Контекстные задачи - это задачи, с практическим содержанием, условием которых являются конкретные жизненные ситуации. Это нестандартные задачи, они предлагаются в виде познавательной проблемы. Такие задачи позволяют видеть и физические явления в повседневной жизни, и практическое применение знаний, приобретенных в процессе обучения. Вопросы, предлагаемые в контекстных задачах, вызывают интерес к предмету, способствуют лучшему усвоению материала и пониманию сути изучаемых законов физики, связь которых с жизнью становится ещё более очевидной. Особенно эффективны такие задачи, если в качестве материала для них предлагаются или репродукции картин известных художников, или отрывок из художественного произведения, или стихи. На одном и том же материале мной составлены задачи по разным учебным темам.

Вышеизложенное можно представить в виде схемы.

В качестве материала для одной из контекстных задач ученикам предлагается отрывок из рассказа С.Т.Аксакова “Очерк зимнего дня”. Этот текст является отражением конкретной жизненной ситуации и прекрасной иллюстрацией тех явлений природы, которые ребята могут наблюдать и объяснять с помощью знаний, полученных на уроках физики. “Очерк зимнего дня” учит ребят подмечать в обыденных, на первый взгляд, явлениях важные и интересные свойства окружающего мира. В качестве иллюстративного материала к тексту привлечены репродукции картин известных художников с одинаковым названием “Иней”.

Контекстные задачи содержат несколько вопросов. Уровень 1 - базовый, задания уровня 2 - более сложные. В зависимости от сложности задания используются разные формы оценивания. За каждое правильно выполненное задание уровня 1 - 1 балл, уровня 2 - 2 балла. Если ученик выполнил 80% от максимальной суммы баллов, он получает оценку “5”; от 60% до 80% - “4”; от 40% до 60% - “3”.

Материалом (объектом) для другой контекстной задачи является картина К. Маковского “Дети, бегущие от грозы”, к которой подобраны близкие по тематике стихи Ф.И. Тютчева. Сразу оговорюсь, эта работа вызывает живейший интерес у ребят.

Дети бегут от грозы. Бег, движение, прогибающиеся доски мостков.... И здесь мы видим практическое применение физики, с помощью законов механики можно объяснить и движение, и деформацию досок.

Молния, грозовые раскаты грома - эти вопросы рассматриваются при изучении темы “Звуковые волны”.

Контекстные задачи можно применять на всех этапах урока: и при подаче учебного материала для создания проблемной ситуации на уроке, и при первичном закреплении. Они развивают познавательный интерес, мышление, способствуют формированию умения наблюдать, повышают мотивацию к обучению.

Тепловые явления. Внутренняя энергия

Задание. Прочитайте текст, сопоставьте рассказ С.Т. Аксакова с картиной художника. Ответьте на вопросы.

Вопросы уровень 1 Вопросы уровень 2
Какие тепловые процессы описаны в данном отрывке? Представьте процесс перехода вещества из одного состояния в другое в виде логической цепочки, с опорой на текст.
Какая температура установилась в декабре 1813 года?

Вельц И.А. “Иней”
Иней - одно из состояний воды. Какое? Почему сильный мороз называется трескучим?
Как образуется иней?
Какой из вышеназванных процессов сопровождается выделением энергии?

Оптические явления. Геометрическая оптика

Задание. Прочитайте отрывок из рассказа С.Т. Аксакова “Очерк зимнего дня”. Внимательно вглядитесь в репродукцию картины. Ответьте на вопросы.

С.Т. Аксаков. Очерк зимнего дня

В 1813 году с самого Николина дня установились трескучие декабрьские морозы, особенно с зимних поворотов, когда по народному выражению солнышко пошло на лето, а зима на мороз. Стужа росла с каждым днем, а 29 декабря ртуть застыла и опустилась в стеклянный шар...

Великолепен был вид зимней природы. Мороз выжал влажность из древесных сучьев и стволов, и кусты и деревья, даже камыши и высокие травы опушились блестящим инеем, по которому безвредно скользили солнечные лучи, осыпая их только холодным блеском алмазных огней...

Вопросы уровень 1 Вопросы уровень 2
Как вы понимаете слова автора “...с зимних поворотов, когда по народному выражению солнышко пошло на лето, а зима на мороз”? В декабре солнечные лучи падают на поверхность земли под углом 12 О.

Блестел бы иней так же ярко, если высота солнца над горизонтом была бы 50 О?

О каком оптическом явлении говорит писатель, называя иней блестящим?

В.Н. Бакшеев “Иней”

Объясните слова “холодный блеск алмазных огней”

Вспомните поговорку, которая отражает эту ситуацию.

Определите угол между падающим и отражённым световыми лучами, если высота Солнца над горизонтом 12 О.
Является ли алмаз источником света?

Механические явления. Законы сохранения в механике

К. Маковский “Дети, бегущие от грозы”

Вопросы уровень 1 Вопросы уровень 2
Убегая от грозы, девочка посадила на спину сестрёнку.

Как изменились сила тяжести и вес девочки?

Под действием какой силы прогибаются доски мостика?

Какая возникает сила при деформации досок?

Как направлены эти силы?

Сделайте чертёж и покажите направление этих сил.

Девочка, масса которой 40 кг., бежит вместе с сестрёнкой, массой 10 кг., со скоростью 2 м/с.

Определите их кинетическую энергию.

Определите потенциальную энергию девочки, массой 10 кг., сидящей за спиной сестрёнки на высоте 0,7 м. Доски, по которым бегут дети, деформировались в 2 раза.

Определите изменение потенциальной энергии упруго деформированных досок.

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя -
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Ф.И. Тютчев
Чу! за белой, дымной тучей
Глухо прокатился гром;
Небо молнией летучей
Опоясалось кругом...
Ф.И. Тютчев
Определите время падения капель дождя, если грозовая туча плывёт на высоте 10 км.

Волновые явления. Звук

Задание. Рассмотрите картину К. Маковского “Дети, бегущие от грозы”. Прочтите стихи Ф.И. Тютчева. Ответьте на вопросы

К. Маковский “Дети, бегущие от грозы”

"Дети, бегущие от грозы. 1872. Холст, масло. 167х102 см. Константин Егорович Маковский"

Вопросы уровень 1 Вопросы уровень 2
Чу! за белой, дымной тучей
Глухо прокатился гром;
Небо молнией летучей
Опоясалось кругом...
Какие неточности, с точки зрения физики, вы видите в этих строчках?
Объясните, почему при близкой грозе слышен резкий оглушительный удар, а при далёкой - раскатистый гром?
Объясните, почему сначала мы видим молнию, а потом слышим гром?
Дети услышали раскаты грома через 10 секунд после вспышки молнии. Скорость звука в воздухе 340 м/с.

Определите, на каком расстоянии произошел грозовой разряд?

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя -
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Ф.И. Тютчев
Чу! за белой, дымной тучей
Глухо прокатился гром;
Небо молнией летучей
Опоясалось кругом...
Ф.И. Тютчев

Вопросы к интеллектуальной игре Брейн-ринг по физике, состоящей из 4 туров

Игра способствует развитию наблюдательности, внимательности, творческому воображению, совершенствует мышление, воспитывает чувство коллективизма.

I тур - № 2, 12, 14, 18, 21, 23, 35, 42, 43, 53.

II тур - а) № 1, 3, 7

б) № 11, 5, 13
в) № 20, 6, 22
г) № 31, 24, 25.

III тур - а) № 15, 26, 46

б) № 45, 37, 28.

IV тур - № 32, 54, 44.

№ 1. «И вот опять уж по зорям,

В выси пустынной и привольной,

Станицы птиц летят к морям,

Чернея целью треугольной…» (И.Бунин)

Почему журавли и другие птицы во время дальних перелетов держатся косяком?

Ответ. Впереди - самая сильная птица. Воздух ее обтекает , как вода нос корабля, за ней образуется клин , внутри которого более слабые птицы испытывают меньшее сопротивление воздуха .

№ 2. Пуля, попав в вареное яйцо, пробивает его, оставляя отверстие, а сырое яйцо разбивается пулей вдребезги. Почему?

Ответ. Вареное яйцо (особенно желток) имеет небольшую упругость , давление в нем при прохождении пули мало возрастает . В сыром яйце, как в жидкости (упругой среде ) давление возрастает мгновенно и очень сильно .

№ 3. Почему трудно хлопать в ладоши под водой?

Ответ. При медленном движении ими увлекается мало воды , а при быстром - вода не успевает «расступиться» (возникает «присоединенная масса»).

№ 4. Почему лоси могут ходить по снегу или болоту, не увязая?

