Раньше на территории Турции жили совсем другие народы: армяне, греки, евреи, ассирийцы. Откуда появились турки? Кто они?

Сельджуки

Согласно официальной науке, первые тюркоязычные народы появились в Малой Азии в шестом веке. Византийские правители здесь селили булгар, арабы привлекали сюда тюркоязычных мусульман из Средней Азии, а для охраны окраин армянские цари селили аварцев. Однако племена эти сгинули, растворившись в местном населении.

Настоящими предками турков стали сельджуки – тюркоязычные кочевые народы, обитавшие в Средней Азии и на Алтае (язык турков относят к алтайской языковой семье), которые сосредоточились вокруг племени огузов, чьи правители приняли ислам.

Это были туркмены, кыныки, авшары, кайы, караманы и другие народы. Сначала сельджуки укрепились в Средней Азии, покорили Хорезм и Иран. В 1055 году они захватили столицу Халифата Багдад и двинулись на запад. В их ряды вливались земледельцы из Ирана и Арабского Ирака.

Империя сельджуков росла, они вторглись в Среднюю Азию, покорили Армению и Грузию, заняли Сирию и Палестину, изрядно потеснив Византию. В середине XIII века империя, не пережив нашествия монголов, распалась. В 1227 году на территорию сельджуков переселилось племя кайы, которым правил Эрторгрул, чей сын Осман стал основателем турецкого государства, которое позже назвали Османской империей.

Смесь

Нашествие монголов вызвало новый поток переселенцев, и в XIII веке в Малую Азию пришли племена из Хорезма. И сегодня по Турции кочует древнее племя хорзум.

С XII века тюрки стали переходить на оседлость, смешиваясь с коренными народами, что положило начало исламизации и тюркизации населения. Одновременно с этим с северо-запада в Малую Азию мигрировали печенеги, румыны и восточные славяне.

Турецкий народ сформировался к концу века. Уже в 1327 году официальным языком в некоторых областях Турции был тюркский, а не персидский. Современная турецкая наука считает, что население Турции на 70 % состоит из потомков турков-сельджуков и на 30% – из коренного населения.

Другая версия

Русская наука считала иначе. В энцкилопедии Эфрона и Брокгауза указывалось, что предками турков были «урало-алтайские племена», но из-за массы переселенцев других национальностей они давно утратили аутентичность, и теперь турки - это потомки греков, болгар, сербов, албанцев и армян.

Оказалось, такая уверенность базируется на истории воинственных османов. Сначала они завоевали территории Византии, затем Балканы, Грецию, Египет. И отовсюду вывозили пленников и рабов.

Рабами расплачивались покоренные народы, детей и жен забирали за долги у славян. Турки женились на армянках, славянках, гречанках. И дети наследовали черты этих народов.

Был еще один процесс, который привел к «отуречиванию» греков и других народов, находившихся раньше под протекцией Византии. После того, как в 1204 году Константинополь был варварски разграблен крестоносцами, греки перестали считать латинян союзниками.

Многие предпочли остаться «под османами» и платить джизью - налог для неверных, вместо того, чтобы уезжать в Европу. Как раз в это время появились исламские проповедники, вещавшие о том, что различий между религиями не много и уговаривавшие византийцев принять ислам.

Генетика

Генетические исследования подтверждают – турки разнородны. Почти четверть анатолийских турок можно отнести к автохтонным народам, четверть – к кавказским племенам, 11% имеют финикийскую галлогруппу (это потомки греков), у 4% населения имеются восточно-славянские корни.

Антропологи считают, что среднестатистический турок – представитель европеоидной расы, а ведь турки-сельджуки не были европеоидами. Средняя Азия и сейчас населена моноголоидными народами.

Что думают турки

Этим вопросом заинтересовался турецкий этнограф Махтурк. Он поехал в Среднюю Азию и на Алтай, чтобы найти там родственные туркам национальности, отыскать общие сказания, одинаковые элементы в узорах и на одежде, общие ритуалы. Он забирался в глухие аулы и отдаленные стойбища, но ничего не нашел.

Более того, его удивило, что антропологически люди в Средней Азии сильно отличаются от турок. И тогда у профессора возникла теория, что официальная история приукрашает реальность, и в XII веке тюркские племена начали свою миграцию из-за бескормицы. Они двинулись сначала на юго-восток, а затем в Иран и в Малую Азию.

Этнограф отметил, что чистокровные турки есть в Турции до сих пор, они сохранили монголоидную внешность и компактно проживают всего в нескольких районах страны.

Согласно статистике, в мире сейчас живет 89 миллионов турок. 59 миллионов из них живут на территории Турции, пять - в Сирии и в Ираке, и почти семь- в Европе.

Больше всего турок в Германии - четыре миллиона, в Болгарии проживает 800 000 турок, в Британии - полмиллиона. Миллион турок живет в Нидерландах и в Австрии. В Бельгии – 200 000 турков, в Греции – 120 000, в Швейцарии – 100 000, в Македонии – 78 000, в Дании - 60 000, в Румынии – до 80 000, в Италии - 21 000. В США находится 500 000 турков. В России проживают всего 105 058 турков.

являются тюркоязычным народом, говорящим на турецком языке (государственный язык Турции). Согласно статистике, в данный момент на территории страны проживает более 80 миллионов человек, 90 % из которых — мусульмане (сунниты). Как отдельный народ турки появились в конце 13 века, окончательно сформировавшись в 16 веке. В составе этнической группы современных турков находятся 3 племени: тюркские кочевники и выходцы из Персии и Малой Азии. По мнению ученого Д. Е. Еремеева, в формировании турецкого народа приняли участие 30 % разных народностей, и только 70 % составляли тюрки.

Антропологически турецкий народ представляет собой смешение кавказской, балканской и европеоидной расы. Обобщенно — сформировавшаяся народность относится к средиземноморской расовой группе.

До 1915 года (когда произошел геноцид христианского населения турками) на территории Турции проживало много Армян и Греков. Греки в Турции проживали на своей исторической родине в Малой Азии (в античных древнегреческих городах, которые впоследствии были завоеваны тюркскими племенами, переселившимися в Малую Азию).

