой силой внутри империи, выступившей против нее и поддержавшей арабов. В частности, он высказал предположение о том, что накануне своего выступления против Византии арабы могли быть очень хорошо информированы о кризисе, который она в тот момент переживала.

Сообщение к. и. н. А. А. Войтенко «Арабские завоевания и интеграция империи. Взгляд из Египта» было посвящено некоторым военным и церковно-политическим проблемам Византийской империи накануне арабских завоеваний.

Докладчик высказал предположение о том, что границы, где остановилась арабская экспансия, могли совпадать с границами имперской интеграции, существовавшими в тот момент. В качестве примера он привел Каппадокию - историческую область, находившуюся практически в центре Византии, процесс интеграции которой в империю успешно завершился ко времени арабского вторжения. В ходе этого процесса, наиболее интенсивно шедшего в IV-УI вв., Константинополь использовал различные стратегии и ресурсы, в том числе активно работал с местными элитами, подчинял христианскую общину Каппадокии столичному патриархату, успешно боролся с нехалкидонитами на ее территории и т. д. Целью такой политики был слом региональной идентичности и максимально возможная ассимиляция этой исторической области в рамках империи. Докладчик предположил, что на интеграцию районов, лежавших вне географического центра Византии, слабее эллинизированных, имевших ярко выраженное этно-культурное своеобразие, центральной власти требовалось гораздо больше времени, а значит, отпадение их от империи в ситуации глубокого внутреннего кризиса и (или) серьезного военного вторжения было делом почти неизбежным.

А. А. ВойтЕнко Круглый стол: ««Почему удались арабские завоевания?..»

Проанализировав эффективность военных частей, расквартированных в Египте в ГУ-У вв., докладчик заключил, что войска могли успешно отражать набеги небольших варварских отрядов, тогда как более многочисленная военная сила была способна пробить оборонительные рубежи (например, на южном направлении) и глубоко вклиниться во внутренние районы провинции. Основываясь на результатах новейших исследований фрагментов «Хроники» Иоанна Никиусского, содержащих сведения о завоевании Египта арабами, он предположил, что арабы могли применить там необычную тактику, к которой византийцы оказались не готовы. Возможно, завоевание происходило с юга, арабы избегали прямых столкновений, оставляли в тылу незанятые города, но брали под контроль хору. В порядке полемики с некоторыми тезисами доклада И. Н. Попова А. А. Войтенко отметил, что «Хроника» Иоанна Никиусского не укладывается в предложенную им схему, поскольку ее автор не являлся типичным представителем византийской историографии и не имел никакого отношения к арабской традиции, а сама «Хроника» была написана не через 150-200 лет после завоеваний, а гораздо раньше 3.

По мнению докладчика, безразличие основной части населения Египта к вторжению арабов можно объяснить тем, что империя так и не стала для нее смыслообразующей ценностью. Причины этого кроются в религиозном и социокультурном явлении, которое иногда называют «трагедией Халкидона». Вероятно, ко времени патриарха Дамиана (578-607) в южных районах Египта сложилась полулегальная нехалкидонская сеть, которая затем легализовалась при арабах. К началу арабского завоевания практически все известные монастырские центры Верхнего Египта придерживались нехалкидонской христологии, а некоторые их лидеры (как показывает анализ коптских источников) относились к халкидонитам крайне негативно. Церковная политика, проводившаяся в империи накануне вторжения (монофелитская «уния»), была наихудшей из всех возможных. Однако, по мнению докладчика, признание нехалкидон-ских общин как законно существующих церквей в рамках империи и включение их в качестве полноправных субъектов права в процесс имперской интеграции (с учетом их идентичности) было невозможно, поскольку противоречило основным ментальным установкам византийской правящей элиты, мыслившей в категориях «одна империя - одна церковь».

Всё это, по мнению выступавшего, привело к сравнительно быстрому завоеванию Египта арабами.

В конце доклада А. А. Войтенко отметил, что завоевание подразумевает не только захват территории, но и удержание ее под своим контролем на протяжении значительного времени. Однако в рамках заявленных в выступлениях тем практически не было уделено внимание рассмотрению факторов, приведших к тому, что арабам удалось сохранить захваченные территории. По его мнению, одной из причин успеха арабов явилась эффективная (по крайней мере, на первых порах) религиозная политика: христианским общинам была предоставлена широкая внутренняя автономия, а добровольный переход в ислам открывал возможность быстрого изменения социального статуса.

Выступление к. и. н. Д. Е. Мишина «Могли ли Сасаниды сдержать арабскую экспансию?» представляло собой попытку проанализировать состояние военного дела при поздних Сасани-дах и на основе этого оценить их шансы в противоборстве с арабами. Было отмечено, что са-санидское войско плохо переносило длинные походы, что проявилось и во время кампании, завершившейся битвой при Кадисии (636 г.). Боевые слоны персов были уязвимы и, если получали ранения, могли смешать строй своего войска. Луки, основное оружие персов, по некоторым сведениям, уступали арабским. Все эти слабые места сасанидских войск проявились в ходе противоборства с арабами и в немалой степени предопределили военное поражение Сасанидской державы.

3 Предположительно, Иоанн родился в 40-х гг. VII в., а около 696 г. занял епископскую кафедру в Никиу, то есть он, скорее всего, не был очевидцем описывае-

мых им событий, но от них его отделяло только одно поколение.

К. и. н. В. В. Орлов 4 в своем сообщении «Арабское завоевание Магриба: природа процесса» отметил, что источники по данной теме содержат много легендарной информации, но основные параметры процесса всё же можно реконструировать. Он указал на значительную разницу между завоеваниями арабами территорий Византии и Сасанидского Ирана, произошедшими поразительно быстро, и покорением ими Магриба, которое заняло около 70 лет (с 642 по 710 г.). Причиной этого, по его мнению, явился целый комплекс факторов: сложные условия местности, специфика боевых действий с кочевыми берберскими племенами и т. д. Немалую роль сыграло и то обстоятельство, что покорение Магриба было главным образом инициативой отдельных арабских военачальников. Также имела место разница в целях предприятия: предполагалась не полная оккупация Магриба, а создание там контролируемых территорий.