Ответ. Лось - парнокопытное животное. Между раздвоенными частями копыт есть перепонка (при раздвижении частей копыт увеличивается площадь опоры , давление на почву, снег уменьшается).

№ 5. Почему труднее вытаскивать морковь и другие корнеплоды из плотной почвы, чем из рыхлой?

Ответ. Под корнеплодом при выдергивании образуется разряжение (давление, меньшее атмосферного). Чем плотнее почва, тем больше разряжение.

№ 6. Почему высоко в горах вывихи суставов у людей происходят чаще, чем внизу?

Ответ. На высоте давление понижено , сила прижатия друг к другу сочлененных в суставе костей становится меньше, и вывихи суставов происходят чаще.

№ 7. Почему при размешивании чая чаинки собираются в центре стакана?

Ответ. Давление в движущейся жидкости тем меньше , чем выше скорость . Вблизи краев стакана скорость меньше (из-за трения воды о стекло). Избыточное давление между центром и краями стакана перемещает чаинки к центру.

№ 8. Зачем рыбе нужен плавательный пузырь?

Ответ. Сжимая и растягивая его мышцами, рыбы регулируют объем , а значит плотность своего тела. Сжатие - уменьшение объема - увеличение плотности - погружение (и наоборот).

№ 9. Почему дрожат замерзающие люди и животные?

Ответ. Так они греются . Совершаются движения - совершается механическая работа - повышается внутренняя энергия .

№ 10. В жаркие дни в лиственном лесу бывает прохладнее, чем в хвойном. Почему?

Ответ. Деревья испаряют влагу с поверхности листьев. При этом уменьшается внутренняя энергия листьев (они охлаждаются) и хлаждается воздух . У лиственных деревьев площадь поверхности листьев больше - испарение больше - охлаждение больше.

№ 11. «Веселые самоубийцы

Мчат, накренившись по шоссе,

В пятно смешавшиеся спицы

Поблескивают в колесе…»

(Евгений Винокуров)

Почему наклоненный велосипед не падает при движении «на виражах»?

Ответ. Для движения по окружности необходимо действие центростремительной силы . Она возникает при наклоне велосипеда.

№ 12. В опыте с «магдебурскими тарелками» Отто Керике впрягал 8 лошадей слева и 8 лошадей справа.

Как можно было этим же количеством лошадей развить большую силу тяги?

Ответ. Одну тарелку закрепить, а к другой - 16 лошадей (сила действия равна силе противодействия ).

№ 13. Кипяток гасит пожар быстрее, чем холодная вода (сразу отнимает от пламени теплоту парообразования и окружает огонь слоем пара, затрудняющего доступ воздуха).

Нельзя ли насосами сразу подавать в пламя кипяток?

Ответ. Нет. В насосе под поршнем вместо разряженного воздуха будет пар упругостью в 1 атм . Кипяток не будет поступать в шланги.

№ 14. В трубах подземных частей зданий вода часто замерзает не в мороз, а в оттепель весной. Почему ?

Ответ. Теплопроводность осуществляется в земле медленно (малый коэффициент теплопроводности ).

№ 15. Дерево проводит звук лучше, чем воздух. Почему же разговор, происходящий в соседней комнате, заглушается, когда дверь в комнату закрыта?

Ответ. «На границе» воздух-дерево звук переходит из среды, плохо проводящей звук (по сравнению с деревом) в среду, быстро проводящую звук (дерево). Существует предельный угол падения для звуковых лучей . Значительная часть звуковых волн должна отражаться назад в воздух.

№ 16. Какой национальности были Цельсий, Реолиф и Фаренгейт?

Ответ. Швед, француз, немец.

№ 17. Почему сильная жара труднее переносится в болотистых местах, чем в сухих?

Ответ. В болотистой местности велика относительная влажность , плохо испаряется пот , медленно охлаждается кожа.

№ 18. Из крана самовара падают капли. Когда эти капли более тяжелые: когда вода горячая или когда она остыла?

Ответ. Когда вода остыла, т.к. с уменьшением температуры - коэффициент поверхностного натяжения увеличивается и капля становится больше.

№ 19. Как будет действовать наэлектризованная палочка на магнитную стрелку?

Ответ. Конец стрелки притянется к наэлектризованной палочке, т.к. на стальной стрелке появятся индуцированные заряды .

№ 20. «Рожь, рожь… Дорога полевая

Ведет неведомо куда.

Над степью низко провисая,

Лениво стонут провода…» (А.Твардовский)

Почему гудят провода?

Ответ. При обтекании воздухом проводов за ними образуются «вихри ». В вихрях давление меньше , чем там, где их нет. Вихри «срываются» с проводов и «звучат».

№ 21. Почему приборы для электростатических опытов не имеют острых концов?

Ответ. Плотность заряда больше там, где кривизна поверхности больше (на острие). Возле острия воздух ионизируется и нейтрализует его заряд («заряд стекает»). Чтобы сохранить заряд поверхность делают круглой, гладкой.

№ 22. Наэлектризованный мыльный пузырь раздувается настолько, что его радиус значительно увеличивается (заряд не меняется). Как изменится энергия заряда? Помогает или препятствует наличие заряда раздуванию пузыря?

Ответ. Энергия заряда уменьшится (W p = Q 2 /2R); заряженный пузырь раздувать легче, т.к. заряды взаимно отталкиваются и способствуют увеличению свободной поверхности.

№ 23. В 1822 году Араго заметил, что магнитная стрелка, колеблющаяся около положения равновесия, быстро останавливается, если она находится в футляре из меди. Почему?

Ответ. Качающаяся магнитная стрелка создает переменное магнитное поле. Оно индуцирует в меди вихревые токи, направление которых таково, что они своими полями препятствуют движению стрелки.

№ 24. Если ударить молотком по одному концу длинной металлической трубы, то стоящий у другого конца трубы услышит двойной удар. Почему?

Ответ. Первый удар - звуковая волна по металлу, второй - по воздуху.

№ 25. В бутылку льют воду. Струя воды производит при этом шум определенного тона. По мере наполнения бутылки водой этот тон становится выше. Почему?

Ответ. Полость бутылки - резонатор. По мере наполнения бутылки длина резонаторного столба уменьшается. Высота тона увеличивается.

№ 26. Если потереть баллон неоновой лампочки, то можно заметить, что она короткое время светится. Как объяснить это явление?

Ответ. В результате трения на стекле возникают заряды, поле которых вызывает кратковременное свечение лампы.

№ 27. Как нужно расположить две собирающие линзы, чтобы пучок параллельных лучей, пройдя через обе линзы стал снова параллельным?

Ответ. Так, чтобы совпали их главные фокусы.

№ 28. Почему окна домов днем кажутся темными, т.е. темнее, чем наружные стены, даже если они (стены) выкрашены темной краской?

Ответ. Отражение света от стен всегда больше , чем отражение от прозрачных, т.е. пропускающих свет, окон.

№ 29. Ленц Эмилий Христианович - русский физик. В какой области физики он выполнил основные свои работы? С чем конкретно связаны его основные работы?

Ответ. В области электромагнетизма. Закон Ленца о направлении индукционного тока.

№ 30. Гюйгенс Христиан - голландский физик. В какой области физики известны его работы?

Ответ. В области механики, оптики. Формула Гюйгенса для периода гармонических колебаний физического маятника. Принципы Гюйгенса в объяснении механизма распространения света.

№ 31. «Темная ночь.

Только пули свистят по степи,

Только ветер гудит в проводах,

Тускло звезды мерцают.»

(В.Агатов)

Почему звезды мерцают?

Ответ. Причина - в свойствах земной атмосферы. То тут, то там возникают то сгустки, то разряжения. Давление претерпевает изменения тоже. Вместе с давлением «скачет» плотность воздуха. Через такие участки свет не может распространяться прямолинейно. Свет от звезды, проходя через атмосферу земли, испытывает многочисленные и беспорядочные отклонения. Потому и мерцает звезда.

№ 32. К положительно заряженному электроскопу подносят тело, заряженное отрицательно. Что при этом происходит?

Ответ. Сначала угол между листками уменьшается, затем a = 0, а потом увеличивается.

№ 33. Укажите по возможности больше черт сходства и различия между электрическими и гравитационными полями.

Ответ. Сходства:

1) аналогия взаимодействия зарядов и масс (законы Кулона и Ньютона);

2) оба поля консервативны (работа на замкнутом пути равна нулю);

3) существование в них разности потенциалов.

Различия:

1) отрицательных масс нет;

2) нет гравитационно-нейтральных тел.

№ 34. Почему пороховые склады окружают заземленной металлической сеткой?

