Урок – исследование.

ТЕМА УРОКА : Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными условия.

Цели урока: 1) познакомить учащихся с особенностями строения и пунктуации придаточных условных;

2) развивать умения находить придаточные предложения в тексте;

3) закрепить навыки постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях;

4) развивать навыки употребления сложноподчиненных предложений в своей речи;

5) подготовить учащихся к сочинению о родном крае.

Воспитательная цель : воспитывать чувство любви к Родине и родной

Природе.

Наглядность: Опорная схема «Сложноподчиненные предложения с придаточными условными ».

Оборудование: карточки, таблица, компьютер.

Эпиграф:

Мне о России надо говорить…

А.Прокофьев

План урока.

    Орг. момент.

    Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проведем урок-исследование, продолжим работу над сложноподчиненными предложениями.

Эпиграфом к нашему уроку будут служить слова А.Прокофьева:

Мне о России надо говорить…

Работая над текстами, мы постараемся подготовиться к сочинению- рассуждению о родном крае.

Сначала мы повторим изученные сведения о сложноподчиненных предложениях.

Вопросы:

Расскажите об особенностях строения сложноподчиненных предложений.

- Какие виды придаточных предложений вам уже известны?

И сегодня мы познакомимся еще с одним видом придаточных обстоятельственных, но пока проведем орфографическую «пятиминутку».

Орфографическая « пятиминутка»

Задание: найдите столбик с правильными для всех слов ответами;

объясните выбор гласных в корнях с чередованием.

1 2 3 4 5

А) р…стение а о а о а

Б) з…ревать о о а а а

В) к…сательная а а а а о

Г) заг…рать а а о о о

Д) прил…гать а а а о о

Е) р…сток а о о а а

    Словарная работа. Подобрать синонимы к слову Родина .

Родина - отечество, отчизна, отчий край, страна отцов, родная страна.

    Работа по карточкам. Индивидуальные задания .(работа у доски и с компьютером)

Карточка №1

С чего начинается Родина?

Не сразу ответит на это человек. Один представит себе южное небо,

другой - бескрайнюю степь, третий - таежный лес Сибири… У каждого человека есть свои корни, что дают ему жизнь. Мои корни - в приокском крае. Я люблю эту землю. Приокский край - моя родина.

Задание:

1.Определите основную мысль данного текста.

2.Найдите сложноподчиненное предложение, определите вид придаточного, нарисуйте его схему.

Карточка№2

    Используя схему предложения, восстановите высказывание А. Н. Толстого.

    Определите вид придаточного предложения.

    К чему относится придаточное предложение ?

, (потому что….)

Мы, все, отечество, должны любить, здесь, мы, жизнь, получили, потому что.

Работа с компьютером – 4 человека.

Использовать тестовый комплекс Н. Ткаченко. Грамматика русского языка.

2005 г

5.Анализ текста.

Родина

При слове Родина взволнованно бьется сердце каждого человека.

Родина- это прежде всего дом, в котором ты родился. И береза под окном.

Родина- это улица, по которой ты бегал в школу. Родина- это двор, где ты играл с друзьями. Родина- это лес, речка и все то, что связано с отчим краем. Образ Родины, связанный с тем местом, где человек родился и рос, появляется у него с детства, и он бережно хранит его в своем сердце всю жизнь. Это его малая родина.

Но Родина- это не только место, где прошло наше детство. Родина-это вся наша огромная страна, которую называют большой Родиной.

Понятие Родины постепенно ширится и углубляется. Изо дня в день человек открывает свою родину и узнает, что Родина - это не только окружающая природа, но и ее люди, ее история, ее будущее. Но всегда она начинается с заветного уголка.

(по В. Григорьеву)

Задание к тексту:

    Определите тему текста и основную мысль.

    Найдите сложноподчиненные предложения, определите их вид.

    Объяснение нового материала. Исследование текста №1.( материалы для исследовательской работы распечатываются каждому ученику)

Безграничны просторы нашей Родины. Но для каждого из нас Родина начинается с маленького уголка, который навсегда входит в нашу жизнь… Если бы не было этого заветного уголка, то перед тобой не открылась бы дверь в огромный мир Родины.

Задание: 1 .Прочитайте последнее предложение.

