1. В русском языке 33 буквы.
2. Звуки бывают гласные и согласные.
3. Букв, которые обозначают гласные звуки – 10 (а, о,у,ы,и,ы,е,ё,ю,я,э).
Гласных звуков – 6 [а], [о], [у], [ы], [и], [э].Буквы е, ё, ю, я играют две роли1) обозначают два звука, если:- стоят в начале слова;- стоят после гласного звука;- стоят после Ь или Ъ знаков2) обозначают мягкость предыдущего согласного.
4. Согласные звуки бывают: твёрдые и мягкие; глухие и звонкие.

Всегда твёрдые (не имеют мягкой пары) - [ж], [ш], [ц]. Всегда мягкие (не имеют твёрдой пары) - [ч], [щ], [й].
Парные согласные по глухости - звонкости б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.
5. Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают.


Предложение

Предложение – это группа слов, связанных по смыслу и грамматически. Предложение имеет законченную мысль.

По цели высказывания

По интонации

По строению

Повествовательные

Восклицательные

Распространенные

Вопросительные

Невосклицательные

Нераспространенные

Побудительные

Предложения, в которых содержатся сообщения, ответы на вопросы, называются повествовательными.
Предложения, в которых содержится вопрос, называются вопросительными.
Предложения, в которых выражается желание побудить кого-либо к действию, называются побудительными. В них могут содержаться совет, приказ, просьба.
Предложения, в которых выражаются сильные чувства, эмоции, называются восклицательными.
Распространенные предложения состоят из главных членов предложения и второстепенных.
Нераспространенные предложения состоят только из главных членов предложения.

К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое – это грамматическая основа предложения.

Подлежащее – это главный член предложения, обозначает предмет, о котором говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? или что?

Сказуемое – это главный член предложения, который указывает на то, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делает? что делают? какова? и т.д.

Имя существительное

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? В предложении имя существительное бывает подлежащим и второстепенным членом. Различают одушевленные им.сущ (кто?) и неодушевленные им.сущ (что?) Имена существительные бываютмужского рода – он, мой женского рода – она, моя среднего рода – оно, моё
Имена существительные изменяются по числам и падежам.

Изменение имен существительных по падежам называется склонение.
Различают 3 склонения имен существительных.

Чтобы определить безударный гласный в окончании имени существительного в ед.ч., нужно определить падеж и склонение.

Падежи имен существительных.

Падежи Вопросы Предлоги
Именительный Кто? Что?
Родительный Кого? Чего? От, до, из, без, у, для, около, в
Дательный Кому? Чему? К, по
Винительный Кого? Что? В, на, за, про, через
Творительный Кем? Чем? Под, над, за, перед, с, между
Предложный О ком? Очем? В, на, о, об, обо, при
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Р.п. - и - и
Д.п. - е - и
Т.п. - ой, - ей
П.п. - е - е - и


Морфологический разбор имени существительного

1. Имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос…

2. Начальная форма – И.п., ед.ч.

3. Постоянные признаки (одушевленное или неодушевленное, род, склонение)

4. Непостоянные признаки (число, падеж)

5. Роль в предложении.


Образец разбора имени существительного

К осени скворцы собираются в шумные стаи.

К осени - (к чему?, когда?), сущ., предмет, н. ф. - осень, неодуш, ж. р., 3 скл., ед. ч., Д. п., обстоятельство времени.

Имя прилагательное

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? каков? чей?
Имя прилагательное изменяется по падежам, числам и родам (в единственном числе).
Имя прилагательное согласуется с именем существительным (какого числа, рода, падежа имя существительное, от которого зависит прилагательное, такого же числа, рода и падежа имя прилагательное).
В предложении имя прилагательное чаще всего является второстепенным членом.
Безударное окончание имени прилагательного определяется по вопросу – какое окончание в вопросе, такое окончание и у прилагательного

(но! нужно обращать внимание на твердость или мягкость согласного)
Начальная форма имени прилагательного – И.п., ед.ч., мужской род (какой?)


Морфологический разбор имени прилагательного

1. Зависит от сущ. …., отвечает на вопрос, имя прилагательное, обозначает признак предмет.