Ответ. Внутри металлической сетки электрическое поле отсутствует, не возникает искра электрическая.

№ 35. Почему не убивает током птицу, садящуюся на один из проводов высокого напряжения?

Ответ. Разность потенциалов между лапками мала, ток мал.

№ 36. Как изменяется ток в цепи с угольной лампочкой и лампочкой с металлической нитью накаливания сразу после включения?

Ответ. Во второй по мере раскаливания нити ток уменьшается (сопротивление растет). В угольной - наоборот.

№ 37. В цепь тока включаются куски медной, железной и никелиновой проволоки одинакового диаметра и длины. Какие куски будут нагреваться сильнее:

а) при последовательном соединении;

б) при параллельном?

Ответ. а) никелин, железо, медь (по мере уменьшения сопротивления);

б) медь, железо, никелин (по мере уменьшения тока).

№ 38. Для определения знака полюсов источника опускают провода, соединенные с источником, в стакан с водой и наблюдают, возле какого из проводов выделяется больше газа. Как при этом определяют, какой полюс отрицательный?

Ответ. При электролизе воды объем выделяющегося водорода в 2 раза больше объема кислорода. Отрицательным полюсом будет тот, у которого больше выделится газа (водорода, ионы которого положительны ).

При прохождении тока через электролиты они нагреваются. Почему?

Ответ. Ионы в электролитах при протекании тока движутся ускоренно. При соударениях энергия (кинетическая) упорядоченного движения переходит в энергию хаотичного (теплового) движения.

№ 40. Как будут изменяться (увеличиваться или уменьшаться) напряжение пробоя газового промежутка при уменьшении давления газа?

Ответ. Меньше давление - больше длина свободного пробега - большая по величине копится кинетическая энергия иона - больше вероятность ионизации при том же (или меньшем) напряжении. Напряжение пробоя уменьшается с уменьшением давления.

№ 41. Опыт показывает, что нельзя заряжать бесконечно какое-либо тело и что, после того как заряд на теле достигает некоторого максимального значения, зависящего от размера и формы тела и свойств окружающей среды дальнейшего увеличения заряда добиться невозможно. Почему?

Ответ. При достаточно большой напряженности электрического поля вокруг тела в окружающем диэлектрике (воздухе) возникает разряд (корона или искра) и воздух теряет свои изолирующие свойства.

№ 42. Железный кубик, лежащий на гладком стекле, притягивается к магниту, тоже лежащем на этом стекле. Кубик скользит по стеклу. Как он движется (каков характер его движения)?

Ответ. Сила , действующая на кубик, возрастает по мере его приближения к магниту. Движение кубика с увеличивающимся ускорением .

№ 43. Какие из катодных лучей сильнее отклоняются одним и тем же магнитным полем: более быстрые или более медленные?

Ответ. Более быстрые электроны отклоняются сильнее (сила Лоренца прямо пропорциональна скорости заряда электронов, составляющих катодные лучи).

№ 44. При замыкании тока от одного или нескольких аккумуляторов искра не получается, а при размыкании получается. Почему?

Ответ. При включении ЭДС индукции направлена против ЭДС цепи, а при выключении - в одну сторону с ней (закон Ленца).

№ 45. Маятник сделан из сосуда с водой, подвешенного на длинной нити. Вода постепенно выливается через отверстие в дне сосуда. Как будет изменяться период маятника (массой сосуда пренебрегаем)?

№ 46. Почему при близкой молнии слышен резкий оглушительный удар, а при далекой молнии - раскатистый гром?

Ответ. При близкой - первичная звуковая волна от самой молнии во много раз сильнее, чем эхо, приходящее потом от отражающих предметов. При далекой - первичная и отраженные волны доходят к нам уже меньше различающимися по силе.

№ 47. Оптическая сила линзы равна 2 Дптр. Каково ее фокусное расстояние?

Ответ. F = 0,5 см.

№ 48. Две одинаковые частицы, но одна быстрая, а другая медленная, движутся по окружности в одном и том же магнитном поле. Которая из частиц совершает обороты быстрее?

Ответ. Время оборота не зависит от скорости частицы. (t = 2pm/qB)

№ 49. Плоское зеркало поворачивается на угол 30° около оси, лежащей в плоскости зеркала и перпендикулярной к падающему лучу. На какой угол повернется при этом отраженный луч?

Ответ. 60 °.

№ 50. Как достаточно быстро можно определить центр тяжести однородной палки, утяжеленной с одного конца?

Ответ. Положить ее на указательные пальцы левой и правой рук. Сближать пальцы. Они сойдутся под центром тяжести палки.

№ 51. Где пароход погружается глубже в воду: в реке или море? Почему?

Ответ. В реке. Плотность соленой воды больше, чем пресной. В море Архимедова сила увеличивается.

№ 52. Какое действие тока используется в электросварке?

Ответ. Тепловое.

№ 53. Почему в месте плохого контакта проводника разрушается изоляция?

Ответ. проводник в этом месте разогревается.

№ 54. Какие силы называют консервативными?

Ответ. Их работа по замкнутому контуру равна нулю.

№ 55. Как можно изменить направление вращения якоря электродвигателя?

Ответ. Изменяя направление тока в обмотке якоря или индуктора.

Чтобы скачать материал или !

Акустический резонанс

Мы знаем, что резонансные явления – нарастание ампли­туды вынужденных колебаний системы – наступают тогда, когда частота вынуждающей силы совпадает с собственной частотой системы.

Все, кто когда-нибудь настраивал гитару, знает, что если две струны настроить «в унисон», т.е. на одинаковые частоты, то, возбудив колебания в одной струне, мы заставим звучать и другую, к которой вообще не прикасались.

Рис. 6.30

Другой пример акустического резонанса – камертон – это прибор для настройки музыкальных инструментов (рис. 6.30). Если по камертону ударить молоточком, он даст музыкальный звук строго определенной частоты. Но если поставить камертон на резонаторный ящик, открытый с одного конца, то громкость звучания резко увеличится… правда, только в том случае, если резонаторный ящик имеет «правильные» размеры. Колебания камертона вызывают вынужденные колебания воздуха в резонаторном ящике.

Читатель : Наверное, в ящике должна возникнуть стоячая волна, как на рис. 6.27,а. И если длина ящика равна l/4, то возникнет акустический резонанс.

СТОП! Решите самостоятельно: А24, А28, В26, В28, В30–В32.

Заметим, что резонанс возникает в случае совпадения частоты внешнего колебания с любой из собственных частот воздушного столба. Поэтому резонансный ящик можно было бы взять длиной l/4, 3l/4 или 5l/4 (см. рис. 6.27,б, в ).

Рис. 6.31

В подтверждении нашего утверждения рассмотрим следующий опыт. Возьмем высокий цилиндрический сосуд (высоты около 50 см) и заставим зву­чать над его отверстием камертон (рис. 6.31). Для опыта следует взять камертон с достаточно высокой частотой чтобы длина волны в воздухе была не слишком велика, например

n = 1000 Гц (l = 34 см).

Наливая в сосуд воду, мы услышим, что звук камертона при определенных уровнях воды значительно усиливается. Это как раз те уровни, при которых длина остающегося в сосуде воздушного столба равна нечетному числу четвертей длины волны (см. рис. 6.31). С частотой ка­мертона последовательно совпадают второй обертон воздушного столба (когда его длина составляет 5l/4), пер­вый обертон (при длине столба 3l/4) и основная частота (при длине стол­ба l/4).

Усиление звука при резонансе по­лучается потому, что сильные коле­бания воздуха на площади отверс­тия сосуда создают гораздо более сильную звуковую волну в окружаю­щем воздухе, чем колеблющиеся нож­ки самого камертона.

СТОП! Решите самостоятельно: А26, А27, В29, В33, В34, В35, С6.

Эффект Доплера

Читатель : Я наблюдал такое явление: когда ко мне приближался поезд, машинист подавал звуковой сигнал – сирену. У меня сложилось такое впечатление, что когда поезд проехал мимо и стал удаляться, высота звука как-будто понизилась . Другими словами, пока поезд приближался, он как бы «пищал», в когда удалялся – «гудел». Я вот до сих пор не понимаю: это действительно так или мне просто показалось?

Рис. 6.32

Назовем фронтом волны поверхность, до которой дошло возмущение от источника в данный момент времени. Например, фронтом волны от точечного источника будет сфера, в центре которой находится источник, при этом радиус сферы будет увеличиваться с такой скоростью, с которой распространяется волна в данной среде (рис. 6.32).

