Всего лишь несколько лет назад родители делали ДНК-тест, чтобы определить, передали ли они ребенку определенные генетические заболевания, или пытались «смоделировать» ДНК таким образом, чтобы исключить уже поврежденный ген. Сегодня все чаще специалисты говорят о том, что генетические анализы можно использовать для того, чтобы определить заложенные природой таланты.

Например, ДНК-тест может помочь определить художественные или музыкальные способности, склонности к танцам или определенному направлению в спорте, способности к определенному типу школьного обучения. Чаще всего исследуется так называемый «спортивный ген» ACTN3: он помогает спрогнозировать, занимаясь каким направлением спорта (силовым, спринтерским, требующим выносливости) ребенок добьется большего. Многие при этом ссылаются на опыт Китая, где без такого теста детей не принимают в специализированные спортивные школы. Но что определяется тестом? Только физиологическая предрасположенность. Она говорит о том, что при занятиях одним и тем же видом деятельности в абсолютно одинаковых условиях человеку с генетической к нему предрасположенностью будет проще, чем тому, у которого ее нет. Прекрасный пример ограничений подобных подходов – американский прыгун в высоту Ричард Фосбери, олимпийский чемпион и изобретатель нового способа прыжков в высоту, который, согласно своим генетическим данным, вовсе не должен был бы прыгать. Но при «слабой» генетике у него были желание и воля к победе. И они оказались сильнее!

ДНК-тест – первая подсказка для тех, у кого пока нет иных ориентиров. Но он исследует только около 1/4 ДНК-материала... Что могли бы сказать остальные три четверти, сказать пока не получается…

Первый шаг

Работа – это способ реализации глубинного «я», место приложения таланта – именно при таком подходе главный акцент делается на раннем выявлении и развитии способностей. Здесь очень важно, чтобы это была не реализация несостоявшихся родительских надежд и ожиданий от жизни («У меня не получилось стать балериной, но моя дочь непременно этого добьется!»), а развитие его талантов. Сегодня все чаще идет речь о том, что наши дети будут менять направления своей деятельности несколько раз за время своей жизни, поскольку ее продолжительность и «работоспособный» возраст с каждым годом увеличивается. Все чаще специалисты по профориентации говорят о том, что самое важное – дать ребенку опыт успешного развития в любой области. Не стоит зацикливаться на каком-то одном профессиональном приложении интереса ребенка. Наоборот, чем больше возможностей разнообразной пробы своих сил в данной области вы сможете ему показать, тем лучше. К примеру, если девочка мечтает о театре, подскажите ей, что в театральной среде можно быть не только актрисой, но и драматургом, менеджером по развитию, переводчиком, художником, гримером.

Пусть меня научат!

Сегодня сфер деятельности огромное количество. Для самого первого «погружения в профессии» сегодня существуют отличные возможности: города профессий («Кидбург», «Мастерславль», «Кидзания» и т. п.) и профориентационные экскурсии. В «городах профессий» дети могут познакомиться с самыми разными видами деятельности, причем не просто глядя на них со стороны, а активно выполняя необходимые действия самостоятельно, добиваясь успеха и зарабатывая деньги. Это проба себя в настоящем, всамделишно-взрослом мире. А игра делает получение новых или закрепление уже приобретенных знаний и умений захватывающе увлекательным. К тому же ребенок именно на собственном опыте получает здесь возможность проследить все связи между теорией и практикой, уяснить причинно-следственные связи в реальности, а не в родительских и учительских предостережениях или напутствиях.

Куда смотреть?

Большинство специалистов, занимающихся профориентацией, советуют родителям просто внимательно наблюдать за ребенком: во время его игр, общения со сверстниками и взрослыми, при выборе игрушек и книг (даже если он пока еще не умеет читать).

  • Ребенок легко вступает в контакт с другими людьми. Он умеет собрать вокруг себя команду для игры (неважно, в мяч, дочки-матери или склейку поделки), увлекает не только более пассивных сверстников или младших, но и равных и старших. При этом он готов прислушаться и принять правила чужой игры, если она ему интересна. У него не возникает сложностей с тем, чтобы найти темы для общения и с детьми, и со взрослыми, познакомиться, попросить игрушку и т. д. Заметно, что в компании других людей ему явно комфортнее, чем в одиночестве.

