была создана гигантская, по тем временам библиотека. Ашшурбанипал был единственным грамотным, среди всех ассирийских правителей. Кроме этого, он оказался заядлым библиофилом и коллекционировал самое дорогое, из доступных удовольствий - знания.

Глиняная табличка N 11 с фрагментом мифа о Гильгамеше, на которой описывается история потопа ; (находится в коллекции Британского музея.)

Во дворце была небольшая библиотека, но Ашшурбанипала она не устраивала. Как приличный маньяк, Ашшурбанипал добывал предметы для своей коллекции любыми способами. Он отправлял писцов в разные районы страны, чтобы те изготавливали копии любых текстов, которые попадутся. Кроме того, Ашшурбанипал заказывал во всех крупных храмовых архивах копии текстов, которые те пересылали ему в Ниневию. Ну и грабеж для коллекционера - это святое!

Во время военных походов Ашшурбанипал совмещал приятное с полезным: захватывал целые клинописные библиотеки и тащил к себе во дворец. Наверное поэтому он так любил воевать. Свою библиотеку царь собирал почти 25 лет.

Он нежно любил свою коллекцию, и придавал большое значение ее упорядочению. На каждой табличке был своеобразный экслибрис - имя царя. И было написано название оригинала, с которого снята копия. Библиотекари Ашшурбанипала не даром ели свой хлеб. Они проделывали огромную работу по каталогизации, копированию, комментированию и исследованию текстов библиотеки. Составлялись многочисленные глоссарии, списки литературы и комментарии. Основная часть книг была переводами с шумерских и вавилонских текстов. Их писали специалисты переводчики. Как правило, каждый текст хранился в шести копиях, и часто на нескольких языках.

таблицы синонимов

Книги были написаны на глиняных и восковых табличках, пергаментах и папирусах.
Царь заслужено гордился свой образованностью. Он не просто собирал книги. Он их читал.

"Я изучил то, что мне принес мудрый Адапа , овладел всем тайным искусством письма на табличках, стал разбираться в предсказаниях в небе и на земле, участвую в дискуссиях ученых мужей, предсказываю будущее вместе с опытнейшими толкователями предсказания по печени жертвенных животных. Я умею решать сложные, непростые задачи на деление и умножение, постоянно читаю мастерски выписанные таблички на таком сложном языке, как шумерский, или таком трудном для толкования, как аккадский, знаком с допотопными записями на камне, которые являются уже совсем непонятными."

(Глядя на эти надписи, я понимаю,почему царь гордился. Чтобы добровольно читать ТАКОЕ, надо быть очень волевым человеком!)

В библиотеке были книги обо всем: Книги заговоров, пророчеств, магических и религиозных ритуалов; Мифы; Медицинские тексты; Книги о лечении при помощи чародейства; Таблички с эпосом о Гильгамеше и мифологическим переводом Энума элиш ; Книги с молитвами, песнями, юридическими документами (например, законы Хаммурапи ), хозяйственными и административными записями, письмами, астрономическими и историческими трудами, записями политического характера, списками царей и поэтическими текстами. Были книги обо всем на свете, кроме математики. Наверное все математические тексты хранились отдельно и их не нашли. Или сперли, когда грабили дворец. Или они погибли в пожарах... Ну, и на солнце бывают пятно. Ашшурбанипал создал библиотеку, которая охватывала все накопленные человечеством знания.

Текст про Иштар

Через поколение после Ашшурбанипала его столица пала под ударами мидян и вавилонян. Библиотека не была разграблена. Наверное не все грабители любили читать. Большая часть книг, которые были написаны на восковых дощечках, папирусах и коже просто сгорела. Остались книги на глиняных табличках, которые оказались погребёнными под руинами дворцов, где хранилась. Сохранилось 25 000 глиняных табличек. Судя по древним каталогам, до нас дошло не более 10 % от всех собранных Ашшурбанипалом фондов. Библиотека была совсем не маленькой, даже по нашим меркам. А в VII веке до нашей эры, она не имела себе равных: 250 тысяч книг!!!

