ОТКУДА ЖЕ ПОШЛА РУСЬ?

ОТКУДА ЖЕ ПОШЛА РУСЬ?

Вопрос о происхождении Русского народа и славянской группы народов является одним из краеугольных в истории Европы и России. Ещё летописец Нестор в «Повести временных лет» поднял этот вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля?». И ответил на него довольно правильно: начал отсчёт Русской истории от мифического Иафета-Япета, потом после большого промежутка времени расположил Русь на берегах реки Дунай в Норике. И только затем вывел Русь на берега Днепра и озера Ильмень, известная уже по школьному курсу – Киевско-Новгородская Русь. Так, даже в сильно отредактированной «Повести временных лет», есть две прародины Русского народа – Ближний Восток и Балканы.

В довольно спорном и не всеми историками признанном источнике, «Велесовой книге», в качестве зоны расселения славяно-русских племён указаны огромные территории: Сибирь, Урал, степи Южной России, Кавказ, Причерноморье, включая Крым-Таврию, Балканский полуостров, Карпаты, Средняя Азия (Семиречье), Двуречье – реки Тигр и Ефрат, Сирия, Индия, земли будущей Новгородской Руси.

Классическая версия

Классическая гипотеза о происхождении Русского народа – Русов, весьма русофобская по своему содержанию и очень близка сердцу любому западнику, либералу. Мол, Русская история начинается с 8-9 веков, с призвания немцев-варягов в Новгород, некоторые удаляют границу начала «цивилизованной» истории Руси до 10-11 века – когда христианство стало господствующей формой веры.
А до этого рубежа, мол пребывали Русы в «диком состоянии», бога не ведали, чуть ли не в «первобытности». Да и были они на Русской равнине «пришельцами», взявшимися неизвестно откуда (возможно из болот Припяти) и потеснившими племена финно-угров и балтов. Эту классическую схему основали немецкие учёные бывшие на службе у Русского государства в 18 веке – Г. З. Байер (1694-1738), Г. Ф. Миллер (1705-1783), А. Л. Шлецер (1735-1809).

В 19 веке эта концепция была закреплена в 12-ти томном труде Н. М. Карамзина (1766-1826) «История государства Российского», который закрепил немецкие выводы фразой: «Сия великая часть Европы и Азии, именуемая ныне Россией, в умеренных ее климатах была искони обитаема, но дикими, во глубину невежества погруженными народами, которые не ознаменовали бытия своего никакими собственными историческими памятниками». Выводы Карамзина продолжил историк С. М. Соловьёв (1820-1879) в «Истории России с древнейших времен» в 29 томах, историк В. О.Ключевский в «Полном курсе Русской истории» в 4 томах.

Они закрепили «классическую» версию Русской истории: суть её в том, что История России идёт от 4 (6) – 8 (10) веков, с призвания варягов и принятия крещения, а до этого были «темные века», «дикость», «запустение». Эта схема продолжала господствовать в 20 веке, в начале 21 века с небольшими доработками, изучается в школах и высших учебных заведениях, как единственная и безальтернативная Правда.

Позиция государства и церкви

Государство поддержало эту версию, т. к. его не интересовала информация выходящая за рамки государственно-правовых структур. Появление же государства и права связывалась с явлением династии Рюриковичей. Приход «варягов» был выгоден власти и по внешнеполитическим причинам, связывая Рюриковичей, а затем Романовых с «просвещённой Европой» общим происхождением и династическими союзами. Особенно важна была связь с германскими правящими домами и Англией. Романовы прославились любовью к этим странам.
Церковную организацию тезис о «дикости» славяно-русских племен, до прихода христианских миссионеров и крещения Руси, более чем устраивает. Ведь он даёт Церкви право утверждать, что развитие культуры (одна письменность чего стоит) связано с утверждением христианства на Руси.

Современность

Эта концепция, всячески лелеемая и поощряемая, занимает в наши дни доминирующее положение – в школах, высших учебных заведениях, научно-популярной литературе, СМИ, кино. Только немногие подвижники пытаются прорвать пелену лжи и донести, хоть часть исторической Правды.

Утверждение о «молодой России», «отсталости» русских является одним из орудий Информационной войны – с целью подорвать историческую память Русского народа, ослабить Волю и убить Дух Русского мира. Поэтому Ватикан, исторические школы Англии, Германии, также поддерживают «академическую» версию мировой истории.
Подходы у этой версии довольно шаткие, исследователи, в большинстве случаев, берут за основу тезис, что первые письменные памятники говорящие о славянах появились в 4-6 веках нашей эры. Но ведь хорошо известно, что «письменные свидетельства», категория весьма субъективная, а народ – объективная, народы существуют и помимо воли писателей, хронистов. Например: индейские культуры существовали вне летописных свидетельств тысячелетиями.

Только один факт наносит сильнейший удар по «классической» схеме – численность славян и русских. Русский народ, после страшнейших потрясений 20 века – участие в 2-х мировых войнах, 4-е революции, включая декабрьскую 1991 года, гражданской войны, либерально-демократического геноцида конца 20 начала 21 веков, огромного количества региональных войн и конфликтов, являются одним из самых многочисленных этносов планеты. Так по подсчётам русского гения Д. И. Менделеева (1834-1907), если бы не было катастрофического по своим последствиям 20 века, в середине 20 века русских было бы 400 миллионов, а в середине 21 века 800 миллионов. Но даже в настоящее время русские и славяне – это самая крупная языковая группа, этническая общность в Европе.
Тысячу лет назад славян было приблизительно 10 миллионов человек и как и в современности – это былая самая крупная этноязыковая общность в Европе. Возникает законный вопрос, как из «ниоткуда» появилась большая часть населения Европы?