Пусть источник волн (звука) движется со скоростью υ < и , где и – скорость звука в данной фазе. Пусть в момент t = 0 источник звука находится в точке О . Точки О 1 , О 2 и О 3 дают положения источника в моменты t, 2t, 3t. Каждая из этих точек может рассматриваться как центр сферической волны, испускаемой источником в тот момент, когда он находится в этой точке. Так как и > υ , то фронт каждой последующей волны целиком лежит внутри фронта предыдущей (рис. 6.33).

то сферы на рис. 6.34 можно рассматривать как последовательные гребни волн, а расстояния между ними – как длину волны, излучаемой в соответствующем направлении. Видно, что длина волны, излучаемая по направлению движения источника, уменьшается, а в противоположном направлении увеличивается.

Пусть источник начинает очередной период излучения волны, находясь в точке О и, двигаясь в том же направлении, что и волна, заканчивает период, находясь в точке О 1 . В результате длина излучения волны l¢ оказывается меньше длины волны l, излученной неподвижным источником на величину Т :

l – l¢ = υТ . (1)

Поскольку l = иТ , то из (1) получим

иТ – l¢ = υТ Þ l¢ = иТ – υТ = Т (и υ ).

Отсюда искомая частота равна

.

Читатель : Я думаю, что с частотой n¢, определенной формулой (6.19). Ведь если мы перейдем в систему отсчета, связанную с приемником, мы получим точно такую же ситуацию, как если бы источник приближался к неподвижному приемнику.

Автор : Не совсем так. Дело в том, что любой системе отсчета поверхности фронта волны в разные моменты времени в данном случае – это концентрические сферы (рис. 6.34), а в предыдущем случае – неконцентрические сферы. Поэтому ситуация уже другая. Длина волны источника l не изменится при движении приемника. Но изменится время, за которое приемник перемещается от одного гребня волны до другого, т.е. изменяется период колебаний. Для неподвижного приемника: Т = l/и , а для приемника, движущегося со скоростью υ , период равен

Запомним формулу:

Эффект изменения частоты звука при движении источника или приемника звука называется эффектом Доплера.

СТОП! Решите самостоятельно: С9, С10.

Задача 6.5. Катер движется навстречу плоской волне длиной l = 6,0 м и частотой n = 1,0 Гц. С какой частотой n¢ волны ударяются о катер, если его скорость υ = 2,0 м/с?



Максимумы волн (гребни) отстоят друг от друга на расстояние, равное длине волны l. Значит, время, через которое гребни волны будут налетать на катер, равно

Искомая частота

Ответ : Гц.

СТОП! Решите самостоятельно: В36, С8.

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

Задачи легкие

А1. По поверхности воды в озере волна распростра­няется со скоростью 6 м/с. Каковы период и частота колебаний бакена, если длина волны 3 м?

А2. Рыболов заметил, что за 10 с поплавок совершил на волнах 20 колебаний, а расстояние между сосед­ними горбами волны 1,2 м. Какова скорость распростра­нения волн?

А3. Частотный диапазон рояля от 90 до 9,0 кГц. Найти диапазон длин звуковых волн в воздухе.

А4 . Длина звуковой волны в воздухе для самого низкого мужского голоса достигает 4,3 м, а для самого высокого женского голоса – 25 см. Найти частоту коле­баний этих голосов.

А5. Скорость звука в воде 1450 м/с. На каком расстоянии находятся ближайшие точки, совершающие колебания в противоположных фазах, если частота колебаний равна 725 Гц?

А6. При полёте большинство насекомых издают звук. Чем он вызывается?

А7. Кто в полёте быстрее машет крыльями: муха, шмель или комар?

А8. Высота звука циркулярной пилы понижается, когда к пиле прижимают доску. Почему?

А9. Если мы смотрим издали на марширующих под духо­вой оркестр солдат, то нам кажется, что они идут не в такт с музыкой. Почему?

А10 . По звуку легко обнаружить в небе винтовой самолёт и трудно – реактивный. Почему?

А11 . Может ли звук сильного взрыва на Луне быть слышен на Земле?

А12 . Почему при близкой грозе слышен резкий оглушительный удар, а при далёкой – раскатистый гром?

А13 . Почему мы не слышим эхо в комнате?

А14. Может ли возникнуть эхо в степи?

А15. Почему в горах эхо многократное?

А16. Во время грозы человек услышал гром через 15 с после вспышки молнии. Как далеко от него произошел разряд?

А17 . Расстояние до преграды, отражающей звук, 68 м. Через сколько времени человек услышит эхо.

А18 . Эхо, вызванное ружейным выстрелом, дошло до стрелка через время t = 4,0 с после выстрела. На каком рас­стоянии s от стрелка находится преграда, от которой произошло отражение звука? Скорость звука в воздухе υ = 340 м/с.

А19. Два когерентных источника волн колеблются в одинаковых фазах. Каков результат интерференции на прямой, перпендикулярной середине отрезка, соединяюще­го источники? Каким будет результат интерференции, ес­ли источники колеблются в противофазах?

А20. Разность хода двух когерентных волн с одина­ковыми амплитудами равна 8 см, а длина волны 4 см. Каков результат интерференции?

А21. Разность хода двух когерентных волн с одинако­выми амплитудами колебаний равна 15 см, а длина вол­ны 10 см. Каков результат интерференции этих волн?

А22 . Расстояние между второй и шестой пучностями стоячей волны 20 см. Определить длину волны стоячей волны.

А23 . Для чего басовые струны обматывают металлической проволокой?

А24 . Как изменится частота камертона, если к концам его ножек прилепить по кусочку воска?

А25 . Узлы стоячей волны, создаваемой камертоном в воздухе, отстоят друг от друга на расстоянии l = 40,0 см. Найти частоту n колебаний камертона. Скорость звука в воздухе υ = 340 м/с.

А26 . Какой длины резонансный ящик нужен для камертона, имею­щего частоту 300 Гц?

А27 . Если дуть мимо отверстия дверного ключа, получается свист. Как определить частоту основного тона?

Вселенский выбор подарочных идей на любой случай и повод. Удивите своих друзей и любимых! ;)

Совсем скоро незаметно пролетят последние летние дни каникул и тысячи школьников по всей стране шагнут в гостеприимно распахнутые двери родных школ. На праздничных линейках, приуроченные к дате 1 сентября, будут мелькать взволнованные лица учеников, их родителей и всего педагогического состава.

Слова 11 класса

Те, кто много лет провел за партой, накопили немало школьного опыта. Но уже совсем скоро им придется покинуть родные пенаты, поэтому, для всех 11-классников важно не только достойно попрощаться с учебным заведением, но и поприветствовать тех, кому только предстоит ступить на школьную стезю. Касается это и девятиклассников, многие из которых также завершают свое обучение. Можно посоветовать такие варианты речи будущих выпускников для первоклассников :

В этот день, 1 сентября, я спешу поздравить наших маленьких братишек и сестренок от имени всех одиннадцатиклассников с Днем Знаний. Мы смотрим на всех вас и немного завидуем, ведь скоро мы простимся со школой, а вам еще только предстоят самые чудесные моменты. Уважайте своих учителей, учитесь на «хорошо» и «отлично», шалите, но в меру. А главное, не бойтесь получать новые знания, которые обязательно пригодятся вам в будущем. Ведь мы тоже были такими же наивными, как вы, и также открывали для себя окружающий мир с помощью преподавателей. Желаем вам смело шагать по жизни и с честью нести звание школьника!

Всех ребят мы поздравляем с Днем Знаний! Мы с гордостью смотрим на малышей, нашу очередную смену. Скоро мы уйдем из этих стен, но всегда будем помнить о школе. Надеемся, вы, дорогие первоклассники, тоже будете учиться с азартом и старанием, чтобы со временем пополнить ряды новых выпускников. Мы знаем, как непросто бывает порой изучать новый материал. Но мы верим в вас и желаем только высоких оценок, легких уроков и доброжелательных учителей.

Мы знаем – вы сегодня не неумехи:

Нарядные, классные, как никогда.

Школьное ученье – совсем не потеха,

Весьма серьезное дело. Да-да!

Каждый вчера был малыш и проказник,

А вот уже школьник и первоклассник.

Прилежно учиться придется вам впредь,

Науки пред вами распростерлась уж степь.

Красивый и важный, с цветами в руке,

С ранцем идешь ты, а не налегке.

Старайся пятерки всегда ты хватать

И в обучении весьма поднажать.

Слова первого учителя первоклассникам

Роль самого первого педагога и заодно классного руководителя – крайне ответственная задача. Ведь именно ему доверено не только наладить отношения с ребятами, но и привить такую любовь к учебе, чтобы они пронесли ее через долгие годы. Поэтому будущий наставник должен крайне тщательно подбирать необходимые слова для первоклассников, которых ему предстоит учить и воспитывать.

