p.дочь Ивана Васильевича, писателя по сельскому хозяйству, и Веры Петровны, племянницы известного поэта М.М. Хераскова. Её братья – Сергей, Михаил и Владимир – учились с Л. в Благородном пансионе, а с Михаилом у поэта сложились непростые и весьма странные отношения. Л. влюбился в С. летом 1827 в Кропотове, а в Москве посвятил ей новогодний мадригал («Сабуровой»), стих. «К***» («Глядися чаще в зеркала»), и, по мнению И. Андроникова, стих. «К гению». Вышла замуж в 1832 за отстав. штабс-ротмистра Дмитрия Николаевича Клушина и уехала с ним в Орел. Николай I – знаток женской красоты – заметил С. на дворянском бале в Орле в сент. 1834. Спросив у губ. А.В. Кочубея, как её зовут, «он вспомнил, что видел её в Москве в Благородном собрании» . Дочь С. Мария Дмитриевна (1833–1914) вышла замуж за А.Н. Жедринского (?–1894); у них было пять сыновей и одна дочь. Сохранила альбом, в к-ром нашлись неизвестные стих. Л., обращённые к сёстрам Ивановым.

Лит.: 1) Андроников И.Л. Лермонтов. Исследовани и находки. – М.: Худож. Лит., 1968. – С. 198, 210, 212–214. 2) Семейная хроника. Записки А.В. Кочубея. 1790–1873. – СПб, 1890. – С. 279. 3) НИОР РГБ, ф. 667, карт.1, ед.хр.10, л. 195. Родословная дворян Сабуровых.

Д.А. Алексеев

краткое содержание других презентаций

«Произведения М.Ю.Лермонтова» - Герой нашего времени. В фольклоре, творчестве каких русских писателей звучит тема памяти. Сравнение. Определите характер рифмовки в стихотворении. Стихотворение, в основе которого размышление о смысле человеческой жизни. Ставится проблема памяти. Как законы «Домостроя» действуют в поэме М. Ю. Лермонтова. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью. Олицетворение.

«Жизненный и творческий путь Лермонтова» - Воспоминание о Кавказе. Официальное известие об его смерти. Корнет в лейб-гвардии Гусарского полка. Сцена из кавказской жизни. В Лермонтове было два человека. Жизненный путь М.Ю. Лермонтова. Время обучения. Дом, в котором жил Лермонтов в Тамани. Струи Арагвы и Куры. В школе гвардейских подпрапорщиков. Бабушка Лермонтова. Мцыри. Стихотворение "Нет, не тебя так пылко я люблю". Обложка самого массового в мире издания Лермонтова.

«Кратко о жизни и творчестве Лермонтова» - Бабушка постоянно возила внука в Пятигорск. Утес. Огромный литературный мир. Воспитанием занялась бабушка. Тарханы. Парус. Бунтарские стихи. Богатый барчук. Кавказ. Жизнь и творчество М.Ю Лермонтова.

«Лермонтов о Наполеоне» - Дума. Наполеоновский цикл. Последнее новоселье. Особенности создания образа Наполеона. Эволюция образа Наполеона. Воздушный корабль. Наполеон Бонапарт. Эпитафия Наполеона. Наполеон. Св. Елена.

«Адресаты любовной лирики Лермонтова» - Варвара Александровна Лопухина. Прими мой дар, моя мадонна. Дама с дочерью. Чувства, которые поднимают нас от земли. Надо мной смеялись и дразнили. Екатерина Сушкова. Непонимание и холодность. Наталья Федоровна Иванова. Последнее стихотворение. Чувство оскорбленной гордости. Мы случайно сведены судьбою. Софья Ивановна Сабурова. Варвара Лопухина. Любовная лирика Лермонтова. Романс. Нищий. Вечно любить невозможно.

«Жизнь и творчество Лермонтова» - Два поэтических мира. Смерть поэта. Родители М.Ю.Лермонтова. В Петербурге Лермонтов сразу вошёл в свет. Поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков. Елизавета Алексеевна Арсеньева. Тарханы. Лермонтов учился прилежно. Мария Михайловна. Лермонтов. Поэт был погребён в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах. Бабушка окружила внука заботой и лаской. Московский университетский пансион. Конфликт Лермонтова с Мартыновым.

Александр Бельский Город Орёл

Нобелевский лауреат Иван Бунин с гордостью называл среди орловских писателей и Михаила Лермонтова, поясняя, что он отчасти наш, ибо его родичи, Арсеньевы, тоже из здешних мест… На Орловщине жили не только родственники поэта, но и друзья, знакомые, а также любимая девушка Лермонтова Софья Сабурова (1816-1864) – одна из ярких его муз, вдохновительница великих стихотворений.

Семья Сабуровых

Софья Ивановна Сабурова родилась в Пензе в разносторонне одаренной семье. Ее отец Иван Васильевич Сабуров был инженер-капитаном, пензенским помещиком, известным своими агрономическими опытами и статьями по вопросам сельскохозяйственной экономики. Иван Васильевич был знаком с поэтом П.А. Вяземским и орловским помещиком Д.В. Давыдовым, историком и поэтом, героем Отечественной войны 1812 года. Женился Сабуров на племяннице поэта М.М. Хераскова, принимавшего деятельное участие в учреждении Московского университетского благородного пансиона.