Русская (славянофильская) концепция истории

К нашему счастью многие исследователи искали ответ на этот вопрос, исходя из здравого смысла, а не мёртвых прописных истин. Они отыскивали истоки русской самобытности в самых началах человеческой истории, находя корни наших предков в самых разных частях Евразии. Традиция русской концепции истории восходит к хорватскому (итальянскому?) исследователю Мавро Орбини (? – 1614), который в своём труде «Историография народа славянского» написанном в 1606 году (издана в Санкт- Петербурге в 1722г.), опираясь на не дошедшие до нас источники (видимо изъятые Ватиканом), прямо написал: «Русский народ является самым древним на земле народом, от которого произошли все остальные народы. Империя мужеством своих воинов и лучшим в мире оружием тысячелетиями держала всю вселенную в повиновении и покорности. Русские всегда владели всей Азией, Африкой, Персией, Египтом, Грецией, Македонией, Иллирией, Моравией, Шлёнской землёй, Чехией, Польшей, всеми берегами Балтийского моря, Италией и многими другими странами и землями…»

Эту концепцию поддержали два русских гения В. Н. Татищев (1686-1750) в «Истории Российской» и М. В. Ломоносов (1711-1765) в «Древней Российской истории» . Исследования подвижников были опубликованы только после их смерти. Однако, главное то, что оба мыслителя пришли к одинаковому выводу, причёт отдельно друг от друга: корни истории славян и русских идут в глубины тысячелетий и касаются множества древнейших народов, которые с незапамятных времён жили в Евразии. Они известны под разными именами античным и иным авторам (составителям Библии, арабским, персидским, китайским хронистам).

Татищев вёл родословную славяно-русских племён от скифских родов. Скифы-сколоты и родственные им племена, известны с 1 тыс. до н.э. и занимали огромную территории от Дуная до Тихого океана. Что интересно, византийца называли «скифами». «тавроскифами» воинов русских князей Аскольда, Олега, Игоря, Святослава. А Русь часто назвали «Великая Скифия-Скуфь.

М. В. Ломоносов в «Древней Российской истории» считал, что славяно-русские племена населяли огромный регион от Балтики и Центральной Европы до Черного моря и Кавказа, и их знали под именами вендов-венетов, варягов-рось, сармат, роксолан. Ломоносов опроверг измышления немецких историков, что Рюрик и варяги были немецкого рода, доказав, что Рюрик и варяги – это западные русы. Даже имя «Рюрик» русского корня и означает «рарог» – сокол.
Ломоносов и Татищев не одни тщательно изучали вопрос о происхождении корней русского народа. Очень подробно и внимательно эту проблему проанализировал В. К. Тредиаковский (1703-1769) – в своём историческом труде: «Три рассуждения о трёх главнейших древностях российских, а именно: I о первенстве словенского языка над тевтоническим, II о первоначалии россов, III о варягах-руссах, словенского звания, рода и языка». Прекрасно образованный учёный и литератор, учившийся в Московской Славяно-греко-латинской академии, в Голландии, Франции, свободно говоривший на многих живых и мёртвых языках, член Русской Академии наук по латинскому и русскому красноречию, выдающийся русский просветитель, стоявший с М. В. Ломоносовым у истоков русской грамматики и стихосложения. Тредиаковский поддержал и развил идею Татищева о русском начале «скифов», причем доказал и русское происхождение их самоназвания. «Скифы-скиты» – это «скитальцы», т. е. народ ведущий довольно подвижный образ жизни, «кочевники».

Русская концепция истории, идущая от мыслителей 18 века, была продолжена и закреплена в трудах исследователей 19-20 столетий: Тадеуша (Фаддея) Воланского (1785-1865), А. Д. Черткова (1789-1858), Е. И. Классена (1795-1862), Ю. Венелина (1802-1839), Ф. Л. Морошкина (1804-1857), А. С. Хомякова (1804-1860), И. Е. Забелина (1820-1909), Д. И. Иловайского (1832-1920), Д. Я. Самоквасова (1843-1911), А. И. Соболевского (1857-1927), Г. В. Вернадского (1877-1973) и ряда других подвижников.

Г. В. Вернадский в книге «Древняя Русь», начал историю Русского народа с каменного века и провел через киммерийский, скифский, сарматский, гуннско-антский периоды. Археолог и историк Д. Я. Самоквасов – отстаивал скифские корни русского народа, называя прародину Руси – «Древней Скитанией».
Болгарский историк, славист, подвижник славянского национального возрождения Ю. И. Венелин – считал, что Атилла был великим князем державы Русов. Он же первым выдвинул предположение, что первую правящую династию Франции – Меровинги, основал русский князь Меровей.

Большое значение для русского самосознания имеют работы президента Общества истории и древностей российских А. Д. Черткова: «Очерк древнейшей истории протословен», «Пеласго-фракийские племена, населившие Италию», «О языке пеласгов, населивших Италию». Основываясь на глубоком знании древних языков, огромном количестве доступных ему источников, Чертков указал на языковое и этнокультурное сродство между славянами и пеласгами, этрусками, скифами, фракийцами, гетами, древними греками и римлянами. Открытие Черткова не стало событием огромной важности и значения в отечественной и мировой истории, так как не соответствовало общепринятой концепции мировой истории.

Открытие Черткова, о том, что этруски-расены родственны славянам, поддержал в своих исследованиях польский подвижник Т. Воланский. Он расшифровал большое количество этрусских надписей, в дешифровке он основывался на славянских языках. Т. Воланский изучил также надписи других цивилизаций и сделал сенсационный вывод, что зона расселения славяно-русских родов на юге в древности простиралась от Северной Африки (Египет, Карфаген) до Персии и Индии. Косвенно, правильность его пути доказывает тот факт, что труды Ф. Воланского в 1853 году были занесены в Ватикане в «Индекс запрещённых книг» и приговорены к немедленному сожжению. Воланский бросил вызов западной концепции мировой истории и папский престол немедленно отреагировал.
В дальнейшем исследования Воланского использовали различного рода исследователи, сторонники родства этрусков и славян. Современный исследователь В. Чудинов (род. 1942 г.) считает, что славяно-русская ведическая цивилизация и славянская руническая письменность была первой на планете.

Лингвист Г. С. Гриневич (род. В 1938 г.) составил сводную таблицу праславянской письменности. Сделал вывод, что значительная часть древних надписей – тэртэрийские, древнеиндийские, критские, этрусские – сделаны на праславянском языке.

