География современного арабского Арабская средневековая культура сложилась и в тех странах, которые подверглись араби-зации (восприняли ислам), где классический арабский язык господствовал долгое время как государственный язык.


Наибольший расцвет арабской культуры пришелся


на VIII–XI вв.:


1) успешно развивалась поэзия;


2) были составлены знаменитые сказки «Тысяча и одна ночь»;


3) переводилось множество произведений античных авторов.


Основой религиозной жизни жителей Востока был ислам. Ислам (араб. «покорность») – самая молодая из трех мировых религий. В современном мире ислам – вторая по числу последователей мировая религия. Это – монотеистическая религия, и почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией. Ислам возник в Аравии в VII в., его основателем стал Мухаммед. Эта религия складывалась под влиянием христианства и иудаизма. Идеальная форма исламской государственности – эгалитарная светская теократия. Все верующие, независимо от своего социального статуса, были равны перед божественным законом; имам или мулла – главный на общей молитве, которую может возглавить любой знающий Коран мусульманин. Законодательной властью обладает только Коран, а исполнительная власть – религиозная и светская – принадлежит Богу и осуществляется через халифа. Основные направления ислама:


1) суннизм;



3) ваххабизм.


Основной источник мусульманского вероучения – Коран (араб. «чтение вслух»). Второй источник мусульманского вероучения – Сунна – примеры из жизни Мухаммеда как образец решения религиозных социально-политических проблем.


В Коране, помимо проповедей, молитв, заклинаний, назидательных рассказов и притчей, содержатся обрядовые и юридические установления, регулирующие различные стороны жизни мусульманского общества. В соответствии с этими предписаниями и строятся семейные, правовые, имущественные отношения мусульман. Важнейшей частью ислама является шариат – свод норм морали, права, культурных и прочих установок, регламентирующих всю общественную и личную жизнь мусульманина.


Традиционные нормы поведения восточного общества сочетались с традиционным мышлением и мифологией, важную часть которых представляли ангелы и демоны, или джинны. Мусульмане очень боялись сглаза, верили в бессмертие души и загробную жизнь. Большое значение на Арабском Востоке придавалось снам. Широко распространены были и различные гадания.



  • Особенности культуры арабских стран . Религия . Ислам . Быт и нравы мусульман . Шариат . География современного арабского мира удивительно разнообразна. Арабская средневековая культура сложилась и в тех странах , которые подверглись араби-зации...


  • Особенности культуры арабских стран . Религия . Ислам . Быт и нравы мусульман . Шариат .
    Наука, литература, изобразительное искусство, каллиграфия и архитектура арабских стран . Еще с VII в. как прикладные науки к религиозным дисциплинам развиваются


  • Особенности культуры арабских стран . Религия . Ислам . Быт и нравы мусульман . Шариат . География современного арабского мира удивительно разнообразна. Арабская средневековая культура слож... подробнее ».


  • Особенности культуры арабских стран . Религия . Ислам . Быт и нравы мусульман . Шариат . География современного арабского мира удивительно разнообразна. Арабская средневековая культура слож... подробнее ».


  • Особенности культуры арабских стран . Религия . Ислам . Быт и нравы мусульман . Шариат .
    Арабская средневековая культур . Театр, живопись, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство японской культуры .


  • Ислам – это не только вера и религия . Ислам – это образ жизни, Коран – это «арабский судебник».
    Шариат (от арабск. шариа – правильный путь, дорога, – комплекс юридических норм, принципов и правил поведения, религиозной жизни и поступков мусульманина .


  • Каждый мусульманин знает арабское звучание и смысл Символа религии ислама : «Ла илаха иллаллах.
    Основной задачей шариата была оценка различных обстоятельств жизни с точки зрения религии .


  • Основные религии , распространенные в стране .
    Их культура и быт свидетельствуют о том, что эти народы хорошо приспособились к жизни в сложных природных условиях Севера.
    Татары, башкиры, многие народы Ceверного Кавказа исповедуют ислам .


  • Ислам . Возник в Аравии в VII в., поэтому является самой молодой мировой религией .
    Основные принципы ислама изложены в Коране – священной книге мусульман (VII–VIII вв.).
    В основном ислам охватывает страны Востока.


  • Достаточно скачать шпаргалки по истории культуры - и никакой экзамен вам не страшен!
    Под Древним Римом подразумевается не только город Рим, но и все завоеванные им страны и
    Первое произведение создателя «новой комедии» – комедии нравов – Менандра (342–291 гг...

Найдено похожих страниц:10


Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Реферат по дисциплине «Культурология»

Тема: «Культура Арабского Востока. Специфика мусульманской культуры»

Студентка 1 курса заочного отделения

специальности 080109 С

Рубан Ирина Валерьевна

Великие Луки

Введение…………………………………………………………………………..3

Основная часть:

1. Арабский Восток - родина ислама ………………………………………….4

2. Пророк Мухаммед…………………………………………………………....4-5

3. Специфика исламской культуры……………………………………………5-8

4. Культура арабского востока и ее влияние на мировую культуру…………..9

4.1. Литература…………………………………………………………………..10

4.2. Наука……………………………………………………………………..10-12

4.3. Архитектура. Искусство………………………………………………...12-13

4.4. Быт и нравы арабов……………………………………………………...13-14

4.5. Положение мужчины и женщины………………………………………….14

4.6. Мифология Арабского Востока………………………………………...14-15

Заключение……………………………………………………………………...17

Введение

В истории великих культур классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. В свое время эта высокоразвитая, самобытная культура процветала на бескрайних просторах от Индии до Испании, включающих Ближний и Средний Восток и Северную Африку. Ее влияние ощущалось и ощущается сейчас во многих частях света; она явилась важным связующим звеном между культурами античности и средневекового Запада. Уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама, который представляет собой не просто мировую религию, а целостную культуру – право и государство, философию и искусство, религию и науку, обладающую своей неповторимостью.

