В русском языке разделяются глухие и звонкие согласные. Правила написания букв, обозначающих их, начинают изучать уже в первом классе. Но даже по окончании школы многие так и не могут без ошибок писать слова, где встречаются глухие и звонкие согласные. И это печально.

Зачем нужно правильно писать глухие и звонкие согласные в русском языке

Некоторые люди относятся к культуре письма поверхностно. Они оправдывают своё незнание в этой области такой расхожей фразой: «Какая разница, как написано, всё равно ведь понятно, о чём речь!»

На самом деле ошибки в написании слов свидетельствуют о низком уровне культуры личности. Нельзя считать себя развитым человеком, не умея правильно писать на своём родном языке.

Есть и ещё один факт, свидетельствующий в пользу правила о безошибочном написании. Ведь глухие и звонкие согласные иногда находятся в таких словах, которые устной в речи являются омофонами. То есть звучат одинаково, а пишутся по-разному. Неверное употребление буквы в них чревато потерей или изменением смысла контекста.

Например, слова "пруд" - "прут", "кот" - "код", "рог" - "рок" как раз входят в этот список.

Позорный проигрыш

Школьникам на уроке русского языка можно рассказать смешной эпизод из жизни. Он должен быть основан на том факте, что несколько ребят не умели правильно писать в словах буквы, обозначающие звонкие и глухие согласные звуки.

А произошло это во время школьной командной игры «Кладоискатели». В правилах её было отмечено, что нужно двигаться по маршруту, указанном в записках. Причём место, где было спрятано следующее письмо, указывалось не точно. Записка содержала только намёк на него.

Вот команды получили первые письма с таким текстом: «Дорога, луг, камень». Одна группа ребят сразу побежала в сторону лужайки, нашла там камень, под которым и было спрятано письмо. Вторая же, перепутав слова-омофоны «луг» и «лук», побежала к грядке. Но, естественно, среди ярко зеленеющих рядов никакого камня они не обнаружили.

Можно историю изменить таким образом, будто составлял записки неграмотный писака. Именно он, давая указания членам своей команды, вместо слова «луг» использовал «лук». Не зная, как пишутся парные звонкие и глухие согласные, «грамотей» ввёл ребят в заблуждение. В результате соревнование было сорвано.

Правило написания сомнительных парных по глухости-звонкости согласных

На самом деле проверить, какую букву следует писать в том или ином случае, достаточно просто. Парные звонкие и глухие согласные звуки вызывают сомнения в написании лишь тогда, когда находятся в конце слова или за ними стоит ещё один согласный глухой звук. Если один из данных случаев имеет место быть, нужно подобрать однокоренное или изменить форму слова так, чтобы за сомнительным согласным следовал гласный звук. Можно также воспользоваться вариантом, где за проверяемой буквой стоит звонкий согласный.

Кружка - кружечка, снег - снега, хлеб - хлеба; резь - резной, пот - потный.

Дидактическая игра «Соедини проверяемое слово с проверочным»

Чтобы во время занятий успеть сделать больше, можно провести игру, в которой закрепляются навыки без записывания. Условием её будет задание, в котором детям предлагается только соединить проверочные слова с проверяемыми чертой. Времени на это уходит меньше, а проделанная работа будет чрезвычайно эффективна.

Интереснее станет игра, если проводить её в виде соревнования. Для этого составляют три варианта заданий, где используются два столбика. В одном записаны проверочные слова. В другой же нужно занести те, в которых находятся в сомнительном положении звонкие и глухие согласные. Примеры слов могут быть такими.

Первый столбик: хлеба, пруды, снега, луковка, луга, прутик . Второй столбик: лук, хлеб, луг, прут, снег, пруд.

Для усложнения задания можно включить в столбец с проверочными словами те, которые не подходят для проверки, то есть не являются однокоренными с теми, в написании которых существуют сомнения: снеки, слуга, спрут .

Таблица согласных по звонкости-глухости

Все согласные звуки делятся по нескольким параметрам. Во время фонетического разбора слова в школе указываются такие характеристики, как мягкость-твёрдость, звонкость или глухость. Например, звук [н] - согласный, твёрдый, звонкий. А звук [п] отличается от него только одной характеристикой: он не звонкий, а глухой. Отличие же звуков [р] и [р’] кроется лишь в мягкости и твёрдости.

Исходя из этих характеристик, составляется таблица, благодаря которой можно определить, имеет ли звук пару по мягкости-твёрдости. Ведь некоторые согласные бывают только мягкими либо только твёрдыми.

Также разделяют согласные звонкие и глухие. Таблица, представленная здесь, показывает, что некоторые звуки не имеют пару по этому признаку. Например, таковыми являются

  • й, л, м, н, р;
  • х, ц, ч, щ.

Причём звуки первого ряда являются звонкими, а звуки второго - глухими. Остальные же согласные являются парными. Именно они и составляют сложность в написании, так как часто слышится глухой звук там, где пишется буква, обозначающая звонкий согласный.

Проверки требуют только парные согласные - звонкие и глухие. Таблица отражает этот момент. Например, звук «б», попадая в конечную позицию или оказываясь перед другим глухим согласным, сам «оглушается», превращаясь в «п». То есть слово «граб» (порода дерева) произносится и слышится как [грап].

В таблице показано, что эти звуки являются парными по звонкости-глухости. Таковыми же можно назвать «в»-«ф», «г»-«к», «д»-«т», «ж»-«ш» и «з»-«с». Хотя к паре «г»-«к» можно добавить звук «х», который часто звучит в оглушённой позиции на месте «г»: мягок - мягкий [м’ахк’ий], лёгок - лёгкий [л’охк’ий].

Дидактическая игра-лото «Сомнительные согласные»

Чтобы занятия, на которых изучается правописание звонких и глухих согласных, не превратились в нудную рутину, следует их разнообразить. Педагогам и родителям можно подготовить для дидактической игры специальные небольшие карточки с картинками и словами, в которых есть сомнительные согласные звуки. Сомнительную согласную можно заменить точками или звёздочками.

Дополнительно следует изготовить более крупные карточки, в которых будут стоять только буквы, обозначающие парные по звонкости-глухости согласные. На стол раскладываются карточки с картинками.

По сигналу ведущего игроки берут их со стола и закрывают ими буквы на крупной карточке, которые являются пропущенными по их мнению. Кто раньше других и без ошибок закроет все окошечки, считается выигравшим.

