ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

« ТЮМЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Технологическая карта урока

письма

на тему « Письмо заглавной и строчной буквы Й , й »

студента группы 15-09

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Новоселовой Анастасии Евгеньевны

_____________________

Дата проведения

15.11.2017

Время проведения

9:55-10:40

Оценка за проведение

Учитель

(оценка, подпись)

_____________________

Методист (оценка, подпись)

_____________________

Тюмень, 2017 год

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: «Письмо заглавной и строчной буквы Й й» Дата: 15.11.2017

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: научить писать строчную и заглавную буквы Й,й

Задачи урока:

Общеобразовательные: формирование навыка написания заглавной и строчной букв Й, й, отрабатывать умение писать слоги, слова, предложения с новой буквой;

Развивающие: развивать речь, внимание, логическое мышление, каллиграфические умения;

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению родного языка.

Формировать УУД:

Личностные: осознание себя как ученика , становление положительного отношения к урокам письма;

Регулятивные: умение организовывать свое рабочее место, принимать и следовать учебной задаче, находить ошибки и способы их устранения;

Коммуникативные: умение осознано и правильно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свою точку зрения;

Познавательные: умение наблюдать , сравнивать, устанавливать аналогии.

Оборудование: презентация Smart , магнитная доска, распечатки букв для составления слов, прописи к учебнику «Букварь» М.М.Безруких, М.И.Кузнецова.

Ход урока

Этап урока

(задача каждого этапа)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Предполагаемый результат

Организационный этап

задача: организовать учащихся к учебной деятельности.

Подошла к концу перемена.

Урок к ней приходит на смену.

Встаньте ровно. Проверьте свою готовность к уроку.

Тихонько присаживаемся. Садимся ровно, спина должна касаться спинки стула.

Приветствие учителя. Организация своего рабочего места.

Обучающиеся проверили готовность к уроку (наличие прописи, синей ручки, цветных ручек, простого карандаша) и готовы начать работу.

Мотивационный этап

задача: мотивировать обучающихся к познавательной деятельности на уроке

Скажите какой у нас урок?

Чем мы занимаемся на уроках письма?

Как вы думаете, зачем нам нужно уметь писать?

Сегодня на уроке мы продолжаем учиться писать. На уроке очень старайтесь, пишите аккуратно, внимательно, не торопясь. И самое главное не отвлекайтесь и слушайте учителя и тогда у нас все получится.

Урок письма.

Учимся писать.

ответы обучающихся

Обучающиеся мотивированы к учебно-познавательной деятельности.

Актуализация знаний

задача: актуализировать знания о новой букве, ее значении. Называть и характеризовать новые звуки.

Давайте вспомним с каким звуком мы познакомились сегодня уроке чтения?

Этот звук очень необычный, мы узнали о нем много нового и интересного. Давайте вспомним и охарактеризуем этот звук.

Что необычного и очень важного таит все звук [й]? Почему мы не называем пару звука [й]?

На уроке чтения мы говорили, что звук [й] на письме обозначается сразу несколькими буквами.

На доске дан ряд букв: Аа, Ее, Ёё, Ии, Ээ, Лл, Яя, Юю, Й й. Все буквы даны в письменном варианте, буквы Й й в печатном.

Подчеркните только те буквы, которые обозначать на письме звук [й].

Назовем все вместе эти буквы.

Со звуком [й].

На выбор учителя один из учеников характеризует звук [й]- согласный, мягкий, звонкий.

У звука [й] нет пары. Он всегда мягкий и звонкий.

На выбор учителя один из учеников выходит к доске и подчеркивает букву, которые на письме обозначают звук [й].

- «е», «ё», «ю», «я», «и-краткое»

Актуализированы знания о звуке [й], его характеристике и о буквах, обозначающих звук на письме.

Постановка проблемной ситуации. Формулирование темы цели урока.

задача: создать условия для формулирования обучающимися и цели урока.

Посмотрите еще раз на ряд букв. Что необычного вы заметили?

Верно. Я не случайно выделила эту букву. Как вы думаете, почему?

Действительно, мы еще не учились писать букву «и-краткое», поэтому и не знаем, как ее написать.

Верно. Тема нашего урока «Заглавная и строчная буква Й й».

Все буквы написаны письменными буквами, кроме буквы «и-краткое».

Мы еще не умеем ее писать.

Мы будем учиться писать букву «и-краткое» письменную.

Обучающиеся с помощью учителя и через проблемную ситуацию сформулировали тему и цель урока.

Открытие новых знаний

задача: формировать навыки графического действия написания буквы «Й».

Откройте свои прописи на странице 20. Посмотрите на образец буквы «и-краткое».

Из скольких элементов состоит буква?

Верно, буква «и-краткое» состоит из трех элементов: прямая с двумя поворотами, прямая с поворотом направо, дуга

Возьмите свои ручки вниз колпачками. И обведите по образцу несколько раз сначала элементы букв, затем саму букву и пронаблюдайте, как движется ваша рука.

