Проблема адекватности формирования задач и цели урока очень актуальна в рамках современной методике преподавания. Формулирования задач урока теоретически еще мало разработано и вызывает затруднения не только у практикантов, но и у учителей. Поэтому, составляя план-конспект для проведения урока истории, необходимо помнить, что основная задача системы уроков в современной школе состоит в подготовке всесторонне развитого человека.

Важно помнить, что план-конспект должен включать в себя краткий план урока истории. Самой распространенным видом оформления плана урока в рамках плана-конспекта является таблица.

На рисунке представлен образец таблицы плана урока.

Необходимо помнить, что ход урока - основная часть план-конспекта, в которой в развернутом виде излагается последовательность действий по проведению урока истории. Помимо этого укажите в план-конспекте те материалы, которые Вы планируете использовать на уроке истории, включая учебники, задачники, сборники тестов, различную дополнительную литературу по экспериментальным заданиям, демонстрационным и лабораторным работам. Этот раздел план-конспекта, по усмотрению педагога, может быть представлен в виде таблицы.

Для того чтобы история была интересна учащимся необходимо составлять краткие или развернутые план-конспекты уроков. Это поможет четко и вдумчиво излагать учебный материал, проверять качество знаний школьников и воспитывать уважение к событиям истории.

При разработке конспекта урока учитывается тот факт, что эффективность любого урока истории зависит от правильности постановки его задач. При постановке задач в план-конспекте следует исходить из содержания поурочного рабочего плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав учащихся, их подготовленность, условия места занятия.

Образец таблицы хода урока

План-конспект урока по истории обычно включает следующие этапы:

  • организационный этап,
  • этап проверки домашнего задания,
  • этап контроля и всесторонней проверки знаний,
  • этап подготовки к усвоению нового материала,
  • этап усвоения новых знаний,
  • этап закрепления новых знаний,
  • этап первичной проверки понимания нового материала,
  • этап повторения пройденного материала,
  • этап обобщения и систематизации новых знаний,
  • этап информации о домашнем задании.

В каждом этапе могут быть выделены учебные моменты, например: активизация умственной деятельности учащихся, мотивация перехода к новому материалу, актуализация (или повторение) нового материала, демонстрация опытов, перечень вопросов к классу, самостоятельная работа детей с чертежами и рисунками, записи определений в рабочих тетрадях, знакомство с материалом по учебникам и пр.

В конце план-конспекта должна стоять подпись учителя. Без этого неясно, кто по этому план-конспекту работает, кто несет ответственность за написанное.

План-конспект урока истории 6 класс

Тема урока истории: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Цели и задачи урока истории:

  1. Рассмотреть вопросы об усобицах в русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и её значении.
  2. Продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую личность и политического деятеля.
  3. Воспитание патриотизма, привитие уважение к историческому прошлому своего народа, формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере Ярослава Мудрого.

Оборудование: карта "Древнерусское государство в IX-XI вв", картина А.М.Васнецова "Вече", тесты.

Основные понятия: наместник - глава местного управления, назначенный местной властью (поначалу, как правило, это были сыновья Великого киевского князя)

Посадник - назначенный или выборный глава местной власти (как правило, вгородах)

Усобицы - княжеские раздоры, борьба князей династии Рюриковичей за великокняжеский престол; Правда Ярослава - первый писанный свод законов на Руси.

Важнейшие даты: 1019-1054 гг. - правление Ярослава Мудрого;

1036 г. - разгром Ярославом печенегов под Киевом;

1030 г. - основание города Юрьева;

1041 г - союзный договор с Польшей;

1043 г. - неудачный поход на Византию;

1046 - договор с Византией, брак Всеволода с византийской принцессой, дочерью императора Константина Мономаха.

Ход урока истории:

Организация класса.

Повторение темы "Владимир Святославич. Принятие христианства"

Письменно:

1. работа с Документом на стр. 42-43 (4 учащихся)

2. составить схему "Русская православная церковь" (на доске):

3. Решить тестовые задания.