2. Начальная форма – И.п., ед.ч., м.р.

3. Постоянные признаки - не

т4. Непостоянные признаки (число, падеж, род ед.ч.)

5. Роль в предложении.

Образец разбора имени прилагательного

В зелёных лугах всё лето цветут одуванчики.
Зелёных (в лугах)- каких?, прилаг., признак предм., н. ф. - зелёный, мн. ч. , П. п., определение

Глагол

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Начальная форма глагола – это неопределённая форма.
Неопределённая форма глагола Что делать? Что сделать? Не изменяется по числам и временам, оканчивается на -ть, -чь, -ти

Глаголы изменяются по числам и временам.

Глаголы прошедшего времени в ед.числе изменяются по родам.

От рода зависит окончание глагола.

М.р. что делал?- нулевое окончание

Ж.р. что делала?- окончание -а

Ср.р. что делало?- окончание -о

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по числам и лицам.

Изменение глаголов по числам и лицам называется спряжением.

Глаголы бывают I и II спряжения
К I спряжению относятся глаголы, которые в неопределённой форме пред – ть, имеют суффиксы А,О,У,Ы,Е и глаголы-исключения: брить, стелить
Ко II спряжению относятся глаголы, которые в неопределённой форме пред –ть имеют суффикс И и 11 глаголов-исключений: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидетьгнать, держать, дышать, вертетьи зависеть, и терпеть
Чтобы определить безударный гласный в окончании глагола, нужно поставить глагол в неопределённую форму.

Если глагол I спряжения, то в окончании надо писать букву – Е, если II спряжения – то букву –И.

Глаголы бывают 1-го, 2-го, 3-го лица.

I спряжение II спряжение
лицо Ед.ч. Мн.ч лицо Ед.ч. Мн.ч
1 -у, -ю -ем 1 -у. –ю -им
2 -ешь -ете 2 -ишь -ите
3 - ет -ут, -ют 3 -ит -ат, -ят

НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме тех, которые без НЕ не употребляются: неволить, ненавидеть, нездоровится, негодовать, недомогать, недоумевать.
Морфологический разбор глагола

1. Глагол, отвечает на вопрос, обозначает действие предмета.

2. Начальная форма – неопределённая форма.

3. Постоянные признаки: спряжение.

4. Непостоянные признаки: число, время, лицо (в наст.и буд.времени), род (в прош.времени ед.ч.)

5 Роль в предложении – сказуемое.

Образец разбора глагола.

Мощный ураган срывал крыши с дачных домов.

Срывал - что делал?, глагол, действие предмета, н. ф. - срывать, I спр., ед. ч., пр. в., м. р. , сказуемое

Фонетический разбор слова (образец)
Сентябрь -– 2 слога

с - [с′] – согл., глух., мягк.
е - [и] – глас., безуд.
н - [н] – согл., звон., тв.

т - [т′] – согл., глух., мягк.

я - [а] – глас., удар.
б - [б] – согл., звон, тв.

р - [р′] – согл., звон., мягк.
ь - [ - ]

8 б., 7 зв.

Ручеёк – 3 слога

р - [р] – согл, звон, тв.

у - [у] – глас., безуд.

ч - [ч′] – согл., глух., мягк.

е - [и] – глас., безуд.

ё - [й′] – согл., звон., мягк. [о] – глас., удар.

к - [к] – согл., глух., тв.
6б., 7 зв.

Морфемный (разбор слова по составу)

1. Определить часть речи. (Существительное, прилагательное, глагол);

2. Выделить окончание. (Окончание это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении);

3. Показать основу слова. (Основа - это часть слова без окончания, в основу входит корень, суффикс, приставка);

4. Выделить корень. (Корень - это главная часть слова, в корне заключен смысл однокоренных слов, чтобы найти корень. нужно подобрать как можно больше однокоренных слов);

5. Выделить приставку(часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования однокоренных слов) и суффикс (часть слова, которая стоит после корня и служит для образования однокоренных слов).

Разбор предложения

1. Какое предложение по цели высказывания?

2. Какое предложение по интонации?

3. Распространенное оно или нераспространенное?

4. О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.

5. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.

6. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.

Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.

8. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.

П р и м е р: После теплых дождей в лесу пошли грибы.(Повествоват.,невосклиц., распростр.)
Что? Грибы - это подлежащее. Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое. От подлежащего вопрос задать нельзя.З адаем вопрос от сказуемого.Пошли (где?) в лесу – это Вт.член.-обстоятельствоПошли (когда?) после дождей – это Вт.член.- обстоятельствоПосле дождей (каких?) теплых – это Вт.член. - определение

Род имен существительных

Главные и второстепенные члены предложения

Части речи

Изменение глаголов по лицам и числам

Части речи

ПАМЯТКА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1.Пропуск, замена, искажение букв.
Выпиши слово, поставь ударение, раздели на слоги.

Например: ВОК-ЗАЛ.
2. Словарные слова.
Выпиши слово, поставь ударение, подчеркни орфограмму. Запиши ещё 2 слова на это же правило, т.е. словарное. Например: Ва гон, вокзал, однажды.

Составь и запиши предложение с этим словом. Например: Вагон тронулся.
3. Заглавная буква в именах собственных.
Выпиши слово, поясни значение заглавной буквы.

Например: Саратов - название города. Подбери и запиши ещё 2 слова на это же правило, подчеркни в них эту орфограмму. Составь и запиши предложение.
4. Сочетания: жи - ши, ча - ща, чу - щу, чк, чн.
Выпиши слово, напиши ещё 2 слова с этим сочетанием.

Например: ужин, чижик, лыжи. Подчеркни сочетания. Составь и запиши предложение.
5. Перенос слов,
Выпиши слово, раздели на слоги, потом раздели для переноса.

Например: у/че/ник, уче-ник.

6. Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука.
Выпиши слово, напиши ещё 2 слова на это же правило.

Например: пеньки, коньки, угольки. Составь и запиши предложение.
7. Парные согласные.
Выпиши слово, подчеркни парный согласный, подбери проверочное слово.

Например: Мороз – морозы, дружки – дружок. Напиши ещё 2 слова на это же правило.

Составь и запиши предложение.
8. Безударные гласные.
Выпиши слово, поставь ударение, подчеркни безударную гласную, подбери проверочное слово. Например: морской – море. Напиши ещё 2 слова на это же правило.

Составь и запиши предложение.
9. Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово, напиши 2 слова на это же правило. Например: ручьи, муравьи, соловьи.

Составь и запиши предложение
10. Двойные согласные.
Напиши слово 3 раза, подчеркни удвоенный согласный.

Например: аллея, аллея, аллея.

11. Предлоги.
Выпиши слово, поставь между предлогом и словом вопрос или другое слово.

Например: в лесу - в_(сосновом) лесу. Напиши ещё 2 слова на это же правило.

Составь и запиши предложение.

12. Приставки.
Выпиши слово, выдели приставку, напиши ещё 2 слова с этой приставкой.

Например: побежал, поехал, посмотрел.
Составь и запиши предложение.
13. Непроизносимые согласные.
Выпиши слово, подбери проверочное слово, подчеркни орфограмму.

Например: грустный - грусть. Напиши ещё 2 слова на это же правило.

Составь и запиши предложение.
14. Разделительный твёрдый знак.
Выпиши слово, выдели приставку, подчеркни Ъ, напиши ещё 2 слова на это же правило. Например: подъезд, съезд, объезд. Составь и запиши предложение
15. Мягкий знак после шипящих.
Выпиши слово, укажи род существительного, подчеркни Ь.

Например: речь - ж. р., обруч - м. р.

Напиши ещё 2 слова на это же правило. Составь и запиши предложение.
16. Частица не с глаголом.
Выпиши слово, напиши ещё 2 глагола с частицей не.

Например: не ел, не хотел, не гулял.
Напиши ещё 2 слова на это же правило. Составь и запиши предложение.

17. Окончания имён существительных.
Выпиши слово, укажи склонение и падеж, выдели окончание.

Например: к пристани-3 скл., Д. п.; в деревне-1 скл., П п.
Напиши ещё 2 слова на это же правило. Составь и запиши предложение.

