Цыгане воспринимались с точки зрения нацистской расовой теории как угроза расовой чистоте немцев. Так как официальная пропаганда провозглашала немцев представителями чистой арийской расы, происходящей из Индии, известная сложность для теоретиков нацизма состояла в том, что цыгане являются куда более непосредственными выходцами из Индии; они близки её нынешнему населению с объективной расовой точки зрения и говорят на языке индоарийской группы - следовательно, цыгане, по крайней мере, никак не меньшие арийцы, чем сами немцы. Выход был найден в решении, согласно которому цыгане, живущие в Европе, представляют собой плод смешения арийского племени с самыми низшими расами всего мира - это якобы объясняет их «бродяжничество» и доказывает их асоциальность. Цыгане, даже оседлые, признавались потенциально асоциальными в силу своей национальности.

Всё началось с «Закона о борьбе с цыганами, бродягами и тунеядцами», который был принят в Баварии 16 июля 1926 года. Следующим этапом стал период с 1935 по 1938 гг., когда полиция и ведомства социального обеспечения во многих городах стали помещать цыган в лагеря принудительного содержания, зачастую обнесённые колючей проволокой, и подчинять их там строгому лагерному распорядку. С марта 1936 на цыган были распространены положения так называемых «нюрнбергских расовых законов» о гражданстве и расе, которые прежде распространялись только на евреев: им также было воспрещено вступать в браки с немцами и участвовать в выборах, было снято гражданство Третьего рейха.

Непосредственное уничтожение началось со стерилизации цыган во второй половине 1930-х годов. Нацисты выработали несложный способ стерилизации женщин - укол в матку грязной иглой. Медицинская помощь после этого не оказывалась, несмотря на возможные тяжёлые осложнения. С осени 1941 года на оккупированных территориях СССР наряду с массовыми убийствами евреев начались массовые убийства цыган. Наиболее массовые истребления цыганского населения зафиксированы в Западной Украине, Смоленской, Ленинградской и Псковской областях.

Аресты немецких цыган начались ранней весной 1943 года. Попали в заключение даже цыгане, служившие в немецкой армии и имевшие боевые награды. Арестованных отправляли в Освенцим. Там оставляли в живых в основном немецких цыган-синти, которых нацисты считали более цивилизованными. Польские же, российские, литовские, сербские, венгерские цыгане в основном уничтожались в газовых камерах сразу по прибытии в лагерь. Но и немецкие цыгане массово умирали от голода и болезней, нетрудоспособных также отправляли в газовые камеры.

По последним исследованиям за период с 1935 по 1945 год количество жертв геноцида цыган составило до 1 500 000 человек. Количество пострадавших - ещё больше.

Для решения «цыганского вопроса» Национал-социалистическая партия Германии предлагала различные способы - выделить для цыган особые районы в городах, депортировать, стерилизовать и так далее. Первые лагеря для цыган появились в 1934 году. Жертвами цыганского геноцида, параимоса, стали около 200 тысяч человек

Подготовила Юлия Богатко

Доктор Риттер (справа) берет у цыганки кровь на анализ. 1936 год Bundesarchiv

«Цыгане действительно сохранили кое-какие нордические признаки,
но они произошли от самых низших слоев населения этого региона.
В процессе миграции они впитали в себя кровь окружавших их народов
и таким образом стали расой, в которой смешались черты Восточной
и Западной Азии, с примесью индийских, среднеазиатских
и европейских черт. <…> Причиной такого смешения стал их кочевой образ жизни. В целом влияние цыган на Европу чужеродно».

Профессор Ганс Фридрих Карл Гюнтер, «Расология Европы», 1924 год

«§ 1. Цыгане и им подобные кочевники — бродяги — имеют право
на передвижение лишь при наличии у них письменного разрешения, выданного соответствующими полицейскими властями. Разрешение действительно в течение одного календарного года и может быть
в любой момент аннулировано…»

«§ 2. Цыгане и бродяги не имеют права странствовать с детьми школьного возраста. Исключение может быть сделано соответствующими полицейскими властями при наличии условий, необходимых для обучения детей…»

«§ 9. Цыгане и бродяги старше шестнадцати лет, которые не способны доказать, что имеют постоянную работу, могут быть направлены соответствующими полицейскими властями в исправительно-трудовые лагеря сроком до двух лет из соображений общественной безопасности».

Из закона Баварии о борьбе с цыганами, бродягами и тунеядцами, 1926 год


Изготовление слепка лица в Центре расовой гигиены. 1936 год Bundesarchiv

«Цыганский вопрос можно будет считать решенным, только когда большую часть асоциальных и бесполезных цыган смешанного происхождения соберут в крупные лагеря трудового назначения,
где будут приняты действенные меры против их дальнейшего воспроизводства. Только так можно избавить будущие поколения немецкого народа от этой тяжелой ноши».

Отто Тирак, президент Народной судебной палаты Германии, в письме к секретарю Гитлера Мартину Борману от 13 октября 1939 года

«С целью удаления с немецких земель поляков, русских, евреев и цыган <…> считаю необходимым передать все функции уголовно-процессуального порядка в отношении [этих людей] Гиммлеру.

Я пришел к этому заключению, поскольку понимаю, что суды не могут эффективно участвовать в уничтожении этих людей… <…> Годами держать их в тюрьме не имеет смысла…»

Роберт Риттер, психолог, главный идеолог преследования цыган, 1939 год


Сотрудница Центра расовой гигиены определяет цвет глаз молодой женщины Bundesarchiv

«Летом 1943 года моим родителям сказали, что они должны переехать из Мюнхена в Польшу просто потому, что они синти. Всего нас было около ста человек, это вся родня со стороны отца и матери. И мы все ехали в одном вагоне. Никто не знал, куда и зачем нас везут. Оба моих дяди — офицеры немецкой армии — надели в дорогу свои военные мундиры, а дедушка, ветеран Первой мировой войны, прикрепил на мундир ордена и медали, полученные им за доблесть и храбрость. Это никого не спасло и ничего не значило для нацистов, сопровождавших поезд: они били прикладами по голове стариков с медалями на груди, беременных женщин и детей. Для них это были только люди последнего сорта — синти, цыгане, угрожавшие чистоте арийской расы. Через две недели, когда умиравшие от духоты, жажды и голода люди приехали в Аушвиц, из вагонов буквально выпала почти сотня мертвых — их тут же отправили в печи крематория. Остальным присвоили номера и вытатуировали их на руке; грудным детям номер ставили на бедре: на крошечных ручках штамп не помещался. Нас сразу начали бить — просто потому, что мы не умели выполнять команды, не сразу встали прямо. И постоянно оскорбляли: я до того никогда не думал, что моя национальность — это ругательство. <…> Через полгода, уже зимой, заключенным выдали одеяла, кишевшие вшами: такого количества этих насекомых я не видел больше никогда в жизни. Кто-то сказал: это доктор Менгеле специально дал нам такие одеяла, чтобы проверить стойкость цыган к болезням, которые переносят вши. О Менгеле цыгане уже отлично знали: на цыганских и еврейских детях он постоянно ставил опыты, особенно на близнецах. Моих двоюродных братьев Менгеле заставлял прыгать с 10-метровой высоты — наблюдал, как ломаются кости, как деформируется позвоночник. Мне врачи-эсэсовцы часто делали какие-то уколы, от которых потом болело все тело…»

Герман Гелленрейнер, бывший узник Освенцима, автор книги «Мано. Свидетель холокоста»


Депортация цыган. 1940 год Bundesarchiv

«Это было в Псковской области. Мы жили все вместе — все мои родные: мать, отец, бабушка Авдотья, дедушка Александр, дядя Григорий и его дети Таисия и Иван, дядя Василий и его дочери Валя и Анна. И пришла нам повестка, чтобы на три дня брали продукты, а если есть, например, корова, то с собой не брать. Хоть отец мой был и неграмотный, но мужик был дальновидный. Цыган собралось очень много, все спрашивают: „Куда нас?“ А немцы говорят: „Мы отправим вас в Бессарабию, вы же цыгане“. Ну, цыгане поверили, говорят, поедем в Бессарабию. А отец мой говорит: „Какая Бессарабия? Куда они нас погонят, если везде бомбят, дорог нету, поезда не ходят? Пойдете вы землю есть, всех расстреляют, как собак! У меня есть лошадь, сажайте детей и едем в лес скрываться. Убьют что в затылок, что в лоб“. А цыгане темные, всему верят. Говорят: „Все едут в Бессарабию, а мы что, всех умней?“ Отец бился недели две, убеждал цыган. А они ему отвечают: „Видишь, мы ходим по воле, никто нас не трогает. Не пойдем в лес, и ты вернись, с нами поедешь“. А ходили они свободно потому, что немцы ждали конвой. Ну, мой батя забрал мать, нас — детей, сказал: „Если что, помирать вместе будем“. И осталась в живых только одна семья — наша, всех остальных немцы под конвоем, с собаками, увели. Всех расстреляли. Недалеко от Новоржева есть лесок, там ямы были вырыты. Всех бросили в эти ямы, кровь наружу сквозь землю выходила. Многих зарыли живьем. Целую деревню цыган там оставили. Только моих родственников девять человек там погибло».

