1

В статье рассмотрена сущность жизненной стратегии и ее типологии. Теоретический анализ определений понятия «жизненная стратегия» и выделение их признаков позволили сформулировать авторское определение понятия. Жизненная стратегия – это осознанно запланированные и спроектированные ближайшие и отдаленные жизненные планы личности на будущее, которые базируются на терминальных и инструментальных ценностях-целях и условиях, способствующих её самопродвижению и повышению уровня качества её жизни; выстроены в соответствии с её индивидуальными интеллектуально-творческими возможностями, жизненным опытом и позволяют ей занять активную субъектную жизненную позицию. Изучение типологий жизненной стратегии способствовало выявлению ее типов, которых придерживаются учащиеся старших классов, а также выбору для формирования жизненной стратегии у старшеклассников такого её типа, как творческая уникальность, который позволяет школьнику моделировать свое будущее.

жизненная стратегия

признаки жизненной стратегии

старшеклассники

формирование жизненной стратегии

типологии жизненных стратегий.

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.

2. Бондаренко Е.Н. Жизненные стратегии молодежи закрытых административно-территориальных образований: социологический аспект: автореф. дис. ... канд. социол. наук. – Екатеринбург, 2009. – 22 с.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Изд-во «Институт практиче-ской психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.

4. Васильева О.С. Изучение основных характеристик жизненной стратегии // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С. 74-85.

5. Волокитина А.А. Жизненнные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора: автореф. дис. … канд. соц. наук. – М., 2011. – 21 с.

7. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка, 1988. – 142 с.

8. Демченко З.А. Жизненные стратегии студентов в научно-исследовательской деятельности как педагогическая проблема высшей профессиональной школы и ее альтернативное решение // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 3(13). – С. 98-102.

9. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1984. – 226 с.

10. Кудинов С.И. Самореализация как системное психологическое образование. – [Электронный ресурс]: URL: http://www.relga.ru. (дата обращения: 25.01.2016).

11. Смирнов Е.А. Жизненные стратегии государственных служащих. – [Электронный ресурс]: URL: http://www.rags.ru (дата обращения: 25.01.2016).

12. Легостаев Н.И. Жизненные стратегии «дневной» и «ночной» молодежи Санкт-Петербурга // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2013. – № 2 (114). – С. 92-98.

13. Ляхова М.А. Психологические составляющие жизненной стратегии личности // Вестник КемГУ. – 2010. – № 3(43). – С. 83-90.

14. Постников П.Г. Научно-методическое обеспечение образовательных стратегий и тактик // Педагогика. – 2005. – №8. – С. 38-44.

15. Резник Т.Е. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. – М., 1995. – 69 с.

16. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование // Социологические исследования. – 1995. – № 12. – С. 101, 103-104.

17. Рубцова Т.Ю. Формирование жизненных перспектив будущих абитуриентов вуза: дис. … канд. пед. наук. – Кемерово, 2014. – 250 с.

18. Смирнов Е.А. Жизненные стратегии государственных служащих. – [Электронный ресурс]: URL: http://www.rags.ru (дата обращения: 18.01.2016).

19. Созонтов А.Е. Жизненные стратегии современной студенческой молодежи большого города // Журнал практического психолога. – 2007. – № 5. – С. 129-146.

20. Толстых Н.Н. Жизненные планы старшеклассников. Варианты временной перспективы // Формирование личности старшеклассника. – М.: Педагогика, 1989. – С. 25-55.

Сензитивным возрастом формирования жизненной стратегии является период раннего юношества. Чаще всего представления старшеклассников об их будущем ограничиваются только конечным результатом. Когда старшеклассники начинают понимать, что для реализации жизненной цели необходимо думать не только о конечном результате, но и о способах и ресурсах, которые позволяют добиться желаемого, тогда у них возникает потребность в проектировании жизненной стратегии .

В настоящее время существует несколько определений понятия «жизненная стратегия». Впервые этот термин был раскрыт (1933) Шарлоттой Бюлер. Жизненный путь личности она определила как индивидуальную и личную жизнь в ее динамике. С.Л. Рубинштейн, в отличие от Ш. Бюлер (1935), рассматривал понятие «жизненный путь» не как движение человека вперед, а как движение личности вверх, к высшим, более совершенным формам, к лучшим проявлениям человеческой сущности .

Более точное определение понятия «жизненная стратегия» было сформулировано К.А. Абульхановой-Славской (1991), в котором главным признаком является не самосовершенствование, как у С.Л. Рубинштейна, а индивидуальные особенности человека. Она определила его как способность проектировать жизнь с учетом своих индивидуальных особенностей, типом личности, и как способ разрешения противоречий между внешними и внутренними условиями жизни, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями человека . Исходя из определения, данного К.А. Абульхановой-Славской, можно выделить следующие три основополагающих признака жизненной стратегии: выбор способа жизни, разрешение противоречия «хочу - имею» и создание условий для самореализации и творческого поиска.

Ю.М. Резник и Е.А. Смирнов (1995) рассматривают понятие «жизненная стратегия» как способ сознательного планирования и проектирования человеком своей жизни с помощью поэтапного формирования ее будущего . В данном определении просматривается идея, которая заключается в том, что жизнь личности строится в соответствии с ее направленностью в будущее. Однако в определениях рассматриваемого понятия отечественных ученых отсутствует такой признак, выделенный ранее К.А. Абульхановой-Славской, как учет индивидуальных особенностей человека, необходимый в процессе формировании жизненной стратегии.

С точки зрения О.С. Васильевой и Е.А. Демченко (2001), «жизненная стратегия» - это такой способ бытия, система ценностей и целей, реализация которых позволяет человеку сделать его жизнь наиболее эффективной . Главный акцент в этом определении сделан на реализацию жизненных целей человека, позволяющую сделать его жизнь более качественной.

По мнению П.Г. Постникова (2005), «жизненная стратегия» - это целевой ориентир всей образовательной системы, необходимый для создания условий, которые способствуют: гармоничному развитию личности школьника на разных этапах получения образования, оказывая влияние на формирование его жизненной позиции; осознанию учащимся своего жизненного призвания, определению им способов реализации поставленных целей в жизни - одним словом самовоспитанию . Предложенное П.Г. Постниковым определение отражает универсальность понятия «жизненная стратегия» и содержит учебно-воспитательные возможности, благодаря которым учитель может способствовать формированию у школьников самостоятельности в процессе проектирования жизненной стратегии в процессе учебно-воспитательной деятельности.

О.А. Воронина (2008) придерживается мнения, согласно которому под стратегией жизни следует понимать индивидуальный способ проектирования и реализации человеком жизненных целей во временной перспективе с учетом своих ценностных ориентаций, потребностей, личностных качеств, смыслов собственной жизни . В своем определении она выделяет идею сознательного отношении личности к выбору жизненных целей, которое должно базироваться на индивидуальных особенностях человека.

Предложенные разными учеными определения понятия «жизненная стратегия» можно сгруппировать по таким признакам, как сосредоточенность на самопродвижении личности (Ш. Бюллер; С.Л. Рубинштейн; П.Г. Постников), терминальные и инструментальные ценности-цели (К.А. Абульханова-Славская; О.А. Воронина; А.Е. Созонтов; О.С. Васильева, Е.А. Демченко), создание условий для улучшения качества жизни (Л.Г. Бузунова, М.Р. Плотницкая, Н.Л. Шапошников, О.В. Рудакова), планирование будущего (Ю.М. Резник, Е.А. Смирнова; М.О. Мдивани, П.Б. Кодесс; В.А. Берковский, М.А. Белугина; Д.Ю. Чеботарева).

