Майбасова З.Т.

Башкирский государственный педагогический университет им М.Акмуллы

Научный руководитель: Р.Ф. Кабиров, к.э.н., доцент

В современных социально-экономических реалиях важная роль отводится экономическому образованию в общеобразовательной школе, которое в свою очередь должно быть нацелено на формирование экономического мышления, на развитие навыков рационального экономического поведения, на создание предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения. Нынешняя система школьного экономического образования насчитывает свое существование уже чуть больше 20 лет, накоплен большой опыт преподавания экономических дисциплин в школе, но вместе с тем существуют и проблемы в преподавании этих дисциплин.

Чаще всего школа вынуждена самостоятельно решать вопросы организации экономического образования обучающихся, согласно с имеющимися возможностями: материальными, кадровыми и другими. Следовательно, процесс обучения экономики в различных общеобразовательных школах предполагает набор различных программ, но ставящие перед собой единые цели экономического просвещения:

Формирование основ экономического мышления и привитие навыков в принятии самостоятельных решений в жизненных ситуациях;

Социальная адаптация обучающихся к происходящим изменениям в России и мировом сообществе;

Профессиональная ориентация и развитие способностей школьников к деятельности в сфере экономики и предпринимательства, развитие предпринимательской инициативы;

Воспитание гражданской ответственности, формирование

гуманистических и демократических ценностей и убеждений обучающихся, и другое . Как говорил еще Адам Смит, «Человек экономический» – это человек ориентированный на свою самореализацию, как субъекта созидания, в расчете на адекватное вознаграждение. Соответственно он способен прогнозировать, ориентироваться в рыночной конъюнктуре и максимально эффективно использовать свой творческий потенциал в процессе созидания ценностей, пользующихся спросом .

Таким образом, видно, что экономическое образование - это процесс формирования у обучающихся определенных компетенций, усвоение знаний, навыков, умений. Школьное экономическое образование (воспитание, грамотность) - это систематическое, целенаправленное воздействие школы, общества на человека в интересах формирования знаний, умений и навыков, потребностей и интересов и других социально-психологических качеств, а главное - формирование образа мышления и деятельности в выработке определенных черт экономически воспитанной личности .

В последнее время наблюдается устойчивая тенденция к сокращению изучения экономики как отдельного предмета в непрофильных школах, что снижает общий уровень экономической грамотности школьников. Во многих школах предмет «Экономика» не является обязательным. Поэтому экономика в основном изучается в различных формах интеграции, на основе межпредметных связей, или как элективный и факультативный курс. Однако существует рекомендованный Министерством образования минимум знаний по экономике для 10-11 классов для общеобразовательных профильных школ.

В 2009 году в России была принята Концепция «Национальной программы повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации», впоследствии были разработаны и приняты различные молодежные и школьные программы повышения финансовой грамотности, эффект от которых ожидается в ближайшее время. Таким образом, это является своеобразным способом заложить основы экономических знаний подрастающему поколению. Также можно предположить, что экономическое образование может осуществляться на протяжении всех лет обучения в школе и в различных формах (курсы, факультативы, дополнительное образование и т.д.). Обучение экономики в школе можно разделить на три ступени.

Первая ступень: знакомство с экономической наукой в 1-6 классах в качестве факультативов и в рамках других предметов, так как экономика смежная наука и тесно переплетается со всеми сферами жизнедеятельности. Для детей начальной школы акцент делается на отдельных элементарных понятиях, изложение которых ведется образно, эмоционально, в увлекательной игровой форме. Здесь можно активно использовать сказки.

Вторая ступень - это общее экономическое образование (5-11-е классы), которое включается в базисный учебный план всех школ экономического и финансового профиля, либо обучение основам предпринимательства. В среднем школьном звене (5-8-е классы) формируется общенаучное представление об экономической науке, основанное на эмоциональном восприятии материала. На данном этапе важно учитывать психологические особенности подросткового возраста: преподавание экономики осуществляется через самоутверждение ребенка. В 9-10-х классах осуществляется предпрофильная подготовка, знакомство с основополагающими концепциями экономики, а в 11 классе – предпрофессиональная специализация.

Третья ступень является обязательной в профессиональных образовательных организациях (лицеях, колледжах и т.д.). В непрофильных средних общеобразовательных школах экономика изучается в 10-11-х классах, либо может быть введена как факультатив.

Однако, как уже говорилось ранее, в большинстве современных школ экономика изучается только в рамках социально-гуманитарных дисциплин (например, отдельная глава в курсе обществознания), что, несомненно, усложняет процесс формирования экономической грамотности у населения .

Современное экономическое просвещение требует решения следующих проблем:

1- системного подхода к экономическому образованию подрастающего поколения;

2- нехватки количества часов экономики (экономического блока в курсе «Обществознания» по сравнению с объемом отдельной дисциплины «Экономика» оказывается незначительным);

3- низкого уровня экономической компетентности педагогов (к примеру, у учителей обществознания возникают сложности при реализации практико-ориентированного подхода к изучению предмета и подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ по обществознанию (модуль по экономике));

4- старения кадров из-за низкого притока молодых специалистов и снижения мотивации к преподаванию в среде уже работающих учителей;

5- неэффективности междисциплинарных связей при отсутствии отдельного курса экономики, так как уровень подготовки учителей обществознания, математики, истории, технологии, русск ого языка и литературы, иностранного языка, географии и т.д. в экономической сфере недостаточно высок;

6- малого количества методических разработок по обучению экономики, применимых в школе (либо новых технологий и методов обучения).

