Коучинг как метод обучения


Введение

коучинг управление персонал

Актуальность выбранной темы:

Теоретическая ценность состоит в том, что данная работа систематизирует и расширяет имеющие представления о коучинге. Даёт упорядоченное изложение того, чем в действительности является коучинг, для чего он может быть использован в работе с персоналом, когда и в какой мере он может применяться для обучения и развития персонала.

Проводя изучение материалов по данной теме, я обнаружил ряд разногласий и весьма противоречивых мнений по данному вопросу. Многие специалисты углубляются в описание преимуществ донного процесс, говорят разных выгодах данного стиля. Но упускают, пожалуй, самое главное, что данный метод - направлен на помощь в достижении целей и решении различного рода проблем в любых областях человеческой жизни. Углубляясь в смысл, они упускают возможность передать свой опыт, свои методы, оставляя без внимания технологии коучинга и те принципы, на которых базируется данный метод.

Теоретическое значение и новизна работы обусловлена тем, что в современной литературе в недостаточной мере рассматривается подобная тематика, очень мало выпущено книг по коучингу, что указывает на крайне низкую, представленность данного направления.

Целью данной работы является: упорядоченное изложение того, чем в действительности является коучинг, для чего он может быть использован в работе с персоналом, когда и в какой мере он может применяться, кто может использовать его эффективно, кто нет.

Выявить новые прогрессивные формы и способы обучения и развития персонала.

Проанализировать имеющиеся в литературе данные и представления по данному вопросу.

Определение что же такое коучинг и каковы возможные пути его использования в развитии персонала в рамках существующих подходов, теорий, стратегий, структур и форм

Объектом исследования является процесс повышения персональных компетенций сотрудников организации.

Предметом исследования является коучинг, как способ повышения эффективности деятельности организации.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

В первой главе работы дана характеристика сущности и видов коучинга, рассмотрена технология коучинга, показаны типы коучей и принципы их работы.

Во второй главе коучинг рассмотрен на примере компании «Мэри Кэй»

Теоретико-методологической базой исследования послужили труды ряда ученых по вопросам управления и, в частности, коуч-консультирования и коуч-менеджмента, а также по сопутствующим проблемам

В век технической революции все в мире быстро меняется. С огромной скоростью появляются новые технологии и разработки, в связи с чем рынок постоянно развивается. Предпринимателям приходится быть в курсе всех передовых идей, чтобы оставаться на плаву.

Предприниматель - это тот человек, который постоянно идет на риск с целью получения прибыли. И именно это заставляет руководителей фирм искать эффективные решения и новые подходы к достижению цели.

Роль человеческого фактора в производстве важна всегда. По этому в области управления постоянно разрабатываются и появляются новые течения, тенденции и технологии, позволяющие более успешно руководить людьми. Проводятся различные мероприятия, направленные на поднятие корпоративного духа и культуры, тренинги, переаттестации, управления по целям, коучинг и так далее. Все это позволяет ускорить процесс адаптации сотрудника на новом рабочем месте.

Руководители фирм и организаций привлекают специальных людей со стороны для обучения своих подчинённых. Эффективность этого способа очень высока: отсутствие затрат на переоборудование, расширение офисных, складских и цеховых помещений, принятия на работу новых сотрудников. Но при этом значительно поднимается производительность труда предприятия. Применив этот метод, можно с наименьшими затратами, получить прибыль в несколько раз больше, чем при инвестировании денег в новое оборудование.

В настоящее время в сфере управления человеческими ресурсами используются различные способы и подходы. И коучинг является одним из самых перспективных, объединяющих в себе различные методики и техники, дающие новые возможности. Коучинг важный инструмент влияния на результаты деятельности отдельных людей и организации в целом. Коучинг помогает найти в сотрудниках творческий потенциал, дает им возможность самостоятельно принимать решения для разных задач, проявлять инициативу и брать на себя ответственность за сделанное.


Глава 1.Понятие коучинга


1 История возникновения коучинга


Коучинг (англ. coaching -- обучение, тренировки) -- метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч(тренер) не дает советов и жестких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Так, если психологическое консультирование и психотерапия направлены на избавление от какого-то симптома, работа с коучем(тренером) предполагает достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных результатов в жизни и работе.

Возникновение коучинга

Вопреки сложившемуся мифу, слово "коуч" - далеко не новое. Оно имеет венгерское происхождение, и закрепилось в Англии в XVI веке. Означало оно тогда не что иное, как карету, повозку. Здесь просматривается одна из глубинных аналогий термина - "то, что быстро доставляет к цели и помогает двигаться в пути".

Позднее, во второй половине XIX века английские студенты называли этим термином частных репетиторов. В начале девяностых годов XIX века это слово прочно вошло в спортивный лексикон, как название спортивного тренера, а потом перешло на обозначение любой деятельности, связанной с наставничеством, инструктированием и консультированием.

С 80-х годов XX века коучинг официально признан в бизнесе. В настоящее время существует порядка 50 школ и около 500 видов коучинга, начиная от VIP-коучинга и заканчивая социальной работой. Считается, что как отдельная профессия коучинг окончательно сформировался в начале 90-х годов XX века. В Америке профессия коуча официально признана в 2001 году, благодаря стараниям Международной Федерации коучей.

В настоящее время коучинг продолжает развиваться и совершенствоваться, занимая всё новее и новые области применения.

Многие теоретики и практики психологии с начала столетия влияли на развитие и эволюцию области коучинга. Коучинг построен на открытиях, почти все из которых были сначала сделаны в других областях. Его упрощенно можно считать сводным сборником эффективных принципов, техник и подходов.

Предшественниками и истоками коучинга считаются:

* Гуманистический подход в психотерапии.

* Работы Дэниела Гоулмена в сфере эмоционального интеллекта.

* Сократовские методы диалога.

* Методики наиболее продвинутых спортивных тренеров.

Считается, что именно Гэллвей определил сущность коучинга. Коучинг - это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности.

Существует множество определений коучинга, из наиболее известных:

Коучинг - это тренинг самореализации в форме беседы. Где тренер (коуч) несёт ответственность за ход беседы, а клиент (игрок) за её содержание.

Коучинг - это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение.

Коучинг - это процесс создания коучем условий для всестороннего развития личности клиента.

Коучинг - это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. (Майлз Дауни (англ. Myles Downey), "Эффективный Коучинг")

Сейчас термин "коучинг" широко распространен во всех экономически развитых странах. Особенно широко он используется в сфере управления человеческими ресурсами (HR-менеджмента). Многие страны переживают бум личных тренировок. Практически на каждом предприятии, руководители которых заботятся о стабильном и развивающемся бизнесе, имеется официальная должность тренера-коуча. Его технология помогает людям вырасти над собой, освоить новые навыки и достичь больших успехов. Личные и корпоративные цели становились более осознанными и согласованными. Коучинг называют профессией XXI века.

Виды коучинга:

В области применения коучинг делится на:

карьерный коучинг

бизнес-коучинг

коучинг личной эффективности

лайф-коучинг.

Карьерный коучинг - это карьерное консультирование, включающее в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития, сопровождение в поиске работы и т. п., связанные вопросы.

Бизнес-коучинг направлен на организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей компании. При этом проводится работа с отдельными руководителями компании и с командами сотрудников

Суть лайф-коучинга заключается в индивидуальной работе с человеком, которая ориентирована на улучшение его жизни во всех сферах (здоровье, самооценка, взаимоотношения).

По участникам коучинг делится на:

индивидуальный

корпоративный (групповой)

По формату:

очный (личный коучинг)

заочный (коучинг по телефону и/или через интернет)

Начнем с того, что выясним, кем же является коуч.

Персональный коуч - это успешный, состоявшийся в жизни человек, который владеет системными знаниями для того, чтобы помогать заказчику в достижении любой реальной цели.

Коуч приглашается, в первую очередь, для совместной работы над достижением цели, для профессиональной поддержки и воодушевления.