В результате анализа определений понятия «жизненная стратегия» и выявленных ее признаков, была предпринята попытка сформулировать авторское определение. Жизненная стратегия - это осознанно запланированные и спроектированные ближайшие и отдаленные жизненные планы личности на будущее, которые базируются на терминальных и инструментальных ценностях-целях и условиях, способствующих её самопродвижению и повышению уровня качества её жизни; выстроены в соответствии с её индивидуальными интеллектуально-творческими возможностями, жизненным опытом и позволяют ей занять активную субъектную жизненную позицию.

Воспитательную деятельность учителя по формированию жизненной стратегии у старшеклассников целесообразно начинать с выбора её наиболее перспективного типа для выпускников средней общеобразовательной школы.

Е.И. Головаха и Н.В. Панина (1988) определили следующие два типа жизненных стратегий людей, в зависимости от отношения к жизни - «созерцатели» и «практики». «Созерцатели» отличаются внутренней активностью, глубиной чувств и мыслей. К недостаткам «созерцателей» относится ограниченность мечтами и фантазиями, проявляющаяся в неготовности реализовать их в жизни. Особенностью людей практического типа активности является их наделенность быстрой реакцией и действием на внешнее влияние. Слабой стороной людей-практиков является их неспособность к анализу последствий действий .

С целью дополнения типологии жизненной стратегии, разработанной Е.И. Головахой и Н.В. Паниной, К.А. Абульханова-Славская (1991) впервые предложила личностную активность (внутренний фактор) и тип организации времени (внешний фактор). По её мнению, каждая личность может проектировать свою жизненную стратегию как стратегию учета своих индивидуальных возможностей и/или стратегию развития способностей к чему-либо .

Ю.М. Резник и Е.А. Смирнов (1995) рассматривают три основных направления развития жизненных стратегий: объективная идеальность, субъективная идеальность и социальное измерение стратегий жизни. Объективная идеальность находит свое отражение в культуре, тогда как субъективная определяется индивидуальным сознанием и поведением человека, его прошлым опытом и целями как способами прогнозирования будущего .

Е.А. Смирнов (2002) представил типологию жизненной стратегии, основываясь на самореализации личности в жизни. По его мнению, самореализация в жизни - это тип жизненной стратегии, который определяется установкой человека на творческое преобразование жизни, его самоактуализацией и саморазвитием в роли субъекта жизнетворчества .

Е.П. Варламова и С.Ю. Степанов (2002) разработали типологию жизненных стратегий, которая отличается от ранее рассмотренных нами типологий тем, что она дополняет их благодаря делению стратегий жизни на индивидуальное своеобразие и творческую активность личности в ее жизненных событиях. Они выделяют следующие типы жизненных стратегий:

1) творческая уникальность, отражающая созидательное отношение человека к собственной жизни, когда его преобразующая инициатива приводит к экстраординарности событий его жизни;

2) пассивная индивидуальность, представляющая собой случайный характер формирования человека, когда индивидуальные черты его характера зависят не от его усилий, а определяются влиянием внешних обстоятельств;

3) активная типичность, выражающая конформистское желание личности «быть как все», когда все её действия направлены на реализацию общепринятых целей и ценностей;

4) пассивная типичность, характеризующая неосознанное соблюдение человеком социальных стереотипов, его подчинение нормам общества .

Типология жизненных стратегий С.И. Кудинова (2007) выгодно отличается от типологии Е.П. Варламовой и С.Ю. Степанова тем, что в ней отсутствует идея объектно-субъектной позиции человека относительно его жизненной стратегии. Он обращает внимание на деятельном, социальном и личностном типах самореализации, т.е. на востребованность субъектной позиции личности. Её деятельная самореализация определяется С.И. Кудиновым как самовыражение в различных сферах жизнедеятельности. Социальная самореализация личности ориентирована на осуществление общественно-значимой деятельности, личностная - способствует духовному развитию и личностному росту .

А.Е. Созонтов (2007) разработал следующие типы жизненных стратегий, которые, по нашему мнению, являются характерными и для российских старшеклассников:

  1. тип «иметь» - направленность личности на достижение социального успеха, высокого статуса, возможности безграничного приобретения и потребления. Наиболее предпочитаемыми ценностями являются: успех, социальное признание, богатство, репутация, компетентность, наслаждение и др.;
  2. тип «не иметь и не быть» - направленность на приспособление к социально-экономическим условиям. К приоритетным ценностям, транслируемым из поколения в поколение, относятся: безопасность семьи, здоровье, социальный порядок;
  3. тип «быть» - направленность на творческую самореализацию, поддержание условий, обеспечивающих благополучие близких, значимых людей. К числу важнейших ценностей относятся: творчество, осмысленность жизни, жизнерадостность, единение с природой, любознательность и др.;
  4. тип «иметь против быть» - ориентация на достижение социального успеха, обеспеченности, и на развитие собственной индивидуальности. Эти два стремления находятся в конфликте, в связи с чем, жизненная цель является неопределенной. В результате проявляется ценностный кризис, который выражается в принятии «всех ценностей» (кроме социально неодобряемых);
  5. тип «иметь, чтобы быть» - направленность на достижение успеха, обеспеченности и на творческую самореализацию. К жизненным ценностям относятся: творчество, жизнерадостность, ответственность, широта взглядов, успех, компетентность, богатство и др. .

М.Р. Плотницкая (2008) выделила прогрессивный и рецептивный типы самореализации. Характерными чертами прогрессивного типа стратегии самореализации является внутренняя стратегия достижения и самоактуализации человека в обществе, которая проявляется в гармоничном восприятии мира и себя в нем, а также в высокой степени саморефлексии. Рецептивная стратегия самореализации - это внешняя стратегия «потребления» социальных успехов и благ личностью. Рецептивная стратегия самореализации отличается от прогрессивной фрагментарностью, отсутствием целостной концепции себя в мире, доминированием социальных факторов в процессе самореализации, а также ограничением жизненных сфер самореализации .

Принимая во внимание характер и меру рациональности стратегий, Е.Н. Бондаренко (2009) разработала следующую типологию жизненных стратегий молодежи: «прагматик», «профессионал», «плывущий по течению», «иждивенец», «игрок». Целерациональное начало, по ее мнению, в большей мере присутствует в таких типах стратегий жизни, как: «прагматик», «профессионал» и «иждивенец». Ценностно-рациональное начало проявляется в жизненных стратегиях «игрока» и «плывущего по течению» . Приоритетной стратегией «профессионалов» является образование. Реализация этой стратегии возможна благодаря их академической мобильности. В отличие от «профессионалов», которые заинтересованы в жизненном успехе, «плывущие по течению» не занимаются проектированием жизненной стратегии. Для «иждивенцев» характерным признаком является отсутствие системы жизненных ценностей. Это можно объяснить низкой самооценкой обладателей данного типа, побуждающей их подражать другим, что мешает проявить индивидуальность в конструировании стратегии своей жизни. Доминирующим ресурсом «игроков» является удача. «Прагматики», напротив, строят жизненную стратегию в соответствии с главной целью жизни. Их отличие от «профессионалов» выражено ориентацией на реализацию себя в карьере .

Основываясь на целях жизнедеятельности и средствах ее реализации, Р.Мертон определил следующие типы жизненных стратегий:

Конформистские доминанты, которые выражаются в преемственности ценностей и общепринятых средств их достижения;

Инновационные - ориентированные на изменение средств с учетом преемственности целей;

Доминанты ритуализма как отсутствие целей, воспроизводство средств, порождающих имитационные формы стратегий жизни;

Доминанты ретреатизма с установкой человека на отчуждение и уход от реальной жизни;

Бунтарские доминанты, определяющиеся нежеланием личности следовать социальным нормам поведения, когда выбор видов деятельности полностью противоречит ценностям среды, в которой вырос человек .

Л.И. Дементий и В.Е. Купченко (2013) в качестве параметров выделения жизненного целеполагания и способности оказывать влияние на свою жизнь выделили три типа жизненных стратегий: «фаталистический», «самореализующийся» и «конформистский» типы. Представители «фаталистического» типа стратегии жизни характеризуются отсутствием жизненных целей и временной перспективы. Хорошее знание своих индивидуальных особенностей и потребностей, а также готовность к спонтанным поступкам присущи людям с самореализующимся типом жизненной стратегии. Обладатели конформистского типа стратегии жизни считают, что их жизнь находится в руках окружающих людей .

