Из опыта работы учителя физики МБОУ « Петропавловская средняя школа» Селетковой Таскиры Мухаметгалиевны.

Целью своей работы считаю не только дать ученику определенную сумму знаний, но и научить учиться, развивать интерес к учению. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Государственному стандарту физического образования, а так же усвоение учащимися, проявляющими интерес к предмету учебного курса на более высоком уровне.

В педагогической деятельности ставлю следующие задачи:

Дать учащимся качественное образование по физике;

Раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого учащегося;

Привить навыки самостоятельной работы. Подготовить учащихся к осознанному выбору профессии;

Совершенствование форм организации учебной деятельности;

Использование новых педагогических технологий, эффективных методов обучения;

Развивать и укреплять интерес к физике.

Все это позволяет мне развивать личность ребенка в соответствии с его способностями, интересами, возможностями, а учащимся достигать определенных успехов в учебе и реализации своих планов по получению дальнейшего образования.

Я стремлюсь предъявлять к качеству знаний учащихся более высокие требования, одно из которых - действенность знаний, т.е. способность учащихся применять их в нестандартных ситуациях.

В своей работе стараюсь подбирать дифференцированные задания, позволяющие одинаково продвигаться вперед и сильным и слабым учащимся. Уделяю внимание здоровьесберегающим технологиям обучения. По возможности стараюсь использовать на уроке смену динамических поз, паузы. Стараюсь исключить из урока факторы, приводящие к нарушению здоровья детей.

Моя методическая тема «Исследовательская работа на уроках физики». Выбор этой темы обусловлен тем, что общество выдвигает новые требования к воспитанию и обучению детей. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современная школа должна создать условия для формирования такой личности.
Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и целеустремленности. Стараюсь развивать и поддерживать интерес к предмету. На средней ступени обучения включаю в урок игровой момент, качественные задачи, исторический и занимательный материал; на старшей ступени - проблемная ситуация, исследовательская работа, самостоятельное творчество. Задаю домашнее задание, содержащее творческую, самостоятельную деятельность: составление кроссвордов, написание сообщений, составление тестовых заданий. В целях эффективного использования рабочего времени на уроках использую различные формы организации учебного процесса: лекции, практикумы, консультации, дополнительные занятия, олимпиады и конкурсы. На уроках стараюсь сочетать групповую форму работы с индивидуальной и самостоятельной, подбираю и составляю развивающие, логические, проблемные, интеллектуальные задания, которые носят обучающий, занимательный и развивающий характер, воспитывают у учащихся веру в свои силы.

В своей педагогической деятельности использую технологии:

развития творческих способностей в процессе обучения физики

личностно-ориентированную

разноуровневого обучения

проблемного обучения

тестовые технологии

Для развития познавательного интереса учащихся большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеклассная работа создает условия для более полной реализации и потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений. Во внеклассной работе применяю следующие формы и методы: интеллектуальные игры, викторины, провожу вместе с учителями математики физико - математическую неделю, олимпиады, веду элективные курсы в 10 и 11 классах по теме

«Решение разноуровневых задач», каждый год участвуем в районном «Дне физики». В каждом классе, кроме детей со слабым и средним интеллектуальным развитием есть и сильные дети. С целью достижения высокого уровня знаний такими детьми использую в работе дополнительные занятия. Стараюсь подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и продолжению дальнейшего образования. Свою внеурочную деятельность я направляю на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей учащихся. Основной задачей своей педагогической деятельности в этом направлении считаю создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся через вовлечение их в разнообразную творческую деятельность.

Чтобы следить за качеством усвоения программного материала, своевременного выявления типичных и случайных ошибок, применяю разнообразные виды контроля знаний учащихся: контрольная работа, самостоятельная работа дифференцированного характера, зачеты, тестирования. В начале года провожу стартовые контрольные работы, в конце - итоговые. Анализирую результаты контрольных работ. Данная система работы позволяет мне своевременно корректировать учебный процесс.

Для решения поставленных задач постоянно повышаю уровень своей квалификации через участие в семинарах, изучение опыта коллег (печатные издания, образовательные порталы, личные сайты педагогов), посещение уроков, в 2013 году проучилась на курсах повышения квалификации по теме « Метапредметная деятельность,как условие реализации ФГОС».

Внедрение информационно-педагогических технологий, системный подход к организации работы с информацией позволяет решить множество проблем. Современные информационно-коммуникационные технологии становятся одним из важнейших инструментов модернизации школы. Считаю, что мне ещё многому предстоит научиться. Педагог должен постоянно совершенствоваться, своевременно откликаться на запросы современного общества.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я не волшебник. Я учитель самого интересного школьного предмета. Физики. Почему? Да потому, что именно физика раскрывает душу природы, именно он помогает находить обычное в необычном и необычное в обычном.

Нас физика, повсюду окружает.

Из дома в школу утром провожает.