Братья Софьи Сабуровой - Сергей, Михаил и Владимир – учились в этом пансионе одновременно с Лермонтовым, а один из них – Михаил, одноклассник поэта - принадлежал к числу его самых близких друзей. Ему посвящены несколько лермонтовских стихотворений 1829 года. Тем не менее, у поэта и Михаила Сабурова были очень сложные взаимоотношения. Вот что пишет Лермонтов: «…наша дружба смешана со столькими разрывами и сплетнями – что воспоминания о ней совсем не веселы. – Этот человек имеет женский характер. – Я сам не знаю, отчего так дорожил им».

«…И поныне люблю»

Выдающийся литературовед Ираклий Андроников подробно и точно рассказал о семье Софьи Сабуровой и о ней самой в удивительной книге «Лермонтов. Исследования и находки».

Сабуровы были помещиками с большими связями и, очевидно, принадлежали к числу знакомых Е.А. Арсеньевой – бабушки Михаила Юрьевича. Кроме того, они были приписаны к тульскому дворянству и владели землями в Белёвском уезде Тульской губернии, где находилась «ефремовская деревня» - имение Юрия Петровича Лермонтова, отца поэта, и Арсеньевых, родственников поэта со стороны матери. Именно в «ефремовской деревне» (ныне село Кропотово; с 1937 по 1954 гг. входило в состав Орловской области, ныне находится в составе Липецкой области. – Прим. ред.) 12-летний Лермонтов мог встретить семью Сабуровых.

О вспыхнувшем нежном чувстве к Софье Сабуровой Михаил Юрьевич говорит в приписке к стихотворению «К Гению»: «Напоминание о том, что было в ефремовской деревне в 1827 году – где я во второй раз полюбил двенадцати лет – и поныне люблю». А вот строки из стихотворения «К Гению», где и мощь, и упреки, и осознание уникальности переживаемого, и призыв к повторению испытанного:

О сколько вдруг толпой теснится в грудь мою

И теней, и любви свидетелей... – Люблю!

Твержу забывшись им. Но полный весь тоскою

Неверной девы лик мелькает предо мною…

Так, счастье ведал я, и сладкий миг исчез,

Как гаснет блеск звезды падучей средь небес!

Но я тебя молю, мой неизменный Гений:

Дай раз ещё любить! дай жаром вдохновений

Согреться миг один, последний, и тогда

Пускай остынет пыл сердечный навсегда.

«…Но не для вас был создан он!»

Удивляет интеллектуальная и душевная зрелость совсем юного поэта. У читателей может возникнуть ощущение, как будто перед нами по меньшей мере сорокалетний автор, переживший неземные страсти.

Сабуровой адресовано и стихотворение «Глядися чаще в зеркала…»:

Когда же вздох самодовольный

Из груди вырвется невольно,

Когда в младой душе своей

Самолюбивые волненья

Не будешь в силах утаить:

Мою любовь, мои мученья

Ты оправдаешь, может быть!..

Любовь Лермонтова к Сабуровой воедино слита с мучениями. И его сомнения – оправдает ли возлюбленная эти чувства – остаются неразрешенными.

В новогоднем мадригале «Сабуровой» поэт размышляет о том, почему же нет между ними взаимопонимания:

Как? Вы поэта огорчили

И не наказаны потом?

Три года ровно вы шутили

Его любовью и умом?

Нет! вы не поняли поэта,

Его души печальный сон;

Вы небом созданы для света.

Но не для вас был создан он!

В этом стихотворении намечается тема одиночества, прошедшая через все творчество великого поэта. Хотя, возможно, он еще верил, что любовь взаимна и отношения обретут былую гармонию.

Ираклий Андроников пишет, что С.И. Сабурова была настолько хороша собой, что выделялась даже среди первых красавиц Москвы.

Как же сложилась жизнь Софьи Ивановны после ее расставания с Лермонтовым?

В 1832 году она вышла замуж за Дмитрия Клушина и уехала с ним в Орел. Дмитрий Николаевич Клушин был надворным советником, председателем Орловской уголовной палаты, жил в д. Тимирязево Малоархангельского уезда Орловской губернии. Он был близким родственником писателя Александра Ивановича Клушина (1763-1804), уроженца города Ливны Орловской губернии.

У Клушина и Сабуровой родилась дочь Мария (1833-1914). Она стала женой курского гражданского губернатора Александра Николаевича Жедринского. Марии принадлежал альбом, в котором обнаружились неизвестные ранее стихи Лермонтова. Впоследствии родственники Марии решили передать доставшийся им по наследству альбом Государственному Литературному музею.

И пыл сердечный не остынет!

С.И. Сабурова давно похоронена рядом с А.Н. Жедринским на кладбище Успенского мужского монастыря в Орле. Но память о ней благодаря стихотворениям гениального поэта жива.

Михаил Лермонтов испытывал к этой женщине сильные чувства: было и счастье, и мучения, и торжество, и разочарование. Но главное - было желание еще любить, «жаром вдохновений согреться миг один, последний», даже если после этого «остынет пыл сердечный навсегда».

М.Ю. Лермонтов Адресаты любовной лирики


Софья Ивановна Сабурова

14 лет, первая влюбленность. В 1828 году М.Ю. Лермонтов поступает в Московский университетский пансион. Уже тогда он писал стихи. Среди них и стихи, обращенные к сестре его соученика Михаила Сабурова – Софье.