Изучение и анализ разработанных учеными типологий жизненных стратегий необходимы для определения типов, которых придерживаются учащиеся старших классов. Выполненная работа способствовала выбору такого типа стратегии жизни, как «творческая уникальность», предложенного Е.П. Варламовой и С.Ю. Сделанный выбор можно объяснить тем, что ключевая идея данного типа жизненной стратегии заключается в принятии старшеклассником субъектной позиции в процессе проектирования и реализации своей жизненной стратегии. Роль учителя в данном процессе заключается в том, что формируя творческую уникальность старшеклассника, он оказывает помощь старшему школьнику не только в формировании жизненной стратегии, но и создает условия для того, чтобы выпускник общеобразовательной школы смог занять активную позицию в жизни и включиться в созидательное преобразование своего будущего.

Библиографическая ссылка

Илаева Р.А., Савина Н.Н. СУЩНОСТЬ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ И ЕЁ ТИПОЛОГИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25635 (дата обращения: 02.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Есть Я-сегодня, и будет Я-завтра. И когда наступит завтра, Я буду себе так благодарен(а) за то, что сделал(а) вчера, ну т.е. сегодня прямо сейчас - помыла посуду вечером перед сном, или выучила уроки перед контрольной, или продержался день без обеда и ужина, или позвонил в ООО "Ромашка" Петру Петровичу ну и т.д.). Это очень хорошая мотивация, которая помогает сделать сегодня то, что очень хочется отложить на завтра. Этот принцип жизни помогает не откладывать дела на потом.

Да-да, сегодня надо заставить себя сделать, и да-да, это и правда нелегко. Зато завтра-завтра будет триумф вашей славы, предвкушайте это выполняя то что надо сделать, но не хочется (то что наступит завтра - сомнений нет, ведь так? ;0)

"Ключевые частности для победы"

Ключевая частность это то, без чего не победить, если даже сделать все остальное, и наоборот иногда делать всего не надо, достаточно только "Ключевой частности для победы" .

"Сила в безразличии к препятствиям"

Представьте себе ракету, и не просто ракету, а баллистическую ракету, т.е. ракету в которую поместили координаты цели, карту местности и маршрут до нее.

И вот ракета полетела. На пути к цели ей встречаются препятствия, которые отмечены в ее маршрутной карте и она их просто огибает по изначально заданной траектории. Но есть еще и препятствия, которые не отмечены на карте, например пролетающая птица.

Электроника ракеты видит неопознанный предмет, закладывает маневр уклонения, огибает птицу и возвращаемся на прежний маршрут, продолжая полет к цели. Ракете все равно, что это было за препятствие, ей все равно какие еще будут на ее пути препятствия, она их просто огибает. Она их обогнет для того, чтобы долететь и уничтожить цель.

У ракеты есть миссия - уничтожить цель, все остальное помехи, которые нужно просто обогнуть, чтобы выполнить миссию.

Безразличие к препятствиям означает, что не важно какие препятствия встречаются по пути, их нужно просто обогнуть и исполнить миссию - достичь цели. Принцип жизни Сила в безразличии к препятствиям хорошо работает при выполнении запланированных дел и реализации планов.

"Сила в безразличии к «длинному» результату"

Представьте себе бочку, которую нужно наполнить водой. У вас есть ведро, и вы знаете, что бочка это 100 ведер воды. Наполнить бочку водой это «длинный» результат, а 100 ведер это 100 шагов к этому длинному результату.

Забудьте о длинном результате, сосредоточьтесь на результатах конкретных шагов.

Если каждый раз вы будите приносить ведро с водой (тут важно следить за качеством результата шага «приносить ведро с водой»), то бочка будет наполнена через 100 ведер.

Качество результата шага «приносить ведро с водой» состоит из:
- ведро с водой, в котором воды по вот это деление т.е. полное ведро воды
- вся вода из ведра вылета в боку.

Если каждый раз вы будите приносить ведро с водой и следить за качеством результата шага «приносить ведро с водой», то длинный результат «наполнить бочку водой» будет выполнен автоматически при достижении 100 ведер воды.

По дороге к «длинному результату», делая конкретные шаги, нужно время от времени сверяться с качеством длинного, наполняется ли бочка водой все ли ОК, но делать это по ходу дела, и основной фокус внимания на ведрах с водой. Этот принцип жизни помогает там, где длинный результат очень далеко, чтобы не потеряться за ежедневной рутиной в пути к цели, а достичь ее и сделать это качественно.

Если постоянно думать о длинном результате, не уделяя должного внимания конкретным шагам, то ведра будут например одно полное, другое на половину, третье на три четверти, и т.д., то результат "наполнить бочку водой" через 100 ведер не будет достигнут, так как не хватит еще нескольких ведер.

"Ошибка есть часть победы, если извечен урок"

От того, какие вопросы вы задаете себе зависят ваши дальнейшие действия и результат этих дальнейших действий. Это как камень на распутье двух дорог налево пойдешь будет "то", на право будет "сё", а решить куда идти надо прям сейчас.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ? - Чашка разбилась. (то что есть, т.е. сам факт без оценки)

КАКАЯ ВЫГОДА КАКИЕ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОТ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ? - Теперь можно купить новую чашку.
(надо найти выгоду в этой ситуации и в любой другой. Выгода от ситуации какая бы ситуация не была всё равно есть. Выгода от этой ситуации - можно купить новую, та была уже старая и надоела)

КАК СДЕЛАТЬ ПО-ДРУГОМУ, ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ? - В следующий раз быть аккуратнее и чашку ставить дальше от края стола.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?
КАКАЯ ВЫГОДА КАКИЕ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОТ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ?
КАК СДЕЛАТЬ ПО-ДРУГОМУ, ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ?
Эта цепочка вопросов это как раз тот камень на распутье к неудаче или к успеху, и задавая эти вопросы с каждой критической ситуацией ваша сила будет увеличиваться, ошибка будет перерабатываться в новую возможность в еще одни шаг вперед к победе

"Упаковывай свой поступок"

Во всем, что нас окружает есть форма (то что снаружи), и есть содержание (то что внутри), и это так же верно и в отношении поступков. Когда мы совершаем какой-то поступок, мы добиваемся какого-то нужного нам результата.

Совершая поступок помните, что все мы живем в социуме среди людей, и любой ваш поступок будет обязательно оценен другими, хотим мы этого или нет. Для того, чтобы добиться результата и при этом получить «5 баллов» от окружающих вас людей, то есть оставить о себе хорошее впечатление, сохранить отношения - нужно своему поступку придать ту форму, которая будет воспринята с одобрением. Упаковывай свой поступок - это одна из древних китайских мудростей, которая с успехом применяется и в наши дни в политике, на работе и в быту.

Люди могут забыть, что конкретно Вы сказали, люди могут забыть что Вы сделали, но они точно никогда не забудут, что Вы заставили их почувствовать при этом. Поэтому упаковывайте свои поступки в ту упаковку, которая понравиться окружающим (форма), а делайте то, что приведет Вас к результату (содержание).

"16 правил успеха в жизни от Боба Парсонса"

Когда мы находимся в своей зоне комфорта, не происходит ничего, что имело бы значение. Люди часто говорят: «Мне важна стабильность». Мой ответ на это прост: «Стабильность для мертвецов».

    • 2. Никогда не сдавайтесь.

С первой попытки почти никогда и ничего не получается. Если то, что вы делаете, не работает, это не значит, что так будет и дальше. Это значит всего лишь то, что вы выбрали неправильный подход. Если бы это было просто, этим бы занимались абсолютно все, и у вас не было бы шанса отличиться.

