Оборудование: Картина «Эхо». Многоэтажный дом (картина или конструктор). Картинки: экскаватор, экскурсовод, электричка, электроприборы. Символы и гласные буквы. Карта-схема.
Ход занятия
1. Оргмомент. Игра «Эхо». Мы в лес пойдём, грибов найдём Ребят мы дружно позовём: «Ау, Ау!»
Никто не отзывается
Лишь эхо откликается: «Ау, Ау».
2. Сообщение темы занятия.
Что откликалось детям в лесу?
Какой звук мы слышим в начале слова ЭХО?
Сегодня мы познакомимся с буквой Э, научимся правильно произносить слова с этим звуком.
3. Звуковой диктант.
Воспроизвести ряд гласных звуков с помощью символов или букв, чётко их назвав.
4. .
Выставляется картина или макет многоэтажного дома, одноэтажного.
Дома разные или одинаковые?
Чем отличаются?-- (Одноэтажный и многоэтажный).
Давайте узнаем, сколько этажей в доме?
Представим, что мы поднимаемся по ступенькам.
(Первый этаж, второй этаж и т. д.). В каком доме и на каком этаже вы живёте?
5. Физминутка.
Сейчас мы с вами поедем на экскурсию. Дети двигаются паровозиком по группе.
6. Усвоение произношения сложных слов.
«Паровозик» останавливается по сигналу у картин. Дети произносят слова по образцу, по слогам и в предложении.
7. .
Это – Э. С открытым ртом. И большущим языком. Найдите букву Э среди других гласных.
Предварительный просмотр:
Тема: Звук [э], буквы Э, э.
Цель: Закрепление понятий о гласных звуках, их отличительных признаках.
Задачи:
Образовательные: П родолжить знакомство со звуком [э] и буквами Э.э; звуковой анализ слов.
Развивающие: Развивать навыки звукового анализа. Развивать зрительную память. Развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику.
Воспитательные: Воспитывать навыки самоконтроля. Воспитывать умение слушать своих товарищей.
Материал: презентация-5 мин.
Словарная работа: страус эму.
Индивидуальная работа с Алиханом - учить давать полные ответы.
Ход НОД
1.Орг. момент
- Сядет тот, кто назовет первый звук в слове: астра, осень, абрикос, ирис, ум, улица, имя, овощи, окунь, ухо.
2. Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим
Никуда мы не спешим!
3. Ребята, сейчас у нас вами занятие обучению грамоте. Что мы учим на этом занятии? (звуки и буквы )
Чем отличаются звуки от букв?
(Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем )
Какими бывают звуки?
(Гласные и согласные)
Какие звуки называются гласными? (Их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды )
Каким цветом обозначаются гласные? (красным)
Приведите пример гласных звуков. (А О У Ы И)
Вспомните стишок про гласные звуки.
Гласные тянутся
песенкой звонкой,
могут заплакать
И закричать.
В темном лесу
Звать и аукать,
Но не умеют
Свистеть и ворчать.
Какие звуки называют согласными? ( Не поются, есть преграда)
Приведите пример согласных звуков. (Р, М, Т, В,…)
Какими бывают согласные звуки? (звонкими и глухими)
Вспомните стишок про согласные звуки.
Все согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь
4. Сообщение темы.
- К нам в гости пришла девочка Эля (слайд № 1)
- Какой первый звук в ее имени?
- Как расположены губы?
- Давайте попоем звук, потянем, есть ли во рту преграда?
- Какой будет звук Э?
- Мы сегодня вместе с Элей отправляемся на экскурсию, и будем искать слова со звуком Э.
5. Речевая зарядка.
- По дороге мы поиграем в «повторялки»
ЭМ-ЭК ЭС-ЭТ ЭМ-ЭП ЭК-ЭХ
ЭП-ОП -АП УП-ЭП-ОП ИП-УП-ЭП
ИП-ЭП-АП ЭП-АП-ЭП ОП-УП-ЭП
6. Развитие фонематического слуха. Игровое упражнение «Услышь звук»
Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [Э].
А, у, э, и, о, э, у, э, эх, эс, оп, эш, ум, ти, лэ, это, он, эхо, эскимо, жук, эстафета, магазин, экскурсия.
Выделение звука в словах.
- Идет Эля по улице и видит едет...(экскаватор) (слайд № 2) Для чего нужен? Кто работает на экскаваторе? Посчитайте, сколько слогов в слове экскаватор?
7.Зрительная гимнастика
Раз – налево,
Два – направо,
Три – наверх,
Четыре – вниз,
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
(Дети выполняют упражнения глазами).