Софья Ивановна Сабурова (1816-1864) считалась в московском высшем свете одной из первых красавиц. Почти три года длилось это увлечение:

Как? Вы поэта огорчили, И не наказаны потом? Три года ровно вы шутили Его любовью и умом? Нет, вы не поняли поэта, Его души печальный сон; Вы небом созданы для света, Но не для вас был создан он!

В 1832 году Софья вышла замуж и переехала с мужем в Орел.


Екатерина Сушкова

Екатерина Александровна Сушкова (в замужестве Хвостова).

Личная жизнь Сушковой

Екатерина Александровна родилась 18 марта 1812 года в Симбирске. С младенчества была разлучена с родителями и до трёх лет воспитывалась в доме деда Василия Михайловича Сушкова,бывшего симбирского губернатора. После, до шести лет, проживала с родителями в Пензе, а потом в Москве. Семейная жизнь родителей, Александра Васильевича Сушкова и Анастасии Павловны урождённой княжны Долгоруковой, не сложилась. По воспоминаниям,отец Екатерины:

« … Был страшный игрок и вообще бесшабашного характера. Всю жизнь свою он проводил в скандалах, буйствах и азартной игре. Когда ему в картах везло, он делал себе ванны из шампанского и выкидывал деньги горстями из окна на улицу, а когда не шло - он ставил на карту не только последнюю копейку, но до последнего носового платка своей жены».

В 1820 году родители Екатерины разъехались. Отец, посчитав, что жена больная сердцем не может воспитывать детей, силой забрал их себе и отдал Екатерину и её младшую сестру Елизавету на воспитание своей сестре.

В богатом доме своей тетки Марии Васильевны Беклешовой Екатерина жила до замужества. В 1829 году Екатерину стали вывозить в свет, где она имела успех и поклонников. Многие считали Екатерину суетной и слишком пустой девушкой, возможно это мнение составилось вследствие того, что её тетка Беклешова очень любила свет и держала свой дом открытым. У них была вечная сутолка, обеды и балы. Сама Екатерина признавалась:

« Мне необходимо бывать много в свете для того, чтобы сделать блестящую партию . »


Знакомство с Лермонтовым

В доме своей подруги Верещагиной весной 1830 г. Екатерина Александровна познакомилась с Лермонтовым. Она произвела сильное впечатление на юного поэта. Летом 1830 Лермонтов признается в любви Екатерине.

Осенью 1830 г. они расстались до конца 1834 г., когда вновь встретились в Петербурге. К этому времени в жизни обоих произошли большие изменения. Лермонтов стал офицером Гусарского полка, за Сушковой прочно установилась репутация кокетки. Она собиралась выйти замуж за Алексея Лопухина, друга Лермонтова. Родные Алексея были против этого брака.


Разрыв романа

Через три года после разрыва с Лермонтовым, в 1838 году Екатерина Александровна вышла замуж за давнего своего поклонника А. В. Хвостова, с которым познакомилась ещё в 1829 году, человека совсем не богатого и не особенно чиновного.

Короткое время, когда её муж занимал пост директора дипломатической канцелярии, Екатерина жила на Кавказе. С начала 1840-х гг. Хвостовы жили за границей.

В 1861 году умер муж Екатерины Александровны, она возвратилась на родину и поселилась уже навсегда в Петербурге, воспитывала двух подрастающих дочерей, Анастасию и Алексан дру.


Александра Михайловна Верещагина

А.М. Верещагина (1810-1873) – родственница Лермонтова. Лермонтов познакомился с Верещагиной в 1828 г. в Москве.

Верещагина раньше многих разгадала в Лермонтове настоящего поэта.

Она берегла его стихи, написанные на листах, он часто выписывал свои стихи в её альбомы, рисовал в них.

В 1837 г. А.М. Верещагина вышла замуж за вюртембергского дипломата барона Карла фон Хюгеля, жила в Германии, в Штутгарде замке Нонберг. С Лермонтовым она продолжала переписываться. В замке Нонберг находились многие реликвии связанные с поэтом: автопортрет Лермонтова в бурке, написанный Лермонтовым портрет В.А. Лопухиной, картина маслом работы поэта, автограф посвященной Верещагиной поэмы «Ангел смерти», многие стихи и рисунки Лермонтова.


ИВА́НОВА НАТАЛЬЯ ФЕДОРОВНА

Знакомая Лермонтова, предмет его юношеского увлечения; к ней относится большой цикл стихов 1830-32, т. н. ивановский цикл («Н. Ф. И.», «Н. Ф. И....вой», «Романс к И...», «К Н. И.» и др.). Дочь драматурга Ф. Ф. Иванова (1777-1816). Ободренный в начале знакомства с Ивановой, ее приязнью и вниманием, Лермонтов вскоре встретил непонимание и холодность. Их отношения кончились разрывом, который придал мрачный характер многим юношеским стихам поэта. Возникают мотивы неверия в прочность женского чувства, ревность, укоры в обмане.


Моя душа, я помню, с детских лет Чудесного искала. Я любил Все обольщенья света, но не свет, В котором я минутами лишь жил; И те мгновенья были мук полны, И населял таинственные сны Я этими мгновеньями. Но сон Как мир не мог быть ими омрачен. Как часто силой мысли в краткий час Я жил века и жизнию иной, И о земле позабывал. Не раз Встревоженный печальною мечтой Я плакал; но все образы мои, Предметы мнимой злобы иль любви, Не походили на существ земных. О нет! все было ад иль небо в них. Холодной буквой трудно объяснить Боренье дум. Нет звуков у людей Довольно сильных, чтоб изобразить Желание блаженства. Пыл страстей Возвышенных я чувствую, но слов Не нахожу и в этот миг готов Пожертвовать собой, чтоб как-нибудь Хоть тень их перелить в другую грудь.