Таким образом, мы наблюдаем, что современной системе школьного экономического образования требуется целый комплекс нововведений, которые в условиях ограниченных ресурсов могут способствовать повышению экономической грамотности обучающихся. К ним относятся инновации: технологического характера - новые образовательные технологии; методические –преобразованные и авторские разработки педагогов и образовательных аутсорсеров; педагогические – новые методы, приемы и средства преподавания и обучения; организационные – новые организационные структуры и институциональные формы. В связи с этим ведется активная работа по привлечению партнерских структур на основе технологии образовательного аутсорсинга. Мотивированно это тем, что повышение качества экономического образования наталкивается на ряд уже вышеизложенных проблем в сфере практической экономической деятельности. Таким образом, аутсорсинговые образовательные технологии, социальное партнерство, волонтерские практики в школьном экономическом образовании должны увеличить информационную базу учителя. Для этого в регионах России уже ведется работа по данному направлению: имеются партнерские структуры, постоянно участвующие в открытых образовательных мероприятиях; социальное партнерство с отдельными представителями предпринимательства, которое постепенно «перерастает» в образовательный аутсорсинг; в число образовательных аутсорсеров входят и выпускники экономических и педагогических вузов, профессионально занимающиеся образовательной практикой со школьниками; волонтерское движение в сфере финансового просвещения, которое теперь объединяет не только учителей и преподавателей вузов, но и студентов экономических специальностей образовательных организаций высшего образования. Однако необходимо отметить, что подобные программы по повышению экономической (финансовой) грамотности ведется не во всех регионах Российской Федерации. В идеальном варианте организации экономического образования населения, в частности детей и молодежи, должны объединять и финансовое образование на базе школьного курса экономики, и финансовое просвещение, и информационно-образовательные проекты социальных партнеров, так как продуктивное формирование экономических (финансовых) компетенций возможно лишь в результате интеграции всех образовательных, информационных и просветительских практик. К сожалению, на сегодняшний день отсутствует связь школьных программ и специализированных программ экономического просвещения, что отрицательно сказывается на эффективности формирования экономической культуры школьников. А формирование экономического поведения подрастающего поколения является главной задачей школы, причем на основе продуктивного взаимодействия образовательной организации и профессиональных участников финансового рынка.

Современные образовательные технологии также являются дополнительными помощниками в решении проблем преподавания экономики в школе. Система базового экономического образования должна реализовываться через технологии, которые: позволяют облегчить понимание основных экономических понятий на основе большого количества фактов и примеров; предоставляют педагогу возможность помочь обучающимся добиться четкого понимания взаимосвязи экономических понятий; формируют у обучающихся способ мышления построенный на систематическом, объективном анализе и самообразовании; позволяют школьникам применять знания, умения и навыки в практической жизни, что является непосредственным проявлением экономической грамотности.

Сегодня система образования характеризуется применением таких технологий как:

– развивающего обучения и проблемного обучения;

– разноуровневого обучения (дифференцированного);

– коллективной системы обучения (КСО);

– технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ);

– исследовательских методов в обучении, проектных методов обучения;

– технологии «дебаты»;

– технологии модульного и блочно-модульного обучения;

– лекционно-семинарско-зачетной системы обучения;

– технологии развития «критического мышления»;

– использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

– информационно-коммуникационных технологий;

– здоровьесберегающих технологий;

– системы инновационной оценки «портфолио»;

– технологии дистанционного обучения .

Применение данных технологий в системе позволяет педагогам наиболее успешно преподавать экономику, реализуя главные задачи обучения. Дидактически рациональным является применение комплексного подхода методов обучения готовым знаниям и методов обучения способам деятельности по их приобретению, способам рассуждений, методов, предполагающих создание ситуаций, стимулирующих самостоятельные «открытия» обучающихся экономических фактов, законов, решений задач, т.е. методов, направленных на развитие способностей обучающихся. Активные формы обучения не только повышают интерес к предмету, создавая своеобразие уроков, но и позволяют обучающимся за короткий промежуток времени «прожить» экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить прочные знания. К примеру, деловые игры, школьные компании приближают школьников к реальной жизни, где от них требуется решение экономических вопросов, позволяют получить опыт в предпринимательской деятельности и т.д. Также успешным в преподавании экономики является интегрированный подход к преподаванию предмета, осуществляемый через межпредметные связи. Практически весь материал программы экономического образования школьникам в какой-то степени знаком из курсов истории, географии, обществознания, из выпусков новостей и из жизненного опыта. Задача учителя – систематизировать и структурировать эти знания и показать возможность их практического использования.

Таким образом, мы наблюдаем важность экономического просвещения в общеобразовательной школе. На сегодняшний день существует достаточно нерешенных проблем в области экономического образования, которые необходимо решить как на государственном уровне, так и на уровне школы с помощью целого ряда нововведений. К примеру, новые образовательные технологии, которые являются одним из доступных и эффективных способов формирования экономической грамотности школьников.

