Для начала стоит разобраться, почему неделя называется «неделей». Дело в том, что раньше, еще до принятия христианства, неделей называли воскресный день. И был он первым днем недели. Однако позже воскресенье стали считать последним днем, заканчивающим неделю.

Слово «неделя» произошло от сочетания «не делать», то есть отдыхать. Разумнее все-таки отдыхать после работы (вспомните русскую пословицу «Сделал дело - гуляй смело!»), поэтому самый «лоботрясный» день стал последним. В наши дни начало недели с понедельника регламентируется Международной организацией стандартизации.

Но сначала именно «неделя» (день недели, ставший впоследствии «воскресеньем») начинал семидневник. Судя по всему, прежде неделю (в современном значении) называли не «неделей», а «седмицей» (по-болгарски, кстати, и сейчас «неделя» называется «седмицей»). А потом прозвали седмицу «неделей» (семь дней от недели до недели - от воскресенья до воскресенья).

Происхождение названий дней недели

Понедельник. Слово «понедельник» образовано от «после недели». Понедельник был первым днем после воскресенья, которое в древности называлось «неделей». Корень слова - понедель. Образовано оно суффиксальным способом (суффикс -ник-).

Вторник - от слова «второй». Второй день после «недели» (нынешнего воскресенья). Заметьте - не второй день недели, а второй после недели. Корень - втор, суффикс - ник.

Среда - это слово тоже пришло из старославянского (как и «неделя», «понедельник», «вторник»). Имеет общий корень со словами «сердце», «середина». Обратите внимание: среда является серединой недели лишь в том случае, если неделя начинается с воскресенья. Этот день стоит между первыми тремя днями недели и последними. В наше время, когда неделя начинается с понедельника, «среда» не соответствует своему названию.

Почему же среду не назвали «третником» (по аналогии со «вторником») или «третейником» (хотя, по некоторых данным, именно «третейником» и называлась среда в древности)? А вспомните названия пальцев! Тот, что находится посередине, так и называется - средний палец, а не третий или еще какой-нибудь. В давние времена середине придавалось особое значение (не зря ведь «средний» и «сердце» являются однокоренными словами).

Интересно, что и в некоторых других языках день недели «среда» переводится буквально как «середина» (например, на немецком Mittwoch).

Некоторые исследователи утверждают, что среда - это середина не семидневной недели, а пятидневной. Якобы сначала неделя состояла из пяти дней, а потом, в связи с влиянием христианской церкви, в ней прибавилось два дополнительных дня.

Четверг , как и «вторник», слово «четверг» образовано в соответствии с порядковым номером дня недели после воскресенья. «Четверг» образовано от общеславянского слова «четвьртъкъ», которое, в свою очередь, суффиксальным способом образовалось от слова «четвертый». Скорее всего, со временем выпал звук «т» - остался «четверк», а постепенно звук «к» «озвончился», так как он следует за сонорным (всегда звонким) звуком «р». В итоге мы имеем день недели под названием «четверг».

С пятницей все немного сложнее. Конечно, слово образовано от цифры «пять» (пятый день после начала недели). Но почему не «пятник» или «пятак»? Дело в том, что еще до принятия христианства почиталась славянская богиня Пятница (имеющая отношение к пятому дню). Поэтому пятый день назвали в честь богини именно Пятницей, а не Пятником.

Слово суббота пришло из старославянского языка. Когда-то оно было заимствовано из греческого языка (от греч. Sabbaton). А в греческий язык оно попало из древнееврейского языка (от sabbath - «седьмой день, когда нужно воздерживаться от работы»). Шаббат - так произносится это еврейское слово, означающее буквально «покой», «отдых».

Кстати, слово «шабаш» имеет те же корни, так что «суббота» и «шабаш» - родственные слова. Интересно еще и то, что не только в русском языке название этого дня недели произошло от еврейского «шаббат»: и в испанском, и в итальянском, и во французском языках слово, обозначающее субботу, имеет одно происхождение. Впрочем, и во многих других языках. Объясняется это просто - распространение христианской религии повлияло на словари многих языков.