Роль самого первого педагога и заодно классного руководителя – крайне ответственная задача. Ведь именно ему доверено не только наладить отношения с ребятами, но и привить такую любовь к учебе, чтобы они пронесли ее через долгие годы.

Поэтому будущий наставник должен крайне тщательно подбирать необходимые слова для первоклассников, которых ему предстоит учить и воспитывать.

Мои дорогие первоклассники! 1 сентября для вас начинается новая пора, где вас ждут интересные книжки, познавательные уроки, школьная дружба и много других занимательных вещей! Глядя на вас, таких маленьких и нарядных, я вижу у каждого в глазах желание побыстрее познакомиться с миром чудес и познания. Мне очень приятно, что именно я поведу вас навстречу знаниям и открытиям. Скоро вы сядете за парты, чтобы научиться чтению, письму, счету, иностранным языкам. Будьте прилежными, трудолюбивыми и тогда учеба будет вам в радость. С праздником вас! И пусть этот день навсегда сохранится в ваших сердцах.

Здравствуйте, малыши! Вы уже без пяти минут первоклашки. По вашим смышленым лицам видно, как вы волнуетесь и с каким нетерпением ждете первого звонка в своей жизни. Я хочу поздравить вас и ваших родителей с этим большим праздником, ведь День Знаний – большое событие, которое вы будете вспоминать долгие годы. Уютный школьный класс уже заждался своих будущих учеников. Портфели, буквари, тетрадки скоро прочно войдут в вашу жизнь. Я постараюсь не только научить вас чтению и письму, но и приложить все усилия, чтобы школа стала для вас вторым домом. Желаю вам, чтобы тяга к новому никогда не ослабевала в вашей душе, а учебы давалась легко и просто. О всей души поздравляю вас дорогие первоклассники! Успехов вам, сил и свершений каждому из вас!

Приветствую вас, дорогие ребята! Сегодня вы все стали немного взрослее и по эмоциям ваших родных видно, как они рады этому моменту. Нет ничего чудеснее, чем учиться новому, день за днем впитывая знания. Никогда не сдавайтесь, всегда стремитесь к высокому и доброму. Я верю, что годы, проведенные в школе среди надежных друзей и наших талантливых педагогов, помогу вам стать достойными уважаемыми людьми. Обещаю всегда помогать вам в покорении школьных вершин и быть рядом с вами в трудные минуты. Надеюсь, мы станем с вами подружимся, а уроки не будут вам в тягость. Желаю вам старательно учиться, никогда не унывать и радовать своих родителей только отличными оценками!

Сегодня многие из вас

Идут с букетом в первый класс!

Товарищей себе найти

И опыт школьный обрести.

В руке – прекрасные цветы

Для вашего учителя.

А за спиной большой портфель,

Взрослеете стремительно.

Желаю всем вам от души

Учиться – только с легкостью;

Оценок классных и медаль,

Терпения и стойкости.

Поздравления родителей для первоклассников

Момент, когда его ребенок идет в школу – один из самых важных в жизни каждого родителя. Ведь это знак того, что чадо повзрослело и сделало первый шаг к самостоятельности. Для многих – это весьма трогательная ситуация. Торжественная линейкаотличная возможность выразить свои чувства и сказать напутственное слово:

Каждый год, в День Знаний, школа распахивает свои объятия перед новыми учениками. Сегодня она принимает и наших детей — первоклассников. Дорогие ребята, в этот день вы обретаете новую школьную семью, которая вам поможет испытать массу приключений и обрести новых верных друзей. Отправляясь в путешествие по стране знаний, вы совершите множество удивительных открытий на этом пути. Смелость, любознательность и упорство обязательно помогут вам в этом. А вашим надежным проводником и помощником станет учитель, который ответит на все ваши вопросы и поддержит в трудную минуту. Разрешите поздравить всех вас с началом учебного процесса. Пусть ваш первый год, проведенный в школьных стенах, станет самым запоминающимся, веселым и познавательным! В добрый путь, друзья!

День Знаний – самый добрый и светлый праздник. Я вижу, как сияют глаза первоклашек, как светятся лица их родных и педагогов. Хотелось бы от лица родителей тех, кто сегодня впервые переступает школьный порог, пожелать настойчивости, любознательности и старательности каждому ученику. Сегодня школьные двери впервые распахнутся перед нашими детьми, но уже никогда не закроются. За время учебы, эти стены станут для каждого воистину родными. Волшебный мир, полный чудесных открытий и удивительных возможностей, ждет там каждого первоклассника. Так шагайте же смелее, дорогие малыши, навстречу знаниям, а родители и учителя обязательно помогут вам на этом непростом пути. С праздником!

От всего сердца, мы, родители, хотим поздравить наших маленьких первоклассников! Именно для вас звучат сегодня все самые теплые пожелания. Пусть каждый школьный день не только открывает для вас что-то новое, но и помогает вам развивать таланты, заводить друзей, познавать окружающий мир. От того, чему вы научитесь за эти годы, будет зависеть вся ваша дальнейшая жизнь. Хотелось бы, чтобы этот день остался в ваших сердцах как самое яркое и приятное воспоминание. У многих родителей сейчас на глазах слезы, но это слезы радости и гордости за вас, дорогие ребята, ведь вы из малышей превращаетесь в настоящих школьников. Пусть каждого берегут ангелы-хранители! Успехов вам, трудолюбия и всего самого наилучшего!

Сегодня первый для всех вас звонок,

Звенит и увлекает по дороге новой.

Уж скоро начинается урок,

Знакомство с партой, книгой, классом, школой.

Хотим всем вам от сердца пожелать

К успешности и знаниям стремиться.

При трудностях назад не отступать,

И целей всех задуманных добиться.

Ответное слово первоклассников на линейке 1 сентября

Ну и как же в такой знаменательный день не предоставить ответное слово самым маленьким? Выход первоклассников для выступления перед собравшимися всегда вызывает настоящий фурор. Обычно малыши еще не готовы к длинным официальным речам, поэтому им проще выразить свои эмоции в поэтической или песенной форме. Короткие стихотворения могут быть прикольные и грустные, возвышенные и простенькие, но звучат они одинаково мило и трогательно.

Все волнуются немного:

Ведь осенним светлым днем

Мы с букетами к порогу

Школы будущей идем.

Все бывает в первый раз,

Мы собрались в первый класс.

Станет школа словно дом,

Мы в нем знания найдем.

Сядем мы за книжки смело,

Азбуки и буквари.

На доске начертим мелом

Первые слова свои.

Нам так хочется учиться,

Разобраться с букварем.

Его каждую страницу

Скоро мы легко прочтем.

И по каждому предмету лишь пятерки получать.

Неплохо звучат и такие варианты:

Больше мы уже не ходим в садик,

Кончились веселые деньки.

Началась учеба и мы скоро

Получим первые оценки в дневники

Раньше мы играть любили в школу,

Но сегодня кончилась игра.

Но зато завидуют, как могут,

Все дошкольники из нашего двора.

Уложили книжки мы в портфели,

Все тетрадки и карандаши.

Встали рано утром спозаранку

И на школьную линейку мы спешим.

Все равно мы твердо обещаем

Получать четыре или пять.

Вот пришел волшебный час,

Мы идем в наш первый класс.

Будем мы держать в порядке

Книжки, ручки и тетрадки.

Здесь не будем мы лениться,

А трудиться и учиться.

Чтоб хвалил учитель нас,

За пятерки каждый раз.

Будем изучать программу,

Чтобы радовалась мама.

И, хотя мы просто дети,

Мы узнаем на свете!

С волненьем в первый класс,

Мы все шагаем дружно.

Портфели есть у нас,

Нам всем учиться нужно.

Поможет нам всегда

Учитель и учебник.

Чтоб быстро умным стать

И мудрым, как волшебник.

Сейчас любой из нас –

Взволнованный, веселый.

Нам знания нужны,

Скорей, скорее в школу!

Надеюсь, вам понравились варианты праздничных выступлений для первого сентября. На их основе можно без проблем сочинить и свое персональное обращение, приложив немного стараний и фантазии.

На этом я с вами прощаюсь. Подписывайтесь на блог, делитесь публикациями с друзьями в социальных сетях. Скоро вас ждут новые интересные материалы. До скорой встречи!

С уважением, Анастасия Скореева

    Мы теперь совсем большие,
    В школу мы пришли.
    И теперь никто не скажет,
    Что мы малыши.
    2-й:
    Расступись, народ честной
    Первоклассник пред тобой
    У меня портфель большой
    Ранец новый за спиной.