18. Имена существительные мн. ч., Р. п.
Выпиши слово, подчеркни шипящий, укажи число и падеж.

Например: задач - мн. ч., Р. п.
Напиши ещё 2 слова на это же правило. Составь и запиши предложение.

19. Окончания глаголов 1 и 2 спряжения.
Выпиши глагол, укажи неопределённую форму и спряжение, выдели окончание. Например: пишет (писать) - 1 спр., строят (строить) - 2 спр.
Памятка. 1 спр. - глаголы с окончаниями -е, -ут, -ют; все остальные и (брить, стелить). 2 спр. - глаголы с окончаниями -и, -ат, -ят; глаголы на -ить и (терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, гнать, держать, дышать, слышать).
Напиши ещё 2 слова на это же правило. Составь и запиши предложение.

Проверяемые безударные гласные



Правописание парных согласных

Непроизносимые согласные

Алгоритм написания мягкого знака на конце имен существительных после щипящих

Знаки препинания при обращении

Фонетический разбор

В этой книге собраны для вас самые разные памятки, которые помогут вам выполнить любое задание учителя: написать предупредительный или объяснительный диктант, сочинение по картине или сочинение в жанре интервью, изложение или рецензию (отзыв) на прочитанную книгу.

ПАРОНИМЫ.
(Научный стиль)
Паронимы - это слова, близкие, но не тождественные по звучанию, различные в смысловом отношении и иногда ошибочно употребляемые в речи одно вместо другого. Например: факт - действительное, невымышленное событие, явление и фактор - движущая сила, причина какого-либо процесса или явления, определяющая его характерные особенности.

Различно произноситься у паронимов может начало слова (форум и кворум), середина слова (контакт и контракт) либо конец слова (комплект и комплекс).

Среди паронимов, как это мы видим, значительное место занимают имена существительные. Паронимы, выраженные другими частями речи, встречаются реже, например: одинарный (от имени числительного один) и ординарный - обыкновенный; сточить - обточить до основания и стачать - сшить сквозной строчкой.

Будьте внимательны, не путайте в своей речи паронимы! (Из учебника «Современный русский язык»).

СОДЕРЖАНИЕ
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
ПАМЯТКИ-РУКОВОДСТВА
Как подготовиться к диктанту по учебнику
Как писать предупредительный диктант
Как писать объяснительный диктант
Как составить план текста
Как подготовиться к изложению
Как работать над сочинением
Как работать над черновиком изложения и сочинения
Как работать над ошибками в изложении и сочинении
Как работать над орфографическими ошибками
Как работать над сочинением по картине
Как работать над сочинением-интервью
Как написать рецензию (отзыв) на прочитанную книгу
Стили речи
Типы речи
Тропы и стилистические фигуры
Комплексный анализ текста
ПЛАНЫ И ОБРАЗЦЫ ВСЕХ ВИДОВ РАЗБОРА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Фонетический разбор
Словообразовательный разбор
Разбор слова по составу (морфемный разбор)
Морфологический разбор
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Причастие
Деепричастие
Наречие
Предлог
Союз
Частица
Синтаксический разбор
Словосочетание
Простое предложение
Сложное предложение
Лексический разбор
Орфографический разбор
Пунктуационный разбор
ОРФОГРАММЫ И ИХ ГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ
ПУНКТОГРАММЫ И ИХ ГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Говори правильно!
Приложение 2. Пиши правильно!
Приложение 3. Словарик синонимов
Приложение 4. Словарик антонимов
Приложение 5. Краткие сведения о художниках
ЛИТЕРАТУРА.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Памятки по русскому языку, 5-9 класс, Ушакова О.Д., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Работа с текстом на уроке русского языка, Пособие для учителя, 5-11 классы, Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Ускова И.В., 2019
  • Методическое пособие к УМК В.В. Бабайцевой, Русский язык, 5-9 классы, Углублённое изучение, Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Политова И.Н., 2014
  • Русский язык, 120 текстов для школьных изложений, 5-11 классы, Войлова К.А., Леденева В.В., Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е., 2000

Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.

