Психологическое консультирование - это один из видов психологической помощи, оказываемой профессионалом клиентам в ситуациях различных жизненных затруднений и психологических кризисов. Метод берет начало из психотерапии, однако консультация отличается от него направленностью и интенсивностью воздействия.

Психотерапия возможна для людей при различных состояниях психики, в том числе и при пограничных расстройствах, и в качестве вспомогательного метода при помощи психически больным пациентам. Психологическое консультирование - это вариант для психически здоровых людей с относительно высоким уровнем самосознания и ответственности, которые готовы принимать на себя ответственность за решения, принятые на сеансе и интенсивно работать над собой.

Направления психологического консультирования могут быть различными - это может быть помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также рекомендации по личностному росту, и поиску жизненного пути.

Говоря простым языком, психологическое консультирование необходимо в двух вариантах ситуаций:

  • когда человек столкнулся с новыми обстоятельствами, но не знает как себя в них вести;
  • когда человек находится в привычной среде, но желает ее поменять.

Проходя через этапы психологического консультирования, человек меняет свое отношение к окружающему миру, к себе, обучается новым способам поведения.

Основы психологического консультирования

В основе психологического консультирования лежит комплекс мероприятий, направленный на улучшение психического самочувствия человека, гармонизацию отношений - внутри семьи, коллектива и других групп. Клиент в процессе психологического воздействия изменяет форму своего поведения, отношение к себе и миру, получает рекомендации и

Основными направлениями консультирования являются:

  • стимулирование личности к принятию осознанных решений;
  • обучение новым формам поведения;
  • развитие личности клиента и расширение его кругозора.

Центральным образованием консультирования является осознанное взаимодействие, где особый акцент ставится на ответственности клиента, иными словами, в консультировании подчеркивается самостоятельность клиента как личности, его способности принимать самостоятельные решения и производить работу по изменению собственной личности.

Цели психологического консультирования определяются в каждом случае индивидуально, в зависимости от того, какой из психологических школ придерживается профессионал, и с каким запросом пришел к нему клиент. Однако можно выделить основные направления, в которых работают

  • преображение и улучшение поведенческих реакций. Изменение привычных для клиента форм поведения способствует повышению продуктивности в жизни клиента, гармонизации отношений, удовлетворенному отношению к качеству собственной жизни, даже при отсутствии изменений в материальном положении;
  • развитие навыков преодоления трудностей в ходе столкновения с повседневными трудностями и меняющимися условиями мира;
  • обучение взвешенному и результативному принятию важных для клиента решений;
  • облегчение личностного роста и самореализации;
  • улучшение межличностных отношений.

Несмотря на различие в подходах к собственно процессу консультирования, все психологические школы сходятся в единой схеме консультативного процесса. Его составляют несколько последовательных стадий, сменяющих друг друга, смысл каждой из которой вытекает из содержания предыдущей. В консультировании выделяют следующие стадии:

  1. Установление взаимного доверительного контакта. Исследование проблемной сферы клиента.
  2. Определение конкретной проблемной ситуации. При этом проблема исследуется как бы в двух плоскостях - в когнитивной и эмоциональной сфере.
  3. Поиск альтернатив. Установление возможных путей решения проблемы.
  4. Планирование. Разработка пошагового плана для каждого из вариантов решения проблемной ситуации.
  5. Последовательная реализация разработанного плана.
  6. Оценка проделанной работы. Обратная связь от клиента к консультанту. Проверка удовлетворенности достигнутым результатом.

На практике не все происходит так последовательно, как описано в этой схеме. Например, могут возникать трудности в определении проблемы, или же клиент будет отказываться идти на контакт с психологом. По ходу выполнения намеченного плана вероятны трудности с его реализацией, может понадобиться возвращение на предыдущие этапы процесса консультации. На последнем этапе клиент может остаться неудовлетворенным произошедшими изменениями, и тогда процесс придется начинать с первых стадий. Таким образом, процесс консультирования гораздо сложнее, чем описано на схеме - все зависит от проблемной ситуации клиента и его готовности к работе над собой.

Виды психологического консультирования

Различают несколько видов психологического консультирования, в зависимости от проблемных ситуаций и особенностей самих обратившихся к профессионалу людей. Клиенты психолога могут различаться по возрасту, семейному положению, особенностям личности, религией и культурой - это все требует разных подходов от психолога. Выделяют следующие виды психологического консультирования:

  • по форме проведения - индивидуальное, групповое, семейное;
  • по направленности - психолого-педагогическое, деловое, мультикультурное;
  • по возрасту - и взрослых.

Это не все возможные виды консультирования по психологии - их создают различные научные школы, а также практическое приложение требует все новых и новых вариантов психологических услуг.

Индивидуальное консультирование - это практически самый распространенный вид психологического консультирования. В его ходе клиент остается наедине с консультантом. Эта форма проведения консультаций подходит для тех людей, которые хотят решить проблему в своем собственном сознании - избавиться от страхов, личностно вырасти, стать более успешным и т. д. Распространено психологическое консультирование как и агрессивности среди детей школьного возраста.

Групповое консультирование предполагает наличие нескольких клиентов и одного консультанта. Консультация проводится по общим проблемам, объединяющих клиентов, например, консультирование коллективов на работе по поводу сплочения, или консультация разных семейных пар.

Семейное консультирование предполагает в качестве клиентов членов одной семьи, с целью разрешить их межличностные конфликты или подготовить к важному событию, например, к рождению ребенка. Такая форма консультирования наиболее сложна с позиции организации, т. к. особенно сложно собрать для общего дела людей, разрозненных конфликтами.

Психолого-педагогическое консультирование направлено на обучение людей взаимодействию с детьми и обучающимися старшего возраста. Раскрываются вопросы оптимизации программ обучения, применения методик, воспитательных инноваций и т. д.

Деловое психологическое консультирование может быть охарактеризовано различными способами, в зависимости от той организации или сферы деятельности, в которой оно применяется. Помимо ориентации на профессиональную деятельность, цели делового психологического консультирования заключаются в сплочении сотрудников, повышении эффективности труда, консультированию руководителей относительно более эффективного управления и т. д.

Консультирование детей у психолога

  1. Приветствие. Во время приветствия консультант пользуется стандартными фразами, означающими его расположение и открытость: «Рад вас видеть», «Приятно познакомиться» и т. д.
  2. Проведение клиента на место. Консультант ведет посетителя, указывая ему путь и приглашая в кабинет впереди себя.
  3. Установление положительного настроя. В психологическом консультировании для этого используются как активные, так и пассивные методы. К пассивным методам относится приятный внешний вид консультанта, кабинета, доброжелательное выражение лица, соблюдение этикета и зоны общения. Активные методы означают непосредственное подбадривание или иное позитивное воздействие на клиента при помощи слов или действий.
  4. Освобождение от психологических барьеров. Для клиента вполне естественным является ощущать волнение перед первым посещением психолога, и сквозь это волнение не всегда могут пройти истинные мысли и чувства клиента. Чтобы снять психологические барьеры, может понадобиться не один сеанс. Однако облегчить этот процесс можно при помощи свободной беседы, располагающей музыки и других приемов.

Второй этап посвящен сбору информации о клиенте и его проблеме. Он включает в себя следующие методы психологического консультирования:

  1. Диагностика складывается из совокупности наблюдения, беседы и интервью. Наблюдение происходит в пассивном режиме на протяжении всего сеанса общения. Консультант отмечает особенности поведения, жестикуляции, разговора клиента. Беседа течет в свободном режиме и позволяет настроить клиента на «говорение», на свободное высказывание своих мыслей. Интервью отличается от беседы тем, что консультант практически не занимает в нем активной позиции, а только лишь задает вопросы. Кроме того, в отличие от свободно текущей беседы, вопросы в интервью составлены целенаправленно и должны подводить разговор к определенной мысли.
  2. Прояснение сути проблемы производится при помощи двух техник - диалога и активного слушания. Во время диалога консультант активно подводит клиента к раскрытию его глубинных переживаний. Если же клиент уже морально готов и сам рассказывает о том, что его беспокоит - применяется техника активного слушания. В ее ходе психолог, не перебивая, слушает клиента, показывая ему, что он включен в разговор, кивая, перефразируя и задавая уточняющие вопросы.

