П. И. Пестель

Павел Иванович Пестель (1793-1826) принадле­жит к наиболее выдающимся деятелям дворянского этапа революционного движения в России. Одним из первых, еще в 1816 году, вступил он в первое тайное общество дворянских революционеров - Союз спа-, сения - и был основным автором устава этой орга­низации. В 1818 году П. И. Пестель организовал на Украине, в Тульчине, где он служил во 2-й армии, управу Союза благоденствия.

Он первым из дека­бристов высказал мысль об установлении в России республиканского строя. По его докладу совещание Союза благоденствия, состоявшееся в 1820 году в Петербурге на квартире Ф. Н. Глинки, единогласно отдало предпочтение республике. П. И. Пестель, та­ким образом, является родоначальником республи­канской традиции российского революционного дви­жения. Он был создателем и бессменным руководи­телем Южного общества декабристов . С 1821 года Павел Иванович начал подготовку обширного проекта социально-экономических и поли-тичеаких преобразований в России. (Позже он назвал этот документ «Русской правдой».) Это был самый прогрессивный среди всех программных документов («Конституция» Никиты Муравьева, «Манифест к русскому народу», написанный накануне восстания 14 декабря 1825 года), разработанных декабриста­ми. П. И. Пестель выступал сторонником немедлен­ного освобождения крепостных крестьян с землей, ограничения помещичьего землевладения и создания двух земельных фондов: общественного и частного. Он требовал ликвидации сословных привилегий и предоставления политических прав всем мужчинам с 20 лет.П. И. Пестель был арестован в Тульчине 13 де­кабря 1825 года, накануне восстания декабристов, и вместе с П. Г. Каховским, М. П. Бестужевым-Рюми­ным, С. И. Муравьевым-Апостолом, К. Ф. Рылеевым 13 июля 1826 года казнен. Исследователи считают пребывание П. И. Пестеля в Васильеве важным этапом в разработке им прог­раммы дворянских революционеров. Академик М. В. Нечкина пишет об интенсивной работе руково­дителя и идеолога Южного общества над «Русской правдой» во время пребывания его в Петербурге.

Потом работа над второй редакцией этого програм­много документа «продолжалась в Васильеве, куда он заезжал на обратном пути, а также на юге, куда он вернулся на службу, после отпуска».В настоящее время деревня Васильево входит в совхоз «Соболевский». Ее жители хранят предания о пребывании здесь П. И. Пестеля. Сохранилась часть парка, в котором долгое время стоял господ­ский дом.

Вскоре после Великой Отечественной войны дом пришел в полную ветхость и был разобран. Старожилы помнят беседку под кронами лип, где, по преданиям, любил отдыхать П. И. Пестель. В 1968 году в деревне Васильево в память о пре­бывании здесь П. И. Пестеля установлен памятный знак. Он сложен из кирпича и оштукатурен. На ли­цевой стороне знака укреплена мемориальная доска из темно-розового мрамора, текст которой гласит: «Во время своей поездки из Тульчина в Петербург для переговоров с Северным обществом жил в Ва­сильеве-имении родителей - в 1824 году (с 25 фев­раля до начала марта и с 6 мая до 18 июля) руко­водитель Южного общества декабристов, автор программы «Русская правда» Павел Иванович Пестель».


Пестель Павел Иванович
Родился: 22 июня (3 июля) 1793 года.
Умер: 13 (25) июля 1826 (33 года) года.

Биография

Павел Иванович Пестель (24 июня 1793, Москва - 13 июля 1826, Санкт-Петербург) - руководитель Южного общества декабристов.

Происходит из немецкого семейства Пестелей, поселившегося в России в конце XVII века.

Отец - Иван Борисович Пестель (1765-1843). Мать - Елизавета Ивановна Крок (1766-1836). Семья исповедовала лютеранство. Первый ребёнок в семье при крещении получил имя Пауль Бурхард.

Получив начальное домашнее образование, в 1805-1809 учился в Дрездене. В 1810 вернулся в Россию, обучался в Пажеском корпусе, который блестяще окончил с занесением имени на мраморную доску, и был определён прапорщиком в лейб-гвардии Литовский полк.

Участвуя в Отечественной войне, отличился в Бородинском сражении (1812); был тяжело ранен и награждён золотой шпагой «За храбрость». По выздоровлении поступил в адъютанты к графу Витгенштейну. В компаниях 1813-1814 годов участвовал в сражениях при Пирне, Дрездене, Кульме, Лейпциге (награжден орденами Св. Владимира 4-й ст. с бантом и австрийским Леопольда 3-й ст.), отличился при переправе через Рейн (награжден баденским орденом Военных заслуг Карла Фридриха), в боях при Бар-сюр-Об и Труа (награжден орденом Св. Анны 2 ст.), также отмечен прусским орденом «Pour le Mérite». Позже вместе с графом Витгенштейном проживал в Тульчине, откуда ездил в Бессарабию для собирания сведений о возмущении греков против турок и для переговоров с господарем Молдавии (1821).

В 1822 году он был переведён полковником в совершенно расстроенный Вятский пехотный полк и в течение года привёл его в порядок. Сам Александр I, осматривая его в сентябре 1823 года, выразился: «Превосходно, точно гвардия», и пожаловал Пестелю 3000 десятин земли.

Участвовал с 1816 года в масонских ложах. Позднее был принят в «Союз спасения», составил для него устав, в 1818 году стал членом Коренной управы Союза благоденствия, а в 1821 году, после его самоликвидации возглавил Южное тайное общество. Обладая большим умом, разносторонними познаниями и даром слова (о чём единогласно свидетельствуют почти все его современники), Пестель скоро встал во главе общества. Но силы его красноречия и природного обаяния не смогли убедить в 1825 году петербургское общество действовать в духе Южного, и окончательное решение о слиянии было отложено на 1826 год.

Выражением его взглядов была составленная им «Русская Правда»; этот проект, написанный в республиканском духе, можно считать вместе с проектом Н. Муравьёва главными выражениями идей тайного общества, хотя ни тот, ни другой не имели никакой обязательности для членов общества. Сам Пестель, по словам Ивана Якушкина, при составлении «Русской Правды» имел в виду только подготовиться к деятельности в земской думе. Важнейшей стороной «Русской Правды» являлись размышления Пестеля о внутреннем устройстве России, политическом и экономическом, которые Николай Тургенев называл «социалистическими теориями». Следственная комиссия построила свои обвинения против Пестеля и некоторых других именно на «Русской Правде».