Набраться бы ученикам терпения:

Подняться из постели тяготения,

Умыться, применяя силу трения,

В кабине лифта ощутить падение,

На тратуаре – сильное скольжение.

А вот и школа – вечное движение!

Тема нашего сегодняшнего мастер-класса: «Физика вокруг нас».

Из урока в урок я стараюсь пробудить у учеников интерес к своему предмету, раскрыть возможности, способности, таланты каждого ребенка через призму физики. Поэтому своей задачей, своей педагогической миссией я считаю необходимость научить жить ребёнка в мире творчества, в мире красоты и гармонии с природой,

ведь физика – это наука о природе, не слепок, не бездушный лик, в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык.(Ф.И.Тютчев)

С первых минут урока важно создать положительно эмоциональный настрой .

    А сейчас давайте "Улыбнемся друг другу и скажем: «Как я люблю физику!", т.о. данным приемом мы способствуем эмоциональному настрою учеников на урок.

Иначе настроить ребят можно с помощью интересной задачи.

Например:

Дано : солнечный луч (ребенок)

Получить : радугу.

Что для этого необходимо?

Давайте послушаем, что у вас получилось…..

- Дождь! Капельки которого служат призмами, преломляющими солнечный свет.

Молодцы, спасибо!

А дождевые капельки моей работы - методы и приемы, направленные на развитие образно - эмоционального мышления, которое способствует творческой самореализации учащихся, формированию креативного мышления и развитию творческих способностей в процессе обучения физики.

(КАМЕШКИ)

    Говорят, чтобы привлечь внимание детей, их нужно постоянно удивлять и озадачивать. И хотя мы с вами не дети, однако, удивляться и решать задачи нужно в любом возрасте.

Я попрошу моих помощников выполнить своеобразную работу.

Запустите руки в эти мешочки, но не смотрите, что в них.

Что вы ощутили?(Ответы учителей).

Давайте извлечём содержимое и посмотрим, что у вас.

А что бы дети сказали, какие они, какой формы? Что их объединяет? Чем они отличаются?

Подведем итог - в этом задании предложенная проблемная ситуацию, позволяет детям самостоятельно определить тему и цели урока

    Методов интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом.

Я хочу показать применение технологии на уроке физики в 8 классе по теме, которую вы сейчас угадаете сами.

Сейчас я вам раздам карточки (или лежат на столах)

Вам необходимо показать с помощью пантомима то, что изображено на картинке. Задача всех остальных угадать.

(Звучит музыка, группы работают)

Кто готов, пожалуйста команда №1

(показывает, все угадывают, на слайде высвечивается картинка)

Правильно, это вода…, облако, сосулька

И, так:

Вода.

В каком состоянии она находится?

Облако.

Сосулька.

В каком состоянии находится вода?

Спасибо, по вашему мнению на каких этапах урока это можно применить?

    Одна из главных задач обучения - развитие творческого мышления учащихся. При этом нужно учитывать одно хорошо известное обстоятельство: сегодняшние дети получают информацию из различных источников. Это приводит к тому, что учащихся бывает трудно удивить, сообщая им какие-то сведения, не являющиеся для них новыми. Поэтому, что бы уроки были интересными, непохожими друг на друга в своей работе я использую игровые ситуации.

Игровой момент на уроке может быть связан не только с проблемой обучения школьников, но и их воспитания. Познавательные игры в старших классах быстро превращаются в серьезный учебный труд, в процессе которого развиваются такие черты, как выдержка, самостоятельность, воля к преодолению трудностей, настойчивость.

Я предлагаю каждому команде разгадать по одному ребусу.


ответы: колебание, резонанс, маятник

Какую большую тему связывают эти слова? Ответ: «Колебания и волны»

    Большой интерес у детей вызывают наблюдения и опыты. Я предлагаю вам провести в группах экспериментальное задание.

Первая группа.

(стакан с водой, мензурка, два сосуда разной формы)

Задание: исследовать механические свойства жидкостей.

Вопрос.

Ответ.

    Сохраняется ли форма жидкого тела при неизменной температуре?

    Сохраняется ли объём жидкого тела при неизменной температуре?

    Возможен ли переход жидкого тела в другое агрегатное состояние (твёрдое, газообразное)? Каким образом это можно осуществить?

Вторая группа.

План исследования сердечного ритма.

    Посчитайте пульс.

    Заполните таблицу, вычислите период, частоту, используя соответствующие формулы и постройте график колебаний.

    Проанализируйте полученные результаты.

Пульс

Время,с

Период, с

Частота, Гц

Циклическая частота, Гц

Колебания


Третья группа.

Задание: Определить плотность продуктов питания, упакованных в пачки правильной формы: масло сливочное, сыр плавленый, халва

А теперь кратко опишите опыт и полученный результат.

    На своих уроках я применяю интерактивную доску, сейчас предлагаю вам ответить на вопросы-1,2,3.