Ислам сыграл огромную роль в истории и культуре не только арабов, но и всех народов ближневосточного региона, а также иранцев, тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народов средней Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, значительной части населения Африки. В результате арабского завоевания и под прямым воздействием ислама складывались не только судьбы народов «исламского мира», но и их культурные традиции, идейный багаж, нормы быта морали, мифопоэтические и эпические образы и предания, которые и сегодня во многом определяют их жизнь.

Основная часть

1. Арабский Восток – родина ислама

Основная часть территории Аравии – степи, пустыни и полупустыни; лишь незначительная часть земель была пригодна для занятия земледелием. Большинство населения полуострова составляли кочевники-бедуины, которые называли себя арабами – слово «араб» означало «лихой наездник». Уже в первые века нашей эры летучие бедуинские отряды, верблюжьи и конные, превратились в грозную силу, с которой вынуждено было считаться оседлое городское население. Кочевники грабили караваны горожан – они считали их имущество своей законной добычей, нападали на деревни, травили посевы. Горожане сопротивлялись и зло высмеивали «верблюжатников». Однако и тем, и другим было трудно в непростых природных условиях, требовавших максимального напряжения сил, для того чтобы выжить. В их отношении к миру было больше сходства, чем различий, и жизненными ценностями как оседлых, так и бедуинов были активность, предприимчивость и умение отказывать себе во всем. В среде кочевых племен и зародился ислам– будущая мировая религия, оказавши исключительно сильное влияние на страны Востока и быстро распространившаяся и принятая всеми жителями Аравийского полуострова.

2. Пророк Мухаммед

Ислам возник в начале VII в. н. э. Основателем ислама был реальный человек – пророк Мухаммед.

Мухаммед родился в 570 году н.э. Мухаммед рано осиротел, и его воспитывали дедушка, а затем дядя, богатый торговец. В молодости Мухаммед был пастухом, а в 25 лет стал работать у 40-летней вдовы, матери нескольких детей. Она организовывала караваны, которые отправлялись за товарами в другие земли. Они поженились – это был брак по любви, и у них родилось четверо дочерей. Всего же у пророка было девять жен.

Со временем Мухаммед все меньше интересовался торговлей и все больше – вопросами веры. Свои первые откровения он получил во сне – ему явился ангел Джабраил, посланник Аллаха, и объявил его волю: Мухаммед должен проповедовать во имя его, господа. Откровения становились все чаще, и в 610 г. пророк впервые выступил с проповедью в Мекке. Несмотря на страстность Мухаммеда, число его сторонников росло медленно. В 622 г. Мухаммед покинул Мекку и переселился в другой город – чуть позже его назовут Мединой – городом пророка. Вместе с ним в Медину перебрались и его единомышленники. С этого года бегства в Медину и начинается мусульманское летоисчисление.

Жители Медины признали Мухаммеда своим пророком, религиозным и политическим вождем и поддерживали его в стремлении победить Мекку. Ожесточенная война между этими городами закончилась полной победой Медины. В 630 г. Мухаммед торжественно вернулся в Мекку, которая стала центром ислама.

Тогда же формируется мусульманское теократическое государство – Арабский халифат, первым руководителем которого был сам Мухаммед. Его сподвижники и преемники на посту главы халифата провели целый ряд удачных завоевательных походов, которые привели к значительному расширению территории халифата и способствовали быстрому распространению там ислама. Ислам (или мусульманство) становится государственной религией Арабского Востока. Мухаммед умер в 632 г. и был похоронен в Медине. Его могила – важнейшая святыня ислама.

3. Специфика исламской культуры

Характерной чертой исламской культуры является нерасчлененность ее на светскую и религиозную. Это происходит из-за специфического понимания характера связи человека с Богом: исходный принцип Ислама – внеисторическая встреча человека с Богом и вручение ему своей судьбы. В Коране нет описания исторических событий, нет хронологии, он алогичен, поэтому важно не понимание, а толкование «слова» Корана. В отличие от иудейских храмов, обращенных к прошлому, и христианских, обращенных к будущему, мечеть олицетворяет вход в мир Вечного Завета, где слиты прошлое, настоящее и будущее.

Основным кредо ислама является широко известная и часто употребляемая фраза: «Нет бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его». В этом изречении четко и определенно выражена идея монотеизма, доведенная до своего наиболее последовательного завершения именно в исламе. Только один Аллах – бог единственный и безликий, высший и всемогущий, мудрый и всемилостивейший, творец всего сущего и его верховный судья.

Основные идеи и принципы Мухаммеда зафиксированы в Коране, основном источнике мусульманского вероучения.

Особенностями данной религии являются фатализм, покорность (прежде всего в почитании Аллаха и его пророка Мухаммеда), а также соблюдение основных обязанностей мусульманина: исповедание, молитва (намаз), пост, милостыня (закят) и хадж.

Принцип исповедания – центральный в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно соблюсти именно его, то есть торжественно произнести фразу о том, что нет бога кроме Аллаха и Мухаммед его пророк. Тем самым человек становится покорным Аллаху, мусульманином. Но, став им, он должен соблюдать обязанности правоверного.

