ВЕХИ РУССКОЙ ИСТОРИИ

Познавательная историческая викторина о России

Наш век пройдёт. Откроются архивы,
И всё, что было скрыто до сих пор,
Все тайные истории извивы
Покажут миру славу и позор.

Богов иных тогда померкнут лики,
И обнажится всякая беда,
Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда.

Н. Тихонов

Наши предки называли себя славянами. Называли они себя и словенами. От каких же слов пошло название «славяне» и «словены»?
(Славяне от слова «слава», означавшее то же, что и хвала, а словены означает «разумеющие слово».)


Славянское племя дреговичей жило на болоте, поляне в полях, а где жили древляне?
(В лесах.)


Территорию современной Московской области заселяли древляне или вятичи?
(Вятичи.)


С каких слов обычно начинались все исторические произведения Древней Руси?
(«В лето...», позже их стали называть летописями.)


Какому крупнейшему русскому летописцу принадлежат слова, которым уже более восьми веков: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет...»?
(Нестору-летописцу, автору первой редакции «Повести временных лет».)


Назовите князя, провозгласившего Киев столицей древнерусского государства.
(Олег. В 882 г. князь Олег захватил Киев и сделал его столицей государства.)


Какой древнерусский князь, по легенде, повесил свой щит на ворота Царьграда?
(Олег Вещий.)


Этот князь совершил против Византии грандиозный морской поход, задействовав две тысячи ладей. А в ХХ веке в честь князя назвали бронепалубный крейсер, отвоевавший в трёх войнах. Назовите этого русского князя.
(Олег.)


Древние славяне поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам. Эта вера получила своё название от слова «народ». Как называлось это верование?
(Язычество. «Народ»
это одно из значений древнеславянского слова «язык».)


Как звали бога славяно-русской мифологии, родоначальника жизни, покровителя семьи и дома? В честь этого бога был назван главный город племени россов Родень (Родня).
(Род.)


В водах какой реки Владимир I Святославович крестил русских людей в 988 году?
(В водах Днепра, крещение киевлян.)


Кто годом позже Киева крестил Новгород?
(Добрыня
дядя, воспитатель и воевода Владимира I Святославовича. Прототип былинного Добрыни Никитича.)


Какое имя дали своему сыну, родившемуся в 1053 году, Всеволод Ярославович и его жена, дочь византийского императора Константина?
(Владимир Мономах.)


«Поучение» своим сыновьям написал Ярослав Мудрый или Владимир Мономах?
(Владимир II Мономах. В «Поучении» призывал сыновей укреплять единство Руси.)


Какой русский город в 1136 году в результате восстания стал республикой?
(Новгород.)


На раскопках в Киеве или Новгороде было найдено большое количество берестяных грамот?
(В Новгороде.)


Какой город на реке Яхроме в 1154 году основал князь Юрий Долгорукий и назвал его церковным именем своего сына Всеволода?
(Дмитров, Московская обл.)


Сыном какого русского князя был Всеволод III Большое гнездо?
(Юрия Долгорукого.)


Чему обязан своим прозвищем великий князь владимирский Всеволод III Большое гнездо?
(Своему большому «семейному гнезду»
он имел 12 детей.)


В каком веке отмечалось 1000-летие Крещения Руси ?
(В 20-м, а точнее
в 1998 году .)


Русские или монголы победили в битве при реке Калке?
(Монголы. На Калке 31.05.1223 года произошло первое сражение русских и половецких войск с монголо-татарскими войсками.)


Рязань или Владимир стал первым русским городом, разорённым ханом Батыем?
(Рязань. Рязань Старая сожжена татаро-монголами в 1237 году.)


Назовите русского князя, командовавшего войском в Ледовом побоище на Чудском озере?
(
Александр Ярославич Невский. )


Как звали новгородского князя, жившего примерно 700 лет назад и прославившегося своей хитрость и изворотливостью? В качестве подсказки вспомните отчество самой хитрой героини русских народных сказок.
(Патрикей. Лиса Патрикеевна.)


Перед началом какой битвы состоялся поединок Пересвета с Челубеем?
(Куликовской битвы.)


Кто командовал монголо-татарскими войсками в Куликовской битве: Мамай или Тахтамыш?
(Мамай.)


После Куликовской битвы прославился Александр Невский или Дмитрий Донской?
(
Дмитрий Донской .)


Судьбу какой битвы во многом решил Засадный полк воеводы Боброк-Волынского, ударивший в нужный момент?
(Куликовской битвы.)


Назовите хана Золотой Орды, который в 1382 году организовал поход на русские земли и сжёг Москву?
(Тахтамыш.)

Как звали русского царя, сына боярина Фёдора Годунова?
(Борис Годунов.)


В 1485 году именно он присоединил Тверь к Московскому княжеству. Кто?
(Иван III.)


Наиболее заметными русскими царями были Иван IV и Пётр I. А кто из их «коллег» объединял приписываемые им качества?
(Иван III. Современники называли его и Великим и Грозным.)


В 1547 г. русским царём стал Иван IV Грозный. А какая у него была фамилия?
(Фамилии на Руси стали даваться знатным людям лишь с XVI-XVII вв., а остальным
с XVIII в. Поэтому у царя в то время не могло быть фамилии.)


Кто был русским царём в годы Ливонской войны: Иван Грозный или Борис Годунов?
(Иван Грозный.)


Быть просто царём Ивану Грозному показалось мало. К титулу он добавил ещё и это слово в знак полной независимости от ордынских ханов. Назовите это слово.
(Самодержец.)


Какой город был столицей ханства: Астрахань или Смоленск?
(Астрахань, 1459-1556 гг. Астраханское ханство присоединено к России.)


В 1583 году Иван Грозный пожаловал этому купцу деревню Большие Соли за заслуги в освоении Сибири. Назовите этого купца.
(Семён Строганов.)


Сколько в истории России было князей и царей по имени Иван?
(Шесть.)


В каком городе погиб сын Ивана Грозного царевич Дмитрий?
(Углич.)


2 октября 1612 года ополчение К.М. Минина и Д.М. Пожарского наголову разбило войско польского полководца Я. Струся. В каком крылатом народном выражении закрепилось торжество этой победы?
(В выражении: «Праздновать труса».)


Назовите имя и фамилию человека, летом 1613 года венчавшегося на царство в России?
(Михаил Романов.)


Какое имя принял в монашестве Фёдор Никитич Романов отец основателя царской династии?
(Филарет.)


Какой металл дал название московскому бунту 1662 года?
(Медь
«Медный бунт». Восстание вызвано ростом налогов в годы русско-польской войны 1654-67 гг. и выпуском обесцененных медных денег.)


Церковный раскол в России произошёл при патриархе Никоне или Филарете?
(При Никоне.)


До какого военно-исторического музея-заповедника из Тулы можно доехать троллейбусами от Московского или Рижского вокзалов.
(Куликово поле.)


Назовите царевну, правительницу русского государства, при малолетних братьях Иване и Петре.
(Софья.)


На каком озере в конце XVII века была построена «потешная» учебная флотилия Петра I ?
(На Плещеевом, или Переславском, в Ярославской области.)


Назовите государство, войска которого были разбиты русскими под Полтавой ?
(Швеция. В 1709 году русская армия под командованием Петра I разгромила шведскую армию Карла XII. Полтавское сражение привело к перелому в Северной войне в пользу России.)


В каком веке Россия стала именоваться империей ?
(В 18-м веке.
В 1721 году Пётр I объявил Российское государство Российской империей.)

Какое имя носил антиорден, изготовленный в единственном экземпляре по приказу Петра I для гетмана Мазепы?
(Иуда.)


Какие знаменательные события произошли в судьбе литовской крестьянки Марты Сковронской в 1703, 1712 и 1724 гг.?
(Плен, венчание с Петром I и коронация, ведь речь идёт об императрице Екатерине I, второй жене Петра Великого .)

В истории России их было трое. И второй, и третий были внуками первого. На то, чтобы называться третьим, было много претендентов. Первого звали Великий. Назовите имя.
(Пётр.)


Как звали сына Петра Первого, который по приказу отца был брошен в Петропавловскую крепость?
(Алексей.)


Как в соответствии с названием двух подмосковных сёл стали называться первые гвардейские полки Петра I?
(Семёновский и Преображенский.)