Турецкие диаспоры существуют во многих странах мира, самые крупные из них базируются в государствах, которые ранее являлись частью Османской империи. Согласно официальному решению ООН, Турки незаконно оккупировали территорию острова Кипр, образовав там Турецкую республику Северный Кипр, которую не признала ни одна другая страна. Самая большая турецкая диаспора проживает на территории Германии, и появилась она там по причине экономического роста страны и повышенного спроса на работников.

В музыке турецкого народа много общего с арабской и иранской традиционной музыкой. Прослеживаются характерные элементы и других тюркских народов Средней Азии, Кавказа (в основном – Азербайджана).

Турки

Основную часть населения современной Турции составляют этнические турки, принадлежащие тюркской этнической группе народов. Турецкая нация начала складываться в XI-XIII вв., когда проживавшие на территории Средней Азии и Ирана тюркские скотоводческие племена (главным образом – туркмены и огузы), под натиском сельджуков и монголов были вынуждены переселиться в Малую Азию. Некоторая часть тюрков (печенеги, узы) пришла в Анатолию со стороны Балкан. В результате смешения тюркских племен с разнородным местным населением (греками, армянами, грузинами, курдами, арабами) и сформировалась этническая основа современной турецкой нации. В процессе турецкой экспансии в Европу и на Балканы, турки испытали некоторое влияние со стороны албанского, румынского и многочисленных южнославянских народов. Период окончательного формирования турецкой народности обычно относят к XV веку.
Тю́рки - этноязыковая общность, оформившаяся на территории степей Северного Китая, в I тыс. до н. э. Тюрки занимались кочевым скотоводством, а на территориях, на которых было невозможно заниматься им - земледелием. Не следует понимать современные тюркоязычные народы прямыми этническими родственниками древних тюрок. Многие тюркоязычные этносы, называемые сегодня тюрками, образовались в результате многовекового влияния тюркской культуры и тюркского языка на другие народы и этносы Евразии.
Тюркоязычные народы относятся к самым многочисленным народам земного шара. Большая их часть издавна проживает в Азии и Европе. Они живут также на Американском и Австралийском континентах. Тюрки составляют 90% жителей современной Турции, а на территории бывшего СССР их насчитывается около 50 млн., т. е. они составляют вторую по численности после славянских народов группу населения.
В древности и рением средневековье существовало множество тюркских государственных образований: скифское, сарматское, гуннское, булгарское, аланское, хазарское, западное и восточное тюркские, аварский и уйгурский каганаты и т. д." Из них до настоящего времени сохранила свою государственность только Турция. В 1991-1992 гг. на территории бывшего СССР тюркские союзные республики стали независимыми государствами и членами ООН. Это Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан. В составе Российской Федерации обрели государственность Башкортостан, Татарстан, Саха (Якутия). В форме автономных республик в составе Российской Федерации имеют свою государственность тувинцы, хакасы, алтайцы, чуваши.
В состав суверенных республик входят карачаевцы (Карачаево-Черкесия), балкарцы (Кабардино-Балкария), кумыки (Дагестан). Свою республику в составе Узбекистана имеют каракалпаки, в составе Азербайджана - нахичеванские азербайджанцы. Суверенную государственность в составе Молдовы провозгласили гагаузы.
До настоящего времени не восстановлена государственность крымских татар, не имеют государственности ногайцы, турки-месхетинцы, шорцы, чулымцы, сибирские татары, караимы, трухмены и некоторые другие тюркские народы.
Не имеют своих государств и тюрки, проживающие за пределами бывшего СССР, за исключением турок в Турции и турок-киприотов. В Китае проживает около 8 млн. уйгур, свыше I млн. казахов, 80 тыс. кыргызов, 15 тыс. узбеков (Москалев, 1992, с. 162). В Монголии проживает 18 тыс. тувинцев. Значительное число тюрок проживает в Иране и Афганистане, в том числе около 10 млн. азербайджанцев. Число узбеков в- Афганистане достигает 1,2 млн., туркмен - 380 тыс., кыргызов - 25 тыс. человек. Несколько сот тысяч турок и гагаузов живут на территории Болгарии, Румынии, Югославии, небольшое количество караимов " - в Литве и Польше. Представители тюркских народов проживают также в Ираке (около 100 тыс. туркмен, много турок), Сирии (30 тыс. туркмен, а также карачаевцы, балкарцы). Тюркоязычное население имеется в США, Венгрии, Германии, Франции, Великобритании, Италии, Австралии и некоторых других странах.
Тюркоязычные народы с глубокой древности оказывали значительное влияние на ход всемирной истории, внесли- существенный вклад в развитие мировой цивилизации. Однако подлинная история тюркских народов еще не написана. Немало неясного остается в вопросе об их этногенезе, многие тюркские народы до сих пор не знают, когда и на основе каких этносов они образовались.
Ученые высказывают ряд соображений по проблеме этногенеза тюркских народов и делают некоторые выводы, опираясь на новейшие исторические, археологические, лингвинистические, этнографические и антропологические данные.
При освещении того или иного вопроса рассматриваемой проблемы авторы исходили из того, что, в зависимости от эпохи и конкретной исторической ситуации, какой-то вид источников - исторических, языковых, археологических, этнографических или антропологических - может иметь более или менее существенное значение для решения проблемы этногенеза данного народа. Однако ни один из них не может претендовать на принципиально ведущую роль. Каждый из них нуждается в перепроверке данными других источников, и каждый из них в каком-либо конкретном случае может оказаться лишенным реального этногене-тического содержания. С.А. Арутюнов подчеркивает: «Ни один источник не может быть решающим и преимущественным по сравнению с другими, в разных случаях разные источники могут иметь преобладающее значение, но в любых случаях достоверность выводов зависит прежде всего от возможности их взаимной перепроверки»