Столкнувшись со своим «подобием» (по образу жизни, особенностям ведения боя и боевой оснащенности берберы-кочевники сильно напоминали их самих), арабы перешли к хорошо известной им тактике скоростных налетов, которая, однако, долгое время не давала эффективных результатов. Параллельно со стычками шел процесс исламизации берберов, но он носил неустойчивый и обратимый характер (зафиксированы случаи, когда берберы переходили от язычества к исламу и наоборот до 10 раз). Положение изменилось к началу VIII в., когда арабы перешли к тактике договоров с берберами, широко используя при этом «технологию» смешанных браков (правда, арабы, заключая договоры, всегда считали себя «старшими»). По мнению докладчика, такая тактика и позволила, в конечном итоге, решить проблему покорения Магриба.

В обсуждении проблематики круглого стола, которое подчас носило весьма оживленный характер, помимо докладчиков приняли участие проф. Ф. М. Ацамба, д. и. н. С. А. Кириллина, к. и. н. Т. Ю. Кобищанов и др. По просьбе некоторых участников Д. Е. Мишин сделал небольшое сообщение об арабских завоеваниях на Пиренейском полуострове и возможных причинах разгрома арабов в битве при Пуатье.

В ходе обсуждения были затронуты и другие проблемы - степень влияния иудаизма и христианства на генезис ислама (против чего решительным образом выступила С. А. Кириллина, указав, что ислам следует рассматривать как вполне самостоятельный религиозный феномен), оригинальность и состоятельность арабо-исламской культуры (по мнению некоторых участников круглого стола, исламская культура - это «пестрый ковер» заимствований из культур покоренных и соседних с ними народов), роль арабской письменности и политических «технологий» арабов в последующем развитии государств Ближнего Востока и т. д.

В целом участники круглого стола согласились с мнением о том, что первый опыт организации подобного рода мероприятия - круглого стола с привлечением столь широкого круга специалистов - оказался удачным, в том числе потому, что данный формат может рассматриваться как наиболее эффективный способ обмена научной информацией, позволяющий всем участникам дискуссии взглянуть на проблему «спектрально» и неодномерно. Было высказано пожелание сохранить такую форму организации для последующих заседаний в рамках ежегодных «Ломоносовских чтений» в ИСАА.

4 В настоящее время д. и. н.

1. Назовите главные признаки цивилизации как ступени развития человеческого общества. Чем одна цивилизационная общность людей отличается от другой?

Признаки цивилизации:

Производящее хозяйство;

– деление общества на группы и появление государства;

– наследственная собственность на землю;

– развитие торговли;

– письменность;

– появление городов и монументальных сооружений;

– научные знания, изобретения, открытия.

Каждая цивилизацонная общность имеет неповторимое своеобразие. Они отличаются друг от друга по системам ценностей, обычаям, культуре, производственной технологии, своей морали и философии.

2. На чем основывалось утверждение философа К. Ясперса, что «Азия... хронологически представляется всеохватывающей основой, откуда вышли все люди»?

Потому что именно в Азии появились практически все первые цивилизации, за исключением египетской (Древний Вавилон, Древний Китай и Индия).

3. Каким образом природно-климатические условия обусловили в древности особенности развития хозяйственной жизни и направленность социально-политических процессов у народов Азии и Средиземноморья?

Мягкий климат Азии и Средиземноморья позволил быстрее перейти от присваивающего хозяйства к производящему, что способствовало переходу к оседлому образу жизни.

В Азии, благодаря теплому климату и наличию крупных рек, которые ежегодно разливались, развивалось ирригационное земледелие. В свою очередь создание и использование системы ирригационных сооружений потока воды, подаваемой на поля, строительство оборонительных укреплений требовали коллективных усилий многих людей. Для организации таких работ требовалась сильный руководитель и многочисленный штат чиновников. Постепенно на Востоке сложилась особая форма государства - деспотия, где власть и собственность были неразделимы. Правитель, обладавший абсолютной властью, являлся и верховным собственником всей земли. Права правителя на все подвластные ему земли закреплялись законами, религиозными традициями и обычаями. В древневосточных государствах практически не существовало частной собственности. Знатному человеку по наследству передавалась государственная должность с соответствующими закрепленными за ней правами и привилегиями (включая и получение продуктов с определенных земель).

В древневосточных деспотиях формировался централизованный аппарат управления, который контролировал всю жизнь страны. Законы и традиции определяли место каждого социального слоя (и человека, к нему относящегося) внутри своеобразной социальной пирамиды. На вершине этой пирамиды находился правитель. Степень близости к нему определяла положение, обязанности, права и привилегии чиновников. Основная масса населения доступа к власти не имела.

Природно-климатические условия Средиземноморья также отличались мягкой, влажной зимой и теплым, жарким, сухим летом. Но в Средиземноморье не было крупных рек и широких долин, что толкало жителей к занятию ремеслами и морской торговлей. Это привело к тому, что в отличие от стран Востока, здесь власть не была сконцентрирована только в руках землевладельческой знати. А значит, не было условий для возникновения деспотии. Верховная власть в государстве принадлежала народному собранию, в котором могли участвовать все полноправные граждане. Собрание принимало законы, избирало правителей, заключало мир или объявляло войну. Хотя решающее слово в большинстве полисов принадлежало родовой знати, простые граждане также могли влиять на принятие важнейших государственных решений.

Таким образом, природно-климатические условия Азии способствовали развитию ирригационного земледелия и становлению деспотия, в то время как в Средиземноморье развивались торговля и ремесла и возникла демократия, для которой было характерно широкое участие граждан в государственных делах.