2.Найдите главное и придаточное, задайте вопрос от главного предложения к придаточному.

3.Назовите средство связи главного предложения с придаточным.

4 Определите, на что указывает придаточное предложение?

5.Запишите выводы в опорную схему (заготовка опорной схемы раздается каждому учащемуся и заполняется по ходу исследований).

6 .Можно ли изменить место придаточного?

    Исследование №2.

Упр.№93. (учебник Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др. Русский язык.9 класс.) Вывод оформляется в опорную схему. Опорная схема демонстрируется через компьютер (см. приложение к уроку).

8.Работа с компьютером. Тренировочные упражнения на закрепление нового материала.

Задание: указать предложения с придаточными условными (несколько человек –5-6 или все, по возможности кабинета). Задание №13, раздел №4. Использовать тестовый комплекс Н. Ткаченко. Грамматика русского языка.

Часть 2. Пунктуация. Издательство. « Айрис». Компания Магнамедиа.

2005 г.

или работа в группах.

1-ая группа . Выписать сложноподчиненные предложения с придаточными условными.

1.Если ты глубоко любишь родину, то не пожалеешь за нее и жизни.

2. Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва. (В.Маяковский)

3.Если бы люди все сообща могли отдаться духовной деятельности, то они узнали бы все. (В. Чкалов)

4. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.(Л.Н.Толстой)

5. Раз мы начали говорить, то нужно договорить до конца.

6.Чем больше я старался забраться вглубь, тем реже становились деревья.

2-ая группа . К данным придаточным допишите главные предложения, расставьте знаки препинания.

1.Если вы хотите увидеть новые для себя края…

2. Если же в вашем крае много интересного…

3.Когда все люди на земле будут беречь природу…

4.Раз взялся за дело…

3-я группа. Написать сочинение- миниатюру « С чего начинается Родина?»

(использовать придаточные условия).

9. Вывод по уроку.(использовать опорную схему, демонстрация через компьютер)

-Что нового мы узнали на уроке?

10.Итоги урока. Домашнее задание: упр.94,§ 8.

Приложение к уроку.

Схема №1

(……….),

1.Задайте вопрос.

2.Укажите средство связи частей

сложного предложения.

3.На что указывает придаточное

предложение?

Схема

2

При каком условии?

КОЛИ…

КОГДА

(ЕСЛИ БЫ ),

РАЗ

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ УСЛОВНЫЕ.

Схема №3

ПРИДАТОЧНЫЕ УСЛОВНЫЕ

1.Отвечают на вопрос…

2.Соединяются с главным при помощи…

3.Указывают…

4.Относятся…

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

Разработала учитель русского языка МБОУ СОШ № 7 г. Конаково Хицкова Ирина Николаевна

Цель: - получить понятие о СПП с придаточными обстоятельственными; - начать формировать умения определять типы обстоятельственных предложений; - совершенствовать пунктуационные навыки при употреблении СПП.

Ход урока:

    Сообщение цели. Повторение.
- Сегодня мы изучаем придаточные обстоятельственные, а какие-то виды придаточных вы уже знаете. Давайте вспомним их: 1) Какие три большие группы придаточных по значению мы выделяем? (опред, изъясн, обстоят) 2) Какие из них вам уже знакомы? (опред, изъясн) - Для того чтобы проверить ваши знания об этих придаточных и умение определять вид придаточного, небольшая проверочная работа. Задание: заполнить таблицу, анализируя предложенные предложения. № предложения
1 вариант: 1.Мне показалось, что сейчас сгорит все живое. 2.Попадались полянки, которые заросли высокими желтыми цветами. 3.Оставшись один, он (Плюшкин) даже подумал о том, как бы ему возблагодарить гостя за такое беспримерное великодушие. 4.И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал. № предложения
2 вариант: 1.Я догадывался, что брат привез мне. 2.Лес, который стряхнул с себя остатки ночного мрака, вставал во всем своем зеленом величии. 3.Макар и не заметил, что на равнине как будто стало светать. 4.Не помню, сколько длился этот тягостный разговор.
- После проверки сообщу оценки, но уже сейчас можете уяснить для себя, усвоили ли вы тему «Придаточные изъяснительные и определительные» или нет. (Проверка по проекции на экране)
- Для кого не составило труда определить вид придаточного? Молодцы, значит вы готовы к изучению нового. - А теперь скажите, пожалуйста, какой еще вопрос вы бы задали для более глубокого анализа данных предложений? (вопрос о средстве связи: союз или союзное слово) - А как отличить, союз или союзное слово перед нами?
    Новый материал.
А теперь мы готовы к изучению нового материала, записываем тему урока. - С какими второстепенными членами соотносятся придаточные обстоятельственные? - Следовательно, нам понадобится сегодня вспомнить кое-что об обстоятельствах. - См. на экран: на какие вопросы отвечают обстоятельства данных видов? Виды обстоятельств
- Замечательно, я вижу, что вам нетрудно будет сегодня запомнить информацию о придаточных обстоятельственных. - Давайте сравним информацию об обстоятельствах с информацией о придаточных обстоятельственных, см. учебник - Что бы вам хотелось отметить? (+ сравнения, уступки, следствия) - Есть случаи, в которых будет невозможно задать вопрос. Какие?
    Первичное закрепление.
Чтобы закрепить полученные о СПП с придаточными обстоятельственными знания, комментированное письмо. Задание : записать, расставляя знаки препинания. Определить вид придаточного. 1. Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился. (обр.дей) 2. Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печет, летают и пляшут стрекозы, веселый ведут хоровод. (места) 3. Там, где уходят горы вдаль, свободнее вздыхают степи. (места) 4. Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем. (услов) 5. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. (услов) 6. Мишутка не ходит в школу, оттого что он босой. (причин) 7. Для того чтобы перейти реку, надо было крепко держаться на ногах. (цели) 8. Чтоб эту истину понять еще ясней, прослушай басенки моей. (цели) 9. Листья на деревьях не желтели и не облетали, сколько ни свистел ветер по ночам. (уступки) 10. Зной все увеличивался, так что становилось тяжело дышать. (след)
    Закрепление нового.
А теперь проверим себя, как вы усвоили новую тему. Самостоятельная работа. Задание : записать текст, расставив знаки препинания, указав вид придаточного. Самопроверка.

Весна.

Когда пр…шла весна наступили теплые дни. Там где раньше л…жал снег весело бегут ручьи. Куда н… взглян…шь всюду расцветают подснежники. Если посмотр…шь на весеннее небо увид…шь стаи птиц летящих с юга. Когда просыпает(?)ся природа от зимнего сна лес наполняет(?)ся весенней суетой. Люди приходят туда чтобы насладит(?)ся красотой родной природы.

Весна.

Когда пришла весна, наступили теплые дни. (времени) Там, где раньше лежал снег, весело бегут ручьи. (места) Куда ни взглянешь, всюду расцветают подснежники. (места) Если посмотришь на весеннее небо, увидишь стаи птиц, летящих с юга. (условия) Когда просыпается природа от зимнего сна, лес наполняется весенней суетой. (времени) Люди приходят туда, чтобы насладиться красотой родной природы. (цели) 1-2 ош – «4», 3-5 ош – «3», 6 и более – «2»
    Итоги урока
См. на схемы и определяем вид придаточного обстоятельственного (не глядя в учебник). На экране появляются поочередно схемы. , (когда…). - образа действия и степени , (где…). - места , когда(). - времени , если(). - условия , потому что(). - причины , чтобы(). - цели , словно(). - сравнения , хотя(). - уступки , так что(). - следствия
    Д\З упр.по учебнику или составляем текст, аналогичный представленному в самостоятельной работе.

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

урок русского языка в 9 классе

1. Актуализация знаний.

Давайте вспомним темы предыдущих уроков: о чём мы говорили? что изучали? (слайд 1)

ПП

БСП

СПП

ССП

СП

Предложение

Обратим пристальное внимание на СПП. Что вы уже знаете об этом виде сложных предложений?

2. Интеллектуальная разминка. (слайд 2)

Сегодня каждый из вас будет работать в рабочем листе, они лежат у вас на партах.

Вам представлено предложение, нужно разобрать его по членам предложения и подумать: чем оно интересно?