Коуча стоит нанять, если:

Ваша цель масштабна и грандиозна для вас и предварительная проработка различных аспектов ее достижения с коучем сохранит ваше время, усилия и деньги, а так же уменьшит риск "упущенных возможностей";

Вы хотите осуществить свою мечту или цель наиболее подходящим способом, и научиться получать удовольствие от самого процесса ее достижения;

Вам важно самостоятельно добиваться результатов, используя все потенциальные возможности по максимуму;

Вам необходимо повысить свою эффективность и ответственность; Вы хотите научиться ставить истинно ваши цели и осуществлять их;

Вы стремитесь достичь сбалансированного успеха во всех областях вашего бизнеса и жизни.

Со всем этим вы справитесь с помощью компетентного коуча. А тот, в свою очередь, постарается донести до Вас основные принципы:

Изменение постоянно и неизбежно.

Маленькие изменения приводят к большим изменениям.

Создание решений более эффективно, чем решение проблем.

У всех игроков есть ресурсы для поиска и создания собственных решений.

С людьми в целом все в порядке.

Это то, во что верит сам коуч и старается сделать так, чтобы в это поверили и Вы. Грамотный коуч в процессе общения приводит своего клиента к ощущению этих принципов, как чего-то естественного, само собой разумеющегося.

Основу работы коуча составляют:

Вера в людей, которая начинается с веры в самого себя. Ведь помогать расцветать талантам в человеке, можно лишь в том случае, если коуч может верит в себя, и тем самым, верить в других.

Доверие к миру. Коуч верит, что мир поддерживает нас, когда мы идём собственным путём. Он знает, что всё, что приходит в жизнь, имеет глубокий смысл, нужно лишь постараться его найти и осмыслить.

Осознанность.

Благодаря осознанию возникает полная ясность относительно того, что коуч делает, как он это делает, о чём думает, что чувствует и зачем ему это нужно.

Коуч знает, что у каждого человека уже есть все необходимые ему ресурсы для достижения цели

Так же коуч должен быть готов ставить перед собой дерзкие цели. Коуч -- это тот человек, который сам стремится быть смелым в своих желаниях, мечтах, формулировке своих ценностей, и обязан научить этому и своего клиента.


2 Влияние коучинга на организацию и бизнес-коучинг


Значительных результатов от руководителей ждут каждый день: нужно идти в ногу со временем, соответствовать требованиям акционеров и неуклонно повышать эффективность работы. Реализация этих планов требует особого подхода к формированию и развитию команды, что становится невозможно без активного участия всех ее членов и, зачастую, экспертной поддержки специалистов.

Рассмотрим коучинг как стиль управления. Стиль управления - это, своего рода "почерк" в действиях каждого менеджера и правильно выбранный стиль позволяет руководителю создать продуктивную и благоприятную среду, в которой наиболее полно и успешно раскрывается потенциал сотрудников для достижения целей компании.

По теории Курта Левина, стили управления делятся на три типа:

автократичный

демократичный

либеральный

При автократичном стиле управления, несмотря на высокую производительность труда, у подчиненных наблюдаются низкая мотивация, подавленность, проявляются агрессия и отсутствие командного мышления. В коллективе, где преобладает демократический стиль руководства, руководитель стремится решать вопросы коллегиально, информировать подчиненных о положении дел, делегировать часть управленческих функций, результативность труда постоянно повышается. Либеральный же стиль отличается тем, что руководитель занимает пассивную позицию. Работа распределяется в основном самими сотрудниками или неформальным лидером.

Так же управленческие стили рассматривались американскими психологами Робертом Блейком и Джейн Моутон. Ими была разработана схема "управленческая решетка". Вертикальная ось этой схемы ранжирует "заботу о человеке" по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует "заботу о производстве" также по шкале от 1 до 9. Стиль руководства определяется обоими этими критериями. Блейк и Мутон описывают среднюю и четыре крайних позиций решетки, как

1. - страх перед бедностью. Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.

9. - дом отдыха. Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий.

5. - организация. Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя.

9. - команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность.

Управленческая решетка включает в себя две составляющие работы менеджера. Первая - внимание к решению производственных проблем и задач и вторая - внимание к людям. Термин "производство" означает не только изготовление материальных благ, но и осуществление продаж, расчетов, обслуживания покупателей и т.д.

Незначительное внимание к решению производственных задач и людям приводит к так называемому "убогому" стилю управления (1.1).

Руководители совершают колебания между стилем 1.9 (управление отношениями) и 9.1 (управление на основе производственных задач). Для увеличения отдачи руководители "затягивают гайки", и когда отношения между людьми начинают страдать, их "маятник" возвращается в положение 1.9.

В середине решетки находится стиль "золотая середина" или баланс между "кнутом и пряником".

Для точки 9.9 характерна взаимосвязь между вниманием к людям и решению производственных задач. Стилю руководителя свойственно достижение результатов через отношения или человеческий фактор.

Блэйк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства - оптимальным стилем - было поведение руководителя в позиции 9.9. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности. Они также поняли, что есть множество видов деятельности, где трудно четко и однозначно выявить стиль руководства, но считали, что профессиональная подготовка и сознательное отношение к целям позволяет всем руководителям приближаться к стилю 9. 9, тем самым, повышая эффективность своей работы.

Управленческая решетка Блейка и Моутон оказала значительное влияние на диагностику организаций и деятельности менеджеров, позволяя выявить ограничения и на этой основе разрабатывать и осуществлять программы организационного развития.

Все эти исследования о типах управления дало основу для поисков стиля поведения менеджера, который позволяет добиться высокой производительности труда и высокой степени удовлетворенности сотрудников. Одной из таких технологий и является коучинг. Именно применение коучинга в управлении позволяет обеспечить продвижение сразу по двум векторам. Сотрудники достигают поставленных целей, при этом развиваются, профессионально растут и повышают культуру командного взаимодействия, ощущая свою ценность и вклад в общий результат компании. В основе подхода к менеджменту через коучинг лежит демократичный стиль управления. Руководитель демонстрирует уважительное и доверительное отношение к сотрудникам, на смену инструкциям и указаниям приходит диалог руководителя с подчиненным. Используя этот стиль управления, руководитель выступает в роли коуча для своих сотрудников.

Легко ли быть менеджером-коучем? Наверное, нет. Но менеджер, использующий коучинг в повседневной работе, знает: качество его работы определяется, в том числе, уровнем исполнения задач подчиненных, готовности команды к новым вызовам, и может напрямую влиять на результат командной работы. Коучинговый подход поощряет самостоятельность и инициативность подчиненных, позволяет выработать у подчиненных осознанность в своих действиях, ориентацию на результат и ответственность за него.

Одно из очень важных качеств менеджера-коуча -- умение слушать и задавать "сильные" вопросы, побуждающие подчиненного активно мыслить, не предлагая тому готовых решений.

Теперь выясним что же такое бизнес-коучинг.

В задачи бизнес-коучинга входят:

Индивидуальное развитие менеджеров: развитие эмоциональной и мотивационной компетентности, освоение более эффективного стиля руководства, адаптация к другой корпоративной культуре

Оптимизация взаимоотношений: выстраивание рабочих отношений, разрешение конфликтов, осознание индивидуальных различий

Командная работа: формирование стратегии, анализ взаимодействия в команде, сплочение команды для решения общих задач

Виды бизнес коучинга:

Индивидуальный (заказчик и клиент - одно лицо). Составление и сопровождение индивидуальных планов развития. Составление и сопровождения стратегических планов развития бизнеса

Ситуационный коучинг (нет общей темы, предмет каждой сессии определяется клиентом в начале сессии)

Системный (заказчик формулирует задачу, клиент выполняет ее с помощью коуча). Сбор и структурирование обратной связи, выбор области для развития, формирование команды развития. Создание плана действий и сопровождение его выполнения. Анализ обратной связи, коррекция действий и поведения. Командный (клиентом является вся команда). Индивидуальные интервью с членами команды. Консолидация и структурирование полученной информации. Командные сессии для сплочения команды и выработки плана действий


1.3 Уникальность, процесс работы и достоинства коучинга


В последнее время практически ни один уважающий себя руководитель не станет отрицать значимость развития и обучения персонала для развития организации, для развития бизнеса как такового.