Надеюсь, вы были очень наблюдательны и теперь сможете рассказать мне как должна двигаться наша рука при написании буквы.

Молодец, ты, верно, отметил писать букву «И-краткое» необходимо сверху вниз..

Снова возьмите свои ручки. Теперь мы с вами попробуем написать букву самостоятельно без образца в воздухе. Покажите свою готовность, правильно взятую ручку в руку.

Учитель становится спиной к классу, дает образец написания буквы, комментируя свои действия:

Алгоритм:

    Поставим точку

    От точки ведем руки вниз

    Пишем первый элемент буквы- прямая с двумя поворотами

    Пишем второй элемент сверху вниз- прямая с поворотом направо

    Добавляем дугу сверху

Молодцы, самостоятельно напишите в воздухе еще две буквы.

Молодцы ребята мы хорошо потрудились.

Открывают прописи на странице 20, рассматривают образец буквы.

Буква состоит из трех элементов.

Обводят образец буквы, опираясь на стрелочки.

Один из учеников, на выбор учителя дает ответ: рука движется сверху вниз, неотрывно.

Берут ручку в руки, готовятся прописывать букву в воздухе.

Прописывают новую букву под диктовку учителя в воздухе.

Самостоятельно прописывают букву в воздухе.

Сформирован навык графического действия написания буквы «Й»

Физ. минутка для рук.

задача: подготовить руку к письму

Наши руки начали уставать, а случилось это потому что им необходима зарядка.

Как работает мотор машины?

Поднимемся по ступенькам и спустимся обратно

Ох как забилось сердце, как работает наше сердце?

Все пальчики устали и ушли спать

Вдруг проснулись, потянулись.

вращение кулачков

большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку

сжимание и разжимание кулачков

наклоны кулачков

из кулачков «выбрасываются» пальцы и возвращаются в исходное положение .

Обучающиеся размяли пальцы рук и готовы приступить к письму.

Открытие новых знаний

задача: формировать навыки графического действия написания буквы «Й й».

Теперь наши руки готовы к письму. Возьмите в руки ручку. Проверьте правильность посадки. Выпрямите спинку. Правильно расположите тетрадь (под наклоном), второй рукой мы поддерживаем пропись. Самостоятельно пропишите первую строчку прописи. Вам необходимо дописать элементы букв.

Учитель проходит по классу проверяет правильность посадки, контролирует выполнение задание учениками.

Покажите готовность работать дальше.

Задание н второй строчке будет сложнее. Нам нужно будет самостоятельно прописать всю букву. Учитель дает образец написание буквы на доске, точно так же, как по воздуху. Ученики прописывают букву вместе с учителем.

Самостоятельно пропишите буквы до конца строчки.

Покажите готовность.

Мы уже научились писать заглавную букву «и-краткое», на какую уже знакомую нам букву она похожа?

Давайте ответим на вопрос прописи: чем похожи и чем отличаются буквы?

Для этого все вместе прочитаем с доски стишок

Чтобы й не путать с и , сверху галочку пиши.

Так чем же отличаются буквы?

Верно.

Вернемся к нашей прописи. Следующее задание. Прочитайте предложение.

О чем говорится в этом предложении?

Верно ребята - это просьба, кто-то просит Рема не рыть яму. Перепишите это предложение, не будьте, поставить восклицательный знак.

Проверяют правильность посадки при письме. Самостоятельно прописывают первую строчку прописи.

Работа со второй строчкой прописи. Сначала с образцом и помощью учителя затем самостоятельно.

На букву «И»

У буквы й есть сверху галочка, а у буквы и нету.

Один из учеников читает. (Рем, не рой яму!)

В предложении обращаются к Рему, с просьбой не рыть яму.

Сформирован навык графического действия написания буквы «Й »

Физминутка

задача: предотвратить утомляемость обучающихся на уроке

Видео физминутка

Повторяют движения по видеоролику.

Переключено внимание учащихся, что помогло им отдохнуть и настроиться на дальнейшую работу

Первичное закрепление

задача: закрепление графического действия написания новой буквы, совершенствование навыков написания буквы в словах, в предложении, отработка навыков написания соединения букв

Все задания на странице 20 нами выполнены и можем смело переходить на страницу 21.

Рассмотрите образец строчной буквы й . Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся? Расскажите о направлении движения руки при написании буквы й .

Молодцы ребята. Самостоятельно пропишите элементы буквы на 1 строке прописи. Покажите готовность при завершении работы.

Переходим ко второй строке прописи. Что нам необходимо сделать?

Возьмите ручку, проверьте правильность своей посадки и вместе со мной пропишем строчную букву й. Образец написания буквы.

Вы сегодня очень хорошо работаете, поэтому я хочу упростить для вас задание. Букву й строчную мы будем прописывать не всю строчку, а только определённое количество раз. А сколь раз мы определим с вами с помощью игры. Отложите свои ручки и настройтесь на внимательное слушание. Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте и каждый раз, когда услышите звук [й] загибайте один палец на руке.