Александр Степанович Степанов, цыган из Бернгардовки (ныне — микрорайон Всеволожска)


Доктор Риттер, полицейский и пожилая цыганка Bundesarchiv

«Наверное, кто-то выдал, что табор пришел в деревню. Немцы подъехали на мотоциклах с люльками и сразу стали оцеплять. Крестьяне попрятались в домах, а цыганам куда деваться? Со всех сторон пути перекрыты. Тогда женщины разбежались по огородам и притворились, будто копаются на прополке. Но разве обманешь? На цыганках юбки яркие, цветные. И дети по деревне голые бегают. Стали всех сгонять на середину. Отец спрятался в чьей-то баньке и через щели все видел. Он немного понимал по-немецки. Крик стоял. У цыганок серьги с кровью вырывали. Отцовой сестре Томке пальцы выламывали — стаскивали кольца. У цыгана — звали его Филипп — что-то пытались выведать. Привязали его — ладонь положили на изгородь, на слегу — пальцы по очереди рубили топором. С девушек, которым лет по 15-16, сорвали одежду. Насиловали их, а родня тут же стоит — выстроена под автоматами…»

Антон Александрович Орловский в пересказе дочери Анны Орловской об уничтожении кочевого табора рядом с городом Поставы

«Страшно было наблюдать, как цыгане играют веселые марши, под которые измученные заключенные возвращаются в бараки и несут на себе умерших или умирающих товарищей. Зрелище пыток под музыку было невыносимым. Но я также помню, как под новый 1939 год из дальнего барака вдруг поплыли звуки скрипки, словно напоминание о других, счастливых днях, напевы венгерских степей, вальсы Вены и Будапешта, звуки дома».

Из воспоминаний заключенного Бухенвальда (в 1938 году по приказу заместителя начальника лагеря майора Родля в лагере был создан цыганский оркестр)


В Центре расовой гигиены доктора Риттера Bundesarchiv

«Около десяти часов вечера в цыганский лагерь, находящийся от наших бараков всего в двадцати метрах, стали въезжать машины. Цыгане жили в бараках целыми семьями, с детишками, бабушками, дедушками. Мы привыкли к ним, как соседям, переговаривались через проволоку, обменивались новостями. Жили цыгане в еще более тяжелых условиях, чем мы. Мизерный паек получали не полностью: его разворовывали „старшинки“ из своих же цыган. Исхудавшие детишки жалобно просили у нас через проволоку чего-нибудь поесть, и мы ежедневно прикармливали их, чем могли. Природная жизнерадостность цыган, несмотря ни на что, прорывалась сквозь тоску и уныние: оттуда часто доносились музыка, песни… <…> И вот цыган увозили. Машины из бараков одна за другой направлялись в сторону крематория. Когда об этом узнали оставшиеся цыгане, лагерь огласился воплем. <…> Нам в лагере много раз приходилось видеть расстрелы, повешения, и не было случая, чтобы приговоренный кричал или просил о помиловании. Он знал, что это бесполезно, и мужественно принимал смерть на глазах у десятков тысяч других заключенных. Цыгане тоже не просили пощады, но они сопротивлялись, кричали.<…> После подъема, выйдя из барака, каждый с ужасом глядел на лагерь цыган. Вчера там была жизнь, а сегодня пустые, с раскрытыми дверями бараки, разбросанная одежда и лужи крови. Команда заключенных под надзором эсэсовцев убирала следы злодейской расправы».

И. П. Ковалев, бывший узник лагеря Биркенау


В «цыганском» лагере Тангермюнде. 1931 год Bundesarchiv

«23 апреля 1942 года перед вечером из гор. Смоленска в дер. Александровское прибыли 2 немецких офицера и, явившись к старосте, предложили ему составить посемейный список жителей бывшего Национального цыганского колхоза „Сталинская Конституция“ с подразделением на русских и цыган с включением в него всех мужчин, женщин, стариков и детей. 24 апреля в 5 часов утра прибывшим из гор. Смоленска карательным отрядом в количестве до 400 человек, возглавлявшимся группой офицеров, дер. Александровское была оцеплена, потом гестаповцы обошли все дома и всех жителей деревни, как русских, так и цыган, выгнали полураздетыми из домов и погнали на площадь к озеру. Немецкий офицер, владевший русским языком, достал из кармана список жителей деревни, взятый им у старосты деревни, и стал из толпы вызывать граждан, сортируя их на русских и цыган. После сортировки русские были отправлены домой, а цыгане оставлены под усиленной охраной. Потом офицер из оставшейся толпы выделил физически крепких мужчин, им выдал лопаты и в 400 метрах от деревни предложил вырыть две ямы. Когда мужчины были отправлены рыть ямы, туда же немцы погнали женщин, детей и стариков, избивая их прикладами, палками и плетками. Перед расстрелом осужденные были подвергнуты осмотру, женщин и мужчин раздевали, и все, кто имел смуглую кожу, были расстреляны. Расстрел был осуществлен так: вначале расстреляли детей, грудных детей живыми бросили в ямы, потом расстреляли женщин. Отдельные матери, не выдерживая дикого ужаса, заживо бросались в яму. Трупы расстрелянных закопали мужчины, потом они сами были расстреляны и немцами закопаны во вторую яму. Всю лучшую одежду расстрелянных, а также различные ценности немцы увезли с собой в Смоленск. Всего было расстреляно 176 человек. Из этого количества 143 человека установлены: 62 женщины, 29 мужчин и 52 ребенка; 33 не установлены за отсутствием посемейных книг».

Из справки «О массовом истреблении советских граждан — цыган немецкими захватчиками в деревне Александровское, расположенной в 5 км от города Смоленска» от 21 октября 1943 года

«Вся наша деревня была цыганская. Лидию Крылову спас немец. В этой деревне стояла часть вермахта, и один офицер по уши влюбился в красотку-цыганку. Когда людей собрали вокруг ямы, он подошел к солдатам и сказал, показывая на Лидию: „Она русская“. У немцев не было приказа расстреливать русских, и они спросили: чем докажешь? Он ответил: есть такой русский писатель по фамилии Крылов, он басни писал, она Крылова — значит, русская. Солдаты потребовали документы, офицер сел на коня, поехал в Смоленск за справкой и привез бумагу, что она русская. На ней не оказалось печати, подписи генерала: так офицер четыре раза ездил туда-сюда, а солдаты ждали возле могилы. <…> На обелиске указана дата расстрела, количество погибших — 176 человек, но там нет ни слова о цыганах. Хотя все местные жители об этом знают».

Владимир Федорович Гленчуков, деревня Александровка, один из пятнадцати оставшихся в живых цыган, которых немцы отпустили с места расстрела

В лагере Халле — подразделении Бухенвальда Bundesarchiv

«Я во время войны жила в деревне Кореневщина — рядом
с Александровкой. У нас тоже жило много цыган, но там никого
не тронули. Председатель колхоза был цыган, хороший такой, он сказал: „Никуда не выходите, ни в город, никуда, а то постреляют“.
А в Александровке забрали почти всех».