Молитва (намаз) обязательный каждодневный пятикратный ритуал, от которого могут быть освобождены лишь больные, немощные и малые дети. Те, кто не молится пять раз в день – не верные. Молитву полагается совершать на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном. Чаще всего ее совершают индивидуально, реже – группами, обычно в мечетях (не менее 40 мужчин, женщины в мечетях не молятся). Там же по пятницам и в дни праздников – торжественные богослужения, которыми руководят уважаемые в исламской общине руководители – имамы. Перед молитвой правоверный обязан провести обряд очищения. Если нет воды, например в пустыне, можно очиститься песком. Молитву совершают в одежде, в чистом месте на специальном коврике и обратившись в сторону Мекки. Чтобы правоверные за своими текущими делами не забывали о времени молитвы, в городах и селах воздвигаются высокие минареты при мечетях, а служители муэдзины громкими голосами возвещают о том, что время молитвы наступило.

Пост. У мусульман лишь один главный и обязательный пост, но зато он длится целый месяц. В арабских странах этот месяц называется рамадан, а в Турции, Иране, Афганистане несколько иначе – рамазан.

Мусульманский пост своеобразен: целый день нельзя ни есть, ни пить, ни тем более развлекаться, курить и т.п. Единственное, что разрешено глотать собственную слюну. Однако все перечисленные требования должны выполняться лишь днем. В темное время суток, с вечера до утра, пост прерывается.

Милостыня (или закят). Каждый имущий обязан раз в году делиться своими доходами, выделяя часть их в качестве милостыни в пользу бедных. Кроме обязательной милостыни, воспринимавшейся в качестве очистительного ритуала имущих и исчислявшейся обычно в несколько процентов их годового дохода, существует и дополнительная милостыня, выражавшаяся в виде воздаяния отдельным лицам, подаяния нищим, дарения на благоустроенные нужды – строительство мечетей, школ, больниц.

Хадж – пятый и последний из обязательных столпов веры, причем наименее обязательный из всех. Считается, что каждый здоровый мусульманин раз в жизни может посетить святые места в Мекке и поклониться Каабе.

Некоторые мусульманские богословы рассматривают в качестве еще одного – шестого столпа религии войну против «неверных» – джихад, которая была одной из главных обязанностей мусульманина, всей мусульманской общины на первом этапе истории ислама. Однако, начиная с IX-X веков понятие «джихад» (первоначальное значение – «старание», «усердие») наполнилось новым содержанием. Появилось представление о высшей форме джихада как внутреннем, духовном самоусовершенствовании на пути познания Аллаха.

Таким образом, благочестивый мусульманин должен хорошо знать весь Коран, так как вся его общественная и частная жизнь должна соотноситься с ним. Коран рекомендует верующим рассказывать его всякий раз, когда это возможно. Тысяча верующих знают его наизусть от корки до корки.

Мораль арабо-мусульманской культуры своеобразна: она элементарна и доступна для верующих. В ней нет абстрактных, невыполнимых указаний, как в других этических системах. Основные ее принципы – это:

1. воинская доблесть в борьбе за торжество веры в войнах с неверными;

2. узаконивание кровной мести;

3. восприятие женщины как низшего существа, созданного Аллахом

для услаждения мужчины;

4. построение государственного строя на основе смирения и послушания (рабы должны повиноваться своим господам, господа же, в свою очередь, должны по-отечески относиться к своим рабам);

5. труд понимается как основа обеспечения царства небесного, к земному же счастью стремиться не стоит, так как жизнь – лишь прах, суета.

Кроме Корана, важными источниками знаний, норм – самых разнообразных, в арабской культуре считаются Сунна и Шариат. Сунна (образ жизни, поведения) – это сборник легенд и религиозных преданий о пророке Мухаммеде. Это источник, поясняющий и дополняющий Коран, служащий основой мусульманского вероучения, обрядов. Шариат – свод законов, включающий широкий круг правовых норм, хотя в данной культуре политическая и религиозная сферы разделены достаточно условно. Вместе Коран, Сунны и Шариат образуют довольно четкую систему религиозных, нравственных, правовых норм и требований, регулирующих и в какой-то степени определяющих сознание, быт и жизнь мусульманина от рождения до смерти.

4. Культура арабского востока и ее влияние на мировую культуру

Арабо-мусульманская культура складывается в VII-X вв. Ее формирование связано с процессом взаимодействия культур арабов и завоеванных ими народов Ближнего и Среднего Востока, Юго-Западной Европы и Северной Африки.

Следует отметить, что ислам существенно способствовал развитию философии, искусства, гуманитарных и естественных наук, а также созданию утонченной культуры (не случайно VII-VIII вв. называют эпохой классицизма). Халифы, эмиры и губернаторы различных провинций колоссальной мусульманской империи были завзятыми опекунами науки и философии, меценатами искусства и изящной литературы, особенно поэзии. Они были инициаторами и покровителями известных научных институтов – тогдашних университетов и академий наук, с которыми были связаны огромные по тем временам библиотеки, насчитывавшие многие сотни тысяч томов религиозных и светских произведений. Главные центры средневековой культуры и науки находились в Багдаде, Каире, Кордове и других городах арабо-мусульманского халифата. Можно сказать, что арабо-мусульманская культура, как следует из самого словосочетания, несет на себе печать ислама и арабизма с его духом свободы и терпимости, который сохранялся в эпоху арабской гегемонии в арабо-мусульманском обществе и его государстве – халифате.

Первыми центрами науки в мусульманском мире были мечети – своеобразные университеты, так как в них обучали всем религиозным и светским наукам. Некоторые из них получили большую известность в истории арабо-мусульманской науки как подлинные университеты.