Третий этап - составление стратегии преодоления трудностей клиента. Его можно условно разделить на три ступени, каждая из которых подразумевает применение особых техник:

  • Определение возможных выходов из проблемной ситуации. С этой целью используются такие техники, как совет, информирование, убеждение и разъяснение. Следует отметить, что «совет» следует понимать условно - клиент не должен принимать данную психологом рекомендацию на веру. Она должна подробно обсуждаться в ходе совместной дискуссии, в результате чего клиент должен выдвинуть свой вариант решения ситуации.
  • Координирование плана действий. На этом этапе клиенту предстоит совместно с психологом разработать план реализации того варианта, который был подобран на предыдущем этапе. Для этого используются техники поиска множественных решений, конкретизация ожиданий, стимулирующие вопросы и установление последовательности решений.

Таким образом, в ходе разрешения психологических трудностей клиента используются . Не существует универсальной схемы, которая поможет справиться с проблемой любому клиенту - мастерство консультанта заключается во владении широким спектром психологических инструментов и виртуозном подборе необходимой техники в каждой конкретной ситуации.

Условия результативности консультаций у психолога

Психологическое консультирование оказывается успешным только в том случае, когда сочетаются несколько факторов:

  • Клиент мотивирован на позитивные изменения в жизни и работу над сознанием и поведением. Консультацию проводит психолог, но результаты зависят от того, хочет ли сам человек повлиять на свою жизнь, т. к. на консультациях специалист только помогает прийти к выводам, но не делает работу за клиента.
  • Процесс и стадии психологического консультирования подобраны индивидуально, с учетом особенностей личности обратившегося человека и его проблемной ситуации. Невозможно консультировать всех по одной и той же схеме. Профессионал всегда проявляет гибкость в подборе тех или иных техник и их вариантов, чтобы донести до человека сущность его внутренних проблем.
  • Клиент посещает все необходимые сессии, назначенные консультантом. Помимо того, что во время психологического консультирования человек приходит к выводу о необходимости изменений, нужно, чтобы он научился вести себя определенным образом и закрепил достигнутый результат. Многие клиенты бросают визиты к психологу, и в результате не могут разрешить ситуацию, т. к. после одних изменений происходят другие, к которым человек так же оказывается не готов. В результате проблема возвращается снова, не найдя адекватного решения.
  • Во время консультаций между клиентом и профессионалом устанавливаются обоюдные доверительные отношения. Это важно, т. к. иначе консультант не сможет ни получить достоверную информацию, ни оказать воздействия на человека, нужного для продуктивной работы.
  • Консультант не ориентирован на временный эффект. Даже если совместно с клиентом разработана стратегия решения определенной ситуации, человек, выйдя из проблемы, в любой момент может столкнуться с новой проблемой. Поэтому важно, чтобы профессионал не направлял все свое внимание на временное облегчение ситуации, а работал над глубинной причиной сложившейся ситуации - отсутствием необходимых форм поведения или наличием внутреннего неразрешенного конфликта.

Таким образом, результативность психологического консультирования зависит не только от личности и профессионализма консультанта, но и (в большей степени) от работы, которую человек совершает над собой. Если вы ищете профессионала, то рекомендуем обратиться к психологу-гипнологу

Основные этапы психологического консультирования

Весь процесс психологического консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую-либо частную задачу и имеет свои специфические особенности.

Основные этапы проведения психологического консультирования следующие:

1. Подготовительный этап. На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. На данном этапе работы психолог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консультации, выполняя практически все то, о чем шла речь в предыдущем разделе данной главы. Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляет обычно от 20 до 30 мин.

2. Настроечный этап. На данном этапе психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с клиентом. То же самое со своей стороны делает клиент. В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, может занимать от 5 до 7 мин.

3. Диагностический этап. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6–8 ч.

4. Рекомендательный этап. Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проблеме, на данном этапе вместе с клиентом вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение этого этапа психологического консультирования, составляет от 40 мин до 1 ч.

5. Контрольный этап. На данном этапе психолог-консультант и клиент договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться и оцениваться практическая реализация клиентом полученных им практических советов и рекомендаций. Здесь же решается вопрос о том, как, где и когда психолог-консультант и клиент в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. В конце данного этапа, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и клиент могут договориться друг с другом о том, где и когда они встретятся в следующий раз. В среднем работа на данном, завершающем этапе психологического консультирования проходит в течение 20–30 мин.

Если суммировать все, сказанное выше, то можно установить, что на прохождение всех пяти этапов психологического консультирования в среднем может понадобиться (без времени, отводимого на психологическое тестирование) от 2–3 до 10–12 ч.


АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ленинградский Государственный Университет

Имени А. С. Пушкина

Этапы и принципы психологического консультирования

Реферативная работа

Работу выполнила:

Бойкова К. С.

Студентка 5 курса

Работу проверила:

Желателев Д. В.

Санкт – Петербург

Введение………………………………………………………………. 3

1. Сущность психологического консультирования ………………...5

2. Принципы психологического консультирования………………...9

3. Этапы психологического консультирования…………………… 13

Заключение …………………………………………………………...18

Список использованной литературы………………………………..20

Введение

Актуальность выбранной темы реферата обуславливается, тем, что психологическое консультирование, как профессиональная деятельность появилось сравнительно недавно и до сих пор находится на стадии развития. Однако степень его влияния на людей и общество стремительно увеличивается. Увеличивается количество людей, обращающихся за помощью к психологу-консультанту. Проблематика, с которой обращаются люди, чрезвычайно разнообразна. Это проблемы отношений, партнерских. Это трудности во взаимодействии с миром, людьми. Это трудности с самим собой. А также проблемы работы.

Таким образом, востребованность и потенциальные возможности консультанта сегодня охватывают все сферы человеческой жизни и становятся практически неисчерпаемыми.

Психологическое консультирование включает в себя множество различных направлений работы с людьми, в которых участвуют профессиональные психологи или используются психологические знания. Таким образом, первой составляющей этого вида профессиональной деятельности является теория и практика психологического консультирования. Вторая составляющая включает в себя знание специфики профессиональной деятельности, которая оказывает огромное влияние, как на психологию человека, так и на условия, в которых осуществляется консультирование. Консультантам-психологам приходится работать в режиме индивидуального и массового (коллективного) консультирования субъектов и объектов деятельности. Каждый из них требует от психолога особых знаний и навыков, особенно знаний этапов и принципов реализации психологического консультирования.

Цель работы является исследование этапов и принципов реализации психологического консультирования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие, цели и задачи психологического консультирования.

2. Охарактеризовать принципы психологического консультирования.

3. Определить этапы психологического консультирования.

Теоретическую основу работы составили учебные пособия по психодиагностике и психологии управления.

1. Сущность психологического консультирования

Психологическое консультирование - это вид краткосрочной психологической помощи (от одной до десяти встреч), ориентированный на разрешение конкретной проблемы и восстановление эмоционального равновесия. Совместная работа психолога и клиента на уровне подсознательной сферы обеспечивает, наряду с восстановлением "психической иммунной системы", восстановление иммунитета и улучшение самочувствия.

В сочетании с биоэнерготерапией, психологическое консультирование широко используется в лечении таких заболеваний, как депрессия, невроз, синдром хронической усталости, а также психосоматических заболеваний.

Консультация психолога может быть полезна всем взрослым людям, которые ощущают:

· беспокойство, страхи или бессилие;

· раздражительность;

· плохое настроение, апатию;

· бессонницу

· суицидальные мысли

· игровую и другие зависимости

· чувство неудовлетворения жизнью, работой, семейным положением, самим собой.

Психологические консультации часто необходимы подросткам:

· которые чувствуют себя непонятными в своем окружении и семье;

· страдают от недостатка уверенности в себе;

· испытывают затруднения в общении со сверстниками;

· сомневаются в своих способностях;

· боятся будущего, тревожатся по поводу своей внешности и сексуальных отношений.

· испытывают дефицит любви.

· страдают от разного рода страхов, плохо учатся, часто болеют.

Психологические консультации могут помочь семьям и супружеским парам:

· которые испытывают сложности и конфликты во взаимоотношениях друг с другом, с детьми, с родителями;

· а также тем, кто решил расстаться и наладить вновь свою личную жизнь.

За несколько встреч с психологом, совместными усилиями, можно более ясно сформулировать проблему, взглянуть на нее с разных сторон и четко определить границы ее влияния на жизнь.

Нередко уже после первой психологической консультации клиенту становятся понятны причины происходящего и ясны пути выхода из кризисной ситуации, человек начинает лучше ориентироваться в происходящем, а в дальнейшем, уже сам успешно преодолевать трудности.