Список используемой литературы:

1. Майбасова, З.Т. Применение технологии интегрированных уроков при изучении экономики [Текст] / З.Т. Майбасова // сборник материалов II Международной заочной научно-практической конференции «Новые образовательные технологии». - Чебоксары: Центр дистанционных интеллектуальных проектов «INet». – 2013, С.23-25.

2. Моисеева Н.Ф.Сказки как средство экономического воспитания [Текст]: Учебно-методическое пособие/ Н.Ф. Моисеева. - Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова: Абакан, 1999.

3. Коваленко Ю.А. Значение экономической грамотности в современном обществе [Электронный ресурс] //Экономические науки раздела Научные статьи модуля Каталог научных работ: [сайт]: http://scientificstar.ru/load/8-1-0-145 (Дата обращения 19.01.2014г.)

4. Концепция «Построение модели современного образовательного учреждения экономического профиля» [Электронный ресурс] / под ред. И.В. Медынской; Режим доступа http://school373spb112.narod.ru/ekconc.html. - Дата обращения 18.03.2014г.

5. О перспективах и проблемах преподавания экономики в школе [Электронный ресурс] / под ред. Л.Э. Бермана; Режим доступа http://vmoisto.narod.ru/ber.htm. - Дата обращения 20.03.2014г.

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Книга, предлагаемая вашему вниманию, представляет собой методическое пособие для учителей средних школ, преподающих экономику по учебнику И. В. Липсица «Экономика (книга 1)» для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений или 8-х классов школ с углубленным изучением экономики или учебнику «Экономика. Базовый курс» этого же автора.
Книга написана строго в соответствии с сеткой часов, приведенной ниже и полностью соответствующей первому из названных учебников; нумерация тем и уроков сохранена.
Изучение основ экономических знаний в 9-м классе общеобразовательной школы требует 48 часов занятий (см. ниже сетку часов по темам), т. е. режима занятий, при котором учащиеся посещают один, а на следующей неделе - два урока экономики.
Если в учебном плане школы на занятия по экономике выделяется только 32 часа, что соответствует одному уроку в неделю, то возможно изучение сокращенного курса.

ПРИЧИНЫ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ.
Цель урока: дать определение инфляции, рассмотреть ее причины и способы ее измерения.

Понятия, которые должны быть усвоены учащимися в ходе урока:
- инфляция;
- покупательная способность денег;
- индекс потребительских цен;
- инфляция спроса;
- инфляция предложения.

Форма проведения урока. Материал этого урока очень насыщен и сложен для детского восприятия. Поэтому большую часть урока непременно нужно посвятить объяснению материа¬ла. В учебнике не введено такое понятие, как индекс потреби¬тельских цен. В то же время это понятие очень важно даже для обывателя: без понимания индекса потребительских цен он даже не сможет читать газеты.

Раздаточный материал: задачи 1 и 2, а также упражнение 1 для домашнего задания.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ: ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ.
Тема 1. Главные вопросы экономики.
Урок 1. Что такое экономика.
Урок 2. Основы хозяйственной жизни человечества.
Урок 3. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы.
Урок 4. Главные вопросы экономики.
Тема 2. Типы экономических систем.
Урок 5. Традиционная и командная экономические системы.
Урок 6. Рыночная и смешанная экономические системы.
Урок 7. Контрольная работа 1.
РАЗДЕЛ 2. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ: РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ.
Тема 3. Спрос и предложение.
Урок 8. Что такое спрос.
Урок 9. От чего зависит предложение товаров.
Тема 4. Как работает рынок.
Урок 10. Рыночное равновесие.
Урок 11. Причины и следствия нарушения рыночного равновесия.
Урок 12. Контрольная работа 2.
РАЗДЕЛ 3. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ.
Тема 5. Что такое деньги?
Урок 13. Формы денег.
Урок 14. Причины возникновения денег. Роль денег |как средства обмена.
Урок 15. Роль денег как средства измерения и как средства сбережения.
Тема 6. Законы денежного обращения. Инфляция.
Урок 16. Факторы формирования величины денежной массы.
Урок 17. Причины и виды инфляции.
Урок 18. Контрольная работа 3.
РАЗДЕЛ 4. РЫНОК ТРУДА. БЕЗРАБОТИЦА.
Тема 7. Рынок труда.
Урок 19. Экономическая природа рынка труда.
Урок 20. Спрос на услуги труда.
Урок 21. Предложение труда.
Урок 22. Формирование заработной платы на рынке труда.
Тема 8. Социальные проблемы рынка труда.
Урок 23. Профсоюзы на рынке труда.
Урок 24. Прожиточный минимум, минимальная заработная плата и трудовой контракт.
Урок 25. Как добиться, чтобы человек работал хорошо.
Тема 9. Экономические проблемы безработицы.
Урок 26. Что такое безработица.
Урок 27. Виды безработицы.
Урок 28. Понятие полной занятости и методы сокращения безработицы.
Урок 29. Контрольная работа 4.
РАЗДЕЛ 5. ФИРМА. ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ.
Тема 10. Понятие фирмы и виды фирм.
Урок 30. Зачем создаются фирмы. Виды фирм.
Урок 31. Что такое акционерное общество.
Тема 11. Экономические условия деятельности фирмы.
Урок 32. Экономический подход к понятиям издержек и прибыли.
Урок 33. Виды издержек и их экономическое значение.
Урок 34. Понятие о средних и предельных издержках.
Урок 35. Влияние конкуренции на деятельность фирм.
Урок 36. Контрольная работа 5.
РАЗДЕЛ 6. ЛИЧНЫЕ ДОХОДЫ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ.
Тема 12. Как семьи получают и тратят деньги.
Урок 37. Доходы и расходы семьи.
Урок 38. Инфляция и семейная экономика.
Тема 13. Неравенство доходов и его последствия.
Урок 39. Что порождает неравенство в благосостоянии.
Урок 40. Регулирование неравенства доходов с помощью налогов. Бедность как экономическая проблема.
Урок 41. Контрольная работа 6.
РАЗДЕЛ 7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ. БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА.
Тема 14. Экономические задачи государства.
Урок 42. Роль государства в создании правовой базы и защите конкуренции.
Урок 43. Внешние эффекты и общественные блага.
Тема 15. Государственные финансы.
Урок 44. Принципы и методы налогообложения.
Урок 45. Понятие о государственном бюджете.
Урок 46. Причины и следствия возникновения государственного долга.
Урок 47. Контрольная работа 7.
Урок 48. Викторина.