4. Какие главные перемены произошли в жизни народов Западной Европы в раннее Средневековье?

Переход от подсечного земледелия к двуполью;

В германских племенах соседская община пришла на смену родовой, произошел переход к частной собственности;

Возникновение варварских государств (франков, остготов, вестготов, кельтов и др.);

Принятие христианства варварскими племенами;

Начало формирования феодальной собственности.

5. Какую роль играла государственная власть в жизни древних и средневековых обществ Востока? Чем эта роль отличалась в странах античного мира и в странах раннесредневековой Европы? К какому типу общества (восточному или западному), по вашему мнению, следует отнести Византию? Обоснуйте свою точку зрения.

Государственная власть в жизни древних и средневековых обществ Востока играла главенствующую роль. Правитель на Востоке обладал абсолютной властью. Права правителя на все подвластные ему земли закреплялись законами, религиозными традициями и обычаями. После возникновения ислама государственная власть объединилась с духовной и правитель страны продолжал обладать абсолютной властью в государстве. Такое государство называется теократическим.

Для античного мира было характерно ограничение власти правителя государства народом, точнее гражданами страны. Народ избрал руководителей, участвовал в принятии законов и иных важных для государства вопросов. Позже в раннесредневековых странах значение государственной власти возросло, а институт гражданства исчез, но все же правитель не обладал абсолютной властью. Власть правителя страны чаще всего ограничивалась королевским советом, а также представителями церкви, которые имели не меньшее влияние, чем светская власть. Глава западной церкви успешно претендовал не только на духовную власть над всеми христианами, но и на верховенство над светскими владыками - королями, герцогами и князьями.

Я думаю, что Византию по значению государственной власти можно отнести к восточному типу общества. Император обладал сильной, почти абсолютной властью. Он назначал чиновников и военачальников, контролировал сбор налогов, лично командовал армией. Родовая знать не имела в Византии того влияния, которое было у нее в странах Западной Европы. Византийские императоры полностью подчинили себе церковь. Императоры беззастенчиво вмешивались в церковные дела и влияли на назначение патриарха.

6. Докажите, что именно христианство стало основой сформировавшейся в Западной Европе средневековой цивилизации.

В основу средневековой цивилизации Западной Европы легло христианство, потому что именно христианская церковь в период крушения Западной Римской империи осталась единственной организованной силой. В эпоху постоянных войн, упадка морали церковь выступала в качестве хранительницы культуры, защитницы ценностей порядка и милосердия. Ее служители словом Божьим и силой смиряли самых непокорных, самых необузданных варварских вождей. Об этом свидетельствуют сохранившиеся на страницах средневековых рукописей легенды, повествующие о тревогах и бедах той эпохи. Христианство внушало всем верующим людям единые правила поведения, представления о добрых и дурных поступках.

Грамотные деятели церкви зачастую были единственными помощниками варварских королей, которые могли вести учет расходов и доходов, государственную переписку и хроники, прославлявшие деяния своих патронов. Принадлежность к христианской церкви объединяла варварские государства, часто враждовавшие друг с другом.

Религия и церковь заполняли всю жизнь человека средневековой эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству. Монополизировав в обществе культуру, науку, грамотность церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Христианство стало важнейшим фактором европейской культурной общности, именно в средние века оно превратилось в одну из мировых религий.

7. Составьте синхронистическую таблицу: «Основные события в Европе и на Ближнем Востоке в V-XI вв.».

476 – падение Западной Римской империи;

Кон. V-VIII в – возникновение и существование варварских королевств в Западной Европе;

527 – 565 – правление императора Юстиниана, укрепление позиций Византийской империи;

Первая половина VII в. – возникновение ислама;

VII-X вв. – возникновение и существование Арабского халифат

800 г. – коронация Карла Великого;

843 г. – Верденское соглашение о разделе империи Карла Великого;

962 – Образование Священной Римской империи;

1054 г. – раскол христианства на православие и католицизм;

1066 – победа Вильгельма Завоевателя под Гастингсом, начало нормандского завоевания Англии;

Кон. X - нач. XI в. Вступление Европы в эпоху феодальной раздробленности.

8. Почему, по вашему мнению, арабам удавалось успешно теснить Византию, постепенно захватывая земли империи?

Я считаю, что арабам удавалось успешно теснить Византию потому что,

во-первых, Византия вела частые изматывающие войны с Ираном, что привело к ослаблению позиций обеих стран;

во-вторых, арабы были сплочены единой религий – исламом, согласно которому считалось, что мусульманин, погибший во время джихада, сразу попадал в рай. Победить фанатичных воинов было очень трудно;

в-третьих, мусульмане разрешали завоеванным народам жить по законам своих религий (за исключением язычников), и таким образом не вызывали сильного отторжения местными народами.

Мусульманские или арабские завоевания – расширения влияния Арабского халифата, начавшееся в начале VII века пророком Мухаммадом. Продолжалось завоевание целое столетие и за это время арабы значительно расширили свою территории и об этом следует поговорить подробно.