    А теперь решим задачу (1мин), проверим.

ВЫВОД

7. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме. Сейчас мы все вместе составим (сотворим) синквейн.

Слово «синквейн»

    1 строка

    2 строка

    3 строка

    4 строка

    5 строка

Например

Молекула.
Маленькая, подвижная.


Частица.

Физика.
Нужная, интересная.

Физика-наука о природе.
Наука.

Я считаю, что одним ближе физика, дугим ботаника, кому-то нравится математика, а кому-то история. Каждый человек особенный, поэтому и его взгляд на мир неповторим. И если вас увлек волшебный мир физики – смелее идите на встречу этой древней науке, она того стоит.

    Рефлексия

У вас на столах лежат своеобразные «Термометры », предлагаю отметить свое эмоциональное состояние по проведению мастер-класса на шкале термометра.

Вот мы и подошли к логическому завершению. Рамки нашего мастер-класса, к сожалению, небезграничны. Но все мы находимся в постоянном поиске, стремимся познать новое, постичь прекрасное, создать что-то уникальное, дабы оставить след своей неповторимости в этом мире.

Учитель, используя в своей деятельности различные технологии, методы, приёмы учит ребёнка видеть и создавать вокруг себя прекрасное.

Кто сказал, что физик не поэт?

Может он стихи писать, как бог.

Кто сказал, что скучен белый свет?

Он расцвечен спектрами дорог.

Физики счастливей всех людей,

С ними даже Время откровенно.

Им видны и смысл, и красота

В дебрях самых сложных уравнений,

А ещё им снится иногда

Звезд далеких - бурное рождение!

Благодарю за сотрудничество! Желаю творческих побед!

    Применение устного народного творчества

    • загадки, пословицы, поговорки, скороговорки. Например, при прохождении темы «Испарение конденсация» можно применить следующие загадки:

    Вечером на землю слетает, ночью на землю пребывает, утром опять улетает (Роса)

    Подходила – грохотала, стрелы на землю метала (Туча)

    И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет (Иней)

    Над рекой и над долиной висит белая холстина (Туман)

    Не вода, а из чайника горячим идет (Пар)

А вот пословица «Коси коса, пока роса, долой и мы домой».

    Уравнение гармонических колебаний тела x = 0,2·cos(π t) в (СИ). Найдите амплитуду, период, частоту. Определите смещение тела через 2 с.

    Напишите уравнение гармонических колебаний, если за 1 мин совершается 60 колебаний; амплитуда равна 8 см.

    Волна распространяется со скоростью 6 м/с при частоте колебания 5 Гц. Какова длина волны?

    По графику, приведенному на рисунке, найти амплитуду и период колебаний маятника.

Задачи для зайца

    Определите по графику, приведенному на рисунке длину волны.

    Найдите амплитуду, период и напишите уравнение колебаний x(t).

    Напишите уравнение гармонических колебаний, если частота равна 0,5 Гц, амплитуда 80 см.

    Определите длину звуковой волны с частотой колебаний

16 Гц.

    Рыболов заметил, что за 10с поплавок совершил на волнах 20 колебаний, а расстояние между соседними горбами волн равно 1,2 м? Какова скорость распространения волн?

Подведение итогов работы в парах

СИНКВЕЙН

Слово «синквейн» французское, обозначающее «пять строк». При его написании существует определенный строгий алгоритм, где:

    1 строка -тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

    2 строка -два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

    3 строка -образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.

    4 строка -фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

    5 строка -одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Например

Молекула.
Маленькая, подвижная.
Движется, притягивается, отталкивается.
Молекула – это то, из чего состоит вещество.
Частица.


С точки зрения педагогики, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы трёх основных образовательных походов: информационного, деятельностного и личностно-ориентированного.

Как можно использовать этот приём и соответственно как я его использую в своей практике?

Во-первых, можно составлять текст как в школе, на уроке, так и дома, в качестве домашнего задания.

А сейчас немного поработаем (1 ком – прилагательные, 2-глаголы,3-фраза из четырех слов)

Физика.
Нужная, интересная.
Исследует, развивает, помогает думать.
Физика-наука о природе.
Законы.

Конечно же, коллеги, каждый из нас, мастер, творец детских душ, созидатель прекрасного, может быть даже волшебник. А потому давайте вдохнём немного новизны, фантазии в наше творение. Смотрите, получилась замечательная картина. Креативно? Так и учитель, используя в своей деятельности различные технологии, методы, приёмы учит ребёнка видеть и создавать вокруг себя прекрасное. Каждый по-своему, каждый по-разному вдохновляет и окрыляет своих учеников

Рефлексия

Еще использую прием рефлексии «Термометр ». Учащимся предлагаю нарисовать на полях шкалу от –12 до +12 и отметить свое эмоциональное состояние в начале и конце урока.