Гласные звуки: Гласные буквы:
А,0,У,Ы,И,Э. А,0,У,Ы,И,Э,Е,Ё,Ю,Я
Согласные звуки
Парные звонкие: б, в, г, д, ж, з
глухие: п, ф, к, т, ш, с
непарные звонкие: л, м, н, р
глухие: х, ц, ч, щ
Всегда твердые: ж, ш, ц
Всегда мягкие: ч, щ, й
Ь и Ъ – звуков не обозначают
Е, Ё, Ю, Я – Обозначают мягкость согласного (МЁД, ДЕРЕВО)
или 2 звука, после гласной и в начале слова (МОЁ, ЯМА)
Твёрдый согласный звук
Мягкий согласный звук


А, О, У, Ы, Э
КАПУСТА, ЭКСКАВАТОР
2. Если согласный стоит на конце слова: НОС
3. Если согласный стоит после согласного: СТОЛ
4. Всегда твёрдые: Ж, Ш, Ц
ШИЛО, ЛОЖКА, ЦИРКУЛЬ
1. Если после согласного звука стоят:
Я, Ё, Ю, И, Е
МЕБЕЛЬ, МЯЧИК
2. Если после согласного звука стоит: Ь знак
ДЕРЕВЬЯ, ЛИСТЬЯ
3. Всегда мягкие: Ч, Й, Щ
ЧАШКА, ЩУКА, МАЙ

падежи
1 склонение
м.р., ж.р.
(папа, дядя,
ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
3 склонение
ж.р.
ь
(ночь, дочь,
степь)
ь
тень, дочь
2 склонение
м.р., с.р.
-о, -е
(конь, окно,
поле)
-о, -е

Человек,
озеро
-а, -я
тётя)
-а, -я
мама, дядя
Именител
ьный
Родительн
ый
Дательны
й
Винительн
ый
Творитель
ный
Предложн
ый
-ы, -и
мамы, дяди

маме, дяде
-у, -ю
маму, дядю
-ой, -ей
мамой, дядей

о маме, о дяде
-а, -я
человека,
озера
-у, -ю
человеку,
озеру
-а, -я, -о, -е
человека,
озеро
-ом, -ем
человеком,
озером
о человеке, об

озере

тени,
дочери

тени,
дочери
ь
тень, дочь
ь -ю
тенью,
дочерью

о тени, о
дочери

Состав слова
1. Окончание

Изменяемая часть,
которая находится
на конце слова
снег
снега
снегом
2. Основа
Часть слова без
окончания

Машин а
3. Корень

Общая часть
родственных
слов
4. Приставка
Перед корнем
5. Суффикс
После корня
Снег
снежок
зацветут
расцветут
цветок
цветочек
Приставки
Суффиксы
из
ис
с
при
пре
без
бес
о
об
от
ото
до
под
подо
про
в
во
вы
над
на
рас
раз
за
н
инк
ник
ниц
еньк
оньк
к
ик
ок
ек
ёк
ов(а)
ев(а)
ск
и
е
щик
чик
ышк
ушк
юшк
ист
тель
оват
еват
очк
ечк
ть
ти
чь
л
ся(сь)
Предлоги
ПАДЕЖИ
Именительный
падеж
Родительный
падеж
Дательный
падеж
Винительный
падеж
Творительный
падеж
Предложный
падеж
Начальная
форма
К
О
С
В
Е
Н
Н
Ы
Е
ПАДЕЖИ
Вспомогательное
слово
есть
Падежные
вопросы
кто? что?
нет
дам
кого? чего?
у, с, без, до, от, из, из­под,
возле, подле, для, около
кому? чему?
к, по
вижу
кого? что?
горжусь
кем? чем?
в, на, за, под, перед, про,
сквозь, через
с, за, над, под, перед,
между
говорю о
о ком? о чём?
о, об, на, в, при

МЯГКИЙ и ТВЁРДЫЙ ЗНАКИ
Ь ­ смягчающий
1. Пишется в конце и в середине
слова: лось, мальчик.
2. Пишется после и перед
согласными: дяденька
3. показывает мягкость впереди
стоящего согласного звука:
большой, альбом