Йод – хороший, йод – не злой.
Зря кричишь ты «Ой-ой-ой!»,
Чуть завидев склянку.
Йод слегка, конечно, жжёт,
Но быстрее заживёт
Йодом смазанная ранка.

Сколько раз встретился звук [й] в данном стихотворении?

Напишите 9 раз строчную букву «й».

Прочитайте слова.
Что общего у этих слов?
Чем отличаются друг от друга?


Попробуем составить свои слова, поменяв одну букву. Буквы даны на доске.

Молодцы. Перепишите слова по образцу.

Мы с вами научились писать букву «Й й » заглавную и строчную. Давайте теперь научимся соединять ее с другими, чтобы ей не было одиноко.

Соединяем нашу букву с буквами о и а.

Возьмите свои ручки. Проверьте правильно ли вы сидите и вместе со мной начинаем прописывать. Пример учителя на доске.

Самостоятельно пропишите до конца строчки.

Покажите готовность. Молодцы, теперь буква «й» не будет скучать одна на строчке, мы с вами научились соединять ее с другими буквами.

Прочитайте предложение, которое дано ниже. Почему в конце предложения стоит восклицательный знак?

Перепишите предложение. Правильно соединяйте буквы друг с дружкой.

Что нам необходимо сделать в последнем задании?

Почему слово Лайма написано с заглавной буквы?

Напишите слова письменными буквами.

Строчная буква меньше, чем заглавная, первый элемент строчной буквы имеет только один поворот, а заглавная два.

Буква пишется сверху вниз, неотрывно, в конце добавляем шапку сверху, чтобы не получилась буква и.

Самостоятельная работа на первой строке прописи.

Прописать строчную букву й

Внимательно слушают стихотворение, считают, сколько раз встретился звук

Звук встретился 9 раз.

Самостоятельно прописывают букву в прописи

Один из учеников читает слова.

Все слова состоят из трех букв. Во всех словах есть звук [й]

Слова май-лай отличаются первой буквой, слова рой-мой первой буквой. Слова май-мой второй буквой.

Один из учеников на выбор учителя выходит к доске и составляет слово.

Прописывают сочетание букв: ой; ай вместе с учителем далее самостоятельно.

Один из учеников читает предложение

Потому что это просьба

Самостоятельно переписывают предложение

Перевести печатный текст в письменный.

Обучающиеся могут самостоятельно без помощи учителя прописывают новую букву, слова с новой буквой, предложения.

Итог урока

задача: проверить освоение обучающимися нового материла

Ну, вот и все задания в прописи закончились, а значит и заканчивается наш урок.

Давайте подведем итоги нашего урока. Чему мы научились на сегодняшнем уроке? На какую букву похожа буква «Й». Как не перепутать эти буквы? Как нужно писать букву «Й й»?

Мы учились писать букву «Й й» заглавную и строчную

Буква «Й» похожа на букву «И»

У буквы «Й» есть шапочка у буквы «И» нету.

Восстановлен алгоритм графического действия, установленный на уроке. Установлен уровень освоения обучающимися новых знаний.

Рефлексия

задача: оценка учащимися своей деятельности на уроке

Вы все очень хорошо старались и хорошо поработали на уроке. Поднимите красный карандаш те, кто считает, что сегодня он справился со всеми заданиями и всеми трудностями, а зеленый те, кому еще необходима помощь.

Оценка учащимися своей деятельности

Обучающиеся провели оценку деятельности на уроке. Просигнализировали учителю.

Тема: «Письмо строчной и прописной буквы Й, й».

Тип урока: урок формирования графического навыка,

Урок изучения нового материала.

Вид урока: традиционный урок.

Цели урока:

а) образовательные:

– формирование представлений о роли буквы й в обозначении

звука [й"];

Формирование зрительно-двигательного образа буквы й строчной и прописной;

б) развивающие:

– развитие умения отличать согласный звук [й"] от гласного звука [и];

Развитие графического навыка, мышления, речи, фонематического слуха.

в) воспитательные:

– воспитание в детях таких качеств, как трудолюбие, самостоятельность, аккуратность при выполнении задания.

Ход урока:

l.Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

ll.Основная часть.


  1. Артикуляция знаний учащихся.
Повторение звука, изученного на уроке чтения.

1) На полочке доски выставлено пособие «Поезд» с тремя вагонами.

Паровоз, паровоз, новенький, блестящий.

Он вагоны повёз, словно настоящий.

Рассмотрите внимательно пассажиров поезда. Что это за пассажиры?

Вспомните, с каким звуком мы познакомились на уроке чтения. Дайте его полную характеристику (расскажите о звуке [й"]).

Покажите эту букву в алфавите.

А теперь все вместе повторим буквы алфавита, которые мы изучили.

На доску вывешиваю строчную и прописную букву Й, й.