Вот мы и подошли к логическому завершению. Рамки нашего мастер-класса, к сожалению, небезграничны. Но все мы находимся в постоянном поиске, стремимся познать новое, постичь прекрасное, создать что-то уникальное, дабы оставить след своей красоты и неповторимости в этом мире.

Слайд (картина)

Ничто прекрасное бесследно не теряется. Не надо бояться бросать семена красоты по дорогам. Они останутся там лежать неделями, может быть годами, но они не истлеют, подобно алмазам, и, в конце концов, кто-нибудь заметит их блеск, подберёт их и уйдёт счастливый.

Благодарю за сотрудничество!

Желаю творческих побед!

Методы интерактивного обучения

    Групповые дискуссии (мозговой штурм, круглый стол, дебаты)

    Упражнения - энергизаторы

    Работа в группах, парах

    Кооперативное обучение

    Ролевая (деловая) игра

    Аквариум

    Карусель

    Дерево решений

    Броуновское движение

    Синквейн

Науки делятся на две группы - на физику и собирание марок.

Эрнест Резерфорд

О себе

В 1995 г. окончил Томский государственный педагогический институт по специальности "физика" с дополнительной специальностью "математика", квалификация "учитель средней школы". Стаж педагогической деятельности 20 лет.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Книги Майкла Крайтона, А́ллена Карра.

Мой взгляд на мир

Жить нужно легче, жить нужно проще,

Все принимая, что есть на свете...

С. Есенин

Мои достижения

Финалист конкурса учителей физики и математики «Лучший по профессии» с международным участием в номинации «Лучший учитель физики» 2012г.

Лауреат I степени Конкурса учителей физики и математики "Лучший по профессии 2015" в номинации " Лучший учитель физики".

Моё портфолио

Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь.

Конфуций

Современная физика оказала влияние почти на все стороны нашей жизни. Физика вносит существенный вклад в развитие духовного облика человека, формирует его мировоззрение, учит его ориентироваться в шкале культурных ценностей. Естествознание открыло ряд важных истин, которые стали общечеловеческим достоянием. Физикой была выявлена особая роль законов сохранения. Закон сохранения энергии – основа функционирования всего мира. Но человек сегодня очень грубо нарушает эти законы. Физика обращает нас к глобальным экологическим проблемам, указывая на то, где человек делает ошибку. Как бы пафосно это ни звучало, именно эти истины я хочу донести до детей.

На мой взгляд, углубляться в сложные математические вычисления или сложные эксперименты не главное в обучении физике. Я стараюсь максимально упростить понимание того или иного закона, понятия, а главное – поставить вопрос «Почему…?». К сожалению, ответ на этот вопрос далеко не всегда можно найти в учебнике, и это большой минус. Я учу ребят видеть смысл в каждом понятии, букве, цифре. По-другому просто нельзя, но дается это очень непросто. И пусть ученик, уходя с занятия, не запомнил формулировку закона, главное то, что он понял его смысл и практическую значимость. Например, закон Ньютона: силы, с которыми тела действуют друг на друга, равны по модулям и направлены по одной прямой в противоположные стороны. Звучит пугающе, но, если представить смысл этого закона через пословицу, то звучит она очень просто: «как аукнется, так и откликнется». Или рассмотрим понятие «инертность». Инертность в физике – способность тела сохранять свое состояние движения (покоя). Чем больше инертность тела, тем меньшее ускорение оно приобретет при взаимодействии. Это понятие интересно для нас тем, что в физике, как и в жизни, обозначает сходное явление, только в повседневности мы чаще называем инертность обычной ленью. Или практическая значимость давления в жидкости p=ρgh (правая часть формулы читается как «ро же аш»), которая изучается в 7 классе. Ученики основательно усвоили смысл этой формулы: если ныряешь глубоко, то «рожа аж» красная. И таких примеров множество.

Передо мной как учителем, стоит очень важная проблема: за счет повышения интереса к урокам физики повысить качество знаний у учащихся. Отсюда вытекают перспективные задачи: 1.Заинтересовать детей физикой при помощи демонстрации виртуальных физических экспериментов (с использованием ИКТ). 2.Развивать творческие способности учащихся. 3.Совершенствовать умения и навыки детей. 4.Научить быть более самостоятельными при изучении нового материала, использовании его в процессе закрепления и применения на практике и подготовке к ЕГЭ.

Для повышения своего профессионального мастерства я использую постоянно обновляющиеся интернет-ресурсы, продолжаю работать над темой самообразования «Применение ИКТ на уроках физики». Современный ученик должен иметь достаточно широкий кругозор, соответствующий уровню знаний современного общества, поэтому информационно-коммуникативные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса. Я провожу уроки и внеурочные мероприятия с использованием компьютерных технологий, которые отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока. Особенно продуктивным считаю демонстрацию на уроке интерактивных опытов и мультимедийных фрагментов. Удивительно, но ученики лучше всего запоминают материал из программы «Галилео», в которой ведущий в увлекательной форме показывает физические эксперименты.