История арабских завоеваний
Сначала в 20-х годах VII века под натиском арабов пал византийский Левант (территорий стран на восточном побережье Средиземного моря). Совсем скоро после этого империя Сасанидов утратила всю Месопотамию. На протяжении двадцати последующих лет арабы покорили современную территорию Ирана, а также весь Египет.
Затем взор арабов пал на Северную Африку, вторжение куда началось в 647 году. Со временем пал Карфаген и был вынужден платить арабам великую дань.
Тем временем проходит захват Закавказья, которое заканчивается успехом арабов в 661 году. Затем на некоторое время арабы перестали покорять все новые и новые территории, причиной этому была гражданская война внутри арабского государства.
Но сразу после того как гражданская война пришла к концу, арабские завоевания вновь активизировались и на этот раз начался усиленный натиск на Северную Африку. На территории современного Туниса, арабы построили мощную крепость Кайруан, который в дальнейшем стал базой для их дальнейшей экспансии. После этого арабы начали покорять северо-западную Африку, или как они ее называли – Магриб. Из походы вновь остановились, и опять-таки после того как в стране вновь вспыхнула гражданская война.
В конце седьмого века арабы двинулись покорять Грузию. К 700 году арабы захватили все Закавказье. Они изгнали из этих регионов византийцев. При этом многие племени сами приглашали арабов занять их территории, для того чтобы избавиться от владычества Византии. Однако арабы не смогли на долго закрепиться в наименее доступных горных регионов.
Завоевания арабов в Северной Африке останавливали Византийская империя, объеденная с вестготами. Но удерживать им арабов долго не удалось, в битве при Карфагене в 689 году арабы полностью разбили силы Византии, посланных остановить их. В итоге Карфаген был разрушен, а его «прах» послужил материалом для строительства Туниса. После этой победы Северная Африка уже почти полностью подчинилась арабам, полный контроль уже был только вопросом времени, причем не долгого. До 709 года арабы уже контролировали почти всю Северную Африку.
В тридцатых годах арабов постигли большие трудности на Закавказье, где местные племени начали поднимать многочисленные восстания. Арабы предприняли карательную экспедицию и разграбили всю Грузию, изгнали хазаров из этих земель, при этом еще и заставили тех принять их веру – ислам.

Завоевания арабами Испании
Захватив всю Северную Африку, арабы создали для себя очень пригодный плацдарм для дальнейшего наступления на Испанию, то есть Пиренейский полуостров. К чему они преступили незамедлительно.
Началось арабское завоевание Испании уже в 711 году. Всего арабами было проведено три больших «экспедиции» по захвату контроля на полуострове.
Первая экспедиция датируется 711-712 годами, вторая 712-713 годами и последняя произошла в 714 году. Арабы за эти три экспедиции, длившиеся всего три года смогли практически полностью покорить территорию современной Испании. При этом христианский мир не мог ничего противоставить арабам, те с легкостью одерживали победу за победой.

Причины успехов арабских завоеваний
За короткий срок арабам удалось завоевать огромные территории и этому были свои причины.
1. Арабы довольно терпимо и даже с добротой относились ко всем завоеванным народам. Вот, например, все, кто принимал ислам, те освобождались от многих налогов, в то время как те же христиане на территории Испании ущемлялись практически во всем.
2. Слабость их противников. Этот фактор тоже важно учитывать. Ведь, возьмем к примеру, империю Сасанидов, которая пала первой в результате арабских завоеваний. Это государство долгие годы пыталось сохранить свою силу и вело тяжелые войны, в стране начался кризис, чем и воспользовались арабы.
3. Довольно развитая тактика ведения боя, и дисциплина в армии способствовала военному превосходству над своими противниками. Кроме того, вся армия была объединена единой верой, сильно поднимающей боевой дух арабов.
4. Арабы лучше своих противников использовали конницу, с помощью которой в дольно быстрые сроки могли захватывать большие территории, изматывать пехоту противника и тому подобное. Их конница была более легкой и мобильной, условия пустыни для них нормальные, тогда как те же византийцы не могли сражаться в таких условиях эффективно.
Арабы в своих завоевательных походах дошли даже до французского города Тулуза и даже до территории современной Испании. А остановить их смогло только могущество государства франков.

IX в. власть багдадских халифов стала ослабевать. Мятежи знати и народные восстания подтачивали силы государства, а его территория неумолимо сокращалась. Поставленные халифом наместники (эмиры) становились фактическими правителями в своих областях. Сам правитель в X в. потерял светскую власть в Багдаде, оставшись только духовным главой мусульман-суннитов. Халифат распался на независимые друг от друга государства. Несмотря на это, распространение мусульманского вероучения продолжалось. Теперь ислам стали исповедовать жители части Северной Индии и Юго-Восточной Азии. Мусульманская культура

Расселившись в новых областях, на землях, где существовали древние культуры Ближнего Востока, Ирана и Византии, арабы заимствовали многое из достижений местных народов. Мусульмане почитали ум и знания. «Чернила ученого настолько же почтенны, как и кровь праведника», – говорили они. При дворах халифов и эмиров создавались богатые библиотеки, содержавшие сочинения античных авторов. На арабский язык были переведены труды знаменитых мудрецов древности – Аристотеля, Платона и др. С некоторыми из трудов античных авторов западноевропейцев познакомили именно арабы. Арабские ученые добились больших успехов в медицине, астрономии, математике. Уроженец Средней Азии Ибн-Сина (980-1037), известный в Европе как Авиценна, пользовался славой величайшего врача и ученого своего времени.

Гробница Мухаммеда в Медине

У индийцев арабы заимствовали математические знания и десятичную систему счета. Арабские цифры (которыми мы пользуемся и по сей день) позволяли быстро и удобно производить арифметические действия. Появившаяся в Индии алгебра стала известна в Европе под арабским названием (ал-джебр).

Арабские труды по географии, составленные еще в X в., дают описание всего тогдашнего мусульманского мира от Испании до Туркестана и реки Инд. Знали мусульмане о Китае, Корее, Сибири. Масуди и другие арабские путешественники составили подробные описания природы, народов, городов, занятий жителей самых различных земель. Арабские ученые по заказу христианского короля Сицилии сделали серебряный глобус и подготовили обширный труд, в котором изложили свои познания в географии. Так мусульманская культура стала своеобразным мостом между культурами и цивилизациями Средневековья.

Подведем итоги

Возникший в VII в. ислам был, как и христианство и иудаизм, монотеистической религией. Арабский халифат стал колыбелью мусульманской цивилизации. Ее влияние распространилось далеко за пределы Аравийского полуострова. Арабы создали особый мир исламской культуры, вовлекая в свой круг многие народы.

Вопросы

1. Каковы были причины успешных завоеваний арабов?

2. В чем причины распада халифата Аббасидов?