Сегодня мы живем в мире быстро меняющихся реалий. В нем становиться, не так важен набор основ фундаментальных наук, традиционно преподаваемый в отечественной школе, как умения осваиваться в постоянно меняющихся условиях. Для школы не так важно, какой объем знаний она передает школьникам, а важно, как она учит познавать и самосовершенствоваться.. Поэтому, часто задаваемый вопрос о необходимости преподавания экономики в школе или ее перспективах, как школьного предмета, стоит связывать с тем насколько этот новый школьный предмет будет отвечать требованиям экономического воспитания, формированию новой экономической культуры, развивать умения пользоваться инструментами экономического выбора, знакомить с миром перспективных профессий.

К сожалению, школа вынуждена решать вопрос организации экономического образования школьников, согласно со своими возможностями: материальными, кадровыми и другими, не имея возможности считаться с социальным заказом.

Вероятно, следует выделить основные подходы к преподаванию экономики в школе:

  • 1. При отсутствии каких-то ни было возможностей организовать преподавание новой учебной дисциплины, не включать экономику в учебные планы.
  • 2. Растворение основ экономических знаний в других учебных дисциплинах, например географии, истории, граждановедении, технологии, обществоведении, хотя введение экономики, как самостоятельного предмета, могло бы облегчить усвоение школьниками содержания этих предметов и усилить междисциплинарные связи предметов обществоведческого цикла.
  • 3. Наукообразный (академический) подход, больше походящий на знакомство с экономическим словарем, в рамках которого происходит подмена экономического воспитания заучиванием экономической терминологии. Часто таким подходом страдают преподаватели вузов, приглашаемые в школу для проведения уроков по экономике. Привыкшие иметь дело с профессионально ориентированной аудиторией, они сталкиваются с отсутствием у большинства учащихся мотивации к овладению институтским курсом экономических знаний и неприменимостью, так широко, в школе лекционных способов обучения. Ставя перед собой узкие цели передачи наукообразной информации или «натаскивания» учащихся для поступления в конкретный вуз, они не решают проблемы экономического воспитания школьников.
  • 4. Профессионально-ориентированный подход, делает акцент на преподавание бизнес - ориентированных дисциплин, однако концентрация только на этом подходе, чревато излишним насыщением рынка труда в будущем менеджерами, экономистами, «предпринимателями по диплому» и т.д. Хотелось бы отметить, что некая преподавательская эйфория в уверенности сделать каждого ученика предпринимателем, грозит крахом необоснованно воспитанных надежд, ибо даже решив очень трудную задачу воспитания экономически активного и предприимчивого поколения потенциальных предпринимателей, не обеспечит им тот набор случайностей или обстоятельств, которые часто независимо от воли или образованности человека делают его успешным бизнесменом. При этом узкая ориентированность экономического - бизнес воспитания закроет перед бывшим учеником другие возможности самореализации на рынке труда, под час более перспективные для его индивидуального набора личностных качеств.

Задачи преподавания экономики:

  • 1. Формирование общей экономической культуры.
  • 2. Привитие функциональной экономической грамотности.
  • 3. Формирование способности к развитию.
  • 4. Формирование системы ценности и развитие индивидуальности.
  • 5. Выработка практических навыков хозяйственной деятельности.

Такие цели, чаще декларативно, могут преследовать и другие подходы, однако, скорее всего они могут быть достигнуты в рамках культурно-функционального подхода. Мне кажется, что именно такой подход должен быть заложен в будущий стандарт экономического образования школьников, как основной и обязательный для всех типов школ и образовательных концепций. Другие подходы должны использоваться не массово, а избирательно. Главное, что бы выбор диктовался не административными решениями, а выбором учащихся и их родителей, опыт и потребности которых и формируют социальный заказ образования.