Предки современных турков - кочевые огузские племена - впервые проникли в Анатолию из Средней Азии в XI-ом веке в период сельджукских завоеваний. В ХII-ом веке на завоеванных сельджуками малоазиатских землях образовался Иконийский Султанат. В ХШ-ом веке под натиском монголов переселение тюркских племен в Анатолию усилилось. Однако в результате монгольского нашествия на Малую Азию Иконийский Султанат распался на феодальные княжества, одним из которых управлял Осман-бей. В 1281-1324 годах он превра­тил свое владение в самостоятельное княжество, которое по имени Османа стало называться Османским. Позже оно превратилось в Ос­манскую империю, а племена, населяющие это государство, стали называться турками-османами. Сам Осман был сыном вождя огузского племени Эртогула. Таким образом, первое государство турков-османов было государством огузов. Кто такие огузы? Племенной союз огузов возник в начале VII-го века в Средней Азии. Преоблада­ющее положение в союзе занимали уйгуры. В 1Х-м веке огузы, тес­нимые киргизами, переселились на территорию Синьцзяна. В Х-м веке в низовьях Сыр-Дарьи создается государство огузов с центром в Яншкенте. В середине XI-го века это государство было разгромлено пришедшими с востока кипчаками. Огузы вместе с сельджуками двинулись в Европу. К сожалению, ничего не известно о государст­венном строе огузов, и сегодня невозможно найти какую-либо связь между государством огузов и османов, но можно предположить, что османское государственное управление было построено по опыту огузского государства. Сын и преемник Османа Орхан-бей в 1326 году завоевал у византийцев Брусу, сделав ее своей столицей, затем захватил восточное побережье Мраморного моря и закрепился на Галлиопольском острове. Мурад I (1359-1389), носивший уже титул султана, завоевал всю Восточную Фракию, в том числе Андрианополь, куда перенес столицу Турции (1365), а также ликвидировал самостоятельность некоторых княжеств Анатолии. При Баязиде I (1389-4402) турки покорили Болгарию, Македонию, Фессалию и подошли к Константинополю. Нашествие Тимура на Анатолию и разгром войск Баязида в битве при Ангоре (1402) на время приоста­новили продвижение турков в Европу. При Мураде II (1421-1451) турки возобновили наступление на Европу. Мехмед II (1451-1481) после полуторомесячной осады взял Константинополь. Византий­ская империя прекратила свое существование. Константинополь (Истанбул) стал столицей Османской империи. Мехмед II ликвиди­ровал остатки независимой Сербии, завоевал Боснию, основную часть Греции, Молдавию, Крымское ханство и завершил подчинение почти всей Анатолии. Султан Селим I (1512-1520) завоевал Мосул, Сирию, Палестину и Египет, затем Венгрию и Алжир. Турция стала крупнейшей военной державой того времени. Османская империя не имела внутреннего этнического единства, и, тем не менее, в XV-м веке закончилось формирование турецкой нации. Что же имела эта молодая нация за своими плечами? Опыт Огузского государства и ислам. Вместе с исламом турки воспринимают мусульманское право, которое столь же существенно отличается от римского права, сколь существенно было отличие турков от европейцев. Еще задолго до появления турков в Европе, в Арабском Халифате единственным правовым кодексом был Коран. Однако подчинение в правовом отно­шении более развитых народов заставило халифат столкнуться со значительными трудностями. В VIl-м веке появляется список сове­тов и заповедей Магомета, который со временем дополняется и вскоре достигает нескольких десятков томов. Свод этих законов совместно с Кораном составлял так называемую сунну, или "праведный путь". Эти законы и составили сущность права огромного Арабского Халифата. Однако завоеватели постепенно ознакомились с законами покоренных народов, в основ­ном, с римским правом, и стали эти же законы именем Магомета преподносить покоренным. В VIII-м веке Абу Ханифа (696-767) основал первую юридическую школу. Он был персом по происхождению и сумел создать юридическое направление, которое гибко сочетало в себе строгие мусульманские принципы и жизненные потреб­ности. В этих законах христианам и евреям давалось право использо­вать свои традиционные законы.
Казалось, что Арабский Халифат пошел по пути становления правового общества. Однако этого не произошло. Ни Арабский Халифат, ни все последующие средневековые мусульманские государства так и не создали утвержденный государством кодекс законов. Главной сущностью мусульманского права является наличие огромной пропа­сти между юридическими и реальными правами. Власть Магомета носила теократический характер и носила в себе как божественное, так и политическое начало. Однако согласно заветам Магомета, но­вый халиф должен был либо избираться на общем собрании, либо назначаться перед смертью предыдущим халифом. Но в действи­тельности власть халифа всегда передавалась по наследству. Со­гласно юридическому закону магометанская община, в особенности община столицы, имела право отстранять халифа за недостойное поведение, за умственную неполноценность или за потерю зрения и слуха. Но на самом деле власть халифа была абсолютна, и вся страна считалась его собственностью. Нарушались законы и в обратную сторону. Согласно юридическим законам немусульманин не имел права участвовать в управлении страной. Он не только не имел права быть при дворе, но и не мог управлять районом или городом. На самом же деле халиф по своему усмотрению назначал немусульман на самые высокие государственные должности. Таким образом, если европейцы при переходе от гармонической эры в героическую, заменили Бога Римским Правом, то, проведя в Средней Азии свой гармонический период, будущие магометане в героическую эпоху право вместе с религией превратили в игрушку правителя Халифата, кото­рый был и законодателем, и исполнителем, и судьей.
Нечто подобное мы наблюдали в Советском Союзе во времена сталинского правления. Такая форма правления присуща всем восточным деспотиям и в корне отлична от европейских форм правле­ния. Эта форма правления порождает безудержную роскошь прави­телей с гаремами, рабами и насилием. Она порождает катастрофиче­скую научно-техническую и экономическую отсталость народа. Сегодня многие социологи и экономисты, и в первую очередь в самой Турции, пытаются выяснить причины экономической отста­лости Османской империи, которая сохранилась по сей день, несмот­ря на ряд так называемых революций внутри страны. С критикой турецкого прошлого выступают многие турецкие авторы, но ни один из них не осмеливается подвергнуть критике корни турецкой отсталости и режим Османской империи. Подход же остальных ту­рецких авторов к истории Османской империи, в корне отличен от подхода современной исторической науки. Турецкие авторы, прежде всего, пытаются доказать, что турецкая история имеет свои специфические особенности, которые отсутствуют в историях всех других народов. "Историки, изучающие общественный порядок Османской империи не только не пытались сопоставить его с общими историческими законами и закономерностями, но, наоборот, вынуждены были показывать то, чем Турция и турецкая история отличаются от других стран и от всех других историй". Османский общественный порядок был очень удобен и хорош для турков, и империя развивалась своим особым путем до тех пор, пока Турция не попала под европейское влияние. Он считает, что под европейским влиянием произошла либерализация экономики, узаконилось право на собственность земли, свободу торговли и ряд других мероприятий, и все это разорило империю. Иначе говоря, согласно этому автору, Турецкая империя разорилась именно в результате проникновения в нее европейских принципов.
Как указано ранее, отличительными чертами европейской культуры были право, самоограничение, развитие наук и уважение личности. В отличие от этого в мусульманском праве мы видели неограниченную власть правителя, которая ни во что не ставит личность и порождает безудержную роскошь. Отданное вере и страстям общество, почти полностью пренебрегает науками, а следовательно, ведет примитивное хозяйство.