    • 3. Если вы готовы сдаться, значит вы куда ближе к успеху, чем предполагаете.

Есть старая китайская поговорка, которую я просто обожаю. Вот она: «Искушение сдаться будет особенно сильным незадолго до победы».

    • 4. Что касается всех тех вещей, которые вас беспокоят.

Заранее смиритесь с худшим, что может произойти, причём постарайтесь в подробностях понять, как именно это худшее может выглядеть.

«Самые плохие» последствия едва ли бывают хуже последствий «неопределенных». Когда я из кожи вон лез, пытаясь запустить Parsons Technology, мой отец мне частенько говорил: «Роберт, если у тебя ничего не получится, тебя за это никто не съест».

    • 5. Сконцентрируйтесь на ваших желаниях.

Запомните эту старую поговорку: «Мысли материальны».

    • 6. Берите на себя ровно столько работы, сколько можете сделать за один день.

Неважно, насколько сложна ситуация, вы всё равно сможете из неё выкарабкаться, если не будете пытаться заглянуть слишком далеко в будущее и обратитесь к настоящему. Любую проблему можно решить, если заниматься ей ровно в том объеме, с которым можно справиться за день.

    • 7. Всегда двигайтесь вперёд.

Никогда не прекращайте развиваться. Никогда не прекращайте совершенствоваться. Никогда не прекращайте заниматься чем-нибудь новым. В тот момент, когда вы перестанете пытаться сделать своё дело лучше, оно начинает погибать. Поставьте себе цель становиться лучше каждый день, пусть даже в чем-то малом. Руководствуйтесь японской концепцией кайдзен: небольшие ежедневные улучшения в результате приводят к большому успеху.

    • 8. Принимайте решения быстро.

Любимая поговорка генерала Джорджа Паттона: «Молниеносно выполненный план сегодня в тысячу раз лучше идеального плана на завтра».

    • 9. Измеряйте всё, что для вас значимо.

Клянусь, это работает. Всё, что постоянно учитывается, измеряется и наблюдается, становится лучше.

    • 10. Все, что оставлено без присмотра, разрушается.

Если вы хотите отыскать еще неизвестные вам проблемы, тщательно присмотритесь к вещам, на которые давно не обращали внимания. Я вам гарантирую, что именно там и окажутся проблемы.

    • 11. Следите за своими конкурентами, но еще внимательнее следите за собственным делом.

Когда вы изучаете своих конкурентов, помните, что издалека всё кажется идеальным. Даже планета Земля, если достаточно далеко от неё отлететь, выглядит как мирное место.

    • 12. Никогда и никому не давайте себя запугать.

В нашем правовом обществе, в условиях равенства, у вас столько же прав заниматься своим делом, сколько и у всех остальных — при условии, конечно, что ваше дело не противозаконно.

    • 13. Не ждите от жизни справедливости.

Жизнь несправедлива. Поблажки будут, только если вы сами себе их устроите. Вы достигнете цели только тогда, когда перестанете размышлять о справедливости.

    • 14. Решайте сами свои проблемы.

Как только вы сможете сами находить ответы на свои вопросы, вы станете конкурентоспособны. Масура Ибука, один из основателей Sony, сформулировал это правило наилучшим образом: «Вы никогда не добьётесь успеха в науке, бизнесе или чём-либо другом, если будете следовать за остальными». Есть еще старая восточная пословица, которую я часто вспоминаю по этому поводу. Вот она: «Мудрый человек — сам себе советник».

    • 15. Не судите себя слишком строго.

Расслабьтесь. Довольно часто (как минимум в половине случаев) своим успехом мы обязаны чистому везению. Никто из нас не управляет своей жизнью в той мере, в какой нам кажется.

    • 16. Всегда есть повод улыбаться.

Найдите этот повод. В конце концов, вы уже везунчик, раз вы живы. Жизнь коротка. Я всё больше и больше согласен со своим младшим братом. Он всегда напоминает мне: «Важно прожить жизнь не долго, а весело».

"Сила Духа есть Ключ к победе"

[материал готовиться к публикации]

"Каждый человек есть боевое заряженное оружие."

Каждый человек вокруг тебя есть боевое заряженное оружие. Будь деликатен и говори с уважением. Например, хрупкая женщина, которая оказалась рядом с вами в вагоне метро носит с собой вязальные спицы, потому что у нее такое хобби - вяжет свитер по дороге домой. Сегодня у нее критические дни и жуткое настроение. Кто-то кого-то случайно толкнул. Простая словестная перебранка может закончиться очень плачевно, потому как спица рядом, настроение плохое, а критические дни не дадут подумать что она делает направляя спицу в какого-то неприятного ей "мужика" или "бабу". Сил на это у нее точно хватит, времени 0,1 секунда, а последствия могут быть летальными.

Еще пример: профессор института, которого обозвали в маршрутке козлом (возможно) из вежливости просто промолчит, ит-шник (возможно) огрызнётся в ответ, водитель дорожного катка (возможно) полезет с кулаками, а тот кто отсидел в местах не столь отдаленных (возможно) достанет нож. Кто перед вами профессор, ит-ник, водитель или уголовник - от этот в следующую секунду будет зависеть как будут разворачиваться события.

Поэтому самое простое придерживаться правила говорить уважительно и деликатно с каждым, и учитывать, что каждый незнакомый человек может сам по себе быть боевым заряженным оружием. Этот принцип жизни для личной безопасности.

Говорите и думайте хорошими для жизни фразами и словами
Как избавиться от чувства вины - это проще, чем может показаться
Применяйте одновременно c 21 эксперимент

Экзистенциальная психология (от лат. existentia - существование) – одно из направлений «гуманистической психологии», которое изучает:

1) проблемы времени, жизни и смерти;

2) проблемы свободы, ответственности и выбора;

3) проблемы общения, любви и одиночества;

4) проблемы поиска смысла существования.

Экзистенциальная психология подчеркивает уникальность несводимого к общим схемам личного опыта конкретного человека. Одной из целей экзистенциальной психологии является решение проблемы восстановления аутентичности личности - соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе. В практике современной экзистенциальной психологии используются многие достижения психоанализа. Наиболее видные представители экзистенциальной психологии - Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мей, В. Франкл, Дж. Бугенталь.

В отечественной психологии проблема бытия личности развивалась на основе субъекто-деятельностного подхода С.Л.Рубинштейна. К.А.Абульханова-Славская создала концепцию стратегии жизни, М.М.Бахтин разработал жизненную (нравственную) философию, В.А.Роменец свое творчество посвятил философско-психологической теории поступка.

Отечественный философ и психолог Рубинштейн Сергей Леонидович (1889 - 1960) в своей последней работе «Человек и мир» воссоздает картину культурфилософской антропологии, в центре которой находится человек в единстве его существования, развития, деятельности, творчества и т.д. Самое важное у Рубинштейна - обращение к человеку как смысловому центру мира, как субъекту жизни, как субъекту межчеловеческих отношений.

Личность не растворяется в деятельности, а посредством нее решает сложные жизненные задачи и противоречия. Здесь деятельность выступает в качестве поведения и поступков. Это и есть качество личности как субъекта жизни, который определяет свои ценности и способы их реализации в жизни, строит свои отношения (и способы общения в них), находит адекватные своей личности способы самореализации в деятельности. Человек как субъект жизни рассматривается с точки зрения:

1) психического склада - индивидуальных особенностей психических процессов и состояний;

2) личностного склада - мотивации, характера и способностей, в которых обнаруживаются движущие силы личности, ее жизненный потенциал и ресурсы;

3) жизненного склада - способности использовать свой ум и нравственные качества для того, чтобы ставить и решать жизненные задачи, активности, мировоззрения и жизненного опыта.

С этой точки зрения Рубинштейн определяет основные жизненные образования личности – это активность, сознание и способность к организации времени жизни .