Использование ИКТ на уроках физики позволяет рационально распределить время, создать деловую рабочую атмосферу, активизировать деятельность школьников, эффективно организовать работу по закреплению навыков самопроверки и взаимоконтроля учащихся. Я выступаю в роли организатора и координатора действий учащихся, а процесс обучения перерастает в процесс самообучения, самопознания и самоуправления, становится более интересным, качественным и эффективным.

На уроках я применяю различные формы контроля: вводный, поэтапный, итоговый. Профессионально владею нормами оценки умений и знаний учащихся. Для проверки знаний использую различные методы, начиная с фронтальной беседы, индивидуального опроса и заканчивая тестовой проверкой. При фронтальном опросе создаю нестандартные ситуации, привлекаю всех учащихся к активному участию в поиске более точных ответов на поставленные вопросы. Также владею современными образовательными технологиями и методиками (личностно-ориентированными, информационно-коммуникативными, здоровьесберегающими) и систематически использую их в практической профессиональной деятельности.

В работе я опираюсь на педагогику сотрудничества, предполагающую перераспределение функций между учителем и учащимися, сочетание групповой и коллективной деятельности учеников. Считаю, что возникающий в такой учебной деятельности мотив социального сотрудничества является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности. Стремлюсь всячески пропагандировать и настойчиво внедрять инновационные технологии, способствующие более эффективному усвоению каждым учащимся знаний в области физики. Это приводит к овладению умениями и навыками на более высоком уровне, дает возможность учащимся выбрать уровень, в наибольшей степени соответствующий их природным задаткам и способностям. В частности, это учтено в «домашних контрольных» – тестовых работах, которые я задаю на дом перед классными контрольными. Ученики сами выбирают уровень задач, а также по таблице баллов могут просчитать свою оценку.

Принцип индивидуализации обучения считаю важнейшим в своей работе. Знаю и учитываю различия в уровне развития способностей и возможностей детей, их познавательных интересов. Моя задача – обеспечить развитие каждого ребенка, предоставив ему право выбора своего образовательного уровня, способа деятельности, объема заданий (не ниже обязательного минимума содержания образования). С учащимися, имеющими повышенный интерес к предмету, организую индивидуальные консультации, помогаю организовать самостоятельную образовательную деятельность в форме индивидуальных заданий и вопросов для самоподготовки, знакомлю их с возможностями компьютерных технологий для подготовки к ЕГЭ, олимпиадам.

В коллективе учеников всегда стараюсь создать благоприятный морально-психологический климат, поэтому строю уроки на взаимном доверии, уважении, открытости. И в результате: полная успеваемость обучающихся, желание изучать физику и углублять знания по предмету, успешное продолжение физического образования выпускников в вузах.

Стремясь развить познавательный интерес учеников, привлекаю их к участию в предметных олимпиадах. Мои ученики являются победителями и призерами различных школьных, районных, региональных олимпиад и конкурсов. Самой значимой для меня победой является первое место в областном командном соревновании школьников на лучшее решение физических задач, которое заняли ученики десятого и одиннадцатого классов нашей школы. Это произошло впервые в истории Молчановского района, конкурс проходил весной этого года в городе Томске.

За многие годы педагогического труда в ставшей родной школе с детьми сложились отношения, основанные на принципах взаимоуважения, доверия и ответственности за свои действия. Целью своей профессиональной деятельности считаю создание оптимальных условий для самореализации и самосовершенствования обучающихся через личностно-ориентированный подход к обучению, повышение мотивации к предмету, сохранение и укрепление здоровья детей. Также считаю своим долгом не только дать детям определенный объем знаний, но и сформировать потребности и умения организовывать свою деятельность по описанию окружающего мира языком физики. Цель полностью согласуется с деятельностью школы, которая стремится развить у обучающихся интерес к учебе, воспитывая всесторонне развитую творческую личность. В своей профессиональной деятельности руководствуюсь следующими постулатами: уважай в ученике Личность; относись к другим так, как ты хотел, чтобы относились к тебе; постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования; передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем дальнейшем образовании.