Подходящие профессии: преподаватель, журналист, юрист, политик, переводчик, маркетолог, специалист по рекламе.

Как развивать? В таком ребенке важно воспитывать умение работать (и играть!) в команде. Ему точно пригодятся иностранные языки, навыки психологии, бизнеса, хорошее знакомство с искусствами и литературой, умение строить имидж.

  • Ребенок не очень хорошо ладит с людьми , зато все окрестные птички-кошки-жучки-паучки притягивают его как магнит. Он с удивлением замечает распустившиеся цветы, рассматривает опавшие листья, с удовольствием мастерит поделки из природных материалов, любит сказки и книжки про зверей.

Подходящие профессии: биолог, зоолог, ветеринар, флорист.

Как развивать? Налицо интерес ребенка к природе. Биология во всех ее проявлениях, от «высокой» науки до прикладной флористики, астрономия, химия и физика (для самых маленьких – в виде самых простых опытов и наблюдений) – области его занятий. При склонности к естественным наукам ему никуда не деться от математики. Развитию способностей также помогут шахматы, квиллинг и оригами, контактная импровизация и экотуризм.

  • Ребенок также не ладит с людьми, но и природа его тоже совсем не привлекает. При этом любая новая игрушка оказывается через десять минут разобранной на части. Малыш с увлечением строит из конструкторов, придумывает свои модели, мгновенно разбирается в появляющихся в доме гаджетах и бытовых устройствах…

Подходящие профессии: инженер, конструктор, программист.

Как развивать? Робототехника, всевозможное моделирование, физика и компьютерные технологии – его конек. В обучении языкам и гуманитарным наукам ему подойдет структурно-лингвистический подход, где акцент делается на то, «как оно устроено». Пригодится умение выстраивать схемы и стратегии. Из видов спорта предпочтительны индивидуальные и требующие неких расчетов (например, легкая атлетика).

  • Ребенка интересуют исключительно прикладные вещи, напрямую связанные с его жизнью. Такого малыша, по большому счету, можно увлечь чем угодно. Главное, чтобы занятие было «реальным», а не виртуальным.

Подходящие профессии: специалист сферы обслуживания (стилист, повар, спортивный тренер и т.п.).

Как развивать? Начинать надо с областей, с которыми ребенок сталкивается ежедневно. Если вы живете или часто бываете у реки – плавание или гребля. Рядом футбольное поле, где папа проводит половину воскресенья? Ребенку тоже нужен мяч. Кулинария, дизайн, кройка и шитье, спортивное ориентирование, имидж-студия – вот места, где ваше чадо может попробовать найти себя. Подростку стоит находить те занятия, где он сможет чувствовать себя уверенным и равным взрослым специалистам.

Способности - это индивидуальные качества, которые есть у каждого из нас.

Благодаря им мы можем успешно осуществлять ту или иную деятельность.

Это не полученные навыки, знания, умения. Хотя и они тоже важны. Способности - это изначальная предрасположенность к в определенном роде занятий, работы, творчества. Это возможность достигать необходимых результатов с минимальными затратами.

У кого они есть? У всех!

В основе любых способностей лежат задатки - наши природные, биологические качества, с которыми мы рождаемся. Это особенности строения нашего тела, двигательного аппарата, органов чувств, мозга и т.д.

Память, мышление и воображение не являются способностями. Это психические процессы. Но их качество, быстрота, интенсивность влияют на реализацию наших способностей, на то, насколько мы сумеем их применить.

Конечно, приобретенные знания, умения, навыки свидетельствуют о наличии способностей. Но, скорее, они все-таки говорят о чертах характера, нежели о врожденной предрасположенности.

И вот что важно! При отсутствии даже большие задатки не становятся способностями. Зато при надлежащем воспитании даже из небольших задатков могут развиться выдающиеся способности. Получается, что не только растения нуждаются в надлежащем уходе и культивировании, но и мы с вами. Иначе чахнут не только цветы, но и наши задатки и способности.