Естественно, что у компаний, решивших пойти по пути "воспитания" собственных специалистов, возникает масса вопросов: кого и чему учить; с какой периодичностью; какими будут результаты обучения и как определить, получен ли ожидаемый эффект; как закрепить результат обучения; какую форму обучения предпочесть?

Рассмотрим наставничество, тренинг и консультирование, а также их отличия от коучинга.

Тренинг - это мероприятие, цель которого - развить у его участника (ков) определенные навыки. Тренинг обычно строится таким образом, что его участники могут взглянуть на свои проблемы со стороны. После этого составляется своеобразный план исправления ошибок. Такая форма работы дает обучающимся возможность развивать приобретенные навыки. Тренинг может проводиться внутри организации или за ее пределами.

Консультирование - процесс в ходе, которого проясняются причины возникших проблем, и осуществляется рассмотрение прошлого личностного опыта в контексте событий, пришедших к настоящему положению вещей, в результате чего даётся экспертная позиция по данному вопросу. Консультант обычно является специалистом в определённой области бизнеса или знаний. К консультанту, как правило, обращаются люди, нуждающиеся в помощи при решении сложных и специфических проблем.

Наставничество - это один из способов передачи опыта. Для того чтобы развить у индивида определенные навыки, можно предоставить ему более опытного наставника, который обучит его определенным техникам и методам работы, а впоследствии поможет решить все проблемы, возникающие в ходе работы.

Коучинг - это процесс, способствующий реализации обучения и развития и, следовательно, повышению компетентности и совершенствованию профессиональных навыков обучающегося.

Для достижения успеха коучу необходимо знать и понимать как процесс коучинга, так и всё разнообразие стилей, навыков и техник применяемых в коучинге.

Виды коучинга для организации:

·индивидуальный коучинг, проводимый сторонним консультантом, как правило, для менеджеров и руководящих лиц;

·управленческий коучинг как управление сотрудниками, ориентированное на развитие организации, повышение эффективности исполнителей;

·групповой коучинг, направленный на группу лиц без строгих функциональных взаимосвязей;

коучинг для отдельно взятого проекта, например формированиегруппы исполнителей;

системный коучинг аналогичен групповому, но проводится с лицами, между которыми существуют прочные системные связи с целью упорядочить взаимодействие, вовремя прояснить острые моменты, учесть интересы организации в целом и иметь свою специфику на каждой иерархической ступеньке.

Коучинг не имеет одного единственно верного варианта реализации. Его рамки определяют стремление к осознанию действительности за счет получения достоверной информации о ней и основанное на самоуважении, самомотивации, опоре на свои силы, принятие ответственности за свои действия и жизнь в целом.

Его основным инструментом служат: активное слушание, вопросные технологии, эффективные вопросы, элементы тренинга, и техника плана личного развития (ПЛР)

В организационном коучинге успешно применяются испытанные приёмы современного менеджмента (метод SMART , GROW, техники постановки целей).

Его ключевые задачи - это:

Определение задач и целей (расстановка целевых ориентиров, приоритетов);

Исследование текущей ситуации:(определение имеющихся ресурсов и ограничений) коуч: старается понять текущую ситуацию (проблему) задавая вопросы и активно слушая;

сотрудник: исследует ситуацию и свое отношение к ней совместно с коучем.

Определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату:

коуч: старается понять, что мешает сотруднику в достижении цели, и помочь ему в осознании и исследовании препятствий;

сотрудник: исследует свои внутренние и внешние препятствия.

Выработка и анализ возможностей для преодоления препятствий:

коуч: задает вопросы и использует другие методы, провоцирующие сотрудника к поиску решений и преодолению ограничений;

сотрудник: исследует возможности для преодоления препятствий.

Выбор конкретного варианта действий и составление плана:

коуч: помогает сотруднику в анализе возможностей;

сотрудник: анализирует возможности, выбирает конкретный вариант и составляет план действий.

Коуч и сотрудник договариваются о том, что конкретно должно быть сделано к следующей встрече (определенному сроку).

Итогом всей работы является бизнес-план и конкретные намеченные шаги с установленными сроками их достижения.

Необходимо выделить следующие достоинства применения коучинга в личной и профессиональной деятельности:

·Улучшение продуктивности деятельности. Это главное, для чего применяется коучинг.

·Развитие персонала. Лучшее обучение персонала.

·Коучинг предполагает быстрое обучение «без отрыва от работы», причем этот процесс доставляет радость и удовольствие.

·Улучшение взаимоотношений в коллективе.

·Улучшение качества жизни. Улучшение взаимоотношений и связанный с этим успех изменяют к лучшему всю атмосферу на работе.

·Лучшее использование мастерства и ресурсов людей. Коучинг откроет много не выявленных ранее талантов среди членов группы.

·Многократно возрастают личная эффективность клиента и скорость его продвижения к цели.

Большая гибкость и адаптивность к изменениям. В будущем потребность в гибкости будет становиться все более ощутимой. Огромная конкуренция на рынке, технологические инновации, высокоскоростные глобальные коммуникации, экономическая неопределенность и социальная нестабильность создают эту потребность в течение нашей жизни. В таких условиях может выжить только гибкий и адаптивный.

Систематизировав известные данные о процессе коучинга, мне удалось выявить его уникальность и рассмотреть процесс его работы.

Коучинг - это психосинтез, это своеобразный коктейль. В нем можно отыскать элементы изо всех методов обучения. Но всё-таки коучинг - отдельный метод со своей собственной философией, технологией и правилами. И его адекватное применение дает новое качество деятельности, не доступное другим методам.

Вывод по 1 главе: Современные руководители активно используют коучинг как один из методов в управлении персоналом. Появилось даже устойчивое выражение «руководство в стиле коучинг». Суть коучинга в управлении персоналом заключается в использовании методов коучинга во взаимодействии с сотрудниками. Это и определенный стиль в беседе, и открытая обратная связь, и метод постановки целей и мотивации сотрудников и т.п. Благодаря этому между сотрудниками и руководителями устанавливаются более отрытые, доверительные отношения, улучшается микроклимат в коллективе. С помощью коучинговых методов руководителю проще перейти от директивной системы руководства к управлению по ценностям и целям. Кроме того, использование коучинга в управлении позволяет эффективнее развивать корпоративную культуру организации. Поэтому можно сказать, что коучинг эффективен в управлении со всех точек зрения и внедрение его методов может привести к качественным изменениям в вашей компании


Глава 2. Коучинг в компании «Мэри Кэй»


1 О компании «Мэри Кэй»


Компания «Мэри Кэй» была основана Мэри Кэй Эш в 1963 году. Сегодня это - одна из крупнейших косметических компаний в сфере прямых продаж в мире, ежегодный оборот которой составляет более 2,5 миллиардов долларов США в оптовых ценах. Косметическая продукция Компании продается в более чем 35 странах мира, а количество Независимых Консультантов по красоте превышает 2 миллиона.

Штаб-квартира компании расположена в городе Эдисон, пригород Далласа, штат Техас, США.

Основные рынки продаж компании находятся в Китае, России, Мексике и США.

Компания входит в Ассоциацию Прямых Продаж, представленную во многих странах, и одновременно является членом Всемирной Федерации Ассоциаций прямых продаж.

Представительство компании «Мэри Кэй» в России работает с 1993 года. ЗАО «Мэри Кэй» - это офис, склад и Центры обслуживания Консультантов в Москве, а также Региональные центры в Тюмени, Санкт-Петербурге, Хабаровске, Красноярске и Екатеринбурге.