  1. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы с вами будем учиться писать строчную и прописную букву Й, й.

Давайте внимательно посмотрим на букву Й, й. Скажите, ребята, на какую букву похожа буква Й, й.

Потому что запятая на её плечах сидит.

Букву Й зовут «И кратким». Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И, сверху галочку пиши.
- Мы сегодня научимся писать эту букву красивую и аккуратную.

lll .Физкультминутка «Зайка».
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал, зайка – прыг! – и убежал.

Прилетели утки, заиграли в дудки.

Ах, какая красота, заиграли в дудки.

Взялись зайцы за бока, заплясали гопака.

Вот какая красота, заплясали гопака.

lV .Формирование зрительно-двигательного образа буквы й.

1) Рассмотрим образец буквы Й, й строчной и прописной. Из каких элементов состоит прописная буква Й? Из каких элементов состоит строчная буква й?

2) Найдите эту букву в алфавите и обведите пальчиком правой руки.

3) Напишем эту букву на доске. Посмотрите, как я напишу букву Й. Букву й.(Запись буквы Й, й на доске).

Затем букву Й, й пишут ученики на доске.

3)Напишем букву Й прописную и й строчную пальчиком правой руки на парте.

4)Напишем букву й под счёт:

в воздухе.

V .Работа в тетрадях.

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу,

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Вспомним правила посадки и положения тетради.

Прописываем сначала строчную букву Й, а затем прописную букву й.

Постараемся написать так красиво и аккуратно, чтобы приятно было самому посмотреть на свою работу.

6) Читаем слоги с доски: ай ой Ай Ой.

Почему они звучат одинаково, а пишутся по-разному?

Спишите эти слоги в тетрадь.

Vl . Физкультминутка для пальчиков и глаз:

Сидя: Вот помощники мои, их, как хочешь, поверни.

По дороге белой, гладкой скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок, чок-чок-чок. Скачет резвый табунок.

Vll . Работа с разрезной азбукой.

Составить слова лай май

лайка майка

Разобрать с детьми, сколько слогов в каждом слове. Где находится буква й, в начале, в конце, в середине?

Vlll . Письмо под диктовку.

Сейчас мы будем писать слова под диктовку.

Рой, май, мой, дай, майка, зайка.

l Х. Первичное закрепление.

Игра «Узнай звук»

(на различение звуков [й"] и [и]).

Я буду называть слова. Если вы услышите согласный звук [й"], вы должны хлопнуть в ладоши, если звука й в слове нет, вы просто стоите.

Лиса, майка, игра, лицо, соловей, умывальник, ель, троллейбус, ножницы, змей, имя, чай.

Х. Вторичное закрепление. Работа с учебником.

2.с. 96, списать 2 строчки.

Хl. Итог урока.

Итак, ребята, какую букву мы сегодня с вами научились писать?

Какие слова с буквой й мы писали?

Молодцы! На этом наш урок закончен. Всем спасибо за работу.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 1 «А» КЛАССЕ

Учитель : Шилова Елена Владимировна

Тема : «Строчная буква «й».

Цель : создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: обучающиеся получат возможность научиться : алгоритму написания буквы, её соединение с другими буквами;делению слов на слоги.Обучающиеся научатся: правильно писать строчную букву, соединения, слова;правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом.

Метапредметные универсальные учебные действия:

Познавательные : - понимать схемы, приведённые в учебных пособиях;

Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

Анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

Осуществлять синтез как составление целого из его частей;

Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям);

Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Регулятивные: умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность; сопоставлять выполненную работу с образцом; вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные : умение включаться в совместную работу по сопоставлению языковых объектов; владеть монологической и диалогической формой речи; излагать мысли точно, ясно и просто; соблюдать орфоэпические нормы произнесения слов. Личностные: сохранение мотивации к учебе; ориентация на понимание причин успеха в практической деятельности; проявление интереса к новому учебному материалу; адекватная позитивная самооценка; умение считаться с мнением другого человека; выполнение основных правила гигиены чтения и письма.

Методы : деятельностный, наглядно-иллюстративный, диалогический, постановка проблемных вопросов, поисковый.

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения : мультимедийная установка, экран, раздаточный материал для демонстрационной и индивидуальной работы (карточки для звуковых схем, групповые карточки с дифференцированными заданиями, демонстрационные карточки с фруктами, мягкая проволока).

ПЛАН УРОКА

I Организационный момент

Формирование положительного отношения к учебной деятельности (личностные УУД).

Слайд №1 (Дети читают стихотворение хором)

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

На столе у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Обещаем не лениться,

Не болтать, не веселиться!

II Мотивация к учебной деятельности

Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому (коммуникативные и личностные УУД).

К какому уроку мы приготовились? (Русский язык.)

Слайд №2.

Что мы делаем на уроках русского языка? (Учимся писать буквы, слова, предложения. Сравниваем звуковые схемы слов. Изучаем правила написания слов и предложений.)