Подготовка школьных учителей экономики, создание интегрированных обществоведческих курсов, эффективное использование межпредметных связей, определение места экономического образования в школьной программе, развитие информационного пространства (в том числе и виртуального) для профессионального общения учителей экономики, всего обществоведческого цикла школьных предметов, являются далеко не полным набором проблем, решение которых позволит осуществление эффективного экономического образования школьников.

Соседский десятилетний ребенок знает, как рассчитать равновесную рыночную цену, а его сестренка любит порассуждать о причинах дефолта и роста цен на фондовых биржах. Думаете, их папа профессор, а вместо сказки про Золушку читал им в детстве томик Маркса «Капитал»? А вот и не угадали. У современных школьников появилась уникальная возможность изучить «взрослую» экономику в доступной «детской» интерпретации. Экономика как школьный предмет стала появляться в нашей стране в середине 90-х годов. За этот недолгий срок преподавание экономики в школе не только не было прекращено, но и наоборот стало стремительно развиваться практически во всех государственных и частных школах, а заинтересованность преподавателей, учеников и их родителей растет с каждым днем.

На данный момент существует несколько подходов к изучению этой сложной науки, причем каждая школа выбирает свой.

Бизнес - ориентированный подход. Основа - освоение практических навыков ведения бизнеса. Ученики узнают о том, как предприниматель выбирает, планирует и ведет собственное дело. Школьники разрабатывают настоящий бизнес-план, выбирают нишу для собственного бизнеса и создают креативные идеи для его развития.

Теоретизирующий подход. Экономика преподается как в университете, отдельно читаются экономическая история, микроэкономика, бухгалтерский учет. В данном случае школьнику сложно воспринимать большой объем информации, знания не укладываются в систему и интерес к предмету может быстро иссякнуть.

Культурно-функциональный подход. Главная задача состоит в формировании общей культуры и изучении сути экономических процессов и явлений.

Академический подход. Цель - дать упрощенное, но целостное представление об основах экономики, чтобы создать учащимся базу для обучения в вузах.

По мнению большинства преподавателей экономики лучше всего совмещать преподавание теоретической части с практикой, что помогает обучающимся принимать экономические решения и анализировать экономическую ситуацию в бизнесе. Ученики создают виртуальную фирму, выбирают ее организационно-правовую форму и составляют необходимые для государственной регистрации учредительные документы (Устав, Учредительный договор, Протокол создания, Заявление о регистрации). Школьники распределяют должности, определяют организационную структуру и стратегию развития бизнеса, ведут делопроизводство и бухгалтерию. Такая практика помогает детям получить адекватное представление о сути экономических явлений, с легкостью выносить аргументированное суждение по экономическим вопросам, обрести опыт в анализе экономических ситуаций и происходящих в жизни общества изменениях. Занятие воспитывает у учащихся инициативу, активность и самостоятельность в принятии решений, вырабатывает практические навыки принятия ответственных экономических решений.

Экономические знания нужны всем детям, не зависимо от того какую профессию они выберут в будущем. Не смотря на это, не все школы могут позволить себе введение данного предмета.

До сих пор нет еще четкой концепции экономического образования в школе. Преподаватели используют разные программы, стараясь, чтобы знания школьников позволяли им ориентироваться в бизнес среде. Не достаточно методических материалов - рабочих тетрадей, пособий для учителей, задачников. Существующие учебники дают ученику абстрактное представление об экономике как науке.

Нет единого мнения о том, с какого возраста ребенок готов к обучению. В любом случае нужно начинать с азов, постепенно возвращаясь к изученным вопросам, расширяя и углубляя их. Метод обучения, доступность и качество изложения материала - вот основы успешности курса. Активное участие школьника во время обучения и деловые игры повышают интерес к предмету, позволяют пережить экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить отличные знания. Актуальной остается вопрос подготовки кадров. Среди школьных учителей экономики не более 30% получили экономическое образование. Экономику преподают учителя истории, обществознания и географии, что естественно не лучшим образом сказывается на знаниях школьников.

К сожалению, иногда школе приходится решать вопрос о введении экономики самостоятельно, в соответствии со своими возможностями. Не всегда это легко сделать. Но основные моменты, на которые нужно обратить внимание следующие:

Если нет возможности организовать преподавание нового курса, то лучше вообще не включать экономику в учебный план.

Основы экономических знаний можно дать ученикам в рамках других предметов: географии, истории, обществознания.

В преподавании экономики лучше всего делать упор на практику, а не на заучивание терминов.

Курс должен реально обучать экономической культуре и грамотности, а не являться просто модным нововведением.

Главная задача учителя - сделать так, чтобы ученик был вовлечен в рабочий процесс и был открыт к усвоению новой информации. Преподавание экономики целесообразно проводить параллельно с практическими занятиями, которые помогают получить полезные навыки. Например, создать воображаемую школьную компанию, в которой ученики приобретут навыки предпринимательской деятельности. Контакт ученика и учителя - вот основа успеха.