Из сохранившихся писем Пестеля видно, что он отличался нежной заботливостью по отношению к родителям. Незадолго до 14 декабря 1825 года он был арестован на дороге в Тульчин и после 6-месячного заключения в Петропавловской крепости приговорён к четвертованию, заменённому повешением, что и было исполнено 13 (25) июля 1826 г.

В своём последнем перед казнью письме от 1 мая 1826 года из Петропавловской крепости к родителям Пестель писал: «Я должен был раньше понимать, что необходимо полагаться на Провидение, а не пытаться принять участие в том, что не является прямой нашей обязанностью в положении, в которое Бог нас поставил, и не стремиться выйти из своего круга. Я чувствовал это уже в 1825 году, но было слишком поздно!».

По свидетельству одного офицера, перед казнью Пестель сказал такие пророческие слова: «Что посеял, то и взойти должно и взойдёт впоследствии непременно». Сохранилось следующее воспоминание протоиерея Мысловского, присутствовавшего на казни декабристов, о Пестеле: «Пестель в половине пятого, идя на казнь и увидя виселицу, с большим присутствием духа произнёс следующие слова: "Ужели мы не заслужили лучшей смерти? Кажется, мы никогда не отвращали тела своего ни от пуль, ни от ядер. Можно бы было нас и расстрелять"».

Довольно сочувственный отзыв о Пестеле см. в «Записках» графа П. Д. Киселёва (П., 1823). Ещё теплее отзыв графа Витгенштейна («Русский архив», 1870). Похоронен вместе с другими казнёнными декабристами на острове Голодае.

Память

Улица в г. Санкт-Петербурге названа в честь Пестеля П. И., также улицы Пестеля есть в Москве, Одессе, Харькове, Владивостоке, Ростове-на-Дону,Калуге, Липецке, Ставрополе, Новосибирске, Астрахани, Воткинске.

Адреса в Санкт-Петербурге

1812-1813, 1816 - дом Мижуева - набережная реки Фонтанки, 26.


Начальный период жизни Пестеля.

Павел Иванович Пестель родился в 1793 году. Он происходил из дворян смоленской губернии. Его предками были выходцы из Саксонии. Его отец, Иван Борисович, был действительным статским советником, занимал различные должности на общественной и государственной службе. При императоре Павле I он оказался в опале и был отстранен от всех должностей, а после восшествия на престол Александр I занял пост губернатора Сибири, который позже оставил. Мать Пестеля, Елизавета Ивановна, была дочерью известной немецкой писательницы Крок. Она уделяла большое внимание воспитанию сына, до 12 лет получившего домашнее образование. В 1805 году родители отправляют Павла и его брата Владимира в Дрезден, к бабушке, где под её руководством они продолжали свое образование в течение четырех лет. Эти годы, безусловно, оказали влияние на будущее декабриста. У него начинает появляться интерес к политике, который возрастает во время подготовки к поступлению в Пажеский корпус, когда он учился основам политической экономии у профессора К. Я. Германа, человека конституционных взглядов.

В 1810 году Пестель вместе с братом зачисляется сверхкомплектным пажом в Пажеский корпус. Там он особенно увлекался лекциями Германа, которые конспектировал почти дословно. Пестель занимал среди пажей корпуса первое место по учебе. В списке выпускников, состоявшем из 14 человек, он также значился первым.

Однако уже в корпусе начал проявляться независимый характер Пестеля. По этой причине у него произошел конфликт с директором корпуса Клингером, представившим к производству в поручики вместо него другого выпускника – немца Адлерберга. Отец Павлв подал жалобу царю, лично принимавшему экзамены по военным наукам и восхитившемуся знаниями Пестеля. Но Клингер представил Александру I кондуитную характеристику выпускника с собственным дополнением, в котором обвинил его в вольнодумстве. А результате император решил никого не представлять в поручики ввиду досрочного выпуска, а всех выпускать прапорщиками. Пестеля также выпустили прапорщиком в Литовский полк, командовать стрелковым взводом 2-ой гренадерской роты. Александр I хорошо запомнил пестелевскую характеристику и стремился всячески препятствовать его дальнейшему повышению по службе.

Таким образом, можно сказать, что период обучения сначала в Дрездене, а затем в Пажеском корпусе явился для Павла Ивановича начальным этапом его политического и гражданского становления. Следующий период этого сложного процесса пришелся на годы его армейской службы. Именно тогда началась его непосредственная политическая деятельность, связанная с борьбой с царским самодержавием, в ходе которой его взгляды на будущее устройство России пройдут эволюционный путь развития.

Начало политической деятельности Пестеля «Союз спасения»

Одним из наиболее важных, поворотных моментов в становлении личности Пестеля является Отечественная война 1812 г. Он героически проявил себя во время Бородинской битвы, где был ранен в ногу. Кутузов вручил ему золотую шпагу с надписью «За храбрость». 14 августа 1813 г. Пестель назначен адъютантом главнокомандующего 2-ой армии графа Витгенштейна, в составе которой продолжил войну на чужой территории и в марте 1814 года вступил в Париж. Побывав в странах, где не было крепостного права и самодержавных режимов, он получил достаточно материала для раздумий о судьбах своей родины. На фоне всего увиденного Россия еще сильнее ужаснула Пестеля, и до этого весьма критически воспринимавшего окружающую действительность своей отсталостью и бесправным положением народа. В его сознании начался переход к более радикальным политическим взглядам. Он понял, что необходимо коренным образом реорганизовать общественно-политическое устройство России, и решил посвятить себя этому великому делу.

В 1816 году в Петербурге возникает первое тайное общество декабристов под названием «Союз спасения». Основателями его были полковник Генерального штаба А. Н. Муравьев, князь С. П. Трубецкой, подпоручик Генерального штаба Н. М. Муравьев, подпоручик лейб-гвардии Семенского полка И. Д. Якушкин. Все они были участниками войны 1812 года и заграничных походов. Вскоре к ним присоединился Михаил Николаевич Новиков, племянник знаменитого просветителя XVIII века, человек с республиканскими убеждениями. Именно он принял осенью 1816 года Пестеля в тайное общество.