В наш "прогрессивный" век, когда наряду с техническим прогрессом процветают различные зависимости, страхи, конкуренция, что ведёт к стрессу и различным психосоматическим заболеваниям, потребность в квалифицированной психологической помощи велика. Но, не смотря на то, что на Западе психолог или психоаналитик является, чуть ли не семейным доктором, у нас, в России, психологическое консультирование развито слабо.

Во-первых, многие люди думают, что сами справятся со своими проблемами и трудностями, а, дотянув до хронического заболевания или невроза, получают результат несвоевременного обращения к врачу.

Во-вторых, столкнувшись единожды с так называемыми "психоаналитиками", "психологами" или "целителями" знают, как не просто найти хорошего специалиста. В этой области, как ни в какой другой, формальные профессиональные регалии психолога не способны обеспечить успех. Исцеление души не является чисто технической проблемой. Психологическая помощь - это совместная душевная работа, требующая времени и желания стать здоровым и счастливым.

В-третьих, некоторые думают, что психологическое консультирование - простая, ни к чему не обязывающая и не приводящая беседа, наподобие бесед с друзьями и коллегами. Это является распространённым заблуждением, так как беседа - один из способов или методов нахождения причин заболевания или проблемы. Уже во время беседы опытный психолог начинает лечение, в частности на уровне работы с подсознательной сферой.

Настоящий, эффективно практикующий психолог всегда чувствует искреннее желание помочь пациенту, который очень часто оказывается не на столько болен, как он думает сам или не болен вообще.

Человек, обращающийся к психологу за психологической помощью, формулирует свой вопрос, в котором отражена его основная проблема и пожелания, связанные с тем, чего он хотел бы достичь в ходе работы. Форма и содержание запроса бывают разнообразными.

Но требования, обращенные к психологу, содержащие пожелания изменить кого-то или что-то во внешней ситуации клиента или предполагающие, что за клиента все сделает специалист, или что клиенту порекомендуют что-то очень быстрое и эффективное, не оправдают его надежд. Фразы наподобие: "От меня ушел муж: сможете его вернуть!"; "Меня преследуют странные мысли: сделайте так чтобы их не было"; "Загипнотизируйте меня, я хочу проснуться другим человеком", не относятся к образу действия профессионального психолога. Клиент, жаждущий всемогущего целителя, скорее всего, разочаруется в психологе-консультанте. Не "по адресу" также запросы, подразумевающие чисто фармакологическое решение: "У меня бессонница, назначьте мне, пожалуйста, лекарства", а также запросы, которые, в силу их сложности, должны сопровождаться специализированной медицинской помощью (психиатрическим лечением и пр.). Неадекватно выглядит также запрос на виртуальный контакт с психологом: "Проведите со мной эффективную работу через Интернет или по телефону"! Это равносильно тому, чтобы виртуально сходить к стоматологу или гинекологу. Многие не понимают, что психолог, - это тоже врач, который лечит, прежде всего, душу человека, а тело автоматически приходит в состояние бодрости и здоровья, если достигается душевный покой и гармония.

Психолога нельзя "нанять" как нанимают, например, гувернера или личного водителя, определив для него обязанности или поставив "задачу" и устраниться от личного участия. Психологическая работа - это именно работа, где клиент и психолог сообща ищут решения, это - общее дело, требующие сотрудничества. Необходимо присутствие клиента, он должен быть личностно вовлечен в процесс и готов к тому, что работа, связанная с исследованием и изменением себя не является легкой. От психолога потребуется профессионализм, а от клиента - определенная активность: заинтересованное участие в происходящем и готовность включаться в развивающийся процесс исцеления.

О деятельности любого человека говорит результат! О деятельности врача, психолога и биоэнерготерапевта говорят здоровые, счастливые и улыбающиеся лица людей, которые достигли результатов в познании себя и самосовершенствовании.

О "волшебных" превращениях", об исцелении души и тела, об изменениях в личной жизни и бизнесе, о нахождении своей "половины" и гармонизации отношений с окружающим миром, о разрешении своих проблем и нахождении пути выхода из кризисной ситуации можно говорить только тогда, когда есть совместная деятельность заинтересованного клиента и профессионализм психолога-консультанта.

2. Принципы психологического консультирования

Основными принципами психологического консультирования называются условия, без которых психологическое консультирование не может состояться. Три необходимых составляющих психологического консультирования это - консультант, человек и терапевтические отношения между ними. К каждой из этих трех составляющих предъявляются особые условия, без которых ее участие в процессе психологического консультирования будет неэффективно. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М., 1999. - С. 37.

Первое условие эффективного консультирования - личность консультанта. Поскольку личность консультанта является его орудием труда, ее полнота и целостность приобретают важное значение для эффективности консультирования.

Консультант должен обладать следующими свойствами личности: - проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними; - чувствительность к установкам и поведению других людей; - эмоциональная стабильность и объективность; - способность вызывать доверие других людей; - уважение прав других людей; - проницательность; - отсутствие предубеждений; - самопонимание; - сознание профессионального долга.

Обобщая эти требования, предъявляемые к личности консультанта, можно утверждать, что эффективный консультант - прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Порой в консультировании требуется директивность и структурированность, а иногда можно позволить себе увлечься беседой без определенной структуры. В консультировании, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Такова одна из важнейших установок зрелого консультанта. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - С. 126.

Следующее важное качество личности консультанта - самопонимание. Для консультанта очень важно в процессе психотерапии отдавать отчет в своих собственных эмоциях и переживаниях. Очень важно реалистично относиться к себе, иметь адекватную самооценку и адекватное отношение к жизни вообще. Неумение услышать, что творится внутри нас, увеличивает подверженность стрессу и ограничивает нашу эффективность, кроме того, возрастает вероятность пасть жертвой удовлетворения в процессе консультирования своих неосознанных потребностей. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жизнью, и постоянно подвергает проверке свои ценности. (Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994. - С. 58).

В психологическом консультировании существует специальный термин, обозначающий важное качество хорошего консультанта - аутентичность (греч. Authentikys - подлинный).

Сомнения в искренности и честности консультанта могут вызвать у человека недоверие к нему и ощущение его ненадежности. Если у консультанта нет внутренней готовности, решать проблему человека, ему лучше перенести встречу или отказаться от работы вообще. Аутентичный консультант позволяет себе не знать все ответы на жизненные вопросы, если их действительно не знает. Он не ведет себя как влюбленный человек, если в данный момент чувствует враждебность. Человек должен доверять консультанту лично и как профессионалу.

Эмпатия является непременным условием консультирования. Слово происходит от греческого «pathos» (сильное и глубокое чувство близкое к страданию) с префиксом «em» - означающим направление внутрь. Эмпатия - чувство, передающее такое духовное единение личностей, когда один человек настолько проникается чувствами другого, что временно отождествляет себя с собеседником, как бы растворяясь в нем. Главной чертой эмпатии является реальное эмоциональное присутствие консультанта. Более того, здесь происходит процесс слияния, в котором изменяются как консультант, так и человек. Таким образом, проявление эмпатии означает, что консультант чутко и точно реагирует на переживания человека, словно это его собственные переживания. Подразумевается способность «вжиться» в субъективный мир человека и понять смысл разных событий в этом мире.

Такое «вхождение» должно быть безоценочным, не разделяющим содержание иного мира на правильную и неправильную, хорошую и плохую части. Безоценочная установка консультанта позволяет человекам в большей мере принимать себя. Когда консультант точно и старательно идентифицирует разнообразные чувства - злобу, страх, враждебность, тревогу, радость, - человек имеет возможность лучше услышать и понять себя. Мэй Р. Указ. соч. С. 61. Эмпатическое понимание можно показать человеку самыми разными способами - молчанием, отражением чувств, удачной и своевременной интерпретацией, рассказывая какую-нибудь историю, и т.п.

Можно предположить, что следующим основным принципом психологического консультирования является психологический контакт. Доверительный контакт консультанта и человека, основанный на безусловном уважении, эмпатии, теплоте и искренности консультанта по отношению к человеку, является неотъемлемой, а, по мнению многих профессионалов, - существенной составляющей психологического консультирования. Существуют так же термины «рабочий альянс», «рабочий союз», «рабочие отношения». Рабочий альянс представляет собой те аспекты взаимоотношений между консультантом и человеком, которые фиксируются в консультативном контракте: имеется в виду договоренность работать в определенном режиме с целью избавления человека от его психологических проблем. Рабочий альянс превалирует, когда человек откровенно рассказывает о своих мыслях и чувствах и анализирует их совместно с психотерапевтом. Специфика консультативного контакта меняется от одного человека к другому. Характер консультативного контакта зависит от теоретической ориентации консультанта. Несмотря на такое разнообразие подходов к существу консультативного контакта, большинство специалистов едины во мнении, о его важности в процессе консультирования.

