Недавно я впервые побывал сразу на нескольких строительных площадках Солнцевского радиуса московского метро. До этого мое представление об этом участке складывалось только по большим котлованам с торчащими кранами и буровыми установками на Мичуринском проспекте. Вместе с Сашей russos я побывал на строящихся станциях «Ломоносовский проспект», «Раменки» и «Мичуринский проспект», а также прокатился в пассажирском вагоне мотовоза по одному из перегонных тоннелей до работающего тоннелепроходческого комплекса.

Немного информации из Википедии:

Первоначально линия была запланирована ещё в 1971 году как продление Арбатско-Покровской линии от «Киевской» до Солнцева. Однако этот проект не прижился, и в конце восьмидесятых годов был принят проект Солнцевско-Мытищинской хордовой линии, которая должна была пройти от Ново-Переделкина до Мытищ. Но после перестройки на эти планы не хватало денег, и нужно было искать более дешевые пути решения проблем.

В 2002 году было решено построить линию так называемого «легкого метро» от станции «Юго-Западная» Сокольнической линии. Но в дальнейшем детальный анализ показал нецелесообразность создания этой ветки, и было решено вернуться к предыдущим планам по строительству классического метро от «Парка Победы».

В декабре 2010 года был принят новый генеральный план развития транспорта Москвы. По нему планируется открыть первый участок Солнцевской линии от «Парка Победы» до «Раменок» длиной 7,2 км, а также начать строительство участка до Солнцево.

1. Добро пожаловать на станцию «Раменки». Станция находится в жилом районе Раменки на пересечении Винницкой улицы и Мичуринского проспекта. Она станет временной конечной западного радиуса линии до его продления в Солнцево.

2. Раньше эта строящаяся ветка обозначалась на схемах как «Калининская линия» и имела тот же номер «8» и тот же желтый цвет (что линия от «Третьяковской» до «Новокосино»). Сейчас, после обновления официальной схемы в вагонах, это уже «Солнцевская линия» и она идет под номером «8а».

3. Строительство станции близится к завершению. Все бетонные работы позади.

4. Станция запроектирована с двумя подземными вестибюлями, расположенными в торцах станции, и выходами через проектируемые подземные пешеходные переходы на обе стороны Мичуринского проспекта.

5. Несколько непривычное техническое помещение под платформой станции. Оно значительно уже и выше, чем обычно я встречал.

6. Портрет Саши в двенадцати отверстиях.

7. Спускаемся с платформы и немного проходим в сторону станции «Мичуринский проспект».

8. За станцией ведутся работы в оборотных тупиках. Знали ли вы, что все пути (рельсы, шпалы, стрелки и т.д.) монтируются в подвешенном состоянии и потом заливаются путевым бетоном? При этом по таким подвешенным путям спокойно гоняют автомобили)

9. Часть пути, готового к заливке путевого бетона. Все это пространство позже будет заполнено.

10. Если внимательно посмотреть, можно увидеть два участка с залитым бетоном и без.

11. Венткамера и «карлсон».

12. Метростроевцы ласково называют свои рельсомобили «болидами».

13. Слева в кадре два оборотных тупика, справа - перегонный тоннель в сторону «Мичуринского проспекта».

14. Бетономешалка. Не каждый день такую увидишь)

15. Тоннельная борьба источников света с разной цветовой температурой.

17. Строительная площадка станции «Мичуринский проспект». Большая часть котлована готова. Станция находится на пересечении Мичуринского проспекта и улицы Удальцова в 36-м микрорайоне Раменок. В связи с перепадом высот вдоль Мичуринского проспекта станция стала полуподземной (частично - мелкого заложения, частично - крытая наземная). В связи с этим, проектом предусмотрено размещение витражных проёмов на всю высоту вдоль части западной путевой стены станции.

18. Из-за снегопада складывается впечатление, что на стройплощадке пусто и ничего нет...

19. На самом деле нужно просто спуститься в «тепляк»...

20. Здесь уже частично залита станционная плита, и по связкам арматуры угадываются очертания будущей платформы.

23. Станция «Очаково».

24. Станция расположена вдоль Мичуринского проспекта на пересечении с Никулинской улицей.

26. Силуэт будущей станции.

28. Знайте, что существуют не только машинисты, но и шомисты)

29. Добрые мосметростроевцы разрешили мне прокатиться с ними до щита, который ведет проходку правого перегонного тоннеля до станции «Мичуринский проспект». Изначально я думал пойти пешком, но меня уговорили проехаться в чудо-бытовке.

31. Перегон до «Мичуринского проспекта» составит 2800 метров. Правый тоннель пройден более чем на 1.5 километра, левый почти на километр.

32. Временные рельсы для дизелевозов - штука крайне суровая. Эти пути служат для подачи к щиту тюбингов для тоннеля, бетонной смеси и кучи необходимого оборудования и материалов.

33. Стыки между рельсами идут каждые 6 метров. Скорость движения около 10 км/ч. Такая поездка не подойдет для изнеженных поп, привыкших к теплу и комфорту.

34. Приехали к щиту «Татьяна». Слева в кадре проходит конвейер для отгрузки отработанной породы, справа пешеходная дорожка, снизу рельсы, сверху приточная вентиляция - воздуховод для нагнетания свежего воздуха с улицы.

35. Новая партия тюбингов. Я уже как-то подробно рассказывал о работе подобного тоннелепроходческого комплекса в репортаже . Кому интересно почитать, милости просим.

36. Щит с грунтопригрузом.

41. Место будущей сбойки тоннелей. Сейчас тут установлен вспомогательный двигатель для ленты транспортера по которой порода выдается на-гора.