Вступив в «Союз спасения», Павел Иванович начал активно вербовать новых членов. В январе 1817 года ему у далось ввести в общество трех человек: братьев Шиповых, капитана и полковника, и адъютанта Аракчеева князя Илью Долгорукова. Пестель также возглавил комиссию по составлению устава организации. По свидетельствам членов общества именно ему принадлежало авторство большей части документа, который был готов уже в январе 1817 года. Общество после принятия устава стало называться «Обществом истинных и верных сынов Отечества». В уставе, уничтоженном позднее самими декабристами при очередном преобразовании общества в «Союз благоденствия» в 1818 году, говорилось о целях и методах действия тайной организации, определялись структура организации, принципы ее функционирования, порядок приема членов и их обязанности. Благодаря огромной работе академика М. В. Нечкиной, которой удалось восстановить общее содержание столь важного документа, стало возможным получить представление о государственно-правовых взглядах П. И. Пестеля, в начале его политической деятельности.

Главной целью «Общества истинных и верных сынов Отечества» провозглашалось установление конституционной монархии и уничтожение крепостного права. Достичь этого предполагалось путем открытого выступления тайного общества. В момент смены императоров на престоле. Члены «Общества» обязывались не присягать новому государю, прежде чем удостоверятся в том, что он ограничит свою власть народным правительством. Ранее предполагалось добиться отмены крепостного права путем подачи государю петиции дворянства. Смена названия тайной организации сопровождалась, таким образом, сменой тактики и принятием более революционной цели. Пестель показывал на следствии: «Вместе с учреждением «Общества истинных и верных сынов Отечества» появились мысли конституционные, но весьма неопределительные, однако, же больше склонные к монархическому правлению». Вот таких взглядов придерживался в то время будущий революционер – республиканец. Проект конституции, который он тогда взялся составлять, подтверждает это. Этот проект значительно отличался от проекта М. Н. Новикова, содержавшего республиканские идеи и оказавшего значительное влияние на мировоззрение Пестеля.

В «Обществе» не было единства в вопросе о средствах достижения основной цели. В 1817 году среди членов московского отделения этой организации возникла идея о цареубийстве с целью ускорения смены монархов на престоле. Исполнителем этого акта должен был стать И. Д. Якушкин. Идея цареубийства вызвала жаркие споры, в результате которых план Якушкина был отвергнут как нецелесообразный. Пестель был в числе решительных противников этого преждевременного акта. В результате разногласий между членами общества было принято решение о его роспуске и создании другого, основанного на новых принципах. Для завоевания общественного мнения было решено увеличить численный состав организации.

Таким образом, Отечественная война 1812 года стала для Пестеля настоящей политической школой, побудив его к активной деятельности по изменению российской жизни. У него складываются конституционно-монархические взгляды, которые впоследствии под влиянием различных факторов окружающей жизни претерпят значительные изменения и станут революционно-республиканскими.

Пестель в «Союзе благоденствия»

Взамен распущенного «Общественно истинных и верных сынов Отечества» в 1818 году был создан «Союз благоденствия». Он также являлся тайной организацией и ставил перед собой те же цели, что и его предшественник. Устав «Союза благоденствия» - «Зеленая книга» - состоял из двух частей, из которых до них дошла лишь первая, в которой ничего не сказано об основных целях общества, ставших известными лишь из данных декабристами на следствии показаний. Наиболее точно главную цель сформулировал Михаил Лунин, один из руководителей «Союза»: «»Введение конституции или законно-свободного правления». При этом цель была известна лишь учредителям общества. Во главе «Союза благоденствия» стояла Коренная управа из шести человек, выбираемых из числа 30 членов Коренного совета, состоявшего из учредителей общества, в списке которых Пестель числился под номером 15. «Союз» делился на управы, которые создавались и возглавлялись членами Коренного совета. Управы делились на деловы, побочные и главные. Деловой называлась управа, насчитывавшая 10 членов. Она получала список первой части «Зеленой книги» и могла основать побочную управу и руководить ей. Общаться с Коренной управой побочная не могла. Если управе удавалось создать три побочные, она получала название главной. Ей вручался список со второй частью «Зеленой книги».

Уничтожить самодержавие члены «Союза благоденствия» считали возможным путем создания общественного мнения, которое они считали основной движущей силой общества. Поэтому тайным обществом был взят курс на его создание. И.. Д. Якушкин писал: «В разговорах наших мы соглашались, что для того, чтобы противодействовать всякому злу, тяготевшему над Россией, необходимо, прежде всего, противодействовать староверству закоснелого дворянства и иметь возможность действовать на мнение молодежи». Вторая часть «Зеленой книги» содержала план, согласно которому в России за 20 лет должно было быть подготовлено общественное мнение, которое обеспечит осуществление государственного переворота. Однако этот план не получил единогласной поддержки со стороны членов Коренной управы и поэтому не был утвержден. Среди усомнившихся в результативности данного плана был и Пестель. Это свидетельствует о наличии у него более решительных настроений по сравнению с другими членами руководства тайного общества. Но его взгляды, по всей видимости, все еще продолжали оставаться конституционно-монархическими, что видно из составленной им на имя царя «Записки о государственном устройстве», относящейся примерно ко второй половине 1818 или началу 1819 года.

По дошедшим до нас отдельным частям этой наиболее ранней пестелевской работы видно серьезное ее отличие от других, более поздних его проектов. Она написана в очень сдержанных тонах и не содержит резких выпадов в адрес правительства. Однако в ней Пестелем было высказано немало интересных мыслей по поводу будущего России. Он говорил о необходимости введения конституции и справедливых законов, которые могли бы оградить граждан России от произвола неограниченной власти – «зловластия», отстаивал равенство всех граждан перед законами. Пестель выступил также в своей «Записке» против смертной казни. Большое внимание им было уделено устройству высших органов власти, министерств, которые он называл старорусским словом «приказы». Важную роль отводил Пестель «Приказу внешних сношений», ведавшему иностранными делами. Этот приказ должен был обеспечивать сохранение мира и безопасности, давать информацию о военных планах других стран, обладать самыми точными сведениями о зарубежных научных достижениях.