Прасковья Белова, жительница деревни Кореневщина

«Немцы пришли в Остров в 1942 году. Мне было 13 лет, сестре 11. <…>
…После Саласпилса, кто жив остался, кого не расстреляли, отправили в Польшу. Тухенген. Лицманштадт (Лодзь). Там тоже лагерь был большой. Там много всяких было. Но мы, цыгане, просили, чтобы нас в один барак поселили, чтобы мы вместе были. Поляки хорошие попадались: они отпускали нас попросить хлебушка и одежду нам давали. И вот когда нас отпускают, мы идем туда, где люди живут, и просим хоть кусочек хлебушка, хоть кусочек мыльца. И мы разрежем его на несколько частей, чтобы хоть лицо помыть и руки, потому что уже невозможно было… <…> А потом, когда нас освободили, мы были в американском лагере. Там мы сделали свой цыганский ансамбль, а американцы нас поддерживали и материи дали на кофты цыганские. Нас американцы отправили во Францию выступать. Это уже в 1946-м было, наверное. Мне было уже лет семнадцать. Война кончилась. Мы были в Версале. Там нас кормили хорошо. Там такие сады были, бери сколько хочешь».

Ольга Александровна Белова, бывшая узница концентрационного лагеря Саласпилс


Дети в лагере Берлин-Марцан. 1933 год Bundesarchiv

«Как-то у меня и моей подруги порвалась нить в станке, и нам сказали, что мы навредили намеренно. Нас привели в лагерь, построили девочек и мальчиков, ровесников, поставили скамейку и били нас плетками. Потом дали плетку мальчику, моему двоюродному брату, и сказали ему, чтобы он меня отстегал. Он сказал: „Она мне своя“ — и отказался меня бить, и его за это наказали. Дали плетку другому мальчику, и тот меня отстегал, у меня до сих пор шрам на ноге от тех побоев. <…> Были мы в Саласпилсе до января 1945 года. Наша армия уже наступала, и немцы решили нас уничтожить. Они нас заперли, подкатили к нашему бараку бочки с бензином, но началась бомбежка, и немцы, испугавшись, уехали. Им было уже не до нас. Мальчики наши, которые постарше, вылезли в окно и откатили бочки подальше от барака. Потом они открыли ворота, и наши воспитатели помогли нам уйти. Мы нашли незанятый дом, куда и забрались. Жили мы в этом доме несколько дней, спали, прижавшись друг к другу. Потом пришли наши войска. Нас накормили, одели, мы еще некоторое время жили в нашем лагере. Потом нас увезли в Варшаву, и дальше в Киев, в детский дом. Возили нас в разные госпитали, мы пели и плясали для раненых. Ну а потом наши родные нашли нас, приехали за нами и отвезли домой».

Александра Васильевна Белова, бывшая узница концентрационного лагеря Саласпилс 

«24 апреля 1942 года в 5 часов утра прибывшим из гор. Смоленска карательным отрядом в количестве до 400 человек, дер. Александровское была оцеплена, потом гестаповцы обошли все дома и всех жителей деревни, как русских, так и цыган, выгнали полураздетыми из домов и погнали на площадь к озеру. Немецкий офицер, владевший русским языком, достал из кармана список жителей деревни, взятый им у старосты, и стал из толпы вызывать граждан, сортируя их на русских и цыган. После сортировки русские были отправлены домой, а цыгане оставлены под усиленной охраной. Потом офицер из оставшейся толпы выделил физически крепких мужчин, им выдал лопаты и в 400 метрах от деревни предложил вырыть две ямы. Когда мужчины были отправлены рыть ямы, туда же немцы погнали женщин, детей и стариков, избивая их прикладами, палками и плетками. Перед расстрелом осужденные были подвергнуты осмотру, женщин и мужчин раздевали, и все, кто имел смуглую кожу, были расстреляны. Расстрел был осуществлен так: вначале расстреляли детей, грудных детей живыми бросили в ямы, потом расстреляли женщин. Отдельные матери, не выдерживая дикого ужаса, заживо бросались в яму. Трупы расстрелянных закопали мужчины, потом они сами были расстреляны и немцами закопаны во вторую яму. Лучшую одежду расстрелянных, а также различные ценности немцы увезли с собой в Смоленск. Всего было в тот день расстреляно 176 человек».

«Запретить неарийское потомство»

Это всего лишь одно сухое сообщение — из тысяч подобных свидетельств очевидцев массовых убийств. По разным подсчётам, на оккупированной нацистами территории СССР в 1941-1944 гг. было уничтожено до 50 процентов цыганского населения: жителей городов, колхозов и просто «вольных таборов». Всем в мире известно слово Холокост, но мало кто знает о Поражмос (это выражение в цыганском означает одновременно «резня» и «разрушение»). Нацистская Германия целенаправленно убивала цыган в той же степени, что и евреев. Идеологи Третьего рейха вскоре после прихода Гитлера к власти постановили: «рома» (самоназвание цыган) представляют угрозу «расовой чистоте арийской нации, представляя собой результат смешения с низшими расами мира». С 1935 года «чуждый народ» начали помещать в специальные «лагеря принудительного содержания», обнесённые колючей проволокой. На время праздников или спортивных состязаний (например, после старта Олимпийских игр в Берлине) все цыгане, даже оседлые, поголовно высылались из городов. С 1936 года цыганам (как и евреям) запретили вступать в браки с немцами и участвовать в выборах, их официально лишили гражданства Третьего рейха. 8 декабря 1938 года появилось одно из самых отвратительных распоряжений главы МВД Германии, рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера — о принудительной стерилизации цыган, «во избежание появления неарийского потомства». Стерилизовали (и взрослых женщин, и несовершеннолетних девочек) одним методом — укол в матку грязной иглой. Зачастую такие действия приводили к воспалению, заражению крови и сепсису — от «эксперимента» умерли сотни молодых цыганок. К сожалению, это было не худшее, что пришлось пережить «рома».

Расстреливали целые ансамбли

С 27 апреля 1940 года цыган из стран Европы начали депортировать в Польшу — в основном, их селили отдельными кварталами в еврейских гетто, как в польском городе Лодзь. А вот целенаправленно убивать «рома» нацисты принялись именно на территории СССР. Например, в Литве и Эстонии (при весьма активном содействии «полиции порядка» из местных жителей) были уничтожены практически все цыгане, включая женщин и младенцев. Весь декабрь 1941 года проходили казни цыган в занятом немцами Крыму — нацистам было всё равно, жили люди в таборах, городах, и кем они работали — сжигались здания цыганских театров, целиком расстреливали цыганские ансамбли, убивали актёров. Весной 1942 года «рома» масштабно вывозят из СССР в «лагеря смерти» — Освенцим, Майданек, Треблинку. Как правило, сразу после прибытия на поезде людей под видом «помывки» в душе отправляли в газовую камеру. Иногда немцы не утруждали себя транспортировкой — объявляли в местах проживания цыган всеобщий сбор для «переезда», просили обязательно взять ценные вещи, а затем расстреливали.

«Это было в Псковской области. Мы жили все вместе — все мои родные: мать, отец, бабушка Авдотья, дедушка Александр , дядя Григорий и его дети Таисия и Иван , дядя Василий и его дочери Валя и Анна . И пришла нам повестка, чтобы на три дня брали продукты, а если есть, например, корова, то с собой не брать. Хоть отец мой был и неграмотный, но мужик был дальновидный. Цыган собралось очень много, все спрашивают: „Куда нас?“. А немцы говорят: „Мы отправим вас в Бессарабию, вы же цыгане“. Ну, цыгане поверили. А отец мой говорит: „Какая Бессарабия? Куда они нас погонят, если везде бомбят, дорог нету, поезда не ходят? Пойдете вы землю есть, всех расстреляют, как собак! У меня есть лошадь, сажайте детей и едем в лес скрываться. Убьют что в затылок, что в лоб“. А цыгане темные, всему верят. Ну, мой батя забрал мать, нас — детей, сказал: „Если что, помирать вместе будем“. И осталась в живых только одна семья — наша, всех остальных немцы под конвоем, с собаками, увели. Всех расстреляли. Недалеко от Новоржева есть лесок, там ямы были вырыты. Всех бросили в эти ямы, кровь наружу сквозь землю выходила. Многих зарыли живьем. Целую деревню там оставили. Только моих родственников девять человек там погибло». (Александр Степанович Степанов , цыган из деревни Бернгардовка, из книги «Цыгане под свастикой»).