Заселения Малой Азии тюрками восходит к завоевательным походам турок-сельджуков. Сельджуки были одной из ветвей тюрок-огузов, проживавших до X века в степях Центральной Азии. Ряд ученых считает, что огузы сформировались в степях Приаралья в результате смешения тюркютов (племена Тюркского каганата) с сарматскими и угорскими народами.

В Х веке часть огузских племен переместилась на юго-восток от Приаралья и стала вассалами местных династий Саманидов и Караханидов. Но постепенно тюрки-огузы, воспользовавшись ослаблением местных государств, создали собственные государственные образования - государство Газневидов в Афганистане и государство Сельджукидов в Туркмении. Последнее и стало эпицентром дальнейшей экспансии тюрок-огузов, называемых также сельджуками, на запад - в Иран, Ирак и далее в Малую Азию.

Великая миграция тюрок-сельджуков на запад началась в XI веке. Именно тогда сельджуки во главе с Тогрул-беком двинулись на Иран. В 1055 г. они захватили Багдад. При преемнике Тогрул-бека Алп-Арслане были завоеваны земли современной Армении, а затем нанесено поражение войскам Византии в битве при Манцикерте. В период с 1071 по 1081 гг. была завоевана практически вся Малая Азия. Огузские племена расселились на Ближнем Востоке, дав начало не только собственно туркам, но и многим современным тюркским народам Ирака, Сирии и Ирана. Первоначально тюркские племена продолжали заниматься привычным для них кочевым скотоводством, однако постепенно происходило их смешение с проживавшими в Малой Азии автохтонными народами.

Ко времени вторжения тюрок-сельджуков население Малой Азии было невероятно пестрым в этническом и конфессиональном отношении. Здесь проживали многочисленные народы, на протяжении тысячелетий формировавшие политический и культурный облик региона.

Среди них особое место занимали греки - народ, игравший ключевую роль в средиземноморской истории. Колонизация Малой Азии греками началась еще в IX в. до н. э., а в эпоху эллинизма греки и эллинизированные аборигенные народы составляли большую часть населения всех прибрежных районов Малой Азии, а также ее западных территорий. К ХI веку, когда в Малую Азию вторглись сельджуки, греки населяли не менее половины территории современной Турции. Наиболее многочисленное греческое население было сосредоточено на западе Малой Азии - побережье Эгейского моря, на севере - на побережье Черного моря, на юге - на побережье Средиземного моря вплоть до Киликии. Кроме того, внушительное греческое население проживало и в центральных районах Малой Азии. Греки исповедовали восточное христианство и являлись главной опорой Византийской империи.

Пожалуй, вторым по значимости после греков народом Малой Азии до завоевания региона тюрками были армяне. Армянское население преобладало в восточных и южных районах Малой Азии - на территории Западной Армении, Малой Армении и Киликии, от берегов Средиземного моря до юго-западного Кавказа и от границ с Ираном до Каппадокии. В политической истории Византийской империи армяне также играли огромную роль, было много знатных фамилий армянского происхождения. С 867 до 1056 года в Византии правила Македонская династия, имевшая армянское происхождение и также называемая некоторыми историками Армянской династией.

Третьей многочисленной группой народов Малой Азии к Х-XI вв. были ираноязычные племена, населявшие центральные и восточные районы. Это были предки современных курдов и родственных им народов. Значительная часть курдских племен также вела полукочевой и кочевой образ жизни в горных районах на границе современных Турции и Ирана.

Кроме греков, армян и курдов, в Малой Азии проживали также грузинские народы - на северо-востоке, ассирийцы - на юго-востоке, многочисленное еврейское население - в крупных городах Византийской империи, балканские народы - в западных районах Малой Азии.

Вторгшиеся в Малую Азию турки-сельджуки первоначально сохраняли свойственное кочевым народам племенное деление. На запад сельджуки продвигались в привычном порядке. Племена, входившие в правый фланг (бузук), занимали более северные территории, а племена левого фланга (учук) - более южные территории Малой Азии. Стоит отметить, что вместе с сельджуками в Малую Азию пришли и присоединившиеся к тюркам земледельцы, которые также осели на малоазийских землях, создав свои поселения и постепенно тюркизировавшись в окружении сельджукских племен. Переселенцы занимали преимущественно равнинные территории в Центральной Анатолии и лишь затем продвинулись на запад - к Эгейскому побережью. Поскольку большинство тюрок занимали степные земли, горные районы Анатолии в большей степени сохранили автохтонное армянское, курдское и ассирийское население.