Пестелем был выдвинут новый принцип внешней политики России – принцип равноправия и взаимоуважения в отношениях с другими государствами. Интересные мысли высказаны были им о деятельности полиции, призванной, по его словам, прежде всего охранять права народа и следить за тем, «взимаются ли подати надлежащим порядком и без притеснений, не действуют ли корыстолюбие, обман и лихоимство и не делаются ли вообще какие-нибудь злоупотребления». Он предлагал сделать отдельные полицейские должности выборными. Значительное место в пестелевской работе занимали вопросы военной реформы. В ней шла речь об отмене рекрутских наборов, 25-летнего срока службы в армии и палочной дисциплины, а также о значении боевой подготовки, о роли военного искусства, вооружении, улучшении условий солдатской службы.

«Записка о государственном устройстве» является документом, который ознаменовывает собой последние иллюзии Пестеля насчет возможности оказания воздействия на царское правительство и силы общественного мнения как средства изменения жизни русского народа. Вскоре эти иллюзии сменились под влиянием различных обстоятельств убежденностью в необходимости установления в России революционным путем республиканского строя, о преимуществах которого перед монархическим шли споры в «Союзе благоденствия».

Тульчинский период жизни Пестеля. Создание Южного общества.

Пестель вместе с полковником И. Г. Бурцовым стоял во главе управы в южном городе Тульчине, созданной им как членом-учредителем Коренной управы в конце 1818 г. Она была самая большая по численности и включала не менее 30 человек. Она была самая большая по численности и включала не менее 30 человек. Наиболее активными членами ее были, кроме Пестеля и Бурцова, А. Юшневский, В. Давыдов, Ф. Вольф, С. Волконский, П. Аврамов, В. Ивашев, А. Барятинский, братья А. А. и Н. А. Крюковы, Н. Басаргин, и Н. Филлипович. Именно в Тульчине и произошла эволюция взглядов Пестеля в сторону республики. Во многом этому способствовало общение с членами управы, в разговорах и спорах с которыми он все больше убеждался в преимуществах этой формы правления. Не последнюю роль сыграло также и знакомство Павла Ивановича с произведениями виднейших представителей передовой западноевропейской мысли – Гельвиция, Монтескье, Адама Смита, Александра Дэтю де Траси и других, а также с мемуарами о французской революции конца XVIII века, новейшими произведениями русских авторов, в том числе с конституционным проектом М. Н. Новикова. На следствии он показывал: «Сочинение Дэтю де Траси на французском языке очень сильно подействовало на меня.

Он доказывал, что всякое правление, где главою государства есть одно лицо, особенно ежели сей сан наследственен, неминуемо кончится деспотизмом». В преимуществах республиканской формы правления Пестеля убеждали и его размышления над историей различных народов, в результате которых он приходил к выводу, что наиболее славные периоды в их жизни связаны с республиканским устройством государств, тогда как наихудшие – с монархическим. В качестве примеров им приводились Греция, Рим и Великий Новгород с его вечевым правлением. Кроме того, Павел Иванович очень хорошо знал политическое положение в Европейских странах с конституционно-монархическим устройством, - в Англии и во Франции, где, по его мнению, народы были так же угнетены и не имели политических прав, как и в России. Он внимательно следил за успехами молодого республиканского государства – Соединенных Штатов Америки, которое стало для него ясным доказательством в превосходстве республиканского правления. Пестель вспоминал свои горячие споры с Новиковым, в ходе которых возражал ему по поводу возможности установления в России республики. Теперь он полностью согласился с его доводами и признал ошибочными свои возражения.

По этому важнейшему для России вопросу у Пестеля возникли разногласия с Бурцовым, стоявшем на умеренных, конституционно-монархических позициях и имевшем значительное влияние на своих сторонников, среди которых были Н. Комаров, В. Ивашев, Н. Басаргин, Ф. Вольф и другие. И. Г. Бурцова пугала революционная решительность Павла Ивановича, которому пришлось вести с ним идейную борьбу. В ходе этой борьбы происходило укрепление политических взглядов Пестеля, проявлялась его огромная воля и влияние среди членов управы. О силе его влияния говорит множество свидетельств современников. Например, И. Д. Якушкин писал в своих воспоминаниях: « Ивашев, сын богатых родителей, был, как и Пестель, адъютантом Витгенштейна, где он и познакомился с Пестелем, который принял его в тайное общество. Это был самый обыкновенный представитель праздной богатой молодежи, но влияние Пестеля, участие в тайном обществе поставило перед ним благую и серьезную цель, и он стал подобно всем тульчинским членам серьезно работать над своим совершенствованием, интересуясь всем, что могло быть полезно для России и готовя себя в будущие государственные деятели». Твердая воля, выдающийся ум и железная логика рассуждений позволили Пестелю привлечь на свою сторону большинство членов Тульчинской управы и сохранить сое лидерство.

В марте 1820 г. он выступил на совещании Коренной думы в Петербурге с докладом «О выгодах и невыгодах монархического и республиканского правления», сыгравшим важнейшую роль в развитии декабристского движения. После доклада состоялось голосование, в ходе которого все члены Коренной управы единодушно высказались за республику. Впервые в истории русского освободительного движения «Союз благоденствия» принял такое радикальное решение. Огромная заслуга в этом принадлежит П. И. Пестелю, проявившему огромную силу убеждения. Именно ему, а также Никите Муравьеву было поручено составление конституционных проектов.

Таким образом, в период с 1818 по 1820 годы сложились твердые революционно-республиканские убеждения Павла Ивановича Пестеля. Ему удалось сначала создать мощную революционную организацию в Тульчине, а затем распространить свое влияние на значительную часть «Союза благоденствия». После ликвидации последнего на Московском съезде в январе 1821 г. Пестель принял самое активное участие в создании на базе Тульчинской управы Южного общества декабристов. На учредительном съезде новой организации он вновь убедил всех присутствующих в необходимости борьбы за республику, за исключением Бурцева и Комарова, покинувших заседание и навсегда порвавших с тайным обществом. После их ухода Пестель произнес яркую и сильную речь, в которой осудил решение Московского съезда о роспуске «Союза благоденствия», подтвердил свою приверженность республиканским идеалам и призвал всех идти на любые жертвы ради достижения поставленной цели.