Рубинштейн говорит о том, что жизненный путь есть некая целостность и в то же время состоит из этапов, каждый из которых может стать поворотным в жизни личности. Жизненный путь для Рубинштейна - не сумма жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. «Жизненный путь - это целостное, непрерывное явление; каждый человек имеет свою собственную историю и даже становится личностью именно потому, что имеет свою жизненную историю!» Для Рубинштейна важно не просто выделить возрастные этапы, а учесть, как каждый этап подготавливает последующий и влияет на него. Каждый этап играет важную роль в жизненном пути, но не определяет его с фатальной неизбежностью. Центральная проблема личной жизни - сможет ли личность стать субъектом собственной жизни. Личность как субъект жизни - это идея об индивидуально-активном человеке, строящем условия жизни и свое отношение к ней. Субъектом своей жизни личность становится в силу способности решать свои проблемы, отвечать за свои поступки, за счет ответственности и отношений с другими людьми. Человек становится субъектом жизни в том смысле, как он вырабатывает способ решения жизненных противоречий и осознает свою ответственность перед собой и людьми за последствия такого решения.


Ксения Александровна Абульханова-Славская (1932 г.р.) , развивая идеи С.Л. Рубинштейна, считает, что разрешение противоречий жизни способствует развитию личности. Разрешение противоречий жизни она видит в способах отношений людей друг с другом. Способ решения жизненных противоречий характеризует социально-психологическую и личностную зрелость человека.

«Личностная зрелость проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, свои статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества, окружающих. Способность осуществлять это соединение мы определяем как жизненную стратегию».

Абульханова-Славская предлагает рассматривать жизненный путь личности в его целостности, а стратегия жизни должна заключаться в раскрытии и разрешении подлинных причин противоречий, а не в уходе от них путем жизненных перемен.

! Жизненная стратегия - это индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни в соответствии с ценностями данной личности и ее индивидуальной направленностью. Жизненная стратегия - это выбор, определение и реализация ценностей жизни.

& Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - С. 67.

Психология личности и образ жизни / Акад. наук СССР, Ин-т психологии; отв. ред. Е. В. Шорохова. - М.: Наука, 1987. - 219 с.

Согласно концепции поступка, которая разработана Владимиром Андреевичем Роменцом (1926 - 1998) , феномен смысла жизни следует отнести к последействию поступка. Поступок как объяснительный принцип психологии признается более удовлетворительным, чем рефлекс или действие именно потому, что его можно распространить на сложные феномены смысловой сферы личности без редукции особого содержания последних. В.А.Роменец, отстаивая достоинства поступкового механизма как логической и историко-психологической ячейки истории всемирной психологии, показал, что поступок является опосредующим звеном между психикой и ее объективным коррелятом (миром, другими людьми), между психикой и телом, а также между структурными компонентами психического. Поступок представляет собой способ самодетерминации человеческого поведения на основе самопознания и самотворчества и связан с формированием смысла жизни. Человек познает себя, осуществляя поступок и анализируя его следствия, создает себя, консолидируя смысл жизни. Проявлениями смысла жизни могут считаться конкретные установки, которые воплощаются человеком в его поступках. В историко-психологических работах В.А.Роменца раскрыта логическая структура поступкового механизма, которая связана с его исторической структурой, тем акцентом, который делала каждая культурная эпоха на одном из ее элементов.

Элементами логической структуры поступка являются ситуация, мотивация, действие и последействие. Формирование смысла жизни личности происходит на этапе последействия, которое есть следствие рефлексии по поводу действия, а последнее, в свою очередь, воплощает результаты мотивационной обработки ситуационной определенности.

Последействие характеризуется актуализацией самопознания на основе осуществления поступка и самосозиданием человека через консолидацию смысла жизни. В поступковом последействии осуществляется особый вид внутренней деятельности, которая характеризуется познанием и созданием новых психических подструктур, что можно определить как процесс поиска смысла жизни.

Австрийский психиатр и психолог Виктор Эмиль Франкл (1905 - 1997) - автор концепции логотерапии, согласно которой движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Человек не задает этот вопрос, а отвечает на него своими реальными поступками . Роль смысла выполняют ценности - смысловые универсалии, обобщающие опыт человечества.

Франкл описывает три класса ценностей, позволяющих сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (в первую очередь труд); ценности переживания (в частности, любовь) и ценности отношения (сознательно вырабатываемая позиция в критических жизненных обстоятельствах, которые невозможно изменить). Осуществляя смысл, человек осуществляет тем самым себя; самоактуализация - это лишь побочный продукт осуществления смысла. Совесть - орган, который помогает человеку определить, какой из потенциальных смыслов, заложенных в ситуации, является для него истинным.

Франкл выделял три онтологических измерения (уровня существования) человека: биологическое, психологическое и духовное . Именно в последнем локализованы смыслы и ценности, играющие определяющую по отношению к нижележащим уровням роль в детерминации поведения. Воплощением самодетерминации человека выступают способности: к самотрансценденции, направленности вовне себя; к самоотстранению; к принятию позиции по отношению к внешним ситуациям и самому себе. Свобода воли в понимании Франкла неразрывно связана с ответственностью за совершаемые выборы, без которой она вырождается в произвол.


! Задание 5.3. Прочитайте работу В.Франкла и определите связь категорий поступка и смысла жизни.

& Франкл, В. Человек в поисках смысла: пер. с англ. и нем. / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

_______________________________________________________

Быдло или не быдло - вот в чем вопрос.

Статья, конечно же, вовсе не о быдле - в том смысл е, который имеет обычно в обращении негативный оттенок и даже используется как ругательство. О психи ческом явлении, обозначаемом словом "быдло " случилось на этом сайте. Это слово использую в значении - как символ состояния, не требующего творческой мотивации у людей, которым не особо досаждает неудовлетворенность существующим (не берусь сказать, насколько она предопределеная наследственно). Да, у этого слова печальный, антиэволюционный оттенок.. . Однако, слово "быдло " подразумевает один из наиболее общих полюсов личных стратегий в жизни.

Говоря о рамках применимости понятия, стоит заметить, что не всегда эволюция, кипение желанием что-то изменить - оправдана в определенных условиях, близких к оптимуму для данного вида. Кошки милы и чудесны даже без творчества:) хотя игручие, творческие авантюристки намного интереснее многим.

Так же уточню, что слово "творчество" принимается не в расхожем смысл е. Можно условно выделить три уровня задействованности механизмов творчества . Первый - перебор воспоминаний с прогно стическими сноподобными видениями возможных радужных (или суровых) картин, второй - на базе первого, но с подключением навыков выработки новых вариантов - как бы промежуточный уровень творчества и третий - на базе второго, но с мотивацией воплотить эти творческие фантазии для передачи в социум.

Более подробно: Первый уровень - режим прогно стических раскруток значим ых сюжетов или режим сновидения, - чистая фантазия, остающаяся при себе, со всеми неадекватами. В этом варианте возникающие новые-значим ые сюжеты обусловлены текущими контекст ами цепей переживаний, перекрывание которых может создвать новые комбинации. Это - пассивное творчество - в смысл е не требующее активного привлечения генератора новых идей. Эти варианты могут в подходящих ситуациях быть опробованы реально.
Второй уровень - не просто пассивно мотивационные субъективные фантазии, а к ним подключаются наработанные навыки нахождения новых желаемых вариантов. Это, так же, может так и оставаться субъективной фантазией и нагромождаться во все более далекие от реальности размышлизмы, а может, в подходящих условиях, пробоваться реально, но оставаясь личными субъективными навыками. Человек остается вещью в себе и, отдав коньки, забирает все свое с собой в никуда.
Третий уровень включает усилия по формализ ации своих идей для передачи сведений о личных прогно зах другим людям. Это - жизненное творчество, которое, при достаточной востребованности, остается на какое-то время своей актуальности в совокупном сознании общества.
Надо сказать, что все три уровня оказывают воздействие на окружающих людей тем или иным образом, раз они наблюдают то, что носит проявления этих идей: поведения человека - носителя идеи. Он влияет на окружающих близких людей, те, в свою очередь, распространяют это дальше.
Но только в третьем варианте идеи имеют настолько более широкое влияние, насколько общеразделяемые символы в формализ ованном виде идее это позволяют. Конечно же, коммуникация с помощью вербальны х символов намного обширнее.