    3-й:
    Кто сегодня рано встал?
    В школу быстро прибежал?
    Ну, конечно, это я
    И со мной моя семья.

    4-й:
    В первый раз иду я в школу.
    Первый раз несу портфель.
    Открываю смело книжку-
    Ученик уж я теперь.

    5-й:
    У меня сегодня праздник.
    Не бывало лучше дня,
    Потому что “первоклассник”
    Называют все меня.

    6=й

Ох, как хочется учиться!

Обещаем не лениться.

На уроки не опаздывать

И успехами всех радовать.

7-й:
Месяц-два тому назад
Мы ходили в детский сад,
Много ели, много пели,
Очень вырасти хотели.

8-й:
Наконец сбылись мечты,
Впереди - учеба,
Всюду яркие цветы,
Нынче - день особый!

9-й:
Мы должны теперь учиться,
Не зевать и не лениться,
На “четыре” и на “пять”
На уроках отвечать.

9-й:
В большой и светлой школе
Для нас открыта дверь.
Мы все пришли учиться,
Мы школьники теперь!

10-й:
В зеркало я очень долго
На себя смотрел,
Удивлялся всё: когда же
Вырасти успел!
Был вчера малыш-разбойник,
А теперь я взрослый, школьник!

11=й:
Почему-то мама с папой
Так разволновались,
Словно вместо меня в школу
В первый раз собрались!

12-й:
Папа чистил мне ботинки,
Стряхивал с меня пылинки,
Мама мой большой портфель
Собирала целый день!

13-й:
Книжки мне сегодня снились,
Строем шли, в портфель ложились,
Карандаши в тетрадке
Написали: “Всё в порядке!
Мы чисты, опрятны, новы,
Для учёбы мы готовы!”

14-й:
Сестрёнке “не скучай” сказала
И куклы все ей отдала.
“Со мной тебе нельзя идти,
Немножко надо подрасти!”

15.Мне дома не сидится
не хочется играть
Хочу скорей учиться

И первоклашкой стать

16.Бежал и я вприпрыжку,
Боялся опоздать.
Едва портфель под мышку
Успела мама дать

17. Оставайтесь, куклы, дома,
Ухожу учиться в школу,
Некогда теперь играть,
Книжки буду я читать!

18.Не буду я мешаться,
Все буду успевать
Хочу я научиться
Читать, писать, считать

19.Теперь то жизнь другая
Наступит у меня
Ой, мама дорогая!
Какой же взрослый я!

20.Наш первый самый-самый
Скорей звени, звонок!
Домой идите мамы!
Нам скоро на урок!

21-й:
В этот чудесный светлый день
В школу нам идти не лень,
Говорим: “Уютный класс,
Принимай радушно нас!”

ВСЕ (хором):
Обещаем не лениться,
Только хорошо учиться!

Кузя. Дарю сегодня вам, друзья,
Заветный ключ от школы нашей.
Ну а учителя,
В мир знаний путь укажут.
Сегодня старшие друзья
Подарки вам вручают.
А значит в школьную семью
Они вас принимают.
Пускай воздушные шары
Уносят ввысь мечты.
Все что сейчас задумаешь,
Исполнится, поверь.
(8 музыка. Первоклашки запускают шары с колокольчиком. 11 класс вручает подарки первоклассникам.)

ДЕНЬ ЗНАНИЙ ДЛЯ ПЕРВОКЛАШЕК
(сценарий праздника)

Мы часто устраиваем различные праздники, в том числе и первый урок для первоклассников, который, как правило, проводится в классе в присутствии родителей. Я уверена, что сказочное начало настраивает детей на особый лад, когда от учёбы дети ждут только чего-то чудесного и удивительного.

Плюсы данного сценария:

В организации праздника участвуют всего два человека, поэтому его может провести учительница (в роли Госпожи Науки) с привлечением старшеклассницы/ка (в роли Незнайки). Этот праздник также можно организовать силами театрального кружка школы или же провести самим родителям первоклассников.

Сценарий несложный к запоминанию. Например, Госпожа Наука может вообще не заучивать, а пользоваться текстом-подсказкой, положенным в красивую папку. Сценарий, в принципе, не требует предварительных репетиций.

Сценарий позволяет минимизировать участие детей. Как правило, первоклассников ещё трудно организовать в плане проведения праздничного мероприятия с их участием: мало времени на репетиции и нет опыта совместной работы у детей. К тому же учитель практически не знает детей, и нет уверенности, что дети на выступлении не растеряются, не перепутают слова и порядок выступления.

Вы можете заранее раздать любые стихи детям на школьную тему. По ходу сценария имеется возможность вставить эти стихи. Причём при выпадении стихов из сценария (ребёнок заболел, разнервничался и не может рассказывать - сценарий ничего не проигрывает).

Реквизит и костюмы для исполнителей легки к изготовлению.

Сценарий рассчитан на 25-30 минут выступления. Учитывая вступительную речь учительницы и вероятные выступления детей, длительность мероприятия составит 35-40 минут. То есть, как раз первый урок.

Костюм Госпожи Науки. Если есть возможность, за основу возьмите любое светлое вечернее платье, которое украсьте бумажными буквами и цифрами. Возьмите самоклеющуюся бумагу, распечатайте на принтере в зеркальном отображении буквы и цифры. Потом их надо вырезать дизайнерским ножом и наклеить на платье в произвольном порядке. После праздника буквы легко открепляются. Если же роль Госпожи Науки исполняет учительница, то буквы и цифры наклеиваются прямо на костюм учительницы, а для завершения образа хорошо накинуть плащ из полупрозрачной блестящей ткани (отрез органзы), который заранее расшит буквами и цифрами. У Госпожи Науки в качестве реквизита имеется набор учебников по программе вашего первого класса и волшебная указка (вместо волшебной палочки). Проще всего её сделать, обернув обычную указку фольгой.

Костюм Незнайки - это яркие шорты на лямках (комбинезон-шорты) и футболка, яркий широкий галстук (можно сделать из широкой атласной ленты). Главный атрибут костюма Незнайки - шляпа. Шляпу можно приобрести в специальном магазине или сделать самостоятельно из картона, если вы не планируете использовать её и в дальнейшем (выкройку шляпы см. ). У Незнайки - потёртый портфель, удочка и ведёрко.

Входит Госпожа Наука.

ГОСПОЖА НАУКА: Вот и осень. Здравствуй, школа!
Прозвенел звонок весёлый,
И вошли вы в первый раз
В светлый и просторный класс!
Что здесь нужно? Не лениться
И старательно учиться,
Чтоб про всё на свете знать
И пятёрки получать.
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте! Позвольте вам представиться. Я - Госпожа Наука. Добро пожаловать в мою волшебную страну - Страну Знаний. Я заведую всеми цифрами и геометрическими фигурами, я знаю все правила написания слов и помогаю написаться всем умным и важным книгам. И сегодня я открываю двери в волшебную страну и вам, первоклассникам. В моей волшебной стране Знаний вас ждут открытия и чудеса, если вы только не будете лениться, а станете трудиться. Есть ли среди вас лентяи? (дети кричат, что нет) А лежебоки? (дети кричат, что нет) Это так радует! Ведь в моей волшебной стране нет места тем, кто ленится, безобразничает и не хочет учиться. А чтобы вам не было сложно, я вам дам в дорогу моих помощников: Королеву Цифр, Волшебницу Букв, Мага Радужные краски, Волшебника Золотые руки, Фею Поющие нотки (расширьте список в зависимости от программы вашей школы) . В моей стране у многих фей и королев, у магов и волшебников есть свои волшебные книги. Сейчас я вас с ними познакомлю.

(показывает учебник Математики)
В этой книге на парад
Цифры выстроились в ряд:
Раз-два-три-четыре-пять,
Чтоб вас научить считать,
Складывать и вычитать,
И задачки все решать.

(показывает учебник по предмету "Окружающий мир")
Почему ручьи текут?
Почему цветы растут?
Где обедал воробей?
Надо всё узнать скорей!
Это - книга о природе,
О животных, о погоде,
О деревьях и цветах,
О животных и жуках.

Показывает Азбуку (Букварь)
Чтобы книги прочитать,
Надо буквы все узнать.
Чёрточки, рисунки, точки,
Буковки сложились в строчки.
А когда ты сложишь фразы,
То прочтёшь все книги сразу!