3. Каковы основные положения мусульманского вероучения?

4. Каковы характерные черты исламской цивилизации (мира ислама)?

5. В чем сказалось влияние исламской цивилизации на другие страны?

Задания

1. Говорят, что ислам – единственная из мировых религий, возникшая «при полном свете истории». Объясните, как вы понимаете эти слова.

Текущая страница: 4 (всего у книги 29 страниц) [доступный отрывок для чтения: 20 страниц]

Вопросы и задания к главе 1

1. Назовите главные признаки цивилизации как ступени развития человеческого общества. Чем одна цивилизационная общность людей отличается от другой?

2. На чем основывалось утверждение философа К. Ясперса, что «Азия… хронологически представляется всеохватывающей основой, откуда вышли все люди»?

3. Каким образом природно-климатические условия обусловили в древности особенности развития хозяйственной жизни и направленность социально-политических процессов у народов Азии и Средиземноморья?

4. Какие главные перемены произошли в жизни народов Западной Европы в раннее Средневековье?

5. Какую роль играла государственная власть в жизни древних и средневековых обществ Востока? Чем эта роль отличалась в странах античного мира и в странах раннесредневековой Европы? К какому типу общества (восточному или западному), по вашему мнению, следует отнести Византию? Обоснуйте свою точку зрения.

6. Пользуясь дополнительными источниками информации, составьте хронологическую таблицу «Распространение христианства в странах Европы».

7. Докажите, что именно христианство стало основой сформировавшейся в Западной Европе средневековой цивилизации.

8. Составьте синхронистическую таблицу «Основные события в Европе и на Ближнем Востоке в V–XI вв.».

9. Почему, по вашему мнению, арабам удавалось успешно теснить Византию, постепенно захватывая земли империи?

Глава 2
Древняя Русь

Крещение киевлян. Художник К. Лебедев

§ 6. Народы Восточной Европы
Природно-географические условия и хозяйственно-культурные типы

Если провести на карте линию от устья Немана до устья Дуная с изгибом в сторону Карпатских гор, в верховьях Днестра и Прута, то она будет условной разделительной чертой между двумя историко-географическими мирами – Западной и Восточной Европой. В Западной Европе мало мест, сильно удаленных от моря, и климат ее преимущественно морской с относительно мягкой зимой. Восточная Европа, где формировалось Российское государство, – континентальный край, имеющий выход на юге к Черному морю, на севере – к Балтийскому и к замерзающим зимой Белому и Баренцеву морям. Климат здесь суровый, с продолжительными морозными зимами в лесной полосе, с жарким засушливым летом в степной. Для жизни человека, занятия земледелием Восточная Европа была менее благоприятна, нежели Западная.

Человек приспосабливался к жизни в той или иной климатической и ландшафтной зоне. Особенно значительным было влияние природно-географических условий на ранних ступенях развития человеческого общества. На каждой из них складывался определенный тип хозяйства и зависевшие от него черты культуры. Древнейшим хозяйственно-культурным типом, долго бытовавшим на севере Восточной Европы и еще сохранившимся кое-где в Сибири, были общества охотников, собирателей и рыболовов.

В ландшафтном отношении территория Восточной Европы в первую очередь разделялась на лес и степь. Зародившееся в лесостепной полосе Среднего Поднепровья еще в середине IV тыс. до н. э., земледелие постепенно проникло в зону лиственных и смешанных лесов. Здесь, так же как и в лесостепи, утверждался хозяйственно-культурный тип земледельцев и оседлых скотоводов, развивалось подсечно-огневое и пашенное земледельческое хозяйство. Но степные земли, более плодородные, чем лесные, занимали кочевники-скотоводы. Борьба между степными кочевниками и земледельцами лесостепной и лесной зоны ослабляла и тех и других, приводила к большим людским и материальным потерям и пагубно сказывалась на экономическом и культурном развитии народов Восточной Европы.

На необозримых степных пространствах Евразии, раскинувшейся от северного побережья Черного моря до Забайкалья, паслись лошади и овцы скотоводов. Здесь развивалась культура воинственных кочевников Великой степи. Время от времени они разоряли поселения земледельцев Китая, Средней Азии, Восточной и даже Западной Европы.

Население греческих городов-государств Северного Причерноморья, значительная часть которых в V в. до н. э. была объединена в Боспорское царство, занималось земледелием, ремеслом и торговлей. Эти города-государства были центрами влияния античной цивилизации на народы Восточной Европы.

Население горного и предгорного Северного Кавказа занималось преимущественно отгонным скотоводством. Летом скот находился на высокогорных пастбищах, а зимой пасся в степи у подножия гор. Очаги земледелия появились раньше всего в Дагестане.

Своеобразный хозяйственно-культурный тип кочевников-оленеводов прижился на Крайнем Севере. Одомашненный олень помог человеку освоить негостеприимную тундру.


Ладьи. Художник Н. Рерих


Просторы, ландшафты, почвенно-климатические условия, речные бассейны определяли формирование хозяйственно-культурных типов и размещение населения. Малая плотность населения на огромной территории Восточной Европы, удаленность от морей, неблагоприятные для занятия сельским хозяйством природные условия замедляли экономическое развитие. Так, если вдоль реки Мозель, притока Рейна, археологи на протяжении 500 км насчитали 590 поселений XI в., то в долине реки Камы на то же расстояние их приходилось в 16 раз меньше.

В континентальной Восточной Европе торговые и культурные связи между племенами и народами устанавливались по речным «дорогам». Главными магистралями, связывавшими север и юг, восток и запад, служили крупные реки – Волга с Окой и Камой, Днепр, Дон, Западная Двина. Закономерно, что у племен, живших вдоль речных путей, складывались первые государства.

Этническая карта Восточной Европы

В этническом отношении (то есть по своему национальному составу) население лесной и лесостепной Восточной Европы делилось на три большие группы: славянские, летто-летовские (или балтские) и финно-угорские племена. В отличие от степной полосы, переселение народов с одних территорий на другие происходило здесь значительно реже.