42. Метро растет. Сейчас жители Мичуринского проспекта стоят в пробках и слушают шум стройки, но уже скоро стоимость их квартир увеличится на 20%

Большое спасибо пресс-службе стройкомплекса, компании «Мосинжпроект» и «Мосметрострой» за организацию съемки! И Саше

Калининская линия метро в настоящее время успешно функционирует только в восточном направлении. Первый её участок был принят в эксплуатацию уже более тридцати лет тому назад. Поезда стали доставлять пассажиров со станции "Новогиреево" в район до станции "Марксистская", где она вошла в состав большого пересадочного узла, позволяющего перейти на Кольцевую и Ждановско-Краснопресненскую линии. В последующие годы Калининская линия метро получила продолжение на восток до станции "Новокосино" и в направлении Замоскворечья до станции "Третьяковская". Планы её дальнейшего развития долго обсуждались и неоднократно пересматривались. Полной ясности нет в этом вопросе и в настоящее время.

Калининская линия. Архитектурные особенности

Однако действующий участок Калининской линии примечателен во многих отношениях. Основная его часть вступила в строй перед новым 1980 годом, перед открытием Олимпиады в Москве. Станции открывшейся линии в выглядели весьма достойно. Все они были выполнены по индивидуальным проектам, и средства на их оформление и декоративную отделку никто не экономил. Вместо дешёвого кафеля и стандартного железобетона на свои законные места вернулись гранит, мрамор, латунь и бронза. Калининская линия метро знаменовала собой начало новой эпохи в истории Московского метрополитена. Было окончательно покончено с пресловутой "борьбой с архитектурными излишествами", столь основательно изуродовавшей многие станции в периферийной части Московского (да и не только Московского) метро. В архитектурном и градостроительном мышлении возобладала здравая мысль о том, что метро строится на века, и это не тот случай, когда уместна экономия.

Что будет дальше

Калининская линия метро на схеме обозначена традиционным жёлтым цветом. Видимо, это связано с названием того района, куда линию изначально предполагалось привести. Во многих старых источниках она по-прежнему обозначена как "Калининско-Солнцевская линия метро". Схема её развития предполагала поворот в южном направлении в сторону района Солнцево. Но время внесло в эти планы свои коррективы. В ситуацию вмешались и затяжной кризис девяностых годов, и изменившиеся планы городских властей в области развития А планы эти менялись неоднократно и в самых неожиданных направлениях.

С целью экономии материальных ресурсов в Солнцево стали строить лёгкую линию метрополитена. Она должна соединить кратчайшим путем находящиеся на южной окраине районы с центральной частью города. А существующая Калининская линия получит дальнейшее развитие в западном направлении. Станция "Третьяковская" скоро перестанет быть конечной, поезд проследует далее к станциям "Волхонка", "Плющиха", "Кутузовский проспект", "Деловой центр" и "Парк Победы". О перспективах дальнейшего строительства Калининской линии окончательное решение пока не принято. С уверенностью можно сказать только то, что станция "Парк Победы" конечной оставаться будет не очень долго.

Солнцевский радиус Московского метрополитена - один из двух радиусов формирующейся Калининско-Солнцевской линии имеет давнюю историю проектирования, как линия, соединяющая центр Москвы с юго-западными районами, расположенными к северо-западу от трассы Сокольнической линии . Так ещё по генеральному плану развития метро 1938 года Фрунзенский радиус предполагалось продлить на юг от Ленинских гор не вдоль нынешнего проспекта Вернадского, а вдоль современного Мичуринского проспекта с поворотом линии на север в сторону Аминьева. В дальнейшем линия на время исчезает из планов и вновь появляется после строительства МКАД и расширения Москвы, в 1962 г. уже в виде Киевского радиуса Арбатско-Покровской линии от ст. «Киевская», через ст. «Мосфильмовская», «Ломоносовская» и «Сетунь», с пересадкой на Большое кольцо, в район Троекурова. Однако уже в 1965 году появляется вариант продления линии не в Троекурово, а южнее - вдоль Мичуринского проспекта, в район Очаково и далее за МКАД в пгт Солнцево. Таким образом, формируется принципиальная схема Солнцевского радиуса, в общих чертах сохранившаяся по сей день.

В Генплане Москвы 1971 г. радиус по-прежнему рисуется от ст. «Киевская» вдоль Мичуринского проспекта. При этом в черте г. Солнцево появляется трассировка от Очакова через Говорово, вдоль Солнцевского просп. к платф. Переделкино. Также появляется ответвление в район Матвеевское.

В 1985 г. начинает создаваться проект строительства хордовых линий, и одной из хорд становится линия Солнцево - Мытищи. Теперь это уже не радиус, а отдельная линия, трассировка которой в южной части меняется не сильно, однако отныне она проходит не через Киевский пересадочный узел, а через перспективный узел на «Парке Победы», где проектируется сразу три станции: совмещённая двухзальная ст. «Парк Победы » для Арбатско-Покровской линии и Митино-Бутовской хорды и, ниже, ещё одна перпендикулярно расположенная станция для хорды Солнцево - Мытищи. Впоследствии появляется перспективное продление линии от Новопеределкина к аэропорту Внуково.

Линия остаётся в неизменном виде до начала 2000-х годов, когда один за другим возникают проекты линий лёгкого метро. В то время как в 2003 г. воплощается проект Бутовской линии , на очереди встаёт строительство второй линии лёгкого метро. По плану «тяжёлый» Солнцевский радиус обрезается по ст. «Олимпийская деревня», где создаётся пересадочный узел на линию лёгкого метро, идущую от ст. «Юго-Западная », через ст. «Никулинская », «Олимпийская деревня», «Терёшково» и далее вдоль Боровского шоссе до аэропорта Внуково. Проект был представлен в 2004 году, однако строительство линии так и не началось, а вскоре от «лёгкого» варианта и вовсе отказались, вернувшись к проекту 1985 г. При этом в новом проекте имелось два существенных отличия от изначального: отсутствие третьей станции «Парк Победы» (в связи с отказом от строительства Митино-Бутовской хорды было принято решение использовать для Солнцевского радиуса свободные внешние пути действующей ст. «Парк Победы») и трассировка линии в черте Солнцева не вдоль Солнцевского просп., а вдоль Боровского шоссе.