Центрами средневековой арабской науки были города Багдад, Куфа, Басра, Харрон. Особенно оживленной была научная жизнь Багдада, где был создан «Дом науки» - своеобразное объединение академии, обсерватории, библиотеки и коллегии переводчиков.

4.1. Литература

В первые века ислама искусство рифмовать становится в больших городах придворным ремеслом. Поэты выступали и как литературоведы. В VIII-X вв. были записаны многие произведения доисламской арабской устной поэзии.

Отношение арабов к поэтам, при всем их восхищении поэзией, не было однозначным. Они верили, что вдохновение, помогающее писать стихи, дается им от бесов, шайтанов: те подслушивают разговоры ангелов, а затем рассказывают о них жрецам и поэтам. Кроме того, арабов почти совсем не интересовала конкретная личность поэта. Они считали, что о поэте следует знать немногое: велико ли было его дарование и сильна ли его способность к ясновидению.

Поэтому не обо всех великих поэтах Арабского Востока сохранились полные и достоверные сведения.

В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно переплетены: стихи самым естественным образом включались и в любовные повествования, и в медицинские трактаты, и в героические истории, и в философские и исторические произведения, и даже в официальные послания средневековых правителей. Вся арабская литература была объединена мусульманской верой и Кораном: цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно.

4.2. Наука

Арабские ученые внесли большой вклад в развитие алгебры, сферической тригонометрии, математической физики, оптики, астрономии и других научных дисциплин. Высокого уровня развития у арабов достигла химия. В общем можно сказать, что арабские ученые в области химии открыли окись серы, окись азота, азотное серебро и другие соединения, а также дистилляцию и кристаллизацию.

Больших успехов достигла медицина – она развивалась более успешно, чем в Европе или на Дальнем Востоке.Арабскую средневековую медицину прославил Ибн-Сина – Авиценна (980-1037), автор энциклопедии теоретической и клинической медицины, обобщивший взгляды и опыт греческих, римских индийских и среднеазиатских врачей «Канон врачебной науки». Много веков этот труд был для врачей обязательным руководством.Величайший хирург арабского мира аз-Захрави поднял хирургию до ранга самостоятельной науки, его важнейший трактат «Ташриф» положил начало иллюстрированным трудам по хирургии. Он стал применять антисептические средства при лечении ран и накожных повреждений, изобрел нити для хирургических швов, а также около 200 хирургических инструментов, которые впоследствии использовались хирургами как в мусульманском, так и в христианском мире.

Арабским ученым принадлежит создание фармацевтики как признанной профессии, фармакология стала самостоятельной наукой, независимой от медицины, хотя и связанной с нею. Они придавали огромное значение химиотерапии, многие лекарственные травы арабской фармакопеи до сих пор используются в лечении: сенна, спорыш и др.

Арабские географы и натуралисты обогатили зоологию и ботанику, изучая флору и фауну многих стран.

Следует обратить внимание на то, что в арабском мире было построено много госпиталей, в том числе и специальные госпитали для психически больных; часто эти госпитали были связаны с научными учреждениями. Обычно в соответствии с традицией арабо-мусульманского строительства в новом городе возводили мечеть, госпиталь и школу или другие общественные учреждения, которые способствовали физическому и духовному здоровью человека.

Представляет интерес и философская традиция мусульманского Востока, которая имеет два компонента – эллинизм и ислам, что обусловливает ее особые черты.Арабская философия во многом развивалась на базе античного наследия. Учеными-философами были Ибн-Сина, автор философского трактата «Книга исцеления». Ученые активно переводили сочинения античных авторов.

Развивалась и историческая мысль. Если в VII-VIII вв. на арабском языке еще не было написано собственно исторических сочинений и существовало просто множество преданий о Мухаммеде, походах и завоеваниях арабов, то в IX в. составляются крупные труды по истории.

4.3. Архитектура. Искусство

Средневековая арабская архитектура развивалась на основе переработки арабами, прежде всего греческих, римских и иранских художественных традиций. Наиболее известные памятники архитектуры того времени мечеть Амраа в Фустате и соборная мечеть в Куфе, созданные в
VII в. Тогда же был построен знаменитый храм «Купол скалы» в Дамаске, отделанный мозаикой и разноцветным мрамором. С II-VIII в.в. мечети имели прямоугольный двор, суженный галереями, многоколонный молитвенный зал. Позднее появились монументальные порталы на главном фасаде. С X в. здания начинают украшать изящными растительными и геометрическими орнаментами, в которые были включены стилизованные надписи – арабская вязь. Такой орнамент, европейцы его называли арабеска, был построен по принципу бесконечного развития и ритмического повторения узора.

Ислам, выступая за строгое единобожие, боролся с племенными культами аравитян. Для того чтобы уничтожить память о племенных идолах, в исламе запрещалась скульптура, не одобрялись изображения живых существ. В результате живопись не получила в арабской культуре значительного развития, ограничиваясь орнаментами.

В целом изобразительное искусство ушло в ковровость, его характерными чертами стали цветистость и узорчатость. Сочетание ярких красок, однако, было всегда строго геометрично, рассудочно и подчинено мусульманской символике.

Арабы считали лучшим для глаз цветом красный – это был цвет женщин, детей и радости. Насколько был любим красный, настолько был презираем серый. Белый, черный и фиолетовый цвета трактовались как цвета траура, отказа от радостей жизни. Особенно выделялся в исламе зеленый цвет, имевший исключительный престиж. В течение многих веков он был запретен и для немусульман, и для низших слоев приверженцев ислама.