Ь ­ разделительный
1. Пишется в середине слова:
жильё, листья
2. Пишется после согласных и
перед гласными: и, е, ё, ю, я
платье, деревья
3. Показывает, что согласный
звук не сливается с гласным:
вьюга, семья, колья
Ъ –твёрдый знак
1. Пишется после приставок
перед корнем:
подъезд, въехал
2. Пишется после согласных и
перед гласными: е, ё, ю, я
объяснить, подъём
3. Показывает, что согласный
звук не сливается с гласным:
съездил, объявление
ЖИ – ШИ
ЛЫЖИ, ШИНА
ЧА – ЩА
ДАЧА, ЩАВЕЛЬ
ЧУ – ЩУ
ЧУГУН, ЩУКА
ЗАПОМНИ ПРАВИЛА!
ПИШИ БЕЗ МЯГКОГО ЗНАКА
ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ
ДОЧКА
СКВОРЕЧНИК
ПТЕНЧИК
БАРАБАНЩИК
СПОРЩИК
ПЕРЕНОСИ СЛОВА ПО СЛОГАМ:
УЧЕ – НИК МА­ ШИ­ НА
РУ – ЧЬИ ВАН – НА
ПОДЪ – ЕЗД ПАЛЬ ­ ТО
ЛЕЙ – КА АКА – ЦИЯ
НЕЛЬЗЯ ПЕРЕНОСИТЬ СЛОВА:

КОНЬ, МОСТ, ОСЁЛ, ЯМА

ЧАСТИ РЕЧИ
ГЛАГОЛ
ИМЯ
СУЩЕСТВИТ
КТО?
ЧТО?
ь
т
с
а
ч
и
ч
е
р
ы
с
о
р
п
о
в
ПРИЛАГАТЕЛЬ
ЛЬНОЕ
ИМЯ
НОЕ
КАКОЙ?
КАКАЯ?
КАКОЕ?
КАКИЕ?
ПРЕДМЕТ
ПРИЗНАК
н. ф. ЧТО
ДЕЛАТЬ?
н. ф. ЧТО
СДЕЛАТЬ?
ЧТО СДЕЛАЕТ?
ЧТО ДЕЛАЕТ?
ДЕЙСТВИЕ
определени
е
сказуемое
н
е
л
ч
.
д
е
р
п
подлежаще
е,
дополн,
обстоят.
о
р
д Ж.Р. кошка
М.Р. щенок
С. Р. озеро
л
с
и
ч
о единственно
множествен
е ч.
ное ч.
Ж.Р.
М.Р.
ласковая
шустрый
С.Р.
круглое
единственно
е ч.
множествен
ное ч.
я
м
е
р
в
времени нет времени нет
Ж.Р. спит
М.Р. лает
С. Р.
находится
единственное ч.
множественное ч.
делает?)
наст. время (что
играет, играем
прош. время (что
делал?)
играл, играли
буд. время (что
сделает?)
(что будет
делать?)
играть
поиграет, будет
МЕСТОИМЕНИЕ
Ед.ч
Мн.ч
1 лицо - Я,
МЫ
2 лицо - ТЫ,
ВЫ
3 лицо - ОН,
ОНИ
ОНА, ОНО
подлежащее,
дополнение
Ж.Р. она
М.Р. он
С.Р.
оно
единственное
множественн
ч.
ое ч.
времени нет
ВЫУЧИ ПРАВИЛА!
БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ В КОРНЕ:
ПАРНЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ:
О, А, Е, И, Я

Если в корне гласный звук
Вызвал вдруг сомнение,
Ты его немедленно
Б В Г Д Ж З
I I I I I I
П Ф К Т Ш С
Ты сомнительный согласный

Ставь под ударение.

ГОРА – ГОРЫ, ТРАВА – ТРАВЫ, РЯДЫ – РЯД
Проверяй скорее гласной.
ПЛОД – ПЛОДЫ, СКАЗКА – СКАЗАТЬ.
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ­ ЕК ­ ИК:
Чтобы узнать какой суффикс написать,
Нужно слово изменить и проверить гласную.
Если гласный «убегает»,
Нужно – ЕК писать всегда.

