В начальном обучении педагогами используется множество техник развития навыков оптимальной скорости чтения у детей. Одна из таких техник — жужжащее чтение. Именно чтение жужжащее является основной методикой применяемой многими педагогами.

Педагогический опыт показывает, что если ребенок в начальной школе полноценно освоил осознанное, выразительное чтение, то и в маленьком детском коллективе он уверенно займет свое место, и наоборот, ученик, вовремя не овладевший чтением, теряет уверенность в себе, становится созерцателем, а не участником жизни класса, испытывает сложности в учебе. Психологи отмечают, что уровень чтения — это серьезнейший фактор, влияющий на успеваемость и социальную адаптацию ребенка.

Ни для кого не секрет, что именно в игровой форме дети быстрее воспринимают учебный материал. Именно на этом и построена техника жужжащего чтения. Множество юных голосов, читая вполголоса, каждый со своей скоростью, сливаются в гулкий пчелиный рой.

А начинается все с того, что ученикам предлагается самостоятельно изготовить широкие закладки, на которых впоследствии каждый из них будет записывать авторов и название прочитанных книг. Дети обожают все рукотворное. У каждого своя закладка, личная, такой нет больше ни у кого.

К выбору книг тоже нужно подойти с особым вниманием. Дети выбирают их сами, каждый свою. Ничего толстого и громоздкого. Всего пара страниц, чтобы прочитать за пару приемов.

Техника жужжащего чтения занимает всего лишь 5 минут учебного времени в начале каждого урока. В течение 5 минут ученики читают вслух каждый свою книжку. Вполголоса, каждый в своем темпе и в своей скорости.

В применении данной техники очень важна системность. Проведя несложные математические подсчеты, становится видно, что используя эту замечательную основу, освоению науки качественного чтения отводится около 100 минут в неделю.

При использовании обычных методик практически невозможно уделить такое количество времени каждому ученику. В классической методе преподавания педагог имеет 4 урока словесности в неделю. Учитывая то, что классы наполнены в среднем двадцатью пятью учениками, учитель может уделить не более трех минут в неделю каждому ребенку. Конечно, можно переложить этот вопрос на плечи родителей. Но зачастую родители не имеют времени, а иногда и желания, уделять чаду достаточно времени. Вряд ли за 3 минуты в неделю можно научить ребенка читать.

Метод жужжащего чтения так же отлично подходит для учеников, которые не горят любовью к чтению. У ребенка возникают сложности с чтением, отсюда и нелюбовь. Для таких детей применяют режим щадящего чтения. Этот метод заключается в том, что ребенок, прочитав 2-3 предложения, получает кратковременный отдых. Эта метода используется для индивидуальных занятий с учеником. А в коллективе, читая тихонько, себе под нос, со своей индивидуальной скоростью, сливаясь с общим роем, ребенок не испытывает дискомфорта.

В начальном обучении педагогами используется множество техник развития навыков оптимальной скорости чтения у детей. Одна из таких техник — жужжащее чтение. Именно чтение жужжащее является основной методикой применяемой многими педагогами.

Педагогический опыт показывает, что если ребенок в начальной школе полноценно освоил осознанное, выразительное чтение, то и в маленьком детском коллективе он уверенно займет свое место, и наоборот, ученик, вовремя не овладевший чтением, теряет уверенность в себе, становится созерцателем, а не участником жизни класса, испытывает сложности в учебе. Психологи отмечают, что уровень чтения — это серьезнейший фактор, влияющий на успеваемость и социальную адаптацию ребенка.

Ни для кого не секрет, что именно в игровой форме дети быстрее воспринимают учебный материал. Именно на этом и построена техника жужжащего чтения. Множество юных голосов, читая вполголоса, каждый со своей скоростью, сливаются в гулкий пчелиный рой.

А начинается все с того, что ученикам предлагается самостоятельно изготовить широкие закладки, на которых впоследствии каждый из них будет записывать авторов и название прочитанных книг. Дети обожают все рукотворное. У каждого своя закладка, личная, такой нет больше ни у кого.

К выбору книг тоже нужно подойти с особым вниманием. Дети выбирают их сами, каждый свою. Ничего толстого и громоздкого. Всего пара страниц, чтобы прочитать за пару приемов.