Воскресенье - это слово, как уже было сказано, пришло на смену слову «неделя». Возникло оно, конечно же, после принятия на Руси христианства. Слово является производным от «въскресити». Образовано суффиксальным способом. Это день, когда, согласно писаниям, воскрес Иисус.

Календа́рь - система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел.

Чтобы хоть как-то согласовать сутки, месяц и год, в различные эпохи различными народами было создано много календарей. Все их можно разделить на три главных типа: лунные (которые строились на периодичности движения Луны), солнечные (соответственно, на периодичности движения Солнца) и лунно-солнечные (которые строились на периодах движения Луны и Солнца).

Слово «календарь» произошло от латинского calendarium - так называлась долговая книжка в Древнем Риме: должники платили проценты в день календ, первых чисел месяца.

Его родина – Вавилон. В этом календаре год состоял из 12 лунных месяцев, в которых было по 29 или по 30 дней. Мусульманский лунный календарь существует и в наше время в некоторых арабских странах. Количество дней в месяцах в этом календаре меняется так, чтобы первое число месяца начиналось с новолуния. Продолжительность года – 354 или 355 средних солнечных суток. Таким образом, он короче солнечного года на 10 суток.

Солнечный календарь

Первые солнечные календари появились в Древнем Египте за несколько тысячелетий до нашей эры. Для них годом был промежуток времени между двумя последовательными гелиакическими восходами Сириуса, самой яркой звезды неба. Они заметили, что предутренние восходы Сириуса приблизительно совпадают с началом разлива Нила, а от этого зависел их урожай. Наблюдения появления Сириуса дали возможность определить продолжительность года – 360, а затем 365 суток. На основе этих наблюдения был создан солнечный календарь: год делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом. Год делился также на 3 сезона по 4 месяца в каждом: время разлива Нила, время сева, время сбора урожая. После уточнения продолжительности солнечного года в конце года прибавлялось дополнительно 5 дней.

А солнечный календарь, которым пользуются сейчас почти все страны мира, зародился у древних римлян. Уже с середины VIII в. до н.э. они использовали календарь, в котором год состоял из 10 месяцев и содержал 304 дня. В VII в. до н.э. была произведена его реформа: к календарному году прибавили еще 2 месяца, и число дней увеличили до 355. Но он не соответствовал явлениям природы и потому каждые 2 года вставлялся добавочный месяц, который содержал попеременно то 22, то 23 дня. Таким образом, каждые 4 года состояли из двух лет по 355 дней и двух удлиненных – по 377 и по 378 дней.

Но это вносило изрядную путаницу, потому что изменять продолжение месяцев было обязанностью жрецов, которые иногда злоупотребляли своей властью и произвольно удлиняли или укорачивали год.

В 46 г. до н.э. была проведена новая реформа римского календаря, осуществленная Юлием Цезарем, римским государственным деятелем и полководцем. Отсюда пошло название юлианского календаря. Счет начался с 1 января 45 г. до н.э . В 325 г. юлианский календарь был принят Византией.

Но весеннее равноденствие каждые 128 лет по юлианскому календарю отступало на 1 сутки, в XVI веке оно отстало уже на 10 дней, что осложняло расчеты церковных праздников. Поэтому глава католической церкви папа Григорий XIII созвал комиссию для создания календаря, по которому бы день весеннего равноденствия вернулся к 21 марта и больше не отступал от этой даты. Новая система стала называться григорианским календарем , или новым стилем. В России новый стиль был принят только в 1918 г., хотя в большинстве европейских стран он был введен в XVI -XVII веках.

Это более совершенный календарь, в котором лунные месяцы приблизительно согласуются с солнечным годом. Первые такие календари появились в Древней Греции в 1 тысячелетии до н.э. Год по этому календарю делился на 12 месяцев, начинаясь с новолуния. Для связи с временами года (солнечным годом) вставлялся дополнительно 13-ый месяц. Такая система до настоящего времени сохранилась в еврейском календаре.