Каждый учитель хочет заинтересовать учащихся своим предметом. Моё кредо учителя физики – сделать изучение предмета интересным, эффективным и нешаблонным. Кредо педагога – вырастить ученика нового поколения: творческую, критически мыслящую личность, способную найти своё место в жизни, адаптироваться в современном обществе. Это станет возможным лишь тогда, когда каждый учитель будет помнить о том, что ребенок – уникальная личность, когда педагог проникнется чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком, будет восхищаться его инициативой и самостоятельностью, проявлять внимание и деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении детей, будет учитывать точку зрения самого ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции. Как учитель физики я обязан передавать детям предметные знания, учить их грамотно мыслить, обобщать, сопоставлять, анализировать. Но я также вижу свою задачу в том, чтобы помогать человеку учиться быть Человеком. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Мои ученики не боятся высказать собственное мнение, даже если оно окажется ошибочным, ведь ошибка – путь к творчеству. Я стараюсь создавать на уроках спокойную, доброжелательную атмосферу: каждый имеет право на ошибку, но никто не имеет права за нее наказать. Каждый мой ученик знает, что, если он сегодня ошибся, это никак не повлияет на мое отношение к нему как к человеку. Его оценка сегодня – это показатель того, насколько он продвинулся в познании мира, развитии самого себя. Оценка же всегда может быть исправлена – таков мой принцип. Не стыдно не знать, стыдно – не учиться.

Физика никогда не была б интересной
Не будь рядом с нами такого, как Вы.
Вы чуткий и смелый, надежный, умелый.
Не педагог, а Учитель Мечты!

Спасибо за Ваше терпенье, и ловкость,
За классные опыты, с вами легко,
Желаем всего только самого доброго
И огромной любви учеников!

Физики законы
Мы с вами постигаем
И вас с Днем учителя
Сегодня поздравляем.

Желаем воспитать вам
Будущих Ньютонов,
Чтоб смогли мы новые
Открывать законы.

Желаем, чтобы физику
Все на «отлично» знали,
Уроки ваши в жизни,
Чтоб не забывали.

Учитель физики, в Ваш праздник поздравляю!
Побольше б в школе нам таких учителей.
Как человека очень мудрого, Вас знаю,
Да и к тому же, нет внимательней, добрей.

Желаю счастья Вам, пусть будет его много,
Желаю радости, чтоб украшала жизнь.
Преподаете Вы и мудро, и не строго,
В Вас все достоинства поистине слились.

Для жизни физика важна,
И каждый это знает,
Учитель физики нам все
Понятно объясняет,
И с днем учителя сейчас
Его мы поздравляем,
Не будет в жизни грусти пусть,
Успехов лишь желаем!

Инерция, сила, динамика, мощность,
Про это каждому нужно все знать,
Чтоб подключить к питанию технику,
Коэффициенты нужно нам рассчитать.

В этом нам Физика точно поможет,
Столько нового можно узнать и понять,
С Днем учителя Вас мы поздравляем,
Долголетия, счастья, хотим пожелать.

На уроках физики
Места нет для скуки,
По Ньютону падает
Яблоко нам в руки.

Живет с нами физика
Неразрывно рядом,
И теперь законы
Выучить нам надо.

С днем учителя мы вас
Дружно поздравляем,
Все законы на «отлично»
Знать, мы обещаем.

Прекрасного учителя Физики поздравляю с Днём учителя и пожелать хочу силы притяжения к счастью и добру, потенциальной энергии успеха и удачи, высокого сопротивления всем невзгодам, положительного заряда эмоций, прочного здоровья и хорошего достатка.

Вы отличный педагог
Умный, чуткий, добрый
И всегда на ваш урок
Мы спешим с охотой.

Вы же с физикой на ты,
Как в воде рыбешка,
Гор желаю золотых
И добра лукошко!

Вы учитель физики
Просто первоклассный,
С вами каждый нам процесс
И простой, и ясный.

В день учителя желаем
Счастья, радости, добра,
Интересных лишь уроков
И сердечного тепла.

С учителем по физике
Грызем гранит науки,
На уроках ваших
Мы не знаем скуки.

Хотим вам в День учителя
Удачи пожелать,
Чтобы успехи наши
Могли вас поражать.

Механика и оптика,
Чтоб нам легко давались,
В голове амперы
И вольты не мешались.

Знания отличные
Пусть вам подарком будут,
Пусть физику, как вы,
Ученики полюбят.

Педагог — это человек осуществляющий просветительную, гуманитарную, воспитательную функцию как в процессе своей работы и общения с молодежью, так и в рамках преподавания своего предмета.

Просветительная, гуманитарная составляющая физики состоит в том, чтобы донести и убедить учащихся в универсальности законов природы, воспитать в них убеждения и научное понимание этих законов, а значит, стремление стойко противостоять невежеству. Можно рассматривать проблемы жизни общества с точки зрения физики. Педагог — это и наставник в том числе, воспитатель нравственных качеств. Стимулируя изучение учениками в своей проектной деятельности , неизбежно формирую у них такие качества личности как целеустремленность, упорство, патриотизм.

Педагог чаще всего решает воспитательные задачи. Предмет физики позволяет воспитывать убеждения, умение анализировать ошибки и не отчаиваться в случае неудачи. Отрицательный результат — это тоже результат, не тупик, а возможно и начало нового пути. Как педагог никогда не упускаю возможности акцентировать внимание аудитории на тех допущениях, которые возникали в науке. Например, известный опыт Майкельсона-Морли с отрицательным результатом: независимость скорости света от направления его распространения относительно Земли — вдоль направления движения Земли или перпендикулярно этому направлению, привел к новому пониманию, а именно «Теории относительности».