8. Образование сложных слов.
Идет Эля дальше и подходит …. - К чему подходит Эля? (слайд №3)
- В этом доме много этажей. Значит, это какой дом? (многоэтажный) Как назовем дом, если в нем один этаж? Три этажа? Пять этажей?
- Какие еще части есть у дома? В каком слове слышится звук [Э]: окна или этажи?
9. Физминутка
10
. Звуковой анализ.
- Идет Эля дальше и вдруг видит зоопарк. (слайд №4) - Каких животных вы видите в зоопарке? (лев, обезьяны, лиса). Эля захотела перекусить. (слайд № 5) Что она выберет эскимо или конфеты? Почему? Разделите слово эскимо на слоги.
- Эле понравился один из обитателей зоопарка. Кто это, вы узнаете, отгадав загадку. (слайд 6)
-Это страус ЭМУ.
- Составьте схему этого слова. Сколько звуков в слове? Какой звук первый? Последний? Сколько слогов в слове?
11
. Работа с предложениями.
- На нашем пути магазин. (слайд № 7). Что в нем продают? (электроприборы)
- В этом слове есть звук Э?
- Почему их так называют?
- Эля купила в магазине... Что она купила? (слайд №8)
- Для чего она купила холодильник? Для чего нужны остальные электроприборы?
12. Знакомство с буквой.
- Давайте вместе с Элей познакомимся с буквой, которой мы будем обозначать звук [Э]. (слайд № 9)
- На что она похожа? (слайд №10)
Парад-алле! Парад-алле!
Прыжок! И клоун - буква Э!
Над полями в синеве пролетает буква Э
Это ласточка весной возвращается домой.
13.Пальчиковая гимнастика
14.
Написание буквы в воздухе.
- Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы напишем букву Э в воздухе. (Я стою спиной к детям, поднимаю вверх правую руку и указательным пальцем пишу в воздухе букву, комментирую свои действия: ставим точку, ведём линию полукругом слева направо, вниз, закругляем, влево, останавливаемся, в середине проводим ровную линию. Дети повторяют за мной.)
15. Итог и оценка деятельности детей.
- Прогулка Эли подошла к концу, она прощается с нами. (слайд № 12)
- Давайте вспомним, какие слова нам встретились со звуком Э.
- Какие электроприборы продавались в магазине?
16. Рефлексия.
Ребята, в корзине у Эли лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.
Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)
Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.
Поисковый.
Загадка:Что же это за девица?
Ни швея,ни мастерица….
Стихотворение про букву Е
На дворе- такая жалость!-
Наша лесенка сломалась,
наша лесенка сломалась,
На доске вывешивается буквы
Физминутка:
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
два — нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Слов:ел, ем, ели
Игра «Весёлые буквы»
Гимнастика для пальцев:
Наши пальчики сожмем
И конечно разожмем
Снова пальчики сожмем
И конечно разожмем
А теперь потрем ладошки
И подуем в них немножко
Каждый пальчик друг и брат
И писать он будет рад.
Рассмотрение карточки
Слушают стихотворение
Ель, ежи, ежевика, енот,
единорог
енота, ежевику.
Енот собирает ежевику.
Дети выполняют физминутку.
Выполняют задание.
Итог занятия :
Сколько звуков имеет буква Е
Как прошел урок?
Понравился ли вам урок?
Все ли вам было понятно?
С буквой Е
Два звука.
Ожидаемый результат:
Знать:
Иметь:
Уметь:
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Буквы Е,е Звуки [й"э]. "»
Технологическая карта организации учебной деятельности на _ 20.11.2015 г
0 «Б» класса Говорухина Е. П
Образовательная область: Коммуникация.
Раздел: Обучение грамоте и письму.
Тема: Буквы Ее, звуки [й"э].
Цели:
Познакомить с буквой Е, ее составляющими элементами и их расположением; Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков[й"э]. в слогах, словах, фразах;
Развивать фонематический слух, память, внимание; навык чтения слогов, слов, предложений.-
Воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке. - воспитание умения слушать педагога;
Воспитание умения действовать по инструкции педагога.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Материалы и оборудование: ,дидактический материал, тетрадь, карандаши, картонные солнышко и тучка для рефлексии.
Билингвальный компонент: ель- шырша,буква- әріп.