1. Соотнесите первых киевских князей и их дела:

д) Святослав

е) Владимир

1 За ограбление во время полюдья был убит древлянами

2 Установил уроки и погосты

3 Совершил первый победоносный поход на Царьград

4 Разгромил Хазарский каганат

5 Провел крещение Руси

6 Пришел править в новгородские земли по призыву словен и кривичей

2. Укажите маршрут торгового пути "из варяг в греки":

А) Белое море - р. Северная Двина - р. Сухона - Волга - Дон - Азовское море - Черное море;

Б) Балтийское море - р.Нева - Ладожское озеро - р.Волхов - оз. Ильмень -р. Ловать - Днепр - Черное море;

В) Балтийское море -р.Западная Двина- Днепр - Черное море;

Г) Балтийское море - р.Неман -р.Припять - р.Днепр - Черное море;

3. В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:

а) многобожиеб) троебожие в) единобожие

4. Киевский князь, который остался в народном предании под именем Красное Солнышко:

а) Святослав б) Владимир в) Олег

5. Что относится к жанру героического эпоса?

а) летописи б) сказки в) пословицы и поговорки г) былины

Устная работа.

1. Беседа с классом

Когда русским государством управлял князь Владимир? (980-1015 гг)

Какие задачи стояли перед князем? (расширение территории, борьба с внешними врагами, укрепление обороноспособности государства)

2. Индивидуальный опрос:

Рассказать какими способами князю Владимиру и насколько успешно удалось решить эти задачи.

Каковы были причины принятия Русью христианства?

Какое значение имело принятие Русью христианства?

3. Проверка правильности выполнения схемы "Русская православная церковь"

4. Обобщение:

Что общего было в правлении Владимира и первых киевских князей?

(расширение территории государства; оборона русских земель, правление на основе традиций и обычаев, опора на силу дружины)

Чем Владимир отличался от них? (первый князь принявший христианство, сделал христианство единой религией русичей, меньше воевал, больше заботился о безопасности русских границ, развитии культуры, единении восточнославянских племен)

5. Изучение нового материала.

Сообщение темы, целей, плана урока.

1. Борьба за власть сыновей Владимира - вторая усобица на Руси.

2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого.

3. Управление государством при Ярославе Мудром

4. Внешняя политика Ярослава Мудрого

Судя по плану, какое историческое лицо будет главным героем нашего исследования на уроке?

Законным ли на ваш взгляд способом приобрел власть в Киеве князь Владимир?

Похожая ситуация определила приход к власти князя Ярослава.

Рассказ учителя:

Владимир отправил 12 сыновей своих в разные земли Руси (править от его имени, ослабить власть племенных князей, укрепить единство державы) В Киеве предполагал передать власть одному из своих любимых сыновей - Борису(второй - Глеб). Это не понравилось двум старшим сыновьям - Святополку и Ярославу.

Первым проявил неповиновение Ярослав (Новгород отказался платить дань Киеву. Владимир готовит поход на Новгород, но умирает в 1015 году.) Власть в Киеве захватывает старший брат Святополк и отдает приказание вероломно убить своих братьев Бориса и Глеба, а позднее ещё и Святослава (за это получил прозвище Окаянный). В ответ Ярослав с дружиной (+ варяжская дружина + новгородское ополчение) выступил против Святополка. (дружина + печенеги)

Основные даты:

1016 г. - трехмесячное противостояние по разным берегам Днепра (у г.Любеч) разгром Ярославом киевлян (Святополк бежит к своему тестю - польскому королю) Ярослав становится во главе Киева.

1018 г.- Святополк при помощи польского короля возвращает престол.

1019 г. новый поход Ярослава с новгородцами - Святополк повержен, бежит в Польшу и по дороге умирает.

1019-1036 гг. - период совместного правления Ярослава и Мстислава (князя Тму-тараканьского).

С 1036 г. - Ярослав полновластный правитель в Киевской Руси

6. Самостоятельная работа. § 6, стр.45-46. + опережающее индивидуальное задание по п.3 плана.

Задание: Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрого?

7. Проверка самостоятельной работы.

8. Рассказ учителя на тему: "Цели внешней политики Руси"

9. Итог урока.

Почему можно утверждать, что время правления Ярослава Мудрого это период расцвета Древнерусского государства?

10. Записать домашнее задание на доску.

При составлении план-конспекта урока истории в перечень этапов, рассматриваемых в ходе урока, обычно входят следующие:

  • организационный этап,
  • этап проверки домашнего задания,
  • этап контроля и всесторонней проверки знаний,
  • этап подготовки к усвоению нового материала,
  • этап усвоения новых знаний,
  • этап закрепления новых знаний,
  • этап первичной проверки понимания нового материала,
  • этап повторения пройденного материала,
  • этап обобщения и систематизации новых знаний,
  • этап информации о домашнем задании.