Список астрологических предзнаименований по Луне, и комментарии

Библиотека, в переводе с греческого –«библио» - книга, «тека» - хранилище, то есть «хранилище книг».

О роли библиотек в жизни людей можно судить уже по тем образным наименованиям, которые им издавна присваивали. Их называли храмами мудрости, памятью человечества, хранилищами сокровищ цивилизации.

Библиотека – это обыкновенное и в то же время удивительное место, потому что в этом помещении живут книги. Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о чуде, как о сокровище, и бывает, что не всегда ценим и бережем её. Но вдумайтесь, ведь книга до недавнего времени была единственным средством передачи знаний от поколения к поколению. Как только люди изобрели письменность, появилась возможность собирать и накапливать знания.

Вся история человеческого разума связана с книгами и библиотеками. Это совсем не спокойная история! За книги сражались, их сжигали, теряли, находили, откапывали в руинах погребённых временем городов, спасали от вражеского нашествия как самое дорогое. Сегодняшняя библиотека кажется воплощением тишины, покоя и порядка.

Как и во все времена она служит людям. Интересно, что уже первые библиотеки представляли собой не просто помещение, где хранили книги: это были настоящие библиотеки в полном смысле слова. Там имелись особые таблички, на которых записывали первые строки произведений, хранящихся в библиотеке, что помогало удобно группировать и затем отыскивать требуемый литературный источник.

Самые первые библиотеки появились в Древнем Египте. Они назывались «домами папируса» и «домами жизни». Создавались они при дворцах и храмах. Египетские фараоны придавали большое значение образованию. При раскопках над входом в одно из помещений дворца Рамзеса II археологи обнаружили надпись: «Аптека для души». По мнению древних египтян, книги можно сравнить с лекарством, которое делает сильным ум человека, облагораживает его душу.

В XIX веке археологи раскопали на берегах реки Тигр столицу ассирийских царей Ниневию и обнаружили там клинописную библиотеку, учреждённую царем Ашурбанипалом. Она называлась «Дом наставлений и советов» и представляла собой огромное собрание глиняных табличек, которые по указанию царя были взяты из храмов и из домов знатных и образованных ассирийцев.


Таблички пролежали около двадцати лет в Британском музее в Лондоне. Когда ученым удалось расшифровать клинопись, стало ясно, что это целая библиотека глиняных книг. Каждая такая «книга» состояла из «листов» - табличек одинакового размера. На каждой табличке было название книги – начальные слова первой таблички, а также стоял номер «листа». Книги размещались в строгом порядке, имелись каталоги – списки с указанием названий книг и числа строк в каждой табличке. Примечательно, что эта библиотека имела тематический каталог. Все её книги были распределены по темам: история, право, астрономия, математика, медицина, легенды и мифы. В каталоге отражалось название произведения. А также комната и полка, где следовало искать нужную табличку. Там хранилось около 30 тысяч глиняных книг, каждая из которых имела на себе клинописный штамп: «Дворец Ашшурбанипала, царя Вселенной, царя Ассирии». Ниневийская библиотека - самая известная древняя библиотека.

Древняя Греция, или Эллада, славилась своими учеными и философами, которые создавали школы и академии, при которых открывались библиотеки. Первая публичная библиотека была основана тираном Клеархом в Гераклее. Самой большой частной библиотекой считалось собрание древнегреческого философа и ученого Аристотеля. Библиотека Аристотеля в Лике, в районе Афин, где великий античный философ читал свои лекции, насчитывала десятки тысяч свитков. После смерти ученого его библиотека стала частью Мусейона, Храма Муз. Во время раскопок в Гееркулануме была обнаружена библиотека поэта Филодема, которая насчитывала около 1860 свитков.