М. Ю. Лермонтов стихотворение

« 1831 –го года июня 11 дня».


Варвара Лопухина

Варвара Александровна Бахметева, (урождённая Лопухина)


Увлечения юности

Варвара Лопухина происходила из старинного дворянского рода. Родилась в 1815 году, умерла в 1851 году. Была 7 ребёнком из 8 детей, но из них 4 умерли в детстве. Её старший брат Алексей и сестры Мария и Елизавета были близкими друзьями Михаила Лермонтова с 1828 года, со времён его обучения в Москве.

Варвара Лопухина познакомилась с поэтом в ноябре 1831 года, когда приехала в Москву из имения. Молодые люди полюбили друг друга. Восемнадцатилетний поэт посвятил возлюбленной множество произведений.


Любовь к поэту

По воспоминаниям родственников поэта, чувство любви к Лопухиной поэт сохранил до конца жизни. Однако семья Лопухиных выступала против подобного брака. Главным противником выступал отец, Александр Николаевич Лопухин. Также против такого союза высказывалась и сестра Варвары и подруга Лермонтова Мария. В мае 1835 года Варвара Лопухина вышла замуж за богатого помещика Николая Фёдоровича Бахметева. Ему тогда было уже 37 лет, а Варваре только 20.

Утверждают, что Варвара Александровна не была счастлива в замужестве, тем более что Н.Ф. Бахметев оказался большим ревнивцем и запретил жене даже говорить о Лермонтове.

При известии о свадьбе Лопухиной поэт «изменился в лице и побледнел». Образ графини Веры в романе « Герой нашего времени» поэт списал с Варвары.


С именем Варвары Лопухиной тесно связывают и стихотворение Лермонтова, адресованное Екатерине Быховец: «Нет, не тебя так пылко я люблю». По воспоминаниям самой Быховец:

Он был страстно влюблён в В. А. Бахметеву…я думаю, он и на меня обратил внимание оттого, что находил во мне сходство, и об ней его любимый разговор был

Варвара Бахметева.(Лопухина) Акварель Михаила Лермонтова


Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,

В твоих чертах ищу черты другие,

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей


Она не гордой красотою Прельщает юношей живых, Она не водит за собою Толпу вздыхателей немых. И стан ее не стан богини, И грудь волною не встает, И в ней никто своей святыни, Припав к земле, не признает. Однако все ее движенья, Улыбки, речи и черты Так полны жизни, вдохновенья. Так полны чудной простоты. Но голос душу проникает, Как вспоминанье лучших дней, И сердце любит и страдает, Почти стыдясь любви своей .


Екатерина Быховец

Екатерина Григорьевна Быховец


Верный друг или возлюбленная

Екатерина Григорьевна Быховец (1820-1880) происходила из небогатой многодетной семьи. Ее отец, помещик и отставной артиллерист, поместил дочь в дом жившей в Москве богатой родственницы. У общих знакомых Лермонтов и виделся с Катей в 1837 и 1840 годах.

Лермонтов питал к Быховец дружеские чувства, ей он доверил историю своей любви к Варваре Лопухиной. “Он был страстно влюблен в Варвару, я думаю,он и меня оттого любил, что находил в нас сходство, и об ней его любимый разговор был”, - писала Екатерина Григорьевна.

- 65.50 Кб

Софья Ивановна Сабурова

Сабуровы были помещиками с большими связями и, очевидно, принадлежали к числу знакомых Е.А. Арсеньевой – бабушки Михаила Юрьевича. Кроме того, они были приписаны к тульскому дворянству и владели землями в Белёвском уезде Тульской губернии, где находилась «ефремовская деревня» - имение Юрия Петровича Лермонтова, отца поэта, и Арсеньевых, родственников поэта со стороны матери. Именно в «ефремовской деревне» (ныне село Кропотово; с 1937 по 1954 гг. входило в состав Орловской области, ныне находится в составе Липецкой области. – Прим. ред.) 12-летний Лермонтов мог встретить семью Сабуровых.

Софья Ивановна Сабурова родилась в Пензе в разносторонне одаренной семье. Ее отец Иван Васильевич Сабуров был инженер-капитаном, пензенским помещиком, известным своими агрономическими опытами и статьями по вопросам сельскохозяйственной экономики. О вспыхнувшем нежном чувстве к Софье Сабуровой Михаил Юрьевич говорит в приписке к стихотворению «К Гению»: «Напоминание о том, что было в ефремовской деревне в 1827 году – где я во второй раз полюбил двенадцати лет – и поныне люблю». В строках стихотворения «К Гению», и мощь, и упреки, и осознание уникальности переживаемого, и призыв к повторению испытанного.

Удивляет интеллектуальная и душевная зрелость совсем юного поэта. У читателей может возникнуть ощущение, как будто перед нами по меньшей мере сорокалетний автор, переживший неземные страсти.

В этом стихотворении намечается тема одиночества, прошедшая через все творчество великого поэта. Хотя, возможно, он еще верил, что любовь взаимна и отношения обретут былую гармонию.