Внеклассные мероприятия по русскому языку

Выигрышными вариантами развития интереса к этой области науки являются вечера, конкурсы, КВНы. Проводятся они во внеурочное время для всех желающих.

Очень важно составить увлекательный сценарий такого мероприятия. Особое внимание следует уделить разработке заданий, которые будут и полезными, и увлекательными. Такие мероприятия могут проводиться с учащимися самых разных возрастов.

Интересными заданиями могут быть и такие, которые содержат в себе элемент литературного творчества. Например, полезно предложить ребятам:

Составить рассказ о том, как поссорились звуки «т» и «д»;

Придумать как можно больше однокоренных слов к слову «рог» за одну минуту;

Написать короткое четверостишие с рифмами: луг-лук, прут-пруд.

Чередование согласных в русском языке

Иногда, вопреки законам правописания, некоторые буквы в словах заменяются другими. Например, «дух» и «душа». Исторически (этимологически) они являются однокоренными, однако имеют разные буквы в корне - «х» и «ш». Такой же процесс чередования согласных наблюдается в словах «ноша» и «носить». Но в последнем случае звук «ш» чередуется с согласным «с».

Однако следует заметить, что это - не чередование звонких и глухих согласных, составляющих пару. Это особый вид замены одного звука другим, произошедший в глубокой древности, на заре формирования русского языка.

Чередуются такие согласные звуки:

  • з - ж - г (пример: друзья - дружить - друг);
  • т - ч (пример: летать - лечу);
  • ц - ч - к (пример: лицо - личный - лик);
  • с - ш - х (примеры: лесник - леший, пашня - пахать);
  • ж - д - жд (пример: вожак - водитель - вождение);
  • з - ст (пример: фантазия - фантастический);
  • щ - ск (пример: лощеный - лоск);
  • щ - ст (пример: мощеный - мостить).

Часто чередованием называют появление в глаголах звука «л», который носит в данном случае красивое название «эль эпентетикум». Примерами могут быть пары слов «люблю - любить», «кормлю - кормить», «куплю - купить», «графлю - графить», «ловлю - ловить», «гублю - губить».

Русский язык настолько богат, происходящие в нём процессы столь разнообразны, что если педагог постарается найти увлекательные варианты работы на занятиях как в классе, так и вне уроков, то многие подростки окунутся в мир познаний и открытий, по-настоящему заинтересуются этим школьным предметом.

ГУО «Средняя школа № 40 г. Могилева»

Тема: «Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова»

Учитель:

Осипова Елена Александровна

Могилев, 2017

Цели и задачи урока:

    сформировать представление у детей об орфограмме парный согласный в корне слова;

    повторить и закрепить правила по данной орфограмме;

    развивать у детей навыки логического мышления, анализа и синтеза;

    увеличение словарного запаса учеников;

    формировать навыки коммуникативного общения при работе в группе;

    развивать навыки контроля и самоконтроля.

Оборудование: учебник «Русский язык», 2 класс, карточки для работы в группах, компьютерная презентация MicrosoftPowerPoint.
Технические средства: персональный компьютер, телевизор.

Ход урока

1. Организационный этап

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Проверка д/з

Самопроверка. На слайде правильный образец выполнения задания. (Слайд)

Сравните выполненное д/з с образцом.

Кто выполнил задание правильно - поднимите руку.

Желаю вам, чтобы у вас сегодня на уроке все получилось.

Минутка чистописания.

Возьмите ручки, запишите дату, классная работа.

Прежде чем начать наш урок, давайте проложим путь. Для этого напишите узор, который видите на доске.

Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями. Простым карандашом обведите букву, которая написана, по вашему мнению, правильно.

Орфографическая минутка (2 ученика работают за доской).

Посмотрите на экран. Прочитайте предложение.

Спишите его, вставляя пропущенные буквы.

Проверка.
(Слайд.)Пч.ла д.леко за м.дком л.тает. (Пчела далеко за медком летает).
- Объясните написание слов. Какие слова вы подобрали для проверки?
- Как называется эта орфограмма? (Безударная гласная в корне слова).

- Назовите слова, в котором написание парного согласного в корне слова требует проверки. (Медком.)

Как проверить? (Подобрать проверочное слово).

Каким словом млжно проверить? (Медок, медовый).

Словарная работа (1 ученик на доске)

Проверяем ученика, который писал на доске. (Слайд)

Проверьте! Город, карандаш, мороз, огород, арбуз, медведь.

Самооценка

Как бы ты оценил свою работу?

Новое слово морковь . (Представляется картинка).

Назовите звуки, которые слышите в этом слове.

Сравните звуки с буквами, которые пишутся в данном слове.

Что заметили? (Не совпадают.)

Написание какой буквы мы можем проверить? (В)

Каким образом? (Подобрав проверочное слово.)

Какую букву проверить нельзя? (О).

Запишите данное слово. Из буквы о сделайте солнышко, нарисовав лучики простым карандашом (Слайд.)

Поделите слово на слоги.

Устно составьте с ним предложение.

3. Формулирование темы и постановка цели урока

- Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать?

Чему мы будем сегодня учиться? (узнавать слова с парной согласной в корне слова; правильно писать слова с этой орфограммой, учиться безошибочно подбирать проверочные слова).

4.Закрепление знаний, умений и навыков.

Составление алгоритма для работы

Предлагаю составить алгоритм работы над орфограммой «Правописание парных звонких и глугих согласных». На доске вперемешку находятся этапы работы над словом. Давайте их поставим в правильном порядке.

1. Читаю слово …

2. Нахожу парный звук …

3. Выделяю корень (если орфограмма в корне – надо проверить.)

4. Изменяю слово (подбирираю однокоренное (назови ласково или подставляю слово нет) ) …

5. Проверяю …

6. Пишу букву…

7. Подчеркиваю орфограмму.

Физминутка Упражнение «Буратино»

Буратино потянулся.

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел-

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать

Закройте глаза. Представьте, что у вас длинный-длинный нос, совсем как у Буратино. Теперь с закрытыми глазами носом напишите в воздухе: «Я молодец!»

Работа у доски. В коробке лежат предметы: чашка, блюдце, ложка, кружка, лопатка, прихватка, салфетка, сковородка. Ученик вынимает предмет, называет его и проверочное слово, после чего записывает это слово на доске.

Работа с учебником

Прочитайте задание. Выпишите те слова, в которых нужно проверять парные звонкие глугие согласные в корне.