В 2005 г. появляется проект первоочередного участка Третьего пересадочного контура от ст. «Деловой центр» до ст. «Динамо», включивший в себя участки, ранее предполагавшиеся для перспективного продления как Солнцевского радиуса на север, так и Калининской линии на запад. В результате рокировки линий происходит объединение Калининского и Солнцевского радиусов в Калининско-Солнцевскую линию.

В 2008 г. НИиПИ Генплана Москвы представляет проект объединённой линии, при этом происходит изменение трассировки участка «Парк Победы» - «Раменки»: станции «Мосфильмовская» и «Ломоносовский проспект» исчезают из проекта. Взамен появляется ст. «Минская улица» на пересечении одноимённой улицы с линией Киевского направления ж. д. В дальнейшем такое спрямление признаётся нецелесообразным, и ст. «Ломоносовский проспект» возвращается в проект, при этом от ст. «Мосфильмовская» всё же отказываются. После возврата в проект ст. «Ломоносовский проспект» строительство ст. «Минская» предполагается сначала в виде эвакуационного выхода, однако позже признаётся целесообразным включение станции в пусковой участок. Таким образом, участок «Парк Победы» - «Раменки» приобретает окончательный вид со следующими станциями: «Парк Победы», «Минская», «Ломоносовский проспект» и «Раменки». Этот участок предполагалось ввести в эксплуатацию в 2015 г.

В апреле 2012 г. начались подготовительные работы по организации стройплощадки ст. «Ломоносовский проспект», что стало фактическим началом строительства радиуса. Также в 2012 г. возобновились работы на ст. «Деловой центр», конструкции которой являются частью центрального ядра ММДЦ, для организации к концу 2013 г. челночного движения на участке между станциями «Деловой центр» и «Парк Победы». Это участок должен был стать первым действующим перегоном радиуса. В конце декабря 2012 г. силами СМУ «Ингеоком» началась проходка левого (южного) перегонного тоннеля от монтажной камеры с западной стороны ядра ММДЦ в сторону станции «Парк Победы» с помощью ТПМК Robbins София.

В 2013 г. работы по проходке тоннелей значительно расширились: 8 февраля 2013 г. ОАО «Трансинжстрой» начало проходку левого (восточного) перегонного тоннеля на участке от ст. «Ломоносовский проспект» к ст. «Минская» с помощью ТПМК Herrenknecht S-747 Наталия, а 4 апреля на этом же участке стартовала проходка правого (западного) перегонного тоннеля с помощью ТПМК Herrenknecht S-484 Людмила. Также в апреле силами СМУ «Ингеоком» на участке «Деловой центр» - «Парк Победы» началась проходка правого перегонного тоннеля с помощью ТПМК Robbins Виктория.

На участке от ст. «Раменки» до ст. «Ломоносовский проспект» проходка началась 31 мая 2013 г. с левого перегонного тоннеля. Возведение обоих тоннелей велось силами ОАО «Трансинжстрой» с помощью ТПМК Herrenknecht S-328 Светлана. 30 октября Светлана вышла в котлован ст. «Ломоносовский проспект», завершив первый тоннель радиуса. Днём позже, 31 октября, София закончила ЛПТ на участке «Деловой центр» - «Парк Победы», а 17 декабря перемонтированная назад в монтажную камеру ст. «Раменки» Светлана начала проходку ППТ до «Ломоносовского проспекта».

Осенью 2013 г. к проекту радиуса добавился ещё один участок до новой конечной станции «Рассказовка» в Новомосковском АО, в строящемся районе Переделкино Ближнее. Также очередной перетрассировке подвергся участок от ст. «Очаково» («Озёрная площадь») до ст. «Боровское шоссе»: принципиально новое местоположение получают станции «Терёшково» и «Солнцево». Проектированием всего участка занялся Ленметрогипротранс.

31 января 2014 г., в 10 ч 51 мин, по II пути от ст. «Парк Победы» к ст. «Деловой центр» отправился первый поезд с пассажирами. В 10 ч 54 мин поезд прибыл на ст. «Деловой центр». Этот момент следует считать началом работы Солнцевского радиуса. Впервые в Московском метро было использовано челночное движение: на участке между станциями начал работать только один трёхвагонный состав из вагонов типа 81-740.4/741.4 «Русич», следующий по II (южному) пути в обе стороны. Строительство второго (северного) тоннеля к этому моменту закончено не было. Несмотря на полностью обособленную работу, официально, на указателях и схемах участок изначально обозначается не отдельной линией, а частью Калининской линии: тем же жёлтым цветом и порядковым номером 8.

29 апреля 2014 г. ТПМК Herrenknecht S-328 Светлана завершила проходку ППТ от ст. «Раменки» до «Ломоносовского проспекта», а 15 мая о завершении с помощью ТПМК Robbins Виктория проходки второго (правого) перегонного тоннеля на участке между ст. «Деловой центр» и «Парк Победы» объявил Ингеоком.

На новых схемах, подготовленных к печати в конце 2014 г., участок «Деловой центр» - «Раменки» стал обозначаться отдельной Солнцевской линией с порядковым номером 8А, но тем же жёлтым цветом.

В 2014 г. ввод в эксплуатацию участка «Парк Победы» - «Раменки» планировавшийся на 2015 г. был перенесён на 2016 г. При этом начало строительства центрального участка КСЛ от ст. «Деловой центр» до ст. «Третьяковская» откладывалось на всё более поздний срок. В результате подавляющее большинство пассажиров нового радиуса были бы вынуждены делать пересадку на ст. «Парк Победы» на перегруженную Арбатско-Покровскую линию. Для недопущения ещё большей перегрузки АПЛ, повышения связности сети, а также в связи с тем, что к моменту сдачи участка до «Раменок» тупики за ст. «Деловой центр» готовы не будут, в конце 2014 г. было принято принципиальное решение о временном объединении Солнцевского радиуса и пускового участка ТПК со строительством двухпутного соединительного перегона между ст. «Парк Победы» и «Шелепиха » вместо планировавшейся ранее однопутной соединительной ветви. На участке предполагалась организация вилочного движения, при котором четыре из каждых пяти поездов Солнцевского радиуса должны были бы следовать от ст. «Раменки» через ст. «Парк Победы» на линию ТПК до ст. «Петровский парк », а один состав от ст. «Парк Победы» «Раменок» на ст. «Деловой центр».

Зима 2014–2015 гг. ознаменовалась для радиуса сразу несколькими вехами в истории проходок перегонных тоннелей. Так в декабре была завершена без малого двухлетняя эпопея ОАО «Трансинжстрой» с проходкой обоих тоннелей от ст. «Ломоносовский проспект» до ст. «Парк Победы». Два ТПМК Herrenknecht, сначала Наталия, за ней - Людмила, пройдя транзитом ст. «Минская», вышли в подземные демонтажные камеры перед ст. «Парк Победы». 23 января началась проходка первого тоннеля юго-западного участка радиуса: «Интербудтоннель» начал проходку правого (северного) перегонного тоннеля от ст. «Рассказовка» до ст. «Новопеределкино» с помощью тёзки одного из трансинжстроевских щитов ТПМК Herrenknecht EPB-6250 Наталия. 5 февраля ООО «Тоннель-2001» Мосметростроя начало проходку левого перегонного тоннеля от ст. «Боровское шоссе» до ст. «Солнцево» с помощью ТПМК Herrenknecht S-755 Арина (бывшая Лия), а вслед за ним, 19 февраля, проходку параллельного, правого перегонного тоннеля от ст. «Боровское шоссе» до ст. «Солнцево» своим ТПМК Herrenknecht S-328 Светлана начало ОАО «Трансинжстрой».

В декабре 2014 г. начались работы по организации стройплощадки ст. «Мичуринский проспект», а в январе 2015 г. была создана последняя станционная стройплощадка радиуса - «Озёрная площадь». Весь 2015 г. велась механизированная проходка тоннелей на разных перегонах.

В 2016 г. на всём протяжении радиуса продолжились активные строительные работы. К этому времени самым отстающим участком была ст. «Солнцево». В апреле 2016 г. произошла смена её подрядчика. Новым подрядчиком стало самарское АО «Волгатрансстрой-Метро», уже зарекомендовавшее себя на ускоренном строительстве отстававшей «Озёрной». В мае 2016 г., на ст. «Солнцево» началось раскрытие котлована.

Участок до «Раменок» планировалось сдать в конце 2016 г. одновременно с ТПК, но в связи с неготовностью пускового участка ТПК была принята новая перспективная схема организации движения. Теперь вновь вернулись к отдельному пуску радиуса от ст. «Парк Победы» до ст. «Раменки» с организацией движения от ст. «Деловой центр» до ст. «Раменки». Для оборота поездов по ст. «Деловой центр» должен был быть задействован тупик на перегоне «Деловой центр» - «Парк Победы», направленный в сторону «Парка Победы», таким образом, для выполнения оборота требуется троекратная смена головы состава.

27 февраля 2016 г., с начала работы метрополитена движение на действующем челночном перегоне «Деловой центр» - «Парк Победы» было перенесено со II на I путь, на котором к этому времени были закончены все работы, в том числе по камерам съездов. На ст. «Парк Победы» совмещённая пересадка на челнок стала выполняться в северном зале вместо южного. Проработавший два года II путь был выведен из режима метрополитена, и на нём началось сооружение недостающих камер съездов для тупика и соединительной ветки на ТПК.

В декабре 2016 г. стартовали пусковые работы по вводу в строй участка до «Раменок». Так с 19 декабря работа челнока была временно прекращена, производилось подключение нового участка к действующему метрополитену. В ночь с 25-го на 26-е декабря по I пути от ст. «Парк Победы» до ст. «Раменки» прошёл сначала габаритный вагон, а затем и пробный поезд. 28 декабря с началом работы метрополитена на I пути вновь начал функционировать челнок «Деловой центр» - «Парк Победы», только теперь в виде 7-вагонного состава из вагонов 81-760/761 «Ока». 30 декабря пусковой участок был показан мэру Москвы С. С. Собянину и руководителям стройкомплекса. Работы в тупиках ст. «Раменки», тупике на перегоне «Деловой центр» - «Парк Победы» и на II пути были завершены к середине января 2017 г., и 22 января пробный поезд прошёл уже по обоим путям. С 25 по 31 января работа челнока вновь была приостановлена.

16 марта 2017 г. состоялось открытие участка Солнцевской линии от ст. «Парк Победы» до ст. «Раменки». В 11:06 состав с мэром Москвы, руководством стройкомплекса, метрополитена и строителями отправился от ст. «Парк Победы» по II пути до ст. «Раменки». Торжественный митинг состоялся на ст. «Ломоносовский проспект». В 11:52 тот же состав отправился обратно с пассажирами от ст. «Раменки» до ст. «Деловой центр». Вступили в строй три станции: «Минская», «Ломоносовский проспект» и «Раменки». Одновременно на ст. «Парк Победы» была открыта вторая половина подземного вестибюля с наклонным ходом, соединяющим вестибюль со вторым залом станции. Из новой части вестибюля открыт выход к ул. Генерала Ермолова.

В настоящее время конечной Солнцевского радиуса считается ст. «Рассказовка», однако ведётся проектирование давно запланированного продления линии вдоль Боровского шоссе дальше к аэропорту Внуково с ещё двумя станциями: «Пыхтино » и «Внуково ».

Последнее обновление в марте 2017 г.

Калининско-Солнцевская линия метро в 2018 году продолжит расширяться. Ожидается, что после завершения строительства подземный транспорт свяжет отдаленные районы Подмосковья – Рассказовку и Новокосино. Протяженность ветки составит свыше 35 км, а ориентировочное время в пути – менее 50 минут.

Калининско-Солнцевская линия на данный момент насчитывает 13 посадочных пунктов. Ветка обозначается на схеме Метрополитена желтым цветом и делится на два участка:

  • «Третьяковская» – «Новокосино» – путь проложен между центром и востоком столицы;
  • «Деловой центр – «Раменки» – соединяет Центральный и Западный округ.

В 2010 году в связи со стремительной застройкой Солнцево в столичной мэрии было принято решение о расширении западного транспортного направления. Новые станции должны были появиться от «Парка Победы» в направлении Солнцево. Линию «Третьяковская» – «Новокосино» (Калининский радиус) планируется оставить без изменений.

Сегодня средняя продолжительность поездки по Калининскому радиусу не превышает 22-25 минут, в то время как по Солнцевскому (станции «Деловой центр» – «Раменки») время движения всего 17-20 минут. По загруженности ветка занимает второе место: в среднем дневной пассажиропоток варьируется в пределах 380-400 тыс.

Новый участок

В марте 2017 года были торжественно открыты три новых посадочных пункта на Калининской части пути:

  • «Минская»;
  • «Ломоносовский проспект»;
  • «Раменки».

Присутствовавший на церемонии запуска станций, Сергей Собянин отметил, что на этом строительство Калининско-Солнцевской линии метро не заканчивается, а в 2018 году ветка обязательно расширится. Дизайном платформ, открытых в 2017 году, занимались иностранные специалисты, а отличительной особенностью интерьера стало применение стереоэффектов. Станции получились действительно привлекательными, интересными и необычными. К примеру, на «Раменке» отдельные картинки складываются в изображения деревьев, на «Минской» использована военная тематика, а на «Ломоносовском проспекте» нарисованы цифры.

Какие станции откроют в 2018 году?

Строительство Калининско-Солнцевской линии в 2018 году будет вестись полным ходом. В этот период запланирован ввод следующих станций:

  • «Мичуринский проспект»;
  • «Очаково»;
  • «Терешково»;
  • «Говорово»;
  • «Солнцево»;
  • «Боровское шоссе»;
  • «Новопеределкино»;
  • «Рассказовка» (конечная).

Схема Калининско-Солнцевской линии метро в 2018 году (желтая ветка) отображена на следующем рисунке:

Рассказовка – крупный жилой район Новой Москвы, население которого уже сейчас оценивается в 45-50 тыс. жителей. Целесообразность продления ветки не вызывает сомнений, поскольку даже на начальном этапе эксплуатации средний пассажиропоток на конечной станции составит 20 тыс. человек ежедневно с перспективой увеличения в 2-3 раза в последующие пять лет. Строительство метро позволит не только улучшить привлекательность Новой Москвы, но и сделает его одним из самых комфортных районов для жилья. Согласно ожиданиям риелторов, с открытием «Рассказовки» цены на недвижимость здесь повысятся примерно на 20-25%.

Недавно в своем интервью Марат Хуснуллин, занимающий пост заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики, заявил, что все запланированные станции, несмотря на будут открыты вовремя. Уже почти достроены 4 станции – «Мичуринский проспект», «Говорово», «Солнцево» и «Новопеределкино». Здесь идут, в основном, отделочные работы. В разгаре возведение «Боровского шоссе», «Очаково», «Терешково», где прокладка туннелей уже завершена и проводится монтаж необходимого оборудования, платформ, электрических коммуникаций.

Определенные трудности возникли с «Рассказовкой». Ввиду того, что эта станция конечная, здесь потребуется огромный объем работ и, как следствие, больше времени на выполнение. Сейчас полностью завершена прокладка тоннеля, идет монтаж рельс, заливка фундамента под платформу и подведение кабельных сетей. При сохранении темпов возведения станция будет готова к эксплуатации точно в намеченный срок. Обслуживание нового участка возложат на электродепо «Солнцево».

Перспективы линии на 2020 год

В столичной мэрии рассматривается проект продления Калининско-Солнцевской линии в направлении от станции «Новопеределкино» до международного аэропорта «Внуково». Если будет принято положительное решение, то время поездки из аэропорта в центр Москвы сократится до 25 минут. На ответвлении предусмотрено 2 станции, а продолжительность участка составит порядка 5,4 км. Сейчас ведется работа по оценке сложности прокладки, а также поиску оптимального маршрута.

В 2020 году предусмотрено соединение Калининской линии метро с Солнцевским радиусом. Как только это произойдет, пассажирам желтой ветки станут доступны посадочные пункты «Дорогомиловская», «Плющиха», «Волхонка» (пересечение с «Кропоткинской»). Пересесть на Кольцевую линию можно будет на «Третьяковской», а выйти на третий пересадочный контур – только через «Мичуринский проспект».

К сожалению, проект продления желтой ветки от «Новокосино» в Кожухово был признан неперспективным, поэтому все работы по проектированию свернуты. В данный район будет построена отдельная ветка с такими станциями, как «Николо-Архангельская», «Святоозерская», «Косино-Ухтомская», «Руднево». Завершение строительства намечено на конец следующего года, однако работы ведутся с опозданием от графика.

До 2020 года в столичном Метрополитене запланировано открытие 35 станций, 8 из которых введут в эксплуатацию на Калининско-Солнцевской линии. Продление желтой ветки позволит значительно улучшить ситуацию с транспортным сообщением в Новой , снизить время доставки пассажиров с окраин в центральный округ, улучшить инфраструктуру спальных районов.

Какой будет Калининско-Солнцевской линии метро в 2018 году смотрите в следующем видео:

Калининско-Солнцевская линия как таковая пока еще не существует. Есть два отдельных участка, расположенных на востоке и западе Москвы, которые в будущем планируется соединить. Солнцевский участок состоит из 2 станций (в ближайшее время откроется третья станция - "Раменки"), и Калининский - из 8. В нынешнем виде линия имеет протяженность 19,7 км, общее время следования - 24,5 минуты. На схеме Московского метрополитена радиусы Калининско-Солнцевской линии обозначены желтым цветом и цифрами 8 и 8а.

Калининский радиус соединяет восточные районы Москвы с центром. История этой ветки начинается в конце 1979 года - именно тогда, буквально перед Новым годом (30 декабря) начали работать первые станции Калининского радиуса, - их старались достроить к Олимпиаде 1980 года.

Планы строительства Калининской ветки обсуждались еще в 1930-х годах, затем к этим планам вернулись в конце 1950-х, а приступили к реализации проекта в 1975 году. Первый участок имел протяженность 12,2 км, и включал в себя шесть станций: "Марксистскую", "Площадь Ильича", "Авиамоторную", "Шоссе Энтузиастов", "Перово" и "Новогиреево". Новая линия метро проходила по четырем московским районам: Пролетарскому, Ждановскому, Калининскому и Петровскому, и получила свое название по одному из них. Калининская ветка - одна из самых загруженных в московском метро. В часы пик средняя загруженность вагонов достигает 6,5 человек на квадратный метр. Более высокий показатель имеет только Таганско-Пресненская линия.

Решение о строительстве западного Солнцевского радиуса было принято в 2010 году, а само строительство началось два года спустя, в 2012 году. Сейчас ветка состоит из короткого участка "Деловой центр"-"Парк Победы"-"Раменки" (последняя откроется в первом квартале 2017 года).

Первый участок западного радиуса "Парк Победы" - "Деловой центр" был открыт 31 января 2014 года. Изначально движение поездов осуществлялось по одному пути в челночном режиме. Затем этот путь закрыли и использовали второй путь. А в конце 2016 года линию целиком закрыли - это было связано с необходимостью подключить оборудование на участке между станциями "Парк Победы" и "Раменки". Интересный факт: глубина залегания некоторых участков перегона "Парк Победы" — "Деловой центр" составляет около 90 метров. Это самые большие показатели в московском метро.

В бперспективе планируется закончить продолжение ветки на запад, и ввести в эксплуатацию станции "Минская", "Ломоносовский проспект", "Мичуринский проспект", "Очаково", "Говорово", "Солнцево", "Боровское шоссе", "Новопеределкино" и "Рассказовка". После 2020 года возможно продление линии от станции "Новопеределкино" до аэропорта "Внуково".

Центральная часть лини будет достроена после 2020 года, и тогда два радиуса соединятся в единую Калининско-Солнцевскую линию. На этом участке появятся станции "Волхонка", "Плющиха" и "Дорогомиловская". К тому же, на станции "Деловой центр" будет построена пересадка на станции Третьего пересадочного кольца и Малого кольца МЖД.

Станции Калининско-Солнцевской линии

  • Новокосино
  • Станция "Новокосино" - является конечной для восточного радиуса Калининско-Солнцевской линии Московского метрополитена. Станция располагается в Восточном административном округе Москвы, в районе Новокосино, но имеет выходы и на территорию города Реутов Московской области.

    Станция была открыта 30 августа 2012 года. "Новокосино" относится к односводчатым станциям мелкого заложения. Кстати, именно свод является главной архитектурной особенностью проекта. Он представляет собой железобетонное покрытие с глубокими и длинными Х-образными кессонами. При отделке станции использовали такие материалы как гранит, керамические плиты, стекло, нержавеющая сталь и алюминий. Элементы рельефного потолка окрашены в белый и серый цвета, и этот прием делает пространство еще более объемным и торжественным. Проект для этой станции разрабатывал коллектив архитекторов ОАО "Метрогипротранс" под руководством Леонида Борзенкова. В целом зал оформлен в бело-серо-черных тонах. Освещается станция светильниками оригинальной формы и конструкции, напоминающими то ли лопасти вентилятора, то ли космические корабли из фантастического фильма.

    Нижняя часть путевых стен обшита перфорированными темно-серыми шумопоглощающими панелями с отделкой из темного гранита. По центру зала установлены скамейки, совмещенные с инфоблоками. Скамейки также имеют необычную конфигурацию, и навевают ассоциации с небольшой яхтой.

    Станция имеет два подземных вестибюля, которые выводят пассажиров в подземные переходы, а оттуда на поверхность.

  • Новогиреево
  • Станция "Новогиреево" располагается на территории одноименного района, в Восточном административном округе Москвы, в месте пересечения Зеленого и Свободного проспектов. Глубина заложения станции - 9 метров.

    Станция "Новогиреево" открылась 30 декабря 1979 года. Это колонная трехпролетная станция мелкого заложения, построенная по несколько измененному типовому проекту. Изменения довольно незначительны и касаются шага колонн - на "Новогиреево" они установлены с более широким шагом - 7,5 метров.

    52 колонны облицованы светлым мрамором и украшены ярким разноцветным мозаичным фризом. Похожие мозаичные элементы есть и на путевых стенах, в верхней их части. Сами же стены отделаны светло-серым мрамором. Основа пола выложена серыми гранитными плитами. По центру зала, в промежутках между колоннами выложены большие квадраты. Центральная их часть из серого гранита, затем проходит бордюр из красного гранита, а снаружи - тонкая полоска светлого мрамора. Колонны стоят в центре квадратов поменьше. Площадь квадратов выложена красным гранитом, а по периметру проходит полоса светлого мрамора. Светильники закреплены в ребристом потолке - стандартном для таких станций.

  • Перово
  • Станция "Перово" располагается на границе районов Перово и Новогиреево, в Восточном административном округе Москвы. Она построена по оси Зеленого проспекта между 2-й и 3-й Владимирскими улицами. Это односводчатая станция мелкого заложения, построенная на глубине 9 метров.

    Станция "Перово" была открыта 30 декабря 1979 года. Авторами проекта были архитекторы Н.А. Алешина и В.С. Волович. Им помогали Н.К. Самойлова и Р.П. Ткачева. Перово - односводчатая станция мелкого заложения, построенная из монолитного бетона. Тема декора станции - народное творчество. Художники Л.А. Новикова и В.И. Филатов выбрали для "Перово" светлое оформление. Верх путевых стен облицован белым мрамором, а внизу проходит полоса черного габбро. Пол выложен плитами серого и коричневого гранита с узором из черного гранита. По центру зала установлены невысокие колонны, покрытые светлым мрамором. Вокруг них расположены сиденья скамеек, а наверху закреплены световые указатели направления движения поездов. Каждая колонна с двух сторон украшена резным панно в русском стиле.

    Зигзагообразные светильники расположены в углублениях, прорезанных поперек зала, от одной путевой стены к другой. В перспективе они создают ощущение тонкого резного кружева, похожего на рябь пера.

    На путевых стенах располагаются четыре пары декоративных резных панно, облицованных светлой мраморной плиткой. По центру каждого панно изображены сказочные животные и птицы: птица Сирин с короной на голове, вещая птица Гамаюн, лев, крылатый конь и два лика Солнца: печальный и веселый, а также голубки. Эти персонажи выбраны неслучайно. По словам художницы Л.А. Новиковой, птица Сирин символизирует счастье; лев является хранителем домашнего очага; крылатый конь - это сила и благополучие; солнце - источник жизни на Земле, а ромбы - символ солнца, который использовался в традиционной русской вышивке и резьбе по дереву.

  • Шоссе Энтузиастов
  • Станция "Шоссе Энтузиастов" располагается на границе районов Соколиная Гора и Перово, в Восточном административном округе Москвы. Конструкция - трехсводчатая, колонная, глубокого заложения. Глубина заложения станции - 53 метра.

    Станция "Шоссе Энтузиастов" была открыта 30 декабря 1973 года, и названа по одноименному шоссе, проходящему по поверхности. Де революции 1917 года шоссе Энтузиастов называлось Владимирским трактом. По этой улице отправляли заключенных на каторгу в Сибирь. В память об истории дороги архитекторы и художники сделали темой оформления станции борьбу за свободу в истории России.

    Восемь массивных пилонов облицованы мрамором разных оттенков - от светло-желтого до темно-серого. Оттенки сменяются постепенно, от пилона к пилону. Над пилонами проходит монументальный широкий карниз с волнообразным рельефом, за которым размещены светильники. На путевых стенах, облицованных красным и светлым гранитом, размещены литые художественные вставки на революционную тематику. В западном торце зала размещается скульптурная композиция "Пламя свободы" А.Н. Кузнецова. Композиция построена таким образом, что кажется, будто стена проломлена, и из разлома видны каменные руки, разрывающие цепи. Внизу изображен поверженный герб Российской империи и царская корона.

    Пол станции выложен плитами серого и красного гранита.

  • Авиамоторная
  • Станция "Авиамоторная" находится в районе Лефортово Юго-Восточного административного округа Москвы. Это колонная трехсводчатая станция глубокого заложения, расположенная на глубине 53 метров.

    "Авиамоторная" была открыта 30 декабря 1979 года. Через подземный вестибюль можно выйти на ул. Авиамоторную и шоссе Энтузиастов. Неподалеку расположена пассажирская ж/д платформа "Новая".

    Оформление станции посвящено строителям авиационных двигателей. Облицованную белым мрамором торцевую стену украшает металлическая скульптурная композиция, изображающая Икара, парящего в потоках воздуха. Свод "Авиамоторной" покрыт рельефным куполом из анодированного под золото алюминия, состоящим из множества четырехугольных пирамид с различными узорами. По центру некоторых пирамид закреплены небольшие лампочки. Если посмотреть из одного конца зала в другой, то видно, что лампочки образуют четыре продольных ряда, и вся конструкция напоминает сказочное звездное небо.

    Колонны и путевые стены станции облицованы мраморными плитами разного размера и оттенков. Пол выложен гранитными плитами по такому же принципу. В целом станция "Авиамоторная" выглядит светлой и "теплой".

  • Площадь Ильича
  • Станция "Площадь Ильича" располагается в Таганском районе Центрального административного округа Москвы. Это пилонная трехсводчатая станция глубокого заложения, построенная на глубине 46 метров.

    Станция была открыта 30 декабря 1979 года. Свое название станция получила от площади, под которой находилась, хотя, в проектное название станции было "Застава Ильича".

    При выходе со станции можно попасть на площадь Рогожской заставы, шоссе Энтузиастов, к ж/д платформе "Серп и Молот", на Рогожский и Золоторожский валы.

    В центре зала станции "Площадь Ильича" находится переход на станцию "Римскую" Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена.

    Оформление станции очень лаконичное. Главным элементом являются массивные кубические пилоны, облицованные красно-коричневым мраморовидным известняком. Цоколи пилонов углублены, и это создает ощущение огромных красных кубов, стоящих на невысоких подставках. Путевые стены облицованы белым мрамором и украшены чеканками, изображающими серп и молот. Пол выложен плитами красного, черного и черного гранита. В центральном зале чередуются участки красного и серого цвета - их ширина равна ширине пилонов и межпилонного пространства соответственно, а вдоль зала с обеих сторон проходят полосы черного цвета - они разделяют центральный и боковые залы. Также в центральном зале, у торцевой стены, находится горельеф Ленина (скульптор Н.В. Томский).

  • Марксистская
  • Станция "Марксистская" находится в Таганском районе Центрального административного округа Москвы. Это колонная трехсводчатая станция глубокого заложения, построена на глубине 60 метров.

    Станция "Марксистская" была открыта 30 декабря 1979 года. Свое название она получила по улице Марксистской, проходящей по поверхности. С "Марксистской " имеются переходы на станции "Таганскую" линии и "Таганскую" .

    Как и предыдущая станция "Площадь Ильича" и некоторые другие станции Московского метрополитена, "Марксистская оформлена в красных тонах. Путевые стены облицованы желто-розовым мрамором. Колонны и арки между ними облицованы мрамором разных оттенков красно-розового цвета. Со стороны путей посередине каждой колонны на всю ее высоту вырезано продольное углубление. Центральный зал освещают красивые подвесные светильники с люминесцентными лампами. Со стороны перронов светильники имеют более графичную форму и сдержанный декор.

    На полу уложены плиты серо-коричневого гранита с крупными красными вставками в виде восьмиконечной звезды - они символизируют революционный цветок гвоздику. На сводах в обоих концах зала размещены панно в стиле флорентийской мозаики с изображением революционных и советских символов.

  • Третьяковская
  • Станция "Третьяковская" является кроссплатформенным пересадочным узлом. Станция принадлежит линии, и одновременно является конечной для восточного участка Калининско-Солнцевской линии. "Третьяковская" расположена в районе Замоскворечье Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения - 46 метров. Южный зал станции был открыт 3 января 1971 года в составе Калужского отрезка линии. Первоначально станция называлась "Новокузнецкой", а свое нынешнее название она получила в 1983 году по Третьяковской галерее, расположенной поблизости. В январе 1986 года начал работать и северный зал "Третьяковской".

    Станция устроена так же, как и кроссплатформенный узел "Китай-город": чтобы осуществить пересадку с одной линии на другую, нужно просто перейти на противоположную сторону платформы. Чтобы сменить и линию, и направление, нужно перейти в другой зал.

    В южный зал станции "Третьяковской" прибывают поезда Калужско-Рижской линии в направлении станции "Китай-город" и поезда Калининской линии в направлении станции "Марксистская".

    В северный зал прибывают поезда Калужско-Рижской линии в направлении "Марксистской", и для поездов Калининской линии зал является конечной станцией.

    Южный зал станции "Третьяковская" оформлен в серых тонах: стены отделаны серым мрамором, а на полу лежат плиты серого гранита. Северный зал облицован розовым мрамором, а его стены украшены бронзовыми портретами русских художников, выполненные художником А.Н. Бургановым.

    В истории станции "Третьяковской" выделяется 1 января 1998 года. В это день в вестибюле взорвалось безблочное взрывное устройство мощностью 150 граммов в тротиловом эквиваленте. Машинист, переходящий с одного состава на другой, обнаружил у ворот, закрывающих станцию на ночь, небольшую сумку. Мужчина открыл сумку, и увидев провода и батарейки, отнес ее дежурной по перрону, а сам отправился по маршруту. Дежурная оставила находку в дальней части перрона, огражденной от пассажирского зала, а сама набрала номер милиции. В этот момент прогремел взрыв. В результате дежурную ранило осколками стекла из кабинки, а две уборщицы получили травмы легкой степени.

  • Деловой центр
  • Станция "Деловой центр" - первая станция Солнцевского радиуса будущей единой Калининско-Солнцевской линии. Станция располагается в Пресненском районе Центрального административного округа Москвы. Тип станции: колонная, трехпролетная, глубокого заложения (станция находится на глубине 30 метров).

    Станция "Деловой центр" была открыта 31 января 2014 года в составе участка "Деловой центр"-"Парк Победы". При этом готов был только один тоннель, по которому единственный состав двигался челночным способом. В феврале 2016 года был достроен второй тоннель, и поезд пустили по нему, в то же время, выключив из эксплуатации первый тоннель. Из-за такого способа движения поездов, интервал составляет 10 минут. Еще одна особенность - ввиду низкого пассажиропотока, перегон обслуживает состав из трех вагонов.

    Дизайн станции "Деловой центр" выполнен в стиле хай-тек - со строгими холодными формами, отделкой из стекла и металла. Путевые стены облицованы белым мрамором. Через определенный интервал на стенах располагаются вертикальные темные полосы, похожие на товарный штрих-код. Вверху, над путями, устроены продольные переходные галереи из серебристого металла и стекла. Таким же серебристым металлом покрыты и колонны станции.

    Пол выложен плитами светло-серого гранита с полосами из черного гранита. По центру зала на потолке проходит белый ребристый участок, по сторонам от него располагаются участки синего цвета с длинными треугольными прорезями, в которых установлены лампы.

  • Парк Победы
  • Станция "Парк Победы" является кросс-платформенным пересадочным узлом и Калининско-Солнцевской линий Станция располагается в Западном административном округе Москвы. Глубина заложения станции "Парк Победы" составляет 80 метров. Это самая глубокая станция метро в Москве, вторая после петербургской "Адмиралтейской".

    Станция была открыта 6 мая 2003 года. Для оформления внутренних интерьеров была выбрана тема Отечественных войн 1812 и 1941 годов. До 2015 года в западном торце северного зала можно было увидеть панно, посвященное Великой Отечественной войне 41-го. Теперь на его места располагается второй вход. В восточном торце южного зала находится панно, посвященное Отечественной войне 1812 года. Оба изображения были созданы З.К. Церетели.

    Оба зала станции "Парк Победы" смотрятся очень просторными и светлыми. Первые ассоциации при взгляде на любой из залов - это шахматная доска.

    По отношению друг к другу залы оформлены по принципу контраста. В Южном зале белые мраморные путевые стены и белые "фасадные" части пилонов. Торцевые стенки пилонов и цоколи отделаны коричневым мрамором, на полу в шахматном порядке уложены гранитные плиты серого и черного цветов. Второй - Северный зал, наоборот, имеет коричневые путевые стены, коричнево-белые колонны со светлым цоколем, а на полу располагаются плиты коричневого и светло-серого цветов.

  • Раменки
  • Станцию "Раменки" планируется открыть в первом квартале 2017 года. Она расположится в одноименном районе Западного административного округа Москвы. После ввода в эксплуатацию станция "Раменки" станет конечной вплоть до продления радиуса в Солнцево. Это колонная двухпролетная станция мелкого заложения, построенная на глубине 15 метров.

    Работы по проектированию этой станции метро начались в середине 1960-х годов, а еще в 1938 году рассматривалась перспектива строительства примерно на этом же месте станции Фрунзенской ветки.

    Согласно нынешнему проекту, у станции будет два подземных вестибюля, совмещенных с подземными переходами под Мичуринским проспектом. Станцию "Раменки" оснастили лифтами, которые будут поднимать маломобильных пассажиров до уровня вестибюлей и из переходов на поверхность.

    Проект строительства - типовой. Его разработали специально для станций участка "Минская"-"Очаково". Пол станции облицован серым гранитом. По центру островной платформы располагаются четырехугольные колонны, слегка расширяющиеся кверху. Часть потолка, путевые стены и грани колонн, обращенные к путям, обшиты металлическими панелями серого цвета.

    На гранях колонн, обращенных к выходам со станции, размещается подсвеченные зеленые стеклянные панели с рисунком в виде деревьев.