Какое сражение произошло раньше: Бородинское или Полтавское?
(Полтавское. Произошло в 1709 году, во время Северной войны 1700-21 годов. Русская армия под командованием Петра I разгромила шведскую армию Карла XII.)


Этот приказ, отданный Петром I после Нарвской конфузии, закрепил за ним «титул» Антихриста. Какой именно?
(Приказ перелить колокола на пушки.)


Какой город был разрушен самими русскими, построившими его, после неудачного сражения с турками на реке Прут? Таковы были условия мирного договора от 12.07.1711 г.
(Таганрог. Затем Екатерина II восстанавливала город, приумножая его красоту, тем более что Пётр I фундаменты крепости и строений разрушать не велел.)


До Петра I в России не существовало флота. А тот, что был при нём создан, предстояло ещё долго обучать. Поэтому молодому флоту было очень трудно противостоять опытным шведским морякам. И всё же русским удалось, используя опыт сухопутных сражений, найти путь к победе. Какой?
(Абордаж.)


Какой бой Пётр I назвал «Морской Полтавой»?
(
Гангутский бой со шведами в 1714 году во время Северной войны. Сражение у Гангута стало первой крупной победой русского флота .)


Как звали дьяка, учителя Петра I, участника развлечений молодого царя, названного за это «всешутейным патриархом»?
(Зотов Никита Моисеевич, глава Ближней канцелярии, Печатного приказа.)


Первый русский император Пётр I ложился спать в 9 часов вечера, а просыпался в 2 часа ночи. Всё остальное время он работал. Сколько часов продолжался его рабочий день?
(24
5 = 19 часов.)


Пётр I за свою жизнь освоил 14 ремёсел, но особенно он любил токарное дело. По сей день в различных музеях хранятся 12 принадлежащих ему токарных станков, а ещё 38 утеряны. Сколько всего токарных станков было у царя-труженика?
(12 + 38 = 50 станков.)


Кто и когда ввёл в России нумерацию годов от Рождества Христова , которой мы пользуемся ныне?
(
Пётр I, в 1700 году. )


В царствование какой российской императрицы для свадьбы придворного шута был построен Ледяной дом?
(Анны Иоанновны, российской императрицы с 1730 года, племянницы Петра I.)

Назовите отчество русской императрицы Елизаветы?
(Петровна.)

Какой русский учёный в 1741 году написал оду в честь восшествия на престол Елизаветы Петровны?
(Михаил Ломоносов.)


Название какой бухты стало частью титула Алексея Орлова, выигравшего морское сражение?
(Бухта Чесма, граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский.)


Название какого мифического зверя получили пушки, введённые в русской армии графом Шуваловым?
(Единорог
артиллерийское гладкоствольное орудие. Единороги-гаубицы сопровождали пехоту в бою, существовали до середины 19 века, до введения нарезных орудий.)


Оду на его рождение написал Ломоносов, а гороскоп составил великий математик Эйлер. Правда, кажется всех невзгод не предусмотрел. О ком речь?
(Иван VI Антонович.)


В 1771 году предписанием властей Москву «закрыли», и лихие люди разбойничали в городе среди белого дня. Ни полиции, ни войска не было. Что же произошло?
(Эпидемия чумы.)


Какое добавление к фамилии получил за победы над турками генерал-фельдмаршал Румянцев Пётр Александрович?
(Задунайский. В русско-турецкой войне 1768-74 одержал победы при Рябой Могиле, Ларге и Кагуле. Впервые применил дивизионные каре в сочетании с рассыпным строем стрелков, что означало отход от линейной тактики.)


Во время правления какой императрицы к России были присоединены Крым и Северное Причерноморье?
(Екатерина II.)


Какая императрица основала сатирический журнал «Всякая всячина»?
(Екатерина II.)


Кем по родству Павел I приходился Екатерине II?
(Сыном.)


Какую знаменитую фразу, ставшую крылатой, произнесла императрица Екатерина II по поводу самовольного штурма крепости Туртукай А.В. Суворовым, который был под командованием П.А. Румянцева?
(«Победителей не судят».)


Кто из русских царей был убит в результате заговора в 1801 году?
(Павел I.)


Суворов писал Павлу I, что, наводя рухнувший Чёртов мост, брёвна скрепляли... Чем же?
(Офицерскими шарфами.)


Какой титул получил Григорий Александрович Потёмкин после присоединения Крыма к России?
(Титул светлейшего князя Таврического.)


После победы при Чесме в 1770 г., когда был уничтожен турецкий флот, в России выпустили медаль, на одной из сторон которой был изображён тонущий корабль и надпись, состоящая из одного трёхбуквенного глагола прошедшего времени. Какого?
(«Был».)


Какой город (ныне Украинский) прославил великий русский полководец Александр Васильевич Суворов победами над турецкими захватчиками в русско-турецкой войне 1770-1790 гг.?
(Измаил, Одесская область. В этом городе находится музей А.В. Суворова, в том числе диорама «Штурм крепости Измаил».)


Назовите фамилию человека, который под именем Петра III в 1773 году возглавил восстание яицких казаков.
(Емельян Пугачёв.)


На Болотной или на Красной площади Москвы был казнён Емельян Пугачёв?
(На Болотной площади.)


Во времена Екатерины II, в 18-м веке, Россия делилась на Великороссию, Малороссию, Желтороссию и Белороссию. Чем они стали ныне?
(Великороссия
собственно Россия, её Европейская часть, Малороссия это Украина, Белороссия стала Белоруссией, Желтороссия это ранее Маньчжурия, а сейчас северо-восточная часть Китая.)


В какой войне Суворов получил свой первый боевой опыт?
(В Семилетней.)


В 19-м веке в высшем обществе довольно часто встречались двойные фамилии. У Михаила Илларионовича Кутузова тоже была двойная фамилия. Какая?
(Кутузов-Голенищев.)


Название какого русского города звучит в почётном княжеском титуле фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова?
(Города Смоленска
князь Смоленский.)


В Отечественной войне 1812 года участвовали 30 полков башкирских воинов. Как называли французы башкирского воина, если он был вооружён луком и стрелами?
(Амур.)


Назовите приток Днепра, сыгравший в ноябре 1812 года роковую роль в судьбе армии Наполеона.
(Березина, река в Белоруссии. При переправе с боями через неё наполеоновская армия потеряла около 50 тыс. человек, большую часть артиллерии и обозов и перестала существовать как организованная сила.)


Назовите героя Отечественной войны 1812 года, военного губернатора Санкт-Петербурга, смертельно раненного на Сенатской площади декабристом Каховским.
(Милорадович Михаил Андреевич .)


В каком веке правил русский император Николай I?
(В 19-м.)


В 1796 году будущий император Николай I удостоился ордена Андрея Первозванного. По какому поводу?
(По поводу своего рождения.)


В начале царствования какого русского императора произошло восстание декабристов?
(Николая I, 1825 год.)


При каком российском императоре в Москве появились первые железнодорожные вокзалы и был построен Большой Кремлёвский дворец?
(Николай I.)

Какой император сменил на российском престоле Николая I ?
(Александр II.)


Назовите императора, единственного из правивших после Елизаветы Петровны, москвича по рождению?
(Александр II.)


Какой российский император отменил крепостное право в Малороссии?
(Александр II.)


Назовите российского императора, чьей женой стала Алиса фон Гессен-Дармштадт?
(Николай II.)


Назовите российского императора, четвёртую дочь которого звали Анастасия?
(Николай II.)


По какой номинации знаменитое Синопское сражение 1853 года (когда русская эскадра вице-адмирала П.С. Нахимова уничтожила турецкую эскадру Осман-паши) считается последним?
(Это
последнее сражение эпохи парусного флота .)


На каком горном перевале в 1877 году русско-болгарские войска отразили упорные атаки турецких войск Сулейман-паши, а потом пять месяцев удерживали его до перехода русской армии в наступление?
(Перевал Шипка в Болгарии, в горах Стара-Планина, высота 1185 метров. Близ Шипки
памятник-музей русским и болгарским воинам, павшим в боях за освобождение Болгарии.)


Раскопки этого села в устье Волхова начались в конце XIX века, а сейчас его в учебниках называют «матерью городов русских», отняв это почётное звание у Киева.
(Ныне село Старая Ладога. Ладога
древнерусский город в Новгородской земле. В 1704 году город был перенесён к устью реки Волхов, Новая Ладога.)