В какой части слова находятся парные согласные? (В корне слова) Это важно знать или нет? (Важно) Зачем это нужно знать? (Если она в корне, мы будем проверять).

Групповая работа . Капитаны выбирают предложенные учителем задания, для работы в группах. Выборочная проверка по нескольким примерам. Проверка проводится представителями соседних групп. Повтор правила.

Оценивать будем правильность выполнения задания.

Варианты заданий для групповой работы:

1. Задание: выберите лодку с буквой. Приведите ее к нужному слову.

Бума…ка, ю…ка, шу..ка, кра…ка, пу…ка, кно..ка, гря…ка, бере..ка, до…ка, фла…ки, тру…ка, бесе…ка, мы…ка, ша…ка, ска…ка.

2. Задание. Прочитайте цепочки слов. В каждой найдите лишнее. Вставьте пропущенные буквы.

Ло…ка, игру…ка, кату…ка, клю…ка.

Доро…ка, кры…ка, варе…ка, но…ка.

Лоша…ка, лю…ской, лопа…ка, зага…ка.

Мину…ка, моне…ка, гря…ка, конфе…ка.

Оши…ка, гри…ки, тру…ка, ла…ка.

3. «Поиграем с куколкой». Назвать ласкательными словами, что есть у куклы. В словах должны быть парные согласные: глазки, губки, бровки, ушки, зубки, ножки. Подобрать проверочные.

(Картинка куклы.)

4. Задание. Заполните таблицу, подбирая подходящие по смыслу слова.

Вставьте пропущенные буквы. Слова для справок: табуре…, крова…ка, ча…ка, тя…ка, алма…, кру…ка, рома…ка, люти…, конфе…ка, морко…ка, лопа…ка, изумру…, зябли…, пряни….

сладости

драгоценные камни

орудия труда

Проверка. Меняются заданиями. Даны правильные образцы выполнения.

Физкультминутка

Игра «Зоркий слух»)

Слово учителя: называю слова с глухой согласной- встаёте, со звонкой- хлопаете в ладоши.

Слова: травка, улыбка, шубка, шутка, дуб, шапка, зуб, крышка, сапожки

Физкультимутка

Мелкие шажки- раз, два, три.

Легкие прыжки – раз, два, три.

Вот и вся зарядка – раз, два, три.

Мягкая посадка – раз, два, три.

Тихонечко садитесь. Продолжаем работу.

Работа в парах

Пончик любит лимонат

Шоколат и мармелат

А Авоська – плюжки

И слаткие ватружки.

Найдите и исправьте ошибки, объсните.

Торопыжка любит торд

И из персиков компод.

Все мы слаткоежки,

Щёлкаем орежки.

5. Рефлексия

Подчеркните фразы, характеризующие вашу работу на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1. Интересно

1. Работал на уроке

1. Понял материал

2. Отдыхал

2. Узнал больше, чем знал

3.Безразлично

3. Помогал другим

3. Не понял материал

6. Подведение итогов. Задание на дом .

Над какой темой работали?

Чему научились?

Справились ли мы с поставленными задачами?

В устной речи в русском языке звонкие согласные[б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б’], [в’], [г’], [д’], [з’] перед всеми глухими согласными [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’], [ц], [х], [ч’], [щ’] и на конце слова «оглушаются» (то есть произносятся как глухие). Мы говорим: ни[с]кий, хотя пишем низкий, холо[т], а пишем холод.

Обратный процесс происходит, если глухие согласные [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’] оказываются в положении перед парными звонкими: тогда глухие согласные «озвончаются» (то есть произносятся звонко). Иначе говоря, в произношении перед глухими и в конце слова бывают только глухие, перед парными звонкими (кроме [в], [в’]) – только звонкие. Значит, все они становятся в этих позициях непарными, это слабые позиции для различения глухих и звонких, которые совпадают (нейтрализуются), образуя особые орфограммы глухости-звонкости Б/П, В/Ф, Г/К, Д/Т, Ж/Ш, 3/С, БЬ/ПЬ, ВЬ/ФЬ, ДЬ/ТЬ, ЗЬ/СЬ. Чтобы проверить их, надо поставить звуки слабых позиций в сильную, то есть в позицию, в которой они являются парными: перед гласным, сонорным или [в], [в’]. Отсюда правило:

Чтобы проверить написание звонкого или глухого согласного в корне, надо изменить слово или подобрать одноморфемное (однокоренное) так, чтобы после орфограммы был гласный или [p], [л], [м], [н], , [л’], [м’], [н’], [j], [в], [в’].

Например, полоз полозья [з’jΛ], кось ба – коси ть, изморозь – морозн ый, изморось – мороси ть, батут – на батуте , гардероб – гардероба .

Правило проверки – это морфофонематический принцип орфографии. Он нарушается фонетическими написаниями при наличии проверки лишь в отдельных заимствованных корнях: транскрип ция, абстрак ция, реак ция, экстрак ция, и эти написаниянельзя проверять словоформами транскриб ировать, абстраг ировать, реаг ировать, экстраг ировать (см. с. 10‑11), а также разверс тый и отверс тый (от книжных слов отверз н уть, разверз н уть, разверзать . Этим словам этимологически родственно и слово отверс тие .

Если же проверки нет, то обычно (в 96,4% случаев) перед буквой глухой фонемы пишется буква глухой, а перед буквой парной звонкой – буква звонкой: ст ой, зд есь, хруст , горазд , пт ица, бд ение, пч ела, затх лый .

Это тоже фонетический принцип орфографии. В школе эти правила не изучаются, поскольку не затрагивают «ведущий» принцип орфографии. Будучи достаточно последовательными, они усваиваются автоматически. Но учителю полезно знать, что именно в борьбе с этим автоматизмом с таким трудом усваиваются более редкие случаи проверяемых написаний, особенно глухих перед звонкими (кос ьба, с дать ).