Цыганский рейд. 1937 г. Фото: Commons.wikimedia.org / German Federal Archives

«Кричали днём и ночью»

Вскоре разразилась и массовая бойня цыган и в остальной Европе — во Франции, Югославии, Венгрии и Румынии. Убивали не только немцы — и «усташи» в Хорватии, и пронацистская «милиция» во Франции. Вариантов для «рома» было два — либо расстрел на месте, либо концлагерь с газовыми камерами. С 1943 года даже цыган, служивших в вермахте и имевших боевые награды, забирали с фронта, и отправляли в лагеря. Историки до сих пор не могут прийти к точному числу погибших из народа «рома». Низшая цифра — 220 тысяч убитых, высшая — 800 тысяч: учитывая, что тогда в государствах Европы (включая и Советский Союз) проживало около миллиона цыган. Из 23 000 цыган, посланных в Освенцим, за три года 19 000 умерли от жутких условий содержания и рабского труда.

«Я один раз видела прелюдию к их убийству, — вспоминала женщина по фамилии де Виек , сидевшая в концлагере вместе с посмертно известной благодаря своему дневнику еврейской узницей Анной Франк . — Цыганских девочек, совершенно обнажённых, провезли мимо — прямо к крематорию. Анна смотрела, как их отправляют, и плакала».

Гиммлер предложил сохранить немного цыган для «показательных образцов неарийской нации», но рейхсляйтер Мартин Борман ответил — «Нет... мы уничтожим их всех». На цыганских детях в Освенциме ставил чудовищные медицинские опыты и врач-изувер, гауптштурмфюрер СС Йозеф Менгеле . Он замораживал людей заживо, колол прямо в глаз краску, чтобы изменить цвет, делал инъекции в организм химикатов. Узница Вера Александер из Освенцима рассказала, как доктор Менгеле однажды сшил (!) двух цыганских девочек спиной друг к другу — «Их звали Гвидо и Ина , им было всего-навсего четыре годика. Они кричали, не прекращая, днём и ночью. Их мать достала где-то смертельную дозу морфина, и положила конец страданиям своих детей».

Западная Германия официально признала геноцид цыган только в 1982 году. Жертвы Поражмоса не получили никаких выплат и других финансовых компенсаций. Министр внутренних дел земли Вюртемберг и вовсе заявил — «Это не было преступлением на расовой почве, цыган уничтожали за их вовлечение в преступность». Группенфюрер СС Отто Олендорф , руководитель «айнзатцгруппы Д», осуществлявших казни десятков тысяч мирных жителей на территории СССР, сказал на суде — «такие вещи оправданы, ведь цыган убивали и во время Тридцатилетней войны». Олендорф был повешен, а вот те люди, которые вынесли для Германии вердикт — избавиться от «расы бродяг», наказания не понесли. Впрочем, в дальнейшем им не повезло. Психолог Роберт Риттер , чьи рекомендации по «цыганскому вопросу» привели к попытке уничтожения целого народа, в 1951 совершил самоубийство. Эва Юстин , нацистский «расовый антрополог» (и заместитель Рихтера ), публиковала исследования, что «из цыганских детей невозможно воспитать полноценных членов немецкого общества, так как им свойственна природная лень, слабоумие, склонность к бродяжничеству, инцесту и воровству». Нацисты присвоили ей степень доктора философии, а цыганские дети (41 мальчик и девочка), чьё конкретно поведение она исследовала, были отправлены в Освенцим и там убиты. После войны Юстин работала в Германии детским психологом (!). В 1966 году, в возрасте 57 лет, она умерла от рака после долгих мучений. Да, справедливость иногда торжествует.

Большинство исследований нацистской политики Холокоста фокусируются на преследовании европейского еврейства, понесшего шестимиллионные потери. Цыган часто или вообще не вспоминают, или вспоминают лишь случайно. Но цыган нацисты также планировали уничтожить как группу. Однако предложение считать цыган жертвами Холокоста вызвало протест среди его исследователей. Справедливо ли это?

Хотя большинство исследований по истории Холокоста в центре своего внимания описывают страдания еврейского населения в оккупированной странами Оси Европе, цыгане также были объектом нацистского истребления.

Цыгане как народ смогли пережить направленные против них кампании прежде всего благодаря тому, что они находились в странах, находившихся под контролем союзных Германии правительств.

Эти правительства обычно отказывались участвовать в уничтожении цыган (аналогично тому, как некоторые из них участвовали в уничтожении евреев). Большинство цыганского населения в Европе Оси находилась вне зоны прямого контроля нацистской машины уничтожения.

Вследствие этого уровень его выживания был сравнительно высоким. В отличие от цыган, европейские евреи в своем большинстве попали под прямой контроль Германии, поэтому их смертность пропорционально была значительно выше. Итак, можно утверждать, что географическое расположение было одним из основных факторов, объясняющих высокую выживаемость цыган по сравнению с евреями.

Судьба цыган под нацистской властью во время Второй мировой войны вызвала серьезные дискуссии по поводу того, следует ли их признавать жертвами Холокоста, или просто одной из многих групп, ставших жертвами связанных с войной и оккупацией армиями Оси конфликтов и разрушений. Основной вопрос - то, в какой степени цыгане были мишенью уничтожения: такой же, как и евреи, обреченные на смерть Гитлером и нацистским аппаратом безопасности?

Для того, чтобы определить намерения относительно этого нацистского руководства, судьбу цыган сравним с судьбой евреев в соответствии со схемой, разработанной Элен Фейн для понимания строгости антиеврейских преследований в Европе во время Холокоста 2. Этот сравнительный анализ обеспечит надежную почву для понимания того, насколько цыган следует считать жертвами исключительной нацистской политики геноцида, которая известна как Холокост.

Цыгане как групповая жертва

Конечно, цыгане сталкивались с законодательной дискриминацией и негативным отношением еще со времен Средневековья, многие европейские государства издавали законы, направленные на дискриминацию цыган; плохое отношение к ним часто санкционировалось властью 5. В Германии после прихода нацистов к власти цыгане, как и евреи, попали под действие "специальных законов", направленных на их отделение от «арийского» населения и предотвращения межрасового смешения 6.

Цыган, как и евреев, немецкие расовые законы перед Второй мировой войной классифицировали как граждан второго сорта, они рассматривались как чужаки 7. Кроме того, как мы уже знаем, после начала войны цыгане становились жертвами зверств, массовых убийств, использования рабского труда и депортаций в лагеря смерти 8. Во время депортации цыган бюрократические параллели между классификацией их и евреев были чрезвычайно схожими 9. Действительно, небольшое количество немецких цыган было помиловано.

Тем, кто имел чистую цыганскую кровь, разрешалось существовать в пределах их общин 10. Когда цыган начали депортировать в лагеря смерти, эти различия теряли значения 11. Хотя мы точно знаем, что цыгане очень пострадали во время войны, следует все же дать ответ на вопрос, были ли они мишенью целенаправленного уничтожения?

Подавляющее большинство исследований Холокоста и смежных вопросов нацистской политики фокусируются на преследовании европейского еврейства, что вполне понятно, учитывая шестимиллионные потери этой группы. Цыган часто или вообще не вспоминают, или вспоминают только случайно. Однако должны существовать и такие работы, которые в центр исследования поставят именно цыган как группу, которую нацисты также планировали уничтожить 12.

Предложение считать цыган жертвами Холокоста вызвало реакцию среди его исследователей, которые утверждают, что продолжительность и уровень преследования этой группы и евреев не были одинаковыми. Иегуда Бауэр считает, что цыгане не были жертвами Холокоста, в частности, когда опирается на хорошо разработанные определения понятий «массовое убийство», «геноцид» или «Шоа» («Катастрофа») 13. Массовое убийство требует наличия масштабного убийства.

Геноцид - усилие по уничтожению этнической, расовой или национальной группы путем уничтожения ее лидеров и культуры, в том числе разрушение элит и других членов группы, которая становилась мишенью.

«Геноцид в таком определении должен включать нацистскую политику в отношении чехов, поляков или цыган...» 14. Понятие «Холокост» или «Шоа» зарезервированы для усилий по полному уничтожению группы. Евреи под властью нацистов и армяне в Османской империи - два примера подобных попыток в новейшей истории.