История

Каждый народ использовал свои способы датировки исторических событий. Одни пытались вести отсчёт лет от сотворения мира: евреи датировали его 3761 годом до н. э., александрийская хронология считала этой датой 25 мая 5493 года до н. э. Римляне начинали отсчёт от легендарного основания Рима (753 год до н. э.). Парфяне, вифиняне и др. вели отсчёт лет от вступления на трон первого царя, египтяне - с начала правления каждой следующей династии. Свой календарь основывала каждая мировая религия: согласно византийскому календарю, идёт 7521 год от Сотворения Мира, в исламе - 1433 год Хиджры, по буддийскому календарю идёт 2555 год эры Нирвана, по календарю бахаи - 168 год.

Перевод из одного летосчисления в другое представляет трудности из-за различной продолжительности года и из-за различной даты начала года в разных системах.

А как в России?

В Древней Руси счёт времени вёлся по четырём сезонам года. Использовался и лунно-солнечный календарь, в котором каждые 19 лет включали семь дополнительных месяцев. Была семидневная неделя (седмица).

После установления христианства в 988 г. счёт лет стали вести по юлианскому календарю от «сотворения мира», точнее - от «сотворения Адама» - с пятницы 1 марта , приняв византийский вариант этой даты - 5508 год до новой эры, но с некоторыми отклонениями. В Византии год начинался 1 сентября. На Руси, по древней традиции, началом года считали весну, поэтому год начинали 1 марта.

Во времена Ивана III в 1492 г. (в 7000 году от «сотворения мира») начало года было перенесено на 1 сентября . Первый отпечатанный церковный календарь в России изготовлен 5 мая 1581 г. Иваном Фёдоровым .

Петр I действовавшее в России летоисчисление от «сотворения мира» заменил на летоисчисление от Рождества Христова с 1 января 1700 года (разница между двумя системами летоисчисления составляет 5508 лет). По указу императора от 19 (29) декабря 1699 года следовало 1 (11) января 1700 года «…а будущаго Генваря съ 1-го числа настанетъ новый 1700-й годъ купно и новый столетний векъ…». 28 декабря 1708 года был выпущен первый гражданский календарь.

Разница между старым и новым стилями составляла в XVI-XVII веках 10 суток, XVIII веке - 11 суток, в XIX веке - 12 суток, в XX-XXI веках составляет 13 суток.

Как было сказано ранее, григорианский календарь в Советской России введён с 14 февраля 1918 года. С 1930 по 1940 год использовался советский революционный календарь.

Во время действия советского революционного календаря параллельно в некоторых случаях использовался и григорианский календарь. 26 августа 1929 года Совет Народных Комиссаров СССР в постановлении «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР» признал необходимым с 1929-1930 хозяйственного года приступить к планомерному и последовательному переводу предприятий и учреждений на непрерывное производство. Переход на «непрерывку», начавшийся с осени 1929 года, был закреплён весной 1930 г. Был введён единый производственный табель-календарь. В календарном году предусматривалось 360 дней и соответственно 72 пятидневки. Остальные 5 дней было решено считать праздничными.

На картинке показан табель-календарь на 1939 год. Фактически - это календарь на любой год, единственное отличие - наличие или отсутствие 29 февраля. Поэтому, с одной стороны, этот календарь можно назвать постоянным. Однако, шестидневки (то есть недели) были не сплошными, поскольку тридцать первые числа месяцев в шестидневки не входили. Интересно также, что после четвёртого дня шестидневки - 28 февраля - идёт сразу первый день шестидневки - 1 марта.

Неделя в СССР в 1929-1930 годах состояла из пяти дней, при этом все рабочие были разделены на пять групп, названных по цветам (жёлтый, розовый, красный, фиолетовый, зелёный), и каждая группа имела свой собственный выходной (нерабочий) день в неделю (так называемая «непрерывка»). Несмотря на то, что выходных дней стало больше (один в пятидневку, вместо одного в семидневку ранее), эта реформа была непопулярна, так как значительно усложняла личную, общественную и семейную жизнь из-за несовпадения выходных дней разных членов общества.