III Актуализация знаний учащихся

Личностные УУД

-проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу.

Регулятивные УУД

-планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные УУД

Общеучебные-понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа;

Коммуникативные УУД

-учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формирование собственного мнения.

Для того, чтобы узнать с написанием какой буквы мы сегодня познакомимся, поработаем в парах. Возьмите цветные карточки. Как вы думаете, какое задание нужно выполнить тем, у кого розовые карточки? (Вставить пропущенные буквы в словах.)

Какое задание нужно выполнить тем, у кого жёлтые карточки? (Вставить пропущенные буквы в предложениях.)

Какое задание нужно выполнить тем, у кого зелёные карточки? (Вставить пропущенные буквы в стихотворении.)

Даётся дифференцированное задание в парах.

Карточка №1 (розового цвета)

Карточка №3 (зелёного цвета)

Проверка.

Проверим тех, кто работал с розовыми карточками. Прочитайте слова по столбикам. Какую букву вставили во всех словах? (Букву «у».)

Как связаны слова в столбиках? (Слова рифмуются.)

Учитель выставляет на доску строчную букву «у».

- Проверим тех, кто работал с жёлтыми карточками. Прочитайте получившиеся предложения. Какую букву вставили во всех предложениях? (Букву «и».)

- Узнали, что за предложения получились? (Названия сказок.)

- Какая буква нам помогла? (Буква «и».)

Учитель выставляет на доску строчную букву «и».

Проверим тех, кто работал с зелёными карточками. Прочитайте вопрос и ответ. Что мы прочитали? (Стихотворение.)

Какую букву вставили? (Букву «й».)

Учитель выставляет на доску строчную букву «й».

IV Целеполагание

Дети усваивают алгоритм написания буквы, подробно перечисляют все элементы, планируют свои действия (регулятивные и познавательные УУД). Дети находят общее и различия, высказывают своё мнение (познавательные и коммуникативные УУД))

На доске буквы: у и й

Как вы думаете, какую букву мы сегодня будем учиться писать? (Букву «й».)

Какова тема нашего урока? (Письмо строчной буквы «й».)

Какие задачи вы предлагаете решить сегодня на уроке? (Выяснить, из каких элементов состоит новая буква, как соединяется с другими буквами, научиться писать с ней слоги и слова.)

Слайд №3.

V Открытие нового знания

1. Создание проблемной ситуации.

Что общего у букв «у», «и», «й»? (Ученик выходит к доске и показывает общий элемент в написании букв)

Какая буква лишняя? (Лишняя буква «й», потому что она обозначает согласный звук, а буквы «и» и «у» обозначают гласные звуки. Лишняя буква «у», так как в её написании есть петля, а у букв «и» и «й» её нет.)

Какая буква спряталась в букве»й»? (Буква «и»)

На доске остаются две буквы: и й

Какой звук обозначаем буквой «и». Дайте ему характеристику. (Буквой «и» обозначаем гласный звук [и]. Он может быть в слове ударный или безударный.)

Какой звук обозначаем буквой «й». Дайте ему характеристику. (Буквой «й» обозначаем согласный звук [й"]. Он звонкий, непарный, всегда мягкий.)

Чем различаются в написании эти буквы? (У буквы «й» есть наверху плавная линия)

2. Графический анализ буквы «й».

Слайд № 4

3. Моделирование буквы из проволоки.

(Работа в парах. Каждый конструирует один элемент. В заключении складывается в паре буква «й».)

Проведите по букве, запомните её написание.

4. Письмо на ладони. (2-3 раза)

5. Работа в «Прописи».

Откроем «Пропись» на стр.24. На верхней строке найдите задание. Что нужно сделать? (Написать по очереди строчные буквы «и» и «й».)

Повторение правил посадки, расположения тетради.

Прописывание первой строки.

Подчеркните самую красивую букву, которая у вас получилась.

VI Гимнастика для глаз.

Слайд № 5-6

VII Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Личностные УУД

-формировать интерес к предмету

Регулятивные УУД

-учить понимать и сохранять учебную задачу

-воспринимать выделенные учителем ориентиры действия

-оценивать совместно с учителем результат своих действий и действия своих одноклассников, вносить соответствующие коррективы

Познавательные УУД

-осуществлять анализ, синтез, сравнение, обобщение

-учить использовать знаково-символические средства

Коммуникативные УУД

-учить воспринимать и осмысливать звучащую роль

-строить понятные высказывания

1. На доске запись: мои - мой

Какое задание вы могли бы предложить? (Разделить слова на слоги и поставить в них ударение. Составить звуковые схемы слов.)

(Задания выполняются по порядку у доски и в тетради. В заключении делается вывод: сколько в слове гласных, столько и слогов. )

Запись пары слов в «Пропись».

2. Игра «Мои, мой»

(На доске в корзинке картинки: апельсин, банан, апельсины, лимоны, бананы, лимон.

