В Баренцевом море у американцев нет больше выхода и они рискуют, пытаясь сорвать запуск русской торпеды на глазах китайских офицеров.

Небольшой по сравнению с русским «Курском» американский «Толедо» маневрирует вокруг российского корабля заслоняя видимость. Американский «Мемфис» также следит за всем на радаре на некотором расстоянии.

В 11 часов 28 мин. «Курск» был готов к запуску «Шквала».
«Толедо» приблизился к нему на опасное расстояние, произошло столкновение.
Тогда у россиян и американцев больше не выдерживают нервы. Гидролокатор «Мемфиса» регистрирует звук открытия торпедного люка «Курска». Чтобы предотвратить затопление «Толедо» торпедой «Шквал», капитан, «Мемфиса» выпускает торпеду Mk48 (Марк 48).




Судьба «Курска» уже решена. Американская торпеда пробивает корпус корабля в задней части торпедного отсека, в непосредственной близости от командирского мостика. Это приводит к взрыву и зажиганию урана, возникает пожар. Огонь добрался к остальным 24 торпедам.
Через 2 минуты и 15 секунд от удара Mk48 происходит огромный взрыв в торпедном отсеке. Уничтоженный «Курск» идёт на дно.
(Я видел этот канадский документальный фильм: там было сказано, что американская торпеда МК48 спроектирована таким образом, что всегда поражает капитанский мостик вражеской подлодки. Она пробивает корпус и затем взрывается внутри корабля, уничтожая его командный состав - прим. Сосипатра Изрыгайлова)






Сила взрыва была настолько велика, что его зафиксировали даже норвежские сейсмические станции.
Ударная волна повредила также «Мемфис», выбросив из него спасательный буй.
Россияне были уверены, что «Курск» затопил «американец», который, тем временем, сбежал в сторону Норвегии. Там он потом был обнаружен спутниками в ремонтном доке.

Побег «Мемфиса» — это лишь манёвр, чтобы отвлечь внимание от «Толедо», который с повреждениями после столкновения с «Курском» убегал в США.
Пока русские об этом не знали, адмирал Попов отдал приказ покинуть место крушения, а сам вместе с китайскими офицерами вернулся на берег под Мурманском, откуда подал рапорт в Генштаб.

Генерал Корабельников отдаёт приказ о поисковой операции капитану подводной лодки АС-15. Тот быстро находит лодку, но все убеждены, что экипаж не выжил.
На борту, однако, находятся 23 ядерные ракеты П-700 Гранит (одну «Курск» днём раньше выпустил в направлении мнимого противника).
Чтобы не допустить захвата корабля и его ракет чужими боевыми единицами, адмирал Попов приказал систематически бомбардировать лодки глубоководными минами.

«Мы были убеждены, что произошло столкновение с иностранным судном, а взрыв в торпедном отсеке произошёл в результате столкновения с дном, — говорит подполковник Андрей.
— Американцы, однако, сразу же признались, что действительно произошло, отправив к нам Тенета с секретной миссией. Это был шок. Только благодаря Путину не было ядерной контратаки, хотя многие адмиралы до сих пор бросают ему серьёзные упрёки, что надо было отвечать, а не торговаться».



Затирание следов

Тенет признаёт, что «Мемфис» в панике, первым открыл огонь. Американцы и россияне ищут выхода из кризисной ситуации. Путин, который был тогда президентом менее чем полгода, решается на спираль лжи.

Власти сначала уверяли, что «Курск» погиб в воскресенье, а не в субботу, что никто не выжил из-за взрыва и пожара, что на борту судна не было ядерного оружия.
Не было ни слова об иностранных кораблях в Баренцевом море; о блокированных в девятом отсеке 23-х моряках, которых можно было спасти; о ядерной угрозе; о включённых на полную мощность как во время атаки двигателях «Курска».

Несколько русских адмиралов, которые пытались представить, иную чем официальная версию событий, были уволены со службы...

А официальная (лживая) версия гласит, что на борте «Курска» была утечка топлива из одной 30-летней учебной торпеды ПВ 65-76 «Кит»:

Адмирал Валерий Рязанцев, возглавлявший правительственную комиссию по расследованию причин катастрофы, утверждает, что торпеды «Кит» плохо использовались. «Пока они перед учениями лежали спокойно на складе, ничего плохого с ними не происходило, — утверждал адмирал. — Но переход в состояние боевой готовности требовал от экипажа соответствующей подготовки и предохранение торпед, чего не произошло. Экипаж совершил ошибку, которая стоила жизни 118 подводникам».

По его версии в торпедах, среди прочего, не были обеспечены клапаны с сжатом воздухом. Хуже того, экипаж первого торпедного отсека не закрыл вентиляционные люки, ведущие ко второму торпедному отсеку. Когда произошёл взрыв торпеды в первом отсеке, ударная волна проникла через клапаны в соседний отсек.

«К-141 «Курск», с затопленным первым отсеком и серьёзно повреждённым вторым, ударился обо дно со скоростью три узла под углом 40-42 градуса, что привело к разрушению торпедных аппаратов 1, 3, 5 и 6, и взрыву находящихся в них торпед», — говорится в окончательном отчёте Рязанцева. Командование Военно-морского флота объясняло, что использование старых торпед на ультрасовременной подводной лодке было продиктовано экономическими соображениями.



Часть материалов исследования была засекречена. Доступ к обломкам «Курска» после подъёма был ограничен.
С правой стороны видна, однако, чёткая, очень протяжённая вмятина — след после удара торпеды Mk48. После подъёма лодка с этой стороны была сфотографирована только один раз.
После извлечения останков 118 членов экипажа, «Курск» был очень быстро утилизирован.
Пощадили только командирский мостик, который три года назад стал частью памятника погибшим морякам.

«Американский след» был удалён из списка официальных версий.
После второго визита главы ЦРУ Тенета в Москву, США аннулируют российский долг и дают Москве долгосрочный кредит в размере 10 миллиардов долларов.

Дело «Курска» было официально закрыто. Любые попытки получить комментарии в пресс-службе русской военной разведки, Генштабе или Министерстве иностранных дел кончались неудачей: «Нам это не известно, ничего подобного мы не можем подтвердить».

Как утверждает Лилия Шевцова из Московского центра Карнеги, для Путина самым важным было тогда поддержание хороших отношений с Соединенными Штатами...

"Wprost 24", Польша

Американский след

Виктор Батер, перевод Инофорума

12 августа 2000 года американцы потопили русскую подводную лодку «Курск». Эта гипотеза, ранее почти единогласно отвергнутая, возвращается теперь, после вступления в президентство Владимира Путина в России. О нападении кораблей Военно-морских сил США говорит нам адъютант русского Генерального штаба. Внизу его отчёт. На следующих страницах оценки экспертов из Великобритании, Норвегии и Польши.

Версию о торпедировании «Курска» американской подводной лодкой представили в 2005 году канадские журналисты телеканала «History Channel» и французский режиссёр Жан-Мишель Карре в фильме «Курск — подводная лодка в мутной воде». Но авторы по-разному описывали учения в Баренцевом море, путая, в частности, роли американских кораблей. Они были согласны в одном — русские знали с самого начала о военных кораблях US Navy наблюдавщих за учениями, сразу после аварии подняли в воздух две эскадрильи самолётов для уничтожения подводных лодок. Бомбардировку убегающих американцев остановил личный приказ Владимира Путина. Канадцам и французам, однако, недоставало подтверждения представленных фактов. Нам удалось впервые встретиться с высокопоставленным офицером русских спецслужб, который — сохраняя анонимность — в своём рассказе о событиях в субботу 12 августа 2000 года в Генштабе в Москве подтверждает версию о так называемом американском следе, и тот факт, что с первых минут были проведены беспрецедентные российско-американские консультации на высоком уровне.

Раньше о торпедировании «Курска» американцами писали также некоторые русские эксперты. Но они были в России лишены права голоса. Несколько публикаций на эту тему появились лишь в малотиражных и сомнительных таблоидах, таких как «Версия — Совершенно секретно». В результате эти газеты были либо закрыты, либо их руководители прошли строгую проверку со стороны ФСБ.

Канадцами тайно сделанные фотографии правого борта «Курска» с чётким, круглым входным отверстием от американской торпеды Mk48, в России были засекречены. За-то их можно найти на веб-сайтах, посвящённых катастрофе. Специалисты, которые придерживаются версии торпедирования «Курска» американцами, сходятся в одном: 12 августа 2000 года мир чудом избежал ядерного конфликта между двумя сверхдержавами, Россией и США, и начала третьей мировой войны. Вот альтернативная версия событий.

«Это было в субботу вечером, — вспоминает подполковник Андрей, тогда один из адъютантов Валентина Корабельникова, глава Главного разведывательного управления Генерального штаба (ГРУ). — Атмосфера в штабе, мягко говоря, была напряжённая. Мы знали, что «Курск» затонул. Но тогда это была секретная информация. Мы не знали подробностей. Адмирал Попов с крейсера "Пётр Великий", который сделал первые доклад, говорил что-то о столкновении с иностранной подлодкой. Мы знали, что учения в Баренцевом море велись под внимательным наблюдением иностранных разведок, в том числе американцами, но нам не хватало конкретных данных».

По словам подполковника Андрея малая подводная лодка AS-15 быстро после катастрофы обнаружила «Курск». Но не было никакого решения о спасательной операции — хотя на борту были водолазы, способные работать на глубине до 200 метров. «Курск» лежал на 108.

«Мы думали, что экипаж погиб, не было никаких контактов с ними, — говорит подполковник. — Когда я варил Корабелникову кофе, зазвонил телефон. Командир побледнел, выслушал и пробормотал: "Буду в одно мгновение". Кофе больше не хотел, оперся на стол и выпалил: "Эти американские говнюки затопили наш корабль, понимаешь? Будет война, лять, будет война! "Первый" (то есть Путин) приехал из Сочи, есть также Тенет. Если кто-нибудь об этом узнает — застрелю сам"».

Андрей признаётся, что в коридорах Генштаба говорили о неожиданном визите Джорджа Тенета — тогдашнего директора ЦРУ. Это была сенсация. О том, что Путин прервал только что начатый отпуск, знала только горстка людей. Андрей до сих пор боится, поэтому он не согласился чтобы было опубликовано его настоящее имя. «Ты читал Суворова, не так ли? — спрашивает он (имеется в виду Виктор Суворов — прим. перев.). — Знаешь, что ГРУ делает с предателями».

Я спросил, почему он решил нарушить молчание. «Обременяет меня это, как камень, — говорит взвешивая слова. — Вокруг "Курска" скопилось так много лжи и слухов, и мало кто знает, что мир оказался на грани ядерного апокалипсиса, мы пожертвовали нашими во имя мира».

Офицер ГРУ с угрызениями совести? Андрей показывает мне документы. Из них следует, что на самом деле 12 лет назад он работал в Генеральном штабе. В отделении военной разведки. Уже пять лет в запасе.

Американец в Москве

Вернёмся к событиям 12 августа 2000 г. Тенет прибыл в Москву с посланием от Билла Клинтона и миротворческой миссией. Его задача — любой ценой не допустить эскалации конфликта. Обо всем Андрей узнает уже после встречи, в которой помимо Путина, Тенета и Корабельникова принимали участие глава Федеральной службы безопасности Николай Патрушев и министр обороны Игорь Сергеев.

Было принято решение: никакой информации для прессы. Первые сообщения о гибели корабля агентство ИТАР-ТАСС опубликовало только в понедельник. В понедельник также возвращается в Москву Тенет, уже не секретно.

«Это было беспрецедентное событие, — говорит капитан Виталий Доценко, который оставил службу после катастрофы «Курска» и в настоящее время преподаёт в Академии Генерального штаба. — Глава ЦРУ никогда не приезжал в Россию официально. Кроме того, я склонен полагать, что он был здесь не только один раз. Версия о его внезапной визите в субботу, весьма неожиданна».

Путин официально прервал отпуск через пять дней после аварии, 17 августа. До этого момента, говорит Андрей, хорошо смазанный механизм дезинформации делает своё дело. Любые предположения об «американском следе» были «торпедированы» вице-премьером Ильей Клебановым, который возглавлял правительственную комиссию расследования причин катастрофы.

«Во многом можно упрекать власти России, когда думаешь о тех днях полных надежды на спасение 23 моряков в девятом отсеке "Курска", — говорит Андрей. — Моряки, которые пережили второй взрыв в торпедном отсеке, отдали свою жизни в обмен на мир и хорошие отношений между Россией и США. На самом деле, власти пожертвовали ими».

Если бы тогда правда выявилась, могло случиться худшее. Тем более, что в своей последней записке, написанной незадолго до смерти в девятом отсеке «Курска», через два, три дня после катастрофы, один из матросов, Дмитрий Колесников, точно описал ход событий. Эта записка, в отличие от предыдущих, адресованных к семье, никогда не была обнародована и находится в секретном архиве ГРУ.

«Шквал» на море

О какой правде мы говорим? На основании показаний подполковника Андрея, а также на основе опубликованных документов и результатов расследования прокуратуры, можно с высокой степенью вероятности воссоздать события 12 августа 2000 г.

В 8 часов 51 минут капитан «Курска» Геннадий Лячин докладывает адмиралу Попову на «Пётр Великий» о готовности к запуску в рамках учений торпеды новейшего типа «Шквал». «Курск» находится на перископной глубине 18 метров. С этого момента Лячин дал приказ о тишине в эфире. Он знает, что за «Курском» следят две американские подлодки «Мемфис» и «Толедо». За его движениями также следят: спутники НАТО, норвежский разведывательный корабль «Марьята» и британский крейсер. Вокруг «Курска» собираются российские корабли, принимающие участие в учениях, чтобы обеспечить спокойствие экипажу судна перед запуском «Шквала».

Для русских — это великое событие. Торпеды «Шквал» должны быть проданы Пекину — китайские офицеры наблюдали за манёврами с борта «Петра Великого». «Для США продажа этих торпед Китаю была бы огромным ударом, это подорвало бы баланс в Азиатском регионе, — говорит Андрей. — Эти двухтонные ракеты развивают под водой скорость 500 км/ч, в то время как классические торпеды не развивают скорость более, чем 60 км/ч».

Всё это благодаря конструкции, разрешающей окружить торпеду воздушным пузырём. По мнению Андрея американцы пытались украсть секреты «Шквала», их операцию, однако, сорвали русские спецслужбы. Речь идёт о задержании за месяц до погружения «Курска» американского агента, бизнесмена, Эдмонда Поупа. Он хотел купить у конструктора торпеды планы «Шквала». Транзакцию прервал русский спецназ.

Критические минуты

В Баренцевом море у американцев нет больше выхода и они рискуют, пытаясь сорвать запуск торпеды на глазах китайских офицеров. Небольшой по сравнению с «Курском» «Толедо» маневрирует вокруг российского корабля заслоняя видимость. «Мемфис» следит за всем на радаре на некотором расстоянии.

В 11 часов 28 мин. «Курск» был готов к запуску «Шквала». «Толедо» приблизился к нему на опасное расстояние, произошло столкновение. Тогда у россиян и американцев больше не выдерживают нервы. Гидролокатор «Мемфиса» регистрирует звук открытия торпедного люка «Курска». Чтобы предотвратить затопление «Толедо» торпедой «Шквал», капитан, «Мемфиса» выпускает торпеду Mk48.

Судьба «Курска» уже решена. Американская торпеда пробивает корпус корабля в задней части торпедного отсека, в непосредственной близости от командирского мостика. Это приводит к взрыву и зажиганию урана, возникает пожар. Огонь добрался к остальным 24 торпедам. Через 2 минуты и 15 секунд от удара Mk48 происходит огромный взрыв в торпедном отсеке. Уничтоженный «Курск» идёт на дно.
(Я видел этот канадский документальный фильм: там было сказано, что американская торпеда МК48 спроектирована таким образом, что всегда поражает капитанский мостик вражеской подлодки. Она пробивает корпус и затем взрывается внутри корабля, уничтожая его командный состав - прим. Сосипатра Изрыгайлова)


Сила взрыва была настолько велика, что его зафиксировали даже норвежские сейсмические станции. Ударная волна повредила также «Мемфис», выбросив из него спасательный буй. Россияне были уверены, что «Курск» затопил «американец», который, тем временем, сбежал в сторону Норвегии. Там он потом был обнаружен спутниками в ремонтном доке.

Побег «Мемфиса» — это лишь манёвр, чтобы отвлечь внимание от «Толедо», который с повреждениями после столкновения с «Курском» убегал в США. Пока русские об этом не знали, адмирал Попов отдал приказ покинуть место крушения, а сам вместе с китайскими офицерами вернулся на берег под Мурманском, откуда подал рапорт в Генштаб.

Генерал Корабельников отдаёт приказ о поисковой операции капитану подводной лодки АС-15. Тот быстро находит лодку, но все убеждены, что экипаж не выжил. На борту, однако, находятся 23 ядерные ракеты П-700 Гранит (одну «Курск» днём раньше выпустил в направлении мнимого противника). Чтобы не допустить захвата корабля и его ракет чужими боевыми единицами, адмирал Попов приказал систематически бомбардировать лодки глубоководными минами.

«Мы были убеждены, что произошло столкновение с иностранным судном, а взрыв в торпедном отсеке произошёл в результате столкновения с дном, — говорит подполковник Андрей. — Американцы, однако, сразу же признались, что действительно произошло, отправив к нам Тенета с секретной миссией. Это был шок. Только благодаря Путину не было ядерной контратаки, хотя многие адмиралы до сих пор бросают ему серьёзные упрёки, что надо было отвечать, а не торговаться».

Затирание следов

Тенет признаёт, что «Мемфис» в панике, первым открыл огонь. Американцы и россияне ищут выхода из кризисной ситуации. Путин, который был тогда президентом менее чем полгода, решается на спираль лжи. Власти сначала уверяли, что «Курск» погиб в воскресенье, а не в субботу, что никто не выжил из-за взрыва и пожара, что на борту судна не было ядерного оружия. Не было ни слова об иностранных кораблях в Баренцевом море; о блокированных в девятом отсеке 23-х моряках, которых можно было спасти; о ядерной угрозе; о включённых на полную мощность как во время атаки двигателях «Курска».

Несколько адмиралов, которые пытались представить, иную чем официальная версию событий, были уволены со службы. А официальная версия гласит, что на борте «Курска» была утечка топлива из одной 30-летней учебной торпеды ПВ 65-76 «Кит».

Адмирал Валерий Рязанцев, возглавлявший правительственную комиссию по расследованию причин катастрофы, утверждает, что торпеды «Кит» плохо использовались. «Пока они перед учениями лежали спокойно на складе, ничего плохого с ними не происходило, — утверждал адмирал. — Но переход в состояние боевой готовности требовал от экипажа соответствующей подготовки и предохранение торпед, чего не произошло. Экипаж совершил ошибку, которая стоила жизни 118 подводникам».

По его версии в торпедах, среди прочего, не были обеспечены клапаны с сжатом воздухом. Хуже того, экипаж первого торпедного отсека не закрыл вентиляционные люки, ведущие ко второму торпедному отсеку. Когда произошёл взрыв торпеды в первом отсеке, ударная волна проникла через клапаны в соседний отсек.

«К-141 «Курск», с затопленным первым отсеком и серьёзно повреждённым вторым, ударился обо дно со скоростью три узла под углом 40-42 градуса, что привело к разрушению торпедных аппаратов 1, 3, 5 и 6, и взрыву находящихся в них торпед», — говорится в окончательном отчёте Рязанцева. Командование Военно-морского флота объясняло, что использование старых торпед на ультрасовременной подводной лодке было продиктовано экономическими соображениями.

Часть материалов исследования была засекречена. Доступ к обломкам «Курска» после подъёма был ограничен. С правой стороны видна, однако, чёткая, очень протяжённая вмятина — след после удара торпеды Mk48. После подъёма лодка с этой стороны была сфотографирована только один раз. После извлечения останков 118 членов экипажа, «Курск» был очень быстро утилизирован. Пощадили только командирский мостик, который три года назад стал частью памятника погибшим морякам.

«Американский след» был удалён из списка официальных версий. После второго визита главы ЦРУ в Москву, США аннулируют российский долг и дают Москве долгосрочный кредит в размере 10 миллиардов долларов. Дело «Курска» было официально закрыто. Любые попытки получить комментарии в пресс-службе русской военной разведки, Генштабе или Министерстве иностранных дел кончались неудачей: «Нам это не известно, ничего подобного мы не можем подтвердить».

И сразу же ответный вопрос: «А вы откуда обо всём этом знаете?!»

Как утверждает Лилия Шевцова из Московского центра Карнеги, для Путина самым важным было тогда поддержание хороших отношений с Соединенными Штатами. Перезагрузка отношений на линии Москва-Вашингтон находилась под угрозой, как никогда раньше. Прагматизм взял верх над эмоциями. Путин не подчинился давлению со стороны военных ястребов.

Август - черный месяц для российского военно-морского флота. 12 августа 2000 года погибла атомная подлодка "Курск", 30 августа 2003 года в Баренцевом море затонула АПЛ "К-159", 7 августа 2005 года чуть не погиб у берегов Камчатки батискаф "АС-28"… Вокруг погибшего 16 лет назад "Курска" до сих пор бушуют страсти: как такое вообще могло произойти?

В свое время "Правда.Ру" была одним из первых (если не первым) из российских изданий, которое уже через год после трагедии опубликовало самую кошмарную версию гибели подводного ракетоносца. Группа российских ученых-"концептуалов" полагала, что нашу подлодку погубило боевое столкновение с иностранной, предположительно, американской, субмариной. Говорят, эта записка легла на столы первых лиц страны… Правда, ответ на нее до сих пор так и не появился. И по сей день эта версия полностью не опровергнута.

Напомним, К-141 "Курск" - российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А "Антей". Заложен на северодвинской верфи "Севмаш" в 1992 году, принят в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 годы "Курск" служил в составе Северного флота России, пункт базирования - Видяево. Затонул в Баренцевом море в 175 километрах от Североморска на глубине 108 метров в результате катастрофы, произошедшей 12 августа 2000 года. Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли. По количеству погибших авария стала второй в послевоенной истории отечественного подводного флота после взрыва боезапаса на подлодке Б-37.

Сразу после катастрофы несколько адмиралов и официальных лиц утверждали, что "Курск" был торпедирован американской подводной лодкой. Затем эта версия стала замалчиваться в пользу официальной версии. Адмиралам как бы приказали замолкнуть.

Однако режиссер Жан-Мишель Карре в своем фильме "Курск. Подводная лодка в мутной воде", который был показан 7 января 2005 на французском телевидении, утверждает, что "Курск" был торпедирован американской подводной лодкой "Мемфис". Согласно его версии, "Курск" выполнял показательный выстрел новой торпеды "Шквал", эти испытания наблюдались двумя американскими подводными лодками - "Мемфис" и "Толедо".

Тут ничего непривычного нет - обычно и российские, и натовские подводники наблюдают друг за другом как во время учений, так и в ходе обычных мероприятий боевой подготовки. Это и понятно - как лучше научить подводников боевому мастерству? Правда, делается это на безопасных дистанциях.

А вот "Толедо" шел на опасной близости под прикрытием "Мемфиса", который находился "в тени". В какой-то момент "Курск" и "Толедо" столкнулись, (видеозапись лежащего на дне "Курска" показывает длинные разрывы на его корпусе) и, чтобы предотвратить выстрел "Курска" в "Толедо" (предполагается, что было услышано открытие трубы торпедного аппарата "Курска"), "Мемфис" открыл огонь торпедой Mk-48 по "Курску". Этой же версии до сих пор придерживаются и некоторые российские отставные военные в больших чинах…

По-видимому, если мы и узнаем правду, то очень нескоро. Так или иначе, "Курск" был, самой "неудобной" российской подлодкой для американского флота. Еще бы - за год до гибели наш подводный ракетоносец поставил на уши все НАТО!

В августе-октябре 1999 года корабль, который в НАТО называли "убийцей авианосцев", участвовал в автономном походе в Атлантический океан и Средиземное море, перед этим выполнив на "отлично" ракетные стрельбы на приз главкома ВМФ России.

Корабль скрытно прорвался в Средиземное море через Гибралтар. "Это был не прорыв, а песня!", - так комментировал действия "Курска" тогдашний командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Алексеевич Попов, с которым автору этих строк довелось быть знакомым лично.

"Курск" вел скрытное наблюдение за группировкой Шестого флота ВМС США в Средиземном море, включавшего авианосец "Теодор Рузвельт", с которого самолеты наносили удары по Сербии во время операции НАТО против Югославии. За время средиземноморского похода "Курск" отработал пять условных атак по реальным целям. По итогам похода 72 члена экипажа были представлены к правительственным наградам. По сути, наш "Курск" прикрывал многострадальную Югославию!

Внезапное появление в Средиземном море новейшего "убийцы авианосцев" вызвало панику в рядах флота США. К поискам "Курска" были привлечены противолодочные силы всех средиземноморских стран НАТО…

Тем не менее, К-141 так же внезапно исчезает, как и появилась, нанеся сокрушительный удар по американскому самолюбию. Представьте себе - русские ведут себя, как настоящие невидимки!

Сразу несколько начальников, включая командующего противолодочной обороной Гибралтарской зоны, лишаются своих должностей, а "Курск" и его командир, фактически, возводятся в ранг "личных врагов Америки". Командир АПЛ капитан первого ранга Геннадий Лячин был представлен к званию героя России. Но получить заслуженную награду просто не успел - слишком долго ходят бумаги по береговым кадровым службам…

Поначалу показывали то, что мы уже видели и знали. Как и когда это случилось и как наши военные начальники на это реагировали. Обычные кадры. Женщины в истерике и все такое. Обвинения Путину, что оставался на отдыхе на Черном море. Показали Илью Клебанова, если помните, он был тогда вице-премьером. Показали, как Клебанов молча стоял перед впавшими в истерику женщинами, не зная что ответить. Мы уже немного расслабились, ну, мол, будут сейчас измываться, пройдутся от души по нашим. И тут внезапный поворот. Вы, наверное, помните, что была такая версия в некоторых газетах, что, мол, была рядом иностранная подводная лодка и было вроде как столкновение, а потом детонировали торпеды на "Курске".

У нас это всё и осталось нелепым вымыслом, после двухлетнего следствия в 2002 году была озвучена официальная версия, согласно которой самопроизвольно взорвалась торпеда в носовом отсеке, затем по цепной реакции взорвался весь боезапас, что и повлекло гибель подлодки и экипажа.

А вот что нам показали в этом фильме. В районе маневров были две американские подводные лодки. У них было спецзадание следить за маневрами. "Мемфис" шла под прикрытием другой лодки, "Толедо", в ее тени. Вроде как только одна лодка на экранах всех радаров и сонаров. Потом "Мемфис" вынырнула из-под ведущей лодки, чтобы получше исследовать запуск баллистической ракеты с "Курска", не рассчитав направление и расстояние. Американцы оказались на встречном курсе и столкнулись в лобовом направлении с нашими. Они прошли всем корпусом по наиболее уязвимому второму отсеку "Курска".

Но самое ужасное случилось потом. На "Толедо", наблюдая всю картину, капитан решил, что русские каким-то образом атаковали "Мемфис" и, недолго думая, выпустил торпеду по "Курску". Торпеда попала прямо в ослабленную часть на стыке второго и третьего отсеков и разорвалась внутри. В фильме показали компьютерную реставрацию произошедшего. Нашими самолетами по свежим следам были зафиксированы масляные пятна на воде по курсу уходящей с места происшествия чужой подлодки. В некоторых газетах писали, что была иностранная подлодка, вроде как английская, и мы все это читали.

Теперь о том, что мы точно не знали. Оказывается, наши вели эти две американские подлодки до всех событий и точно знали, что это были американцы. После столкновения и атаки на "Курск" министр обороны Сергеев поднял две противолодочные эскадрильи в воздух. Немедленно доложили на юг Путину. И в тот же момент на связь с Путиным вышли американцы.

После связи с американцами Путин отозвал самолеты и принял решение (он или его команда) оставаться на юге, чтобы не провоцировать нагнетание напряженности. Все, оказывается, было на краю пропасти. Срочно прибыл в Москву директор ЦРУ для консультаций. Всё это время Путин постоянно был на связи с Биллом Клинтоном. В итоге к лодке никого не подпускали, хотя весь мир предлагал квалифицированную помощь. Все мы ведь думали, что можно спасти кого-нибудь. Через несколько дней наши согласились пустить датчан, но со строжайшим приказом не подплывать к носу лодки. Датчане сумели открыть люк в восьмом отсеке, нашли несколько предсмертных записок и подтвердили, что внутри лодки никто не выжил.

После этого шла работа наших водолазов. Они уже не заботились о лодке, ее реакторе и погибших моряках. Оказывается, со дна около "Курска" в срочном порядке убирались куски и обломки американского "Мемфиса". Те российские газеты, которые все же умудрились опубликовать спутниковые снимки "подозрительной иностранной" подлодки на ремонте в норвежском порту, были тут же прижаты к ногтю ФСБ. Эта подлодка действительно была американской "Мемфис" и добиралась она до Норвегии 7 дней вместо 2 обычных. Другая американская лодка "Толедо" зигзагами, нестандартным курсом ушла в США.

Двое представителей российского военного и политического руководства - Игорь Сергеев и Илья Клебанов, которые не шли на поводу и отстаивали американский след как публичную версию были в итоге отправлены в отставку. Некоторое время спустя (около двух недель после происшествия) весь предыдущий российский долг США был аннулирован и Америка предоставила России новый кредит на 10 миллиардов долларов. Каждая семья погибших на "Курске" моряков получила немыслимую компенсацию в 25 тыс. долларов. Путину, тем не менее, нужно было поднять лодку - для сохранения политического имиджа. На подъем "Курска" год спустя был подписан контракт с голландской компанией, единственной, которая согласилась поднять только среднюю и хвостовую часть.

Все остальные компании за много меньшие деньги соглашались поднять весь корпус целиком. Голландцы отпилили два носовых отсека и вывезли на сушу все остальное. Вот тут нам и показали кадры лодки крупным планом. Прямо у места отпила зияла огромная круглая дыра, и края у этой дыры были вмяты внутрь. У нас этого точно не показывали, потому что немедленно эта часть фюзеляжа была объявлена засекреченной и впоследствии была ликвидирована, как, впрочем, и все кинопленки. В фильме были приведены показания экспертов, которые подтвердили, что только американская торпеда нового образца (не помню ее точное название) может оставлять такие следы, прожигая наружный слой и взрываясь внутри. Удивительный фильм. Особенно здесь, в Канаде. Одно несомненно: идея американского следа даже не подвергалась сомнению. Фильм был сделан при участии английских, канадских и независимых американских журналистов.

Источник - http://svoim.info/201013/?13_2_3

Всех владельцев сайтов с Украины обращаю внимание на то что открылся новый надёжный и дешевый хостинг . Его создала компания «Веб Хостинг». Так что не пропустите этого выгодного предложения.

Всех любителей кино приглашаю посетить сайт фильма «Знакомство с Факерами 2». На нём вы узнаете все околосъёмочные подробности об этом фильме и естественно сможете знакомство с факерами 2 скачать бесплатно.

Всем тем кто верит в мистику приметы и гадания будет интересен этот ресурс. На нём вы узнаете совместимость имен , тайну имени и другую мистическую информацию связанную с именами.

Капитан первого ранга в отставке Виталий ЛЮЛИН: "Искушение отомстить за потерю "Курска" было велико, но тогда погибли бы не 118 человек, а 118 миллионов"

За годы, минувшие после трагедии, со дна моря поднят корпус атомохода, оплаканы погибшие моряки, подросли их осиротевшие дети... Но до сих пор нет внятного ответа на вопрос: что же случилось на борту "Курска"? Почему затонул один из лучших подводных крейсеров России? Кто виноват?

"САМОЛЕТЫ ОБНАРУЖИЛИ МАСЛЯНЫЕ ПЯТНА ПО КУРСУ,

КОТОРЫМ "УПОЛЗАЛА" НЕИЗВЕСТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА"

— Виталий Александрович, когда-то известный американский телеведущий Ларри Кинг спросил российского президента, что случилось с подводной лодкой "Курск". Путин ответил: "Она утонула"... Вы согласны с такой трактовкой?


— Об этом чуть позже. А для начала восстановим ход событий. Итак, 12 августа 2000 года в 11 часов 28 минут норвежские сейсмологи зарегистрировали взрыв в Баренцевом море, где российский Северный флот проводил крупномасштабные учения. Спустя 2 минуты 15 секунд раздался второй, гораздо более мощный взрыв, сравнимый по силе с небольшим землетрясением...


Как мы теперь знаем, в это время по отсекам подводного атомохода "Курск" пронесся смертоносный смерч. Он крушил переборки и закручивал толстенную сталь в завитки, срывал механизмы и паропроводы, сжигал электрощиты... Кощунственно звучит, но тем из подводников, которые погибли сразу, повезло. У 23-х моряков кормовых отсеков, которые при взрыве уцелели, агония длилась несколько часов: они остались на глубине 108 метров в темноте, без кислорода и почти без надежды...


— По одной версии, которой поначалу придерживались и вы, трагедия произошла из-за неподготовленности экипажа, по другой — из-за взрыва экспериментальной парогазовой торпеды, находившейся на борту "Курска"...


— Обнародованная информация была крайне противоречива. Но от внимательных взглядов не ускользнула та категоричность, с которой Москва — задолго до окончания расследования! — отмела возможность столкновения с иностранной подводной лодкой, и тем более того, что "Курск" был атакован противником. Постепенно просачивались все новые и новые подробности... Я не могу назвать свои источники информации, но ручаюсь — они абсолютно достоверны. Немало пищи для размышлений дала также операция по подъему затонувшего атомохода...


А потом ко мне в руки попали снимки многоцелевой американской подлодки "Мемфис", которая осенью 2000-го вернулась из похода в Баренцево море на свою базу в Норфолк. Посмотрите! Ее носовая оконечность отсечена, отрезана, загерметизирована...

Такой вернулась после столкновения на базу американская подводная лодка "Мемфис"

— Ого! Где эта посудина умудрилась так "стесать" свой нос?


— Тем, кто во время поисково-спасательной операции смотрел телерепортаж со дна Баренцева моря, об этом нетрудно догадаться. Камера четко зафиксировала на правой носовой оконечности "Курска", в районе второго отсека, огромную вмятину, направленную к носу... И командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов упоминал, что на корпусе затонувшего атомохода в районе второго отсека обнаружен след от сильного динамического удара... Еще более откровенно выразился главком ВМФ России адмирал флота Владимир Куроедов. Сразу после катастрофы он утверждал, что "имеются признаки крупного и серьезного столкновения".


— Может, флотские чины просто-напросто пытались переложить ответственность с себя на коварного супостата?


— Объективные данные подтверждают их правоту. В первые дни после аварии, когда информацию в СМИ еще не взяли под жесткий контроль, промелькнуло сообщение о некоем светло-зеленом спасательном буе, замеченном неподалеку от затонувшего "Курска". А ведь на российских подлодках используют только бело-красные буи. Кроме того, когда крейсер "Петр Великий" обнаружил затонувший атомоход, его акустики фиксировали стуки и работу ЗПС (звуко-подводной связи) в закрытом режиме. Кто-то подавал сигналы с двух часов 22 минут 13 августа до 11 часов 14 августа.


Спасатели надеялись, что это российские подводники, оказавшиеся в ловушке. Мол, ребята замолчали, потому что экономят силы... Но после того, как записанные стуки и кодограммы проанализировали, разложили на составляющие, появились большие сомнения насчет того, что они принадлежали морякам "Курска". Дело в том, что сигналы "SOS!" подавались механическим излучателем — такие на российских субмаринах не ставят, а коды не расшифровывались. По всей вероятности, они шли с иностранной подлодки, находившейся неподалеку. И посмертная записка капитана-лейтенанта Дмитрия Колесникова подтверждает: 13 и 14 августа стучать на борту "Курска" было уже некому.

Кстати, когда по тревоге в воздух были подняты две противолодочные эскадрильи, самолеты обнаружили масляные пятна по курсу, которым "уползала" с места происшествия неизвестная подводная лодка. Естественно, подозрение пало на американцев и англичан, чьи субмарины крутились поблизости.

"МЕМФИС" ПОЛУЧИЛ СЕРЬЕЗНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ,

У НЕГО БЫЛИ ТРУПЫ НА БОРТУ"



— Однако и те и другие на правительственном уровне заявили, что никакого отношения к гибели "Курска" не имеют...


— Море умеет хранить свои тайны. Поэтому отрицай все, пока тебя не припрут к стене уликами. Но обратите внимание: англичане с возмущением потребовали от российской стороны предоставить доказательства, а вот американская сторона протестовала не так рьяно. Будто опасалась, что россияне могут ответить. Ведь, как заявил заместитель начальника Генштаба Вооруженных Сил России генерал-полковник Валерий Манилов: "При проведении операции по спасению экипажа "Курска" в 50 метрах от него на грунте российские спасатели нашли нечто, похожее на ограждение боевой рубки, устанавливаемой на подводных лодках США и Великобритании". А министр обороны России Игорь Сергеев, выступая по телевидению 16 августа 2000 года, сказал, что "Курск" подвергся тарану...


То есть уже в первые дни все было предельно ясно, но затем лица, облеченные властью, постарались максимально запутать ситуацию...


— Если столкновение действительно имело место, в результате его должна была больше пострадать именно американская подлодка... Ведь водоизмещение "Курска" в три раза больше, чем у "Мемфиса". Это все равно как если бы "газель" врезалась в КамАЗ.


— Ситуация не столь однозначна. Поинтересуйтесь у инспекторов ГАИ, они вам подтвердят: при таких авариях далеко не все зависит от массы. На исход столкновения влияет угол, под которым двигались автомобили, их скорость, состояние дороги и так далее...


Кстати, "Мемфис" получил серьезные повреждения, у него были трупы на борту... Ему пришлось побороться за свою живучесть... Тем не менее американцам удалось самостоятельно дойти до норвежской базы Берген. Поскольку ее доки не приспособлены для ремонта подводных лодок, там искореженный корпус чуть-чуть залатали, восстановили герметичность субмарины... А через восемь суток "Мемфис" ушел в британский Саутгемптон, чтобы зашхериться, то есть спрятаться в закрытом доке для более существенного ремонта... Заметьте, даже своим союзникам по НАТО американцы не позволили осмотреть поврежденный корпус, тем самым лишив себя алиби.


— Вы сказали: "Трупы на борту...". Откуда такие сведения?


— Весь мир следил за развитием событий вокруг "Курска", русская диаспора особенно. В Нью-Йорке, Норфолке... Там появились публикации — щадящие, но достаточно авторитетные, — что к приходу "Мемфиса" в Берген прилетали 12 жен подводников. Авторы утверждали, что сначала на борту этой лодки было три трупа, потом их число дошло до девяти — видимо, кого-то из тяжелораненых спасти не удалось...


— Но что американская подводная лодка делала в Баренцевом море?


— Их там болталось три: американские "Мемфис" и "Толедо" и британская "Сплендид". Как только россияне объявили, что планируют крупномасштабные маневры (по международной договоренности стороны обязаны друг друга уведомлять о таких вещах заранее), эти ребята рванули туда на всех парах. Иначе и быть не могло.


Знаете, как натовцы называют стратегическую субмарину класса "Антей", к которым относится "Курск"? "Убийца авианосцев", "лучший корабль современности". Это подводный гигант длиной 154 метра и водоизмещением 13-18 тысяч тонн. Глубина погружения — 500 метров. С экипажем в 130 человек он может 120 суток находиться в автономном плавании. Такой атомоход несет на борту 24 крылатые ракеты, способные поражать цели на дистанции 550 километров, и 28 торпед, в том числе и с ядерным боезапасом. Одним залпом он может уничтожить не один десяток городов! А как показали события 11 сентября 2001 года, достаточно куда меньших разрушений, чтобы поставить на колени любую страну.


— Вам не кажется, что у человечества поехала крыша?


— Еще и как! Я, например, часто вспоминаю 26 ноября 1972 года, когда Никсон подписывал с Брежневым во Владивостоке договор ОСВ-1. В этот день советская стратегическая подводная лодка (я на ней был старпомом) из Белого моря произвела залп четырьмя ракетами под Гавайи — на дальность девять тысяч километров. Таким образом Соединенным Штатам дали понять: отныне Советский Союз обладает субмариной, которая не нуждается в выходах в Атлантику, — ее оружие достигает любой точки земного шара из любого района.


Полет межконтинентальной баллистической ракеты длится всего 30-35 минут. Она сразу же выходит на космическую высоту, где сама корректирует свой полет по звездам. Боевая часть ракеты делится на боеголовки с индивидуальным наведением на цель — с точностью до метров. И дальше ее головки уже летят как свободно падающее баллистическое тело. Ну что можно сделать в какой-то стране, если даже ее радары засекли, что в их сторону летит рой ракет?


— Дать ответный залп.


— Вот именно. И неотвратимость возмездия, в общем-то, останавливала политиков...


Чтобы обезопасить себя от всяческих сюрпризов, американцы создали систему подводного наблюдения "Сосус", все океаны перекрыли. Но обнаружить в мировом океане субмарину — полдела. Крайне важно знать, что она из себя представляет: то ли это многоцелевая подводная лодка, предназначенная для решения тактических задач, то ли стратегическая подводная лодка, которая угрожает ого-го чем... А как это определить? По шумовой характеристике, которая у каждого корабля своя, индивидуальная.


— Даже если они изготовлены по одному проекту?


— Да. Причем подлодка по-разному шумит, когда идет своим курсом, когда начинает подготовку торпедного комплекса к стрельбе или ведет предстартовую подготовку ракет... Естественно, потенциальные противники ведут постоянную слежку и запись этих шумовых характеристик. Обе стороны направляют в океан многоцелевые подводные лодки — охотники за стратегическими.


Поверьте, не от хорошей жизни учения таких гигантов, как "Курск", проводятся в достаточно мелководном Баренцевом море. Но не испытывать же опытные образцы оружия за пределами территориальных вод, где, как говорится, кто смел, тот и съел.


В свою очередь американцы напичкали Баренцево море своими разведкораблями, их подводные лодки круглый год там пасутся, а экипажи буквально из кожи вон лезут, пытаясь записать все характеристики российских "стратегов". Они даже рискуют собственной безопасностью, поскольку за каждую минуту записи получают солидное вознаграждение...


— А без риска они не могут заработать? Или осторожность им претит?


— Дело в том, что на глубине от 0 до 50 метров, где идет постоянное перемешивание водных слоев, слышимости практически никакой — это зона так называемой гидроакустической тени. Поэтому для записи шумовых характеристик субмаринам нужно сближаться на минимальную дистанцию, почти вплотную. Отсюда все столкновения — за три десятка лет в Баренцевом море их отмечено с десяток.

"В РАЗГАР ЮГОСЛАВСКОГО КРИЗИСА "КУРСК" КРЕПКО

ПОДПОРТИЛ НЕРВЫ АМЕРИКАНЦАМ, ПОЯВИВШИСЬ В СРЕДИЗЕМНОМ МОРЕ"


— Как, по-вашему, развивались события в 2000 году?


— Представьте, к 12 августа "Мемфис" уже сутки висит на "хвосте" у российского атомохода, оставаясь не обнаруженным. Напряжение достигло предела, американец чувствует себя охотником, он охвачен азартом... По плану учений между 11 и 12 часами "Курск" должен был обнаружить цель и атаковать ее учебной торпедой. Об этом знает капитан Лячин, но не знает капитан "Мемфиса"...


Вдруг шумовая характеристика "стратега" резко изменилась... Американец сокращает дистанцию, чтобы лучше слышать, — как у нас говорят, делает "подскоки". Распознает шумы подготовки торпедного комплекса и "зевает" поворот "Курска" вправо... Происходит то, что часто можно наблюдать на городских улицах, когда автомобиль, двигаясь в левом ряду, начал перестраиваться в правый ряд... "Мемфис", который шел почти вплотную, саданул его своим носом по скользящей траектории и разворотил себе носовую оконечность...


Обратите внимание: у этой субмарины бортовые торпеды размещены вдоль борта, а в носовой части находятся гидроакустические антенны. Поэтому, видимо, при ударе боезапас не сдетонировал, и американцам с трудом, но удалось-таки выбраться из переделки.

— А что же помешало это сделать российской К-141?


— Как я уже говорил, на борту российского атомохода находилась экспериментальная парогазовая торпеда. Пусть даже она была исправной (хотя поговаривали, что ее при погрузке ударили) и не боевой, а практической, то есть учебной... Но при мгновенном разрушении корпуса и взаимодействии с водой парогазовая смесь сама уже имеет силу взрывчатки. В итоге на борту "Курска" прозвучал взрыв, который разнес первый отсек... В образовавшуюся пробоину хлынула вода и, естественно, субмарину резко бросило вниз. Ну а дальше...


Если посмотреть на навигационную карту этого района, там дно — как стол. Это гранитная плита, покрытая очень незначительным слоем ила. О нее и ударился "Курск" носовой оконечностью, где практически оголились торпедные аппараты... Рванул боезапас... Безусловно, куски обшивки разбросало по дну...


— Выходит, Комиссия по расследованию, которая причиной гибели атомохода назвала взрыв парогазовой торпеды, не во всем погрешила против истины?


— Я категорически не согласен с такой версией, обеляющей "Мемфис" и умаляющей достоинства "Курска". Уверен: взрыв торпеды в собственном аппарате натворил бы бед, но не таких, с которыми бы не мог справиться Лячин и его экипаж... Поэтому склоняюсь к более жесткому варианту...


По легенде учений, "Курск" вышел в район несения боевой службы для поиска авианосных ударных соединений противника... Чтобы приблизить обстановку к боевой, подыгрывающую эскадру кораблей расположили на максимальном расстоянии, то есть загнали подальше на север или к Белому морю. По замыслу атомоход должен был эту группу "обнаружить", "атаковать" и "уничтожить".


И вот представим себе: Геннадий Лячин готовится, маневрирует, слушает горизонт, но цели еще не наблюдает. Не видит он и "Мемфиса", который суетится в непосредственной близости. Тут из первого отсека докладывают, что парогазовая торпеда "взбунтовалась". Командир атомохода принимает единственно верное решение — отстрелить аварийную торпеду, и как можно быстрее. Счет пошел на секунды... Подготовка аппаратов и лодки к всплытию, подъем выдвижных устройств... На это необходимо время. "Пли!", "Пузырь в нос!" — последние команды Лячина исполнены одновременно со страшным ударом в нос корабля и взрывом... Командир "Мемфиса" опередил его...


— Вы хотите сказать: выстрелил первым?


— Именно. Американец долго следил за действиями "Курска". Его система акустического наблюдения, классификации и обработки данных позволяла определить, чем занимается российский атомоход. Но он не понимал, с какой целью идет подготовка торпедной стрельбы. С чего это вдруг? Никаких надводных целей пока не наблюдается. Уж не угрожает ли "стратег" непрошеному гостю? И вот тут — важная деталь. Если российскому командиру разрешено применить оружие только в ответ на явное нападение и ни в каком другом случае, то на американских многоцелевых субмаринах (они этого и не скрывают) другие инструкции: их командир вправе атаковать первым, если что-то, по его мнению, угрожает безопасности корабля. Это означает: почуял угрозу — лупани первым, упреди нападение.


А если вдобавок "Мемфис" не раз получил щелчок по носу? Если американца "выпороли" не единожды, за то, что он проморгал российскую подлодку... Напомню, что в конце 1999 года, в разгар югославского кризиса, "Курск" очень крепко попортил нервы натовцам, неожиданно появившись в Средиземном море. Опытный, злющий командир все нервы себе измотал, выслеживая его. А тут судьба снова свела их с Лячиным... И зная, что российский атомоход готовится выстрелить торпеды, американец проводит контратаку... Его торпедный комплекс с аппаратами МК-48 позволяет это сделать экстренно.


— То есть у командира "Мемфиса" просто нервишки сдали?


— Именно. "Курск" был атакован, как минимум, двумя торпедами, веером. Одна из них и влепилась в носовую часть. Дистанция боевого соприкосновения была столь мала, а взрыв сдетонировавшего боезапаса "Курска" столь мощным, что американским подводникам не удалось удержать собственную субмарину на безопасной глубине. Удирающий "Мемфис" был подброшен взрывом и тоже грохнулся о гранитное дно, своротив носовую оконечность... В это время американский экипаж так швыряло по отсекам, что несколько моряков получили смертельные ранения...


В результате Россия и Соединенные Штаты оказались на грани вооруженного конфликта. Россияне встали перед выбором: уничтожить американскую подводную лодку или воздержаться от ответного удара, поскольку его последствия могли быть непредсказуемыми.

"КУРСК" С ЕГО ЭКИПАЖЕМ - ЭТО РОССИЙСКОЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ПОД ЗАНАВЕС ХХ ВЕКА"


— Смелое утверждение. Чем вы можете это доказать?


— Как известно, 16 августа, в разгар поисково-спасательной операции, состоялся очередной разговор Владимира Путина и Билла Клинтона по телефону. О чем беседовали российский и американский президенты тет-а-тет? Неужто все свелось к соболезнованиям? Думаю, шел откровенный разговор о том, во что может вылиться вооруженная конфронтация. А уже 17 августа — на пятый день после катастрофы! — в Москву прилетел инкогнито, на частном самолете, директор ЦРУ Джордж Тенет...


Видимо, американцы и россияне сумели договориться. Не прошло и месяца, как Клинтон объявил, что США отказываются от планов развертывания национальной системы противоракетной обороны. Кроме того, Америка списала России старые долги и предоставила кредит в 10 миллиардов долларов... А откуда взялась внушительная сумма на длительную операцию по подъему тел погибших и корпуса подводного крейсера? Почему подводников наградили орденами Мужества, а их командиру капитану первого ранга Лячину присвоили звание Героя России, не дожидаясь результатов расследования? Почему Верховный главнокомандующий не принял отставку министра обороны и главкома ВМФ? Почему не названы имена виновных?


Вопросы, вопросы... Вразумительных ответов на них мы так и не получили. Если в кратчайшие сроки удалось построить надводное сооружение для подъема "Курска", то почему нельзя было поднять атомоход вместе с первым отсеком? Зачем его непременно надо было отрезать, затягивая сроки подъема, рискуя не уложиться до начала осенних штормов? Кому позарез нужно было взорвать первый отсек, разнести его в куски на глубине 108 метров? Наверное, тому, кто не хотел, чтобы в металлической рвани обнаружились убедительные следы боевого соприкосновения, а может, и еще что-то... Но я верю, что рано или поздно тайное станет явным, что люди узнают правду...


— Вы, подводник с 25-летним стажем, одобряете действия Владимира Путина в ситуации с "Курском"?


— Я глубоко убежден, что человечество еще скажет российскому президенту спасибо за его решение. Да, искушение ответить, отомстить за потерю "Курска" было велико, но тогда в мире погибли бы не 118 человек, а 118 миллионов. Шесть лет назад повторилась ситуация, в которую мир ввергался не однажды. "Курск" с его экипажем — это российское жертвоприношение под занавес ХХ века.


— Сильно сказано, Виталий Александрович. Но сегодня насчитывается еще добрая дюжина версий гибели "Курска". Вам остальные кажутся неубедительными?


— Большинство из них изложены в книге Николая Черкашина "Унесенные бездной", которая вышла в Москве летом 2001 года. Обратите внимание, как представляют автора. Только ему главком ВМФ России разрешил участвовать в работе Правительственной комиссии по расследованию обстоятельств гибели "Курска". Лишь ему удалось побеседовать с американскими подводниками. Только он был допущен до всех секретов. Для чего такие вещи делаются? Чтобы формировать общественное мнение в нужном направлении. И это убеждает меня, что все не так просто, как нас пытались убедить.


У меня есть опыт общения с пишущей братией. В 1975 году, когда впервые разрешили хоть что-то публиковать о стратегических лодках такого класса, какой я командовал, — на этот счет было принято решение Политбюро — ко мне на борт прибыл Тимур Аркадьевич Гайдар, в то время редактор военного отдела газеты "Правда". На несколько дней мы выходили в море, показывали все гостю. Потом "Правда" опубликовала на двух страницах материал "Покорители океанских глубин".


Гайдар осмотрел лодку, в каюте у меня не единожды был. Поинтересовался, как я при росте под два метра умудряюсь спать на лежаке длиной метр 80. Я объяснил, что когда корабль отделывали, попросил увеличить диванчик-кровать за счет каюты механика (тот был невысоким). Получился этакий "карман". Так вот, Гайдар эту историю рассказал, но так, будто она произошла давным-давно с его приятелем-подводником. Спрашиваю: "Почему нельзя было написать так, как есть?". А он: "Ты что! Я пишу, что у вас аквариумы, рыбки, попугайчики, сауна и все прочее. И вдруг скажу, что командиру койку удлиняли".


— У вас действительно были попугайчики?


— Были, но вскоре сдохли, хотя по нормативам должны были жить два года... Увы, нормальное живое существо не выдерживает подводного издевательства: электромагнитные поля круглосуточно, отсутствие солнечного света и чистого воздуха. Единственное, что там было неплохо, — это то, что сейчас называют модным словом "аромотерапия". То есть включается мелодия, вентилятор гонит соответствующий аромат и ты представляешь, что сидишь на опушке леса... Впрочем, я отвлекся от темы нашего разговора.


— Вы, насколько я знаю, ездили на торжества по случаю 100-летия подводных сил России, которые состоялись весной этого года. Не чувствовали себя чужим на этом празднике?


— Там я получил заряд оптимизма и светлых надежд на будущее российского флота. Увы, на перспективы ВМФ Украины я смотрю с огромной горечью. Между прочим, на "Курске" чуть ли не каждый второй член экипажа учился в Севастополе. И из последнего плавания на атомоходе домой не вернулись 18 севастопольцев, которым поставлен памятник на кладбище Коммунаров. Кое-кто упрекал этих ребят в отсутствии патриотизма, в том, что они служили чужой державе... Но ведь их знания, преданность дома оказались никому не нужны. Единственная подводная лодка "Запорожье", которая после распада Союза отошла к Украине, за все эти годы ни разу не вышла в море. А минувшей весной министр обороны объявил, что после ремонта собирается ее продать... Не хочется верить, что на истории украинского подводного флота, начало которой положено еще в Запорожской Сечи, будет поставлен жирный крест.

Татьяна НИКУЛЕНКО