Несмотря на то, что летоисчисление продолжалось согласно григорианскому календарю, в некоторых случаях дата указывалась, как «NN год социалистической революции», с точкой отсчёта от 7 ноября 1917 г. Фраза «NN год социалистической революции» присутствовала в отрывных и перекидных календарях по 1991 год включительно - до распада СССР. Как художественный приём отсчёт лет от Октябрьской революции присутствует в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия».

Но…

Начало календарного года – понятие условное. В разное время в различных странах новый год начинался и 25 марта, и 25 декабря, а также и в другие дни. 12 месяцев в году и 7 дней в неделе – также условное понятие, хотя и имеет астрономическое обоснование.

Условным является и установление эры. Существовало более 200 различных эр, связанных с различными реальными или религиозными событиями.

Система отсчета лет от Рождества Христова принята теперь большинством государств и называется нашей эрой (или новой эрой).

Древние люди начали делить время на месяцы. Они ориентировались по поведению природы, обращая внимания на то, через какие промежутки времени холодает, когда разливаются реки, когда начинают цвести и плодоносить деревья.

Недели в древнем календаре появились позже, очевидно, людям понадобились какие-то отрезки времени, не связанные с земледелием или животноводством. Это могла быть торговля.

Например, вавилоняне торговали в каждый седьмой день месяца. Их систему со временем позаимствовали иудеи, греки, римляне, арабы. Возможно, 7-й день был выбран, исходя из астрономических исследований, фаз луны, видимости планет.

По этой же причине жители Древнего Рима дали дням недели имена планет:

Dies Lunae – День Луны Dies Martis - День Марса Dies Mercuri – День Меркурия Dies Jovis – День Юпитера Dies Veneris – День Венеры Dies Saturni – День Сатурна Dies Solis – День Солнца

Семь дней также пришли к нам из Библии. Как известно, за 6 дней Бог создал мир, а седьмой стал для него выходным.

Иудейский историк Иосиф Флавий, живший в I веке н.э. писал о том, что во всех городах, все народы имеют традицию отдыхать на седьмой день.

Само слово «неделя» расшифровывается, как «нет дела», то есть день, когда ничего не делают.

Первый день недели идет, как бы после всей недели, поэтому и называется «понедельником». Английское название Monday (Moon Day – день Луны) происходит от римского. Вторник означает «второй». Английское Tuesday похоже на имя германо-скандинавского однорукого бога войны Тира (или Тюра). В мифологии рассказывается, что руки Тюр лишился по вине волка Фенрира. Огромное животное заковали в цепи, а Тюр, желая показать свои добрые намерения, вложил свою руку в волчью пасть. Фенрир все же ее откусил.

Середина недели называется средой. Английское название снова уходит корнями в мифологию. Wednesday назван в честь Водана, или, как мы привыкли его называть, Одина. В германо-скандинавских мифах он занимает место верховного бога, является хозяином Валгаллы, мудрецом, знатоком рун, князем волхвов и богом войны и победы. Один также покровительствует военным аристократам и повелевает валькириями.

Четвертый день недели, или Thursday, носит имя Тора, который был сыном Одина и богом грома, а также защитником от великанов и чудовищ.

Пятница, Friday – названа в честь богини Фригг. Жена Одина, покровительница домашнего очага, любви, деторождения, провидица, способная предсказать судьбу любого, но хранящая все в тайне.

Если до этого названия дней недели на русском языке звучали более-менее прозрачно (первый, второй…), то, начиная с субботы, ситуация немного меняется. Суббота пошла от слова «шаббат», на иврите – отдых, покой. Этот день для верующих иудеев считается днем, когда нельзя делать буквально ничего. Почему славяне воспользовались этим названием, точно неизвестно, возможно, к этому привело христианство. Saturday означает день Сатурна.