Каждую картинку нужно поставить в нужную группу и составить сочетание слов:

мои мой

бананы банан

апельсины апельсин

лимоны лимон

Какого числа слова 1 столбика? (Множественного числа.)

Какого числа слова 2 столбика? (Единственного числа.)

Какого рода слова, к которым можно подобрать слово мой? (Мужского рода.)

Как назвать слова общим словом? (Фрукты.)

(Выставляется картинка «Фрукты»)

Соотнесите слово «фрукты» к первому и второму столбикам. Что получится? (Мои фрукты. Мой фрукты!)

Получили предложение, побуждающее к действию. Для чего нужно мыть фрукты? Фрукты – это полезно или вредно? (Выслушиваются ответы детей).

3. Художественное чтение стихов о фруктах.

Апельсин.

Апельсин как солнце светит,
Он на блюдечке лежит!
Он о море и о лете,
Всем ребятам говорит!
Ешьте дети апельсин,
Это солнца витамин!
Он лучист и ароматен,
И на вкус весьма приятен!
Апельсина сок хорош,
Когда жарко, его пьёшь!
Бодрость получаешь,
Пьёшь и отдыхаешь!

Банан.

На вкус похож банан немножко
На очень сладкую картошку -
Съешь два плода и сразу сыт,
Банан вмиг голод утолит.

Лимон.

Вы, ребятки, не болейте,
Чаще чай с лимоном пейте.
Ведь лимон на вкус приятный,
Хоть немного кисловатый.

В нем полезных много свойств,
С ним не будет беспокойств.
Если хочешь ты играть,
Давай здоровье защищать!

VIII Физическая минутка

Физические упражнения под музыку (видеоролик)

IX Включение нового знания в систему знаний и повторение

Личностные УУД

-наличие познавательных интересов, учебных мотивов.

Регулятивные УУД

- принятие и сохранение учебной задачи, соответствующему этапу обучения.

Познавательные УУД

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Логические – установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД

- умение задавать вопросы;

Умение контролировать действия партнера.

Работа с текстом в «Прописи».

1. Анализ текста и подготовка к чтению по ролям.

Прочитайте предложения в «Прописи». Кто герои диалога? (Ира, мама.)

2. Чтение по ролям.

3. Выборочное письмо.

Найдите предложение, побуждающее к действию. (Мой, Ира, малину.)

Назовите правила написания этого предложения. (Начало предложения пишется с заглавной буквы. Имя собственное Ира пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка.)

Запишите это предложение письменными буквами, соблюдая все правила написания. (Учитель обращает внимание на постановку знаков препинания в середине предложения.)

Проверка.

X Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Личностные УУД

Имеют представление о границах собственного знания и «незнания».

Регулятивные УУД

Оценивание совместно с учителем результат своих действий, внесение соответствующих корректив; осуществление контроля по результату.

Познавательные УУД

Общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – установление причинно – следственных связей.

Какую букву сегодня научились писать на уроке?

Что понравилось?

Если у вас на уроке всё получилось и вы были успешны, то поднимите руки вверх.

Если урок прошёл хорошо, но были небольшие затруднения, то опустите руки вниз.

Если урок не удался, много было непонятного, то скрестите руки.

А буква «й» дарит вам свою улыбку и просит вас:

УЛЫБАЙТЕСЬ! РАДУЙТЕСЬ! Спасибо за урок!

Лецких Л.А.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Педагогическая цель Создать условия для формирования умения писать строчную и заглавную буквы Й, й, навыка письма слов с
сочетаниями ши; способствовать развитию речи, фонематического слуха, памяти
Решение учебной задачи
Тип урока
Планируемые
результаты
(предметные)
Личностные
результаты
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Основное
содержание темы,
понятия
и термины
Образовательные
ресурсы
Осуществляют сравнение печатной и письменной букв; грамотно записывают предложения; дополняют
предложения словами по смыслу; интонируют предложения, различные по цели высказывания и интонации;
списывают с печатного шрифта; определяют признаки предмета; употребляют имена прилагательные в речи для
характеристики предмета; используют вопросительное слово «какой?»; осуществляют замену существительного
личным местоимением он в тексте; разгадывают анаграмму
Проявляют интерес к учебному труду
Регулятивные: формулируют учебную задачу и планируют ее выполнение.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск и выделение необходимой информации; логические –
характеризуют предметы.
Коммуникативные: осуществляют учебное сотрудничество
Буквы Й, й; строчная, заглавная, печатная, письменная буквы; предложение; анаграмма, пословица
1. Презентация «Живая азбука» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://viki.rdf.ru/item/1677/download/
2. Презентация по письму [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mentemirova.my1.ru/news/1­0­1