В каждом этапе, описанном в план-конспекте урока истории , могут быть выделены учебные моменты, например: активизация умственной деятельности учащихся, мотивация перехода к новому материалу, актуализация (или повторение) нового материала, демонстрация опытов, перечень вопросов к классу, самостоятельная работа детей с чертежами и рисунками, записи определений в рабочих тетрадях, знакомство с материалом по учебникам и пр.

В конце план-конспекта урока истории должна стоять подпись учителя. Без этого неясно, кто по этому план-конспекту урока истории работает, кто несет ответственность за написанное.

План-конспект урока истории 6 класс

Тема урока истории: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Цели и задачи урока истории:

  1. Рассмотреть вопросы об усобицах в русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и её значении.
  2. Продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую личность и политического деятеля.
  3. Воспитание патриотизма, привитие уважение к историческому прошлому своего народа, формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере Ярослава Мудрого.

Оборудование: карта «Древнерусское государство в IX-XI вв», картина А.М.Васнецова «Вече», тесты.

Основные понятия: наместник – глава местного управления, назначенный местной властью (поначалу, как правило, это были сыновья Великого киевского князя)

Посадник – назначенный или выборный глава местной власти (как правило, вгородах)

Усобицы – княжеские раздоры, борьба князей династии Рюриковичей за великокняжеский престол; Правда Ярослава – первый писанный свод законов на Руси.

Важнейшие даты: 1019-1054 гг. – правление Ярослава Мудрого;

1036 г. – разгром Ярославом печенегов под Киевом;

1030 г. – основание города Юрьева;

1041 г – союзный договор с Польшей;

1043 г. – неудачный поход на Византию;

1046 – договор с Византией, брак Всеволода с византийской принцессой, дочерью императора Константина Мономаха.


Ход урока истории:

Организация класса.

Повторение темы «Владимир Святославич. Принятие христианства»

Письменно:

1. работа с Документом на стр. 42-43 (4 учащихся)

2. составить схему «Русская православная церковь» (на доске):

3. Решить тестовые задания.

1. Соотнесите первых киевских князей и их дела:

д) Святослав

е) Владимир

1 За ограбление во время полюдья был убит древлянами

2 Установил уроки и погосты

3 Совершил первый победоносный поход на Царьград

4 Разгромил Хазарский каганат

5 Провел крещение Руси

6 Пришел править в новгородские земли по призыву словен и кривичей

2. Укажите маршрут торгового пути «из варяг в греки»:

А) Белое море – р. Северная Двина – р. Сухона – Волга – Дон – Азовское море – Черное море;

Б) Балтийское море – р.Нева – Ладожское озеро – р.Волхов – оз. Ильмень –р. Ловать – Днепр – Черное море;

В) Балтийское море –р.Западная Двина- Днепр – Черное море;

Г) Балтийское море – р.Неман –р.Припять – р.Днепр – Черное море;

3. В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:

а) многобожиеб) троебожие в) единобожие

4. Киевский князь, который остался в народном предании под именем Красное Солнышко:

а) Святослав б) Владимир в) Олег

5. Что относится к жанру героического эпоса?

а) летописи б) сказки в) пословицы и поговорки г) былины

Устная работа.

1. Беседа с классом

Когда русским государством управлял князь Владимир? (980-1015 гг)

Какие задачи стояли перед князем? (расширение территории, борьба с внешними врагами, укрепление обороноспособности государства)

2. Индивидуальный опрос:

Рассказать какими способами князю Владимиру и насколько успешно удалось решить эти задачи.

Каковы были причины принятия Русью христианства?

Какое значение имело принятие Русью христианства?

3. Проверка правильности выполнения схемы «Русская православная церковь»

4. Обобщение:

Что общего было в правлении Владимира и первых киевских князей?

(расширение территории государства; оборона русских земель, правление на основе традиций и обычаев, опора на силу дружины)

Чем Владимир отличался от них? (первый князь принявший христианство, сделал христианство единой религией русичей, меньше воевал, больше заботился о безопасности русских границ, развитии культуры, единении восточнославянских племен)

5. Изучение нового материала.