Воскресенье, собственно, раньше называлось неделей. По-украински он и сейчас так звучит – неділя. А само слово «воскресение» означает день, когда после распятия воскрес Иисус Христос. Английское Sunday также пришло из Древнего Рима, и переводится, как день Солнца.

Якимова Ксения

Работа, принимавшая участие в городской межшкольной конференции "Первые шаги в науку"

Скачать:

Предварительный просмотр:

XV ГОРОДСКАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

"ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ"

Секция "Немецкий язык"

Происхождение названий дней недели в русском и немецком языках

Выполнила:

Ученица 4А класса

МБОУ СОШ № 123 Советского района

Якимова Ксения Научный руководитель:

Круталева С.С.,

Учитель немецкого языка

Самара, 2014 г

Введение 3

Глава 1. Происхождение семидневной недели. 4

Глава 2. Происхождение названий дней недели в русском и немецком языках.

  1. Происхождение названий дней недели в русском языке. 6
  2. Происхождение названий дней недели в немецком языке. 9

Заключение 11

Библиография 12

Приложение 13

Введение.

Произнося многие слова в повседневной жизни, мы редко задумываемся об их происхождении. А ведь у каждого слова есть своя история возникновения и дальнейшего распространения по миру. Вряд ли кто – то задумывался о происхождении названий дней недели. Кто их придумал и когда, ведь в древности они не имели своих названий?

Тема моей работы «Происхождение названий дней недели в русском и немецком языках». В повседневной жизни мы ежедневно употребляем в речи слова, обозначающие дни недели. Мне стало интересно узнать, откуда произошли эти названия.

Цель данной работы – выявить сходства и различия в значении названий дней недели в русском и немецком языках. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Узнать историю появления семидневной недели.
  2. Найти информацию о происхождении названий дней недели в русском и немецком языках.
  3. Выявить сходства и различия в их названиях.
  1. Происхождение семидневной недели

В древности было время, когда дни недели не имели своих названий. Причина очень проста. Человек еще не придумал неделю. В ту эпоху время делили только на месяцы, поэтому было слишком много дней, чтобы каждому из них присваивать имя. Но со строительством городов людям необходим был отдельный день для торговли, базарный день. Иногда такие дни проводились каждый десятый день месяца, иногда - каждый седьмой или каждый пятый. В Вавилоне это был каждый седьмой день. В этот день никто не работал, люди встречались для торговли и для проведения религиозных церемоний.

Евреи переняли этот пример, только выделили каждый седьмой день для религиозных целей. Так появилась неделя - дни между рыночными, или базарными днями. Евреи дали название каждому дню, проще говоря, это был его порядковый номер после субботы - дня, предшествовавшего базарному дню.

Египтяне, принявшие систему недель, назвали дни недели по пяти планетам, Солнцу и Луне. В древнем Риме также пользовались египетскими именами дней недели: день Солнца, Луны, Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры, Сатурна.

Существует смешанная форма названия дней недели: с понедельника по пятницу - порядковые номера дней, суббота и воскресенье - эти названия имеют религиозное происхождение.

Кстати, когда говорят «день», это означает период времени между восходом и заходом солнца. В древнем Риме день длился от полуночи до полуночи, и в настоящее время многие страны пользуются именно таким методом.

Исторические источники датируют первые упоминания о семидневной неделе периодом Древнего Вавилона (около 2 тыс. лет до н.э.), оттуда эта традиция перешла к евреям, грекам, римлянам и, разумеется, к арабам. Иудейский историк Йосиф Флавий уже в 1 в. н.э. пишет: "Нет ни одного города, греческого или же варварского, и ни одного народа, на который не распространился бы наш обычай воздерживаться от работы на седьмой день". Считается, что Индия тоже переняла семидневку из Вавилона.

У иудеев и христиан ответы на эти вопросы даёт Ветхий Завет, откуда становится ясным, что семидневная структура времени установлена Богом. Напомню: в первый день творения был создан свет, во второй - вода и твердь, в третий – суша, моря и растительный мир, в четвёртый – светила и звёзды, в пятый – животный мир, в шестой – создан человек и заповедано размножаться, седьмой же день освящён для отдыха.