Формирование единой турецкой народности на основе многочисленных тюркских племен и ассимилируемого тюрками автохтонного населения происходило достаточно долго. Оно не было завершено даже после окончательной ликвидации Византии и создания Османской империи. Даже внутри тюркского населения империи сохранялось несколько групп, весьма отличавшихся по образу жизни. Во-первых, это были собственно кочевые тюркские племена, которые не спешили отказываться от привычных форм хозяйствования и продолжали заниматься кочевым и полукочевым скотоводством, осваивая равнины Анатолии и даже Балканского полуострова. Во-вторых, это было оседлое тюркское население, включавшее в том числе и земледельцев Ирана и Средней Азии, пришедших вместе с сельджуками. В-третьих, это было ассимилированное автохтонное население, включая греков, армян, ассирийцев, албанцев, грузин, принимавших ислам и тюркский язык и постепенно смешивавшихся с тюрками. Наконец, четвертая группа пополнялась постоянно за счет выходцев из самых разных народов Азии, Европы и Африки, также переселявшихся в Османскую империю и тюркизировавшихся.

По некоторым данным, от 30% до 50% населения современной Турции, считающегося этническими турками, на самом деле составляют исламизированные и тюркизированные представители автохтонных народов. Причем цифру в 30% озвучивают даже националистически настроенные турецкие историки, тогда как российские и европейские исследователи считают, что процент автохтонов в составе населения современной Турции гораздо выше.

На протяжении всего своего существования Османская империя перемалывала и растворяла самые разные народы. Некоторым из них удалось сохранить этническую идентичность, однако большинство ассимилированных представителей многочисленных этносов империи окончательно смешались между собой и превратились в фундамент современной турецкой нации. Помимо греческого, армянского, ассирийского, курдского населения Анатолии, весьма многочисленными группами, принимавшими участие в этногенезе современных турок, были славянские и кавказские народы, а также албанцы. Когда Османская империя распространила свою власть на Балканский полуостров, под ее контролем оказались обширные земли, населенные славянскими народами, в большинстве своем исповедовавшими православие. Некоторая часть балканских славян - болгар, сербов, македонцев - предпочла принять ислам, чтобы улучшить свое социальное и экономическое положение. Сформировались целые группы исламизированных славян, такие как боснийские мусульмане в Боснии и Герцеговине или помаки в Болгарии. Однако многие славяне, принявшие ислам, просто растворялись в турецкой нации. Очень часто тюркская знать брала в жены и наложницы славянских девушек, которые потом рожали турок. Славяне составляли значительную часть янычарского войска. Кроме того, многие славяне в индивидуальном порядке принимали ислам и переходили на службу Османской империи.

Что касается кавказских народов, то они также с самого начала очень тесно контактировали с Османской империей. Наиболее развитыми связями с Османской империей обладали адыго-черкесские народы, проживавшие на Черноморском побережье. Черкесы издавна шли на военную службу к османским султанам. Когда Российская империя покорила Крымское ханство, в Османскую империю начали переселяться многочисленные группы крымских татар и черкесов, не желавших принимать российское подданство. В Малой Азии расселилось большое количество крымских татар, которые смешались с местным тюркским населением. Процесс ассимиляции был быстрым и безболезненным, учитывая очень большую языковую и культурную близость крымских татар и турок.

Присутствие кавказских народов в Анатолии существенно увеличилось после Кавказской войны, когда многие тысячи представителей адыго-черкесских, нахско-дагестанских и тюркских народов Северного Кавказа переселились в Османскую империю, не желая проживать в российском подданстве. Так в Турции сформировались многочисленные черкесские, абхазские, чеченские, дагестанские общины, которые влились в состав турецкой нации. Некоторые группы мухаджиров, как назывались переселенцы с Северного Кавказа, сохранили этническую идентичность вплоть до настоящего времени, другие практически полностью растворились в тюркской среде, особенно если и сами изначально говорили на тюркских языках (кумыки, карачаевцы и балкарцы, ногайцы, татары).
В полном составе в Османскую империю были переселены воинственные убыхи - одно из адыгских племен. За полтора столетия, прошедшие со времени Кавказской войны, убыхи полностью растворились в турецкой среде, а убыхский язык прекратил свое существование после смерти последнего носителя - Тевфика Эсенча, который скончался в 1992 году в возрасте 88 лет. Многие выдающиеся государственные и военные деятели как Османской империи, так и современной Турции имели кавказское происхождение. Например, убыхом по национальности был маршал Берзег Мехмет Зеки-паша, кабардинцем - один из военных министров Османской империи Абук Ахмедпаша.

На протяжении XIX - начала ХХ вв. османские султаны постепенно переселяли в Малую Азию многочисленные группы мусульманского и тюркского населения с окраин империи, особенно из регионов, где преобладало христианское население. Например, уже во второй половине XIX века началось централизованное переселение греков-мусульман с Крита и некоторых других островов в Ливан и Сирию - султан беспокоился о безопасности мусульман, проживавших в окружении христиан-греков. Если в Сирии и Ливане такие группы сохраняли собственную идентичность в силу больших культурных отличий от местного населения, то в самой Турции они стремительно растворялись в среде тюркского населения, также вливаясь в состав единой турецкой нации.

После провозглашения независимости Греции, Болгарии, Сербии, Румынии, а особенно - после Первой мировой войны и распада Османской империи, - началось вытеснение тюркского и мусульманского населения из стран Балканского полуострова. Были проведены т.н. обмены населением, главным критерием которых была религиозная принадлежность. Христиане выселялись из Малой Азии на Балканы, а мусульмане - из балканских христианских государств в Малую Азию. В Турцию были вынуждены переселиться не только очень многочисленные балканские турки, но и исповедовавшие ислам группы славянского и греческого населения. Наиболее масштабным был Греко-турецкий обмен населением 1921 года, в результате которого в Турцию переселились греки-мусульмане с Кипра, Крита, Эпира, Македонии и других островов и регионов. Аналогичным образом происходило и переселение турок и исламизированных болгар - помаков из Болгарии в Турцию. Общины греческих и болгарских мусульман в Турции ассимилировались довольно быстро, чему способствовала большая культурная близость между помаками, греками-мусульманами и турками, наличие многовековой общей истории и культурных связей.