В эпоху Великого переселения народов Северное Причерноморье превратилось в своего рода магистральный путь для движения народов с Востока на Запад. Господство в причерноморских степях от сарматов перешло сначала к переместившимся сюда с побережья Балтийского моря германоязычным готам (III в.), затем – к гуннам (сер.

IV–V в.), после них, в VI в. – к аварам (обрам по русской летописи). Распад Аварского каганата в 30-е гг. VII в. привел к образованию в Приазовье сильного протоболгарского союза племен, относившихся к тюркской языковой группе, по-видимому, так же как и их предшественники – авары.

В VI в. в евразийских степях началась смена языков. Большую роль в этом процессе сыграло образование Тюркского каганата, существовавшего с середины VI до середины VIII в. Первоначально его центром был союз алтайских племен, принявших название «тюрк», ставшее со временем самоназванием для народов, говоривших на родственных языках. В дальнейшем Тюркский каганат распался на Восточный и Западный. Западный занимал территорию от гор Алтая до степей Причерноморья.

Набегавшие с востока волны тюрков-кочевников растекались по всему степному пространству вплоть до Северного Кавказа, оттесняя в горы более древние его народы. Ираноязычные аланы отступили в предгорья центральной части Северного Кавказа. Их считают своими предками осетины (ясы или осы по русским средневековым источникам), а также тюркоязычные карачаевцы и балкарцы. К востоку от алан проживали предки ингушей, чеченцев и коренных дагестанских народов. Северо-Западный Кавказ населяли адыгские и абхазские племена. Адыги были известны славянам под именем касогов. В раннее Средневековье среди адыгов и абхазов получило распространение христианство, а в среде дагестанских народов утвердился ислам.

Упоминаемые в «Повести временных лет» восточнославянские племенные союзы – поляне, древляне, волыняне и дреговичи – занимали лесостепь и лесную часть днепровского правобережья; белые хорваты, тиверцы и уличи – Прикарпатье и междуречье Прута, Днестра и Южного Буга; северяне и радимичи – днепровское левобережье; вятичи – бассейн верхнего течения Оки; кривичи – территорию по верхним течениям Днепра, Волги и Западной Двины и Псковщину; словене ильменские – территорию к югу от Ладожского озера, к западу – до Чудского и на восток – почти до озера Белого. Расселение славянских племен проходило не одновременно и, видимо, разными путями. Археологические материалы свидетельствуют, что славяне осваивали новые земли, как правило, не вытесняя с этих территорий более ранних поселенцев – балтские и финно-угорские племена.


Наконечник ножен меча и застежка-фибула. Прибалтика. Сер. I тыс.


Находящиеся в родстве со славянами балтские племена – предки современных литовцев и латышей – в этот период занимали более обширные территории. Основным их занятием было подсечно-огневое земледелие. Часть балтских племен со временем была покорена славянами и растворилась в них. Особенно значительное влияние балтские племена оказали на формирование славян-кривичей.

Часть Прибалтики, Волжско-Окское междуречье, Среднее Поволжье и почти весь север Восточной Европы занимали финно-угорские племена. В Прибалтике по берегам Рижского залива жили ливы, по имени которых территория нынешней Латвии носила название Ливонии. Севернее их, на землях вдоль Финского залива, располагались племена эстов. Славяне пользовались обобщенным названием северо-западных финноязычных племен – чудь (отсюда – Чудское озеро). Соседями ильменских славян были финноязычные весь (современные вепсы), водь, ижора (жили вдоль южного побережья Финского залива), карелы. На территории Волжско-Окского междуречья дославянское население составляли племена меря (меряне), мещера, мурома (отсюда – город Муром). В Среднем Поволжье проживали предки мордвы, марийцев, удмуртов.

Хазарский каганат и Волжская Булгария

В середине VII в. на территории Восточной Европы возникло первое тюркское государство – Хазарский каганат (древнетюркский титул «каган» приравнивался к императорскому). Вначале эта держава, являвшаяся преемницей Западно-Тюркского каганата, занимала прикаспийскую часть Северного Кавказа и низовья Волги. В период своего наибольшего могущества (VIII–IX вв.) власть Хазарии распространилась на Подонье, Приазовье, Крым. Ей платили дань некоторые славянские племена.

В борьбе с арабами каганат, стремясь утвердиться в Закавказье, выступал как союзник Византии.

Столицей обширного государства, население которого занималось не только скотоводством, но и земледелием, стал расположенный в дельте Волги торговый город Итиль. Торговля по Волге и Каспию приносила Хазарии большие доходы. В Итиле и других городах можно было встретить купцов разных национальностей, в зависимости от веры помолиться и в синагоге (правящая верхушка Хазарии исповедовала иудаизм), и в христианской церкви, и в мусульманской мечети.

Каганат постоянно отражал удары со стороны кочевников. Но главным его соперником стало Древнерусское государство, сокрушившее Хазарский каганат в X в.

Другим тюркским государством в Восточной Европе стала Волжская (или Волжско-Камская) Булгария. Ее основали ушедшие из Приазовья под натиском хазар болгарские племена (другая их часть переселилась в низовье Дуная, где ими было образовано Древне-болгарское царство, а они сами растворились среди славянских племен).


Снаряжение воина-степняка. Реконструкция О. Федорова


Основой хозяйства волжских булгар было пашенное земледелие. В городах – торговых центрах на восточноевропейских речных путях (Волга, Кама, Ока) – процветало ремесло. Первоначально Волжская Булгария платила дань Хазарскому каганату, но после его падения обрела полную самостоятельность. В 922 г. государственной религией Волжской Булгарии стал ислам.

Потомками булгар считают себя живущие сейчас в Поволжье чуваши и казанские татары.