4.4. Быт и нравы арабов

В Коране, помимо проповедей, молитв, заклинаний, назидательных рассказов и притчей, содержатся и обрядовые, и юридические установления, регулирующие различные стороны жизни мусульманского общества. В соответствии с этими предписаниями и строились семейные, правовые, имущественные отношения людей. Помимо Корана, регулирующую роль в жизни мусульман играет Шариат, который регламентируют всю общественную и личную жизнь мусульманина. В Шариате закреплена оценочная шкала для всех поступков верующих.

К обязательным поступкам были отнесены те, невыполнение которых наказывалось при жизни и после смерти: чтение молитв, соблюдение поста, различных ритуалов ислама.

В число желательных поступков входили дополнительные молитвы и посты, а также благотворительность, это поощрялось в жизни и вознаграждалось после смерти.

Безразличные поступки – сон, вступление в брак, прочие – не поощрялись и не запрещались.

Неодобряемыми, хотя и не наказуемыми поступками, назывались поступки, вызванные желанием насладиться земными благами: чувственной была культура средневекового Арабского Востока, склонного к роскоши. Особенно это проявлялось в еде. В городах в почете были дорогие, индийские ядра фисташек, вымоченные в розовой воде, яблоки из Сирии. Важную роль играли благовония, применявшиеся в жизни: благоуханные масла готовили из лотоса, нарциссов, белого жасмина, лилий, гвоздики, розы, популярными были ванны из фиалкового масла.

К ценным поступкам относились те, которые наказывались и при жизни, и после смерти: так, запрещалось пить вино, есть свинину, играть в азартные игры, заниматься ростовщичеством, колдовать, прочие. Несмотря на запреты ислама, многие жители средневекового Арабского Востока продолжали пить вино (особенно это было характерно для городов), но все прочие запреты – на свинину, кровь, мясо любого животного, убитого не по мусульманскому обряду, – строго соблюдались.

4.5. Положение мужчины и женщины

На основе Корана и с учетом доисламских традиций было разработано право наследования, опекунства, заключения браков и разводов. Брак рассматривался как важнейшее событие в жизни мужчины и женщины. Идеальным считался союз двоюродного брата и сестры, а число законных жен было ограничено четырьмя. Было подтверждено подчиненное положение женщины в семье и в обществе, и счет родства велся строго по отцовской линии.

Мужчина признавался абсолютным лидером. Божье благословение, как полагали на Арабском Востоке, лежало именно на сыновьях, и поэтому только после рождения сына человек здесь считался полноценным. Настоящего мужчину отличали великодушие, щедрость, умение любить и веселиться, доблесть, верность данному слову. От мужчины требовалось постоянно утверждать свое превосходство, быть стойким, терпеливым и готовым к любым невзгодам. На нем лежала забота о старших и младших, он должен был знать свою родословную и родовые предания.

4.6. Мифология Арабского Востока

Традиционные нормы поведения восточного общества сочетались с традиционным мышлением. Оно, в свою очередь, во многом определялось мифологией.

Важнейшей составной частью ее была джиннология – учение о джиннах. Джинны могли быть добрыми и злыми; добрые приняли ислам, злые остались неверными, однако человеку следует опасаться и тех, и других.Вообще на Арабском Востоке верили, что джинны подстерегают человека на каждом шагу. Поэтому даже в повседневной будничной жизни следовало быть настороже: так, прежде чем зажечь огонь в очаге или достать воду из колодца, следовало попросить у Аллаха защиту от демонов и демониц.

Определенную защиту от злых сил обеспечивали амулеты. Важнейшим амулетом была изготовленная из меди ладонь с голубой бусинкой – это была «ладонь Фатымы» – по имени дочери пророка Мухаммеда.

Очень боялись сглаза и им объясняли многие явления в жизни – от болезни до неурожая. Считалось, что сила сглаза многократно усиливается, если это сопровождается недоброжелательными или, напротив, слишком льстивыми речами. Так воспитывались уклончивость в речах, склонность к постоянным оговоркам: «По воле Аллаха», желание скрыть от чужих за глухой стеной свою частную семейную жизнь. Это повлияло и на стиль одежды, в первую очередь, женской: женщины носили глухие лицевые покрывала и довольно бесформенные платья, почти полностью скрывающие фигуру.

Таким образом, можно сказать, что арабские мыслители и ученые пополнили сумму человеческих знаний новыми и оригинальными сведениями, оказали громадное влияние на культуру Запада, особенно в таких областях знания, как математика, астрономия, медицина и философия. обогатив тем самым все человечество.

Заключение

Арабская средневековая культура сложилась в тех странах, которые подверглись арабизации, восприняли ислам, и в которых классический арабский язык господствовал долгое время как язык государственных учреждений, литературы и религии.

Вся средневековая арабская культура, повседневный быт и образ жизни людей, нормы морали в обществе развивались под воздействием исламской религии, возникшей у племен Аравийского полуострова в VII в.

Наибольший расцвет арабской культуры пришелся на VIII-XI вв. В это время успешно развивались поэзия, для которой был присущ светский, жизнерадостный и одновременно философский характер; активно переводилось на арабский язык множество произведений других народов, прежде всего античных авторов.

Арабы внесли значительный вклад в мировую математическую науку, развитие медицины, философии. Они создали такие своеобразные архитектурные памятники, как мечети и знаменитые храмы в Мекке и Дамаске, придав значительное своеобразие постройкам, украсив их орнаментом – арабской вязью.

Влияние ислама обусловило неразвитость в арабской культуре живописи и скульптуры, предопределив уход изобразительного искусства в ковровость.