Центром культуры Египта была Александрия, где правила династия Птолемеев. В начале третьего века до нашей эры Птолемей I задумал превратить Египет в центр культуры и искусств и основал знаменитый Мусейон (по примеру афинского). Это был огромный ансамбль: университет с учебными залами и жилыми помещениями, обсерватория, ботанический сад, зоопарк и прославленная библиотека папирусных свитков. Птолемей II расширил Александрийскую библиотеку, посылая во все концы света своих людей, которые добывали самые ценные сочинения.


При Птолемее II – покровителе ученых и поэтов, Мусейон и Александрийская библиотека достигли наивысшего расцвета. Сын Птолемея II, Птолемей III издал указ, по которому всякий прибывший в гавань, был обязан отдать или продать имевшиеся у него книги. Их передавали в библиотеку, а владельцам возвращали копии с пометкой об их соответствии оригиналу. Фонд библиотеки составлял 700-800 тысяч текстов на многих языках.

В 47 году до нашей эры часть библиотеки сгорела, другая была уничтожена во время столкновений язычников и христиан.



Современная Александрийская библиотека. Египет.

С Александрийской библиотекой соперничала Пергамская библиотека, которая была создана во втором веке до нашей эры и насчитывала около 200 тысяч папирусных и пергаментных рукописей. Пергамская библиотека уступала Александрийской библиотеке лишь по величине фонда. Её большую часть составляли медицинские трактаты – Пергам считался центром медицины. История библиотеки завершилась в 43 году до нашей эры, когда Пергам стал провинцией Рима, и большая часть книг попала в Александрийскую библиотеку.


Сегодня Пергам находится на территории Турции, и развалины библиотеки входят в число туристических объектов.

Первая римская публичная библиотека была создана по греческим образцам Сезонием Поллионом. Позднее в Римской империи возникли библиотеки, учреждённые императорами Августом, Тиберием, Траяном, византийскими правителями. Самые ранние христианские библиотеки возникли при больших епископальных церквях.


В 1037 году киевский князь Ярослав Мудрый (около 980 – 1054) основал первую библиотеку в Киевской Руси. Она находилась в киевском Софийском соборе. Это было самое полное собрание письменных памятников Древней Руси – Евангелие, книги пророков, жития святых. Здесь хранились и важные государственные документы. 500 томов – таким собранием в то время могли похвалиться не многие библиотеки Европы. Неизвестно, куда пропала библиотека Ярослава Мудрого: возможно, она погибла во время большого пожара в 1124 году или была уничтожена в 1240 году во время разгрома Киева войсками монгольского хана Батыя.

Одной из самых загадочных библиотек является библиотека первого русского царя Ивана Грозного (1530 – 1584). Он обладал уникальным книжным собранием, которое хранил в глубоких подземельях Кремля. Иностранцы, видевшие книжное собрание, говорили, что там были в числе прочих книг, очень редкие. После смерти царя его библиотека стала легендой, так как бесследно исчезла. Тайна библиотеки не даёт покоя историкам и археологам уже не одно столетие. До сегодняшнего дня поиски библиотеки так и не увенчались успехом.

С тех самых времён, когда возникли первые библиотеки, их хранители были озабочены тем, чтобы книги не пропадали. Издавна этой цели служит книжный знак. В наше время он называется экслибрис.


Первой общедоступной библиотекой в России стала Публичная библиотека в Санкт-Петербурге. Основана она в 1795 году. Её разрешалось посещать «всем прилично одетым гражданам» три дня в неделю с 9 утра и до захода солнца.

Крупнейшая в России, а по количеству хранимых материалов вторая в мире (после Библиотеки Конгресса США)- Российская государственная библиотека в Москве (до 1992 года- Ленинская). Она содержит около 40 миллионов изданий. В настоящее время всё более распространяются и входят в фонд библиотеки микрофиши, микрофильмы, диапозитивы,аудио и видеокассеты, также всё более широкое распространение получают электронные носители.


Библиотеки бывают: государственные, муниципальные, частные, учебные и научные.