Такие определения близки к данной ООН дефиниции частичного и полного геноцида (т.е. Холокоста). Вследствие этих важных отличий Бауэр последовательно утверждает, что Холокост отличается от других примеров геноцида, а толкование этого термина нельзя расширять, например, включив в число его жертв цыган или поляков 15. Он даже утверждал, что евреи фактически были особой мишенью и, глядя с нацистской перспективы, Вторая мировая война велась именно против них 16.

К подобным выводам пришел и Джек Ейснер 17. Даже Дональд Кенрик и Греттен Паксон, которые составили хронику нацистской кампании против цыган, отмечают, что цыгане в Греции выжили благодаря тому, что, «вероятно, немцы были очень заняты своими основными жертвами, евреями, чтобы тратить время на цыган» 18. Стивен Кац осуществил сравнительный исторический анализ Холокоста и других геноцидных ситуаций, рассмотрев цыган как один из возможных примеров 19.

Он делает вывод о том, что преследование цыган нацистами не было равнозначным с их антиеврейскими действиями. Цыгане под властью нацистов действительно пострадали, однако «их судьба, действительно жестокая, была качественно отличной, менее ритуализированной, менее бескомпромиссной, менее категоричной» 20.

Возможно, его самым ярким утверждением является тезис о том, что на контролируемой нацистами территории погибло меньше чем четверть цыган - по сравнению с более 85% еврейского населения этих земель 21. Аргументы, приведенные в ответ на предложения считать цыган жертвами Холокоста, сходятся на том, что политика нацистов не была направлена на полное уничтожение цыган по той же схеме, что и евреев. Вопрос заключается в том, планировали ли нацисты полностью уничтожить цыган, как они это делали в отношении евреев, или же цыгане были жертвами «частичного геноцида», - если пользоваться терминологией Бауэра.

Хотя показатели смертности евреев и цыган ощутимо отличались, эти различия можно хотя бы частично можно объяснить разницей в уровне влияния, которое нацистская власть и, в частности, аппарат уничтожения, имел в различных подконтрольных Оси регионах. Некоторые области были непосредственно включены в Рейхе, другие были оккупированы, остальные составляли страны-союзники, в которых было невозможно осуществлять одностороннюю немецкую политику.

Элен Фейн в своей работе о Холокосте выделила три уровня контроля СС согласно обозначенных выше отличий 22. Поскольку она отмечает разнообразие других факторов, которые влияли на колебания уровня смертности еврейского населения различных территорий, ее тройная схема оказывается полезной и для объяснения разницы в уровне выживания. Использование этой же модели и в отношении цыган может быть плодотворным для понимания высокого уровня их выживания в подконтрольной Оси Европе.

Этот анализ может подтвердить утверждение Бауэра и Каца, например, когда он действительно продемонстрирует, что нацисты были снисходительными в отношении цыган. Особенно, когда мы увидим, что в одних и тех же регионах уровень смертности среди цыган будет последовательно ниже, чем среди евреев. С другой стороны, если местный коллаборационизм и отказ от него объясняет много различий, то вполне возможно, что нацистский режим одинаково был сосредоточен на истреблении как евреев, так и цыган.

Сравнение по зонам влияния СС

Соотношение численности населения и смертности цыган и евреев в разных регионах Европы были обобщены по отдельным территориям и зонами контроля СС и использованы Фейн в ее исследовании Холокоста. Соответствующие цифры содержатся в Таблице 1. К нарисованной Фейн картине внесены два изменения.

Таблица 1. Показатели смертности среди цыган и евреев по зонам СС

Территория Еврейское население Цыганское население
Зона СС 1
Территория До войны Потери %% До войны Потери %%
Германия/Австрия 240,000 210.000 87,5 31,200 21,500 68,9
Люксембург 5,000 1,000 20,0 200 200 100,0
Протекторат Богемия и Моравия 90,000 80.000 88,8 13,000 6,500 50,0
Польша 3,300,000 3,000.000 90,9 44,400 28,200 63,5
Литва 155,000 228,000 90,1 1,000 1,000 100,0
Латвия 93,000 5,000 2,500 50,0
Эстония 5,000 1,000 1,000 100,0
Сербия 23,000 20,000 87,0 60,000 12,000 20,0(1)
Украина/Беларусь 1,875,000 1,145,000 61,1 42,000 30,000 71,4
Всего 5,786,000 4,684,000 80,9 197,800 102,900 52,0
Зона СС 2
Норвегия 1,800 900 50,0 ? 60
Нидерланды 140,000 105,000 75,0 500 500 100,0
Бельгия 65,000 40,000 61,5 500 500 100,0
Салоники 50,000 45,000 90,0 ? ?
Всего 256,800 190,900 74,3
Зона СС 3
Страны-союзники
Финляндия
2,000 0 0,0 ? 0 0,0
Болгария 64,000 14,000 21,9 100,000 0 0,0
Италия(2) 40,000 8,000 20,0 25,000 1,000 4,0
Венгрия(3) 650,000 450,000 69,2 100,000 28,000 28,0
Румыния 600,000 300,000 50,0 300,000 36,000 12,0
Словакия 90,000 75,000 83,3 80,000 1,000 1,25
Хорватия 26,000 22,000 84,6 28,500 28,000 98,2
Другие
Итальянская Греция(2)
20,000 9,000 45,0 ? 50
Франция 350,000 90,000 25,7 40,000 15,000 37,5
Дания 8,000 0 0,0 7 0 0,0
Всего (4) 1,850,000 968,000 52,3 673,500 109,050 16,2
(1) Оценка, которая может быть значительно ниже.
(2) Депортации и убийства после капитуляции Италии в 1943 году.
(3) Депортации и убийства преимущественно после установления марионеточного правительства в 1944 году.
(4) Всего для цыган с исключением Финляндии, Греции и Дании.

Источники: для еврейских потерь - Lucy S Dawidowicz, The War against the Jews, 1933-1945 (New York. Bantam, 1975), pp 483-544; для цыганских потерь - Kenrick,Puxon, Destiny, esp. pp. 183-84. Цифры относительно Итальянской Греции и Салоник, а также депортации цыган из Норвегии взяты из: Martin Gilbert, AtlasoftheHolocaust (Oxford. Pergamon Press, 1988)

Люксембург, страну, которую она не рассматривала, был включен в Зону СС 1 со времени присоединения Великого Герцогства к Рейху, сколь местное население подчинили тем же законам и ограничениям, что и население других его частей, вроде Германии и Австрии. Кроме того, Фейн не включала в свой анализ никакие части СССР, кроме балтийских стран.

Данные об исходном количестве еврейского и цыганского населения и их смертности для Советского Союза в целом являются менее релевантными, поскольку подавляющая часть его территории никогда не находилась под контролем стран Оси. Благодаря этому во многих регионах СССР еврейское и цыганское население оказалось вне досягаемости немецкой расовой политики.

Однако вся Беларусь и Украина попали под власть нацистов, из-за чего немецкая расовая политика была применена к населению этих местностей. Евреи и цыгане двух советских республик находились под непосредственным контролем немецкой военной администрации и были объектом депортаций в той же мере, как и население балтийских стран. Поэтому их решено рассматривать в рамках Зоны СС 1.

Зона СС 1

Таблица 1 показывает заметные различия между этими тремя зонами. В Зоне СС 1, где нацисты имели наибольшую свободу действий, еврейские потери превысили 90% от количества довоенного населения. Потери среди цыган частично были ниже, но они составили как минимум более половины от довоенной численности.

В Беларуси и Украине, где проживало значительное количество как евреев, так и цыган, количество смертей последних было даже пропорционально выше. В этой части таблицы наиболее сомнительными в отношении цыган - данные о Сербии. Сербия представляла собой единственную часть расчлененной Югославии, попавшую под прямой контроль Германии уже в 1941 году, что стало причиной прямого применения политики СС по «нежелательным» категориям людей.

Цифры потерь среди цыган Югославии очень неточны. Кенрик и Паксон указали для Сербии минимальную цифру в 12 тыс., которая, по их мнению, могла быть заниженой 23. Рюдигер Фоссен в новейшем исчислении смертей цыган оценивает их довоенное количество в Югославии в 100 000 и подсчитывает, что 90 000 из них были убиты 24. Эта цифра показывает, что было уничтожено примерно 50 000 из 60 000 сербских цыган. Если принять эту (вероятно, завышенную) оценку, то смертность цыган в зоне СС 1 составит 72.6%, а не 53.9%.