Подведем итоги

В историческом развитии Восточной Европы проявились черты, отличающие ее от Западной Европы. Они прежде всего были связаны с ролью природно-географического фактора. Удаленность от морей и древнейших центров цивилизации, суровость климата и слабая заселенность определили во многом более замедленные темпы социально-экономического развития.

Вопросы

1. Какие хозяйственно-культурные типы вам известны?

2. Какие восточнославянские племена вам известны? Где они проживали?

3. Какой след в географических названиях Восточной Европы оставили финно-угорские племена?

4. Какими были особенности первых государств, возникших на территории Восточной Европы?

Задания

1. Сравните природно-климатическую и этническую карты Восточной Европы. Определите, какие народы жили в каких природных зонах и какой тип хозяйства соответственно был распространен у них.

2. Сравните природные условия Восточной и Западной Европы и определите, как они сказывались на историческом развитии этих двух регионов.

3. Найдите на карте № 6 Хазарский каганат и Волжскую Булгарию. Что вы можете сказать об их торговле исходя из географического положения?

§ 7. Восточные славяне в древности
Занятия восточных славян

В VI–XI вв. славяне расселились на обширных пространствах Восточной Европы. В лесном краю они применяли подсечно-огневое земледелие, в лесостепной зоне – пашенное. Главными зерновыми культурами были рожь, ячмень, просо, пшеница, овес. Кроме зерновых, выращивали бобы, горох и чечевицу. Из льна изготавливали нити и ткали материю для одежды.

Основным строительным материалом у жителей лесной полосы было дерево. Постройки сооружались из бревен, крышу покрывали соломой или камышом. Бревенчатые дома образовывали круг или стояли рядом по одну и другую сторону мощенной бревнами улицы. В таких домах жила большая семья: два-три поколения ближайших родственников, которые вели хозяйство совместно. В усадьбу помимо жилых и хозяйственных построек входили огороды. Здесь хозяйки выращивали репу (заменявшую на столе славян привычную нам картошку), капусту, свеклу, морковь, редьку, чеснок. Сажали плодовые деревья: вишни, яблони. Усадьбу огораживали изгородью. Из дерева изготавливались лодки – однодеревки, домашняя утварь (ведра, лохани, миски, ложки, кадки, лавки) и мебель (столы, скамьи, лежанки).


Славянское поселение


Охота в лесу была не только важной отраслью хозяйства, но и местом, где молодые соплеменники проявляли свою силу, храбрость, охотничью сметку. Добыча пушного зверя давала мех, необходимый для пошива зимней одежды и для торговли. В дуплах, где обитали дикие пчелы, добывали мед.

Для ловли рыбы, в изобилии водившейся в прозрачных водах рек и озер, применялись гарпуны, остроги, плетеные сети и верши. Обилие рек позволяло славянам свободно передвигаться по лесному краю: летом на долбленых лодках, зимой – на санях по льду. На заливных лугах росли сочные травы – прекрасный корм для скота. Скот у славян, как и других народов, считался мерилом богатства.

Долгое время земледельцы собственными силами производили одежду, домашнюю утварь, орудия труда. Постепенно ремесло выделилось в отдельную отрасль хозяйства. Из железа ковали топоры, косы, серпы, наконечники для стрел и копий. Изделия славянских ремесленников – кузнецов, ювелиров, древоделов – высоко ценились их соседями. Центрами ремесла и торговли, возникавшими в основном на речных берегах, были грады – укрепленные племенные центры.

Общественный строй

В середине I тыс. н. э. восточные славяне жили родовыми общинами. Общинники совместно владели землей, сообща трудились, вся продукция, созданная ими, была общей и делилась поровну между всеми родичами. Роды объединялись в племена, а те, в свою очередь, в племенные союзы. Важнейшие вопросы общественной жизни – объявление войны и заключение мира, выбор старейшин и князя – решало вече (собрание) племени. Старейшины распределяли землю среди соплеменников, разбирали тяжбы, председательствовали в народных собраниях. Наряду с обще племенным ополчением существовала дружина, состоявшая из молодых, крепких воинов. Во главе дружины и общеплеменного ополчения стоял князь, которым становился самый удачливый, храбрый и мужественный воин.

Хозяйственный прогресс – усовершенствование орудий труда, переход к плужному земледелию и стойловому содержанию скота привел к тому, что теперь отдельная семья была способна самостоятельно вести хозяйство. Поэтому в середине I тыс. прежние родовые связи разрушались и происходил постепенный переход к соседской общине (славяне называли ее «вервь», «мир»). Быстрее всего этот процесс происходил там, где не требовалось усилий многих людей для расчистки леса под пашню, – в лесостепной полосе. Самым экономически развитым районом было Среднее Поднепровье.

Семьи, составлявшие соседскую общину, совместно владели землей, но самостоятельно распоряжались урожаем, собранным со своего надела. Постепенно среди славян росло общественное и имущественное неравенство. Богатые семьи завладевали значительными участками земли. Знатность, которая прежде основывалась на принадлежности человека к прославленному роду (зачастую ведшему происхождение от легендарного предка), теперь все более и более связывалась с большим достатком. Значительную часть богатств (в виде земли, обрабатываемой пленниками, добычи, захваченной во время набегов, и дани, которую отдавали соплеменники в виде платы за защиту от врагов) сосредоточивали в своих руках князья, которые стали передавать свою власть по наследству. Постепенно они стали присваивать себе и полномочия старейшин. Опорой власти князя становилась дружина, члены которой все больше отрывались от своих общин. Так постепенно вызревали социально-экономические предпосылки образования государства.