Огромную важность представляют современные исследования в области ДНК-генеалогии, так А. Клёсов отодвинул границу происхождения русского народа на 12 тысяч лет.
В настоящее время самую полную концепцию Подлинной Русской истории, с 40 тысячелетия до нашей эры до наших дней, как основного стержня Мирового исторического процесса – составил Русский мыслитель, философ, историк Ю. Д. Петухов (1951-2009). В своём труде «Дорогами богов», изданном ещё в 1990 году, он на базе сравнительного мифоанализа, лингвистики ответил на важнейший вопрос – кем были загадочные индоевропейцы-арии. Он доказал, что прародителями индоевропейской языковой семьи, были славяне-арии-русы.

В 1994-2000 годы Петухов совершил серию путешествий по бассейну Средиземного моря, Ближнему Востоку, Египту, Азии, изучая важнейшие археологические раскопки на этой территории, изучая коллекции ведущих музеев этих регионов. И получив огромнейшую материальную базу данных, подтверждающих его выводы, в 2000 году начал издание многотомной «Подлинной истории Русов» (с 40 тыс. до н. э.), к сожалению странная смерть прервавшая жизнь Русского титана Духа не позволила завершить издание труда, мыслитель дал базовые данные с 40 до 3 тыс. до н. э. Но главное он сделал вывод, что «народ русов невероятно древен, практически извечен, он породил множество других народов».

И дело русских историков, патриотов продолжить начатое русскими подвижниками 18-20 веков, прорвать заговор молчания.

Россия – государство с богатой историей, насыщенной культурой и интересными людьми. Но не все эти люди доподлинно знают, чем их страна обязана таким названием. Хотя о чём тут говорить, если не все историки и лингвисты имеют единое мнение в этом вопросе. Мы попытаемся рассмотреть самые достоверные теории и выяснить, почему Россия имеет такое название.

Краткий экскурс по «эволюции» названия «Россия»

Всем известно, что история нашей страны берёт своё начало в Древнерусском государстве , основанном небезызвестными Рюриковичами. Называли его Киевской Русью, т.к. его столицей был славный город Киев, а население составлял русский народ.

К концу 13-го века образовалось Московское княжество, которое называли «Руссией». И примерно в течение столетия в обиход вошло слово «Россия». Исследователи предполагают, что это связанна с особенностями произношения нашего народа, из-за чего в слове «Руссия» буква «у» постепенно превратилась в «о». Но употреблялась «Россия» гораздо реже, чем «Русь», «Русская земля» и «Московия».

Само слово «Росия» (тогда ещё без двойного «с») возникло в Византии в 10-м столетии для греческого обозначения Руси. «Ρωσία» – так выглядит «Росия» на греческом, и именно в таком виде оно предположительно было написано впервые. А вот первое упоминание на кириллице, датируемое 1387-м:


Территория русского государства постепенно росла, а население пополнялось народами других национальностей – вместе с этим всё чаще использовалось слово «Россия». Официально оно закрепилось в 1547 году. Тогда же вся страна стала именоваться Русским (российским) царством.

В конечном итоге мы имеем то, что русскими называют отдельный народ, а большое многонациональное государство – российским.

Кстати, латинское название «Russia» в западноевропейских источниках уже встречалось в 11-м веке.

Таким образом, именно слово «Русь» стало производным «России» . А вот уже относительно Руси и народа руссов у учёных расходятся мнения.

К слову, название Украины скорее всего произошло от созвучного древнерусского слова «украина», означающее приграничную территорию или землю у края. А вот с Беларусью всё ещё проще – её название пошло от словосочетания «Белая Русь».

Ну, теперь рассмотрим существующие теории о происхождении слова «Русь» и «русские».

Нормандская теория

В этом случае говорится о том, что русь — это никто иные, как викинги или норманны . Дело в том, что в «Повести временных лет» вроде как указывается, что восточнославянские племена обратились к варягам, и уточнено – к руси, которые были одним из тамошних племён.

Если придерживаться этой теории, то следует обратиться к древнеисландскому слову «Róþsmenn», которое означает гребцов или мореходов. Поэтому название нормандского племени русов вполне иметь такое происхождение.

Собственно, сам Рюрик является варягом из народа русь. Его и призвали славянские племена, чтобы он стал их правителем, т.к. на тот момент они погрязли в междоусобицах.

Нормандская теория подкрепляется многими византийскими и европейскими источниками, где Русь отождествлялась с викингами . В этих же источниках на северный лад указываются имена русских князей: Князь Олег – X-л-г, княгиня Ольга - Хелга, князь Игорь - Ингер.

Ещё одним интересным доводом является и сочинение некого Константина Багрянородного «Об управлении Империей», написанное в середине 10-го века. Там приводятся названия днепровских порогов. Прикол в том, что для этого использованы два языка: славянский и роский. В последнем варианте прослеживается скандинавская схожесть.

Как бы там ни было, скандинавы на восточнославянской территории определённо бывали. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки. Причём датируются они как раз временами «призвания варягов».

Кстати, написание двойного «с» окончательно закрепилось лишь при Петре I.

Славянская теория

Название Руси часто связывают с названием одного из племён восточных славян – росов (или русов). Считается, что селились они в вдоль течения реки Рось , которая является одним из притоков Днепра. Но многие исследователи считают эту теорию притянутой за уши, а само существование славянского племени с таким названием, по их мнению, сомнительно. Во-первых, на самом деле тогда река имела название с «ъ» в корне, то есть «Ръсь», а во-вторых, возникло это предположение при Советском союзе, когда старались всячески оспорить нормандскую теорию. Поэтому многие утверждения сомнительны. К ним стоит отнести и то, что русов так прозвали из-за их русого цвета волос.


Та самая река Рось

Более правдоподобным можно считать мнение Ломоносова, который считал, что народ русов (или росов) имеет связь с балтийскими пруссами (тоже славян). Да и археологические находки свидетельствуют о связи балтийских славян с северным населением Древней Руси.

Сарматская (иранская) теория

Сарматы – это кочевые ираноязычные племена, которые в середине 1-го тысячелетия занимали территорию современной Украины, России и Казахстана. Были у этих ребят такие племена, как роксолоны и росоманы, которых многие именитые учёные считают предками русов. Отсюда и пошло название Руси.


Сарматы – ещё одни возможные наши предки. Ну чем не современная русская бригада?

Шведская теория

С 6-го по 5-й век шведы посещали те земли и говорили, что видели там финские племена, которых они прозвали Rotsi.