Ираклий Андроников пишет, что С.И. Сабурова была настолько хороша собой, что выделялась даже среди первых красавиц Москвы.

Как же сложилась жизнь Софьи Ивановны после ее расставания с Лермонтовым?

В 1832 году она вышла замуж за Дмитрия Клушина и уехала с ним в Орел. Дмитрий Николаевич Клушин был надворным советником, председателем Орловской уголовной палаты, жил в д. Тимирязево Малоархангельского уезда Орловской губернии. Он был близким родственником писателя Александра Ивановича Клушина (1763-1804), уроженца города Ливны Орловской губернии.

У Клушина и Сабуровой родилась дочь Мария (1833-1914). Она стала женой курского гражданского губернатора Александра Николаевича Жедринского. Марии принадлежал альбом, в котором обнаружились неизвестные ранее стихи Лермонтова. Впоследствии родственники Марии решили передать доставшийся им по наследству альбом Государственному Литературному музею. Михаил Лермонтов испытывал к Сабуровой сильные чувства: было и счастье, и мучения, и торжество, и разочарование. Но главное - было желание еще любить, «жаром вдохновений согреться миг один, последний», даже если после этого «остынет пыл сердечный навсегда.

Екатерина Сушкова (Хвостова)

История отношений Лермонтова и Е.А.Сушковой – достаточно значительный "сюжет" в личной и литературной биографии поэта. Лето и начало осени 1830 г., проведенные Лермонтовым в имении Столыпиных Середникове в тесном общении с московской кузиной Сашенькой Верещагиной и её близкой приятельницей Катей Сушковой, отмечено интенсивностью творческого развития поэта: поэтические создания этой поры – заметная веха в становлении его художественной индивидуальности.

Конец 1834-начало 1835 г. – время новой встречи Лермонтова и Сушковой в Петербурге – тоже весьма значительный эпизод в творческой биографии поэта, связанный с созданием оставшейся незавершенной повести "Княгиня Лиговская". У Сашеньки Верещагиной Сушкова познакомилась с Лермонтовым, который жил также по соседству: " У Сашеньки встречала я в это время её двоюродного брата, неуклюжего, косолапого мальчика лет шестнадцати или семнадцати, с красными, но умными, выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно-насмешливой улыбкой". Первоначальное их знакомство произошло, по-видимому, ранней весной 1830 г.: Сушкова помнила, как Мишель "радовался" и "торжествовал", когда получил приз на пансионском экзамене. Это было 29 марта 1830г., итак, начало увлечения пятнадцатилетнего мальчика "петербургской модницей", как шутя аттестовала Сушкову Верещагина, следует отнести к ранней весне этого года. Разница в возрасте составляла, таким образом, два года с небольшим; разница в общественном положении, предопределенная ею, была гораздо больше. " Мне восемнадцать лет, - говорит Сушкова Лермонтову,- я уже две зимы выезжаю в свет, а Вы ещё стоите на пороге этого света и не так-то скоро его перешагнёте".