Как звали третьего сына Павла Первого?
(Николай I.)


Какой русский царь получил в народе прозвище «Палкин»?
(Николай I.)


С эскадрой какого государства сражался крейсер «Варяг»?
(Японии.)


После какого сражения в русско-японской войне 1905 года Россия была вынуждена начать мирные переговоры?
(После Цусимского сражения. В Корейском проливе, около островов Цусима.)


Какая страна победила в русско-японской войне 1904-1905 годов?
(Япония.)


Южный Сахалин по Портсмутскому миру 1905 года Россия уступила Японии. Как после этого прозвали С.Ю. Витте в правой печати?
(Граф Полусахалинский.)


Какое название в русской истории получило 9 января 1905 года?
(«Кровавое воскресенье».)


При дворе какого русского императора имел большое влияние Григорий Распутин?
(Николая II.)


Какой месяц года дал название русской буржуазной революции 1917 года?
(Февраль
Февральская революция, свернувшая самодержавие.)


Назовите имя брата, в чью пользу весной 1917 года отрёкся от престола император Николай II ?
(Михаил. Но великий князь Михаил не принял короны.)


На какой станции произошло знаменитое отречение от престола? Вам она известна с детства, потому что именно здесь была обнаружена пропажа некой собачки у дамы, сдавшей багаж.
(Станция Дно.)


После того как 1 августа 1914 года Германия объявила войну России, началась «борьба с немецким засильем». А как она началась в Петербурге?
(Петербург был переименован в Петроград и был таковым 10 лет.)


На каких двух войнах будущий маршал и президент Финляндии Карл Маннергейм сражался на стороне России?
(Русско-японская 1903-05 гг. и Первая мировая войны.)


Какая страна, кроме Великобритании и России, входила в Антанту?
(Франция.)


В Первую мировую войну Италия была союзником или противником России?
(Союзником.)


И жена Николая II, и четыре её дочери участвовали в Первой мировой войне, приобретя эту воинскую специальность. Какую?
(Сестра милосердия.)


В дни празднования 300-летия Дома Романовых по Невскому проследовал кортеж. Все серебряные подковы лошадей держались лишь на одном гвозде. С какой целью животных так подковали?
(Чтобы подковы «на счастье» мог подбирать простой народ.)


Как называется вокзал в Петербурге, близ которого в апреле 1917 года выступал на броневике В.И. Ленин?
(Финляндский вокзал.)


Кто в 1919 году был назначен комиссаром 25-й стрелковой дивизии Чапаева?
(Фурманов Дмитрий Андреевич.)


Назовите современное государство, на территории которого погиб Василий Иванович Чапаев?
(Казахстан.)


Командующий Антон Иванович Деникин упразднил награды в Добровольческой армии. По какой причине?
(Негоже награждать русских, убивающих своих соотечественников.)


Назовите последнее воинское звание Александра Колчака.
(Адмирал.)


Какой шахтёр «подарил» свою фамилию всем советским ударникам труда и новаторам?
(А.Г. Стаханов
зачинатель движения работников СССР за повышение производительности труда и лучшее использование техники. Стахановское движение возникло в 1935 году в угольной промышленности Донбасса, затем стахановцы появились и во многих других отраслях промышленности.)


Нападение Советского Союза на какую страну стало поводом для исключения его из Лиги наций?
(Финляндия. В декабре 1939 года после начала советско-финляндской войны 1939-40 гг.)

Иосиф Сталин был сыном сапожника или портного?
(Сапожника.)


В 30-е или 40-е годы Сталиным был выдвинут лозунг «Кадры решают всё»?
(В 30-е годы прошлого века.)


Какой город был главной целью немецкого плана наступления «Тайфун»?
(Москва.)


В августе 1941 года бомбардировщики какой страны совершили 10 налётов на Берлин?
(СССР. Это несмотря на то, что немцам до Москвы было менее 400 км.)


Как назывался город, в битве за который была разгромлена армия Паулюса?
( Сталинград .)


Какое прозвище получили от немцев советские лётчицы, совершавшие ночные вылеты на лёгких бомбардировщиках Пе-2?
(Ночные ведьмы.)


Назовите советского политика, который 22 июня 1941 года выступил по радио со словами: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!»
(Молотов В.М.)


Какие имя и фамилия зашифрованы в названии советского танка «ИС»?
(Иосиф Сталин.)


Как расшифровывается аббревиатура «КВ» название советского тяжёлого танка времён Великой Отечественной войны?
(Клим Ворошилов, военачальник, государственный деятель Советского Союза.)


Во время Великой Отечественной войны установку БМ-13 называли «катюшей», а как называли автомат «ППШ» (можно и догадаться)?
(«Папашей».)


Перед Второй мировой войной большая часть миномётов в европейских армиях имела калибр 81,4 мм. Как обосновали советские конструкторы предложение о разработке отечественных миномётов калибром 82 мм?
(Этот миномёт сможет стрелять трофейными минами, а миномёты противника не смогут использовать его снаряды.)


Во время Великой Отечественной войны наши фронтовики называли самоходную артиллерийскую установку СУ-1 52 (позже ИСУ-152) «зверобоем». За что?
(За то, что они пробивали броню немецких танков «Тигров».)


Какой тыловой уральский город во время Великой Отечественной войны был более известен под именем «Танкоград» ?
(Челябинск, Южный Урал.)


О героической обороне какого советского города в 1942 году написала в своих поэмах Ольга Берггольц?
(Ленинграда. «Февральский дневник», «Ленинградская поэма», обе 1942 год.)


Какой город России в годы Великой Отечественной войны выдержал 900-дневную осаду немецких войск ?
( Ленинград , ныне Санкт-Петербург.)


Назовите советский город, в честь которого названа площадь в Париже, в память о великой победе над фашизмом?
(Сталинград.)


Как по фамилии сержанта называется Сталинградский дом, который советские солдаты обороняли в течение нескольких месяцев?
(Дом Павлова.)


На собственные сбережения Мария Октябрьская «построила» танк «Боевая подруга» и успешно воевала в нём в этом качестве. В каком?
(В качестве водителя.)


13 августа 1942 года этот юный разведчик на шоссе Луга Псков подорвал машину генерал-майора инженерных войск фон Виртца и доставил в партизанский штаб портфель с важнейшими документами. Назовите фамилию этого юного партизана.
(Леонид Голиков, 1926-1943 гг., Герой Советского Союза посмертно.)


Про котёнка Василия с улицы Лизюкова знают все, а в честь кого названа эта известная улица города Воронежа?
(В честь генерала А.И. Лизюкова, командующего танковой армией, освобождавшей Воронеж от фашистов. Герой Советского Союза, пал смертью храбрых.)


Болгария во Второй мировой войне была союзником СССР или Германии?
(Германии.)


Назовите столицы трёх государств, расположенных на Дунае и освобождённые Советской Армией от фашистских оккупантов?
(Будапешт
Венгрия, Бухарест Румыния, Вена Австрия.)


В какой стране и в каком её городе стоит известный памятник «Алёша», сооружённый в честь русских солдат, погибших при освобождении страны от фашистов?
(В Болгарии, в Пловдиве.)


Маршалом каких войск был Иван Никитович Кожедуб?
(Маршал авиации, 1985 г. Трижды Герой Советского Союза, 1944 - дважды, 1945. В Великую Отечественную войну служил в истребительной авиации, был командиром эскадрильи, заместителем командира полка. Участвовал в 120 воздушных боях, в которых сбил 62 вражеских самолёта.)


На какой реке 25 апреля 1945 года произошла встреча войск союзников?
(На Эльбе.)


Какое название получил парад, прошедший на Красной площади 24 июня 1945 года?
(
Парад Победы .)


Самая высокая вершина Тянь-Шаня была названа в 1946 году в честь окончания Великой Отечественной войны. Как?
(Пик Победы, 7439 м.)


Назовите сумму порядковых номеров месяцев начала и окончания Великой Отечественной Войны.
(11, ведь это были июнь и май.)


В июле 1945 года на этой конференции Советский Союз подтвердил своё согласие вступить в войну с Японией. Начался последний этап Второй мировой. Что это была за конференция?
(Потсдамская конференция, близ Берлина.)