Все единодушно одобрили его предложение об организации после революции Временного революционного правительства. Это выступление имело очень важное значение, о чем говорит его признание на следствии, что если бы не его доводы, то тульчинцы могли бы согласиться с решением Московского съезда. Руководящий орган общества получил название Директории. В нее были избраны П. И. Пестель, А. П. Юшневский и заочно введен Никита Муравьев, один из учредителей и руководителей Северного общества. Пестель поддерживал с Муравьевым переписку, в которой подчеркивалось общность задач обоих обществ и необходимость их совместных действий. Особенно на этом настаивал Павел Иванович, неустанно боровшийся за объединение Южного и Северного обществ на идейной платформе южан. Взгляды Муравьева были вначале схожими с пестелевскими, но после 1821 года они стали более умеренными. Эти различия нашли свое отражение в составленных ими конституционных проектах – «Русской правде» Пестеля и «Конституции» Муравьева.

«Русская правда» Пестеля

Над конституционным проектом Пестель работал с 1820 по 1824 годы. Этот проект был делом его жизни. Павел Иванович постоянного совершенствовал его, подвергая переделкам, изменениям и дополнениям. Первоначально проект назывался «Конституция Государственный Завет». Основные положения его обсуждались на первом съезде руководства Южного общества в Киеве в январе 1822 г., на котором было решено предоставить всем его членам год на обдумывание пестелевских предложений. На втором съезде в январе 1823 г. после доклада Пестеля проект был обсужден по всем пунктам и принят голосованием, став программным документом Южного общества. В 1824 г. документ получил новое название – «Русская правда или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая Заветом для Усовершенствования Государственного устройства России и Содержащая Верный Наказ как для Народа, так и для Временного Верховного правления». Такое название Павел Иванович дал своему проекту в честь «Русской правды» Ярославля Мудрого – свода законов Киевской Руси XI - XII вв. Этот период он считал наиболее благополучным в жизни русского народа, поскольку тогда еще феодальные отношения находились в зародыше и сохранялись пережитки первобытного строя с равенством всех членов общины. Название «Русская правда» ассоциировалось у него, таким образом, со справедливым общественным устройством России.

Во введении Пестель говорит о необходимости коренных преобразований в России, целью которых является установление всеобщего равенства и для проведения которых после победы революции должно быть установлено Временное Верховное Правление, наделенное диктаторской властью сроком на 10 лет. Временное Верховное Правление должно было быть гарантом от попыток реставрации монархии. По окончании десятилетнего срока оно слагает свои полномочия, и на основе «Русской правды» принимается новая конституция.

Будущая Россия провозглашалась республикой со строго-централизованным устройством или, по выражению Пестеля, «неразделимым» государством. Федеративное устройство он считал губительным для России, ссылаясь при этом на исторический пример феодальной раздробленности на Руси, которую называл «видом федеративного устройства», из-за чего «она горькими опытами и долголетними бедствиями жестоко заплатила за сию ошибку в прежнем ее государственном образовании».

Россия по плану Пестеля делилась на 10 областей: Чудскую (с центром в Петербурге, переименованном в Петроград), Холмскую (с центром в Новгороде), Северную (с Ярославлем), Сибирскую (с Иркутском), Уральскую (с Казанью), Славянскую (с Москвой), Вершинную (со Смоленском), Черноморскую (с Киевом), Украинскую (с Харьковом), Кавказскую (с Геогиевском), каждая из которых состояла из 5 губерний (округов), делившихся на уезды, а уезды – на волости. Отдельно выделялись 3 удела: Столичный, Донской и Аральский. Столицей России становился Нижний Новгород, переименованный во Владимир – в честь киевского князя, крестившего Русь, тогда как город Владимир переименовывался в Клязьмин – по названию реки, на которой он расположен.

Государственное управление в России основывалось на принципе разделения властей. Высшему законодательному органу Пестель дал название Народного веча. Народное вече представляло собой, по его плану, однопалатный орган, избираемый путем двухстепенных выборов (сначала жители волости избирают представителей в Окружное наместное собрание, а те – депутатов в Народное вече) в числе 500 человек, сроком на 5 лет. Каждый год пятая часть высшего органа должна была выбывать, уступая место вновь избранным депутатам. Председатель Народного веча должен был избираться на один год из числа депутатов, заседавших последний год. Вече наделялось правом объявления войны и заключения мира, обсуждения и принятия всех законов, кроме конституционных («заветных»). Роль органа, исполняющего функции Народного веча между его сессиями, отводилось Временной комиссии.

Высшим исполнительным органом объявлялось Державная дума, избираемая сроком на 5 лет Народным вечем из числа кандидатов, представленных окружными наместными собраниями, в составе 5 человек. Как и в Народном вече, каждый год один из ее членов выбывал и его место занимал вновь избранный. В полномочия Державной думы входило ведение переговоров с другими государствами, руководство военными действиями в случае войны, а также контроль над деятельностью министерств – «государственных приказов»: правосудия, полиции, просвещения, финансов, военного приказа.

Для контроля за законодательной и исполнительной властями учреждался высший «блюстительный» орган – Верховный собор из 120 членов – «бояр» или «старцев», избираемых пожизненно Народным вече из числа выдвигаемых окружными наместными собраниями кандидатов. Верховный собор должен был рассматривать представляемые ему законы, принятые Народным вече, проверять их соответствие конституции и давать санкции на их вступление в силу. Прерогативой этого органа являлось также назначение главнокомандующего действующей армии.

«Русская правда» провозглашала всеобщее равенство перед законом и важнейшие права и свободы для граждан России: свободу личности, неприкосновенность жилища, свободу слова, печати, совести, право собственности, объявленное «священным» и «неприкосновенным». Ликвидировался старый сословный строй, все сословия (дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьянство) сливались в «единое сословие – гражданское».

Особое внимание уделялось в Русской правде» крестьянскому вопросу. Объявлялось о полной и безоговорочной отмене крепостного права, причем предполагалось освобождение крестьян с наделением их землей. Вся земля делилась на общественный и частный фонды. В общественный фонд должны были войти крестьянские наделы, часть казенных и все монастырские земли. Предусматривалось и конфискация земель наиболее крупных помещиков. Если у помещика насчитывалось более 10 тысяч десятин земли, то половина её конфисковывалась безвозмездно, если же менее 10 тысяч, но не более 5 тысяч десятин – половина конфисковывалась либо за денежное вознаграждение (по рыночной цене), либо компенсировалась предоставлением равноценного участка земли в другом месте. Общественная земля передалась в распоряжение волостным обществам, которые должны были предоставлять всем желающим в пользование земельные участки. Эта земля не подлежала ни продаже, ни залогу. Получить участок мог любой гражданин России, независимо от своего положения и рода занятий. Сохранение частной земли вместе с общественной должно было, по мнению Пестеля, стимулировать крестьян к увеличению доходов при обработке общественных земель. Эти деньги могли бы позволить им приобрести земли из частного фонда.