Ислам – самая молодая из трех мировых религий, значение которой неуклонно возрастает. В современном мире ислам – вторая по числу последователей мировая религия.

Список использованной литературы:

1. Н.Г. Багдасарьян, А.В. Литвинцева, И.Е. Чучайкина и др.: Культурология. М., 2007. – 712 с.

2. Ю.Н. Солонин, М.С. Каган. Культурология. М., 2007. – 568 с.

3. Р.Г. Апресян, Б.А. Ботвинник и др.. Культурология: учебник для вузов; под ред. Б.А. Эренгросс. – М.: Издательство Оникс, 2007. – 480 с.

4. Г.В. Гриненко. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.: Питер, 2004. – 245 с.

5. А. Н. Маркова. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / под ред. Проф. А. Н. Марковой. – 2-е изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 600 с.

Неудачное начало войны и отступление русских войск вглубь территории государства показали, что силами одной регулярной армии противник вряд ли может быть повергнут. Для победы над сильным врагом нужны были усилия всего русского народа. В подавляющем большинстве оккупированных врагом уездов люди восприняли войска Наполеона не как освободителей от крепостной зависимости, а как насильников, грабителей и поработителей. Действия оккупантов только подтверждали мнение народа – европейские орды грабили, убивали, насиловали, бесчинствовали в храмах. Очередное вторжение иноземцев и было воспринято подавляющим большинством народа как нашествие, которое имело цель искоренить православную веру и утвердить безбожие.

Изучая тему партизанского движения в Отечественную войну 1812 года, следует помнить, что партизанами тогда называли временные отряды регулярных войск и казаков, которые были целенаправленно созданы русским командованием для действия на флангах, в тылу и коммуникациях неприятеля. Действия стихийно организованных отрядов самообороны местных жителей обозначалось термином «народная война».

Некоторые исследователи начало партизанского движения во время войны 1812 г. связывают с манифестом российского императора Александра I от 6 июля 1812 г., который как бы разрешал народу взяться за и активно включаться в борьбу с французами. В реальности дело обстояло несколько иначе, первые очаги сопротивления оккупантам появились ещё в Белоруссии и Литве. Причём часто крестьяне не разбирали, где оккупанты, а где их сотрудничающие с ними дворяне.

Народная война

С вторжением «Великой армии» в Россию многие местные жители первоначально просто оставляли деревни и уходили в леса и области, отдаленные от военных действий, уводили скот. Отступая через Смоленщину, главнокомандующий русской 1-й Западной армией М.Б. Барклай де Толли призвал соотечественников взяться за оружие против врага. В воззвании Барклая де Толли сообщалось, как действовать против противника. Первые отряды были созданы из местных жителей, которые хотели защитить себя и своё имущество. К ним присоединялись отставшие от своих частей солдаты.

Французские фуражиры постепенно стали сталкиваться не только с пассивным сопротивлением, когда скот угоняли в лес, продовольствие прятали, но и активными действиями крестьян. В районе Витебска, Могилева, Орши крестьянские отряды сами атаковали противника, совершая не только ночные, но и дневные нападения на мелкие подразделения врага. Французских солдат уничтожали или брали в плен. Наиболее широкий размах народная война получила в Смоленской губернии. Она охватила Красненский, Поречский уезды, а затем Бельский, Сычевский, Рославльский, Гжатский и Вяземский уезды.

В городе Белом и Бельском уезде крестьяне атаковали двигавшиеся к ним партии французских фуражиров. Исправник Богуславский и майор в отставке Емельянов возглавили сычёвские отряды, установив в них должный порядок и дисциплину. Только за две недели - с 18 августа по 1 сентября, они совершили 15 нападений на противника. За это время они уничтожили более 500 вражеских солдат и пленили свыше 300. Несколько конных и пеших крестьянских отрядов были созданы в Рославльском уезде. Они не только защитили свой уезд, но и нападали на отряды противника, которые действовали в соседнем Ельненском уезде. Активно крестьянские отряды действовали и в Юхновском уезде, они мешали продвижению противника на Калугу, оказывали содействие армейскому партизанскому отряду Д.В. Давыдова. В Гжатском уезде большую известность получил отряд созданный рядовым Киевского драгунского полка Ермолаем Четвертаковым. Он не только защищал земли у Гжатской пристани от вражеской солдатни, но и сам нападал на противника.

Ещё больший размах народная война получила в период пребывания русской армии в Тарутино. В это время крестьянское движение приняло значительный характер не только в Смоленской, но и Московской, Рязанской и Калужской губерниях. Так, в Звенигородском уезде народные отряды уничтожили или взяли в плен более 2 тыс. солдат противника. Самыми известными отрядами руководили волостной голова Иван Андреев и сотенный Павел Иванов. В Волоколамском уезде действовали отряды во главе с отставным унтер-офицером Новиковым и рядовым Немчиновым, волостным головой Михаилом Федоровым, крестьянами Акимом Федоровым, Филиппом Михайловым, Кузьмой Кузьминым и Герасимом Семеновым. В Бронницком уезде Московской губернии в местные отряды входило до 2 тыс. ратников. Самым крупным крестьянским отрядом в Подмосковье было соединение богородских партизан, в него входило до 6 тыс. человек. Его возглавлял крестьянин Герасим Курин. Он не только надёжно защищал всю Богородскую округу, но и сам наносил удары по противнику.