Даже в случае ухудшения погоды вечером, несмотря на дождь, ребята выйдут во двор очень увлечённо поиграть в футбол.

В этом предложении много обстоятельств различного вида, а именно:

в случае ухудшения погоды – обстоятельство условия;
вечером – обстоятельство времени;
несмотря на дождь – обстоятельство уступки;
во двор - обстоятельство места;
поиграть – обстоятельство цели;
увлеченно – обстоятельство образа действия;
очень – обстоятельство степени

3. Формулировка темы и цели урока.

А теперь ещё раз обратите внимание на это предложение, вспомните предыдущие темы уроков и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Тема: (слайд 3) СПП с придаточными обстоятельственными.

Какова цель урока? Как вы можете её обозначить?

Цель: изучить СПП с придаточными обстоятельственными, их виды и свойства.

4. Выдвижение гипотезы

Что вы можете предположить о придаточных обстоятельственных уже сейчас?

(щелчок) Существует много видов придаточных обстоятельственных, они отвечают на вопросы обстоятельств.

5. Проверка гипотезы. слайд 4

Для того, чтобы проверить нашу гипотезу, нужно выполнить задание.

Определите вид придаточных. Составьте схемы предложений. (один ученик у доски)

1. Смелый там найдет, где робкий потеряет.

2. Когда пьешь воду, помни об источнике.

3. Чтобы много знать, надо много читать.

4. Любое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками.

5. Я счастлива, потому что умею любить.

6. Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.

Наша гипотеза подтвердилась или нет? (ответы обучающихся)

6. Подумай! (слайд 5)

Ребята, обратите внимание! На слайде вам представлены три предложения. На первый взгляд они практически одинаковы, но разница есть. Подумайте и скажите: в чём разница между этими предложениями. (устная работа)

1.Медведь остановился там, где только что стоял лось.

2. Медведь остановился на той поляне, где только что стоял лось.

3. Медведь заметил, где стоял лось.

7. Самостоятельная работа (слайд 6)

А теперь выполним самостоятельную работу и закрепим ваши знания.

Упражнение 135 (учебник)
Распределите предложения в три колонки (указывайте только номер предложений):

1 – СПП с придаточными обстоятельственными;

2 – СПП с придаточными определительными;

3 – СПП с придаточными изъяснительными.

Составьте схемы 1, 6, 7 предложений.

А теперь проверьте свою работу по образцу на слайде. (слайд 7) один ученик - схемы на доске.

У кого всё выполнено верно? У кого есть ошибки? Почему не получилось?

8. Домашнее задание (слайд 8) : одно на выбор (есть в рабочих листах)

    « на 3» - Выписать из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 5 СПП с придаточными обстоятельственными и составить схемы.

    « на 4» - Выписать из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 2 ССП и 3 СПП с придаточными всех видов.

    « на 5» - Дать характеристику одного из главных героев романа, используя все виды придаточных предложений.

9. Повторение.

    что мы сегодня изучали на уроке?

    что вы узнали о придаточных обстоятельственных?

10. Этап рефлексии.

В конце урока я предлагаю вам оценить ваши знания. У каждого на парте лежит листок самооценки. Возьмите его, внимательно прочитайте и проставьте те цифры, которые считаете нужными. Этот листок вы оставите для меня в качестве обратной связи. (слайд 9)

«Знаю», «умею» - это 1 балл,

«нет», «не уверен» - 0 баллов.

Сложите полученные баллы, это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективными. Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.

Знание теоретического материала: ___________

Умение определять смысловые отношения в СПП: ___________

Умение конструировать СПП: ____________

Умение находить СПП с придаточными обстоятельственными в тексте: __________

Умение решать нестандартные лингвистические задачи: _____________

Оценка




Аннотация Синтаксис СПП многообразен и функционален. Известно, что большинство придаточных обстоятельственных в таких предложениях имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а значит, отвечают на те же вопросы и соответственно делятся на те же виды. Материал данного урока можно использовать в качестве дидактического материала к урочной, внеурочной деятельности, для организации индивидуального обучения, работы с одаренными детьми в области языка и литературы.