ЗАМОЧ ЕК – ЗАМОЧ К А

ОРЕШ ЕК – ОРЕШ К А

ЛИСТ ИК ­ ЛИСТ ИК И

КЛЮЧ ИК – КЛЮЧ ИК И
НЕПРОИЗНОСИМЫЙ СОГЛАСНЫЙ:
Чтобы проверить непроизносимые
согласные: в, д, л, т,
нужно подобрать однокоренное слово, чтобы
эти согласные отчётливо произносились.
РАДОСТНЫЙ – РАДОСТЬ,

ЗВЁЗДНЫЙ – ЗВЕЗДА,
СОЛНЦЕ – СОЛНЕЧНЫЙ.
СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Женский род
Множествен. число
какая?
АЯ ­ ЯЯ
какие?
ЫЕ ­ ИЕ
лесная синяя
лесные синие
какой?
ОЙ ­ ЕЙ
каких?
ЫХ ­ ИХ
лесной синей
лесных синих
какой?
ОЙ ­ ЕЙ
каким?
ЫМ ­ ИМ
лесной синей
лесным синим
какую?
УЮ ­ ЮЮ
лесную синюю
какой?
ОЙ ­ ЕЙ
лесной синей
о какой?
ОЙ ­ ЕЙ
какие?
ЫЕ ­ ИЕ
лесные синие
какими?
ЫМИ ­ ИМИ
лесными синими
о каких?
ЫХ ­ ИХ
о лесном о синем
о лесной о синей
о лесных о синих
Падеж Мужской род Средний род
И.п.
какой? какое?
ЫЙ ­ ИЙ ­ ОЙ
ОЕ ­ ЕЕ
лесной синий лесное синее
какого?
ОГО ­ ЕГО
лесного синего
какому?
ОМУ ­ ЕМУ
лесному синему
какой? какого? какое?
ЫЙ ­ ИЙ ­ ОЙ ­ ОГО ОЕ ­ ЕЕ
лесной синего лесное синее
каким?
ЫМ ­ ИМ
лесным синим
о каком?
ОМ ­ ЕМ
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
1.Перенос слова (П.С.) – раздели слово на слоги, подчеркни гласные. Напиши ещё два слова.
Делай так: оси – на, ка – ран – да – ши, паль ­ то.
2.Мягкий знак (М.З.) – выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Напиши ещё два слова.
Делай так: ходить, водить, наливать.
3. Жи – ши, ча – ща, чу ­ щу (Ж.Ш.) – выпиши слово правильно, подчеркни правило. Напиши ещё
два слова.
Делай так: малыши, машина, шило.
4. Безударная гласная (Б.Г.) – выпиши слово правильно. Поставь в слове ударение, подчеркни
безударную гласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы ударение падало на гласную.
Делай так: волна – волны, выходил – ходит.
5.Словарное слово (СЛ.С.)– напиши слово правильно три раза. Запомни, как оно пишется.
Подчеркни букву, в которой была допущена ошибка.
Делай так: ребята, ребята, ребята.
6.Парные звонкие и глухие согласные (ПАР.С.) – выпиши слово правильно. Подчеркни
парную согласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы после согласной стояла гласная.
Делай так: морозы – мороз, ягодка – ягоды.
7. Разделительный мягкий знак (Р.М.З.) – выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак.
Подчерни буквы, которые разделяет мягкий знак.
Делай так: листья, деревья, вьюга.
8. Двойные согласные (Д.С.) – выпиши слово правильно. Подчеркни удвоенный согласный.
Напиши ещё два слова на это правило.
Делай так: группа, аллея, утренний.
9.Непроизносимые согласные (Н.С.) – выпиши слово правильно. Подчеркни непроизносимый
согласный. Выдели корень. Подбери проверочное слово так, чтобы согласный хорошо слышался.
Делай так: звёздный – звезда, звёздочка.