Вряд ли цыганские потери действительно достигли этой максимальной цифры. Часть цыган выжили в сельской местности Сербии, где контроль нацистской администрации и местных коллаборационистов был достаточно слабым. Это отличало их от сербских евреев, которые были сосредоточены в городах, из-за чего их погибло больше 25. Точно оценить потери цыган трудно в том числе и потому, что многие убийства происходили в пределах самой Сербии, а не в лагерях смерти 26.

Цыган систематически захватывали в качестве заложников и расстреливали в знак наказания за немецкие потери от партизанских нападений. Сотню заложников расстреливали за каждого убитого немецкого солдата, пятьдесят - за каждого раненого 27. Несомненно, такие действия привели к большему количеству смертей, чем озвученная цифра в 12 000.

Страдания сербских евреев и цыган действительно были огромными. Белград и те части Сербии, которые находились под прямым контролем Оси, были объявлены свободным от евреев и цыган уже в 1942 году 28. Потому из этого можно сделать вывод, что потери цыган были выше, чем минимальная цифра, названная в Таблице 1. Если принять высокие, хотя и не максимальные, оценки смертности в Сербии, то вполне вероятно, что общие потери цыган в Сербии составили 60-65% от довоенного количества. Эта цифра ниже, чем потери, которые понесло еврейское население этих областей, но пропорционально является очень высокой.

Зона СС 2

В зону СС 2 было включено лишь несколько территорий. Здесь германское господство было несколько менее тотальным, чем в Зоне 1, но его последствия для цыган были почти столь же смертоносными, как и для евреев. Что касается первых, то их немногочисленные общины в Бельгии и Нидерландах были фактически уничтожены 29.

Несколько цыган жили в Норвегии, часть из них были высланы в концлагеря, где они погибли 30. Вероятно, какое-то количество цыган жили в Салониках и соседней Фракии, но нет ни одного свидетельства об их депортации в лагеря смерти. Малая численность цыган в Зоне 2 не поддается сравнению, но имеюtobся ограниченные свидетельства дают основания утверждать высокий уровень потерь.

Зона СС 3

Наибольшие различия показателей потерь среди евреев и цыган появляются в зоне СС 3. Поэтому именно события на этих территориях требуют детального комментария. Именно здесь процент выживших евреев и цыган был выше, чем в Зонах 1 или 2. Так как берлинской власти приходилось вести переговоры по поводу акций против определенных категорий людей, а не просто начинать депортации или приказывать “командам смерти” (“зондеркомандам” - “А”) совершать убийства. Действия правительств-союзников Оси, направленные на облегчение или, наоборот, препятствие преследованию евреев хорошо исследованы. Все же цыган в этой части Европы жалели значительно больше, чем местное еврейское население.

Что касается стран Скандинавского полуострова, Финляндия ограничилась военным союзом с Германией во время нападения на Советский Союз, в это же время немцы руководили Данией косвенно, чтобы позволить ей сохранить фиктивный нейтралитет. В этих странах было относительно немного цыган, но они были спасены их правительствами 31.

Тогда, когда Финляндия отказывалась депортировать граждан-евреев, а Дания организовала спасение своего еврейского населения, ни одно правительство не сотрудничало в депортации циган 32, показатели выживаемости как евреев, так и цыган в Дании и Финляндии выглядят гораздо лучше по сравнению с цифрами из Норвегии (Зона СС 2), откуда были депортированы в лагеря половина тамошних евреев и вся немногочисленная цыганская община.

Франция была единственной западноевропейской страной в Зоне 3. Как во Франции правительства Виши, так и на оккупированной территории, преследовались и евреи, и цыгане. Однако более низкий степень контроля со стороны Германии обусловил то, что более половины евреев и цыган пережили войну. В этом плане Франция выглядит значительно лучше Нидерландов и Бельгии (Зона 2).

Достаточно интересным является то, что показатель выживания цыган здесь даже пропорционально хуже, чем в случае евреев. Одной из причин этого факта является то, что цыгане были легкой мишенью для депортаций. Их сбор для транспортировки в лагеря смерти облегчало то, что много цыган французские власти задержали и сосредоточили в лагерях еще в 1940 году, поэтому их свезли в лагеря после капитуляции в том же году 33.

Вероятно, здесь мы видим один из немногих примеров, когда цыгане являлись группой, их было проще выделить и подготовить к депортации. Следует отметить, что в этом случае немецкая власть воспользовалась возможностью быстро справиться с большим количеством цыган.

В Южной Европе и на Балканах было много государств-союзников и стран-клиентов Германии. Хорошо известно, что Италия не сотрудничала в депортации евреев как в самой Италии, так и в итальянских зонах оккупации во Франции, Греции и Югославии. Поскольку эта страна была полноценным европейским союзником Германии, она могла сопротивляться давлению в вопросе уничтожения евреев, а отдельные силы в Италии защищали евреев от преследований 34.

Цыгане в Италии и и на контролируемых ею территориях также были защищены от депортации. Худшим антицыганским действием, на которое пошло итальянское правительство, было изгнание представителей этой группы на Сардинию и подконтрольные ему острова Адриатики 35. Итальянские оккупационные войска также защищали цыган от преследования со стороны немцев или местных жителей 36.

Убийства евреев и цыган имели место после капитуляции Италии, когда немецкие войска оккупировали север и центр страны. Численность жертв среди цыган в Италии совсем небольшая количественно и гораздо меньше пропорционально, чем соответствующие цифры по евреям, и это несмотря на спасение многих итальянских евреев 37.

Вполне возможно, что изгнание цыган на острова, которое имело место перед этими событиями, в конечном счете сработало в их пользу, ведь они сразу оказались вне зоны немецкого контроля. Депортации евреев и цыган из Албании, южной Греции и части Югославии происходили лишь после капитуляции Италии и установления прямого контроля со стороны немецкой администрации 38. После сдачи Италии Южную Грецию оккупировали немецкие войска. Какое-то количество цыган было поймано с целью депортации, но в лагеря смерти попало значительно больше местных евреев.

С целью предотвращения депортации цыган в ситуацию вмешались представители греческой церкви и правительства 39. Во многих местностях отдельные греки прятали многочисленных евреев, однако значительное их количество все-таки было депортовано 40. Итак, Италию после ее капитуляции в 1943 году значительно логичнее было бы классифицировать как принадлежащую к Зоне СС 2. В промежуток времени с 1940 до 1943 года многим евреям и цыганам удалось дожить до начала нового периода. А позже немецкий контроль в некоторых регионах существенно ослабел. Причиной этого в том, что в результате наступления Красной армии немцы больше готовились к боевым действиям, следовательно сил на что-либо другое у них уже не хватало.

Болгария, Румыния и Венгрия были союзниками Германии, поэтому их правительства имели несколько большую свободу действий перед Берлином. Эта свобода действий привела к значительно более высоким показателям выживания евреев и цыган, чем мы это видим в Зоне СС 1 и 2. Болгария вообще отказывалась депортировать своих граждан, независимо от того, были ли они евреями или цыганами. Германский посол в Софии отмечал, что болгары не сотрудничали в вопросе депортации евреев потому, что они слишком долго жили рядом с армянами, греками и цыганами, после чего не могли сделать негативные выводы о евреях 41.

Болгарское правительство, однако, согласилось на депортацию евреев из оккупированной Фракии (Греция) и Македонии 42. Поэтому показатели смертности евреев в Таблице 1 касаются именно еврейского населения этих новооккупированных территорий, а не собственно болгарских граждан.

Евреи и цыгане Румынии также пострадали меньше, чем представители этих групп в Зонах СС 1 и 2, несмотря на то, что Румыния имела собственную антисемитскую традицию, которая обусловила высокие потери среди евреев. Однако, даже в условиях этой исторической вражды румынское правительство времен войны обычно защищало своих граждан.

Большие показатели смертности евреев, мы все же видим, имевших место на Буковине и в Бессарабии, территории, которую Румыния повторно заняла после вторжения в Советский Союз, а не на основных землях королевства. Не более 20 000 из всех еврейских жертв приходились на Регаты (старые земли королевства) 43. Фактически все цыгане, которые погибли на контролируемой румынами территории, были из недавно присоединенных областей 44.