Даже с точки зрения запасания впрок нарабатываемых творчеством навыков более универсальной адаптивн ости, польза - довольно спорна: невозможно все предусмотреть, и есть определенный вред в самосовершествовании без насущной необходимости . Так что быдло не должно бы огульно быть порицаемо, - оно занимает свою, возможно, очень важную, стабилизирующую нишу в социуме. Мало того, даже самые неравнодушно-кипучие - далеко не всегда творцы, а во многих ситуациях и моментах подходят под критерии быдла, а некоторые творцы лучше бы были быдлами в виду деструктивности для социума результатов своих усилий. Но никто не скажет заранее какое зло когда может обернуться добром и наоборот...

Все не могут и не должны быть одинаковыми и, соответственно, играют те социальные роли, для которых сумели приспособиться. Лишь в ограниченном ареале взаимопонимаемого людей объединяет общая культур а. В гораздо большем они относительно стабильно принадлежат к разным субкультур ам и более локальным анклавам от круга самых близких до круга по интересам, определяемым личной жизненной стратегией. Это определялось на ранних этапах формирования личности .

Пример конкретного влияния общеразделяемого в культур е, что задается на ранних этапах развития виден в статье Жизненные стратегии современной молодежи :

Как показывают данные социологических исследований последнего времени, в родительских установках преобладает ориентация на конформист ские ценности (умение вести себя на людях, честность, аккуратность, послушание родителям, хорошие отметки и поведение в школе ) и в значительно меньшей степени ориентация на развитие внутренних регуляторов поведения детей (ответственность, чуткость и внимательность к людям, любознательность, самоконтроль ). Такая ориентация родителей на передачу детям конформист ских ценностей в ущерб развития у них внутренних регуляторов поведения делает подростков в высшей степени зависимыми от того, в какое окружение они попадают , что в условиях нестабильного российского общества особенно повышает вероятность девиантного поведения.

Параллельно с активной рекламой явно завышенных стандартов уровня жизни пропагандируется идея о том, что бедность - результат личных недостатков человека: лени, непрофессионализма, негибкости, безинициативности... Поэтому бедным быть стыдно! В результате в общественном мнении сформировалось представление о том, что общество делится на людей успешных, то есть имеющих деньги (в первую очередь, это - предприниматели и преступники) и на всех остальных (то есть бедных и, следовательно, неуспешных).... Специфика российской ситуации состоит в том, что на грани бедности и за ее чертой оказались прежде вполне благополучные в социальном плане люди, среди которых было много и специалистов с высшим образованием.

См. критику Айн Рэнд Атлант расправил плечи .

Наиболее распространенная жизненная стратегия молодого поколения - получение образования, дающего денежную профессию, и благоустроенная личная жизнь - выстраивается ради достижения максимальной независимости, полной свободы, противоположной любым ограничениям, любым "зависимостям". По сути дела, эта жизненная стратегия формулируется так: "я хочу иметь хорошее образование и высокооплачиваемую работу, чтобы ни от кого не зависеть". Иначе говоря, я вступаю в социальный мир (учусь, зарабатываю, тружусь), потому что я хочу освободиться от общества и даже от семьи ("ни от кого не зависеть!), не быть ни чем и ни с кем связанным, "делать, что хочу"....Очевидно, что нынешняя модель успеха, питаемая мечтой о безграничной свободе, не более, чем утопия. В то же время она является естественной реакцией на страх перед криминализацией общества и все увеличивающейся пропастью между богатыми ("бизнесменами") и бедными ("всеми остальными").

Как и любой акт адаптации личности к новому с использованием механизмов сознания , процесс выбора и верность выбора жизненной стратегии предполагает личную оценку результата: насколько желаемое оказывается в соответствии с ожидаемым. Другими словами, в наиболее общем плане, раз речь идет о стратегии, главную роль играет оценка удовлетворенности существующим, в самом общем плане - удовлетворенности жизнью.

И здесь есть важный момент: от специфики системы ценностей конкретной личности зависит такая оценка, как и вообще склонность к переоценке или недооценке значения результатов своего поведения. Легко увидеть в принципе, что те, кто склонен завышать позитивность результатов своей деятельности, легче удовлетворяются достигнутым, на том и прекращают усилия, останавливая процесс приспособления к новому. Они легко оценивают результат как вполне приемлемый, оценка может иметь до того низкий порог удовлетворения результатом, что их система представлений даже неудачи склонна оправдывать какими-то своими объяснениями (что всегда бывает при наличии очень важной Идеи или идеи-фикс , но легкость позитивной оценки не всегда имеет причиной такую идею).

Вот несколько иллюстрирующих высказываний.

Беспокойство - это неудовлетворённость, а неудовлетворённость - первейшее условие прогресса . (Томас Эдисон)

Неудовлетворённость - источник не только страданий, но и прогресса в жизни отдельных людей и целых народов . (Эрих Ауэрбах)

Главные свойства его характера - вечная неудовлетворённость и постоянная строптивость - не только стимулировали Ломоносова двигаться вперёд, к открытиям, но довольно часто создавали проблемы и неприятности на пути к просвещению .

В книге Скотта Миллера, Глава 13 Удовлетворенность жизнью :

Одну из популярных тем психологии старения называют по-разному: «моральное состояние», «субъективное благополучие», «удовлетворенность жизнью* или просто «счастье». Речь идет о вопросе, имеющем огромное значение: насколько доволен человек своей жизнью?

На разрешение этой проблемы было направлено множество исследований с использованием LSI и SWLS и аналогичных методик.

Связь с удовлетворенностью жизнью имеет и семейное положение; у лиц, состоящих в браке, показатели удовлетворенности жизнью в целом выше, чем у овдовевших или разведенных.... Наверное, наиболее интересный результат касается связи между уровнем активности и удовлетворенностью жизнью. В ряде исследований было обнаружено, что эта связь положительна - то есть пожилые люди, ведущие активный образ жизни, более довольны своей жизнью, чем те, у кого уровень активности снижен.

Можно сделать предположение, что столь выраженная связь между неудовлетворенностью и прогрессом эволюционно воплотилась в наследуемую предрасположенность некоторых людей к неудовлетворенности существующим, раз это является мощным приспособительным фактором эволюции человека. Однако, гипертрофированность такого качества может оборачиваться бедой для социума, и поэтому проявления излишней неудовлетворенности, выраженной в конкретных действиях, так же должно было бы быть как-то эволюционно ограничено. Возможно, таким ограничителем и является консервативная предрасположенность к быдло -существованию, которая может отстаиваться очень даже активно.

В любом случае можно констатировать, что в социуме есть баланс тех, кто предрасположен к активной неудовлетворенности, и тех, кто предрасположен к консервативности. Первые обеспечивают прогресс, они имеют более развитые системы адаптивн ости, они - увлеченные исследователи. Вторые препятствуют всем некомфортным для них, настораживающим новшествам. Первые чаще бывают великими героями и великими злодеями, они кипят жизнью потому, что только это придает их жизни смысл , в какой-то мере удовлетворяет. Им необходима социально востребованная активность, наполняющая их жизнь смысл ом. Вторые легко могут удовлетворяться и без особой социальной активности, общением в кругу близких или анклаве по интересам. Но вообще без социальной активности не может быть никто , - это приводит к жестокой депрессии .

Из статьи Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека :

Под стратегией жизни мы понимаем такой способ бытия, систему ценностей и целей, реализация которых, согласно представлениям человека, позволяет сделать его жизнь наиболее эффективной. Другими словами, это искусство ведения собственной жизни.