Предусматривалось также проведение военной реформы. Суть ее состояла в отмене рекрутских наборов и введение всеобщей воинской повинности для мужчин, достигших 20-летнего возраста. Срок службы сокращался с 25 до 15 лет. От службы освобождались единственные сыновья у родителей, кормильцы семей. Немедленной ликвидации подлежали военные поселения, которые Пестель называл «самой жестокой несправедливостью, какую только разъяренное зловластие выдумать могло».

Решение национального вопроса в России Пестель видел в ассимиляции всех малых народов с русским народом. В этом он видел осуществление «права благоудобства», смысл которого состоял в том, что населяющие Россию народности не смогут воспользоваться «правом народности», то есть правом на самоопределение, и неизбежно попадут во власть иностранных государств, что создаст угрозу национальной безопасности России. Исключение составляла Польша, которая могла бы получить независимость при условии утверждения в ней демократической республики. Вхождение малых народов в состав России не означало их насильственной христианизации и русификации. Пестель предлагал дать всем народам равные права с русскими; обеспечить им достойные условия жизни и поднять в своем развитии отсталые народы до уровня русского.

В общем, можно сказать, что «Русская правда» П. И. Пестеля представляет собой политический документ буржуазно-демократического толка. В случае реализации намеченных в ней преобразований у России появлялся шанс стать демократическим государством, основанным на принципах частной собственности и свободной конкуренции. Однако следует отметить и наличие в данном документе слабых сторон, обусловленных дворянской ограниченностью его автора, и, как следствие, недостаточной его решительностью. Будучи сыном своего времени и своего класса, Пестель не предполагал в «Русской правде» полной ликвидации помещичьего землевладения. Утопичен его вариант решения национального вопроса путем слияния всех малых народов с русскими, поскольку в этом случае, на мой взгляд, вряд ли возможно полностью избежать применения насилия против неизбежного сопротивления ассимилируемых народов, не желающих растворяться среди большого народа. Пестель же предполагал осуществить это, не прибегая к насилию.

Несмотря на все недостатки «русская правда» является для своего времени революционным документом. Особенно заметно это при сравнении её с другим, не менее известным документом того времени – «Конституцией» Никиты Михайловича Муравьева. В отличие от Пестеля, Муравьев выступал за конституционную монархию, которая объявлялась в его «Конституции» будущей формой правления в России. Крестьян он предполагал освободить без наделения их земельными участками, которые они должны выкупать у помещиков, чьи хозяйства сохранялись. Кроме того, «Конституцией» вводился имущественный ценз при выборах органов власти, тогда как в «Русской правде» провозглашалось всеобщее избирательное право.

Таким образом, очевидно, что «Конституция» Муравьева несет на себе больший отпечаток дворянской ограниченности автора, нежели «Русская правда» Пестеля, обогнавшего свое время далеко вперед.



Пестель Павел Иванович (1793-1826), один из руководителей декабристского движения. Родился 24 июня (5 июля) 1793 в Москве в семье тайного советника И.Б.Пестеля, генерал-губернатора Сибири в 1806-1821. Его дед, выходец из Саксонии, переселился в Россию в 1751. В 1805-1809 учился в Дрездене.

По возвращении на родину был принят в 1810 в Пажеский корпус в Петербурге. Блестяще окончив его в 1811, получил чин прапорщика и был направлен в лейб-гвардии Литовский полк. Являясь поклонником французских просветителей 18 в. и исповедуя деизм (бог как мировой разум), вступил в масонскую ложу «Соединенные друзья». Во время Отечественной войны 1812 отличился в сражении под Бородино 26 августа (7 сентября), где был тяжело ранен; награжден золотой шпагой «За храбрость», которую ему вручил лично М.И.Кутузов. В период Заграничного похода 1813-1814 участвовал в битвах с французами при Дрездене 14-15 (26-27) августа, Кульме 18 (30) августа и Лейпциге 4-7 (16-19) октября 1813; служил адъютантом генерала П.Х.Витгенштейна. Остался на этой должности и после войны, числясь в Гвардейском кавалерийском полку.

Вся моя история заключается. в двух словах: я страстно любил. моё отечество, я желал его счастия с энтузиазмом.

Пестель Павел Иванович

Ужесточение политического режима во второй половине 1810-х (аракчеевщина) способствовало усилению его оппозиционных настроений. В 1817 по рекомендации одного из учредителей Союза спасения М.Н.Новикова был принят в эту первую тайную организацию декабристов. Будучи широко образованным, обладая сильной волей, железной логикой и ораторским даром, быстро выдвинулся среди своих единомышленников. Разработал устав Союза («Статут»), главными пунктами которого стали уничтожение крепостного права, введение конституционной монархии и ликвидация засилия иностранцев в России. После создания в 1818 на базе Союза спасения Союза Благоденствия стал лидером его радикального крыла.

Переведен на юг; с декабря 1819 - подполковник Мариупольского гусарского полка. Продолжил революционную деятельность, возглавив Тульчинскую управу Союза благоденствия. На Петербургском совещании членов общества в январе 1820 выступил с докладом о преимуществах республиканской формы правления и поддержал выдвинутую Н.М.Муравьевым идею цареубийства; внес предложение передать после устранения самодержавия всю полноту власти временному правительству с диктаторскими полномочиями, которое было отвергнуто большинством.

Не участвовал в Московском съезде (январь 1821), организованном умеренным крылом Союза с целью вытеснить из него радикалов. В марте 1821 по его инициативе Тульчинская управа осудила постановление Московского съезда о роспуске Союза благоденствия, приняла решение о создании Южного общества и одобрила идею установления республиканского строя путем военного переворота и цареубийства. Избран председателем и одним из трех директоров Общества. Установил строгую дисциплину среди его членов. Стремился ограничить состав заговорщиков исключительно военными. В отличие от С.И.Муравьева-Апостола не считал возможным самостоятельное антиправительственное выступление на юге, возлагая главную надежду на успех восстания в столице.