Ситуация в Венгрии в течение раннего периода войны была подобна ситуации в Болгарии и Румынии. Режим Хорти защищал своих граждан от германских требований депортировать их в лагеря смерти. Венгерские евреи имели значительные потери в созданных специально для них батальонах принудительного труда, действовавших в Советском Союзе.

Евреи, которые не являлись венгерскими гражданами, не были защищены. Кроме того, имели место зверства на некоторых оккупированных венгерскими войсками территориях, однако утвержденной политики массового истребления здесь не существовало 45. Однако в марте 1944 года в Венгрию вторглись немцы и оккупировали страну. Новое венгерское правительство сотрудничало с командой Адольфа Эйхмана в депортации евреев. Позже немцы привели к власти антисемитскую организацию «Скрещенные стрелы», после чего стали происходить депортации евреев и цыган. Фактически все цыгане, отправленные в лагеря смерти, были захвачены именно в это время 46.

Как мы видим из Таблицы 1, в течение этого периода было депортировано пропорционально больше евреев. Но существенно, что во время, когда война уже фактически была проиграна, и советские войска продвигались в Венгрию (и другие территории), немцы и их местные коллаборационисты пытались депортировать как евреев, так и цыган. Хотя число пойманных евреев и было большим, однако то, что нацисты хотели приложить усилия и для захвата цыган, также заслуживает внимания. Все эти депортации и последующие убийства имели место после марта 1944 года, когда Венгрию целесообразнее было бы определить как принадлежащую к Зоне СС 2, а не 3.

Остальные государства в Зоне 3 представляют собой марионеточные режимы Словакии и Хорватии, которые наглядно демонстрируют различия в антиеврейских и антицыганских кампаниях, вызванных местными органами управления и локальными обстоятельствами. Довоенная численность еврейского и цыганского населения в обеих этих странах была сходной, однако обращения в отношении цыган было резко отличным.

В Хорватии усташи истребляли обе эти группы (а кроме них также и сербов), поэтому количество потерь среди всех них было чрезвычайно высокой. В Словакии мишенью для массовых убийств были только евреи, правительство Тисо сотрудничало с нацистами в вопросе ликвидации местного еврейского населения. Хотя на словацких цыган и было распространено действие дискриминационных законов, лишь незначительная их часть была депортирована в лагеря смерти 47. Очевидно, именно отношение словацкого правительства стало причиной того, что показатель выживаемости среди цыган здесь был выше, чем в случае евреев.

Расхождения и различия

Приведенное выше сравнение сценариев правительственной политики и показателей смертности показывает, что то, к какой Зоне СС (1-й, 2-й или 3-й) принадлежала определенная территория, часто имело определяющие последствия для потенциальных жертв нацистской геноцидальной политики.

Во-первых, в регионах с наиболее сильным господством нацистов (Зоны 1 и 2) цыгане пострадали почти так же, как и евреи. На самом деле, здесь целью было их полное уничтожение. Отчасти высокие показатели выживаемости среди цыган в этих местностях, возможно, могут свидетельствовать о том, что евреи рассматривались как основная обреченная на ликвидацию группа, но совершенно ясно, что цыгане также были мишенью таких действий.

Хорошо известно - хотя это часто и игнорируется в дискуссиях о Холокосте - участие в осуществлении своей расовой политики на отдельных территориях нацисты часто зависели от местных коллаборационистов. Существовали набранные из представителей подвластных народов местные охранные формирования, которые принимали участие в создании гетто, убийствах и депортации жертв.

Антицыганские настроения, по крайней мере, в некоторых местностях могли быть менее откровенными, чем антисемитизм. Такие различия могли позволить избежать лагерей смерти большему количеству цыган в сравнении с евреями. Очевидно, что в иной ситуации фактически никто не смог бы убежать. Понятно, что для господства нацистского расизма было необходимо подобное сотрудничество со стороны национальных правительств в зоне СС 3.

Там, где союзники Германии отказывались сотрудничать в вопросе депортации в лагеря смерти, выживаемость была значительно выше. Италия (до 1943 года), Финляндия, Болгария, и Венгрия (до 1944 года) защищали своих граждан, и это одинаково касалось евреев и цыган. «Нейтральная» Дания также использовала для защиты своих граждан все доступные ресурсы. Словакия депортировали в лагеря смерти евреев, но количество депортированных цыган здесь было очень незначительным.

Румыния в целом защищала своих граждан, по крайней мере, от немцев, если не от преследований со стороны местных жителей. Евреи чаще становились жертвами внутрирумынской политики в то время, когда цыгане, очевидно, не находились в центре внимания правительств военного времени. Режим, который господствовал в Хорватии, энергично пытался уничтожать членов различных групп, включая евреев и цыган в фактически равных пропорциях. Возможно, что нацисты оказывали на своих союзников большее давление в вопросе депортации евреев, чем это делалось в случае циган 48.

Возможно, что лидерам этих режимов достаточно было отметить, что нацисты видели своей приоритетной мишенью немедленную депортацию именно евреев, чтобы отложить на будущее решение о таких же действиях в отношении цыган. Точно можно сказать, что такое различие является плодотворным лишь в случае Словакии - государства, правительство которого часто стремилось отсрочить исполнение распоряжений Берлина.

На Балканах в целом, как, например, в Сербии, процент цыган, выживших, возможно, был выше, чем в случае евреев, именно благодаря их меньшей заметности для немецких оккупантов 49. Что касается конфессиональной принадлежности, цыгане обычно исповедовали одну из господствующих местных религий, благодаря чему отсутствовали определенные культовые сооружения, которые нацисты смогли бы использовать в качестве своеобразного магнита для захвата представителей «низших рас» 50. Кочевым группам цыган, в отличие от оседлых, вероятно, также было легче избежать нацистских облав и выжить в сельской местности, в чем им помог предыдущий жизненный опыт 51.

Разница в показателях смертности между тремя Зона СС требует долгого объяснения различий в уровне выживания евреев и цыган в подконтрольной Оси Европе. Как мы видим из Таблицы 2, еврейское население в поднацистской части Европы в основном было сосредоточено в зоне СС 1, в то же время в регионах с таким жестким контролем находилась четверть цыган.

Таблица 2. Распределение довоенной численности еврейского и цыганского населения по зонам СС

Цыгане Европы преимущественно находились в пределах Зоны СС 3, где было негативное отношение местных правительств к уничтожению цыган (за исключением Хорватии), что стало причиной существенных отличий в их судьбе. Пребывание именно в Зоне СС 3 значительно повышало шансы на выживание и для евреев, но, по крайней мере, некоторые государства этого региона облегчали осуществление депортации евреев и не делали этого в случае цыган.

Так, показатель смертности в две трети еврейского населения Европы и лишь около 25-30% европейских цыган значительно легче объяснить именно путем учета их размещения в странах Европы. Цыган, как и евреев, немецкий фашизм обрек на полное уничтожение, а не только на частичный геноцид, как в случае поляков или чехов. Однако, за исключением Хорватии, они не стали мишенью для подобных насильственных действий со стороны любого другого европейского фашистского движения, которое пришло к власти, опираясь на собственные силы или с помощью немецких войск.

Цыгане: забытый Холокост

Джек Эйснер соглашается со Стивеном Кацем в том, что Холокост был специфически еврейским феноменом: «Другая распространенная в общественном мнении ложная идея - это вывод о том, что понятие "Холокост" должно включать в себя уничтожение нескольких миллионов гражданских лиц-неевреев, погибших от рук нацистов наряду с шестью миллионами евреев

Никто не может отрицать существование миллионов жертв-неевреев, и меньше всего - те, кто пережил, перенес, разделил и был свидетелем голода и убийств тысяч евреев в лагерях Майданеке, Флоссенберг, Дахау или Бухенвальд. Однако существует критическая разница: как евреи они не были представителями расы, обреченной на полную ликвидацию, а именно это и характерно для Холокоста» 53.

Однако цыганская раса также подпадает под это определение. Наконец, цыгане преследовались нацистами именно по расовым соображениям 54. Они не оказывали индивидуальных действий, которые бы стали поводом для преследования. Судьба евреев и цыган является общей в том, что они были единственными двумя этническими группами, которые национал-социалистическая идеология специально обрекала на полное уничтожение 55.