Мировоззрение древних славян

Представления славян об окружающем мире, о своем месте в нем были насквозь мифологичными. Все окружающее человека пространство – от порога родного дома до края родной земли, как и вся его жизнь, от первого крика до последнего вздоха, – было подчинены законам, установленным предками по воле богов. Славяне верили, что в момент рождения приоткрывается дверь между миром мертвых и миром живых. Чтобы обезопасить родных от вторжения злобных сил, будущая мать уходила рожать в отдельно стоящее здание – чаще всего баню. Когда новорожденный издавал свой первый крик, наступало время первого в его жизни обряда. Повитуха перерезала пуповину – на стреле или топоре, если это был мальчик, и на веретене – если это была девочка. Новорожденного ребенка отец знакомил с главными божествами окружающего мира: прикладывал его к земле, окунал в воду, показывал восходящему солнцу и месяцу.

Первым пространством, которое осваивал маленький человечек, был его родной дом. Здесь ребенок впервые слышал родную речь – обращенные к нему слова любви, сказки и мифы. Здесь в печи горел огонь, обогревавший жилище и оберегавший людей от скверны и нечистой силы. В представлениях славян, огонь был сыном бога неба – Сварога, поэтому пламя домашнего очага считалось у славян священным. Ему во время трапезы посвящался первый и лучший кусок хлеба. Гость, обогревшийся у очага, становился для хозяев своим. В доме, как в крепости, славянин уберегался от всех опасностей – шли ли они от недобрых людей или от злых духов. Здесь жил домовой – охранитель очага и покоя. При «суседушке» нельзя было произносить бранных слов и тем более смахивать хлебные крошки на пол. Потребление пищи было священнодейством – слишком тяжелым трудом она доставалась. У славян запрещалось бить кулаком по обеденному столу: он считался божьей ладонью.


Славянский идол


На косяке двери и оконнице вырезали священные изображения, которые должны были отпугивать темные силы. К ним относились символы Перуна – бога грозы, грома и молний и Даждьбога – бога солнца. Считалось, что никакая нечистая сила не могла преодолеть эту преграду. Переступить границу усадьбы и тем более порог дома без приглашения считалось кощунством.

Через пять-шесть лет после рождения в жизни славянина наступал новый важный этап. На мальчика впервые надевали штаны, а на девочку специальную юбку – понёву. Подростка активно приобщали к труду, знакомили с обычаями своего племени. Он молился богам в родовом святилище. Обустроенное, очищенное священнодействиями поселение было надежной опорой. Его покой охраняли духи умерших предков, прах которых в специальных корчагах помещался на развилках дорог. Расставаясь надолго с родной округой, славянин брал по щепоти земли из-под печки, из-под ворот родного дома, с развилки дорог за околицей. Считалось, что эта унесенная в нагрудном мешочке родная земля отведет несчастья в дальних краях, укажет верный путь назад, к отчему дому, к родному очагу.

В 14–16 лет происходило следующее важнейшее изменение в жизни – подростки становились взрослыми. Это было тяжелое испытание. Юноши и девушки должны были доказать умение самостоятельно вести хозяйство, переносить боль, продемонстрировать знание всех обычаев. Человек, успешно выдержавший этот обряд, становился полноправным членом племени: мог рассчитывать на земельный надел, часть охотничьей или воинской добычи. Теперь совместно с другими взрослыми соплеменниками ему принадлежала вся родная земля, в границах которой древний славянин мог чувствовать себя более или менее защищенным.

Лес, где охотился человек, река, где он удил рыбу, в представлениях наших предков, были частью живого мира. Белку или волка надо было бить стрелой точно в глаз. И не только для того, чтобы не испортить шкуру, но и для того, чтобы не доставить мучений животному. В лесу охотник мог брать ровно столько, сколько нужно для прокорма семьи. Лишнего зверя убивать нельзя, ибо в этом случае недобрый хозяин чащобы – леший, не только уведет с пути охотника лесных зверей и птиц, но и самого заведет в чащу, откуда уже не будет возврата. Нельзя было ловить рыбу больше необходимого – водяной мог принести несчастье.

Смерть не воспринималась нашими предками как окончание всего. Сгоревший на погребальном костре человек просто переселялся в обитель мертвых. Отсюда он молил светлых богов Сварога, Макошь (Мокошь) о защите соплеменников от чар злобных богов. Славяне верили, что бог Род, принимавший участие в создании Вселенной, посылает с небес на землю души умерших, чтобы они вселились в только что рожденных детей. Поэтому славяне часто давали своим детям имена ушедших в мир мертвых родственников: считалось, что сила и мудрость предков воплотятся в новом, пришедшем в мир живых человеке.

В нашей современной жизни очень многое напоминает нам о временах восточных славян. Земли, занятые восточными славянами в период освоения ими Восточно-Европейской равнины, составляют территорию центральной части современной России, Украины и Белоруссии. Способы постройки дома, хозяйственные занятия, умения и навыки в течение многих столетий оставались неизменными. Языческое мировоззрение сохранялось у славян даже и после принятия христианства. Крестившись, вчерашние язычники продолжали чтить старых богов, только под новыми именами. Так, например, облик Перуна трансформировался в образ Ильи Пророка, одного из самых почитаемых христианских святых. Другим «наследником» бога грозы стал святой Георгий Победоносец. Перун в славянской мифологии выступал в качестве победителя злого бога – Змея-Волоса. Змееборцем выступает и Св. Георгий.

Подведем итоги

В середине и второй половине I тыс. восточные славяне заселили обширные пространства Восточно-Европейской равнины. Приемы хозяйствования, мировоззрение, язык и культура, свойственные восточным славянам, заложили основы российской цивилизации.

Вопросы

1. Охарактеризуйте основные занятия славян. Сравните их с занятиями западноевропейцев в раннее Средневековье.

2. Каким образом были взаимосвязаны хозяйственная деятельность и религиозные представления славян? Приведите примеры.

3. Расскажите о верованиях восточных славян.

4. Что из наследия культуры восточных славян дошло до нашего времени?

Задание

Византийское историческое произведение «Стратегикон» сообщало об обычаях славян: «Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, охраняют их. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там на положении свободных?

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы…

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую».

Какие выводы можно сделать о развитии хозяйства и общественном строе восточных славян?