Пост министра обороны в своё время занимал Жуков или Конев?
(Жуков Г.К., пост министра обороны СССР занимал с 1955 года по октябрь 1957 года.)


Родион Малиновский был министром обороны или министром иностранных дел?
(Министром обороны СССР с 1957 года.)


На заседании какой организации Никита Хрущёв стучал по столу ботинком?
(ООН. )


В какой стране были размещены советские ракеты, ставшие причиной Карибского кризиса?
(На Кубе.)

Ещё вопросы викторины: 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Павловская средняя общеобразовательная школа»

с.Павловска Павловского района Алтайского края

Всероссийский конкурс методических разработок педагогических работников образовательных учреждений

Номинация «История государства Российского»

Викторина по истории России в форме игры

КОЛЕСО ИСТОРИИ

для учащихся 9-10 классов



Ермолаева Ирина Алексеевна

учитель информатики ИКТ

МБОУ «Павловская сош»

с. Павловск 2012

Аннотация :

Внеклассное мероприятие проводится в форме игры-викторины «Колесо истории». Викторину можно провести как внеурочное мероприятие по истории в рамках предметной недели, а так же на классном часе, посвящённом истории России. В игре участвуют две команды по 6 человек. Участники заранее знакомятся с правилами игры.

В ходе данного мероприятия

    актуализируются и закрепляются знания учащихся истории России;

    совершенствуются коммуникативные навыки.

Интерактивная презентация, сопровождающая ход внеклассного мероприятия, является основным компонентом в структуре и содержании занятия. Используется на протяжении всего мероприятия для наглядного представления игрового поля, выбора темы тура, визуализации заданий и проверки ответов, данных игроками.

Правила игры

В игре принимают участие две команды по 6 человек.

Право первого хода разыгрывается по жеребьёвке.

Если команда даёт правильный ответ, то у неё право ответа на вопрос викторины. В случае неправильного ответа переход хода другой команде.

Вопросы и задания имеют разную стоимость от 1 до 7 баллов, в зависимости от сложности.

Ведущие, выступающие и помощники:

На роль ведущего требуется активный, позитивный коммуникабельный человек, так как ведение игры требует импровизации, активной реакции на реп лики игроков, доскональных знаний правил игры и уме ния доступно и точно донести их до игроков и зрителей- болельщиков. Поэтому в роли ведущего может быть подходящий старшеклассник или учитель.

Для помощи ведущему и быстрого подсчёта количества набранных очков целесообразно создать счётную комиссию из 2 человек (можно из числа учащихся класса), которые периодически обновляют информацию на табло (магнитная доска), указывая общее количество набранных очков командами.

Подготовительный этап

Проведению игры-викторины «Колесо истории» предшествует подготовительный период, который включает в себя:

    Работу по подготовке вопросов викторины.

    Подготовку ведущего.

    Определение состав команд по 6 игроков и выбор капитанов команд.

    Выбор помощников ведущего, счётной комиссии.

    Изучение правил проведения внеклассного мероприятия в форме игры «Колесо истории».

Оформление класса: Стена оформлена в виде коллажа, отражающего основные события исторических этапов России, воздушные шары. Магнитная доска оформлена в виде игрового табло.

Цель мероприятия :

Создание условий для формирования устойчивого интереса к истории России, нравственно - патриотических чувств и ценностных ориентаций.

Задачи :

Образовательные:

    способствовать систематизации и закреплению знаний по истории России с помощью материала, представленного в неординарных ситуациях.

Развивающие:

  • вести работу, направленную на развитие любознательности, воображения, предвидения, смелости в выдвижении гипотез, умения принимать нестандартные решения;

  • способствовать формированию операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Воспитательные:

  • совершенствовать умение осуществлять учебно-познавательную деятельность в группе;

  • вести работу, направленную на воспитание чувства гордости и уважения к прошлому своей страны.


Время реализации мероприятия : 60 минут

Необходимое оборудование и материалы:

    компьютер;

    мультимедийный проектор;

    экран;

    магнитная доска;

    часы;

    звуковой сигнал;

    презентация.

План проведения :

Этапы мероприятия

Временная реализация

    Организационный этап

3 мин.

5 мин.

    Основной этап игры (47 мин)

      Первый тур «Даты и события»

6 мин

8 мин.

8 мин.

8 мин.

10 мин.

7 мин.

    Подведение итогов игры

2 мин.

    Рефлексия

3 мин.

Ход мероприятия

Этап мероприятия

Использование мультимедийного компонента

Деятельность участников мероприятия

    Организационный этап

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые игроки и гости. Мы рады приветствовать вас на игре-викторине « Колесо истории ».

В игре-викторине участвуют две игровые команды по 6 участников:

    «Историки»

    «Патриоты»

Ведущий представляет команды и капитанов команд.

Во время игры вы внимательно должны следить за ответами и ходом обсуждения, а в конце игры назвать имя лучшего игрока.

    Этап мотивации учебно-познавательной деятельности

Слайд2

Ведущий. Каждый человек – участник истории. И потому, что живет в определенное историческое время. И потому, что хочет знать историю своих предков, своей страны, своего народа. «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу», - сказал великий наш современник А. Твардовский. Прошлое - это жизнь наших дедов и прадедов. Их кровь, боль, радость и горе. Сегодняшний день России - наше настоящее. Настоящее, от которого зависит будущее.

Демонстрируется слайд 2 с музыкальным сопровождением)

Ведущий . История не терпит суесловия,

Трудна её народная стезя.

Её страницы, залитые кровью,

Нельзя любить бездумною любовью

И не любить без памяти нельзя.

Уважаемые игроки и зрители!

Приглашаю капитанов команд для жеребьёвки.

Первой начинает игру команда «Патриоты».

    Основной игровой этап

Слайд 3

Ведущий.

Итак, мы начинаем игру! ГОНГ!

Запускаем КОЛЕСО ИСТОРИИ.

В первом туре участвуют вопросы и задания категории «Даты и события».

Первый тур «Даты и события»

Слайд 7

Ведущий. Уважаемые игроки, вам предстоит по очереди называть дату и соответствующее историческое событие , которое произошло в нашей стране в указанный срок.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Максимально допустимое время для обсуждения ответа – 30 секунд. В случае неправильного ответа ход передаётся другой команде.

Игроки называют дату и соответствующее историческое события.

Проверка каждого ответа проводится сразу с помощью слайда с установленными триггерами на область записи даты:

988 г. Крещение Руси . Киевская Русь принимает православное христианство.

1242 г. Битва на Чудском озере - сражение между русскими во главе с Александром Невским и рыцарями Ливонского ордена. Эта битва вошла в историю, как Ледовое побоище.

1380 г. Куликовская битва , сражение между объединенной армией русских княжеств во главе с Дмитрием Донским и армией Золотой Орды во главе с Мамаем.

1480 г. окончательное избавление Руси от монголо-татарского ига.

1612 г. освобождение Москвы от поляков народным ополчением Минина и Пожарского .

1700-1721 г.г. Северная война - боевые действия между Россией и Швецией.

1755 г. – по инициативе Н.В. Ломоносова создан Московский университет.

1812 г. Бородинская битва - сражение между русской армией во главе с Кутузовым и французскими войсками под командованием Наполеона.

1825 г. Восстание декабристов - вооруженный антиправительственный мятеж офицеров русской армии.

1861 г. отмена крепостного права в России .

1905-1907 г.г. – первая русская революция

1914 г. начало Первой мировой войны и вступление в неё Российской империи.

1917 г. революция в России (Февральская и Октябрьская). В феврале после падения монархии власть перешла к Временному правительству. В октябре путем переворота к власти пришли большевики.

1918-1922 г. Гражданская война в России .

1922 г. образование СССР (с оюза Советских Социалистических Республик).

1941 – 1945 г.г. – Великая Отечественная война.

1949 г. Создание и испытание первой атомной бомбы в СССР.

1961 г. Первый полёт человека в Космос.

1980 г. – Олимпиада в Москве.

1991 г. Распад СССР и падение социализма.

Слайд 3

Ведущий. Для выбора темы второго тура приведём в движение Колесо.

Внимание на экран! Во втором туре играют вопросы и задания по теме «История в лицах».

Второй тур «История в лицах»

Слайд 4

Правильный ответ:

Ведущий. На экране первое задание второго тура. В течение одной минуты установите соответствие между настоящими именами государей с именами, данными им народом.