Проблема стратегии жизни тесно связана с вечной проблемой смысл а жизни, и если первая отвечает на вопрос как жить, то вторая - ради чего жить.

Основными показателями эффективности стратегии жизни человека являются его удовлетворенность жизнью и психи ческое здоровье.

...Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что люди с более высокими показателями осмысл енности жизни и общего уровня субъективного контроля, как правило, выбирают и реализуют такой способ жизни, который лежит в основе жизненной стратегии творчества, т.е. сознательно или неосознанно занимают позицию активного творца своей жизни и опираются на такие ценности, как любовь, красота, творчество, добро, развитие. Они удовлетворены своей жизнью и имеют более высокие показатели психи ческого здоровья.

А. Адлер отмечает, что формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненная цель формируется в раннем детстве под влиянием личного опыта, ценностей, особенностей самой личности. Именно в детстве, по его мнению, и формируется жизненный стиль - интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. Любовь, дружбу и работу А. Адлер называет основными жизненными задачами, с которыми сталкивается человек, которые определены условиями человеческого существования и позволяют поддерживать и развивать жизнь в той среде, в которой он находится.

Отечественные психологи выделяют три основных типа стратегий жизни: стратегия благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации. Эти типы основаны на более обобщенных представлениях о том, к чему, как правило, стремятся в жизни люди. Содержание этих стратегий определяется характером социальной активности личности. Так, рецептивная ("потребительская ") активность является основой стратегии жизненного благополучия. Предпосылкой стратегии жизненного успеха выступает, прежде всего, мотивационная ("достиженческая ") активность, которая рассчитана на общественное признание. Ярким примером тому, по определению авторов, является предпринимательство. Для стратегии самореализации характерна творческая активность. В жизни встречаются, скорее, смешанные типы: все мы, но в разной степени, стремимся к благополучию, успеху и самореализации, к разному масштабу реализации этих стратегий.

Американские психологи выделяют две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешних стремлений. Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу.

Стратегия творчества - это способ бытия, при котором человек сознательно или неосознанно занимает позицию активного творца своей жизни , опираясь на такие ценности, как любовь, красота, добро, развитие, т.е. осуществляя выбор в пользу душевного и духовного здоровья.

Люди, которые имеют более низкий уровень субъективного контроля, не привыкли нести ответственность за свою жизнь , они не чувствуют в себе сил влиять на ход своей жизни, живут по принципу "иметь " (по Э. Фромму), в отличие от тех, кто стремится "быть " многим.

Самая распространенная, интуитивно исповедуемая установка в мотивациях тех, кто вполне удовлетворен жизнью - стремление к получению удовольствий. В условиях низкой требовательности в оценки собственного поведения, это становится главным оправданием даже явно неадекватн ых действий, которые требуют каких-то оправданий для устранения негатива не соответствия предполагаемого и получаемого. По отношению к тем, кто не демонстрирует это, "трудоголикам", исследователям, увлеченным творцам всех видов, возникает часто высказываемый вопрос: "А как же ты расслабляешься?".

Стремление к удовольствию - как цели, в самой основе может быть контекст ом жизненной стратегии и, соответственно, возможности достижения таких целей - очень разнообразны и, чаще всего, достаточно доступны. Конечно, сознается и принимается необходимость этапа подготовки, этапа необходимых усилий для накопления потенциал а, который можно обратить в удовольствие. Но в самых непритязательных случаях это реализуется традиционной "оттяжкой" с вечера пятницы и в выходные, расслаблением в отпуске и праздниках вполне ставшими традиционно-привычными способами, дополняемыми доступной экзотикой.

В целом создается уверенное впечатление: все, на что направляются усилия, все возникающие задачи и цели имеют одну основу мотивации: получение итогового удовольствия, радости, в самом общем виде - ощущение счастья .

Такие представления настолько глубоко коренятся, что если человек не получает регламентированной ему в определенных случаях дозы, то это серьезно озабочивает его вплоть до крутящегося в голове слова "неудачник".

Если бы это было верно, то проблема погружения человечества в нирвану счастья становится легко разрешима потому, что есть очень действенные технические способы достичь счастливого состояния любой мыслимой силы и длительности, и на этом закончится смысл существования любой личности. Если вообразить, что всем дали кнопки счастья и нужно лишь тыкать в них, что технически реализуемо уже сегодня, то к началу следующего дня планета Земля полностью освободится от экологических проблем сгинувшего человечества.

На самом деле ощущение счастья и несчастья - функционально равноправные и равнонеобходимые оценки происходящего с личностью, которые позволяют научиться избегать плохого и стремиться к хорошему. Понятие плохого и хорошего принципиально индивидуальны, зависят от текущего состояния системы значим ости личности и никто, кроме самой личности не может дать верную их оценку в данных условиях.

Счастливые состояние отмечают удачные действия, несчастливое - пока недостигнутое желаемое. В первом случае можно больше не задумываться, а просто пользоваться найденным удачным рецептом действий, которое становится привычным, во втором все зависит от личного порога притязательности, от мотивирующей силы неудовлетворенности.

У каждого есть такой порог: начиная с некоторой прогно зируемой сложности при данной силе потребности, поиск путей решения проблемы откладывается, а то, в исходе чего не уверен, не совершается. Этот порог нарабатывается личным жизненным опытом и так же как любой навык зависит от конкретики условий.

Это очень важный вид личного знания: в какие ситуации вмешиваться, а в чем лучше не участвовать. И, как и любое знание, невозможно передать другому непосредственно, в виде сведений. Когда человек не уверен в исходе, чувствуя чем может грозить неудача, а другой настойчиво кричит: "Да прыгай же ты, трус! Тут всего шесть метров! При падении сгруппируйся и все будет хорошо!!", то второй не сможет вот так просто воспользоваться автоматизмами чужих реакций, которые тот нарабатывал для себя. Он еще ни разу в жизни вообще не группировался, и, прыгнув, он может получить свой опыт слишком дорогой ценой, но так толком и не научившись правильному действию. Как лучше поступать в подобных критических ситуациях?.. В статье Про опасности :

То, что выполняется уверенно, без раздумий, автоматически - представляет собой наиболее хорошо отработанный опыт. Он дает максимально ожидаемые, позитивные результаты и наименьший риск. А то, что требует раздумий, не достаточно уверенное, - дает высокой риск неудачного исхода. Вот и критерий: Если задумался, не достаточно уверен, - будь особо осторожен и, по возможности, не спеши.
Если подошел к бревну через бурную речку, это - не ново для тебя и не вызывает раздумий, то иди, не задумываясь и, скорее всего все будет хорошо. Иначе стоит очень хорошо обдумать более безопасный вариант прохождения, например, не на ногах, а сидя, переерзывая все далее по бревну.
Общая стратегия: если есть время и ситуация не уверенная, - как можно лучше подумай. Но когда уже нет времени, нужно действовать, то делай это не задумываясь , как баран, прыгающий по скалам, уверенно и автоматически, - это даст наиболее высокий шанс на успех. Тогда остается только уповать на лотерею судьбы...

К этому моменту должно уже становиться понятно, насколько верность выбора жизненной стратегии определяется пониманием того, каким образом происходит приспособление личности к окружающему. Так, оказывается, что расхожие представления о том, что нужно стремиться к счастливому состоянию - как самоцели это - вывернутый наизнанку механизм: как организовывается наработка личного опыта за счет позитивной или негативной оценки результатов попытки действия. Оказывается чтобы оставаться в ладах с окружающим нужно стремиться не к счастью во что бы то ни стало и желательно в чистом, не омраченном виде, а к успешности своих действий, которая сопровождается ощущением радости получения желаемого. А неудовлетворенность или досада от неудачи не должны рассматриваться как ни в коем случае не допустимое, ведь тогда никогда не научиться забивать гвозди, ездить на велике, побеждать противника и вообще чему бы то ни было потому, что любое обучение неизбежно основано на ошибках проб и нахождении путей их корректировки в направлении желаемого результата.