Хотите успешно проявлять способности? Сочетайте их со своим темпераментом

Чтобы понять, к чему вы наиболее предрасположены, важно знать, . Темперамент может способствовать или препятствовать проявлению ваших способностей. Например, холерик не может долго быть усидчивым, поэтому даже если у него есть художественные способности, он не сможет заниматься некоторыми видами искусства. Например, не сможет расписывать мелкие миниатюры или заниматься точечной графикой. Ему больше подойдет монументальная живопись или создание плакатов.

Темперамент сам по себе не имеет отношения к способностям. Но он важен для выбора той области деятельности, в которой вы сумеете максимально эффективно воплощать свои способности и быстро добиваться успеха.

Чтобы найти свои способности, надо многое пробовать

Как можно понять, есть у кого-то способности к той или иной деятельности или нет? Их наличие можно определить по быстроте, глубине и прочности обучения какому-то виду деятельности, скорости овладения ее приемами.

Например, если ваш ребенок на детской площадке лучше всех умеет качаться на кольцах, бесстрашно и ловко забирается на верх лестницы, готов часами упражняться на брусьях и других детских тренажерах, то это говорит о том, что у него есть способности к спортивным, физическим видам деятельности.

А если он моментально запоминает мелодии, легко повторяет их звучание и ритм, любит слушать музыку, в том числе симфоническую, то, скорее всего, в нем заложено музыкальное дарование. И т.д.

Чтобы вовремя выявить способности, наблюдайте за ребенком. Присматривайтесь к тому, что он быстро схватывает и запоминает, что он умеет делать лучше других детей.

Ученые считают, что способности формируются и развиваются в деятельности. Если вы хотите узнать, какими способностями обладает ваш ребенок, отправьте его заниматься в : рисования, музыки, иностранного языка, гимнастики и т.д. Привлекайте его к домашним работам: пусть он помогает вам украшать интерьер, печь пироги, ухаживать за животными, младшими братьями и сестрами. Наблюдая за ним в процессе деятельности, вы сможете заметить то, к чему он предрасположен. Со временем это поможет вам определиться - где ему лучше учиться, какую профессию выбрать.

И вот что еще важно. Между способностями и талантом (не говоря уже о гениальности) есть разница. Она заключается в том, что способный, талантливый человек может использовать свой , а может и нет. А у гения все сложнее. Он является заложником своего дара: он физически не может не работать в той области, в которой он одарен. Если его лишают возможности заниматься ею, то для него это худшее наказание. Поэтому если вы замечаете, что вашего ребенка невозможно оторвать от рисования, он постоянно что-то рисует, и другие занятия ему не интересны, то это явный повод задуматься о дальнейшем серьезном развитии его дара. Как говорится, этот тот случай, когда нельзя «зарывать талант в землю».

Февраль – традиционное время для пробных ЕГЭ, Дней открытых дверей в вузах и мучений родителей и детей, куда податься, чтобы обеспечить себе и/ или ребенку счастливое будущее, в котором он сможет себя чувствовать уверенно. Кроме того, уже не первый год не решается проблема: многие выпускники вузов предпочитают работать не по специальности, а по принципу «куда приткнулся».

Часто это происходит оттого, что до последнего старшеклассник не знает, чем хочет заниматься по жизни. Та же картина наблюдается и у выпускников младшей школы: родители начинают гадать, гуманитарные науки или все же точные? А если четких предпочтений не видно? Если всевозможные тесты и ваши собственные родительские предположения не кажутся вам достаточно достоверными, есть современный весьма необычный, но заслуживающий внимания способ узнать, какие у вашего ребенка наклонности в образовании: по ДНК.

О том, как по ДНК ребенка определить его способности к некоторым видам деятельности, Рамблер/Семье рассказывает научный директор компании Genotek Дмитрий Коростин.

Наука XXI века

Сегодня, после изучения строения ДНК человека, многое становится возможным, о чем раньше мы только мечтали. Можно не только определить пол эмбриона, но и точно узнать, будет ли он голубоглазым блондином. В принципе нет никаких технических сложностей, чтобы клонировать человека, остается лишь этическая проблема: а нужно ли это делать? Вообще, биология настолько шагнула вперед, что ее объявили наукой XX века, оставив в двадцатом достижения физики и математики.