На современном этапе развития общества стала очевидной необходимость обучения школьников основам экономических знаний. В большинстве школ преподавание экономики начинается в 8-9-х классах, в некоторых уже в средней школе – в 5-6-х классах. Зачастую приходится сталкиваться с искренним удивлением тех, кто узнаёт, что в нашей школе знакомство с экономикой начинается уже во втором классе. Между тем, практика показывает, что в этом возрасте многие базовые экономические понятия усваиваются едва ли не лучше, чем у старших детей. Дети младшего школьного возраста с удовольствием вовлекаются в игру, в то время как подростки начинают относиться к ней с определённой долей скепсиса. В результате на выходе из начальной школы мои ученики прекрасно владеют такими понятиями как:

  • потребности человека и их виды;
  • ресурсы и их виды;
  • осознают проблему выбора как главную проблему экономики, возникающую из-за безграничности потребностей и ограниченности ресурсов;
  • бюджет (умеют составлять его и определять сбалансированный он, дефицитный или избыточный);
  • бартер и деньги, знакомы с историей их возникновения как особого товара, служащего мерой стоимости других товаров;
  • банк и его сфера деятельности, основные виды банковских вкладов (срочный, до востребования и т. д.);
  • товары и услуги;
  • производство;
  • предпринимательство;
  • понимают разницу между коммерческими и некоммерческими предприятиями;
  • собственность и её виды;
  • управление (менеджмент);
  • знают, как устроена система управления в своей местности.

И многое другое. Это служит хорошей базой для дальнейшего изучения экономики.

Дети очень быстро понимают, что экономика – это наука про жизнь, она необходима любому человеку и сопровождает человека с того самого момента, как мама учит его аккуратно сложить свои вещи, навести порядок в игрушках и т. д.

Каждый урок должен быть ярким впечатлением, именно тогда сформируется интерес к дальнейшему изучению экономики. При изучении темы “Деньги” мы с ребятами рассматриваем старинные деньги, деньги разных стран (которые приношу я и дети). Так дети учатся распознавать систему защиты купюр и монет от подделки. Мы с ними обязательно придумываем и рисуем свои деньги со своими степенями защиты, названиями, гербами и другой информацией, которая должна быть на деньгах. Учимся размену денег, правильному подсчёту сдачи и т. д. Эта работа продолжается позже при изучении темы “Магазин”. Выясняется, что зачастую современные дети, часто сопровождающие своих родителей в магазин, сами никогда покупок не делали. Не удержусь и приведу в пример случай: девочка, хорошая ученица, получает задание от меня – купить 4 м. сутажа по 5 рублей за метр для урока технологии. Идти в магазин она должна была с няней, а покупку делать самостоятельно. И перед этим она подходит ко мне и говорит: “Значит, так: я куплю 4 м. сутажа по 5 рублей, покупка обойдётся в 20 рублей. Но что же делать, мама дала мне 100 рублей?!” Конечно, подобная задача не вызвала бы у неё затруднений на уроке математики, но это наглядный пример того, насколько оторваны теоретические знания детей от реальной жизни. И наша задача научить детей пользоваться ими, применять их на практике.

Именно поэтому при изучении темы: “Покупатель и продавец” я использую такую схему. В классе мы обсуждаем подробно, как подготовиться к походу в магазин, чтобы не совершить необдуманных, незапланированных покупок, выясняем необходимость составить заранее список, подсчитать предполагаемое количество денег и т. д. Изучаем расположение и название отделов в магазине. И тут, как правило, выясняется, что многие ученики и не подозревают, что такое “бакалея”, “гастрономия”, “парфюмерия”, “канцтовары”… Некоторые убеждены, что в гастрономе продаются телескопы (видимо, по созвучию с астрономией). Но знания должны иметь практическую направленность. Поэтому после получения теоретических сведений мы с учениками обязательно отправляемся в настоящий универсам. Небольшое количество учеников в классах нашей школы позволяет дать каждому индивидуальное задание. Каждый получает свой список продуктов (для примера это может быть пакет яблочного сока 1л, пачка печенья “Юбилейного” и 1 кг бананов и др.) Позже покупки используются для совместного чаепития. Задание: найти необходимые товары в магазине, правильно посчитать деньги и сдачу на кассе, сохранить чек для дальнейшей работы в классе. Несмотря на кажущуюся простоту, задание оказывается для многих настоящим испытанием. По возвращении в школу мы обсуждаем ошибки, разбираем трудности. А после на других уроках обязательно играем в свой магазин. Товары для него – сувениры, изготавливаем на уроках технологии, рисуем рекламу, придумываем свои денежные единицы, оформляем “витрины” (прилавки) и приглашаем за покупками учеников других классов начальной школы. Здесь отрабатывается и понятие конкуренция, и умение правильно вести расчёты. Такие уроки запоминаются, всегда интересны детям, так как они вовлечены в активную практическую деятельность.