Военная теория

Имеет место и версия, где говорится, что «русью» называли особое военное сословие ещё во времена зарождении древнерусского государства. Со временем название перешло на весь народ.

Заключение

Почему Россия имеет такое название? Потому что производным были слова «Русь» и «русский», происхождение которых связывают и с названием одной из рек на территории славян, и с варяжским племенем, и даже с сарматами и их племенем роксоланов. На сегодняшний день наиболее правдоподобной кажется нормандская теория, подкреплённая историческими фактами и археологическими находками. Так что не исключено, что Россия-матушка так называется благодаря легендарным викингам, которые когда-то пришли на земли наших предков.

Древнерусское государство (др.-рус. и ст.-слав. Рсь, Рсьскаѧ землѧ , греч. Ῥωσία , лат. Russia, Ruthenia, Ruscia, Ruzzia , др.-сканд. Garðar, позже Garðaríki ), с 882 года также Киевская Русь - средневековое государство в Восточной Европе , возникшее в IX веке в результате объединения ряда восточнославянских и финно-угорских племён под властью князей династии Рюриковичей .

В период наивысшего расцвета Древнерусское государство со столицей в Киеве занимало территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере и притоков Волги на востоке. К середине XII века вступило в состояние феодальной раздробленности и фактически распалось на полтора десятка отдельных русских княжеств , управляемых разными ветвями династии Рюриковичей. Киев, утративший своё политическое влияние в пользу нескольких новых центров силы, продолжал формально считаться главным столом Руси вплоть до монгольского нашествия (1237 -1240 ), а Киевское княжество оставалось в коллективном владении русских князей.

    1 Название

    2 Образование Древнерусского государства

    • 2.1 До призвания варягов

      2.2 Правление Рюрика

      2.3 Проблема возникновения государственности

    3 История

    • 3.1 Княжение Олега Вещего

      3.2 Игорь Рюрикович

      3.3 Ольга

      3.4 Святослав Игоревич

      3.5 Владимир и Ярослав Мудрый. Крещение Руси

      3.6 Изменения в государственном управлении в конце X - начале XII вв.

      3.7 Распад

    4 Характер государственности русских земель

    5 Население Древней Руси

    6 Города и крепости

    • 6.1 Города

      6.2 Крепости и укрепления

    7 Военная организация

    8 Экономика

    • 8.1 Денежная система

      8.2 Земледелие

      8.3 Ремёсла

      8.4 Торговля

      8.5 Налоги (дань)

    9 Культура Древней Руси

    • 9.1 Письменность и просвещение

      9.2 Литература

      9.3 Зодчество

      9.4 Живопись

      9.5 Фольклор

    10 Древнерусское право

    11 См. также

    12 Примечания

Название

История России

Восточные славяне , народ русь

Древнерусское государство (IX - XIII века )

Удельная Русь (XII - XVI века ); (объединение )

Новгородская республика (1136 -1478 )

Владимирское княжество (1157 -1389 )

Княжество Литовское и Русское (1236 -1795 )

Московское княжество (1263 -1547 )

Русское царство (1547 - 1721 )

Российская империя (1721 - 1917 )

Российская республика (1917 )

РСФСР (1917 - 1922 )

СССР (1922 - 1991 )

Российская Федерация 1991 )

Наименования | Правители | Хронология | Экспансия

Портал «Россия»

История Украины

Доисторическая Украина

Трипольская культура

Ямная культура

Киммерийцы

Скифы

Сарматы

Зарубинецкая культура

Черняховская культура

Восточные славяне , Древнерусское государство (IX - XIII века )

Киевское княжество

Галицко-Волынское княжество

Монгольское нашествие на Русь

Великое княжество Литовское

Казацкая эпоха

Запорожская Сечь

Речь Посполитая

Восстание Хмельницкого

Гетманщина

Переяславская рада

Руина

Правобережье

Левобережье

Российская империя (1721 - 1917 )

Малая Русь

Слобожанщина

Волынь

Подолье

Новороссия

Таврия

Политические организации

Габсбургская монархия

Восточная Галиция

Буковина

Карпатская Русь

Политические организации

Украинская Народная Республика

Революция и Гражданская война

Украинская революция

Украинская держава

ЗУНР

Советские республики

ВСЮР

Махновщина

УССР (1919 - 1922 )

СССР (1922 - 1991 )

Голодомор

ОУН -УПА

Авария на Чернобыльской АЭС

Украина 1991 )

Независимость

Ядерное разоружение

Принятие конституции

Оранжевая революция

Политический кризис на Украине (2013-2014)

Наименования | Правители

Портал «Украина»

История Белоруссии

Древнейшая история

Древнерусское государство (Полоцкое и Туровское княжества )

Великое княжество Литовское

Речь Посполитая

Российская империя (Северо-Западный край )

Белорусская Народная Республика

Белорусская ССР (ССРБ Литовско-Белорусская ССР )

Республика Беларусь

Список правителей Белоруссии

Портал «Белоруссия»

Существует несколько историографических названий государства, преобладавших в литературе в разное время - «Древнерусское государство», «Древняя Русь», «Киевская Русь», «Киевское государство».

Определение «древнерусский» не связано с общепринятым в историографии делением древности и Средневековья в Европе по середине I тыс. н.э. Применительно к Руси оно обычно используется для обозначения так называемого домонгольского периода IX - середины XIII веков , чтобы отличить эту эпоху от следующих периодов русской истории.