Техника жужжащего чтения занимает всего лишь 5 минут учебного времени в начале каждого урока. В течение 5 минут ученики читают вслух каждый свою книжку. Вполголоса, каждый в своем темпе и в своей скорости.

В применении данной техники очень важна системность. Проведя несложные математические подсчеты, становится видно, что используя эту замечательную основу, освоению науки качественного чтения отводится около 100 минут в неделю.

При использовании обычных методик практически невозможно уделить такое количество времени каждому ученику. В классической методе преподавания педагог имеет 4 урока словесности в неделю. Учитывая то, что классы наполнены в среднем двадцатью пятью учениками, учитель может уделить не более трех минут в неделю каждому ребенку. Конечно, можно переложить этот вопрос на плечи родителей. Но зачастую родители не имеют времени, а иногда и желания, уделять чаду достаточно времени. Вряд ли за 3 минуты в неделю можно научить ребенка читать.

Метод жужжащего чтения так же отлично подходит для учеников, которые не горят любовью к чтению. У ребенка возникают сложности с чтением, отсюда и нелюбовь. Для таких детей применяют режим щадящего чтения. Этот метод заключается в том, что ребенок, прочитав 2-3 предложения, получает кратковременный отдых. Эта метода используется для индивидуальных занятий с учеником. А в коллективе, читая
тихонько, себе под нос, со своей индивидуальной скоростью, сливаясь с общим
роем, ребенок не испытывает дискомфорта.

Жужжащее чтение позволяет учителю, проходя по классу во время пятиминутки «жужжания» видеть реальную обстановку: кто из учеников как читает на данном этапе. Проходя по классу учитель, прикасаясь к плечу, «выключает» тех из учеников, кто уже читает бегло. Остаются те, кто тихонько и неуверенно бубнят себе по нос. Но со временем таких учеников остается все меньше и меньше. Опыт многих педагогов, регулярно использующих на уроках пятиминутки жужжащего чтения, показал, что высокие результаты навыков беглого чтения не заставят себя долго ждать.

Оптимальная скорость чтения должна соответствовать темпу разговорной речи — 120 - 150 слов в минуту. Чтобы добиться таких результатов необходимо:

  • увеличить частоту чтения;
  • расширять угол периферического зрения;
  • повышать устойчивость внимания;
  • улучшать оперативную память;
  • совершенствовать артикуляционный аппарат.

В педагогике используются специальные методики и приемы для тренировки технической стороны чтения.

Жужжащее чтение

Чем чаще ребенок читает, тем лучше у него это будет получаться. Для тренировки техники чтения катастрофически мало занятий только на уроках. Чтобы достигнуть хорошего результата, рекомендуется проводить пятиминутки чтения на каждом уроке в течение всего школьного дня.

Такие пятиминутки организовываются в начале урока. У школьников на партах должны быть книги для дополнительного чтения. По сигналу учителя дети начинают читать в режиме «жужжащего» чтения. Данный прием подразумевает, что все дети читают одновременно. Причем делать это надо вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Каждый ребенок читает в своем темпе. Через 5 минут чтение прекращается и дальше идет обычный урок, например математики, рисования или природоведения.

Никакого контроля или обсуждения содержания прочитанного не проводится. Этот прием используется только с целью увеличения времени для ежедневного чтения. Таким образом, на тренировку затрачивается не менее 30 минут, тогда как в обычном режиме каждый школьник читает в общей сложности около 5 - 10 минут за весь учебный день.

Работа с таблицами слогов

Чтобы повысить скорость чтения, важно тренировать ребенка воспринимать слог как единое целое, как основу прочтения слова. Для таких упражнений необходимы специальные таблицы слогов. Можно использовать дидактический материал для обучения чтению по методике Н. Зайцева или создать такие таблицы самостоятельно.

Детям предлагаются различные задания:

  • прочесть строчку или столбец с определенной буквой;
  • произвольное прочтение слогов;
  • найти в таблице указанный слог;
  • послогово показать слово в таблице.

Сначала используются таблицы с простыми слогами, а затем переходят к более сложным, состоящим из трех-четырех букв. Купить красочные таблицы можно в магазине учебной литературы как карточки, плакаты или книги-сборники. Например, Узорова, Нефедова: Самый быстрый способ научиться читать. Слоговые таблицы .