Существуют еще некоторые важные принципы психологического консультирования, имеющие отношение к личности человека. Это принципы, которые указывают пределы эффективности психотерапии. Эти условия касаются особенностей человека и его объективных возможностей по принятию помощи со стороны консультанта.

1. Напряжение, вызванное конфликтом, должно быть болезненнее для индивида, нежели стресс от попытки разрешить этот конфликт. Чаще всего за консультацией обращаются люди в кризисные, переломные моменты своей жизни, когда имеющиеся механизмы адаптации не срабатывают, а устоявшееся мировоззрение рушится под ударами судьбы.

2. Обстоятельства, с которыми приходится сталкиваться индивиду, не настолько неблагополучны и неизменны, чтобы он не смог при желании контролировать или изменить их.

3. У индивида есть возможность выразить свои противоречивые эмоции во время запланированных бесед с консультантом.

4. Он способен выражать это напряжение и конфликты вербально либо иными средствами. Осознанная потребность в помощи предпочтительна, но не необходима.

5. Он в достаточной степени независим эмоционально, а также физически от непосредственного семейного контроля.

6. Он не страдает от чрезмерной неустойчивости, особенно органического происхождения.

7. Он обладает достаточным интеллектом - средним или высоким, - чтобы справиться со своей жизненной ситуацией.

8. Подходит по возрастному критерию - достаточно взрослый для независимых поступков и достаточно молодой, чтобы сохранить некоторую гибкость при адаптации.

Таким образом, принципы психологического консультирование нужно рассматривать через ряд условий, предъявляемым к трем составляющим психологического консультирования: консультант, человек и консультативный контакт, соблюдение которых позволяет провести психологическое консультирование максимально эффективно.

3. Этапы психологического консультирования

Весь процесс психологического консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую-либо частную задачу и имеет свои специфические особенности. Слово «Этап» обозначает отдельный момент, стадию в развитии чего-либо. В представлениях различных авторов об этапах психологического консультирования много общего, однако, наблюдаются и некоторые различия, связанные в основном с подробностью и логичностью, полнотой изложения. Следует заметить, что в реальном психологическом консультировании редко возникает возможность до конца и последовательно выполнять требования какой-либо одной модели. Но ориентироваться на какую-либо модель последовательности шагов необходимо, так как это повышает степень рефлексивности отношения консультанта к консультативному процессу. (Алешина Ю. Е. Специфика психологического консультирования // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1994. - №1. - С.22-33).

Важно отметить, что каждый этап психологического консультирования характеризуется определенными процедурами психологического консультирования. Под процедурами психологического консультирования понимаются группы объединенных по целевому назначению приемов ведения психологического консультирования, с помощью которых решается одна из частных задач психологического консультирования. От продуманности процедур психологического консультирования непосредственно зависит его результативность. (Вересов Н.Н. Психология управления, учебное пособие. - М., 2001. - С. 198).

Основные этапы проведения психологического консультирования следующие:

1. Подготовительный этап. На этом этапе психолог-консультант знакомится с человеком по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о человеке, которую можно получить от третьих лиц, например от человека предприятий, руководителя организации, коллег по работе. На данном этапе работы психолог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консультации. На первом этапе психологического консультирования, как правило, не выделяются и не применяются никакие специальные процедуры.

2. Настроечный этап. На данном этапе психолог-консультант лично встречает человека, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с человеком. То же самое со своей стороны делает человек. Человек должен принять решение о своем вступлении в процесс консультирования вполне осознанно, поэтому до начала процесса консультирования психолог-консультант обязан предоставить человеку максимум информации о процессе консультирования, а именно: об основных целях консультирования, о своей квалификации, о приблизительной продолжительности консультирования, о целесообразности консультирования в данной ситуации, о границах конфиденциальности. Не следует вселять в человека надежду на помощь, которую психолог не в силах оказать. Результатом этой части беседы должно стать осознанное решение человека о вступлении в процесс консультирования. Это обычно хорошо видно как на вербальном, так и на невербальном уровнях. На втором этапе применяются процедуры встречи с человеком, общего, эмоционально-положительного настроя человека на проведение консультации, снятия психологических барьеров общения психолога-консультанта с человеком. Данная процедура включает в себя и другие конкретные приемы и действия, при помощи которых психолог-консультант с самого начала консультации старается произвести на человека наиболее благоприятное впечатление и создать у него обеспечивающее успех консультации настроение. (Ревенко Н.В. Психология управления. - СПб., 2001. - С. 250).

3. Диагностический этап. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь человека и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему человека. Основное содержание данного этапа составляет рассказ человека о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика человека, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы человека и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы человека и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6-8 ч. На третьем этапе психологического консультирования активно работает процедура так называемого эмпатического слушания, а также процедуры активизации мышления и памяти человека, процедуры подкрепления, прояснения мысли человека и психодиагностические процедуры.

4. Рекомендательный этап. Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о человеке и его проблеме, на данном этапе вместе с человеком вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. На этом этапе психолог-консультант должен помочь человеку сформулировать возможные альтернативы привычному поведению, а затем, внимательно анализируя и критически оценивая их, выбрать тот вариант, который для человека является наиболее подходящим. На четвертом этапе проведения психологического консультирования могут использоваться следующие процедуры: убеждение, разъяснение, поиск взаимоприемлемого решения, уточнение деталей, конкретизация. Все эти процедуры связаны с доведением до сознания человека тех советов и практических рекомендаций, которые вместе с ним вырабатывает психолог-консультант. Цель соответствующих процедур заключается в том, чтобы добиться максимально полного и глубокого понимания человеком тех выводов и решений, к которым приходит психолог-консультант, а также в том, чтобы мотивировать человека на выполнение этих решений. (Немов Р.С. Указ.соч. - С. 167).

5. Контрольный этап. На данном этапе психолог-консультант и человек договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться, и оцениваться практическая реализация человеком полученных им практических советов и рекомендаций. Завершающий этап психологического консультирования включает в себя следующие моменты: подведение итогов консультации и расставание с человеком. Подведение итогов в свою очередь содержит краткое повторение результатов консультации, сути проблемы, ее интерпретации и выработанных рекомендаций по решению проблемы. По желанию человека эти рекомендации могут быть предложены ему не только в устной, но и в письменной форме. Важно также, подводя итоги проведенной психологической консультации, совместно с человеком наметить продуманную программу реализации выработанных рекомендаций, отметив в ней следующее: что, как, к какому конкретному сроку, и в какой форме должно быть сделано человеком. Желательно, чтобы время от времени человек сообщал психологу-консультанту о том, как идут дела и как решается его проблема. Здесь же решается вопрос о том, как, где и когда психолог-консультант и человек в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. В конце данного этапа, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и человек могут договориться друг с другом о том, где и когда они встретятся в следующий раз.

На пятом, заключительном этапе психологического консультирования применяются те же процедуры, которые использовались на четвертом этапе. Однако на этот раз они в основном касаются оценок ожидаемой эффективности практического выполнения человеком тех советов, которые он получил от консультанта. Здесь специальной является процедура укрепления у человека уверенности в том, что его проблема обязательно будет решена, а также готовности сразу же после завершения консультации приступить к практическому решению своей проблемы. На данном этапе также могут применяться приемы убеждения, внушения, эмоционально-положительного стимулирования и ряд других.

Таким образом, этапы и сопровождающие их процедуры направлены на достижение целей, которые стоят перед психологическим консультированием.

Заключение

В заключение работы подведем обобщающий итог.

Психологические консультирование - практическое оказание действенной психологической помощи советами и рекомендациями людям, нуждающимся в этой помощи, со стороны профессионально подготовленных специалистов, психологов-консультантов.

Психологическое консультирование - это процесс профессионального взаимодействия между психологом-консультантом и человеком - работающим человеком (руководитель, член коллектива, коллектив) с целью эффективного осуществления адекватной и эффективной работы.

Назначение психологического консультирования заключается в том, чтобы помочь людям понять и прояснить собственные взгляды на их жизненное пространство и научить их достигать собственных, самостоятельно определяемых целей посредством осуществления сознательного выбора и решения проблем эмоционального и межличностного характера. Целями психологического консультирования являются: - облегчение изменения поведения; - совершенствование способностей человека устанавливать и поддерживать взаимоотношения; - увеличение продуктивности человека и его способности к преодолению трудностей; - помощь в процессе принятия решений; - способствование раскрытию и развитию потенциальных возможностей человека

Психологическое консультирование в процессе своего развития проходит ряд последовательных этапов, которые характеризуются, своими задачами, целями и процедурами психологического консультирования.