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
Мотивационно- Побудительный. | Приветствие: Здравствуй, солнце золотое! Речёвка. : «Мы весёлые ребята». Мы весёлые ребята, Организационный момент: Проверь, дружок, Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. | Проговаривают слова. Говорят речевку. Слушают воспитателя. |
Организационно- Поисковый. | Повторение пройденного: показ карточки с буквами. их характеристика. Знакомство с буквами Ее и звуками [й"э]. Загадка:Что же это за девица? Ни швея,ни мастерица…. Ничего сама не шьёт,а в иголках круглый год. Посмотрите ребята какая красивая ель пришла к нам в гости. Показ карточки с елью и буквами Ее. Послушайте стихотворение про букву Е Стихотворение про букву Е На дворе- такая жалость!- Наша лесенка сломалась, наша лесенка сломалась, буква Е зато осталась./Е.Тарлапан/ Знакомство с артикуляцией звуков [й"э]. (При произнесении звуков[й"э]. подбородок опускается). Хоровое и индивидуальное проговаривание звуков[й"э]. Характеристика звука [й"э]. (буква Е имеет 2 звука йэ- гласный, его можно петь и тянуть, обозначается красным цветом). На доске вывешивается буквы Назовите слова которые начинаются на букву Е. Ребята посмотрите на картину что мы видим? Придумайте одно предложение по этой картине. Физминутка: Буратино потянулся, Раз - нагнулся, два - нагнулся, Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. Работа в азбуке тетради стр.49 Найдите и наклейте наклейку с буквой Ее. Чтение слогов: Ое,ые, ее,ею, ей, ен, ем, ел Слов:ел, ем, ели Предложения:Я ем, Мы ели, Он ел, Она ела, Они ели. Игра «Весёлые буквы» Ребята посмотрите к нам в класс пришли веселые буквы, они так веселились, что у них смешались краски.Давайте мы с вами поможем буквам. Гимнастика для пальцев: Наши пальчики сожмем И конечно разожмем Снова пальчики сожмем И конечно разожмем А теперь потрем ладошки И подуем в них немножко Каждый пальчик друг и брат И писать он будет рад. Вот размяли наши пальчики, давайте откроем тетради и напечатаем букву Ее. Молодцы, ребята, вы сегодня позанимались на славу. | Дети называют буквы, говорят какие они гласные, согласные. Дети отгадывают загадку,говорят:ель Рассмотрение карточки Слушают стихотворение Проговаривание стихотворения вместе. Слушают проговаривают вместе с воспитателем Рассмотрение буквы Ее и звуков [й"э]. Ель, ежи, ежевика, енот, единорог енота, ежевику. Енот собирает ежевику. Дети выполняют физминутку. Выполняют задание. Читают слоги,слова, предложения. Дети называют букву и говорят какого она цвета, если не правильного исправляют. Выполняют гимнастику для пальцев. Открывают тетради и печатают буквы Ее |
Рефлексивно- Коррегирующий. | Итог занятия : С какой буквой мы с вами познакомились? Сколько звуков имеет буква Е А сейчас возьмите солнышко или тучки и покажите мне: Как прошел урок? Понравился ли вам урок? Все ли вам было понятно? | С буквой Е Два звука. Дети показывают солнышко если все понравилось, и все было понятно. Облако если что то было не понятно, не понравилось. |
Ожидаемый результат:
Знать: Ранее изученные буквы, буквы Ее.
Иметь: навыки чтения слогов, слов, представление о двойном звуке.
Уметь: составлять предложение по картинке, писать букву Ее, внимательно слушать воспитателя.
Бурлинская общеобразовательная школа
Конспект занятия
По предмету
Обучение грамоте и письму
Буквы Ее, звуки [й"э].
0 «Б»класса
Подготовила:Говорухина Е.П.
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе.
Тема : «В гостях у звука [Э]».
Задачи:
познакомить детей с новой буквой Э, новым звуком [Э], его классификация;
развивать умение выделять на слух слова с заданным звуком;
закреплять умение составлять слова, их звуковые схемы, делить слова на слоги, определять количество слогов, звуков, букв в слове;
упражнять в решении кроссвордов, развивать логическое мышление;
воспитывать чувство товарищества, взаимовыручку, желание помочь другу.
Оборудование : касса букв большого формата, индивидуальные кассы букв для каждого ребёнка, тарелки с фасолью, наборы разноцветных квадратов для составления звуковой схемы слова красного, синего, зелёного цвета, ребусы, карточки для индивидуальной работы, карандаш, иллюстрации.
Ход
I . Организационный момент.
(На столе разложены игрушки )
Ребята, посмотрите на стол, выберите любую игрушку, которую вы захотите, возьмите её и станьте в круг. (дети выполняют задание)
- Задание: назвать выбранную игрушку, назвать первый звук в этом слове, охарактеризовать его.
II . Вступительная часть.