Семидневная неделя оказалась весьма жизнеспособной, даже переход с юлианского календаря на григорианский не изменил последовательность дней, ритм нарушен не был. Есть и астрономическое объяснение семидневки. 7 дней это приблизительно четверть лунного месяца, наблюдение же за фазами Луны было для древних наиболее доступным и удобным способом измерения времени. Более тонкое объяснение можно найти в соответствии семи видимых планет дням недели, и именно этот логический ход проливает свет на происхождение современных календарных названий дней недели.

  1. Происхождение названий дней недели в русском и немецком языках.
  1. Происхождение названий дней недели в русском языке.

Рассмотрим происхождение названий дней недели в русском языке. Для начала стоит разобраться, почему неделя называется «неделей». Дело в том, что раньше, еще до принятия христианства, неделей называли воскресный день. И был он первым днем недели. Однако позже воскресенье стали считать последним днем, заканчивающим неделю. Почему? Давайте разберемся.

Слово «неделя» произошло от сочетания «не делать», то есть отдыхать. Разумнее все-таки отдыхать после работы (вспомните русскую пословицу «Сделал дело – гуляй смело!»), поэтому самый «лоботрясный» день стал последним. В наши дни начало недели с понедельника регламентируется Международной организацией стандартизации.

Но сначала именно «неделя» (день недели, ставший впоследствии «воскресеньем») начинал семидневник. Судя по всему, прежде неделю (в современном значении) называли не «неделей», а «седмицей». А потом прозвали седмицу «неделей» (семь дней от недели до недели – от воскресенья до воскресенья).

Слово «понедельник» образовано от «после недели». Понедельник был первым днем после воскресенья, которое в древности называлось «неделей». Корень слова – понедель. Образовано оно суффиксальным способом (суффикс –ник-).

Вторник – от слова «второй». Второй день после «недели» (нынешнего воскресенья). Заметьте – не второй день недели, а второй после недели. Корень – втор, суффикс – ник.

Среда. Это слово тоже пришло из старославянского (как и «неделя», «понедельник», «вторник»). Имеет общий корень со словами «сердце», «середина». Обратите внимание: среда является серединой недели лишь в том случае, если неделя начинается с воскресенья. Этот день стоит между первыми тремя днями недели и последними. В наше время, когда неделя начинается с понедельника, «среда» не соответствует своему названию. Почему же среду не назвали «третником» (по аналогии со «вторником») или «третейником» (хотя, по некоторых данным, именно «третейником» и называлась среда в древности)? А вспомните названия пальцев. Тот, что находится посередине, так и называется – средний палец, а не третий или еще какой-нибудь. В давние времена середине придавалось особое значение (не зря ведь «средний» и «сердце» являются однокоренными словами). Некоторые исследователи утверждают, что среда – это середина не семидневной недели, а пятидневной. Якобы сначала неделя состояла из пяти дней, а потом, в связи с влиянием христианской церкви, в ней прибавилось два дополнительных дня.

Как и «вторник», слово «четверг» образовано в соответствии с порядковым номером дня недели после воскресенья. «Четверг» образовано от общеславянского слова «четвьртъкъ», которое, в свою очередь, суффиксальным способом образовалось от слова «четвертый». Скорее всего, со временем выпал звук «т» – остался «четверк», а постепенно звук «к» «озвончился», так как он следует за сонорным (всегда звонким) звуком «р». В итоге мы имеем день недели под названием «четверг».

С пятницей все немного сложнее. Конечно, слово образовано от цифры «пять» (пятый день после начала недели). Но почему не «пятник» или «пятак»? Дело в том, что еще до принятия христианства почиталась славянская богиня Пятница (имеющая отношение к пятому дню). Поэтому пятый день назвали в честь богини именно Пятницей, а не Пятником.