Библиотеки бывают специальные: исторические, медицинские, технические, педагогические, художественные, сельскохозяйственные и др.

А есть библиотеки самые обычные, которые всегда рядом с домом - районные, чтобы просто зайти и прочитать несколько страниц о чем-то интересном или полистать журнал, который уже давно нет возможности выписать или купить.

А есть еще, наверное, в каждой семье библиотеки личные (домашние), хотя бы такие, о которых писал Конан Дойл: «Пусть бедна ваша книжная полка, пусть украшает она ваше жилище. Затворите изнутри дверь комнаты… Все низкое, все пошлое вы оставили позади. Здесь, ожидая вас, стоят рядами ваши молчаливые друзья. Обведите взглядом их строй. Выберите того, который сейчас всех ближе душе вашей. Теперь остается только протянуть к нему руку и отправиться вместе с ним в страну мечты».

Вечные спутники: писатели о книге, чтении, библиофильстве/Сост. А. Блюм.- М: Книга, 1983.- 223 с.

Справочник школьника. История мировой культуры/Сост. Ф.Капица.- М.: Филологич. общ-во «Слово», ТКО «АСТ», 1996.- 610 с.

Великие библиотеки // Книжный мир Терра– 2000- №2 – с.44-45

Библиотеки древности Выполнили ученики 2 «Б» класса «Книги – это спрессованное время » Мариэтта Шагинян

Введение В древней истории известно много крупных библиотек, которые собирали правители великих древних государств, чтобы сохранить самые ценные сведения из накопленных прежними цивилизациями знаний на пользу будущих поколений. Однако подавляющее большинство книг из этих архивов в настоящее время считаются безвозвратно утерянными.

Что такое библиотека? Библиотека - это культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением, пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой.

Одной из самых древних считается библиотека фараона Рамзеса 11 . Именно над ее входом, отделанном золотом, была высечена надпись «Аптека для души». Основанная примерно в 1300 году до н.э. близ города Фивы, она хранила книги-папирусы в ящиках, глиняных кувшинах, позднее – в нишах стен. Пользовались ими фараоны, жрецы, писцы, чиновники. Простому населению они были недоступны.

Первые библиотеки появились в первом тысячалетии до нашей эры на древнем Востоке. Согласно данным истории самой первой библиотекой считают коллекцию глиняных табличек, датируемое приблизительно 2500 годом до н. э., обнаруженное в храме вавилонского города Ниппур (нынешний Ирак). Это собрание книг располагалось в 70-ти огромных комнатах и насчитывало до 60 тыс. глиняных табличек, на которых были распознаны тексты, содержащие информацию о религиозных событиях (например, сказание о Великом Потопе), тексты песен божествам, легенды и мифы о возникновении цивилизации, различные басни, поговорки и пословицы. На каждой из книг имелись ярлычки с надписями о содержании: «Врачевание», «История», «Статистика», «Выращивание растений», «Описание местности» и другие.

Библиотека найденная при раскопках города Ниппура

Ниневийская несгораемая библиотека Город Ниневия был еще известен из Библии, а обнаружен только в 1846 году Г. Лэйярдом - английским юристом, случайно нашедшим несколько табличек из Ниневийской библиотеки. Посетителей встречала надпись: « Дворец Ашшурбанипала, царя мира, царя Ассирии, которому великие боги дали уши, чтобы слышать, и открытые глаза, дабы видеть, что представляет сущность правления. Это клинообразное письмо я написал на плитках, я пронумеровал их, я привел в порядок их, я поместил их в своем дворце для наставления моих подданных ».