Термин «Киевская Русь» возник в первой половине XIX века , пройдя за историю своего употребления существенную эволюцию. Одним из первых его использовал М. А. Максимович в своей работе «Откуда идёт русская земля» (1837) в узко географическом смысле для обозначения Киевского княжества, в одном ряду с такими словосочетаниями как «Червоная Русь», «Суздальская Русь» и др. В таком же значении термин употребляли С. М. Соловьёв («Русь Киевская», «Русь Черниговская», «Русь Ростовская или Суздальская») , Н. И. Костомаров и Д. И. Иловайский . Во второй половине XIX века термин приобрёл дополнительное, хронологическое измерение - одной из стадий русской истории и государственности. В этом случае киевский период обычно заканчивали 1169 годом, что было связано с бытовавшим в дореволюционной историографии представлением о переносе столицы Руси из Киева во Владимир . В. О. Ключевский использовал этот термин несистематически, иногда сочетая узкогеографические и хронологические рамки и отличая «старую Киевскую Русь» от «Руси новой, верхневолжской», иногда подразумевая под ним все земли Руси в соответствующий период . У С. Ф. Платонова , А. Е. Преснякова и других авторов начала XX века термин стал использоваться в государственно-политическом смысле как именование государства всех восточных славян в эпоху, когда Киев был общим политическим центром. В украинской националистической историографии того же времени уточняющий термин «Киевская Русь» не был особо популярным, поскольку подразумевал существование других форм или проявлений Руси (будь то в географическом или хронологическом смысле). Основоположник украинской исторической школы М. С. Грушевский им почти не пользовался, предпочитая термины «Киевское государство» или «Руська держава» («Русское государство», противопоставленное в его версии государству Московскому).

Окончательное утверждение понятия «Киевская Русь» в государственно-политическом смысле произошло в советскую эпоху, когда академиком Б. Д. Грековым были изданы его основные труды, ставшие хрестоматийными: «Киевская Русь» (1939) и «Культура Киевской Руси» (1944) . Уточняя значение термина, Греков отмечал следующее:

«Считаю необходимым ещё раз указать, что в своей работе я имею дело с Киевской Русью не в узкотерриториальном смысле этого термина (Украина), а именно в том широком смысле «империи Рюриковичей», соответствующем западноевропейской империи Карла Великого, – включающей в себя огромную территорию, на которой впоследствии образовалось несколько самостоятельных государственных единиц» .

В те же годы другой частью советских историков (М. И. Артамонов , В. В. Мавродин , А. Н. Насонов ) в научный оборот был введён термин «Древнерусское государство» (первоначально прилагательное писалось со строчной буквы, вскоре стало именем собственным). Среди советских историков активнее всего им пользовались В. Т. Пашуто и представители его школы . В целом оба наименования функционировали параллельно и обладали взаимозаменяемостью. Однако в настоящее время термин «Киевская Русь» по ряду причин считается устаревшим и постепенно выходит в русскоязычной научной среде из употребления .

Образование Древнерусского государства

Древнерусское государство возникло на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племён - ильменских словен , кривичей , полян , охватив затем древлян , дреговичей , полочан , радимичей , северян .

До призвания варягов

См. также: Русский каганат

Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века : в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос , прибывшие сначала в Константинополь , а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого .

В 860 году («Повесть временных лет» ошибочно относит его к 866 году) русь совершает первый поход на Константинополь . Греческие источники связывают с ним так называемое первое крещение Руси , после которого на Руси, возможно, возникла епархия и правящая верхушка (возможно, во главе с Аскольдом ) приняла христианство .

Правление Рюрика

Основная статья: Государство Рюрика

Призвание варягов на картине Васнецова

В 862 году , согласно «Повести Временных лет », славянские и финно-угорские племена призвали на княжение варягов .

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене.

В 862 году (дата приблизительна, как и вся ранняя хронология Летописи) варяги и дружинники Рюрика Аскольд и Дир , направлявшиеся в Константинополь , подчинили себе Киев , тем самым установив полный контроль над важнейшим торговым путём «из варяг в греки» . При этом Новгородская и Никоновская летописи не связывают Аскольда и Дира с Рюриком, а хроника Яна Длугоша и Густынская летопись называют их потомками Кия .

Расширение территории Древнерусского государства в IX-X веках под властью династии Рюриковичей

В 879 году в Новгороде умер Рюрик . Княжение было передано Олегу , регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре .

Проблема возникновения государственности

Основная статья: Русь (народ)

Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории , опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, оно было создано извне варягами - братьями Рюриком , Синеусом и Трувором в 862 году или же родственником Рюрика Олегом , захватившим Киев в 882 году . В то же время некоторые представители норманизма, такие как Василий Ключевский , называют первоначальной формой Русского государства киевское варяжское княжество Аскольда и Дира , которое стало центром консолидации восточнославянских племён и княжеств в единое государство, а не Новгородское княжество Рюрика, которое они называют местным и кратковременным варяжским княжеством.

Варяги. Николай Рерих , 1899

Антинорманнская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов . Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов . Учёные, относимые к норманистам , считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации - в Финляндии , Пруссии , другой части Прибалтики . Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.

В современной науке преобладает точка зрения, согласно которой жёсткое противопоставление «норманизма» и «антинорманизма» во многом политизировано. Предпосылки исконной государственности у восточных славян не отрицались ни Миллером , ни Шлёцером , ни Карамзиным , а внешнее (скандинавское или иное) происхождение правящей династии - широко распространённый в Средневековье феномен, никак не доказывающий неспособности народа к созданию государства или, конкретнее, института монархии . Вопросы о том, был ли Рюрик реальным историческим лицом, каково происхождение летописных варягов, связан ли с ними этноним (а затем и название государства) Русь , продолжают оставаться дискуссионными в современной российской исторической науке. Западные историки в целом следуют концепции норманизма .

История

Основная статья: История Древней Руси

Княжение Олега Вещего

Олег Вещий ведёт войско к стенам Царьграда в 907 году. Миниатюра из Радзивилловской летописи

В 882 , по летописной хронологии, князь Олег (Олег Вещий ), родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг, по пути захватив Смоленск и Любеч , установив там свою власть и поставив на княжение своих людей. Далее Олег с новгородским войском и наёмной варяжской дружиной захватил Киев , убил правивших там Аскольда и Дира и объявил Киев столицей своего государства («И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: „Да будет это мать городам русским “.»); господствующей религией было язычество , хотя в Киеве уже существовала и христианская община.

Олег военным путём распространил свою власть на земли древлян и северян, а радимичи приняли условия Олега без борьбы (два последних племенных союза до этого платили дань хазарам ):

«В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по чёрной кунице. В год 6392 (884). Пошёл Олег на северян, и победил северян, и возложил на них лёгкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: „Я враг их и вам (им платить) незачем“. В год 6393 (885). Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: „Кому даёте дань?“. Они же ответили: „Хазарам“. И сказал им Олег: „Не давайте хазарам, но платите мне“. И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал.»