Исследования ДНК и способности человека

В основном коммерческую ценность имеют исследования ДНК на предрасположенность индивида к тем или иным заболеваниям. Но как побочный эффект выясняется много интересного, в частности, генетически обусловленные склонности к тому или иному виду деятельности. Так, совершенно доподлинно известен ген, отвечающий за наличие у человека музыкального слуха. Но если в геноме человека присутствует и ген, ответственный за хорошее развитие мышечной памяти, можно смело говорить, что у этого индивидуума есть склонности к занятиям музыкой.

Так случайно были найдены гены, ответственные за такие человеческие качества, как альтруизм и цинизм. Что, казалось бы, полностью определяется воспитанием. Вообще, это вечный спор, сколько наследуется предрасположенностей, а сколько определяет среда, в которой человек проводит свою жизнь. Здесь помогают разобраться исследования близнецов, которые были разлучены в детстве, то есть среда у них была разная, а генотип один. Также свои данные генетика черпает и в так называемых выборках, то есть исследованиях генотипа от ста до тысячи человек, проявляющих одинаковые качества. Чем больше испытуемых принимают участие в таких разработках, тем они вернее.

Какие способности можно определить

Таланты ребенка

Сейчас через исследование своего генома можно определить способности к тому или иному виду спорта, причем вам назовут не один какой-то вид спорта, а укажут спектр ваших возможных спортивных предрасположенностей. Так, был случай, когда к нам пришли мама с дочкой, которая занималась спортивной гимнастикой, но ни удовольствия от этого не получала, ни успехов особых добиться не могла. Когда провели анализ ее ДНК, выяснилось, что у девочки склонности к силовым видам спорта. В результате мама отдала ребенка заниматься волейболом, и у девочки стало получаться, а занятия начали приносить ей радость.

Можно определить способности музыкальные и художественные, танцевальные, а также способности к обучению в школе. Это, конечно, не говорит о том, что ребенок с ярко выраженной в генах способностью к танцем танцам станет Михаилом Барышниковым, но такая вероятность есть, если он будет уделять много времени и сил этому виду искусства. В любом случае освоить балет ему будет гораздо легче, чем его сверстнику, не обладающему такой генетикой. С другой стороны, зная проблемные места своего ребенка, легче уделять этому больше времени и терпения, чтобы привести его к гармоничному развитию.

Кто-то обладает высокой скоростью на коротких дистанциях, а кто-то - способностью бежать долго и преодолевать большие расстояния быстрее других. Шансы преуспеть в определенном виде спорта обусловлены способностью быть сильным или выносливым, а также устойчивость к спортивным травмам.

Склонность к силе или выносливости определяется сочетанием генов, которые регулируют деятельность мышечной, эндокринной, нервной и сердечно-сосудистой системы. Исследуя эту информацию, ученые разработали специальный алгоритм, позволяющий учитывать генетические особенности человека в оценке вероятности успеха в различных видах спорта.

Рекомендации МосКомСпорта по учету генетических факторов в выборе спортивной секции 354 КБ

Генетические тест позволит выявить риски некоторых травм, что позволит атлетам защитить организм от серьезных последствий. Роль генетики в оценке вероятности спортивных достижениях также показана многими учеными в статистических исследованиях, однако генетические тесты не исключают необходимости учитывать внешние факторы и традиционные методы отбора спортсменов, поскольку не все обнаруженные статистические ассоциации изучены в достаточной мере.

Cпринтер или марафонец

В подавляющем большинстве видов спорта сила является одним из ключевых физических качеств. Именно силовые способности вносят наибольший вклад в успешность спортсмена в преодолении любых спринтерских дистанций, в прыжках, метаниях, тяжелой атлетике, пауэрлифтинге и различных боевых дисциплинах.

Сокращение и расслабление мышцы осуществляется при участии различных белков мышечных клеток (по-другому называемых мышечными волокнами). Особенности строения некоторых из белков определяют деление волокон на быстрые и медленные. Соотношение этих двух типов в мышцах играет важную роль в том, насколько сильным может быть человек. Быстрые мышечные волокна обеспечивают мощное сокращение, поэтому их преобладание типично для успешных спортсменов силовых и скоростно-силовых видов спорта.