Следуя за рассказом Сушковой, мы должны считать, что её знакомство с Лермонтовым в Москве продолжалось несколько месяцев: до поздней весны или начала лета, когда начался разъезд в подмосковные имения. В это время ещё ни о каком цикле стихов нет речи; Лермонтов для Сушковой – маленький "кузен" Верещагиной, добровольный паж, который носит её шляпку и зонтик и теряет её перчатки. К её удивлению, Сашенька однажды говорит ей: “Как Лермонтов влюблен в тебя!”.
Одно стихотворение из числа посланных Лермонтовым позднее Сушковой относится, впрочем, к этому периоду. Это "Весна"- первое печатное стихотворение поэта, появившееся в " Атенее" в сентябре 1830 г. под анаграммой. Трудно сказать, имелась ли в нем в виду именно Сушкова, или оно было затем послано "к случаю": лирическая ситуация в нем совершенно традиционна. Вместе с тем оно вполне соответствовало и ситуации реальной; насмешки старших девушек над юностью поклонника вполне могли вызвать с его стороны такого рода поэтическую "месть. Прервавшееся на время знакомство возобновляется уже летом 1830 г. в Середникове. Собственно с этого времени только и можно говорить о взаимоотношениях Лермонтова и Сушковой, которые стали позже зерном любовной интриги, а теперь дали начало лирическому циклу. Именно в это время Сушкова "предсказывает" Е.А. Арсеньевой «великого человека в косолапом и умном мальчике». Первые стихи «сушковского цикла» лишены каких-либо связей с Байроном. Сушкова рассказывала, что первое стихотворение, адресованное ей, она получила от Лермонтова при отъезде из Середникова в Москву, 12 августа 1830г. Это было стихотворение «Черноокой» (Лермонтов шутливо называл Сушкову miss Black eyes), содержавшее полупризнание в любви и как бы отмечавшее начальную фазу развивающегося чувства. Сила любви героя передана через противопоставление «рай – ад». Все стихотворение построено на одной и той же рифме: «очи-ночи». Сушкова приняла стихи благосклонно, и юный поэт поспешил откликнуться («Благодарю!...Вчера мое признанье И стих мой ты без смеха приняла...»). Слово «Благодарю» повторяется четыре раза и в последней строфе звучит особенно по-лермонтовски: «надеждам и мечтам», которые еще живы в душе поэта, он предпочитает истину, хоть и лишенную всякой надежды.
Следующие стихи («Зови надежду сновиденьем») содержали уже прямое признание, как известно не встретившее ответа. Тогда пишется «Нищий», ведущий мотив этого стихотворения – неразделенная любовь: «Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою!». Интересна история создания этого стихотворения. Однажды несколько семей, проводящих лето в Середникове, в том числе Арсеньева с внуком, Столыпины, Верещагины и Сушковы, отправились в Троицко-Сергеевскую лавру. На паперти стоял нищий, в руку которого кем-то был положен камень. Так возникла развернутая метафора, которую Лермонтов использует в стихотворении как символ человеческого равнодушия и глухоты.
Следующая группа, в которую входят «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор»), «У ног других не забывал» и «Когда к тебе молвы рассказ» есть своего рода кульминация эмоционального напряжения. Эти стихи пишутся не сразу после первой группы, а спустя некоторое время, когда Лермонтов услышал от Верещагиной о светских успехах предмета своей страсти. Рассказы Верещагиной вызывали в Лермонтове чувства обиды и ревности. Об этих чувствах Лермонтов говорил Сушковой в «Стансах»(« Взгляни, как мой спокоен взор»). Перерабатывая это стихотворение, он рисует на полях тетради красивую девушку с большими черными глазами, длинными черными волосами и гордой осанкой.
Стихотворение «Когда к тебе молвы рассказ», которое Лермонтов дарит Сушковой, содержало упрек и, как говорила она в «Записках», «грозно предвещало» ей будущее. Таким образом, в «сушковском цикле» стихов можно отметить две группы. Более ранние, написанные в Середникове, представляют собою традиционную любовную лирику с признаниями в пылкой страсти и с элегическими мотивами. Вместе с тем они являются и лирическим дневником. Вторая группа стихов отличается от первой своим более обобщенным характером. В отличие от первой группы, которая в дальнейшем у Лермонтова не варьируется и не перерабатывается, эта вторая содержит такие лирические мотивы и темы, которые затем перейдут в позднюю лермонтовскую лирику. Душевный опыт, отложившийся в них, выходит далеко за пределы конкретной ситуации. Эти стихи есть определенная ступень самосознания личности, связь же их с байроновским циклом, посвященным Мэри Чаворт, является, помимо всего прочего, важным подтверждением правдивости рассказа Сушковой о том, что именно она была их непосредственным адресатом.
Если первый эпизод отношений Лермонтова и Сушковой связан с ранней лирикой поэта, то «развязка» этого «романа» связана с его прозой. Как известно, Лермонтов подробно описал ее в «Княгине Лиговской». Как и первый эпизод, последний проходит под знаком литературных воздействий. Вообще литературный элемент настолько ярко окрашивает эти отношения, что вопрос о «реальных» портретах Лермонтова и Сушковой в середине 1830-х годов приобретает особое значение.
Со времени отъезда Сушковой из Москвы в 1830г. Лермонтов не встречался с ней до конца 1834 г. Вначале они поддерживали связи через Верещагину, но затем эти связи, по-видимому, прекратились. К началу 1830-х годов относится увлечение Лермонтова Н.Ф. Ивановой, а затем В.А. Лопухиной. Приехав в Петербург в 1832г., Лермонтов встречи с Сушковой не искал; она же была слишком занята светом и поисками выгодной партии, чтобы вспомнить о своем московском знакомом.
Сцены, которые Сушковой приходилось переносить дома, Лермонтов изобразил в романе «Княгиня Лиговская», - в эпизодах с Негуровым, его женой и дочерью Лизаветой Николаевной (прототипом ее была Сушкова). В «Княгине Лиговской» светские успехи Сушковой-Негуровой охарактеризованы довольно зло. В повесть «Княгиня Лиговская» войдут не только биографические и конкретные бытовые детали, но также и наблюдения художника над созданной им самим ситуацией и над психологией действующих лиц.

Наталья Фёдоровна Иванова

Наталья Федоровна Иванова (1813 – 1875) вошла в историю лермонтоведения как «загадка Н. Ф. И.». Долгое время биографы Лермонтова не знали имени женщины, скрытого за этими инициалами. Только в 1914 г. издатель Каллаш предположил, что Н. Ф. И. – это Наталья, дочь драматурга Федора Федоровича Иванова. Лермонтов пережил мучительную и большую любовь к Н. Ф. Ивановой, посвятив ей около сорока своих стихотворений, составивших «ивановский цикл» его любовной лирики 1830 – 1832 годов. С акварельного портрета Кашинцева спокойно, с достоинством смотрит на нас девушка с голубыми миндалевидными глазами, "равными красою с небесами". Удлиненный овал ее лица обрамляют каштановые волосы, нежная шея убрана красными бусами. Во всем ее облике - во взгляде, в твердо сомкнутых губах, гордой посадке головы сказывается властность: холодом веет от ее прекрасного лица. "Она горда одной своею красотою". Позже поэт сравнит ее с мраморным кумиром. Лермонтов и Иванова познакомились еще в 1830 году, но весной и летом этого года поэт был увлечен Сушковой. Отношение Лермонтова к Ивановой иное, нежели к Сушковой. Он ей верит – она поверенная. Уже после первой встречи он обратился к Ивановой с поразительно искренним и тревожным посланием. Лермонтов говорит о какой-то отдаленности во взглядах, которую хочет преодолеть. Поэт искренне ищет суда, ждет его – и справедливого. Он читает поверенной своих дум стихи. И ждет приговора о самом важном своем деле – своем творчестве.
О любви к этой поверенной в приведенном стихотворении не говориться. Время шло, уходил из памяти образ черноокой насмешницы. Уходил из памяти, но все еще жил. Не так легко терять прошедшее, особенно таким людям как Лермонтов.
Однако, потребность в сильном чувстве уже не хотела ограничиться воображением, или воспоминанием.
В своей вере в любовь сердце отдавалось настойчивому исканию. Но он продолжает верить в суд своей избранницы, просит ее защитить, надеется, что не ошибся в выборе.