Библиотека Ниневии содержала на глиняных страницах своих книг все, чем были богаты культуры Шумера и Аккада. «Глиняные книги» поведали миру, что мудрые математики Вавилона не ограничились четырьмя арифметическими действиями. Они вычисляли проценты, умели измерять площадь разных геометрических фигур, была у них своя таблица умножения, они знали возведение в квадратную степень и извлечение квадратного корня. Современная семидневная неделя тоже родилась в Междуречье, там же была заложена и основа современных понятий астрономии о строении и развитии небесных тел. Книги хранились в строгом порядке. Внизу каждой таблички указывалось полное название книги, а рядом – номер страницы. Имелся в библиотеке и каталог, в котором записывали название, количество строк, отрасль знаний, к которому принадлежала книга. Найти нужную книгу не составляло труда: к каждой полке прикреплялась небольшая глиняная бирка с названием отдела – совсем как в современных библиотеках.

Библиотека Ниневии

В древней Греции первая публичная библиотека была основана в Гераклее тираном Клеархом (IV век до н. э.).

Самая большая и самая известная библиотека античности –Александрийская – была основана в 111 веке до н.э.

Библиотеки Древней Руси Первая библиотека на Руси была основана в городе Киеве в 1037 году киевским князем Ярославом Мудрым. Книги для библиотеки покупались и в других странах. Часть этих книг князь положил в церкви святой Софии, основав первую библиотеку. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в Софийском соборе в Киеве в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами.

Библиотека церкви Синт-Питерс (Нидерланды)

Библиотека монастыря в Вальдзассене (ФРГ)

Библиотека Британского музея (Лондон)

Заключение Библиотеки начали создавать еще цари древних царств. Легенды рассказывают о потрясающих библиотеках Древнего Мира, таких как библиотека Ассирийского Царства, Вавилонского Царства, Библиотека Фив в Древнем Египте, Древнегреческие и Древнеримские Библиотеки, знаменитой Александрийской Библиотеки. Каждый город имеет свою собственную библиотеку и у каждой страны есть своя собственная Государственная Национальная Библиотека. И в каком бы виде не существовали книги - на папирусах или CD-ромах – их хранилища – библиотеки - всегда были, есть и будут нужны человечеству!

Составлялась в течение 25 лет в ассирийской столице Ниневии по приказу царя Ашшурбанипала (VII в. до н. э.). Служила также государственным архивом.

После смерти царя фонды были рассеяны по различным дворцам. Обнаруженная археологами часть библиотеки состоит из 25 000 глиняных табличек с клинописными текстами. Открытие библиотеки в середине XIX века имело огромное значение для понимания культур Месопотамии и для дешифровки клинописи.


Ашшурбанипал намеревался создать библиотеку, которая должна была исчерпывать все накопленные человечеством знания. Особенно его интересовали сведения, необходимые для управления государством, - о том, как поддерживать постоянное общение с божествами, о предсказании будущего по движению светил и по внутренностям жертвенных животных. Оттого львиную долю фондов составляли тексты заговоров, пророчеств, магических и религиозных ритуалов, мифологических сказаний. Основная часть сведений была извлечена из шумерских и вавилонских текстов специально организованными командами писцов.

Библиотека имела большое собрание медицинских текстов (с упором на лечение при помощи чародейства), однако богатое математическое наследие Вавилонии по непонятным причинам было проигнорировано. Здесь имелись многочисленные списки литературно-эпических сказаний, в частности таблички с эпосом о Гильгамеше и мифологическим переводом Энума элиш, а также таблички с молитвами, песнями, юридическими документами (например, кодекс Хаммурапи), хозяйственными и административными записями, письмами, астрономическими и историческими трудами, записями политического характера, списками царей и поэтическими текстами.

Тексты были написаны на ассирийском, вавилонском, диалекте аккадского языка, а также на шумерском языках. Очень многие тексты представлены параллельно на шумерском и аккадском языках, включая энциклопедические издания и словари. Как правило, один текст хранился в шести копиях, что сегодня значительно облегчает работу по дешифровке табличек. На сегодня библиотека Ашшурбанипала является крупнейшим собранием текстов на аккадском языке.