ЗАПОМНИТЕ:

а) некоторые русские слова:

с бруя, с доба – на месте бывшей приставки с-

зод чий – ср. (со)зидать, (со)здать

караб каться – возможно, от диалектного коробить ‘бороновать’

коб чик – птица, диалектное кобец

об щий – с бывшей приставкой об- , из старославянского языка

-д цать – суффикс числительных, возник из слова десять после выпадения гласного;

б) ряд заимствований – чаще на стыках морфем языка-донора:

аб стракция аб сент аб солют аб сцесс анек дот ас бест аф ганец боб слей бейс бол брандспойт бух галтер бюст гальтер ганг стер лес биянство мунд штук над филь ноут бук об струкция об щий оф сет под шофе рост биф санд хи синек доха суб сидия фельд фебель фельд шер флаг шток фос ген фут бол цейхгауз (военный склад) цуг цванг (шахм.) штрейк брехер энд шпиль ягд таш

Легко усваиваются и два частных оппозитивных правила:

При отсутствии проверки независимо от произношения обычно пишется В , а не Ф , а перед 3, С пишется К , а не Г : второй, автор, экзамен, вокзал, экспрессия. Исключения :Афганистан, бифштекс, кафтан, кофта, лифт, монофтонг, дифтонг, трифтонг, нефть, офсайд, тефтели, фитофтора, фтизиатр, фтор, юфть и др.; зигзаг .

Без труда усваиваются немногочисленные исключения в частях, похожих на приставки (подхалим, подшипник ), и бывшие приставки (сдоба, сбруя ).

Своеобразные соотношения часто имеют заимствования: зм и ст (сарказм – саркаст ический, атавизм – атавист ический, большевизм – большевист ский ),з и ст (диагноз – диагност ика, парафраз а – парафраст ический) и др.).

Буквы согласных перед суффиксами обычно проверяются вставкой беглого гласного в форме с нулевым окончанием (кружки –кружок, кру́жка – кружек, дерзкий – дерзок, сто – сот ) или присоединением уменьшительных и других суффиксов (кружка – кружечка, сутки – суточные ) или, наоборот, отбрасыванием суффиксов, выявлением производящей основы (коптить – копоть ), чередований. Надо помнить, что эти проверочные формы не всегда известны детям, а в просторечии возможны и неверные (типа *«юпочка», *«в гардеропе», *«деревяжек»). Указание правильных проверочных форм поэтому становится и средством запоминания написаний.

ЗАПОМНИТЕ:

Ж: баклажка, (*баклага), бомбёжка, варежка (диалектное варьга), зубрёжка, дворняжка, делёжка, кормёжка, застёжка, корчажка, консьержка (из франц.), кочерыжка, коврижка, лодыжка, натяжка, одёжка, пичужка, портняжка, пряжка, пьянчужка, сёмужка (от сёмга ),стёжка (от *стьга , ср. стезя, зги тожеот стьги), сыроежка (д//ж), фуражка (от французского фураж ‘корм для лошадей’. Фуражки одевали при раздаче кормов).

Ш: дурашка, ватрушка (ватра –‘огонь’), городошник, деревяшка, двойняшки, двурушник, доминошник, киношник, кокошник, копчушка, корюшка, Матрёшка (Матрёна), набалдашник (балдак –‘костыль’), поварёшка, раёшник (раёк), ромашка (от лат. romana), стекляшка, столешница, тельняшка, телушка, трёшка, финтифлюшка.

Многие из слов с Ж образовались от слов на -га, -ёж (дворняга, делёж) и могут проверяться наличием чередований и производящих основ (застег нуть, напряг ать, ед а ). Ш чаще входит в состав отдельных суффиксов ‑ашк(яшк)-, -ушк(юшк)-, ­ешк­, ­ышк(ишк)- или является членом чередования х//ш (старуха – старуш-к-а). Перед Н может быть Ш из К//Ч (рушник, раёшник , см. § 4.3). Эти чередования могут использоваться для проверки Ш. Буква Ж бывает в корне и в суффиксе -ёж(+к)- (платёжка ), чередуется с Г или Д (дужка, слежка ). Различаются вперемежку от перемежать(ся) ‘чередоваться во времени или пространстве, сменять друг друга’ (Сажаю морковку вперемежку с луком: грядка лука – грядка моркови; Морозы вперемежку с оттепелями и обильными снегопадами; Впечатления, переживания и сны ‑ вперемежку с дурацкими историями, сплетнями и анекдотами; вопросы вперемежку с похвальбой ) и вперемешку от перемешать(ся) ‘нарушить упорядоченность, перепутать всё’, ‘соединить разнородные объекты, добиваясь однородной массы’ (шампанское пила вперемешку с водкой; садимся грудой, с чемоданами вперемешку ). При передаче расположения вещей и людей контекст не всегда достаточен и выбор обычно определяется автором, словом вперемешку подчёркивают отсутствие упорядоченности. Трудно, однако, представить различия в примерах: А. Тут и там лежали вперемежку мертвые тела. (С. Василенко).–Б. По склонам холмов, в буераках, в кустах вперемешку с покойниками валялись живые (В. Шишков). А. Вдоль железных дорог, по шоссе, лесными тропинками и напрямик по болотам возвращались ленинградцы домой с оборонных работ. Вперемежку с ними шли беженцы (Г. Матвеев). Б. Тут же, вперемешку с повозками, шли побатальонно воинские части (Б. Окуджава). Авторов и корректоров, очевидно, выбор тоже затруднял. Учителя часто обходят такие случаи, но показывать, что в правилах есть неясные случаи, не считаемые ошибками, важно.

Упр. 57. Распределите выделенные орфограммы глухости-звонкости на четыре группы: c морфофонологическими, с фонетическими, с оппозитивными, с традиционными написаниями.

Ав томат, блюд це, домочад цы, зиг заг, вареж ка, вок зал, гвоз дь, гек заметр, измороз ь (иней), изморос ь (мелкий дождь), кос ьба, мас ка, молот ьба, мос т, ног ти, образ цовый; пов тор, поез д, поз дно, полз ти, пот чевать, привез ти, прос ьба, пряж ка, с кольз ко, соз дать, фут бол, шеф ство, чаш ка.

Упр. 58. Решите орфограммы глухости-звонкости; выполнив для них задание предыдущего упражнения, подсчитайте количество написаний по разным принципам орфографии.

Ча(с\з)тично это был шанта(ш\ж) ‑ аво(с\з)ь теперь вла(с\з)ти и(с\з)пуга­ю(т\д)ся и напечатаю(т/д) роман на родине, пре(ш\ж)де чем он выйде(т\д) за границей, но главным образом довлел (с\з)трах, что любимое дитя пропадё(т\д), потеряе(т\д)ся, буде(т\д) о(т\д)торгнуто от людей или придё(т\д) к ним только то(к\г)да, ко(к\г)да его самого, Па(с\з)тернака, не стане(т\д) и он нико(к\г)да не узнае(т\д) о су(т\д)ьбе своего ребёнка (Евтушенко).