Надо отметить, что в борьбе с врагом принимали участие и русские женщины. Крестьянские и армейские партизанские отряды действовали на вражеских коммуникациях, сковывали действия «Великой армии», нападали на отдельные подразделения противника, уничтожая живую силу врага, его имущество, мешали сбору продовольствия и фуража. Смоленская дорога, где была организована почтовая служба, подвергалась регулярным нападениям. Наиболее ценные документы доставлялись в штаб русской армии. По некоторым оценкам, крестьянские отряды уничтожили до 15 тыс. солдат врага, примерно столько же были взяты в плен. Из-за действий ополченческих, партизанских и крестьянских отрядов противник не смог расширить контролируемую им зону и получить дополнительные возможности по сбору продовольствия и фуража. Французам не удалось закрепиться в Богородске, Дмитрове, Воскресенске, захватить Брянск и выйти к Киеву, создать дополнительную коммуникацию для связи основных сил с корпусами Шварценберга и Ренье.


Пленные французы. Худ. И.М. Прянишников. 1873 г.

Армейские отряды

Большую роль в кампании 1812 года сыграли и армейские партизанские отряды. Мысль об их создании появилась ещё до Бородинской битвы, когда командование проанализировало действия отдельных кавалерийских отрядов, которые по воле случая попали на вражеские коммуникации. Первым партизанские действия начал командующий 3-й Западной армией Александр Петрович Тормасов, который сформировал «летучий корпус». В начале августа Барклай де Толли сформировал отряд под командованием генерала Фердинанд Фёдорович Винцингероде. Численность отряда была 1,3 тыс. солдат. Винцингероде получил задачу прикрывать петербургский тракт, действовать на фланге и в тылу врага.

М.И. Кутузов придавал большое значение действию партизанских отрядов, они были должны вести «малую войну», истреблять отдельные отряды врага. Отряды обычно создавались из подвижных, кавалерийских частей, часто казачьих, они были наиболее приспособлены к нерегулярной войне. Их численность обычно была незначительной – 50-500 человек. При необходимости они взаимодействовали и объединялись в более крупные соединения. Армейские партизанские отряды получали задачу наносить внезапные удары в тылу противника, уничтожать его живую силу, нарушать коммуникации, нападать гарнизоны, подходящие резервы, срывать действия направленные на добычу продовольствия и фуража. Кроме того, партизаны выполняли роль армейской разведки. Главным преимуществом партизанских отрядов была их быстрота, подвижность. Наибольшую известность получили отряды под началом Винцингероде, Дениса Васильевича Давыдова, Ивана Семёновича Дорохова, Александра Самойловича Фигнера, Александра Никитича Сеславина и других командиров.

Осенью 1812 года действия партизанских отрядов приняли широкий размах, в составе армейских летучих отрядов действовало 36 казачьих и 7 кавалерийских полков, 5 отдельных эскадронов и команда легкой конной артиллерии, 5 пехотных полков, 3 егерских батальона и 22 полковых орудия. Партизаны устраивали засады, нападали на неприятельские обозы, перехватывали курьеров. Они ежедневно делали донесения о передвижении сил противника, передавали захваченную почту, сведения полученные от пленных. Александр Фигнер, после захвата противником Москвы, был отправлен в город в качестве разведчика, он лелеял мечту убить Наполеона. Ликвидировать французского императора ему не удалось, но благодаря необычайной находчивости и знанию иностранных языков, Фигнер смог добыть важные сведения, которые он передавал в главную квартиру (штаб). Затем он сформировал из добровольцев и отставших солдат партизанский (диверсионный) отряд, который действовал на Можайской дороге. Его предприятия настолько обеспокоили противника, что он привлёк к себе внимание Наполеона, который назначил награду за его голову.

На севере от Москвы действовал крупный отряд генерала Винцингероде, который выделив мелкие соединения к Волоколамску, на Ярославскую и Дмитровскую дороги, преградил доступ противнику в северные районы Подмосковья. Активно действовал отряд Дорохова, который истребил несколько вражеских команд. На Серпуховскую и Коломенскую дороги был направлен отряд под началом Николая Даниловича Кудашева. Его партизаны совершили удачную атаку на село Никольское, уничтожив более 100 человек и взяв в плен 200 солдат врага. Партизаны Сеславина действовали между Боровском и Москвой, он имел задачу согласовывать свои действия с Фигнером. Сеславин первым вскрыл движение войск наполеона на Калугу. Благодаря этому ценному донесению, русская армия успела преградить дорогу неприятелю у Малоярославца. В районе Можайска действовал отряд Ивана Михайловича Вадбольского, под его началом был Мариупольский гусарский полк и пять сотен казаков. Он установил контроль над Рузской дорогой. Кроме того, к Можайску был отправлен отряд Ильи Фёдоровича Чернозубова, в районе Волоколамска действовал отряд Александра Христофоровича Бенкендорфа, у Рузы - Виктора Антоновича Пренделя, за Клином в сторону ярославского тракта – казаки Григория Петровича Победнова и т. д.


Важное открытие партизана Сеславина. Неизвестный художник. 1820-е годы.

Фактически «Великая армия» Наполеона в Москве была в окружении. Армейские и крестьянские отряды препятствовали поиску продовольствия и фуража, держали вражеские части в постоянном напряжении, это существенным образом действовало на морально-психологическое состояние французской армии. Активные действия партизан стали одной из причин, которые заставили Наполеона принять решение об оставлении Москвы.

28 сентября (10 октября) 1812 г. несколько соединенных партизанских отрядов под командованием Дорохова штурмом взяли Верею. Противник был захвачен врасплох, в плен попало около 400 солдат Вестфальского полка со знаменем. Всего в период с 2 (14) сентября по 1 (13) октября из-за действий партизан противник потерял только убитыми примерно 2,5 тыс. человек и 6,5 тыс. врагов было пленено. Для обеспечения безопасности на коммуникациях, подвоза боеприпасов, продовольствия и фуража, французскому командованию приходилось выделять всё большие силы.