Интеллектуальная разминка Разберите по членам предложение. Чем оно интересно? Даже в случае ухудшения погоды вечером, несмотря на дождь, ребята выйдут во двор очень увлеченно поиграть в футбол. В этом предложении очень много различных обстоятельств, представлены практически все их разряды: в случае ухудшения погоды – обстоятельство условия; вечером – обстоятельство времени; несмотря на дождь – обстоятельство уступки; во двор - обстоятельство места; поиграть – обстоятельство цели; увлеченно – обстоятельство образа действия; очень – обстоятельство степени



Придаточные обстоятельственные А теперь вспомните, о чем у нас шла речь на предыдущих уроках, «включите ассоциации» и сформулируйте тему сегодняшнего занятия. Основываясь на знаниях и своих ассоциациях, выскажите гипотезы о придаточных обстоятельственных. Вероятно, их так же много, как и обстоятельств; они отвечают на вопросы, на которые отвечают в простом предложении обстоятельства: ГДЕ?, КОГДА?, КУДА?, ОТКУДА?, ПОЧЕМУ?, ЗАЧЕМ? и КАК?


Проверяем гипотезу Определите вид придаточных, укажите, чем они прикреплены к главным частям. Составьте схемы предложений. 1. Смелый там найдет, где робкий потеряет. 2. Когда пьешь воду, помни об источнике. 3. Чтобы много знать, надо много читать. 4. Любое дело можно загубить, если делать его равнодушными руками. 5. Я счастлива, потому что умею любить. 6. Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. (Выполнение задания у доски. Проверка).




СПП с придаточными места Спишите пословицы, расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений. 1.Откуда ветер оттуда и дождь. 2.Смелый там найдет где робкий потеряет. 3.Куда ветер дует туда и тучи несутся. 1. (откуда), [оттуда ]. 2.[там ], (где). где? 3.(куда), [туда ]. куда? откуда?


Проведение физкультминутки Закрыть глаза (досчитать до пяти) – вдох. Открыть глаза (посмотреть вверх, вниз, в стороны) – выдох. «Эмоциональная разрядка» Нахмуриться так, как это делает рассерженный человек или как осенняя тучка. Затем улыбнуться друг другу, как дети, увидевшие чудо.


Обобщим! Начинаем заполнять таблицу «Виды придаточных обстоятельственных в СПП») Вид придаточ- ного На какие вопросы отвечает К чему относится Средства связи Указатель- ные слова Обстоятель- ственное места Где? Куда? Откуда? Ко всему главному предложени ю (к сочетанию сказуемого с указательны ми словами) Союзные слова: где, куда, откуда Там, туда, оттуда


П\П Придаточные Вопрос Союзы Союзные слова К чему присоединяет ся Указательные слова 1 Места Где? Куда? Откуда? ______ Где, куда, откуда Сказуемое, обстоятельств о места Там, туда, оттуда 2 Времени Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? Когда, как только, едва _______ Сказуемое, обстоятельств о времени Тогда, до тех пор, после того как 3 Образа и степени действия Как? Каким образом? До какой степени? Как, будто, словно, точно Как, что, сколько, насколько Сказуемое, обстоятельств о образа действия Так, такой, таким образом 4Условия При каком условии? Если, если..то, когда, кабы _______Сказуемое В случае, тогда 5Причины Почему? Отчего? По какой причине? Потому что, так как, ибо _______Сказуемое Потому, ввиду того, вследствие того 6Цели Зачем? С какой целью? Для чего? Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы _______Сказуемое Для того, затем, с тем 7Сравнения Как? На сколько? Как, как будто, словно, точно _______ Все предложение, обстоятельство образа действия Так, настолько, только


Подумай! Определите вид придаточных, укажите, чем они прикреплены к главным частям. Составьте схемы предложений. 1.Медведь остановился там, где только что стоял лось. [ там ],(с.с. где). – Придаточное обстоятельств. места где? 2. Медведь остановился на той поляне, где только что стоял лось. какой? [ той сущ ],(с.с. где). – Придаточное определительное 3. Медведь заметил, где стоял лось. [ глаг. ],(с.с. где). – Придаточное изъяснительное что?