ЗАО «Мэри Кэй» ведет свой бизнес по методу прямых продаж. Продукцию Компании реализуют Независимые Консультанты по красоте. Они самостоятельно строят свой рабочий график, создают команду и планируют продажи. Компания оказывает им в этом необходимую поддержку. Наиболее успешные из Консультантов, настроенные на развитие своей карьеры с компанией «Мэри Кэй», со временем могут пройти 4-месячную квалификационную программу и получить статус Лидера Бизнес-Группы. Этот статус в Компании ценится очень высоко, его достигают лишь немногие - около 1,2% Независимых Консультантов. Поскольку каждый Консультант по красоте - независимый предприниматель, Лидер Бизнес-Группы не является ее официальным руководителем. При этом он формирует свою команду и берет на себя заботу о ней, обучая людей продажам, построению бизнеса, знакомя их с продукцией Компании и ее корпоративной культурой, вдохновляет их и поддерживает. Важно отметить, что переход в лидерский статус влечет за собой существенные изменения в жизни самого Лидера, так как подразумевает овладение новыми знаниями и навыками и абсолютно новой ролью.


2.2 Реализация проекта


Отдел по работе с персоналом организовал всю работу с точки зрения кросс-функционального проекта. Была сформирована проектная команда, роли участников которой распределились следующим образом: Отдел развития рынка - носители внутренней экспертизы, HR - носители методологии проекта, внешний провайдер обучения - носитель нового знания и технологий.

Для участия в программе были отобраны 10 специалистов Отдела развития рынка. Ее движущей силой стало ожидание изменений в бизнес-процессах, а именно:

·увеличение количества исходящих звонков, в процессе которых происходит взаимодействие специалистов Отдела развития рынка и Лидеров Бизнес-Групп,

·изменение характера этих звонков: задача сотрудников в ходе звонка не столько в предложении Лидерам готового решения, сколько в совместном анализе результатов бизнеса, выявлении сильных и слабых сторон, направлении Лидеров на развитие и понимание того, что сложности преодолимы при грамотном управлении бизнесом. Это ключевое изменение, направленное на повышение продуктивности звонков. Оно подразумевает смену реактивного подхода в работе на проективный.

Реализация проекта проходила в 4 этапа:

ый этап включал два мероприятия: диагностика уровня развития определенных компетенций участников обучения и тендер по выбору провайдера обучения.

В заказе, поступившем от Отдела продаж и развития рынка, изначально были сформулированы те компетенции, которые позволяют его специалистам быть успешными в новом проекте:

·убедительность в общении,

·способность мотивировать Лидеров на развитие,

·создание атмосферы доверия в разговоре (чтобы Лидер чувствовал поддержку от лица Компании и искреннюю заинтересованность в его успехах),

·умение развивать в Лидерах способность анализировать свои результаты,

·самомотивацию и способность к самообучению.

При этом немаловажное значение играет развитие краткости и лаконичности в разговоре, умение держаться главной линии разговора и удерживать на ней собеседника.

Многие из этих компетенций заложены в модель компетенций компании «Мэри Кэй».

Диагностика проводилась по 3 видам тестов: анализ вербальной информации, анализ числовой информации и тест на измерение компетенций базового профиля. В связи с ожидаемыми увеличением количества и изменением качества телефонных звонков было важно оценить исходный уровень развития аналитических навыков сотрудников Отдела развития рынка. Также были проведены дополнительные коммуникативные тесты, необходимость которых определил особый стиль общения, существующий в Компании.

Основными результатами тестирования стало подтверждение наличия требуемых компетенций у участников программы и определение путей их дальнейшего развития. Специалисты по обучению и развитию персонала сформулировали конкретные рекомендации, которые были учтены при разработке содержания программы обучения.

Тендер по выбору провайдера обучения был начат с крупных компаний, которые предлагают классический коучинг и готовят коучей на длительных курсах. Общаясь с ними и анализируя ситуацию в компании «Мэри Кэй», специалисты по обучению пришли к пониманию, что для обучения сотрудников Отдела развития рынка в большей степени необходимы навыки эффективной коммуникации с элементами коучинга, нежели коучинг в чистом виде. В итоге выбор провайдера был сделан в пользу одной из тренинговых компаний.

Для уточнения содержания программы провайдер провел свое входящее тестирование в режиме мини-ассессмента с использованием кейсов. Были протестированы такие показатели как эмоциональный интеллект, эмпатия, владение определенными коммуникативными приемами.

ой этап - проведение двухдневного тренинга «Техники коучинга». Концепция тренинга была предложена провайдером и доработана с участием остальных членов проектной команды. Акцент был сделан на прикладной характер обучения, его максимальную ориентированность на практику.

В ходе обучения участники:

·познакомились с основами коучинг- технологии,

·освоили техники обратной связи по результатам выполнения планов продаж Лидерами Бизнес Групп,

·научились проводить грамотную беседу в стиле коучинга по моделям ORID, GROW, SCORE, выбирая подходящую по ситуации модель,

·освоили технологию ведения телефонных переговоров с Лидерами в стиле развивающей и мотивирующей на достижение целей беседы.

Большое значение для второго этапа проекта имела поддержка руководителей Отдела развития рынка. Они принимали участие в подготовке и проведении программы, помогая создавать кейсы, мотивируя сотрудников на обучение.

Сегодня мы узнаем что такое коучинг и в чем секрет его эффективности. Коучинг нельзя назвать обычным консультированием или тренингом. Да, этот метод много взял из психологического консультирования и позаимствовал элементы тренинга, но у него есть свои отличительные особенности, выраженные в этой технике.

Определение значения

Что такое couching?

Прежде всего, стоит разобраться, что заложено в понятие коучинга. С английского слово «coach» переводится как «тренировать», «наставлять», «воодушевлять» . Почему именно такое название получил метод? Дело в том, что его истоки лежат в области спорта. А методологические принципы и техники были позаимствованы из организационной, позитивной, когнитивной психологии.

Коучинг – это метод, объединяющий принципы консультирования и тренинга, но не в классическом виде . Прежде всего, отличие заключается в том, в коучинге основное место отводится не наставлениям, а мотивированию клиента к изменениям.

Профессиональный коуч (тренер в коучинге) никогда не будет давать каких-либо жестких рекомендаций . Он вместе со своим клиентом ищет ответы на вопросы, которые возникают в процессе консалтинга. Именно поэтому главный инструмент коуча – это искусство задавать вопросы, позволяющие постепенно подвести клиента к верному выходу. В процессе своеобразного интервью он помогает человеку раскрыть свой потенциал и максимально развить его.

В коучинге признается, что никто не знает так о личных проблемах, как сам человек, поэтому именно он должен отыскать верное решение. А коуч в этом процессе исполняет роль проводника. Обучиться коучингу в России возможно в нескольких организациях, например обучение предлагает Национальный институт профессионального коучинга , они дают хорошее образование и расположены в Москве.

В коучинге вся работа построена на четырех этапах, каждый из которых нужно пройти для достижения устойчивого результата :

  1. Постановка цели.
  2. Проверка на то, является ли поставленная цель реальной.
  3. Разработка плана реализации цели, в который следует включить пути достижения.
  4. Непосредственно реализация цели – этап воли.

Коучинг – это система взаимодействия, направленная на быстрое достижение позитивных результатов . В режиме «здесь и сейчас» коуч совместно с клиентом ищет пути достижения четко поставленной цели, например, в сфере работы, личной жизни или саморазвития. Но, к сожалению, коучинг не сможет помочь тому человеку, который не хочет никаких изменений. Это выражается в том, что он желает получить результат, но при этом не готов предпринимать никаких действий, ища оправдания своей пассивности.

Ключевые понятия коучинга

С самим понятием мы разобрались. Есть еще и другие понятия, существующие в рамках метода:

  • Клиент. В качестве клиента может выступать как индивидуальное лицо, так и организация. То есть, это человек, пользующийся услугами коуча и ожидающий позитивных результатов. Британские тренеры еще могут называть клиента игроком.
  • Сессия – процесс беседы коуча с клиентом, происходящий по определенно выстроенной структуре.
  • Формат коучинга – это, непосредственно, само взаимодействие или средство взаимодействия тренера и клиента.

Кстати, в коучинге для эффективного расслабления, способствующего открытости сознания к поиску верных решений и позитивным изменениям, могут использоваться элементы йоги, дыхательные упражнения и даже НЛП.