10.Состав слова (С.С.) – выпиши слово правильно. Разбери его по составу.
Делай так: приморская
11.Правописание приставок (П.П.) – выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Напиши.
ещё два слова с такой же приставкой.
Делай так: полетели, побежали, потянули.
12.Правописание предлогов (П.ПР.) – выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог
со словом пишется раздельно: между предлогом и словом подставь другое слово. Подчеркни предлог.
Напиши ещё два слова с таким же предлогом.
Делай так: к (высокому) дереву, к (маленькой) девочке, к (грузовому) самолёту.
13. Разделительный твёрдый знак (Т.З.) – выпиши слово правильно. Подчеркни твёрдый знак.
Выдели приставку и подчерни букву (Е, Ё, Ю, Я), которые разделяет твёрдый знак.
Напиши ещё два слова на это правило.
Делай так: в ъехал, с ъезд, об ъявление.
14. Мягкий знак после шипящих (М.З. Ш.) – выпиши слово правильно. Определи род имени
существительного. Подчерни шипящий на конце слова. Определи, есть ли мягкий знак после шипящего.
Напиши ещё два слова на это правило.
ж. р. ж. р. ж. р. м. р. м. р м. р
Делай так: ночь, помощь, дочь, луч, шалаш, товарищ.
15. Безударные падежные окончания (П.О) – выпиши слово правильно. Выдели окончание.
Поставь слово в начальную форму (И.п), определи склонение, падеж. Придумай своё слово.
Делай так: На опушке ­ опушка, I скл, П.п.
На полянке ­ полянка, I скл, П.п.
16. Разбор предложения (Р. П.) – выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения.
Делай так: Седые туманы плывут к облакам.
17. Однородные члены предложения (О. Ч.) – выпиши предложение. Подчеркни главные и
однородные члены предложения. Вспомни о знаках препинания при однородных членах.
Делай так: Ученики читали, решали, считали.

Главные и второстепенные члены предложения.
Член
предложения
е Подлежащее
ы
н
в
а
л
г
Сказуемое
е Дополнение
ы
н
н
е
п
е
т
с
о
р
о
т
в
Определение
Вопросы
Что обозначает
Примеры предложений
кто? что?
Предмет
Льёт дождь. Он скоро пройдёт.
что делает? что делал?
что сделает?
что будет делать?
На вопросы косвенных
падежей:
кого? чего? кому? чему?
кем? чем? о ком? о чём?
какой? какая?
какое? какие?
чей? чья? чьё? чьи?
Действие
предмета
Улетают птицы.
Ученики читают и пишут.
Предмет
Летом я жил у бабушки.
Она испекла пироги с малиной.
К речке ведёт тропа.
Признак,
качество,
свойство
предмета.
Зеленеют молодые сосны и ели.
За кустом мелькнул лисий хвост.
Белые

Ручки чужой труд любят.
Обстоятельство
где? когда? куда? откуда?
почему? зачем? как?
каким образом?
Место, время,
Утром дети шли по лугу.
причину,
способ действия.
Человек сидел неподвижно.
Впереди бежала собака Жучка.
По интонации
Виды предложений.
По цели
высказывания
По наличию главных
членов предложения.
По наличию
второстепенных
членов.
1) Восклицательное
Мама приехала!
1) Повествовательное
Мы идём пешком.
1) Простое (одна основа)
Снова ударил гром.
1) Нераспространённое
Полил дождь.
2) Невосклицательное
Мама приехала.
2) Вопросительное
Вы пойдёте пешком?
3) Побудительное
Идите пешком!
2)Сложное (несколько основ)
Снова ударил гром, и
начался сильный ливень.
2) Распространённое
К вечеру полил
холодный дождь.
1)
2)
3)
4)
5)
,
,
и
, а
, но
Однородные члены предложения.
Ласточки, утки, лебеди осенью улетают на юг.
Берёзы, дубы и осины растут в лесу.
,
и
Ученики считали и решали на уроках математики.
Мы собирали не грибы, а ягоды.
Наступила осень тихая, но пасмурная.
Прямая речь в предложении.
1) Прямая речь заключается в кавычки «…..» и пишется с заглавной буквы.
2) Прямая речь стоит перед словами автора, то после кавычек ставится тире.
« Это часы » , ­ ответила мама. « Пойдём гулять! » ­ сказал мальчик. « Где Жучка?» ­ спросил Тёма.
3) Прямая речь стоит после слов автора, то перед ней ставится двоеточие.