Практически одновременно с обменами населением в Турцию стали прибывать и многочисленные группы новой волны мухаджиров - на этот раз с территории бывшей Российской империи. Установление советской власти было очень неоднозначно воспринято мусульманским населением Кавказа, Крыма и Средней Азии. В Турцию предпочли переселиться многие крымские татары, представители кавказских народов, народов Средней Азии. Появились и иммигранты из Китая - этнические уйгуры, казахи, киргизы. Эти группы также частью влились в состав турецкой нации, частью - сохранили собственную этническую идентичность, которая, однако, все больше «размывается» в условиях проживания в среде этнических турок.

Современное турецкое законодательство считает турками всех, кто рожден от отца - турка или матери - турчанки, распространяя понятие «турок», таким образом, и на потомство от смешанных браков.

То, что турки – наши близкие соседи (от сочинских пляжей до их Черноморского

побережья – рукой подать) – это известно всем. Но сообщение о том, что они еще и
соотечественники россиян (в далеком прошлом в какой-то мере…), многих, пожалуй,
удивит. Между тем это так.

От Урала до Хуанхэ

По языку и этническим истокам турки принадлежат к тюркоязычному миру – к
тюркской ветви алтайской языковой семьи, которая формировалась на просторах
Центральной Азии в III–I тыс. до н.э. Миграция тюркоязычных племен с Саяно-Алтая
и Прибайкалья началась в последние века до н.э. – первые века н.э. Сначала – в
разные области Сибири, в середине I тыс. н.э. – в Среднюю Азию. В V–VI веках
известия о них появляются в китайских, иранских, армянских, византийских
хрониках.

С середины VI века значительной части тогдашнего мира пришлось считаться с
могущественным Тюркским каганатом – государством, которое контролировало
бесконечные просторы степей и полупустынь от Приуралья и Каспия на западе до р.
Хуанхэ на востоке. В начале VII века это государственное образование распалось
на Западный Тюркский каганат (Средняя Азия до 740 года) и Восточный Тюркский
каганат (Центральная и Восточная Азия до 745 года).

Заселение тюрками Средней Азии продолжалось и в последующие века. «Страной
тюрков», «Туркестаном» стали называть огромный регион в Средней и Центральной
Азии. В VIII веке большая его часть была включена в Арабский халифат. У арабских
летописцев для всех тюркских племен имелось общее наименование – турк (мн. ч. –
атрак); византийцы называли их туркои, иранцы – торки.

Тюрки Средней Азии сравнительно легко и быстро приняли новую религию, которую
принесли арабы – ислам. Однако уже в IX веке они восстали против халифата,
создав свое государство, которое возглавил вождь одной из групп тюркских племен
– огузов – хан Огуз. С конца Х века в государстве огузов усиливаются
центробежные тенденции; в его южных областях род Сельджуков возглавил племена,
взбунтовавшиеся против власти огузских ханов.

В середине XI века из Центральной Азии в Среднюю переселяются новые тюркские
племена – кыпчаки (половцы). Под их давлением часть огузов уходит на юг Средней
Азии и в Иран, они признают власть рода Сельджуков. Вскоре южные области Средней
Азии стали называться Туркменистаном («страна туркмен»): это означало появление
на этнополитической карте региона нового народа – туркмен.

Туркмены XI века были уже основательно знакомы с иранскими народами (саки,
аланы, согдийцы, хорезмийцы); они усвоили многое из их культуры, в лексике
туркмен появилось много иранских слов. Во второй половине XI века некоторые
туркменские и огузские племена перебрались в Закавказье, где при их активном
участии стал формироваться новый этнос, который много позже станут называть
азербайджанцами. Часть их во главе с вождями из рода Сельджуков пошла дальше, к
стране, которую греки называли Анатолией (греч. Anatole, букв. – «восток»,
«восход») – в Малую Азию.


Анатолия, она же – Туркмения

Переселившихся в Малую Азию тюрков называют обобщенно сельджуками – по названию
клана их предводителей. Сельджукиды к этому времени создали огромную державу, в
которую входили южные области Средней Азии, земли современных Азербайджана,
Ирана, Ирака, Сирии. С 60-х годов XI века они приступили к завоеванию Анатолии.
В 1065 году была подчинена Армения; в 1071 году сокрушительное поражение
потерпела византийская армия во главе с императором Романом Диогеном. Сельджуки
стали хозяевами большей части Малой Азии.

Одна из ветвей Сельджукидов стала править в созданном ею в Анатолии Румском
султанате («Рум» – арабизированная форма слова «Рома», «Рим»): они видели себя –
ни много ни мало – как бы преемниками римских императоров. Вторжение в 1243 году
в Анатолию монгольских орд сделало процветающий Румский султанат данником новых
завоевателей. В 1307 году он как государство был ликвидирован.

Но монголы недолго пробыли в Малой Азии, на этнические процессы в регионе их
влияние было минимальным. Гораздо большее значение имело переселение в этот
регион в XIII веке убегавших от наступающих монголов многих племен, тюркских и
нетюркских, из Средней Азии и Ирана. В конце XIII века в Восточную Анатолию
мигрировали из Средней Азии крупные туркменские племена Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу,
и Марко Поло называет «Туркменией» уже всю Анатолию.

Любовь и умение обращаться с лошадьми у турок культивируются испокон
веков.
Фото Reuters

Предположительно общая численность тюрков-кочевников, переселившихся в этот
регион в XI веке, составляла 0,5–0,7 млн. человек; в XII–XIII веках их было уже
более 1 млн. В этих переселенцах мало что осталось от древних тюрков – и в их
культуре, и во внешнем облике; сильно изменился и язык. За многие века общения и
смешения с разными народами они очень изменились, эти тюрки-кочевники.

Они пришли в регион, который был естественным мостом между Азией и Европой,
через который в разное время прошли сотни племен и народов, задерживаясь – кто
ненадолго, кто на столетия – и оставляя свои разнообразные «следы» в культуре,
языках, в антропологических типах населения Малой Азии.

Это была земля, где зарождались и развивались древнейшие цивилизации. IV тыс. до
н.э. датируется иероглифическая письменность живших здесь хаттов; III тыс. до
н.э. – клинописные тексты хеттов. Во II тыс. до н.э. государство хеттов
соперничало с Египтом и Ассирией, самыми могущественными державами того времени.