Кто основал метод

Появлению коучинга мы обязаны Тимоти Голви. В своей книге «Внутренняя игра в теннис», изданной в 1974 году, он сформулировал концепцию этого метода. Основная идея заключается в том, что главный соперник спортсмена – это не другой человек или какие-то обстоятельства. Препятствием на пути к достижению цели становится так называемый «противник в голове» . Именно он мешает реализации целей.

Коуч выступает в качестве наставника, который, однако, ничего не навязывает своему клиенту. Он учит игрока самостоятельно искать пути достижения заявленных целей путем преодоления внутренних препятствий. Когда человек этому научится, ему больше не нужен будет тренер.

В 1992 году Джон Уитмор продолжил развивать идеи коучинга, применив их к менеджменту и бизнесу. Свои размышления он воплотил в книге «Коучинг высокой эффективности».

Нельзя не упомянуть и о Томасе Дж. Леонард. Он стал основателем Университета коучей и еще ряда организаций, обучающих и объединяющих тренеров, практикующих метод коучинга.

Самые популярные разновидности

Сегодня известны разные виды коучинга, которые разрабатывались по мере развития этого метода, исходя из необходимости адаптации его к определенным условиям или сфере применения. Его можно классифицировать по нескольким параметрам:

  1. По количеству участников:
  • Индивидуальный коучинг.
  • Групповой (или корпоративный).
  1. По области применения:
  • Бизнес-коучинг. Его предназначение – отыскать эффективные пути реализации целей компании. Коуч обязательно должен работать как с руководителями организации, так и с группами сотрудников.
  • Карьерный коучинг. Его цель может заключаться в сопровождении клиента в поиске им работы, в оценке профессиональных возможностей и компетенций, в выборе наиболее действенного пути развития и пр.
  • Лайф-коучинг. Предполагает индивидуальную работу с клиентом. Человек может обратиться к коуч-тренеру с разными проблемами: в работе, личных взаимоотношениях, самооценке, здоровье. Вместе с коучем клиент ищет пути позитивных свершений в проблемных аспектах жизни.

Современные технологии раскрывают широкие возможности как для клиента, так и для самого тренера. Если ранее был доступный только очный формат коучинга (личная встреча), то теперь успешно внедряется и заочный формат. Например, все популярнее становится телефонный коучинг и через интернет с использованием социальных сетей, программ.

С этой статьей читают:

От классического консультирования или тренинга коучинг отличается тем, что в нем нет жестких рекомендаций или советов. Коуч ищет решение проблемы вместе с клиентом. От психологического консультирования coaching отличается установкой мотивации, достижения нужной цели в работе или жизни.

Что такое коучинг

Существует много определений коучинга. Это и тренинг личной самореализации, где тренер в форме беседы ведет клиента к желаемым целям. Еxecutive coaching (персональный консультант) создает условия для всестороннего совершенствования личности человека. Коучинг, это и система реализации социального и творческого потенциала всех участников обучения. Существует четыре базовых ступени coaching:

  • постановка жизненных целей;
  • проверка реальности направления;
  • выстраивание путей их реализации;
  • достижение результата (этап воли).

Кто такой коуч

Couch – это специалист, профессионально помогающий своим клиентам достигать поставленных целей. Коуч-тренер – это состоявшийся в жизни, успешный человек, который постоянно совершенствует свои знания, работает над собой, владеет техниками развития кадрового потенциала. Бизнес-коучер должен получить образование в одной из мировых сертифицированных школ, которые выдают разрешение на оказание услуг по коучингу. Персональный коучер:

  • работает с клиентом на определение собственного потенциала;
  • учит правилам саморегуляции;
  • мотивирует человека на личностный и профессиональный рост.

Виды коучинга

На сегодняшний день имеется несколько разновидностей коучинга. Основная классификация построена на основе количественного состава клиентов. По области применений различают такие виды коучинга:

  1. Индивидуальный коучинг. Консультант работает с клиентом один на один. В ходе сотрудничества решаются индивидуальные задачи, затрагивающие разные сферы жизни человека: карьера, бизнес, здоровье, взаимоотношения, семья.
  2. Командный коучинг (групповой). Бизнес-коучер работает с группой людей. Особенность коуч-сессии состоит в том, что у нескольких человек имеется общая задача. Они могут быть семьей, бизнес-партнерами, спортивной командой или общественной организацией.
  3. Организационный коучинг. Консультант взаимодействует с первым лицом организации. Обучение предполагает применение системных методик, направленных на выявление потенциала руководителя, сотрудников или всего предприятия. Отличие организационного коучинга от других заключается в затрагивании интересов всей компании, а не ее отдельных лиц.

Лайф-коучинг

Один из самых важных блоков работы лайф-коучинга – это постановка цели. Главное в работе с клиентом – научить его четко понимать то, чего он действительно хочет. Во время обучения человек глубже познает себя, появляется уверенность в своих действиях, повышается осознанность. Коучинг не имеет отношения ни к психологии, ни к психотерапии. Человек работает в настоящем для создания желаемого будущего. Итак, лайф-коучинг – что это такое и когда он необходим?

Темп жизни современного человека не оставляет шансов на реализацию большинства планов. Ведь когда выпадает свободная минутка, люди ждут покоя и тишины, желают ни о чем не думать. Персональный лайф-коучер помогает не только управлять временем, но и позволяет клиенту самому оценивать каждую область своей жизни. Тренинги содействуют равновесию между карьерой, здоровьем, финансовым благополучием, личной жизнью.

Коучинг в образовании

Методики coaching успешно применяются в образовании. Ученик раскрывает свой потенциал, добивается высоких результатов в обучении без принуждения. Что такое коучинг в образовании? Тренинг формирует готовность обучаемых к саморазвитию, проектирует образовательную среду вуза или школы, помогает строить процесс обучения с учетом личностных качеств ученика. Преподаватели тоже получают пользу от коучинга. Они по-новому смотрят на процесс обучения, ориентируясь на свободную реализацию нестандартных подходов. Педагог помогает формироваться ответственной личности.

Бизнес-коучинг

Coaching изначально был сформирован для бизнес-среды. Для предпринимательской деятельности технологии тренинга адаптированы лучше всего. Коучинг в бизнесе применяют, чтобы вывести человека на новый уровень, помочь сформулировать цели. Бизнес-коучер помогает не только сделать выбор карьеры, но и ускорить карьерный рост. Профессиональный коучинг далек от специализации человека. Курсы помогают обучаемому находить умные решения сложных проблем. Руководители организовывают коучинг для своего персонала, чтобы сделать деятельность компании эффективнее.

Спортивный коучинг

Метод консалтинга и тренинга применяется и в спорте. Это особый мир, где существуют правила, направленные на достижение победы. Коучинг в спорте помогает участникам научиться управлять своими эмоциями, развить сильные стороны, добиваться профессиональной цели. Фитнес-коуч консультирует топ-спортсменов, которые выступают на мировых первенствах, помогают убирать страхи, становиться упорнее в достижении высоких результатов.

Личный коучинг

Это индивидуальная работа с клиентом, когда коуч-консультант помогает ему достигать поставленных целей максимально эффективно. Задача тренера – убрать у человека влияние прошлых разочарований и неудач на сегодняшние успехи. Обучаемый перестает принижать свои способности, обретает уверенность, начинает понимать свою уникальность и ценность. Индивидуальный коучинг помогает консультируемому повысить свои доходы, ведь, как правило, неверие в себя и страхи мешают их увеличивать.

Коучинг в управлении

Все больше руководителей для улучшения работы своих организаций приходят к менеджменту с философией коучинга. Этот стиль состоит из двух методик. Первая включает в себя менеджмент с планированием, мотивацией, коммуникацией, принятием решений. Коучинг в управлении персоналом помогает устранить ограничения, расширить потенциал сотрудников. Второй метод можно охарактеризовать, как структурирование отношений в коллективе. Коучинг-менеджмент учит сотрудников действовать инициативно и ответственно.