Упр. 59. Перепишите, указывая проверочные слова и отмечая фонети­ческие (ф.), оппозитивные (опп.) и традиционные (тр.) написания-исключе­ния. Образец: Большой сугроб (сугробы ). Пч ела (ф.).

1. Б илиП : мини-ю..ка, коро..ка, школьный гардеро.., жить на су..сидии, су..плетивные формы, подали а..сент, а..сцесс – гнойный нарыв, иноязычный су..страт, театр а..сурда, устроить о..струкцию о..суждению.

2. В илиФ : о..сетная печать, филосо..ский камень, льготный тари.., пла..­кий предохранитель, вызо.. ли..тёра, а..ганский синдром, сня..ши, ..торой, столо...

3.Г или К : сдобный пиро.., ган..стер, но..ти, во..зальный буфет, зи..заг удачи, однобортный пижа.., рю..зак, э..зистенционализм, ане..дот.

4. Д илиТ :новый ноу..бук, заказать рос..биф, громоз..кая мебель, мун..штук флейты, по..чевать гостей.

5. Ж или Ш : деревя..ка, спуститься в блинда.., матросская тельня..ка, солдатская бакла..ка, алюминиевая фля..ка, вязаные варе..ки.

6. З или С : сверкающий алма.., налить в термо.., ..добная булка, вы..шая школа, ни..шая ступень, сколь..кая дорога, убедительная про..ьба.

Упр. 60 . Перепишите, вставляя пропущенные буквы Ш или Ж.

1. Когда-то Ворошилова Сталин немно..ко любил ‑ по Царицыну, по Польше, потом за кисловодскую пещеру (доложил о совещании предателей, Каменева-Зиновьева с Фрунзе), ‑ но тоже манекен для фура..ки и орденов, разве это человек? (Солж.). 2. В освещённый круг вступила корявая деревя..ка и нога, обутая в огромный разлапистый сапог (Вас.). 3. По каюте летали самые разные предметы: кру..ки, поду..ки, ватру..ки и игру..ки (В. Постников). 4. Так, усвоив жест «собака» на примере жившей рядом с лабораторией дворня..ки, Уошо [обезьяна] называла так всех собак любой породы (от сенбернара до чихуахуа) как в жизни, так и на картинках (НЖ). 5 На скамейке у батареи, где грохотали домино..ники, выкурил сигарету, заплевывая окурок, и как-то сразу оказался в профкоме (М. Веллер). 6. ‑ Ты что, леший? опять двуру..ничать? ‑ просопел он ему шёпотом (Крестовский). 7. Оказыва­ется, собака осторожно, чтобы не разбудить мальчика, взяла зубами из его рук недоеденный початок и с большим аппетитом доела его и даже разгрызла кочеры..ку, как сладкую кость (Искандер). 8. Она хорошая девка, добрая, только всё как-то не везёт ей… Этого пьянчу..ку нанесло – насилу отбрыкались (Шукш.). 9. Прошли годы, прошла и мода. Схлынули журналисты, кино..ники и драматурги (Акс.). 10. После родителей всё их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телу..ка Дочка, коза Дереза (Пришв.). 11. Добронравов берег у себя, как реликвию, наклеенную на папку вырезку из газеты, где был напечатан погубивший его фельетон под заглавием «Раё..ник» (Гиляровский). 12. На столе жарко зашумел самовар; вот и целое блюдо булок, с верхом, даже на стол скатываются; раскромсанная на толстые, жирные доли копчу..ка селедка (А. Малышкин).

Упр. 61. Определите значения слов вперемежку или вперемешку в п. 1–5 и распределите по этим пунктам и подпунктам А или Б. предложения из п. 6.

1. А. Связки сухой кукурузы висели вперемежку с гроздьями апельсинов (К. Паустовский). Я очень люблю эту забегаловку, тут делают замечательно вкусный куриный шашлык – кусочки нежного филе на шпажке вперемежку с печёным луком, помидорами и болгарским перцем (Д. Донцова). Долго перетасовывали места, чтобы дамы сидели непременно вперемежку с кавалерами (А. Куприн). Такие грелки изготовляют из угольных нитей вперемежку с изо­лирующими стеклянными нитями («Химия и жизнь»). – Б. Наверное, каждого русского, и не только этнически русского, а любого, живущего вперемежку и вперемешку с русским народом, заботит нынешнее дискомфортное (мягко сказать) состояние «загадочной» русской народной души, отражённое в индивидуальных душевных терзаниях о судьбах Родины и своего потомства («Жизнь национальностей»). Приговаривая «лежать, Альфочка, лежать», я начал потихоньку подкладывать под нее щенков вперемешку с тигрятами (В. Запашный). Бежим к самолетам. Садимся грудой, с чемоданами вперемешку. И опять в воздухе (В. Песков).

2. А. Со дня на день люди ожидали потепления, но тщетно; снег, правда, долго не лежал, растаял, но потом повалил опять вперемежку с дождём, всё вокруг раскисло; над полями дул промозглый северный ветер (В. Быков). Вперемежку танцев питьё подавали: воду брусничную, грушовку, сливянку, квас яблочный, квас малиновый, питьё миндальное (П. Мельников-Печер­ский). – Б. На улице стояла самая беспорядочная погода: ветер, мокрый снег вперемешку с ледяным дождём (А. Мариенгоф). Ну, тут, конечно, дождь вперемешку с липким снегом (М. Булгаков). Дождь вперемешку со снегом и сплошная пелена тумана (Д. Карапетян). День выдался слякотный: с утра пошёл мокрый снег вперемешку с дождём (Б. Можаев).

3. А. Густой лес – ели вперемежку с берёзами, мягкий мох под ногами, торжественный сумрак под пологом леса (В. Чивилихин). За тем крутым берегом, заросшим высоченными соснами вперемежку с березами, всходило солнце («Огонек»). – Б. Снаружи под самым окном сохранилась не выжженная солнцем, прижавшаяся к фундаменту трава – полуувядшая лебеда вперемешку с овсюгом и пыреем, – в ней-то, найдя себя приют, и заливались кузнечики (Ш.). Побеседовал, потолковал, ставил вопросы, рассуждал вперемежку – то о предметах возвышенных, то о предметах полезных и такую, наконец, распространил скуку, что бедный Литвинов чуть не взвыл (И. Тургенев).