В 1821 был командирован правительством в Молдавию для сбора информации об антитурецком движении Александра Ипсиланти. Блестяще выполнил поручение. 1 (13) ноября 1821 был произведен в полковники, а 15 (27) ноября назначен командиром Вятского пехотного полка, дислоцированного на Украине в районе Белой Церкви; восстановил дисциплину среди солдат и превратил свой полк в образцовый.

Составил Русскую правду, конституционный проект, единогласно одобренный на Киевском съезде Южного общества в 1823, в котором своеобразно сочетались демократизм и унитаризм. В противовес федералистским устремлениям Северного общества, созданного весной 1821 в Петербурге, проект П.И.Пестеля провозглашал Россию единым и неделимым государством с общими для всех его частей политическим строем и законами; все населяющие ее этносы должны слиться в один народ; «буйные кавказские племена» следует малыми группами переселить вглубь России. Предполагалось установить республиканский строй и представительное правление на основе всеобщего равного избирательного права для мужчин с двадцатилетнего возраста: жители каждой волости (исходная территориальная единица) ежегодно выбирают депутатов в волостные, уездные и областные (губернские) собрания; последние выбирают депутатов Народного вече, верховного однопалатного законодательного органа; исполнительная власть осуществляется избираемыми уездными и главными областными посадниками, а на общегосударственном уровне - Державной думой.

Планировалось учредить институт конституционного контроля - Верховный собор из ста двадцати пожизненно избираемых членов. Провозглашалось полное освобождение крестьян с землей; вся земля в государстве делилась на частную и общественную; каждый гражданин получал право на безвозмездное выделение надела из общественного фонда; устанавливался земельный максимум в пять тысяч десятин; излишки подлежали конфискации или выкупу. Уничтожались привилегии дворянства и остальных сословий; устанавливалось равенство граждан перед законом. Гарантировалась свобода личности, вероисповедания, печати, торговли и предпринимательской деятельности; вводился суд присяжных. Столицу предполагалось перенести в Нижний Новгород. Но реализовать этот проект планировалось лишь после длительного (десяти- или пятнадцатилетнего) периода диктатуры временного революционного правительства.

В последнее время многочисленные публикации авторов «исторических фэнтези» на тему, «Какой могла бы быть Россия» совсем загнали рядового гражданина в тупик. Тяга к ниспровергательству коснулась и образа декабристов. Политическая программа Пестеля была объявлена чуть ли не «фашистской», а сам декабрист предан анафеме.

Не претендуя на истину в последней инстанции, автор это поста пытается кратко изложить основы политической программы одного из лидеров движения декабристов.

Родился в Москве в семье крупного чиновника. Результатом деятельности тайных обществ становится восстание на Сенатской площади Санкт-Петербурга 14 декабря 1825 г., после подавления, которого П. И. Пестель был осужден «вне разрядов» и приговорен к смертной казни. По своим философским взглядам П. И. Пестель был материалистом и атеистом.

В своих социальных взглядах он исходил из положения о естественном равенстве всех людей и взаимном стремлении к общественной жизни для удовлетворения потребностей на основе разделения труда. Он различал общественное и государственное устройство, определяя государство как приведенное в законный порядок общества.

Последнее возникло в силу природного разделения людей на повинующихся и повелевающих. Правительство имеет обязанность «распоряжаться общим действием и избирать лучшие средства для достижения Благоденствия всем и каждому народ имеет право требовать от правительства, чтобы оно непременно стремилось к общему и частному Благоденствию». Государство существует на равновесии взаимных прав и обязанностей правительства и народа, если же таковое равновесие утрачивается, то «государство входит в состояние насильственное и болезненное». Поэтому необходимо создать такие законы, посредством которых возможно поддержание подобного равновесия. «Цель Государственного устройства возможное Благоденствие всех и каждого», и достигается она только на основе законов.

Всё законы Пестель делил на три вида: духовные, естественные и гражданские. Духовные законы известны из Священного Писания. Естественные законы вытекают из требований природы и нужд. Каждый человек им подвластен, и никто не в силах их низвергнуть».

Государственные законы представляют собой постановления государства, которые ставят себе задачей достижение общественного Благоденствия. Такое соответствие является непременным условием их действительности.

Другим условием, определяющим содержание государственных законов, служит приоритет общественных интересов: выгоды целого всегда превалируют над выгодами части. Государственная организация в России не служит достижению общественного Благоденствия и потому характеризуется Пестелем как «зловластие», приносящее стране народу унижение, ниспровержение законов и в конечном итоге - гибель самого государства. Пестель сформулировал право на революционное ниспровержение правительства, нарушающего в своих действиях духовные, естественные и положительные законы.

Социальная программа Пестеля радикальна. Но в чем его «радикальность»? Он требует отмены крепостного права и безвозмездного наделения всех крестьян землей. Земля по естественному праву является достоянием всех людей, а следовательно, каждый человек должен иметь в ней свою долю, так как земля - главный источник «пропитания человечества». План П. И. Пестеля состоит не в ликвидации собственности на землю, а в превращении всех россиян в собственников .

Всю землю он предполагает разделить на две части: волостную (общественную); и частную . «Первая представляет собственность общественную, вторая -собственность частную». Волостная земля неприкосновенна, и она, в свою очередь, разделяется на участки, которые раздаются членам волости. Таким образом, все россияне становятся помещиками. В случае переселения какого-либо крестьянина в другие места земля поступает в распоряжение волости и в обороте не участвует. При возвращении бывшего члена волости в деревню ему из волостного фонда выдается необходимое для пропитания количество земли. Право частной собственности названо П. И. Пестелем «священным и неприкосновенным». Он считал, что в силу природного неравенства людей в способностях и физической силе в обществе сохранится и деление на бедных и богатых, но, тем не менее, каждый «россиянин будет совершенно в необходимом обеспечен и не попадет ни в чью зависимость».

Рабство должно быть решительно уничтожено, и дворянство должно непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми, -- считал Павел Пестель. -- И если найдется среди дворян такой изверг, который будет противиться мерам Верховного правления по отмене крепостного права, надо такого злодея безизъятно взять под стражу и подвергнуть строжайшему наказанию яко врага Отечества и изменника… Личная свобода - есть первое и важнейшее право каждого гражданина… Однако освобождение крестьян без земли (т.е. предоставление им только личной свободы.- прим.) я считал и считаю совершенно неприемлемым.