Слово «суббота» пришло из старославянского языка. Когда-то оно было заимствовано из греческого языка (от греч. Sabbaton). А в греческий язык оно попало из древнееврейского языка (от sabbath – «седьмой день, когда нужно воздерживаться от работы»). Шаббат – так произносится это еврейское слово, означающее буквально «покой», «отдых». Кстати, слово «шабаш» имеет те же корни, так что «суббота» и «шабаш» – родственные слова. Интересно еще и то, что не только в русском языке название этого дня недели произошло от еврейского «шаббат»: и в испанском, и в итальянском, и во французском языках слово, обозначающее субботу, имеет одно происхождение. Впрочем, и во многих других языках. Объясняется это просто – распространение христианской религии повлияло на словари многих языков.

Воскресенье – это слово, как уже было сказано, пришло на смену слову «неделя». Возникло оно, конечно же, после принятия на Руси христианства. Слово является производным от «въскресити». Образовано суффиксальным способом (суффикс –ениj-). Это день, когда, согласно писаниям, воскрес Иисус.

  1. Происхождение названий дней недели в немецком языке.

Дни недели в европейских языках связаны с названиями планет, которые названы в честь римских богов. В связи с этим дни недели в европейских языках имеют общую этимологию. Однако происхождение дней недели в немецком языке имеет определенные отличия. Германские племена прославляли, прежде всего, германо-скандинавских богов, соответствующих по своей роли римским богам, этот факт проявился в названиях дней недели.

Montag (понедельник) - «день луны» имеет отношение к богине Луны. Луна – символ материнства, повелительница инстинктов и эмоций.

Dienstag (вторник) - этот день связан с именем германо-скандинавского бога Ziu (Тиу, Тюр, Тир). В германской мифологии Ziu – однорукий бог воинской доблести, сын Одина и великанши, сестры Гимира . Тюр лишился руки, когда асы решили сковать огромного волка Фенрира волшебной цепью. По одной из версий, Тюр вложил свою руку в пасть Фенрира в знак отсутствия недобрых намерений. Когда волк не смог освободиться, он откусил руку Тюра.

Mittwoch (среда) – этот день не связан с именем божества. Слово Mittwoch образовано от слов Mitte (середина) и Woche (неделя) и обозначает, как и в русском языке, середину недели.

Donnerstag (четверг) - этот день недели обязан своим именем германо-скандинавскому богу грома Donar (Доннар). В скандинавской мифологии бог грома и дождя, бурь и плодородия, второй по значению после Одина. Рыжебородый богатырь обладал могучей силой, которой он любил мериться со всеми, и невероятным аппетитом - за один присест съедал быка. Тор защитник людей и богов от великанов и чудовищ.

Freitag (пятница) - день недели получил свое название от германо-скандинавской богини любви и плодородия Frija (Фрейя, Фригги). Фригг – в германо-скандинавской мифологии жена Одина , верховная богиня . Она покровительствует любви, браку, домашнему очагу, деторождению. Она является провидицей, которой известна судьба любого человека, но которая не делится этими знаниями ни с кем.

Samstag (суббота) - этот день не связан напрямую с названием планеты и божества, а происходит от еврейского слова Sabbat (шаббат), как и в русском языке. Но в основе понятия Sabbatai лежит сочетание Stern Saturn (звезда Сатурна). Сатурн – бог посевов, покровитель земледелия.

Sonntag (воскресенье) - «день солнца» посвящен богу Солнца.

Заключение.

Я проделала большую работу, изучая информацию о происхождении названий дней недели в русском и немецком языках. Мне было очень интересно этим заниматься. Я узнала много нового.

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что в отличие от немецкого языка в русском языке названия дней недели никак не восходят к языческим культам поклонения богам, а связаны с порядковыми номерами следования дня и некоторыми религиозными традициями.

Происхождение же названий дней недели в немецком языке связано с культом почитания языческих богов, которым поклонялись на данной территории.

Однако происхождение названий среды и субботы в обоих языках совпадают.