В результате победоносного похода на Византию были заключены первые письменные договоры в 907 и 911 , предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов.

Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя , правил более 30 лет. Родной сын Рюрика Игорь занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945 .

Игорь Рюрикович

Игорь совершил два военных похода на Византию . Первый, в 941 году , завершился неудачно. Ему предшествовала также неудачная военная кампания против Хазарии , в ходе которой Русь, действуя по просьбе Византии, атаковала хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но была разбита хазарским полководцем Песахом и повернула оружие против Византии. Второй поход на Византию произошёл в 944 году . Он завершился договором, подтвердившим многие положения предыдущих договоров 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю. В 943 или 944 году был совершён поход на Бердаа . В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян.

Ольга

После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги . Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда (по наиболее аргументированной версии, в 957 , хотя предлагаются и другие даты). Впрочем, Ольга около 959 приглашала на Русь германского епископа Адальберта и священников латинского обряда (после неудачи своей миссии они были вынуждены покинуть Киев).

Святослав Игоревич

Около 960 года возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964 ), которые последними из всех восточнославянских племён продолжали платить дань хазарам. В 965 (по др. данным также в 968/969) году Святослав совершил поход на Хазарский каганат , взяв штурмом его основные города: город-крепость Саркел , Семендер и столицу Итиль . На месте Саркела после этого возникла древнерусское поселение Белая Вежа . Возможно, с этим походом связано и утверждение Руси в Тмутаракани. Также Святослав осуществил два похода в Болгарию, где намеревался создать собственное государство со столицей в придунайской области. Он был убит в бою с печенегами при возвращении в Киев из неудачного похода на Византию в 972 году .

Владимир и Ярослав Мудрый. Крещение Руси

Памятник Владимиру Великому в Киеве

См. также: Крещение Руси

После смерти Святослава между его сыновьями разгорелась междоусобица за право на престол (972 -978 или 980 ). Старший сын Ярополк стал великим киевским князем, Олег получил древлянские земли, а Владимир - Новгород. В 977 году Ярополк разбил дружину Олега, а сам Олег погиб. Владимир бежал «за море», но вернулся через два года с варяжской дружиной. В ходе междоусобицы Владимир Святославич отстоял свои права на престол (годы правления 980 -1015 ). При нём завершилось формирование государственной территории Древней Руси, были присоединены червенские города и Карпатская Русь .

При князе Владимире Святославиче в 988 году официальной религией Руси становится христианство . Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей, гарнизоны которых набирал из «лучших мужей» северных племён. Именно во времена Владимира происходит действие многих русских былин , повествующих о подвигах богатырей .

В городах, древнейшими из которых были Киев , Новгород , Ладога , Смоленск , Полоцк , Изборск , Чернигов , Переяславль , Туров , Ростов , Белоозеро , Плесков (Псков) , Тмутаракань , Муром , Овруч , Владимир-Волынский , и другие, развивались ремёсла и торговля. Создавались памятники письменности («Повесть временных лет» , Новгородский кодекс , Остромирово евангелие , жития ) и архитектуры (Десятинная церковь , Софийский собор в Киеве и одноимённые соборы в Новгороде и Полоцке ). О высоком уровне грамотности жителей Руси свидетельствуют дошедшие до нашего времени многочисленные берестяные грамоты . Русь вела торговлю с южными и западными славянами , Скандинавией , Византией, Западной Европой , народами Кавказа и Средней Азии .

После смерти Владимира на Руси произошла новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015 убил своих братьев Бориса (по другой версии, Борис был убит скандинавскими наёмниками Ярослава), Глеба и Святослава . Сам Святополк дважды потерпел поражение и умер в изгнании. Борис и Глеб в 1071 году были причислены к лику святых.

Серебреник Ярослава Мудрого

Правление Ярослава Мудрого (1019 1054 ) стало порой наивысшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда » и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы , что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире. Разворачивается интенсивное каменное строительство. Когда после 12-летнего обособления и смерти князя , не оставившего наследника, под власть Ярослава вернулось Черниговское княжество , Ярослав перебрался из Новгорода в Киев и нанёс поражение печенегам, после чего их набеги на Русь прекратились (1036 ).

Изменения в государственном управлении в конце X - начале XII вв.

Золотые ворота в Киеве

В ходе крещения Руси во всех её землях была установлена власть православных епископов , подчинявшихся киевскому митрополиту . В то же самое время во всех землях были посажены наместниками сыновья Владимира . Теперь все князья , выступавшие удельниками киевского великого князя , были только из рода Рюриковичей . Скандинавские саги упоминают о ленных владениях викингов , но они располагались на окраинах Руси и на вновь присоединённых землях, поэтому во времена написания «Повести временных лет » они уже казались пережитком. Князья-Рюриковичи вели ожесточённую борьбу с оставшимися племенными князьями (Владимир Мономах упоминает князя вятичей Ходоту и его сына). Это способствовало централизации власти.

Власть великого князя достигла наивысшего укрепления при Владимире и Ярославе Мудром (затем после перерыва при Владимире Мономахе ). Положение династии укреплялось многочисленными международными династическими браками: Анны Ярославны и французского короля, Всеволода Ярославича и византийской царевны и др.

Со времени Владимира или, по некоторым сведениям, Ярополка Святославича , дружинникам вместо денежного жалования князь стал давать земли. Если изначально это были города в кормление , то в XI веке дружинники стали получать сёла . Вместе с сёлами, которые становились вотчинами , даровался и боярский титул . Бояре стали составлять старшую дружину . Служба бояр была обусловлена личной верностью князю, а не размером земельного надела (условное землевладение не получило заметного распространения). Младшая дружина («отроки», «детские», «гриди»), находившаяся при князе, жила за счёт кормления с княжеских сёл и войны. Основной боевой силой в XI веке было ополчение , получавшее на время войны коней и оружие от князя. От услуг наёмной варяжской дружины в основном отказались в период правления Ярослава Мудрого .

Возникновение Древнерусского государства

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Возникновение Древнерусского государства
Рубрика (тематическая категория) Государство

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя датироватоь с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное перерастание тех политических образований, о которых говорилось выше, в феодальное государство восточных славян- Древнерусское Киевское государство Большинство историков сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.