Кажется, что из представленного выше анализа ясно видно, что цыган, как и евреев, действительно можно квалифицировать минимум как потенциальных жертв не только частичного геноцида, но и Холокоста. Кажется, что антицыганские меры нельзя свести к данному Иегуда Бауэром определению частичного геноцида, поскольку в их случае убийства не ограничивались уничтожением представителей элиты, ведущих деятелей культуры и образованных слоев. Мишенью становились (а в в некоторых случаях и были полностью уничтожены) целые общины. Анализ событий в трех зонах нацистского влияния выписывает намерения ликвидировать цыган аналогично тому, как истребляли евреев 56.

Несмотря на очевидные стремления нацистов, выживаемость цыган выше, чем уровень выживания евреев. Возможно, нацисты были больше сосредоточены на ликвидации последних, а цыгане стали бы следующей главной мишенью сразу после уничтожения еврейского населения Европы. Сначала евреи, потом цыгане.

Наконец, вполне понятно, что нацисты не пренебрегали возможностью разобраться с цыганами - мы это видим в случае Франции, а также Венгрии сразу после прихода к власти «Скрещенных стрел». Цыганам также способствовало то, что они в основном были сосредоточены в странах, правительства которых, хотя, возможно, и были настроены против них, но не склонялись к сотрудничеству в массовых убийствах. Стивен Кац, утверждая, что цыган нельзя считать жертвами Холокоста, применяет определение понятия «геноцид» из Конвенции ООН.

В котором определяющим применение этого термина является наличие намерения уничтожить этническую, национальную, религиозную или расовую групу 57. Осуществлено Кацем сравнение уровня смертности среди цыган и евреев слишком поверхностно для того, чтобы сделать вывод, будто цыгане не были жертвами нацистской геноцидальной политики. Если бы Гитлер и нацисты победили в войне в Европе и укрепили свой контроль, уровень смертности евреев и цыган был бы одинаковым 58.

Поэтому, в противовес утверждению Каца и других исследователей, целесообразным представляется утверждение о том, что цыгане как народ, этнос или нация в представлении нацистов были обречены стать жертвами Холокоста, а не только частичного геноцида. Благодаря своей меньшей общей численности и часто меняющемуся местонахождению эта группа имела значительно меньшие потери, чем европейское еврейство.

Тогда как понятие «геноцид» достаточно легко применяется ко многим различным ситуациям, важно признать, что цыгане в течение войны были мишенью тотального (по терминологии Бауэра) геноцида. Их судьба проливает больше света на преступления, совершенные против евреев, и на геноцидный и расистский характер политики нацистов.

Бренда Дэвис Лутц, Джеймс М. Лутц

Перевод на украинский язык Сергея Гирика.

Выражаем благодарность Михаилу Тяглому за высказанные замечания к переводу.


Национал-социализм видел своей целью улучшить жизнь высоких духом и чистых взором арийских народов. Для этого предполагалось менее арийские, с точки зрения идеологов Третьего Рейха, народа или проредить, или уничтожить полностью. К уничтожению были приговорены два самых крупных национальных меньшинства Европы: евреи и цыгане. Первой жертвой борьбы с цыганами стали немецкие цыгане-синти. Многие из тех, кто запечатлён на этой подборке фотографий тридцатых, не пережили сороковые.





В западной Европе цыгане оказались после завоевания Византии османами - до того цыгане долго жили в империи, что легко прослеживается по упоминаниям в налоговых бумагах. Летописцы Европы упоминают, что вели цыган некие цыганские герцоги, люди замечательного образования и манер. Знаменитый цыгановед Николай Бессонов считал, что это были представители византийской знати, которые пытались выжить при переселении и притом остаться хоть какой-нибудь элитой. Конечно, для того, чтобы пойти именно в «цыганские герцоги» и кочевать потом по всей Европе, требовалась определённая доля авантюрности, так что неудивительно, что герцогов было не так уж много. А вот цыган хватало, они снимались с мест целыми слободками и деревнями.





В Европе цыгане жили частично за счёт милостыни, частично - за счёт представлений с фокусами и плясками, частично - за счёт традиционных ремёсел.




Так продолжалось не очень долго. В Европе начался затяжной кризис, дороги были переполнены бродягами, и власти разных стран принимали законы против представителей бродячих каст: профессиональных нищих, музыкантов, ремесленников без гильдии и отдельно цыган, сочетавших в себе все три крамольных признака. Надо понимать, что в те времена подобные законы не ограничивались депортацией: цыган и цыганок клеймили, отрезали уши, казнили смертью. Европа состояла в основном из очень маленьких государств, так что цыганки, переходя из одного в другое, обретали большую коллекцию клейм. Смерть полагалась, если в княжество или графство цыгане заходили второй раз (при поиске это было видно по клейму).






Исполнялись законы в разных странах неравномерно. Французы уничтожили всех цыган на территории страны. В Испании и Германии их выжило предостаточно. Когда в Европе произошло смягчение нравов - в девятнадцатом веке - именно немецкие цыгане в основном заново осваивали территории Франции. Эти цыгане известны как синти.



Надо сказать, слово «ром» цыганам-синти известно. Они используют его по отношению к своим мужчинам. Тем не менее именно народ они называют «синти», и о происхождении этого названия спорят этнографы. Оно может происходить, например, от реки Синд (которую европейцы называют «Инд») или от имени одного из первых вожаков.




В любом случае, синти стали предками цыган Франции, Польши, Швеции, Финляндии и России. Диалекты цыган этих стран до сих пор так похожи, что русские цыгане могут без проблем слушать шведское цыганское радио, а немецкие цыгане - распевать песни польских цыган без затруднений.




В девятнадцатом веке, когда отношение к цыганам в Европе смягчилось повсеместно, цыганские артисты в Германии смогли легализоваться, летом многие цыгане стали наниматься на сезонные работы или изготавливать (или закупать) и продавать мелкие, нужные в быту предметы. К тридцатым годам немецкие цыгане уже многое наверстали и были заметно интегрированы в сообществе. Многие осели. Часть продолжали кочевать.



Из среды цыган выдвинулась своя немецкая звезда, популярный боксёр Иоганн Тролльманн. Он был известен не только большим количеством побед, но и своей особой манерой движения я на ринге, которую называли танцем Тролльманна. Пришедшим к власти нацистам он был как бельмо на глазу. Иоганна лишили чемпионского титула, стерилизовали и в конце концов отослали в концлагерь вместе с другими немецкими цыганами. Там его и убили.



Перед тем, как собирать цыган в концлагеря, а затем уничтожать там, нацисты дотошно исследовали их антропометрические данные и переписали. Это ценный материал для этнографии, но учёные мира предпочли бы никогда не получить такой массив информации - если он собран при таких обстоятельствах и с такими целями. От многих немецких цыган остались только эти записи: антропометрия, имя, возраст, род занятий.



Как и с евреями или славянами, преследования и убийства цыган объясняли тем, что они не пригодны для жизни в нормальном обществе. Нацистские брошюры транслировали стереотипы, которые устаревает уже к тридцатым годам, утверждая, что цыгане необучаемы, неспособны работать и глубоко асоциальны в силу своих природных склонностей.



В Третьем Рейхе цыганам также запрещалось вступать в браки с немцами и участвовать в выборах, у них было отнято гражданство. Часть смешанных семей смогли спасти детей тем, что родители развелись и дети уехали с мамой-немкой или папой-немцем в глушь на другой конец страны. Часть полукровок была уничтожена в концлагерях. Чтобы убивать цыган, их вывозили на территорию Польши, в Аушвиц (Освенцим).



Поначалу некоторые цыгане пытались выкупить жизни своих семей, отправившись на фронт. В 1943 году арестовали всех цыган Германии, включая обладателей боевых наград и их родственников. В концлагерях синти не уничтожали массово в газовых камерах, как других цыган, например, также кочевавших по Германии после отмены рабства в Румынии кэлдэраров, но в созданных условиях они сами умирали от голода и болезней. Геноцид сильно отбросил общину синти назад в развитии, у них развилось недоверие к государству, синти до недавних пор стремились избегать школ и больниц, и это ударило по образованности и уровню жизни.

, не заметить трудно.

Текст: Лилит Мазикина
Источник фотографий: bundesarchiv.de