Коучинг высокой эффективности

Классическим учебником по раскрытию личностных качеств человека является не книга по психологии, а работа «Коучинг высокой эффективности» Джона Уитмора. Она интересна не только для индивидуального обучения, но и для корпоративного. Эффективный коучинг – это искусство, которое требует понимания и большой практики. Книга учит преодолевать неправильные представления о бизнесе, помогает по-новому взглянуть на управление и на людей. Она рассказывает не только о финансовом коучинге, но и об отношении с окружающими.

Методики коучинга

Существует несколько техник coaching, с помощью которых можно заглянуть в будущее и предусмотреть все варианты развития событий. Хотя мотивы у всех разные, но достичь их можно, если придерживаться базовых принципов тренинга. Основные техники коучинга:

  1. Со всеми все хорошо. Самый важный принцип, который учит не вешать ярлыков и не ставить диагнозов.
  2. У всех людей есть нужные ресурсы для осуществления желаемого. Надо убирать из себя убеждение о недостаточной компетентности или необразованности в том или ином вопросе.
  3. Люди всегда делают самый лучший выбор из всех возможных. Принцип дает хорошую возможность примириться с принятыми решениями и их последствиями.
  4. Основу каждого поступка составляют только позитивные намерения. Каждый человек стремится к любви и счастью, но применяет для этого разные действия.
  5. Изменения неизбежны. Процесс этот не зависит от наших желаний, ведь организм обновляется каждые семь лет. Какими будут изменения завтра, зависит от того, чем человек занимается сегодня.

Как стать коучем

Профессия коучера не требует детального знания психологии и вопросов нейробиологии. Ему необязательно быть экспертом во всех проблемах, с которыми к нему будут обращаться. Консультант просто задает вопросы, помогая активизировать исследовательскую или познавательную деятельность человека. Как стать коуч-тренером? Прежде человек должен для себя решить следующее: способен ли он развивать регулярно навыки общения и является ли желание истинным.

Стать профессионалом в этом деле – неординарный шаг. Нужно жить в полной ясности относительно своего будущего, привести свою жизнь в полный порядок и установить личные цели. Многие коучи начинали со следующих шагов:

  • тестировали готовность стать профессионалом с помощью специальных тестов;
  • осваивали знания под руководством ментор-коуча по подготовительной программе и получали сертификат;
  • находили новых клиентов, опираясь на полученные знания;
  • после первых 100 платных сессий принимали решения инвестировать в дальнейший карьерный рост.

Международная академия коучинга

В России существует уникальная академия коучинга Мак, которая онлайн обучает профессионалов своего дела, выдает сертификат специалиста международного образца. Компания предоставляет обучение при помощи электронных средств и инновационных технологий. Курс проводится дистанционно понятным языком, поэтому подходит как новичкам, так и тем, кто уже развивается в этой области. Академия регулярно проводит различные мастер-классы по развитию навыков. Здесь можно обучиться детскому или подростковому тренингу, а также пройти курс коучинга для людей с СДВГ.

Курсы коучинга

В интернете легко найти огромное количество курсов, которые предлагают обучаться профессии и поднимать свой уровень. Любой коучинг-центр предоставляет обучающимся видео и аудиоматериалы, книги, живое общение с профессионалами. В числе самых популярных тем – основы, инструменты и технологии коучинга. Курсы полезны как для руководителей предприятий, так и для простых людей, которых интересует, как жить в гармонии с окружающими и с собой.

Видео: зачем нужен коучинг

Другие названия метода: "Развивающее консультирование".

Назначение метода

Применяется для решения широкого круга задач и проблем в различных областях жизни и деятельности теми, кто уже многого достиг и хочет достичь большего. Коучинг - один из инструментов развития творческого мышления.

Цель метода

Максимальное повышение результативности личности в ее персональной и профессиональной деятельности.

Суть метода

Коучинг (coaching) - это инструмент, предназначенный для раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности в персональной и профессиональной деятельности.

Коучинг - это набор техник, заимствованных из различных профессий, дополненный целым рядом специфических приемов и направленный на быстрое достижение результата.

План действий

Основная процедура коучинга - диалог, задавание эффективных вопросов и внимательное выслушивание ответов. Во время этого диалога происходит полное раскрытие потенциала клиента, повышается его мотивация и он самостоятельно приходит к важному для себя решению и реализует намеченное.

Коучинг проходит в несколько этапов.

  1. Определение целей коучинга. Установление правил взаимодействия между коучем и клиентом.
  2. Анализ текущей ситуации.
  3. Уточнение целей, постановка задач, определение путей достижения.
  4. Составление плана действий.
  5. Контроль и поддержка в процессе реализации плана.

Особенности метода

В коучинге переплелись вековая мудрость древних и современные бизнес-технологии.

По одной из версий, коучинг зародился в 80-х годах прошлого столетия. Ключевыми фигурами этого процесса стали: Томас Леонард - основатель персонального коучинга, Тимоти Голлвей - идеологический предтеча коучинга и Джон Уитмор - основатель корпоративного бизнес-направления и менеджмента в коучинге.

Для обозначения той работы, которую Т. Леонард проводил со своими клиентами, он использовал спортивный термин "коучинг". "Коучинг" - это транслитерация английского "coaching". Это просто переписанное русскими буквами английское coaching, что можно перевести как "тренировка, репетиторство, подготовка". Так получилось, что слово "коучинг" не отражает сути самого понятия. На самом деле это понятие включает в себя нечто большее. Коучинг возник на стыке психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта. Это процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни и деятельности. Одним из эквивалентов, выражающим идею коучинга, является "совместное достижение" или "развивающее консультирование".

По другой версии, разделяемой многими учеными-практиками, коучинг, в известном смысле, возник из "ниоткуда". Такой поход к планированию и осуществлению положительных изменений не был абсолютно новым. Многие из тех, кто знакомится с коучингом и его возможностями фактически использовали его в той или иной степени в своей жизни.

Справедливо будет отметить, что идеи коучинга в большинстве своем провозглашал еще Сократ, но его философия не нашла должного понимания в обществе. "Я не могу никого ничему научить, я только могу заставить думать". Сократ (470-399 г. до н.э.), древнегреческий философ.

Заслуга Голлвея, Леонарда и Уитмора в том, что осознав необходимость личностной поддержки профессиональной деятельности, идеи коучинга обрели более совершенную форму.

По определению, коучинг - это технология для раскрытия потенциала человека. Однако это больше, чем технология, это способ мышления. Основная задача коучинга - не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания. В коучинге, в том числе в рамках целей организации, клиент сам формулирует свои цели и критерии достижения, стратегии и шаги, сопоставляя их с целями организации.

Дополнительная информация:

  1. Оценка эффективности коучинга проводится самим клиентом по своим критериям путем сопоставления достигнутых результатов с заявленными в начале работы с коучем.
  2. Коучинг - это кропотливый и тяжелый труд, долгая и кропотливая совместная работа коуча и клиента.
  3. Человек развивается только тогда, когда сам прикладывает максимум усилий к формулированию и практическому решению своих задач.
  4. Только действия и следующие за ними достижения могут привести к устойчивым изменениям в сознании человека.
  5. По данным компании Fortune 500 коучинг позволяет более чем в 5 раз окупать затраты на вложенный капитал.
  6. Нередко под привлекательной маркой коучинга клиенту предлагаются различные, достаточно далекие от него услуги.

Достоинства метода

  • Коучинг способствует четкой постановке целей и их успешной реализации.
  • Коучинг применяется как на индивидуальном, так и на групповом уровне.

Недостатки метода

Психологическое сопротивление личности, так как реализация идей коучинга предполагает разрушение многих стереотипов в сознании и формирование новых привычек.

Ожидаемый результат

Существенное (в разы) повышение эффективности деятельности личности.

Коучинг – это особый тренинговый метод, направленный на достижение четко обозначенных целей (под этим не подразумевается общее развитие личности или множества качеств, а качеств, исключительно необходимых для достижения конкретно обозначенных целей). Предполагает совместную работу с коучем, человеком, являющимся тренером в данной области (жизненной или профессиональной).