4. А. Стояла тишина, и в этой тишине неведомые каркающие слова пробивались с улицы вперемежку со знакомыми: «Карашо, Нина…» (Б. Окуджа­ва). Рыканье вперемежку с каким-то поросячьим визгом послышалось близко (Купр.). Вперемежку со стонами ‑ хохот, оживлённые разговоры, грешные взгляды на молоденьких сестёр (В. Розов). – Б. Блатнятина пелась подряд вперемешку с романсами и сходила за романсы (Аст.). Из-за кулис вывалились артисты в национальных русских костюмах и принялись развлекать публику ‑ песни, анекдоты, пляски, фокусы вперемешку с поздравлениями (Т. Тронина).

5. Он видел, как на пожоге обжигают руду; потом, как мальчики его возраста разбивают её на мелкие куски, а потом эту измельчённую руду свозят на верх доменной печи и засыпают вперемежку с углём (Д. Мамин-Сиби­ряк). ‑ Сейчас у него в цигарке-флейте были крупно рубленные табачные крошки – корни вперемешку с крапивой, но он смолил себе и смолил ‑ аж глаза ело (В. Астафьев). Неуверенным шагом она вошла в сени, потом открылась дверь в хату, из которой густо ударило табачным духом вперемешку с самогонной гарью, который так не любила учительница (В. Быков).

6. А. Её [толокнянки] плотный ковёр вперемежку с ягелем расстилался на Большом Заяцком острове, плавно заворачивая к морю («Наука и жизнь»). Б. За столом разместились попарно, то есть мужчины вперемежку с дамами (М. Салтыков-Щедрин). В. Я не понимал и трети – витиеватые архаические обороты вперемежку с американской матерщиной (В. Аксёнов). Г. Но, оказавшись в моей комнате, домработница, вытерев пыль на столе, ничтоже сумняшеся сваливает назад всё кулём, вперемешку (Д. Донцова). Д. Всю ночь под низкою крышей томился портяночный дух вперемешку с табачным дымом (Б. Екимов). Е. Старый березняк, вперемешку с редкими старыми, косматыми елями с уже начинавшими сохнуть отвислыми бахромчатыми нижними ветвями, стал мрачнеть и сгущаться (П. Проскурин). Ё. Он читал вперемежку стихи Блока, Маяковского, Хлебникова, свои собственные (И. Эрен­бург). Ж. Значит, стоит задуматься о долговечности кирпича и о том, как он переносит русские морозы вперемежку с оттепелями и обильными снегопадами («Homes & Gardens»). З. За бортом, в темноте, шумно плескались волны, накрапывал дождь вперемешку со снегом (Г. Марков). И. Правда, его стря­пня бесхитростна – всё больше каша да макароны вперемешку с консервами, но иногда, если повезёт на охоте, бывает и свеженина (В. Распутин).

Упр. 62. Выберите нужную букву и докажите правомерность выбора (указывая проверки или другие принципы орфографии).

1. Ре(т\д)ко мне приходилось видеть такого моло(т\д)ца (Т.). 2. После обеда гости уехали, чтобы успеть переоде(т\д)ься к сва(т\д)ьбе (Л. Т.). 3. Ко­тёл варился посередине, и дым выходил в отвер(с\з)тие, сделанное вверху к(и\е)битки (П.). 4. За столом разместились попарно, то есть мужчины впе­реме(ш\ж)ку с дамами (С.-Щ.). 5. Парень делает из большой, угловатой дере­вя(ш\ж)ки ло(ш\ж)ку (Ч.). 6. Илья всегда приносил с собой чего-нибудь (ф\в)ку­сного: баранок, мятных пряников, медовые коври(ш\ж)ки (М. Г.). 7. Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморо(с\з)ь (Арс.). 8. Я кладу бума(ш\ж)ку в карман стеганки и надеваю варе(ш\ж)ку (Чак.). 9. В самый жар ко(с\з)ьба показалась ему не так трудна (Л. Т.). 10. Челкаш вздохнул и полез вверх по у(с\з)кой веревочной ле(с\з)­ нице (М. Г.). 11. И утратив скромность, одуревши в до(с\з)ку, как жену чужую, обнимал берё(с\з)ку (Ес.). 12.…На стенах висели ружья, яг(т\д)таши, нагайки, и вся эта старая дрянь давно уже заржа́вела и казалась серой от пыли (Ч.). 13. Гардеро(п\б)щик был похо(ш\ж) на киноактёра (С. Довлатов). 14. Чем хороши плоские ане(к\г)доты – их в голове больше помещается… (Коллек­ция анекдотов). 15. По ту сторону обросшего ольхой овра(ш\ж)ка, стало видать, паслось небольшое стадо – несколько разнома(с\з)тных коров шустро сновали по сенокосу, сзади за ними двигалась женщина с прутом в руках (В. Быков). 16. Как-то в глухую осень – уже начались заморо(с\з)ки – объ­е(с\з)(т\д)чики загнали огромный однодворческий табун (А. Эртель). 17. – Бла­годарю, – я схватил копчу(ш\ж)ку, оторвал ей голову и мгновенно сжевал (Акс.). 18. Объе(с\з)(т\д)чик Трифон, прое(с\з)жая мимо реки, заметил, что Кузьма что-то старательно мыл (Ч.). 19. Ко(к\г)да дело к рассудку пойдёт – я сам буду верхом с кочерё(ш\ж)кой (Пл.). 20. И я ушел, убежал и провёл (ф\в)пол­не сумасше(т\д)шую ночь, непрерывно видел его во сне с разительной яркостью, в какой-то дикой путанице… (Бун.). 21. …На опустевших обдон­ских огородах, через занесённые по мако(в\ф)ки плетни, девичьей прошивной мерё(ш\ж)кой легли петлистые сте(ш\ж)ки́ заячих следов (Ш.). 22. Лошадь держит под у(з\с)(т\д)цы князь Репнин, как вдруг кобыла с такой силой лягну­ла его, что сломала князю лоды(ш\ж)ку (РИА Новости). 23. И Петр Зиновьич регулярно спасается бегством от летящей за ним поваре(ш\ж)ки (Труд-7). 24. Конечно, я лукавил, изворачивался, двуру(ч\ш)ничал, позорно лгал (М. За­харов). 25. И блюдце, на блюдце глазастые ватру(ж\ш)ки (В. Маканин). 26. – Экая оказия, – мотал головой Баргамот, глядя на валявшегося пьян­чу(ш\ж)ку (Л. Андреев). 27. Всё как пре(ш\ж)де: такой же обшарпанный дом, так же стоит на а(с/з)фальте одинокое дерево (А.Хайт).