Способом быть как можно ближе к основным струям социальной жизни и при этом оставаться самобытной личностью, а не придатком чужой воли, неизбежно оказывается необходимость развития достаточно действенной базовой системы понимания - мировоззре ния . На этой основе у социально активной части людей становится возможным формирование самобытного влияния в обществе - в области своей специализации.

Типология жизненных стратегий

Многие отечественные и зарубежные ученые посвятили свои работы изучению и классификации жизненных стратегий. Рассмотрим подробнее их типологии.

Отечественные психологи выделяют три основных типа стратегий жизни: стратегия благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации. Эти типы основаны на более обобщенных представлениях о том, к чему, как правило, стремятся в жизни люди. Содержание этих стратегий определяется характером социальной активности личности. Так, рецептивная («потребительская») активность является основой стратегии жизненного благополучия. Предпосылкой стратегии жизненного успеха выступает, прежде всего, мотивационная («достиженческая») активность, которая рассчитана на общественное признание. Ярким примером тому, по определению авторов, является предпринимательство. Для стратегии самореализации характерна творческая активность. В жизни встречаются, скорее, смешанные типы: все мы, но в разной степени, стремимся к благополучию, успеху и самореализации, к разному масштабу реализации этих стратегий.

К. А. Абульханова-Славская (1991) рассматривает концепцию жизненной стратегии как интегральную характеристику, включающую поиск, обоснование и реализацию своей личности в жизни путем соотнесения жизненных требований (надо) с личностной активностью, ее ценностями, способом самоутверждения. На основе личностной активности (внутренний фактор) и типе организации времени (внешний фактор) каждая личность может строить свою стратегию жизни как стратегию учета своих возможностей и/или стратегию развития способностей к чему-либо. Понятие стратегии жизни, по нашему мнению, отражает философский аспект самоопределения личности. Как видим, К.А.Абульханова-Славская также признает наличие двух линий самоопределения.

Е.П. Варламова и С.Ю. Степанов выделяют типы жизненных стратегий по соотношению индивидуального своеобразия и творческой активности человека в событиях его жизни:

1. Творческая уникальность - отражает творческое отношение человека к собственной жизни, когда его преобразующая инициатива приводит к высокой неповторимости и экстраординарности событий его жизни;

2. Пассивная индивидуальность - представляет собой стихийный, случайный характер формирования человека, когда его индивидуальное своеобразие в основном зависит не от его усилий, а определяется внешними обстоятельствами;

3. Активная типичность - отражает стремление человека «быть как все», когда его усилия направлены на достижение общепринятых целей и ценностей;

4. Пассивная типичность - характеризует стихийное следование человека социальным стереотипам, его слепое подчинение общественным нормам.

В своем исследовании А.Е. Созонтов, основываясь на типологии жизненных стратегий Э. Фромма, выделяет следующие основные типы жизненных стратегий, характерные в современных условиях для российских студентов:

Тип жизненных стратегий «иметь» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни преимущественно направлен на достижение социального успеха, статуса, возможности неограниченного приобретения и потребления. В числе его наиболее предпочитаемых ценностей: успех, социальное признание, богатство, репутация, компетентность, наслаждения и др.;

Тип жизненных стратегий «не иметь и не быть» - представитель этого типа, конструируя собственную жизнь, преимущественно направлен на приспособление к наличным социально-экономическим условиям. Приоритетными для такого человека выступают в основном ценности, транслируемые из поколения в поколение: безопасность семьи, здоровье, социальный порядок;

Тип жизненных стратегий «быть» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни преимущественно направлен на творческую самореализацию, стремится к поддержанию благополучия близких, значимых людей. Среди приоритетных для него ценностей: творчество, осмысленность жизни, жизнерадостность, единение с природой, любознательность и др.;

Тип жизненных стратегий «иметь против быть» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни направлен и на достижение социального успеха, обеспеченности, и на развитие собственной индивидуальности. Два данных стремления для него находятся в конфликте, в связи с чем ведущая жизненная цель остается во многом неопределенной. У такого человека проявляется ценностный кризис, выражающийся в тенденции к принятию «всех ценностей» (кроме социально неодобряемых), зачастую без выбора между ними;

Тип жизненных стратегий «иметь чтобы быть» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни направлении и на достижение успеха, обеспеченности, и на творческую самореализацию. Для него два данных стремления не противоречат друг другу, он активно ищет возможности их совместной реализации в современных условиях. Среди приоритетных: творчество, жизнерадостность, ответственность, широта взглядов, успех, компетентность, богатство и др. .

Американские психологи выделяют две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешних стремлений. Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу. Отмечается, что выбор стратегии зависит от роли родителей в воспитании ребенка. Родительская поддержка автономности, эмоциональная вовлеченность и структурированность требований к ребенку ведут к преобладанию у него внутренних стремлений и, как правило, к психическому здоровью. Была обнаружена зависимость уровня психического здоровья от выбора той или иной группы ценностей: испытуемые, ориентированные на внешние ценности в ущерб внутренним, имеют низкие показатели психического здоровья. Уровень психического здоровья определялся с помощью методики САТ, методов измерения уровня депрессии, жизненной энергии и удовлетворенности жизнью.

Э. Фромм утверждает, что рыночная экономика, основанная на отношениях конкуренции, неблагоприятно влияет на психическое здоровье и развитие личности: человек стоит перед выбором -- «иметь» или «быть», т.е. или как можно больше иметь (в том числе материальных благ), или развивать в себе все заложенные природой способности и силы, «быть многим». И часто под давлением общественных норм люди предпочитают «иметь» в ущерб перспективе личностного развития. Собственные интересы и склонности при этом игнорируются, что приводит человека к ложным жизненным выборам.

К. Хорни отмечает, что для удовлетворения стремлений, порой навязываемых общественными шаблонами, растущий человек уже с детства вырабатывает три основные стратегии, или личностные ориентации по отношению к другим людям: 1) движение к людям: единственной целью людей с такой ориентацией является любовь, и все другие цели подчинены желанию заслужить эту любовь, 2) движение против людей: система ценностей людей с такой ориентацией построена на философии «джунглей» - жизнь это борьба за существование, 3) движение от людей: потребность в независимости и неприкосновенности отвращает таких людей от всякого проявления борьбы. Однако часто это выражается в отсутствии способа приспособления к современным условиям жизни.

Р. Пехунен одним из возможных оснований для классификации жизненных стратегий рассматривает способ разрешения конфликтов. Обнаружив наличие конфликта, человек обычно действует одним из трех способов.

1. Прекращение всяких попыток борьбы. Отказ переживается как чувство беспомощности. Отход от социальных контактов и занятий;

2. Стратегия приспособления, для которой характерно принятие изменившейся ситуации. Приспособление может проходить различными путями. Пассивное приспособление означает, что человек смирился со своей судьбой, и передает функции контроля своей жизни внешним инстанциям. При активном приспособлении человек способен изменять отношение к своим занятиям и даже принимать новые способы действия;

3. Преодоление конфликта. Для стратегий развития характерно стремление расширить границы существующих жизненных ситуаций. При творческом развитии происходит поиск и освоение новых областей жизни, что обогащает личность. При ограниченном развитии прогресс затрагивает только одну область, в то время как другие остаются на периферии жизни.

В работах Ю.М. Резника, Е.А. Смирнова выделяют три направления развития жизненных стратегий. Если объективная идеальность локализуется в культуре, то субъективная пронизывает индивидуальное сознание и поведение людей, их прошлый опыт и цели как предвосхищение будущего. Ю.М. Резник выделяет также третье, собственно социальное измерение жизненных стратегий, которое зарождается на пересечении объективной и субъективной идеальности - в сфере так называемой интерсубъективности, образующейся на основе согласования взаимных представлений и ожиданий.