Коучинг и наставничество имеют больше общих смысловых позиций, чем развитие и менторство, то есть имеют четкую фокусировку направления деятельности, вместо расширенного плана улучшения.

Виды разновидностей тренингового метода

Имеется множество видов коучинга, в зависимости от сферы его применения, и главными тут являются жизненный коучинг (лайф) и корпоративный коучинг (профессиональный). Первый очень близок по своим приемам и во многом граничит с психологией, специалисты, практикующие данное направление могут быть сертифицированы во многих смежных специализациях (медицина, социология, преподавание), но при этом не являться чистым представителем ни одной из них.

Простыми словами коучинг, связанный с профессиональной деятельностью, обычно касается улучшения эффективности сотрудников, проводится для корпораций или же для управляющих лиц, с целью развития навыков лидерского управления, а также получения критической обратной связи от консультанта по особенностям ведения бизнеса.

Применять методики коучингового развития можно при подготовке спортсменов к соревнованиям и при выборе карьеры, даже при выработке стратегии выполнения домашних заданий.

Коучинг по управлению своими финансовыми потоками (актуальный для больших фирм и сведения семейного бюджета), а также коучинг здорового образа жизни (помогающий поддерживать здоровье или справляться и учиться жить с хроническими заболеваниями) не столь распространенные, но очень эффективные стратегии. Зачастую в таких узких ответвлениях даже нет именования тренера коучем, чаще их называют консультантами или же коуч-методики используют доктора и экономисты, но суть заметных положительных изменений от этого не меняется.

Часто подобные методики подвергаются критики морали, поскольку в основу положено достижение цели, часто пути и способы при этом не учитываются. Кроме того, в отличие от деятельности сходных направлений (психотерапия, социология), коуч следует четким алгоритмам работы и требует от клиента неукоснительного соблюдения советов, тогда как деятельность в этой сфере не является законодательно утвержденной, а регламентацию действий и результатов проводит лишь Федерация Коучей.

Определения коучинга разнообразны, и включает в себя формирование окружающей среды человека таким образом, чтобы движение к цели приносило удовольствие, создание условий развития, неотъемлемость длительных отношений между клиентом и коучем, поскольку во многом коучинг и наставничество сходны. Сюда же относится определение коучинга как системы взаимодействия социальных и личностных, профессиональных и творческих способностей и одаренностей всех участников процесса для получения максимальной дальнейшей выгоды.

Чтобы избежать путаницы понятия, что такое коучинг, следует разграничить коучинг, тренинг, консалтинг и психотерапию (именно эти направления чаще всего путают между собой и уходят неудовлетворенные результатами из-за первоначального ошибочного выбора).

Итак, в тренинге существует определенный сценарий и рекомендации от ведущего по наилучшим стратегиям поведения, то есть вы берете готовый ответ и учитесь применять его к своей жизни.

В коучинге готовых ответов нет, и консультант вместе с вами будет искать наилучшие пути решения. Поиск этих путей решения, поддержка, консультации и направление вас в вашем движении коуч совершает до момента достижения (именно это является критерием окончания работы, а не потраченное время или количество сеансов).

В этом есть отличие от консалтинга, где вы получите консультацию и рекомендации, после чего больше никто не принимает участия в жизни клиента, оставив выбранные приемы на его собственное рассмотрение и для того, чтобы получить новые советы, необходимо устанавливать новые отношения. Пожалуй, больше всего сходства по выстраиванию партнерских отношений у коучинга с психотерапией, однако если для терапевтической сессии характерно довольно обширное внимание к травмам прошлого, то в коучинге все внимание сосредотачивается на настоящем моменте и стремлении к будущему.

Коуч-сессии могут быть единоразовыми (или периодическими), когда клиент обращается с конкретной проблематикой – такой вид считается вольным стилем. В противовес ему существует процессный коучинг, когда затрагивается множество различных проблем, связанных или нет между собой, для решения которых разрабатывается отдельная программа, продолжительность которой может быть годичная или более.

Типы затрагиваемых проблем обычно делятся на поведенческие (когда возникает необходимость некоторых реакций, например, неуверенности при большом количестве людей), эволюционные (предполагающие личностное развитие или развитие как профессионала), трансформационные (затрагивающие экзистенциальные проблемы смысла и своего предназначения).

Коучинг, как форма обучения, эффективна при работе с негативными эмоциональными состояниями, такими как затянувшиеся обиды, неконтролируемый , патологическая и переработка их в позитивные (это не обязательно подразумевает исключение данных эмоций из испытываемого спектра, но позволяет направлять их в полезное для личности русло). Высокие результаты коуч-стратегий для формирования устойчивости к внешним травматичным событиям, сохранения целостного самовосприятия и поддержания адекватной самооценки (как и ее повышения), а также в борьбе с зависимостями (в отношениях или химическими).

В лайф-коучинге можно выработать необходимые личностные качества (уверенность и позитивность, и преданность), устранить нежелательные или деструктивные. Также можно работать с поведенческими стратегиями, привычками, способностью управлять своими внешними проявлениями и внутренними состояниями. Но помимо таких четких целей, предоставляется возможность разобраться в своем жизненном пути, сформировать сами цели, к которым возникнет желание стремиться и преодолеть непредвиденные критические жизненные изменения, сбивающие прежние ориентиры (развод, военные действия, смена профессии, и многие другие).

Бизнес коучинг

Это одно из популярных ответвлений деятельности данного направления представляет собой взаимоотношения на профессиональном уровне между коучем, как специалистом по развитию (бизнеса или профессиональной компетенции отдельного сотрудника) и клиентом (руководителем, менеджером по персоналу, индивидуальным работником с поставленными личными целями). Так же как и лайф-коучинге, происходит постоянная поддержка, сопровождение и разработка стратегий достижения целей и эти отношения длятся ровно столько, сколько требуется времени для достижения заявленных потребностей.

Наиболее востребован бизнес-коучинг среди руководителей среднего бизнеса, где нет возможности нанять достаточно большое количество специализированных сотрудников, и приходится за всем следить самому.

Проблемы могут возникать от недостатка знаний в какой-либо из сфер (тяжело совмещать в себе бухгалтера, мотивирующего психолога и менеджера по закупкам, одинаково владея всеми навыками), от загруженности и невозможности уследить за всеми процессами (это может быть и неверное распределение задач, огрехи , так и недостаток отдыха). Из нерабочих моментов довольно часто большое влияние на успехи дела оказывают личные отношения, которые неизбежно возникают при ведении небольшого бизнеса – коллеги становятся друзьями, начальник знает, чем болеет ребенок сотрудницы, а к рабочему процессу подключаются члены семьи, что окончательно спутывает понимание происходящего.

Коуч способен взглянуть на ситуацию в целом и в перспективе развития, вычленить слабые места (и не всегда это будут чисто рабочие моменты, иногда личная жизнь влияет значительно существеннее). После постановки проблематики и выделения целей для работы, составляется план по повышению эффективности компании, с учетом обнаруженных тормозящих факторов.

Корпоративный коучинг не исключает индивидуального коучинга каждого сотрудника, с целью его продвижения или обучения, улучшении , коммуникации в коллективе, построения личной эффективной концепции работы или же усиления необходимых качеств (усидчивости, стратегического мышления или лидерских качеств). Подобная деятельность немного напоминает психолога, специализирующегося на психологии труда, с той разницей, что психолог должен обеспечить максимально правильные условия для деятельности, тогда как коуч способен заняться реорганизацией всего коллектива и поиском тех моментов, которые будут приносить сотрудникам радость от выполняемой работы. Также, коуч никогда не уйдет просто, увидев результаты, обычно после проведенной им работы остаются новые инструкции по работе с командой, реорганизована сама корпоративная культура и четкий план дальнейших действий.

Проводить бизнес-коучинг может внутренний коуч компании, имеющий должность и обязанности в организации, и отвечающий за продуктивность вверенных ему процессов (обычно так происходит в больших холдингах). Там, где нет возможности держать коуча на постоянной основе действует механизм приглашенного внешнего консультанта, работа которого в организации заканчивается при достижении целей (обычно к услугам специалистов прибегают, когда компания находится в кризисе). Но не стоит надеяться на специалистов, поскольку любой руководитель является коучем для своих сотрудников, способный поднять их мотивацию или разобраться в регрессирующих процессах.