Генетические факторы вносят весомый вклад в силу человека. В настоящее время существует около двух десятков генов, для которых показана связь с силовыми способностями и спортивной успешностью человека в силовых видах спорта. По данным различных исследований, которые проводились путем сравнения пар близнецов, генетический вклад в силовые способности составляет около 50%. Способность высоко прыгать зависит от генетических факторов на 49%, а сильно сжимать рукоятку динамометра - на 59%.

На уровень выносливости человека влияют несколько факторов. Для того чтобы усталость не наступала как можно дольше, требуется, во-первых, экономно расходовать имеющиеся запасы энергии, во-вторых - эффективно пополнять эти запасы. Пополнение энергетических запасов при выполнении не интенсивной, но продолжительной работы, производится специальным органеллами в наших клетках - митохондриями. Кроме генов, активных в митохондриях, известно о взаимосвязи выносливости и с другими генами, роль которых активно изучается учеными.

Риск травм

Устойчивость и возможность быстро восстанавливаться после травм - еще один важный фактор выбора вида спорта. Наиболее изучна взаимосвязь генов и двух видов травм: сотрясения мозга и тендинопатии. Травмы могут значительно сокращать время тренировок, а также негативно сказываться на здоровье в течение всей жизни. Например, у атлетов, перенесших сотрясение мозга десятки лет назад, чаще наблюдаются нарушения работы мозга и снижение интеллекта в старости. Лучшее понимание генетических факторов травм и их последствий позволяет защищать организм от тяжелых последствий.

  • Биатлон
  • Шоссейные велогонки
  • Гребля на байдарках и каноэ (средние и длинные дистанции)
  • Триатлон Ironman
  • Бег на длинные дистанции
  • Лыжные гонки на длинные дистанции (от 15 км)
  • Плавание на длинные дистанции
  • Марафон
  • Спортивная ходьба
  • Академическая гребля
  • Лыжные гонки (до 15 км)
  • Триатлон
  • Шорт-трек (все дистанции, кроме коротких)
  • Велоспорт (все дистанции, кроме коротких)

Каждый ребенок уникален, у каждого свои задатки и способности! Мой муж, у которого ни слуха, ни голоса, часто вспоминает, как его мучили на уроках музыки. Он всегда был отличником, но петь не хотел, не умел и не мог. И вот его ставили на задние ряды, и заставляли подпевать. Уж не помню точно слов песни, которая особенно запала в его душу, в общем, про колокольный звон в Бухенвальде. И вот все пели, а те, кто хорошо петь не умел, вторили хору «Дон! Дон! Дон!».

Но родители хотели видеть в нем только отличника, и этот отвратительный для него урок он не мог пропустить или, хотя бы, не петь на нем. Его «Дон-Дон» - это очередная пятерка. Знаете, лично я не понимаю желание родителей видеть своих детей круглыми отличниками, поэтому, никогда не буду настаивать на отличной оценке. Главное, чтобы что-то было в душе и голове у ребенка, а не в дневнике или аттестате. Во-вторых, если у ребенка нет склонности к какому-либо предмету, ну зачем его насиловать? Зачем заставлять петь, если у ребенка нет музыкальных задатков? Можно просто попросить написать про какого-нибудь композитора, например.

Я всегда была гуманитарием, и математика вводила меня в ступор, и я имела всегда еле натянутую тройку. Во многих странах изначально определяют способности ребенка, и не уравнивают всех под одну гребенку. Если ты гуманитарий, то ты можешь изучать математику на более простом уровне, нежели ребенок с математическими способностями, и иметь пятерку, на своем уровне. По-моему это логично и хорошо для детей. Не знаю, изменилось ли что-то сейчас в системе российского образования, но хочу предложить родителям вот что. Попробуйте определить, к чему более склонен ваш будущий или уже состоявшийся школьник, чтобы в будущем не ругать его за плохие оценки по какому-либо предмету. Лучше развивайте в детях то, что заложено в них природой, с рождения. Лучше быть классным, ОТЛИЧНЫМ спецом в определенной области, которая близка уму и сердцу, чем пытаться быть ХОРОШИМ везде, понемногу.