Ребята, сейчас у нас вами занятие обучению грамоте. Что мы учим на этом занятии? (звуки и буквы )
Чем отличаются звуки от букв?
Какими бывают звуки?
Приведите пример гласных звуков. (А О У Ы И)
Какие звуки называют согласными?
Какими бывают согласные звуки? (ЗВОНКИМИ И ГЛУХИМИ)
Игровое упражнение «Назови парный звук»
Цель: закрепить знание парных согласных звуков.
Ход: В-ль называет звонкий согласный звук, а дети в ответ называют глухой согласный.
Б – П З - С В - Ф Г - К Ж - Ш Д – Т
III . Основная часть.
1.Знакомство с новым звуком.
Я хочу рассказать вам историю об одном мальчике, которого звали Эрик. Послушайте, пожалуйста:
Эрик с дедушкой гуляли в лесу.
Эрик громко крикнул: «э-э-э», а из леса кто-то тихо ответил: «э-э-э».
- Кто там кричит? - спросил Эрик.
- Это эхо,- сказал дедушка.
Ребята, а как крикнул Эрик? (Дети громко отвечают: «э-э-э».)
А как ответили ему из леса? (Дети тихо отвечают: «э-э-э».)
Сегодня мы с вами выучим новый звук [Э] .
Как вы думаете, этот звук гласный или согласный? (гласный)
Почему вы так думаете?
2.Артикуляция звука [Э].
Язычок услыхал, как кричит Эрик. Он открыл домик довольно широко, сам улегся на пол, выгнулся дугой и стал за дедушкой повторять: «э-э-э». Воздух из домика-горлышка выходит свободно и не встречает на своём пути никаких преград.
Как повторял Язычок? (Дети повторяют звук [Э] .)
3.Игровое упражнение «Услышь звук»
Цель: закреплять умение выделять на слух слова с заданным звуком.
Ход: В-ль называет разные слова, а дети хлопают в ладоши, когда слышат слово со звуком [Э].
(читаю слова: стол, дом, эхо, двор, ковёр, экскаватор, котёнок, жук, эскимо, халат, эскалатор, стул, книга, эстафета, эвкалипт, магазин, игра, эскимос, экскурсия)
4.Знакомство с буквой Э.
Ребята, вы знаете, что звук – это то, что мы произносим. А ведь каждый звук обозначается определённой буквой. Посмотрите (показываю букву):
Э
Это - Э:
С открытым ртом
И большущим языком.
(Г. Юдин)
5. Написание буквы в воздухе
.
- Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы напишем букву Э в воздухе. (Я стою спиной к детям, поднимаю вверх правую руку и указательным пальцем пишу в воздухе букву, комментирую свои действия: ставим точку, ведём линию полукругом слева направо, вниз, закругляем, влево, останавливаемся, в середине проводим ровную линию. Дети повторяют за мной.)
6.Пальчиковая гимнастика.
Большой палец встал один,
Указательный - за ним,
Средний будит безымянный,
Тот поднял мизинчик малый.
Встали все - «Ура!», «Ура!»
На работу им пора..
Методические указания:
Разгибаем пальчики, начиная с большого
Расставить пальчики пошире
Произвольно пошевелить пальцами.
7. Выкладывание буквы Э из фасоли
.
- Возьмите фасоль и выложите из неё перед собой на столе букву Э. (по окончании работы дети убирают фасоль на место).
Ребята, к нам в гости пришла Белоснежка. Она просит у нас помощи. Гномы решили с ней поиграть и придумали для неё различные задания, каждое задание они положили в отдельный конверт. Посмотрите, сколько их (показываю конверты). Белоснежка одной очень трудно выполнить все эти задания. Давайте мы ей поможем.
Конверт 1, задание 1.
Игровое упражнение «Составь картинку»
Цель: закреплять умение составлять целую картинку из частей, действуя коллективно, находить место определённой буквы в слове, делить слово на слоги, выполнять задание слаженно, дружно.
Ход: на столе разложены разрезанные картинки. Дети делятся на две команды, и каждая составляет свою картинку из частей (экскаватор и электричка). По окончании каждое слово необходимо поделить на слоги, определить их количество и выделить ударный.
Конверт 2, задание 2.
Игровое упражнение «Разгадай кроссворд».
Цель : развивать умение разгадывать кроссворды, заменяя рисунки словами, развивать логическое мышление, сообразительность.
Ход : В-ль вывешивает на магнитной доске по очереди кроссворды, дети составляют зашифрованные там слова. Каждое составленное слово делится на слоги.