Любое открытие в науке — это опора на предшественников, гениальные догадки и коллективное творчество. Если обучение происходит интересно, в коллективе царит творческая атмосфера, то ученики также откликаются интересом к предмету, и как следствие этого интереса — хорошие результаты обучения, а также выбор дальнейшего пути в обучении и в профессии.

Физика — главная интеллектообразующая наука, она формирует мировоззрение, расширяет кругозор, развивает определенный склад мышления.

Когда меня спрашивают: «Что я преподаю?» и слышат в ответ, что я учитель физики, постоянно уважительное восклицание: «О-о-о!!». Это говорит о том, что учить физику было трудно, хотя и интересно, однако невольно у человека представление о природе сформировано физикой и именно физика приобщила молодого человека к миру научного знания и к ценностям культуры.

Как педагог постоянно стремлюсь создать на своих уроках среду, насыщенную информацией, в которой происходит концентрация основных идей изучаемой темы. Методика современного обучения способствует достижению развития ума собственными усилиями, настойчивой работой мысли и преодоления лености ума.

Образование сегодня определяется . Учитель, если он еще и педагог, стремится не сообщать готовые знания, а стимулировать ученика к узнаванию нового, учитель на уроке должен быть координатором деятельности. Физика — наука экспериментальная, а значит опыты, демонстрации, приборы, лабораторные занятия являются главными компонентами в преподавании. Стремлюсь к тому, чтобы ученик получил удовольствие от проведения опыта и главного в его исследовании — вывода.

Личностные убеждения складываются после больших душевных усилий. Часто в этом помогает сама наука, обсуждение разных точек зрения на один и тот же объект. Дискуссия по поводу: «Что же все-таки такое свет?». Поток частиц или волна? Анализ этого объекта — света, закономерностей его проявления дает толчок к пониманию возможностей разностороннего толкования и критическому осмыслению разных точек зрения.

Учитель успешно справляется с решением этих задач только тогда, когда ученику на уроке не скучно, а для этого использую все средства, привлекающие внимание. Их много и все большую значимость в современной системе образования приобретают . Это метод и способ донесения информации до ученика, и способ взаимодействия с учеником.

Современные дети — это дети, черпающие информацию чаще из интернета, чем из учебников, это дети много времени проводящие у экранов телевизоров и за компьютером. Поэтому школа, педагог должны быть на уровне современных требований и использовать возможности ИКТ.

За время работы с использованием ИКТ поняла, что ученики сами могут, конечно, под моим руководством, сделать , презентацию по итогам экскурсии или к докладу, к внеклассному мероприятию, снять видео опыта, сделать грамотно презентацию своего проекта.

В моем портфолио накоплено большое число таких работ, практически к каждому уроку, и интерес учеников к ним не ослабевает. Настойчиво предлагают свои услуги по созданию новых презентаций. Конечно, главная роль в этом — это роль учителя, так как именно учитель разрабатывает слайды, дает рекомендации, что поместить на слайд. Часто совместно с учеником, сидя за компьютером, решаем, как лучше расположить материал, что добавить, как привлечь внимание (выделить анимацией, шрифтом, подчеркнуть ).

Подобные уроки, то есть уроки, где используются видео, неизменно вызывают интерес, запоминаются лучше. И, как следствие, вызывают интерес к науке. к моим урокам физики с видеофрагментами опытов, которые не всегда есть возможность показать в школе, систематически применяю в преподавании. Одно дело продиктовать правило, другое — увидеть текст на экране, тут же его отработать, стимулируя понимание и запоминание. В компьютерные презентации тем по физике включаю вопросы, контролирующие понимание, тренирующие память, развивающие мышление. Все это направлено к одной цели — учить интересно!

Убеждена, что наглядный опыт лучше компьютерного изображения, так как процесс происходит здесь и сейчас. Виртуальное пространство — одно, а реальная жизнь — другое, навык наблюдения и анализа при демонстрации эксперимента для ученика дело сложное, а значит кабинет, приборы, условия для работы должны способствовать восприятию предмета. Кабинет физики уже сам по себе своей насыщенностью приборами, оформлением создает мотивацию для возникновения интереса к науке, и я как педагог всегда создавала достаточную материальную базу кабинета физики, что, безусловно, стимулирует интерес к урокам.

Главные мысли:

а) Учитель должен быть в курсе современных тенденций в образовании и преподавании предмета. Конкретно: если общество меняется, то меняется и технология работы, например — всепроникающая компьютеризация школьного преподавания. Учитель не должен отставать от новых идей, тем более что ученики владеют компьютером и когда они видят, что и учитель использует компьютер в своей работе, а также имеют возможность применить свои умения пользователя компьютера, то это .