В I тыс. до н.э. на территории Малой Азии существовали такие известные в истории
государства, как Фригия, Лидия и другие. Эти земли завоевывали армии персов и
македонян; после распада империи Александра Македонского разные области Анатолии
стали частями эллинистических государств. Культура и язык греков (койне,
общеразговорный вариант) широко распространились по Малой Азии вместе с
греками-колонистами. Но два столетия персидского господства (546–333 годы до
н.э.) наложили сильный отпечаток на все сферы бытия населения региона.

В III веке до н.э. свое независимое государство создали здесь кельты-галаты,
которых какие-то ветры занесли из Европы в Центральную Анатолию. Их столицей
стал город Анкира (в переводе – «якорь»), нынешняя Анкара. Лет шестьсот они
говорили на своем кельтском языке, пока окончательно не были ассимилированы
анатолийскими греками.

В восточных областях полуострова издревле жили этносы, говорившие на кавказских
языках, хайаса – предки армян, урарты, ираноязычные мидяне и персы, позднее –
армяне, курды, с V века – различные тюркские группы (булгары, сувары, авары,
хазары и др.).

На рубеже эр западные и центральные области Малой Азии были присоединены к
Римской империи. На исходе IV века н.э. восточная часть империи отделилась от
западной. 395 год считается началом существования Восточной Римской империи (со
столицей Константинополем), которую историки позднее будут называть Византийской
империей, Византией – по названию древнего города Византия на европейском берегу
Босфора, на месте которого в 324–330 годах был основан Константинополь.

Ко времени массового переселения, завоевания и освоения Анатолии тюркскими
племенами здесь жили греки, армяне, курды, лазы, арабы, ассирийцы и другие
народы – опытные земледельцы и скотоводы, в приморских районах – искусные
рыболовы и мореплаватели, говорившие на разных языках, христиане и мусульмане.
Все они – а также мужчины и женщины из многих других народов – албанцы, венгры,
молдаване, румыны, южные славяне, африканцы, выходцы с Западного Кавказа –
участвовали в последующие века в этногенетических процессах, в ходе которых
формировался и сложился (к середине XVI века) турецкий этнос.

На территории Румского султаната возникло несколько бейликов (княжеств). В 1299
году правитель одного из них, бей Осман, провозгласил свой бейлик независимым. В
20–30-х годах XIV века здесь сложилось военно-феодальное государство, которое по
имени основателя династии стали называть Османским султанатом. 29 мая 1453 года
османской армией во главе с султаном Мехмедом II был захвачен Константинополь.
Он получил название Истанбул (с конца XVIII века вошло в употребление
европейское и русское его наименование – Стамбул), объявленный столицей

Османской державы. История Византии закончилась.

Во второй половине XV века государство Османов включало уже всю территорию Малой
Азии. К середине XVII века оно стало огромной полиэтничной империей, в которую
входили большие регионы в Азии, Европе и Африке. В последующий период
национально-освободительные движения в подвластных Стамбулу странах и неудачные
войны османских правителей постепенно сокращали размеры империи.

Затянувшийся феодализм, почти полное отсутствие какого-либо внутреннего
социально-экономического развития привели к тому, что в XIX веке она оказалась в
полуколониальной зависимости от Англии и Франции. Процесс агонии «больного
человека Европы», как называли в XIX – начале ХХ века Османское государство,
завершился после его поражения в Первой мировой войне, где оно выступало на
стороне австро-германского альянса.

Победители в этой войне – страны Антанты – не только покончили с империей,
прибрав к своим рукам многие из подвластных ей стран, но и попытались лишить
турок независимости, расчленить их территорию. Эти планы были сорваны
национально-освободительной борьбой турецкого народа (1918–1923), которую
возглавил молодой генерал Мустафа Кемаль (впоследствии принявший фамилию

Ататюрк).

В ходе этой борьбы в стране произошла национальная революция. Была ликвидирована
феодально-теократическая монархия (упразднены султанат и халифат). 29 октября
1923 года провозглашена Турецкая Республика (столицей которой вместо Стамбула
стала Анкара). Эти события ознаменовали не только появление на мировой
политической сцене нового государства, но и вхождение в сообщество современных
народов новой нации – турецкой, народа по имени турки.

Как вас теперь называть?

До 20-х годов ХХ века у турок не было единого общепринятого самоназвания.
Формирование турецкого этноса началось в XIV веке в той части Малой Азии, где
проживало племя османлы (по имени племенного вождя, бея Османа). Впоследствии –
очень постепенно – этот племенной этноним распространился на всех тюркоязычных
подданных Османского государства, не став, однако, их общенародным
самоназванием.

В европейских странах их называли османами, оттоманами (во Франции), османскими
турками или турками-османцами (в России до 1930-х годов). В самой Османской
державе этноним «османлы» употребляла для самоназывания только небольшая часть
населения – представители феодального сословия, отдельные группы горожан.
Нередко и те и другие, как и многие деревенские жители, именовали себя
мусульманами (конфессиональное название вместо этнического).

Наряду с этим среди основной массы населения, то есть деревенских жителей,
прочно бытовал древний этноним «тюрк». В турецком языке слова «тюрк» (в смысле
«человек, относящийся к тюркоязычной общности») и «турок» (представитель
турецкого народа) обозначаются на письме одинаково: turk; одинаково и
произносится это слово в обоих значениях. Так как этим словом-этнонимом называли
себя преимущественно крестьяне, в устах людей из социальной верхушки османского
общества слово тюрк/турок приобрело уничижительный смысл, стало синонимом
плебея, мужика.

Лишь после кемалистской революции общим самоназванием турецкого народа стал
этноним турки. Точнее, официальным этнонимом стало слово «тюрки» («тюрклер»), а
для уточнения, что речь идет именно о турках, стали употреблять словосочетание
«турецкие тюрки», «тюрки Турции» («Тюркие тюрклери»).