В случае правильного указания всех соответствий команда получает 6 баллов. Время на обсуждение – одна минута.

Если команда ошиблась, то право продолжить ответ передаётся другой команде. В этом случае количество присуждаемых баллов зависит от количества правильных ответов за каждое правильно установленное соответствие.

Внимание, правильный ответ!

Михаил Фёдорович – Кроткий

Иван IV – Грозный

Фёдор Иоаннович – Блаженный

Пётр 1 – Великий

Алексей Михайлович – Тишайший

Василий Шуйский – Несчастливый.

Слайд 5

Правильный ответ:

Ведущий. Второе задание тура «История в лицах» заключается в том, чтобы указать имена руководителей государства в хронологическом порядке .

Время выполнения задания – одна минута. Цена правильного ответа - 3 балла. Если отвечающая команда ошибается, то право ответа передаётся другой команде.

Итак, время пошло!

Уважаемые игроки, время для обсуждения истекло, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Внимание, правильный ответ!

    Владимир Ильич Ленин

    Сталин Иосиф Виссарионович

    Хрущёв Никита Сергеевич

    Брежнев Леонид Ильич

    Горбачёв Михаил Сергеевич

    Ельцин Борис Николаевич

    Путин Владимир Владимирович

    Медведев Дмитрий Анатольевич

Слайд 6

Правильный ответ:

Ведущий. Уважаемые игроки! В третьем задании тура «История в лицах» вам предстоит в филлворде найти имена и фамилии выдающихся людей, которые оставили яркий след в истории государства на разных исторических этапах.

Слова в сетке филлворда расположены по вертикали и горизонтали змейкой. За одну минуту вы должны назвать знаменитых людей России, чьи имена или фамилии представлены в сетке филлворда. За каждое имя (или фамилию) команда получает 1 балл.

Для выполнения задания командам лучше раздать распечатанный вариант филлворда.

В случае, если отвечающая команда назовёт не все возможные имена и фамилии, вторая команда дополняет ответы соперников, зарабатывая в свою копилку баллы.

Время для обсуждения закончилось.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Внимание, правильный ответ: Суворов, Екатерина, Сталин, Долгорукий, Брежнев, Ленин, Ломоносов, Хрущёв, Жуков.

Третий тур «Впервые в России»

Слайд 3

Ведущий. Для выбора категории вопросов третьего тура приведём колесо в движение.

Внимание, в третьем туре играют вопросы и задания по теме «Впервые в России».

В мире всё когда-нибудь происходит в первый раз. И это первое рождение обязательно отметит история. Возможно, потом в ряду схожих событий и дат будут более значительные и известные, но то, что было впервые, сохранит свое особое очарование. Давайте проверим, знаете ли вы, что, где, когда в России происходило впервые.

Слайд 8

Правильный ответ:

Ведущий. Итак, первый вопрос из категории «Впервые в России». А знаете ли вы, кто был первым в России царём?

Цена полного ответа на вопрос – 2 балла. Время на обсуждение – 1 минута.

Итак, время пошло!

Уважаемые игроки, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Внимание, правильный ответ: Иван Грозный.

Слайд 9

Правильный ответ:

Ведущий. Вопрос второй из категории «Впервые в России» : Как называлось первое в России учебное заведение?

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Внимание, правильный ответ: Славяно-греко-латинская академия, открытая в Москве в 1682 г.

Слайд 10

Правильный ответ:

Ведущий. Уважаемые игроки, третий вопрос третьего игрового тура посвящён образованию первых российских губерний: Когда были образованы первые в России губернии?

Полный правильный ответ на вопрос увеличит ваш счёт на 3 балла, за неполный ответ команда получает 2 балла. Время на обсуждение – 1 минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, время для обсуждения закончилось, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

А в действительности было так: Указом Петра I, подписанным 18 декабря 1708 года, все земли Российской державы были поделены на восемь губерний: Московскую, Ингерманландскую (с 1710 года Санкт-Петербургскую), Архангельскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую.

Слайд 11

Правильный ответ:

Ведущий. Четвёртый вопрос из категории «Впервые в России»: Когда в России было впервые учреждено патриаршество?

Кто был первым русским патриархом?

Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, время для обсуждения закончилось, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Внимание, правильный ответ: В России впервые учреждено патриаршество в 1589 г. Иов – первый русский патриарх.

Слайд 12

Правильный ответ:

Ведущий. Внимание, пятый вопрос тура «Впервые в России»: Когда в России возникли первые мануфактуры?

Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, время для обсуждения закончилось, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Первые мануфактуры в России возникли в 30-е годы 17 века.

Слайд 13

Правильный ответ:

Ведущий. Шестой вопрос тура «Впервые в России: Когда и где в России было построено первое метро?

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, время для обсуждения закончилось, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Внимание, правильный ответ: 15 мая 1935 года открылась первая станция Московского метро – «Парк Культуры».

Слайд 14

Правильный ответ:

Ведущий. Уважаемые игроки! В седьмом вопросе из серии «Впервые в России» вам нужно вспомнить историю освоения Космоса. Внимание, вопрос: Однажды весь мир впервые услышал «Полёт нормальный!». Кто и когда докладывал с околоземной орбиты?

Цена полного правильного ответа 2 балла. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, время для обсуждения закончилось, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: 12 апреля 2961 года весь мир услышал голос Юрия Алексеевича Гагарина с околоземной орбиты: «Полёт нормальный! Чувствую себя хорошо!»

Слайд 3

Ведущий. Уважаемые игроки! Это был последний вопрос третьего тура «Впервые в России» игры «Колесо истории».

Для выбора темы следующего тура запустим в движение колесо…

Итак, тема вопросов четвёртого тура «Символы России».

Четвёртый тур «Символы России»

Слайд 20

Правильный ответ:

Ведущий. Внимание, первый вопрос!

Назовите порядок расположения полос Государственного флага Российской Федерации и значение цветов на флаге.

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 3 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, время для обсуждения закончилось, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Итак, порядок цветов государственного флага Росси сверху вниз: Белый, синий, красный.

Белый – мир, чистота, непорочность.

Синий – вера, постоянство.

Красный – энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.

Слайд 21

Правильный ответ:

Ведущий. Второй вопрос тура «Символы России» посвящён гербу страны: Назовите основные элементы государственного герба России.

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Основными элементами герба России являются двуглавый орёл и всадник.

Слайд 22

Правильный ответ:

Ведущий. Следующий вопрос из серии «Символы России» посвящён гимну страны. Уважаемые игроки, в течение одной минуты вам предстоит вспомнить и назвать авторов музыки и слов гимна России и дату Указа президента страны, которым был утверждён ныне действующий гимн государства.

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 3 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Итак, время для обсуждения закончилось. Ваш ответ.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Внимание, правильный ответ: Ныне действующий гимн России у тверждён Указом президента в декабре 2000 г. Композитор – Георгий Александров, автор слов – Сергей Михалков.

Слайд 23

Правильный ответ:

Ведущий. Четвёртый вопрос тура «Символы России»: В некоторых особых случаях в России наряду с Государственным флагом допускается использование ещё одного знамени. Внимание вопрос! Какой флаг используется наряду с Государственным флагом РФ?

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Итак, время для обсуждения закончилось. Ваш ответ.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Итак, правильный ответ: Знамя Победы.

Слайд 24

Правильный ответ:

Ведущий. Следующий вопрос четвёртого тура из серии «Символы России» посвящён гербу страны. Уважаемые игроки, в течение одной минуты, вы должны вспомнить – чей образ запечатлён на российском гербе в виде всадника?

Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Время для обсуждения закончилось. Ваш ответ.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Внимание, правильный ответ: На гербе России в виде всадника запечатлён образ святого Георгия Победоносца.

Слайд 3

Ведущий. Это был последний вопрос четвёртого тура.

Итак, тема вопросов пятого тура «Города и памятники».

Пятый тур «Города и памятники»

Слайд 25

Правильный ответ:

Ведущий. Уважаемые игроки, первый вопрос тура «Города и памятники»: Какой город на реке Яхроме в 1154 году основал князь Юрий Долгорукий и назвал его церковным именем своего сына Всеволода?

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Время для обсуждения закончилось.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Город Дмитров Московской области

Слайд 26

Правильный ответ:

Ведущий. Второй вопрос из серии «Города и памятники»: В Костроме на берегу Волги воздвигнут памятник крестьянину-герою. Назовите его имя. Уважаемые игроки, у вас одна минута.