Вы знаете, что вам прислали поздравления сказочные герои? Да-да, ведь все сказочные герои тоже когда-то чему-то учились, они закончили сказочную школу и умеют писать. И теперь многие сказочные персонажи рады поздравить вас с вашим первым учебным днём и передают свои советы. Отгадайте, кто вам их прислал.

На листах бумаги заранее распечатаны крупные раскраски и стихи-пожелания (раскраски можно взять ). Госпожа Наука читает загадку-пожелание, а когда дети отгадывают, демонстрирует картинку, чтобы показать правильность отгадки. Среди загадок есть как элементарные, которые отгадает любой первоклассник, так и сложные, для эрудированных ребят.

1. Если вы идёте по полю и находите денежку, то не спешите покупать самовар, как это сделала я. Лучше купите новую интересную книжку. (Муха-цокотуха)

2. Мы, все три весёлых братца, спешим поздравить вас с началом учебного года. Учитесь лучше, и тогда сможете построить такой же прочный дом из камней, как и наш братец Наф-Наф! (Три поросёнка)

3. Не бегайте по классу на переменках, а то можете нечаянно разбить вазу или уронить золотое яичко. И мне тогда придётся высиживать новое яичко, не золотое, а простое. (курочка Ряба)

4. Поздравляю всех первоклассников! Желаю набираться ума и обязательно научиться читать. А то когда папа Карло подарил мне азбуку, я променял её на билет в кукольный театр, о чём очень жалею. Берегите ваши учебники! (Буратино)

5. Как можно усерднее учитесь в школе, и не только наукам, но и вежливости. А то к нам однажды в гости пришла девочка Маша. Она съела нашу кашу, сломала стульчик Мишутки и даже валялась на наших кроватях! (Три медведя)

6. Я тоже мечтаю пойти в школу, как вы! Если бы я училась в школе, то узнала бы, что Волк - это хитрый хищник, и с ним никогда нельзя разговаривать и, тем более, говорить, где живёт моя бабушка. (Красная Шапочка)

7. Поздравляю вас с поступлением в школу. Я, между прочим, достиг потрясающих успехов как в учёбе в школе магических наук Хогвартс, так и в игре Квиддич. (Гарри Поттер)

8. Мы, шесть юных фей, поздравляем вас с началом учебного года и надеемся, что вы будете учиться на отлично, как и мы это делаем в школе Алфея волшебного измерения Магикс. (Текна, Флора, Лейла, Муза, Стела, Блум, - феи клуба Вингс из мультфильма Вингс)

Входит НЕЗНАЙКА.

НЕЗНАЙКА: Эй, ребята! Давайте все вместе пойдем на рыбалку!

ГОСПОЖА НАУКА: Какой невежливый мальчик! Ты разве не знаешь, что сначала надо поздороваться? Здравствуй, мальчик!

НЕЗНАЦКА: Привет-привет!

ГОСПОЖА НАУКА: Скажи, кто ты такой?

НЕЗНАЙКА: Что, не узнали меня? Да я же Незнайка!

ГОСПОЖА НАУКА: А куда ты, Незнайка, идёшь?

НЕЗНАЙКА: На рыбалку. Вот и удочка у меня есть, и ведёрко!

ГОСПОЖА НАУКА: Ой-ой, разве ты не знаешь, что сегодня первое сентября, и все дети должны идти в школу?!

НЕЗНАЙКА: И что, это означает, что порыбачить со мной никто не пойдёт?

ГОСПОЖА НАУКА: Конечно же нет!. Правда, ребята? (дети отвечают)

НЕЗНАЙКА (бросая удочку) : Ну, тогда я тоже не пойду. Одному на рыбалке скучно, даже поговорить не с кем...

ГОСПОЖА НАУКА: Правильно, приходи к нам в школу, будешь учиться.

НЕЗНАЙКА: Учиться? Это трудиться и работать что ли? Ха! А зачем мне это надо? Я и так умный!

ГОСПОЖА НАУКА (с удивлением) : Тебе что, учиться не нравится?

НЕЗНАЙКА (поёт частушки) :
Обожаю я лениться,
Не хочу совсем учиться,
Вот такой я ученик.
Посмотрите мой дневник!

Рву учебники, тетрадки,
Забываю о порядке.
Замечаний не люблю,
На уроках часто сплю.

Признаюсь, заданья на дом
Делать мне ужасно лень.
Книги мне читать не надо,
Буду я гулять весь день!

ГОСПОЖА НАУКА: Ай-ай, разве так можно! Как же можно не хотеть читать?
(можно поручить выучить и рассказать стих ребенку)
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
"Прочти, пожалуйста! Прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну, прочитай ещё страницу!"
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!

ГОСПОЖА НАУКА (рассержено) : Полное безобразие, разве можно прожить без книг? Ты что же, книги никогда не открывал?

НЕЗНАЙКА: Открывал-открывал! Вот, глянь! (достаёт из рюкзачка и демонстрирует изорванную книгу) Вот тут я танк нарисовал, а вот тут - жучка. Вот тут я раскрасил картинку. Знаешь, вот тут такой классный Винни Пух был нарисован. Ну, тут я оторвал страницу…

ГОСПОЖА НАУКА: Зачем?

НЕЗНАЙКА: Чтобы галку сделать, вот такую! (показывает галку из журнального листа, пускает её по классу летать) Смотрите, как здорово летает!

ГОСПОЖА НАУКА: А это что за пятно?

НЕЗНАЙКА: Это от сосиски.

ГОСПОЖА НАУКА: Почему же ты положил сосиску в книгу?

НЕЗНАЙКА: Ну, купил я сосиску в столовой, и тут у меня нос зачесался. Хотел нос почесать, а руки сосиской заняты. Ну, я Азбуку открыл, и положил. А что? И сосиска чистая, и искать тарелку не пришлось. По-моему, я здорово придумал!

ГОСПОЖА НАУКА: Зато страница в Азбуке грязной стала!

НЕЗНАЙКА: Подумаешь! В этой Азубке ещё вон сколько страниц!

ГОСПОЖА НАУКА: А почему у тебя вся книга мятая, страницы во все стороны торчат?

НЕЗНАЙКА: Это Знайка - мой друг - виноват! Он постоянно меня критикует "НЕезнайка ничего не умеет, буквы забывает, цифры путает..." Вот я его по голове этим учебником и стукнул.

ГОСПОЖА НАУКА: Ой-ой, теперь понятно, почему у тебя учиться не получается... Ты все учебники и книги обижаешь.

НЕЗНАЙКА: Я обижаю книги? Это когда я их обижал?

ГОСПОЖА НАУКА: Ребята, разве можно рисовать в учебнике? (дети говорят своё мнение)

НЕЗНАЙКА: А почему нет, он от этого красивее становится! (дети говорят своё мнение)

ГОСПОЖА НАУКА: А разве можно в книгу сосиски класть? (дети говорят своё мнение) А можно ли страницы вырывать? (дети говорят своё мнение)

НЕЗНАЙКА: А откуда можно?

ГОСПОЖА НАУКА: Запомни, из книг вообще нельзя страницы вырывать. Разве можно Азбукой и другими книжками драться? (дети говорят своё мнение)

НЕЗНАЙКА: А чем же драться можно?

ГОСПОЖА НАУКА: В школе - ничем. В школе вообще не дерутся, а знаний набираются. Запомни, Незнайка, книги любят аккуратность и чистоту, иначе они с тобой своим волшебством не поделятся.

НЕЗНАЙКА: Каким таким волшебством? Я все книги просмотрел - а там ни одной волшебной палочки, ни одной шапки-невидимки или сапогов-скороходов нет. Только буковки разные.

ГОСПОЖА НАУКА: В книгах есть волшебство сказок, чудеса приключений, чарующие рифмы стихов. Книги учат людей, как быть добрыми, благородными. Благодаря книгам люди становятся умными - а это и есть самое главное волшебство.

НЕЗНАЙКА: Да ну? Нет, врёте вы всё! Я вообще не понимаю, зачем ребята в школу пришли. Каждый день за партами сидеть - сплошная скука! Лучше бы пошли со мной на рыбалку!

ГОСПОЖА НАУКА: И вовсе даже в школе не скучно, а зачем ребята сюда пришли, они тебе сами расскажут.

Дети читают выученные стихи про школу и знания.

ГОСПОЖА НАУКА: Ты всё понял, Незнайка? В школе очень интересно. И ребята от учёбы ждут только хорошего.

НЕЗНАЙКА: Вот и зря. Учителя в школе все вредные, и к детям придираются. Это я на своём опыте проверил. Да-да! В прошлом году Буратино уговорил меня пойти в первый класс. Ему папа Карло подарил Азбуку, и Буратино решил научиться читать. Позвал и меня с собой. Я ещё и научиться-то ничему не успел, а учителя ка-а-ак начали придираться ко мне! Ну, я и ушёл из школы. На рыбалку.