Бабочка
Экран
Гроза
Эскимос
Зрительная гимнастика
Раз – налево,
Два – направо,
Три – наверх,
Четыре – вниз,
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир. (Дети выполняют упражнения глазами).
Конверт3, задание 3.
Работа в разрезных азбуках.
1. На палочке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это?., (эскимо)
Звуков 6, букв 6.
2. В тёмном бору, за любою сосною
Прячется дивное диво лесное
Крикну:"Ау!" и оно отзовётся,
Я засмеюсь, и оно засмеётся. (эхо)
Отгадать загадку. Составить слово в кассе, составить звуковую схему.
Звуков 3, букв 3.
Конверт 4, задание 4.
Игровое задание «Подели на слоги».
Цель: Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
Ход: В-ль раздаёт индивидуальные картинки, на которых изображён предмет и под ним 5 квадратов одинакового размера. Детям нужно поделить слово на слоги и закрасить внизу столько квадратиков, сколько слогов в данном слове).. При подведении итога разобрать несколько вариантов задания.
Молодцы, ребята, помогли Белоснежке решить все задания. Теперь она отправится домой, и когда гномы вернутся вечером с работы, она сможет все эти задания им рассказать и показать.
III . Итог.
Ребята, с каким новым звуком мы сегодня познакомились?
- Какой это звук?
Русских слов на букву Э
мало в нашем словаре:
эй, и эх, и эта.
А экватор, эстафета,
электричество, экран
к нам пришли из дальних стран.
Но язык наш к ним привык,
стал богаче наш язык.
Рефлексия:
дети, которым понравилось сегодняшнее занятие, поднимают зелёный квадрат
дети, которым занятие понравилось не очень, поднимают синий квадрат
дети, которым занятие не понравилось, поднимают красный квадрат.
Верюжская Марина
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Гласный звук [э]»
Задачи : познакомить детей со звуком и буквой Э , учить выделять звук из потока гласных звуков . упражнять в определении места звука [э] в словах , в проговаривании слов сложной слоговой структуры и делении на слоги. Упражнять в образовании относительных прилагательных. Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое мышление. Воспитывать умение слушать инструкцию педагога.
Оборудование : предметные картины, символ звука [Э] , фасоль.
Ход занятия:
Вводная часть.
I Организационный момент :
Игра «Узнай звук по артикуляции » .
У, И, О, У, А, И, У, О, У.
II. Основная часть.
Знакомство со звуком [Э] .
Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке :
Живет без тела,
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит. (Эхо)
Педагог показывает и объясняет детям артикуляцию звука [Э] :
Губки в улыбке;
Зубки сближены;
Широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята;
Горлышко «работает» .
Педагог показывает детям символ звука [Э] и дает характеристику звука . Звук [Э] – гласный , его можно петь, обозначается красным цветом.
Хоровое и индивидуальное проговаривание звука [Э] .
Д/у «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Э] » :
Э, а, у, э, о, э, и; эх, ах, ух, эх; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.
Д/у «Речевая зарядка» (дети повторяют цепочку слогов ) :
птэ – ктэ – бдэ – гдэ
ктэ – бдэ – гдэ - птэ
Д/и «Четвертый лишний»
автобус, эхо, апельсин, арбуз;
этаж, электровоз, экран, улитка;
Эмма, Элеонора, Элла, Эдик.
Физкультминутка
Эскалатор вверх везет – поднять руки вверх
Эскалатор вниз спускает – присесть
Раз этаж, два этаж – встать, поднимая перед собой согнутые в локтях руки
Эскимо купи у нас – развести руки в стороны
Д/ игра с мячом «Где живет звук ?» . Определение позиции звука [Э] в слове . поэт, экран, эмблема, этажерка, эскимо.
Д/у «Повтори» . Проговаривание слов сложной слоговой структуры , деление на слоги, объяснение значение слова : эскадра, эквилибрист, электросварщик, экипаж, электроприборы, экскурсовод,эвкалипт, элеватор.
Д/и «Чего не стало?» (по предметным картинкам со звуком [э] : эскимо электричка, страус эму, эмблема, экскаватор).
Знакомство с буквой Э
Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!
На что похожа буква Э?
Выкладывание буквы из фасоли.
Составление предложений со словом «Эскимо» . Подбор определений.
III. Заключительная часть.
Итог занятия .
С каким звуком , и с какой буквой мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звука [Э] . Что больше всего понравилось? Какое задание было самым интересным? Какое задание было самым трудным? Вы молодцы!
Список литературы
Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям : Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической. стороны речи у старших дошкольников . - СПб.: Детство-Пресс, 2004.