Библиография

  1. Большая Советская Энциклопедия (БСЭ).
  2. Даль, В.И. Словарь живого великорусского языка. - М.: изд-во “Рус.яз.”, 1998.
  3. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 томах.
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1997.
  5. Розенфельд Б.А. Планеты и дни недели. - М., 1990.
  6. Фасмер, М. Этимологический словарю русского языка. - М., 1986.
  7. http://arbuz.uz/u_calendar
  8. http://genon.ru

Первые упоминания о неделе, состоящей из семи дней, датируются 2 000 лет до н.э. Именно семидневную систему отсчета времени придумали в Древнем Вавилоне, и она стала наиболее удобной комбинацией дней, в которой последний, седьмой день – выходной. Древневавилонские астрономы выделили семь дней недели по изменению фаз Луны, к тому же число «7» издревле считалось священным и наделенным особыми силами.

От Вавилона эта традиция перешла к евреям, грекам, египтянам, римлянам. Евреи выделяли каждый седьмой день как религиозный. А египтяне и римляне назвали семь дней недели по названиям планет. Иудеи и христиане посчитали, что семидневная структура времени установлена Богом. Все это потому что в Ветхом Завете сказано, что в первый день творения был создан свет, во второй – вода и твердь, в третий – моря, суша, растительность, в четвертый – небесные светила, в пятый – животный мир, в шестой – человек и, наконец, в седьмой день призвано было отдыхать.

Названия дней недели в языках латинской группы очень схожи. Например, понедельник – это день Луны (Moon –англ.): Monday – по- , Lundi – по-французски, el Lunes – по- .

В названиях вторника скрыто имя бога Марса: Dies Martis – по- , Mardi - по-французски, el Martes – по-испански, Martedi - по-итальянски. А в других языках этой группы скрыто имя древнегерманского бога Тиу, такого же воинственного, как Марс – Tiistai – по-фински, Tuesday – по-английски, Dienstag – по- .

Меркурий легко угадывается в названиях среды. Dies Mercuri – по-латински, le Mercredi – по-французски, по-итальянски - Mеrcoledi, по-испански - el Miercoles. В других языках можно увидеть, что название произошло от имени бога Водена, который алфавит, этот факт можно соотнести с тем, что Меркурий – бог- устной и письменной речи. Таким образом, Wednesday - среда по-английски, Onstag - по-шведски, Woenstag – по-голландски.

Четверг – день Юпитера, по-латински это Dies Jovis. Отсюда, Jeudi - четверг по-французски, Jueves - по-испански, Giovedi – по-итальянски. А прочие названия имеют связь с богом Тором: английский Thursday , Torstai – по-фински, Torsdag – по-шведски.

В названии пятницы сразу видно влияние Венеры. Французское Vendredi, итальянское Venerdi, испанское Viernes. А английское Friday, шведское Fredag и немецкое Freitag произошли от имени скандинавской богини любви и плодородия Фрейи (Фригге).

Образ Сатурна сразу просматривается в названиях субботы: Saturday – по-английски и Saturni по-латински. Финское Lauantai, шведское Lördag и датское Loverdag сходны с древненемецким Laugardagr и означают «день омовения», это значит, что традиционно суббота – банный день.

В названиях воскресения присутствует образ Солнца, различные вариации Sun/Son. Но есть и другое происхождение названий – День Господень, это прослеживается в испанском - Domingo, французском - Dimanche и итальянском – Domenica.

На Руси названия складывались по другому принципу. Неделя седмицей. Понедельник, буквально, «день после недели». Вторник, название говорит само за себя – второй день недели. Среда получила свое имя, как средний день недели, но это, если посчитать, не совсем как сейчас: раньше неделя начиналась с воскресенья, и тогда среда занимала свое законное место. В древнерусском языке еще встречается название среды как «третийник». Четверг, как и вторник, назван по порядковому номеру, четвертый день. Та же с пятницей – пятый день недели. Суббота произошла от древнееврейского «саббат/шабат», последний трудовой день недели, конец всяческих дел. Воскресенье раньше называлось «неделей» («нет дел», «не делай»), а с приходом христианства его переименовали в честь Дня Воскресения Иисуса Христа.