ГОСПОЖА НАУКА: Это как же учителя к тебе придирались, позволь узнать?

НЕЗНАЙКА: Я поймал на болоте лягушку, принёс её в школу. А лягушка в портфеле сидеть не хотела, как выпрыгнет, да прямо на стол учительнице! Как квакнет! Ну, меня наказали. А за что? Я же не квакал!

ГОСПОЖА НАУКА: Ай-ай, разве можно лягушку в школу приносить? (дети отвечают) Конечно же нельзя! Вот я вижу, у тебя есть портфель, как и у всех наших первоклассников. Покажи-ка, что ты в портфель свой положил.

Незнайка начинает доставить из портфеля игрушки: небольшой мячик, растрёпанную куклу, пистолет, бубен и тому подобные неподходящие вещи. Каждый предмет обыгрывается, Незнайка рассказывает, что когда на уроке скучно, из пистолета весело стрелять вот так, а мяч нужен, чтобы его кидать в соседа по парте, а кукла поёт "ля-ля-ля" и т.д.

ГОСПОЖА НАУКА: Да разве можно на уроках играть с куклой или стрелять из пистолета? Ты, смотрю, совсем не понимаешь, что в школе можно делать, а что - нет. Ну, ничего, тебе ребята сейчас расскажут. Давайте, ребята, вы будете хлопать в ладоши, если я назову то, что в школе можно делать, а если я назову то, что в школе не делают, вы не хлопайте! (называются действия: шуметь, кричать, считать, рисовать, бегать по партам, громко болтать на уроках, решать задачки и примеры, петь, плеваться и кусаться...) Молодцы, ребята, знаете, что в школе можно делать, а что нельзя. Настоящие первоклассники никогда не ошибутся и не возьмут в школу неправильные вещи - куклу или пистолет. Зато наши первоклассники отлично знают, без каких предметов в школе им не обойтись. И ты попробуй отгадать!

1. То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать,

Потому что я... (тетрадь)

2. Я - чёрный, красный, жёлтый, синий,

С начинкой в серединке.

С точилкой острой я дружу,

И что хочу, изображу. (карандаш)

3. До чего же скучно, братцы,

На спине у вас кататься

Вы же не уважаете,

Кое-как кидаете

За неделею неделя..

Это жалоба... (портфеля)

4. Он учителю подмога,

Он приказывает строго:

То сядь и учись,

То встань, разойдись,

Собирает на урок,

Друг учителя... (звонок)

5. В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, стёрки, скрепки, кнопки,

Что угодно для души. (пенал)

6. Я люблю прямоту

И сама прямая.

Сделать ровной черту

Людям я помогаю. (линейка)

7. Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете. (цифры)

НЕЗНАЙКА: Неправильные у вас загадки, сложные. Мне они не понравились.
ГОСПОЖА НАУКА: Это потому что ты не подумал как следует и отгадать не смог.

НЕЗНАЙКА: Я что, Василиса Премудрая, чтобы думать? Нет, я думать не люблю. Пойду-ка я лучше на рыбалку, рыбку поймаю... (берёт удочку, направляется к выходу, но Госпожа Наука его останавливает)

ГОСПОЖА НАУКА: А мы тоже ловить здесь будем.

НЕЗНАЙКА: Рыбку?

ГоСПОЖА НАУКА: Нет, не рыбку, а мячик!

НЕЗНАЙКА: Пожалуй, я у вас тут ещё задержусь. В мячик играть я люблю. А что за игра? Футбол?

ГОСПОЖА НАУКА: Нет, мы поиграем в интересную научную игру "Что какого цвета". Я буду ребятам кидать мяч, а они станут ловить его и называть, какого цвета этот предмет. (кидает мячик и произносит: лимон, морковка, огурец, апельсин, лягушка, лиса, крокодил, абрикос...)

НЕЗНАЙКА: А мне?

Госпожа Наука кидает мяч Незнайке.

ГОСПОЖА НАУКА: Какого цвета свекла?

НЕЗНАЙКА: Чёрная!

ГОСПОЖА НАУКА: Почему же чёрная?

НЕЗНАЙКА: А она гнилая!

ГОСПОЖА НАУКА: Нет, Незнайка, свекла бордовая. Давай ещё раз попробуем. Какого цвета яблоко?

НЕЗНАЙКА: Никакого!

ГОСПОЖА НАУКА: Это почему же?

НЕЗНАЙКА: Потому что я его съел!

ГОСПОЖА НАУКА (осуждающе качая головой) : Да, много тебе ещё выучить надо…

НЕЗНАЙКА: Вот ещё! Не хочу учиться! Это не весело.

ГОСПОЖА НАУКА: А что же весело?

НЕЗНАЙКА: Ну, петь, играть в догонялки, рисовать всякие картинки…

ГОСПОЖА НАУКА: Эх ты, Незнайка! А ведь в школе и этому тоже учатся. Учатся петь песни, потому что без музыки жизнь грустная. Учатся рисовать, потому что без красок жизнь будет неяркой. Учатся трудиться, потому что без труда не вытащишь и рыбку из пруда. А на занятиях по физкультуре учатся бегать и прыгать, чтобы быть ловкими и крепкими.

НЕЗНАЙКА: Да-а... Наверное, зря я не учился... Может, попробовать? Так и быть, в этом году обязательно попробую учиться, а не лениться!

ГОСПОЖА НАУКА: Поверим ему, ребята? Возьмём в волшебную Страну Знаний с собой? (дети отвечают) Так и быть, пошли с нами, Незнайка. Если ты точно решил стать первоклассником, как и наши ребята, то тебе надо сказать клятву первоклассника. И, главное, потом выполнить всё, что ты в этой клятве пообещаешь.

Клятва первоклассника читается стоя. Госпожа наука читает строки клятвы, а дети и Незнайка повторяют слово "клянемся".

КЛЯТВА ПЕРВОКЛАССНИКА


Выучить буквы, научиться читать... Клянёмся!
Научиться к лету писать и считать... Клянёмся
На уроке стараться, и мух не считать... Клянёмся!
Учебник беречь, не бросать и не рвать... Клянёмся!
Выполнять полностью домашние задания... Клянёмся
Приходить в школу без опоздания... Клянёмся
Стать за год умней и взрослей... Клянёмся!
Стать гордостью родителей и учителей... Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!


ГОСПОЖА НАУКА: Вот и настала пора отправляться вам в Страну Знаний, ведь теперь вы стали настоящими школьниками. Но напоследок я хочу всем первоклассникам подарить маленькое волшебство - мы с вами попробуем узнать, на какие же оценки будут учиться наши ребята. Какие оценки ставят детям, которые хорошо учатся? (ответы детей) Правильно, четыре и пять.

Игра "Оценки".
Заранее изготовьте из картона круги диаметром около 8 см. На каждом круге написаны оценки - 2, 3, 4, 5. Двоек и троек изготовьте по 2 штуки, а четвёрок и пятёрок - из расчёта по 2-3 хорошие оценки на каждого ребёнка. Госпожа Наука демонстрирует "оценки", показывает, что там есть и двойки с тройками. Заранее сделайте пакет с потайным отделением. Для этого берётся обычный бумажный пакет для подарков. На дно приклеивается дополнительный слой бумаги так, чтобы получился потайной кармашек. Все оценки демонстративно кладутся в пакет, но двойки и тройки Госпожа Наука аккуратно отделяет в дополнительное отделение. Во время конкурса, Госпожа Наука проходит по рядам, дети засовывают руку в пакет и вытягивают по 2-3 круга с оценками. Понятно, что все дети вытягивают только хорошие оценки. Количество кругов надо рассчитать так, чтобы все хорошие оценки были к концу конкурса разобраны.

ГОСПОЖА НАУКА: Вот это чудеса! Смотрите, у вас у всех только 4 и 5! А где же двойки и тройки? Ну-ка, посмотрим! (Госпожа Наука засовывает руку в пакет и из потайного кармашка вытаскивает все двойки и тройки, показывает их детям). Смотрите, тройки и двойки остались в пакете! Вот так чудеса! Это означает, что в этом классе не будет неуспевающих, не будет двоечников. Давайте все дружно похлопаем в ладоши, чтобы это волшебство сбылось, и вы учились только на хорошие оценки. Ну что ж, мне пора уходить. Но я с вами не прощаюсь и жду вас в моей удивительной и чудесной Стране Знаний!

Раздаются учебники, подарки на 1 сентября и т.д.