Различие СПП с придаточными определительными и места, присоединенными при помощи союзных слов где, куда, откуда. Придаточные определительные Распространяют член предложения, выраженный существительным. Союзные слова могут быть заменены союзным словом который. Союзным словам в главной части соответствует указательное местоимение тот. Отвечает на вопросы какой?, каков?, какое? и т.д. Придаточные места Распространяют сочетание сказуемого с указательными словами там, туда, оттуда. Замена невозможна Союзным словам в главной части предложения соответствуют указательным словам (наречия) там, туда, оттуда. Отвечают на вопросы где?, куда?, откуда?


Различие СПП с придаточным изъяснительным и места Придаточные изъяснительные Отвечают на падежные вопросы. Указательные слова там, туда, оттуда к сказуемому, требующему изъяснения, поставить нельзя Придаточные места Отвечают на вопросы обстоятельств: где?, куда?, откуда? При сказуемом, к которому относятся придаточные места, можно поставить указательные слова там, туда, оттуда


Творческая работа -прочитайте текст; -озаглавьте его; -найдите в тексте СПП с придаточными обстоятельственными; -какие ассоциации у вас вызывает бабочка? Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась так далеко, что он был известен за пределами родного города. Но был в городке человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошел завистник на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу- ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Таким образом все поймут, насколько я умнее» Так все и случилось. Хитрец поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрому старцу. Спросил он у него: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мертвая?» И тогда мудрец ответил так, что завистник побагровел от злости. Он сказал: ???








Урок русского языка в 9 классе

Тема урока : «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными».

Цели:

Обучающие:

    Познакомиться со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в данного типа сложноподчиненных предложениях.

Развивающие:

    Определять типы придаточных обстоятельственных в СПП.

    Обеспечить развитие речевых компетенций в деловом общении.

    Развивать умение работать с компьютером и компьютерной программойPowerPoint.

Воспитывающие:

    Воспитывать любовь к малой родине, к творчеству кубанских авторов.

    Тип урока-практикума изучение новых знаний

    Форма проведения урока – урок-практикум (с элементами лабораторной работы исследовательского характера)

Оборудование:

    Компьютерная программа «Фраза».

    Презентации «Сложноподчиненные предложения» и «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными».

    Раздаточный материал для индивидуальной работы.

    Разноцветные жетоны.

Предварительная подготовка:

    Создание презентаций к уроку в программе PowerPoint.

    Подбор раздаточного материала с региональным уклоном.

Ход урока

I.Слово учителя.

- Сегодня мы приступаем к изучению темы «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»: познакомимся с видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в предложениях этого типа. А также закрепим умение работать на компьютере.

Но прежде повторим изученное.

(Запись в тетради числа).

II. Повторение изученного.

    Лингвистическая разминка.

Расставьте ударение в словах, записанных на доске.

Договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить.

(Проверка по цепочке).

Слова, в которых допустили ошибки, запишите в словарь.

    Повторение теоретических сведений о придаточных определительных и изъяснительных. (Презентация №1).

А сейчас проверим знания теории о придаточных определительных и придаточных изъяснительных при помощи уже знакомой вам презентации.

Для начала давайте напомним себе, каково лексическое значение слова презентация.

Презентация – 1 .официальное представление вновь созданного проекта, продукции. 2.Предъявление переводного векселя лицу, обязанному осуществить по нему платежи.

Нас интересует, конечно, первое значение слова.

Итак, приступаем.

1)Над каким типом сложных предложений мы работаем в течение нескольких уроков? (1 слайд)

2)Что такое сложноподчиненное предложение? Чем оно отличается от сложносочиненного? (1 слайд)

3)На какие основные группы по значению делятся сложноподчиненные предложения? (2 слайд)

4)Расскажите о СПП с придаточными определительными. (3слайд)

5)Расскажите о СПП с придаточными изъяснительными. (4 слайд)

(Выдать жетоны).

Хорошо, теорию вы знаете неплохо.

3.Фронтальный опрос – графический диктант.

А сейчас проверим на практике, как вы усвоили изученный материал. Прослушав предложение, составьте его схему и определите вид придаточного. Записываем схемы на доске, выходя поочередно, и в тетрадях.

1.Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки. (Придаточное определительное).

2.Я читала, что бессмертны души. (Придаточное изъяснительное).

3.Дом, в котором я живу, находится возле речки. (Придаточное определительное).