В IX в. восточнославянские государства, в первую очередь Киевское и Новгородское (эти названия уже вытесняют старые Куявию и Славию), всœе(более интенсивно втягиваются в международную торговлю, проходившую по водному пути "из варяг в греки". Этот путь, пролегавший по землям нескольких восточнославянских народов, способствовал их сближению.

Как зарождалась древнерусская государственность? "Повесть временных лет" сообщает, что поначалу южные славянские племена платили дань хазарам а северные- варягам, что последние прогнали варягов, но потом передумали и призвали варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления мира и порядка обратиться к иноземным князьям, видя в них арбитров для улаживания возникших споров. Тут-то летописец и "произнес знаменитую фразу: "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжит и володети нами" (Повести Древней Руси. Л., 1983. С. 31). Варяжские князья якобы сначала не соглашались, по потом приняли приглашение. Три варяжских князя пришли на Русь и в 862 ᴦ. сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске (недалеко от Пскова), Синœеус - в Белоозере. Это событие и принято считать отправным в истории отечественной государственности.

Сами по себе свидетельства летописного свода не вызывают возражений, но в XVIII в. немецкие историки, работавшие в Российской.Академии наук, истолковали их таким образом, чтобы доказать законность господства немецкого дворянства при тогдашнем российском императорском дворе, более того -обосновать неспособность русского народа к созидательной государственной жизни как в прошлом, так и в настоящем, его "хроническую" политическую и культурную отсталость.

В России против норманнской теории происхождения отечественной государственности всœегда, начиная с ее появления, выступали патриотические силы. Первым ее критиком был М.В.Ломоносов. Впоследствии к нему присоединились не только многие русские ученые, но и историки других славянских стран. Главным опровержением норманнской теории, указывали они, является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в. По уровню своего развития славяне стояли выше варягов, в связи с этим позаимствовать опыт государственного строительства у них они не могли. Государство не может организовать один человек (в данном случае Рюрик) или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества. Вместе с тем, известно, что русские княжества по разным причинам и в разное время приглашали дружины не только варягов, но и своих степных сосœедей - печенегов, каракалпаков, торков. Мы не знаем точно, когда и как возникли первые русские княжества, но по крайней мере они уже существовали до 862 ᴦ., до пресловутого "призвания варягов". (В некоторых германских хрониках уже с 839 ᴦ. русские князья именуются хаканами, ᴛ.ᴇ. царями). Это означает, что не варяжские военные предводители организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты. Кстати, следов варяжского влияния в отечественной истории практически не осталось. Исследователи, к примеру, подсчитали, что на 10 тыс. кв. км территории Руси можно обнаружить лишь 5 скандинавских географических наименований, в то время как в Англии, подвергшейся норманнскому нашествию, это число доходит до 150.

В Древнерусское Киевское государство вошли кроме славян некоторые сосœедние финские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с самого начала было этнически неоднородным - напротив, многонациональным, полиэтническим, но основу его составляла Древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов - русских (великороссов), украинцев и белорусов. Она не должна быть отождествлена ни с одним из этих народов в отдельности. При этом украинские националистические историки еще в начале XX в. пытались изобразить Древнерусское государство украинским. Эта идея была подхвачена после распада СССР в некоторых украинских националистических кругах с той целью, чтобы поссорить три братских славянских народа, "исторически" обосновать самостийность Украины, ее "историческое превосходство" над Россией, хотя, как известно, Древнерусское государство ни по территории, ни по составу населœения с современной Украиной не совпадало. В IX и даже в XII в. еще нельзя говорить о специфически украинской культуре, языке и пр.
Размещено на реф.рф
Все это появилось позже, когда в силу объективных исторических процессов древнерусская народность распалась на три самостоятельные ветви.

Возникновение Древнерусского государства - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Возникновение Древнерусского государства" 2017, 2018.

  • - Возникновение древнерусского государства. Вопрос о возникновении Руси.

    Один из дошедших до нас сводов – ПВЛ (тема лежит в названии). Русское государство – по некоторым сведениям основание датируется 862 г.. Сумь (часть юго-восточных финских племен) , весь (вепсы, тер-рия Ленинграда) и емь (часть юго-восточных финских племен, родственных эстам) –... .


  • - Возникновение древнерусского государства. Русь в 9-11 веках.

    Возникновение Древнерусского государства традиционно связывают с объединением Приильменья и Приднепровья в результате похода на Киев новгородского князя Олега в 882 г. Убив княживших в Киеве Аскольда и Дира, Олег стал править от имени малолетнего сына князя Рюрика -... .


  • - Возникновение древнерусского государства (VIII-IX вв.)

    История. Ответы на вопросы к экзамену. Восточные славяне, условия становления их цивилизации (VI-VIII вв.) Славяне входили в древнее индоевропейское единство, включавшее в себя предков германцев, балтов, славян и индоиранцев. С течением времени из массы... .


  • Древняя Русь (IV–XII вв.)

    Составитель Мария Олеговна Колыванова

    Аксенова Г. (Г. А), Волков В. (В. В.), Воронин В. (Вс. В.), Галкина Е. (Е. Г.), Карев В. (Вл. К.), Колиненко Ю. (Ю. К.), Конюхов К. (К. К), Королев А. (А. К.), Кошелева В. (В.К.), Куксина Е. (Е. К.), Лаушкин А. (А. Л.), Перевезенцев С. (С. П.), Петрова Н. (Н. П.), Щенникова Л. (Л. Щ.)

    Предисловие

    Древняя Русь – это общее собирательное название восточнославянских княжеств 9–13 веков.

    В конце 9 века возникло Древнерусское государство – государство восточных славян. Оно имело все признаки государственности – общую территорию, единую власть великого князя, свою армию – княжескую дружину, общие нормы права, установленные налоги. Правда, складывались эти признаки государственности не сразу и непросто.

    Задолго до рождения Древнерусского государства, к середине 1-го тысячелетия до нашей эры, на территориях Среднего и Верхнего Поднепровья, в бассейнах рек Вислы и Одры расселялись древнеславянские племена, которые позже разделились на три ветви: восточные, эападные и южные славяне.