Этапы психологического консультирования - последовательные шаги в проведении психологического консультирования, рассчитанные на достижение частных целей консультирования, которые преследуются в его процессе. К этапам психологического консультирования относятся, в частности, настрой человека на исповедь, выслушивание психологом-консультантом исповеди человека, прояснение сути проблемы человека, поиск и формулирование рекомендаций по ее практическому решению.

Психологическое консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению. способствует развитию личности. В консультировании акцентируется ответственность человека, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение человека. Сердцевиной психологического является «консультативное взаимодействие» между человеком и консультантом, основанное на принципах гуманистической философии.

Список использованной литературы

1. Алешина Ю.Е. Специфика психологического консультирования // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1994. - № 1.

Тема 10. Этапы психологического консультирования

В процессе психологического консультирования можно условно выделить несколько стадий, особенности содержания, длительность и психотехническое обеспечение которых в каждой конкретной консультативной ситуации будут определяться характером проблемы и запроса клиента, теоретической направленностью и моделями консультирования, которыми владеет консультант. Однако все консультативные ситуации имеют некую общую логику в своем развитии и подчиняются необходимости использования неких универсальные средств, о которых необходимо знать консультанту.

Ю. Е. Алешина, анализируя опыт зарубежных и отечественных коллег, выделяет 4 общих стадии процесса психологического консультирования: 1) знакомство с клиентом и начало беседы; 2) расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез; 3) коррекционное воздействие; 4) завершение беседы. При этом общая длительность приема в 1 час распределятся по стадиям следующим образом: 1) начало беседы -5-10 минут; 2) расспрос клиента -25-35 минут; 3) коррекционное воздействие -10-15 минут; 4) завершение беседы -5-10 минут. На приблизительно такую же по времени длительность одной сессии (1 час) указывают многие специалисты.

Г.С.Абрамова выделяет 5 стадий: 1) установление контакта, 2) сбор информации, 3) осознание желаемого результата, 4) выработка альтернативных решений; 5) обобщение резюме, переход от обучения к действию. В.Ю. Меновщиков предлагает несколько отличную стадиальную модель: 1 стадия - установление контакта (первичная диагностика), 2 - исследование и осознание задачи (вторичная диагностика), 3 - перебор гипотез, 4 – решение, 5 - выход из контакта.

Р. Кочюнас, ссылаясь на опыт своих зарубежных коллег, приводит эклектическую модель структуры консультативного процесса, отражающую универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации. В этой модели выделяются этапы 1) исследование проблемы, 2) «двумерное определение проблемы», 3) идентификация проблемы, 4) планирование, 5) деятельность, 6) оценка и обратная связь (см. Документ 9: «Структура процесса консультирования»).

Р.С. Немов в отличие от других авторов в качестве первого этапа психологического консультирования называет подготовительный этап, на котором психолог-консультант готовится к проведению консультации и знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить, например, от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации (см. Документ 10: «Основные этапы проведения психологического консультирования по Р.С. Немову»).

Обобщая различные подходы к рассмотрению процесса психологического консультирования, можно выделить ряд основных его этапов:

- психологическая настройка консультанта,

- знакомство и выяснение запроса клиента (с заключением социального контракта),

- исповедь клиента,

- расспрос клиента и получение дополнительной информации,

- совместная интерпретация проблемы и принятие решения клиентом,

- формирование новой модели поведения и оптимизация личностных механизмов саморегуляции,

- оценка эффективности консультации методом совместного обсуждения.

Каждая консультативная ситуация имеет свои неповторимые особенности, обусловленные содержанием жизненной ситуации клиента, его переживаниями, его личностными особенностями, готовностью изменяться, характером тех отношений, которые складываются с консультантом, профессиональным опытом, теоретической направленностью самого консультанта и т.д. Поэтому содержание и длительность каждого из перечисленных этапов процесса психологического консультирования в разных случаях могут быть различными. Однако консультанту необходимо знать общую логику развития процесса консультирования и помогающих отношений.

Заключение

Список использованных источников

Введение

Ролло Мэй (род. в 1909 г.) - крупный американский психолог и психотерапевт, едва ли не последний ныне живущий классик экзистенциально-гуманистической психологии.

Его основные работы "Смысл тревоги", "Человек в поисках себя", "Любовь и воля", "Мужество творить" сочетают в себе скрупулезность анализа клинициста, гуманитарный кругозор философа и простоту пасторской беседы. Эти качества - отражение вех его биографии, в которой были годы учебы в теологической семинарии, пасторское служение, занятия философией, психоаналитическая подготовка и психоаналитическая практика.

"Искусство психологического консультирования" тоже несет отпечаток прекрасного и разностороннего образования Ролло Мэя. Однако самое главное в этой книге - ее практическая направленность. Как если бы рядом с тем, кто выступает в роли психолога-консультанта, оказался тот самый "супервизорский стул", с которого можно услышать подсказку, наводящий вопрос, похвалу или тактичное замечание опытного учителя - именно то, чего так не хватает российским коллегам Ролло Мэя.

Духовному смыслу такого принятия посвящена последняя глава книги. В отличие от большинства своих коллег-современников, Ролло Мэй всегда придавал огромное значение этому аспекту психологического консультирования и готов был работать с религиозно-нравственными проблемами своих клиентов.

Целью реферата является исследование этапов психологического консультирования по Р.Мэй.

Задачи реферата:

  1. Определить сущность психологического консультирования.
  2. Выяснить этапы консультирования по Р.Мэй.

1. Понятие психологического консультирования

Главная задача личности - определить свою уникальную роль в обществе.

Из этого следует, что у многих клиентов возникают проблемы из-за того, что они считают себя никому не нужными людям. Им, следовательно, надо помочь стать необходимыми людям, т.е. приобрести новую цель и новый для себя смысл жизни.

Трудность людей, обращающихся за консультацией по поводу своих личных проблем, заключается в том, что они не умеют быть самими собой,... не могут выразить свою индивидуальность.

Отсюда вывод: прежде всего надо практически помочь клиенту научиться быть самим собой, убедить его в том, что он обладает немалым числом положительных и ценных индивидуальных качеств, научить клиента свободно эти качества проявлять в общении с людьми.

Свобода в понимании Р. Мея - сторонника гуманистической теории личности - это возможность человека принимать самостоятельные решения. Такие решения не в состоянии принимать человек, имеющий психологические проблемы личностного характера. Даже, если эти проблемы сейчас кажутся ему незначительными, их все равно необходимо как можно быстрее преодолеть, иначе в будущем, когда возникнут более сложные проблемы, решить их окажется невозможно из-за несвободы человека в принятии и реализации решений.

Главные человеческие пороки - тщеславие и честолюбие. Об этом в свое время писал А. Адлер, и с его мнением согласен Р. Мей, добавляя: «Невротическое честолюбие порождается слабостью и неуверенностью, а его удовлетворение достигается за счет унижения и подавления других».

Если в психологическую консультацию обращается тщеславный и честолюбивый клиент и жалуется на то, что не может удовлетворить свое тщеславие и честолюбие, то не следует ему в этом активно помогать. Напротив, желательно поставить цель избавить его от этих недостатков.

Целью психологического консультирования не должно становиться избавление клиентов от внешних и особенно от внутренних конфликтов. Разумная задача психологического консультирования совершенно иная - превратить конфликты клиента в противоречия, которые он сам сможет разрешить, и за счет этого добиться успехов в своем личностном развитии; научить клиента анализировать и разрешать подобные противоречия и конфликты в будущем.

«Неврозы... не наследуются, а возникают от нашего неумения пользоваться тем, что мы получили в наследство».

В наследство мы получаем многие задатки и способности, достаточные для того, чтобы самостоятельно решить почти все, возникающие в нашей жизни, проблемы. Задача гуманистически ориентированного психологического консультирования состоит в том, чтобы помочь клиенту осознать и далее практически реализовать свои возможности для устранения собственных неврозов.

«Проблему клиента следует рассматривать не с точки зрения морали, а как вопрос душевного здоровья».