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Итак, какому крестьянину-герою воздвигнут памятник в Костроме на берегу Волги?

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ:

Памятник Ивану Сусанину.

Слайд 27

Правильный ответ:

Ведущий. Следующий вопрос пятого тура игры из серии «Города и памятники». Уважаемые игроки, вспомните в течение одной минуты и назовите город, который прославил великий русский полководец Александр Васильевич Суворов победами над турецкими захватчиками в русско-турецкой войне 1770-1790, сейчас этот город находится на территории Украины.

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, о каком городе идёт речь? Ваша версия.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ:

Город Измаил, Одесская область. В этом городе находится музей А.В. Суворова, в том числе диорама «Штурм крепости Измаил».

Слайд 28

Правильный ответ:

Ведущий. Уважаемые игроки, оказывается, самая высокая статуя в мире находится на территории нашей страны. Внимание, вопрос!

Назовите самую высокую статую в мире.

Где она находится?

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Итак, о какой статуе идёт речь? Ваша версия.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Статуя «Родина-мать» высотой 82 метра в Волгограде на мемориальном комплексе Мамаев курган.

Слайд 29

Правильный ответ:

Ведущий. Следующий вопрос тура «Города и памятники». Один из российских городов выдержал 900-дневную блокаду. Какой город России в годы Великой Отечественной войны выдержал 900-дневную осаду немецких войск?

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 1 балл. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, ваш ответ.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Ленинград, ныне Санкт-Петербург.

Из дневника 11 летней девочки Сидякиной Эльзы – записки блокадного Ленинграда: « Однажды меня на улице один дяденька окликнул – он полулежал в снегу и попросил у меня кипятка. Я сбегала домой, мама разрешила. И я бегу обратно, такая радостная, к этому дедушке. А он уже мертвый лежит, облокотившись на сугроб….»

Слайд 30

Правильный ответ:

Ведущий. О героических подвигах русских солдат в период Второй мировой войны знает практически весь мир. Внимание, вопрос!

Назовите советский город, в честь которого названа площадь в Париже, в память о великой победе над фашизмом.

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 3 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, время отвечать.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Сталинградская битва, бесспорно, стала самым важным событием Второй мировой войны. Именно здесь решилась дальнейшая судьба всей планеты. А подвиг защитников Сталинграда оставил свой след не только в душах и сердцах людей, но и на политической карте мира.

В честь победы советских войск под Сталинградом в разных европейских городах появились улицы, скверы, проспекты с героическим названием. Так, в Париже имя «Сталинград» носят площадь, бульвар и станция метро.

Слайд 31

Правильный ответ:

Ведущий. Победа советских солдат в Великой Отечественной войне ковалась в тылу. Рабочие самоотверженно трудились на военных заводах. Внимание, вопрос! Какой тыловой уральский город во время Великой Отечественной войны был более известен под именем Танкоград?

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Итак, время отвечать.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Уже в начале войны Челябинск обрел второе, неофициальное имя – Танкоград. После соединения мощностей Челябинского тракторного завода с двумя эвакуированными предприятиями – ленинградским Кировским и Харьковским моторостроительным – огромное производство переключилось на выпуск танков.

Слайд 3

Ведущий. Это был последний вопрос пятого тура.

Для выбора темы следующего тура запустим в движение Колесо истории.

Итак, тема вопросов шестого тура – «Народная мудрость», в котором играют вопросы и задания об истории появления известных фраз, выражений и пословиц.

Шестой тур «Народная мудрость»

Слайд 15

Правильный ответ:

Ведущий. Внимание, первый вопрос тура «Народная мудрость»:

«Береги пулю на три дня.

Стреляй редко, да метко.

Штыком коли крепко.

Пуля - дура, а штык – молодец».

Уважаемые игроки! Через одну минуту вы должны назвать автора фраз и произведение, в котором они написаны.

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Итак, время отвечать.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ:

Александр Васильевич Суворов,

книга «Наука побеждать»

Слайд 16

Ведущий. Второй вопрос из серии «Народная мудрость»: Какое выражение на Руси означало «одержать полную победу», «доказать своё бесспорное преимущество»?

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Итак, время отвечать.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Заткнуть за пояс.

Слайд 17

Правильный ответ:

Ведущий. Внимание! Следующее задание. Многие слова не утеряли своей актуальности и широко используются в наши дни. Уважаемые игроки через одну минуту скажите, как на Руси называли купцов, изгнанных из гильдии за систематические обманы и обвесы покупателей? Часто этим словом называют недисциплинированных людей в настоящее время.

Правильный ответ увеличит ваш счёт на 1 балл. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, ваш ответ.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Разгильдяи.

Слайд 18

Правильный ответ:

Ведущий. Уважаемые игроки, корни этой известной фразы уходят в далёкие времена царствования Ивана Грозного.

Митрополит Филипп неоднократно пытался воспротивиться действиям царя и опричников, часто писал Ивану Грозному с просьбами остановиться. Бумаги те царь уничтожал не читая, произнося каждый раз одну и ту же фразу. Внимание, вопрос!

Как Иван Грозный называл послания митрополита Филиппа?

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, минута обсуждения закончилась. Ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Филькина грамота.

Слайд 19

Правильный ответ:

Ведущий. Следующий вопрос тура «Народная мудрость» – продолжить пословицы:

Родина – мать, …

Нет ничего краше, чем …

Русский солдат …

Если по-русски скроен, то …

Кто за Родину горой, тот …

Если народ един, …

Сыновья русских матерей славятся …

В случае правильного указания всех пословиц команда получает 7 баллов. Время на обсуждение – одна минута.

Если команда ошиблась, то право продолжить ответ передаётся другой команде. В этом случае количество присуждаемых баллов зависит от количества правильных ответов за каждую правильно названную пословицу.

Уважаемые игроки, время для обсуждения истекло, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ:

Родина – мать, умей за неё постоять.

Нет ничего краше, чем Родина наша.

Русский солдат не знает преград.

Если по-русски скроен, то и один в поле воин.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Если народ един, он непобедим.

Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.

Слайд 32

Ведущий. Уважаемые игроки, это был последний тур нашей игры. Пора подводить итоги.

Члены счётной комиссии озвучивают счёт игры и называют команду-победителя.

Наступило время назвать лучшего игрока своей команды.

Капитаны озвучивают мнение игроков команды.

Какое из заданий вам показалось самым интересным? Самым трудным?

Участники игры называют самый трудный вопрос и самое интересное задание викторины.

Уважаемые зрители и болельщики! Вы внимательно следили за ходом игры и обсуждением ответов на вопросы. Кого, по вашему мнению, можно сегодня назвать лучшим знатоком истории России?

Награждение победителей и лучших игроков.

Слайд 33

Ведущий. Уважаемые игроки! Сегодня вы работали в дружных командах, и, наверное, поняли, что успех зависит не только от запаса знаний, но и от того, насколько дружной и сплочённой была ваша команда. Сейчас я попрошу выйти на центр обе команды, встать по кругу и сказать своему соседу справа, взяв его за руку, фразу, начало которой вы можете посмотреть на экране:

Каждый ученик по очереди берет руку соседа, стоящего справа, и высказывает свое мнение, продолжая фразы:

    Хочу отметить …

    Мне было интересно …

    Меня удивило ….

    Мне удалось …

    Хочу похвалить …

    Показалось странным …

    Я для себя сделал выводы ….

(пока круг не замкнётся

Список литературы и Интернет-ресурсов

    Голубева Т.С. Государственная символика России // Начальная школа, 2001, № 7.

    Гончарова Т.И. Исторические вечера в школе: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1992.

    История Отечества в литературе. Хрестоматия для учителя.- М.: Просвещение, 1991.

    Карамзин Н.М. История государства Российского.- М.: Наука, 1991.

    Козлов Ю.Ф. Страницы правления государством Российским.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1990.

    Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.-М.: Книга, 1991.

    http://www.goldenkorona.ru/simvol_gimn.html - Гимн России

    http://wip.4ik.ru/music/?nid=173558 - песня «Моя Россия» в исполнении группы «Непоседы»

1.Назовите основателя династии русских князей. (Рюрик)

2.Как называлась религия древних славян? (Язычество)

3.