Этапы
урока
Формы,
методы,
методически
е приемы
1
2
I.
Организа
ция
начала
урока
II.
Постанов
ка
учебной
задачи
III.
Усвоение
новых
знаний и
способов
деятельно
сти.
1.
Пальчиков
ая
гимнастик
а
Фронтальная
,
индивидуаль
ная
Фронтальная
. Словесный.
Вступительн
ое слово
учителя
Фронтальная
,
индивидуаль
ная.
Практически
й, словесный.
Упражнение
для развития
мелкой
моторики
С ц е н а р и й у р о к а
Деятельность учителя
осуществляемые
формируемые
Деятельность учащихся
действия
4
умения
5
Вид и форма
контроля
6
3
Приветствие. Проверка готовности к уроку
(наличие на столе учебной тетради
«Прописи 4», ручки)
– Сегодня мы научимся писать новую букву.
– Догадайтесь, какая буква «потерялась»,
и прочитайте слова.
сара… ма…ка откро… ловки…
– Сформулируйте тему урока
– Подготовим руку к письму. Выполним
пальчиковую гимнастику «Пять пальцев».
На моей руке пять пальцев.
Они пишут и хватают,
Моют, чистят и строгают.
Они пилят и что­то берут,
В них таскают и ими дают.
Удивительная семья –
Полюбуйтесь, друзья!
Внимательно
слушают, дают
внутреннюю
установку на урок
Индивидуальный
. Проверка
готовности
к уроку
Распознают
в словах новый
звук. Совместно с
учителем
формулируют
учебную задачу
Внимательно
слушают,
выполняют
упражнение в
соответствии с
показом
учителя
Фронтальный.
Устные ответы
Индивидуальный
. Правильное
выполнение
упражнения для
мелкой
моторики
пальцев рук
Приветствуют учителя,
друг друга, проверяют
готовность к уроку,
эмоционально
настраиваются на урок
Слушают, отвечают.
– Письмо буквы й
Показывают
раздвинутые пальцы
обеих рук.
Имитация движений
по тексту.
Показывают
раздвинутые пальцы
обеих рук.

1
2
3
4
5
6
Продолжение табл.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Все умеют, живут дружно –
Ссориться совсем не нужно!
– Проверяем посадку, правила обращения
с ручкой
Хлопают в ладоши
Показывают посадку
за столом при письме,
как правильно держать
ручку
Правильно держат
осанку при
письме, верно
обращаются
с ручкой
– Рассмотрите образец написания буквы й.
– Расскажите, как будет двигаться ваша рука.
– Самостоятельно напишите элементы
и букву й на 1­й строке.
– Чем похожи и чем отличаются й и и?
Чтобы й не путать с и,
Сверху галочку пиши.
– Пропишите элементы буквы й в воздухе
Слушают объяснение
учителя, рассматривают
букву, комментируют
письмо буквы.
Прописывают элементы
в воздухе
Анализируют
образец изучаемой
буквы, обращают
внимание на то,
что буква состоит
из трех элементов
и имеет сходство
с буквой и
Индивидуальный
. Проверка
правильной
посадки при
письме, верного
обращения с
ручкой
Фронтальный.
Наблюдение
учителя
– Прочитайте слово. Напишите его под дик­
товку друга.
– Посмотрите на 2­ю строку. Что вы здесь
увидели?
– Какое это высказывание по цели высказы­
вания?
– Выразительно, с интонацией прочитайте
предложение.
Читают. Отвечают на
вопросы учителя.
Выполняют письмо слов
и предложения
Фронтальный,
парный,
индивидуальный.
Устные ответы,
письмо
Пишут слова
с изученными
буквами под
диктовку.
Обозначают
границы
предложения,
комментируют
его запись.
2. Правила
посадки за
столом во
время
письма
Индивидуаль
ная.
Практически
й
Фронтальная
. Словесный,
наглядно­
демонстраци
онный,
практически
й.
Объяснение
с опорой на
показ
Фронтальная
, парная,
индивиду­
альная.
Практически
й, словесный.
Письмо,
беседа
3.
Знакомств
о с
написание
м строчной
буквы й.
Письмо
буквы
(с. 13)
4. Работа
в
«Прописи