Основание библиотеки состоялось по приказу ассирийского правителя Ашшурбанипала, который отличался большим интересом к текстам и знаниям в целом. Предшественники Ашшурбанипала имели небольшие дворцовые библиотеки, но ни один из них не имел такой страсти к коллекционированию текстов. Ашшурбанипал отправлял многочисленных писцов в разные регионы своей страны, чтобы те изготавливали копии всех текстов, которые они встретят. Кроме того, Ашшурбанипал заказывал у всех крупных храмовых архивов копии текстов, которые затем пересылались ему в Ниневию. Иногда, во время военных походов Ашшурбанипалу удавалось захватить целые клинописные библиотеки, которые он также доставлял в свой дворец.

Библиотекари Ашшурбанипала проводили огромную работу по каталогизации, копированию, комментированию и исследованию текстов библиотеки, о чём свидетельствуют в том числе многочисленные глоссарии, списки литературы и комментарии. Сам Ашшурбанипал придавал большое значение упорядочению библиотеки. На каждой табличке было написано его имя (своеобразный экслибрис), в колофоне было приведено название оригинальной таблички, с которой была сделана копия. В библиотеке были сотни кодексов с вощеными страницами, что позволяло исправлять или переписывать текст, написанный на воске. В отличие от клинописных табличек (которые только закаляются во время пожаров), таблички из воска недолговечны. Они не сохранились, равно как и имевшиеся в библиотеке свитки - пергаментные и папирусные. Судя по древним каталогам, до наших дней дошло не более 10 % от всех собранных Ашшурбанипалом фондов.

Огромный массив клинописных текстов дошел до наших дней исключительно благодаря страсти Ашшурбанипала к писаному слову. Во многих случаях древние памятники месопотамской письменности сохранились только в копиях, выполненных по приказу этого правителя. Некоторые из представленных текстов имеют тысячелетнюю историю (хотя сами таблички не очень древние, в нормальных условиях они редко хранились более 200 лет).

Сам Ашшурбанипал гордился тем, что он был единственным ассирийским правителем, который умел читать и писать. На одной из табличек найдена его личная запись:

«Я изучил то, что мне принес мудрый Адапа, овладел всем тайным искусством письма на табличках, стал разбираться в предсказаниях в небе и на земле, участвую в дискуссиях ученых мужей, предсказываю будущее вместе с опытнейшими толкователями предсказания по печени жертвенных животных. Я умею решать сложные, непростые задачи на деление и умножение, постоянно читаю мастерски выписанные таблички на таком сложном языке, как шумерский, или таком трудном для толкования, как аккадский, знаком с допотопным записями камне, которые являются уже совсем непонятными».

Записи самого Ашшурбанипала (вероятно, составленные лучшими писцами) отмечены высокими литературными качествами.

Через поколение после Ашшурбанипала его столица пала под ударами мидян и вавилонян. Библиотека не была разграблена, как обычно бывает в таких случаях, а оказалась погребённой под руинами тех дворцов, где хранилась.

В 1849 году большую часть библиотеки (которая хранилась в северо-западном дворце на берегу Евфрата) нашел британский археолог Остин Генри Лэйард. Через три года ассистент Лэйарда британский дипломат и путешественник Хормузд Расам в противоположном крыле дворца нашел вторую часть библиотеки. Обе части были вывезены на хранение в Британский музей. Открытие библиотеки позволило учёным составить представление об ассирийской культуре «из первых рук». До этого об Ассирии было известно только из трудов Геродота и других историков Эллады, а их источником служили, в свою очередь, персы. Наибольшую сенсацию в научном сообществе произвело обнаружение эпоса о Гильгамеше с изложением библейской истории о всемирном потопе.

При извлечении табличек из-под обломков тщательный учёт места их обнаружения не велся. В Британском музее обе части были помещены в общее хранилище, так что теперь невозможно судить, какие таблички где были найдены. Ученые до сих пор работают над сортировкой отдельных фрагментов («joints»), каталогизацией и дешифровкой текстов. Британский музей вместе с иракскими учеными работает над созданием музея-библиотеки в Ираке, где должны быть представлены репродукции оригинальных табличек.