Назовите дату и событие.

Киев замер, в одночасье вымер,

Злые взгляды древних стариков:

В это утро светлый князь Владимир

Сокрушал языческих богов

Ответ: 988 г. – крещение Руси.

4.При каком князе было положено начало русского письменного законодательства? (При Ярославе Мудром)

5.Когда и при каком царе в России оформилось крепостное право? (В 1649 г. при царе Алексее Михайловиче)

6.Чему обязан своим прозвищем великий князь владимирский Всеволод III Большое гнездо?

Ответ: Своему большому «семейному гнезду» – он имел 12 детей.

7.Имя князя с прозвищем, в переводе означающим «денежный мешок ». (Иван Калита.)

8.Всемирно известный музей в Санкт- Петербурге. (Эрмитаж)

9.Какому князю мы обязаны обликом современного Кремля? Ответ: Ивану III.

10.Главное сражение Отечественной войны 1812г., воспетое М.Ю. Лермонтовым. (Бородино.)

11.В 1547 г. русским царём стал Иван IV Грозный. А какая у него была фамилия?
Ответ: Фамилии на Руси стали даваться знатным людям лишь с XVI-XVII вв., а остальным – с XVIII в. Поэтому у царя в то время не могло быть фамилии.

12.Полуостров, проданный Россией Америке. (Аляска)

13.Первый музей в России . (Кунсткамера.)

14.

О каком городе идет речь?

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полон,

И вдаль глядел… И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

Ответ: (Петербург).

15.Во времена правления Ивана Грозного московскую церковь некоторое время возглавлял митрополит Филипп. Он неоднократно пытался воспротивиться действиям царя и опричников, часто писал царю с просьбами остановиться. Бумаги те царь уничтожал не читая, а вот как он их, по свидетельству историков называл?

Ответ: Филькина грамота.

16. Кого называют «Отцом истории»? (Геродот)

17.Ханская грамота, дающая право на княжение. (Ярлык)

18.О каком Российском правителе идет речь?

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Ответ :(Петр Великий, годы правления 1682-1725)

Славься, народу давший свободу,

Доля народа, счастье его –

Свет и свобода! Прежде всего.

Ответ: (Александр II, годы жизни 1818-1881)

19. Столица древнерусского государства, «мать городов русских». (Киев)

20. Какое знаменитое восстание произошло в годы правления Екатерины II ? (восстание под предводительством Емельяна Пугачева)

21. Назовите дату начала Великой Отечественной войны. (1941)

22. Муза, покровительница истории (Клио)

23. Кем был основан город Москва? (Юрий Долгорукий)

24. Определите слово: Киевский, Московский, Владимирский, удельный, великий, светлейший... (Князь)

25. Кого Екатерина II назвала «Бунтовщиком хуже Пугачёва»? (писателя А.Н. Радищева, после прочтения книги «Путешествие из Петербурга в Москву»)

Предварительный просмотр:

Игра - викторина для начальных классов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ РУССКОЙ ИСТОРИИ

Цель: повторение и закрепление знаний учащихся по истории и традициях русского народа с помощью викторины.

Назначение: игра - викторина рассчитана на детей 7 -10 лет (2-4 классы).

Оборудование:

1. Репродукции картин:

2. Карточки с именами богатырей

3. Наборы предметов для археологической странички.

4. Наборы карточек с датами.

5. Комплекты карточек с изображением продуктов питания.

Ход занятия .

Участники делятся на команды по 5 - 6 человек, по 2 ученика из каждого класса.

Условия игры. Вопросы задаются командам по очереди. Правильный ответ приносит командам баллы - «жетоны». Если команда не ответила или ответила неверно, право дать ответ переходит к следующей команде.

Подведение результатов. Жюри оценивает ответы команд в соответствии с условиями. Каждый член жюри имеет по 5 очков, которые по окончании игры может присудить любой команде на своё усмотрение, либо разделить очки между командами.

СТРАНИЧКА ПЕРВАЯ - РАЗМИНКА

Ведущий загадывает загадки, отвечает команда, первая поднявшая руку. (Ответы - выкрики не засчитываются) От количества набранных балов зависит номер вступления в игру команды.

Рассыпался горох

На семьдесят семь дорог;

Никто его не подберёт:

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица.

(град)

В брюхе - баня, в носу решет,

На голове – пупок.

Одна рука, и та на спине.

(чайник)

По дороге я шёл,

две дороги нашёл,

По обеим пошёл.

(штаны)

Два - ста ухаста,

Два - ста рогаста,

Четыре - ста ходаста,

Один пыхтун,

Один вертун.

(корова)

Сижу верхом,

не знаю на ком,

Знакомого встречу –

Соскочу - привечу.

(шапка)

Два брюшка,

Четыре ушка.

(подушка)

СТРАНИЧКА ВТОРАЯ - ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ. РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ И СУЕВЕРИЯ

Этнография - вспомогательная историческая наука, изучающая быт и обычаи народов.

Ведущий задаёт командам вопросы в порядке очерёдности.

2. В какой день недели встречали Масленицу? (понедельник - встреча)

3. Сколько времени длится Великий пост? (7 недель)

4. Как у славян называлось мифологическое существо, живущее в лесной чаще, отличающееся свирепостью, часто воровавшее детей и питающееся человечиной? (Баба Яга)

5. Как у славян называлось мифологическое существо, имеющее власть над лесами, там же и живущее? Любит пугать в лесу людей, мешает им вернуться домой (леший)

6. Как у славян называлось мифологическое существо, живущее в доме, охраняющее дом и живущих в нём людей? Дружит с котами, (домовой).

Выбрать правильный вариант ответа.

1. На Масленицу - катанье с гор, кулачные бои, игры, веселье и,конечно, же........

а) крашеные яйца; б) прыжки через костры; в) блины.

2.Вербная неделя является........

а) проводами зимы; б) встречей весны; в) встречей лета.

3. Песни - колядки поют во время праздника..........

а) Рождества; б) Масленицы; в) Пасхи.

СТРАНИЧКА ТРЕТЬЯ - БОГАТЫРСКАЯ.

Командам раздаются карточки с заданиями, жюри подсчитывает предварительные итоги, ведущий совершает со зрителями экскурс в историю, демонстрирует репродукции картин «После побоища Игоря Святославовича с половцами», « Богатырская застава», « Александр Невский».

Задания на карточках.

1. Перечислить оружие и доспехи русского воина (лук, стрелы, копьё, палица, шестопёр, булава, рогатина, меч, щит, шлем, кольчуга...).

2. Из перечисленных имён отметить имена русских богатырей (Вольга, Тугарин - Змей, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович, Владимир Красно Солнышко, Василий Буслаевич, Соловей Разбойник)

СТРАНИЧКА ЧЕТВЁРТАЯ - РУССКИЙ НАРЯД.

Ведущий задаёт командам вопросы, за каждый правильный ответ начисляются баллы «жетоны».

Оформление с помощью картин « Царевна - Лебедь» (Врубель), « Боярыня у окна» (Маковский), « Женщина в кокошнике» (Аргунов).

2. Что одевали женщины под сарафан, платье? (сорочка, рубашка)

3. Самый распространённый головной убор, который используют в наше время (платок)

4. Деталь женского наряда, одеваемая поверх юбки, сарафана (передник)

5. Как называлась народная юбка (понёва)

6. Русская обувь, у князей была красного цвета (сапоги)

7. Головной убор замужней женщины (кичка, кика, сорока)

8. Повседневная обувь, плетёная из лыка липы, вяза, ракиты. (лапти)

9. Головной убор, чьё название происходит от названия петуха (кокошник).

Знаете ли вы, что :

Украшение воротника, состоявшее из нескольких рядов вышивки,

драгоценных камней, меха, называлось ОПЛЕЧЬЕ

Нарядная женская одежда, богато украшенная по подолу, вороту, с очень

длинными рукавами, называлась ЛЕТНИК

Нарядная мужская и женская одежда, широкая и долгополая,

застёгивающаяся спереди, богато украшенная золотым шитьём.

называлась ФЕРЕЗЕЯ

Бояре носили ГОРЛАТРЫЕ ШАПКИ, очень высокие, имевшие дома особое

почётное место. В жаркую погоду такую шапку носили на сгибе локтя.