И турецкий язык сравнительно недавно стал общенациональным языком всего
турецкого народа. В османский период у турок имелись три языка. Был османский
(«османлыджа») – официальный и литературный язык с письменностью, основанной на
арабо-персидской графике, с преобладанием в лексике арабских и персидских слов.
Был турецкий (тюркский) – разговорный язык крестьянства и городской бедноты. И
был арабский – язык религии, язык исламского образования и учености.

Лишь во второй половине XIX – начале ХХ века турецкие националисты («новые
османы»), а затем младотурки стали предпринимать усилия с целью сделать народный
турецкий язык (тюркче) национальным языком всех турок. Но подлинный перелом в
этой важнейшей сфере национальной жизни произошел в 1920–1930-х годах, после
кемалистской революции.

В 1928 году был принят закон о замене в турецкой письменности арабского алфавита
(который употреблялся с XIII века) латинским. Это значительно облегчило освоение
грамоты и детьми, и взрослыми. При активной и разносторонней поддержке
государства тюркче довольно быстро из простонародного языка стал языком всего
народа – и государственным, и литературным.

В ХХ веке в турецкий язык вошло много слов из западноевропейских языков, из
интернациональной лексики.

Южные европеоиды


Многовековая и очень сложная история формирования турецкого этноса сказалась,

естественно, и в разнообразии физических типов турок. Старшему поколению россян
знакомо имя Назыма Хикмета (1902–1963), известного турецкого поэта и
общественного деятеля. В конце 1950-х годах мне, тогда студенту истфака МГУ
имени М.В.Ломоносова, случилось видеть его в книжной лавке писателя на Кузнецком
Мосту: это был высокого роста, светловолосый, светлоглазый человек. Гены каких
народов в нем проявились: хеттов, кельтов, славян? Среди турок не так уж редки
мужчины и женщины североевропейского облика. Но, конечно, для большинства людей
из этого многомиллионного народа характерна другая внешность: это брюнеты,
смуглые, темноглазые, нередко с очень темной кожей лица и тела.

Ученые отмечают удивительную похожесть высеченных тысячи лет назад на каменных
плитах в разных районах Анатолии лиц древних насельников региона и лиц
современных турок: «Как дети похожи на портретные изображения отцов». О таком
портретном сходстве писал еще в конце XIX века русский антрополог А.В.Елисеев.

Да, бывает и так. Это говорит о том, что турки в какой-то мере генетически –
преемники населения Малой Азии, жившего там задолго до прихода туда тюркских
племен. Очень многие потомки древних жителей Анатолии были ассимилированы
складывавшимся турецким этносом, были инкорпорированы в него, становились
турками.

Максимально обобщенно – основу антропологического типа турок составляет
переднеазиатский вариант балкано-кавказской расы в составе большой европеоидной
расы. Известный отечественный антрополог и этнолог, профессор Николай Чебоксаров
выделял среди турок средиземноморско-балканскую и переднеазиатскую группы южных
европеоидов.

Монголоидные черты, которые имелись у центральноазиатских тюрок, уже почти
отсутствовали у тех огузов и туркмен, которые в первые века II тыс. мигрировали
в Малую Азию; в дальнейшем при интенсивном смешении с местным населением региона
они совершенно исчезли. Это достаточно типичная ситуация: при взаимодействии
переселенцев-завоевателей и аборигенного населения в формирующейся новой
этнической общности сочетается язык пришельцев и преобладающий физический тип
коренных жителей.

Этногенез турок – сложный процесс языковой ассимиляции коренных жителей и
аккультурации пришельцев. Постепенно, к XV веку, тюрки в Анатолии перешли в
большинстве своем к новым формам хозяйства (земледелие, пастбищное и отгонное
скотоводство), к новому, оседлому образу жизни. Своей родиной, от поколения к
поколению все больше, они осознавали эту страну – Anadolu, как по-тюркски звучит
название Анатолии. Они перенимали у соседей из других народов самые разные
элементы их материальной и духовной культуры. Это сближало тюрков и коренных
жителей, они привыкали друг к другу. Любопытный штрих: широко известный символ
турецкого государства – полумесяц со звездой – заимствован османами у
византийцев: это был герб Константинополя до взятия города османами.

Естественным продолжением сближения было этническое смешение. Турки охотно брали
в жены девушек, женщин из любого народа – гречанок, черкешенок, армянок,
славянок, которые, попадая в турецкие семьи, быстро отуречивались. Дети от таких
браков были уже вполне турками – и по языку, и по культуре. Султаны и знать
имели гаремы, в которые набирались девушки из самых разных стран и народов. Их
дети становились, естественно, настоящими тюрками/турками.

Войско и чиновничество в Османской державе формировалось в основном из
иноплеменных рабов, которые, полностью зависимые от султана, становились больше
турками, чем сами турки. В XIV веке появились первые пехотные корпуса,
сформированные из христиан-военнопленных, обращенных в ислам. Эти части стали
называться «новым войском», по-турецки «ени чери»; так появилось слово
«янычары». Некоторые из них смогли пробиться к самым высоким позициям в
государстве. Греками по рождению были крупнейший османский зодчий Синан
(1489–1588), выдающийся картограф и мореплаватель Пири Рейс (ум. 1554); венгр
Ибрагим Мютеферрика стал турецким первопечатником; серб Мехмед Соколлу
(Соколович) был великим визирем, управлявшим империей с 1568 по 1579 год.
Подобные примеры можно умножить.

На Алтае и в Хакасии, в Туве и южной Якутии, в Киргизии и в Северной Монголии
(на р. Орхон) археологи обнаружили древнетюркские надписи (на стелах, валунах,
предметах обихода), относящиеся к периоду конца VII–ХI веков. Это краткие
сообщения о событиях их, тюрков, истории. Что, может быть, особенно важно –
впервые в них зазвучало слово – этноним «тюрк» в авторском исполнении. Буквенное
письмо, которым они пользовались, – вариант арамейского алфавита,
заимствованного тюрками у среднеазиатского ираноязычного народа согдийцев. «Из
древней тьмы, на мировом погосте,/ Звучат лишь Письмена» (Иван Бунин).

Мавзолей Ататюрка в Анкаре