Приемы для расширения угла зрения

В процессе чтения имеет значение количество знаков, которые попадают в поле зрения ребенка. Для расширения угла периферического зрения рекомендуется предлагать детям следующие упражнения.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте содержат числа от 1 до 30, которые расположены в хаотичном порядке. Школьникам нужно за 30 секунд отыскать и указать по порядку каждое число. Через несколько дней следует предложить другой вариант таблицы.

  • См. Онлайн-генератор таблицы Шульте .

Найди слово

Суть этого упражнения аналогична предыдущему. На листе бумаги нужно в произвольном порядке написать несколько разных, не очень длинных слов. Задание для школьников — как можно быстрее отыскивать на листе слова, которые поочередно будет называть учитель.

Пирамидки слов

Для таких упражнений слова записываются в столбик, начиная со слова с наименьшим количеством букв. Каждое слово делится на две части, которые записывают на некотором расстоянии друг от друга. На каждой последующей строчке это расстояние увеличивается.

Первый — последний

Для этого упражнения можно использовать любой текст. Детям нужно читать только первый и последний слог в каждой строчке.

Рамка для чтения

Необходимо подготовить полоску картона с прорезью, высота которой чуть больше высоты букв в учебнике. Ширина должна быть небольшой, примерно на 3 - 4 буквы. В процессе чтения ребенок перемещает эту рамочку по тексту. Через определенное время ширину рамки нужно постепенно увеличивать.

Со временем дети запоминают многие слова, которые часто встречаются в текстах, и воспринимают их как единое целое. Они уже не читают такие слова, а называют сразу. Подобное умение заметно экономит время при чтении, поэтому данный навык нужно целенаправленно развивать.

Прием «Молния»

Использование приема «Молния» заключается в следующем. Детям на очень короткое время показывают слово, а они должны успеть его прочитать. Для этого упражнения можно подготовить карточки или создать презентацию, в которой слова появляются и сами исчезают через пару секунд.

Один и тот же набор слов надо использовать несколько дней подряд, пока ученики не запомнят их все. Затем предложить другую подборку слов. Для лучшего эффекта можно не просто давать школьникам прочитать слово, а и попросить написать его после того, как оно исчезнет.

Прием «Буксир»

Прием «Буксир» используется для увеличения темпа чтения. В качестве ведущего может выступать учитель или ученик с . Он читает текст, а остальные должны стараться успевать читать за ним. Такое упражнение можно проводить для всего класса или в парах.

Чтобы контролировать процесс чтения всеми учениками можно делать внезапные остановки и просить ребят показать в тексте последнее прочитанное слово. Еще один способ — делать во время чтения ошибки. Те, кто читают «на буксире», должны их замечать и исправлять.

Прием «Спрятанные буквы»

Улучшению техники чтения способствует развитие умения предугадывать слова, а не прочитывать их побуквенно. Для этого можно предлагать такие задания:

  • слова с кляксами — на карточке написано слово, часть которого закрыта пятном;
  • слова с пропущенными буквами — на карточке слово, в котором несколько букв отсутствуют;
  • разрезанное слово — карточку с написанным словом разрезают вдоль и предлагают детям прочитать слово или по верхней, или по нижней его части (слово можно не разрезать на части, а закрыть его половину линейкой);
  • более сложный вариант этого упражнения — предугадать недостающее слово. Для него можно использовать крылатые выражения, фразеологизмы, известные фразы из сказок или стихотворений, загадки с рифмованной отгадкой.

Прием «Скороговорка»

Непосредственно для увеличения скорости чтения можно предлагать ребенку небольшой текст для прочтения его в темпе скороговорки. Читать текст надо несколько раз подряд, постепенно ускоряясь. Ученику необходимо объяснить, что при выполнении этого упражнения не требуется следить за выразительностью чтения, однако при обычном чтении такое правило не действует.

Прием «Повторное чтение»

Данный прием также предполагает многократное прочтение текста. Детям для чтения дается 1 минута. Затем нужно подсчитать количество слов, которые они успеют прочитать за отведенное время. После этого такое задание выполняется еще пару раз.

Результаты будут постепенно улучшаться, и это позволит ребенку поверить, что он может читать быстрее. Когда ученики будут читать текст последний раз, временное ограничение не устанавливается. Таким образом, они перейдут на чтение незнакомого текста и будут читать его в более быстром темпе.