Взаимность пришла, пришла, будто вызванная надеждой на другого человека. Мог ли он в те дни понять – что как возмездие? Возмездие, насмешливо заслуженное его искренностью. Срок любви и открытой взаимности был коротким. В конце мая - начале июня произошла катастрофа: события, проложившие непреодолимую грань между Лермонтовым и Ивановой.
Сохранилось короткое письмо того времени к приятелю:
Лермонтов: « мы с тобой не для света созданы – я не могу тебе писать: болен, расстроен, глаза каждую минуту мокры.- Много со мною было».

Вернувшись из Москвы от Ивановых, Лермонтов начинает писать пьесу о потрясших его событиях – драму. В ней под именем Владимира Павловича Арбенина Лермонтов выводит самого себя, под именем Натальи Федоровны Загоскиной – Иванову. Загоскина изменяет Арбенину, предпочтя его друга, она решает выйти за него замуж. К Арбенину она начинает проявлять все большую холодность, пренебрегаю его страстными чувствами. Однако Иванова замуж не вышла, и если и была мысль о замужестве, она не сбылась.
Стихотворение «Я не унижусь пред тобою…» стало прощальным посланием Лермонтова к Н. Ф. И. в этом цикле.

Как и Лермонтов, Арбенин не смог безнаказанно отойти от своей любви, он лишается рассудка. Ценой жизни он приобрел право на верность в любви. Из испытаний Арбенин так и выходит «странным человеком», каким и был до этого. Таким во всем и всегда хотел быть автор пьесы: «странным», выходящим за грани приземленных норм общежития, человеком с правом на собственное поведение, свои решения и поступки.
Прощением Лермонтов хочет преодолеть мучения души.

Варвара Александровна Лопухина

Варвара Александровна Лопухина – одна из самых глубоких сердечных привязанностей М.Ю.Лермонтова. Пережив бурное увлечение Н.Ф.Ивановой, поэт в 1831 встретился в близкой ему семье Лопухиных с младшей сестрой своего друга Алексея – Варенькой.
Весной 1832 года компания молодежи собралась ехать в Симонов монастырь ко всенощной - молиться, слушать певчих, гулять. Солнце склонялось к Воробьевым горам, и вечер был прекрасный. Уселись на длинные линейки, запряженные в шесть лошадей, и тронулись вверх по Арбату веселым караваном. Случайно во время этой поездки Лермонтов оказался рядом с Варенькой Лопухиной. Минувшей зимой шестнадцатилетнюю Вареньку привезли в Москву на «ярмарку невест». Она только одну зиму выезжала и еще не успела утратить ни свежести деревенского румянца, ни сельской естественности и простоты. Это делало ее не похожей на московских барышень, у которых все было рассчитано: каждый жест, поза, улыбка.
Варенька была пылкая, восторженная, поэтическая натура. Сельское уединение и чтение романов сделали ее мечтательной. Но эта мечтательность умерялась природной живостью, веселостью и общительностью. Свою склонность помечтать она не выказывала, а, наоборот, стыдилась как слабости. Была блондинка с черными глазами. Это придавало ей особую прелесть. Каждая перемена настроения, мимолетное чувство и мелькнувшая мысль отражались на ее подвижном лице.
В минуты внутреннего подъема оно становилось прекрасным, а порой Варенька могла показаться совсем некрасивой. В ней была обаятельная простота, свойственная глубоким и цельным натурам. Она была всеобщей любимицей.
Лопухина была одних лет с поэтом, и это было, между прочим, причиной многих страданий для Лермонтова, потому что Варенька по годам своим была членом общества, когда ровесник ее, Мишель, все еще считался ребенком. Характер ее, мягкий и любящий, увлекал его. Он, сопоставляя себя с нею, находил себя гадким, некрасивым, сутуловатым горбачом: так преувеличивал он свои физические недостатки. В неоконченной юношеской повести он в Вадиме выставлял себя, в Ольге – её.
Он сам рассказывает о многом в «Княгине Лиговской», лишь переделав имена и слегка изменив подробности.
В циклы лирики Лермонтова образ В.А. Лопухиной вступает с осени 1831 года, в стих, в строку входит новая дума, новая забота, чтобы больше уже не уйти никогда. Наконец, поэт обрел то, чем вполне может жить его сердце, не поступаясь не искренностью чувств, не его глубиной. И это новое чувство не только любовь, но жизнь.
В туже пору, осенью 1831 года, воображение поэта было вновь взволновано явлением ему образа демона, его снова влечет замысел поэмы, о скитальце, о добре и зле, о любви. В третий раз поэт перерабатывает свое произведение и посвящает его Лопухиной.
Переезд Лермонтова в 1832 в Петербург и зачисление в школу юнкеров помешали обоюдному чувству развиться, а военная служба и светские увлечения на время заслонили образ любимой девушки. Однако Лермонтов не переставал интересоваться судьбой Вареньки. Вот одно из писем Лермонтова к Марии Лопухиной, сестре Вареньки:
«Мне бы очень хотелось задать вам небольшой вопрос, но не решаюсь начинать. Коли догадываетесь – хорошо, а нет – значит, если б я задал вопрос, вы не могли бы на него ответить…»
На что М.А. Лопухина, мгновенно догадавшись, отвечает: «Поверьте, я не утратила способности вас понимать… Она хорошо себя чувствует, выглядит довольно веселой…» Лопухиной Лермонтов посвятил множество стихов. Между тем молчание Лермонтова заставило Варвару Александровну, вероятно, под влиянием родителей в 1835 году выйти замуж за Н.Ф.Бахметева, человека не молодого. По-видимому, решение это некоторым образом было связано со слухами о романе Лермонтова с Сушковой; с другой стороны, и жестокая развязка этого романа (история с анонимным письмом), возможно, имеет отношение к известию о скором замужестве Вареньки. Лермонтов тяжело пережил эту, по его мнению, измену любимой женщины, и горечь утраченной любви надолго окрасила его творчество. Фамилию ее по мужу он не признавал. Последний раз они видятся мимолетно в 1838 ., когда Варвара Александровна проездом за границу посещает вместе с мужем Петербург, а Лермонтов в это время служит в Царском Селе. В апреле 1841 года, когда поэт уезжал на Кавказ, В.Ю. Одоевский подарил ему свою записную книжку, что поэт возвратит ее сам всю исписанную.
Лермонтов не смог возвратить ее сам, 15 июня 1841 года он был убит на дуэли.
Записная книжка все же вернулась к хозяину. Заполнено было около 50 страниц. Некоторые стихи написаны неровными, прыгающими буквами, вероятно, писались в пути. Первая запись: «Спор». Какова же последняя? Час прощанья с жизнью – искренний час. С ней, с Варварой Александровной Лопухиной, прощается он в последние минуты своей жизни.В признании, потом в споре, в буре, в непросто давшемся ревнивом чувстве, а затем снова в признании, проверенном спором, являлся поэту этот образ, многолетний, до самых последних дней, спутник его вдохновений. Если бы не жил в сердце поэта этот образ, его творчество было бы беднее.