б) Выпускники не раз говорили, что физика расширила их кругозор. И это еще один аргумент в пользу того, что учить надо интересно, несмотря на резкое сокращение времени на предмет физики. Мировоззрение надо формировать, подчеркивать значимость науки, а это и влечет за собой уплотнение способов подачи информации и методов закрепления материала.

в) Специфика предмета — практическое применение знаний. Физика — основа научно-технического прогресса, фундамент всех наук о природе. Методы работы, материал для урока отбираю так, чтобы доступно убедить учащихся в том, что без физики нет и прогресса в развитии.

  • Задачи с техническим содержанием. Задача по физике трудна тем, что требует перебора подходов, вариантов решения, не давая никаких гарантий правильности выбранного пути. Такое размышление, движение на ощупь для многих учащихся — не самый привычный путь, им хочется уверенности в правильности своего решения. Навык осмысленного, подготовленного риска — вот что дает решение задач по физике душам учеников.
  • Как педагогу мне непрерывно приходится совершенствовать свое преподавательское мастерство, создавая ситуацию успеха у учащихся, а значит, и влияя на их души и развивая общечеловеческие черты личности, например, не быть равнодушными к , что, безусловно, важно для всего общества. Знания по моему предмету в плане экологических проблем помогают сформировать не только понимание этих вопросов, но и привычки цивилизованного человека. Для воспитания молодого поколения в этом плане использую внеклассные мероприятия. Физические вечера, игры, конкурсы, на которых ученик может показать свое умение по физике в конкретной теме, убедиться в своей эрудиции по этой теме и почувствовать уверенность в себе.
  • Современные идеи. Нано-технологии. (Что это? Где это можно использовать?).
  • Мобильные телефоны (Как это согласуется с темой электромагнитны еволны?) Педагог, должен быть в курсе современных достижений науки.

г) Воспитание ученика. Не только образование, но и личность! Какие же качества личности формируются на уроках физики?

Уроки строю так, чтобы было любопытство . Надо не погасить искру интереса у младших школьников. Воображение (А что, если исчезнет, то или иное явление природы? Например 3 «Нет электроэнергии. К чему это приведет?» или: «Исчезла инерция! Как это изменит природу?») Математический склад ума . Постоянно подчеркиваю роль математики в преподавании предмета. Для физико-математического вечера был осуществлен проект в виде компьютерной презентации о связи математики и физики.

Настойчивость . Ставлю ученика в ситуацию, когда он добивается результата.

Решил задачу, вывел формулу, правильно объяснил явление. Работая над методической темой «Роль алгоритма в решении задач по физике», составила обобщающую таблицу для разных типов задач. По этой таблице можно проследить путь к решению, а это достижение успеха и вызывает чувство удовлетворения, то есть воспитывает упорство.

Завершая все эти свои мысли, хочу сказать, что на всю жизнь мы запоминаем своего учителя. Это тот человек, который всегда перед глазами. Его стиль, его одежда, его юмор, его высказывания под пристальным вниманием учеников и, в конце концов, именно этот человек является для них примером, то есть в основном смысле педагогом. Часто они стремятся ему подражать. Если я помню до сих пор своих учителей математики и физики, то это и значит, что это были личности. Это те люди, которые и явились стимулом в выборе профессии. Как интересно было на уроках физики, как интенсивно работала мысль на уроках математики, а результат выбор профессии. Миссия педагога заключается еще и в том, чтобы дети видели в тебе личность. Личность, достойную подражания, — как работает, как говорит и сколько знает! Когда дети говорят мне, что вы и так все знаете, то это комплимент, но эти слова и обязывают быть всегда на таком уровне.

Объясняя на уроке физики современную картину мира, невозможно не высказать свое отношение к глобальным вызовам современности. Недостаток углеводородного сырья, а в связи с этим и конфликты между странами и экономиками. Достижения в создании новых видов оружия, в частности успехи нашей страны и ученых в освоении атомного оружия, ракетной техники и как следствие финал Второй мировой войны. Успехи нашей родины в всегда подчеркиваю, это и естественно связь с физикой. Считаю: все эти моменты в моей работе позволяют мне думать, что я не только учитель физики, но и педагог.

Педагог учит самостоятельно добывать знания, использовать их в теории, на практике. Для этого использую проектную деятельность учеников и неуклонно разрабатываю вмести с ними проекты по своему предмету. Эти разработки систематически обсуждаются на внеклассных занятиях по физике и школьных конференциях. Темы выбирают ученики, разрабатывают свой проект под моим руководством (выбор литературы, источников информации, исследования в рамках проекта, анализ результатов). Вот некоторые примеры тем тем проектов по физике:

  • Физика и оружие Победы.
  • Автомобиль и экология среды.
  • Российские электротехники.

Педагог в современном понимании и проявляет свою эрудицию в проектной деятельности. Все это активизирует ученика, а значит, не только развивает его, но и воспитывает.