(с. 13).
Письмо
слова
и
предложен
ия

Правильно

1
2
3
4
5
6
Продолжение табл.
с
комментир
ова­
нием
Физкультм
инутка
Коллективна
я.
Практически
й
– Напишите предложение на свободной строке
с комментированием
ПТИЧЬЯ ЗАРЯДКА
Птица хочет пробудиться,
Запевает песню птица,
Потому что птице с песней
Пробуждаться интересней.
В. Берестов
Выполняют движения
по тексту за учителем
5.
Использов
ание
вопросите
льного
слова
«какой?»
Фронтальная
,
индивидуаль
ная.
Словесный,
практически
й. Чтение,
письмо
– Прочитайте предложение на 4­й строке.
– Какое это предложение по цели высказы­
вания?
– Предложение содержит вопрос «какой?».
На этот вопрос отвечают слова, обозначающие
характеристику предмета.
– Из предложенных слов составьте ответ
на вопрос. Замените слово мяч словом он
Читают предложение.
Составляют ответ
на вопрос и записывают
его.
– Он красный. Он
круглый. Он зеленый
IV. За­
крепление
знаний и
способов
деятель­
ности.
1. Ана­
грамма
(с. 13)
Парная,
индивиду­
альная.
Словесный,
практически
й.
Разгадывани
е анаграммы,
письмо
– Прочитайте слово на последней строке.
– Посмотрите на цифры под буквами. Что они
обозначают?
– Составьте новое слово, используя буквы,
под которыми написаны цифры.
– Запишите слово, заменив точки буквами
– Цифры обозначают
порядок букв в новом
слове.
– Чай
интонируют
восклицательное
предложение
Осуществляют
профилактику
утомления,
активно
участвуют в
физкульт­
минутке
Называют
признаки
предмета,
характеризуют
предмет с
помощью
прилагательных.
Заменяют
существительное
личным
местоимением он
Разгадывают
анаграмму,
выполняют
письмо нового
слова. Соблюдают
правила
работы в паре
Коллективный.
Правильное
выполнение
упражнений
Фронтальный,
индивидуальный.
Устные ответы,
письмо
Парный,
индивидуальный.
Анаграмма,
письмо

Данные об авторе

Баранова Наталья Анатольевна

Место работы, должность:

МОУ СОШ № 1 г. Беломорска

Республика Карелия

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Высшее профессиональное образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Русский язык

Цель урока:

1. Закрепить звук [ й "] и букву, которой его обозначают « Й» , « и » ;

2. Научить находить и выделять этот звук в словах, давать его характеристику;

3. Научить отличать новый звук и букву от других звуков и букв;

4. Формировать фонетический слух;

5. Развивать память, внимание, речь, мышление и наблюдательность младших школьников.

Тип урока:

Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории):

Краткое описание:

Закрепить написание буквы "й", учить отличать новый звук от других звуков.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал.

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем. Слайд 1. Урок письма.

2. Актуализация знаний.

Что за странные слова

Заселили все дома. Слайд 2 домики со словами.

Ребята, а вы знаете такие слова?

Что же с ними произошло? (пропала буква)

А что же это за буква? (Й - краткое)

Назовите слова, которые заселили эти дома. (зайка, майка, чайник, сарай, йогурт, змейка)

Какое значение имеет буква Й - краткое в словах? (Важное)

Почему? (Если в слове её нет на своём месте, то слово становится непонятным, теряет свой смысл и значение).

А почему эта буква получило такое название?

А помогут нам в этом наши гости, только вам надо угадать,как их звать. слайд смайлики

Когда пугаемся или чего- то неожиданное видим, то мы говорим? ОЙ!

Когда ушибаемся, падаем, уколемся, то кричим?

АЙ!

Когда нам надо кого-то окликнуть, позвать, то мы кричим?

ЭЙ!

Что можете сказать про имена наших героев?

(Междометия. Выражают чувства, состояние, но не называют их.)

Что общего в названии этих имён? (Буква Й)

Сколько звуков в каждом имени? (2)

Произнесите последний звук.

Какой он - гласный или согласный? Почему? (При произношении звука Й губы раскрыты не широко, между зубами образуется небольшая щель, середина язычка касается нёба)

Давайте, определим: какой он - твёрдый или мягкий, произнесите ещё раз? (В ушах есть звон, при его произнесении слышится голос и шум. Звук Й произносится мягко)

Делаем вывод!!!

(звук Й - согласный, звонкий, всегда мягкий) .

В словах, где стоит буква « й» мы слышим звук И, но только не поём его, а произносим прерывисто, коротко.

Вместе с вами скажем дружно:

Букву Й краткую запомнить нужно!

Потому что запятая

На её плечах сидит.

Слайд написание буквы й.

3. Закрепление .

Работа в прописи с. 22.

Чтение, анализ и письмо по строчкам. Письмо по образцу и самостоятельно, с указанием соединения.

Сравните звучание, что скажите.

(Если рядом с гласным звуком звук [й"], гласный произносится коротко, прерывается его звучание.)

4.ФИЗМИНУТКА « Зайцы»

Скачут, скачут во лесочке
Зайцы - серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг - скок, прыг - скок -
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед - назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.

5. Итог - обобщение о букве «й» .

Звук согласный, звонкий, всегда только мягкий;

Рядом с гласным звук [й"] читается вместе, но гласный звук не тянется, а произносится коротко.

По написанию похожа на букву И, только над буквой добавляем запятую Й.

6. Работа с текстом.

Пропись с. 22.

Что необычного в рассказе?

Прочитаем текст, заменяя картинки словами. (Читают по цепочке.)

Кто герой рассказа?

Как его зовут?

Что о нём узнали?

Что ещё надо будет сделать в тексте? (Дописать предложение)

О чём будет предложение?

Придумайте свой конец.

Как называется рассказ?

Как запишем в прописях? (На следующей строчке по середине).

- Как выделим начало рассказа? (Красная строка).