    Племена и народы жили и развивались поначалу достаточно обособленно, однако жизнь заставила их искать союзников в борьбе против нападавших недругов, надо было строить мощные оборонительные укрепления, содержать войско. Кроме того, более тесные связи с окружающими племенами требовались для развития ремесел и торговли.

    Постепенно складывается общий язык, сходные обычаи, культура. Наконец, появляется единая религия – православие. Все это стало мощными стимулами для объединения разрозненных племен. Родилось Древнерусское государство. Оно образовалось в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян – Новгорода и Киева, а также земель, расположенных вдоль пути «из варяг в греки». Древнерусское государство просуществовало до конца первой трети 12 века.

    В книге собраны материалы о рождении, существовании и развитии Древней Руси. В ее основе – статьи известных историков, сотрудников Института всеобщей истории Российской академии наук. Материал разбит на разделы, которые позволяют представить единую картину жизни и развития Древней Руси.

    Древнерусское государство

    В далеком прошлом предки русских, украинцев, белорусов составляли единый народ. Они происходили из родственных племен, которые называли себя «славянами» или «словенами» и относились к ветви восточных славян.

    У них был единый – древнерусский – язык. Территории, на которых расселялись разные племена, то расширялись, то сокращались. Племена мигрировали, на место одних приходили другие.

    Племена и народы

    Какие же племена населяли Восточно-Европейскую равнину еще до образования Древнерусского государства?

    На рубеже старой и новой эры

    СКИ́ФЫ (лат. Scythi, Scythae; греч. Skithai) – собирательное название многочисленных ираноязычных племен, родственных савроматам, массагетам и сакам и населявших Северное Причерноморье в 7–3 вв. до н. э. Размещались в районах Средней Азии, затем начали продвижение на Северный Кавказ и оттуда на территорию Северного Причерноморья.

    В 7 в. до н. э. скифы воевали с киммерийцами и вытеснили их из Причерноморья. Преследуя киммерийцев, скифы в 70-х гг. 7 в. до н. э. вторглись в Малую Азию и завоевали Сирию, Мидию и Палестину. Но через 30 лет были изгнаны мидийцами.

    Основной территорией расселения скифов стали степи от Дуная до Дона, включая Крым.

    Наиболее полные сведения о скифах содержатся в трудах древнегреческого историка Геродота (5 в. до н. э.), который долгое время жил в окруженной скифами Ольвии и был хорошо знаком с ними. Согласно Геродоту, скифы утверждали, что ведут происхождение от первого человека – Таргитая, сына Зевса и дочери речного потока, и его сыновей: Липоксая, Арпоксая и младшего – Колоксая. Каждый из братьев стал родоначальником одного из скифских племенных объединений: 1) «царские» скифы (от Колоксая) господствовали над остальными, они жили в степях между Доном и Днепром;

    2) скифы-кочевники обитали на правом берегу Нижнего Днепра и в степном Крыму; 3) скифы-пахари – между Ингулом и Днепром (некоторые ученые относят эти племена к славянским). Кроме них Геродот выделяет эллино-скифов в Крыму и скифов-земледельцев, не смешивая их с «пахарями». Еще в одном фрагменте своей «Истории» Геродот отмечает, что греки неверно называют всех живущих в Северном Причерноморье скифами. На Борисфене (Днепре), по Геродоту, жили борисфениты, называвшие себя сколотами.

    Но всю территорию от низовий Дуная до Дона, Азовского моря и Керченского пролива в археологическом отношении составляет одна культурно-историческая общность. Основной ее признак – «скифская триада»: оружие, конское снаряжение и «звериный стиль» (т. е. преобладание в произведениях ремесла реалистичных изображений животных; чаще всего встречаются изображения оленя, позже добавились лев и пантера).

    Первые скифские курганы были раскопаны еще в 1830 г. Из археологических памятников наиболее известны курганы «царских» скифов в Северном Причерноморье – огромные, богатые золотыми изделиями. «Царские» скифы, видимо, поклонялись коню. Каждый год на поминках по умершему царю приносили в жертву 50 всадников и множество лошадей. В некоторых курганах найдено до 300 костяков лошадей.

    Богатые курганные захоронения указывают на существование рабовладельческой знати. Древние греки знали о существовании «Скифского царства», которое до 3 в. до н. э. находилось в причерноморских степях, а после нашествия сарматов переместилось в Крым. Их столица была перенесена с места современного Каменского городища (вблизи Никополя). В кон. 2 в. дон. э. своеобразное скифское государство в Крыму вошло в состав Понтийского царства.

    С кон. 1 в. до н. э. не раз разгромленные сарматами скифы не представляли серьезной политической силы. Ослабляли их и постоянные конфликты с греческими городами-колониями в Крыму. Название «скифы» перешло впоследствии на племена сарматов и большинство других кочевников, населявших причерноморские области. В дальнейшем скифы растворились среди других племен Северного Причерноморья. Скифы в Крыму просуществовали вплоть до нашествия готов в 3 в. н. э.

    В Раннее Средневековье скифами называли северопричерноморских варваров. Е. Г.

    СКОЛО́ТЫ – самоназвание группы скифских племен, обитавших во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. в Северном Причерноморье.

    Упоминание сколотов встречается в трудах древнегреческого историка Геродота (5 в. до н. э.): «Всем же скифам сообща – имя сколоты».

    Современный историк Б. А. Рыбаков относит сколотов к скифам-пахарям – предкам славян, а сам термин «сколот» считает производным от славянского «коло» (круг). По мнению Рыбакова, древние греки именовали сколотов, живших по берегам Борисфена (греческое название Днепра), борисфенитами.

    Геродот приводит легенду о праотце скифов – Таргитае и его потомках Арпоксае, Липоксае и Колоксае, согласно которой от последнего получили свое имя сколоты. В легенде содержится рассказ о падении на скифскую землю священных предметов – плуга, ярма, секиры и чаши. Плуг и ярмо являются орудиями труда не кочевников, а земледельцев. Культовые чаши археологи находят в скифских погребениях. Эти чаши сходны с распространенными в доскифское время в лесостепных археологических культурах – белогрудовской и чернолесской (12–8 вв. до н. э.), которые многие ученые связывают с праславянами. Е. Г.