МУРМОЛКА - это мужская шапка с меховыми отворотами

В 11 -14 веках было принято, чтобы мужчины носили ТАФЬЮ – небольшую расшитую шапочку.

СТРАНИЧКА ПЯТАЯ - ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ

Хронографией называли в Европе запись исторических событий.

ВОПРОС ЗРИТЕЛЯМ:

Как это называлось на Руси? (летопись)! балл

Самая известная летопись? (Повесть временных лет) 2 балла

Задание командам. Ведущий называет историческое событие, команды поднимают карточку с соответствующей датой.

1. Крещение Руси 988

2. Нашествие на Русь монголо - татар 1237

3. Куликовская битва 1380

4. Стояние на р. Угре. Конец монголе - татарского ига 1480

5. Основание Москвы 1147

6. Основание Санкт - Петербурга 1703

7. Поход Ермака Тимофеевича 1581

8. Первая русская печатная книга 1564

9. Начало династии Романовых (Михаил Романов) 1613

10. Пётр Первый принимает титул императора Российского 1721

11. Начало Великой Отечественной войны 1941

12. Окончание Великой Отечественной войны 1945

СТРАНИЧКА ШЕСТАЯ - АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ

Археология - вспомогательная историческая наука, изучающая предметы старины, найденные в результате раскопок.

ЗАДАНИЕ командам:

Каждая команда получает набор предметов (монетка.бусина, пластмассовая пуговица, кусочек верёвки, фрагменты х/б ткани и искусственного меха, гвоздь,батарейка, значок.....)

Определить, какие вещи могли быть найдены в результате археологических

исследований древнерусского города.

Рассказать, о каких занятиях жителей свидетельствуют находки.

СТРАНИЧКА СЕДЬМАЯ - РУССКАЯ КУХНЯ

Команды получают набор изображении продуктов. Задание - отобрать те продукты, которые использовались в традиционной русской кухне

Пока команды работают,

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

«Щи да каша - пища наша». А какие блюда русской кухни знаете вы? Ответы принимаются только после знака ведущего, выкрики не засчитываются. Баллы отдаются правильно ответившим учеником любой команде на его усмотрение.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ.

НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД.


100 «занимательных» вопросов

по истории.

Викторина для 9-11 классов.

Цель: вызвать интерес к предмету, способствовать качественному усвоению фактического материала.

Участники: учащиеся 9, 11 классов. Играют две команды (сборные).

Ход игры:

Конкурс №1. «Разминка».

Условия: команда отвечает на вопросы ведущего быстро, не задумываясь. По 7 вопросов для каждой команды. За каждый верно угаданный вопрос 1 балл. Вопросы лежат в конвертах разного цвета. Команды сами выбирают конверт и отвечают на вопросы из этого конверта.

Вопросы из конверта №1.

    В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (Бумага и фарфор были изобретены в Китае).

    Когда в Древней Греции никто не воевал? (В период Олимпийских игр).

    В какой библиотеке были несгораемые книги? (В библиотеке столицы Ассирии Ниневии были глиняные книги).

    Когда вулкан помог людям? (В период восстания Спартака гладиаторы спрятались на вершине вулкана Везувий, а потом по отвесной скале спустились на веревках, сплетенных из лоз дикого винограда, который там рос).

    Где и когда самые мирные домашние животные вдруг «пожирали людей»? (В Англии в период огораживания возникла поговорка «овцы пожирали людей»).

    Каково расстояние между Царьградом и Константинополем? (Это разные названия одного города).

    Кто из правителей Англии оказывал покровительство пиратам и работорговцам? (Елизавета I).

Вопросы из конверта №2.

    Когда войну выиграла всего одна лошадь? (Троянский конь один сделал то, что в течение долгого времени не смогло сделать целое войско).

    В каких странах были длинные стены? (В Китае – Великая Китайская стена; стены, соединяющие афинский порт Пирей с Афинами).

    Когда в истории в особом почете была обувь? (Крестьянская война в Германии в 1525 г., когда восставшие шли под знаменем, на котором был начертан деревенский башмак. Восстание так и стало называться «Под знаменем башмака»).

    Когда и кем открыто восхвалялась глупость? (В книге средневекового ученого Э. Роттердамского «Похвальное слово глупости»).

    Кто «основал» государство, которого никогда не было? (Томас Мор описал несуществовавшее государство «Утопия»).

    Как называются цифры, которыми мы пользуемся? Где их изобрели? (В обиходе мы пользуемся цифрами, которые были изобретены в Индии, а в Европу они пришли с арабами, поэтому получили название «арабские»).

    По какой лестнице никто никогда не ходил? (По феодальной).

Подведение итогов.

Конкурс №2. «Правители земли русской».

Условия: ведущий зачитывает вопрос для обеих команд одновременно. Та команда, которая быстрее подняла руку и отвечает первой. Если ответ не верный, соперники могут заработать дополнительный балл. Верный ответ – 1 балл.

Вопросы:

    Какую фамилию носил Петр I? (Он из рода Романовых).

    Какой русский царь любил плотничать? (Петр I).

    О ком писал русский летописец:»Легко и неслышно ходил он в походах. Как барс. Не возил он с собой и шатра, но спал подложив седло под голову. В бою был открыт и смел»? (Князь Святослав).

    Кого из русских царей прозвали «Миротворцем»? (Александра II).

    Когда Русью правил «денежный мешок»? (В XIV веке – князь Иван Данилович по прозвищу Калита, т. е. «денежный мешок»).

    Кого из русских царей прозвали «Тишайший»? (Алексей Михайлович).

    При каком правителе в России официально появился герб с двуглавым орлом? (Иван III).

    Кто первым на Руси принял титул «Государя всея Руси»? (Иван III).

Подведение итогов.

Конкурс №3.

Условия: Обе команды получают карточки с одинаковым текстом. Ваша задача – закончить предложение, вставив подходящие по смыслу понятия, даты, имена. За каждое правильное слово (понятие, дату) вы получаете 1 балл. На задание 3 минуты.

    Главным весенним праздником славян-язычников был (была) ____________ (масленица).

    Монгольских сборщиков дани называли __________ (баскаками).

    Столкновение войск Ивана III и монгольского хана Ахмата в 1480 г. Вошло в историю как _________________ («стояние на реке Угре»).

    Первые постоянные военные отряды, появившиеся в середине XVI в. Назывались _______________ (стрельцы).

    Русский царь _____________ (Иван Грозный) известен также как шахматист, сочинитель церковной музыки и писатель.

    Среди претендентов на русский престол в Смутное время был польский королевич ____________ (Владислав).

    Династия Романовых утверждается на престоле в ___________ (1613 г.).

    Историки называют XVII в. ______________ («бунташным»).

Подведение итогов.

Конкурс №4. «Имена».

Условия: На карточках даны имена и прозвища. Ваша задача – соотнести имена и прозвища.

Андрей «Александр Македонский русской истории»

Василий Боголюбский

Владимир Большое Гнездо

Всеволод Вещий

Иван Калита

Олег Красное Солнышко

Святослав Мудрый

Ярослав «Пардус»

(Олег – Вещий; Святослав – «Пардус», «Александр Македонский русской истории»; Владимир – Святой, Красное Солнышко; Ярослав – Мудрый; Всеволод – Большое Гнездо; Андрей – Боголюбский; Иван – Калита; Василий – Темный).

Подведение итогов.

Конкурс №5. «Крылатые выражения».

Условия: вы должны объяснить крылатые выражения.

«Остаться с носом». Проситель в царской Росс, когда обращался в учреждение или суд, то приносил подношение для ускорения рассмотрения дел. Если его «подарок» не принимался, то он уходил со своим подношением, или носом, обратно, т. е. с тем, что принес. Означает «уйти ни с чем, ничего не добиться».

«Работать спустя рукава». Одежда русских бояр была такова, что рукава спускались очень низко, почти до колен. Работать в такой одежде было совершенно невозможно. Означает «работать плохо, неаккуратно».

«Зарубить на носу». Нос – это памятная дощечка, бирка для записей. Ее носили с собой и делали зарубки на память. Означает «запомнить надолго».

«Бить баклуши». Чтобы сделать деревянную ложку или чашку, требовалось отколоть чурку-баклушу. Это было легкое дело, оно поручалось подмастерьям. Особого умения оно не требовало. Употребляется в значении «делать пустое, никчемное дело, заниматься ерундой».

Подведение итогов.