Таким образом, аграрный проект Пестеля давал крестьянам значительно больше земли, чем три десятилетия спустя, в 1861 году, дала правительственная реформа. То есть проект Пестеля на основе его крестьянской реформы открывал путь именно буржуазному развитию страны. Впрочем, дело не ограничивалось только крестьянским вопросом. Важно, что, по замыслу Пестеля, в государстве должны быть решительно уничтожены все сословия, в том числе и дворянское. Провозглашается принцип: священное и неприкосновенное право собственности. Объявляется полная свобода занятий для населения, свобода книгопечатания и вероисповедания, широкая и неограниченная свобода торговли.

Да, я - убежденный противник самодержавия, тирании, этого разъяренного зловластия, -- писал Павел Пестель. -- Вот мой план. Самодержавие в России решительно уничтожается. Уничтожается не только самый институт самодержавия, но и физически должен быть истреблен весь царствующий дом… Да, я был сторонником цареубийства, казни всех без исключения членов царского дома в самом начале революции .

Политическим идеалом П. И. Пестеля является республика. «Я сделался республиканцем и ни в чем не видел большего благоденствия и высшего блаженства для России, как в республиканском правлении».
В организации верховной власти в государстве Пестель различает Верховную законодательную власть и Управление (исполнительную власть). Верховная власть вручается Народному вечу, исполнительная - Державной думе, а надзор за их деятельностью - Верховному собору, которому принадлежит блюсти тельная власть.

Избирательным правом пользуются все лица мужского пола., достигшие двадцатилетнего возраста, за исключением находящихся в личном услужении.

Народное вече (Верховная власть) - однопалатный орган, избираемый сроком на пять лете ежегодным переизбранием одной пятой его части, при этом «тот же самый может быть опять избран». Вече представляет собой «одно целое и на каморы не разделяется - вся законодательная власть в нем обретается. Оно объявляет войну и заключает мир», «а также принимает законы «заветные» (основные) и все прочие. «Никто не может распустить Народной вечи. Она представляет волю в государстве, душу народа».

Исполнительная власть - Державная дума - состоит из пяти человек, избираемых, сроком на пять лет; одиниз нихсроком на один год избирается президентом. Державной думе принадлежит высшая исполнительная власть, она «ведет войну и производит переговоры, но не объявляет войны и не заключает мира. Все министерства и вообще все правительствующие места состоят под ведомством и начальствоДержавной Думы».

Верховный собор (Блюсти тельная власть) - состоит из 120 человек, именуемых Боярами, которые назначаются на всю жизнь и не участвуют ни в законодательной, ни в исполнительной власти. Кандидатов назначают губернии, а Народное вече замещаетими «выбылые места». Каждый закон направляется на утверждение в Верховный собор, который не входит в его рассмотрение по существу, но тщательно проверяет соблюдение всех необходимых формальностей и только после утверждения Верховным собором закон получает юридическую силу.

Собор имеет серьезные контрольные функции, так как назначает по одному из своих членов в каждое министерство и в каждую область. Главнокомандующие действующих армий также назначаются Верховным собором. Таким образом, по мысли Пестеля, «Собор удерживает в пределах законности Народную вечу и Державную Думу». Собор имеет право отдавать под суд чиновника любого уровня за злоупотребления. Действия законодательной и исполнительной властей, а также государственное устройство определяются Конституцией, которую Пестель называет Государственным заветом.

Россия представлена в проекте Пестеля федерацией с разделением «всего пространства на 10 областей и 3 удела». Каждая область, в свою очередь, состоит из пяти губерний или округов, губернии из уездов, а уезды из волостей. Местные органы власти строились по образцу центральных.
Проект организации и деятельности Временного правительства во многом напоминает известную схему М. Робеспьера, представленную последним Конвенту в знаменитой речи «О принципах революционного и конституционного правлений» (1793).

Вместе с тем, многие исследователи декабризма отмечают, что примерно за два года до восстания, в сознании Пестеля произошел некий переворот.

Я, верующий, лютеранин, не был до того в храме пять лет, не исповедовался. Конституция моя и дело тайного общества - вот всё, чем я жил, а вера будто куда-то отлетела от меня, -- писал Пестель, находясь в Петропавловской крепости. -- А если вера, то и душа. Один холодный рассудок. Алгебра-геометрия! Ах да, еще и арифметика, когда считали мы с Поджио будущих наших жертв!.. Полно! Мой ум стал, верно, льдом, но вдруг душа ожила, проснулась, и я ужаснулся. И захотелось мне покаяния. Да, впервые за те самые пять лет вошел я в храм, был у исповеди и святого причастия. И легче стало. Путь увидел. И решил тогда же: всё, удалюсь от тайного общества. А другие пусть сами решают, как им быть: продолжать ли или, как я, бороться с бесами в душе своей…

Из журналов Следственного комитета (заседание XVIII, 1826-го года генваря 3-го дня): «Комендант С.-Петербургской крепости генерал-адъютант Сукин, войдя в присутствие, объявил, что при полковнике Пестеле, присланном для содержания в крепости, найден яд… Яд взял он с собою для того, чтобы, приняв оный, спасти себя насильственною смертию от пытки, которой опасался… Вообще казался откровенным и на все почти вопросы отвечал удовлетворительно; многие показания, на него сделанные, признал справедливыми, многие - совершенно отверг…»

Из приговора:«…Предлагал ввесть республику посредством революции; доказывал необходимость истребления государя императора и всей августейшей фамилии, рассуждал о средстве исполнения сего и с хладнокровием считал по пальцам самые жертвы. По совершению сего ужаснейшего злодеяния намеревался принудить Синод и Сенат объявить Временное правление, составленное из членов общества, и облечь оное неограниченной властию… Он открыл сношения с Польским тайным обществом… обещая Польше независимость… и требуя взаимного содействия, одинакового правления и истребления цесаревича. Одобрял и готовился содействовать начатию возмущения в 1824 году при Белой Церкви с покушением на жизнь государя, потом намеревался непременно начать открытые действия в 1826 году и предварял о том Северное общество…»