В гуманистическом понимании душевное здоровье человека означает его согласие с самим собой даже тогда, когда другим людям кажется, что он своим поведением нарушает нормы морали. Проблемы и конфликты в личности возникают тогда, когда, по мнению других людей, данный человек ведет себя вполне прилично, а ему самому кажется, что он нарушает нормы морали.

В этой связи психологическое консультирование должно решить двоякую задачу: во-первых, выяснить, какой морали придерживается клиент, и дать ему самому осознать это; во-вторых, установить, насколько его реальное поведение соответствует этим нормам морали, и также помочь осознать это клиенту. Все остальное для себя он решит сам.

Советы по размещению клиента в помещении психологической консультации:

  • Клиента во время беседы с ним необходимо сажать на удобный стул или на низкое кресло, лучше всего - вращающееся.
  • Клиент должен быть размещен таким образом, чтобы во время разговора с ним он мог совершать свободные телодвижения, а также движения руками и ногами.
  • Расположение клиента под углом или боком к психологу-консультанту позволяет клиенту свободнее, без психологического давления со стороны, отвечать на вопросы психолога-консультанта.

Советы по ведению психологического консультирования:

  • «Не стоит проводить очень длительные сеансы. Часовая беседа является оптимальным вариантом для каждого сеанса».
  • «Предпочтительнее изложить клиенту все возможные конструктивные варианты избавления от его проблемы. Подсознание клиента само отберет нужный вариант».
  • «Не менее двух третей всей встречи надо отдавать клиенту для исповеди... Если это не так, то консультирование ведется неверно».

Советы по стимулированию активности клиента во время беседы с ним:

  • Если психолог-консультант во время разговора с клиентом несколько развернут относительно клиента так, что клиент располагается под углом по отношению к нему, то со стороны клиента допускаются косвенные ответы на вопросы консультанта.
  • Если консультант поворачивается лицом к клиенту, то это значит, что он ждет от клиента прямых ответов на свои вопросы. Такого изменения позиции можно добиться, если консультант и клиент сидят во вращающихся креслах.
  • Если клиент правильно понимает, то он правильно и поступает.
  • Консультанту не всегда следует возлагать на клиента всю меру ответственности за собственное спасение. В наиболее серьезных случаях часть этой ответственности ему стоит временно принять на себя, с тем чтобы в конечном счете помочь клиенту осознать свою ответственность в полной мере.
  • Во время исповеди клиента консультант не должен эмоционально ярко проявлять свое отношение к тому, о чем говорит клиент, но и не демонстрировать свое абсолютное безразличие к этому.
  • Консультант должен быть осторожен со словами утешения во время беседы. Сострадание, как чувство личное и субъективное, может еще больше расстроить клиента.
  • Открытые во время беседы ладони поощряют собеседников быть взаимно откровенными и доверчивыми.

О роли собственных переживаний клиента в решении его личной проблемы:

  • Страдание обладает большим созидательным потенциалом.
  • Переживая душевные страдания, человек растет не только духовно, но черпает силы для духовного творчества.
  • С помощью страдания природа указывает нам, где мы ошибаемся и что нужно изменить в нашем поведении.
  • Жизнь сама, через страдания заставит клиент "дозреть", и он примется за переделку самого себя.
  • Тот, кто налагает полный запрет на все проявления инстинктивной стороны своей жизни, вероятно на время избежит зла, но зато лишит себя возможности творить добро.
  • Попытка укрыться от проблем, которые ставит жизнь, из опасения потерпеть неудачу, только приведет к психологическим проблемам.

2. Этапы психологического консультирования

Этапы психологического консультирования - это последовательные шаги в проведении психологического консультирования, рассчитанные на достижение частных целей консультирования, которые преследуются в его процессе. К ним относятся, в частности, настрой клиента на исповедь, выслушивание психологом-консультантом исповеди клиента, прояснение сути проблемы клиента, поиск и формулирование рекомендаций по ее практическому решению.

Систему приемов и методов беседы можно условно разделить на четыре этапа:

Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы, длительность данного этапа 5-10 мин при средней продол-жительности одной консультативной беседы 45 мин - 1ч 10 мин. На протяжении этого этапа психолог-консультант вы-полняет следующие действия:

Можно встать навстречу клиенту или встретить его в две-рях кабинета, что будет восприниматься клиентом как де-монстрация доброжелательности и заинтересованности.

Желательно подбадривать клиента словами типа «Прохо-дите, пожалуйста», «Усаживайтесь поудобнее».

После первых минут контакта с клиентом рекомендуется предоставить ему паузу 45-60 сек, чтобы он мог собраться с мыслями и оглядеться.

После паузы желательно начать собственно знакомство. Можно сказать клиенту: «Давайте познакомимся. Как мне вас называть? » После этого необходимо представиться кли-енту. Представляться лучше всего так, как представился клиент. Можно обсудить, удобно ли будет клиенту, если его будут называть таким образом. Важно иметь заранее заготовленную фразу, которая по-зволяла бы осуществлять этот переход, чтобы не расте-ряться неожиданно под впечатлениями первого знаком-ства с клиентом, не попасть в ситуацию, когда не знаешь с чего начать. Пример такой стандартной фразы: «Что вас привело ко мне?» С произнесения этой фразы начина-ется следующий этап психологического консультирова-ния.

Этап 2 - расспрос клиента длительностью 25-35 мин. при средней продол-жительности консультативной беседы 45 мин - 1ч. 10 мин. Дан-ный этап можно условно разбить на два подэтапа: формирование консультативных гипотез, проверка консультативных гипотез.

А) Деятельность психолога-консультанта на подэтапе «Формирование консультативных гипотез»

  1. Эмпатическое слушание - чуткое вос-приятие внутреннего мира другого человека со всеми его смысловыми и эмоциональными нюансами. Способность к эмпатии формируется по мере раз-вития опытности консультанта.
  2. Принятие концепции клиента на этапе расспроса, не вступать в споры с клиентом, не перебивать
  3. Структуирование беседы, объяснение клиенту - зачем задаются вопросы, краткое комментирование того, что говорит клиент, регулярное подведение итогов сказанного.
  4. Осмысление того, что говорит клиент, гипотеза - основание, предположение. Однако психологу-консуль-танту необходимо выявить суть этих затруднений, сфор-мулировав их как психологическую проблему (перевод запроса клиента на психологический язык на основе изучения всей информации о клиенте и его ситуации).

На первом подэтапе второго этапа психолог-консультант старается занимать по преимуществу пассивную позицию, по-буждая клиента к активному и довольно спонтанному (само-произвольному, без участия воли психолога и клиента) расска-зу. Одновременно он старается осмысливать ситуацию и фор-мулировать консультативные гипотезы. Когда у него формиру-ется несколько подобных гипотез, возникает естественное желание занять более активную позицию - задавать конкрет-ные вопросы, направленные на проверку консультативных ги-потез, или предпринять какие-либо другие действия для их проверки. Этому, как правило, соответствует и желание клиен-та услышать что-либо от консультанта; он уже высказал все, что мог и хотел. Переход психолога-консультанта из пассивно-го состояния в активное, связанное с проверкой возникших у него консультативных гипотез второго подэтапа второго эта-па консультативной беседы.

Б) Деятельность психолога-консультанта на подэтапе «Проверка консультативных гипотез» можно избрать два алгоритма:

Начать задавать клиенту вопросы, направленные на уточ-нение возникших у консультанта идей;

Изложить клиенту свою гипотезу (интерпретацию) и спро-сить его, что он по этому поводу думает. Редко бывает так, чтобы клиент сразу же принял гипотезу и согласился с ней. Обычно завязывается диалог, в результате которого гипотеза корректируется, обрастает множеством значимых и характерных для данной ситуации фактов и переживаний, т.е. она максимально индивидуализируется. Но и в том и в другом случае для того, чтобы гипотеза кон-сультанта подтвердилась или была опровергнута, необходимо обсудить две-три конкретные ситуации, которые должны быть:

а) тесно связаны с содержанием основных жалоб клиента;

б) типичны для жизни клиента;

в) желательно развернуты, описывать негативные, позитив-ные и нейтральные характеристики отношений.

Работа с конкретными ситуациями важна потому, что чем более подробно говорит человек, тем меньше в его рассказе от-печатков субъективности, односторонности, тем больше воз-можностей для консультанта понять те аспекты реальности, которые не замечаются рассказчиком.