Сообщение темы, целей, плана урока.

1. Борьба за власть сыновей Владимира – вторая усобица на Руси.

2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого.

3. Управление государством при Ярославе Мудром

4. Внешняя политика Ярослава Мудрого

Судя по плану, какое историческое лицо будет главным героем нашего исследования на уроке?

Законным ли на ваш взгляд способом приобрел власть в Киеве князь Владимир?

Похожая ситуация определила приход к власти князя Ярослава.

Рассказ учителя:

Владимир отправил 12 сыновей своих в разные земли Руси (править от его имени, ослабить власть племенных князей, укрепить единство державы) В Киеве предполагал передать власть одному из своих любимых сыновей – Борису(второй – Глеб). Это не понравилось двум старшим сыновьям – Святополку и Ярославу.

Первым проявил неповиновение Ярослав (Новгород отказался платить дань Киеву. Владимир готовит поход на Новгород, но умирает в 1015 году.) Власть в Киеве захватывает старший брат Святополк и отдает приказание вероломно убить своих братьев Бориса и Глеба, а позднее ещё и Святослава (за это получил прозвище Окаянный). В ответ Ярослав с дружиной (+ варяжская дружина + новгородское ополчение) выступил против Святополка. (дружина + печенеги)

Основные даты:

1016 г. – трехмесячное противостояние по разным берегам Днепра (у г.Любеч) разгром Ярославом киевлян (Святополк бежит к своему тестю – польскому королю) Ярослав становится во главе Киева.

1018 г.- Святополк при помощи польского короля возвращает престол.

1019 г. новый поход Ярослава с новгородцами – Святополк повержен, бежит в Польшу и по дороге умирает.

1019-1036 гг. - период совместного правления Ярослава и Мстислава (князя Тму-тараканского).

С 1036 г. – Ярослав полновластный правитель в Киевской Руси

6. Самостоятельная работа. § 6, стр.45-46. + опережающее индивидуальное задание по п.3 плана.

Задание: Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрого?

7. Проверка самостоятельной работы.

8. Рассказ учителя на тему: «Цели внешней политики Руси»

9. Итог урока.

Почему можно утверждать, что время правления Ярослава Мудрого это период расцвета Древнерусского государства?

10. Записать домашнее задание на доску.

Главная > План урока

Тема: «Алгоритм и его свойства»

Цели:

Образовательная – сформировать представление у учащихся о понятии алгоритма, выделить свойства, познакомить с различными видами алгоритма;

Воспитательная – воспитание информационной культуры учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивости;

Развивающая – развитие алгоритмического мышления, познавательный интерес.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы : фронтальная.

План урока

    Организационный момент (2 минуты).

    Актуализация знаний (5 минут).

    Изучение нового материала (20 минут).

    Закрепление (10 минут).

    Итог урока (5 минут).

    Домашнее задание (3 минуты).

Ход урока

    Организационный момент

Объявление новой темы урока. Постановка целей и задач урока.

    Актуализация знаний

Актуализация проходит в виде беседы. Вопросы к беседе: 1. Что такое граф? (Граф отображает элементный состав системы и структуру связей )

2. Назовите элементы графа-сети. (Вершины, ребра )

3. Назовите элементы графа-дерева. (Корень, ветви, листья )

    Изучение нового материала

В своей жизни мы встречаемся с различными ситуациями, например, приготовление супа, решение уравнения на уроке алгебры, открывание двери и многие другие при решении которых мы выполняем определенную последовательность действий.

Какие действия нужно совершить, чтобы открыть дверь?

    Достать ключ

    Вставить ключ в замочную скважину

    Открыть дверь.

Такие последовательности действий мы совершаем каждый день не задумываясь. А ведь такая последовательность действий и есть алгоритм.

Таким образом, алгоритм – это точное предписание о последовательности действий, которые должны быть произведены для получения результата

А где мы встречаемся с алгоритмами?

Так же мы постоянно сталкиваемся с алгоритмом в различных сферах деятельности человека. Обычно мы выполняем привычные действия механически.

А давайте подумаем, кто может выполнять алгоритм?

(человек, автомат, компьютер, машина ).

Поэтому тот кто выполняет алгоритм называется исполнителем.

Если мы с вами внимательно посмотрим вокруг себя, то увидим что наш мир состоит из множества алгоритмов, при этом эти алгоритмы разнообразны.