Очень интересно работать над темой бюджет. Выяснив возможные источники постоянных и временных доходов, мы начинаем обсуждать, а как же узнать, хватит ли этих денег на всё, что нам нужно. Дети самостоятельно приходят к выводу, что необходимо составить план доходов и расходов на определённый период времени. Слово бюджет переводится с английского языка как “денежная сумка”. Очень живая продуктивная работа получается, если взять настоящую сумку (я беру бумажный подарочный пакет), с одной стороны наклеить слово бюджет , а с другой – денежная сумка, и сложить туда карточки с названиями доходов и расходов предполагаемой семьи. Затем доску расчертить на две графы – “доходы – расходы”. Учащиеся по очереди выходят, вытягивают карточки, и прикрепляют их на доску в соответствующую графу. После делаются подсчёты, выясняется, что бюджет дефицитный, и дети вносят свои предложения, от чего можно отказаться семье в этом месяце, чтобы денег хватило. Возможный вариант содержания – (Приложение 1).

На последующих уроках материал закрепляется при помощи игры с фишками. Класс делится на “семьи”, делает в игре ходы, в результате которых приходится делать какие-то расходы или получать доходы. Ход игры фиксируется в таблице (то есть ведётся бюджет). В ходе игры формируется умение делать выбор, через спор приходить к совместному решению. Вариант такой игры представлен в тетради творческих заданий под редакцией И. А. Сасовой. (Приложение 2 , 2-1)

При изучении раздела “Домашнее хозяйство” в 3 классе обязательно играем “в семью”. Часто выясняется, что дети вообще никак не участвуют в хозяйственной жизни семьи. И когда сталкиваются с конкретной задачей, не знают, как её решить. Я предлагаю задания по подготовке к какому-нибудь событию (празднику). (Приложение 3)

Игра сопровождает нас и при изучении темы “Управление” в 4-м классе. Мы обязательно играем “в Москву”, выбираем своего мэра, префектов округов, глав управ районов. Обозначаем проблемы, предлагаем нестандартные пути из решения (кто знает, может, они когда-нибудь пригодятся). Как правило, изучив систему управления в нашей местности, выделив четыре основных этапа процесса управления (планирование, организация, руководство и контроль), мы объединяем уроки технологии и экономики. В это же время начинается коллективная работа по созданию объёмного замка из бумаги для черчения. Мы выбираем главного архитектора, его помощников. И теоретические знания, изложенные в учебнике, нам снова очень пригождаются на практике. Человек так устроен, что всё время должен понимать, зачем он что-то делает. Очень полезным разделом, на мой взгляд, является “Мир труда и профессий”. Здесь закладываются основы профориентации. И, опять же. Мы не просто говорим об этом, а играем “в отдел кадров”. И ученики проходят почти настоящее тестирование, позволяющее выявить их способности и интересы. Здесь можно использовать игру “Пойми меня” (показать предмет без слов) – профессия – “человек – человек”, игра “Вообрази…” (когда рисуются “каляки-маляки”, а из них нужно придумать образ) - профессии – “человек – художественный образ”, игра “Запоминалка” (когда за определённое время нужно запомнить и повторить какой-то набор знаков) – профессии “человек-знак” и т. д.

Важно только, чтобы игра на таких уроках была не только развлечением, но вовлекала детей в мир настоящей жизни, в мир экономики, как науки, необходимой каждому человеку.

Уроки экономики в школе. В 2 кн. Савицкая Е.В.

М.: 2006. - 448 с.

Книга 1. Книга, предлагаемая вашему вниманию, представляет собой методическое пособие для учителей средних школ, преподающих экономику по учебнику И. В. Липсица «Экономика (книга 1)» для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений или 8-х классов школ с углубленным изучением экономики или учебнику «Экономика. Базовый курс» этого же автора. Книга написана строго в соответствии с сеткой часов, приведен¬ной ниже и полностью соответствующей первому из названных учебников; нумерация тем и уроков сохранена. Изучение основ экономических знаний в 9-м классе общеобразо¬вательной школы требует 48 часов занятий (см. ниже сетку часов по темам), т. е. режима занятий, при котором учащиеся посещают один, а на следующей неделе - два урока экономики. Если в учебном плане школы на занятия по экономике выделя¬ется только 32 часа, что соответствует одному уроку в неделю, то возможно изучение сокращенного курса.

Книга 2. Тематическое планирование по экономике (базовый уровень) для 11 класса. Программа И.В. Липсица (34 ч.).

Формат: doc / zip - Обе книги вместе.

Размер: 5,4 Мб

Скачать: 05 .07.2017г, ссылки удалены по требованию изд-ва "ВИТА-ПРЕСС" (см. примечание)