Задачи:

  • Актуализировать знания детей о парных звонких и глухих согласных;
  • Формировать знания детей о способах проверки парных звонких и глухих согласных;
  • Формировать умение находить проверочное слово к слову с парной согласной в корне слова;
  • Обогащать словарь детей словом сторож;
  • Воспитывать аккуратность при выполнении письменных работ.

Оборудование: доска, карточки (парные согласные, карточки к заданиям), картинка «Сторож».

Ход урока 1. Организационный момент.

Приветствие детей. Проверка готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

3. Формирование новых знаний.

1.Минутка чистописания.

На доске написаны строки.

Слон, лев, шакал и бегемот

С утра отправились в поход

Прочитайте вслух, написанные строки. Какой звук в них повторяется 4 раза. В каких словах он присутствует?

Бегемот, утра, отправились, поход.

Давайте охарактеризуем звук т, который встречается в этих словах. Для этого используйте подсказки.

Т - согласный, глухой, парный, твёрдый

А какая пара есть звонкая к этому звуку? Звук д. Правильно. Давайте вспомним все парные согласные и запишем их.

Б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.

Так а теперь давайте проверим, правильно ли мы сказали или нет, откройте стр. 67, и прочитайте.

2.Введение в тему.

Как вы думаете какая тема урока у нас с вами будет.

Парные звонкие и глухие.

Правильно.

А теперь откройте свои учебники на странице 67. Упр. 137. Давайте прочитаем стихотворение. Как произносятся звуки в конце выделенных слов: глухо или звонко?

Глухо. Правильно. А пишется какая буква? Буква Г. Это звонкий или глухой? Звонкий? А слышим мы глухой. Значит в наших словах есть опасное место. Что бы написать эти слова правильно нужно их изменить так что бы опасный звук мы хорошо услышали.

Затем слова выписываются на доске вместе с проверочными.

Луг –луга

Молодцы! А теперь откройте свои учебники на стр. 68. Прочитайте правило.

Физминутка

«Найти картинки»

3.Закрепление материала.

Задание на карточке.

Посмотрите на слова. Вставьте пропущенные буквы и скажите каким словом можно проверить слова. Это то слово где опасный звук слышится хорошо.

Ду…ок, ду…ки, ду…;

Зу..ки, зу…, зу..ок;

Коло…, коло..ки, коло…лк;

Сторо…, сторо…ит, сторо..ка;

Голу…, голу..ок, голу..ка.

Молодцы! А теперь откройте учебники на стр.68, упр.139

Прочитайте слова, измените их, чтобы после согласной стояла гласная. Запишите пары слов.

А теперь посмотрите на слово сторож. Что оно обозначает?

Какие опасные места есть в этом слове, давайте его произнесем? Поставьте ударение. {стораш] Какие буквы нужно проверить? Ж и вторую о. Ж мы проверили каким словом? (сторожа). А какое мы знаем правило? (сочетание оро оло, или проверочное слово)

Работа у доски.

Физминутка

Зрительная гимнастика.

А теперь мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко»(у детей на столах карточки)

Где растёт морковь?

На грядках.

Буквы пишут где?

В тетрадках.

Чистим что мы?

Чистим зубки.

Одеваем в холод?

Любим все?

Коньки, салазки?

А читаем часто?

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

Грядка. Нет чего?

Нет грядок.

А тетрадка? Нет – тетрадок.

Зубки! Изменили – зубы.

Шубки. Проверяем шубы.

Ждём снежинок и салазок

И побольше чудных сказок.

А теперь ребята, я хочу попросить вас помочь мне один неграмотный мальчик писал диктант и наделал много ошибок. Я вам это диктант сейчас покажу, а вы исправьте ошибки и подберите проверочные слова.

Самостоятельная работа детей.

Выпал первый снех. На улице сильный морос. В зимний холот, всякий молот.

4.Подведение итогов.

Что мы сегодня с вами делали?

Чему вы сегодня научились?

Какие вы знаете парные согласные?

Как не ошибиться при написании этих согласных в слове?

5. Домашнее задание.

Задание на карточке

Записать предложения вставить буквы, рядом в скобках написать проверочное слово. Например, Енот (еноты) – красавец смотрит вниз,

Ено. – красавец смотрит вниз,
Там сладко потянулась ры.ь.
Плывёт могучий бегемо.,
Медве.ь над репою ревёт,
И белый голу.ь там летает,

6. Рефлексия и оценка деятельности детей.

Ду…ок, ду…ки, ду…;

Зу..ки, зу…, зу..ок;

Коло…, коло..ки, коло…лк;

Сторо…, сторо…ит, сторо..ка;

Голу…, голу..ок, голу..ка.


Выпал первый снех. На улице сильный
морос. В зимний холот, всякий молот.

Где растёт морковь?
- На гря___ках.
- Буквы пишут где?
- В тетра___ках.
- Чистим что мы?
- Чистим зу___ки.
- Одеваем в холод?
- Шу___ки.
- Любим все?
- Коньки, сала___ки?
- А читаем часто?
- Ска___ки.
- Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего?
Нет гря___ок.
А тетрадка? Нет – тетра___ок.
Зубки! Изменили – зу___ы.
Шубки. Проверяем шу___ы.
Ждём снежинок и сала__ок
И побольше чудных ска___ок.

Записать предложения вставить буквы, рядом в скобках написать проверочное слово. Например, Енот (еноты) – красавец смотрит вниз,

Ено__ – красавец смотрит вниз,
Там сладко потянулась ры_ь.
Плывёт могучий бегемо__,
Медве__ь над репою ревёт,
И белый гол__.ь там летает,
Всех отдохнуть нас приглашает.

Тема: Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Цели:

  • Образовательные:
    • расширить представление об оглушении парных согласных в середине слов – перед глухими согласными;
    • уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
    • повторить правописание парных согласных на конце слова; систематизировать изученный материал;
    • научить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами.
  • Развивающие:
    • развивать умение анализировать, обобщать, формулировать вывод;
    • развивать интерес к русскому языку через игровую форму обучения;
    • обогащать словарный запас учащихся и работать над развитием речи;
    • развивать положительное отношение к учебе;
    • заботиться о здоровье детей, закрепить гигиенические навыки письма.
  • Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, дружбы и сопереживания.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент (Приложение . Слайд 1)

Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

II. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня мы продолжим путешествие по океану орфографических знаний, займемся исследованием и сделаем новое открытие по теме «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова». На уроке вы будете выполнять различные задания, давать полные правильные ответы, писать красиво и грамотно, внимательно слушать учителя и помогать друг другу в трудных ситуациях.
– Отправляясь в путешествие, мы должны определить вид транспорта: отгадайте слово на игровом поле по шифру: Г1, Б4, А2, В3, А4. (Приложение . Слайд 2)

– Итак, это шхуна – двухмачтовое судно с косыми парусами. (Приложение . Слайд 3)

– Перед отплытием надо пройти таможенный досмотр. Вы должны приготовить документы и заполнить их чисто и аккуратно. (Открыли тетради, записали число, классная работа).
– В путь!