Но даже в таком многообразие мы можем выделить свойства, которые имеет каждый алгоритм.

Свойства алгоритма:

    Дискретность – алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке;

    Определенность – любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае;

    Массовость – один и тот же алгоритм в целом должны иметь возможность завершения;

    Результативность – отсутствие ошибок, алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных значениях;

    Понятность – алгоритм должен быть исполнителю и исполнитель должен быть в состоянии его выполнить.

Также все эти свойства можно рассматривать, как требования к построению алгоритма, таким образом, при построении алгоритма решения задачи мы должны учитывать все требования.

Еще наш алгоритм можно поделить на виды.

Виды алгоритмов:

    Линейный алгоритм – описание действий, которые выполняются однократно, при этом четко друг за другом;

    Циклический алгоритм – описание действий, которые должны повторятся определенное количество раз или пока не выполнится условие.

    Разветвляющий алгоритм – алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо друга последовательность действий.

Для того чтобы записать алгоритм существует наиболее наглядный способ в виде графического представления, который называется блок-схема.

Стандартные графические объекты.

Начало алгоритма

Конец алгоритма

Предназначено для ввода-вывода данных

Выполняемое действие

Условие выполнения действий

Счетчик количества повторов

Последовательность выполняемых действий

    Закрепление

    Что такое алгоритм? Приведите примеры.

    Какие свойства алгоритмов вы знаете?

    Какие виды алгоритмов вы знаете?

    Что такое исполнитель алгоритмов?

1.Составить алгоритм и блок схему для вычисления длины окружности произвольного радиуса.

2.Составить алгоритм и блок схему для вычисления площади треугольника, если известны его стороны.

3.Составить алгоритм и блок схему для вычисления выражения:

    Итог урока

Сегодня мы познакомились с понятием алгоритм, свойствами алгоритма, видами алгоритма.

    Домашнее задание

1.Выучить конспект.

2.Составить алгоритм и блок схему для вычисления выражения:

«ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ, МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ

И.В. Сорокина

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

ИСТОРИИ: модуль 6

Учебные материалы для студентов

САМАРА – 2011

Учебные материалы печатаются по решению

учебно-методической комиссии исторического факультета

Сорокина И.В.

Теория и методика обучения истории: модуль 6. Учебные материалы для студентов исторического факультета. – Самара: Издательство «Научно-технический центр», 2011. - 18с.

Учебные материалы для студентов содержат основной материал по теории и методике обучения истории, подлежащий усвоению студентами. Модуль 6 «Конспект урока истории» включает в себя основные требования к конспекту урока истории, технологическую матрицу, пример (образец) конспекта урока по истории России в 6 классе.

Урок - это зеркало общей и педагогической

культуры учителя, мерило его интеллектуального

богатства, показатель его кругозора и эрудиции

В.А. Сухомлинский

В основе всех школьных технологий лежит урок. Почти 500 лет существует поурочное обучение в Европе. Существует большое количество попыток изменения классно-урочной системы, однако все они не увенчались успехом. Образование вынуждено признать – ничего лучше урока пока не придумано. Не подвергается сомнению утверждение, что неэффективность уроков, снижение их качества существенно отражается на качестве образования в целом. «Урок в массовой школе страдает больше всего от некачественной подготовки, плохого расчёта, непродуманной импровизации, нарушений педагогических закономерностей» (И.П. Подласый). Многие учёные-педагоги утверждают: никакие новые технологии не помогут повысить качество обучения, пока каждый учитель не научиться использовать все резервы классического урока.

Цель обучения: обучить технологии составления и оформления конспекта урока истории

Входные требования: знаниеистории, педагогики, методики обучения истории, владение технологией педагогического моделирования, проектирования и конструирования процесса обучения

Обучение технологии составления и оформления конспекта урока истории осуществляется на практических занятиях. Продолжительность обучения – 6 часов.

Результаты обучения.

Результат 1 . Перечисляет (устно и письменно) общие требования к оформлению конспекта урока истории

Критерии оценки результатов. Полное перечисление общих требований, соответствующее предъявленному эталону:

    Конспект урока истории оформляется в виде печатного текста на листах А4 формата. Поля: левое 2 см, верхнее и нижнее – 1,5 см, правое – 0,5 см. Шрифт: Times New Roman – 12. Межстрочный интервал - одинарный

    Модель урока содержит следующую структуру: предмет; тема урока; цель урока, основная мировоззренческая идея, основные образовательные результаты, задачи урока, тип урока; вид урока; педагогическая технология; основные понятия; основные даты; имена исторических деятелей; географические названия (при необходимости); план изучения нового материала; оборудование урока; оформление доски; мизансцена урока.