Прием «День — ночь»

В процессе чтения необходимо сохранять концентрацию внимания и уметь хорошо ориентироваться в тексте. Для тренировки этих навыков школьникам предлагается читать с соблюдением команд. Как только учитель произносит: «День!» — дети приступают к чтению. Услышав команду «Ночь!» все закрывают глаза. Затем снова звучит слово «День!». После этого нужно найти глазами место в тексте, на котором остановились, и продолжить чтение.

Такое упражнение проводится в течение 5 минут. Следить по тексту пальцем нельзя.

Прием «Губы»

При внешнем проговаривании скорость чтения замедляется. Поэтому детей следует также учить читать молча, без внешних признаков проговаривания. В ходе чтения, когда учитель даст команду «Губы!», школьники должны начать читать «про себя». При этом им нужно прижать палец к сомкнутым губам, чтобы не давать им шевелиться. После команды «Вслух!» палец следует убрать и перейти к чтению вслух.

Работая над улучшением техники чтения важно учитывать, что количественный показатель зависит от типа темперамента ребенка, уровня развития его мыслительных процессов. Поэтому, конечно же, не удастся всех учеников «подтянуть» к нужным нормам, но улучшить результаты каждого несомненно получится. Кроме того, параллельно с увеличением скорости чтения обязательно нужно уделять внимание развитию выразительности и , приучать детей читать правильно, без ошибок.

Смотрите также :

А какие упражнения используете вы? Пишите в комментариях.

Ежедневный ритуал. Жужжащее чтение

Звонок на урок - растрепанные дети влетают с переменки в класс. Или учитель входит в класс - а дети стоят на ушах. Сколько минут нужно гипнотизировать их взглядом, прежде чем сказать "Здравствуйте. Садитесь"? Я пробовала разные способы собрать их внимание, пока у нас не сложился особый ритуал начала урока. Ведь дети обожают рукотворные традиции.

Как-то раз в нашей учительской компании коллега рассказал о "жужжащем чтении". Где-то прочел, подсмотрел или подслушал - и в клювике принес в родное гнездо. Это уже потом, гораздо позже, я узнала, что жужжащее чтение было одним из основных элементов обучения чтению в Павлышской школе В.А.Сухомлинского.

У нас оно выглядело так.

После звонка (который я же и даю колокольчиком) хватаюсь за секундомер и отчеканиваю: "Через тридцать секунд запускаю!"

Дети, сами не зная, почему, тут же бегут к специальной полочке в шкафу, отыскивают на ней книжку со своей личной(!) закладкой и рассаживаются по местам. Отдельные товарищи уже на переменке это сделали и сидят себе читают.

Время пошло! Включайте звук! - И я торжественно щелкаю секундомером.

В этот момент класс на целых пять минут превращается в пчелиный рой. Впрочем, добродушный. Дети жужжат (бубнят, бормочут, шуршат) каждый свою книжку вслух, но в то же время себе под нос.

(Книжка обязательно тоненькая! Чтобы в 2-3 присеста ее реально было бы прочитать. Такие книжки частью натащили в класс ребята из числа своих детских, частью - их родители и частью - мы, учителя, из числа списанных в районной библиотеке).

Автор и название прочитанной книжки записываются ребятами на самодельных закладках. Закладки поэтому широкие, а еще очень красивые: есть и плетеные, и вышитые гладью, и расписанные красками. А еще закладки - именные, они перекочевывают из книжки в книжку. Ребенок, который боялся до сих пор подступиться к книжке (все равно не одолеть!), вдруг в скором времени обнаруживает на своей закладке целый списочек. Три (пять, десять) прочитанных собственноручно и самолично книг! Это воодушевляет. Даже тех, кто на короткую ногу с Александром Дюма.

Итак, пять минут жужжащего чтения перед каждым уроком словесности (русский язык и чтение). Уже через месяц я ощутила всю мощь этой работы - ребята зачитали! И те, кто это делал тихо, и кто заикался, и кто мекал-бекал, и кто просто стеснялся.