Тест «Природные склонности ребенка» (старый, добрый тестик)))

Для успешных занятий с детьми старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста необходим устойчивый интерес к тому или иному виду работы. Способность сохранять длительное время сосредоточенность.

Желательно определить сферу предпочтительных интересов ребенка для того, чтобы учебу в школе и дома привести в соответствие с природными задатками ребенка.

Инструкция: Я буду задавать тебе вопросы, на которые ты будешь отвечать «да», «нет», «очень нравится», «совсем не нравится».

1. Ты любишь фильмы о животных?

2. Станешь ли ты разбирать новую игрушку, чтобы узнать, как кона устроена?

3. Ты любишь играть в школу и быть учителем?

4. Тебе нравится решать задачи?

5. Любишь ли ты рисовать цветными карандашами?

6. Тебе нравится выращивать цветы в горшках?

7. Ты любишь собирать игрушку или конструктор по схеме?

8. Тебе нравится играть в больницу, быть врачом?

9. Нравится ли тебе писать красиво (хочешь научиться)?

10. Ты любишь выдумывать разные истории?

11. Тебе нравится слушать рассказы о животных?

12. У тебя сломалась игрушка. Попробуешь ли ты ее отремонтировать?

13. Тебе нравится возиться с малышами, объяснять им что-либо?

14. Ты любишь разгадывать кроссворды?

15. Ты нарисовал(а) картинку, и тебе что-то не понравилось. Будешь ли ты ее переделывать до тех пор, пока у тебя не получится, как надо?

16. Тебе интересно наблюдать за растениями?

17. Ты рассматриваешь технические журналы?

18. На улице плачет малыш. Ты постараешься пожалеть его?

20. Ты услышал(а) историю с грустным концом. Ты попробуешь переделать ее так, чтобы она хорошо закончилась?

21. Ты любишь собирать красивые камешки?

22. Тебе нравится рассматривать устройство незнакомых приборов?

23. Твоя мама изменила прическу, надела новое платье. Заметишь ли ты это? Скажешь, что она красивая?

24. Можешь ли ты решать интересные задачи, хотя рядом играет громкая музыка?

25. Тебе нравится рисовать красками?

26. Ты любишь книги, мультики, фильмы о природе?

27. Ты нашел старый сломанный телевизор или приемник, ты посмотришь, что там внутри?

28. Замечаешь ли ты, когда твои близкие чем-то расстроены?

29. Тебе нравится решать ребусы, головоломки, шарады?

30. Тебе нравится выступать перед зрителями, читать сказки по ролям?

Положительные ответы на каждый вопрос – 1 балл, отрицательные – 0 баллов.

Если ребенок дал 5-6 положительных ответов на вопрос какой-либо группы, соответственно его интересы лежат в данной сфере.

ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА (ЧП) – 1,6,11,16,21,26

ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА (ЧТ) - 2,7,12,17,22,27

ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК (ЧЧ) - 3,8,13,18,23,28

ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА (ЧЗС) - 4,9,14,19,24,29

ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (ЧХО) – 5,10,15,20,25,30

На основании этого исследования стоит подбирать занятия и игры, соответствующие интересам вашего ребенка. А также учитывать особенности ребенка при обучении в школе.

ЧЧ – заинтересуется играми в школу, больницу, будет чувствовать себя комфортно в роли воспитателя, учителя, врача.

ЧХ – подойдут эмоциональные, сюжетно-ролевые игры, чтение сказок, придумывание историй, игра в театр, с переодеванием в персонажей.

ЧЗС – понравятся графические диктанты, выполнение по образцу, придумывание графических узоров, разгадывание ребусов.

ЧП – материал игры с ребенком должен содержать информацию о животных, растениях, природных явлениях.

ЧТ – необходимо подбирать материал, связанный с техникой, механизмами, машинами, чертежами. Такие дети с удовольствием создают различные модели, придумывают сложные конструкции.

В следующей статье я хочу поговорить о детском рисунке, проективных методиках. О том, что могут рассказать нам детские рисунки и как родители могут их «читать» и лучше понимать своих детей.