    Ход урока оформляется в таблице:

    В ходе урока отражаются его этапы, учебное содержание, методы, формы, средства обучения истории.

    Конспект урока истории выступает конечным продуктом моделирования, проектирования и конструирования будущего урока истории, должен быть кратким, но создающим полное представление о планируемой деятельности и активном педагогическом взаимодействии учителя и учащихся, направленном на реализацию целей и задач обучения истории на конкретном уроке.

Требования к объекту оценки: 1 вариант – собеседование (устное перечисление основных требований к оформлению конспекта урока, которые стали для студента ориентиром деятельности). 2 вариант – письменная контрольная работа (письменное перечисление основных требований к оформлению конспекта урока, которые стали для студента ориентиром деятельности).

Результат 2 . Оформляет конспект (комбинированного) урока истории в соответствии с предъявляемыми требованиями

Критерии оценки результата:

    Моделирование будущего урока истории представлено в конспекте по следующей структуре: предмет; тема урока; цель урока, основная мировоззренческая идея, основные образовательные результаты, задачи урока, тип урока; вид урока; педагогическая технология; основные понятия; основные даты; имена исторических деятелей; географические названия (при необходимости); план изучения нового материала; оборудование урока; оформление доски; мизансцена урока.

    Ход урока истории отражает все его этапы в соответствии с выбранным типом и видом урока. Комбинированный тип урока включает в себя 6 этапов: организационный момент, повторение изученного и проверка домашнего задания, постановка учебной задачи, изучение нового материала, первичное повторение и закрепление, подведение итогов урока.

    Спроектированный организационный момент урока способствует формированию психологического настроя предстоящей деятельности, организации благоприятных условий её осуществления.

    Актуализация ЗУН учащихся для подготовки к изучению нового материала спроектирована с использованием различны видов учебного материала (фактического, теоретического, картографического, хронологического, документального, наглядного) и создаёт целостную картину изученного этапа исторической прошлого.

    В проверке Д/З применены разнообразные методы (словесные, наглядные, практические), формы (фронтальная, индивидуальная, парная; письменно и устно), средства обучения (доска, учебник, карта, раздаточные дидактические и электронные материалы) .

    Организация повторения изученного и проверка домашнего задания соответствуют возрастным особенностям школьников, направлена на стимулирование учебно-познавательной активности учащихся.

    Постановка учебной задачи урока представлена через обозначение актуальности и значимости изучения нового учебного материала с применением средств, стимулирующих познавательные интересы учащихся. В водной беседе или вступительном слове учителя отражена основная мировоззренческая идея темы урока; раскрываются основные противоречия, которые плавно подводят к главному вопросу урока; создаётся проблемная ситуация и т.д.

    Оформление этапа изучения нового материала представлено структурно: пункт плана изучения нового материала, метод (приём) изучения, содержание, средства и формы изучения.

    В изучении нового материала сочетаются монологические (рассказ, объяснение, характеристика и т.д.) и интерактивные методы педагогического взаимодействия (беседа, дискуссия, исследование), обеспечивающие достижение образовательных результатов урока.

    В ходе конструирования учебного содержания прослеживается последовательное и логическое подведение учащихся к усвоению основных исторических понятий, теоретических положений темы, основных выводов.

    Первичное повторение и закрепление учебного материала позволяет диагностировать степень и качество усвоения учащимися образовательных результатов урока через повторительно-обобщающую беседу, проблемно-познавательные задания.

    На этапе подведения итогов урока запланирована содержательная оценка учебно-познавательной деятельности всего класса и отдельных учащихся, выставление отметок.

Требования к объекту оценки: По окончанию изучения модулястудент представляет (в бумажном и электронном варианте) самостоятельно разработанный конспект урока истории.

Результат 3 . Оформляет наглядные и дидактические средства обучения в виде приложений к конспекту урока истории.