III. Минутка чистописания

– Но вот первое препятствие: коралловые рифы. Чтобы их преодолеть, надо правильно выполнить задание. (Приложение . Слайд 4)

– Посмотрите внимательно на изображение:

– Какие буквы вы здесь увидели?
– Перед вами цель увидеть и правильно назвать буквы.
– Молодцы, вы очень внимательные и хорошо знаете название букв.
– А теперь покажите, как красиво вы можете писать парные согласные.
– Давайте вспомним эти пары.
– Сколько пар таких звуков имеется в русском языке? (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш) (Дети хором читают пары). (Приложение . Слайд 5)
– Запишите строчные парные согласные.
– Итак, наш путь лежит на остров парных согласных, которым руководит Господин Гласный.

IV. Словарная работа.

– Внимание! Впереди – Бермудский треугольник. Здесь бесследно исчезло множество кораблей. Видимо, члены их экипажей плохо учились в школе и не были дружны. Сможем ли мы благополучно миновать это место? (Приложение . Слайд 6.)
– Здесь нам нужно показать хорошее знание словарных слов и алфавита.
Слова: м…двед…, г…род, м…роз, к…р…ндаш.
Прочитайте вслух данные слова. Определите, какие буквы в них надо написать вместо точек. (Приложение . Слайд 7.)
– Какие сходства и различия вы видите в данных словах? (Слово «медведь» отвечает на вопрос Кто? все остальные на вопрос Что?; в слове «карандаш» 3 слога, у всех остальных – 2 слога)
– Запишите эти слова в алфавитном порядке. (г…род к…р…ндаш м…дведь, м…роз) Проверьте. (Приложение . Слайд 8.)
– Молодцы!
– Посмотрите внимательно на эти слова, где можно еще допустить ошибку.

V. Проверка знания орфографии

– А вот перед нами мыс Безграмотландия. (Приложение . Слайд 9.) Здесь живут те, кто пишет с ошибками. Чтобы не остаться здесь, вы должны доказать, что хорошо знаете правила орфографии.
Ребята! Вспомните правило проверки парных согласных по звонкости-глухости, если они находятся на конце слова. (Приложение . Слайд 10.)

Игра-соревнование «Не подведи свой ряд»

Физкультминутка

Вдох и выдох! Раз – присели!
Два – привстали, чтоб задержки никакой!
Три – нагнулись
И достали до носка одной рукой.
Быстро встали, тихо сели.
Головою повертели.
Сладко, сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Рот закрыли на замок
Продолжается урок!

Гимнастика для глаз

– Смотрим вдаль – близко (имитация движений) . Возьмите в руки бинокли, посмотрим, не виден ли остров? (В разных углах класса развешены фигурки морских обитателей. Дети по описанию находят их местоположение).

VI. Открытие нового знания

– Мы приближаемся к озеру Грамотеев. (Приложение . Слайд 11.) Перед жителями острова возникла проблема, они просят у вас помощи. За помощь обещают вам сундук с золотом.
На доске слово: рыб/пка – рыбёшка – рыбный.
– Исследуем это слово и поможем жителям острова решить орфографическую задачу.
– Давайте вспомним, что такое орфограмма? (Буква, которая обозначает звук в слабой позиции, называется орфограммой)
– Что помогает нам решить орфографическую задачу? (Приложение . Слайд 12.)
– Так как же быть, чтобы правильно обозначить на письме парный согласный в середине слова? (Слово нужно изменить)
– Сформулируйте правило.
– Итак, наше исследование завершилось.
– Вы только что сделали новое открытие. Какое? (Парные звонкие и глухие согласные в середине слова надо проверять).
– Молодцы, вы сами вывели правило. Давайте прочитаем его стр. 110.

VII. Первичное закрепление

– Сейчас вам предстоит поработать со своим другом – учебником и закрепить это знание.
С. 110 упр. 3
– И вот последняя остановка. Надо правильно сделать запись в бортовом журнале.

VIII. Выполнение теста по теме урока

Фамилия, имя______________________________

Тест «ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»

1. Как проверить парный согласный звук в корне слова?

а) Нужно подобрать однокоренное слово, в котором после этого согласного идет звонкий согласный.
б) Нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного шел гласный или звонкий согласный Н, Л, Р, М, Й.

2. В каких случаях проверка выполнена неверно?

а) ду…ки – дубок
б) ло…ка – лодочка
в) площа…ка – площадки
г) моро… – морозный

3. Какие буквы ты вставишь?

Тра…ка, бере…ка, гря…ка, кру…ка

IX. Итог урока

– Наш урок подошел к концу. Поделимся впечатлениями о нашем уроке.
– С каким открытием в области орфографии мы познакомились?
– Я скажу стихами, а вы расскажите правило.

Чтобы поменьше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих.

Глухие звуки – это непоседы
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.

Парные звуки согласные
Бывают такие опасные!
Звук нечётко слышится...
Буква какая пишется?
Но поставим рядом гласный –
И согласный неопасный.

X. Домашняя работа

Упражнение № 6 страница 111.

XI. Рефлексия

– Зачем нам был нужен этот урок?
– Что на вас произвело наибольшее впечатление?
– Какие задания показались вам наиболее интересными?
– У меня на слайде изображены три человечка с разной мимикой: оцените свою работу на уроке. (Приложение . Слайд 13.)

  • Кому было на уроке все понятно, со всеми заданиями справились уверенно, нарисуйте на полях веселого человечка.
  • Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя не уверенно, нарисуйте второго человечка.
  • Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справлялись, нарисуйте грустного человечка.

– Вот мы и добрались до острова парных согласных. (Приложение . Слайд 14.) Господин Гласный благодарит вас за проделанную работу. Вы показали, что многое знаете и умеете. Вы – единая команда, и в вашем единстве – сила. Вот вам сундук с золотом, шоколадные монеты. (Приложение . Слайд 15.)