На всем протяжении второго этапа консультативной беседы необходимо стимулировать клиента на описание собственных чувств и чувств других людей. Чувства глубже отражают дей-ствительность, больше говорят о плохо осознаваемых, часто скрытых для самого клиента желаниях и конфликтах, лежа-щих в основе проблем. После того как психолог-консультант проверит свои гипоте-зы и, возможно, найдет причину, лежащую в основе проблемы клиента, логично перейти к оказанию воздействия. Переход к оказанию воздействия - начало следующего, третьего этапа консультативной беседы.

Этап 3- оказание воздействия продолжительностью - 5-10 мин при сред-ней продолжительности консультативной беседы 45 мин -1ч. 10 мин. Данный этап можно условно разделить на два подэтапа: коррекция установок клиента и коррекция поведения клиента.

А) Деятельность психолога-консультанта на подэтапе «Коррекция установок клиента» эффективна, если в сознании клиента обозначится следующая це-почка событий:

а) чувство или переживание клиента, дли-тельно существующее или периодически возникающее в связи с логикой развития отношений, толкающее его на то, чтобы добиваться достижения своих целей и удовлетворения своих потребностей (в любви, власти, понимании, ощущении ценно-сти прожитой жизни и т. д.);

б) неадекватные средства, изби-раемые для реализации этих целей, приводящие к сложности во взаимоотношениях;

в) негативная реакция партнера, часто усугубляющая проблемы клиента.

Производится коррекция для того, чтобы изменились установки клиента на неэффективное поведение, чтобы он осознал их неэффективность, чтобы начал искать более эффективное поведение применительно к своей ситуации. Цель - создать условия для того, чтобы клиент сам задумался над своей ситуацией, погрузился в нее глубже и смог сам сделать необходимые выводы

Результатом работы психолога-консультанта на первом подэтапе третьего этапа психологического консульти-рования будет в той или иной степени выраженное непринятие прежних способов поведения в проблемных ситуациях, установ-ка на поиск новых, более конструктивных, отвечающих реали-ям возникшей ситуации способов поведения. Переход собствен-но к коррекции поведения - начало второго подэтапа третьего этапа консультативной беседы.

Б) Деятельность психолога-консультанта на подэтапе «Коррекция поведения клиента» направлена на то, чтобы результатом работы на этом подэ-тапе был детально разработанный план позитивного реагиро-вания клиента.

Клиент может сам найти конструктивные альтернативы своему поведению, наблюдая за действиями друзей, близ-ких, анализируя произведения культуры, искусства, на что его можно направить. Психолог-консультант должен стремиться к тому, чтобы клиент нашел альтернативу своему поведению именно сам, чтобы она органично вырастала из его жизненного опыта. Но в некоторых случаях психологу-консультанту допустимо и предлагать возможные поведенческие альтернативы кли-енту.

Разработка плана конкретного позитивного реагирова-ния клиента предполагает, что в психологической консуль-тации психолог и клиент детально спланируют, где и ко-гда, в каком месте и в какое время, в какой форме новое конструктивное поведение будет иметь место. Будут обсуж-дены все подводные камни, возможные препятствия на пути этого поведения. Иначе позитивное поведение может быть отложено на очень далекое время, а то и вообще не состояться.

Этап 4 - завершение консультативной беседы продолжительностью - 5-10 мин при средней продол-жительности консультативной беседы 45 мин - 1 ч 10 мин. На этом этапе обычно психологом-консультантом выполняются следующие действия:

  1. Подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема).
  2. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших от-ношений клиента с консультантом или другими необходи-мыми специалистами. Дается адрес других специалистов (например, нарколога) и время их приема. Формулируется задачи последующих встреч и их количество. Обсуждается вопрос домашних заданий
  3. Прощание консультанта с клиентом. Клиента следу-ет проводить хотя бы до двери, сказать ему несколько теплых слов на прощание. Желательно несколько раз упомянуть кли-ента по имени. Нежелательно, чтобы вслед за одним клиентом сразу же входил следующий. Это может оттолкнуть тех, кому нужны доверительные отношения. Консультант должен быть готов признать возможные ограничения своей компетенции, не вступать в излишние споры.

Простейшие приемы консультирования - нерефлексивное и рефлексивное слушание.

Нерефлексивное слушание - простейший прием и состоит в умении молчать, не вмешиваясь в речь собеседника, это активный процесс, требующий внимания. В зависимости от ситуации консультант может выразить понимание, одобрение и поддержку короткими фразами или междометиями. Нерефлексивное слушание больше всего подходит к напряженным ситуациям, когда клиент бывает возбужден, его мало интересует мнение консультанта, он хочет выговориться.

Рефлексивное слушание включающее некоторые приемы, которыми должен владеть консультант:

Выяснение - это обращение к говорящему за уточнениями: «Пожалуйста, объясните это..», «Я не понял, что Вы имели в виду…»;

Уточнение: слушающий просит дополнений, разъяснений, чтобы более точно понять намерения и интересы партнера;

Перефразирование, пересказ того, что сказал собеседник, своими словами; в начале беседы более полно, далее - выделяя и сохраняя то, что показалось слушающему главным. При неправильном или неточном понимании со стороны говорящего возможны коррекция и дополнения, после особенно длинной реплики собеседника уместно подвести итоги;

Дальнейшее развитие мыслей собеседника, но только в рамках высказанного собеседником смысла, в противном случае это переходит в игнорирование;

Резюмирование - значит подытожить основные идеи чувства говорящего: «Как я понимаю, вашей основной идеей является…», «Мне было очень приятно услышать это», «Меня беспокоит, что мы с вами...»;

Замечания о ходе беседы, например: «Пора приступать к предмету разговора», «Я думаю, мы с вами нашли решение проблемы» и т.д.

Процесс консультирования имеет ряд стадий:

1 этап - установление контакта и ориентирование клиента на работу.

2 этап - сбор информации о клиенте, решение вопроса «В чем проблема».

3 этап - осознание желаемого результата, ответ на вопрос «чего вы хотите добиться?».

4 этап - выработка альтернативных решений, которую можно обозначить как «Что ещё можно сделать по этому поводу?»

5 этап интервью - это обобщение психологом в форме резюме результатов взаимодействия с клиентом.

Основным методом психологического консультирования является интервью (англ. - беседа, встреча). Именно интервью может служить моделью, на которой четко прослеживается стадийность консультативного процесса. Термин «интервью» в психологии трактуется как способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Различают два вида интервью: свободное (не регламентированное темой и формой беседы) и стандартизированное (по форме близкое к анкете с закрытыми вопросами).

Стадии консультативного процесса в трактовке ученых-психологов для сравнения представлены в таблице 1.

Таблица 1

Стадии консультативного процесса

Г. Хэмбли

Г.С. Абрамова

В.Ю. Меновщиков

Установление

отношений доверия (раппорт и близость)

Установление контакта (раппорта)

Установление

контакта

Установление кон- такта (первичая диагностика)

Исследование

Чтение характера

информации

Исследование осознание задачи (вторичная диаг-ностика)

Решение (вывод)

Исповедь

Осознание же-лаемого результата

Перебор гипотез

Толкование

Выработка аль- тернативных решений

Решение и выход из контакта

Трансформация личности

Обобщение-

резюме, переход от обучения к действию

Попытаемся теперь рассмотреть каждую из стадий консультирования более подробно.

Стадия установления контактов начинается еще до встречи консультанта и клиента. Все начинается тогда, когда клиент получает какую-либо информацию о консультативном центре или конкретном консультанте. Более того, можно говорить о том, что процесс консультирования предопределен интраконцепцией клиента («мифом о помощи»). Уже от того, как называется центр - «Белая магия» или «Эскулап» либо как-то иначе, во многом будут зависеть состав клиентов центра, их ориентации и другие составляющие консультативного процесса. Вопросы имиджа центра и имиджа отдельных психологов настолько сложны и объемны, что им стоит посвятить отдельную работу. Мы ограничимся лишь примерным перечислением внешних факторов, которые на консультативный процесс (скрещенные на груди руки; голова, лежащая на ладони, вызывает полное отсутствие интереса и т. п.).

Способствует контакту и в конечном итоге установление «рабочего альянса» и эмпатия. Рабочий альянс на ранней фазе консультирования должен включать три компонента: общая цель; единые задачи; развитие личной связи между клиентом и консультантом. Для оценки этих компонентов предлагается специальный опросник. Другая сторона, на которую следует обратить самое пристальное внимание на первой стадии консультирования - это первичная психодиагностика, то, что Р. Мэй называет «чтение характера». Он пишет: «Отличительной чертой консультанта является его особая чувствительность по отношению к людям, их надеждам, страхам и личностным напряжениям. Эта способность позволяет ему улавливать малейшие проявления характера, такие, как интонация, поза, выражение лица, даже одежда и на первый взгляд случайные движения тела». Уже на первой стадии консультирования, только завязывая контакт с клиентом, консультант может получить массу ценной информации о личности клиента, его мотивации и т. п.