Критерии оценки результата

    Наглядные материалы к уроку оформляются либо в электронной презентации, которая прикладывается в виде диска и бумажном приложении (6 слайдов на листе), либо на листах А-4 формата (каждое наглядное средство подписывается и оформляется на отдельном листе приложения, все приложения нумеруются).

    Раздаточный дидактический материал характеризуется своей содержательностью (отражает основной учебный материал, подлежащий усвоению: события, даты, понятия, имена исторических деятелей, основные теоретические положения и выводы по теме).

    В материале представлены разные учебные задания для самостоятельной работы учащихся:

а) по уровню: репродуктивные, продуктивные, творческие;

б) по форме выполнения: письменно и устно; индивидуально, парами, группами;

в) по источнику познания: словесные, наглядные, практические;

г) по характеру заданий: академические (вопросы, задачи, практическая работа), занимательные (кроссворды, ребусы, датоворды и т.д.)

    Раздаточный дидактический материал должен быть оформлен в виде карточек и перфокарт аккуратно, отличаться орфографической и стилистической грамотностью, соответствовать возрастным особенностям школьников.

    Разработанные учебные задания, представленные в дидактическом материале, способствуют актуализации ЗУН школьников для подготовки к изучению нового материала по истории, стимулируют познавательную активность школьников.

Требования к объекту оценки: По окончании изучения модуля студент разрабатывает и представляет (в бумажном и электроном вариантах) раздаточные дидактические материалы к разработанному конспекту урока в виде приложений.

Методы обучения:

    Метод примера : образцы конспектов уроков с обоснованием преподавателя общих требований к оформлению продуктов данного вида

    Исследование: анализ примеров конспектов уроков истории, выполненных студентами разных лет обучения

    Практическая работа : самостоятельная разработка и оформление конспектов уроков истории

Процедура оценки:

Разработанные и оформленные конспекты уроков студенты представляют и защищают на специально организованном индивидуальном или групповом занятии. Студент представляет конспект урока истории, с обоснованием его соответствия предъявляемым требованиям. Суммирующая оценка результата осуществляется в балльно-рейтинговой системе.

Лист обратной связи:

Описание образовательного результата

баллы

Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.

Что такое конспект урока?

Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект - это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.

Для чего нужно составлять план урока?

В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.

Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.

Основные требования

Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:


На что еще стоит обратить внимание?

Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.

Как правильно оформить конспект?

Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма - в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.

Пример составления краткого плана-конспекта

Краткий план урока. 5 класс

Предмет: русский язык.

Тема: имя прилагательное.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.

Основные задачи:

  • развивать речевые навыки и умения;
  • отработать умение согласовывать слова.

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.

Ход урока:

  • организационный момент;
  • проверка домашнего задания;
  • объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
  • повторение изученного материала;
  • подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
  • домашнее задание.

Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.

Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.

Приведем пример еще одного конспекта.

План урока английского языка, 7 класс

Тема : повторение пройденного грамматического материала.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.

Основные задачи:

  • развивать коммуникативные умения;
  • развивать способность работать в команде;
  • формировать умение выделять главное в изученном материале.

Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.

Ход урока:

  • организационный момент;
  • фонетическая разминка;
  • лексическая разминка;
  • повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
  • проверка домашнего задания;
  • подведение итогов урока;
  • домашнее задание.

Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное - не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).

Подводя итоги

Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:

  1. Предмет/класс.
  2. Типа урока.
  3. Тема занятия.
  4. Цель.
  5. Основные задачи.
  6. Оборудование.
  7. Ход урока:
  • оргмомент, разминка и т.д. (подробно начинаем прописывать речь учителя и учеников);
  • проверка домашнего задания;
  • введение нового материала, его отработка;
  • закрепление пройденного, повторение.

8. Подведение итогов.

Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.

Не забывайте, что в первую очередь конспект нужен не начальству, не завучу, не директору и не ученикам. Это рабочий инструмент и помощник учителя. И здесь дело не в опыте и не в умении экспериментировать на месте. Никто не мешает привнести в урок новизну, изюминку. Учитель может пошутить, привести пример из жизни (и, конечно, это не стоит писать в конспекте). Но в любом случае, обязательно должен присутствовать план урока. 8 класс вам достался, 3 или 11 - не важно! Класс активный или пассивный, схватывает «на лету» или необходимы долгие разъяснения - не имеет значения! Возьмите за правило - перед каждым уроком составляйте план. Лишним это точно не будет.