Пять минут... Учитель может собраться с мыслями, подготовить раздаточный материал, доску к работе, может проверить пару тетрадок или вовсе передохнуть. Но чаще всего я брожу по классу, прислушиваюсь:

В конце концов, остается один Андрей. (В следующий раз это будет кто-то другой.) "Отключенные" невольно прислушиваются. А Андрей шпарит на всю катушку, ни на кого не обращая внимания. Весь - там. (Увидел бы он сейчас сам себя - то-то бы удивился.) Ведь книжку выбрал по своему вкусу - интересную! Примерно с минуту происходит это прослушивание не только Андрюши, но и его книжки. Своеобразная презентация. Я:

Здравствуйте, друзья! На что жалуетесь? У ребенка техника чтения хромает? Такс, будем лечить. Держите рецепт. Прописываю вам специальные упражнения по развитию техники чтения. Принимать регулярно, один раз в день по несколько штук. И техника чтения твердо встанет на ноги, а потом еще и вперед поскачет.

Такие волшебные упражнения действительно существуют. И если постараться, то на просторах интернета можно найти сотни разных методик, подходов, способов. Глаза разбегаются если честно, а мозг начинает медленно закипать. Не знаешь, что и выбрать.

Дабы оградить моих читателей от таких проблем, я позволила себе сделать выбор самостоятельно. В статью попали только самые интересные и вкусные, на мой взгляд, упражнения, которые несомненно помогут поднять технику чтения до уровня предусмотренного . Я не претендую на их авторство, разработаны они профессионалами: педагогами, психологами, профессорами.

Но я претендую на авторство их названий. Уж больно они скучные в оригинальном исполнении. Согласитесь, «Тайна пропавшего предложения» звучит намного веселее нежели «Зрительный диктант профессора И.Т. Федоренко». И наверняка вызовет больший интерес у младших школьников.

План урока:

Перечень упражнений

А вот и он! Перечень специальных читательных упражнений:

  1. «Пол-арбуза»
  2. «Потерянные буквы»
  3. «Глаз — алмаз»
  4. «Шерлок»
  5. «Зазеркалье»
  6. «Бешеная книжка»
  7. «Птицы прилетели»
  8. «Партизан»
  9. «Эх, раз! Еще раз!»
  10. «Тайна пропавшего предложения»

Упражнение 1. «Пол-арбуза»

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Упражнение 2. «Потерянные буквы»

Еще одно упражнение на развитие антиципации.

Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.

Книжн... полочка.

Нов... футболочка.

Больш... ложка.

Рыж... кошка.

Еще вот такую фразу:

Бобик все котлеты съел,

Он делиться не.......

И еще вот такие:

Ок-ок-ок — мы построим.......

Юк-юк-юк — поломался наш......

Упражнение 3. «Глаз – алмаз»

Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.

Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

Задача ребенка:

  • на счет один найти и показать пальцем единицу;
  • на счет два – двойку;
  • три – тройку и т.д.

Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.

Упражнение 4. «Шерлок»

На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:

рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

Упражнение 5. «Зазеркалье»

Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?

Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.

При таком способе чтения теряется смысл текста. Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

Упражнение 6. «Бешеная книга»

Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.

Упражнение 7. «Птицы прилетели»

Покажите ребенку фразу «птицы прилетели». И попросите прочитать ее:

  • спокойно;
  • радостно;
  • громко;
  • тихо;
  • грустно;
  • с раздражением;
  • со страхом;
  • с издевкой;
  • со злостью.

Упражнение 8. «Партизан»

Школьник читает текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух. И так несколько раз.

Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»

Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.

Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!

Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.

Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.

А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!

Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:

  1. Покажите ребенку первую карточку.
  2. Школьник читает предложение и старается запомнить.
  3. Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
  4. Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
  5. Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

В чем здесь смысл?

Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.

Во втором – 9,

в третьем – 10,

в четвертом и пятом по 11,

в шестом уже 12.

То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.

Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.

Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.

Как заниматься?

Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Вашего ежедневного внимания требует только игра «Тайна исчезающих предложений», а уже к ней добавьте еще пару, тройку упражнений на свой выбор. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали. Не забывайте временами , чтобы оценивать свои успехи.

Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило! С подробным планом тренировок можно ознакомиться .

Не ленитесь, тренируйтесь, и будет вам счастье и пятерки в дневнике!

Друзья, а может быть вы тоже знаете какой-нибудь интересный способ улучшения техники чтения? Смею надеяться, что вы поделитесь им в комментариях. Заранее большое спасибо!

И до новых встреч на страницах блога!

Евгения Климкович.