Стадия сбора информации и осознания желаемого результата, условно называемая нами «исследование и осознание проблемы», делится на два относительно самостоятельных процесса, сходных с тем, что Р. Мэй называет «исповедь и толкование», а Г. Хэмбли - «выслушивание и рефлексия». Действительно, сердцевину первой фазы второй стадии составляет «исповедь» клиента - спонтанный рассказ о том, что привело его в психологическую консультацию», какие люди вызвали у него определенные чувства, которые привели к ситуации психологического тупика, требующей посторонней оценки, сочувствия, поддержки или совета...

По мнению В.В. Столина, спонтанно высказанные жалобы клиента могут быть структурированы следующим образом:

Локус жалобы, который делится на субъектный (на кого жалуется) и объектный (на что жалуется).

По субъектному локусу встречаются пять основных видов жалоб (или их комбинаций):

На ребенка (его поведение, развитие, здоровье...);

На семейную ситуацию в целом (в семье «все плохо», не так»);

На супруга (его поведение, особенности) и супружеские (нет взаимопонимания, любви и т. д.);

На самого себя (свой характер, способности, особенно);

На третьих лиц, в том числе на совместно проживающих в семье или вне семьи бабушек и дедушек.

По объектному локусу можно выделить следующие виды жалоб:

На нарушение психического или соматического здоровья или поведения (энурез, страхи, навязчивости);

На ролевое поведение (несоответствие полу, возрасту, статусу) мужа, жены, детей, тещи, свекрови и т. п.;

На поведение с точки зрения соответствия психическим нормам (например, нормам умственного развития ребенка);

На индивидуальные психические особенности (сверх-активность, медлительность, «безволие» и т.п., для ребенка; отсутствие эмоциональности, решительности и т. п. для супруга);

На психологическую ситуацию (потеря контакта, близости, понимания);

На объективные обстоятельства (трудности с жильем, работой, временем, разлука и т. д.)

Самодиагноз - это собственное объяснение клиентом природы того или иного нарушения в семейной жизни, основанное на его представлениях о самом себе, о семье и человеческих взаимоотношениях. Часто самодиагноз выражает отношение клиента к расстройству или его предполагаемому носителю. Самые распространенные самодиагнозы:

«3лая воля» - негативные намерения лица, о котором идет речь, выступающего как причина нарушений или как вариант — указание на непонимание этим лицом каких-либо истин, правил и нежелание понять их.

«Психическая аномалия» - отнесение лица, о котором идет речь, к психическим больным.

«Органический дефект» - квалификация лица, о котором идет речь, как врожденно неполноценного.

«Генетическая запрограммированность» - объяснение тех или иных поведенческих проявлений влиянием негативной наследственности (применительно к ребенку, как то, наследственности со стороны разведенного супруга, с которым клиент в конфликтных отношениях; к супругу — со стороны родных, с которыми конфликтные взаимоотношения).

«Индивидуальное своеобразие» — понимание тех или иных поведенческих особенностей.

«Собственные неверные действия» — оценка собственного настоящего или прошлого поведения (в том числе как воспитателя, супруга).

«Собственная личностная недостаточность»-тревожность, неуверенность, пассивность и т.п. и, как следствие - неправильное поведение.

«Влияние третьих лиц» — родителей, супруга, бабушек, дедушек, учителей.

«Неблагополучная ситуация» - развод, школьный конфликт, испуг - для ребенка; перегрузка, болезнь и пр. - для себя или супруга.

«Направление» («Меня к вам направили...» и далее называется официальный орган, директор школы или иной руководитель).

Проблема - это указание на то, что клиент хотел бы, но не может изменить. Называются следующие наиболее распространенные проблемы:

Неуверен, хочу быть уверенным (в решении, оценке и т. д.).

Не умею, хочу научиться (влиять, внушать, гасить конфликты, заставлять, терпеть и т. п.).

Не понимаю, хочу понять (ребенка, его поведение; супруга, его родителей и т. д,).

Не знаю, что делать, хочу знать (прощать, наказывать, лечить, уйти и т. п.).

Не имею, хочу иметь (волю, мужество, терпение, способности и т. п.).

Знаю, как надо, но не могу сделать, нужны дополнительные стимулы.

Необходимо различать проблему клиента и объектный локус жалобы, формулируемый в виде проблемы лица, о котором идет речь. (Если речь идет о том, что муж, жена или ребенок не понимает, не умеет и т. п., это не означает, что клиент хочет что-то понять, узнать и т. п.)

Запрос - это конкретизация формы ожидаемой клиентом помощи от консультации, обычно проблема и запрос по смыслу связаны. Например, если клиент формулирует проблему: «Не умею, хочу научиться», то запрос скорее всего будет — «научите». Однако запрос может быть и уже проблемы, можно выделить следующие виды запросов:

Просьба об эмоциональной и моральной поддержке («Я прав, не правда ли?», «Я - хороший человек, не правда ли?», «Мое решение правильно, не правда ли?»).

Просьба о содействии в анализе («Я не уверен, что правильно понимаю эту ситуацию, не поможете ли мне разобраться?*).

Просьба об информации («Что известно об этом?»).

Просьба об обучении навыкам («У меня это не получается, научите»).

Просьба о помощи в выработке позиции («Что делать, если он мне изменяет?», «Можно ли наказывать за это моего ребенка?).

Просьба в оказании влияния на члена семьи или в его изменении в интересах лица, о котором идет речь («Помогите ему избавиться от этих страхов», «Помогите ему научиться общаться с ребятами»).

Просьба об оказании влияния на члена семьи в интересах клиента («Сделайте его более послушным», «Помогите мне переломить его злую волю», «3аставьте его больше любить и уважать меня»).

Расхождение наблюдается при анализе запроса. Например, явное содержание запроса - просьба о помощи: «Что делать, если он мне изменяет?», а скрытое - просьба об оказании влияния в собственных интересах: «Помогите мне его удержать». Следует отметить, что скрытое содержание - это не бессознательное вытеснение содержания, это лишь недоговоренное содержание. Тактически правильно уже при первой встрече делать попытки перевести скрытое содержание в явное (соответственно формулируя вопросы). Как правило, реакция клиентов в таком случае положительная.

Трансформация личности происходит под действием психологического тконсультирования.

Заключение

В ходе написания реферата было выяснено, что этапы психологического консультирования - это последовательные шаги в проведении психологического консультирования, рассчитанные на достижение частных целей консультирования, которые преследуются в его процессе. К ним относятся, в частности, настрой клиента на исповедь, выслушивание психологом-консультантом исповеди клиента, прояснение сути проблемы клиента, поиск и формулирование рекомендаций по ее практическому решению.

У Р.Мэй представлены следующие этапы психологического консультирования:

  1. Установление контакта (раппорта). Стадия установления контактов начинается еще до встречи консультанта и клиента. Все начинается тогда, когда клиент получает какую-либо информацию о консультативном центре или конкретном консультанте. Более того, можно говорить о том, что процесс консультирования предопределен интраконцепцией клиента.
  2. Чтение характера. Способствует контакту и в конечном итоге установление «рабочего альянса» и эмпатия. Рабочий альянс на ранней фазе консультирования должен включать три компонента: общая цель; единые задачи; развитие личной связи между клиентом и консультантом.
  3. Исповедь.
  4. Толкование.
  5. Трансформация личности. Этот этап происходит в процессе психологического консультирования и показывает эффективность консультационной деятельности.

Список использованных источников

  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультиро-вание. - М.: Независимая фирма «Класс»,
  2. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004.
  3. Бендлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. - Воронеж, 1993.
  4. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. Учебное пособие.- М.: «Ось-89»,2003.
  5. Мей Р. Искусство психологического консультирования. - М.: Независимая фирма «Класс», 1994.
  6. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учеб. Пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  7. Сысенко В.А. Психодиагностика супружеских взаимоотношений: Научно-метод.пособие в помощь работникам социальных служб. - М.: ННН семьи, 1998.
  8. Торохтий В.С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей, в 2- ух томах: Учебное пособие. - М.: МГСУ,

Мей Р. Искусство психологического консультирования. - М.: Независимая фирма «Класс», 1994. - С. 20.

Там же. - С.19.

Там же. - С.43.