Узких специалистов бизнес-коучинга приглашают для преобразования имеющегося проекта или открытия нового, при установлении партнерства или повышении мотивации персонала. Но немаловажными могут оказаться советы и вмешательства также при составлении рекламных продуктов, установлении ценовой политики, поскольку на подобные моменты часто имеет влияние внутреннее восприятие человека, его личные амбиции и комплексы, что может породить неэффективную расстановку приоритетов.

Эриксоновский коучинг

Проблематика обучения человека эффективным жизненным стратегиям всегда была прерогативой психологов, и именно отталкиваясь от основ изучения функционирования мозга и психики, были разработаны ведущие принципы коучинга. Мэрилин Аткинсон, изучившая работы Милтона Эриксона основала университет, где все желающие смогли бы обмениваться и развивать уже имеющиеся в этом направлении данные (на данный момент это аккредитованное образовательное учреждение). Сам Эриксон разрабатывал концепции психотерапии и , используя в жизни принципы, ранее не появлявшиеся в научных кругах. Именно эти идеи позволяли человеку изменить не только рабочие моменты и некоторые черты своей личности, но и целиком свою жизнь, взяв под контроль ее проявления и дальнейшее течение.

Методы, не подходившие под концепции психотерапевтических школ, шокировали, но работали. Основой их было поиск оптимального решения, отталкиваясь от ситуации, которая уже сложилась, без излишних компаний в прошлом и поиске причин. Первый и основной курс Эриксоновского университета был построен на консультировании по поиску решений, с применением и гипнотерапии. Начиная с этого момента, стало проводится обучение коучингу, где за основу стало движение человека вперед и преобразование его жизни в лучшую сторону. Консультанты, практикующие этот новый вид, не стремились ни к поиску глубоких первопричин кризиса, ни к обозначению всех проблемных факторов, их взгляд всегда устремлялся в будущее, считая, что не имеет значения искать, где человек подхватил насморк, гораздо лучше начать его лечить, даже не зная причин.

Эриксоновский коучинг обязан своим названием тому, что базируется на принципах и методах, разработанных Милтоном Эриксоном. Первостепенной среди них является вера в каждого человека и наличие у него всех необходимых ресурсов для разрешения собственной проблемной ситуации, а коуч является лишь направляющей функцией, задавая вопросы, помогающие найти выход. И следующим является понимание того, что абсолютно любой человек способен к изменениям к внутренним, своей жизни, бизнеса или любой другой части, при этом способен довольно быстро заметить результаты изменений.

Помимо этого, если вникнуть в модель эриксоновского коучинга, можно распрощаться с нападками тех. Кто считает данную модель аморальной. Базис выхода к изменениям строится на гармоничном сочетании четырех разнополюсных понятий: науки и искусства, отношений и планов, стратегий и инноваций, а также материального и духовного. И именно поддержание одинаково высокого уровня развития и взаимоперехода этих частей способствует гармоничному развитию.

Модели

Как и в любой системе, способствующей развитию человека, в коучинге существуют свои модели, являющиеся основой сессии. Это набор техник, позволяющих видеть ситуацию целостно, а не отдельные ее составляющие, поскольку не всегда та зона, которая является проблемной, требует реорганизации, может требоваться участие в других областях. Также эти модели позволяют самому коучу не поддаваться влиянию искажающих факторов и оставаться в адекватном происходящего. Модель не одна, поскольку само направление актуально в работе с различными зонами человеческой жизни и впитало в себя принципы различных теорий – это дает вариабельность применения и исключение неэффективных для конкретной ситуации действий.

Общие принципы для всех коучинговых моделей заключаются в установлении открытых и доверительных отношений (основа для них полная конфиденциальность полученной информации и происходящих процессов), формулирование целей и ценностей строится на интересе, ожиданиях и потребностях клиента, вне зависимости от убеждений консультанта. Этому способствует еще один объединяющий принцип – первоочередным шагом всегда будет детальный опрос клиента и ознакомление с ситуацией, а также последующее обучение самостоятельным действиям.

Выбирать наработанные модели, отсеивать из них наиболее подходящие личному стилю коуча или комбинация имеющихся не снижает эффективности, но рождает всегда новый подход. Придя с одинаковым запросом к пяти разным специалистам, вы получите пять различных стратегий.

Самая распространенная модель GROW, включающая этапы:

– определение и постановка краткосрочных и долгосрочных целей;

– изучение ситуации на данный момент;

– изучение и поиск имеющихся возможностей для реализации поставленных целей;

– определение будущих действий, включающее обозначение, как самих действий, так и их временного промежутка, а также участвующих лиц.

Самостоятельное применение модели, даже зная ее этапы весьма затруднительно, поскольку для получения новой информации необходим взгляд с другой стороны, и это не взгляд коуча. Его задача состоит в задавании большого ряда вопросов, помогающих человеку самому увидеть ширину ситуации, новые возможности и риски.

Техники

Техники – это тот инструмент, при помощи которого достигаются цели клиента, обозначенные в запросе. Их арсенал велик, а подчас они рождаются в процессе сессии, но есть основные, которые подойдут везде.

Основной техникой являются вопросы, поскольку прямые советы не входят в концепцию самой системы. Вопросы позволяют узнать ситуацию и заставить человека рассуждать, задумываться. Для такого не подходят однозначные закрытые вопросы, следует ставить вопрос таким образом, чтобы он порождал ответ, похожий на маленький рассказ, а далее уточнять при помощи вопросов такого же плана.

Следующий важный инструмент – это шкалирование, может касаться как эмоционального состояния (тревога на уровне восьми из десяти), так и положения дел (прибыль составляет четыре уровня из десяти). Помогает не только для установки текущей позиции и картины мира у клиента, но и необходима в постановке целей.

Коучинг – максимально конкретное занятие, и формулировки «повысить самооценку» слишком размыты, возникает необходимость установить на каком уровне самооценка сейчас, и какого уровня человек желает достичь. Далее можно детализировать, устанавливая временные сроки и ставя в приоритет показатели.

Еще один вариант шкалирования – это временная линия, где на условных временных отрезках намечается план достижения цели, его основные этапы. Техника хороша, чтобы разгрузить восприятие больших и сложных ситуаций, когда долгий проект или тяжелую работу разбивают на вполне обозримые кусочки, достижение которых видно и запланировано.

Если коуч видит, что мешает собственное сопротивление клиента, то используется техника «а что если?», где предполагается, что называемые человеком трудности устранены. Действует она в обход сознания и трезвого рассудка, чем выпускает много творческой энергии на разрешение вопросов. Также хороша техника выявления истинных ценностей, когда человеку на каждый ответ задается вопрос «что ценного в этом для вас?» и так до тех пор, пока череда диалога не упрется в тупик – именно последнее и будет истинной ценностью клиента. Обнаружение таких ценностей дает понимание, почему проваливаются остальные, например, когда основная ценность отношения, может систематически рушиться карьера, в угоду сохранения этих отношений.

Самая длительная техника – это колесо коучинга, требующая визуального (при помощи разделения круга на сектора) представления картины жизни клиента, где каждая часть будет олицетворять определенную сторону (дружбу, деньги, здоровье, семью и так далее) с условными обозначениями уровня развитости этой части. Так выявляются сферы, требующие внимания, а также дается возможность гармонизировать жизнь, когда особо непонятно в чем причина неуютного самоощущения.

Это лишь перечень основных техник, которые можно комбинировать между собой и с другими, часть из них отлично подойдет для самокоучинга или чтобы разобраться с текущей ситуацией, часть требует непосредственного участия коуча. Не смотря на простоту одних и сложность других, эффективность никак не зависит от длительности и потраченных ресурсов, более важна точность применения, иногда один простой вопрос способен дать человеку огромное вдохновение и понимание изменения ситуации.