КНИГА 1
Введение.
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ: ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ.
Тема 1. Главные вопросы экономики.
Урок 1. Что такое экономика.
Урок 2. Основы хозяйственной жизни человечества.
Урок 3. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы.
Урок 4. Главные вопросы экономики.
Тема 2. Типы экономических систем.
Урок 5. Традиционная и командная экономические системы.
Урок 6. Рыночная и смешанная экономические системы.
Урок 7. Контрольная работа 1.
РАЗДЕЛ 2. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ: РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ.
Тема 3. Спрос и предложение.
Урок 8. Что такое спрос.
Урок 9. От чего зависит предложение товаров.
Тема 4. Как работает рынок.
Урок 10. Рыночное равновесие.
Урок 11. Причины и следствия нарушения рыночного равновесия.
Урок 12. Контрольная работа 2.
РАЗДЕЛ 3. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ.
Тема 5. Что такое деньги?
Урок 13. Формы денег.
Урок 14. Причины возникновения денег. Роль денег |как средства обмена.
Урок 15. Роль денег как средства измерения и как средства сбережения.
Тема 6. Законы денежного обращения. Инфляция.
Урок 16. Факторы формирования величины денежной массы.
Урок 17. Причины и виды инфляции.
Урок 18. Контрольная работа 3.
РАЗДЕЛ 4. РЫНОК ТРУДА. БЕЗРАБОТИЦА.
Тема 7. Рынок труда.
Урок 19. Экономическая природа рынка труда.
Урок 20. Спрос на услуги труда.
Урок 21. Предложение труда.
Урок 22. Формирование заработной платы на рынке труда.
Тема 8. Социальные проблемы рынка труда.
Урок 23. Профсоюзы на рынке труда.
Урок 24. Прожиточный минимум, минимальная заработная плата и трудовой контракт.
Урок 25. Как добиться, чтобы человек работал хорошо.
Тема 9. Экономические проблемы безработицы.
Урок 26. Что такое безработица.
Урок 27. Виды безработицы.
Урок 28. Понятие полной занятости и методы сокращения безработицы.
Урок 29. Контрольная работа 4.
РАЗДЕЛ 5. ФИРМА. ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ.
Тема 10. Понятие фирмы и виды фирм.
Урок 30. Зачем создаются фирмы. Виды фирм.
Урок 31. Что такое акционерное общество.
Тема 11. Экономические условия деятельности фирмы.
Урок 32. Экономический подход к понятиям издержек и прибыли.
Урок 33. Виды издержек и их экономическое значение.
Урок 34. Понятие о средних и предельных издержках.
Урок 35. Влияние конкуренции на деятельность фирм.
Урок 36. Контрольная работа 5.
РАЗДЕЛ 6. ЛИЧНЫЕ ДОХОДЫ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ.
Тема 12. Как семьи получают и тратят деньги.
Урок 37. Доходы и расходы семьи.
Урок 38. Инфляция и семейная экономика.
Тема 13. Неравенство доходов и его последствия.
Урок 39. Что порождает неравенство в благосостоянии.
Урок 40. Регулирование неравенства доходов с помощью налогов. Бедность как экономическая проблема.
Урок 41. Контрольная работа 6.
РАЗДЕЛ 7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ. БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА.
Тема 14. Экономические задачи государства.
Урок 42. Роль государства в создании правовой базы и защите конкуренции.
Урок 43. Внешние эффекты и общественные блага.
Тема 15. Государственные финансы.
Урок 44. Принципы и методы налогообложения.
Урок 45. Понятие о государственном бюджете.
Урок 46. Причины и следствия возникновения государственного долга.
Урок 47. Контрольная работа 7.
Урок 48. Викторина.

КНИГА 2
ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ.
Урок 1. К какой категории относится экономика России.
Урок 2. Государство как основа российской экономики.
Урок 3. Особенности российских предприятий и их приватизация.
ТЕМА 2. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА.
Урок 4. Состояние промышленности и сельского хозяйства России.
ТЕМА 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ СПРОСА.
Урок 5. Типы товаров и особенности формирования спроса.
Урок 6. Факторы формирования спроса.
Урок 7. Индивидуальный, рыночный и совокупный спрос.
Урок 8. Ценовая эластичность спроса.
ТЕМА 4. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЕ ФИРМ.
Урок 9. Цели деятельности фирмы.
Урок 10. Индивидуальное, рыночное и совокупное предложения.
Урок 11. Эластичность предложения.
ТЕМА 5. ФИРМА НА КОНКУРЕНТНОМ РЫНКЕ.
Урок 12. Экономическая эффективность фирм.
Урок 13. Экономическое значение конкуренции.
ТЕМА 6. МОНОПОЛИЯ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ.
Урок 14. Поведение фирмы в условиях монополии.
Урок 15. Барьеры, защищающие монопольный рынок. Методы антимонопольного регулирования.
ТЕМА 7. РЫНОК КАПИТАЛА.
Урок 16. Сбережения и их превращение в капитал.
Урок 17. Устройство рынка капитала.
Урок 18. Формирование цен на рынке капитала.
ТЕМА 8. РЫНОК ЗЕМЛИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ.
Урок 19. Особенности функционирования рынка земли.
Урок 20. Частная собственность на землю и ее экономическое значение. Рынок природных ресурсов.
ТЕМА 9. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА.
Урок 21. Причины появления и виды банков.
Урок 22. Принципы кредитования. Банки и структура денежной массы.
Урок 23. Как банки создают деньги.
Урок 24. Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны.
ТЕМА 10. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ.
Урок 25. Понятие и факторы экономического роста.
Урок 26. Экономическое развитие.
Урок 27. Цикличность экономического роста и методы ее регулирования.
ТЕМА 11. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ.
Урок 28. Причины возникновения международной торговли.
Урок 29. Регулирование внешней торговли и протекционизм.
Урок 30. Валютный рынок. Внешняя торговля и валютный курс.
Урок 31. Глобальные экономические проблемы конца XX века. Экономика и экология.
Урок 32. Викторина.
Приложение.