Мария Щербатова

Еще одной возлюбленной Лермонтова была Мария Алексеевна Щербатова, урождённая Штерич. Она рано овдовела и вела в столице светский образ жизни. Но охотнее, чем на балах, она бывала в гостеприимном доме Карамзиных, где, видимо, познакомилась и с Лермонтовым. Образованная, умная, молодая женщина хорошо знала литературу, любила стихи и музыку и была очень хороша собой. Лермонтов говорил о ней своему родственнику Шах - Гирею, что она такая, “что ни в сказке сказать ни пером описать”, М. И. Глинка вспоминал, что Щербатова была “прелестна, хотя не красавица, видная, статная и чрезвычайно увлекательная женщина”. Любила ли она его, Мишель не знал. Но он, если бы мог, подарил бы ей всю землю. М. Ю. Лермонтов посвятил М. А. Щербатовой стихотворение “Отчего”. Особенно ценил поэт смелость и независимость суждений Щербатовой, её внутреннюю силу и верность сердечным привязанностям. С именем этой вдовы связывают и первую дуэль поэта. 16 февраля 1840 года Лермонтов был на балу у графини Лаваль, в особняке на Английской набережной. Там и произошло столкновение между Лермонтовым и молодым Барантом, виновницей которого стали считать М. А. Щербатову, за которой, по свидетельству современников, “волочился сын французского посла Эрнест де Барант, пустой, чванный человек”. На балу молодая вдова оказала Лермонтову “немножко слишком явное предпочтение”. Это и взорвало Баранта, который увидел в поэте счастливого соперника… Последствием ссоры стала дуэль, на которой поэт был легко ранен в руку. Но царь был разгневан: в апреле Николай I приказывает поручику Лермонтову отправляться в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ. Там, с июня по ноябрь поэт принимает участие в боевых сражениях, проявив отвагу, и был даже представлен к награде... Награждения не последовало - император решил отметить заслуги Лермонтова лишь отпуском в столицу…

Екатерина Быховец

Последней женщиной в жизни Лермонтова стала Е.Г.Быховец, дальняя родственница поэта. Бронзовый цвет лица и черные очи... Она имела много поклонников из окружения Михаила Юрьевича. Но сам он искал в Екатерине Григорьевне милые черты Вареньки Лопухиной. И находил, что радовало его безмерно. С Екатериной Григорьевной Быховец Лермонтов встретится после разлуки прямо в день его дуэли, последней дуэли в его жизни... Она проживет с поэтом часть его последнего дня...


Описание работы

Сабуровы были помещиками с большими связями и, очевидно, принадлежали к числу знакомых Е.А. Арсеньевой – бабушки Михаила Юрьевича. Кроме того, они были приписаны к тульскому дворянству и владели землями в Белёвском уезде Тульской губернии, где находилась «ефремовская деревня» - имение Юрия Петровича Лермонтова, отца поэта, и Арсеньевых, родственников поэта со стороны матери. Именно в «ефремовской деревне» (ныне село Кропотово; с 1937 по 1954 гг. входило в состав Орловской области, ныне находится в составе Липецкой области. – Прим. ред.) 12-летний Лермонтов мог встретить семью Сабуровых.