28 октября (9 ноября) у с. Ляхово западнее Ельни партизаны Давыдова, Сеславина и Фигнера, усиленные частями В.В. Орлова-Денисова, смогли разгромить целую вражескую бригаду (она была авангардом 1-й пехотной дивизии Луи Барагэ д"Илье). После ожесточённого боя, французская бригада под командованием Жан-Пьера Ожеро капитулировала. В плен попал сам командир и 2 тыс. солдат. Наполеон был чрезвычайно разгневан, узнав о случившемся. Он приказал расформировать дивизию и провести расследование поведения генерала Барагэ д’Илье, который проявил нерешительность и не оказал своевременную помощь бригаде Ожеро. Генерал был отстранен от командования и попал под домашний арест в своём поместье во Франции.

Активно действовали партизаны и во время отступления «Великой армии». Казаки Платова наносили удары по тыловым подразделениям противника. Отряд Давыдова и другие партизанские соединения действовали с флангов, следовали за вражеской армией, совершая налеты на отдельные французские части. Партизанские и крестьянские отряды внесли весомый вклад в общее дело победы над армией Наполеона и изгнания врага из России.


Казаки нападают на отступающих французов. Рисунок Аткинсона (1813).

Партизанская война (партизанское движение) 1812 года – вооруженный конфликт между войсками наполеона и русскими партизанами во время Отечественной войны 1812 года .

Партизанские войска состояли из отрядов русской армии, находящихся в тылу, бежавших русских военнопленных и многочисленных добровольцев из гражданского населения. Партизанские отряды были одной из основных сил, участвовавших в войне и оказывающих сопротивление нападавшим.

Предпосылки создания партизанских отрядов

Отряды Наполеона, напавшие на Россию, довольно быстро продвигались вглубь страны, преследую отступающую русскую армию. Это привело к тому, что армия французов довольно сильно растянулась по территории государства, от границ до самой столицы – благодаря протянувшимся коммуникационным линиям французы получали продовольствие и вооружение. Видя это, руководство русской армии приняло решение создать мобильные отряды, которые бы действовали в тылу и пытались оборвать каналы, по которым французы получали продовольствие. Так появились партизанские отряды, первый из которых был сформировал по приказу подполковника Д. Давыдова.

Партизанские отряды из казаков и регулярной армии

Давыдов составил весьма эффективный план ведения партизанской войны, благодаря чему получил от Кутузова отряд из 50 гусар и 50 казаков. Вместе со своим отрядом Давыдов отправился в тыл французской армии и начал там подрывную деятельность.

В сентябре этот отряд напал на французский отряд, перевозивший продовольствие и дополнительные человеческие силы (солдат). Французы были взяты в плен или убиты, а весь товар уничтожен. Таких нападений было несколько – партизане действовали осторожно и всегда неожиданно для французских солдат, благодаря чему практически всегда удавалось уничтожить повозки с продовольствием и другим скарбом.

Вскоре к отряду Давыдова начали присоединяться крестьяне и освобожденные из плена русские солдаты. Несмотря на то, что отношения с местными крестьянами у партизан поначалу были натянутые, довольно скоро местные жители стали сами принимать участие в набегах Давыдова и активно помогать в партизанском движении.

Давыдов вместе со своими солдатами регулярно срывал поставки продовольствия, освобождал пленных и иногда забирал оружие у французов.

Когда Кутузов вынужден был оставить Москву он отдал приказ на начало активной партизанской войны по всем направлениям. Партизанские отряды к тому моменту начали разрастаться и появлялись по всей стране, состояли они, в основном, из казачества. Партизанские отряды насчитывали обычно несколько сотен человек, однако бывали и более крупные объединения (до 1500 человек), которые вполне могли справиться с небольшими отрядами регулярной французской армии.

Успеху партизан способствовало несколько факторов. Во-первых, они действовали всегда внезапно, что давало преимущество, во-вторых, местные жители быстрее налаживали контакт с партизанскими отрядами, нежели с регулярной армией.

К середине войны партизанские отряды так разрослись, что стали представлять существенную опасность для французов, началась настоящая партизанская война.

Крестьянские партизанские отряды

Успех партизанской войны 1812 года не был бы таким ошеломительным, если бы не активное участие крестьян в жизни партизан. Они всегда активно поддерживали отряды, работающие в их местности, приносили им продовольствие и всячески оказывали помощь.

Крестьяне также оказывали посильное сопротивление французской армии. Прежде всего, они отказывались вести любую торговлю с французами – зачастую это доходило до того, что крестьяне сжигали собственные дома и запасы продовольствия, если знали, что к ним придут французы.

После падения Москвы и разлада в армии Наполеона, русское крестьянство перешло к более активным действиям. Стали создаваться крестьянские партизанские отряды, которые также оказывали французам вооруженное сопротивление и совершали набеги.

Итоги и роль партизанской войны 1812 года

Во многом благодаря активным и умелым действиям русских партизанских отрядов, которые со временем превратились в огромную силу, армия Наполеона пала и была изгнана из России. Партизане активно подрывали связи французов со своими, обрывали пути поставки оружия и продовольствия, просто разбивали небольшие отряды в глухих лесах – все это сильно ослабило армию Наполеона и привело к ее внутреннему распаду и ослаблению.

Война была выиграна, а герои партизанской войны награждены.