4.Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. (Придаточное изъяснительное).

5.Не место красит человека, а человек место. (Сложносочиненное предложение).

6.В росистых лугах течет речонка, что мне так мила.(Придаточное определительное).

-А следующее предложение давайте запишем полностью и, кроме схемы, сделаем его полный синтаксический разбор.

7.Утром осенний дождь старательно прикрепил к сосновым иголкам капли-сережки, которые долго висели на каждой иголочке.

(Повеств., невоскл., сложное, сложноподч.)

Назовите обстоятельства с их значениями и вопросы, на которые они отвечают. (Обстоятельства времени, образа действия, места).

Какие ещё обстоятельства бывают? (Цели, причины, сравнения, уступки, условия, следствия).

(Выдать жетоны).

Учитель: подобные значения имеют и придаточные обстоятельственные, которые отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении.

- Итак, переходим к знакомству с новым материалом. (Запись темы в тетради).

Представит нам новый материал о придаточных обстоятельственных Ксюша в своей презентации , которую она создала к сегодняшнему уроку. А вы по ходу её рассказа схематично запишите в тетради с опорными конспектами основные сведения о придаточных обстоятельственных. (Вопросы, союзы и союзные слова, примеры).

III.Изучение нового материала.

1.Презентация № 2 . (Рассказ о придаточных обстоятельственных, запись схематично основных сведений в тетради с опорными конспектами).

2.-Так на какие же группы делятся придаточные обстоятельственные?

Как мы будем различать их? (По вопросам, союзам и союзным словам).

(Выдать жетоны).

IV.Закрепление новой темы.

Проверим, как вы поняли новую тему при помощи распределительно-цифрового диктанта.

1. Распределительно-цифровой диктант.

Задание: прослушать предложения и записать в 2 столбика номера предложений:

    в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными,

    во 2-й - простые предложения с обстоятельствами.

1.Если отец был рядом, он закидывал голову и хохотал открыто и дурашливо. (С придаточным условным).

2.Наскоро одевшись, он вышел в ночь. (Простое предложение).

3.Когда мы двигались к школе, за спиной все время звучал голос Терёхи. (С придаточным времени).

4.Двое продолжали гулять вопреки дождю. (Простое предл.)

5.Я остановился, чтобы сделать привал и отдохнуть.

(С придаточным цели).

6.Переходя улицу, нужно быть очень внимательным.(Простое пр.)

7. Одного за другим уводят коней туда, откуда слышатся людские голоса. (С придаточным места).

8. Он шел, нервно оглядываясь, и думал о своем. (Простое предл.)

9.Я теперь счастливым стал навеки, потому что счастья не ищу. (С придаточным причины).

10.Земля быстро сохнет, благодаря теплой погоде. (Простое предл.)

Ключ: сложноподч. предл. простыепредл.

1, 3, 5, 7, 9 2, 4, 6, 8, 10

- Назовите номера сложноподчиненных предложений и номера простых предложений.

На что ориентировались, выполняя задание? (Вопросы, союзы, союзные слова, количество грамматических основ).

(Выдать жетоны).

А сейчас будем опровергать известную пословицу «Один в поле не воин» посредством индивидуальной работы по карточкам..

2.Индивидуальная работа по карточкам.

Задание: расставить знаки препинания, составить схему предложения, определить тип придаточного обстоятельственного.

(Собрать карточки, проверить во время работы детей на компьютере).

(Выдать жетоны).

Ну и, наконец, проверим ваше умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных, которое будет оценено самым беспристрастным учителем – компьютером.

3.Индивидуальная работа на компьютере (компьютерная программа «Фраза»: 9класс, «Сложноподчиненное предложение», вариант «Отдельные предложения» №515-518).

Задание: расставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных.

(Выдать жетоны).

(Сообщить оценки за выполнение работы по карточкам).

V.Подведение итогов урока.

1.Что нового узнали о сложноподчиненных предложениях?

2.Как будем различать виды придаточных обстоятельственных?

Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.

3.Выставление оценок с учетом полученных жетонов.

VI. Домашнее задание: п.12, с.57-59, выписать из романа Лермонтова «Герой нашего времени» 9 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов.