Анализ стихотворения В. Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой»

подготовил:

студент ЛМсК

Доков Александр

руководитель: Антипова Галина Владимировна


Определите тему стихотворения

«Письмо Татьяне Яковлевой» - одно из самых ярких стихотворений в любовной лирике В. В.Маяковского. По форме оно – письмо, обращение, дидактический монолог, адресованный конкретному человеку – реальной личности. Татьяна Яковлева – парижское увлечение поэта, случившееся с ним, когда он побывал в этом городе любви в 1928 году.


Ключевые слова в стихотворении

В произведении «Письмо Татьяне Яковлевой» тема любви представлена с драматической стороны. К тому же поэт предпринимает попытку придать вечным чувствам иной смысл. Сразу в начале стихотворения в один ряд с глубоко интимными чувствами мужчины к женщине встают слова иного, социального плана:

В поцелуе рук ли, губ ли,

в дрожи тела близких мне

красный цвет моих республик

тоже должен пламенеть.

Ассоциативное сближение по цвету губ любимой и знамени не кажется кощунственным: такое сопоставление вызвано желанием перевести разговор о чувстве, связывающем лишь влюбленных, в разговор о счастье миллионов. Такая нераздельность личного и общественного свойственна многим стихам Маяковского. Даже ревность обретает более возвышенный смысл:

Я не сам, а я ревную за Советскую Россию.


Идея стихотворения

Стихотворение В.В. Маяковского автобиографично, как почти вся лирика поэта. Маяковский встретил в Париже очень красивую молодую женщину - Татьяну Яковлеву, влюбился в нее и предложил ей уехать вместе с ним обратно в Советский Союз. Они переписывались, и одно письмо Маяковский написал в стихах. Даже если не знать эти факты биографии поэта, прочитав стихотворение, можно сразу почувствовать, что оно отличается от лирики поэта в целом. В нем нет поражающих воображение гипербол, грохочущих метафор, фантастики. Сам поэт обещает в «Письме…»: «… буду долго, / буду просто / разговаривать стихами я». «Письмо…» обращено главным образом к Татьяне Яковлевой, поэт стремится быть понятым любимой, готов «… про этот важный вечер / рассказать по-человечьи». Это стихотворение поражает своим искренним, доверительным тоном, оно похоже на исповедь лирического героя.


Каким представляется герой стихотворения

Лирический герой перед лицом любви похож на большого ребенка, в нем парадоксально сочетается сила и трогательная беззащитность, вызов и стремление защитить любимую, окружить ее «большими и неуклюжими» руками. Поэт сравнивает объятие не с кольцом, как обычно, а с перекрестком. С одной стороны, перекресток ассоциируется с открытостью, незащищенностью - поэт не стремится уберечь от посторонних взглядов свою любовь, наоборот, совмещает личное с общественным. С другой стороны, на перекрестке соединяются два пути. Возможно, поэт надеется, что «личное», любовные объятья помогут соединить два мира - Париж и Москву, у которых пока нет других точек пересечения. Но пока этого не произошло по воле любимой, поэт бросает вызов - не столько ей, сколько самому движению жизни, истории, разделившему их, разбросавшему по разным странам и городам: «Я все равно тебя когда-нибудь возьму - / одну или вдвоем с Парижем».


Какие события с подвигли написать сотворение

Стихотворение написано в 1928 году, то есть перед нами творение поздней лирики Маяковского. Жанр письма и вместе с тем монологическая форма речи, обращенной к конкретному лицу, сообщают поэтическому тексту особую доверительность. С адресатом послания, Татьяной Яковлевой, В. Маяковский познакомился в Париже осенью 1928 года. Любовь, зародившаяся между ними, как известно, была взаимной. Причем любовь поэта, как и вообще все у Маяковского, захватила его всего, это была поистине «громада любовь».


Средства выразительности в стихотворении

Стихотворение Маяковского абсолютно лишено традиционного противопоставления обыденного и возвышенного. Это объясняется тем, что для поэта разговор о любви не что иное, как разговор о жизни. А потому поэтический текст насыщен приметами окружающей автора действительности. Вообще стихотворение в целом заряжено неиссякаемой жизненной энергией. Этому во многом способствует композиционная, образная и ритмическая необычность стихотворного послания. Особую выразительность лирическому монологу придают постоянные спутницы поэтической речи Маяковского – метафоры. Например, о наступившей тишине вечернего города поэт скажет так: «…стих людей дремучий бар …», любимую он будет приглашать на «перекресток» своих «больших» и «неуклюжих» рук. А говоря о своей ревности, лирический герой создает целую метафорическую картину: … не гроза, а это

просто ревность двигает


Моё восприятие стихотворения

В «Письме…» парадоксально сочетаются чувство любви и чувство долга, душевные бури и гражданская позиция. В этом выражается весь Маяковский. Любовь для поэта была объединяющим началом: ему хотелось верить, что приход революции положит конец всем конфликтам; ради любви к идее коммунизма Маяковский готов был, как он потом напишет в поэме «Во весь голос», «наступить на горло собственной песне» и выполнять «социальный заказ».

Вечная тема лирики - любовь - проходит через все творчество Владимира Маяковского, начиная с ранних стихов и кончая последним незавершенным стихотворением «Неоконченное». Относясь к любви как к величайшему благу, способному вдохновить на дела, на труд, Маяковский писал: «Любовь - это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. Любовь - это сердце всего. Если, оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает,-оно не может не проявиться во всем». Для Маяковского характерна широта лирического восприятия мира. Личное и общественное сливалось в его поэзии. И любовь - интимнейшее человеческое переживание - в стихах поэта всегда связана с социальными чувствами поэта-гражданина (поэмы «Люблю», «Про это», стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»).

Жизнь Маяковского со всеми ее радостями и горестями, болью, отчаянием - вся в его стихах. Произведения поэта рассказывают нам о его любви, о том, когда и какой она была. В ранних стихах Маяковского упоминание о любви встречается дважды: в цикле лирических стихов 1913 года «Я» и лирическом стихотворении «Любовь» О любви в них говорится вне связи с личными переживаниями поэта. Но уже в поэме «Облако в штанах» поэт рассказывает о своей безответной любви к Марии, в которую он влюбился в 1914 году в Одессе. Он так охарактеризовал свои чувства:

Мама!

Ваш сын прекрасно болен!

Мама!

У него пожар сердца.

Пути Марии и Владимира Маяковского разошлись. Но прошло не более года, и сердце его снова разрывают муки любви. Любовь к Лиле Брик принесла ему много страданий. Его чувства находят отражение в поэме «Флейта-позвоночник», написанной осенью 1915 года. Спустя несколько лет, уже в советское время, Маяковский пишет одну за другой поэмы «Люблю» (1922) и «Про это» (1923). В тяжелом отчаянии, размышляя о жизни и смерти, он говорит о первостепенном "для него значении любви: «Страшно - не любить, ужас - не сметь» -и сожалеет, что радости жизни не коснулись его. Но вот в начале 1929 года в журнале «Молодая гвардия» появляется «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». Из этого стихотворения видно, что в жизни поэта появилась новая любовь, что «опять в работу пущен сердца выстывших! мотор». Это была Татьяна Яковлева, с которой Маяковский встретился в Париже осенью 1928 года.

О встрече Маяковского с Татьяной Яковлевой так вспоминали ее друзья - художник В.И. Шухаев и его жена В.Ф. Щухаева: «...Это была замечательная пара. Маяковский очень красивый, большой. Таня тоже красавица - высокая, стройная, под стать ему. Маяковский производил впечатление тихого влюбленного. Она восхищалась и явно любовалась им, гордилась его талантом». В двадцатых годах, так как у Татьяны было плохое здоровье, ее дядя, художник А.Е. Яковлев, живший в Париже, взял племянницу к себе. Когда Маяковский вернулся в Москву, Татьяна очень по нему скучала. Она писала матери: «Он всколыхнул во мне тоску по России... Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него буквально пустыня. Это первый человек, оставивший в моей душе след... Его чувства ко мне настолько сильны, что нельзя их не отражать хотя бы в малой мере». Посвященные Татьяне Яковлевой стихотворения «Письмо товарищу Кострову...» и «Письмо Татьяне Яковлевой» проникнуты счастливым ощущением большой, настоящей любви.

Стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой» было написано в ноябре 1928 года. Любовь Маяковского никогда не была только личным переживанием. Она вдохновляла его на борьбу и творчество, воплощалась в поэтические шедевры, проникнутые пафосом революции. Здесь об этом сказано так:

В поцелуе рук ли,

губ ли,

В дрожи тела

близких мне

красный

цвет

моих республик

тоже

должен

пламенеть

Гордость и ласка звучат в строках, обращенных к любимой:

Ты одна мне

ростом вровень,

стань же рядом

с бровью брови,

про этот

важный вечер

рассказать

по-человечьи.

О ревности как о проявлении глубокой любви Маяковский пишет с легкой иронией:

Ревность,

жены,

слезы...

ну их!

Сам он обещает не обижать любимую ревностью:

...я взнуздаю

я смирю

чувства

отпрысков дворянских.

Свою любовь Маяковский не представляет вдали от родины, поэтому настойчиво зовет Татьяну Яковлеву в Москву:

Мы теперь

к таким нежны -

спортом

выпрямишь не многих, -

вы и нагл

в Москве нужны,

не хватает

длинноногих.

Конец стихотворения звучит как призыв откликнуться на его любовь:

Ты не думай,

щурясь просто

из-под выпрямленных дуг

Иди сюда,

иди на перекресток

моих больших

и неуклюжих рук.

5 392 0

Лирика Владимира Маяковского весьма своеобразна и отличается особой оригинальностью. Дело в том, что поэт искренне поддерживал идеи социализма и считал, что личное счастье не может быть полным и всеобъемлющим без счастья общественного. Эти два понятия настолько тесно переплелись в жизни Маяковского, что ради любви к женщине он никогда не предал бы родину, а вот наоборот мог поступить очень даже легко, так как не представлял свою жизнь за пределами России. Конечно, поэт часто критиковал недостатки советского общества с присущей ему резкостью и прямолинейностью, однако при этом считал, что живет в самой лучшей стране.

В 1928 году Маяковский побывал за границей и познакомился в Париже с русской эмигранткой Татьяной Яковлевой, которая в 1925 году приехала в гости к родственникам и решила остаться во Франции навсегда. Поэт влюбился в красавицу-аристократку и предложил ей вернуться в Россию на правах законной супруги, однако получил отказ. Яковлева сдержанно воспринимала ухаживания Маяковского, хотя и намекала на то, что готова выйти замуж за поэта, если он откажется возвращаться на родину. Страдая от неразделенного чувства и от осознания того, что одна из немногих женщин, которая так хорошо его понимает и чувствует, не собирается расставаться с Парижем ради него, Маяковский вернулся домой, после чего отправил избраннице стихотворное послание – резкое, полное сарказма и, в то же время, надежды.

Начинается это произведение с фраз о том, что любовная горячка не может затмить чувства патриотизма, так как «красный цвет моих республик тоже должен пламенеть», развивая эту тему, Маяковский подчеркивает, что не любит «парижскую любовь», а точнее, парижских женщин, которые за нарядами и косметикой умело маскируют свою истинную сущность. Вместе с тем, поэт, обращаясь к Татьяне Яковлевой, подчеркивает: «Ты одна мне ростом вровень, стань же рядом с бровью бровь», считая, что коренная москвичка, прожившая во Франции несколько лет, выгодно отличается от жеманных и легкомысленных парижанок.

Пытаясь уговорить избранницу вернуться в Россию, без прикрас рассказывает ей о социалистическом быте, который Татьяна Яковлева так упорно пытается вычеркнуть из своей памяти. Ведь новая Россия – это голод, болезни, смерть и нищета, завуалированная под равноправие. Оставляя Яковлеву в Париже, поэт испытывает острое чувство ревности, так как понимает – у этой длинноногой красавицы и без него хватает поклонников, она может позволить себе ездить в Барселону на концерты Шаляпина в обществе таких же русских аристократов. Однако, пытаясь сформулировать свои чувства, поэт признается, что «я не сам, а я ревную за Советскую Россию». Таким образом, Маяковского гораздо сильнее гложет обида за то, что лучшие из лучших покидают родину, чем обычная мужская ревность, которую он готов взнуздать и смирить.

Поэт понимает, что кроме любви, он ничего не может предложить девушке, которая поразила его своей красотой, умом и чуткостью. И он заранее знает, что получит отказ, когда обращается к Яковлевой со словами: «Иди сюда, на перекресток моих больших и неуклюжих рук». Поэтому финал этого любовно-патриотического послания наполнен едкой иронией и сарказмом. Нежные чувства поэта трансформируются в злость, когда он адресует избраннице достаточно грубую фразу «Оставайся и зимуй, и это оскорбление на общий счет нанижем». Этим поэт хочет подчеркнуть, что считает Яковлеву предательницей не только по отношению к себе, но и к родине. Однако этот факт нисколько не остужает романтического пыла поэта, который обещает: «Я все рано тебя когда-нибудь возьму – одну или вдвоем с Парижем».

/ / / Анализ стихотворения Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой»

Оригинальное творчество В. Маяковского было наполнено неординарными и весьма увлекательными работами. Он был достаточно идейным человеком и верил в социализм. По его мнению, не может быть у человека личного счастья, если нет счастья в обществе. Он был отчаянным патриотом, и никогда бы не предал родину из-за любви к женщинам.

Однажды, путешествуя в Париже, Маяковский встретил там россиянку Татьяну Яковлеву. Побывав в таком романтичном городе, она не захотела возвращаться в Россию и осталась жить за границей. Владимир был безумно влюблен в женщину, он предложил ей замужество, он просил ее вернуться на родину. Но, Татьяна отказала ему, намекнув на то, что будет его женой только в том случае, если они останутся жить в Париже. Конечно, Маяковский не согласился на такие условия и уехал домой.

Уже на территории своей родины он пишет стихотворную работу в форме резкого письма и отправляет его Татьяне. В самом начале стихотворения, автор говорит о том, что его чувства патриота намного сильнее, чем любовь. Он говорит о том, что совершенно не верит в любовь французских женщин. Он не любит тех, кто за косметикой и нарядами прячет свою истинную сущность.

Обращаясь к Татьяне, Владимир просит ее стать рядом, вровень с ним. Он уговаривает женщину вернуться, он пишет и напоминает ей о настоящем быте, который не возможно вычеркнуть их жизни. Маяковский безумно ревнует Татьяну, ведь он понимает, что у такой красавицы и без него масса поклонников. Также он пишет о том, что его гложет всероссийская ревность за то, что такие прекрасные женщины просто покидают свою родину.

Маяковскому совершенно нечего предложить Яковлевой. Кроме любви, у него нет ничего. Он понимает о том, что получит отказ. И это вызывает злость в его душе.

Последние строки стихотворения наполнены сарказмом, грубостью. Он называет Татьяну предательницей. И, при всем этом, все равно, обещает добиться ее согласия. Но, этим двум людям больше не сужено было встретиться. В скором времени, Маяковский покинул этот мир, совершив самоубийство.

Поэт-трибун, оратор, смело высказывающий свою точку зрения на любое обще­ственное или политическое событие. Поэзия была для него рупором, позволяющим быть услышанным современниками и потомками. Но поэт мог быть не только “горланом - главарем», часто в его произведениях звучал подлинный лиризм, не “рассопленный в платочки», а по-боевому нацеленный на службу времени.

Таково стихотворение “Письмо Татьяне Яковлевой». Это сложное, многоплановое произведение, в котором поэт, идя от конкретной встречи с реально существующей героиней, переходит к широкому обобщению, раскрывает свой взгляд на сложнейший порядок вещей и окружающую обстановку.

Страсти корь

Сойдет коростой,

Но радость

Неиссыхаемая,

Буду долго,

Буду просто

Разговаривать стихами я.

Эта встреча с соотечественницей в Париже всколыхнула душу лирического героя, заставила его задуматься о времени и о себе.

Ты одна мне

Ростом вровень,

Стань же рядом

С бровью брови.

Важный вечер

Рассказать

По-человечьи.

В этом стихотворении поэт применяет синекдоху, так часто встречающуюся в других его произведениях. Но здесь метафоры нанизаны на нить, как в жемчужном ожерелье бусинки. Это позволяет автору ярко и весомо сказать о своей духовной близости с героиней, без лишних слов и повторов создать атмосферу задушевного разговора с близким человеком. Героиня сейчас живет в Париже, путешествует в Испанию…

Слышу лишь

Свисточный спор

Поездов до Барселоны.

Но поэт уверен, что Яковлева не утеряла связь с родиной, и ее отъезд - это временное заблуждение.

Маяковский считает себя уполномоченным страны, говорит от ее имени.

За Советскую Россию.

И постепенно выстраивается образ лирического героя - патриота огромной страны, гордящегося ею. Маяковский уверен, что героиня, пережившая со своей родиной тяжелые времена, непременно вернется назад.

Этими ногами,

Выдать их

С нефтяниками

Язык стихотворения свободный и раскованный, автор не боится самых смелых метафор и сравнений. Он пишет для думающего читателя - отсюда и ассоциативность образов, неожиданные эпитеты и олицетворения. Поэт ищет новые формы. Ему скучен традиционный стихотворный размер. Ветер перемен хлынул в Россию и на страницы лирики Маяковско­го. Автор захвачен грандиозностью свершений, он хочет быть участником “великого строительства» и призывает к этому же героиню. В такое судьбоносное время нельзя оставаться на обочине событий.

Ты не думай,

Щурясь просто

Из-под выпрямленных дуг.

Иди сюда,

Иди на перекресток

Моих больших

И неуклюжих рук.

Стихотворение написано не в традиционном эпистолярном жанре, хотя и называется “Письмо…». Скорее это ассоциативное воспоминание о мимолетной встрече, положившей начало большой дружбе. Конец стихотворения звучит достаточно оптимистично, мы вместе с автором уверены, что героиня вернется, будет жить на родине с близкими ей людьми.

Я все равно

Одну когда-нибудь возьму -

Или вдвоем с Парижем.